Преподавание конфликтологии в вузах. Много на свете загадочных явлений, и одно из них — специальность конфликтология. Специальность конфликтология - вузы

  • новая, улучшенная аудио-версия;
  • новый, профессиональный графический дизайн;
  • исключены все теоретические темы;
  • расширены и систематизированы практические темы, добавлены новые советы и ситуации;
  • доработана стилистика изложения материала для большей ясности, краткости и понятности материалов;
  • новое содержание интерактивных тестов: исключены все теоретические вопросы;
  • новый формат интерактивных тестов: вместо одного большого теста после каждого блока, сейчас предлагаются меньшие тесты после изучения каждого отдельного модуля. Так вы можете лучше усвоить и закрепить в памяти только что полученные знания и навыки.

Конфликтология - это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Цель курса «Конфликтология» - научить вас навыкам эффективного разрешения конфликтов и поведения в конфликтных ситуациях.

В результате изучения курса «Конфликтология» вы будете знать:

  • современные практические приемы разрешения конфликтов;
  • техники управления конфликтными ситуациями;
  • скрытые и явные причины конфликтов в деловых и личных отношениях;
  • способы эффективного противостояния и разрешения конфликтов.

В результате изучения курса «Конфликтология» вы также будете уметь:

  • определять точные причины конфликта, а также цели, мотивы и интересы конфликтующих сторон;
  • просчитывать очевидные и скрытые последствия конфликта, а также варианты влияния и давления на конфликтующие стороны;
  • выполнять функции посредника между конфликтующими сторонами;
  • использовать точные приемы психологической самозащиты и воздействия на противостоящую сторону;
  • общаться в условиях острого противоборства и экстремальных условиях.

Конфликтология реально поможет вам распознавать конфликты, принимать меры для их решения и профилактики. Она даст вам возможность ориентироваться в сложностях социальной жизни, находить лучшие решения в конфликтных ситуациях, а также придумывать самые действенные способы воздействия на поведение людей, вовлеченных в конфликтное противоборство.

Программа курса «Конфликтология»

Блок 1. Конфликты и конфликтогены

  • Конфликт - это хорошо и нормально. Конфликт - это нормально. Конфликты есть всегда и везде. Конфликты можно прогнозировать и регулировать. Причины конфликтов: внешние и внутренние. Вся информация передается с потерями и искажениями. Азбука управления конфликтами: о чем нужно всегда помнить. Как люди чаще всего ведут себя в конфликтах.
  • Конфликтогены и рабочие конфликты. Все о конфликтогенах. Типы конфликтогенных действий. Способы преодоления конфликтогенов. Управление рабочими конфликтами. Основные методы и параметры при работе с конфликтами. Конфликт в команде: действия в типичных ситуациях. Конфликт - источник развития. Улаживание конфликта административными способами. Дополнительные техники регуляции деловых конфликтов.

Блок 2. Правила и технологии разрешения бытовых и межличностных конфликтов

  • Технологии успешного разрешения конфликтов. С чего начинается управление конфликтом. Правила формулирования конфликтной ситуации. Способы избежать конфликта, вызванного невыполнением ожиданий. Способы улаживания конфликтов между противниками. Способы поведения при разногласиях между работниками. Способы снижения уровня гнева собеседника. Способы сдерживания собственного гнева. Ситуации, когда выражение гнева может пойти на пользу. Стратегии поведения в конкретных ситуациях. Контроль своих эмоций в конфликтной ситуации. Метод решения конфликтов с помощью переговоров.
  • Правила поведения в бытовых и межличностных конфликтах. Не любое противоречие может привести к конфликту. Ваше поведение напрямую зависит от того, с кем вы конфликтуете. Прежде чем выбрать стратегию поведения, следует понять причину, породившую конфликт. Как определить стадию межличностного конфликта. Уступите, если предмет конфликта не имеет принципиального значения для вас. Как одержать «двойную победу» - выгодному разрешению конфликта с сохранением отношений с конфликтующей стороной. Игнорирование конкурента и негативные оценки. Демонстрация собственного превосходства. Оборона и стратегия соперничества. Стратегия ухода от конфликта. Озвучивание разногласий и принятие решения.

Блок 3. Переговоры и успешное завершение конфликтов

  • Переговоры как способ разрешения конфликтов. Стратегия и тактика переговорного процесса. Шесть основных тактик в переговорах. Приемы позиционного и психологического давления. Психологические тонкости ведения переговоров. Психологические условия, повышающие успех переговоров. Особенности ведения переговоров. Тактические приемы ведения переговоров. Тактические приемы, применяемые на этапе уточнения позиций. Тактические приемы, применяемые на этапе обсуждения позиций. Тактические приемы, применяемые на этапе согласования позиций.
  • Успешное предупреждение и завершение конфликта. Советы, как предупредить конфликты. Советы, как влиять на оппонента в целях предупреждения конфликта. Почему толерантность выгодна в конфликтной ситуации. Способы предупреждения конфликтов в процессе оценивания. Мысли о роли стресса в конфликтах и советы о предупреждении их. Управляете эмоциями - управляете конфликтогенами. Основные стратегии поведения в конфликте (памятка обучающимся).

Урегулированием конфликтов в межличностных и общественных отношениях людей занимается наука конфликтология. Когда проблема обсуждается на ранней стадии ее развития, спорная ситуация разрешается с пользой для каждой из сторон. Профессиональное и детальное изучение этих вопросов ведут конфликтологи.

Что такое конфликтология?

При взаимодействии нескольких взаимосвязанных сторон может возникать противоборство по причине разных взглядов на одно и то же событие, различия интересов и позиций. Конфликтология как наука изучает пути возникновения конфликтных ситуаций, их динамику и способы урегулирования. Объектами изучения становятся , спорные ситуации в сфере психологии. Изучаемые субъекты – это личность, общественные группы и институты. Предметом исследования становится их поведение в обстановке конфликта.

Цели конфликтологии

Для получения достоверных сведений о природе конфликта ведется тесное взаимодействие со смежными отраслями наук: экономикой, политологией, социальной психологией, этиологией. Это позволяет более точно конкретизировать истоки и закономерности развития ситуаций, в которых возникает противостояние. Основные задачи конфликтологии – это:

  1. Изучение конфликтов, как общественного явления, влияющего на судьбу отдельной личности, социальных групп и страны в целом.
  2. Распространение в общественных сферах знаний о конфликтологических исследованиях.
  3. Воспитание культурных навыков в межличностном и деловом общении.

Методы конфликтологии

Интенсивное развитие и пополнение теоретической базы, тщательная систематизация данных, применение научных открытий на практике – это основы конфликтологии, которые позволяют определять пути и способы преодоления конфликтных ситуаций. Полные и достоверные сведения ученые получают путем использования разных научных направлений. Например, для сбора информации проводятся опросы, тестирования, игровые задания, которые относятся к психологическим способам исследования. Другие методы конфликтологии на этапе обработки данных:

  • наблюдение;
  • изучение документации;
  • опрос;
  • искусственное моделирование конфликтных ситуаций.

Когда собран определенный объем информации, конфликтология предполагает дальнейший тщательный исторический и компаративный анализ. Сведения систематизируются, устанавливаются средние величины количественных и качественных признаков (статистика). Современная конфликтология на практике упреждает развитие реальных конфликтов в различных жизненных сферах, способствуют удержанию равновесия между враждующими сторонами благодаря их конструктивному взаимодействию.

Конфликтолог – что это за профессия?

Постоянная востребованность конфликтологов объясняется тем, что на профессиональном уровне решаются сложные спорные ситуации, которые в противном случае могли бы превратиться в жесткую конфронтацию враждующих сторон. Если семейная конфликтология способна уладить спор между членами семьи, то на уровне государства специалисты способны предотвратить сложные конфликты, которые инициируются работниками управленческого аппарата.

Профессия конфликтолог появилась в мировом сообществе в 60-х годах 20 века. На данный момент существуют целые организации, основной деятельностью которых является улаживание конфликтов любой сложности в разных сферах. Например, медиаторы-профессионалы занимаются урегулированием конфликтных ситуаций в гражданской сфере вне суда, что значительно сокращает время рассмотрения гражданских исков. Конфликтология специальность, которая предполагает тесное взаимодействие с психологами, политиками, работниками судебных и социальных служб.

Кем работают конфликтологи?

Работать конфликтолог может как в коллективах различных предприятий, так и в специализированных консультативных организациях. Выпускников ВУЗов приглашают для работы в частных и государственные центры, в HR-службы. Они консультируют людей на «горячих» линиях», предотвращая сложные и опасные ситуации. В сфере политики – это востребованные специалисты, помогающие уладить конфликты путем переговоров.

Лучшие книги по конфликтологии

Сложный и вместе с тем интересный процесс усвоения этой науки касается как теоретических основ, так и прикладных знаний. Литература по конфликтологии – это и учебники, и хрестоматии, и практические руководства. Книги используются профессионалами и обычными людьми, постигающими искусство улаживания конфликтов в повседневной жизни. Полезное чтиво для читателей:

  1. Гришина Н.Е. «Психология конфликта (2-е издание)».
  2. Емельянов С.М. «Практикум по конфликтологии».
  3. Карнеги Д. «Как найти выход из любой конфликтной ситуации».

Марина Фомина, консультант по профессиональной диагностике и управлению конфликтами, конфликтолог-эксперт, бизнес-тренер

Управление конфликтами и их психологическое сопровождение стало одним из актуальных направлений социологии и бизнес-психологии. И это не удивительно, поскольку управление любым социальным или бизнес-процессом, так или иначе, сводится к управлению людьми, взаимодействию с партнерами и контракту с самим собой.

Зарождается там, где сталкиваются интересы, амбиции и желания разных людей: руководителей, партнеров, подчиненных. Это может быть столкновение не только интересов отдельных личностей, но и организаций, социальных групп и даже государств.

История знает случаи, когда конфликт в одночасье разрушал отношения и сводил к нулю результаты многолетней работы. Но , переносящим на следующий уровень развития.

Чем занимается конфликтолог?

Есть несколько вариантов этой профессии.

Во-первых, академический конфликтолог – теоретик, занимающийся изучением понятия конфликта, его сути, исследующий его проявления и влияние на жизнь общества.

Во-вторых, конфликтолог-практик – человек, чьи компетенции позволяют ему эффективно управлять процессом конфликта. Этот специалист способен справиться с любыми типами конфликтов: от межличностных до социальных и политических.

Также конфликтолог часто выполняет роль посредника между вступившими в противоборство сторонами. Это некий дипломат, который, учитывая интересы каждой стороны, способен урегулировать конфликт и вывести стороны к его разрешению.

Какое нужно образование для этого?

Конфликтология – молодая наука. Это междисциплинарная область знаний. И сейчас уже невозможно сказать, какая из наук послужила отправной точкой для формирования этой отрасли.

Считается, что конфликтология возникла на стыке социологии, психологии и . Сейчас в вузах есть отдельная специальность – конфликтология. И в разных учебных заведениях этих специалистов готовят на разных факультетах: управления, психологии, социологии. Поскольку наука молодая и междисциплинарная, то и жестких правил здесь нет.

Можно ли перепрофилироваться на конфликтолога и из какой специальности это легче всего сделать?

В конфликтологию можно прийти из социологии, политологии, психологии, юриспруденции, педагогики, менеджмента.

Но из какой бы области человек ни пришел, его специализация будет связана с его базовой специальностью.

Например, после переподготовки с высокой долей вероятности будет заниматься социальными конфликтами, изучать и организовывать социальные взаимодействия между людьми.

Юрист найдет себя в урегулировании правовых вопросов, досудебном решении споров, медиации.

Психолог продолжит работать с людьми и сфокусируется на межличностных и внутриличностных конфликтах, их влиянии на психику человека и способах корректировки.

Управленец пойдет в HR-сектор и будет урегулировать конфликты, возникающие в организациях на различных уровнях управления.

Какими чертами характера и умениями должен обладать конфликтолог и что ему будет мешать?

Отмечу некоторые качества, необходимые конфликтологу:

  • . Это важно, поскольку конфликты часто сопровождаются повышенной энергией обеих сторон, негативными эмоциями, которые очень заразительны. В борьбе за свои интересы стороны часто давят не только друг на друга, но и на посредника. Поэтому конфликтолог должен быть стойким.
  • Знание особенностей и закономерностей конфликта. В различных видах конфликтов всегда есть ключевые точки, по которым он протекает и, воздействуя на них, можно урегулировать конфликт. Хороший конфликтолог способен прогнозировать развитие событий и быть проактивным.
  • Системное мышление . Конфликт – это система. А система не равна сумме ее элементов. Здесь важно понимать закономерности функционирования систем, взаимосвязей ее элементов, уметь анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
  • Навыки наблюдения и слушания . Хороший специалист способен отслеживать одновременно большое количество каналов поступления информации: то, что он видит, слышит, чувствует.
  • Навыки ведения переговоров. Он должен точно, быстро и емко формулировать и доносить свои мысли, держа в фокусе внимания конечную цель взаимодействия. Эти навыки успешно тренируются, но не за один день.

А вот излишняя эмпатия, наоборот, скорее помешает работе. Важно не «проваливаться» в чужую конфликтную ситуацию, не становиться на чью-либо сторону. Умение смотреть на ситуацию с позиции уверенного компетентного наблюдателя и фокусироваться на конечной цели – это самый лучший вариант.


Какие существуют мифы о работе конфликтолога?

Главный миф – конфликтолог должен при любых обстоятельствах избегать конфликтов. Это очень распространенные мнение: «Ты ж конфликтолог!». Однако, хорошие конфликтологи знают, что конфликт – это мощный инструмент, с помощью которого можно вывести ситуацию на новый уровень развития. И порой конфликт – это единственный способ сделать это.

На самом деле, конфликтолог должен уметь управлять конфликтом. И это не только ограничения, контроль и урегулирование конфликта во что бы то ни стало. Хороший конфликтолог, зная принципы течения конфликтов и обладая системным мышлением, понимает, что конфликт играет важную роль, и бывают ситуации, когда он не только вреден, но и полезен. Специалист способен запустить управляемый конфликт там, где это необходимо.

Еще одно заблуждение – для успешного управления конфликтом необходимо знать классификацию конфликтов и типологию людей. Эта идея поддерживается академическими конфликтологами, которые погружены в исследование процесса. Вот ты знаешь 25 видов конфликтов и 16 типов личностей, и что? Знание процесса не равно умению управлять этим процессом. Когда автомобиль заносит на скользкой дороге, вряд ли водитель будет вспомнить виды гололеда. Ему в этой ситуации понадобятся навыки, доведенные до автоматизма, и умение видеть ключевые точки.

Разумеется, теория конфликта необходима! Но не для самого факта ее изучения, а для формирования эффективных поведенческих стратегий, направленных на внедрение в жизнь современного общества.

Где чаще всего требуются конфликтологи?

– время, когда напряжение в компании усиливается, а сотрудники становятся нервными и беспокойными. Обостряется борьба за ресурсы, клиентов, бюджеты. Скрытые конфликты в коллективе переходят в активную стадию и начинают проявляться.

Поэтому конфликтологи востребованы практически во всех областях, где есть люди и где сталкиваются их интересы: в менеджменте, юриспруденции, дипломатии, коммерческой деятельности, социальных учреждениях.

Всё больше интереса это направление вызывает на государственной службе и в силовых структурах.

Лично я вижу перспективы внедрения конфликтологии в педагогику. Сама идея формирования успешных поведенческих стратегий и культуры управления конфликтом в подрастающем поколении имеет большое будущее.

Хороший конфликтолог способен вести и свою частную практику, и специализация этой практики может быть весьма разнообразна.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Кто такой конфликтолог?

Ответ: Конфликтолог – это специалист по анализу, урегулированию и разрешению конфликтов. Точнее это тот, кто управляет конфликтами, т.е. конфликтменеджер . Именно так называется специалист, занимающийся конфликтами в организации (и между организациями). Как бы нам не хотелось отрицать, но конфликты наполняют всю нашу жизнь и существование без них невозможно. Но и человек, и организация могут стать сильнее часто, только переступив через конфликт. Конфликтолог помогает смягчать, профилактировать конфликт, решать его рационально. Поэтому конфликтолог может быть посредником (медиатором) в споре. При этом будем различать: конфликтолог – не психолог, он – не юрист. Конфликтология – это специфическая технология разрешения конфликтов, которой можно научиться, и конфликтолог технологично управляет конфликтом, используя и психологическое, и юридическое знание.

Где могут работать конфликтологи?

Ответ: Во-первых, основная сфера деятельности конфликтолога - это частная (коммерческая) сфера. Конфликтменеджер может практиковать здесь отдельно, оказывая услуги эксперта и посредника фирмам, организациям, предприятиям, частным лицам (гражданам); или же быть конфликтменеджером в самой организации, т.е разрешать конфликты как внутри организации, так и вне ее (между конкурентами). Коммерческие конфликты могут решаться на разных уровнях: международном, региональном, местном. Отдельно выделяется семейная медиация (посредничество в семейных спорах), которая развивается в рамках принятого в России «Закона о медиации». Отдельно можно выделить конфликты, возникающие в банковской сфере. В последнее время появляется все больше коллекторских агентств. Конфликты в крупных строительных организациях, в медицинских организациях и др. – требуют использования конфликтологических технологий. В сфере торговли конфликтологи могут работать в тренинговых фирмах, где необходимы компетентность менеджера по продажам и конфликтменеджера.

Во-вторых, конфликтологи могут работать в государственной сфере, которая требует профессиональной экспертизы и урегулирования конфликтов на уровне межгосударственных, межрегиональных, межведомственных отношений, а также конфликтов, являющихся следствием социальных проблем (забастовки, межэтнические конфликты, конфликты между различными поколениями, семейные конфликты и др.) – конфликтологи могут работать в государственных и муниципальных организациях и структурах власти. Существует достаточно государственных структур, работающих непосредственно с конфликтами: служба судебных приставов, отделы по защите прав потребителей, налоговая полиция. Кроме того, все структуры государственной власти имеют общественные приемные, куда граждане приходят с жалобами (а значит – с конфликтными ситуациями).

Третья сфера - некоммерческая («общественная») сфера: куда могут входить некоммерческие организации, занимающиеся разрешением конфликтов. Например, крупные миротворческие организации. Или организации по защите прав человека/в частности, по защите прав ребенка. Отдельно следует говорить о профсоюзах, которые также сталкиваются с конфликтами (прежде всего, трудовыми), которые вынуждены разрешать.

Конечно, конфликтология у нас в стране только развивается, но эксперты уже сейчас ставят ее в десятку востребованных специальностей.

Где проходит практика, где работают ваши выпускники и помогаете ли вы найти работу?

Ответ: Интерес к конфликтологу как специалисту проявляют организации, которые сталкиваются с конфликтными ситуациями, поэтому на них мы и ориентировались как на площадки для практики студентов. Подписано 26 договоров по практике (эти же места могут быть местами работы выпускников):

1. Роспотребнадзор

2. Служба судебных приставов

3. Налоговая полиция

4. Общественные приемные администраций и политических партий

5. Организации по защиты прав человека/по защите прав ребенка

6. Отделы по работе с персоналом предприятий и организаций, отделы по работе с клиентами (конфликтменеджеры)

7. Банки (ВТБ24 и др.)

8. Отделы по защите прав потребителей

9. Организации системы социальной защиты, занимающиеся конфликторазрешением («Социальное партнерство», «Вита» и др.)

10. Коллекторские агентства

11. Тренинговые фирмы

В настоящий момент список принимающих на практику организаций расширяется, будут подключены консалтинговые компании, управляющие компании, строительные компании и бизнес-организации различного профиля.

Востребованы ли специалисты-конфликтологи? Сколько зарабатывает молодой специалист в этой области?

Ответ: Формулировка конфликтменеджер встречается не так часто, тем не менее, специалисты, владеющие технологиями конфликторазрешения, требуются во все перечисленные структуры и организации. Удачным сочетанием для Вас может быть бакалавриат по конфликтологии и магистратура по социальной работе (или юриспруденции, психологии, экономике). Разброс заработной платы для молодого специалиста такого уровня может быть самым разным. Вполне реально довести заработную плату достаточно быстро до 30-40 тыс. руб., для государственных структур она будет меньше: 20-25 тыс. руб.

Популярна ли специальность (бакалавриат и магистратура) в России и мире?

Ответ: Достаточно сказать, что в США больше половины всех менеджеров в структурах и организациях – это конфликтменеджеры. Медиация существует во всех развитых странах, в настоящий момент она активно развивается, кроме России, в Казахстане, Грузии, Белоруссии, Грузии и др. Возникает все больше споров между бизнес-организациями разных стран, что требует подготовленных специалистов (посредников) со знанием международного права. Другими словами, если есть проблемы, должны быть и профессионалы их решающие.

Для абитуриента важно знать насколько качественным будет предлагаемое ему образование. Есть ли у Вас гарантии качества?

Ответ: Прежде всего, кафедра имеет опыт в подготовке специалистов (10 лет). А проблемами конфликторазрешения преподаватели кафедры занимаются уже почти 16 лет. При кафедре в рамках НГТУ с 2004 г. существует Центр конфликтологии и исследований социальных проблем.

Гарантией качества образования в первую очередь является кадровый состав кафедры, т.е. кто будет Вам читать дисциплины/курсы. На кафедре постоянный состав преподавателей (19 человек), среди которых два доктора наук, 10 кандидатов наук, свои аспиранты. Все преподаватели кафедры имеют удостоверения по подготовке в области конфликтологии. Три человека имеют международные сертификаты по управлению конфликтами. Кафедра сотрудничает с Санкт-Петербургским государственным университетом (кафедрой конфликтологии): обменивается опытом, проводит совместные проекты. Планируется проведение занятий для студентов ведущими конфликтологами Санкт-Петербургского университета.

Кафедра сотрудничает со специалистами-практиками (Сибирский Центр конфликтологии и др.) и приглашает их для преподавания дисциплин, проведения мастер-классов.

Какими компетенциями владеют Ваши выпускники? Что и как они могут применить, поступив на работу?

Ответ: Среди компетенций, которыми владеют наши выпускники, можно выделить:

1. технологии конфликторазрешения, отдельно можно выделить медиацию (в соответствии с законом выдается отдельный сертификат, что является юридическим основание для медиативной практики – это включено в образовательный процесс);

2. технологии переговорного процесса, смогут организовывать и проводить переговоры;

3. технологии урегулирования конфликтов в организациях (это называется конфликтменеджмент, но в том числе, разрешение трудовых конфликтов);

4. конфликтологическое консультирование отдельных лиц и организаций;

5. конфликтологические тренинги.

Остальные компетенции (которых достаточно) можно посмотреть в Образовательной программе или посмотреть Учебный план, который их формирует.

Есть ли бонусы, льготы?

Ответ: Для всех студентов в рамках учебного плана проводится подготовка медиаторов с выдачей сертификата. Обычно такой сертификат (а он дает право практиковать) выдается после курсов медиаторов, где стоимость обучения составляет от 30-40 тыс. за один модуль. Мы намеренно включили Базовый курс медиации в нашу образовательную программу (Вам не придется платить за это дополнительно).

Есть ли магистратура и каковы возможности продолжения обучения?

Ответ: Да, на кафедре открыта магистратура по конфликтологии (единственная в городе Новосибирске). В целом, у наших выпускников достаточно компетенций, чтобы после бакалавриата поступить в магистратуру по социальной работе, социологии, психологии, менеджмента, юриспруденции (наши учатся в магистратурах НГТУ, НГУ, СПбГУ). Если же Вы хотите заниматься наукой – при кафедре создана и активно функционирует аспирантура по социологии.

Если у Вас еще остались вопросы, можно смело задать их по телефону: 346-22-51 или в группе ВКонтакте:

Конфликтолог призван способствовать урегулированию конфликтов не только на межличностном, психологическом уровне, но и на более высоких уровнях - социальном и политическом. Поэтому сфера деятельности конфликтолога весьма широка: от микроконфликтов в фирме до крупных конфликтов между трудом и капиталом. Конфликтолог может также стать профессиональным исследователем или преподавателем конфликтологии, социологии, политологии и др.

  • органы государственного и муниципального управления;
  • медиационные и конфликтологические центры;
  • социальные службы и центры;
  • объединения предпринимателей и работодателей;
  • профсоюзные организации;
  • общественные и политические организации;
  • трехсторонние комиссии в субъектах Федерации;
  • коммерческие и консалтинговые фирмы;
  • силовые структуры, в том числе налоговые, судебные и полицейские органы;
  • банки;
  • учреждения культуры и социальной сферы;
  • организации по защите прав потребителей.

I. Гуманитарный, социальный и экономический цикл

  • Иностранный язык
  • Философия
  • Психология и педагогика
  • Политология
  • Правоведение
  • Социология
  • История
  • История культуры Санкт-Петербурга
  • Профсоюзное движение
  • Физическая культура

II. Математический и естественно-научный цикл

  • Математика
  • Информатика
  • Концепции современного естествознания
  • Экология
  • Инновационный менеджмент

III. Профессиональный цикл

  • Введение в конфликтологию
  • Общая конфликтология
  • История конфликтологии
  • Социология конфликта
  • Политическая конфликтология
  • Философия конфликта и мира
  • Психология конфликта
  • Экономическая конфликтология
  • Конфликтология международных отношений
  • Конфликтология духовной сферы
  • Юридическая конфликтология
  • Педагогическая конфликтология
  • Технологии урегулирования конфликтов и укрепления мира
  • Практикум по дипломному проектированию
  • Социальное партнерство (профсоюзы)
  • Государственное урегулирование конфликтов и трудовой арбитраж
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Введение в историю и теорию институтов конфликторазрешения и поддержания мира
  • История социально-трудовых конфликтов
  • Организационно-управленческая конфликтология
  • Посредничество (медиация)

Факультет конфликтологии
КАФЕДРА Конфликтологии


Факультет готовит профессионалов, способных анализировать, прогнозировать и управлять конфликтными ситуациями в социально-трудовой сфере на основе глубоких знаний в области конфликтологии, социологии, психологии, культурологии, экономики и права.

  • Р. Е. Гергилов - профессор, доктор философских наук
  • Б. А. Титов - профессор, доктор педагогических наук
  • Л. В. Шабанов - профессор, доктор философских наук
  • Н. В. Берсенева - доцент, кандидат педагогических наук
  • Д. П. Каранов - доцент, кандидат исторических наук
  • А. Р. Кетов - доцент, кандидат политических наук
  • Д. В. Лобок - доцент, кандидат исторических наук
  • С. В. Смаль - доцент, кандидат политических наук


Отличительные черты Университета