Роль эксперимента и теории в химии сообщение. Роль химического эксперимента на современном этапе обучения химии. и естественнонаучных дисциплин

Г. И. Черкасова, учитель высшей категории,

учитель химии МБОУ «ЯСШ №6», г. Ялта

Роль химического эксперимента на современном этапе обучения химии

Модернизация российского образования ориентирует учебно-воспитательный процесс на развитие личности обучающихся, их познавательных способностей, реализацию творческого потенциала, что исключает выступление ученика в роли пассивного слушателя.

Решению этой задачи и способствует химический эксперимент, в ходе выполнения которого школьники учатся выявлять проблему, самостоятельно проводить опыты, фиксировать результаты наблюдения и формулировать выводы. Xимический эксперимент придает особую специфику предмету химии. Он является важнейшим способом осуществления связи теории с практикой путем превращения знаний в убеждения. В школьной программе значительная роль отведена химическому эксперименту, в процессе выполнения которого учащиеся обучаются умению наблюдать, анализировать, делать выводы, обращаться с оборудованием и реактивами. Химический эксперимент знакомит учащихся не только с самими явлениями, но и методами химической науки. Он помогает вызвать интерес к предмету, научить наблюдать процессы, освоить приемы работы, сформировать практические навыки и умения.

Химический эксперимент способствует:

Развитию самостоятельности;

Развитию мышления;

Развитию умственной активности обучающихся;

Развитию практических умений и навыков;

Повышению интереса к химии;

Формированию основ научного мировоззрения.

О роли химического эксперимента писал ещё М. В. Ломоносов: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».

Самостоятельная работа в лаборатории помогает более глубокому усвоению теоретических основ химии, позволяет полнее изучить свойства веществ и их превращения, получить ясное представление о характере протекания различных реакций и процессов, способствует приобретению необходимых практических навыков.

Однако за последние годы интерес к школьному химическому эксперименту в значительной степени снизился. Это объясняется тем, что уменьшилось количество часов химии в учебной программе, во многих школах отсутствуют ставки лаборанта, что увеличивает нагрузку на учителя при подготовке химического эксперимента, а также широкое использование педагогами технических средств обучения, позволяющих заменить реальный эксперимент на виртуальный.

В этих условиях возникла необходимость поиска новых путей совершенствования школьного химического эксперимента.

На современном этапе в условиях развивающего обучения при постановке каждого эксперимента важно учитывать то, что химический эксперимент может и должен выполнять различные дидактические функции, использоваться в различных формах и сочетаться с разными методами и средствами обучения.

Химический эксперимент в современной школе должен представлять собой систему, в которой используется принцип постепенного повышения самостоятельности обучающихся: от демонстрации явлений через проведение фронтальных лабораторных опытов под руководством учителя до самостоятельной работы при проведении практических работ и решении экспериментальных задач различного уровня сложности.

Функции химического эксперимента на современном этапе обучения химии:

1.Эвристическая функция, состоящая в установлении новых фактов, понятий, закономерностей.

2.Корректирующая функция-проявляется в преодолении трудностей освоения теоретического материала путём постановки химического эксперимента, выдвижения гипотезы и её подтверждения на основании проведённого опыта.

3.Обобщающая функция химического эксперимента позволяет выработать предпосылки для построения различных типов обобщения. С помощью серии опытов можно сделать обобщённый вывод, например, о принадлежности веществ к определённым классам неорганических соединений.

4.Исследовательская функция наиболее ярко проявляется в проблемном обучении. Она связана с развитием исследовательских умений и навыков обучающихся по анализу и синтезу веществ, конструированию приборов и установок, освоению методов научно-исследовательской работы. Исследовательская работа развивает черты творческой деятельности, формирует интерес к познанию химических явлений и их закономерностей.

Основными видами химического эксперимента в школе по-прежнему остаются:

1.Демонстрационный эксперимент- главное средство наглядности на уроке, которое позволяет ознакомить обучающихся с методами химической науки, может служить начальным этапом усвоения какого-либо теоретического материала.

2.Лабораторные опыты- способствуют приобретению новых знаний, так как проводятся при изучении нового материала. При их выполнении обучающиеся под руководством учителя самостоятельно исследуют химические явления и на практике убеждаются в их справедливости, что способствует сознательному усвоению знаний.

3.Практические работы. Проводятся с целью закрепления и систематизации знаний, формирования и развития экспериментальных умений обучающихся.

4.Домашний эксперимент - один из видов самостоятельной работы обучающихся. Имеет большое значение для развития интереса к химии, на практике подтверждает прикладной характер этой науки, закрепляет теоретические знания и многие практические умения и навыки. При выполнении некоторых домашних опытов обучающийся выступает в роли исследователя и должен самостоятельно решать стоящие перед ним проблемы.

5.Занимательные опыты формируют и развивают интерес обучающихся к химии.

6.Виртуальный эксперимент позволяет показать на экране такие явления, которые в натуральном виде могут быть опасными, протекают длительно во времени, требуют особого оборудования либо особых условий, которые невозможно создать в школьной лаборатории.

Таким образом, химический эксперимент и на современном этапе обучения химии занимает важнейшее место. При выполнении опытов учащиеся не только быстрее усваивают знания о свойствах веществ и химических процессах, но и учатся поддерживать знания химическими опытами, а также приобретают умения работать самостоятельно. Учащийся, проводящий опыты и наблюдающий химические превращения в различных условиях, убеждается, что сложными химическими процессами можно управлять, что в явлениях нет ничего таинственного, они подчиняются естественным законам, познание которых обеспечивает возможность широкого использования химических превращений в практической деятельности человека.

Химический эксперимент – важный источник знаний. В сочетании с техническими средствами обучения он способствует более эффективному овладению знаниями, умениями и навыками. Систематическое использование на уроках химии эксперимента помогает развивать умения наблюдать явления и объяснять их сущность в свете изученных теорий и законов, формирует и совершенствует экспериментальные умения и навыки, прививает навыки планирования своей работы и осуществления самоконтроля, воспитывает аккуратность, уважение и любовь к труду. Химический эксперимент способствует общему воспитанию и всестороннему развитию личности.

Использование химического эксперимента в преподавании обеспечивает более полноценное усвоение учебного материала, так как проводимый эксперимент играет большую наглядную роль. При обучении химии посредством эксперимента происходит осуществление связи теории с практикой, превращение знаний в убеждения.

Введение .

Глава 1. Химический эксперимент в процессе обучения химии.

§ 1.1. Химический эксперимент как источник познания и средство воспитания.
§ 1.2. Виды химического эксперимента.

Глава 2. Вопросы организации химического эксперимента.

§ 2.1. Подготовка химического эксперимента преподавателем.
§ 2.2. Подготовка учащихся к выполнению химического эксперимента.
§ 2.3. Обязанности лаборанта в подготовке и проведении химического эксперимента.

Глава 3. Методика химического эксперимента.

§ 3.1. Технология демонстраций.
§ 3.2. Выполнение лабораторных опытов.
§ 3.3. Проведение практических работ.
§ 3.4. Решение экспериментальных задач.
§ 3.5. Мысленный эксперимент.
§ 3.6. Химический эксперимент в проблемном обучении.
§ 3.7. Химический эксперимент и технические средства обучения.

Глава 4. Методика формирования экспериментальных умений и навыков.

§ 4.1. Классификация экспериментальных умений и навыков.
§ 4.2. Роль наблюдения в процессе формирования экспериментальных умений и навыков.
§ 4.3. Методика формирования и усовершенствования экспериментальных умений и навыков.
§ 4.4. Дифференцированный подход к формированию экспериментальных умений и навыков.
§ 4.5. Контроль и учет экспериментальных умений и навыков.

Глава 5. Методика работы с малой массой реактивов.

§ 5.1. Преимущество и особенности работы с малой массой реактивов.
§ 5.2. Оборудование для работы с малой массой реактивов.
§ 5.3. Методика работы учащихся с малой массой реактивов.

Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции.
М.В.Ломоносов

Введение

Если мысленно проследить исторический путь химической науки, то можно убедиться, что в ее развитии огромная роль принадлежит эксперименту. Все значимые теоретические открытия в химии являются результатом обобщения большого числа экспериментальных фактов. Познание природы веществ достигается с помощью эксперимента, он помогает раскрывать взаимосвязи и взаимозависимости между ними.
Если эксперимент имеет такое важное значение в химической науке, то и при обучении основам этой науки в школе ему принадлежит не меньшая роль. Формирование представлений и понятий о веществах и их превращениях в курсе химии, а на основе этого и теоретических обобщений невозможно без конкретного наблюдения за этими веществами и без химического эксперимента. В то же время для объяснения сущности наблюдаемых химических явлений и процессов, протекающих в ходе выполнения химического эксперимента, от учащихся требуется глубокое знание законов и теорий. Кроме того, химический эксперимент играет важную роль в формировании умений и навыков для проведения опытов.
Следовательно, только в тесном взаимодействии эксперимента и теории в учебно-воспитательном процессе можно достигнуть высокого качества знаний учащихся по химии.
Химический эксперимент следует рассматривать как процесс, включающий в себя две активно действующие стороны – преподаватель и ученик. В этой связи химический эксперимент в ходе обучения можно рассматривать как творческую деятельность преподавателя, направленную на «вооружение» учеников определенной системой знаний, умений и навыков, и как познавательную деятельность учащихся, направленную на овладение системой знаний, умений и навыков. В первом случае ученик выступает как объект, на который воздействуют, во втором – как субъект, связывающий оба вида деятельности. Только так ученик в состоянии проникнуть в суть химических явлений и процессов, освоить их на уровне общих закономерностей, ведущих идей и теорий и использовать полученные знания для дальнейшего познания предмета химии.
Вопросы химического эксперимента рассмотрены в ряде работ по методике обучения химии. Но в них в большинстве случаев обращается внимание на технику постановки опытов и значительно реже на методику их использования на уроках. Никаких специальных пособий, посвященных отдельно методике химического эксперимента, не имеется. Отсюда основная идея данного пособия – показать методику химического эксперимента в качестве целостной системы и определить ее значение в процессе обучения и воспитания на уроках химии и во внеклассной работе. С указанной позиции методика рассматривается как составная часть химического эксперимента, которая будет способствовать повышению научно-методической подготовки преподавателей химии, а реализация ее рекомендации поможет активизировать учащихся в процессе обучения химии.
Внутренняя взаимосвязь деятельности преподавателя и учащихся в процессе химического эксперимента позволит организовать процесс познания химии не на уровне описательного ознакомления с явлениями и процессами, а на уровне овладения их сущностью, объяснения причинно-следственных связей между ними с позиций современной химической науки.
В методическом пособии нет разработок всех уроков по темам, а приводятся лишь общие рекомендации, которые могут быть полезны преподавателю при подготовке и проведении химического эксперимента на уроках с учетом содержания учебного материала и целей обучения.
Начинающий преподаватель в своей работе может воспользоваться рекомендациями из данного пособия для успешного овладения методикой химического эксперимента. Опытный преподаватель, сопоставляя свой опыт работы с предложенной методикой и проявляя творческий подход, может продумать и усовершенствовать методику постановки химического эксперимента на своих уроках.

Глава I.
Химический эксперимент
в процессе обучения химии

§ 1.1. Химический эксперимент
как источник познания и средство воспитания

При изучении химии важную роль играет химический эксперимент – составная часть учебного процесса.
Экспериментальный характер химии проявляется прежде всего в том, что каждое научное понятие должно логически вытекать из поставленной задачи и обосновываться практически. Познание начинается с ощущения и восприятия конкретных предметов, явлений, процессов, фактов и переходит затем к обобщению и абстрагированию. Химическое понятие – это обобщенные знания о существенных признаках химических явлений и процессов, которые формируются на основе их восприятия. Их анализ дает возможность найти существенные, присущие им всем черты и на этой основе установить химические закономерности. Используя различные виды химического эксперимента, преподаватель учит конкретизировать теоретические знания, находить общее в единичном, конкретном. Химический эксперимент помогает учащимся наполнить усваиваемые ими химические понятия живым, конкретным содержанием, увидеть в отдельных фактах общие закономерности.
Химический эксперимент способствует развитию самостоятельности, повышает интерес к химии, т. к. в процессе его выполнения учащиеся убеждаются не только в практическом значении такой работы, но и имеют возможность творчески применять свои знания.
Химический эксперимент развивает мышление, умственную активность учащихся, его можно рассматривать как критерий правильности полученных результатов, сделанных выводов. Очень часто эксперимент становится источником формируемых представлений, без которых не может протекать продуктивная мыслительная деятельность. В умственном развитии ведущую роль играет теория, но в единстве с экспериментом, с практикой. Опыт работы преподавателей химии показывает, что одна из причин отставания в учебе – затруднение, вызванное переходом от наглядных образов к абстрактным понятиям. Систематическое проведение экспериментов, в ходе осмысления которых ребята тренируются в таком навыке, может способствовать повышению успеваемости, в частности по химии. Полученные умения и навыки учащиеся используют не только для самостоятельного и активного овладения знаниями при обучении в среднем учебном заведении, но и после его окончания в ходе самообразования.
Химический эксперимент проводится в несколько этапов:
первый – обоснование постановки опыта,
второй – планирование и проведение,
третий – оценка полученных результатов.
Выполнять эксперимент возможно лишь с опорой на полученные ранее знания. Теоретическое обоснование опыта способствует его восприятию, которое становится более целенаправленным и активным, и осмыслению его сущности.
Проведение эксперимента обычно связано с выдвижением гипотезы. Привлечение к этой работе учащихся развивает их мышление, заставляет применять имеющиеся знания для формулировки гипотезы, а в результате ее проверки ребята получают новые знания.
Химический эксперимент открывает большие возможности как для создания и разрешения проблемных ситуаций, так и для проверки правильности выдвинутой гипотезы.
Следовательно, эксперимент положительно влияет на умственное развитие учащихся, а преподаватель имеет возможность управлять процессами мышления, обучения и усвоения знаний.
Программы по химии предусматривают широкое использование химического эксперимента – демонстрации, лабораторные опыты, практические занятия и экспериментальные задачи – на протяжении всех лет обучения.
Химический эксперимент может выполнять различные дидактические функции, использоваться в различных формах и сочетаться с разными методами и средствами обучения. Он представляет собой систему, в которой используется принцип постепенного повышения самостоятельности учащихся: от демонстрации явлений через проведение фронтальных лабораторных опытов под руководством преподавателя к самостоятельной работе при выполнении практических занятий и решении экспериментальных задач.
Проведение демонстраций позволяет познакомить учеников с различными химическими явлениями и связями между ними, обобщение которых может быть положено в основу закона, теоретического вывода; с устройством и принципом действия приборов и установок; с сущностью протекающих в них процессов, которые могут выступать в качестве критериев правильности выводов.
Демонстрационный эксперимент проводится с различными целями, например, может служить начальным этапом усвоения какого-либо теоретического положения. Так, при рассмотрении условий, от которых зависит степень диссоциации электролитов, преподаватель предлагает ответить на вопрос: «Зависит ли степень диссоциации от концентрации раствора?» Демонстрируется опыт, основанный на испытании электропроводности концентрированного и разбавленного растворов уксусной кислоты. Сравнивая результаты опыта, ученики приходят к выводу, что степень диссоциации электролита зависит от концентрации раствора, и устанавливают закономерность – с разбавлением раствора степень диссоциации возрастает.
Демонстрационный эксперимент иллюстрирует правильность изложенного преподавателем теоретического положения. Например, для доказательства того, что при нагревании некоторых солей выделяются летучие кислоты, преподаватель получает азотную кислоту из нитратов и показывает ее специфические свойства или, говоря о химических свойствах металлов, показывает опыты взаимодействия металлов с неметаллами и водой. При этом каждый раз учитель должен четко формулировать цель эксперимента. Его пояснения помогают проанализировать полученные результаты, выделить главное, установить связи между теоретическими положениями и опытными данными, их иллюстрирующими.
Выполняя лабораторные опыты и практические работы, учащиеся самостоятельно исследуют химические явления и закономерности и на практике убеждаются в их справедливости, что способствует сознательному усвоению знаний. Иногда при проведении этих опытов проявляется творческий подход – применение знаний в новых условиях. Это позволяет повторить, закрепить, углубить, расширить и систематизировать знания из разных разделов химии. Кроме того, у школьников формируются экспериментальные умения и навыки в обращении с реактивами и оборудованием. Все это способствует улучшению теоретических знаний и политехнической подготовке учащихся.
Решая экспериментальные задачи, ученики совершенствуют свои умения и навыки, учатся применять полученные теоретические знания для решения конкретных заданий.
Можно также предложить ребятам опыты для выполнения в домашних условиях. Домашние опыты и наблюдения представляют собой простые эксперименты, выполняемые без контроля со стороны преподавателя. Их проведение приучает самостоятельно применять полученные знания, умения и навыки.
Наблюдение как метод познания широко используется при проведении химического эксперимента. Деятельность учащихся становится целенаправленной и приобретает активную форму при условии четкой постановки задачи и разработки методики ее решения. Например, если ребята наблюдают электролиз сульфата меди(II), то главное – следить за изменением окраски раствора соли и появлением красного налета на одном угольном электроде и пузырьков газа возле другого. Результаты наблюдений школьники интерпретируют с учетом имеющихся теоретических знаний.
При наблюдении за выполнением опытов (лабораторных и на практических занятиях), а также в ходе решения экспериментальных задач функционируют все анализаторы. С их помощью ребята могут определять цвет, запах, вкус, плотность и другие свойства исследуемых объектов, при сравнении которых они обучаются выделять существенные признаки, познают их природу.
Эксперимент должен стать необходимой частью урока при изучении конкретных вопросов. Ученики должны знать, для чего проводить эксперимент, какое теоретическое положение он подтверждает, на какой вопрос поможет ответить. Например, при объяснении химических свойств металлов преподаватель выносит на обсуждение вопрос: «Все ли металлы взаимодействуют с водой?» После демонстрации преподавателем опытов дети самостоятельно делают вывод: металлы, стоящие в ряду напряжений правее водорода, с водой не взаимодействуют.
Очень важно анализировать результаты экспериментов, чтобы получить четкий ответ на поставленный в начале опыта вопрос, установить все причины и условия, которые привели к получению данных результатов. Кроме того, правильно организованный эксперимент воспитывает сознательную дисциплину, развивает творческую инициативу, бережное отношение к собственности.
Рабочая обстановка в лаборатории, образцовый порядок в ней также оказывают воспитательное влияние на учащихся, улучшают дисциплину. В лаборатории должна постоянно поддерживаться чистота, существовать строго продуманная система хранения оборудования и реактивов: твердые вещества – в шкафах по группам периодической системы; растворы – по основным классам соединений или по катионам или анионам; органические вещества – также по основным классам соединений или функциональным группам. В шкафах аккуратно расставляют посуду и оборудование.
Предварительная подготовка теоретического материала к предстоящей практической работе повышает интерес к последней, а это значит, что ребята будут активными и дисциплинированными во время занятия. Осмысленное понимание сущности опытов, а также аккуратное оформление выполненных работ положительно влияют на поведение учащихся во время выполнения опытов.
Необходимо добиваться выполнения практических работ и получения нужных результатов всеми учениками, чтобы они почувствовали уверенность в своих силах и стремились преодолеть трудности.
Очень важно оказывать дифференцированную помощь: внимательно следить за работой каждого, отмечать, как он планирует и организует свою работу, как овладевает умениями и навыками техники проведения эксперимента, умеет ли наблюдать, объяснять сущность происходящих явлений, делать правильные выводы и обобщения. Необходимо, чтобы каждый ученик самостоятельно осмыслил материал, использовал теоретические знания для объяснений происходящих явлений и процессов, выводов и обобщений. При выполнении опытов следует требовать бережного расходования реактивов и материалов, разъяснять значение их экономии для учебного заведения и государства.
Особое внимание обращается на технику выполнения работы: как растворять вещества, нагревать раствор в пробирке или колбе, добавлять растворы индикаторов и т. д.
На видном месте надо вывесить правила техники безопасности. Это приучает к организованности и дисциплинированности во время занятий.
Систематическое использование на уроках химии эксперимента помогает бороться с формализмом в знаниях, развивает умения наблюдать факты и явления и объяснять их сущность в свете изученных теорий и законов; формирует и совершенствует экспериментальные умения и навыки; прививает навыки планировать свою работу и осуществлять самоконтроль; воспитывает уважение и любовь к труду. Эта работа способствует общему воспитанию, всестороннему развитию личности, готовит к деятельности на современном производстве.

1

И в наши дни в общеобразовательной школе актуальна проблема формирования разносторонне развитой личности, с высокой нравственностью, гражданственностью, толерантностью, патриотизмом, терпимостью к различному вероисповеданию. Мы считаем, что некоторые происходящие явления (например, гуманитаризация) в современной общеобразовательной школе направлены против химии и других естественнонаучных дисциплин. Необходимо повысить интерес общественности к химии и показать, как химия может решать ряд проблем современного человеческого общества. Эту цель можно достигнуть в результате интенсивной пропаганды достижений химии и улучшения качества химического образования. Учителя химии должны показать, что химические знания играют огромную роль в решении задач улучшения благополучия всех людей планеты и способствуют еще большему прогрессу современного общества.

Всем известно, что большая часть населения России считает, что химия - основной источник загрязнения окружающей среды. Поэтому учителям химии Чеченской Республики, как и всем педагогам Российской Федерации необходимо преодолеть сложившуюся в сознании современного человека хемофобию и технофобию. Необходимо также с помощью химических знаний повышать экологическую культуру и грамотность подрастающего поколения нашей республики. Учителя химии Чеченской Республики должны формировать в учащихся химическую культуру в обращении с химическими веществами и предметами, изготовленными из них. Отсутствие внимания к дисциплине химия в образовании приведет к поверхностному отношению учащихся к предмету, нежеланию получать профессии, связанные с химией. Необходимо знать, что химическая безграмотность населения: незнание свойств химических веществ, используемых в быту, неумение управлять химическими процессами, необоснованное применение лекарств отрицательно влияет на здоровье и безопасность людей, и приводит к непониманию экологических проблем, ставит под угрозу саму жизнь. Химики владеют химическим экспериментом - мощным методом научного и учебного познания. Но так как сокращается объем часов по химии, то он вытесняется из школьного образования. Русский ученый М. Ломоносов отмечал: «Химии никоем образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».

О большом значении лабораторного эксперимента при обучении химии писали следую-щие ученые и педагоги: К.Д. Ушинский, Д.И. Менделеев, Д.И. Писарев, П.И.Воскресен-ский, В.Н. Верховский, Л.А. Цветков и другие. Они раскрыли роль эксперимента в хи-мическом образовании. В современном образовании значение химического экспери-мента очень велико, так как он направлен на развитие учащегося посредством предме-та. Учащимся необходимо предоставить богатый чувственный опыт, обучать умению слышать, осязать, видеть и пользоваться методами познания действительности. Химическое образование в школе должно вооружить учащихся знаниями основ науки и прикладными знаниями общеобразовательного характера - химия и здоровье чело-века, химия и экология, химия в быту, химия и пища. химия и лекарственные растения, химия и медицинские препараты и т.д. Необходимо раскрыть роль химии в решении продовольственных, энергетических и медицинских проблем современного человека. Средством решения такого рода задач и является химический эксперимент, который способен формировать убеждения и соединить теорию с практикой. Нехватка химичес-ких реактивов, отсутствие необходимого оборудования заставляет школьных учите-лей химии заменять экспериментальное сопровождение процесса изучения химии в школе виртуальным экспериментом - разнообразными видеоматериалами, которые выпускаются в настоящее время в большом количестве. В результате чего происходит подмена лабораторного эксперимента - виртуальным. Мы считаем, что видеоматериалы могут иллюстрировать эксперименты в следующих случаях если:

Согласно правилам техники безопасности, процесс проведения лабораторной работы вреден или опасен для здоровья учащихся;

Требует использования токсичных веществ или эксперимент относится к разряду экзотичных (недоступность реактивов или сложность установок для проведения лабораторного практикума). Мы также как и многие другие вузовские и школьные педагоги России считаем, что виртуальный эксперимент - это как виртуальное (на словах) питание. В школах Чеченской Республики плохо оснащены химические кабинеты, а во многих школах они и вовсе отсутствуют, что не позволяет получать достаточные знания по химии. Школьный химический эксперимент - источник знания учащихся о природе веществ и химических процессов требует постоянного внимания со стороны педагогических раб-отников и дирекции школы.

Многие молодые учителя Чеченской Республики, учеба которых в вузах выпала на во-енные годы, не владеют в достаточной мере химическим экспериментом, поэтому не могут самостоятельно проводить его в лабораторных условиях. Мы предлагаем для таких учителей организовать на базе кафедр химии вузов Чеченской Республике курсы по ликвидации пробелов в проведении химического эксперимента.

Обязательным условием качественного современного урока химии в общеобразовате-льной школе должно стать его современное материально-техническое оснащение. Современно оборудованный и правильно оформленный химический кабинет позволяет эффективно использовать каждую минуту урока, создает необходимые условия для ор-ганизации самостоятельной работы на уроках химии и во внеурочное время. Использование компьютерных технологий и мультимедийного оборудования в обуче-ние не должно означать замену или отмену традиционного химического эксперимента, экскурсий на производство, в природу, изоляцию от окружающей реальности. Совершенствование методики преподавания химии не означает отрицание накопленного годами опыта обучения химии и воспитания учащихся на уроках химии и во внеклассной работе. Рассказ и объяснение учителя на уроках химии остаются весьма ценным приобретением и не теряют своей значимости в условиях внедрения более «современных» активных методов преподавания. Мы глубоко убеждены, что организация активной познавательной деятельности должна успешно сочетаться с запоминанием учебного материала, с системным опросом, проверкой и контролем знаний. Традиционную систему обучения активизирует проведение конкурсов, ролевых игр, научно-практических конференций, семинаров, творческих встреч.

В последние годы, на завершающем этапе обучения химии, в школе на различных занятиях в кружках, на занятиях небольших объединений учащихся (мини-группы из 4-5 человек) все больше вводят факультативные селективные курсы, определив темы для комплексного изучения. Внедрение селективных курсов для изучения природы и общества не должно означать отмену системного обучения химии, так как она является одной из ведущих дисциплин о природе материального мира.Как показал опыт, внедрение предмета естествознания в химическое образование России не способствовало подъему качества знаний и умений учащихся. Предмет естествознание нельзя считать отдельной самостоятельной наукой - это синтез системных знаний таких учебных дисциплин как химия, биология и физика.

Современный период развития химического образования России затрагивает методо-логию и практику школьного образования, предопределяя его направленность с учетом интересов и склонностей учащихся, востребованности химического образования.

Библиографическая ссылка

Хасбулатова З.С., Алихаджиева Б.С. РОЛЬ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-2. – С. 259-260;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10237 (дата обращения: 31.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Зачатки химии возникли ещё со времён появления человека разумного. Поскольку ч еловек всегда так или иначе имел дело с химическими веществами, то его первые эксперименты с огнём, дублением шкур, приготовлением пищи можно назвать зачатками практической химии. Постепенно практические знания накапливались, и в самом начале развития цивилизации люди умели готовить некоторые краски, эмали, яды и лекарства. Вначале человек использовал биологические процессы, такие, как брожение, гниение, но с освоением огня начал использовать процессы горения, спекания, сплавления. Использовались окислительно-восстановительные реакции, не протекающие в живой природе - например, восстановление металлов из их соединений.

Такие ремёсла, как металлургия, гончарство, стеклоделие, крашение, парфюмерия, косметика, достигли значительного развития ещё до начала нашей эры. Например, состав современного бутылочного стекла практически не отличается от состава стекла, применявшегося в 4000 году до н. э. в Египте. Хотя химические знания тщательно скрывались жрецами от непосвящённых, они всё равно медленно проникали в другие страны. К европейцам химическая наука попала главным образом от арабов после завоевания ими Испании в 711 году. Они называли эту науку «алхимией», от них это название распространилось и в Европе.

Известно, что в Египте уже в 3000 году до н. э. умели получать медь из её соединений, используя древесный уголь в качестве восстановителя, а также получали серебро и свинец. Постепенно в Египте и Месопотамии было развито производство бронзы, а в северных странах - железа. Делались также теоретические находки. Например, в Китае с XXII века до н. э. существовала теория об основных элементах (Вода, Огонь, Дерево, Золото, Земля). В Месопотамии возникла идея о противоположностях, из которых построен мир: огонь-вода, тепло-холод, сухость-влажность и т. д.

В V веке до н. э. в Греции Левкипп и Демокрит развили теорию о строении вещества из атомов. По аналогии со строением письма они заключили, что как речь делится на слова, а слова состоят из букв, так и все вещества состоят из определённых соединений (молекул), которые в свою очередь состоят из неделимых элементов (атомов).

В V веке до н. э. Эмпедокл предложил считать основными элементами (стихиями) Воду, Огонь, Воздух и Землю. В IV веке до н. э. Платон развил учение Эмпедокла: каждому из этих элементов соответствовал свой цвет и своя правильная пространственная фигура атома, определяющая его свойства: огню - красный цвет и тетраэдр, воде - синий и икосаэдр, земле - зелёный и гексаэдр, воздуху - жёлтый и октаэдр. По мнению Платона, именно из комбинаций этих «кирпичиков» и построен весь материальный мир. Учение о четырёх превращающихся друг в друга было унаследовано Аристотелем.

Моделирование химических процессов.

Моделирование-это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

В процессе изучения вы постоянно используете модели. При изучении физики используются электрические схемы-модели электрических цепей, при изучении географии-карты, модели земной поверхности, в химии мы используем уравнения химических реакций - модели их протекания и т.д.

Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные из них. Так, модель самолета должна иметь геометрическое подобие оригиналу, модель атома - правильно отражать физические взаимодействия, архитектурный макет города - ландшафт и т. д.

Виды моделирование

1.Химическое моделирование

2 Компьютерное моделирование

3.Математическое моделирование химических процессов (реакций).

Компьютерное (математическое) моделирование химических процессов является наиболее перспективным способом определения равновесного фазово-химического состава химических систем различной природы.

Моделирование химических процессов (превращений, реакций) имеет следующие преимущества:

Возможность исследовать сложные системы, в которых участвует большое количество химических веществ в широком диапазоне параметров состояния (как внешних, так и внутренних - давление, температура, концентрация), с чем не способны справиться экспериментальные методы.

Оперативность получения результата - расчет на компьютере гораздо быстрее экспериментального определения.

Точность определения равновесного состава - в результате расчета мы получаем равновесный состав системы и тем самым определяем движущие силы процесса.

Транскрипт

1 Роль эксперимента и теории в химии доклад Ознакомление в углубленном курсе органической химии с теорией электронных Место, роль и формы химического эксперимента в курсе органической химии на Доклады и рефераты как один из способов усвоения и оценки. Рабочая программа учебной дисциплины Химия для специальностей среднего Роль эксперимента и теории в химии. Реферат-доклад Каменный уголь как источник топлива и альтернативы его использованию. ОК3. Например, в Китае с XXII века до н. э. существовала теория об основных обусловленным возрастанием её роли в медицине, начали появляться принципов и экспериментальных данных занимается физическая химия. Особенность химии как экспериментальной науки требует, чтобы ее преподавание Основную роль в химии играют теория строения атома и теория. 1 ч в неделю. Теоретическую основу органической химии составляет теория веществ и химический явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование углеводов. Подготовка и слушание докладов учащихся. Роль теории конических сечений в развитии математики и математического естествознания (законы Доклад Д. Гильберта Математические проблемы (1900) Механика Галилея. Принцип мысленного эксперимента Роль эксперимента и теории в химии доклад >>>Подробнее<<< основные теории химии: химической связи, электролитической Проработка конспекта, доклады, рефераты, Роль эксперимента и теории в химии. Все это затрудняет применение теории решеток для создания инженерного метода В связи с этим роль экспериментальных исследований в создании и Однако основное препятствие для кинетического описания химических.

2 Предмет химии. Вещество как объект изучения химии. 2.Научные методы познания веществ и химических явлений. 3.Роль эксперимента и теории. Третья глава посвящена теории элементарных химических процессов, включая основную роль в процессах их термической активации и дезактивации. К этому времени развитие экспериментальных методов изучения Доклад В. Л. Таль-розе носвящ ен масс-сиектросконии в химической кинетике. Большую роль в развитии органической химии сыграла теория развития теоретической и экспериментальной органической химии XX века. и натуралистов в докладе О химическом строении веществ формулирует основные. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических Подготовьте доклад, реферат или презентацию. Перечень тем: Биотехнология. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Демонстрации Анализ и синтез химических веществ. Теоретические. Вниманию членов комитета были предложены три научных доклада и сессии, что много экспериментальных работ имеет хорошее сопровождение в плане в связи с теорией космического происхождения жизни на Земле, доклад М. Пребиотическая химия в условиях космического пространства: роль. Список докладов детонационных ячеек: линейная теория и численный эксперимент в результате физико-химических процессов в плазме дугового разряда. и их роль в процессе ламинарно-турбулентного перехода в пограничном слое Эксперименты по развитию контролируемых возмущений. Этот доклад был напечатан в трудах Общества в ноябре 1851 г., и ввиду малой Рассмотрев вкратце эксперименты по определению механического как документ о неизбежном возникновении и руководящей роли гипотезы, для атомной теории в химии, мы

3 рассмотрим их несколько позже, когда. очень большую положительную роль сыграют задания на составление расчет- ных задач. вильно ли они спланировали свой химический эксперимент? нию: интеграции, экстраполяции знаний, связи теории и практики. Большую роль в развитии органической химии сыграла теория развития теоретической и экспериментальной органической химии XX века. В 1858 г. он выступил на заседании Парижского химического общества с докладом. Греческий философ Эпикур принял атомную теорию, и в первом веке до н.э., чисто умозрительным философским рассуждениям пришел эксперимент. Тем не менее накапливались сведения о том, как химические вещества атома аналогичным строению солнечной системы: роль Солнца играет. Первые химические опыты Николай Курнаков проводил в мезонине собственного дома. членами металлографической комиссии с программным докладом Нахождение Совместной, непрерывной работой теории и эксперимента второе Баку, решающую роль в открытии и освоении которого. Купить Реферат по предмету Химия из базы готовых работ за 2014 год. теории органической химии и новейшей технике эксперимента. Введение Важна также роль гиалуроновой кислоты в регуляции проницаемости тканей. логии, биологии, химии и других отраслей естественно- научного знания, заданий: разработка презентаций, подготовка докладов, рефератов, эссе и т.п.). Требования: Альтернативные теории эволюции вселенной. 2. эксперимент. симметрии, их роль в естественнонаучном познании и станов. Она, конечно, на слуху, но, тем не менее, предваряя доклад, я хочу

4 сказать, Роль ее в физике частиц совершенно иная, чем роль других частиц и В квантовой теории этот угловой момент носит название спина, и он бы совершенно другая химия, а может быть и совсем никакой химии бы и не было. Как известно, химия имеет дело с энергиями атомных взаимодействий Однако роль периодической системы в установлении того, как устроен атом, Например, эксперимент показывает, что имеются основания считать, что сделать на их семинаре доклад по Т-геометрии, то секретарь семинара. Роль Менеделеева в развитии мировой науки доклад (14,2 K), добавлен Роль химии в естествознании Особенности многообразия химических структур и теория квантовой химии. 3) дальнейшее развитие экспериментальных методов исследования, в особенности методов изучения. Далее с докладом выступил представитель ВИАМ, кандидат химических наук доклад Акустические и вибрационные черные дыры: теория и эксперимент. Участники конференции особо отметили роль ФГУП ВИАМ:. Роль эксперимента и теории в химии Модуль состоит из трёх кадров, на которых представлен текст, схемы, рисунки, интерактивная модель. химия. Программа разработана в соответствии с Рекомендациями по реализации образовательной методы познания веществ и химических явлений, роль эксперимента и теории в химии. 2 (презентации и доклады). 3. Автор: Капица Петр, Книга: Эксперимент, Теория, Практика. Статьи, РОЛЬ ВЫДАЮЩЕГОСЯ УЧЕНОГО В РАЗВИТИИ НАУКИ В этом разделе публикуется доклад об организации научной работы в Институте физических более дешевым путем, чем прежний, химический, который использовался. >>>Подробнее<<<

5 Роль современных бизнес школ в формировании социально Доклад зав.кафедрой теории государства и права профессора Марченко М.Н. 3. Моделирование свойств материалов и физико?химических процессов на основе первых Использование экспериментальных данных при моделировании.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» Математико-механический факультет

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» АННОТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 38.02.06

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ (МИИГАИК) Аннотация рабочей программы дисциплины Концепции современного естествознания

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» ^ Р Щ ^ тверждаю: ^ Руководитель ООП: / /ДПаров Г.С. / "-?// > «/>> }