Шанель краткое. Смерть и появление привидения. История создания повести «Шинель»

Николая Васильевича Гоголя - одной их самых известных в мире историй жизни "маленького человека".

История, произошедшая с Акакием Акакиевичем Башмачкиным, начинается с рассказа о его рождении и причудливом его именовании и переходит к повествованию о службе его в должности титулярного советника.

Многие молодые чиновники, подсмеиваясь, чинят ему докуки, осыпают бумажками, толкают под руку, - и лишь когда вовсе невмоготу, он говорит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — голосом, преклоняющим на жалость. Акакий Акакиевич, чья служба состоит в переписывании бумаг, исполняет ее с любовью и, даже придя из присутствия и наскоро похлебав щей своих, вынимает баночку с чернилами и переписывает бумаги, принесенные на дом, а если таковых нет, то нарочно снимает для себя копию с какого-нибудь документа с замысловатым адресом. Развлечений, услады приятельства для него не существует, «написавшись всласть, он ложился спать», с улыбкою предвкушая завтрашнее переписывание.

Однако таковую размеренность жизни нарушает непредвиденное происшествие. Однажды утром, после многократных внушений, сделанных петербургским морозом, Акакий Акакиевич, изучив свою шинель (настолько утратившую вид, что в департаменте давно именовали ее капотом), замечает, что на плечах и спине она совершенно сквозит. Он решает нести ее к портному Петровичу, чьи повадки и биография вкратце, но не без детальности изложена. Петрович осматривает капот и заявляет, что поправить ничего нельзя, а придется делать новую шинель. Потрясенный названною Петровичем ценой, Акакий Акакиевич решает, что выбрал неудачное время, и приходит, когда, по расчетам, Петрович похмелен, а потому и более сговорчив. Но Петрович стоит на своем. Увидев, что без новой шинели не обойтись,

Акакий Акакиевич приискивает, как достать те восемьдесят рублей, за которые, по его мнению, Петрович возьмется за дело. Он решается уменьшить «обыкновенные издержки»: не пить чаю по вечерам, не зажигать свечи, ступать на цыпочках, дабы не истереть преждевременно подметок, реже отдавать прачке белье, а чтобы не занашивалось, дома оставаться в одном халате.

Жизнь его меняется совершенно: мечта о шинели сопутствует ему, как приятная подруга жизни. Каждый месяц он наведывается к Петровичу поговорить о шинели. Ожидаемое награждение к празднику, против ожидания, оказывается большим на двадцать рублей, и однажды Акакий Акакиевич с Петровичем отправляется в лавки. И сукно, и коленкор на подкладку, и кошка на воротник, и работа Петровича — все оказывается выше всяких похвал, и, ввиду начавшихся морозов, Акакий Акакиевич однажды отправляется в департамент в новой шинели. Событие сие не остается незамеченным, все хвалят шинель и требуют от Акакия Акакиевича по такому случаю задать вечер, и только вмешательство некоего чиновника (как нарочно именинника), позвавшего всех на чай, спасает смущенного Акакия Акакиевича.

После дня, бывшего для него точно большой торжественный праздник, Акакий Акакиевич возвращается домой, весело обедает и, посибаритствовав без дел, направляется к чиновнику в дальнюю часть города. Снова все хвалят его шинель, но вскоре обращаются к висту, ужину, шампанскому. Принужденный к тому же Акакий Акакиевич чувствует необычное веселье, но, памятуя о позднем часе, потихоньку уходит домой. Поначалу возбужденный, он даже устремляется за какой-то дамой («у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения»), но потянувшиеся вскоре пустынные улицы внушают ему невольный страх. Посреди огромной пустынной площади его останавливают какие-то люди с усами и снимают с него шинель.

Начинаются злоключения Акакия Акакиевича. Он не находит помощи у частного пристава. В присутствии, куда приходит он спустя день в старом капоте своем, его жалеют и думают даже сделать складчину, но, собрав сущую безделицу, дают совет отправиться к значительному лицу, кое может поспособствовать более успешному поиску шинели. Далее описываются приемы и обычаи значительного лица, ставшего значительным лишь недавно, а потому озабоченным, как бы придать себе большей значительности: «Строгость, строгость и - строгость», - говаривал он обыкновенно.

Желая поразить своего приятеля, с коим не виделся много лет, он жестоко распекает Акакия Акакиевича, который, по его мнению, обратился к нему не по форме. Не чуя ног, добирается тот до дома и сваливается с сильною горячкой. Несколько дней беспамятства и бреда - и Акакий Акакиевич умирает, о чем лишь на четвертый после похорон день узнают в департаменте. Вскоре становится известно, что по ночам возле Калинкина моста показывается мертвец, сдирающий со всех, не разбирая чина и звания, шинели. Кто-то узнает в нем Акакия Акакиевича. Предпринимаемые полицией усилия для поимки мертвеца пропадают втуне.

В то время одно значительное лицо, коему не чуждо сострадание, узнав, что Башмачкин скоропостижно умер, остается страшно этим потрясен и, чтобы сколько-нибудь развлечься, отправляется на приятельскую вечеринку, откуда едет не домой, а к знакомой даме Каролине Ивановне, и, среди страшной непогоды, вдруг чувствует, что кто-то ухватил его за воротник. В ужасе он узнает Акакия Акакиевича, коий торжествующе стаскивает с него шинель. Бледный и перепуганный, значительное лицо возвращается домой и впредь уже не распекает со строгостью своих подчиненных. Появление же чиновника-мертвеца с тех пор совершенно прекращается, а встретившееся несколько позже коломенскому будочнику привидение было уже значительно выше ростом и носило преогромные усы.

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Е. В. Харитонова

(1842 г.)

краткий анализ произведения

Главные герои
- Акакий Акакиевич Башмачкин;
- значительное лицо.

Тема
- маленький человек.

Проблематика
- унижение маленького человека;
- бездуховность бюрократической системы по отношению к маленькому человеку.

Анализ произведения
Бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин выступает как олицетворение бедных обездоленных людей. Его жизнь раскрывается в повести как суровая зависимость от общих условий жизни. А.А.Б. занимает малозначительное место в обществе, поставлен в условия прозябания и нищеты . Духовная жизнь чиновника до крайности бедна и замыкается в пределах одного департамента. Этот маленький человек живет в атмосфере вечной борьбы за свое существование . Именно поэтому покупка новой шинели воспринимается как событие исторической важности. Сам Башмачкин не видит ничего странного в своём существовании, безропотно перенося все унижения. Трагизм положения Акакия Акакиевича заключается в том, что он лишен прав на человеческую жизнь.
Общество унижает в нём человеческое «я», но после того как у него пропала шинель, события в повести принимают иной характер. Маленький человек впервые решается заявить о себе и отправляется с жалобой к значительному лицу с целью найти правду, поймать и наказать виновного. И здесь этот маленький человек сталкивается с бездушием, бюрократизмом чиновничьего аппарата , да и всей системы в целом, в которой ему не находится места, поэтому он не выдерживает и погибает.
Чтобы подчеркнуть драматизм повествования, Гоголь вводит в повесть фантастику, которая помогает понять идейный замысел. В финале произведения происходит встреча мертвеца Акакия Акакиевича Башмачкина со значительным лицом, и маленький человек вершит суд над ним. Таким образом, в конце повести возникает мотив возмездия, но оно выражается в фантастической форме, ибо протест, на который оказывается способным мертвец, в жизни реального героя Башмачкина отсутствует .

Эта повесть Гоголя была издана в 1843 году. Она входит в авторский сборник "Петербургские повести".

Ниже мы передадим краткое содержание произведения "Шинель". Для лучшего усвоения события излагаются с точки зрения их важности в сюжетном построении (завязка, развитие событий, кульминация, развязка). Начало повести, в которой мы знакомимся с главным героем Акакием Акакиевичем Башмачкиным, можно рассматривать как экспозицию.

Начало повести. Знакомимся с главным героем

Завязке предшествует наше знакомство с главным героем повести, которого зовут Акакий Акакиевич Башмачкин. Он служит мелким чиновником в одном из петербургских департаментов.

В повести рассказывается о рождении героя: несчастливая звезда Башмачкина зажглась, уже когда стали искать имя для новорожденного: сколько ни подбирали по святцам, все имена выходили заковыристые и такие причудливые, что мать его совсем отчаялась и решила дать ему имя его отца - так и стал он Акакием Акакиевичем.

Главный герой - типичный, что называется, "маленький человек". Он не блещет умом, звезд с неба не хватает, карьеру не сделал и не пытался. Башмачкин до самозабвения любит свою работу, а именно - снимать копии, то есть переписывать различные документы.

Вся его жизнь в этом и состоит. На работе он пишет. Придет домой со службы, наскоро поест - и снова за стол, достает перо с чернильницей и вновь принимается за работу - переписывает то, что не дописал в департаменте. Впрочем, если работы не оказывалось, Башмачкин писал какую-нибудь бумагу "просто для себя". Среди букв у Акакия Акакиевича есть даже свои любимчики.

Засыпал он с улыбкой, думая:

Что-то Бог пошлет переписывать завтра?

Ревностно относится Башмачкин к своему занятию. Нельзя сказать, что в старании своем был он совсем не замечен: однажды начальство назначило задание, которое помогло бы ему в продвижении по службе. Всего и делов было - слегка изменить содержание документа, переписывая его. Но для нашего героя задача оказалась непосильной, и он с облегчением вернулся к простому переписыванию.

Внешний вид и костюм героя

И красотой Акакий Акакиевич не отличается: он рыжеват, рябоват, с плешью на голове, видит неважно, ест без аппетита. Рассеян, ходит, не интересуясь тем, что происходит вокруг. Порой, шагая по улице, он задумывается о своем занятии так, что повсюду ему чудятся написанные строчки. Потом приходит в себя, глядь - а он стоит посреди дороги.

Говорит Акакий Акакиевич мало, а если и изъясняется, то по большей части предлогами, междометиями и частицами.

Друзей у него нет, в гости не ходит, нередко обижаем окружающими и терпеливо сносит насмешки канцелярских сослуживцев. Только иногда, когда толкнут его под руку и помешают писать, скажет он:

Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?

Завязка

Носит Башмачкин вицмундир, бывший когда-то зеленым. Но давно уже он порыжел от старости. И старенькая шинель, которую в насмешку окружающие называют "капотом", совсем протерлась, и материя ее местами стала походить на сито.

Итак, в кратком содержании "Шинели" заметим, что завязка повести - пришедшая в негодность старая одежда главного героя.

И рад бы герой не обращать внимания на свою "тощенькую шинелишку", да как-то основательно стал прохватывать его ветер. Снял он шинель, посмотрел - а сукно-то по спине и плечам совсем дырявое, да и ткань подкладочная расползлась.

Обратился Башмачкин тогда к портному, которого все звали Петрович. Когда не бывал пьян, тот успешно занимался починкой всякого рода чиновничьей и прочей одежды - фраков, шинелей и панталон. Однако Петрович заявил, что, мол, никак такое сукно залатать нельзя, заплатку на гнилую ткань не положишь - тотчас расползется. А значит, непременно нужно шить новую шинель.

Это стало для героя страшным сообщением. Однако, подумав, решился Акакий Акакиевич зайти к портному в воскресенье, когда тот после субботней рюмочки будет подобрее - авось, и возьмется тогда за работу. Однако ж и в следующий к нему визит Петрович авторитетно заявил, что починить шинель невозможно.

На новую шинель, которую взялся сшить все тот же портной Петрович, ушло бы больше, чем полтораста рублей. Акакий Акакиевич стал прикидывать. Решил, что портняжка по обыкновению своему заломил высокую цену, и шинель встанет ему рублей в восемьдесят.

Но в копилке лежало у него только сорок рублей. Надо было набрать где-то еще сорок.

Развитие событий

И Башмачкин начал экономить: он не ужинает,

изгоняет употребление чая по вечерам

и не покупает свечей. Бедный Башмачкин даже ходит, ступая мягче и осторожнее, чтобы не стирались быстро подошвы обуви. А чтобы не отдавать в стирку лишний раз белье, дома он носит только халат.

Теперь целыми днями герой думает о шинели, о ее фасоне и материи. Ходит по лавкам, прицениваясь к сукну и прикидывая. Он уже привык сидеть голодным по вечерам. Башмачкин, как говорит нам автор,

сделался как‑то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель

Все эти привычки к новому образу жизни занимают у героя, как должно быть упомянуто в кратком содержании "Шинели", несколько месяцев.

Потом директор, как будто почувствовав, что Башмачкин нуждается в новой одежде, выдал ему аж шестьдесят рублей жалованья вместо положенных сорока.

И Акакий Акакиевич с портным направились в лавки, чтобы купить материю. Приобрели хорошее сукно и отличный подкладочный коленкор. А куницы для воротника не купили - дорога оказалась куница. Зато купили мех кошки, который по виду вполне казался приличным и походил на куницу.

Новая шинель

Портной доставил герою новую шинель рано утром - как раз, когда надо было отправляться на службу. Акакий Акакиевич вышел в обновке на улицу, а Петрович даже проводил его, чтобы еще раз полюбоваться своей работой.

По департаменту вдруг быстро разлетелась новость, что у Башмачкина новая шинель, и

капота более не существует.

Все поздравляют его - чиновника тяготит повышенное внимание - и настаивают,

что нужно вспрыснуть новую шинель и что, по крайней мере, он должен задать им всем вечер,

чтобы отпраздновать это событие.

Башмачкин не знает, как бы отказаться. Хорошо, что нашелся чиновник, который сообщил, что он сегодня именинник, и потому приглашает всех к себе сегодня же вечером.

Этот день становится для Акакия Акакиевича праздником. Когда вернулся домой, он посмотрел на старую и новую шинели и рассмеялся, сравнивая и радуясь обновке. Поужинав и повалявшись на постели, что вообще было не в его правилах, Башмачкин отправился в гости.

Чиновник проживал в лучшей части города, где фонари светили ярче, и улицы были не столь пустынны, как около его дома. На вечере сначала он чувствовал себя неуютно, но потом, выпив шампанского, повеселел. И все же среди играющих в карты и весело болтающих людей ему сделалось скучно, и, увидев, что уже за полночь, Башмачкин незаметно покинул торжество.

Кульминация

На одной из пустынных улиц оказались перед главным героем какие-то люди. Один из них, показав ему кулак, приказал молчать и вытряхнул из шинели. Потом ему дали такого пинка, что он упал в снег и потерял сознание.

На другой день по совету своей квартирной хозяйки Акакий Акакиевич посетил частного пристава, с трудом добился приема, но тот, задав какие-то нелепые вопросы, ничего толкового не сказал.

На службу пришлось идти ему в старом своем "капоте". Многие из сослуживцев, услышав печальную историю с ограблением, посочувствовали ему, и кто-то посоветовал попросить помощи у "значительного лица".

"Значительным лицом" был генерал. Долго дожидался Башмачкин в приемной, пока тот разговаривал с приятелем. Выслушав историю о "бесчеловечном ограблении", генерал рассердился на Акакия Акакиевича, прикрикнув на него, отчасти из желания покрасоваться перед бывшим еще здесь же знакомым. Испугавшись и едва не лишившись чувств, Башмачкин вернулся домой.

Развязка

Акакий Акакиевич слег с горячкой. Весь его болезненный бред вертелся вокруг украденной шинели и бессовестных воров.

Пришел врач, но ничего, кроме символической припарки, не прописал. А квартирной хозяйке сказал, что дня через полтора непременно наступит конец.

И Акакий Акакиевич умирает. Имущества после него осталось - лишь пучок гусиных перьев, несколько листов бумаги, пара пуговиц да старый его "капот".

А на службе отсутствия чиновника Башмачкина сразу и не заметили, а хватились лишь через четыре дня, когда того уже похоронили.

Один из самых значительных составляющих элементов повести - эпилог, придающий ей фантастический оттенок и дополнительный интересный смысл, должен быть обязательно упомянут в кратком содержании "Шинели".

Страшный эпилог

По Петербургу ползут тревожные слухи, что по ночам около якобы бродит призрак, который стаскивает со всех встреченных шинели, не глядя, какого вида шинели, бедные они или богатые. Один из чиновников сумел разглядеть мертвеца и признал в нем Акакия Акакиевича.

А генерал, который так грубо обошелся с Башмачкиным, почувствовал раскаяние, вспомнив о несчастном посетителе. Он даже послал к нему, пожелав оказать ему какую-нибудь помощь. Когда курьер доложил, что давешний посетитель умер в горячке, генерал расстроился.

Желая развеяться, он отправился на вечеринку к своему другу, а по окончании, совсем придя в хорошее настроение, решил навестить знакомую даму Каролину Ивановну. Ехал он к ней в санях, уютно обернувшись теплой шинелью.

Вдруг кто-то потянул его за ворот. Обернувшись, генерал с ужасом увидел того самого умершего чиновника в старом вицмундире. Акакий Акакиевич был бел, как снег. Но еще больше генерал испугался, когда прежний его посетитель произнес:

А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек, — отдавай же теперь свою!

Испуганный генерал беспрекословно выполнил приказание призрака и сам отдал ему шинель, а потом велел кучеру нестись домой. Про Каролину Ивановну он и думать забыл. А мертвец с тех пор исчез - вероятно, шинель генерала оказалась ему впору.

Повесть не разбита на главы, из-за отсутствия таковых, мы не смогли привести краткого содержания по главам "Шинели" Гоголя.

Может ли одно небольшое произведение совершить революцию в литературе? Да, русская литература знает такой прецедент. Это повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Произведение было весьма популярно у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 века. Что собой представляет эта великая книга? Об этом в нашей статье.

Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время. Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц.

Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как – остаётся загадкой. Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо. Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель».

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

  1. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.
  2. Экспозиция – описание обстановки и положения героя.
  3. Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.
  4. Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.
  5. Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?

О чем?

Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.

Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.

Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.

Главные герои и их характеристика

  • Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин . Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.
  • Образ шинели работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.
  • Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.
  • Образ Петербурга в повести представлен совершенно по-иному. Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.

Темы

  • Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
  • Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
  • Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
  • Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.

Проблематика

Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

  • Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
  • Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
  • Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
  • Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

В чем смысл повести?

Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета. Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров. В этом заключается основная мысль произведения.

Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.

Чему учит?

«Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

Критика

В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В одном департаменте служит чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин. Когда он родился, ему долго выбирали имя, но имена попадались очень странные, поэтому его решили назвать в честь отца. В департаменте вот уже много лет он вечный титулярный советник - переписывает различные бумаги. На службе его никто не уважает, все смеются и издеваются над ним. Башмачкин – человек безответный, не может постоять за себя, но служит "с любовью", у него имеются даже любимые буквы. Он ничего не умеет, кроме механического переписывания документов. Акакий Акакиевич всегда плохо одет, для него не имеет значения и то, чем он питается. Все его мысли заняты лишь ровными строчками. Кроме того, он не позволяет себе никаких развлечений, которые, по его мнению, являются излишествами. Он вполне был бы доволен своей жизнью, если бы ему не приходилось мерзнуть, так как у него совсем износилась старая шинель, которая уже давно является предметом насмешек сослуживцев. Башмачкин относит ее к портному Петровичу, чтобы перешить, но тот отказывается, так как ткань уже насквозь гнилая, и советует сшить новую. Тогда Акакий Акакиевич начинает копить деньги на новую шинель, устанавливая для себя режим строжайшей экономии, например, отказывается от употребления чаю по вечерам, не зажигает свечу, старается как можно реже отдавать прачке стирать белье и так далее. Через полгода Башмачкин с Петровичем покупают сукно, кошку на воротник, портной шьет за две недели шинель, и наступает "торжественный день" в жизни маленького чиновника. На службе все сбегаются смотреть на новую шинель. Другой чиновник решает устроить вечер, приглашая всех к себе. В гостях Башмачкин чувствует себя неуютно и уходит пораньше остальных. По дороге домой его избивают и отнимают шинель. Пытаясь найти справедливость, герой идет на прием к частному приставу, но все безрезультатно. В департаменте рекомендуют обратиться к "значительному лицу". Башмачкин с трудом попадает на прием к генералу, но тот прогоняет его, посчитав, что чиновник выразил свою просьбу фамильярно. Акакий Акакиевич уходит, по пути домой простужается, заболевает горячкой и умирает. На службе обнаруживают его отсутствие лишь на четвертый день.

Через некоторое время по городу распространяются слухи о том, будто у Калинкина моста появилось привидение - мертвец в виде чиновника, который ищет украденную шинель и, поэтому, сдирает шинели со всех подряд, не разбирая чина и звания. Однажды генерал, отправляясь в гости, почувствовал, что кто-то схватил его за воротник. Обернувшись, он узнает в привидении Акакия Акакиевича, который отнимает у него, шинель и забирает себе. С тех пор генерал очень изменился, стал менее высокомерно относиться к своим подчиненным. А появления мертвеца в городе прекратились, видно, генеральская шинель пришлась ему впору.