Презентация домашнее использование здоровьесберегающие технологии. Презентация на тему «Здоровьесберегающие технологии

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Здоровьесберегающие образовательные технологии в школе». Выполнила: Плужникова В.Н. , учитель географии МОУ СОШ № 21 г.Балаково Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”. Академик, хирург Н.М.Амосов.

1 . Медико-гигиенические технологии (МГТ). 2 . Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). З. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). 4 . Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). 5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы: организационно-педагогические технологии (ОПТ) , психолого-педагогические технологии (ПИТ) , учебно-воспитательные технологии (УВТ) Классификация здоровьесберегающих технологий:

Гигиенические условия в классе (кабинете); Число видов учебной деятельности, используемых учителем; Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности; Число использованных учителем видов преподавания; Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Чередование видов преподавания; Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов; Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы; Физкультминутки и физкультпаузы; Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке; Благоприятный психологический климат на уроке; Преобладающее выражение лица учителя; Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности; Темп и особенности окончания урока; Состояние и вид учеников, выходящих с урока. При сохраненияи здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий. Гигиенические условия в классе (кабинете):

Число видов учебной деятельности, используемых учителем: Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д.

Ориентировочная норма: 7-10 минут. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности

словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок. Число использованных учителем видов преподавания:

не позже чем через 10-15 минут. Чередование видов преподавания

методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это:

для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов

Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять. Физкультминутки и физкультпаузы

Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:

Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Благоприятный психологический климат на уроке.

Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д. Преобладающее выражение лица учителя.

Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками. Темп и особенности окончания урока.

Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя. Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Таким образом, все используемые на уроке учителем технологии, педагогические приемы могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье учащихся. “Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье». Академик, хирург Н.М.Амосов.

Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Издательство «АРКТИ», 2006 г., с.319 http://office.microsoft.com/ru-ru , http://fantasyflash.ru Использовались материалы.


Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологи и , без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Здоровье сберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.
Цель здоровье сберегающей технологии :
обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.

Задачи здоровье сберегающей технологии:
1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
3. осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
  • динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
  • подвижные и спортивные игры
  • контрастная дорожка, тренажеры
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • утренняя гимнастика
  • физкультурные занятия
  • бассейн
  • точечный массаж
  • спортивные развлечения, праздники
  • День здоровья
  • СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
  • Технологии музыкального воздействия.
  • музыкотерапия
  • сказкотерапия
  • библиотерапия

4 . Технология коррекции поведения.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога — психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо.
Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

Скачать презентацию

воспитатель МБДОУ №7 «василек»

г. Осинники Кемеровской области, Россия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Нижегородской области «КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ» Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

преподаватель Ананьева Нина Ивановна


« Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля» А. Шопенгауэр

  • Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Здоровье – дело не только личное, но и общественное.

6 признаков здоровья:

  • отсутствие болезней;
  • нормальное функционирование организма;
  • гармонизация организма и окружающей среды;
  • способность человека к полноценному выполнению основных социальных функций;
  • полное физическое, психическое и социальное благополучие;
  • адаптация человека к усложняющейся и меняющейся окружающей среде.

Цель здоровьесберегающей педагогики -

  • обеспечить выпускнику образовательного учреждения высокий уровень реального здоровья, вооружая его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитывая у него культуру здоровья.

Отношение к проблеме ортобиоза прежде всего надо начать с личности преподавателя.

  • ОРТОБИОЗ - [
  • ортобиоз включает заботу о физическом здоровье, оптимальный ритм работы и отдыха, двигательную активность, рациональное питание, культуру общения и личную …

(Словарь иностранных слов русского языка)


Самому педагогу необходимо изменить…

  • мировоззрение преподавателя
  • отношение преподавателя к студентам
  • отношение педагога к задачам учебного процесса
  • Данные направления и определяют пути повышения педагогического мастерства учителя проработку и освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия со студентами.

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

  • обстановку и гигиенические условия в кабинете;
  • число видов учебной деятельности;
  • среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности;
  • наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся;
  • место и длительность применения ТСО;
  • физкультминутки и другие оздоровительные моменты;
  • наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
  • психологический климат на уроке; наличие на уроке эмоциональных разрядок.

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

1) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного студентами на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

2) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

3) темп и особенности окончания урока.





Реализуя методы здоровьесбережения в своей деятельности, педагог должен проявить следующие умения:

  • — анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
  • — владеть основами здорового образа жизни;
  • — устанавливать контакт с коллективом студентов;
  • — наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
  • — прогнозировать развитие своих студентов;
  • — моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
  • — личным примером учить студентов заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.


Cлайд 1

Cлайд 2

Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия. Современная школа и состояние здоровья школьников.

Cлайд 3

По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции: значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их осталось не более 10 – 12%); стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50 – 60 % школьников; резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей; увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% школьников 5 и более диагнозов).

Cлайд 4

Статистические данные о здоровье учеников школы №164 (из отчета мед.кабинета за 2007 г.)

Cлайд 5

К важнейшим причинам неблагополучия здоровья учащихся относятся: стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся; недостаток физической активности учащихся; перегруженность учебных программ; невозможность реализовать индивидуальный подход к учащимся; несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса; неправильная организация питания учащихся в школе; недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов; низкий уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.

Cлайд 6

Проблемам, связанным со здоровьем учащихся, соответствуют задачи в этой области, стоящие перед школой: снятие учебных перегрузок, приводящих их к состоянию переутомления; организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии; организация правильного питания школьников во время их пребывания в школе; профилактика школьных болезней; охрана и укрепление психологического здоровья учащихся (предупреждение стрессов, распространения вредных привычек, зависимостей и т.д.)

Cлайд 7

Здоровьесберегающие образовательные технологии – то, что делают педагоги, медики, и другие специалисты школы для защиты здоровья учащихся и своего собственного от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательным процессом. Здоровьесберегающая педагогика – педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья. Здоровьесберегающее пространство школы – это территория грамотной, комплексной и неустанной заботы каждого о своём здоровье и о здоровье другого.

Cлайд 8

Здоровьесберегающие технологии предполагают консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение формирование и укрепление здоровья учащихся.

Cлайд 9

Принципы здоровьесберегающей педагогики: принцип ненанесения вреда. принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся; принцип триединого представления о здоровье; принцип непрерывности и преемственности; принцип индивидуального подхода к учащимся; принцип соответствия содержания обучения возрастным особенностям учащихся; комплексный междисциплинарный подход; принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих воздействий; приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными; приоритет активных методов обучения; принцип охранительной и тренирующей стратегии; принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье; принцип отсроченного результата; принцип контроля за результатами;

Cлайд 10

Приоритет здоровья ШКОЛА, работающая по принципам здоровьесберегающей педагогики Диагностика и мониторинг здоровья и здоровье- сберегающей работы школы Учебно- воспитательные технологии Организационно- педагогические технологии Психолого- педагогические технологии Здоровьесберегающие образовательные технологии Обратная связь Обратная связь Лечебно- образовательные технологии Социально- адаптирующие технологии Сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся

Cлайд 11

Возможные пути решения проблемы организации физической активности учащихся и профилактики гиподинамии: увеличение количества уроков физкультуры; изменение содержания уроков физкультуры, превращая их в «тропинки здоровья»; использование на уроках физкультминуток и проведение подвижных перемен; проведение занятий для детей с ограничениями по здоровью. обучение учителей-предметников технологиям, способствующим снятию у школьников мышечных зажимов и уменьшающим гиподинамию; предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале, бассейне и на спортплощадках школы во внеурочное время.

Cлайд 12

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие учащихся. К физкультурно-оздоровительным технологиям относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового тренированного человека от физически слабого.

Cлайд 13

Организация физической активности учащихся и профилактика гиподинамии в нашей школе имеет систему: Уроки физкультуры. Физкультминутки на уроках. Занятия в секциях ОДОД (баскетбол, волейбол, тхэквандо) Занятия в бассейне. Спортивные праздники. Спортивные соревнования Участие в городских и районных соревнованиях. Занятия одарённых детей в спортивных школах и клубах района.

Cлайд 14

Методология воспитания культуры здоровья школьников основана на: обеспечении их грамотности в вопросах здоровья, формировании мотивации на ведение здорового образа жизни, воспитании ответственности за собственное здоровье и здоровье своих близких.

Cлайд 15

Необходимый уровень грамотности в вопросах здоровья может быть достигнут путём интеграции вопросов здоровья в содержание большинства школьных программ (в первую очередь – ОБЖ, биологии, физкультуры).

Cлайд 16

Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся.

Cлайд 17

Идеальная школа Школа, целенаправленно создающая здоровьесберегающее пространство (процесс бесконечный) Все радует глаз: лица школьников и учителей, охранников и работников столовой; внутреннее убранство школы и внешний вид учеников В школе настроение сотворчества и взаимоуважения Пришкольный участок – чистый, много цветов, хорошо оборудованные спортивные площадки О курящих на ступеньках школы здесь не может быть и речи. Утром вас встречает улыбкой администрация школы, но не для того, чтобы отследить опоздавших, а чтобы поприветствовать каждого входящего. Чистота в коридорах и классах Удивляет чистота и опрятность туалетов: зеркала, сушилки, туалетная бумага. Цветы создают экологический комфорт. Заметна грамотная работа дизайнера(правильный подбор цвета стен, минимум прямых углов и прямоугольных фигур, утомляющих зрение).

Cлайд 18

На стенах стенды, которые постоянно обновляются, а значит, читаются. В одном классе занимается 15-20 школьников. Помещения регулярно проветриваются, по графику. В классах кондиционеры, очищающие и увлажняющие воздух. Стекла чистые, почти не заметные. Когда включены светильники (все работают) нет никакого жужжания. Мебели много, но она складная, поэтому свободного пространства достаточно. Интерьер каждого класса индивидуален, но в каждом есть шведская стенка, широкая доска, рейки с крючками для развешивания схем, плакатов, таблиц. На потолке и в передних углах класса размещены рисунки-траектории для гимнастики глаз Телевизор и видеоплеер находятся в рабочем состоянии (экран не запылился). В одном из углов – музыкальный центр. Во всех кабинетах – компьютер. Гордость учителей – система для свето-цветовой оркестровки урока. Часть урока требует особой освещенности передней части класса, где находится учитель. В это время снижение освещенности остальной части класса позволяет учащимся лучше перестроиться в режим слушания и внимания на доску. И наоборот, когда класс выполняет задание освещенность передней части снижается.Эти переключения способствуют лучшему переключению учащихся с одного режима работы на другой.

Cлайд 19

Во время урока проводятся физкультминутки. Если дети перевозбуждены, то учитель профессионально проводит короткий сеанс успокоения и отдыха. Улыбки в этой школе приветствуются и на уроках и во взаимоотношениях между всеми, находящимися под ее крышей. Столовая напоминает ресторан: чисто, уютно, красиво, оригинальный интерьер, тихая музыка, на столах – салфетки, йодированная соль. Но главное – ассортимент блюд соответствует принципам рационального питания. В школе используется питьевая вода. В спортзале на скамейке нет «освобожденных», они занимаются по отдельной программе. Зал оборудован всем необходимым для интересных уроков. В современно оборудованные медицинский кабинет дети почти не обращаются. Школа продолжает жить активно и творчески и после уроков. Проводятся факультативные занятия, работают кружки и секции.Идет подготовка нового стенда, снимается видеофильм, репетируется новая программа эстрадного ансамбля, идут занятия ритмикой. Не пустует психологический блок, в котором идут занятия самодиагностики и психологического тренинга, эмоциональной разгрузки. Эпицентр оживления активности – спортзал. Работает тренажерный зал и зал лечебной физкультуры. Школа проводит занятия по плаванию в бассейне.

Cлайд 20