Презентация литературный язык и его разновидности. Литературный язык и нелитературные варианты презентация к уроку на тему. Литературный язык обладает своими особенностями

Слайд 3

Краткая биография

Константин Дмитриевич Ушинский(1824-1870/71), основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета, в 1846-49 профессор Ярославского Демидовского лицея, в 1854-59 преподаватель и инспектор классов Гатчинского сиротского института, в 1859-62 инспектор классов Смольного института. Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания.

Слайд 4

Основные научные работы К. Д. Ушинского по педагогике

Педагогическая поездка по Швейцарии (1870) Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1868-69)Книги для первоначального классного чтения: Детский мир (1861) Родное слово (1864)

Слайд 5

Обосновывая свой взгляд на воспитание, образование, К.Д. Ушинский исходит из следующего положения: «Если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, мы должны его знать так же во всех отношениях». Цель воспитания, по Ушинскому, – воспитание совершенного человека. Это очень емкое, сложное определение, включающее в себя: гуманность, образованность, трудолюбие, религиозность, патриотизм.

Слайд 6

Народность и народная школа в понимании К.Д. Ушинского

«...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»

Слайд 7

Центром первоначального обучения К. Ушинский считал родной язык. Обучение детей родному языку имеет три цели: Развитие «врожденной душевной способности, которую называют даром слова»; Введение детей в сознательное обладание родным языком; Понимание ими «логики этого языка, то есть грамматических законов в их логической системе».

Слайд 8

Взгляд на педагогику как науку и искусство

Разрабатывая основы научной педагогики, К. Д. Ушинский создает полноценную, всеобъемлющую теорию обучения – дидактику, в которой раскрывает все основные вопросы обучения с опорой на психологию ребенка, логически строго определяя их сущностные характеристики. К.Д. Ушинский рассматривает педагогику как науку и педагогическое искусство в единстве, как две стороны единого сложного процесса воспитания. Ушинский предостерегает от противопоставления практики и теории. Он писал, что «одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине».

Слайд 9

Внимание к личности ребенка в обучении и воспитании

Обучение К.Д. Ушинский рассматривает как средство воспитания и выделяет два вида учения: «...1) учение пассивное посредством преподавания; 2) учение активное посредством собственного опыта».

Слайд 10

Учитель-воспитатель – центральная фигура образовательного процесса

Большую роль Константин Дмитриевич отводит личной убежденности педагога: «Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретые теплотой, его личные убеждения не будут иметь никакой силы».

Слайд 11

«В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».

Слайд 12

Заключение

Педагогическое наследие К.Д. Ушинского – очень важный источник осмысления ведущих идей теории и истории педагогики, философии и истории образования. По праву К.Д. Ушинского сегодня можно назвать основателем направления педагогической гуманистики в научной педагогике.

Слайд 13

Список литературы

http://ru.wikipedia.org Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. I том. К.Д.Ушинский lib.nspu.ru/umkК.Д. Ушинский – ОСНОВОПОЛОЖНИК НАУЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Посмотреть все слайды

Презентация: Педагогические идеи КД Ушинского

Педагогические идеи К.Д. Ушинского

Антропологическое обоснование педагогического знания

— Оригинальность и безусловное новаторство подхода К.Д. Ушинского состоит в том, что он философские, психологические и другие знания направил в русло воспитания и обучения человека. Особенно это было важно для отечественной педагогики, не имевшей к тому времени прочных научных основ.

Антропологические науки
«Такими науками для педагогики, из которых она почерпает знание средств, необходимых ей для достижения её целей, являются все те науки, в которых изучается телесная или душевная природа человека, и изучается притом не в мечтательных, но в действительных явлениях».

Анатомия

— «Но неужели мы хотим, спросят нас, чтобы педагог изучал такое множество и таких обширных наук, прежде чем приступить к изучению педагогики в тесном смысле как собрания правил педагогической деятельности? Мы отвечаем на этот вопрос положительным утверждением. Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

— «… не можем мы назвать педагогом того, кто изучил только несколько учебников педагогики и руководствуется в своей воспитательной деятельности правилами и наставлениями, помещёнными в этих «педагогиках», не изучив тех явлений природы и души человеческой, на которых, быть может, основаны эти правила и наставления»

— : «Но конечно, психология, в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога, занимает первое место между всеми науками»

— К.Д. Ушинский считал необходимым глубоко проникнуть в физиологическую, психологическую и социальную природу человека, поскольку там, по его мнению, имеются огромные неиспользованные возможности для воспитания. «Пересматривая психические факторы, добытые в разных теориях, мы поражаемся едва ли ещё не более обширною возможностью иметь громадное влияние на развитие ума, чувства и воли в человеке и точно также поражаемся ничтожностью той доли из этой возможности, которою уже воспользовалось воспитание».

Закон детской природы

—«Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью».

1. Народность в воспитании

— «Не педагогика и не педагоги, - писал он, - но сам народ и его великие люди прокладывают дорогу в будущее: воспитание только идёт по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, помогает идти отдельным личностям и новым поколениям»

— «… позаботимся о том, чтобы дерево росло лучше, но не дерзнём коснуться его вековых корней! – писал К.Д. Ушинский. – Дерево сильно – оно выдержит много новых прививок, сколько-нибудь ему свойственных: но, благодаря богу, корни этого дерева уходят глубоко в землю, так, что мы до сих пор, не успели их докопаться. Нет, русское воспитание не поддаётся и не поддастся нашим усилиям до тех пор, пока мы сами в себе не примирим европейского образования с живущими в нас элементами народности».

— «Но может быть, возможно, заимствуя из каждой народной системы воспитания то, что достойно в ней подражания, составить одну, общую, совершенную? – На этот вопрос он отвечает так. – Смело можно утверждать, что такая составная система воспитания, если бы она была возможной, оказалась бы бессильнее всех исключительных народных систем, и её влияние на общественное развитие народа было бы в высшей степени ничтожно»

— К.Д. Ушинский видит следующее соотношение общемирового педагогического процесса и конкретного педагогического процесса в данной стране: «Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно также нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные свои силы».

Общественный характер образования

— «Общественное воспитание только тогда оказывается действительным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого. Система общественного воспитания, вышедшая не из общественного убеждения, как бы хитро она ни была обдумана, окажется бессильной, и не будет действовать ни на личный характер человека, ни на характер общества. Она может приготовлять техников, но никогда не будет воспитывать полезных и деятельных членов общества, и если они будут появляться, то независимо от воспитания.

— Возбуждение общественного мнения в деле воспитания есть единственно прочная основа всяких улучшений по этой части: где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания, хотя может быть множество общественных учебных заведений».

Источники

— Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. Т.8 Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии Т. 1.- М.-Л.: АПН РСФСР,1950.- С. 28.

— Ушинский К.Д. Собрание сочинений; В 11 т. Т. 3. Педагогические статьи 1862 – 1870 г.г.- М.-Л.: АПН РСФСР,1948.- С. 147.

— Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. Т.2. Педагогические статьи 1857-1861 гг.-М.-Л.: АПН РСФСР,1948.-С. 165., 483.

























Педагогические идеи А.С.Макаренко

Самая трудная вещь - требование к себе

А.С. Макаренко


Антон Семенович Макаренко (1888-1939)

Один из отечественных педагогов и писателей. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-30-х годов.

Спектр научных интересов Макаренко направлен на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.


А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика , трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку ».

Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания.


Узловой пункт теории Макаренко – тезис параллельного действия , то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности.

При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом , а не объектом педагогического воздействия.


Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников , жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности.


основы педагогики А.С. Макаренко

1. Воспитание детей в коллективе

Коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах:

  • общая цель;
  • общая деятельность;
  • дисциплина;
  • органы самоуправления;
  • связь данного коллектива с обществом

По своей структуре коллектив делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении.


2. Дисциплина и режим

Дисциплина – это не средство и не метод воспитания . Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь учащихся.

Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива.

Режим средство (метод) воспитания . Он должен быть обязателен для всех, точно по времени.

Свойства режима: должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит изменчивый характер. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания.


3. Трудовое воспитание

Макаренко не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде . В его коммуне труд носил промышленный характер. Дети работали и учились по 4 часа в день. Открыли вечерний Индустриальный Техникум. Принцип полной самоокупаемости коммуны.


Проблема семейного воспитания

Макаренко пишет лекции для родителей о воспитании, в которых есть общие условия семейного воспитания, пишет о родительском авторитете , о трудовом воспитании в семье , о дисциплине , о половом воспитании .

Он пишет «Книгу для родителей», рассматривает проблемы педагогического мастерства и педагогической техники .


коллективизм в понятии А. С. Макаренко

« В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом» (А. С. Макаренко).

Эта сторона личности включает в себя следующие признаки:

1. Умение работать в коллективе;

2. развитую способность к коллективному творчеству;

3. товарищескую солидарность и взаимопомощь;

4. активное участие в коллективной деятельности;

5. заботу о своем коллективе и его перспективах;

6. осознание себя хозяином коллектива;

7. ответственность за своих товарищей и за весь коллектив;

8. умение приказать и подчиниться товарищу;

9. желание и потребность подчинить свои интересы коллективу;

10. принятие коллективных перспектив и традиций как своих собственных.


Антон Семенович разработал и на практике блестяще использовал принцип параллельного воздействия на личность через коллектив. Антон Семенович впервые научно разработал методику воспитания в коллективе, рассмотрел такие вопросы, как:

Строение коллектива;

Взаимоотношения в коллективе;

Педагогическое требование, дисциплина, поощрения и наказание;

Нравственное и трудовое воспитание;

Стиль работы;

Самоуправление, традиции;

Индивидуальный подход к детям.

Макаренко выступал за широкую и полную демократизацию воспитания и обучения , за создание нормального психологического климата, который дает каждому гарантию защищенности. Гарантию свободного и творческого развития.


Одной из черт демократического воспитательного процесса

А. С. Макаренко считал самоуправление .

Антон Семенович так организовал педагогический и трудовой процесс в коммуне, что «каждый человек включался и систему реальной ответственности» : и в роли командира, и в роли рядового. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди.

Важнейшей гранью жизни воспитательного коллектива Антон Семенович считал характер взаимоотношений педагогов со своими воспитанниками : добивался отношений демократичных, а не авторитарных; отношений, основанных на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности.

Воспитатель - это, прежде всего член коллектива , а потом уже наставник, старший товарищ.


Опираясь на взгляды выдающихся советских педагогов, Макаренко взял идею труда и практически ее реализовал.

«Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не при носит воспитательной пользы, оказывается нейтральным» (А. С. Макаренко).

- участие в производительном труде сразу меняло социальный статус (положение) подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;

Антон Семенович считал, что труд, не имеющий в виду создание ценностей, не является положительным элементом воспитания .


В формировании подрастающего поколения также надо учитывать влияния семьи , поэтому Макаренко А. С. написал художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха «семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом .

Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой - все это влияет на детей, формирует их личность.


Педагогическая цель в понимании Макаренко

Макаренко считал, что ведущим компонентом в воспитании выступает педагогическая цель . Цель как непреложный закон обуславливает содержание воспитательного процесса, его методы, средства, результаты . Цель предопределяет требования к воспитаннику, и к воспитателю, и к другим субъектам педагогического процесса, ко всем условиям воспитания .

Поэтому цель воспитательного процесса, указывает Макаренко, должна всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем как обязательная, и к ней «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии». Воспитательная работа должна быть, прежде всего целесообразной .

Таким образом, педагог , рассуждает Макаренко, должен всегда иметь цель в каждом своём действии, хорошо представлять результат своей работы и создавать все условия для достижения этого результата.


Педагогический коллектив как необходимое условие воспитания и обучения

Огромное значение Макаренко придавал формированию педагогического коллектива.

Он писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

А. С. Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педагогическое мастерство учителя обусловлено уровнем сформированности педагогического коллектива. «Единство педагогического коллектива , - считал он, - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идёт вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее».

Отношения педагогов и воспитанников по Макаренко

В теоретическом наследии и опыте А. С. Макаренко проблема формирования отношений педагогов и воспитанников – одна из центральных.

«Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы». Педагог для того и вступает в личные отношения с учащимися, чтобы выполнить задачу направления развития отношений учащихся ко всей окружающей действительности. Он может и обязан сознательно использовать свои отношения с учащимися в качестве средства сознательного регулирования процесса формирования всей совокупности отношений своих воспитанников к окружающей действительности.

Отношения педагогов и учащихся – это взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, направляемое педагогами в соответствии с целями воспитания, выдвигаемыми обществом и обусловленными социально и психологически всей системой господствующих в обществе материальных и идеологических отношений.

В трудах А. С. Макаренко были раскрыты сущность и основы методики формирования гуманных, товарищеских отношений учителя и учащихся . Принципиально новым в его подходе к данной проблеме было то, что он сумел преодолеть чисто декларативный характер провозглашения роли коллектива.


Педагогический опыт по Макаренко

При анализе особенностей учащихся Макаренко исходил из понятия педагогического опыта как чрезвычайно сложного социального явления .

Его главнейшими компонентами выступают личность учащегося и личность педагога , ставящего определённые воспитательные цели; здесь действуют определённые воспитательные средства , условия ; им соответствуют результаты . Закономерности же процесса воспитания есть не что иное, как существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между этими компонентами воспитания.

Таким образом, ещё одно требование, предъявляемое к личности учителя Макаренко, - наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянные наблюдения и переработки педагога в его отношениях с детьми.


Особенности педагогических приёмов по Макаренко

Учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, считал Макаренко, педагог каждый раз находит свой воспитательный приём , который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика. То есть он должен найти лучший вариант , дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.

Развитие педагогического мастерства учителя идёт по логике : от подражательного переноса приёмов в свой опыт до творческого его преломления, к вариативности и созданию новых собственных средств прикосновения к личности воспитанника.


некоторые из приемов, которые применял Макаренко:

а) Метод - «атака в лоб». Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам

б) Метод «обходного движения», когда «против личности восстановлен весь коллектив

в) Важным средством воспитания Антон Семенович считал «воздействие словом»

г) Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике

д) «Метод переключения страстей»


Свобода творчества учителя во взглядах Макаренко

Особое внимание в своей педагогической практике и попытках её теоретического обобщения Макаренко уделял роли учителя в образовательном процессе , считая, что лишённый своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, учитель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику.

Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия, но в рамках его определённых установок, что и является решающим.


Список литературы

1. Гордин Л.Ю Диалектика общечеловеческих и социалистических ценностей в наследии А.С.Макаренко // А.С.Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. – Нижн. Новгород, 1992.

2. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. Книга для учителя. – М.: Просвещение.

3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Пед. соч.: В 4 т. – М.: Правда, 1987. – Т.1. – С.149-570.

4. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Пед. соч.: В 8 т. / Сост. М.Д.Виноградова, А.А.Фролов. – М.: Педагогика, 1984. – Т.4.

5. Моргун В.Ф. А.С.Макаренко и проблема «многомерности» личности (вопросы психологии) // А.С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. – Нижн. Новгород, 1992.

6. Опалихин В.М. Освоение идей и опыта А.С. Макаренко в школах Челябинской области // А.С.Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. – Нижн. Новгород, 1992.

7. Питюков В.Ю. Педагогическая операция как единица воспитательного процесса и проявление технологического подхода в воспитании // А.С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. – Нижн. Новгород, 1992.


Морфологические и синтаксические нормы Составь словосочетания и предложения Убежа(-ла. -ло) молоко, девочка. Красн(-ый, -ая, -ое) яблоко, помидор, рябина. Я (идти) и ты (идти). Мы с (ты) дружим. Сломанн(-ый, -ая, -ое) карандаш, ручка, дерево


Проверь себя! Убежало молоко (ср.р.), убежала девочка (ж.р.) Красный помидор (м.р.), красная рябина (ж.р.), красное яблоко (ср.р.) Я иду (1 лицо) и ты идёшь (2 лицо) Мы (с кем?) с тобой (тв.пад.) дружим. Сломанный карандаш (м.р.), сломанная ручка (ж.р.), сломанное дерево (ср.р.)


Определите границы предложений в стихотворении К.И.Чуковского В реке там рыба на бугре Мычит корова в конуре Собака лает на заборе Поёт синичка в коридоре Играют дети на стене Висит картина на окне Узоры инея в печурке Горят дрова в руках девчурки Нарядная там кукла в клетке Ручной щегол поёт салфетки Там на столе лежат коньки К зиме готовят там очки Лежат для бабушки тетрадки Всегда содержатся в порядке.


Проверь себя! В реке там рыба. На бугре Мычит корова. В конуре Собака лает. На заборе Поёт синичка. В коридоре Играют дети. На стене Висит картина. На окне Узоры инея. В печурке Горят дрова. В руках девчурки Нарядная там кукла. В клетке Ручной щегол поёт. Салфетки Там на столе лежат. Коньки К зиме готовят. Там очки Лежат для бабушки. Тетрадки Всегда содержатся в порядке.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Русский язык"

Готовые презентации по русскому языку будут незаменимым помощником для учителей, учащихся и их родителей.Использование презентации по русскому языку помогает в изучении грамматики, правил и исключений, времен и спряжений, падежей и склонений. Яркие иллюстрации и красивые слайды снимут напряжение в классе и втянут каждого школьника в образовательный процесс. В разделе "Русский язык" собраны качественные уникальные презентации по русскому языку для 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класса, а также презентации для подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

Слайд 1

Слайд 2

Свои истоки литературный язык берет еще из древнерусской литературы. Но 19 век стал временем окончательного становления русского литературного языка. Огромная заслуга в этом принадлежит А.С. Пушкину. Его творчество – итог поисков, каким должен быть литературный язык.

Слайд 3

«Литературный язык - язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме…»

Слайд 4

Разделы языка
Фонетика Фонетика Звуки речи
Морфемика Морфемика Состав слова
Лексика Лексика Словарный состав языка
Грамматика Морфология Слово как часть речи
Грамматика Синтаксис Словосочетание и предложение
орфоэпия
орфография
пунктуация
стилистика

Слайд 5

Литературный язык- это образцовый язык, нормы которого обязательны для каждого говорящего по-русски.

Слайд 6

Нормы литературного языка
Произносительные, морфологические, синтаксические, стилистические, нормы правописания

Слайд 7

Функция языка является проявление его сущности без чего язык не может считаться языком. Важнейшая функция языка - коммуникативная. Она служит средством общения, позволяет выражать мысли. Другая функция - познавательная. Средство сознания, способствующее деятельности сознания и отражающее ее результаты, участвует в формировании мысли. Аккумулятивная функция языка заключается в том, что язык помогает сохранить и передавать информацию. Эмоциональная функция выражает чувства, эмоции. Так же выделяют функцию воздействия, функцию обобщения. Способность языка к обобщению позволяет передавать друг другу сложные идеи, понимания.

Слайд 8

В научной лингвистической литературе выделены основные признаки литературного языка: 1) обработанность; 2) устойчивость; 3) обязательность (для всех носителей языка); 4) нормированность; 5) наличие функциональных стилей.

Слайд 9

Основные требования, которым должен соответствовать литературный язык, – это его единство и общепонятность. Современный русский литературный язык многофункционален, используется в различных сферах деятельности человека. Основные из них: политика, наука, культура, словесное искусство, образование, бытовое общение, межнациональное общение, печать, радио, телевидение.