Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Презентация к уроку алгебры (6 класс) на тему: Прямая и обратная пропорциональности

Решение задач из задачника Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбурд за 6 класс по математике на тему:

  • Глава I. Обыкновенные дроби.
    § 4. Отношения и пропорции:
    22. Прямая и обратная пропорциональные зависимости
  • 1 За 3,2 кг товара заплатили 115,2 р. Сколько следует заплатить за 1,5 кг этого товара?
    РЕШЕНИЕ

    2 Два прямоугольника имеют одинаковую площадь. Длина первого прямоугольника 3,6 м, а ширина 2,4 м. Длина второго 4,8 м. Найдите его ширину.
    РЕШЕНИЕ

    782 Определите, является ли прямой, обратной, или не является пропорциональной зависимость между величинами: путем, пройденным автомашиной с постоянной скоростью, и временем ее движения; стоимостью товара, купленного по одной цене, и его количеством; площадью квадрата и длиной его стороны; массой стального бруска и его объемом; числом рабочих, выполняющих с одинаковой производительностью труда некоторую работу, и временем выполнения; стоимостью товара и его количеством, купленным на определенную сумму денег; возрастом человека и размером его обуви; объемом куба и длиной его ребра; периметром квадрата и длиной его стороны; дробью и ее знаменателем, если числитель не изменяется; дробью и ее числителем, если знаменатель не изменяется.
    РЕШЕНИЕ

    783 Стальной шарик объемом 6 см3 имеет массу 46,8 г. Какова масса шарика из той же стали, если его объем 2,5 см3?
    РЕШЕНИЕ

    784 Из 21 кг хлопкового семени получили 5,1 кг масла. Сколько масла получится из 7 кг хлопкового семени?
    РЕШЕНИЕ

    785 Для строительства стадиона 5 бульдозеров расчистили площадку за 210 мин. За какое время 7 бульдозеров расчистят эту площадку?
    РЕШЕНИЕ

    786 Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъемностью 7,5 т. Сколько нужно машин грузоподъемностью 4,5 т, чтобы перевезти тот же груз?
    РЕШЕНИЕ

    787 Для определения всхожести семян посеяли горох. Из 200 посеянных горошин взошло 170. Какой процент горошин дали всходы (всхожести)?
    РЕШЕНИЕ

    788 Во время воскресника по озеленению города на улице посадили липы. Принялось 95% всех посаженных лип. Сколько их посадили, если принялось 57 лип?
    РЕШЕНИЕ

    789 В лыжной секции занимаются 80 учащихся. Среди них 32 девочки. Какой процент участников секции составляют девочки и мальчики?
    РЕШЕНИЕ

    790 Завод должен был за месяц по плану выплавить 980 т стали. Но план выполнили на 115%. Сколько тонн стали выплавил завод?
    РЕШЕНИЕ

    791 За 8 месяцев рабочий выполнил 96% годового плана. Сколько процентов годового плана выполнит рабочий за 12 месяцев, если будет работать с той же производительностью?
    РЕШЕНИЕ

    792 За три дня было убрано 16,5% всей свеклы. Сколько потребуется дней, чтобы убрать 60,5% свеклы, если работать с той же производительностью?
    РЕШЕНИЕ

    793 В железной руде на 7 частей железа приходится 3 части примесей. Сколько тонн примесей в руде, которая содержит 73,5 т железа?
    РЕШЕНИЕ

    794 Для приготовления борща на каждые 100 г мяса надо взять 60 г свеклы. Сколько свеклы надо взять на 650 г мяса?
    РЕШЕНИЕ

    796 Представьте в виде суммы двух дробей с числителем 1 каждую из следующих дробей.
    РЕШЕНИЕ

    797 Из чисел 3. 7, 9 и 21 составьте две верные пропорции.
    РЕШЕНИЕ

    798 Средние члены пропорции 6 и 10. Какими могут быть крайние члены? Приведите примеры.
    РЕШЕНИЕ

    799 При каком значении x верна пропорция.
    РЕШЕНИЕ

    800 Найдите отношение 2 мин к 10 c; 0,3 м2 к 0,1 дм2; 0,1 кг к 0,1 г; 4 ч к 1 сут; 3 дм3 к 0,6 м3
    РЕШЕНИЕ

    801 Где на координатном луче должно быть расположено число c, чтобы была верна пропорция.
    РЕШЕНИЕ

    802 Закройте таблицу листом бумаги. На несколько секунд откройте первую строку и затем, закрыв ее, постарайтесь повторить или записать три числа этой строки. Если вы верно воспроизвели все числа, переходите ко второй строке таблицы. Если в какой-либо строке допущена ошибка, сами напишите несколько наборов из такого же, количества двузначных чисел и тренируйтесь в запоминании. Если вы можете без ошибок воспроизвести не менее пяти двузначных чисел, у вас хорошая память.
    РЕШЕНИЕ

    804 Можно ли составить верную пропорцию из следующих чисел.
    РЕШЕНИЕ

    805 Из равенства произведений 3 · 24 = 8 · 9 составьте три верные пропорции.
    РЕШЕНИЕ

    806 Длина отрезка AB равна 8 дм, а длина отрезка CD равна 2 см. Найдите отношение длин AB и CD. Какую часть AB составляет длина CD?
    РЕШЕНИЕ

    807 Путевка в санаторий стоит 460 р. Профсоюз оплачивает 70% стоимости путевки. Сколько за путевку заплатит отдыхающий?
    РЕШЕНИЕ

    808 Найдите значение выражения.
    РЕШЕНИЕ

    809 1) При обработке детали из отливки массой 40 кг в отходы ушло 3,2 кг. Какой процент составляет масса детали от отливки? 2) При сортировке зерна из 1750 кг в отходы ушло 105 кг. Какой процент зерна остался?

    Две величины называются прямо пропорциональными , если при увеличении одной из них в несколько раз другая увеличивается во столько же раз. Соответственно, при уменьшении одной из них в несколько раз, другая уменьшается во столько же раз.

    Зависимость между такими величинами — прямая пропорциональная зависимость. Примеры прямой пропорциональной зависимости:

    1) при постоянной скорости пройденный путь прямо пропорционально зависит от времени;

    2) периметр квадрата и его сторона — прямо пропорциональные величины;

    3) стоимость товара, купленного по одной цене, прямо пропорционально зависит от его количества.

    Чтобы отличить прямую пропорциональную зависимость от обратной можно использовать пословицу: «Чем дальше в лес, тем больше дров».

    Задачи на прямо пропорциональные величины удобно решать с помощью пропорции.

    1) Для изготовления 10 деталей нужно 3,5 кг металла. Сколько металла пойдет на изготовление 12 таких деталей?

    (Рассуждаем так:

    1. В заполненном столбце стрелку ставим в направлении от большего числа к меньшему.

    2. Чем больше деталей, тем больше металла нужно для их изготовления. Значит, это прямо пропорциональная зависимость.

    Пусть х кг металла нужно для изготовления 12 деталей. Составляем пропорцию (в направлении от начала стрелки к ее концу):

    12:10=х:3,5

    Чтобы найти , надо произведение крайних членов разделить на известный средний член:

    Значит, потребуется 4,2 кг металла.

    Ответ: 4,2 кг.

    2) За 15 метров ткани заплатили 1680 рублей. Сколько стоят 12 метров такой ткани?

    (1. В заполненном столбце стрелку ставим в направлении от большего числа к меньшему.

    2. Чем меньше ткани покупают, тем меньше за нее надо заплатить. Значит, это прямо пропорциональная зависимость.

    3. Поэтому вторая стрелка одинаково направлена с первой).

    Пусть х рублей стоят 12 метров ткани. Составляем пропорцию (от начала стрелки к ее концу):

    15:12=1680:х

    Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции, произведение средних членов делим на известный крайний член пропорции:

    Значит, 12 метров стоят 1344 рубля.

    Ответ: 1344 рубля.

    «Прямая и обратная пропорциональные зависимости» — Учебник по математике 6 класс (Виленкин)

    Краткое описание:


    В этом разделе Вы узнаете, какие величины прямо пропорциональные, а какие обратно пропорциональные.
    Для того, чтобы понять, давайте сначала разберем простую задачку про квадрат и периметр. Вы знаете, что периметр квадрата равен длине стороны умноженной на четыре, то есть Р=4*а (а – это сторона квадрата). Пусть сторона квадрата у нас будет четыре. Чему равен периметр? Р=4*4=16, значит, если сторона квадрата равна четырем, то его периметр равен 16. Если сторона квадрата 8, чему равен периметр? Р=4*8=32. Значит, если сторона квадрата равна 8, то периметр равен 32. Вы заметили, мы увеличили сторону квадрата в 2 раза (8:4=2) и периметр квадрата тоже увеличился в 2 раза (32:16=2). Когда при увеличении одной величины во столько же раз увеличивается и другая величина, говорят, что эти величины прямо пропорциональны. Можно сказать, что величина Р прямо пропорциональна величине а либо еще говорят, что зависимость величины Р от величины а прямо пропорциональная.
    Или вот еще представьте себе ситуацию. Вы знаете, что до школы Вам идти 800 метров (да, школа недалеко, поэтому утром можно поспать немного подольше). Обычно Вы проходите это расстояние за 8 минут. С какой скоростью Вы идете в школу? Для нахождения скорости Вам нужно разделить расстояние на время: V=S/t, значит V=800/8=100 метров за минуту. Но сегодня Вы проспали и вышли из дома, когда до начала уроков оставалось всего 4 минутки и Вам просто необходимо за это время успеть добежать до школы. С какой скоростью Вы будете бежать? V=800/4=200 м за минуту. Вы заметили, чем меньше время, тем больше скорость. Такую зависимость величин называют обратно пропорциональной, когда при уменьшении одной увеличивается другая.
    Но не все величины в формулах можно называть прямо либо обратно пропорциональными. Вы знаете, что площадь квадрата равна произведению его сторон: S=a*a, у нас есть квадрат со стороной четыре, тогда его площадь S=4*4=16. Если сторона увеличится в два раза и станет 4*2=8, как изменится его площадь? S=8*8=64, стало 64, было 16, 64:16=4. Вы заметили, что сторона квадрата увеличилась в 2 раза, а его площадь – в четыре, значит эти величины (сторона и площадь) не являются прямо пропорциональными, потому что увеличились в разное число раз.

    В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности, чтобы ученикам было интересно работать на уроках. Только в этом случае повышается познавательная активность обучающихся, мышление начинает работать более продуктивно и творчески. Одним из средств повышения интереса к предмету является применение информационных технологий.

    Использование компьютерных технологий на уроке позволяет непрерывно менять формы работы, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение обучающихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.

    Групповая работа на уроке стимулирует познавательную активность учеников, способствует вовлечению их в творческую деятельность и общение. В процессе индивидуальной работы ученики сами стремятся к решению задач, воспитание переходит в самовоспитание.

    Выполнение творческих заданий способствует применению школьных знаний в реальных жизненных ситуациях.

    Тип урока: комбинированный урок

    Цели урока:

    • Познавательные :
      • обеспечить осознанное усвоение обучающимися понятия прямой и обратной пропорциональной зависимости при решении задач;
      • проверить уровень знаний по данной теме через различные формы работы.
    • Развивающие :
      • активизировать мыслительную деятельность учеников посредством участия каждого из них в процессе работы;
      • развивать внимание, память, интеллектуальные и творческие способно­сти;
      • развивать эмоциональную сферу обучающихся в процессе обучения;
      • развивать контроль и самоконтроль.
    • Воспитательные :
      • формировать чувства сотрудничества, взаимовыручки;
      • формировать практические навыки;
      • формировать интерес к изучаемому предмету.

    План урока:

    1. Организационный момент (2 мин.)
    2. Устный счет (4 мин.)
    3. Разбор задач, решенных учениками (5 мин.)
    4. Физкультминутка (2 мин.)
    5. Закрепление изученного материала, групповая работа (16 мин.)
    6. Самостоятельная работа (13 мин.)
    7. Подведение итогов урока (2 мин.)
    8. Домашнее задание (1 мин.)

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    Взаимное приветствие, запись темы урока. Организация работы с картами самоконтроля.

    2. Повторение материала

    а) Решение двумя учениками на доске задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость
    б) остальные устно повторяют основные понятия:

    • как называются числа х и у в пропорции х: а = в: у?
    • равенство двух отношений называется…
    • какая зависимость называется прямо пропорциональной?
    • какая зависимость называется обратно пропорциональной?
    • одна сотая часть числа – это…

    Работа с картами самоконтроля (максимальное количество баллов–1).

    3. Устный счет

    1. Игра «Молчанка»

    а) Какие из равенств можно назвать пропорциями?

    Если пропорция верна, то учащиеся поднимают зеленые карточки, если нет то красные.

    б) Являются ли прямой или обратной пропорциональной следующие зависимости?

    1) число читателей от числа книг в библиотеке;
    2) путем, пройденным автомобилем с постоянной скоростью и временем его движения;
    3) возрастом человека и размером его обуви;
    4) периметром квадрата и длиной его сторон;
    5) скоростью и временем при прохождении одного и того же участка пути.

    Если утверждение верно, то учащиеся поднимают зеленые карточки, если нет то красные.

    Работа с картами самоконтроля (максимальное количество баллов за устный счет 2).

    2. Разбор задач, решенных учениками на доске.

    а) Некоторое расстояние ласточка пролетела за 0, 5 ч со скоростью 50 км/ч. За сколько минут пролетит такое же расстояние стриж, если его скорость 100 км/ч?

    Решение :

    Пусть х часов это время полета стрижа.

    50 км/ч – 0,5 ч
    100 км/ч – Х ч

    0, 25 ч = 25/100 = 1/4 ч = 15 мин.

    Ответ : за 15 минут.

    б) На сахарный завод привезли свеклу из которой получается 12% сахара. Сколько получится сахара из 30 т свеклы этого сорта?

    Решение :

    Пусть х т сахара получится.

    Ответ : 3,6 т.

    4. Физкультминутка

    5. Групповая работа

    У вас на столах карточки. В них по 4 задачи. Группы 1, 3, 5 решают, начиная с №1. Группы 2, 4, 6 решают, начиная с №4 (в обратном порядке).

    1) В 80 кг картофеля содержится 14 кг крахмала. Найти процентное содержание крахмала в таком картофеле.

    Решение :

    Пусть х % крахмала содержится в картофеле.

    17, 5 % составляет крахмал.

    Ответ : 17, 5 %

    2) Из одного поселка в другой по реке можно доплыть за 1,5 ч. Сколько времени понадобится на этот путь моторному катеру, если скорость лодки 3 км/ч, а скорость катера 13,5 км/ч?

    Решение :

    Пусть х часов это время движения катера

    3 км/ч
    13, 5 км/ч
    – 1,5 ч
    – Х ч

    Ответ : 20 мин

    3) При очистке семян подсолнечника 28% составляет шелуха. Сколько чистого зерна получится из 150 т семян подсолнечника?

    Решение :

    Пусть х т зерна получится.

    150 – 42 = 108 (т)

    108 т зерна.

    Ответ : 108 т.

    4) Для перевозки груза потребовалось 48 машин грузоподъемностью 7,5 т. Сколько надо машин грузоподъемностью 4,5 т, чтобы перевезти тот же груз?

    Решение :

    Пусть х машин взято грузоподъемностью 4,5 т.

    Ответ: 80 машин.

    Проверка решения задач на доске.

    Работа с картами самоконтроля (максимальное количество баллов – 8; каждая задача 2 балла)

    5. Индивидуальная самостоятельная работа 4 варианта.

    I вариант

    1) За 4 одинаковые коробки карандашей папа заплатил 48 рублей. Сколько стоят 7 таких коробок карандашей?

    2) Три ученика пропололи грядку за 4 часа. За сколько часов выполнят эту же работу 2 ученика?

    II вариант

    1) При варке мяса остается 65% массы. Сколько получится вареного мяса из 2 кг сырого?

    2) Четыре каменщика могут выполнить работу за 15 дней. За сколько дней могут выполнить эту работу три каменщика?

    III вариант

    1) Липовый цвет теряет 74 % своего веса. Сколько получиться сухого липового цвета из 300 кг свежего?

    2) Мотоциклист проехал 3 часа со скоростью 60 км/ч. За сколько часов он проедет то же расстояние со скоростью 45 км/ч?

    IV вариант

    1) Фермеры Кубы предлагают нам сахарный тростник для производства сахара. Сахарный тростник при переработке в сахар теряет 91 % первоначальной массы. Сколько надо взять сахарного тростника, чтобы получить 900 кг сахара?

    2) В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 1,5 ч. Сколько косцов выпьют такой же бочонок за 3 часа?

    7. Подведение итогов урока

    – Какие типы задач мы на уроке решали?

    Обучающиеся подводят итоги урока в картах самоконтроля и выставляют оценки

    16-17 баллов – «5»
    13-15 баллов – «4»
    9-12 баллов – «3»

    – Цели урока достигнута, а самое главное работа выполнялась в творческой атмосфере.

    8. Домашнее задание

    Повторить п. 13-18.

    Задание по учебнику: №817, №812, дифференцировано №818.

    Литература

    1. Учебник математики 6 класса общеобразовательных учреждений, авторы: Н. Я. Виленкин, В. И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, Москва. «Мнемозина», 2011.
    2. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля Математика 6 классс Москва, «Интеллект-Центр» 2009.
    3. А. И. Ершова, В.В. Голобородько. Математика 6. Самостоятельные и контрольные работы.– М: Илекса, 2011.