Стертая форма дизартрии картина нарушения речевой деятельности. Стёртая дизартрия. Отчего возникает дизартрия

Сегодня мы попытаемся понять суть явления, называемого «дизартрия». Что это такое? По каким причинам возникает патология? Это особенно важно, так как у детей с нормальным умственным развитием данное заболевание составляет до 6% случаев, и наблюдается тенденция к росту этого показателя.

Дизартрия - это нарушение произношения звуков, вызванное поражением участков головного мозга и, соответственно, расстройством иннервации мышц, задействованных во время речи.

Тяжелая дизартрия - что это такое?

Наблюдается дизартрия в легкой и тяжелой форме. Последняя рассматривается как одно из проявлений Такие дети получают как логопедическую, так и врачебную помощь в комплексе. Ее обеспечивают специализированные детские учреждения (сады и школы для детей с проблемами речи или нарушениями опорно-двигательного аппарата).

Стертая дизартрия - что это такое?

Дети, имеющие легкую степень дизартрии (по-другому ее называют «стертой»), обучаются, как правило, в общих детских заведениях.

Она проявляется в легком нарушении функций органов артикуляции, а также Речь таких детей нечеткая, но понятна окружающим, так как в основе заболевания лежат лишь точечные поражения коры мозга. Это приводит к парезам только некоторых мышц, используемых для артикуляции, например, только одной стороны языка или его кончика.

При сравнении с дислалией (нарушением произношения звуков при нормальной иннервации артикуляционного аппарата) рассматриваемые нарушения имеют совсем иную причину и

Симптомы дизартрии

Диагностика дизартрии, несмотря на то что дети, пораженные нею, чаще всего не сильно выделяются среди сверстников, происходит по некоторым общим признакам:


Кроме перечисленных проблем, дети даже при легкой степени дизартрии страдают повышенной возбудимостью и истощаемостью нервной системы. Уже с первого года жизни это проявляется плаксивостью и постоянным требованием внимания от близких, нарушениями сна, предрасположенностью к частой рвоте, желудочным расстройствам. Состояние таких деток нередко зависит от метеорологических изменений.

Лечение дизартрии

Лечится дизартрия комплексно, при участии как психоневролога, так и логопеда. Но значительная роль в этом отводится родителям, поэтому им крайне важно знать: диагноз «дизартрия» - что это такое, для чего проводятся те или иные процедуры и упражнения, а также четко представлять себе возможные результаты.

В процессе лечения используются как терапевтические процедуры (лекарственные препараты, физио- и иглотерапия для нормализации мышечного тонуса, так и логопедическое воздействие (артикуляционная гимнастика, исправление голоса и исправление произношения и т. п.).

Стертая форма дизартрии.

Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термин "дизартрия" образован от греческих слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая расстройство.

Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.

Стертая форма - одна из форм дизартрии.

В последнее время в процессе логопедической практики все чаще встречаются дети, нарушения речи которых схожи с проявлениями сложных форм дислалии (дислалия – недостаток звукопроизношения), но с более длительной и сложной динамикой обучения и коррекции речи. Тщательное логопедическое обследование и наблюдение выявляют у них ряд специфических нарушений:

Нарушения двигательной сферы,

Пространственного гнозиса,

Фонетической стороны речи (в частности, просодических характеристик речи),

Фонации,

Дыхания

и другие, что позволяет сделать вывод о наличии органических поражений центральной нервной системы.

Опыт практической и исследовательской работы показывает, что очень часто сложно диагностировать легкие формы дизартрии, ее дифференциации от других речевых расстройств, в частности - дислалии, в определении путей коррекции и объема необходимой логопедической помощи детям со стертой формой дизартрии. Учитывая распространенность данного речевого нарушения среди детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что в настоящее время назрела очень актуальная проблема - проблема оказания квалифицированной логопедической помощи детям со стертой формой дизартрии.

Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов в течение пренатального, натального и раннего постнатального периодов развития. Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить:

Токсикоз беременности;

Хроническую гипоксию плода;

Острые и хронические заболевания матери в период беременности;

Минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях - матери и плода;

Легкую асфиксию;

Родовые травмы;

Острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т.д.

Воздействие этих неблагоприятных факторов приводит к возникновению ряда специфических особенностей в развитии детей.

В ранний период развития у детей со стертой формой дизартрии отмечаются двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач. Кормление таких детей носит ряд особенностей: наблюдаются трудность в удержании соска, быстрая утомляемость при сосании, малыши рано отказываются от груди, часто и обильно срыгивают. В дальнейшем плохо приучаются к прикорму, неохотно пробуют новую пищу. За обедом такой ребенок долго сидит с набитым ртом, плохо пережевывает и неохотно глотает пищу, отсюда частые поперхивания во время еды. Родители детей с легкими формами дизартрических расстройств отмечают, что в дошкольном возрасте они предпочитают каши, бульоны, пюре твердым продуктам, так что накормить такого ребенка становится настоящей проблемой.

В раннем психомоторном развитии также можно отметить ряд особенностей: становление статодинамических функций может несколько запаздывать или оставаться в пределах возрастной нормы. Дети, как правило, соматически ослаблены, часто болеют простудными заболеваниями.

Анамнез детей со стертой формой дизартрии отягощен. Большинство детей до 1-2 лет наблюдались у невропатолога, в дальнейшем этот диагноз был снят.

Раннее речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь формируется к 2-3 годам. При этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной, понятной только родителям. Таким образом, к 3-4 годам фонетическая сторона речи у дошкольников со стертой формой дизартрии остается несформированной.

При тщательном неврологическом обследовании детей с подобными речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы. Эти симптомы проявляются в виде расстройства двигательной сферы и экстрапирамидной недостаточности и отражаются на состоянии общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также мимической мускулатуры.

Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии), нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка со стертой формой дизартрии остаются неловкими и непродуктивными.

Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений. К примеру, ребенок со стертой формой дизартрии несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.

У детей со стертой формой дизартрии наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Дошкольник с легкими проявлениями дизартрии неохотно рисует, лепит, неумело играет с мозаикой.

Особенности состояния общей и мелкой моторики проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения речевой моторики у дошкольников с данным видом речевой патологии обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции. Именно мозаичность поражения двигательных проводящих корково-ядерных путей и определяет большую комбинативность речевых нарушений при стертой форме дизартрии, коррекция которых требует от логопеда тщательной и детальной разработки индивидуального плана логопедической работы с таким ребенком. И, конечно, такая работа представляется невозможной без поддержки и тесного сотрудничества с родителями, заинтересованными в исправлении нарушений речи своего ребенка.


Стертая форма дизартрии или псевдобульбарная – это нарушения речевой деятельности в связи с расстройством артикуляции при поражениях нервной системы. Отклонения при этой форме дизартрии сложно выявить без помощи специалиста. Характерным проявлением является четкость в произношении изолированных звуков, но плохая дифференциация и автоматизация произношения при речевом потоке. Явными симптомами стертой является:

  • невнятность выразительности речи;
  • трудности с дикцией;
  • искаженное произношение звуков;
  • автоматическая замена слогов по смежности произношения.

Что представляет собой стертая дизартрия?

Современная логопедия не может дать однозначного определения термину «стертая дизартрия». Считается, что это патологическое заболевание, которое проявляется в искажении фонетических просодических компонентов речевой деятельности, по причине наличия микроорганического воздействия на головной мозг.

Это понятие появилось в научной литературе сравнительно недавно, и ввела его О. Токарева, которая обозначила стертую дизартрию, как форму заболевания, имеющую легкие признаки. Выявить наличие стертой дизартрии можно только по достижению 5 лет. Заболевание требует длительного комплексного лечения в совокупности с индивидуальной логопедической терапией. Универсальных методик коррекционной работы пока не существует, но диагностировать наличие заболевания можно еще на ранней стадии развития. Комплекс методик терапии включает:

  • медикаментозное лечение;
  • психолого-педагогическая коррекционная работа;
  • логопедические занятия.

Самыми распространенными причинами развития заболевания у детей являются:

  • нарушения внутриутробного развития;
  • инфекционные заболевания головного мозга;
  • травмы, полученные в процессе родов.

Симптомы проявления

Современная логопедия выявляет симптомы проявления заболевания у детей на трех уровнях: общей моторики, мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.


Характерными признаками развития болезни у детей современная логопедия считает нечеткость произношения, непроизвольную смену движений и слабость артикуляционных мышц, в процессе речевой деятельности и выполнения упражнений.

Произношение звуков

Симптомы заболевания имеют схожие признаки, как и дислалия (трудности со звукопроизношением). При первичном обследовании детей наблюдается искажении, замена и смешивание звуков, но просодические нарушения бывают только у стертой формы.

Главным отличием болезни является верное произношение изолированных звуков. Очевидным признаком заболевания является трудность произношения свистящих и шипящих. Артикуляционный аппарат не способен разграничить звуки по смежному способу образования, поэтому наблюдаются призвуки акустически противопоставленных звуков. Звуконаполняемость речи упрощается и происходит ассимиляция звуковых структур.

Общее развитие речевого аппарата

Условно детей со стертой дизартрией можно разделить на 3 группы:

  1. Больные с трудностями дифференциации звуков и просодикой. Уровень развития речевого аппарата у таких детей находится на высоком уровне, а проявление болезнь находит в трудностях употребления предлогов. Расстройство произношения сложных слоговых структур сопровождается отсутствием пространственной ориентации.
  2. Наблюдается нарушение развития фонематического слуха на фоне просодики и трудностей с произношением звуков. В речи присутствуют лексические и грамматические ошибки. Отсутствует навык звуковой дифференциации.
  3. Полиморфные отклонения дифференциации звуков и недоразвитое фонематическое восприятие характерны для третей группы. Словарный запас и отсутствие знаний грамматики сочетаются с трудностями построения слоговых структур.

Больные не способны четко выражать свои мысли. На фоне трудностей с артикуляцией развивается расстройство восприятия, которое в последствие ведет к развитию психических отклонений.

На вопрос от чего может быть данная разновидность заболевания, врачи перечисляют целый комплекс физиологических причин, в том числе:

  • Неправильную иннервацию речевого аппарата. Она влечёт за собой недостаточность артикуляционных мышц, например, языка, нёба, губ. Кроме того, нарушение сопровождается неточными движениями, быстрым истощением из-за поражения ЦНС.
  • Расстройства двигательной функции. Ребёнок не может быстро определить и найти правильное положение артикуляционных мышц, позволяющее правильно произнести звук или слово.
  • Оральную апраксию и минимальную дисфункцию головного мозга, не меняющуюся по мере того, как протекает заболевание.

В отличие от других форм, стёртая может возникать у детей вне нарушений подвижности тела. Её может вызвать лёгкая асфиксия или травма, полученная во время родов.

Симптомы

Именно стёртая форма заболевания чаще всего проявляется у детей в возрасте от 1 года и старше. Распространённость данного типа дизартрии очень высока. Распознать патологию можно, обратив внимание на характерные первые признаки, которые выражаются следующим образом:

  • ребёнок говорит «в нос»,
  • очевидны серьёзные нарушения интонации,
  • артикуляционные мышцы малоподвижны,
  • при произношении звуков губы ребёнка остаются неподвижными,
  • складывание губ в «трубочку» или растягивание в широкой улыбке - сложная задача для детей,
  • речь невнятная и нечёткая.

Проявления заболевания начинаются с того, что ребёнок произносит свои первые слова гораздо позже сверстников. В более раннем возрасте младенец не «гулит», характерный для малышей лепет практически или полностью отсутствует. Признаками дизартрии у детей младшего и среднего школьного возраста становится неспособность читать стихотворения или тексты в прозе с выражением. В процессе монолога или чтения голос ребёнка постепенно стихает, становясь еле различимым и очень тихим. Помимо нарушений речевой функции, у несовершеннолетнего пациента отмечаются проблемы с мелкой моторикой, простейшими движениями, письмом.

Когда речь идёт о речевой симптоматике, имеют место быть замещения, искажения и исключения «проблемных» звуков из речи. Ребёнок стремится максимально упростить артикуляцию, в результате чего выбирает односложные слова без шипящих или свистящих звуков. В некоторых случаях стёртая форма заболевания сопровождается поражением нервов, отвечающих за подвижность глаза.

Диагностика стертой дизартрии у ребенка

Как правило, за постановку диагноза отвечает детский логопед. Диагностика заболевания у несовершеннолетних пациентов начинается с разговора с родителями и изучения данных клинической картины. Далее, в целях определить точный диагноз, специалист обследует:

  • Моторику - как общую, так и мелкую. Врач может попросить пациента постоять или попрыгать на одной ноге, с чем ребёнок справиться, как правило, не может. Для проверки мелкой моторики доктор предлагает поработать с карандашами.
  • Подвижность мимических и артикуляционных мышц. Задача логопеда - оценить степень отклонения показателей тонуса от нормальных.
  • Постановку дыхания. Врач может попросить ребёнка надуть щеки, заполнить воздухом пространство под губой или перегнать его из «стороны в сторону».

Лабораторные анализы при дизартрии не назначаются.

Осложнения

Вопрос чем опасна дизартрия стёртой формы, актуален для всех родителей. В список возможных негативных последствий входят:

  • Психологические травмы, склонность к депрессивности.
  • Проблемы с внешними коммуникациями.
  • Социальные проблемы в отношениях с близкими.

Лечение

Что можете сделать вы

В случае стёртой формы дизартрии возможна ощутимая нормализация речи, вплоть до четкого и свободного произношения всех звуков. Ребёнок овладевает необходимыми навыками, что позволяет посещать общеобразовательные учреждения с дополнительными занятиями в поликлинике или в школе. Вылечить заболевание можно, используя методы консервативного лечения и логопедических занятий.

Лечить дизартрию придется достаточно долго, а ребёнок, уже в раннем возрасте может почувствовать отличие от остальных детей. Задача родителей - не допустить развития комплексов и психологической травмы. Необходимо оказать максимальную поддержку и принимать активное участие в процессе лечения. Обязательны домашние логопедические занятия. Узнать, что делать в домашних условиях можно непосредственно у логопеда или невропатолога.

Что делает врач

Первая помощь ребёнку со стёртой формой дизартрии заключается в эффективном лечении основного заболевания. Кроме того, может потребоваться дополнительная стимуляция центральной нервной системы. Для этого врач назначает соответствующие ноотропные препараты, которые улучшают мозговую активность, интеллект, память. Медикаментозное лечение и физиотерапия подбираются с учетом состояния и возраста пациента.

Профилактика

Предотвратить заболевание практически невозможно. Единственные способы минимизировать риски - это избегание родовых и черепно-мозговых травм. Важен постоянный контроль на протяжении всего периода беременности, отказ от вредных привычек. Рекомендуется предупреждение инфекционных заболеваний или их тщательное лечение.

Также смотрят

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании стёртая дизартрия у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг, как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как стёртая дизартрия у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга стёртая дизартрия у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить стёртая дизартрия у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания стёртая дизартрия у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание стёртая дизартрия у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств перенесших не длительную асфиксию(удушье) или родовую травму или имеющих в анамнезе (совокупность сведений о болезни и развитии ребенка) влияние других не резко выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития (вирусные инфекции, токсикозы, гипертония, нефропатия, патология плаценты и др.) или в период родов (недоношенность; затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).

Легкая («стертая») дизартрия чаще всего диагностируется после 5 лет. Раннее речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Ребенок с ранним церебральным (мозговым) поражением к 4-5 годам теряет большую часть симптоматики, но может оставаться стойкое нарушение звукопроизношения и просодики.

Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь формируется к 2 - 3 годам. При этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной, понятной только родителям. Таким образом, к 3 - 4 годам фонетическая сторона речи (внятность речи) у дошкольников со стертой формой дизартрии остается несформированной.

Дети со «стертой» дизартрией большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их (поставленный звук может не использоваться в речи). Артикуляционные движения могут нарушаться своеобразно: при ограничении движений языка и губ, наблюдается неточность и несоразмерность выполнения произвольных движений и недостаточность их силы.

Характерна слабость и вялость артикуляционной мускулатуры. Темп выполнения артикуляционных движений заметно снижен. Дети слабо ощущают положение языка, губ, с трудом находят направление их движений, необходимое для произнесения звуков.

Общая моторная (двигательная) неловкость , недостаточная координированность движений служат причиной отставания формирования навыков самообслуживания. У детей со «стертой» дизартрией с задержкой развивается готовность руки к письму, они мало рисуют и лепят. В школе таких детей часто ругают за плохой почерк.

В речи детей со «стертой» дизартрией, помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются нарушения просодики. Основные жалобы при «стертой» дизартрии: нечеткое, смазанное звуко произношение; речь монотонна, маловыразительна; нарушения дикции; искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах; недоговаривание элементов речи (например, предлогов) и др.
Отмечается ряд особенностей лексики, проявляющейся в неточном употреблении слов, ограничении словарного запаса. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию.

У детей со «стертой» дизартрией нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность и эмоциональный рисунок речи, а также трудность исполнения ритмического и мелодического ударения. При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации.

Страдает голос: он либо тихий, слабый, а иногда, наоборот, хриплый, резкий, напряженный, чрезмерно громкий. Ритм дыхания нарушен. Отмечается слабость речевого дыхания, поверхностное дыхание. Речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Не удаются модуляции по высоте, силе голоса. Например, ребенок не может по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом, имитируя голос животных (коровы, собаки и т.п.).

У части детей появляется фальцет (высокий, неприятный голос, иногда визжащий); вдох с придыханием, с поднятием плеч; ослаблен речевой выдох. У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе - в этом случае речь становится захлебывающейся.

Таким образом, поскольку речь ребенка неразборчива необходимо выполнить упражнения, предназначенные для проверки подвижности речевого аппарата.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПОДВИЖНОСТИ РЕЧЕВЫХ ОРГАНОВ.

Нужно открывать и закрывать рот, «шлепая при этом губами»;

Попеременно высовывать изо рта язык и убирать его обратно;

Приоткрыть рот, положив широкий, распластанный язык на нижние зубы, удерживать его около 5-6 секунд в таком положении в спокойном состоянии;

Губы должны поочередно симметрично располагаться в неширокой улыбке и вытягиваться в трубочку (при выполнении этого задания зубы ребенка должны быть сомкнуты, и движения совершаться одними губами, без дополнительного движения подбородком);

Открыть рот, «шлепнув» губами, закрыть его, после этого вытянуть губы в трубочку, затем повторить эти действия в той же последовательности;

Рот открыт. Язык ребенка должен свободно поочередно подниматься и опускаться к верхним нижним зубам;

В этом же положении язык должен свободно поочередно подниматься к зубам и опускаться к нижним зубам у их оснований;

Губы находятся в неширокой улыбке, язык должен легко поочередно достигать углов рта.
Если ваш ребенок говорит неразборчиво и выполнение предложенных упражнений вызывает у него определенные трудности, у него может быть легкая (стертая) форма дизартрии.

Признаки легкая («стертая») дизартрия:

Ребенок не сразу может найти для речевых органов нужную позу;

Не может удержать ее без изменений на протяжении 5-6секунд;

Ребенку бывает сложно переключиться с выполнения одного движения на другое, например, при поочередном поднимании и опускании языка;

При этом невооруженным глазом видно, что он совершает не такую уж и простую для него работу, заметно, что мышцы ему недостаточно повинуются;

Нарушения могут быть еще менее значительными, так что их легко спутать с плохой координированностью или неумением выполнять двигательные задания по образцу.

Если у вашего ребенка есть эти затруднения, вы с помощью специальных упражнений легко сумеете восстановить у него подвижность речевых мышц. Иначе у ребенка не сможет сформироваться правильное произношение.

Литература:

1. Полякова, М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство/Марина Полякова.-М.:Айрис-пресс,2007.-208с.

2. Волкова, Л.С. Логопедия/Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под.ред.Л.С. Волковой. – М:Просвещение, 1989.-528 с.

3. http://www.dysarthria.rcbkb.com/2009/06/stertaya-dysarthria.html