Синтаксическая роль (чем является в предложении)

Учащиеся уже хорошо знают о том, что в основе распределения слов по частям речи лежат три группы признаков:

  1. Общее лексическое значение.
  2. Морфологические признаки.
  3. Синтаксическая роль слова.

Рассматривая синтаксическую функцию местоимений, следует исходить из того, что это синкретичная по своей природе часть речи, объединяющая признаки собственно местоимения, а также признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, наречия или безличных предикатов (слов категории состояния), т.е. ученик должен научиться соотносить местоимения с именами существительными, прилагательными и числительными.

этой части речи ведется в двух направлениях:

  1. Осознание синтаксической роли местоимений в словосочетании и предложении.
  2. Усвоение норм употребления местоимений в речи.

Синтаксическая функция личных местоимений учащимся знакома.

В данном случае необходимо подвести детей к обобщению, что личные местоимения в предложении выполняют такую же роль, как и существительные (не бывают только обращениями).

Рассматривая возвратное местоимение себя , учащиеся узнают, что возвратное местоимение себя Для себя жить – тлеть.

Начиная изучать вопросительные местоимения, желательно повторить вопросительные предложения и практически познакомиться с вопросительными местоимениями в роли различных членов предложения. Закрепление синтаксической функции вопросительных местоимений предусматривается при сопоставлении их с относительными местоимениями.

относительными местоимениями в роли членов предложения, но и употребление этих местоимений в качестве связующих средств в сложных предложениях. Следует обратить внимание детей на прием разграничения относительных и сходных по звучанию и написанию вопросительных местоимений (определение их синтаксической функции). Учащиеся должны твердо знать, что относительные местоимения

Работа над неопределенными местоимениями начинается с выяснения семантики неопределенных местоимений – неопределенности. Неопределенные местоимения могут выступать в роли главного слова словосочетания (кто-нибудь из учеников; некто из класса; кое-кто на коне).

При изучении отрицательных не ни ничего не знал. Полезно добавить, что отрицательные местоимения с ни обычно употребляются в предложениях, в которых уже имеется отрицание (нет, не, нельзя), и служат для усиления отрицания.

Притяжательные местоимения по синтаксической роли соотносятся с притяжательными прилагательными. Они так же, как и притяжательные прилагательные, указывают на принадлежность и выступают в предложении в роли определений.

Синтаксическая функция указательных указательное местоимение + существительное ): об этом событии; из таких книг; в те В этот лес завороженный… (С.А.Есенин)

Изучая определительные местоимения, следует отметить, что эти местоимения обладают теми же морфологическими признаками, что и прилагательные, т.е. изменяются по родам, числам и падежам, в предложении выступают, как правило, в роли определения.

В шестом классе продолжается работа по синтаксису в связи с изучением морфологии. Дети впервые, по сути дела, встречаются с местоимением как частью речи. Им хорошо известны только личные местоимения. Они безошибочно определяют подлежащее, выраженное личным местоимением, несколько хуже дополнение. С остальными разрядами местоимений шестиклассники еще незнакомы. Именно поэтому работа над синтаксисом приобретает важное значение для осознания функций изучаемой части речи и ее морфологических категорий.

Первые две группы признаков, как правило, не вызывают затруднений при изучении. Синтаксические же функции местоимений достаточно специфичны и сложны для освоения.

В этой работе я попытаюсь рассмотреть лишь один аспект изучения местоимения как части речи, на мой взгляд, наиболее сложный, а именно: его синтаксическую роль в предложении и словосочетании.

На первом этапе освоения этого материала желательно начать работу с таблицей лексико-грамматических разрядов местоимений с указанием их возможной синтаксической роли в предложении.

Эта работа выполняется в тетрадях для схем, которые учащиеся ведут с 5-го класса.

Таблица будет заполняться по мере знакомства с новыми лексико-грамматическими разрядами.

Рассматривая синтаксическую функцию местоимений, следует исходить из того, что это синкретичная по своей природе часть речи, объединяющая признаки собственно местоимения, а также признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, наречия или безличных предикатов (слов категории состояния), т е. ученик должен научиться соотносить местоимения с именами существительными, прилагательными и числительными. Например, местоимения он, кто, кто-то, никто и др., как и существительные, обозначают предмет, в предложении бывают подлежащими или дополнениями:

Она была в школе? (Кто она? Катя) Катя была в школе?

Ей купили портфель? (Кому ей? Кате) Кате купили портфель?

Местоимения мой, какой-то, каждый и др., как и прилагательные, обозначают признак, согласуются в роде, числе и падеже с определяемым существительным; в предложении обычно бывают определениями (Сестра взяла мою ручку).

Местоимения сколько, столько по значению, склонению и синтаксическим связям с существительным соотносятся с количественным числительным (ср. четыре книги/ сколько книг – управление; четырьмя книгами/ сколькими книгами – согласование).

Чтобы научить школьников соотносить местоимение с существительным, прилагательным и числительным, необходимо постоянно пользоваться методом анализа и приемом сравнения.

На практике это выглядит так: в данном тексте рядом с местоимением в скобках указать часть речи (существительное, прилагательное, числительное), вместо которой оно употреблено:

Весна на пороге. Скоро она (весна) вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая (морозная) погода продержится недолго. Через несколько (семь-десять) дней засияет весеннее солнце и откроется настоящая весна.

Такая запись способствует осознанию обобщенности и относительности значения местоимения (местоимения не имеют собственного лексического значения и приобретают его в предложении во взаимосвязи с другими словами).

Изучение синтаксической функции этой части речи ведется в двух направлениях:

  1. осознание синтаксической роли местоимений в словосочетании и предложении;
  2. усвоение норм употребления местоимений в речи.

Некоторые учащиеся допускают разнообразные синтаксические ошибки в употреблении местоимений. Здесь целесообразно давать задания типа:

  1. найдите ошибки в употреблении местоимений;
  2. запишите предложения в исправленном виде.

Работа может выполняться коллективно в слабом классе. В сильном дети справляются сами. На доске или через графопроектор дается ошибочный вариант, например:

  1. Я взял рыбу из корзины и передал ее отцу.
  2. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
  3. У Троекурова был сын Саша, и он взял учителя (из ученических сочинений).

Детей нужно учить самоконтролю, они должны следить за своей речью, осознавать, на что указывают местоимения, что они обозначают.

Синтаксическая функция личных местоимений учащимся знакома. В данном случае необходимо подвести детей к обобщению, что личные местоимения в предложении выполняют такую же роль, как и существительные (не бывают только обращениями).

Новым же синтаксическим материалом является знакомство со словосочетанием по модели глагол + личное местоимение в косвенном падеже (беспокоиться обо мне – о ком?).

Необходимо включить в работу на уроке словосочетания грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас.

Чтобы избежать ошибок в образовании грамматических форм этих местоимений, желательно занести эти словосочетания в словарь “Говори правильно”. Любым другим способом акцентировать на них внимание: составить предложение, написать письмо кому-либо на уроке, используя эти словосочетания.

В сильных классах можно оговорить случаи, когда местоимения я, ты, мы, вы, он, она, оно, они утрачивают местоименное значение предметности, обогащают его конкретным содержанием и переходят в существительные.

При этом их морфологические свойства тоже меняются: эти слова становятся неизменяемыми, приобретают средний род, неизменяемую форму единственного числа, изменяются по падежам, как слова метро, кафе и т.д. Например:

  • Ноосфера в эпоху ядерной энергии требует перестройки сознания человека. Уменьшается “я” , увеличивается “мы” (Д. Гранин);
  • Федор Иванович где-то в глубине своего “я” чувствовал боль (В.Дудинцев).

Рассматривая возвратное местоимение себя , учащиеся узнают, что возвратное местоимение себя склоняется, но не имеет именительного падежа; следовательно, в предложении оно никогда не может быть подлежащим. Наиболее употребительная его синтаксическая функция – дополнение: Для себя жить – тлеть.

Важно познакомить учащихся с фразеологическими оборотами, в составе которых есть местоимение себя (прийти в себя, себе на уме и т.д.).

Целесообразно вспомнить, что фразеологический оборот в целом является одним членом предложения:

Все устроилось само собой (обстоятельство); После каникул дети на себя не похожи (сказуемое).

Начиная изучать вопросительные местоимения, желательно повторить вопросительные предложения и практически познакомиться с вопросительными местоимениями в роли различных членов предложения. Работа должна выполняться коллективно, так как учащиеся еще не имеют навыка квалифицировать вопросительное местоимение как член предложения. Полезно записать на доске и произвести полный разбор 2–3 предложений с вопросительными местоимениями:

Кто варежки пестрые вяжет, старинные песни поет?

Чьи волосы снега белее, а руки желты и сухи?

Закрепление синтаксической функции вопросительных местоимений предусматривается при сопоставлении их с относительными местоимениями.

Новым для учащихся является не только знакомство с относительными местоимениями в роли членов предложения, но и употребление этих местоимений в качестве связующих средств в сложных предложениях. Следует обратить внимание детей на прием разграничения относительных и сходных по звучанию и написанию вопросительных местоимений (определение их синтаксической функции).

Учащиеся должны твердо знать, что относительные местоимения кто, что, какой, чей, каков, который, сколько служат для связи частей сложного (сложноподчиненного предложения). Вопросительные в этой функции не выступают.

Полезно предложить учащимся следующее упражнение: прочитайте, укажите вопросительные местоимения, затем составьте сложные предложения так, чтобы эти предложения стали их второй частью (с относительными местоимениями кто, кому, о чем, что).

  1. Кто победил на олимпиаде по русскому языку?
  2. Кому вручили премию?
  3. О чем рассказывает телеведущий?
  4. Что интересует болельщиков футбола?

Образец: Кого тренеры пошлют на соревнования? – Все хотели узнать, кого тренеры пошлют на соревнования.

В сильном классе следует рассмотреть не только проблему отграничения относительных местоимений от вопросительных, но и проблему отграничения относительных местоимений от подчинительных союзов, пропедевтически познакомить детей с новым синтаксическим явлением, которое более детально они будут изучать в старших классах. Не стоит вникать в тонкости проблемы. Достаточно провести сравнительный анализ двух предложений:

В первом предложении что является только средством связи частей сложного предложения, т.е. союзом, так как не является никаким членом предложения и, самое главное, его нельзя соотнести со словом другой части речи.

Во втором – членом предложения, (его можно соотнести с именем существительным), а значит – относительным местоимением.

Работа над неопределенными местоимениями начинается с выяснения семантики неопределенных местоимений – неопределенности.

Самостоятельно определить, каким членом предложения является то или иное неопределенное местоимение, учащиеся, как правило, затрудняются. Поэтому полезно предложить эти местоимения мысленно заменить именами существительными или прилагательными. Исчезнет неопределенность, и учащиеся безошибочно определят, какими членами предложения являются местоимения:

Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто .

Некоторую часть найденного он отдал другу, а кое-что бросил.

Неопределенные местоимения могут выступать в роли главного слова словосочетания (кто-нибудь из учеников; некто из класса; кое-кто на коне).

К ним могут присоединяться имена существительные в родительном и предложном падежах. Эту модель словосочетания образуют также отрицательные, определительные и указательные местоимения:

  • Я никого из знакомых не приглашал.
  • Те из учеников, которые написали сочинение на пять, были счастливы.

При изучении отрицательных местоимений новыми синтаксическими сведениями являются указания, что если при сказуемом есть частица не , то отрицательное местоимение с ни усиливает отрицательный смысл предложения: Отец ничего не знал.

Полезно добавить, что отрицательные местоимения с ни обычно употребляются в предложениях, в которых уже имеется отрицание (нет, не, нельзя), и служат для усиления отрицания.

При анализе местоимений и отграничений их от омонимичных им слов других частей речи следует помнить, что значение местоимения и его функции зависят от контекста и ситуации.

В качестве иллюстрации к сказанному в сильном классе можно рассмотреть местоимение женского рода ничья и существительное ничья , а также местоимение ничего и наречие ничего :

  • Собака была ничья (ничья – местоимение).
  • Разводи – ничья! – крикнуло сразу несколько голосов …(М.Горький) (ничья – существительное).
  • Мне ничего не передавали (ничего – местоимение).
  • Ну, как живешь, можешь? Ничего. (Ф.Решетников) – (Ничего – наречие – “хорошо”, “сносно”) (СРЯ, 1986)

Притяжательные местоимения по синтаксической роли соотносятся с притяжательными прилагательными.

Они так же, как и притяжательные прилагательные, указывают на принадлежность и выступают в предложении в роли определений. Вместе с тем по своему значению притяжательные местоимения соотносятся и личными местоимениями, так как указывают на принадлежность предмета к 1-му лицу (мой, наш) или 2-му лицу (твой, ваш). Специального притяжательного местоимения 3 - го лица в русском языке нет: для обозначения принадлежности 3-му лицу употребляется родительный падеж личного местоимения 3-го лица: его, ее, их . Местоимение свой указывает на принадлежность любому из трех лиц (Я взял свою тетрадь; Он взял свою тетрадь).

Необходимо иметь в виду и такое языковое явление: притяжательные и указательные местоимения обычно не распространяются другими частями речи, поэтому в роли главного слова словосочетания они не выступают.

Необходимо отметить, что могут субстантивироваться местоимения свой, свое, свои ; при этом происходит изменение их лексического значения, а следовательно, и синтаксической роли: существительное свой имеет значение “родственник”:

  • Свой своему поневоле друг (пословица); люди, близкие по убеждениям, друзья.
  • Клычкова рабочие знали близко, любили, считали своим (Д.Фурманов).

Синтаксическая функция указательных местоимений в словосочетаниях – быть зависимым словом (модель указательное местоимение + существительное ): об этом событии; из таких книг; в те времена); в предложении указательные местоимения обычно являются определениями: В этот лес завороженный… (С.А.Есенин)

Изучая определительные местоимения, следует отметить, что эти местоимения обладают теми же морфологическими признаками, что и прилагательные, т.е. изменяются по родам, числам и падежам, в предложении выступают, как правило, в роли определения. Учащиеся должны научиться узнавать эти местоимения “в лицо”.

Работая над текстом, вначале указываются определительные местоимения вместе с теми словами, от которых они зависят, затем рекомендуется выписать эти словосочетания, обозначив в них главное слово, и от него к зависимому слову поставить вопрос.

  • Каждый ученик дорожит честью класса (каждый ученик);
  • На полке лежали всякие инструменты (всякие инструменты).

Следует также рассмотреть и такую синтаксическую конструкцию, где определительное местоимение выступает в роли подлежащего:

  • Каждый приходит в класс без опозданий. Всякий знает основные правила гигиены .

В конце изучения всей темы полезно предложить такую работу:

Определите, местоимения каких разрядов выступают в роли подлежащих.

  1. Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города (М.Лермонтов).
  2. Кто-то крикнул, что Петя сломал ногу.
  3. С тех пор уже никто не заговаривал с Татьяной (И.Тургенев).
  4. Все то, что грезится другим , у нас в стране сбылось (С.Михалков).
  5. Это кабинет? Это спальня? А тут что ? (А.Чехов)
  6. Все к счастью стремилось, все в мире по нескольку раз изменилось (Н.Некрасов).
  7. Начали наши собираться.
  8. Все и все меня радовало.

Установите, какими членами предложения являются местоимения в данных предложениях:

  1. Она сказала: “Это он!” (А.Пушкин)
  2. Святая Русь, Отечество! Я твой! (А.Пушкин)

Желаю успехов в освоении этой темы вашим ученикам. Буду рада, если удалось чем-нибудь помочь.

Литература

  1. М.Баранов. Обучение русскому языку в 6-м классе. М., Просвещение 1984 г.
  2. Е.И.Диброва. Современный русский язык. 3-я часть. Синтаксис.
  3. В.В.Бабайцева. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 6–7-е классы. М., Просвещение.1994 г.
  4. Дейкина, Тростенцова, Невская. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6–7-е классы.

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая показывает на предметы, признаки, количество, однако не именует их: я, себя, ваш, столько и др.

Местоимения отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательных (какой? чей?), имён числительных (сколько?): он смеется, мой брат, немного карандашей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они подменяют в тексте.

Синтаксическая роль местоимений

Местоимение может быть хоть каким членом предложения:

Я желаю спать (подлежащее).

Это она (сказуемое).

Миша - мой брат (определение).

Учитель вызвал его (дополнение).

До каких пор это будет длиться (каких заходит в состав происшествия)?

Разряды местоимений

А. Разряды местоимений п о грамматическим признакам (зависимо от того, заместо какой части речи они употребляются).

1. Местоимения-существительные (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.). Их особенности:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);
  • меняются по падежам (некто, нечто употребляются исключительно в форме И.п.; некоторого, нечего, себя не имеют формы И.п.);
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.
  • 2. Местоимения-прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой, некий, этот, тот и др.). Их особенности:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • меняются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам (каковой не меняется по падежам; притяжательные его, ее, их не меняются вообщем, в отличие от омонимичных форм личных местоимений его, ее, их );
  • местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно меняется по родам, числам и падежам), однако время от времени, как порядковое числительное, показывает на порядок предметов при счёте (- Который час? - 5-ый ).

    3. Местоимения-числительные (сколько, столько, немного ). Их особенности:

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос сколько? ;
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно меняются по падежам.
  • Б. Разряды местоимений по лексическому значению.

    1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).

    2. Возвратимое: себя . Это местоимение показывает на тождественность лица либо предмета, нареченного подлежащим, лицу либо предмету, нареченному словом себя (Он себя не оскорбит. Надежды себя не оправдали ).

    3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, собственный, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу либо другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень комфортен ).

    4. Указательные: этот, тот, таковой, такой, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак либо количество предметов.

    5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, хоть какой, иной, другой, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

    6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат особыми вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество (Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?) .

    7. Относительные: те же, что и вопросительные, однако служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так именуемые союзные слова (Я вызнал, кто пришёл. Это дом, который выстроил мой дед) .

    8. Отрицательные: никто, ничто, некоторого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета либо признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений при помощи приставок ни- , не- (Никто не ответил. Некоторого инкриминировать) .

    9. Неопределенные: некто, нечто, некий, некоторый, немного , также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений при помощи приставки кое - либо постфиксов -то , -или , -нибудь : кое-кто, кто-то, чего-нибудть и др. (Кто-то позвонил. Кое-кого уволят ).

    Примечания:

    1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё ) и некие другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не небезопасен; Сам придёт; Это книжка; Всё завершилось отлично ).

    2) Некие местоимения имеют омонимы посреди служебных частей речи (это, что ): Это книжка (местоимение). - Москва - это столица Рф (указательная частичка); Я знаю, что ему сказать (местоимение, союзное слово). - Я знаю, что он тут (альянс). См. тщательно Как различать союзы и союзные слова?

    План морфологического разбора местоимения

    1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

    2. Исходная форма.

    3. Неизменные морфологические признаки:

  • разряд по соотношению с иной частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное);
  • разряд по значению (личное, возвратимое, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
  • лицо (для личных местоимений);
  • число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).
  • 4. Непостоянные морфологические признаки:

  • падеж;
  • число (в том случае есть);
  • род (в том случае есть).
  • 5. Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

    Эталоны разбора местоимений

    Представьте для себя удовлетворенность какого-либо ботаника, который внезапно попадает на необитаемый полуостров, где до этих пор не ступала ничья людская нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

  • (представьте) для себя
  • кому?

    2. Н. ф. - себя .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-существительное, возвратимое.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.

    5. В предложении дополнение.

  • какого-либо (ботаника)
  • какого?

    2. Н. ф. - какой-либо .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, неопределённое.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.

  • который
  • 1. Местоимение, показывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

    2. Н. ф. - который .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, относительное.

    5. В предложении подлежащее.

  • (до) этих (пор)
  • 1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос каких?

    2. Н. ф. - этот .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, указательное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.

    5. В предложении часть происшествия времени.

  • ничья (нога)
  • 1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос чья?

    2. Н. ф. - ничей .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, отрицательное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, дамского рода, именительного падежа.

    5. В предложении согласованное определение.

    1. Местоимение, показывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

    2. Н. ф. - он .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-существительное, личное, 3-е лицо.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

    5. В предложении подлежащее.

  • свою (коллекцию)
  • 1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос чью?

    2. Н. ф. - собственный .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, притяжательное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, дамского рода, винительного падежа.

    5. В предложении согласованное определение.

  • всякими (представителями)
  • 1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос какими?

    2. Н. ф. - всякий .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, определительное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.

    5. В предложении согласованное определение.

    Источники:

  • Раздел «Местоимение как часть речи» в пособии Е.И. Литневской «Русский язык: лаконичный теоретический курс для школьников»
  • Раздел «Местоимение» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Дополнительно на сайт:

  • Каковы правила правописания личных местоимений в российском языке?
  • Каковы правила правописания отрицательных местоимений в российском языке?
  • Каковы правила правописания неопределенных местоимений в российском языке?
  • Где отыскать упражнения к теме «Правописание местоимений»?
  • Каковы нормы потребления местоимения собственный?
  • Каковы нормы потребления местоимения себя?
  • Каковы нормы потребления местоимения сама?
  • Каковы нормы потребления местоимений его, её, их?
  • Каковы нормы потребления местоимения он (она, оно, они) в купе с предлогом?
  • Где отыскать упражнение к теме «Употребление местоимений»?
  • Местоимение может быть любым членом предложения:

    Я хочу спать (подлежащее).

    Это она (сказуемое).

    Миша - мой брат (определение).

    Учитель вызвал его (дополнение).

    До каких пор это будет продолжаться (каких входит в состав обстоятельства)?

    Разряды местоимений

    А. Разряды местоимений по грамматическим признакам (в зависимости от того, вместо какой части речи они употребляются).

    1. Местоимения-существительные(я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.). Их особенности:

    · указывают на предметы;

    · отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);

    · изменяются по падежам (некто, нечто употребляются только в форме И.п.;некого, нечего, себя не имеют формы И.п.);

    · связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.

    2. Местоимения-прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.). Их особенности:

    · указывают на признаки предметов;

    · отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);

    · связываются с именами существительными, как имена прилагательные;

    · изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам (каков не изменяется по падежам; притяжательные его, ее, их не изменяются вообще, в отличие от омонимичных форм личных местоименийего, ее, их );

    · местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но иногда, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (- Который час? - Пятый ).

    3. Местоимения-числительные (сколько, столько, несколько ). Их особенности:

    · указывают на количество предметов;

    · отвечают на вопрос сколько? ;

    · связываются с существительными, как количественные числительные;

    · обычно изменяются по падежам.

    Б. Разряды местоимений по лексическому значению.

    1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).

    2. Возвратное: себя . Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали ).

    3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен ).

    4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.



    5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

    6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество (Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?) .

    7. Относительные: те же, что и вопросительные, но служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так называемые союзные слова (Я узнал, кто пришёл. Это дом, который построил мой дед) .

    8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений с помощью приставокни- , не- (Никто не ответил. Некого обвинять) .

    9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько , а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений с помощью приставки кое - или постфиксов -то , -либо , -нибудь : кое-кто, кто-то, что-нибудь и др. (Кто-то позвонил. Кое-кого уволят ).

    Примечания:

    1) Местоимения тот, сам, местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен; Сам придёт; Это книга; Всё закончилось хорошо).

    2) Некоторые местоимения имеют омонимы среди служебных частей речи (это, что): Это книга (местоимение). -Москва - это столица России (указательная частица); Я знаю, что ему сказать (местоимение, союзное слово). - Я знаю, что он здесь (союз).

    ГЛАГОЛ

    1. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться .



    2. Каждый глагол имеет следующие формы:

    · начальную форму, которая называется неопределенной формой (илиинфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это формообразующие суффиксы): цвести , печь , купать ся . Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это неизменяемая форма глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола;

    · спрягаемые формы (не инфинитив). Они обладают постоянными и непостоянными признаками глагола;

    · причастие;

    · деепричастие.

    3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это постоянный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого может быть выражено

    · существительным (или местоимением) в винительном падеже без предлога:читать газету, видеть его ;

    · существительным в родительном падеже без предлога, обозначающим часть чего-то: выпить чаю, отрезать хлеба ;

    · существительным (или местоимением) в родительном падеже без предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её .

    Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке , верить в добро .

    4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными : бриться , пытаться . Остальные глаголы невозвратные : думать, знать (это постоянный признак глаголов). Все возвратные глаголы непереходные.

    5. Глаголы бываютсовершенного или несовершенного вида (это постоянный признак глаголов). Виды глагола показывают, как протекает действие.

    Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия и начало: запеть . Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? - запели ) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? - запоют ). Формы настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

    Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало: петь . Они имеют три времени: прошедшее (что делали? -читали ), настоящее (что делают? - цветут ) и будущее сложное , состоящее из двух слов - «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? - будет чертить, будет петь ).

    Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, возможным или желательным при каком-либо условии.

    · Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет: Мы врагов встречаем просто: били , бьем и будем бить .

    · Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии:Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы (б) . Частица бы пишется раздельно.

    · Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса: нести - несут - неси . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : несите .

    Глагол может выполнять все 5 функций:

    1) подлежащее:

    · Жить (подлежащее) - Родине служить.

    2) сказуемое:

    · Моя обязанность - хорошо учиться (сказуемое) . Я люблю (сказуемое) мороженое.

    3) дополнение:

    · Тренер сказал нам (что?) прийти (дополнение) на тренировку в 9-00.

    4) Определение:

    · Мечта (какая?) поскорее уехать (определение) из города не покидала меня.

    5) обстоятельство:

    · Я поеду в Москву (зачем?) поступать (обстоятельство цели) в МГИМО.

    Причастие характеризуется в лингвистике по-разному. Одни языковеды считают причастия особой формой глагола, другие - самостоятельной частью речи.

    ПРИЧАСТИЕ

    Причастие - особая форма глагола (или самостоятельная часть речи), которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? (какая?какое? какие? )

    Причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже.

    Начальная форма причастия такая же, что и у прилагательного, - единственное число, мужской род, именительный падеж: бежавший, строивший, раскрытый.

    Основные признаки причастия

    А) Общее грамматическое значение - это значение признака предмета по действию: думающий, говоривший, стоявший, решаемый, расстрелянный, допитый .

    Б) Морфологические признаки:

    1. Причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов :

    · переходность,

    · возвратность,

    2. В отличие от глаголов причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида. Ср.: думать (несовершенный вид) - думающий, думавший; подумать (совершенный вид) - подумавший .

    3. Причастия имеют следующие признаки прилагательных :

    · причастия, как и прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе) и падежам (в полной форме): бежавший, бежавшая, бежавшее, бежавшие ;

    · причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже: потерянный дневник, потерянная книга, потерянное время; потерянные часы, потерянного времени ;

    · страдательные причастия, как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы: допитый - допит; потерянный - потерян .

    В) Синтаксические признаки:

    1. В предложении причастия, как и прилагательные, обычно бывают определениями или частью составного именного сказуемого: Увлечённые , мы позабыли обо всём (определение); Всё вокруг казалось погружённым в задумчивость (часть составного именного сказуемого).

    2. Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль составного именного сказуемого: Книга раскрыта на восьмой странице

    ДЕЕПРИЧАСТИЕ

    Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола,обозначающая в предложении добавочное (второстепенное по характеру) действие и отвечающая на вопросы что делая? что сделав?

    Уехав, дожидаясь, увидев.

    Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом .

    Уехав в деревню, дожидаясь выхода на сцену, увидев брата.

    Образование деепричастий – деепричастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов – -а, -я, -в, -вши, -ши:

    · деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я:

    · молчать: молч-ат → молча;
    решать: реша-ют → решая;

    · деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши:

    замолчать: замолча-ть замолчав ;
    решить: реши-ть решив ;
    заняться: заня-ть -ся → занявшись ;
    принести: принес-ти принесши .

    Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав? ), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.

    Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза.

    Закрывая – деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза ).

    Молча – наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как? ; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие –слушала ).

    Деепричастия обладают признаками двух частей речи – глагола и наречия.

    Как и глаголы, деепричастия бывают:

    несовершённого и совершённого вида: набирая (что делая?) – набрав (что сделав?);

    переходными и непереходными: переходные убирая (что?) помещение, бросив (что?) палку; непереходные блестя на солнце, шагнув в бездну;

    возвратными и невозвратными: раскачиваясь – раскачивая, нагнувшись – нагнув;

    Деепричастия могут присоединять к себе косвенные падежи имён
    существительных и поясняться наречиями: согласившись (на что?) на подсказку, держа (как?) крепко.

    Так же, как и наречия, деепричастия не изменяются и в предложении
    выступают в роли обстоятельств, поясняющих глагол – сказуемое.

    НАРЕЧИЕ

    Наречие - это самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или другого признака. Вопрос к наречию зависит от его значения, которое оно выражает.

    В предложении наречие обычно является обстоятельством и отвечает на вопросы как? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем? :Осень. (где?) Над головой (как?) исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях (В. Бианки).

    Чаще всего наречие относится к глаголу (грамотно писать ), реже к прилагательному, причастию, деепричастию, другому наречию, существительному (по-зимнему холодный день; недолго цветущий кустарник; идти, радостно подпрыгивая; объяснять удивительно просто ,трагик поневоле ).

    Наречие - неизменяемая часть речи: она не склоняется, не спрягается,не согласуется с другими словами. У наречия нет и не может быть окончания .

    Разряды наречий

    По общей семантике выделяются два разряда:

    1. определительный

    2. обстоятельственный .

    Определительный разряд включает наречия, обозначающие качества, способ действия, интенсивность проявления признака .

    В границах определительного разряда выделяются:

    1. наречия образа действия со значением качества: быстро, весело, четко ;

    2. сравнения: по-медвежьи, ежиком ;

    3. интенсивности признака: слишком, очень, чуть-чуть ;

    4. кратности: дважды, трижды .

    Обстоятельственный разряд включает:

    1. наречия места: внизу, вверху ;

    2. наречия времени: давно, завтра ;

    3. наречия причины: сгоряча, с радости ;

    4. наречия цели: нарочно, назло ;

    5. наречия совместимости: втроем, вместе и др

    ПРЕДЛОГ

    Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях: хочу к маме, пойду за хлебом , идти по трое, вернуться за ней.

    Использование компьютера на уроке русского языка и литературы позволяет учителю общаться на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ахтямова Фирая Каюмовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, МОУ Ново- Арышская СОШ Рыбно- Слободского муниципального района РТ

    Использование компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.

    Среди бесспорных достоинств работы с компьютером можно назвать и наличие обратной связи, большие возможности предъявления наглядного материала, объективная оценка действий учащихся. Компьютерная технология способствует повышению интереса к предмету.

    Тема. Местоимение. Разряды местоимений. Синтаксическая роль. Правописание.

    Цели урока. 1) Обучающая. Повторение и обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте, о синтаксической функции местоимений. Умение находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, правильно употреблять местоимения, познакомить учащихся со структурой теста Единого Экзамена; настроить учеников на серьезную работу по подготовке к экзамену, повторить сложные вопросы по теме местоимения.

    2) Развивающая. Пробуждение в учащихся интереса, положительной мотивации к изучению русского языка, развитие устной и письменной речи учащихся.

    3) Воспитывающая. Заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь. Воспитание доброты, нравственности.

    4) Коммуникативная. Организация речевого общения, формирование у учащихся умения общаться, чувства собственного достоинства, готовность к взаимодействию, взаимопомощи.

    Метод обучения. Комбинированный (сочетание словесных, наглядных, практических методов).

    Форма урока . Урок в компьютерном классе. Сочетание общеклассных и индивидуальных форм.

    Оборудование. Электронное издание (ЭИ) «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» (автор заданий А.Ю. Кузнецов). Раздел «Морфология» (Теория), аудиозапись «Жизнь и творчество Марины Цветаевой», дидактический материал, тесты, таблица.

    Мотивация. Использование наглядных справочных материалов компьютерного комплекса «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» дает возможность оперативно и в интерактивном режиме проверить степень освоения учащимися соответствующих разделов.

    Местоимение в языках…-слова вторичные, слова- заместители. Это как

    Бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря

    Наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимений

    Являются знаменательные слова.

    А.А.Реформатский .

    Ход урока.

    I . Организационный момент.

    II. Объявление целей и задач урока

    Учитель: Цель нашего урока - повторение и обобщение знаний о местоимении. Уметь устранять неоправданное повторение местоимений в тексте, разграничивать неопределенные и отрицательные местоимения, правильно писать их, произносить.

    Другая наша задача - это подготовка к ЕГЭ.

    Несмотря на внешнюю легкость заданий по морфологии (местоимению), они требуют внимания и сосредоточенности.

    1. Вступительная беседа.

    Ребята, что вы знаете о местоимении?

    Местоимение-знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые не называют лиц, предметов, признаков, количеств, а только указывают на них или спрашивают о них.

    Примеры: После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение - книги и стихи. Она пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском.

    Ни у кого (отрицат.,при наличии предлога ни является частицей - пишется раздельно) ничего(при отсутствии предлога ни (не) являются приставками - пишется слитно) заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой»-такою была Цветаева и такою осталась навсегда.

    Местоимение может обозначать любой предмет, любой признак, любое количество. Конкретное значение местоимения в каждом случае употребления меняется: оно зависит от того, с каким словом в контексте соотносится местоимение.

    Что вы можете сказать о морфологических и синтаксических функциях местоимений.

    Морфологические и синтаксические функции местоимений чаще всего зависят от того, на какую часть речи они указывают. Поэтому местоимения не имеют своих особых морфологических признаков.

    В предложении они бывают подлежащими, дополнениями, как имена существительные, или определениями, как имена прилагательные.

    Например:

    1.Моим стихам, как драгоценным винам,

    Настанет свой черёд.

    М.Цветаева.

    Марина Цветаева и Сергей Эфрон…Они встретились 5 мая 1991 года на пустынном коктебельском берегу.

    Эфрон подарил ей кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

    Учитель: -Ребята, вот мы с вами и пришли к выводу, что наша речь должна быть стройной, правильной, гармоничной. Мы узнали о том, что местоимение самая важная часть речи, так как оно позволяет избежать от лишних повторений.

    III. Тренинг. Ученики по очереди читают тренировочные упражнения в списке вопросов и аргументируют свой выбор ответа.

    IV. Комментарии учителя.

    V. Практикум по морфологии. Работаем с электронным учебником. Путь поиска. Оглавление. Морфология. Местоимение.

    Классификация местоимений по значению.

    Личные: 1л.я,мы; 2л.ты,вы; 3л.он, она, оно, они.

    Возвратное: себя.

    Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, его, её, их.

    Указательные: этот, тот, такой, таков, столько.

    Вопросительные (употребляются для вопроса): кто?, что?, какой?, который?, чей?, сколько?

    Относительные (употребляются для связи частей сложноподчиненных предложений): кто, что, какой, который, чей, сколько.

    Определенные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой.

    Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.

    Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кое-кто, кто-нибудь, что-либо, что-то.

    Внимание! Следует разграничивать личные и притяжательные местоимения поскольку в некоторых формах они омонимичны. Ср., например: Это его книга - Его не было дома.

    Комментарии учителя. Помните, что некоторые притяжательные местоимения (его, её, их) совпадают только с формами родительного падежа личных местоимений (его, её, их).

    Ученики выполняют тренировочные упражнения из электронного учебника.

    Учитель. А теперь, ребята, открываем следующую страницу электронного учебника. Изучаем теорию о правописании местоимений.

    1.Неопределенные местоимения пишутся с частицами -то, -либо, -нибудь, кое - через дефис: кто-то, кому-нибудь, кое-что.

    2. Отрицательные местоимения имеют частицу не только под ударением, а ни - без ударения: некого, нечем, никого, ничего. При отсутствии предлогов эти частицы пишутся слитно, а с предлогом - в три слова: не с кем, ни у кого.

    3. Следует различать сочетания не кто иной, как; не что иное, как и никто иной, ничто иное. Советуем использовать для разграничения этих сочетаний следующих их признаки (Таблица№3 из электронного учебника).

    Выполнение заданий.

    VI. Следующий этап нашего урока - это работа с текстом. 1. Небольшая информация о жизни и творчестве Марины Цветаевой (используется магнитофонная запись). 2. На интерактивной доске высвечивается текст о Марине Цветаевой. Выразительное чтение текста.

    Я долго недооценивал Цветаеву. В неё надо было вчитаться. Когда я это сделал, я ахнул от открывшейся мне бездны чистоты и силы. Ничего подобного нигде кругом не существовало…

    Весной 1922 года, когда она уже за границей, я в Москве купил маленькую книжечку. Меня сразу покорило лирическое могущество цветаевской формы… Я написал Цветаевой в Прагу письмо, полное восторгов и удивления по поводу того, что поздно её узнал. Она ответила мне. Между нами завязалась переписка… Летом 1935 года я, сам не свой от почти годовой бессонницы, попал в Париж, на антифашистский конгресс. Там я познакомился с сыном, дочерью и мужем Цветаевой…

    Члены семьи Цветаевой настаивали на её возвращении в Россию. В них говорила тоска по родине…

    Цветаева спрашивала, что я думаю по этому поводу. У меня на этот счет не было определенного мнения. Я не знал, что ей посоветовать, и слишком боялся, что ей и её замечательному семейству будет у нас трудно и неспокойно. Общая трагедия семьи неизмеримо превзошла мои опасения.

    Борис Пастернак «Воздушные пути».

    Словарная работа.

    Бездна- 1) упкын 2) иксез-чиксез 3) бик күп .

    Могущество-куәт. Көдрәт, зур көч.

    Превзойти- 1) өстен чыгу, уздыру 2) арттыру.

    Задания:

    1.Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Озаглавьте текст. Разделите на смысловые части. Найдите местоимения и докажите, что они позволяют избежать стилистических ошибок. Какую синтаксическую функцию выполняет местоимение?.

    2.Скажите, на какие разряды по значению и грамматическим особенностям делятся местоимения? Какие из них преобладают в этом тексте?

    3.Проанализируйте орфографию и пунктуацию последнего абзаца текста. Составьте схемы сложных предложений текста.

    VII. Особенности употребления местоимений.

    1. К личным местоимениям 3-го лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется н, например: зашел к нему, разговаривал с ним, близ него и. др.

    Примечание. Присоединения н не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом (подобно ему, наперекор ей, навстречу им, согласно им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагательных и наречий (она моложе его, он учится лучше её).

    1. Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшие названные ранее существительные, например: Девушка запела песню, и она (т. е. песня) всем понравилась. При несоблюдении этого правила может возникнуть неясность или искажение смысла, например: Монтёра вызвали к начальнику цеха, но он (монтер или начальник цеха?) не явился.
    2. Не следует заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа собирательные существительные (студенчество, листва, большинство и т.п.). Например, неправильно построены такие предложения: Большинство нашего класса уезжает в туристский лагерь. Они пробудут там две недели (вместо местоимения они следует использовать существительное школьники или ребята).
    3. Притяжательное местоимение свой и возвратное себя указывают на лиц, которые воспроизводят действие, например: 1) Лиза подняла на него свои ясные глаза. При несоблюдении этого правила при употреблении местоимений может возникнуть неясность, двусмысленность, например: Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон (чей чемодан: рассказчика или товарища?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить так: Я попросил товарища, чтобы он внес свой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести мой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести его чемодан в вагон.
    4. Часто местоимения выступают как средство связи предложений в тексте.

    Сообщения учащихся о трудных случаях правописания местоимений (из своих небольших исследовательских работ).

    - Выполняем упражнение 266. (В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старших классах).Задание. Прочитайте и укажите, какие неточности допущены при употеблении местоимений. Спишите, исправляя предложения.

    VIII. Закрепление материала. На магнитной доске слепая схема (незаполненная).

    Разряды Примеры

    1. Личные
    2. себя
    3. Вопросительно-относительные
    4. этот, тот, такой.
    5. Притяжательные
    6. некто, нечто, кое-кто.
    7. Отрицательные
    8. каждый, самый, сам.

    IX. Работа с тестами (для средних и слабых учащихся).

    1. Местоимение это: 2.Они

    А) член предложения; а) личное

    Б) часть речи; б) возвратное

    В) словосочетание в) притяжательное

    3.Местоимение себя указывает на: 4. Найти лишнее

    А) предмет; а) Я, ты, он

    Б) количества; б) мой, твой, наш

    В) лицо. в) каждый, самый, свой

    5.Изменяется по родам 6. Никто-это

    А) себя а) отрицательное

    Б) я б) указательное

    В) этот в) неопределенное

    7.Не имеет именительного падежа: 8 Местоимение не бывает

    а) себя а) подлежащими

    б) моего б) сказуемыми

    в) твоего. в) определениями

    X. 2 вариант(для сильных учащихся). Выполнение зачетных тестов по теме, используя тренировочные упражнения ЭИ. (А1-А5).

    А1. В каком предложении не(ни) со словом пишется раздельно?

    1. Ветерок (ни)сколько не мешал нам.
    2. (ник)кто в доме не знал о предполагаемом побеге.
    3. Больше (не) от кого ждать помощи.
    4. Детям (не)когда погулять.

    А2. В каком предложении есть указательное местоимение?

    А) Сюда входит внеязыковое содержание текста и совокупность языковых средств, с помощью которых оно передаётся.

    Б) Условно их можно разделить, как это делают психологи, на две группы: объективные и субъективные.

    В) Современная психология и психолингвистика определяют ряд факторов, влияющих на восприятие текста.

    Г) К объективным относятся свойства и качества самого текста.

    1) А 2) Б 3) В 4) Г.

    А3. Укажите верное объяснение написания выделенного слова.

    Нужно обогащаться знаниями и то(же) время приучаться пользоваться в жизни этими знаниями

    1. тоже - всегда пишется слитно;
    2. то же - всегда пишется раздельно;
    3. тоже - здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
    4. то же - здесь это местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.

    А4. Какой частью речи является слово Что в предложениях А и В.

    А. Рассказывать о том, что происходит на стадионе, действительно, не так уж сложно.

    Б. Спортивный репортаж…

    В. Кажется, что же тут сложного - говори и говори себе!

    1) в обоих случаях - местоимением

    2) в обоих случаях союзом

    3) в предложении А-союзом, в предложении В-местоимением

    4) в предложении А - местоимением, в предложении В-союзом.

    А5. В этом порыве моем была благодарность ей за(то), что она живая осталась.

    1. зато - всегда пишется слитно
    2. за то всегда пишется раздельно
    3. зато - здесь это сочинительный союз, поэтому пишется раздельно
    4. за то - здесь местоимение то с предлогом за, поэтому пишется раздельно.

    Вариант 3 - аналогичные задания. При выполнении этого вида заданий учащиеся называют правильный ответ, аргументируя свой выбор. Учитель комментирует ответы.

    Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их: я, себя, ваш, столько и др.

    Местоимения отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательных (какой? чей?), имён числительных (сколько?): он смеется, мой брат, несколько карандашей.

    Морфологические и синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте.

    Синтаксическая роль местоимений

    Местоимение может быть любым членом предложения:

    Я хочу спать (подлежащее).

    Это она (сказуемое).

    Миша — мой брат (определение).

    Учитель вызвал его (дополнение).

    До каких пор это будет продолжаться (каких входит в состав обстоятельства)?

    Разряды местоимений

    А. Разряды местоимений п о грамматическим признакам (в зависимости от того, вместо какой части речи они употребляются).

    1. Местоимения-существительные (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.). Их особенности:

    • указывают на предметы;
    • отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);
    • изменяются по падежам (некто, нечто употребляются только в форме И.п.; некого, нечего, себя не имеют формы И.п.);
    • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.

    2. Местоимения-прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.). Их особенности:

    • указывают на признаки предметов;
    • отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);
    • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
    • изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам (каков не изменяется по падежам; притяжательные его, ее, их не изменяются вообще, в отличие от омонимичных форм личных местоимений его, ее, их );
    • местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но иногда, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (— Который час? — Пятый ).

    3. Местоимения-числительные (сколько, столько, несколько ). Их особенности:

    • указывают на количество предметов;
    • отвечают на вопрос сколько? ;
    • связываются с существительными, как количественные числительные;
    • обычно изменяются по падежам.

    Б. Разряды местоимений по лексическому значению.

    1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).

    2. Возвратное: себя . Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали ).

    3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен ).

    4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

    5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

    6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество (Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?) .

    7. Относительные: те же, что и вопросительные, но служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так называемые (Я узнал, кто пришёл. Это дом, который построил мой дед) .

    8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок ни- , не- (Никто не ответил. Некого обвинять) .

    9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько , а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений с помощью приставки кое - или постфиксов -то , -либо , -нибудь : кое-кто, кто-то, что-нибудь и др. (Кто-то позвонил. Кое-кого уволят ).

    Примечания:

    1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё ) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен; Сам придёт; Это книга; Всё закончилось хорошо ).

    План морфологического разбора местоимения

    1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

    2. Начальная форма.

    3. Постоянные морфологические признаки:

    • разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное);
    • разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
    • лицо (для личных местоимений);
    • число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).

    4. Непостоянные морфологические признаки:

    • падеж;
    • число (если есть);
    • род (если есть).

    5. Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

    Образцы разбора местоимений

    Представьте себе радость какого-нибудь ботаника, который неожиданно попадает на необитаемый остров, где до этих пор не ступала ничья человеческая нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

    • (представьте) себе

    кому?

    2. Н. ф. — себя .

    3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-существительное, возвратное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.

    5. В предложении дополнение.

    • какого-нибудь (ботаника)

    какого?

    2. Н. ф. — какой-нибудь .

    3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, неопределённое.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.

    • который

    1. Местоимение, указывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

    2. Н. ф. — который .

    3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, относительное.

    5. В предложении подлежащее.

    • (до) этих (пор)

    1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос каких?

    2. Н. ф. — этот .

    3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, указательное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.

    5. В предложении часть обстоятельства времени.

    • ничья (нога)

    1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос чья?

    2. Н. ф. — ничей .

    3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, отрицательное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа.

    5. В предложении согласованное определение.

    1. Местоимение, указывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

    2. Н. ф. — он .

    3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-существительное, личное, 3-е лицо.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

    5. В предложении подлежащее.

    • свою (коллекцию)

    1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос чью?

    2. Н. ф. — свой .

    3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, притяжательное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, винительного падежа.

    5. В предложении согласованное определение.

    • всякими (представителями)

    1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос какими?

    2. Н. ф. — всякий .

    3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, определительное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.

    5. В предложении согласованное определение.

    Источники:

    • Раздел «Местоимение как часть речи» в пособии Е.И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»
    • Раздел «Местоимение» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»

    Дополнительно на Геноне: