Сочинение-рассуждение "Чувства добрые" в творчестве А.Пушкина. «Чувства добрые я лирой пробуждал…» (Лирика А. С. Пушкина)

Оборудование:


- компьютер;
- проектор;
- презентация на тему: «Пушкин и его лицейские друзья»; презентация по теме урока;

Сборники стихов А.С. Пушкина.

Ход урока:

1.Слово учителя:

(1 слайд)

(2 слайд)

(3 слайд )

Здесь более двух лет жил и творил Пушкин. Село Михайловское - родовое имение его матери. Не по своей воле оказался Пушкин в имении родителей. В Михайловское молодой Пушкин был отправлен по высочайшему повелению - по распоряжению императора Александра 1 за вольнолюбивые стихи.

Давайте послушаем.

(Чтение стихотворения «Няне»)

(Чувство любви, нежности, тревоги, заботы. Стихотворение-послание - признание в любви к своей няне, боль от расставания с ней)

2) - Общительный, умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе.

(Слайд 4-5)

(Слайд 6:

Слайд 7)

Дельвиг:

Малиновский: Дружба выше карьеры.

Корсаков: Это больше удачи.

Кюхельбекер:

И счастие куда б ни повело -

Все те же мы - нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

Одним из лучших друзей Пушкина был Иван Пущин. Жанно - так называли его лицеисты - был веселым, обаятельным, безупречно честным. Шесть лет Пушкин и Пущин были соседями по лицейской комнате. 11 января 1825 года Пущин навестит своего друга в Михайловском. Вот как об этом вспоминает Иван Пущин в «Записках о Пушкине» Послушайте, пожалуйста (Воспоминание И.Пущина о приезде в Михайловское) (Слайд 8)

Каким

3) - Среди осужденных, сосланных на каторгу декабристов было много друзей Пушкина. Он беспокоился о дальнейшей их судьбе. Своим опальным друзьям Пушкин отправил вместе с женой декабриста Муравьева стихотворение «В Сибирь»

4) - Невозможно без волнения читать удивительные стихи Пушкина о природе. Это настоящие живописные картины. Так и видишь, как «роняет бор осенний свой наряд», как «ложится на поля туман», как тянется «гусей крикливых караван» и «луну как бледное пятно» и множество других прекрасных картин, словно нарисованных художником.

Пушкин писал и о весенней, и зимней природе. Но из всех времен года поэт отдавал предпочтение осени. «Из годовых времен я рад лишь ей одной», - писал Пушкин. Осень - любимое время года Пушкина. Она приятна Пушкину не только свое прощальной красой: она - время года, наиболее располагающая поэта к творчеству. «Осень - пора моих литературных трудов», - признавался Пушкин. (Слайд 9 )

Минута - и стихи свободно потекут.

5) - А еще, ребята, замечательнее в стихах Пушкина то, что человек, живущий в мире природы, никогда не бывает равнодушным к ней. Природа всегда вызывает у человека глубокие чувства, настроения, окрашенные то грустью и печалью, то радостью и весельем, то восхищением и восторгом.

Обратимся ко второй строфе.

6) - Особое место в творчестве Пушкина занимают стихотворения о любви. Любовь - прекрасное состояние человеческой души, которое никогда не будет разгадано до конца, к которому на протяжении всей человеческой истории будут обращаться все поэты мира.

(Составление синквейна)

(Слайд 10)

И милость к падшим призывал.

1 слайд )

Произведения Пушкина - «школа жизни», в которой учат «чувствам добрым».

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило

5. Оценки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Чувства добрые" в лирике А.С. Пушкина. »

Урок литературы в 6 классе

Тема: «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина.

Есть всегда что-то особенно благородное,

кроткое, нежное, благоуханное и

грациозное во всяком чувстве Пушкина.

В.Г.Белинский

Оборудование:

Цели урока:

    Познакомить учащихся со стихотворениями А.С. Пушкина;

    Формировать умение анализировать лирическое произведение;

Дидактические задачи урока:

    Кратко познакомить учащихся с Лицейским и Михайловским периодами жизни А.С. Пушкина;

    Дать сведения об И.И. Пущине; декабристах;

    Выяснить, какое место в жизни и творчестве Пушкина занимала дружба;

    Научить видеть за строками стихотворения чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл.

Оборудование:

Репродукции портретов А.С. Пушкина;
- компьютер;
- проектор;
- презентация на тему: «Пушкин и его лицейские друзья»; презентация по теме урока;

Сборники стихов А.С. Пушкина.

Ход урока:

Урок сопровождается компьютерной презентацией

1.Слово учителя:

Сегодня наш урок посвящен лирике великого русского поэта А.С. Пушкина. Много своих творческих сил Пушкин отдал созданию искренней поэзии. Она была дорога поэту как возможность высказать свои мысли, раздумья о жизни, передать свои чувства и настроения, участвовать в общественно-политической и литературной жизни России. Лирика Пушкина отличается глубокой гуманностью (человечностью), искренностью, богатством переживаний.

Наш сегодняшний урок так и назовем: «Чувства добрые в лирике Пушкина». Будем читать стихотворения А.С.Пушкина и говорить о чувствах добрых, которые они вызывают. (1 слайд)

В течение урока нам встретятся такие слова, посмотрите на доску.

Словарная работа: лирика, лирический герой, муза, глагол, благородство, боготворить… (Слова и их лексические значения написаны на доске)

А какие чувства можно назвать добрыми? (2 слайд)

(Ответы: доброта, искренность, любовь, дружба, благородство…)

Поэт, по мнению Пушкина, должен находить в себе чувства, чтобы воспитывать читателя, вести его за собой. Девиз Пушкина - «глаголом жги сердца людей».

Давайте перенесемся в чудесный мир поэзии Пушкина. Вы волнуетесь? А. Твардовский писал: «В какой бы связи ты касался Пушкина, ты испытываешь такое волнение, как будто выступаешь в его присутствии»

Задание: Напротив каждого стихотворения записывать чувства, которые они вызывают.

2. 1) - Есть в России, Псковской области, село Михайловское. Ежегодно в первое воскресенье июня сюда съезжается множество людей. Они собираются, чтобы участвовать в торжественном празднике российской поэзии. За что же удостоилось такой чести это обычное село, каких великое множество на необъятных просторах России? (3 слайд )

Здесь более двух лет жил и творил Пушкин. Село Михайловское – родовое имение его матери. Не по своей воле оказался Пушкин в имении родителей. В Михайловское молодой Пушкин был отправлен по высочайшему повелению – по распоряжению императора Александра 1 за вольнолюбивые стихи.

Одна только няня Арина Родионовна скрашивала Пушкину заточение. Она заботилась о нем, душевным теплом и лаской смягчала его горестные переживания. Поэт любил няню за доброту и отзывчивость, за ее умение рассказывать сказки и петь песни. О няне своей Пушкин вспоминает во многих своих стихотворениях. Одно из них так и называется «Няне».

Давайте послушаем.

(Чтение стихотворения «Няне»)

Как поэт обращается к няне? (подруга дней моих суровых)

Как вы думаете, какие чувства выражает поэт этими словами, таким обращением?

(Чувство любви, нежности, тревоги, заботы. Стихотворение-послание – признание в любви к своей няне, боль от расставания с ней)

2) – Общительный, умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе.

Кого из друзей Пушкина вы знаете? (Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг, Малиновский…)

Верно, особое место занимали в сердце поэта его лицейские друзья, им посвящены многие лирические стихотворения.

Давайте вспомним лицейские годы А.С.Пушкина. (Слайд 4-5)

(Рассказ ученика о лицейских годах)

Лицей подарил Пушкину красоту мира, любовь к Родине, к друзьям.

(Слайд 6: Ни музы, ни труды, ни радости досуга, Ничто не заменит единственного друга.)

Как вы понимаете слова Пушкина о дружбе?

А теперь послушайте, как понимали дружбу другие лицеисты (Слайд 7)

Дельвиг:Дружба - это наше главное достояние. Её боготворят, ставят на первое место.

Малиновский: Дружба выше карьеры.

Корсаков: Это больше удачи.

Кюхельбекер: Дружба выше и больше даже любви.)

А что для вас дружба? Есть ли у вас настоящие друзья? Дорожите ли вы друзьями? (друг помогает в трудную минуту, помогает преодолеть жизненные трудности, суровые испытания)

Шесть лет, проведенные в лицее, навсегда остались для Пушкина самыми светлыми. Им, своим друзьям по лицею, Пушкин напишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен,

Неколебим, свободен и беспечен.

Срастался он под сенью дружных муз,

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело –

Все те же мы – нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

Одним из лучших друзей Пушкина был Иван Пущин. Жанно – так называли его лицеисты - был веселым, обаятельным, безупречно честным. Шесть лет Пушкин и Пущин были соседями по лицейской комнате. 11 января 1825 года Пущин навестит своего друга в Михайловском. Вот как об этом вспоминает Иван Пущин в «Записках о Пушкине» Послушайте, пожалуйста (Воспоминание И.Пущина о приезде в Михайловское) (Слайд 8)

Позже Пушкин напишет о нем: «Мой первый друг, мой друг бесценный», и Пущин, находясь в ссылке, (его осудили на 31 год за участие в декабристском восстании) получит это стихотворение.

Чтение стихотворения «Мой первый друг…

Стихотворение начинается восклицательным предложением Мой первый друг, мой друг бесценный… Как надо произносить эту строку? (задушевно, чуть грустновато)

О чем вспоминает поэт в стихотворении? (о приезде Пущина в Михайловское)

Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?

(благодарностью за то, что друг навестил его в трудные годы ссылки в Михайловском, нежностью)

Что соединяет вторую половину стиха с первой? (Пушкин утешает своего ссыльного друга, надеется, что и его послание принесет «утешение», осветит его дни «лучом лицейских ясных дней» (чувство дружбы, поддержка в трудную минуту, благодарность)

3) – Среди осужденных, сосланных на каторгу декабристов было много друзей Пушкина. Он беспокоился о дальнейшей их судьбе. Своим опальным друзьям Пушкин отправил вместе с женой декабриста Муравьева стихотворение «В Сибирь»

Чтение стихотворения «В Сибирь»

К чему призывает поэт декабристов? (хранить гордое терпенье, не падать духом)

Каким чувством пронизано стихотворение? (преклонение перед подвигом декабристов, понимание Пушкиным их скорбного труда, чувство поддержки, вселяет бодрость в декабристов, сочувствуем им, укрепляет в них веру в их победу над самодержавием)

До конца дней своих Пушкин был врагом самодержавия, защитником народной свободы.

4) – Невозможно без волнения читать удивительные стихи Пушкина о природе. Это настоящие живописные картины. Так и видишь, как «роняет бор осенний свой наряд», как «ложится на поля туман», как тянется «гусей крикливых караван» и «луну как бледное пятно» и множество других прекрасных картин, словно нарисованных художником.

Давайте послушаем. (Чтение четверостиший о природе)

Какие чувства вызывают эти строки? (любовь к природе, любовь к родине)

Пушкин писал и о весенней, и зимней природе. Но из всех времен года поэт отдавал предпочтение осени. «Из годовых времен я рад лишь ей одной», - писал Пушкин. Осень – любимое время года Пушкина. Она приятна Пушкину не только свое прощальной красой: она – время года, наиболее располагающая поэта к творчеству. «Осень – пора моих литературных трудов», - признавался Пушкин. (Слайд 9 )

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.

Минута – и стихи свободно потекут.

Пушкин очаровал нас золотой осенью. Именно вслед за Пушкин мы начинаем любить осень не меньше зимы и лета.

Вот такую… (видеоролик «Очей очарованье»)

Такую осень Пушкин назвал «унылой порой, очей очарованьем».

Чтение стихотворения «Унылая пора…»

Какие чувства пробуждает это стихотворение?

(любовь к природе, к родному краю, к скромной осенней природе)

5) – А еще, ребята, замечательнее в стихах Пушкина то, что человек, живущий в мире природы, никогда не бывает равнодушным к ней. Природа всегда вызывает у человека глубокие чувства, настроения, окрашенные то грустью и печалью, то радостью и весельем, то восхищением и восторгом.

Чтение стихотворения «Зимнее утро».

Эти строки знакомы нам с начальной школы. Но всякий раз, перечитывая эти стихи, не перестаем удивляться мастерством поэта.

Почему стихотворение начинается восклицательным предложением? (мороз и солнце, день чудесный, т. к. на лирического героя произвело большое впечатление ясное, солнечное зимнее утро, лирический герой рад этому утру)

Обратимся ко второй строфе.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…

Какая здесь природа?(злобная, унылая, навевает тоску, грусть)

3 строфа. Словно невиданные предстают картины, какие?

(голубые небеса, великолепные ковры блестящего снега, прозрачный лес и зеленеющая ель)

Так, как вы думаете, какие чувства хочет передать автор своим стихотворением?

(когда стоит солнечное зимнее утро, всегда вспоминаю «мороз и солнце…»)

6) – Особое место в творчестве Пушкина занимают стихотворения о любви. Любовь – прекрасное состояние человеческой души, которое никогда не будет разгадано до конца, к которому на протяжении всей человеческой истории будут обращаться все поэты мира.

О любви можно сказать одним взглядом, можно выразить чувства тремя словами.

А как об этом чувстве сказано у Пушкина?

Чтение стихотворения «Я вас любил»

(чувство любви, нежности. Лирический герой не хочет причинить зло любимой, желает ей полного счастья. Лирический герой поражает благородством, искренностью. Хотя любовь героя еще не остыла, живет в нем, волнует его душу, он не смеет беспокоить любимую, желает счастья)

3. Выводы. Лирика Пушкина. Какие чувства вызывает?

(Составление синквейна)

Какое стихотворение вам больше всего понравилось? Прочитать выразительно.

4. - А.С. Пушкина по праву называют «чудом русской литературы». Его поэзия помогает воспитывать в себе искренность и глубину чувств, умение видеть прекрасное в жизни, учит быть неравнодушными к природе, и к людям. Стихи Пушкина заставляют задуматься о времени и о себе, делают нас лучше, нравственно чище, духовно богаче. Поэзия Пушкина учит понимать красоту и доброту, воспитывает искреннюю любовь к Отчизне.

Мы ценим его за то, что он сам ценил в себе: (Слайд 10)

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Именно о поэзии Пушкина русский критик В.Г.Белинский сказал: (Чтение эпиграфа урока, 1 слайд )

Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Произведения Пушкина – «школа жизни», в которой учат «чувствам добрым».

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило

Пусть это стихотворение станет для вас всех гимном жизнелюбию, пусть оно вселяет в вас веру во все лучшее.

5. Оценки.

Д/з: Чем обогащает нас поэзия Пушкина?

МОУ «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»

«Чувства добрые»

в лирике А.С.Пушкина

(Конспект районного открытого урока)

Подготовила и провела учитель

русского языка и литературы первой

Обаяние пушкинской лирики не меркнет, время не властно над ней. Менее двух лет осталось до двухсотлетнего юбилея Пушкина. Миллионы людей разного возраста, разных национальностей отдадут должное великому поэту. Вот уже второе столетие волшебник русского слова объединяет нас такими строками:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…

Добрые чувства — это милосердие, гуманность, сострадание, уважение, искренность, благородство, порядочность и, конечно, умение дружить и любить.

В многообразии лирических тем, озаряющих поэзию Пушкина, тема дружбы занимает столь значительное место, что его можно смело именовать певцом этого благородного чувства. Очевидно, истоки этого чувства были заложены в самой натуре поэта, натуре благородной, отзывчивой, умеющей раскрывать в каждом человеке лучшие его свойства.

Начиная с лицейской поры у Пушкина было много друзей: и близких, и не очень близких, но всем им отдавал он должное. Оттого и широк диапазон его дружеских пристрастий — от простого и внешнего приятельства до высоких степеней требовательной, бесстрашной и порою жертвенной дружбы.

Пушкин братски любил и мечтательного Дельвига, и наивно-пылкого Кюхельбеккера, и благородного Пущина, и колко-ост-роумного Вяземского, и буйного Дениса Давыдова, и меланхолического Баратынского, и поэта-гражданина Рылеева, и простодушного Нащокина. С почтительным дружеством относился он к Карамзину, к Жуковскому, к Крылову - людям старшего поколения. Но особенно близкими его душе были однокашники по Царскосельскому лицею и друзья вольнолюбивой петербургской юности.

В течение шести лет тридцать лицеистов жили вместе. Даже на каникулы их не отпускали домой. Они очень подружились и решили, окончив лицей, каждый год собираться 19 октября, чтобы отмечать день открытия лицея, когда они впервые встретились. Знамениты его стихотворения: «19 октября» (1825, 1827,1828 годов); «Чем чаще празднует Лицей…», «Была пора, наш праздник молодой…» Из глубины души высказано признание поэта:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен…

Как клятвенное заверение в дружбе звуча! слова о малой родине — Царском Селе:

Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни занесло,
Все те же мы:
Нам целый мир чужбина,
Отечество нам — Царское Село.

В ряду пушкинских друзей лицейской юности И. И. Пущин занимал особое место. Именно к нему обращены искренние слова:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

Эти слова дошли до Пущина уже в Сибири, куда он был сослан на каторжные работы как член тайного общества.

Пушкин не забывает обо всех друзьях — декабристах, сосланных в Сибирь, и пишет стихотворения, полные глубочайшей уверенности в правоте их героического дела:

Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

В обширной плеяде пушкинских дружеских пристрастий особое место занимает Чаадаев. Это был замечательный, своеобразный человек, который в юные годы для поэта являлся образцом высокого гражданского мужества и свободолюбия.

Чаадаев, помнишь ли былое?
Давно ль с восторгом молодым
Я мыслил имя роковое
Предать развалинам иным?

Как манифест дружбы, объединяющей людей благородных и свободолюбивых, воспринимаются знаменитые строки:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

Тема дружбы разрабатывалась у Пушкина многообразно, проходя у него все оттенки величественного и героического, нежной и задумчивой лиричности, ласковой и лукавой иронии.

Но, пожалуй, еще многообразнее проходит в пушкинской лирике вечная тема любви. Любовь в стихах Пушкина - всегда высокое чувство, облагораживающее человека, чувство глубокое, сильное, чистое и бескорыстное. Любимая в его стихах - олицетворение высшего идеала красоты и нравственного совершенства.

Как гимн высокому и светлому чувству звучит издавна всех пленившее стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Это одна из вершин пушкинской лирики. Стихи пленяют не только чистотой и страстностью воплощенного в них чувства, но и необычайной гармоничной стройностью. Слова, казалось бы, привычные, но соединенные вместе, дают впечатление необычной праздничности. Они залиты солнцем безграничного счастья, они поют и сияют. Сначала грустное и нежное воспоминание, затем горестное сознание утраты и, наконец, торжественный взлет радости и восторга. Все это прекрасно воспроизвел М. И. Глинка в музыке своего бессмертного романса.

Другие оттенки этой вечной и неисчерпаемой темы любви выражены в стихотворениях «Я вас любил…», «Для берегов отчизны дальней!..», «На холмах Грузии..!» Стихотворение «Я вас любил…», безусловно, выделяется необычностью содержания и такой высотой нравственного чувства, которому нелегко было найти соответствие в мировой лирике:

Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

До сих пор пушкиноведы спорят о том, к кому обращено признание — к Олениной, к Наталье Гончаровой? Точного адреса так и не найдено. Он остался тайной поэта. Но в конце концов не это важно для нас, людей уже другого поколения, более чем столетием отдаленного от той эпохи, когда родились эти стихи. Удивительно то, что они звучат так, словно сказаны сегодня, на языке нашего дня. А светлое чувство, выраженное ими, навсегда останется воплощением высшего благородства и человеческого достоинства, сумевшего стать выше вполне понятного эгоизма любви.

Белинский высоко оценил «трогающую душу гуманность» и «артистическую прелесть» этого восьмистишия, а критик и поэт Аполлон Григорьев подтвердил его мысль: «Последний стих не сравним ни с чем; он высокочеловеческий». Вполне понятно, что это восьмистишие неоднократно служило основой музыкальных произведений. На эти слова написано более 20 романсов, в том числе Алябьевым, Варламовым, Даргомыжским, Кюи. Композиторов привлекали, конечно, психологический романтизм стихотворения, глубина выразительных строк.

Лирика Пушкина всегда отмечена чертами присущего ему, как человеку, душевного благородства, подлинного гуманизма и свободолюбия. Его поэзия - поистине «союз волшебных звуков». Ее высоконравственная и эстетическая сущность пробуждает «чувства добрые» у многих поколений.

В, Г. Белинский точно определил назначение поэзии: "…развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека". И сегодня в этом ее святое назначение.

А. С. Пушкина по праву называют чудом русской литературы. Его поэзия - неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит "живой водою" всех, кто прикасается к нему.

Весь мир ценит поэта за то, что он сам ценил в себе:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

И до Пушкина поэзия служила народу, но у него эта потребность русской литературы приобрела невиданную силу.

Первое, что привлекает нас при чтении произведений поэта, - поражающая сила чувств, блеск ума. Но его стихи надо читать внимательно, вдумываясь в каждое слово, потому что слово это важно для понимания целого, потому что, как говорил Н. В. Гоголь, в каждом слове Пушкина "бездна пространства".

Какие же "чувства добрые" пробуждает пушкинская лира? На заре своей поэтической деятельности, еще в лицейских стихах, поэт задумывается над ролью и судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе. Прекрасно понимая незавидную судьбу поэта, молодой Пушкин избрал для себя путь литературного творчества:

Мой жребий пал: я лиру избираю!

Он избирает скромную, благородную лиру", которая будет служить только свободе, а его "неподкупный голос" станет "эхом русского народа".

В стихотворениях "Пророк", "Поэт", "Поэту", "Эхо" А. С. Пушкин развивает свой взгляд на задачи поэта. Поэт, по его мнению, должен находить в себе чувства, чтобы воспитывать читателя, вести его за собой, используя свой высокий дар. "Глаголом жги сердца людей" - вот его девиз. В "Пророке" - вся философия Пушкина.

Десятки стихов А. С. Пушкина посвящены теме патриотизма. Поэт рано почувствовал живое дыхание истории родины и глубоко задумывался над судьбами страны. Его музой стала свобода. Он видел, что его народ стонет в цепях векового рабства и страстно ждет своего освобождения. Пушкин, друг и вдохновитель декабристов, еще в юности в оде "Вольность" с горячей убежденностью заявил:

Хочу воспеть свободу миру,

На троне поразить порок.

Молодые люди знали стихи поэта, дышащие свободой, и увлекались ими. Декабрист М. Н. Паскевич, например, писал, что первые либеральные мысли он "заимствовал от чтения вольных стихов господина Пушкина".

До конца дней своих Александр Сергеевич Пушкин был непримиримым врагом самодержавия, защитником народной свободы. Недаром в стихотворении, подводящем итог всей его творческой жизни, поэт ставит себе в особую заслугу то, "что л мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал".

Невозможно без волнения читать удивительные стихи А. С. Пушкина о природе. Это настоящие живописные картины. Так и видишь, как "роняет бор осенний свой наряд", как "ложится на поля туман", как тянется "гусей крикливых караван", и луну "как желтое пятно", и множество других прекрасных картин, как будто нарисованных замечательным художником. Как глубока любовь поэта ко всему родному, национальному, близкому и дорогому сердцу русского человека! Эти стихи превосходным образом воспитывают любовь к родине.

Прекрасным источником для пробуждения самых добрых чувств являются стихи о дружбе и любви.

Сколько задушевных стихов написал поэт, чтобы прославить крепкую, неизменную дружбу. До глубины души его потрясла весть о разгроме восстания декабристов, в котором участвовали дорогие его сердцу Кюхельбекер, Пущин и многие другие друзья. Он беспокоится о дальнейшей их судьбе, подчеркивает свою духовную близость с ними и не страшится открыто признать ее перед лицом самого царя. С удивительной для тех лет смелостью поэт отправил в Сибирь свое послание декабристам:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Да, А. С. Пушкин умел быть верным и преданным другом.

А стихи о любви! "Я помню чудное мгновенье", "На холмах Грузии…", "Я вас любил…" Они, действительно, "гений чистой красоты". Нежные и страстные, веселые и грустные, они учат любить по-настоящему. Уже не одно поколение людей с волнением читает вдохновенные строки поэта, согретые порывом горячего, искреннего и чистого чувства. Его стихи поют и сияют. Они вышли из предела своего времени и стали достоянием всех, кто способен пережить такую же самозабвенную, полную счастья любовь.

У Пушкина даже самые простые, обыденные чувства описаны так, что, читая некоторые его стихи, поражаешься жизнелюбию, умению вселять в людей надежду, веру. Вот, например, это стихотворение:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись,

В день уныния смирись,

День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет, Настоящее уныло,

Все мгновенно, все пройдет,

Что пройдет, то будет мило.

Стихотворение написано в 1825 году. А год этот для поэта был "год унынья".

Да разве можно все перечислить? Строгие и глубоко нравственные, веселые, порой озорные и не очень скромные произведения поэта в большинстве своем не только удивительный памятник человеческого духа и неисчерпаемый источник наслаждения, но и "школа жизни", в которой учат "чувствам добрым".

И пока "жив будет хоть один пиит", не забудется творчество Пушкина. Ибо тем и отличается богатство духовное от материального богатства, что чем больше его расходуют, тем больше оно становится.

1. «Чувства добрые»: красота, гуманность, свобода.
2. Значение философской лирики.
3. Значение вольнолюбивой лирики.
4. Тема поэта и поэзии.


Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей
А. С. Пушкин

В программном стихотворении 1836 года «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А. С. Пушкин пытается осознать и описать основную миссию поэта-пророка на земле:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Для поэта основной задачей его творчества является внесение в мир светлых, положительных эмоций, воспевание радости и красоты. Знаменитый русский критик В. Г. Белинский сказал о творчестве Пушкина: «Он,ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением... Общий колорит поэзии Пушкина... — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». И действительно это лучшая характеристика творчества поэта на любом его этапе, вне зависимости от тем и мотивов произведений.

Поэзия Пушкина 30-х годов, характеризуется важностью и глубиной философских тем. Созданные в этот периоду стихотворения: «Пора, мой друг, пора...» (1834), «Не дай мне бог сойти с ума...» (1833), «Вновь я посетил...» (1835), «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...» (1834), — шедевры отечественной и зарубежной философской лирики. В этих произведениях переосмысливаются вечные проблемы человечества: смысла жизни, смерти и жизни после нее, борьбы зла и добра. Многие стихотворения композиционно построены на контрасте светлого и темного. В частности, в.произведении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...») начало — минорное, печальное:

Мой путь уныл,

Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море;

Однако вторая часть текста имеет светлую,

мажорную окраску: Но не хочу, о други, умирать,

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Трагизма бытия эти строки перебороть не могут. Жизнь человека во многом грустна и печальна — страдания, горести, вечные заботы и «закат печальный» не могут сделать человека счастливым. Однако он счастлив хотя бы потому, что в жизни есть не только проблемы, но и красота природы, мира:

Порой опять гармонией упьюсь,

Радость свободного творчества:

(«Над вымыслом слезами обольюсь»),

Способность страдать, мыслить и любить...

Тема воли и свободы — программная в творчестве поэта. Он часто обращается к ней как в своих ранних стихотворениях, так и перед «закатом» жизни. Тема свободы впервые была затронута Пушкиным во время его южной ссылки 1820—1824 годов. Романтизм южной природы и свободолюбивые нравы местных жителей не могли не отразиться в произведениях этого периода, тем более что сам певец был лишен ощущения свободы. Не только личная свобода волнует автора, но и свобода всеобщая, свобода народная. Поэтому для этого периода творчества Пушкина характерны стихи, которые порицают «барство дикое» и «рабство тощее» («Деревня», 1819 год). Гуманизм и осознание того, что источник социального зла — нарушение естественного равенства людей, когда один человек присваивает себе «и труд, и собственность, и время» другого, проникают в текст стихотворения. Воля и свобода для Пушкина также напрямую связаны с государственной службой. Именно добровольная служба, искреннее желание «Отчизне посвятить души прекрасные порывы» становятся основой простого человеческого счастья. Ожидание «минуты вольности святой» сравнимо только с чувством, с которым ждет любовник молодой минуты верного свиданья».

Сама по себе тема весьма проблемна в творчестве Пушкина. Поэт впервые ее коснулся в лицейские годы, к ней же обращался он на каждом этапе своего писательского пути. Для него творческий процесс — божественное откровение, доступное немногим. Но творчество не может принадлежать только писателю: его цель — нести свет правды и красоту поэзии народу. Стихотворение «Пророк» — манифест поэта-пророка, поэта-просветителя. Судьба пророка вложена в уста шестикрылого серафима:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Эта формула определяет весь жизненный и творческий путь жреца муз. Поэт должен воспевать только светлое и прекрасное. Слово должно пробуждать в человеческих сердцах христианские добродетели: доброту, милосердие, терпимость, т. е. «чувства добрые».

Нельзя утверждать, что вся лирика поэта проникнута светлыми и радужными красками. Жизнь любого человека, а уж тем более печальная судьба поэта, имеющего гораздо больше обязанностей перед народом и отечеством, по сравнению с рядовым гражданином, наполнена не только светлыми чувствами, но и печальными настроениями. Нельзя в мажорных тонах описать боль от потери любимого человека, тоску по друзьям, с которыми в разлуке, грусть из-за несбыточности многих надежд и мечтаний.

Но при этом, даже в самом трагическом из стихотворений, Пушкин находит в себе силы, словно тонкий солнечный луч, оставить надежду на то, что будет лучше, будет светлее и лучше.

«Чувства добрые»: сострадание, умение радоваться жизни, любовь к ближнему, — присущи не всем. Не каждому дано в полной мере осознать величие творчества Пушкина. Но поэт не имеет права опускаться до толпы. Если темень и тоску будет нести каждая строка, не будет выполнен наказ высшего существа Серафима.

На поэта возлагается большая ответственность, чем на любого другого человека. Он должен быть не только талантливым, но и искренним в своих чувствах, тонким и чутким в восприятии мира, добрым и чистым в душевных порывах. Только так может быть выполнена миссия творца и только так на свет может быть создано стихотворение, трогающее душу уже не одного поколения читателей.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкин, осмысляя миссию поэта, сказал: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал. В. Г. Белинский писал о Пушкине: «Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением... Общий колорит поэзии Пушкина... - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Эта особенность пронизывает все творчество Пушкина, независимо от того, какой мотив в стихотворении является ведущим. Философская лирика. В ней ставятся вечные проблемы бытия: смысл жизни, смерть и вечность, Добро и Зло. Даже композиционно многие стихотворения Пушкина основаны на пересечении света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма. Так, в стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...», 1830) трагическая тональность первой части («Мой путь уныл,/ Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море...») сменяется мощным мажорным аккордом: Но не хочу, о други, умирать, Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. Это не заглушает трагического звучания элегии, так как оно - отражение того, что в жизни человека есть страдания, горести, заботы, «закат печальный». Но все же главным становится то, что составляет высший смысл существования, - чувство прекрасного («порой опять гармонией упьюсь»), радость творчества («над вымыслом слезами обольюсь»), способность «мыслить и страдать», вера в чудное мгновение любви. Пейзажная лирика. Каждая деталь пейзажа у Пушкина красочна, выразительна и метка («Осень», «Зимнее утро»). Эти детали важны не только своей живописностью, но и как выражение идеала гармонии природы, ее «вечной красоты», соприкосновение с которой пробуждает чувство радости бытия («Зимнее утро») и творческого вдохновения, когда «легко и радостно играет в сердце кровь», «душа стесняется лирическим волненьем» («Осень»). Любовная лирика. Пушкин передал все оттенки этого чувства: страсть и отчаяние («Признание»), преклонение «перед святыней красоты» («Красавица», «Мадонна»), светлую печаль воспоминаний отлюбимой женщине («На холмах Грузии...»). Любовь в лирике Пушкина - это способность подняться над мелким и случайным, пробуждение души, божество и вдохновение («Я помню чудное мгновенье...»), высокое благородство («Я вас любил...»). Признание «я вас любил» повторяется три раза, каждый раз с новой интонацией, передающей и переживание лирического героя, и драматическую историю любви, и способность подняться над своей болью ради счастья любимой женщины: Я вас любил так искренно, так нежно. Как дай вам бог любимой быть другим. Лирика дружбы. Цикл стихотворений, посвященных лицейскому братству («Воспоминания в Царском Селе») и послания друзьям. Понятие «дружество» имеет более широкий смысл, чем «дружба». Это «верный круг» лицейских друзей, прекрасный союз, который, «как душа, неразделим и вечен» («19 октября 1825 года»), это и союз единомышленников («К Чаадаеву»), и поэтическое братство: поэты - «жрецы единых муз, единый пламень их волнует» («К Языкову»). И наконец, «дружество» - это та сила, которая способна поддержать человека в самых трудных жизненных испытаниях («Во глубине сибирских руд...»). Вольнолюбивая лирика. «Деревня» - протест против «барства дикого» и «рабства тощего», в основе этого протеста лежит просветительская гуманная идея о том, что источник социального зла - нарушение естественного равенства людей, когда один человек присваивает себе «и труд, и собственность, и время» другого. В стихотворении «К Чаадаеву» гражданский пафос - призыв Отчизне посвятить «души прекрасные порывы» приобретает характер глубокого человеческого переживания, так как ожидание «минуты вольности святой» сравнивается с тем чувством, с каким ждет «любовник молодой минуты верного свиданья». Лирика о поэте и поэзии. В 1826 году было написано стихотворение «Пророк» - своеобразный поэтический манифест Пушкина. Шестикрылый Серафим напутствует пророка: «Глаголом жги сердца людей». Эта поэтическая формула определяет пророческую миссию искусства: словом пробуждать в человеческих сердцах христианские добродетели: доброту, милосердие, терпимость, т. е. «чувства добрые».