Предложения с дефисом в наречиях. Наречия — написание через дефис и слитно

Подготовила урок

учительница русского языка и

литературы

МБОУ «Вишенская СШ»

Калимбет Анна Викторовна

2017 г.

7 класс Русский язык

Тема урока: Правописание наречий. Дефис в наречиях

Тип урока: урок закрепления знаний

Дидактическая задача урока: формирование навыка правильного правописания наречий

Цели:

Обучающие:

Повторить условия дефисного написания наречий;

Учить детей находить наречия в тексте;

Формировать навык правильного написания наречий;

Повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений.

Развивающие:

Способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность, воображения;

Способствовать формированию познавательного интереса учащихся, формированию жизненных установок.

Воспитывающие:

Повышать интерес к изучению русского языка.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока:

Ι. Организационный момент

ΙΙ. Проверка домашнего задания

ΙΙΙ. Работа по теме

Задание на повторение предыдущей темы

- Какую тему вы изучаете?

Что вы уже знаете о правописании наречий?

Найдите наречия:

Правильный ответ:

Найдите наречия:

День прошел (в)пустую.

Правильный ответ:

Правильный ответ:

Правильный ответ:

Правильный ответ:

Молодцы!

ΙV Сообщение темы и целей урока

Мы вспомнили много наречий, вспомнили правила их написания. Но нам известно правописание еще не всех наречий.

Наблюдение:

Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь;

По-новому, по-моему, по-прежнему;

По-волчьи, по-немецки, по-дружески;

Во-первых, во-вторых, в-шестых;

Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле.

Как пишутся эти наречия? Как бы вы определили новую тему – тему сегодняшнего урока, цели нашего урока.

Тема: “Дефис в наречиях”

Запись в тетрадь числа, вида работы, темы.

Давайте еще раз обратимся к наречиям, внимательно посмотрим, может быть, произнесем их.

Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего, каким способом образовано наречие?

-То, -либо, -нибудь. Кое-.

Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис

Запись в тетрадь: Через дефис:

1) кое-…

2) …-то

3)…-либо

4)… -нибудь

5) повторение однокоренных слов или синонимов.

Примеры.

Еще есть суффиксы: ОМУ, ЕМУ, И, и приставка ПО. Если они есть, то наречие будет писаться через дефис.

То же самое и с приставкой В (ВО) – если появляется суффиксы ИХ, ЫХ, они пишутся через дефис. Если же этих суффиксов нет, то пишутся слитно, как всегда.

Вот мы и выяснили все условия дефисного написания наречий.

Сверим наши наблюдения, находки с учебником. С. (чтение правила).

Схема:

1) КОЕ- …;

2) -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ;

3) сложение слов или основ;

4) ПО-…, если есть суффиксы -ОМУ, -ЕМУ;

5) В-, ВО-…, если есть суффиксы -ИХ, -ЫХ

Распределительный диктант.: распределите данные слова на три группы. Запишите их в тетрадях.

(Учащиеся предлагают свои варианты. В итоге слова распределяют на три группы: имена существительные, имена прилагательные, наречия. В процессе выполнения задания учащиеся могут советоваться в группе как по поводу распределения по группам, так и по поводу правописания. По итогам работы осуществляется проверка.)

Изжелта(синий), юго(запад), к кому(то) диван(кровать), шахматно(шашечный), пол(лимона), кое(кто), северо(восточный), луно(ход), железно(дорожный), что(нибудь), темно-зеленые кусты; раздался откуда-то; кое-где; светло-голубое небо; кто-то; ярко-желтая рожь; кто-нибудь; сделать кое-как; брел еле-еле; повторить точь-в-точь; ползти по-пластунски; во –первых.

IV . Закрепление знаний и умений

    Упражнение 118

2. Творческая работа. Замени предложения словосочетаниями с наречиями по типу: гл.+ наречие. (слайд 5)

    Поступил, как товарищ. (Поступил по-товарищески)

    Поступил, как друг.(Поступил по-дружески)

    Решил подстричься, как прежде.(Подстричься по-прежнему)

    Решил одеться, как в старые времена(Одеться по-старому)

    Получилось, как ты предполагал.(Получилось по -твоему)

3. Словарный диктант с комментированием

Запишите наречия в четыре колонки: 1 – с префиксом по- и суффиксами – ому(-ему), -и, а также префиксом во - и суффиксами – ых(-их);

2 – местоименные с суффиксами и префиксами, пишущимися через дефис;

3 – образованные путём повторения одинаковых или близких по значению слов; 4 – с раздельным или слитным написанием. Объясните правописание слов.

По-ребячьи, видимо-невидимо, втрое, в одиночку, кое-где, в-третьих, подобру-поздорову, покрепче, по-деловому, как-нибудь, точь-в-точь, в точку, в-последних, по-человечески, волей-неволей, понемногу, бок о бок, куда-либо, никогда, вот-вот, в убыток, в обнимку.

4. Запишите в две колонки наречия: 1 – со слитным написанием; 2 – с раздельным написанием. Объясните правописание. Составьте несколько предложений с данными наречиями. Сделайте синтаксический разбор предложений.

Настрого, затемно, вдевятером, без оглядки, до упаду, дочерна, смолоду, под стать, под шумок, снаружи, замужем, запанибрата, в оба(глядеть), за границу, наизусть, наверху, не с руки, на цыпочки, по совести, впотьмах, на часах (стоять), из-под мышки, наизнанку, невзначай, вприкуску.

5. Творческий диктант

Составьте с данными словами предложения, так чтобы они употреблялись как наречия, пишущиеся слитно, и как сочетания предлога и существительного.

(На)лицо, (по)началу, (в)правду, (на)встречу, (на)много, (с)плеча, (в)конец.

Всё общество было налицо, в полном составе.

6. Проверочная работа

Тестирование



В) ярко(красный), (по)немногу
Г) (с)начала, (в)переди

А) еле…еле;
Б) в…перед;
В) во…первых;
Г) без…удержу.

А) в…даль;
Б) на…зад;
В) с…переди;
Г) по…новому.

А) советовать (по)дружески;
Б) отойти (по)дальше;
В) завязать туго(натуго);
Г) говорить (по)немецки.

А) (по)турецки говорил;
Б) (по)весеннему небу;
В) (в) пятых
Г) (по)зимнему холодно.




V . Рефлексия

Проверим ваши знания. Довольны ли вы полученным результатом? Оцените работу на уроке, продолжив фразы:

    Что узнали нового за урок? Чему научились?

    Когда наречия пишутся через дефис?

    Сегодня я узнал(а)…

    У меня получилось…

    Было трудно…

    Было интересно….

    Теперь я умею…

VI . Домашнее задание.

Домашнее задание дифференцированное, разноуровневое, но уровень ученикам не сообщается, т.к. предполагается, что ученик сделаем выбор сам, оценив свой уровень знаний.

VII . Итог урока

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточки

Найдите наречия:

(В)начале пути все было хорошо.

(В)начале я с трудом разбирался в этой игре

Правильный ответ:

В начале пути. У пути есть начало. Это существительное.

(Когда?) Вначале я с трудом разбирался… Это наречие.

Найдите наречия:

День прошел (в)пустую.

Мы вернулись (в)пустую комнату.

Правильный ответ:

День прошел (как?) впустую, т.е. зря. Это наречие.

Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное.

Найдите наречия: Алексей завернулся в плащ, мужественно подавляя волнение.

Объясните написание наречия: Мужестве…о

Правильный ответ:

Мужественно от прил. “мужественный”.

Найдите наречия: Я отвечал не уверенно, а сбивчиво.

Объясните написание наречия: (не)уверенно, а сбивчиво

Правильный ответ:

Не уверенно, а сбивчиво (есть противопоставление).

Найдите наречия: Он чувствует себя неплохо.

Объясните написание наречия: (не)плохо.

Правильный ответ:

Неплохо – пишется слитно, нет отрицания.

Тестирование

1. В какой строке оба слова пишутся через дефис?

А) видимо(невидимо), (с)легка;
Б) сделать (по)своему, мало(помалу)
В) ярко(красный), (по)немногу
Г) (с)начала, (в)переди

2. Раздельно пишется наречие:

А) еле…еле;
Б) в…перед;
В) во…первых;
Г) без…удержу.

3. Через дефис пишется наречие:

А) в…даль;
Б) на…зад;
В) с…переди;
Г) по…новому.

4. Укажите строчку со слитным написанием наречия:

А) советовать (по)дружески;
Б) отойти (по)дальше;
В) завязать туго(натуго);
Г) говорить (по)немецки.

5. В каком примере дефис не ставится:

А) (по)турецки говорил;
Б) (по)весеннему небу;
В) (в) пятых
Г) (по)зимнему холодно.

6. В какой строке все слова пишутся через дефис?

А) Шиворот(навыворот), (по)китайски, (по)ровну;
Б) нежданно(негаданно), (с)права, точь(в)точь;
В) видимо(невидимо), (во)первых, (в)троем;
Г) (в)третьих, давным(давно), крепко(накрепко).

Тема «Дефис между частями слова в наречиях»

и литературы Рогоза Т.А.

2015 год.

Урок русского языка в 7 классе

Тема: «Дефис между частями слова в наречиях».

Цели :

    познакомить с дефисным написанием наречий;

    формировать навык написания дефиса в наречиях;

    повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;

    уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом.

Задачи урока:

1. Повторить и закрепить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;

2. Пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемой теме.

3.Создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование : карточки, экран, проектор, тетради, учебник.

Ход урока

1. Словарная диктовка.

Нежно-зелёная листва, желтовато-бурая шляпка, прозрачно-белый туман, поговорить с кем-либо, встретишь кого-нибудь, кто-то был, юго-западный ветер, заводская фабрика-кухня, тянь-шаньские берега, сельскохозяйственный техникум.

2. Расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор.

(По вариантам)

1 вариант.

Воздух был (по) утреннему свежий и крупные капли росы переливаясь блестели на листьях.

2 вариант.

Какая (то) тень мелькнувшая справа тихо (тихо) приближалась к нам.

3. Работа с таблицей.

- Рассмотрите таблицу. (вывести таблицу на экран)

Пиши слитно

Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний

Сельское хозяйство – сельскохозяйственный,

Древняя Русь – древнерусский.

Внимание!

Имена собственные, становясь прилагательными, часто утрачивают прописную букву.

Пиши через дефис

Сложные прилагательные, образованные от сочинительных словосочетаний:

Русский и английский русско-английский ,

Лимонный и желтый лимонно-желтый .

Местоимения, образованные с помощью суффиксов: - то-, -либо-, -нибудь-, -таки, -ка и с помощью приставки кое-:

Кое-кто, что-либо, какой-нибудь.

Существительные с пол- :

пол-лимона

пол- Москвы

пол-апельсина

Новый материал.

Перед вами таблица, слова какой части речи написаны? Попробуйте сами сформулировать тему урока.

«Дефис в наречиях».

По-русски

по-заячьи

по-прежнему

по-моему

по-старому

В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой по-

и суффиксом -и-, -ому- (-ему)

Во-первых

в-третьих

В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки во- (в-) и суффиксов –ых (-их)

Куда-то

где-либо

откуда-нибудь

кое-как

В наречиях после приставки кое-;

перед суффиксами -то, -либо, -нибудь

Еле-еле

мало-помалу

крепко-накрепко

В сложных наречиях с повторением одного и того же слова или близких по значению слов.

(Правая часть таблицы закрыта сначала.)

А теперь сформулируйте условия дефисного написания наречий, опираясь на графическое обозначение (левая колонка таблицы).

Сделайте выводы. Сравните их с правой стороной таблицы.

Большинство наречий пишутся слитно. Но среди них есть определенная группа слов, между частями которых пишется дефис.

Дефис употребляется, если наречие имеет в своем составе:

    Приставку по- и суффикс - ому (-ему): по -прежн ему , по -мо ему , по -стар ому ;

    приставку по- и суффикс в составе конечных -ьи, -ски,-цки : по -заячь и , по -русск и , по -немецк и ;

    приставку во- ( в)- и суффикс - их в словах, образованных от числительных: во -перв ых , в -треть их ;

    суффиксы - то, -нибудь, -либо и приставку кое-: куда- то , где- либо , откуда- нибудь , кое -как.

    Через дефис пишутся также слова типа еле-еле, крепко-накрепко, мало-помалу.

V . Работа с учебником.

И познакомимся с правилами учебника с. 114, 115, 116 п. 42.

5. Закрепление. Тренировочные упражнения.

1) Выборочный диктант. Выписать наречия с изучаемой орфограммой.

Революция поднимала,

обнимала по-пролетарски,

и без слов она понимала

по-латышски и по-мадьярски,

по-французски и по-немецки,

и по-чешски и по-словацки,

чтоб со всеми жить по-соседски.

6.Физкультминутка .

К солнцу вверх все потянулись

И друг другу улыбнулись!

Вправо, влево наклонились,

Другу низко поклонились.

Поприветствовали дружно,

А теперь работать нужно!

2) Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис: 1) Говорил на русском языке (по-русски) 2) Жить не так, как раньше (по-новому) 3) Очень крепко (крепко-накрепко) 4) Неизвестно куда (куда-то) 5) Небрежно сделанная работа (кое-как) 6) Ехал медленно (еле-еле) 7) Много ягод (видимо-невидимо) 8) Ушел не прощаясь (по-английски) 9) Сделать совсем немного (чуть-чуть)

Ребята, а как вы думаете, есть ли возможность отличить наречие с приставкой -по от прилагательного с предлогом "по"? Одинаково звучащие слова, пишутся по-разному. По зимнему небу (небу по какому? по зимнему - прилагательное с предлогом) Светит по-зимнему (светит как? по-зимнему - наречие с приставкой)

3)Закрепление знаний. Комментированное письмо:
1) Она слушала, приоткрыв по-детски рот. 2) Изредка вспыхивал по-летнему синий клочок неба. 3) В городе было по-праздничному шумно. 4) Во-первых, я этого не пробовал, во-вторых, я не гурман. 5) Он сделала работу кое-как. 6) Они уехали давным-давно из этого города. 7) Когда камин мало-мальски разгорелся, можно было снять теплые одежды. 8) Кое-где еще вспыхивали искры костра. 9) Он чуть-чуть смутился. 10) Они где-то это слышали.

7. Рефлексия. Итог урока. 1) Расскажите об условиях выбора дефисного написания наречий? Какие слова следует запомнить?

2) Что нового узнали вы сегодня на уроке о наречиях?

3) Назовите условия дефисного написания наречий.

Домашнее задание : п.42, упражнение 253.


Через дефис пишутся следующие типы наречий:
  1. Наречия, образованные из сочетания предлога по и полных прилагательных или притяжательных местоимений и оканчивающиеся на -ому, -ему, -ки, -ски, -ьи: по-бое- вому, по-хорошему, по-доброму, по-змеиному, по-моему, по- нашему, по-горски, по-турецки, по-древнеегипетски, по-ребя- чъи, по-медвежьи.
По аналогии с образованиями типа по-русски пишется через дефис и наречие по-латыни.
Наречия анализируемого типа образуются иногда от прилагательных, которые пишутся через дефис. В подобных наречиях дефис ставится только после по: по-социалдемократически (социал-демократический), по-ньюйоркски (нью-йоркский), по- суньятсеновски (суньятсеновский, Сунь Ят-сен).
Приставка по- пишется слитно в наречиях, образованных от кратких прилагательных (поровну, помаленьку), от сравнительной степени прилагательных (побольше, поновее) и от некоторых не притяжательных местоимений (поэтому - от этот, потому - от тот, посему - от сей, почему - от что).
Не ставится дефис в словосочетании по одному: Расходились не сразу, а по одному, по двое (Н. Асеев).
  1. Наречия, образованные от порядковых числительных с помощью приставки в- (во-): во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых и др. По аналогии: в-последних.
  2. Наречия, образованные повторением того же слова (чуть-чуть, вот-вот, еле-еле, давно-давно, сильно-сильно), того же корня, осложненного разнообразными приставками и суффиксами (давным-давно, всего-навсего, видимо-не- видимо, мало-помалу, мало-мальски, крепко-накрепко, как-никак, перво-наперво и др.), синонимов (нежданно-негаданно, подобру-поздорову, недуманно-негаданно, тихосмирно, худо-бедно, безданно-беспошлинно, любо-дорого, шито-крыто).
Но близкие по значению к наречиям предложные сочетания, в состав которых входят повторяющиеся существительные, пишутся раздельно: бок о бок (жить), с глазу на глаз (побеседовать), с часу на час (явиться), раз от рйзу (не легче), след в след (ступать), рука об руку, честь по чести, душа в душу и др.
Наречия крест-накрест, волей-неволей, точь-в-точь пишутся через дефис.
  1. Неопределенные наречия с приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь: кое-как, кое-где, когда-то, куда-то, где-либо, где-нибудь.
  2. Профессионализм на-гора (выдать уголь).
  1. Грунт идет в забоях на-гора (С. Орлов). 2. Двигателей видимо-невидимо в небо пущено (JI. Мартынов). 3. По-нашему - завтрак, по-ихнему - ланч (С. Васильев). 4. [Вронский] даже шляпу и плед через плечо стал носить по-соедневековски (JI. Толстой). 5. В квартире тихо по-утрєннєму (И. Кремлев). 6. В селе было полным-полно военных (И. Кремлев). 7. Дед говорил с сильным акцентом не только по-русски, но и до-церковносла- вянски и даже по-латыни (В. Шверубович). 8. По-осеннему сыплет ветер, по-осеннему шепчут листья (С. Есенин). 9. Город мало- помалу расширялся во все стороны (А. Чехов). 10. На корявых сучьях кое-где висели сухие прошлогодние листья (С. Крути- лин). 11. Где-iQ, когда-ір, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение (И. Тургенев). 12. На сосне еще сочилась смолой грубая, крест-накрест зарубка (К. Симонов).

Образуйте однокоренные наречия от данных слов, обозначая изучаемую орфограмму (см. образцы). Используйте предложенные приставки и суффиксы.

Запишите однокоренные наречия к данным словам, обозначая условия употребления дефиса. Какой частью речи являются слова первый, седьмой и др.?

Составьте предложения со словами во-первых, во-вторых и т. д. Пусть они начинаются так: «Сегодня я, во-первых, ...»

Обратите внимание: слово во-первых , как и каждое из этих слов, выделяется запятыми (оно не является членом предложения). Что обозначают эти слова? В каких случаях они употребляются?

Дефис в наречиях пишется: после приставок по-, в- (во-) , если в слове есть суффиксы -ому (-ему), -ых (-их), -и .

274. Замените выделенные выражения наречиями и запишите по образцам, обозначая изучаемую орфограмму. Составьте два сложных предложения, включив в состав простых причастные обороты.

  1. Прыгает как заяц - прыгает по-заячьи ; ходит как медведь ; моросит, как осенью ; поступает как товарищ .
  2. Сделал, как вы просили , - сделал по-вашему ; вышло, как ты думал ; получилось, как я предполагал .

Наречия с приставками надо отличать от похожих сочетаний предлогов с существительными, прилагательными и местоимениями. Объясните данные ниже примеры.

275. Какой частью речи являются выделенные слова? Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и запятые. Сопоставьте выделенные слова. Можно ли их назвать омонимами?

1. Солнце светило (по)зимнему (не)ярко. (По)зимнему небу плыли снеговые обл..ка. 2. Когда лыжники вышли на место прежней ст..янк.., там всё было (по)старому . Лыжники шли (по)старому следу пролож..ному многими группами. 3. Солнце с..дилось но туристы (по)прежнему шли (не)останавливаясь. (По)прежнему пути идти было легче. 4. Шли дожди (по)этому река разлилась. (По)этому мостику мес..ные жители давно уже (не)ходят. 5. Охотники устали и (по)тому с удовольствием заноч..вали у лесника. Мы шли (по)тому берегу реки по которому проход..т дорога.

Что обозначают неопределённые местоимения?

Вспомните, как пишутся неопределённые местоимения с приставкой кое- и с суффиксами -то, -либо, -нибудь . Приведите примеры этих местоимений.

Рассмотрите схему и сформулируйте общее правило «Дефис в неопределённых местоимениях и наречиях».

276. Запишите образованные вами наречия, пользуясь материалом для наблюдения. Какие из этих наречий можно заменить словами однажды, изредка, небрежно? Какие из этих наречий указывают на что-то неизвестное, на неопределённый признак, место, время?

277. Проанализируйте предложения. Выпишите словосочетания с наречиями, которые пишутся через дефис, обозначьте орфограмму.

1. Вдали (по)прежнему машет крыльями мельница, и всё ещё она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. 2. Бричка ехала прямо, а мельница почему(то) стала уходить влево. 3. Вода падала на землю и, прозрачная, весёлая, сверкая на солнце и тихо ворча, точно воображая себя сильным и бурным потоком, быстро бежала куда(то) влево. 4. Где(то) не близко плакал чибис и изредка раздавался писк трёх бекасов. 5. Дениска перегнал Егорушку и, (по)видимому, остался этим очень доволен. 6. (Кое)где на равнине высились небольшие курганы и летали вчерашние грачи.

(А. Чехов)

278. Спишите, раскрывая скобки и обозначая условия выбора дефисных написаний. Какие наречия вы написали без дефиса?

Поступил не (по)товарищески, поднять (по)выше, (мало)помалу приближаемся, (светло)серое небо, (когда)нибудь приедет, (иссиня)чёрное облако, отрезать (по)меныпе, греет (по)весеннему, случилось (давным)давно, наточить (остро)преостро, ступать (по)медвежьи, сделаем (по)вашему, одеться (по)зимнему, говорил (по)английски, идти куда(то), птиц (видимо)невидимо, выполнить точь(в)точь, бок(о)бок.

давным-давно
волей-неволей
видимо-невидимо
мало-помалу
точь-в-точь
бок о бок

279. Слитно, раздельно или через дефис? Спишите, обозначая условия выбора правильных написаний. Над какими видами орфограмм вы работали?

(Ни)кто, (железно)дорожный, (северо)восток, (к)нам, куда(то), (сто)тысячный, кого(либо), (кое)где, (о)себе, ни(с)кем, (пяти)миллионный, (выпукло)вогнутый, (юго)восток, (по)нашему, (мало)помалу, не(к)кому, (дальне)восточный, (северо)западный, (со)мной, (по)просту, кое(к)кому, (по)зимнему, (кого)либо, откуда(то).

280. Систематизируйте материал и составьте таблицу «Дефис между частями слова». Над какими видами орфограмм вы будете работать? Заполните таблицу примерами, обозначая в них условия употребления дефиса.