Психологические манипуляции. Манипуляции в общении. виды, приемы, характеристика манипуляций в общении. Кто становится жертвами манипуляторов

Итак, как вы уже догадались, сегодня речь пойдет о психологических манипуляциях людьми.

Мы рассмотрим следующие вопросы: «что такое психологические манипуляции и в чем их особенность?» и «без чего невозможно манипулировать людьми?».

Поехали…

Все мы любим кинофильмы.

Никто не поспорит с тем, что сегодня кинематограф — главенствующий вид искусства в мире. А все потому, что благодаря открытому доступу, ты можешь сидеть себе, и, не обременяясь лишними движениями, смотреть в волшебный экран сколько того захочешь.

При этом, никто же не думает, что все происходящее на экране – обман. Оно и понятно: отчего нам думать, если и так все знают, что это не «по-настоящему»?

Но дело тут не в том, что осознавая обман мы продолжаем обманывать себя дальше, веря тому, что происходит на экране. А в том, как эта ВЕРА В ОБМАН МЕНЯЕТ наше восприятие мира.

Давайте рассмотрим на примере.

Отличный солнечный день и вы с друзьями, молодым человеком или любимой девушкой направляетесь в кинотеатр, скажем, на фильм Кристофера Нолана.

Вы проходите в зал, усаживаетесь в удобные (или неудобные) кресла и начинаете разговаривать, предвкушая просмотр.

Спустя пять минут меркнет свет. Вы замолкаете и приступаете к просмотру.

Проходит два часа и сеанс массового искусства – окончен.

Вы выходите из кинотеатра и начинаете делиться своими впечатлениями, расхваливая фильм и Кристофера Нолана.
При этом Вы знаете, что это – был обман. Режиссерская работа.

Однако, ощущения от просмотра, которые Вы испытываете – ведь РЕАЛЬНЫ?

Что происходит?

Человек, как ни крути, всегда идет на поводу своих чувств и эмоций. Находясь в состоянии «измененного эмоционального восприятия» (а именно это сделает с нами хороший фильм за 1,5-2 часа) мы начинаем думать по-другому.

Думать так, как хотел, всего один человек. Режиссер.

При этом мы можем находиться под впечатлением даже не один день. А значит, фильм задает нам ход мышления – изменяет угол восприятия окружающего мира.

И таких как вы – в зале сидело 1000 человек.

И все ощутили РЕАЛЬНЫЕ эмоции. Все начали думать по-другому. Думать в одном направлении.

Собственно это и есть манипуляция.

Психологические манипуляции

Для начала, давайте определимся, что мы будем называть «».

В этом нам поможет Википедия.

Манипуля́ция массовым созна́нием (ср.> «манипуля́ция обще́ственным мне́нием») - один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.

Вероятно, то, что происходит на экране – манипуляция массовым сознанием. Где то больше. Где то меньше.

Психологическая манипуляция - тип социального воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной, или насильственной тактики. Поскольку такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными.

А это — то, что мы испытываем КАЖДЫЙ день на себе. Через рекламу, СМИ, Интернет и, конечно, через межличностное общение.
Только о последнем предпочитаем почему-то умалчивать.

И, кстати, обратите внимание, что делает Википедия прямо сейчас, ярко перечисляя: «эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными» вызывая у вас негативную реакцию на слово «»:). Ничего не напоминает?

Хорошая манипуляция, как и хорошее кино, зависти от трех вещей. Первое – это сценарий. Он должен быть правдивым для того чтобы человек «велся» и шел на поводу. И именно от его качества зависит потенциальная успешность программы. Второе – это постановка. Она должна продолжать мысль сценария. Она должна быть логичной и убедительной. Именно по этой схеме происходят все массовым сознанием. А значит, без хорошего «режиссера-постановщика» и «сценариста» — толпой управлять не получится. И третий элемент. ГЛАВНЫЙ. Потому как, в отличие от «режиссера-постановщика» и «сценариста», которые необходимы для манипуляций массовым сознанием, этот «элемент» необходим для любого вида манипуляций вообще. И, наверняка, многие догадались, кого я имею ввиду.

АКТЕР — является ключом к психологическим манипуляциям.

То, о чем Мы не задумываемся.

Сидя на диване и смотря фильм по ту сторону экрана, мы не задумываемся о том, что герой фильма разыгрывает этот спектакль только для одного человека – Тебя. Он отыгрывает свою роль для того, чтобы зритель, т.е. ТЫ, ПОВЕРИЛ ему. И, знаешь, о чем Ты еще можешь не задумываться? О том, что Твой жизненный путь направляется такими манипуляторами. И при этом, самое интересное, это то, что об этом ты никогда не узнаешь. Потому что никто не расскажет тебе, что этот спектакль – для одного зрителя. Ведь зачем рассказывать что-то тому, кто становится средством достижения чьих-то целей?

Общественная модель изначально функционировала по такой схеме. Это необходимая иерархия порядка в обществе. И на твоем веку – другого не будет. Мир принадлежал актерам еще до тех пор, как Рональд Рейган стал президентом.

А значит, психологические манипуляции ИЗНАЧАЛЬНО правили миром.

Кто прочел мою книгу, наверняка мог открыть для себя

несколько вещей относительно своей самооценки (кто не прочел, настоятельно рекомендую прочесть)

Мы есть то, что сами о себе думаем. А что вселяло в нас общество высокой морали? Далеко не веру в собственные силы. Ведь это противоречит принципам мышления манипулятора (изначально обществом ведь кто-то руководил?).

Все верно.

Нас — УЧИЛИ ПОДЧИНЯТЬСЯ!

Вот и получается, что мы, «не думающие» и закомплексованные, выполняем свою функцию «элементарного наполняющего» системы и исполняем ЖЕЛАНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, передавая эстафету из поколения в поколение.

А все потому, что кому-то это было выгодно.

В таком случае встает вопрос: что делать?

А делать можно три вещи:

  1. Оставить все как есть
  2. Попытаться выйти из системы организации общества
  3. Использовать систему для достижения собственных целей

1. Оставить все как есть

Люди ходят по рельсам, и привыкли думать в одном направлении. И зачастую это направление – давать думать за себя другим.

Мне вариант не нравиться. Однако, если он Вам подходит – он имеет право на существование.

2. Выйти из системы.

Сходу вариант сложно выполнимый. Ведь как ни крути, а мы живем не в тундре и лесах с их бескрайними просторами, но в больших общественных центрах – городах, а значит, принимаем диктуемые ими условия. А эти условия базируются на следующих, установленным обществом, законах: силе, деньгах, сексе и… манипуляциях.

Если Вы не побоитесь выйти из своей «зоны комфорта», сможете отказаться от мнения общества, встать на путь просветления Разума, оставаясь «здесь и сейчас» счастливым – поздравляю, этот вариант для Вас.

Подробно на нем мы остановимся в специально посвященных этому статьях.

3. Использовать .

Использовать систему общества для достижения собственных целей – искусство, которое сложно переоценить.
Тем более, что обучившись манипуляциям, Вы сможете понимать – когда именно Вами пытаются манипулировать, а значит и противостоять этому.

Конечно, эта тема далеко не на одну статью. Однако, основы и пищу для размышлений я дам Вам прямо сейчас.

«Три кита» психологических манипуляций.

Существуют некоторые основы, без которых невозможна психологическая манипуляция людьми. Своеобразные «киты», на которых базируются все возможные техники манипуляций.

Их всего три.

Манипуляция не пройдет, если она не правдоподобна, и если человек не верит тому, что ему говорят или пытаются внушить.

Для этого и требуются «актеры». Поэтому, основная масса техник убеждение направлена именно на манипуляцию человеческой верой.
Как делать так, чтобы человек верил? Существует несколько эффективных техник, но все они требуют знаний и тренировок. Поэтому о них мы поговорим в отдельных статьях.

Однако, одну из таких техник, которая не требует обширных знаний – можно начать использовать в повседневной жизни.

Заключается она в использовании живых эмоций. Или, другими словами:

искренне поверить в то, о чем говоришь.

Она универсальна, проста и эффективна.

Принцип ее работы схож с подсознательным внушением. В процессе разговора сознательный фильтр собеседника анализирует информацию с точки зрения ее логичности, в то время, как образное восприятие подсознательной части мышления впитывает все остальное, руководствуясь «чистыми» эмоциями. И, если они были реальны, собеседник подсознательно начинает Вам доверять. А, как известно, человек любит вкладывать смысл во все что только возможно, а значит, сознательный фильтр находит необходимую логичность для своего же убеждения, объясняя теперь уже подсознательный выбор – осознанной логичностью.

Дикая природа живет по принципу: «выживает сильнейший». Человеческое общество не далеко ушло от этого принципа.

Упрощенная система организации выглядит примерно так:

Доминанты руководят стаей (обществом). Для них — лучшие самки, в их распоряжении лучшие продукты труда стаи.

Субдоминанты берут от стаи (общества) все, что возможно (или остается от доминанта) и наслаждаются жизнью.

Остальные – обеспечивают стаю (общество) всем необходимым и подчиняются законам, которые установил доминант, и на которые плюют субдоминанты.

Какие «законы» я имею ввиду? Общественную систему рамок, ценностей, морали. Именно она подавляет нашу агрессивность и прививает системность поведения «остальных». Доминанту не нужны конкуренты. Ему нужен порядок в ЕГО системе.

А порядок можно поддержать постоянным подавлением агрессивности и воли, заменяя их страхами и закомплексованностью – общественной программой управления массами.

Поэтому запомните:

Агрессивность – это основа силы. Это – катализатор Твоей Воли. И это – принцип мышления доминанта-манипулятора, а также способ борьбы с ним.

В манипуляциях ее роль сводится к «пассивному подавлению» собеседника. Ведь, зная принципы человеческого мышления, вызвать страх (и не только, отказать) – дело техники. Она не должна быть открытой.

Единственное, «силу» сегодня все чаще заменяют другие атрибуты.

Но для начала – стань тверже.

Третий кит –

контакт с собеседником.

Психологические манипуляции (как и массовые) возможны только в том случае, если есть правильный контакт манипулятора и собеседника.

Как правильно говорить? Куда смотреть? Как стоять? Как прикоснуться? – зная ответы на эти вопросы, вы значительно можете усилить воздействие собственного внушения.

Конечно, основная информация, которая поступает из внешнего мира – имеет визуальный характер. Глаз человека воспринимает больше 90% информации из вне. А значит, контакт в первую очередь должен идти в глаза.

Одна из простых контактных техник при внушении – смотреть в глаза собеседнику по следующей схеме:

  • говорить именно в момент визуального контакта
  • смотреть только в один, выбранный заранее глаз
  • не моргать
  • взгляд должен выражать твердость намерений

Существует различные методы и техники контакта с собеседником. Некоторые из них, вообще, позволяют погрузить человека в транс.
Но о них мы поговорим в другой раз.


Поэтому, если вы хотите улучшить свою коммуникабельность с помощью техник манипуляций, то начните со следующего: Итак, как Вы поняли, психологические манипуляции – искусство весьма тонкое. И в первую очередь – это искусство
эффективного общения с людьми. Конечно, ему не учат на каждом углу, но обучиться ему, действительно, возможно. Также, как и научиться противостоять манипуляциям.

1. Поверь в себя и собственные силы. Отныне, все, что ты делаешь – это правильно. В первую очередь – для тебя!

2. Переставай слепо подчиняться. Аргументируй свою позицию. Стань жестче!

3. При разговоре с людьми не отводи взгляда – это признак слабости. Твердо смотри своему собеседнику в глаза (а точнее, в выбранный глаз)!

И не забудь о своей Воле! Собери ее в кулак и начни достигать поставленных целей, вопреки чужому мнению.

Подводя итог, хочу еще раз обратится к манипулятивной фразе из Википедии:

«Поскольку такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными.»

Но не стоит забывать, что такими они лишь «могут считаться». Ведь при помощи этого знания, можно, в первую очередь, помогать самому себе или близким тебе людям.

Например, я, при помощи косвенного внушения и манипуляций натолкнул заядлого курильщика сперва, на мысль прекратить , а следом и помог ему бросить курить.

Об этом он так и не узнал.:)

И не узнает.

Ведь, у каждого…

СВОЯ ПРАВДА.

Легкое практическое упражнение укрепления веры в собственные силы, избавления от страхов и манипуляций на начальном этапе:

переходя улицу навстречу людскому потоку (на пешеходном переходе) НЕ сворачивай с прямого пути. Заставляй людей, идущих навстречу свернуть первым.

С уважением, Вадим Берлин

Нужно больше минералов? Читай еще:


Манипуляция — один из видов как делового, так и повседневного общения, с которым может сталкиваться каждый.

Под манипуляцией (от лат. manus, manipulus — рука, пригорошня, горсточка, ручной прием) понимается скрытое управление сознанием и повелением человека, вил воздействия, применяемый в процессе общения.

Такой коварный прием используется для достижения одностороннею выигрыша путем побуждения партнера по общению к совершению определенных действий.

Манипуляция предполагает определенный уровень мастерства при се проведении. Манипуляция отличается от внешне схожих с ней форм психологического воздействия, таких как психотерапия, воспитание, социальное управление, в том числе производственное управление, следующими особенностями:

  • стремление к достижению одностороннего выигрыша:
  • скрытый характер психологического вторжения;
  • резкое расхождение между декларируемыми и истинными целями взаимодействия;
  • действие может осуществляться не только сознательно, целенаправленно, но и спонтанно,неосознанно.

Ярким образом манипулятора является Хлестаков — известный персонаж гоголевского «Ревизора». Он лжет не ради какой-то ясной цели, а, так сказать, по вдохновению, самозабвенно, в какой-то мерс талантливо и поэтому настолько правдоподобно, что на какое-то время подчиняет своему влиянию целый город.

Манипулятивное воздействие имеет давнюю традицию. Еще много веков назад специалисты в области «человеческих душ» умели делать из людей послушных и добровольных исполнителей их воли. «Предоставьте нам ребенка до 7 лет — и потом делайте с ним, что хотите, он уже наш», — говорили иезуиты.

Интересное описание комплексной психотехнологии, применявшейся в средневековье, оставил нам известный итальянский путешественник и писатель Марко Поло (1254-1324). Он описывает методы воздействия, практиковавшиеся сектой фанатиков-мусульман ассасинов, действовавшей в Персии в XIII в. Занимаемая ею территория представляла собой прекрасный сад, расположенный далеко в горах. Сад был устроен в соответствии с представлениями о рае. Здесь можно было найти прекрасные дворцы. По одному из искусственно устроенных каналов текла чистейшая вода, по другому — мед, по третьему — вино. Там находились и самые красивые девушки, которые пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах.

В этот райский сад допускались только те молодые люди, которые выражали желание стать членами секты. После проверки готовности кандидатов им давали гашиш и в состоянии наркотического сна вносили в сад. Проснувшись, они поражались несказанному великолепию, которое окружало их. В обмен на продление наслаждений и новое вхождение в «земной рай», а также со временем и в вечный рай загробной жизни они обязывались слепо повиноваться руководству и выполнять любые его задания, которые сводились в основном к участию в войнах с рыцарями-крестоносцами.

К сожалению, эти старые методы манипуляции человеческим сознанием и поведением не исчезли и сегодня. В наше время в США, других странах, в том числе и в России, в бизнесе и политике активно используются манипулятивные средства воздействия на людей. В бизнесе главными целями этих манипуляций являются максимальная мотивация сотрудников на цели компании, обеспечение их полной покорности руководству.

Психологической основой манипуляций является свойство человеческой психики, известное как феномен внушения.

В современном мире использование манипулятивных методов в различных областях хозяйственной и общественной жизни приобретает все большее значение. Это привело к появлению в обществе особого психотипа, которого известный французский философ Герберт Маркузе (1898-1979) назвал «одномерным человеком». Это человек — всецело подчиненный руководству, не жалеющий сил, времени. здоровья для осуществления корпоративных целей и своей карьеры; он готов на все ради выполнения требований начальства.

Привлекательность манипулятивных методов для некоторых современных руководителей связана с тем, что их применение дает менеджеру-манипулятору возможность получить видимость некоторых достижений:

  • достигается послушание работников при сохранении объективных противоречий между ними и собственником предприятия;
  • приглушаются острые конфликты между сотрудниками и руководством организации;
  • временно повышается вера в правильность решений руководства;
  • появляется возможность управлять предприятием без затраты времени и сил на убеждение сотрудников в правильности избранных целей и методов:
  • физические и интеллектуальные ресурсы работников оказываются полностью подчиненными интересам собственников и руководства.

Наиболее жестко эта система руководства ныне реализуется в практике руководства корпорациями Японии. Неслучайно японскую модель менеджмента называют «экономическим тоталитаризмом». Один из крупных японских руководителей признает: «Мы, японцы, распространяем внутрифирменный менеджмент на 24 часа в сутки».

С точки зрения современной психологии и эффективного менеджмента эта манипулятивная система несовместима с гуманным, уважающим человеческую личность управлением. Массовое применение этих методов может привести общество только к новой форме информационного финансово-промышленного тоталитаризма. Поэтому с позиций современной гуманистической психологии, сегодня все, кому дорога свобода, возможности всестороннего развития людей, должны активно противостоять этому опасному, неототалитарному пути развития современного информационного общества.

К сожалению, реальность такова, что масштабы манипулятивного воздействия на людей в современных условиях постоянно возрастают, сфера его применения не ограничивается только экономикой, но включает в себя сферы политики, культуры, науки и другие области социальной жизни. Как противостоять этому социальному злу? Психологическая наука и современная социальная практика предлагают ряд общих рекомендаций для самозащиты от манипулятивных воздействий:

Для этого прежде всего необходимо научиться распознавать попытки использовать манипулятивные техники, которые проявляются в слишком щедрых обещаниях, требовании немедленного принятия решения, убыстренном темпе речи и других свидетельствах психологического давления.

После обнаружения по этим признакам попыток манипулятивного воздействия следует так или иначе отложить принятие окончательного решения и в полученное таким образом дополнительное время без спешки, тщательно продумать целесообразность выдвигаемых предложений. И наконец, не вступая в дальнейшее обсуждение, — решительно отказаться от дальнейших контактов с манипулятором.

Важнейшей стороной делового общения, надежным средством противостояния манипуляциям различного рода является коммуникация, основанная на сборе и передаче объективной информации. На этом важнейшем компоненте общения следует остановиться подробнее.

В психологии манипуляция – это способ воздействия на человека, направленный на изменение его поведения, типа мышления. Используют скрытые, обманные, насильственные тактики.

Причины влияния

Нужно различать обычную просьбу и навязчивый, жесткий призыв к действию. Манипуляторы обычно используют вторую тактику. Они могут унижать, оскорблять, морально убивать человека. Некоторые это делают для удовлетворения своих потребностей, другие – из-за наличия психического расстройства.

Манипуляция людьми осуществляется по таким причинам:

  • потребность любой ценой удовлетворить свои нужды;
  • желание получить какую-то выгоду легким способом;
  • необходимость чувствовать себя главным, ощущать власть;
  • нужда в поднятии самооценки, собственной значимости;
  • желание поиграть с жертвой, чтобы получить удовольствие;
  • потребность проверить некие приемы управления людьми.

Манипуляторы страдают разными заболеваниями: макиавеллизмом, нарциссическим, пограничным, тревожным, зависимым, истерическим расстройствами личности, нервозностью типа А, психологической аддикцией.

Манипуляторы выбирают слабых людей. Ими проще управлять, т. к. они редко сопротивляются. Иногда манипулирование доходит до абьюза, что означает проявление насилия во взаимоотношениях.

Они имеют разный характер: психологический, эмоциональный, физический. Для абьюзера это способ самоутвердиться за счет слабости других.

Виды манипуляторов

Манипуляторы отлично знают, как управлять людьми. Некоторые делают это неосознанно, другие - специально. Мотивы, характер поведения, качества человека, методы манипуляции, которые он выбирает – основа разных классификаций.

Самая известная из них составлена Шостромом.

Тип Описание
Диктатор Манипулировать людьми можно с помощью диктаторских методов. Такой личности безразличны чувства других людей, она вечно всем недовольна. Любит давить на слабости, морально издеваться. Речь состоит из угроз, окриков, указов, иногда ненормативной лексики. Мотив – поменять человека с помощью грубой силы. Кроме того, такие манипуляторы часто рвутся к власти.
Калькулятор или вычислитель Ищет выгоды в любых отношениях. Если осознает, что человек не сможет ничего дать в ответ, общение с ним не начинает. Взамен на помощь всегда требует того же. В любой ситуации хочет оставаться в удобном для себя положении, даже если ради этого нужно соврать или обмануть кого-то.
Тряпка Безвольный, слабый по духу, инфантильный, эгоистичный, подлый. Любит, когда его жалеют. Жалобы на жизнь, обвинения в своих неудачах других – обычные приемы манипуляции. В общении пассивный, молчаливый.
Прилипала Имеет сходные с предыдущим типом характеристики, но мнительность не свойственна. Если он жалуется на что-то, то ждет, когда пожалеют. Он действительно слабый, ленивый, назойливый.
Судья Ставит себя выше других. Манипуляции людьми проводит с помощью преувеличения своей критичности. Никому не верит, всех в чем-то обвиняет, каждого осуждает. Злопамятен, всегда собирает улики на всех. Заставляет даже невиновных признать вину.
Защитник Всех защищает. Близких не дает в обиду. Его главная проблема – чрезмерное подчеркивание своей поддержки (заслуг). Легко и быстро забывает об ошибках. Его влияние негативно сказывается на других, т. к. чрезмерные похвалы и сочувствия вредны для формирования личности. Считает, что без его заботы никому не обойтись.
Хулиган Преувеличивает агрессию. Манипуляции с людьми производит с помощью применения грубой силы, борьбы, драк. Обострение поведения происходит, когда кто-то с ним не согласен. До последнего будет отстаивать свое мнение, даже если оно неправильно.
Славный парень Манипуляция людьми осуществляется с помощью добрых слов, но они не являются искренними. Такой управленец навязывает свое мнение, постоянно дает советы. Мило улыбается, но в любой момент может подставить, совершить подлость.

От манипуляторов часто не ждут ничего плохо. Они не учились манипулировать людьми. Но в результате их беспощадность удивляет и поражает. Особенно это касается Защитников, Славных парней и Тряпок, которые вначале кажутся милыми.

4 манипулятивные системы

Э. Шостром выделяет 4 манипулятивные системы. Как манипулировать людьми:

  1. Активный манипулятор. Не демонстрирует своей слабости, прикрываясь наигранной силой воли. В отношениях доминирует. Пользуется бессилием других. В профессиональной деятельности активно пользуется своим положением. Любит похвалу и признание. Тщеславный и гнусный. Его цель – добиться полного контроля над своими жертвами. Любимые способы манипуляции людьми – ожидания и обязанности, табель о рангах.
  2. Пассивный манипулятор. Вялый, неактивный, спокойный. Всегда ведет себя сдержанно и тихо. Никаких угроз, драк, напористого убеждения. Только пассивность. Будучи противоположностью активного типа, любит выждать удобный момент и тогда нападать. Так он одерживает сокрушительную победу над другими. В процессе манипулирования может терпеть неудачи и поражения. В психологии определяют философию пассивного манипулирования так: главное, не вызывать раздражения.
  3. Соревнующийся манипулятор. Воспринимает жизнь как вечный турнир, но равнодушен к победе или поражению. Отводит себе роль настоящего борца, поэтому всегда бдителен. Представляет собой нечто среднее между активным и пассивным манипулятором. В одной ситуации действует по принципу первой манипулятивной системы, в критической – по методикам второй.
  4. Безразличная манипуляция. Демонстрирует свое безразличие, ярко подчеркивая свои позиции. Пробует разными способами устраниться от контакта с неприятными людьми. Всё дело в его слабости и безынициативности. Любимые фразы: «Мне все равно», «Мне наплевать», «Отстань», «Делай, что хочешь». Как и соревнующийся тип, в зависимости от ситуации выбирает активные или пассивные техники психологического управления. Играет разные роли: скучающего, вечно недовольного, нежного и доброго, благодарного, агрессивного, нытика. Руководствуется правилом: отвергай заботу. С помощью манипуляции человек негативно воздействует на окружающих.

Способы управления

Обман, принуждающий человека действовать против своей воли, объясняет, что такое манипуляция. Человек-жертва принимает решение, которое противоречит его ценностям и нормам морали. Он делает то, чего не хочет. Этого помогают достичь действенные, проверенные приемы манипуляции. Существует несколько вариантов классификаций этих действий.

По Брейкеру

Американский психолог выделяет некоторые техники манипуляции, представленные ниже.

  1. Положительное подкрепление. Выражается как похвала, очарование, поверхностное сожаление. Основной признак: манипулятор пытается изобразить сочувствие и понимание. Много извиняется, красиво разговаривает. Пытается утешить собеседника. Другие средства управления: повышенное внимание, наигранные положительные эмоции, притворный смех, общественное признание.
  2. Отрицательное подкрепление. В качестве стимула для манипулирования использует любые негативные и неприятные события, которыми и пытается оказывать давление. Этот метод манипулирования применяется по отношению к тем, кто пребывает в хорошем настроении. Задача управленца – сменить настроение жертвы с хорошего на плохое, вызвать у нее раздражение, гнев, озлобление, ненависть и прочие негативные эмоции.
  3. Неустойчивое или частичное подкрепление. Техника, в процессе применения которой используются похвала, поощрения. Они делаются не на постоянной основе, а иногда. Но эффективно действуют не сами комплименты, а прекращение их подачи. Такой прием называется «угасание». Его часто используют учителя по отношению к отличникам. Вначале это огорчает человека, но потом мотивирует к действиям.
  4. Наказание. Манипулировать людьми с помощью этой техники, значит игнорировать, запугивать, попрекать во всем. Активно используется эмоциональный шантаж. Таким методом пользуются абьюзеры. Внешние проявления: угрюмое выражение лица, нарочный плач, изображение жертвы. Цель: заставить манипулируемого страдать и чувствовать себя виновным, добиться его подчинения.
  5. Травмирующий одноразовый опыт. Не нужно учиться тому, как манипулировать людьми таким способом. Эту технику хотя бы раз в жизни использовал каждый. Грубое высказывание, обвинение, предъявление претензий – основные элементы. Манипулятор хочет установить господство или превосходство над жертвой. Желает, что она во всём подчинялась ему. Манипуляция такими единичными случаями научит жертву не сопротивляться манипулятору.

По Саймону

Саймон предоставил широкую классификацию приемов воздействия, которая дает понять, как научиться манипулировать людьми. Состоит она из 10 основных элементов.

Метод Описание
Ложь Этим способом пользуются психопаты. Они мастера искусства незаметной лжи. Могут делать неприятности с невинным видом. Лгут с выгодой для себя. Такой прием используют мужчины, чтобы прикрывать свои отношения на стороне.
Обман через умалчивание Человек говорит правду, но не до конца. Всегда какая-то часть информации (обычно весомая) остается тайной. Так манипулируют людьми политики, произнося речь. Говорят лишь о позитивных аспектах, когда правдивые неприятные факты умалчиваются.
Рационализация Манипулятор признает свою вину. Вначале может возмущаться, кричать, ругаться. Но обычно быстро называет себя виноватым. Рационализация – популярная хитрость в черном пиаре.
Избирательное невнимание или внимание Манипулятор не обращает внимания на то, что может его огорчить или испортить планы, и считает это правильным. Примеры фраз, которые он использует: «Я не хочу этого слышать», «Я сказал, что сделать надо так, и мне все равно, каким образом это произойдет», «Любой ценой добьюсь своего».
Отговорка Управленец не дает прямого ответа, идет на любые хитрости, чтобы избежать ответственности. Переводит разговор на другую тему или же отвечает не по вопросу. Часто это невнятные, бессмысленные, странные речи. Цель манипулятора: заговорить собеседника, чтобы уклониться от неприятной темы.
Ложная вина Манипулирование осуществляется с помощью ложного обвинения. Жертву убеждают, что она уделяет манипулятору мало внимания, неправильно мыслит, ведет себя эгоистично и легкомысленно. В результате человек становится уязвимым, самооценка падает, появляются неуверенность в себе и тревожное состояние.
Роль жертвы Чтобы манипулировать людьми, такие управленцы изображают из себя жертву. Цель: услышать похвалу, получить поощрение. Используется такая методика часто женщинами, которые много работают, по отношению к мужу. Манипулятор страдает по поводу и без, постоянно депрессивен, расстроен, ничего не хочет делать. Чтобы добиться сотрудничества, пытается вызвать сочувствие.
Агрессивный гнев Используется эмоциональное давление, чтобы жертва ощутила себя виновной. Иногда применяется пассивными манипуляторами с целью шокировать собеседника для быстрого подчинения.
Соблазнение Манипуляция реализуется за счет наигранной доброты, нежности, заботы. Ярко выражена лесть и лицемерие. Манипулятор поддерживает собеседника в трудную минуту, чтобы заслужить доверие. Ему важно научиться снижать сопротивляемость, чтобы использовать этот метод постоянно.
Пристыжение Управлять чувствами жертвы легко благодаря сарказму, оскорбительным словам, насмешкам. Манипулятор хочет вызвать ощущения страха и неуверенности в себе. Примеры поведения: грозное лицо, грубый голос, повышенная интонация, неприятный тон голоса, обидные комментарии.

Понять, как манипулировать людьми, можно, ознакомившись с другими методиками. К ним относятся скрытое запугивание, роль слуги, симуляция путаницы или невинности, деклассирование. Согласно исследованиям в области психологии, семейные пары часто применяют друг к другу осуждение и минимизацию.

Мужские приемы

Мужчины-манипуляторы не уважают женщин. Отношение к ним имеет насильственный характер. Проявляется у заядлых холостяков и женоненавистников.

Самое простое манипулирование людьми производится несоответствием действий ранее озвученным словам. Манипуляторы говорят то, что от них хотят услышать, а поступают иначе. Поддержка от них сомнительна и чаще вызывает депрессию и стресс, чем чувство облегчения.

Любимый прием мужчин-манипуляторов – роль жертвы. Никогда ни в чем не виноватые, причина всех их бед – другие люди.

Помогая другим, ожидают в ответ того же. Если своего не получают, устраивают скандал или долго держат обиду, не объясняя причин ее возникновения.

Мужчина-абьюзер может манипулировать людьми своим статусом или положением в обществе. Утверждает, что без него они будут никем и ничего не добьются в жизни. Его цель – получить признание своего величия перед другими.

Любят создавать эмоциональную дыру. Если у них нет настроения, то оно должно отсутствовать у всех окружающих. Провоцирует у спутницы чувство ответственности за свое настроение.

Основной инструмент для манипулирования женщинами – комплименты. И лучше, если они озвучиваются часто и в большом количестве. Наивные девушки не сразу понимают, что так их провоцируют к подчинению. Часто такие комплименты лицемерны.

Женские приемы

Женщинами-манипуляторами часто являются феминистки, жёны, девушки. Им несложно научиться манипулировать, если это нужно для достижения личных целей.

Любимый прием – соблазнение, которое постепенно переходит в симуляцию путаницы. Бизнес-леди могут использовать обман через умолчание и ложную вину.

Жёны применяют технику роли жертвы. Свои недостатки прикрывают усталостью после работы или сидением с ребенком. Любят надавить на мужа, критикуя его зарплату или выполнение обязанностей по дому. Постоянно жалуются, ноют. Обычно настроены пессимистично, что плохо сказывается на семейной жизни и отношениях между партнерами.

Манипуляция человеком со стороны женщин имеет другие особенности.

  1. Могут давить интеллектом, употребляют непонятные партнеру термины, фразеологизмы, слова. Чувствуют гордость от подобной победы.
  2. Когда мужчина ошибается, начинают сравнивать его со своим бывшим партнером. Так они пытаются вызвать чувство обиды.
  3. Отмена. Девушка резко и без предупреждений исчезает из жизни парня. Игнорирует его звонки, сообщения. Способна на измену. Возвращается из-за чувства скуки или жалости. Такой прием используют девушки-абьюзеры.

Девушки в качестве манипуляции используют слезы, симуляцию беспомощности, глупости. Могут прибегнуть к отстранению, если нужно срочно добиться какой-то цели. Демонстрируют полное равнодушие к человеку.

Некоторые манипулируют интимной близостью, т. е. отлучают мужчину от секса с целью получения личностных выгод. Специально побуждают инстинкты, но чтобы их удовлетворить, он должен сделать определенные действия.

Женщины считают, что правильно управлять партнером можно с помощью похвалы. У него повышается самооценка, появляются гордость и желание сделать всё ради любимой. И чем чаще будут озвучиваться комплименты, тем более весомые поступки будет делать мужчина.

Детские приемы

Маленькие дети (до 2 лет) не склонны к манипуляции людьми. Такое свойство появляется ближе к 3 годам. Основные инструменты манипулирования – слезы, крик, истерика, которые часто активируются в публичных местах.

10 основных детских манипуляций:

  1. «У меня болит животик (ручка, ножка)»;
  2. «Еще немного поиграю и приду»;
  3. «А вот мама (папа) мне разрешает»;
  4. «Прости, я больше так никогда не буду»;
  5. «Это сделал не я»;
  6. «Это он виноват»;
  7. «Купи мне эту игрушку, я буду послушным»;
  8. «А моему другу родители купили эту вещь»;
  9. «Ты самая лучшая»;
  10. «Я уйду, т. к. меня не любят в этой семье».

Но главное в таких манипуляциях – не сказанные слова, а эмоции, которые проявляются в процессе их произнесения. В такой ситуации важно поведение родителей. Когда ребенок громко плачет из-за отказа в покупке игрушки, его нужно успокоить и объяснить, почему сейчас это сделать невозможно. Если он сравнивает маму и папу с другими родителями, лучше проигнорировать эти слова и не проявлять эмоций.

Престидижитации на работе

Манипуляции людьми начинаются на этапе принятия на работу. Начальник требует от подчиненных слишком много. Редко доволен работой, всегда находит, к чему придраться. Штрафы, оскорбления, публичные обвинения – частые явления.

Но есть и те, кто вызывают чувство доверия хорошим отношением к подчиненным. Но постепенно делают из них жертв.

Существует и другой способ. Начальник делает вид, что знаком с человеком давно. Складываются дружеские, доверительные отношения, что является идеальным моментом для нападения на сотрудника-жертву.

Примеры манипуляций, которые направлены на вызов чувства страха:

  1. «Если не сделаешь задание до завтра, оплату за него не получишь»;
  2. «Еще раз сделаешь такую ошибку – уволю»;
  3. «Из-за тебя наша команда не получила повышение»;
  4. «На тебе лежит ответственность за судьбу всей группы сотрудников»;
  5. «Ты же знаешь, как я к тебе отношусь, поэтому не подведи» и т. д.

Работник также способен манипулировать. Свои действия направляет на руководителя и коллег.

С руководителем применяется техника «роль жертвы», особенно во время опозданий. Человек обвиняет в случившемся пробки на дорогах, поломку лифта в офисе, общественный транспорт и т. д. Главное – доказать, что в этом нет его вины.

Бывает, что сотрудник жалуется на жизнь, пытаясь вызвать у начальника чувство жалости. Мотивы разные: желание получить повышение в должности, увеличить з/п, построить доверительные отношения, улучшить свою самооценку.

Иногда коллеги, которые завидуют успешному сотруднику, делают ему многократные замечания, критикуют, заставляют почувствовать себя ничтожеством. Цель – устранить конкурента или понизить его желание продвигаться по карьерной лестнице .

Управление в воспитании

Родители манипулируют ребенком с раннего детства. Примеры подобных требований приведены ниже. Обычно просят:

  1. рассказать стих за конфету;
  2. подружиться с другим ребенком, чтобы порадовать маму и папу;
  3. спокойно сидеть на приеме у врача, чтобы после получить желаемую игрушку.

Позже от ребенка требуют рассказывать только правду. Если он этого не сделает, его накажут или применят физическую силу. Основное наказание – домашний арест или лишение карманных денег.

Школьников просят учиться на отлично, чтобы не огорчать родителей. Происходит постоянное давление на ребенка. Его шантажируют разными способами: роль жертвы, роль слуги, отмазки, ложная вина, агрессивный гнев. Главное – заставить школьника хорошо учиться.

Воздействие в СМИ

СМИ – самый популярный массовый манипулятор. Активно используют отвлечение внимания, чтобы не дать людям узнать о важных политических, экономических, социальных проблемах в стране. Реализуется с помощью информирования о малозначительных событиях.

Некоторые СМИ любят сначала создать проблему, а потом дать её решение. Такой прием используют маркетологи при выводе на рынок нового, уникального продукта, чтобы создать на него спрос.

Другие способы манипулирования представлены ниже.

  1. Постепенное применение. Обычно политические события происходят последовательно. Начинается всё с минимального вмешательства государства в предпринимательство, потом наступает приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица и всеобщий бунт. Если бы это произошло разом, то случилась бы революция.
  2. Отсрочка исполнения. То, чем часто занимаются и чиновники. Цель: добиться признания, согласия населения, чтобы прийти к власти. В итоге обещания исполняются редко, иногда отрицаются.
  3. Употребление уменьшительно-ласкательных слов. В СМИ любят обращаться к читателю или зрителю как к маленькому ребенку. Особенно если речь идет о пропаганде.
  4. Упор на эмоции, а не на размышления. СМИ пытаются заблокировать способность людей к рациональному анализу и критическому осмыслению происходящего. Проще управлять сознанием людей, которые ни о чем не думают и ничего не знают, а действуют на эмоциях.
  5. Дезинформация. Часто используют, чтобы не рассказывать людям правду. Народу говорят то, что он готов принять или хочет услышать.
  6. Усиление чувства собственной вины. Человека уверяют, что все беды в стране – последствия его негативных действий. Доказывают, что он не может развиваться и жить лучше из-за нехватки умственных способностей. Вместо мотивирования людей на развитие страны, СМИ занимаются уничтожением самооценки.
  7. Побуждение граждан к выражению чувств посредством негатива. Людям показывают, что быть грубым, агрессивным, невоспитанным, необразованным – это круто и модно.

Самым действенным СМИ является телевидение. Рекламные ролики, развлекательные телепередачи, программы об обычной жизни жителей страны, новости – основные каналы воздействия. Среди пенсионеров до сих пор популярными остаются печатные издания – журналы и газеты.

Защита от навязчивого руководства

Искусство манипулирования многогранно, но его можно изучить. Это и есть первый шаг к избавлению от влияния манипулятора или абьюзера. Помогут книги по психологии:

  1. Николя Геген «Психология манипуляции и подчинения»;
  2. Дейл Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей»;
  3. В. Шлахтер, С. Хольнов «Искусство доминировать»;
  4. В. Шейнов «Искусство управлять людьми»;
  5. Бертон Кейт, Реди Ромилла «НЛП для чайников»;
  6. Т. Гагин, С. Бородина «Разоблачение магии или настольная книга шарлатана»;
  7. В. Адамчик «200 способов успешного манипулирования»;
  8. Фексеус Хенрик «Искусство манипуляции. Как читать мысли других людей и незаметно управлять ими»;
  9. Роберт Левин «Механизмы манипуляции - защита от чужого влияния»;
  10. Зигмунд Фрейд «Психология масс и анализ человеческого «Я».

В этих книгах детально описаны техники манипулирования, приведены конкретные примеры. Они помогут увидеть, как манипуляторы управляют человеком. Это ускорит процесс избавления от негативного воздействия окружающих.

Тем, кто хочет избавиться от навязчивого ежедневного манипулирования, нужно действовать быстрее. Следует обратить внимание на поведение человека: его взгляд, паузы, поощрения, отказы без объяснений, позиции без доказательств.

Проследите, используется ли техника энергетической паузы. Это прием, когда манипулятор публично спрашивает жертву о чем-то личном, зная, что при других людях она не сможет отказаться от ответа. Научитесь игнорировать подобные посылы.

Важно осознать цель манипулирования. Понять, почему человек осуществляет определенное действие в ущерб партнеру, коллеге. После этого чувство вины может исчезнуть, что облегчит жизнь жертвы. Нужно продемонстрировать манипулятору, что его действия бесполезны и больше никак не действуют на человека.

Научитесь говорить абьюзеру «нет». Не поддавайтесь красивым словам, жестам, милому взгляду или нежному голосу.

Можно попробовать отказываться от помощи, если она не нужна. Отказ на первых порах нужно аргументировать, в дальнейшем – нет. Помните, никто перед кем не должен отчитываться (это не касается рабочего отчета).

Чтобы уйти от напора руководителя, нужно лишь четко очертить свои рабочие обязанности. При официальном трудоустройстве они указаны в трудовом договоре.

Заключение

Манипуляция сочетает в себе шантаж, призыв к действию, психологическое давление. Выделяют 8 видов манипуляторов, которые отличаются мотивами, используемыми техниками. Манипуляции часто встречаются в отношениях между партнерами, в воспитании детей, СМИ, на работе между руководителем и коллегами.

Лгать - значит признавать превосходство того, кому вы лжете. Самюэль Батлер

Человек не рождается манипулятором. Маскировка истинных эмоций - вот первый признак манипулятора. Манипулятор меньше всего хочет, чтобы хоть кто-то, даже самый близкий для него человек, узнал о его глубинных чувствах.

Чаще всего манипулятор не удовлетворен собой и своим миром. Манипулятор относится к своим делам как к скучным обязанностям, от которых нужно поскорее избавиться. Он не умеет ловить момент и наслаждаться им или переживать сильные чувства. Он считает, что время для забав и удовольствий, для развития и обучения - это детство и юность. По достижении "зрелости" он отказывается от жизни и в полном смысле слова прозябает, даже не пытаясь постичь смысл своего существование.

Манипулятор объясняет существующие несчастья своим прошлым опытом и наслаждается собственными страданиями. Будучи не в состоянии ценить себя таким, каков он есть , манипулятор чувствует себя непонятым, непризнанным и недооцененным.

Наказанием лжеца оказывается не то, что ему никто больше не верит, а то, что он сам никому больше не может верить. Бернард Шоу

Чем больше он себя обесценивает, тем большую часть себя он вынужден отрицать, не принимать и обходиться с ней как с "вещью", поэтому окружающие тоже становятся "вещами". Манипулятор исходит из ощущения собственной неполноценности, распространяя ее на всех представителей рода человеческого. Он уверен, что эту неполноценность можно преодолеть только путем борьбы с собой ("плохими" частями себя) и окружающими.

Почему манипулируют или почему люди становятся манипуляторами? Как отличить манипулятора от "неманипулятора"? Что теряет человек, превращаясь в манипулятора?..

Первая причина возникновения манипуляции заключается в вечном внутреннем конфликте человека между его стремлением к независимости и самостоятельности, с одной стороны, и желанием найти опору в своем окружении - с другой. Не доверяя самому себе, не веря в возможность быть самостоятельным и независимым, человек видит свое спасение в доверии другим людям. Но ситуация осложняется тем, что другим он тоже не способен поверить окончательно, поэтому ему ничего не остается, кроме как манипулировать этими другими в рамках собственного интереса, чтобы хоть как-то поддержать себя. Представьте себе человека, который бежит за кем-то, уцепившись за хлястик его плаща, при этом еще пытаясь править им; или водителя, отказавшегося вести машину и усевшегося на заднее сиденье, но все же руководящего оттуда человеком, ведущим машину! Эти ситуации можно охарактеризовать одним-единственным словом: "недоверие".

Во-вторых, манипуляторы не способны принять свои изъяны и слабости, которые есть у каждого и не верят, что могут заслужить любовь. Тогда манипулятор в отчаянии прибегает к альтернативному варианту: он пытается добиться абсолютной власти над другими, власти, которая заставила бы другого человека делать то, что нравится ему, манипулятору, думать так, как надобно ему, чувствовать то, что хочет он, - одним словом, превратить другого в вещь, в свою вещь.


Третья причина манипулятивного поведения в том, что наше существование сопряжено с постоянным риском и множеством случайных, непредвиденных обстоятельств, которые окружают нас со всех сторон. Этот мир непредсказуем, и пассивный манипулятор чувствует свое бессилие, когда сталкивается с истинным положением вещей в той ситуации своего существования, в которой он находится. Поэтому давит на жалость других, будучи уверенным, что это единственный способ выжить.

В-четвертых, манипуляторы испытывают страх перед близкими межличностными отношениями, стараются не вступать в подобные отношения с окружающими их людьми, избегают самой возможности их возникновения. Для того, чтобы управлять своими эмоциями и таким образом избегать интимности, люди играют друг с другом в разнообразные игры. Одним из базовых человеческих страхов является страх вовлеченности. Таким образом, манипулятором называется человек, который взаимодействует с другими людьми в рамках определенных ритуалов, желая избежать посредством этого близости и включенности.

Пятая причина манипуляции: человек в процессе взросления приходит к определенным выводам о том, что такое жизнь, и многие из них весьма нелогичны. Так, например, одно из таких заключений состоит в том, что жизнь основана на постоянной и острой нужде человека в одобрении со стороны всех , кто его окружает. На этом убеждении построена жизнь пассивного манипулятора, которым является любой человек, отказавшийся быть честным и открытым в отношениях с другими людьми и вместо этого пытающийся им угодить, надеясь им понравиться.

Как отличить манипулятора от "неманипулятора" (актуализатора):

Манипулятору присущи ложь, неосознанность (не сознает, что в жизни на самом деле важно), контроль, цинизм (безверие). "Неманипулятор", или как его называют в психологии актуализатор честен (искренен), ценит свободу (спонтанность, открытость), осознанность (интерес, отклик), доверие (веру, убежденность).

Актуализатор способен честно проявлять свои чувства, какими бы они ни были. Для него характерна чистосердечность, выразительность, он по-настоящему бывает самим собой. Актуализатор хорошо видит и слышит себя и других. Он восприимчив к искусству, музыке и другим проявлениям жизни. Актуализатор спонтанен. Он способен к свободному выражению своих потенциальных возможностей. Он хозяин своей жизни, субъект, а не объект -"вещь" . Актуализатор глубоко верит в себя и других. Он стремится быть в постоянном контакте с жизнью и справляться с трудностями здесь и сейчас. 5 Rating 5.00 (2 Votes)