Шизоидный характер: ребенок, которого ненавидели. Кто такая «шизофреногенная мать», или К чему ведет подавляющая гиперопека

Дукаревич: «Представьте себе старинный город-крепость, который стоит высоко в горах, люди которые живут по своим устоям, не любят пускать к себе чужаков и сами выходить за стены этого города.»


Это образ, с одной стороны, интроверта, а с другой стороны - аутичного человека.

Откуда это берется? Понятно, что отчасти тут мы можем говорить не только о психологических и отношенческих вещах, но и о климатических и географических (северные народы - более закрытые, южные - более экстраверсивные).

Но, мы начнем с отношений ребенка и матери. Первым объектом, который предстает перед ребенком - является его мать. И те взаимоотношения, которые у ребенка с матерью и будут отражением того, какие отношения у ребенка будут с миром. И тут мы обращаемся к Фрейдовским стадиям и к тому, что Фрейд называет нарциссическим ядром. Именно нарциссическое ядро будет соответствовать шизоидному радикалу. Термин «нарциссизм» это фиксация на себе. И не обязательно с положительным знаком.

Представьте себе, что Либидо ребенка - психическая, витальная энергия устремляется к объекту, к матери. И по идее, должно произойти зацепление Либидо за объект. И возникает контакт, связь, любовь, партнерское отношения. С другим, который за границами Я ребенка. Можно это представить как шарик, который прилепляется. Но только тогда, когда объект, к которому это направляется, к этому готов. А представьте себе, что объект этот шарик отбивает. По тем или иным причинам объект (то бишь мама) не готов это принять. И тогда происходит возврат этого крючка на новорожденного ребенка. И вот это и будет нарциссической фиксацией. Не случилось контакта с внешним объектом, возврат на себя и прилипание. Почему? Это может быть шизоидная мама, у которой не произошло контакта с ее мамой и она не умеет устанавливать этот мостик. Либо, это мама - холодный истероид, который любит только себя и больше никого. И соответственно, такое отбитие может происходить и в этом случае. И шизодная и истероидная мама могут сыграть роль Снежной Королевы. И Снежная Королева - классическая сказка для шизоидов.

Мама могла быть не шизоидной и не холодной истероидной, но в момент когда она родила ребенка, она была сама в состоянии глубокой депрессии (это может быть стресс или потеря близкого человека). Когда она рожала, она говорила, что хотела бы любить, но не может.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Очень красиво показана шизоидность в детском доме. В свое время американцы провели интересное исследование на эту тему. Тактильных контактов, ласки и любви нет. Обнаружено было, что буквально в первые недели жизни, пороги чувствительности у таких детишек пониженные. Панцирь начинает формироваться при отсутствии тактильного контакта буквально с первых дней. Ребенок как бы говорит: «Если я никому не нужен, то и мне никто не нужен!»

Социализация это усвоение опыта человечества через обращение с предметами. Причем даже не через словесную форму, а когда ребеночка сажают за стол, дают ему в руки ложку и он кушает. То есть это обращение с предметами, которые человечество создало за много веков. Второй путь - через культурные символы - то есть это тот же самый зашифрованный культурный опыт.

И еще один путь - через взаимоотношения с другими людьми, через их эмоции (например, если бабушка боится собаки, естественно, что и ребенок будет бояться собаки). Человек даже не понимает, откуда в нем это, а с самого детства он есть.

Должна быть определенная готовность для того, чтобы событие стало реально травматичным. А предварительная готовность создавалась задолго до события.

Что касается шизоидов, у них нет непосредственного чувственного впитывания: они не губка, они не открыты для влияний, у них нету непосредственных эмоциональных контактов с окружающими людьми чтобы это переливалось в них. Одно дело, если у вас крышка открыта, в эту кастрюлю валится все, что ни попадя. Но у шизоидов крышка закрыта, а иногда, как у скороварки, закручено. И поэтому у них там и варится их самобытное, оригинальное и ни на что не похожее. Как проходит их социализация в этом смысле, если нет впитывания? Мы знаем, что многие наши маленькие шизоиды очень любят знания в чистом виде: научные, документальные фильмы, справочники, энциклопедии, - то есть информацию в чисто информационном виде. И Несуществующие Животные наших шизоидов тоже питаются информацией, воздухом, светом и тому подобное. Поэтому обычно такое сравнение: можно получать эту информацию через культурные источники, а можно - в чистом виде. И похоже на то, что ты или ешь цыпленка табака в чистом виде, или еду для космонавтов. На самом деле, у шизоидов такое устройство, что им это вкусно (например, люди, которые зачитываются железнодорожным расписанием). Просто информация. Любого типа. Но она должна быть голая. Формируется определенная картина мира. Она менее общепринята, чем у окружающих людей, но оригинальная.

Что есть у шизоидов, чего нет у кого-то другого?
Например, мы попадаем в новую для себя реальность и чувствуем там себя одинокими и незащищенными. Что мы начинаем делать? Мы стараемся разобраться. Поэтому, именно у шизоидов в большей степени развита эта познавательная активность. Поэтому из шизоидов и получается большинство ученых, которые строят все теории и все концепции. То есть только шизоиды во-первых хотят до такой степени познавать этот мир. И поэтому для них самая характерная особенность, которая определяет его это слово «интересно». Мир для них это всегда загадка, всегда некий вызов и орешек, который хочется расколоть. Шизоиды живут не в плоскости земли, не в мире вещей, а в мире людей.

Фактически, это единственный тип, который способен к креативу. Умный, одаренный истероид способен скомпилировать из кусочков что-то, что было бы новым, но это будет репродукция. Но по-настоящему креативен - шизоид.

По-настоящему человечество обязано не только шизоидам, а шизоистероидам, шизоэпилептоидам.

В быту, обычно, шизоид непрактичный. Именно потому что для него более комфортно существовать в мире идей, чем в мире вещей, это человек которому все равно что надеть и что вокруг.

Некоторые шизоиды стремятся соответствовать окружающим. Протезы они могут быть такие, что видно, а могут быть, что никто не догадается, что это протез.

«Концепция отказа от воплощения»:
Шизоиды они хороши, когда они хотят быть здесь и быть полезными. В начале 80-х был обнаружен на ступеньках дома книги, ему было 38 лет и он был происхождением из очень маленького городка на Украине, не закончил, в силу проблем адаптации даже среднюю школу, но при этом умудрился выучить сам 12 иностранных языков, обладал феноменальной памятью и был способен процитировать любую книгу по любой области знания, с примечаниями. Тогда в Москве и в Питере были всякие семинары и по литературоведению и по философии и он на все семинары был вхож, всегда приходил обтрепанный и он мог в любой момент все процитировать. Кроме того, он приезжал в большие города с тем, чтобы сидеть целыми днями в библиотеках и поглощать культуру. Рассказал, что первый раз попытался покончить с собой, когда ему было шесть лет. При этом, жил в среднестатистической семье. Понятно, что мама была шизофренногенная, но с точки зрения отношений все было нормально. Почему? Потому, что когда ему было шесть лет, у него было что-то по типа бреда (Что-то типа чуть ли не райских садов, особая реальность), после которого он, вернувшись в свою обычную жизнь, счел ее жутко уродливой, серой и отвратительной. После чего он еще много раз, до 21 года пытался покончить с собой, но ничего не получалось. Это отказ от того, чтобы жить, быть и так далее. Когда ему было 16 лет и нужно было получать паспорт, он отказался и так его и не получил, так как это означало бы признать себя гражданином. И если он станет мужчиной, он примет правила игры и он остался девственником. Позиция: «Я не играю в эти игры!» В начале 80-х, он увлекся астрологией и написал книгу, «Новая астрология». Потому что он не хотел быть тем знаком, которым он был (Рыбы), а хотел быть Козерогом. И поменял дни солнцестояния. Он попросил знакомых, чтобы приносили ему обрывки использованных календарей. И он на этих обрывках писал свою книгу, чернильной ручкой с кляксами и неразборчиво и складывал в чемоданчик. Он как бы обманывал некоего стража, который не давал ему что-то воплотить и материализовать.

На этом построена методика: если журналист не может написать статью, писать в метро в час пик, в пустом вагоне, на листке бумаги и карандашом, - то есть обмануть.

Получилось, что если он не хотел воплощаться, то и мир его тоже не принял. Были похожие моменты и на других людях, но не в столь выраженном виде.

Как нам эта вещь может быть интересна? То, что для шизоидов характерно это уход от реальности в разные миры: у шизоидов две психологические защиты это дистанцирование и фантазирование. Истероид фантазирует про принца на белом мерседесе. Шизоид фантазирует а-ля Толкиен.

Целый ряд людей уходят в секты и в не совсем общепринятые поиски, в наркотики не для кайфа, не для драйва, а чтобы почувствовать другую реальность. Тот же самый отказ от воплощения, отказ жить здесь и принять то, что ты родился сюда и работать, чему-то служить.

Если у нас есть внутреннее окаянство с ними наладить диалог, то можно убеждать, что воплощаться это все таки не так уж и плохо и своевременно и нужно. Потому что если ничего с этим не делать, то еще не известно что в следующий раз будет.

В этом смысле в больными шизофренией нужно работать и на их языке и в их системе ценностей.

Какие у них ценности?
Свобода в первую очередь. Независимость. Интерес. Ценность познания.

Очень много символики будет. Например, в «Пиктограмме». Некоторые умные истероиды косят под шизоидов, зная, что это в обществе ценится. У истероида много поверхностных интересов, но бывает, что можно перепутать. По тестам может быть так, что есть целый ряд истероидов, которые пытаются изобразить что-то другое. Может быть символика. Но очень часто, на этапе воспроизведения, они не могут вспомнить. А вот шизоид, какие бы кривые ассоциации у него не были, он все их помнит отлично.

Часто бывают не чистые шизоиды. Большинство наших программеров, как раз не чистые шизоиды. Очень часто у них еще психастенический радикал: именно поэтому они часто совы, у них не очень хорошо с энергетикой. Бывает сплав с эпилептоидностью: шизоэпилептоид - не легкий. Шизоистероид - шикарно: если он берет хорошее от шизоидности и хорошее от истероидности: это креативность плюс артистичность, а бывает, что плохое и оттуда и оттуда и это поверхностность и не умение общаться.

Возвращаясь к теме матерей с различными типами личности невозможно не упомянуть шизоидную личность.


Сразу определимся, что «шизоидная личность» не равна шизофрении и не равна аутизму. Эти люди разделяют часть черт, но это часть их характера, а не симптомы болезни. Незначитальная часть шизоидов могут в дальнейшем заболеть шизофренией, но в этом случае предшествующие личностные особенности следует рассматривать, как «предболезнь», а не личность саму по себе. Другими словами, тогда, до появления ярких симптомов болезни, члеовек уже начал «заболевать».

Шизоиды встречаются не так уж и часто на самом деле. И если, к примеру, пограничное и истерическое расстройство личности чаще встречается у женщин, то шизоидные черты чаще у мужчин. Тем не менее, женщины шизоиды встречаются так же.

Основные характеристики шизоидной личности - выраженная интроверсия (направленность психической жизни внутрь себя), которая доходит до того, что человек становится довольно слабо связан с происходящим во вне. Они испытывают сложности с выражением эмоций и общением с людьми, но не сказать, что это их сильно напрягает. По словам Ганнушкина, они подобны римским домам, простым и невзрачным вовне, но внутри них богатое убранство и проходят сказочные пиры.

Фаррар в 1927 году (фундаментальные исследования в области шизофрении и шизоидной личности были сделаны в основном в то время) предолжил оригинальную классификацию шизоидных личностей. Это:

1. «Застенчивый» - человек лишенный амбиций, рассеянный, вечно все забывающий и недоделывающий, из-за чего часто лишается работы и вылетает из института и школы. Ему тяжело спросить, тяжело отказать, и вообще, тяжело себя как-то обозначить в мире. Т.е. если ему дают задание, например, написать текст в ворде, он постесняется сказать, что не умеет пользоваться вордом.
2. « Скороспелые» - это вундеркинды, которые рано выучились писать, читать и т.п. Очень разумные, рассудительные, пользующиеся сложными философскими концептами, которые часто противоречат реальности и вызывают затруднения в обычной жизни. Эти люди в детсве «идеальные малыши», которые правильно себя ведут, быстро подчиняются правилам, хорошо учатся, но имеют явные проблемы со сверстниками. Могут быть довольно блестящи в споре академическом, где оперируют абстрактными понятиями, но на практике общения довольно слабыми.
3. «Невротики» погружены довольно сильно в личные переживания по поводу всего подряд. Что-то случилось - буря во внутреннем пространстве. Очень ранимы, все вокруг принимают на свой счет и все кажется замкнутым на них. Если кто-то умер, они в первую очередь могут переживать, что не смогут теперь чего-то иметь от этого человека и как им будет тяжело. Чувства других они не то, чтобы игнорируют, просто для них это совершенно непонятная сфера, в которую они даже не пытаются вникнуть. Они довольно сильно бывают погружены в собственные телесные ощущения и чувства по поводоу этих ощущений. Кольнуло в боку? Что это? Зачем кольнуло? В отличие от истериков они не пытаются завлдеть чьим-то вниманием или самовыразится в болезни. Все проходит на уровне личном. Если кто-то попадает в их поле зрения, то бывает, что окружающих захватывает переживанием, нет никого вокруг - переживание не ослабевает.
4. «Асоциальные» полностью погружены в себя, без особого интереса к происходящему во вне.
5. « Инфантильные» погружены в довольно детские переживания и требуют постоятнно внимания и зависимы от окружающих.

Вообще, ребенок у шизоидной матери появляется по 2 основным сценариям. « Так получилось, а раз получилось, ну что уж там» или является частью некоторой довольно сложной жизненной концепции. Беременность может проходить на автомате. Тут важно добавить, что у шизоидов часть связи с телесными ощущениями и, вообще, своим образом тела довольно своеобразная и иногда слабая. Часто это протекает по типу «вот я, а вот беременность». Иногда с беременностью может что-то случаться, но это не обязательно совпадает с тем, что ощущает в отношении себя сам шизоид. Потом беременность может быть для шизоида некоторой сложной жизненной концепцией неким сферическим конем в вакууме, которого приятно крутить с разных сторон про себя.

Поэтому когда ребенок рождается, они редко испытывают чувтсва «вот теперь родился человек мы были вместе, а теперь он отдельно» и всякая такая ерунда, которая лезет в голову матерям. Родилась концепция. Или «блин, ребенок, что-то с этим надо делать, как-то действовать». Т.е. мать могут занимать довольно длительно вопросы, а как брать ребенка и сколько раз, сколько раз качнуть кровать. И это не просто тревога молодой матери, а желание узнать, как реально функционирует ребенок и как им управлять, и что делать, если он не поддается управлению.

Связь с ребенком в дальнейшем скорее формальная. Иногда про него забывают, если ум отвлекся на какую-то идею. Если мать не заинтересована в обществе, то она не сильно и заинтересована в ребенке. Т.е. книга может запросто выиграть в соревновании за внимание матери. Все это не со зла или с умыслом, просто так вот с приоритетами.

Ребенок растет и развивается, но отражения и какого-то взаимодействия от матери не получает. На деткие вопросы о том, почему светит солнце, он может получить теории термоядерных реакций с уравнениями. О том, хорошо ли брать чужую машинку из песочницы - рассуждения о морали и праве. Что это для ребенка? Во-первых, не формируется хорошего понятия о том, кто он, чего он стоит и, вообще, что происходит в мире. Мать может поступать по-разному в разных ситуациях в зависимости от процессов происходящих в ее богатом внутреннем мире. Маленький ребенок ее заметно напрягает потому, что он явно не поддается управлению и мать не знает кода доступа к нему. Более того, от нее требуют каких-то эмоций и каких то действий сопряженных с эмоциями, а она понятия не имеет, что надо делать.

И когда ребенок наконец решает жить своей жизнью, для матери это заметное облегчение. Подростковый возраст - это прекрасно, потому что ребенок со своими переживаниями идет к другим и формальная атмосфера мать вполне устраивает. Если подросток трудный, либо отходит от генеральной линии концепции, по которой он был задуман - то мать чувствует, что что-то надо делать. Но у нее опять нет кода доступа.

Вообще, когда с ребенком проблемы, мать начинает читать литературу и так как литература разная, то она пытактся взломать ребенкин код простым подбором. Это не работает - возьмем другое. Иногда она поддерживает стиль, который близок к ее миропониманию. Если ребенок выпадает из него - это странно, но и это можно объяснить в виде новой концепции или доработки предидущей.

Дети вырастают довольно самостоятельными, если они пошли не в маму (тут довольно четко прослеживается наследственный фактор). Однако со слабым чувством собственной личности без четких границ ис трудностями взаимодействия с людьми, особенно, что касательно семьи и родных. Т.е. у них мало практики на тему базовых понятий « что такое хорошо и что такое плохо», когда достаточно, а когда нет, во взаимодействии с людьми. Так как все-таки отношения с родителями должны пройти определенные стадии и интегрироваться во внутренний мир человека, то этот процесс может затягиваться на неопределенное время. То, что происходило в детсве и, почему мать реагировала так, а не иначе довольно сложно осознать. Вообще, человеку нешизоиду часто сложно понять шизоида даже в текущем времени, а тем более понять, что там было в детсве, еще сложнее.

  • Агранулоцитоз, этиология, патогенез, виды, картина крови, клинические проявления. Панмиелофтиз, картина крови.
  • Алгоритм «Действие медицинского работника в случае выявления больного с подозрением на кишечную инфекцию (сальмонеллез, дизентерию, эшерихиоз, стафилококковая инфекция, диареи)»
  • Алгоритм «Действие медицинского работника в случае выявления больного с подозрением на норовирусную инфекцию и алгоритм забора клинического материала»
  • Алгоритм «Действие медицинского работника в случае выявления инфекционного больного с подозрением на анаэробную инфекцию»
  • Одним из первых авторов, кто стал говорить о соотношении влечений при анализе лиц с шизоидной организацией характера, был Абрахам. С его точки зрения проблема шизоидной личности вне зависимости от степени нарушенности состоит в неспособности к трансферной любви. Позднее он говорил, что проблема и неспособность любить обусловлена прежде всего подавленной ненавистью, которая ослабляет их и лишает их энергии. Ненависть парализует способность этих людей любить. Многие аналитики, опираясь на личный опыт работы, называют эту проблематику. Это проблема соотношения любви и ненависти, и доминирование ненависти у шизоидной личности, которая парализует их способность любить.

    Второй взгляд, который активно развивался аналитиками, был связан с тем, что шизоидные пациенты, это люди, которые отвернулись от социума из-за слишком большой любви к самим себе. Они отвернулись от мира и стали получать огромное удовольствие от собственной грандиозности, от своих иллюзий грандиозности. В этом смысле освобождение от мира дает возможность прожить свои собственные фантазии грандиозности.

    Вопрос: «Почему и что заставляет шизоидного пациента отвернуться от объекта, отвернуться от внешнего мира?» Этот вопрос постоянно тревожил аналитиков, и совершали постоянные попытки ответить на этот вопрос. Адлер предположил, что отказ от любви к объекту является способом защиты объекта от ненависти. Он говорил о том, что там, где нем места для любви, там нет места и для ненависти. Пример. Шизоидный пациент говорит о том, что самое лучшее, что он может сделать, это не позволить своей любимой девушке подойти к нему близко. Хотя у них могли сложиться отношения.

    В этом примере видна тенденция агрессивного импульса, поворачиваться в свою собственную сторону. Они лишают себя, защищая объект от собственного негативизма.

    Рассматривая цель эротического или агрессивного влечения, аналитики сходились во мнении, что целью эротического побуждения является объединение людей. Целью агрессивного побуждения является разрыв связей. Шизоидный пациент постоянно нападает на связи. Это очень заметно. Бион обозначил проблему шизоидного пациента как постоянную борьбу со связью . В психике шизоидного пациента бушует огромная бессознательная энергия, направленная на разрыв связи.

    Пытаясь осмыслить, почему же надо разрывать связь аналитики выдвигали разные концепции. Одной из таких концепций была позиция Балинта о первичной любви . Балинт имел представление о предгенитальном формировании шизоидности. Он считал, что уже в утробе матери младенец начинает испытывать различного рода дискомфорт. Это означает, что в некоторых случаях за счет влияния каких-то факторов, состояние океанического блаженства может нарушаться. И в утробе, ребенок, у которого формируется шизоидная организация, в силу своей высокой чувствительности, слишком активно и негативно реагирует на это состояние «океанического блаженства». Появившись на свет, он начинает негативно реагировать на любое вмешательство со стороны внешних факторов в его психический мир, его психическое пространство. Окнофилическая личность реагирует на появление внешнего объекта позитивно. Личность, у которой формируются шизоидные особенности, а в терминологии Балинта – филобатическая личность, появление объекта рассматривает как негатив . Отсюда формируется паттерн дистанцирования, избегания внешних связей. А связано это именно с тем, что любое вмешательство объекта привносит дискомфорт во внутреннее состояние. Это то, что заставляет человека избегать этих связей.

    В аналитической литературе уход от объекта чаще всего связывается со стремлением защититься от своей собственной ненависти, своего недовольства, своей агрессивности. Это можно наблюдать при работе с взрослыми шизоидными пациентами. Пример. Как они начинают защищать терапевта от своей враждебности и ненависти. При любом сближении они начинают увеличивать дистанцию. Способов для увеличения дистанции много и они самые разные. Способы бегства так же могут быть разными. Можно сказать в конце сессии, что не понимает, зачем приходит в этот кабинет. А перед этим, было несколько очень удачных сессий. Подобная реакция, которая увеличивает дистанцию, им необходима.

    Шизоидные пациенты очень остро нуждаются в объекте, и поэтому они редко прерывают отношения. Но, как только возрастает тревога по поводу сильного сближения, шизоидный пациент, начинает высвобождать множество колючек. Близость для шизоида опасна, он будет делать все, что бы увеличить дистанцию, как только она начнет ощущаться им как слишком близкая. Сделать это лучше вербально, потому что, активно развивая свое мышление, и в частности вербальный интеллект, они могут делать это очень хорошо. Уход бывает в тех ситуациях, когда разрушительность этих отношений для пары, бывает слишком сильна.

    Шизоид, его базовой особенностью, когда он вступает в отношения – это воплощение желания другого . Он активно прислушивается к желаниям, переживаниям другого человека и отражает их. Через это отражение, он где-то чувствует себя лучше. В его фантазиях поведение другого человека базируется на таком же принципе.

    1. Балинт считает, что это предгенитальный период.

    2. Некоторые авторы считают, что это проблема самых ранних месяцев развития, периода младенчества. Этой концепции придерживаются многие, начиная с Абрахама. Проблема шизоида, это – оральная проблема, и она возникает из-за взаимодействий ребенка с матерью.

    3. Есть мнение, что это чисто генетическая проблема.

    Говоря об отношениях с матерью, речь идет об удушающей матери. О маме, которая удушает ребенка своим вниманием. И о слабом отце, который не в состоянии защитить ребенка от удушающей матери. Это удушение является попыткой гиперкомпенсировать собственную холодность и ненависть.

    Подавляющее большинство аналитиков связало формирование шизоидной личности с ненавидящей мамой. Ненависть проявляется в виде гиперкомпенсации, в интенсивном внимании по отношении к ребенку. Это так же может быть связано с отсутствием материнского чувства. Отсутствие материнского чувства проявляется в недостаточном «танце ребенка и матери», то есть в абсолютной асинхронности их действий.

    Третий момент, который отмечают многие авторы, состоит в наличии «двойных посылов», которые пропитывают эти отношения . Суть этого феномена состоит в том, что мать говорит ребенку то, что он может не чувствовать и не испытывать. «Ты очень голоден, я лучше знаю!» Воспитанный в таких посылах ребенок начинает активно не доверять собственным чувствам и уходить от реальности. Потому, что создается впечатление, что он сумасшедший, и не понимает реальности.

    В поведениях и чувствах любого шизоида можно увидеть три элемента. Спотниц обозначает это как «шизоидное ядро ».

    1. Это агрессия и ненависть , которая всегда присутствует и входит в ядро шизоидной организации личности.

    Это доминирование агрессии над любовью. Это доминирование стремления разорвать, а не сохранить связи с объектом. Это постоянное нападение на связь с объектом.

    2. Это защита объекта.

    3. Это принесение себя в жертву.

    Эти три элемента, комбинируясь, так или иначе, составляют шизоидное ядро личности.

    Если мы говорим о ненависти, то здесь в рамках концепции влечений, обязательно присутствует любовь. Любовь, это тот элемент, который тормозит ненависть, это тот элемент, который пытается защитить объект. А ненависть пропитывает эти отношения мощной тенденцией к разрыву. Эти два элемента обязательно присутствуют. Невозможно жить без объекта, и с объектом жить тоже невозможно.

    Интенсивность этих переживаний приводит к тому, что все чувства замирают, блокируются и шизоид дистанцируется от мира . Он уходит от мира, уничтожает объектное поле в своей психике. Даже взаимодействуя с другими людьми, он не ощущает их как живые объекты. Потому что появление живого объекта тут же разрушает всю эту сформировавшуюся структуру.

    Как это происходит в младенчестве. Что означает уничтожение объектного поля. Как ведет себя младенец, когда его желания не выполняются? Он плачет, плачет, кричит, потом засыпает. Заснуть, означает уничтожение объекта из поля своего зрения. Сон – это способ убийства объекта. Это освобождает младенца и от объектов, и от своих потребностей и желаний.

    То же делает шизоид и во взрослом состоянии. Юнг говорил, что шизоид – это сновидец, живущий в мире. Он убрал объектные связи, и тем самым убил существующих людей. Он вступает в отношения, но не с живыми. Поэтому агрессия шизоида может носить очень жесткий характер, садистический характер. И это обусловлено тем, что для них нет живого объекта, против которого они направляют эту агрессию.

    В отличие от других пациентов, шизоидный пациент может сам многое проинтерпретировать и тонко наблюдает себя, лучше терапевта. С детства он пытался справиться с жизнью, выработал защиты. И самая важная защита – это попытка осмыслить все, что происходит. Он часто лучше терапевта понимает, что ему хочется, и что за этим стоит. Он дает интерпретации значительно более интересные, чем это делает терапевт. У шизоида мышление бывает очень специфическое, и его ассоциативное поле часто будет отличаться от привычного ассоциативного поля, в котором мы находимся.

    В работе с шизоидным пациентом важно уточнить, важно прояснить один акцент. Чего больше хочет пациент, получить любви или появиться . Шизоид, когда приходит в терапию, в отличие от очень многих невротиков, хочет появиться. Потому что для мамы эта девушка не существует. Есть мама, и есть ее желания, и нет девочки. Фактически ее никогда и не было. К ней никто никогда не прислушивался, у нее никто никогда, ничего не спрашивал, она на заднем плане . Поэтому, основное, что приходится делать в анализе – это дать возможность человеку появиться как личности.

    Надо хорошо осознавать, что своим внедрением, своими фантазиями, своими желаниями, мы пугаем пациента. Ему это очень страшно. То, что мы хотим, он очень быстро воспроизведет и потеряется. Аналитику необходимо постоянно спрашивать, что хочет шизоидный пациент перед обсуждением. По поводу любого вопроса, любой темы, любого внедрения, сначала спросить. Страх, что их нет, а есть желания другого человека, проявляется абсолютно во всех моментах их жизни, во всех мелочах.

    В работе с такими личностями необходимо всегда исходить из того, что он должен появиться. Шизоид исключительно чувствительный человек к нарушению границ. Исключительно чувствительный человек к появлению другого лица со своими желаниями узнать, помочь, исправить и так далее. Это исчезновение и убийство его.

    «Мне кажется, сейчас вы говорите об очень важных вещах. Вы хотели бы, что бы мы на этом немного остановились и обсудили?»

    Но, аналитик имеет право, хотя бы изредка чуть-чуть появляться, как второй объект, который проявляет внимание к событиям их жизни.

    Шизоида, даже невротического уровня, надо рассматривать как личность глубоко нарушенную. И с шизоидом мы всегда работаем как с пограничным пациентом. Поскольку они бояться внедрения, поскольку они бояться близости, поскольку они бояться понимания. Они не хотят, чтобы их понимали. Любое понимание для них – травматично, потому что это внедрение.