Практикум по русскому языку "деепричастные обороты"

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

08.09.2011 30336 1848

Контрольная работа по теме «Деепричастие».

Теоретический блок.

1.Найти верные утверждения.

1.Деепричастие обозначает признак предмета по действию.

2.Деепричастие имеет признаки глагола и наречия.

3.Общее грамматическое значение – добавочное действие, которое показывает, как совершается главное действие, выраженное глаголом-сказуемым.

4.Деепричастие в предложении чаще является обстоятельством, реже – сказуемым.

5.Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

6.Возвратные деепричастия бывают переходными и непереходными.

7.Переходные деепричастия требуют винительного падежа с предлогом и без предлога.

8.Деепричастия не имеют категории времени.

9.Деепричастия не изменяются по числам, родам и падежам.

10.Некоторые деепричастия изменяются по лицам.

11.НЕ с деепричастиями чаще всего пишется раздельно.

12.Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глаголов настоящего времени.

13.Деепричастия несовершенного вида образуются при помощи суффиксов А, Я, В, ШИ

14.От глагола быть деепричастие образуется при помощи суффикса УЧИ.

15.Деепричастие совершенного вида образуются от основы глаголов неопределенной формы.

16.Деепричастия совершенного вида могут образовываться при помощи суффиксов В, ВШИ, ШИ, А, Я

17.Деепричастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени.

18.Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.

2.Выполнить синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены).

Снег падал на землю покрывая ее пушистым ковром.

3.Выполнить морфологический разбор деепричастия из предложения задания № 2.

4. Выполнить разбор слов по составу.

Покусывая, осмотрев, холодеющая, испугавшись, умолкая.

Практический блок.

1.Образовать от глаголов деепричастия. Указать вид и суффиксы деепричастий.

Бороться - выдавать -

Прожить - запереть -

Запирая - попросить -

Остаться - узнавать –

2.Указать правильный вариант одного из двух предложений для деепричастного оборота.

1.Посоветовавшись с другом,

А) решение было принято Б) он принял решение

2.Читая эту книгу,

А) я узнал много интересного Б) мне было интересно…

3.Приехав в Астану,

А) она поражает размахом строительства

Б) мы поразились размахом ее строительства.

3.Расставить знаки препинания, выделить деепричастные обороты.

1.Вронский остановил кучера не доезжая до аллеи и отворив дверцу на ходу выскочил из кареты и пошел в аллею ведущую к дому.

2.С ненавистью глядя друг на друга они начинают толкаться.

3.Мальчик увлекаясь все больше и больше следил за каждым его движением.

4.Проснувшись он почувствовал себя несчастным.

5.Отчалив я сейчас же пустился догонять плот держась вдоль берега.

4.Расставить знаки препинания, выделить деепричастные обороты.

1.Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.

2.Маргарита поняла что летя над городом нужно быть очень внимательной.

3.А море Черное шумит не умолкая.

4. Он тоже было побрел по воде, но достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше остановился и жалобно рявкнул.

5.И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Деепричастные обороты .

Вариант 1.

1. Среди кустов ольхи извивается поблескивая на солнце ручей.

2. Шумит размахивая вершинами деревьев старый лес.

3. Змея шурша листьями зашевелилась в дупле.

4. Композитор навещая своих питомцев решил понаблюдать за ними.

5. Мы остановились залюбовавшись пейзажем и снова двинулись в путь.

Вариант 2.

1. Снег падал под ноги засыпая следы каравана.

2. Лучи солнца пробив тучу блеснули в небе.

3. Вдоль дороги едва касаясь снега прошмыгнул соболь.

4. Вернувшись в палатку я долго читал.

5. Осторожно не нарушая покоя ночи пробрался я в свою комнату.

Вариант 3.

1. Вдруг хлынул косым серебром сбивая яблоки ливень.

2. Хаджи-Мурат быстро прихватив ружьё вложил ногу в стремя.

4. В долину спешат ручьи весело извиваясь.

5. Вдруг рассекая потемки золотой лентой взвилась к небу ракета.

Вариант 4.

1. Лодка подходила к берегу замедляя ход.

2. Испугавшись нас кошка залезла на дерево.

3. Он остановил кучера не доезжая до аллеи открыл дверцу.

4. Вдали увеличивалось уносясь по ветру голубое облако.

5. Оставляясь незамеченными мы бесшумно ползли по траве.

Вариант 5.

1. Согрев деревья солнце поднималось всё выше.

2. Щенок выскочил на улицу весело помахивая хвостиком.

3. Дорога поворачивая вправо углублялась в лес.

4. Обгоняя друг друга летели жёлтые листья.

5. Данко держа высоко сердце осветил людям путь.

2. Выписать все деепричастные обороты.

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дро­жал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Потом я повернул на длинную липовую ал­лею. И тут то же запустение и старость. Прошлогод­няя листва печально шелестела под ногами, и в су­мерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старушка. Но вот и липы кончились. Я прошёл мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мной неожиданно развернулся вид на барский дом и на широкий пруд с купальней, с деревней на том берегу, с высокой узкой колоколь­ней, на которой горел крест, отражая в себе заходив­шее солнце.

1) 1,2

2)1,2,3

3)1,2,3,4

4)1,4

1) 1,2,3,4,5,6

2) 1,5

3) 1,2,3,4,5

4)1,2,3,5,6

3. Но (1) может быть (2) нет лучшего памятника погибшим (3) чем этот необозримый яблоневый сад (4) отягощённый плодами.

1) 1,2

2) 3

3) 1,2,3

4) 1,2,3,4

1) 1,2

2)3,4

3)1,2,3

4) 1,2,3,4

5. Говоря о нашем обществе (1) о наших многочисленных проблемах(2) он порадовался(3)что нынешние россияне освободились от предрассудков(4) от ханжества(5)которое так мешало нам раньше.

1) 1,3,5

2)1,2,3,4,5

3)3,5

4)2,3,4,5

1) 1,2,3,4,5

2)1,2,4,5

3)1,2,3,4

4)1,4,5

1) 3,4,5,6

2)1,2,3,4,5,6

3)1,2,3,4

4)1,3,5,6

1. Два ряда старых (1) тесно посаженных (2) очень высоких елей стояли (3) как две сплошные стены (4) образуя мрачную красивую аллею.

1) 1,2

2)1,2,3

3)1,2,3,4

4)1,4

2. Благоухание яблок плывёт над садами (1) которым (2) кажется (3) нет ни конца (4) ни края (5) свежим прибоем окатывает улицы и автотрассу (6) перерезающую городок пополам.

1) 1,2,3,4,5,6

2) 1,5

6. Так и не добравшись до новых земель(1) измученные жаждой (2) мореплаватели(3) сворачивали назад(4) но будь у них пресная вода (5) то на карте стало бы одним «белым пятном» меньше.

1) 1,2,3,4,5

2)1,2,4,5

3)1,2,3,4

4)1,4,5

7. Была (1) правда(2) старая настольная лампа(3) купленная в комиссионном(4)чужая старина(5)не вызывающая никаких воспоминаний(6)поэтому ничем не дорогая.

1) 3,4,5,6

2)1,2,3,4,5,6

3)1,2,3,4

Тест

I вариант

Часть 1

1. Какое словосочетание характерно для разговорного стиля речи?

1) отреагировать на просьбу;

2) дать о себе знать;

3) подытожить высказанное;

4) облечь в нужную форму.

2. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущены ошибки, связанные с управлением?

А. Об этом же мы убеждаемся при чтении комедии Грибоедова «Горе от ума».

Б. На это уже не раз указывалось в прессе.

В. Об этом уже не раз указывалось в прессе.

Г. В этом мы убеждаемся при чтении комедии Грибоедова «Горе от ума».

1) А, Б 2) А, В 3) Б, Г 4) В, Г

3. Какие пары слов не являются синонимами?

2) прототип – прообраз;

3) символ – символизировать;

4) дебаты – прения.

4. Толкование какого слова дано неверно?

1) дебют – первое выступление артиста, публичное выступление; первые ходы в шахматной партии;

2) девиз – краткое изречение или слово, в котором выражается идея поведения или деятельности кого-либо;

3) эпилог – вводная часть произведения, подготавливающая к последующему развёртыванию сюжета;

5. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска должны стоять запятые?

А. XV век рассматривается (…) как золотой век иконописи.

Б. Дома все были (…) как говорится (…) на одно лицо.

В. Плывут по реке (…) как большие плоты (…) льдины.

Г. Солнце (…) как большой раскалённый шар.

1) А, Б, Г 2) Б, В, Г 3) Б, В 4) А, В

Часть 2

1. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска должно стоять тире?

А. Тигр (…) животное чрезвычайно красивое.

Б. Мир освещается солнцем, а человек (…) знанием.

В. «Надо достать лодку», (…) промолвил Ермолай.

Г. Заря (…) как пожар на снегу.

1) А, Б, Г 2) Б, В 3) А Б, Г 4) В, Г

2. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых нет пунктуационных ошибок?

А. Теперь он готов был ждать, и верить и бороться.

Б. Это был совсем ещё молодой человек с приятным лицом и умными, тихими глазами.

В. Дом казался или необитаемым, или же спящим.

Г. Они шли по крутым заросшим лесом холмам.

1) Б, В 2) В, Г 3) А, Г 4) А, Б

3. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Он остановил кучера (1) не доезжая до аллеи (2) и (3) отворив дверцу (4) на ходу выскочил из кареты (5) и пошёл по аллее (6) ведущей к дому.

1) 1, 5, 6; 3) 1, 2, 3, 4, 6;

2) 1, 4, 6; 4) 1, 2, 3, 4, 5, 6

4. Укажите правильный вариант постановки на месте цифр знаков препинания.

В саду были (1) акации (2) и сирень (3) и берёзы (4) стоящие по сторонам дорожки (5) одним словом (6) всё, что напоминало девушке о прошлом лете.

1) 1 – двоеточие; 2, 3, 4, 5, 6 – запятые;

2) 2, 3, 4, 5, 6 – запятые;

3) 2, 3, 4, 6 – запятые; 5 – запятая и тире;

4) 1 – двоеточие; 2, 3, 4, 6 – запятые; 5 – запятая и тире.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Вы долго стоите на горке (1) боясь шевельнуться (2) а (3) может (4) просто не желаете разрушить очарование этой (5) ничем не нарушаемой тишины (6) разлитой в воздухе.

1) 2, 3, 4, 6; 3) 1, 2, 4, 6;

2) 2, 5, 6; 4) 1, 2, 6.

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Осень! (2) Скоро умчатся в вечно зелёные края услаждать волшебным пением чужой слух пернатые. (3) Коварное время природы! (4) Едва сменив лето, осень пытается обмануть нас тёплыми неделями. (5) Потому она будет очаровывать нас симфонией опадающего с деревьев золота. (6) Но уже слышны стук холодного дождя и протяжный вой ветра. (7) Скоро земля скроется под слоем снега. (8) Похожие на вспышки короткие дни начнут сменять длинные ночи.

(По А. Владимирову.)

1. Определите стиль речи.

1) художественный;

2) научно-популярный;

3) публицистический;

4) официально-деловой.

2. Найдите в тексте односоставные предложения.

1) 1, 6; 3) 3,4;

2) 1, 8; 4) 1, 3.

3. Какое средство выразительности языка не использовано в тексте?

1) эпитеты;

2) слова в переносном значении;

3) гипербола;

4) сравнение.

4. В каком предложении обстоятельство цели выражено неопределённой формой глагола (инфинитивом)?

1) 2; 2) 4; 3) 5; 4) 6.

5. Укажите предложения с составными глагольными сказуемыми.

1) 2, 8; 3) 2, 4;

2) 4, 5; 4) 4, 8.

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Дата: 13.06.2014 Тема:

I. 1. Никогда не берись за последующее, не усвоив предыдущего. (И. Павлов.) 2. Снежные хлопья косыми лучами падали под ноги, засыпая следы каравана. (Ф.) 3. Люблю дорожкою лесной, не зная сам куда, брести. (Майк.) 4. Первые лучи солнца, пробив сквозившую тучу, блеснули в небе и пробежали по земле и небу. (Л. Т.) 5. Собрав последние остатки сил, мы потащились к станции, но, не дойдя до нее каких-нибудь двухсот - трехсот шагов, сели отдыхать на шпалы. (Арс.) 6. Легкий ветерок пробежал по степи, неся глухой шум ушедшего поезда. (Ч.) 7. Вот вдоль колоды, едва касаясь снега, Прошмыгнул ловкий соболь. (Ф.) 8. Вернувшись в палатку, я долго читал, не переставая прислушиваться к неясным звукам надвигающейся непогоды. (Ф.) 9. Сверкнули косы, звякнули. Трава мгновенно дрогнула и пала прошумев. (Н.) 10. Говорила женщина точно сквозь сон и не сердясь. (М. Г.)

II. 1. Над полем низко провисая, лениво стонут провода. (Тв.) 2. Над холодною льдиною северный ветер пролетает, по земной пыли. (Рожд.) 3. Между тем к хору ручьев и хору лягушек, постепенно и согласно вступая, присоединились родственные вечерние звуки токующих тетеревов. (Пришв.) 4. Скользкой неровной тропою в зарослях пасмурных ив лошадь идет с водопоя, голову вниз опустив. (Рубц.) 5. Руслан томился молчаливо, и смысл и память потеряв. (П.) 6. Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь среди судов (М Г.)

III. 1. В молчанье, рукой опершись на седло, с коня он слезает угрюмо. (П.) 2. Осторожно, не нарушая всеобщего покоя ночи, пробираюсь к себе в палатку. (Ф.) 3. Вдруг, рассекая потемки, золотой лентой взвилась к небу ракета. (Ч.) 4. Гладь озер с травой не различая, тихо плачет на болоте выпь. (Ес.) 5. Седые тучи, влаги не щадя, стремятся к югу за ушедшим летом. (С. Бугорков.)

IV. 1. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. Его лошадка, снег ночуя, плетется рысью как-нибудь. (П.) 2. Туманно-матовой пыльцой искрился, заиндевев от паутины, стог. (Сол.) 3. Саша, салазки свои погоняя, весело мчится. (Н.) 4. Поземку гонит по утрам, озорничая, ветер. (А. Алга.) 5. Вдруг хлынул студеным косым серебром, сбивая тяжелые яблоки, ливень. (Щ.) 6. Лишь ветер злой, бушуя, воет. (Барат.)

Смешанные примеры

I. 1. Посеять вовремя, сохраняя в земле влагу,- одно из условий высокого урожая. 2. Любить природу, охраняя ее богатство,- значит любить Родину. 3. Обычай сажать деревья, оставляя о себе память на земле,- один из самых древних. 4. Природа - родина всех талантов, начиная от росинки солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая талантами, переходящими в историю культуры. (Пришв.)

II. 1. Через полчаса пароход, оставив на волнах шлюпку, вдруг сразу уменьшившуюся, шел в море. (С-М.) 2. Шоссе шло на юг, минуя деревни, видневшиеся то справа, то слева от дороги. 3. Рванул ветер, взвихривая песок, остро жалящий лицо. (Пол.)

III. 1. Небо снова все покрылось тучами, и посыпался дождь, мелкий, теплый, весело звякавший, падая на хребты волн. (М. Г.) 2. Нельзя было не любоваться кленом, росшим напротив школы, раскинув свои лапы-листья. 3. Ребята обратили внимание на мчавшуюся по дороге, подняв пыль, легковую машину.

IV. 1. Нельзя писать, не познавая жизни, ее людей, не видя полей и лесов, морей и рек, не слыша свиста степных ветров, не зная запахов родной земли. И познание это должно быть постоянным и непрерывным, как непрерывна сама жизнь. (Марк.) 2. Не шумя, не толкаясь, друг с другом не споря, собирались ребята на школьном дворе. (Ис.) 3. А потом пошли метели, засыпая снегом и слепя окна. (Бун.)

V. 1. Ручьи, журча, и извиваясь, и меж собой перекликаясь, в долину гулкую спешат. (А. Фет.) 2. Этот тихий, иногда мерный, иногда тревожно мятущийся шум листьев сопровождал его сон каждую ночь, порой немного затихая, но к утру обычно становясь беспокойнее и слышнее. (Бык.) 3. Вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней. (Т.)

VI. 1. Кибитка тихо подвигалась, ю въезжая на сугроб, то обрушиваясь в овраги, переваливаясь то на одну, то на другую сторону (П.) 2. Спотыкаясь, но не падая, малыш стремительно шел вперед. 3. То убыстряя, то замедляя ход, но не меняя направления, лодка шла недалеко от берега. 4. Запах палого листа и дыма висел над садами, то усиливаясь, то ослабевая от неуверенных нажимов ветра. (Пауст.)

VII. 1. Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. (М. Г.) 2. Весь его [Челкаша] костюм потерт, но крепок и очень шел к нему, делая его фигуру шире, скрадывая его костлявость и придавая ему внушительный вид. (М. Г.) 3. Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны. (Забол.) 4. Проходив до самых сумерек и ничего не найдя, я пошел по берегу реки. 5. Стараясь делать как можно меньше быстрых движений и прислушиваясь к пролетавшим все чаще и чаще мимо пчелам, он дошел по тропинке до избы. (Л. Т.) 6. Костер по- праздничному играет пламенем, ярко освещая стоянку и отбрасывая в глубину леса трепещущие тени старых лиственниц. (Ф.)

VIII. 1. Дни стояли длинные, старухи успевали все и, устав, ложились после обеда, но не засыпали, а разговаривали лежа. (Расп.) 2. Река, сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса, пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила мимо. (Ф.) 3. Через некоторое время человек вышел в коридор, и, заранее открыв дверь моей комнаты, я увидел его. (М. Г.)

IX. 1. Вставая с первыми лучами, теперь она в поля спешит и, умиленными очами их озирая, говорит: «Простите, мирные долины». (П.) 2. Хаджи-Мурат, быстро прихватив ружье, вложил ногу в узкое стремя и, беззвучно, незаметно перекинув тело, неслышно сел на высокую подушку седла. (Л. Т.) 3. Левчук тихонько прошелся по пригорку между молодых сосенок, послушал и, осторожно ступая босыми ногами по колючей земле, вернулся к Клаве. (Бык.) 4. Не отвечая на вопросы, а только отдуваясь от жары, он без всякой цели прошелся по всем комнатам и, дойдя до своей кровати, повалился на подушку. (Ч.) 5. Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую дорогу и на мокрую темно зеленую траву луга. (Л. Т.) 6. Оставаясь незамеченными, мы то ползли бесшумно по траве, то, нагнувшись, пробирались по чаше. (Ф.) 7. Председатель собрания, стоявший за столом, долго пытался навести порядок, но, видя бесплодность своих усилий, бросил колокольчик и ушел. (Марк.) 8. Николай Инютин то глядел на рассказчика, то, опустив глаза, чесал свой горбатый нос. (Ив.)

X. 1. Мы не просто читали стихи, а, желая их запомнить, выучивали наизусть 2. Медвежата согрелись и сразу уснули, а проснувшись утром, стали знакомиться с обстановкой комнаты.

XI. 1. Он [Вронский] остановил кучера, не доезжая до аллеи, и, отворив дверцу, на ходу выскочил из кареты и пошел в аллею, ведущую к дому. (Л. Т.) 2. Дрожа, волки поднимались, трусили между деревьев, стряхивая с кустов себе на спины серебряный иней, и, выбежав на опушку, шли гуськом через поле к овинам. (С.-М.) 3. Щенок выскочил на улицу, приветливо помахивая хвостиком, но, испугавшись нас, спрятался под крыльцо.

XII. 1. Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником, и, не останавливаясь, направился к реке. 2. Дорога шла через огромное поле, засеянное яровыми, и, поворачивая вправо, углублялась в лес. 3. Тотчас за окном вскрикнул петух, рывшийся в грядке с огурцами, и, не оглядываясь, помчался на сухих жилистых ногах прочь, в глубину двора. (Пауст.)

XIII. 1. Послышался гудок, и, замедляя ход, к станции подошел пассажирский поезд. 2. Туча заволокла все небо, и, поднимая пыль на дороге, подул сильный ветер. 3. Пронесся вихрь, и, будто догоняя его, повалил липкий снег. (Ф.) 4. Через час в нашем полотняном домике уже дымилась печь, и, готовя ужин, возле нее суетился Мищенко. (Ф.) 5. Я совсем растерялся, не понимая, что это значит, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в темноту на удаляющегося крошечного человека. (Л. Т.) 6. В государстве ромашек, у края, где ручей, задыхаясь, поет, пролежал бы всю жизнь до утра я, запрокинув лицо в небосвод… И, внимая весеннему шуму посреди очарованных трав, все лежал бы и думал я думу беспредельных полей и дубрав. (Забол.)

ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

1. В предложения вставьте деепричастные обороты, написанные на доске, и запишите эти предложения.

Листья устилали дорожки парка разноцветным ковром. (Падая с деревьев.) Я сел верхом и поскакал в степь. (Возвратясь домой.)

2. К глаголу-сказуемому придумайте деепричастие или деепричастный оборот, вставьте его в предложение и запишите.

Образец. Ручей бежит к реке — Ручей, журча, … .

Вечером сидели у костра и пили чай.

3. Одно из распространенных сказуемых замените деепричастным оборотом. Перестроенное предложение запишите.

Образец. Снег медленно кружился в воздухе и покрывал землю белым одеялом. Снег, медленно кружась в воздухе, … .

Машина замедлила ход и остановилась на обочине шоссе.

4. Словосочетания замените фразеологическим оборотом.

Мчаться быстро (мчаться сломя голову); слушать внимательно (слушать раскрыв рот, затаив дыхание); трудиться упорно, долго (трудиться не разгибая спины).

ДИКТАНТ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

НОЧНОЙ ЗВОНОК

Требовательный звонок прозвучал и квартире моих соседей в третьем часу ночи. Хозяин пошел открывать, ворча и недоумевая. Каким же было его удивление, когда за дверью оказался кот.

В дом его взяли котенком каких-нибудь полгода назад и за смоляной цвет шерсти окрестили Цыганом. Котенок оказался на удивление смышленым. Когда с ним гуляла хозяйская дочь Таня, она, возвращаясь домой, нажимала кнопку электрического звонка. Котенок, видимо, запомнил ее действия, сам научился звонить.

Бывало, что хозяевам приходилось подниматься среди ночи с постели по требовательному звонку. Открывают и видят: сидит Цыган на дверной ручке, когтями левой лапы цепко держится за обивку двери, а другая готова еще раз нажать на кнопку.

Моему соседу звонки четвероногого полуночника порядком надоели. Собрался он как-то и увез Цыгана к своим родственникам в другой район города… (А. Заболоцкий.)

Опишите, чем закончилась история с Цыганом, используйте по возможности предложения с обособленными деепричастиями.

БЕРЕЗОВЫЙ СОК

Ранней весной меня неудержимо тянет в лес. Хочется своими глазами увидеть, как пробуждается природа от долгого зимнего сна.

Туманным утром я добрался до лесного урочища, что раскинулось на север от станицы Вешенской. Опушенные инеем березы стояли, не шелохнувшись, ожидая восхода солнца. Я иду знакомой тропинкой, полной грудью вдыхая тонкий, чуть горьковатый аромат обласканного первым теплом березняка.

Неожиданно я услышал прерывистую дробь, словно кто-то часто часто ударял стреляной гильзой о приклад ружья. Боясь хрустнуть веткой, подбираюсь к старой березе. На сломанной бурей верхушке пестрый дятел с длинным клювом непостижимо быстро стучал по расщепленному суку. Временами он затихал, а потом вновь по лесу неслась задорная дробь.

«Кап! Кап!» слышится от другой березы, раскидистой, с наклоном. Подхожу ближе: из треснувшей коры дерева крупными прозрачными каплями сочилась влага, падая на обнажившуюся из-под снега пожухлую прошлогоднюю листву. Подставляю ладонь и через минуту с удовольствием пью пахнущий весной березовый сок. (В. Солдатов.) (154 сл.)

1. Правописание безударных гласных, приставок, суффиксов прилагательных, окончаний глагола, частицы не.

2. Пунктуация при однородных членах, обособленных оборотах, в сложном предложении, при прямой речи.

Какое русское, милое дерево береза! Ни одно из деревьев не вметает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что береза - это воистину крестьянское дерево; в ней есть все: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко, которое пьют на всей земле.

Всматриваясь в березовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу…

А молодые березки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз, и вспоминается много-много русских имен, таких же светлых и чистых…

Смотришь на березу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность, детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое. (По И. Жукову.) (142 сл.)

1. Правописание гласных после шипящих и ц, личных окончаний глагола, частиц не и ни.

2. Пунктуация при однородных членах, обособленных оборотах, в сложном предложении.

НАЕДИНЕ С ПРИРОДОЙ

Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль.

Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые, легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец серело впереди, старик пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут… Казалось, что нет, да и никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой или благословенной Богом стране. (И. Бунин.) (106 сл.)

1. Правописание гласных, приставок, существительных, прилагательных, причастий, глаголов, частиц.

2. Пунктуация при однородных членах, вводных словах, обособленных оборотах, в сложном предложении.

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

Полая вода сначала поднималась очень медленно, будто робея, а потом под напором северных верховий стала прибывать, заполняя низины.

Заметив опасность, лоси, косули, кабаны уходят на соседние возвышенности. Труднее мелким животным, которым не одолеть водной преграды. Будто азартный охотник сгоняет зверюшек в западню. Целыми стаями носятся по взлобкам напуганные зайцы. А там, где не осталось уже места скакать взад-вперед, сидят, вымокшие, притихшие, и ждут своей участи.

Нынешние мальчишки, как и мы когда-то, отправляются спасать лесную живность, попавшую в беду.

Пока гребем, скрипя уключинами, едва не утыкаемся в клочок суши, на котором сбились в кучу десятка два зайцев. Здесь лишней лапке некуда ступить. Чавкая босыми ногами по грязи, хватаем четвероногих за уши, связываем лапы.

А это что такое? К нашему удивлению, в середине заячьей братии обнаружилась поначалу не замеченная нами… лиса. Правда, не та былая пышнохвостая красавица, какие встречаются по зиме. Мокрая шерсть на ней обвисла, хвост тонок, глаза поблескивают хитринкой.

Кое-как загоняем лису в конуру на носу лодки, и наш ковчег продолжает плавание по разлившейся реке. Исцарапанные лисьими когтями, с набухшими мозолями на руках, перепачканные грязью и страшно усталые, но довольные своим путешествием, пристаем к лесному обрывчику. Один за другим дают стрекача спасенные нами от половодья зайцы, а за ними без оглядки убегает и Патрикеевна, видно так и не сообразившая, какое с ней случилось приключение. (По А. Сабирову.) (216 сл.)

1. Правописание непроизносимых согласных, приставок, причастий, наречий.

2. Пунктуация при обособленных оборотах, вводных словах, в сложном предложении.

Княгини Тверской.

Вронский распечатал письмо и вспыхнул.

– У меня голова заболела, я пойду домой, – сказал он Серпуховскому.

– Ну, так прощай. Даешь carte blanche?

– После поговорим, я найду тебя в Петербурге.

Был уже шестой час, и потому, чтобы поспеть вовремя и вместе с тем не ехать на своих лошадях, которых все знали, Вронский сел в извозчичью карету Яшвина и велел ехать как можно скорее. Ивозчичья старая четвероместная карета была просторна. Он сел в угол, вытянул ноги на переднее место и задумался.

Смутное сознание той ясности, в которую были приведены его дела, смутное воспоминание о дружбе и лести Серпуховского, считавшего его нужным человеком, и, главное, ожидание свидания – все соединялось в общее впечатление радостного чувства жизни. Чувство это было так сильно, что он невольно улыбался. Он спустил ноги, заложил одну на колено другой и, взяв ее в руку, ощупал упругую икру ноги, зашибленной вчера при падении, и, откинувшись назад, вздохнул несколько раз всею грудью.

«Хорошо, очень хорошо!» – сказал он себе сам. Он и прежде часто испытывал радостное сознание своего тела, но никогда он так не любил себя, своего тела, как теперь. Ему приятно было чувствовать эту легкую боль в сильной ноге, приятно было мышечное ощущение движений своей груди при дыхании. Тот самый ясный и холодный августовский день, который так безнадежно действовал на Анну, казался ему возбудительно оживляющим и освежал его разгоревшееся от обливания лицо и шею. Запах брильянтина от его усов казался ему особенно приятным на этом свежем воздухе. Все, что он видел в окно кареты, все в этом холодном чистом воздухе, на этом бледном свете заката было так же свежо, весело и сильно, как и он сам: и крыши домов, блестящие в лучах спускавшегося солнца, и резкие очертания заборов и углов построек, и фигуры изредка встречающихся пешеходов и экипажей, и неподвижная зелень дерев и трав, и поля с правильно прорезанными бороздами картофеля, и косые тени, падавшие от домов и от дерев, и от кустов, и от самых борозд картофеля. Все было красиво, как хорошенький пейзаж, только что оконченный и покрытый лаком.

– Пошел, пошел! – сказал он кучеру, высунувшись в окно, и, достав из кармана трехрублевую бумажку, сунул ее оглянувшемуся кучеру. Рука извозчика ощупала что-то у фонаря, послышался свист кнута, и карета быстро покатилась по ровному шоссе.

«Ничего, ничего мне не нужно, кроме этого счастия, – думал он, глядя на костяную шишечку звонка в промежуток между окнами и воображая себе Анну такою, какою он видел ее в последний раз. – И чем дальше, тем больше я люблю ее. Вот и сад казенной дачи Вреде. Где же она тут? Где? Как? Зачем она здесь назначила свидание и пишет в письме Бетси?» – подумал он теперь только; но думать было уже некогда. Он остановил кучера, не доезжая до аллеи, и, отворив дверцу, на ходу выскочил из кареты и пошел в аллею, ведшую к дому. В аллее никого не было; но, оглянувшись направо, он увидал ее. Лицо ее было закрыто вуалем, но он обхватил радостным взглядом особенное, ей одной свойственное движение походки, склона плеч и постанова головы, и тотчас же будто электрический ток пробежал по его телу. Он с новой силой почувствовал самого себя, от упругих движений ног до движения легких при дыхании, и что-то защекотало его губы.

Сойдясь с ним, она крепко пожала его руку.

– Ты не сердишься, что я вызвала тебя? Мне необходимо было тебя видеть, – сказала она; и тот серьезный и строгий склад губ, который он видел из-под вуаля, сразу