Презентация на тему эгоизм и альтруизм. Презентация на тему «Урок орксэ альтруизм эгоизм. превратился в госпиталь





Найдите значение слова « альтруизм "?

Альтруизм - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.



Сочувствие

Сострадание

Добродушие

Ласка

Долг

Жалость

Любовь

Альтруизм

Забота

Терпимость

Сопереживание

Самопожертвование

Отзывчивость

Доброта

Понимание

Человеколюбие

Милосердие




Представители Царского Дома

тоже участвовали в движении

сестер милосердия. Во время первой

мировой войны императрица

Александра Федоровна и четыре

Великие Княжны стали сестрами

милосердия, а Зимний дворец

превратился в госпиталь.

По их примеру многие представители

Дома Романовых свои личные

средства вкладывали в

благотворительность.


Шаляпин

Фёдор Иванович

Третьяков

Павел Михайлович

Станиславский

Константин Сергеевич


  • Директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии при РАМН, президент Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах, заведующий отделением неотложной хирургии и травмы детского возраста Научно-исследовательского института педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН. Доктор медицинских наук, профессор. Член Общественной палаты, председатель Комиссии палаты по вопросам здравоохранения.

Рошаль

Леонид Михайлович


  • Нужно ли милосердие сегодня?
  • Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?
  • Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?
  • Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?
  • А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?
  • Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…
  • А всегда ли нужно бездумно действовать?


Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

(Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.)


Чёрствость

Равнодушие

Бездушие

Гнев

Эгоизм

Злость

Высокомерие

Зависть

Жадность

Жестокость

Осуждение

Безжалостность





  • Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
  • Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
  • Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
  • Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
  • Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
  • Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
  • Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

Подобные документы

    "Субъективный локус контроля" по Роттеру. Статистическое исследование взаимосвязи уровня эгоизма и экстернализма личности. Особенность проявления эгоизма у различных по социальному статусу, уровню благосостояния, гендерному и возрастному показателю людей.

    курсовая работа, добавлен 23.12.2015

    Межличностные и групповые конфликты. Возникновение конфликта, способы его измерения и выхода из конфликтной ситуации. Справедливость как основополагающий фактор сохранения равновесного состояния общественных отношений. Понятия "альтруизм" и "эгоизм".

    контрольная работа, добавлен 22.10.2009

    Характеристика конфликтогенов, играющих главную роль в возникновении конфликтов. Основные типы конфликтогенов по Егидесу: нарушение правил, стремление к превосходству, проявления эгоизма. Персональные, организационные, производственные конфликтогены.

    презентация, добавлен 19.10.2013

    Пессимистический взгляд Артур Шопенгауэра на взаимоотношения между людьми в процессе общения и взаимодействия. Принцип эгоизма. Причины и последствия болезненных привязанностей человека. Соблюдение дистанций, умение человеком разбираться в людях.

    эссе, добавлен 24.05.2016

    Факторы формирования национальной психологии русского народа, особенности национального менталитета. Проблема национального эгоизма. Борьба народа за выживание в невероятно трудных условиях. Система ценностей русского человека. Национальный эгоизм.

    реферат, добавлен 06.11.2012

    Определения любви, данные Э. Роттердамским, Э. Фроммом и древними философами. Любовь к себе как основа любви к другим. Соотношение любви и эгоизма. Отличия любви и привязанности. Признаки любви: самоотдача, доверие. Неотъемлемая часть любви - боль.

    реферат, добавлен 24.12.2008

    Дошкольное детство (3-7 лет). Кризис 7 лет. Агрессивность, упрямство детей дошкольного возраста. Дух противоречия. Эмоциональная неуравновешенность. Неврозы детей, причины и следствия. Эгоизм, эгоцентризм дошкольника.

    курсовая работа, добавлен 17.10.2002

    Идеи американского психолога Абрахама Харольда Маслоу. О понятии "пирамиды потребностей". Основные проблемы в удовлетворении человеческих потребностей на примере человека, имеющего проблемы со слухом. Базовые, познавательные потребности и возможности.

    презентация, добавлен 01.11.2014

    Влияние эмоций и желаний на состояние здоровье человека, возможности управления ими. Основные разрушительные страсти человека. Причины проявления суицида среди подростков. Влияние здорового образа жизни на психологическое и физическое развитие человека.

    презентация, добавлен 18.03.2011

    Образцы житейской мудрости в отношении семьи. Советы: как изменить свои привычки и побороть эгоизм. Развод как социально-психологический феномен, его связь с изменением типа отношений в современной семье. Необычные рецепты счастливого и успешного брака.




Самостоятельная работа Содержание задания.(работа в тетради) 1 ряд 1. Происхождение слова альтруизм. 2. Выведите из текста определение – альтруизм это… 3. Чего хотят альтруисты 4. Приведите пример: альтруистического поступка. 2 ряд 1. Что такое эгоизм? 2. Запишите принцип эгоиста. 3. Поясните, как понимаете: крайний эгоизм. 4. Приведите пример: эгоистического поступка. 3ряд 1. Поясните, как понимаете: разумный эгоизм. Дополнительно для всех: Нарисуйте, если позволит время доброго и злого героя.


Альтруизм (фр. altruisme от лат. alter – другой) – нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. В качестве морального требования альтруизм формулируется в противоположность эгоизму, о чем свидетельствуют золотое правило и заповедь любви «В своих поступках не ущемляй интересы и права другого человека» и «Поступай так, чтобы интерес другого человека становился целью твоего поступка». «Живи и помогай жить другим» – для готовых к самопожертвованию.


ЭГОИЗМ (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека, полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех, счастье). Согласно эгоизму, удовлетворение человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага. Эгоизм обнаруживается в ситуации конфликта интересов, когда удовлетворение личного интереса происходит в ущерб интересу другого человека.















Цель : формирование представлений об альтруизме, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

  • познакомить с понятиями “альтруизм”, “эгоизм”, “разумный эгоизм”; показать полярность альтруистических и эгоистических поступков;
  • воспитывать стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • развивать навыки сотрудничества при работе в группе, коммуникативную компетенцию учащихся

Основные понятия: альтруизм, эгоизм, разумный эгоизм

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, словари (Ожегова, Энциклопедический), раздаточный материал

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (Психологический настрой на урок. Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность)

Ребята! Очень рада вас видеть. Посмотрите в окно: сегодня пасмурный (солнечный) день. Давайте впустим солнышко в наш класс! Как это можно сделать? (улыбнуться) Слайд 2

Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.

Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!

Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка, милые ребята,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало в нашем классе
И светлее, и теплей!

Что хотите пожелать себе и своим товарищам на уроке?

Я уверена, что у нас сегодня всё получится!

Нас ждет увлекательное путешествие в мир этики

2. Актуализация знаний

Ребята, о каких понятиях мы говорим на уроке Основы светской этики?

Соотнесите понятие с его определением (работа в парах) Приложение 1

  • Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, - это... (этика)
  • Это понятие появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало “возделывание земли” ... (культура)
  • Особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей... (мораль)
  • Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними...(добро)
  • То, что мораль стремиться устранить и исправить... (зло)
  • Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом... (добродетель)
  • Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется... (порок)
  • Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества...(свобода)
  • Черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор... (ответственность)
  • Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п. ... (справедливость)

Проверка Слайд 3

3. Постановка учебной задачи

Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях. Каких? Попробуйте расшифровать слова:

ЗМИУРТЬЛА (альтруизм) ЗМИОГЭ (эгоизм) Слайд 4

Сформулируйте тему, цель урока Слайд 5

4. “Открытие” нового знания

Предлагаю вам в течение одной минуты поразмышлять и попробовать объяснить значение данных слов (ответы детей) Слайд 6

Благодарю вас за ответы. Теперь нам предстоит доказать, правы ли мы в наших суждениях. Как это можно сделать? (спросить, найти в Интернете, прочитать в словаре, найти ответ в учебнике)

Работа в группах (фиксирование в речи и знаково)

  • 1 группа работает в Интернете
  • 2 группа работает со словарями
  • 3 группа работает с текстом учебника (с.30-31)
  • 4 группа работает с электронным приложением
  • 5 группа работает с текстом, подготовленным учителем Приложение 2

АЛЬТРУИЗМ ЭГОИЗМ

Итак, альтруизм – это.... Альтруист, это - ...

Эгоизм, это - ... Эгоист, это - ...

5 группа работала с электронным приложением. Назовите синонимы слова альтруизм (альтруист) (бескорыстие, бессребреник, человеколюбие, самоотверженность)

Слайд 8

Получается, что человек о себе вообще не должен думать? Всё отдавать другим? А как же самому жить? Как вы думаете? (ответы детей )

- Обратимся к притче “Зеркало” Слайды 9-15 (или электронное приложение), может быть она нам поможет разобраться (дети читают притчу и обращают внимание на то, что бедный человек не жаден, а тот, кто богат наоборот жадничает, не делится с нуждающимися)

Все ли богатые люди эгоисты?

Ребята, так как же поступать? Если мы что-то себе оставляем, значит, мы не альтруисты? Тогда кто?

Работа с учебником

Обратимся за помощью к учебнику (с. 31)

Что нового вы узнали об эгоизме? (Эгоизм бывает крайний и разумный. Крайний эгоизм направлен на удовлетворение собственных интересов в ущерб других людей. Разумный эгоизм - способность человека, преследовать свои интересы, содействовать общему благу )

5. Первичное закрепление

Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм по отношению друг другу? (Альтруизм противостоит эгоизму )

Работа с иллюстрацией учебника (с.30)

Рассмотрите рисунок, обсудите в паре, что происходит

На рисунке человек отдает все, что купил, людям. Оцените его поступок.

А в итоге он остался без всего и уже не может помочь бедному человеку!

Кому человек раздавал свои покупки, бедным людям? (нет, они хорошо одеты ) Зачем тогда он с ними делился?

Альтруистом быть хорошо? (да, но надо помогать в первую очередь нуждающимся людям... )

6. Самостоятельная работа

Работа с электронным приложением (контроль)

7. Включение в систему знаний

Поразмышляйте: чем альтруизм лучше эгоизма? Проанализируй литературных героев, с точки зрения альтруизма и эгоизма:

(не всем героям можно дать однозначную оценку, важно как ребенок аргументирует свою точку зрения ) Слайд 16

  • Золушка
  • Колобок
  • Кот Леопольд
  • Человек – Паук
  • Баба – Яга
  • Илья Муромец
  • Карлсон
  • Айболит

С какими трудностями столкнулись, выполняя задание? Почему?

Предлагаю вам дома найти литературных героев - альтруистов и эгоистов

Попробуйте поразмышлять над заданием 2 (или 3) на с.31 учебника

8. Рефлексия

С какими понятиями работали на уроке? Какие цели поставили перед собой, смогли ли их достичь?

Что вас особенно заинтересовало? О чем вы хотите рассказать родителям?

Чтобы выйти из заколдованного круга (хором: любите друг друга)

Чтобы не быть в обиде, когда придётся туго. Во время труда и в час досуга (любите друг друга)

Зимой за окном свирепствует вьюга, а вы всё равно (любите друг друга)

Используемые ресурсы.

  1. Программа курса “ОРКСЭ”. А.Я. Данилюк. М.: Просвещение. 2010
  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса. Авторы: Морозова Е.А. и Дебердеева Т.Х. ВИПКРО, Владимир, 2010.
  4. Электронное приложение к учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: Просвещение, 2012.

Урок 13. Альтруизм и эгоизм

Комментарий

«Зачастую человек помогает другим только потому, что может это сделать. Он чувствует в себе силы, которые может потратить на добрые дела».

Интересно, помощь в том случае, когда ее нужно оказать, тоже альтруизм? (Например, человек поскользнулся, упал, сильно ушибся, вокруг никого нет, кроме тебя…)

«Будучи противоположностями, альтруизм и эгоизм могут успешно дополнять друг друга. Дело в том, что при всей моральной привлекательности альтруизм не способен от недостатков. Так, больше ценятся альтруистические поступки, направленные на благо «дальнего», помощь случайным людям… Однако излишняя любовь к «дальнему» может привести к забвению «ближних». И в данном случае уместно представление о разумном эгоизме как добродетели».

Если ценить альтруизм, разве он останется таковым? Разве это не расчет? Тогда это эгоизм? Кто такие «дальние» и «ближние»? Какие бы мы ни добавляли эпитеты, эгоизм есть эгоизм. Получается, тогда он добродетель?