Разноцветные папуасы из папуа-новая гвинея. Дикие нравы: будни молодежных банд папуасов Новой Гвинеи. Ожерелье из зубов собаки - лучший подарок жене

; во всех деревнях есть церкви.

Область расселения

Основная зона расселения папуасов - остров Новая Гвинея , восточная часть которого - самостоятельное государство Папуа - Новая Гвинея (включает архипелаг Бисмарка и остров Бугенвиль), а западная входит в состав Индонезии (Ириан-Джая -Западный Ириан), где много десятилетий сильно движение за отделение. Частично живут на островах Алор, Тимор , Хальмахера (например, народ галела) и в Меланезии .

По разным данным народов и языков насчитывается от 300 до 800 по мнению разных специалистов, поскольку установление разницы между отдельным языком и диалектом представляет значительную проблему.

Некоторые мелкие племена насчитывают менее 100 человек. Крупнейшие народности (численность в тысячах): чимбу (250), энга (195), гимбу (142), медлпа (101), камано (64), хули (90), экари (канауки) (100), ангал (55), умбу-унгу (47), вахги (66), кева (56), дани (дугул-дани), хванггона , асмат (61), бенабена (17), маринд-аним (8), абелам (10), насиоп (10), бонкин (10), буин (18). Общее население Папуа - Новой Гвинеи - 6 057 263 чел. (2009).

Политическое положение

С 1884 по 1920 год папуасы находились в колониальной зависимости от Германии (Земля императора Вильгельма). С 1920 года эта часть находилась под управлением Австралии . Юго-восточная часть с 1884 по 1888 год была протекторатом Великобритании , затем колонией, в 1905 году передана под управление Австралии. В 1949 году обе части переданы под опеку Австралии. В 1975 году восточная часть (Папуа - Новая Гвинея) стала независимым государством.

Происхождение

Большинство учёных признают, что австралоидные народы заселяли в древности более обширный ареал и были постепенно вытеснены монголоидами . Считается, что Новая Гвинея заселена 20-25 тыс. лет назад. 5 тыс. лет назад в этот регион проникли меланезийские племена. По расовому типу эти две группы народов близки, но по языку и культуре - нет.

Генетические исследования популяций Сахула в сравнении с исследованиями других современных человеческих популяций показали, что папуасы Новой Гвинеи разделились с йоруба ок. 90 тыс. л. н., а с евразийскими популяциями - 40 тыс. лет назад .

Быт и традиционные занятия


Основное занятие - ручное земледелие тропического пояса. Второстепенные - охота и собирательство. Важную роль играет свиноводство. Главные культуры - кокос , банан , таро , ямс .

В настоящее время, в силу европейского влияния, папуасы заняты в горной промышленности, работают шофёрами, продавцами, клерками. Формируется слой предпринимателей, фермеров. 50 % населения заняты в натуральном хозяйстве.

Деревни папуасов - по 100-150 чел., бывают компактными и разбросанными. Иногда это - один длинный дом до 200 м. Семья имеет 5-6 участков земли в разных стадиях созревания. Каждый день пропалывается один участок, а на другом собирается урожай. Урожай держат на корню, забирая продуктов на 1 день. Труд совместный.

В каждой деревне важным местом является буамбрамра - общественный дом.

Орудия труда:

  • топор, изготовляется из агата, кремня или раковины тридакны;
  • донган - острая заточенная кость, её носят на руке, заткнув за браслет, ей режут плоды;
  • бамбуковый нож, режет мясо, плоды, прочнее донгана.
  • хагда - метательное копьё, 2 м, из твёрдого тяжёлого дерева;
  • сервару - более лёгкое копьё, с бамбуковым наконечником, который обычно ломается и остаётся в ране, украшено перьями и мехом;
  • араль - лук, 2 м длиной;
  • араль-ге - стрела, 1 м длиной, с деревянным наконечником;
  • палом - стрела с широким бамбуковым наконечником, более опасна;
  • саран - стрела на рыбу;
  • юр - метательное копье с несколькими остриями;
  • палицы и щиты.

Одежда папуасов состояла из пояса, у мужчин красного, у женщин - в красную и чёрную полосу. Мужчины носят также своеобразный футляр для пениса (котека). Браслеты носили на руке (сагю) и на ногах (самба-сагю). Кроме этого украшали тело продетыми в отверстия предметами, кекее (в носу) и буль (во рту). Из вещей использовались мешки, ямби и гун - маленькие, для табака и мелких предметов, их носили на шее, и большой мешок на плече. У женщин были свои, женские мешки (нангели-ге). Пояса и сумки изготовляются из луба или волокон разных деревьев, названий которых в русском языке нет (тауви, маль-сель, яван-сель). Из волокон дерева нуг-сель делают верёвки, а из дерева бу-сель - якорные канаты. Смола дерева гутур используется, как клей.

Пища папуасов в основе растительная, но употребляются также свинина , мясо собак, кур, крыс, ящериц, жуки, моллюски, рыбы.

Духовная культура

Распространены фольклор, песни, танцы, мифы. Песни и танцы очень просты. Пение называется мун, мелодия варьирует очень слабо.
Музыкальные инструменты (общее название - ай, так же называются и праздники, куда допускаются только мужчины):

  • ай-кабраль - полый бамбуковый ствол, 2 м длиной, в него дуют, кричат, воют;
  • мунки-ай - скорлупа кокоса, с двумя отверстиями, в одно дуют, другое затыкают;
  • халь-ай - труба из корня, аналогична предыдущим;
  • орлан-ай - ручка со шнурками с висящими на на них пустыми скорлупами орехов, встряхивают;
  • окам - барабан.

Самый крупный праздник у папуасов - синг-синг.

Традиционные верования папуасов близки австралийским и меланезийским. У маринд-аним бытует культ, близкий австралийскому, это тотемизм . Дема - тотемический предок. Мифы в основном рассказывают о подвигах полуживотных-полулюдей. У них распространён тайный культ Майо, связанный с инициациями. У других папуасов культы уже отличаются, в основном это - вера в различную магию, вредоносную, лечебную, хозяйственную. Термин «оним» означает колдовство и яд, и всякое лечебное снадобье. Оним считается причиной всех болезней, бед и смерти. и его боятся. Часто виновниками бед считают соседнее племя.

Важное значение имеет культ предков и черепов. Папуасы изготовляют корвары - изображения предков (стилизованные человеческие фигуры), в районе залива Астролябии, где бывал Миклухо-Маклай , на языке бонгу они называются телумы.

У папуасов хорошо развита резьба по дереву, они делают очень сложные орнаменты, которыми украшают оружие и прочие предметы.

Папуасы в культуре

Для людей XIX века папуасы считались символом дикости. В частности Вл. Соловьев в «Оправдании добра» противопоставлял Гёте и папуаса .

Напишите отзыв о статье "Папуасы"

Примечания

Литература

  • Энциклопедия «Народы и религии мира», М. 1998.
  • С. А. Токарев. Религия в истории народов мира,М. 1976.
  • Н. Н. Миклухо-Маклай. Собр. сочинений в 6 томах. Том 4.
  • Бутинов Н. А. Народы Папуа Новой Гвинеи: (От племен. строя к независимому государству). - СПб.: Петербург. Востоковедение, 2000. - 374 с. - (Ethnographica Petropolitana; 6). - 1000 экз. - ISBN 5-85803-146-3
  • Бутинов Н. А. Папуасы Новой Гвинеи (Хоз-во, обществ. строй). - М.: Наука, 1968. - 256 с. - 2500 экз.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Папуасы

– Ну так дружны, так дружны! Это что, глупости – линейкой; но мы навсегда друзья. Она кого полюбит, так навсегда; а я этого не понимаю, я забуду сейчас.
– Ну так что же?
– Да, так она любит меня и тебя. – Наташа вдруг покраснела, – ну ты помнишь, перед отъездом… Так она говорит, что ты это всё забудь… Она сказала: я буду любить его всегда, а он пускай будет свободен. Ведь правда, что это отлично, благородно! – Да, да? очень благородно? да? – спрашивала Наташа так серьезно и взволнованно, что видно было, что то, что она говорила теперь, она прежде говорила со слезами.
Ростов задумался.
– Я ни в чем не беру назад своего слова, – сказал он. – И потом, Соня такая прелесть, что какой же дурак станет отказываться от своего счастия?
– Нет, нет, – закричала Наташа. – Мы про это уже с нею говорили. Мы знали, что ты это скажешь. Но это нельзя, потому что, понимаешь, ежели ты так говоришь – считаешь себя связанным словом, то выходит, что она как будто нарочно это сказала. Выходит, что ты всё таки насильно на ней женишься, и выходит совсем не то.
Ростов видел, что всё это было хорошо придумано ими. Соня и вчера поразила его своей красотой. Нынче, увидав ее мельком, она ему показалась еще лучше. Она была прелестная 16 тилетняя девочка, очевидно страстно его любящая (в этом он не сомневался ни на минуту). Отчего же ему было не любить ее теперь, и не жениться даже, думал Ростов, но теперь столько еще других радостей и занятий! «Да, они это прекрасно придумали», подумал он, «надо оставаться свободным».
– Ну и прекрасно, – сказал он, – после поговорим. Ах как я тебе рад! – прибавил он.
– Ну, а что же ты, Борису не изменила? – спросил брат.
– Вот глупости! – смеясь крикнула Наташа. – Ни об нем и ни о ком я не думаю и знать не хочу.
– Вот как! Так ты что же?
– Я? – переспросила Наташа, и счастливая улыбка осветила ее лицо. – Ты видел Duport"a?
– Нет.
– Знаменитого Дюпора, танцовщика не видал? Ну так ты не поймешь. Я вот что такое. – Наташа взяла, округлив руки, свою юбку, как танцуют, отбежала несколько шагов, перевернулась, сделала антраша, побила ножкой об ножку и, став на самые кончики носков, прошла несколько шагов.
– Ведь стою? ведь вот, – говорила она; но не удержалась на цыпочках. – Так вот я что такое! Никогда ни за кого не пойду замуж, а пойду в танцовщицы. Только никому не говори.
Ростов так громко и весело захохотал, что Денисову из своей комнаты стало завидно, и Наташа не могла удержаться, засмеялась с ним вместе. – Нет, ведь хорошо? – всё говорила она.
– Хорошо, за Бориса уже не хочешь выходить замуж?
Наташа вспыхнула. – Я не хочу ни за кого замуж итти. Я ему то же самое скажу, когда увижу.
– Вот как! – сказал Ростов.
– Ну, да, это всё пустяки, – продолжала болтать Наташа. – А что Денисов хороший? – спросила она.
– Хороший.
– Ну и прощай, одевайся. Он страшный, Денисов?
– Отчего страшный? – спросил Nicolas. – Нет. Васька славный.
– Ты его Васькой зовешь – странно. А, что он очень хорош?
– Очень хорош.
– Ну, приходи скорей чай пить. Все вместе.
И Наташа встала на цыпочках и прошлась из комнаты так, как делают танцовщицы, но улыбаясь так, как только улыбаются счастливые 15 летние девочки. Встретившись в гостиной с Соней, Ростов покраснел. Он не знал, как обойтись с ней. Вчера они поцеловались в первую минуту радости свидания, но нынче они чувствовали, что нельзя было этого сделать; он чувствовал, что все, и мать и сестры, смотрели на него вопросительно и от него ожидали, как он поведет себя с нею. Он поцеловал ее руку и назвал ее вы – Соня. Но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и нежно поцеловались. Она просила своим взглядом у него прощения за то, что в посольстве Наташи она смела напомнить ему о его обещании и благодарила его за его любовь. Он своим взглядом благодарил ее за предложение свободы и говорил, что так ли, иначе ли, он никогда не перестанет любить ее, потому что нельзя не любить ее.
– Как однако странно, – сказала Вера, выбрав общую минуту молчания, – что Соня с Николенькой теперь встретились на вы и как чужие. – Замечание Веры было справедливо, как и все ее замечания; но как и от большей части ее замечаний всем сделалось неловко, и не только Соня, Николай и Наташа, но и старая графиня, которая боялась этой любви сына к Соне, могущей лишить его блестящей партии, тоже покраснела, как девочка. Денисов, к удивлению Ростова, в новом мундире, напомаженный и надушенный, явился в гостиную таким же щеголем, каким он был в сражениях, и таким любезным с дамами и кавалерами, каким Ростов никак не ожидал его видеть.

Вернувшись в Москву из армии, Николай Ростов был принят домашними как лучший сын, герой и ненаглядный Николушка; родными – как милый, приятный и почтительный молодой человек; знакомыми – как красивый гусарский поручик, ловкий танцор и один из лучших женихов Москвы.
Знакомство у Ростовых была вся Москва; денег в нынешний год у старого графа было достаточно, потому что были перезаложены все имения, и потому Николушка, заведя своего собственного рысака и самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги, самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами, проводил время очень весело. Ростов, вернувшись домой, испытал приятное чувство после некоторого промежутка времени примеривания себя к старым условиям жизни. Ему казалось, что он очень возмужал и вырос. Отчаяние за невыдержанный из закона Божьего экзамен, занимание денег у Гаврилы на извозчика, тайные поцелуи с Соней, он про всё это вспоминал, как про ребячество, от которого он неизмеримо был далек теперь. Теперь он – гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием, готовит своего рысака на бег, вместе с известными охотниками, пожилыми, почтенными. У него знакомая дама на бульваре, к которой он ездит вечером. Он дирижировал мазурку на бале у Архаровых, разговаривал о войне с фельдмаршалом Каменским, бывал в английском клубе, и был на ты с одним сорокалетним полковником, с которым познакомил его Денисов.
Страсть его к государю несколько ослабела в Москве, так как он за это время не видал его. Но он часто рассказывал о государе, о своей любви к нему, давая чувствовать, что он еще не всё рассказывает, что что то еще есть в его чувстве к государю, что не может быть всем понятно; и от всей души разделял общее в то время в Москве чувство обожания к императору Александру Павловичу, которому в Москве в то время было дано наименование ангела во плоти.
В это короткое пребывание Ростова в Москве, до отъезда в армию, он не сблизился, а напротив разошелся с Соней. Она была очень хороша, мила, и, очевидно, страстно влюблена в него; но он был в той поре молодости, когда кажется так много дела, что некогда этим заниматься, и молодой человек боится связываться – дорожит своей свободой, которая ему нужна на многое другое. Когда он думал о Соне в это новое пребывание в Москве, он говорил себе: Э! еще много, много таких будет и есть там, где то, мне еще неизвестных. Еще успею, когда захочу, заняться и любовью, а теперь некогда. Кроме того, ему казалось что то унизительное для своего мужества в женском обществе. Он ездил на балы и в женское общество, притворяясь, что делал это против воли. Бега, английский клуб, кутеж с Денисовым, поездка туда – это было другое дело: это было прилично молодцу гусару.
В начале марта, старый граф Илья Андреич Ростов был озабочен устройством обеда в английском клубе для приема князя Багратиона.
Граф в халате ходил по зале, отдавая приказания клубному эконому и знаменитому Феоктисту, старшему повару английского клуба, о спарже, свежих огурцах, землянике, теленке и рыбе для обеда князя Багратиона. Граф, со дня основания клуба, был его членом и старшиною. Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира. Повар и эконом клуба с веселыми лицами слушали приказания графа, потому что они знали, что ни при ком, как при нем, нельзя было лучше поживиться на обеде, который стоил несколько тысяч.

Мореплаватели прошлого рассказывали о том, что папуасы Новой Гвинеи занимаются людоедством и совершают кровавые обряды. Правда ли это? Какой сейчас этот народ?

Природа Новой Гвинеи создала в своё время уникальные пейзажи, любоваться которыми и сегодня отправляется немало туристов. Однако эта земля стала родиной народа, который считается одним из самых древних в регионе, который сохранил вековые обряды и верования. Давайте познакомимся с папуасами.

Новая Гвинея является настоящей сокровищницей различных культур. В ней сосредоточены самые разные представители этнических групп. Среди всех выделяют папуасов, которые являются давними жителями Папуа Новой Гвинеи. Из-за разнообразия народностей в общинах сложно сказать, сколько проживает папуасов в данном регионе. Известно, что небольшие племена могут насчитывать до сотни человек. Наиболее многочисленными папуасскими народами считаются чимбу, энга, гимбу. Число их представителей может доходить до 250 тысяч человек.

Относительно появления первых поселенцев в Новой Гвинее учёные склоняются к версии, что это были представители меланезийских племён. Около 25 тысячелетий тому назад их начали притеснять монголоидные народности, из-за чего островитяне вынуждены были искать новые земли. Новая Гвинея стала новой родиной, которую и заселили древние люди. Издавна основным занятием папуасов стало ручное земледелие, также они промышляли охотой, собирали ягоды и коренья.

Жизнь местного населения Новой Гвинеи не слишком изменилась после прихода европейцев в XVI веке. Название было дано острову из-за сходства его климата с Гвинеей, что находится в Африке. После открытия несколько столетий европейцы не возвращались к новогвинейским землям. Однако вскоре голландцы поняли, что эту территорию можно использовать для собственного блага. Была основана колония на части побережья, однако что-то пошло не так, а потому через десять лет колонисты покинули эту местность.

В XIX прошло разделение территории Новой Гвинеи между Германией и Англией. В это же время Папуа принадлежала Австралии. Тем не менее, те общины папуасов, что жили в центральной части острова, практически не видели европейцев, продолжая жить в привычном ритме. Нередко даже племена на побережье не слишком часто видели европейские корабли, а потому не придавали большого значения чужестранному влиянию.

Первая мировая война внесла изменения и на карты мира. Это коснулось и Новой Гвинеи, которая теперь принадлежала Австралии. Позднее регион, включающий Папуа, был объединён в административный союз с другими частями острова. Местные жители получили определённые права и даже власть, хотя последнее – весьма спорное утверждение.

С течением времени менялась и деятельность папуасов. Однако по-прежнему главным их занятием остаётся труд на земле. Известно, что в период войны, когда на острове были установлены войска, для помощи армии были ввезены несколько тракторов. Папуасы успешно научились обрабатывать землю с их помощью. Когда же техника была выведена, местные жители просили вернуть полезные машины. После отказа властей папуасы начали сами копить средств на тракторы и плуги. Нередко владельцы плантаций препятствовали этому. Дело в том, что труд людей в Новой Гвинее является едва ли не бесплатным, а потому плантаторы не стремятся к механизации процессов.

Главными культурами, которые ценятся папуасами, являются кокос, батат, сахарный тростник и бобовые. Нередко папуасы производят обмен с племенами рыболовов, что проживают на побережье. Те предлагают морепродукты и свежую рыбу, меняя её на фрукты и овощи. Как и в прошлых веках, папуасы нашего времени пользуются скребками и каменными топорами, примитивными мотыгами для обработки земли.

Папуасы – обладатели удивительного фольклора, который они хранят с давних времён. У них немало сказаний о прародительницах – демиургах. Чаще всего они предстают в легендах, как первые женщины, населявшие землю. Нередко обряды папуасов имеют разделение для публики, которая может присутствовать на церемониях. Так, есть ритуалы, которые считаются открытыми. На них может присутствовать каждый желающий, так как проводятся они на улицах. Другие же торжества – закрытые. Чаще всего они проходят внутри помещений, куда допускается лишь определённый круг людей. Нередко допуск на праздники папуасов отмечается по половому или возрастному признаку. Так, в их традициях существуют ритуальные танцы, на которых могут присутствовать лишь женщины, или сборы на «мужской стороне».

Папуасы – музыкальный народ. Мужчины стараются не выходить из дома без сигнальной трубы, которую каждый держит при себе. Этот инструмент может послужить как во время исполнения мелодии, так и при оповещении о чем-либо важном. У папуасов очень развито искусство песни. Они исполняют вокальные композиции не только во время обрядов, но и в период важных событий своей жизни (например, делая предложение руки и сердца). Во время папуасских праздников наиболее распространёнными музыкальными инструментами являются барабаны и бамбуковые трубы. Мелодия этого народа основывается на ритме, стремлении к созвучию, а потому нередко папуасы поражают туристов слаженностью и гармонией исполнения.

Новая Гвинея " (Ириан)- самый большой остров на Тихом океане. Его площадь равна 785 тыс. км 2 , длина - 2400 км, ширина - 700 км.

Природные условия

Вдоль всего острова проходит громадный горный хребет. На юго-восточном краю острова горы понижаются и затем исчезают под водой.

Вершины потонувших гор образуют о-ва Д’Антркасто и архипелаг Луизиада. Внутренние районы Новой Гвинеи гористы. Там и сям нагорье прорезано небольшими долинами рек. Во многих местах горы доходят до самого берега. Так обстоит дело, например, на полуострове Юон, близ залива Мак-Клюр. Здесь берег крутой, обрывистый, изрезан множеством глубоких, тесных ущелий, по которым текут горные ручьи. Долины заросли травой аланг-аланг (или кунаи), высотой в человеческий рост, и небольшими группами деревьев. Иногда в тех же районах, перед горами, подступающими к морю, лежит наносная песчаная низменность. Здесь обычно располагаются деревни прибрежных папуасов. Берег залива Астролябия и к северу от него - холмистый. На холмах - леса и рощи кокосовых пальм. «Между первыми холмами и морем,-пишет Н. Н. Мик- лухо-Маклай, - тянется невысокая береговая полоса. Лес же в некоторых местах спускается до самого моря, так что нижние ветви больших деревьев находятся в воде» 1 . Юго-западный берег низменный, болотистый. Эго - единственная большая низменность на всем острове.

Климат острова тропический, жаркий в течение всего года: средняя температура зимой (июнь - август) 25°, летом (декабрь - февраль) 26°. В горах температура несколько ниже, в среднем около 18°. Но ночи всюду холодные, иногда температура падает до нуля. Осадки чрезвычайно обильны (до 5000 мм), в некоторых районах насчитывается до трехсот дождливых дней в году. На юге осадков меньше, и на южном берегу даже есть участки, где ясно выражен засушливый период (с июля по декабрь).

Растительность острова крайне разнообразна. Только на южном берегу, где бывают засушливые сезоны, флора беднее: это - растительность саванн (эквалипты, акации, трава аланг-аланг), в болотистых местах на берегах встречаются заросли мангровов, казуарины (листья последней напоминают перья казуара). Об остальных районах можно только сказать, что растительность в них (если высота не больше 900 м над ур. моря) тропическая. Из дикорастущих характерны панданус, саговая пальма, пальма нипа. Культивируются кокосовая, саговая и арековая пальмы, в некоторых местах - хлебное дерево.

Животный мир беден высшими млекопитающими (есть только дикая свинья) и богат сумчатыми: древесный кенгуру, валляби, бандикут, опоссум, летучая белка; из пресмыкающихся - новогвинейская черепаха (Carretohelys), ящерицы, змеи, из них некоторые виды ядовиты. У берегов Новой Гвинеи из морских млекопитающих водится дюгонь.

Птичий мир богат (около двухсот видов): казуар (крупная бегающая птица с неразвитыми крыльями), райские птицы, голуби, цапли, кукушки, попугаи какаду и многие другие. Океан богат рыбами.

Много членистоногих. Некоторые из них крайне надоедливы для людей, а некоторые разносят болезни (москиты, комары, муравьи, песчаные мухи, лесные вши, многоножки, скорпионы). Нет такого района, где имелись бы все эти виды, но нет также района, где бы их вовсе пебыло. Условия быта, создаваемые их обилием, видны из следующего примера: «Дом, в котором мы обедали, - пишет исследователь Уолластон, - наполнялся мухами в тот же момент, как в него приносили пищу; поэтому мы радовались тому, чтав нашем доме жили пауки; один наш старый приятель - наук, живший под столом, выползал во время обеда и получал свою долю мух; со временем он стал настолько ручным, что брал живую муху из наших пальцев» 1 .

История открытия и колонизация

Остров Новая Гвинея был открыт португальцем Георгом де Менезесом в 1526 г. Свое название остров получил в 1545 г. Так назвал его Ортис де Рете из- за сходства папуасов с жителями африканской Гвинеи. В XVI в. Новую Гвинею считали северной частью австралийского материка, но в 1606 г. Торрес установил, что это - остров.

Затем на протяжении более чем 250 лет европейцы почти не вспоминали о существовании этого острова. Правда, голландцы в 1828 г. основали на западном берегу колонию, но через восемь лет все колонисты вымерли. С 1828 г. западная часть острова считалась голландским владением, но здесь не было ни одного голландца и лишь случайно сюда заходили голландские военные корабли.

В 1884 г. северо-восточная часть Новой Гвинеи была захвачена Герма- нией, юго-восточная - Англией. Эта юго-восточная часть - нынешняя Территория Папуа - находилась вначале под управлением квинслендских властей, а с 1906 г. - под управлением Австралии. Береговые племена (дорэй, монумбо, бонгу, кате, маринд-аним) и племена юго-восточного полуострова (роро,коита,мекео) соприкоснулись с белыми колонизаторами. Племена внутренних районов острова остались и частью до сих пор остаются вне «сферы влияния» колонизаторов. Впрочем, даже некоторые береговые племена, о которых принято говорить, как о «пришедших в соприкосновение с европейской культурой», в большинстве имеют об этой «европейской культуре» очень слабое представление.

После первой мировой войны германская часть Новой Гвинеи отошла в качестве «мандатной» территории к Австралии. После второй мировой войны она превратилась в «подопечную» территорию под тем же управлением. Центр администрации находился в г. Рабаул (о-в Новая Британия).

В 1948 г. Территория Папуа и подопечная территория были объединены австралийским правительством в так называемый административный союз с центром в г. Морсби. Объединенная территория имеет свой законодательный совет, но власть его невелика, ибо на любое его решение администратор, назначаемый Австралией, может наложить вето. Сам состав совета - скорее насмешка над самоуправлением: из его 29 членов 17 назначены непосредственно администратором, из остальных 12 «неофициальных» членов трое представляют миссии, трое - плантаторов и горнопромышленников, трое избираются остальным населением европейского происхождения и, наконец, трое представляют папуасов и меланезийцев, но они не избираются, а тоже назначаются администратором. Администратор имеет диктаторские права. Что касается участия аборигенного населения в управлении своей страной, то оно фактически сведено к нулю. В совете - 25 лиц европейского происхождения и три аборигена. Десять тысяч человек европейского происхождения выбирают трех членов совета, а два миллиона папуасов и меланезийцев никого не выбирают, имеют только трех назначенных сверху «представителей».

Западная часть Новой Гвинеи, десятки лет называвшаяся Голландской, теперь, после образования Индонезийской республики, тяготеет к последней, хотя политическое положение ее еще не совсем определилось. Она называется теперь Западный Ириан.

Англо-австралийская колониальная администрация делит официально всю подведомственную ей часть Новой Гвинеи на пять зон, по степени своей реальной власти: 1) местности под полным управлением колониальной администрации (главным образом прибрежные); 2) местности под «частичным контролем»; 3) местности «под влиянием» администрации; 4) «неконтролируемые»; 5) «неизвестные ареалы». В четвертую и пятую зоны - внутренние области острова - колониальные чиновники и вообще лица европейского происхождения не осмеливаются проникать, а в «неизвестные ареалы» опасаются посылать даже вооруженные отряды.

В 1938 г. открыто около 60 тыс. папуасов в долине р. Балим (на северных склонах Снежных гор). Ряд племен был открыт в 1942 - 1943 гг., во время военных действий на Новой Гвинее. Есть сведения о племенах, открытых в 1945 г. Нет сомнения, что в центральных горных районах Новой Гвинеи, особенно в Зацадном Ириане, и сейчас живут племена, до сих пор еще не видевшие европейца.

Коренное население

Название «папуас» происходит от малайского слова папува (курчавый). Так называют малайцы жителей Новой Гвинеи за их мелковолнистые густые волосы, образующие одну сплошную массу.

Термин «папуас» получил в науке и другие значения. Антропологи говорят о папуасском антропологическом типе, языковеды - о папуасских языках.

Папуасский антропологический тип и папуасские языки охватывают, однако, не все население Новой Гвинеи, а лишь его часть, а также и часть населения других островов Меланезии (внутренних районов больших островов).

Всего коренных жителей Новой Гвинеи насчитывается сейчас более 2 млн. Точной переписи населения Новой Гвинеи нет, к тому же ряд районов этого огромного острова еще не исследован. Данные о численности населения имеют поэтому сугубо приблизительный характер, хотя цифры, на первый взгляд, создают представление о точности до одного человека.

Так, по данным 1947 г., в центральном горном районе северо-восточной Новой Гвинеи насчитывалось 295 769 чел. В действительности переписью охвачено 95 769 чел., численность остального населения приблизительно оценена в 200 тыс. В итоге и получилась эта «точная»

цифра - 295 769. В районе р. Сепик, по тем же данным, численность населения составляет 232 550. Из них переписью охвачено 147 550, а остаток населения оценен приблизительно в 85 тыс. Для района Маданг имеется «точная» цифра - 82 386, то же и для района Моробе - 125 575.

Таким образом, общая численность населения в северо-восточной части Новой Гвинеи, т. е. в «подопечной территории», составляет около 950 тыс. 1

Население Территории Папуа исчисляется приблизительно в 400 тыс. и население территории Западного Ириана (б. Голландской Новой Гвинеи) - в 700 тыс.

Хозяйство папуасов в конце XIX в.

Папуасы населяют Новую Гвинею с очень давних времен, вероятно, многие тысячи лет. Первые насельники стояли, вероятно, на очень низкой ступени развития. Здесь, на Новой Гвинее, они проделали большой исторический путь культурного роста. Во второй половине XIX в., когда на Новой Гвииее жил Миклухо-Маклай, папуасы умели обрабатывать землю, возводить прочные деревянные постройки, изготовлять глиняную посуду, имели лук и стрелы. В прибрежных районах был широко развит обмен продуктами земледелия, рыболовства и гончарства.

Новая Гвинея была в XIX в. и остается в настоящее время страной примитивного земледелия. В настоящее время папуасам известны следу- щие земледельческие культуры. Во внутренних районах разводят преимущественно батат (сладкий картофель) и сахарный тростник, на побережье - таро, ямс, бобы, бананы; в долинах больших рек (Раму, Сепик, Флай и др.) выращивают саговые пальмы. Урожаи здесь снимают круглый год.

В лесистых районах способ обработки земли основан на подсечной системе Он остается почти таким же, что и при Миклухо-Маклае.

Та же ручная техника практикуется и на плантациях колонизаторов, где заставляют папуасов работать. Труд их нисколько не берегут. В годы второй мировой войны, когда на Новой Гвинее находились американские и австралийские войска, сюда завезено было несколько тракторов. Папуасы научились обрабатывать ими землю. Урожай шел на удовлетворение потребностей армии. После окончания военных операций тракторы с Новой Гвинеи исчезли. Папуасы требуют, чтобы их вновь ввезли. Они организовали «общества прогресса в земледелии», собирают средства на покупку тракторов и плугов. Плантаторы, однако, препятствуют этому движению. Рабочая сила на Новой Гвинее так дешева, что им даже на крупных плантациях невыгодно вводить механизацию работ.

Там, где земли недостаточно, на маленьких островах, расположенных вблизи Новой Гвинеи, папуасы занимаются различными ремеслами, например изготовлением глиняных горшков, лодок и т. д. В обмен на эти изделия они получают от жителей прибрежных деревень таро, ямс, бананы.

На берегах Кораллового и Арафурского морей, в районе залива Астролябия, у устьев рек Сепик и Раму и в некоторых других прибрежных местностях большую роль играет рыболовство. На побережье и соседних островах есть деревни, где жители занимаются только ловлей рыбы и почти вовсе не возделывают землю. Они получают плоды и овощи от других племен в обмен на рыбу и черепашье мясо.

Как в XIX в., так и теперь, за исключением прибрежных районов, основными орудиями труда у папуасов служат каменный топор, костяные скребки и острые осколки раковин. При их помощи папуасы строят хижины и лодки, изготовляют свои лопатки, копья, луки и стрелы, посуду и утварь.

Зуб за зуб, глаз за глаз. Они практикуют кровную месть. Если твоему родственнику навредили, покалечили или его убили, то ты должен ответить обидчику тем же. Сломали брату руку? Сломай и ты тому, кто это сделал.

Хорошо, что от кровной мести можно откупиться курицами и свиньями. Так однажды я отправился с папуасами на «стрелку». Сели в пикап, взяли целый курятник и поехали на разборки. Все обошлось без кровопролития.

© Bigthink.com

2. Они «сидят» на орехах как наркоманы

Плоды бетелевой пальмы - это самая вредная привычка папуасов! Мякоть плода жуют, смешивая с двумя другими ингредиентами. Это вызывает обильное слюноотделение, а рот, зубы и губы окрашиваются в яркий красный цвет. Поэтому папуасы без конца плюют на землю, и «кровавые» кляксы встречаются повсеместно. В Западном Папуа эти плоды называют пинангом, а на восточной половине острова - бетельнатом (бетельным орехом). Употребление плодов дает легкий расслабляющий эффект, но очень портит зубы.

3. Они верят в черную магию и наказывают за нее

Раньше каннибализм был инструментом правосудия, а не способом утолить свой голод. Так папуасы наказывали за колдовство. Если человека признавали виновным в использовании черной магии и нанесения вреда другим, то его убивали, а куски его тела распределяли между членами клана. Сегодня каннибализм больше не практикуют, но убийства по обвинению в черной магии не прекратились.

4. Они держат покойников дома

Если у нас Ленин «спит» в мавзолее, то мумии своих вождей папуасы из племени дани хранят прямо в своих хижинах. Скрюченные, копченые, с ужасными гримасами. Возраст мумий - 200–300 лет.

5. Они позволяют своим женщинам заниматься тяжелым физическим трудом

Когда я впервые увидел, как женщина на седьмом-восьмом месяце беременности рубит дрова топором, а ее муж отдыхает в тени, я был шокирован. Позже я понял, что у папуасов это норма. Поэтому женщины в их селеньях брутальны и физически выносливы.


6. Они расплачиваются за будущую жену свиньями

Этот обычай сохранился по всей Новой Гвинее. Семья невесты получает свиней перед свадьбой. Это обязательная плата. При этом женщины ухаживают за поросятами, как за детьми и даже вскармливают их своей грудью. Об этом писал еще Николай Николаевич Миклухо-Маклай в своих заметках.

7. Их женщины калечили себя добровольно

В случае смерти близкого родственника женщины племени дани отрубали себе фаланги пальцев. Каменным топором. Сегодня от этого обычая уже отказались, но в долине Балием еще можно встретить беспалых бабушек.

8. Ожерелье из зубов собаки - лучший подарок жене!

У племени короваев это настоящая драгоценность. Поэтому коровайским женщинам не нужно ни золота, ни жемчуга, ни шуб, ни денег. У них совсем другие ценности.

9. Мужчины и женщины живут раздельно

Во многих папуасских племенах практикуют этот обычай. Поэтому существуют мужские хижины и женские. Женщинам вход в мужской дом запрещен.

10. Они могут жить даже на деревьях

«Высоко живу - далеко гляжу. Короваи строят свои дома в кронах высоких деревьев. Иногда это 30 м над землей! Поэтому за детьми и младенцами тут нужен глаза да глаз, ведь ограждений в таком доме нет


© savetheanimalsincludeyou.com

11. Они носят котеки

Это фаллокрипт, которым горцы прикрывают свое мужское достоинство. Котеку используют вместо трусов, банановых листьев или набедренных повязок. Изготавливают ее из местной тыквы.

Папуа - Новая Гвинея , особенно ее центр - один из заповедных уголков Земли, куда почти не проникла человеческая цивилизация. Люди там живут в полной зависимости от природы, поклоняются своим божествам и почитают духов предков.

На побережье острова Новая Гвинея сейчас обитают вполне цивилизованные люди, знающие официальный - английский - язык. С ними много лет работали миссионеры.

Однако в центре страны что-то вроде резервации - кочующие племен а, которые до сих пор живут в каменном веке. Они знают по имени каждое дерево, хоронят умерших на ветвях, понятия не имеют о том, что такое деньги или паспорта.

Их окружает гористая, заросшая непроходимыми джунглями страна, где из-за высокой влажности и невообразимой жары жизнь для европейца невыносима.

Никто там не знает ни слова по-английски, а каждое племя говорит на своем языке, которых в Новой Гвинее насчитывается около 900. Племена живут очень изолированно друг от друга, сообщение между ними почти невозможно, поэтому диалекты их имеют мало общего, и люди друг друга попросту не понимают.

Типичный населенный пункт, где обитает папуасское племя: скромные хижины покрыты огромными листьями, в центре - что-то вроде поляны, на которой собирается все племя, а вокруг на много километров джунгли. Единственное оружие этих людей - каменные топоры, копья, луки и стрелы. Но не с их помощью они надеются защититься от злых духов. На то у них есть вера в богов и духов.

В папуасском племени обычно хранится мумия «вождя». Это некий выдающийся предок - самый смелый, сильный и умный, павший в бою с врагом. После смерти его тело было обработано особым составом, чтобы избежать тления. Хранится тело вождя у колдуна.

Он есть в каждом племени. Этот персонаж весьма почитаем среди сородичей. Его функция в основном состоит в том, чтобы общаться с духами предков, задабривать их и спрашивать совета. В колдуны обычно идут люди слабые и непригодные для постоянной битвы за выживание - одним словом, старики. Колдовством они зарабатывают себе на жизнь.

Первым белым человеком, попавшим на этот экзотический континент, был русский путешественник Миклухо-Маклай. Высадившись на берегу Новой Гвинеи в сентябре 1871 года, он, будучи человеком абсолютно мирным, решил не брать на берег оружия, прихватил лишь подарки и блокнот, с которым никогда не расставался.

Местные жители довольно агрессивно встретили чужака: пускали стрелы в его сторону, устрашающе кричали, размахивали копьями…

Но Миклухо-Маклай никак не отреагировал на эти выпады. Напротив, он с самым невозмутимым видом сел на траву, демонстративно снял туфли и лег вздремнуть.

Усилием воли путешественник заставил себя уснуть (или только сделал вид). А когда проснулся, увидел, что папуасы мирно сидят рядом с ним и во все глаза рассматривают заморского гостя. Дикари рассудили так: раз бледнолицый не боится смерти, значит, он бессмертен. На том и порешили.

Несколько месяцев прожил путешественник в племени дикарей. Все это время аборигены поклонялись ему и почитали как бога. Знали, что при желании таинственный гость может повелевать силами природы. С чего это вдруг?

Да просто однажды Миклухо-Маклай, которого называли не иначе как Тамо-рус - «русский человек», или Караан-тамо - «человек с Луны», продемонстрировал папуасам такой фокус: налил в тарелку со спиртом воды и поджег. Доверчивые местные жители поверили, что иноземец способен поджечь море или остановить дождь.

Впрочем, папуасы вообще легковерны. К примеру, они твердо убеждены в том, что мертвые уходят в свою страну и возвращаются оттуда белыми, принося с собой много полезных предметов и еды. Живет это поверье во всех папуасских племенах (притом что они почти не общаются друг с другом), даже в тех, где никогда не видели белого человека.

ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД

Папуасы знают три причины смерти: от старости, от войны и от колдовства - если смерть произошла непонятно отчего. Коли человек умер своей смертью, его почетно похоронят. Все похоронные церемонии направлены на задабривание духов, принимающих душу покойника.

Вот типичный пример такого обряда. Близкие родственницы покойного отправляются к ручью, чтобы в знак траура совершить биси - обмазывание желтой глиной головы и остальных частей тела. Мужчины в это время подготавливают погребальный костер в центре деревни. Недалеко от костра готовится место, где будет почивать покойник перед кремацией.

Сюда кладут ракушки и священные камни вуса - обиталище некоей мистической силы. Прикосновение к этим камням живых строго карается законами племени. Поверх камней должна лежать длинная плетеная полоса, украшенная камешками, которая играет роль моста между миром живых и миром мертвых.

Усопшего кладут на священные камни, обмазывают свиным жиром и глиной, посыпают птичьими перьями. Затем над ним начинают петь похоронные песни, в которых рассказывается о выдающихся заслугах покойного.

И наконец, тело сжигается на костре, чтобы дух человека не вернулся из загробного царства обратно.

ПАВШИМ В БОЮ - СЛАВА!

Если человек погиб в бою, его тело жарится на костре и с соответствующими случаю ритуалами почетно съедается, чтобы его сила и смелость перешли к другим мужчинам.

Через три дня после этого жене покойного в знак траура отрезают фаланги пальцев. Связан этот обычай с другой древней папуасской легендой.

Один человек плохо обращался со своей супругой. Она умерла и попала на тот свет. Но муж тосковал по ней, не мог жить один. Отправился он за женой в иной мир, подошел к главному духу и стал умолять вернуть любимую в мир живых. Дух поставил условие: жена вернется, но только в том случае, если он даст обещание бережно и по-доброму к ней относиться. Мужчина, разумеется, обрадовался и все сразу пообещал.

Жена вернулась к нему. Но однажды муж забылся и вновь заставил ее тяжело трудиться. Когда же он спохватился и вспомнил о данном обещании, было уже поздно: жена распалась у него на глазах. У мужа от нее осталась только фаланга пальца. Племя разгневалось и изгнало его, потому что он отнял у них бессмертие - возможность вернуться с того света, как его жена.

Однако на деле фалангу пальца почему-то отрезает себе жена в знак последнего дара погибшему мужу. Отец же покойного совершает обряд насук - отрезает себе деревянным ножом верхнюю часть уха и потом глиной замазывает кровоточащую рану. Церемония эта довольно долгая и болезненная.

После похоронного обряда папуасы почитают и задабривают дух предка. Ибо, если его душу не задобрить, предок не покинет деревню, а будет жить там и вредить. Дух предка некоторое время кормят, как живого, и даже стараются доставить ему сексуальные удовольствия. К примеру, глиняную статуэтку племенного божка ставят на камень с дырочкой, символизирующий женщину.

Загробный мир в представлении папуасов - это некие райские кущи, где много еды, особенно мяса.

СМЕРТЬ С УЛЫБКОЙ НА ГУБАХ

В Папуа - Новой Гвинее люди верят, что голова является вместилищем духовной и физической силы человека. Поэтому, воюя с врагами, папуасы прежде всего стремятся завладеть этой частью тела.

Каннибализм для папуасов - вовсе не стремление вкусно поесть, а скорее магический обряд, в процессе которого людоеды получают ум и силу того, кого они поедают. Применим этот обычай не только к врагам, но и к друзьям, и даже родственникам, героически павшим в бою.

Особенно «продуктивен» в этом смысле процесс поедания мозга. Кстати, именно с этим обрядом медики связывают очень распространенное среди людоедов заболевание куру. Куру по-другому называется коровьим бешенством, заболеть которым можно при употреблении в пищу непрожаренного мозга животных (или, в данном случае, человека).

Этот коварный недуг впервые был зафиксирован в 1950 году в Новой Гвинее, в племени, где мозг умерших сородичей считался деликатесом. Болезнь начинается с болей в суставах и голове, постепенно прогрессируя, приводит к потере координации, дрожи в руках и ногах и, как это ни странно, приступам безудержного смеха.

Недуг развивается долгие годы, иногда инкубационный период составляет 35 лет. Но самое ужасное - жертвы болезни умирают с застывшей улыбкой на губах.