Ролевые конфликты личности

Социально-ролевой конфликт – это противоречие либо между нормативными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной роли.

Ролевые конфликты различных форм и типов встречаются везде: в семейных отношениях, в системе образования и подготовки кадров, практически на всех уровнях профессиональной структуры (от производственных коллективов до управленческих звеньев), даже в политическом устройстве общества.

Ролевые конфликты возникают из противоречий между тремя группами факторов:

а) организационными (ролевыми предписаниями, или социально заданными ролевыми позициями);

б) межличностными (стилем взаимодействия, взаимными ролевыми ожиданиями);

в) личностными (мотивами, ценностями, опасениями, Я-концепцией человека).

Все ролевые конфликты можно разделить на две большие группы:

1) внешние, или межличностные (зависящие от объективных характеристик - реальных ролевых ожиданий, ролевого поведения, ролевых норм и т.п.);

2) внутренние, или внутриличностные (зависящие от компонентов когнитивной структуры индивида, например, его представлений о ролевых ожиданиях).

Внешние и внутренние конфликты могут переходить друг в друга. Поддаваясь групповому давлению и изменяя свое ролевое поведение на социально желательное, человек "загоняет" конфликт вовнутрь. Наоборот, если он начинает строить свое поведение в соответствии с собственной Я-концепцией и по внутреннему побуждению "сбрасывает" с себя неугодную роль, то внутренний конфликт переходит во внешний.

Разрешение ролевого конфликта часто сопряжено с личностным выбором: между значимыми людьми, между несовместимыми ролями; между собой и окружающими. Иногда нужно внутренний конфликт перевести во внешний, а далее производить его коррекцию, используя различные прямые и косвенные методы угашения конфликта.

Один из способов разрешения конфликта- это изменить (переломить) ролевые ожидания группы, навязать ей свое новое ролевое поведение. Сделать это очень непросто, особенно если личность остается в прежнем официальном статусе, ибо ролевые ожидания имеют инерцию, и группа будет стараться "вернуть" человека в старую роль.

Наиболее эффективный способ устранения внешнего ролевого конфликта - "разрушить ситуацию": уйти из группы, изменить социальное окружение и т.д. Именно поэтому, тем, кто хочет "начать новую жизнь", следовало бы не только принять на себя новые роли, но и по возможности сменить группы общения, в которых сформировать новые ожидания по отношению к себе (зарекомендовать себя).

Одним из вариантов разрушения конфликта является частичная изоляция от социума. Возможна и полная изоляция, фактически, "бегство из роли": отшельничество, уход в монастырь и т.п. Своеобразным способом такого бегства является алкоголизм и наркомания. Еще один способ изоляции от общества - уход в себя, в свой внутренний мир при помощи творчества, увлечения (от хобби до веры в бога). Такой способ устранения ролевого конфликта с обществом получил в 60-е годы в среде диссидентов название "внутренней эмиграции".

Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров по общению. Такая помощь актуальна, например, в семейных отношениях, когда возникает ролевая несовместимость супругов или родителей и детей. Это ведет к взаимному принятию ролей других людей, то есть принятию каждого человека таким, какой он есть. Последнее условие особенно важно, ибо непринятие человека и его ролей - это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов.

Общение и взаимоотношения для человека важны так же, как и дыхание. Ведь без них мы не сможем научиться даже самому элементарному. С самого начала жизни мы общаемся с родными, затем с детьми, взрослыми, потом и сами взрослеем. Отношения с каждой страничкой жизни видоизменяются: сначала мы дети, сестры, братья, потом для кого-то друзья, одноклассники, коллеги, подчиненные или руководители. В зависимости от выполняемых нами функций мы играем разные социальные роли.

Место социальной роли в нашей жизни

Человек, входя в социум, что-то с собой несет и берет для себя. Являясь членом и непосредственным участником какой-то из общественных социальных групп, он обладает некоторым статусом.

Конфликт - что за явление?

Нужно отметить, что для выполнения социальной роли человеку необходимы определенные навыки и время, чтобы научиться это делать. Иногда получается так, что один и тот же субъект должен выполнять противоречивые обязанности. Ярким примером является жена-директор. Она дома должна быть в подчинении у мужа, а на работе указывать подчиненным. Из-за этого появляются противоречия внутри самой личности (внутренние конфликты) и напряженные отношения с окружающими. Именно по причине статуса, положения в обществе к человеку предъявляются определенные требования. Социальная роль - это поведение людей в зависимости от разных требований к ним. Один и тот же человек может одновременно быть братом, отцом, зятем, рабочим, другом.

Эти разновидности ролевых конфликтов существенно различаются между собой. Межролевые конфликты проявляются при несоответствии ожиданиям окружающих поведения человека, выполняющего разные роли. Эти ожидания, требования в большинстве случаев не зависят от самого субъекта. Они сформированы общественным мнением, традициями, стереотипами. Внутриролевые противостояния зависят от восприятия человеком своего поведения с точки зрения ожиданий, которые имеет к нему его окружение. Происходит процесс наслаивания представлений людей и их групп на роль, выполняемую одним субъектом.

Виды ролевых конфликтов дополняются еще одним: личностно-ролевым. Он предполагает несоответствие роли и потребностей, ценностей личности. Этот вид столкновения еще относятся к внутриличностному. Такие примеры ролевых конфликтов из жизни встречаются часто. Так, честный молодой бухгалтер, пытаясь правильно выполнять свою работу, будет постоянно бороться внутри себя, если начальство ожидает от него финансовых махинаций для своей выгоды.

Почему возникает конфликт ролей?

Столкновения людей между собой, их ожиданий и представлений, в большей мере зависят от сформированных норм и правил общества. Если человек не соответствует закрепившимся стереотипам и правилам, а также правовым нормам регулирования поведения, у него возникает ролевой конфликт. Нужно понимать, что он не появляется на пустом месте. Сначала происходит действие человека (в рамках его деятельности), затем анализ его поведения извне на основе перечисленных механизмов, потом дается оценка.

Специфика конфликтов ролей

Есть несколько специфических моментов, которые относятся только к ролевым противостояниям:

  • тесная связь такого конфликта с занимаемой человеком позицией в обществе (его взаимодействие и взаимоотношения с окружающими);
  • зависимость от характера психологических ожиданий социума (противоречивость, неоднородность, которая обусловлена деятельностью индивида, его положением в обществе и содержанием действий).

Механизмы психологической защиты при столкновениях ожиданий

Ролевой конфликт приносит человеку дискомфорт, ведь любое вмешательство в его внутренний мир расценивается как посягательство на безопасность и признание личности. Поэтому во время таких столкновений срабатывают защитные механизмы психики, помогающие субъекту сохранить внутреннюю гармонию.

  1. Разделение ролей. Человек сознательно временно прекращает выполнять одну из ролей, тем самым он дает себе возможность отдыха и "перезагрузки". Но, в то же время, он продолжает реагировать на требования, которые относятся к выполнению данной роли.
  2. Рационализация. Возникает тогда, когда субъект желает, но в силу определенных обстоятельств не может вести себя согласно ожиданиям окружающих. Защищаясь от значимой роли, психика человека ищет ее отрицательные стороны, чтобы не допустить ролевой конфликт. Примеры такой защиты встречаются часто у школьников, людей, которые не могут добиться своей цели.

Отличие между напряжением и конфликтом в рамках выполняемой роли

Мы все проходим определенный процесс социализации. Еще с маленького возраста дети повторяют действия за взрослыми, тем самым перенимая опыт и ролевое поведение. У каждого по-разному проходит процесс социализации, одни хороший опыт получили с детства, другие ничего положительного не видели. Когда человек взрослеет, он начинает вести себя соответственно занимаемому положению, роли. И здесь может возникнуть ролевое напряжение - субъект просто не готов к требованиям, которые к нему предъявляет общественность. Для исключения такого напряжения студенты проходят практику, подростки обучаются навыкам ведения домашнего быта и так далее.

Напряжение возрастает и ведет к конфликтам, когда противоположные роли наслаиваются друг на друга. Например, девушка сдает экзамены, будучи успешной студенткой, и пытается ухаживать за ребенком, недавно приняв на себя роль мамы.

Готовность к выполнению социальной роли как путь к предотвращению ролевых конфликтов

Мы уже знаем, что социальные роли и ролевые конфликты тесно связаны друг с другом. Но как в медицине есть понятие профилактики болезней, так в психологии есть направление предотвращения ролевых конфликтов. Все весьма просто - нужно всего лишь быть подготовленным к выполнению социальной роли, чтобы избежать напряжения и конфликтов, связанных с ней.

Способы разрешения ролевых конфликтов

Они делятся на два вида:


Первый вид заключается в том, что человек имеет возможность сам себя оградить от ролевых конфликтов. Он может уйти с работы, перестать общаться с прежними друзьями, поменять место отдыха и так далее.

Второй вид на бессознательном уровне хранит нас от лишних стрессов, связанных с ролевым напряжением и конфликтом. Здесь на первое место выступают классические защитные механизмы: вытеснение, изоляция, рационализация, идентификация и некоторые другие. Он начинает активно действовать, когда нет возможности решить ситуацию по-другому, человек либо не умеет это делать, либо не может. В этом случае меняется не ситуация конфликта или напряжения, а отношение человека к ней, его восприятие окружающей обстановки.

Ролевой набор — совокупность ролей, соответствующих определенному социальному статусу.

Ролевой конфликт — столкновение ролевых требований, предъявляемых индивиду, вызванное множественностью одновременно выполняемых им социальных ролей.

Ролевое поведение и ролевые конфликты

Набор ролей, соответствующих определенному , позволяет его носителю большую часть времени «заниматься своим делом» — осуществлять свое ролевое поведение в различных формах и различными способами. Социальная роль всегда стандартна, поскольку она представляет собой систему ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и правами. Хотя роли жестко определены, но есть способные и неспособные ученики, храбрые и трусливые солдаты, талантливые и бездарные политики. Дело в том, что стандартные роли люди исполняют как индивидуальности. Каждый индивид по-своему понимает свою социальную роль, по-разному ее исполняет. В современной социологии фактическое исполнение личностью социальной роли получило название ролевого поведения.

Нормативные требования, связанные с социальной ролью, как правило, более или менее известны участникам ролевого взаимодействия и порождают соответствующие ролевые ожидания : все участники взаимодействия ожидают друг от друга поведения, вписывающегося в контекст данных социальных ролей. Однако социальная роль рассматривается не только в аспектах ролевого ожидания (экспектаций), но и ролевого исполнения , т.е. того, как индивид реально исполняет свою роль.

Экспектации представляют собой требования, закрепленные в системе социальных норм, и предъявляемые к поведению индивида в связи с исполнением им той или иной социальной роли. Несмотря на то что ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых в данном обществе, они тем не менее специфичны и действительны только по отношению к тем, кто занимает определенную социальную позицию. Поэтому многие ролевые требования совершенно абсурдны вне конкретной ролевой ситуации. Например, женщина, пришедшая на прием к врачу, раздевается по его требованию, выполняя свою роль пациентки, но если с аналогичным требованием к ней обратится прохожий на улице, она бросится бежать или позовет на помощь.

Отношения между специальными ролевыми нормами и носят сложный характер. Одни ролевые предписания вообще не связаны с социальными нормами. Другие ролевые нормы имеют исключительный характер, ставящий исполняющих их людей в особое положение, когда на них не распространяются общие нормы. Например, врач обязан хранить врачебную тайну, а священник — тайну исповеди, поэтому по закону на них не распространяется обязанность раскрывать эту информацию, давая показания в суде. Расхождение общих и ролевых норм может быть так велико, что носитель роли чуть ли не подвергается общественному презрению, хотя его позиция необходима и признана обществом (палач, тайный агент полиции).

В целом между социальными и ролевыми нормами никогда не бывает отношений тождества. Общество навязывает человеку социальную роль, но ее приятие, отвержение, исполнение всегда накладывают отпечаток на реальное поведение человека. Поэтому при выполнении социальных ролей может возникнуть ролевое напряжение — трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли. Ролевое напряжение часто выливается в ролевой конфликт.

Ролевой конфликт в современной социологии рассматривается как столкновение предъявляемых индивиду ролевых требований, вызванное множественностью одновременно выполняемых им социальных ролей. Социологи выделяют два типа ролевых конфликтов: конфликты между социальными ролями; конфликты в пределах одной социальной роли.

Межролевые конфликты возникают, когда разные социальные роли, носителем которых выступает индивид, содержат несовместимые предписания (требования). Например, женщина хорошо исполняет свою роль на производстве, но дома ей не удаются роли жены и матери. В ситуации, когда родителям мужа не нравится жена, его сыновний долг вступает в противоречие с обязанностями мужа.

Внутриролевые конфликты возникают там, где социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Внутри многих социальных ролей существуют конфликты «интересов», например требование быть честным к людям входит в конфликт со стремлением «делать деньги».

Человек — существо социальное, и значительная доля его социальности концентрируется в социальных ролях. Освоение возможных ролей происходит еще в детском возрасте, когда ребенок в игре как бы «прикидывает» на себя роль «мамы», «учительницы», «командира». В социологии эта фаза социального развития получила название социабилизации. В дальнейшем в процессе социализации человек действует как носитель собственных ролей и, выполняя их, учится осваивать новые роли, которые ему только предстоят. Помогая матери по хозяйству в роли дочери, девочка учится выполнять роль хозяйки и матери. Слушаясь родителей в роли сына, ребенок готовится выполнять роль ученика и подчиняться учителю, когда пойдет в школу.

В современной социологии выделяют три способа разрешения ролевых конфликтов: о рационализация — способ решения ролевого конфликта путем сознательного поиска отрицательных сторон желаемой, но недостижимой роли. Например, девушка, не вышедшая замуж,

объясняет свое положение грубостью и ограниченностью современных мужчин; о разделение ролей — способ решения ролевого конфликта, который заключается во временном исключении из жизни одной из социальной ролей. Например, моряку, находящемуся в дальнем плавании, не сообщают о смерти матери, исключая тем самым роль сына из его сознания, чтобы не вызвать стресс; о регулирование ролей — способ решения ролевого конфликта путем перекладывания ответственности за его последствия на других. Например, привычка «умывать руки», благодаря которой индивид постоянно освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной социальной роли, перекладывая ответственность на окружающих, объективные обстоятельства, «превратности судьбы».

С помощью таких способов бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур индивид может избежать опасных последствий ролевых конфликтов.

Ролевые конфликты и их типы

Межролевой конфликт возникает, поскольку одному и тому же человеку приходится одновременно выполнять несколько ролей. Это бывает, когда пересекаются существенные сферы его ролей и в рамках какой-то ситуации сталкиваются взаимоисключающие друг друга ролевые ожидания. Например, ролевой конфликт в той или иной форме неизбежно возникает у работающих женщин, вынужденных совмещать выполнение профессиональных и семейных ролей. Такие моменты порождают трагические коллизии, избежать которых можно при помощи ролевых стратегий — специальных усилий по оптимальному комбинированию своих ролей. Еще одним простым примером может служить банальная ситуация межролевого конфликта, когда родителям мужа не нравится жена и его сыновний долг вступает в противоречие с супружескими обязанностями. Ролевая стратегия в таком случае может сводиться к тому, чтобы жить отдельно от родителей и материально от них не зависеть.

Внутриролевые конфликты возникают тогда, когда социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Например, мастер на заводе должен руководить рабочими так, как того требует администрация, и одновременно добиваться улучшения условий их труда, как того требуют от него рабочие.

«Ситуационно-ролевой конфликт », описанный К. Томасом, возникает в ситуациях, когда на индивида направлены новые ожидания, связанные с новой ролью, а он не может адекватно на них реагировать, потому что еще находится в старой роли и не готов к выполнению новой. Например, в Индии долгое время существовал обычай очень рано выдавать девочек замуж; когда у юной жены рождался ребенок, она еще была не готова взять на себя роль матери. В рассказе Рабиндраната Тагора у такой девочки-матери утонул ребенок, оставленный ею без присмотра, когда она отошла поиграть с подругами в куклы.

У людей, долгое время исполняющих одну и ту же социальную роль, возникают специфические привычки. Например, у тех, кто по роду занятий постоянно выступает перед аудиторией, складывается профессиональная привычка говорить громко, четко и выразительно, от которой они потом не могут отделаться в семье. Иногда общество само требует от человека определенных привычек и навыков, например абсолютной чистоты рук от хирурга. Такие привычки и обычаи называют ролевыми атрибутами. Нормативное ядро роли обычно окружено рядом ненормативных атрибутов, которые тоже участвуют в формировании поведенческих ожиданий.

Выполнение социальной роли предполагает некоторую степень несвободы. Действительно, выполняя роль, человек действует не так, как требует его индивидуальность, а согласно нормативным требованиям, которые навязывает ему его роль. Одни роли настолько регламентированы извне, что предписывают почти каждое движение (например, рабочий на конвейере); их исполнение часто вызывает чувство психологической угнетенности, связанной с отчуждением. Другие профессиональные роли допускают большую степень свободы, а третьи даже в обязательном порядке требуют от своих носителей индивидуальных модификаций, например, роль соискателя ученой степени требует определенной новизны научных разработок. Психологический комфорт и качество выполнения ролевых обязанностей связаны с тем, насколько роль соответствует личностным особенностям индивида, а его навыки и умения — требованиям, предъявляемым ролью. В таком случае не возникает или почти не возникает отчуждения входе выполнения роли и достигается максимальное «сращение» индивида с ролью. Можно сказать, что ролевое поведение представляет собой своего рода синтез индивидуального и привнесенного ролевыми требованиями.

Однако не следует считать, что наличие социальной роли ограничивает свободу личности (так это понимает Р. Дарендорф). Человек — существо социальное, и значительная доля его социальности концентрируется в социальных ролях. Изучение возможных ролей происходит еще в детском возрасте, когда ребенок как бы «прикидывает» на себя роль мамы, учительницы, командира в игре. Эту фазу социального развития называют социабилизацией. В ходе дальнейшего процесса социализации человек действует как носитель собственных ролей (дочь, ученица) и, выполняя их, учится осваивать новые роли, которые ему только предстоят. Например, помогая матери по хозяйству в роли дочери, девочка учится выполнять роль хозяйки и матери; слушаясь родителей в роли сына, мальчик готовится выполнять роль ученика и подчиняться учителю, когда пойдет в школу.

Процесс социализации длится много лет, в сущности всю жизнь. Это значит, что отношение человека к ролям других людей никогда не прекращается. Человек, играя свои роли, постоянно сталкивается с чужими ролями, которые ему пока неизвестны. Описывая эти процессы, Дж. Мид говорит о наличии в человеческой личности социального аспекта (Я глазами Другого), куда входит совокупность интериоризованных ролей, и собственно личностного аспекта (Я-центр), не заполненного социальными ролями и способного дистанцироваться от них.

Дж. Мид и другие представители социальной психологии показали, что человеческое Я развивается и достигает полноты существования только тогда, когда освобождается от чистой субъективности и отражает себя во внешнем мире, выполняя комплекс социальных ролей.

Принятие определенной социальной роли означает также отказ от возможностей поведения, несовместимых с этой ролыо, которые скрыто присутствуют во внутреннем Я человека. Например, врач с задатками ученого-клинициста должен отказаться от возможности предоставить болезнь пациента ее естествен ному течению, чтобы понаблюдать «для науки» за ее развитием. Муж должен отказаться от абсолютной свободы внебрачных связей.

Иногда человек сталкивается с такими ролевыми требованиями, которые вызывают у него кризис самоидентификации, т.е. которые он не может интериоризировать и сделать частью своей личности, не разрушив тем самым своего личностного ядра. Психологи констатируют, что люди становятся больными из-за определенных ролевых требований. В то же время необходимо принимать во внимание социально-исторический характер реакции на ролевое отчуждение. Например, в деспотических обществах Древнего Востока массы людей в течение долгих лет переносили такие жесточайшие формы ролевого отчуждения, которые совершенно невыносимы и даже непредставимы в современном индивидуалистическом обществе.

Формирование ролевого конфликта

(страна, область, город, район, деревня) представляет собой систему , институтов, организаций. Оно может нормально функционировать, если люди постоянно выполняют огромное количество ролей, соответствующих их статусам. Это относится к социальным общностям, также имеющим социальный статус и роль. Например, одна учебная группа в вузе обладает высоким учебным статусом, а другая группа — низким. Та же сильная учебная группа может плохо играть в футбол, а слабая — хорошо.

Характеристикой человека является внутриличностныи ролевой конфликт. Он представляет собой конфликт между разными легитимированными ролевыми ожиданиями в данной ситуации. Подчеркивание легитимированных ролевых ожиданий означает, что выбор происходит не между легитимными и девиантными ролевыми ожиданиями. Примером может быть конфликт между ролью спортсмена и ролью студента. У человека возникает состояние напряженности, дискомфорта, депрессии, поскольку для него важны обе роли и соответствующие им наборы ценностей. Разрешение такого конфликта в пользу одной из ролей и ценностей либо компромисса между ними связано с распределением времени и сил.

Ролевой конфликт затрагивает и связи с другими людьми. Это означает, что он из внутриличностного становится межличностным. В качестве студента и спортсмена личность входит в определенные социальные связи и системы (учебную, спортивную), которые имеют по отношению к нему тоже ролевые ожидания. Приходится считаться с ролевыми ожиданиями других, оказывающими на человека влияние. В этой связи человек, более мотивированный учебой, может выбрать роль спортсмена, если в спортивной команде хороший тренер и друзья. Это ведет к перераспределению времени и сил в пользу роли спортсмена. Межличностным является и конфликт, в котором люди играют разные роли : например, роли начальника и подчиненного, прагматика и романтика, интернационалиста и националиста и т. д.

Ролевой конфликт возникает, когда люди, социальные группы, институты, организации не осуществляют намеченный план статусно-ролевого возвышения. Например, человек, заинтересованный в защите докторской диссертации, остается кандидатом наук; компания, нацелившаяся выйти на международный рынок, остается в рамках рынка национального и т. п. Такое состояние может быть обусловлено многими причинами: противоречием между потребностями и ролями; ролевым конфликтом; несоответствием способностей и ролей и другими. В этом случае возникает конфликт между несостоявшейся ролью и другими ролями человека, а также ролями социальной группы, института, организации. Его можно разрешить или реализацией роли, или сменой ценностей-ролей, или смирившись с внешними обстоятельствами.

Несоответствие характера человека и его ролей является естественным на этапе становления роли. Важно выбирать роли, соответствующие нашему характеру, или, наоборот, адаптировать характер к социальным ролям. В первом случае человек должен выбирать профессию, жену, общество и т. д. в зависимости от своих потребностей, темперамента, ментальности, образа жизни. Например, человек с отсутствием музыкальных способностей не должен идти в музыканты и т. п. Во втором случае человеку приходится «привыкать» к новой роли: студента, военнослужащего, женатого и т. п. Обычно оба процесса идут одновременно, но с разной интенсивностью.

Нередко возникает конфликт между способностями субъекта и требованиями новой роли: студента, работника, мужа, отца, гражданина и т. д. Его результатом является плохое исполнение своей роли. Например, на первом курсе студент учится удовлетворительно, хотя в школе учился отлично. Перед ним стоит задача развить свои способности и характер, применительно к новым условиям и ролям, что требует времени и сил. Это относится и к социальным общностям, институтам, организациям: например, перед многими социальными институтами СССР при переходе к постсоветскому обществу.

Ролевой конфликт возникает при переходе от одной ведущей роли к другой, например, от роли работника к роли пенсионера. Преодоление такого конфликта (смены и понижения ролей) требует психической подготовки, времени и усилий, воли. Такой конфликт присущ и социальным группам, институтам, организациям. Например, превращение бывших советских рабочих из номинального «гегемона» в фактически бесправный класс или ученых из относительно благополучного слоя в бедных стало очень тяжелой и болезненной трансформацией.

Ролевой конфликт играет большую роль при формировании девиантного поведения и мотивации. Возникающая вместе с ним психологическая напряженность и фрустрация мешают гармонической интеграции личности в социальную связь и систему, усвоению ею конформных ценностей и мотиваций. Парсонс выделил в структуре человека механизмы социализации (обучения), защиты и адаптации (к ситуации, среде). Механизм социализации представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые мотивационные (потребностные, познавательные, оценочные) ориентации, новые ценностные ориентации, новые предметы, новые интересы. Механизм защиты — это процессы преодоления внутреннего конфликта между разными потребностями, мотивациями, ценностными ориентациями, ролями-статусами. Механизмы адаптации - это процессы, посредством которых человек преодолевает напряженность и конфликтность в своих отношениях с ситуацией действия. При этом механизмы зашиты и адаптации после реализации растворяются в механизме социализации.

Ролевой конфликт - ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.

В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: меду ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.

Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам.

Существует несколько видов действий, с помощью которых может быть снижена ролевая напряженность и человеческое "Я" защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако, если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.

Рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены.

Типы ролевых конфликтов[править | править исходный текст]

В разных источниках насчитывается от 4 до 16 типов ролевых конфликтов, наиболее часто встречаются такие: а) интраролевой - внутренний конфликт между разными компонентами или разновидностями одной и той же роли; б) интерролевой - внутренний конфликт между несовместимыми (дивергентными) ролями, которые играет один индивид; в) интраперсональный - внутренний конфликт между различными моделями одной и той же роли; г) интерперсональный – внешний конфликт между несовместимыми (дивергентными) ролями разных людей.

В основе внутренних ролевых конфликтов лежат противоречия между ролевым поведением человека и его представлением о себе как о субъекте этой роли. Он возникает тогда, когда человек принимает психологическую роль только внешне, на уровне поведения, но не может принять ее внутренне, на уровне переживания, считать своей. Ситуация внутреннего ролевого конфликта может возникать, когда человек вынужден принять психологическую роль под давлением внешних обстоятельств. Внутренний ролевой конфликт может возникать и в ситуации, когда к одной и той же роли предъявляются противоречивые ожидания со стороны различных субъектов или групп, которые невозможно удовлетворить одновременно.

В основе внешних ролевых конфликтов чаще всего лежат противоречия между реальным ролевым поведением человека и ролевыми ожиданиями со стороны окружающих. Он возникает в ситуациях, когда человек не хочет или не может исполнять ту социальную роль, которую он должен играть согласно своему положению в группе, или не принимает социальные ролевые стереотипы и нормы, принятые в обществе. В результате такого нарушения со стороны социума могут следовать санкции разной степени строгости. Внешний ролевой конфликт может возникать также при изменении человеком ролевого поведения. Стремление играть новую роль наталкивается на старые ожидания, сформировавшиеся в группе, которые заставляют человека возвращаться в предыдущую роль.

Внутренний и внешний конфликты могут переходить один в другой. Поддаваясь групповому давлению и изменяя свое ролевое поведение на социально желательное, человек «загоняет» конфликт вовнутрь. Наоборот, если он по внутреннему побуждению «сбрасывает» с себя неугодную роль, то конфликт переходит во внешний. Конформные и гиперсоциализированные личности тяготеют к внутреннему ролевому конфликту, что, по сути, являетсяневротическим реагированием на ситуацию. Личности, отличающиеся психопатической дезадаптацией, наоборот, склонны к внешнему.

Ролевые конфликты возникают из противоречий между тремя группами факторов:

а) организационными (ролевыми предписаниями, или социально заданными ролевыми позициями);

б) межличностными (стилем взаимодействия, взаимными ролевыми ожиданиями);

в) личностными (мотивами, ценностями, опасениями, Я-концепцией человека).

Все ролевые конфликты можно разделить на две большие группы:

1) внешние, или межличностные (зависящие от объективных характеристик - реальных ролевых ожиданий, ролевого поведения, ролевых норм и т.п.);

2) внутренние, или внутриличностные (зависящие от компонентов когнитивной структуры индивида, например, его представлений о ролевых ожиданиях).

Внешние и внутренние конфликты могут переходить друг в друга. Поддаваясь групповому давлению и изменяя свое ролевое поведение на социально желательное, человек "загоняет" конфликт вовнутрь. Наоборот, если он начинает строить свое поведение в соответствии с собственной Я-концепцией и по внутреннему побуждению "сбрасывает" с себя неугодную роль, то внутренний конфликт переходит во внешний.

Разрешение ролевого конфликта часто сопряжено с личностным выбором: между значимыми людьми, между несовместимыми ролями; между собой и окружающими. Иногда нужно внутренний конфликт перевести во внешний, а далее производить его коррекцию, используя различные прямые и косвенные методы угашения конфликта.

Один из способов разрешения конфликта- это изменить (переломить) ролевые ожидания группы, навязать ей свое новое ролевое поведение. Сделать это очень непросто, особенно если личность остается в прежнем официальном статусе, ибо ролевые ожидания имеют инерцию, и группа будет стараться "вернуть" человека в старую роль.

Наиболее эффективный способ устранения внешнего ролевого конфликта - "разрушить ситуацию": уйти из группы, изменить социальное окружение и т.д. Именно поэтому, тем, кто хочет "начать новую жизнь", следовало бы не только принять на себя новые роли, но и по возможности сменить группы общения, в которых сформировать новые ожидания по отношению к себе (зарекомендовать себя).

Одним из вариантов разрушения конфликта является частичная изоляция от социума. Возможна и полная изоляция, фактически, "бегство из роли": отшельничество, уход в монастырь и т.п. Своеобразным способом такого бегства является алкоголизм и наркомания. Еще один способ изоляции от общества - уход в себя, в свой внутренний мир при помощи творчества, увлечения (от хобби до веры в бога). Такой способ устранения ролевого конфликта с обществом получил в 60-е годы в среде диссидентов название "внутренней эмиграции".

Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров по общению. Такая помощь актуальна, например, в семейных отношениях, когда возникает ролевая несовместимость супругов или родителей и детей. Это ведет к взаимному принятию ролей других людей, то есть принятию каждого человека таким, какой он есть. Последнее условие особенно важно, ибо непринятие человека и его ролей - это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов.

В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности.. . Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжения и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, внутреннему стрессу.

Ролевой конфликт - это ситуация, в которой один индивид сталкивается с требованиями к выполнению разных, противоречащих друг другу, ролей или одной, но которая при реализации вызывает трудности. Буквально воспринимая это понятие, несложно определить явление, которое оно означает. И «конфликт» здесь ключевое слово: выполняя несколько ролей, человек сталкивается с противоречием интересов или требований к нему. Например, существуют ситуации, когда студент, женившись и обзаведясь потомством, вынужден совмещать роль мужа, отца и учащегося. И если первые две роли между собой хорошо сочетаются, то третья выступает в качестве конфликтной: как муж и отец, он должен зарабатывать деньги, и участвовать в решении бытовых вопросов, но, будучи учащимся, он одновременно должен посвящать все свое свободное время обретению новых знаний.

Определение ролевого конфликта

Изучением этого явления занимается наука конфликтология. Для начала следует определить природу конфликта, которая даст ясное представление о ролевом противоречии.

Итак, конфликт может быть внутриличностным и межличностным. Для него характерно наличие противоборствующих позиций, мотивов, суждений, которые всегда противоположно направлены.

Особенностью внутриличностного противоречия выступают равные по силе, но противоположно направленные интересы, потребности, желания. Человек сталкивается с выбором между желаниями и возможностями, необходимостью следовать определенным нормам и одновременным нежеланием делать это. Следствием этого зачастую выступает стресс и неконтролируемое поведение перед выбором.

При межличностном противоречии всегда есть несколько участников, интересы и представления которых не совпадают.

Ролевой конфликт - это разновидность внутриличностного, когда человек сталкивается с необходимостью выполнить одновременно несколько своих ролей, которые противоречат друг другу. Например, семьянин, который является начальником, сталкивается с ситуацией ролевого конфликта в тот момент, когда ему необходимо отвезти заболевшего ребенка в больницу и при этом выполнить массу работы. Уехать в больницу - значит поступить непрофессионально, а остаться на работе - значит проявить халатность в отношении к здоровью собственного ребенка.

Классификация ролевых конфликтов

Предлагаем рассмотреть несколько видов этого явления:

  • Статусно-ролевой конфликт

Это психологическое явление, связанное прежде всего с которую выполняет человек. Конфликт возникает, когда индивид не может общества от той роли, которую он должен выполнять. В организациях статусно-ролевые разногласия порождают межличностные. Например, человек, который не отвечает требованиям занимаемой должности, не может качественно выполнить работу, и это заставляет окружающих считать его некомпетентным и сталкиваться с профессиональными трудностями, если

  • Ролевой конфликт и Я-концепция

Конфликт, основанный на противоречии собственных представлений и ожиданий общества от роли, которую выполняет индивид. Это часто бывает, когда человек выбирает профессию, к которой у него слабые способности. На работе в этом случае у него не получается реализовать себя, он выглядит в коллективе «белой вороной», которая занимает неподходящую должность. Индивид понимает свои недостатки, но, тем не менее, продолжает работать в этом направлении, т.к. за это ему платят ту заработную плату, которая соответствует его представлениям о нормальной оплате труда. Здесь налицо противоречие между способностями и желаниями.

  • Ролевой конфликт и неоднозначные условия

Этот тип внутриличностного противоречия возникает, когда к человеку предъявляют в рамках одной роли разные требования: например, отсутствие правил техники выполнения работы на предприятии, в то время когда она осуществима на 100% исключительно с помощью следования правилам. Неоднозначность задач погружает человека в стрессовую ситуацию, когда он сталкивается с двумя разными требованиями.

  • Ролевой конфликт на основе недостаточности ресурсов

В этой ситуации человек сталкивается с необходимостью выполнить поставленные задачи, но не может сделать этого из-за отсутствия мотивации, времени или любых других ресурсов, которые нужны для реализации цели.