Сам себе логопед: упражнения для развития речи у детей

Дети, как губки, впитывают в себя окружающие звуки. Они попугайничают и, подобно лесному дрозду, пытаются имитировать слова, которые слышат. Так мы все учимся говорить - сначала слышим, потом воспроизводим.

В детстве я совершенно не выговаривала звук [Р]. Проблема большинства детей, не так ли? Ведь этот звук - один из самых сложных в произношении - причем не только для французов.

Тогда мне очень помогли стихи на имитацию нужного звука. Настоящий взрывной [Р] наконец-то был получен. Собственный детский опыт подтолкнул меня к сочинению стихов, где каждое слово имело бы в своем составе труднопроизносимый звук.

Правильный старт

Подобную тактику применяют на своих занятиях логопеды. Правда, сначала специалисты проводят с детьми артикуляционную гимнастику (движение губ), затем проговаривание отдельных звуков и только потом чтение слоговых рядов (кра-кро-кри) и слов. Чтение стихотворений с повторяющимся звуком - это последняя стадия закрепления.

Крохам и дошколятам

Маленьким деткам любимого Корнеем Чуковским возраста (от 2 до 5 лет) подойдут такие же маленькие стихотворения - в две-пять строчек. Конечно, все зависит от подготовленности ребенка. Ведь некоторые дети уже в 2 года могут «заболтать» взрослого.

ТИГР
Стишок-рычалка развивает звук [р]

Грозный и огромный тигр -
Мастер он звериных игр.
На траву вдруг резко прыг -
И издал свирепый рык.
Но я тигру пригрожу,
Громче тигра зарычу.
Ррррррррр!

ТРАКТОР ТРИЖДЫ ЗАТРЕЩАЛ
Скороговорка для развития произношения дифтонга [тр]

Трактор трижды затрещал -
И прицеп затрепетал.
Громко тарахтел мотор,
Словно ротор-метеор.

ПРИГЛАШУ Я ЛУЧШЕ ГЛАШУ
Стишок-шипелка развивает произношение звука [ш]

Приглашу я лучше Глашу,
чтобы вместе скушать кашу.
Наша каша будет краше
со стаканом простокваши.

Помощь школе

Длинные стихи - более сложный уровень. Они могут использоваться для детей, уже умеющих говорить, но все еще коверкающих слова. Это подготовка к школе. В любом случае, подобные стихотворения так же неплохо чеканят дикцию взрослого человека. Так что на досуге оказывается полезным выучить один такой вирш наизусть и прочесть.

ЖАДНЫЙ ЖУК

Жёлтый жук нёс старый жёлудь.
Жёлудь очень был тяжёлый.
Жёлтый жук был жутко жадным,
Даже листик было жалко.
Жук свой путь держал под гору,
Жёлудь же терял опору.
Жук сердито гнал всех прочь,
Кто желал ему помочь.
Жёлудь вдруг с жука свалился,
С горки живо укатился.
Жук теперь вздыхает сложно.
Жёлудь он сжевать не сможет.

ПЧЕЛКА
Стишок-жужжалка развивает произношение звука [ж]

С медом коржик я сжую,
И про пчелку расскажу.
Пчелка в улее живет
И нам жалует свой мед.
Пчелку надо уважать
И никак не обижать.
Есть у пчелки тоже жало.
Обижать же пчелку жалко.
Потому я с ней дружу
И, как пчелка, все жужжу.

МОХНАТЫЙ МИШКА
Стишок-шумелка для развития произношения шумного звука [ш]

В школу шел мохнатый мишка.
У него под мышкой книжка.
Мишка шумным был мальчишкой,
Забиякой и врунишкой.

И грустила мама мишки,
Что шалит ее сынишка.
Но любил он маму слишком -
Обижать ее не вышло.

Стал хорошим и послушным,
Собирал свои игрушки.
И теперь поет кукушка,
Что он лучший на опушке.

ПОЧЕМУЧКА
Стишок развивает произношение звука [ч]

Почемучка, между прочим,
Почемучать любит очень.
Почемучает он маму,
Почемучает упрямо.
- Почему?! - вопит он звучно. -
Колет пальчики колючка?
Почему на небе тучка?
Почему у деда внучка?
Почему я Почемучка?!!!
Маме с папой будет взбучка -
Не отстанет Почемучка.

Уважаемые читатели! У вашего малыша были проблемы с произношением букв Р, Ж, Ч, Ш и др.? Вы прибегали к помощи логопедов? Ждем ваши комментарии!

Людмила Чистякова
Логопедический тренинг «Сам себе логопед»

Все дети индивидуальны, и некоторые, в силу различных причин, неправильно произносят звуки родного языка, и это приобретает силу привычки. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которые довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществляя постоянный контроль за собственной речью и речью окружающих.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда .

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед : их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем- и детям, и взрослым- научиться говорить правильно, четко и красиво.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Публикации по теме:

Устный журнал «Помоги себе сам» (духовно – нравственное воспитание, развитие эмоционально – волевой сферы детей 6 -7 лет) Цель: учить.

Деловая игра с педагогами «Я здоровье берегу-сам себе я помогу» Деловая игра с педагогами на тему: «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» «Здоровье – наш бесценный дар! Его все ценят – млад и стар».

День здоровья. «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» Сценарий спортивно-музыкального праздника для детей старшего дошкольного возраста «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» Инструктор по.

Конспект НОД «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» Цель: Формирование навыков здорового образа жизни. Программное содержание: Дать детям представление о том, что соблюдение.

Летний оздоровительный проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» Наш девиз: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»Разработала: Воспитатель группы №12 – Красноруцкая Марина Александровна. Проблема: Что.

Педагогический проект «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу» Педагогический проект на тему: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу». Воспитатели: Ахметшина Алсу Асхадулловна Миннибаева Альфия Абдуллаевна.

Развлечение для малышей «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» Развлечение для малышей. Тема: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Цели. Укреплять физическое и психическое здоровье детей через улучшение.

Сюжетно-ролевая игра «Сам себе режиссер» Пояснительная записка к сюжетно-ролевой игре тема: «Сам себе режиссер». Не секрет, что современные родители, мало читают детям книги, предпочитая.

Логопедические упражнения для детей

Ваш малыш растёт и говорит первые слова, а вам даже в голову не приходит системно взяться за развитие речи ребенка? Как понять, всё ли в пределах нормы - ведь нарушение может проявиться не обязательно в плохой дикции, но и в ограниченном словарном запасе, а может заявить о себе и не очень правильный алгоритм грамматического построения предложений?

По мнению специалистов, развитие речи годовалого ребенка требует исключения из лексикона родителей пресловутого сюсюканья и коверкания слов, сленговых и жаргонных выражений. Зато полезны регулярные упражнения, направленные на общее развитие.

С крохой старше 4 лет занятия с логопедом являются обязательным звеном педагогической работы. После 5 лет самое время спохватиться родителям детей с явными дефектами речи. Ведь к 6-7 годам на него обрушится огромная нагрузка подготовки к школе, поэтому развитие речи к тому моменту уже должно быть пройденным этапом.

Чтобы вовремя приняться за развитие речи ребенка дошкольного возраста, протестируйте кроху на основные признаки задержки речевого развития:

1. Особенности поведения:

a. Гипервозбудимость, расторможенность

b. Пассивность, инфантильность

2. Рассеянное внимание, неспособность к концентрации, бессистемная игра с предметами

3. Неловкая моторика:

a. неразвитость движений кисти

b. тонкие движения пальцев

c. почти отсутствует щипцовый захват

d. речевой аппарат плохо развит, ребёнок не может повторить за взрослым движения губами и языком

4. Явные проблемы с дикцией: малыш с трудом выговаривает слова, глотает слоги, не артикулирует шипящие, свистящие звуки, искажена буква Р или Л, нелогично строит предложения.

В зависимости от глубины проблемы следует предпринять меры: занятия со специалистами, посещение логопедической группы в детском саду, комплекс упражнений и массажей, направленных на улучшение общей моторики и физического развития.

Как развивать речь ребёнка, чтобы закрепить новые навыки, и организовать ежедневный тренинг дома?

Логопедические упражнения для детей и домашнее обучение помогут родителям существенно улучшить положение дел:

  1. В игровой форме следует пробовать воспроизводить шумы и голоса: рычите, шипите, жужжите, щёлкайте языком, причмокивайте губами. Доводите каждый звук до чёткого исполнения.
  2. Артикуляционная гимнастика. Просите малыша следить и повторять каждое движение: вытягивать губы в трубочку, надувать щёки, высовывать язык, касаться им щёк, губ, зубов.
  3. Увлекайте кроху простой сборкой конструкторов, мозаики, лепкой, изготовлением аппликаций - это развивает мелкую моторику.
  4. Коллекционируйте скороговорки и труднопроизносимые слова: сначала попробуйте произносить их медленно. Сверяя правильность и произношение, постепенно наращивайте темп.
  5. Работайте над речевой техникой: тренируйте правильное дыхание, практикуйте любое упражнение на развитие лёгких - надувайте воздушные шары, дыханием толкайте по ровной поверхности мячик для настольного тенниса
  6. Учите ребёнка играть голосом - просите произнести любое слово громко, вполголоса, тихо, шёпотом. Предложите называть предметы и говорить целые предложения с высокими и низкими интонациями, меняйте темп слов и общую скорость беседы.
  7. Развитие речи ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от словарного запаса. В 1,5 года ребёнок обходится набором из 15-20 слов. С 5 до 7 лет карапуз должен знать уже до 3500 слов, включая образные выражения и устойчивые словосочетания. Читайте сказки, учите пословицы и поговорки, рассказывайте друг другу басни и стихотворения. Каждое занятие может быть посвящено освоению целого круга понятий в рамках отдельно взятой темы. Обогащайте речь и память малыша новыми словами и терминами. Название каждого понятия следует сверять с малышом на правильность употребления в общем потоке речи.



Сам себе логопед — коррекция звукопроизношения — онлайн курс логопеда-дефектолога Федотовой Татьяны

Татьяна Федотова — логопед-дефектолог

Новый уникальный, дистанционный курс

«Сам себе логопед Коррекция звукопроизношения»

Курс для родителей с детьми имеющими проблемы звукопроизношения, а также для взрослых, которые хотят изменить свою жизнь и научиться правильно говорить!

Как проходит обучение?

Учиться исправлению нарушенного звукопроизношения, можно не выходя из дома!
Из любой точки мира имея под рукой только компьютер и выход в интернет.

Вы получаете уникальную возможность

— пройти диагностику речевых нарушений у ребенка (или у себя) не выходя из дома
— получить индивидуальную, разработанную специально для вас программу занятий
— целый месяц интенсивных тренировок от логопеда
— полезное общение и ответы на вопросы по теме курса

После оплаты на сайте вы автоматически получаете анкету первичного тестирования для составления вашей индивидуальной программы, затем к вам на почту приходит от меня письмо с расписанными домашними заданиями, рекомендациями как правильно заниматься.

Как бонус, от меня специально для вас записанные видеоуроки – подсказки, по наиболее трудным проблемам, возникшим во время прохождения данного курса.

БАЗОВЫЙ КУРС
Узнайте, как работать с курсом «Сам себе логопед. Коррекция звукопроизношения»

Первичное тестирование
Вы получаете анкету и заполнив ее, отправляете логопеду для получения индивидуальной программы тренировки

Программа тренировки
Специально для вас логопед подбирает актуальные упражнения, с учетом индивидуальных особенностей, которые помогут наиболее успешно пройти данный курс.

Задания по программе
Вы получаете 30 — дневное планирование по вашей проблеме звукопроизношения. В него включены видео-уроки, презентации, речевые игры, пособия по автоматизации звуков, материалы курса

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ВАС!

ГРУППА ДЛЯ ОБЩЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ, СОВЕТЫ И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО КУРСУ.

К этому курсу, мы решили добавить и личное общение! Вы подключаетесь к группе, где в режиме реального времени, сможете получать ответы на Ваши вопросы и поддержку по материалам курса.

По окончании курса, логопед проведет итоговое тестирование, проверит результаты и поздравит вас с успешным завершением курса и новым звучанием речи. Или проконсультирует Вас о том, как правильно закрепить успешно достигнутые результаты

Давайте знакомиться?

Здравствуйте, меня зовут Федотова Татьяна. Посмотрите это короткое видео о моем новом курсе «Сам себе логопед. Коррекция звукопроизношения»

Обо мне

Я — логопед-дефектолог. Помогаю малышам заговорить, детям и взрослым ставлю звуки, а тем, кто учится в школе, помогаю справиться с трудностями обучения.
В далеком детстве мне хотелось быть адвокатом, всех защищать, а о том, кто такой логопед, я даже не догадывалась!

После школы я пошла учиться на врача (идея спасти мир не оставляла меня). Учеба давалась мне легко, и я не жалею о тех годах, так как я много времени проводила в больницах, родильных домах, домах малютки и прочих мед. учреждениях, осваивая лечебное дело. Самое главное, что я вынесла из того практического опыта – это умение логически мыслить при постановке диагноза. Спасибо моим учителям и низкий им поклон.

Подружки и друзья тех лет стали педиатрами, массажистами, стоматологами, а я пошла дальше. Мне не хотелось останавливаться, а хотелось идти вперед к новым знаниям. И, поступив на отделение дошкольной педагогики, я открыла для себя новый удивительный мир. На последнем курсе родился мой сын, а через три года — дочь. Во время шести лет в декрете я также не теряла времени зря. Моя жажда открытий и свершений толкала меня на нечто новое ….

И, вот был создан авторский оригинальный курс для молодых мам, чьи детки, как и мои, не ходят в детский сад. Разработана программа, по которой я занималась с ребятишками развитием речи. Также программа охватывала основы элементарной математики, мелкую моторику и пальчиковую гимнастику с обязательным художественным трудом в конце нашей встречи.

Именно в этот период жизни я поняла, что моих знаний, полученных в медицине и педагогике, не хватит для деток с задержкой речевого развития. В моей практике, все чаще и чаще стали встречаться именно такие малыши…. И однажды за чашкой чая, обсуждая последние новости, я поделилась своими рассуждениями на тему детей с особенностями в развитии с мамой моей близкой подруги. Она оказалась профессором кафедры логопедии, и я узнала о существовании такой уникальной профессии как логопед!

В 29 лет с двумя маленькими детьми на руках и огромной силой воли в запасе, я еще раз поступила учиться. Мне очень повезло с ВУЗом и кафедрой, где я получила наконец то, к чему так долго шла.

В заключении хочу сказать, дорогие родители — Вы лучшие! Спасибо мужу за терпение, мы вместе уже 15 лет; из них 10 он мужественно переносил мою «страсть» к учебе и бесконечную практику. Спасибо вам мои «ученики», детки с которыми я занимаюсь, за что часто капризничаете, а иногда не хотите заниматься. Тем самым вы заставляете меня развиваться, фантазировать, сочинять, придумывать новые игры и методы работы, повышать свой уровень образования.

Спасибо судьбе за то, что у меня не было «легких» случаев, спасибо родителям детей, которые выполняют все мои домашние задания, несмотря на усталость и лень. Они тоже двигаются вместе со мной вперед по дороге в направлении красивой и правильной речи.

Хотите получить мой курс?