Солнце смотрит на поля. Анализ стихотворения "Неохотно и несмело" Тютчева: образ грозы и особенности композиции

Жизненный путь Фёдора Ивановича Тютчева начался в неприметном селе, имеющем название Овстуг. В настоящее время данная местность расположена в Брянской области. Родился писатель в 1803 году и принадлежал к древним дворянам.

С самого раннего детства мальчик обучался в домашних условиях, проявлял большой интерес к гуманитарным наукам. Поскольку семья не была лишена влияния со стороны мировой моды, все свободно говорили на французском.

Руководил обучающим процессом С. Е. Амфитеатров, более известный под фамилией Раич. Именно он привил ребёнку тягу к поэтам античности. В 13 лет Федор без труда переводил творения Горация и создал свое собственное произведение, названное «На новый 1816 год».

Далее, Тютчев поступает в Московский университет на факультет, посвященный русской словесности. Здесь он знакомится со многими известными деятелями, к примеру, Погодиным, который в то время являлся известным историком и журналистом. Именно Погодин становится для него настоящим другом.

С этого момента начинается новый период жизненного пути у Федора Ивановича. За пределами родины автор проводит более 20 лет. Здесь же он встречает свою первую любовь, которую звали Элеонорой, в последующем она становится его женой. Многие известные на весь мир произведения созданы именно в Мюнхене, к примеру, «Фонтан» или «Весенняя гроза».


Раскрыться публично Федору помогает печать его творений в известном на то время журнале «Современник», который принадлежал А.С. Пушкину. Стихотворения приглянулись мировым критикам, многие восхищались его работами.

Фёдор Иванович был любвеобильным мужчиной. Ещё до смерти первой жены он имел отношения с Эрнестиной. Эта женщина и стала его второй женой, после годового траура по Элеоноре.

Попав в немилость из-за своего характера, Тютчев вынужден переезжать по Европе с одного места на другое. Всё это время он стремился вернуться на службу. В этот же период он начинает заниматься славянофильством. Это весьма понравилось правителю Николаю Первому, который решает вернуть его на должность и устраивает в Министерство.

В 50-х годах Ф.И. Тютчев снова влюбляется. Молодой пассией является Елена Денисьева. Роман продолжается 14 лет, после чего любимая умирает от туберкулеза.

Анализ стихотворения «Неохотно и несмело»

Федор Иванович Тютчев – это достояние всей русской культуры. Автор создавал изысканные произведения, которые скрывали глубокий философский смысл и показывали сходство натуральной природы и особенностей человеческой сути. Ярким примером изысканного и интересного произведения является стихотворение «Неохотно и несмело», которое написано в июне 1849 года. Создан шедевр во время поездки в село под названием Овстуг. Именно сюда писатель приезжал из Петербурга для отдыха от будней большого города.

Ключевая тематика произведения – это особенное ощущение, которое возникает во время предвкушения грозы. Эта стихия, одна из излюбленных явлений, происходящих время от времени в природе. Гроза является своеобразным символом, олицетворяющим молодость и безмятежность. Автор считал, что именно во время грозы происходит внутреннее очищение души. В произведении «Неохотно и несмело» Федор Иванович Тютчев максимально качественно передал тот миг, который бывает перед началом действия разбушевавшейся стихии. Именно в это время природа притихает, своеобразно преображается, ожидая резкой смены происходящего вокруг.

Федор Иванович являлся приверженцем романтизма. Он мастерски передавал читателю особенности пейзажно-лирического повествования и описывал природные ландшафты с помощью эксклюзивных переживаний, имеющих лирическую направленность. Практически во всех произведениях автора мир природы плотно переплетался с человеческими судьбами. Лирический герой переживал грозу вместе с природой.

Особенности образов в стихотворении «Неохотно и несмело»

Все центральные предметы и образы в произведении имеют одухотворенную основу. Это и земля, и солнце, и сама стихия. Федор Иванович Тютчев наделял каждую вещь определенными человеческими чертами. К примеру, солнце в произведении смотрит исподлобья на раскинутые поля. Как небо, так и земная поверхность символизируют определенную, мощно скрепленную связь человеческого существования вместе со всей вселенной. Именно эти особенности и являются ключевыми персонажами в стихотворении. В виде грозы отражается вся имеющаяся сложность и противоречивость отношений и свойств земли и неба.

В произведении «Неохотно и несмело» Федором Ивановичем изображается натуральная природа в промежуточном состоянии. Здесь описывается момент предвкушения стихии, а также излагается концовка, олицетворяющая затихание грозы. Таким образом, автор старался показать, что натуральная природа находится в постоянном движении, как и человек, никогда не стоит на месте.

В начале произведения описывается яркое и теплое солнце, которое своеобразно побаивается прихода грозы. Постепенно в стихотворении начинает нарастать движение, появляется резкий и порывистый ветер, а на все живое постепенно находит мрачная тень. Кульминация описания образа стихии – это внезапная вспышка молнии. Автором качественно описываются присутствующие при этом раскаты грома, и ветер, поднимающий пыль. В определенный момент стихия угасает, гроза уходит и снова на читателя смотрит теплое и веселое солнце, которое покрывает все окружающее своими переливающимися после дождя лучами.

Особенности структуры стиха

Шедевр «Неохотно и несмело» представляет собой композицию кольцевого типа, которая состоит из пяти отдельных строф. Написано стихотворение в виде четырехстопного хорея, в котором присутствует перекрестная рифмовка. Федор Иванович Тютчев весьма уместно использовал двухсложные стопы, имеющие ударение на первом слоге.

Чтобы максимально качественно передать изменения, присутствующие в состоянии натуральной природы, автор использует множество различных художественных средств. Это и синтаксический параллелизм, и особенные ассонансы. Присутствует в строках и аллитерация. Буквы «р» и «г», применяемые для качественной передачи звуков. Максимально точно передают атмосферу присутствующего грома. Аллитерация с использованием буквы «с», применяемая как в первом, так и последнем четверостишии, помогает максимально ярко передать веселое сияние солнечных лучей.

Насыщено произведение «Неохотно и несмело» большим количеством глаголов. К примеру, прогремело сзади тучи, молния пробивается, пыль летит в виде вихря. Такие глаголы способны максимально качественно передать весь изысканный динамизм, присутствующий в описываемой картине. Во второй строфе практически полностью отсутствуют глаголы. Это использовано автором для того, чтобы создать ощущение приближения грозовой тучи. Следует отметить, что используемые глаголы в шедевре отличаются красочностью и выразительностью – окаймить, принахмуриться, потонуть.


Особенно интересна применяемая цветовая палитра в произведении. Она способна создать по-особенному светлый и радостный колорит. Здесь зеленеют нивы, пламень окутан белым цветом, молнии струятся, а земля полна сиянья. В стихотворении много движения, изысканных красок, а также особенных звуков.

Федором Ивановичем Тютчевым используется большое количество троп. Стоит рассмотреть основные из них, которые являются ключевыми в стихе «Неохотно и несмело»:

Олицетворение. Солнце может смотреть, пыль летает, а земля прихмуривается.

Эпитет. Пламя белое и летучее, а нива зеленеющая.

Метафора. Земля способна потонуть, а молния пробиться.


Федор Иванович считается весьма тонким лириком. Все его произведения выразительны, и «Неохотно и несмело» не является исключением. В нем описана гроза как особенное явление природы, у которого имеются свои личностные перемены. Автор максимально красочно раскрыл движение природы во время дождя, одновременно подчеркивая глубокую идею философской направленности, рассказывающую о цикличности использования вещей в природе. Стихия – это временное явление, которое обязательно сменится солнцем, окутавшим сиянием лучей весь окружающий мир. Так и в жизни человека ненастье и буря обязательно пройдёт, уступая дорогу солнечному благополучию.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 6 классе Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело»

2 слайд

Описание слайда:

проверить уровень знаний творчества Ф.И.Тютчева, степень понимания стихотворения «Неохотно и несмело», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:

3 слайд

Описание слайда:

У Фёдора Ивановича Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте пейзажные зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам. Пейзажная лирика Тютчева весьма богата и разнообразна. История создания стихотворения

4 слайд

Описание слайда:

Не секрет, что одним из излюбленных явлений природы Фёдора Тютчева является гроза, которая в его творчестве символизирует молодость и беззаботность, а с философской точки зрения приносит духовное очищение. Предвкушение грозы – тот краткий миг, когда человек, умеющий остро чувствовать прекрасное, испытывает подлинный восторг. Вместе с ожиданием очищения приходит понимание того, что все происходящее является неизбежным. И в этой фатальности есть своё очарование, противостоять которому также бессмысленно, как и пытаться повернуть время вспять. История создания стихотворения

5 слайд

Описание слайда:

Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело» Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра тёплого порывы, Дальний гром и дождь порой. Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя - Пламень белый и летучий Окаймил её края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей. Солнце раз ещё взглянуло Исподлобья на поля - И в сиянье потонула Вся смятенная земля.

6 слайд

Описание слайда:

Какие картины предстают перед внутренним взором во время чтения стихотворения? Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело» Через какие образы поэт изобразил миг перед грозой, когда природа затихает и преображается? Каким настроением проникнуто стихотворение Тютчева?

7 слайд

Описание слайда:

Завязка: солнце, дальний гром, порывы ветра и наступающий сумрак. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело» Кульминация: вспышка молнии, усиление раскатов грома, поднятая ветром пыль. Развязка: гроза заканчивается, вновь выглянувшее солнце заливает своим сиянием омытый дождем мир.

8 слайд

Описание слайда:

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт в этом стихотворении? Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело» ЭПИТЕТЫ МЕТАФОРЫ СРАВНЕНИЯ зеленеющие нивы дальний гром смятенная земля пламень белый и летучий солнце смотрит принахмурилась земля молнии струя солнце взглянуло исподлобья вихрем пыль летит с полей

9 слайд

Описание слайда:

Стихотворение «Неохотно и несмело», написанное Фёдором Тютчевым в 1849 году, с присущей поэту скрупулезностью и образностью передает миг перед грозой, когда природа затихает и преображается. Солнце выглядывает из-за туч, земля «принахмурилась», а «ветра тёплого порывы» мягко поглаживают «зеленеющие нивы». Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело»

10 слайд

Описание слайда:

Используя богатство и многообразие русского языка, поэту удается с особым колоритом передать надвигающуюся грозу. В простой по построению фразе «чу, за тучей прогремело», слышится вся гамма звуков, которые сопровождают раскаты грома. Однако звучат они не угрожающе, и природа словно бы понимает, что ничего страшного не произойдёт. Даже молодая пшеница становится гораздо «зеленее под грозой», будто бы показывает всем своим видом, что предстоящий дождь является для нее настоящим праздником неги и плодородия. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело»

11 слайд

Описание слайда:

С особым мастерством поэт изобразил молнию, которая синим огненным лучом разрывает небо напополам. Эта фантастическая картина на фоне общего спокойствия окружающего мира словно переносит читателя в мир мифов, заставляя напомнить, что когда-то люди поклонялись молнии, как божеству, наделяя её способностью выбирать жертву среди людей, карая их за грехи. Однако поэт в стихотворении представил небесную властительницу благосклонной и милостивой. Она несёт с собой бесценный дар в виде тёплого летнего дождя, которому предстоит умыть землю и напоить её волшебным эликсиром жизни. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело»

12 слайд

Описание слайда:

Капли дождя становятся всё тяжелее, падая чаще и чаще. Они как будто бы наводят порядок на уставшей и обожжённой солнцем земле, и благодаря этой небесной «уборке» видно, как «вихрем пыль летит с полей». При этом раскаты грома становятся более гулкими и сердитыми, словно подгоняют небесную царицу, заставляя её как можно быстрее закончить свою нехитрую работу. Однако гроза не торопится, и природа, застывшая в ее ожидании, превращается в заколдованное царство, оживить которое в состоянии лишь проливной дождь. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело»

13 слайд

Описание слайда:

На время уступив бразды правления грозе, солнце «исподлобья» выглядывает, прячась за тёмными тучами, наблюдая за тем, как хозяйничает одна из его служанок. И этот последний солнечный луч, коснувшийся «смятенной земли», является напоминанием о том, что пройдёт совсем немного времени, и небесное светило вновь займет своё почетное место на облачном троне, благосклонно и слегка насмешливо взирая на обновлённый мир, наполненный свежестью и чистотой после прошедшей грозы. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело»

14 слайд

Описание слайда:

Тютчев одухотворяет центральные образы стихотворения – землю, солнце и грозу, наделяя их человеческими чертами: «Солнце раз ещё взглянуло Исподлобья на поля». Взаимоотношения мира природы можно сравнить со взаимоотношениями между людьми. Небо, земля, солнце, гроза, молния, дождь становятся главными персонажами стихотворения, а гроза отражает сложность и противоречивость отношений между двумя стихиями. Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придёт солнце, заливающее своим сиянием весь мир. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело» Как в стихотворении о родной природе выражены переживания и мироощущение человека?

Федор Тютчев являлся приверженцем романтизма, поэтому для него мир чувств и ощущений был важнее, чем материальные ценности. Он обладал редким талантом, потому что умел видеть в окружающем мире только прекрасное. Ниже представлен анализ стихотворения Тютчева "Неохотно и несмело" по плану. Чтобы передать все краски природы, поэт использовал все богатство и многообразие языка.

Главная тема стихотворения

Художественные средства

В анализе стихотворения "Неохотно и несмело" Тютчева стоит описать и средства выразительности. Это и синтаксический параллелизм, и ассонанс, и аллитерация, благодаря которой создается звуковой образ грозы, а в последнем четверостишии - сияние солнца.

Про другие художественные средства выразительности: можно написать в "Неохотно и несмело" об эпитетах, которые помогают поэту передать все краски природы, создать радостный колорит. Следует отметить, что все описание грозы насыщено глаголами, что придает динамичность описываемой картине. Из литературных тропов поэт использовал олицетворение и метафоры, чтобы придать пейзажу еще большую выразительность.

Федор Тютчев умел очень тонко чувствовать красоту окружающего мира. И смог передать все разнообразные природные оттенки так ярко, что они каждый раз раскрываются для читателей с новой стороны. Именно такое тонкое восприятие и делает поэзию Тютчева изящной и возвышенной. И, читая ее, можно увидеть все великолепие и величие царства природы.

Данное стихотворение является,безусловно,поэтическим шедевром поэта.Надо быть большим мастером слова,чтобы так изысканно передать событие - грозу и состояние природы в эти моменты..Опоясывающая композиция произведения помогает ярче показать все этапы природного явления- грозы.Тютчев любил грозу и мастерски изобразил и предвкушение ее, и наступление,и завершение.
Здесь дан не один момент грозы,а по меньшей мере - три.
Первый - это предвестие грозы,ее предвкушение: "несмелое солнце ","дальний гром и дождь порой" .Это ещё не гроза,но она вот - вот случится.Поэтому и солнце выглядывает неохотно
.
Второй эпизод - приход грозы:

Вот пробилась из-за тучиСиней молнии струя –
Пламень белый и летучийОкаймил ее края.

И всё" сердитей и смелей " слышны "раскаты громовые"

И третий эпизод - окончание грозы.Выглянуло солнце, "И в сиянье потонулаВся смятенная земля. "
Одухотворенные образы земли,солнца,грозы наделены человеческими качествами,что символизирует неразрывную связь человека и вселенной,выражением чего является гроза.Кульминацией стихотворения является вспышка молнии.Это наивысшая точка описываемого явления природы..После этого наступает спокойствие,при котором солнце заливает омытый мир...
Стихотворение буквально соткано из поэтических находок: эпитеты,сравнения,олицетворения,аллитерации"украшают "поэтический шедевр.Так и чувствуешь,слышишь, ощущаешь этот воздух после грозы,напоенный озоном.Как это удается Тютчеву?
Поэт - мастер поэтического жанра.Художественные средства,используемые автором,помогают ему в создании гениального произведения.Здесь мы видим и синтаксический параллелизм,и ассонанс (Солнце раз еще взгЛЯнулоИсподлобьЯ на поЛЯ –И в сиЯнье потонулаВся смЯтеннаЯ землЯ)что показывает расслабленное состояние природы после пронесшейся грозы.
Мы наблюдаем и аллитерацию-звуками Р/Г автор передает звуковой образ грома:

Чу, за тучей проГРемело,ПРинахмуРилась земля.
ВетРа теплого поРывы,Дальный ГРом и дождь поРой.

Используемые глаголы(смотрит,прогремело,принахмурилась.пробилась,и.др.) передают не только динамику явления,но создают в итоге светлую радостную картину.
Особая роль в тексте принадлежит эпитетам(пламень белый летучий,зеленеющие нивы,смятенная земля и др.) ,которые передают яркую цветовую палитру природы и её динамику.
Метафорические сравнения дают возможность зрительно представить картину грозы:
Синей молнии струя –(видишь молнию,сравненную с мощной синей струей: здесь и дождь,и синь неба объединились)
Ещё метафора -И в сиянье потонула Вся смятенная земля. (опять - дождь в лучах солнца - это,по мнению поэта - мощное сияние,в котором земля просто утонула) Мощный красивый образ природы после дождя.СИЯЮЩЕЙ ПРИРОДЫ!!!
Таким образом,все художественные средства,а также краски,звуки,глаголы движения и др.) помогают поэту создать яркую, многоцветную,жизнеутверждающую картину единства человека,земли и неба.