Повесть после бала. Пересказ рассказа Толстого - После бала — Гипермаркет знаний

После бала
Краткое содержание рассказа
Всеми уважаемый Иван Васильевич неожиданно меняет тему разговора: он убежден, что среда не влияет на образ мыслей человека, а все дело в случае. Он рассказывает историю своей юношеской влюбленности в красавицу Вареньку Б. Как и остальные молодые офицеры, Иван Васильевич проводил свои вечера на балах, кутил с товарищами, а не посещал университетских кружков и т. д. На балу у губернского предводителя он постоянно танцует с Варенькой, одетой в бело-розовое платье, чувствует, что его любовь взаимна. Иван Васильевич питает к предмету своей любви исключительно платоническое чувство. Появляется отец Вареньки, “очень красивый, статный, высокий и свежий старик” с румяным лицом и роскошными усами (как у Николая I), полковник. Хозяева уговаривают его станцевать мазурку с дочерью. Во время танца пара привлекает всеобщее внимание. Иван Васильевич умиляется тому, что полковники носят немодные опойковые сапоги, т. е. отказывает себе во многом” чтобы одевать и вывозить любимую дочь в свет. После мазурки отец подводит Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди проводят вместе. Иван Васильевич возвращается домой под утро, но не может уснуть и отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Издалека он слышит звуки флейты и барабана, которые без конца повторяют одну и ту же визгливую мелодию. На поле перед домом Б. он видит, как прогоняют через строй солдат какого-то татарина за побег. Командует экзекуцией отец Вареньки, красивый, статный полковник Б. Татарин умоляет солдат “помилосердствовать”, но полковник строго следит, чтобы солдаты не давали ему ни малейшей поблажки. Один из солдат “мажет”. Б. бьет его по лицу. Иван Васильевич видит красную, пеструю, мокрую от крови спину татарина и ужасается. Заметив Ивана Васильевича, Б. делает вид, что не знаком с ним, и отворачивается. Иван Васильевич думает, что, вероятно, полковник прав, раз все признают, что он поступает нормально. Однако он не может понять причин, которые заставляли Б. жестоко бить человека, а не поняв, решает не поступать на военную службу. Любовь его идет на убыль. Так один случай переменил его жизнь и взгляды.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Краткое содержание После бала – Толстой Лев Николаевич

Лев Толстой написал произведение «После бала» в 1903 году, но впервые оно было напечатано в 1911 году, уже после смерти великого русского писателя. В основе рассказа лежит подлинная история, случившаяся со старшим братом писателя - Сергеем. Еще будучи студентом, Лев Николаевич жил с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич был влюблен в Варвару - дочку военного градоначальника Андрея Петровича Корейши и часто приезжал к ним в гости. Но однажды Сергей Николаевич увидел, как под руководством отца Вари избивали беглого солдата. Вся картина так потрясла его, что желание жениться у молодого человека сразу же исчезло. А теперь, собственно, можно взяться за краткое содержание «После бала». Итак, несколько человек ведут светскую беседу и обо всем размышляют.

«После бала». Краткое содержание

Многоуважаемый Иван Васильевич был большой мастак на всякие рассказы. И вот, однажды, будучи среди своих друзей, он завел разговор о том, что человек не всегда может понять, что хорошо, что дурно, так как для его усовершенствования необходимо сменить его среду, мол, она человека заедает. И тут же добавил, что в его ситуации, о которой он расскажет далее, большую роль в судьбе сыграл случай, а не среда.

Иван Васильевич описывает две картины. На первой - все красиво, счастливые и наряженные гости танцуют на балу, приехав почтить дань уважения губернского предводителя, которого автор описывает очень милым и добродушным человеком, постоянно заботившимся о своей дочке Вареньке. Старик действительно очень бережно к ней относится и даже ради нее экономил на себе. Краткое содержание «После бала» отмечает то, что Танец «мазурка» отца и дочери вызывает глубокое умиление и восхищение у всей присутствующей на балу публики. Праздничную атмосферу дополняет точно перед самым Постом последний день Масленицы.

Любовь

Краткое содержание «После бала» дальше рассказывает о том, что тогда еще очень молодой Иван был по уши влюблен в красавицу Вареньку. Он и минуты не мог без нее находиться. Тогда после бала он долго не мог заснуть и все теребил в руках подаренное ею перо от веера. Однако ситуация меняется, когда он решает прогуляться по свежему воздуху. Вдалеке виднелся дом Вареньки, оттуда послышались какая-то непонятная музыка и шум. Иван решил подойти поближе и увидел там жестокую картину. Под руководством отца Вареньки происходит кровавая расправа солдат с палками над беглым солдатом-татарином, который стонал и корчился от боли, и уже представлял собою что-то красное, мокрое и неестественное.

Анализ произведения

Краткое содержание Толстого «После бала» указывает на то, что писатель в этом произведении передает свое состояние перед расставанием с формальной верой, ведь он был предан анафеме из-за своих религиозных убеждений. Писатель делает акцент на то, что казнь происходит в Прощеное Воскресенье. Этим он подчеркивает совсем немилосердный и нехристианский характер социума, так как избивается мусульманин. В этом случае христианская вера преподается в форме насилия для инаковерующих. Толстой во многом хотел видеть идеал, от этого и мучился всю жизнь со своими мыслями и желаниями. Смирение и раскаяние не было для него главным приоритетом в его христианской жизни, и он решил выбрать свой путь.

Л.Н. Толстой написал рассказ «После бала» в 1903 году. Сюжет произведения основан на реальных событиях, которые произошли с его братом.

В кругу товарищей прошла беседа о том, может ли внешняя среда оказать влияние на жизнь человека. Иван Васильевич поделился историей из своей биографии, которая полностью изменила его жизнь.

Его повествование начинается с бала, который состоялся в последний день масленицы. На балы и светские вечеринки он любил ходить в юности. Иван Васильевич безумно рад общению с возлюбленной, что всё вокруг кажется ему восхитительным: гостеприимные хозяева, шикарные одеяния, прекрасный зал, живая музыка. Весь вечер Иван не отводит глаз с любимой. Варенька была миленькой, наивной девушкой, лет восемнадцати. Он не отходил от красавицы ни на шаг, танцевал только с ней.

Пообедав, хозяйка дома уговорила полковника станцевать мазурку со своей дочкой. Все гости любовались танцем Петра Владиславовича и его дочки Вареньки. Сам Иван восхищался варенькиным отцом и проявлял к нему самые нежные чувства.

Под сильным впечатлением того дня, Иван Васильевич, вернувшись домой, не мог спать всю ночь. Герой решил прогуляться по городу. Сам город и прохожие казались ему милыми. В глазах блеск, на лице улыбка, он сиял от счастья, пока случайно не оказался возле дома полковника, отца Вареньки. Он был поражен увиденной картиной. По приказу вышестоящих органов, солдаты избивали палками татарина за побег. Последний умолял помиловать его. Спина бедняги была алого цвета, исцарапанная, влажная от крови.

Начальником, который руководил всей этой операцией, был Петр Владиславович. Увидев Ивана Васильевича, он сделал вид, что с ним не знаком и продолжил свое дело.

Главный герой еще долгое время не мог «очухаться» от ужасной картины, которую ему довелось увидеть. Иван долго пытался разобраться в поступке полковника. Но не смог найти ему оправдания. Иван Васильевич чувствовал ужас, страх и разочарование. Таким образом, полковник предстал перед Иваном бесчувственным офицером, не знающим милосердия, тираном.

Это событие полностью изменило его жизнь. Иван прекратил отношения с Варенькой. Не стал он офицером, так как его морально-нравственные принципы не позволили служить ему на благо отечества с жестокими и непродуманными законами.

Рассказ «После бала» актуален и по сей день. Произведение учит своего читателя доброте, отзывчивости, состраданию, толерантности, честности.

Читать краткое содержание После бала Толстого (подробнее)

В компании товарищей зашла речь о том, что для самосовершенствования, человеку следует создать соответствующие условия жизни. Иван Васильевич, который принимал участие в беседе решил поведать историю из своей жизни. По его словам эта история изменила всю его последующую жизнь.

В молодости был он влюблен в одну девушку, звали ее Варвара. Девушка была очень привлекательной и к тому же обладательницей стройной фигуры. Она имела хорошую осанку, у нее был величественный вид. Но несмотря на ее царственный вид, у нее была замечательная, ласковая улыбка, которая манила окружающих.

Иван Васильевич тогда еще был молодым студентом. В университете, в котором он учился не было кружков. Ребята из университета были молоды, любили кутить и веселиться. Иван Васильевич был красивым, смелым, веселым и богатым парнем. Любимым его развлечением были балы. Он любил танцевать, у него это хорошо получалось.

Как-то ему посчастливилось попасть на бал. Там был хороший буфет, отличные музыканты и много шампанского. Несмотря на то, что Иван Васильевич был любителем шампанского, в тот вечер он не употреблял алкоголь. Он был одурманен любовью, весь вечер он танцевал с Варварой. Ею любовались все без исключения, она приковывала к себе восхищенные взгляды как мужчин, так и женщин.

В третьем часу ночи, когда настала пора ужина, девушка обратила внимание Ивана Васильевича на своего отца. Он был высоким, красивым человеком со статной фигурой и радостной, даже ласковой улыбкой. Он был в звании полковника, его широкую грудь украшали ордена. Хозяйка бала хотела, чтобы он станцевал со своей дочерью. Поначалу полковник стеснялся и отказывался танцевать, но потом взял Варвару за руку и несмотря на возраст и достаточно грузную фигуру, бойко пустился в пляс. Все присутствующие умилялись ими и следили за каждым движением их танца.

Ивана Васильевича поразили сапоги полковника, они были совершенно немодными, домодельными с четвероугольными носками. Это говорило о том, что старый полковник отказывал себе во всем, ради своей дочери. В конце танца полковник стал на одно колено, а затем нежно обнял свою дочь и поцеловал ее. На ужин полковник не остался, сославшись на то, что нужно рано вставать.

После ужина Иван Васильевич опять кружился в танце с великолепной Варварой. Его счастью не было предела, он был поглощен чувством любви к ней целиком и полностью.

Вернувшись домой под утро, Иван Васильевич не мог заснуть, его мысли заполняла нежная Варвара. Ее перчатка и перышко от веера остались у него, он думал о прекрасной девушке. Он вспоминал ее танец с отцом, восхищенные взгляды окружающих людей. Иван Васильевич испытывал трепет, чувство умиления и огромную, всепоглощающую любовь.

Жил он тогда со своим братом, теперь его уже нет в живых. Брат его подготавливался к экзамену, вел правильный образ жизни, не любил вечеринки и не ездил на балы. В тот момент брат спал, Иван Васильевич смотрел на него и сожалел, что брат не мог разделить с ним минуты счастья.

Иван Васильевич не мог заснуть, поэтому оделся и вышел на улицу. Было уже светло, примерно семь часов утра. Стоял туман, дорога была в воде от таящего снега.

Иван Васильевич стал двигаться в сторону дома Варвары, он располагался в конце города на большом поле. Когда Иван Васильевич вышел на поле, он заметил вдалеке какое-то гуляние, была слышна музыка. Однако, она была какой-то жесткой и совсем непохожей на недавнюю нежную музыку, звучавшую на балу.

Иван Васильевич стал двигаться в направлении доносившихся звуков и вскоре увидел людей в черных одеяниях. Присмотревшись, он понял, что это солдаты. Кузнец, который шел перед Иваном Васильевичем поведал, что это солдата наказывают за побег.

По мере приближения солдат, Иван Васильевич увидел наполовину раздетого татарина, которого вели офицеры. Рядом с ними шел высокий, статный человек, он показался знакомым Иван Васильевичу. У него была решительная походка, это был полковник, отец его любимой Варвары. Привязанный человек шел босыми ногами по таящему снегу, с двух сторон на него сыпались удары. На лице татарина отражалось страдание, он молил о пощаде. Спина этого человека напоминала кровавое месиво. Ивану Васильевичу стало дурно. Он увидел, как полковник быстрой походкой подошел к одному из солдат. Он ударил его перчаткой по лицу за то, что молодой солдат не достаточно сильно бил наказуемого человека.

Полковник оглянулся и встретился взглядом с Иваном Васильевичем, он сделал вид, будто они не знакомы.

В беспамятстве Иван Васильевич добрался домой, он пребывал в ужасном состоянии от увиденного зрелища. Он думал о поведении полковника, вспоминал жалобный вид татарина. У Ивана Васильевича не укладывалось в голове, как полковник из милого человека с ласковой улыбкой, превратился в жесткого начальника. Заснул он ближе к вечеру и только после того, как напился с товарищем.

В дальнейшем, как не пытался молодой человек оправдать действия полковника, у него ничего не получалось. Он отказался от военной службы, о которой ранее мечтал. Любовь к прекрасной девушке Вари сошла на нет. Каждый раз глядя на нее, Иван Васильевич вспоминал полковника и испытывал неприятные ощущения. На этом Иван Васильевич закончил свой искренний рассказ.

Картинка или рисунок После бала

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Соловей и Роза Оскар Уайльд

    Рассказ начинается с того, что соловей слышит влюбленного юношу, который страдает. Его возлюбленная сказала, что потанцует с ним - бедным студентом, если он подарит ей алую розу. Соловья так трогают мечтания юноши, что он решает ему помочь

    История использует легенду о Трое, в частности ответвление про царя Агамемнона, который прибыв из военного похода погиб от рук Эгисфа, который стал новым правителем и Клитемнестры, которая была его супругой

Над рассказом «После бала» Толстой работал в августе 1903 года. Сюжетной основой послужил эпизод из жизни брата Толстого, Сергея Николаевича, который был влюблен в дочь военачальника в Казани. Отношения Сергея Николаевича с девушкой расстроились после того, как ему пришлось увидеть экзекуцию солдата, которой руководил отец его возлюбленной.

Тема жестокости военной службы в условиях царского режима настолько сильно и постоянно волновала Толстого, что замысел рассказа сразу отчетливо вырисовался в его творческом воображении.

Но писатель поднимает еще одну очень важную для него проблему: может ли сам по себе человек «понять, что хорошо, что дурно», или «все дело в среде»? «...Для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди», — так говорят собеседники уважаемого Ивана Васильевича в начале рассказа «После бала» . И ответ его: «А я думаю, что все дело в случае», — дает тематическую установку для разрешения главной идеи в конце рассказа.

Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого уже человека, который вспоминает историю дней своей юности, когда он был «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», к тому же красавец. Из короткого вступления мы узнаем, что этот человек всеми уважаем, что «рассказывал он очень искренно и правдиво», обладает богатым жизненным опытом. Все это вызывает Особое доверие к герою.

В центре произведения событие, случившееся однажды утром и сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича.

Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов: бала у губернского предводителя и наказания солдата на плацу. Противопоставленные эпизоды органически связаны и развивают художественную идею.

На балу герой, тогда студент провинциального университета, счастливо влюбленный в прелестную девушку Вареньку, дочь полковника Петра Владиславовича, «типа старого служаки николаевской выправки», не замечая ничего вокруг, танцевал только с ней. Прекрасный зал, музыка, блеск нарядов — все это лишь усиливало то состояние, в котором пребывал юноша, когда «без вина... пьян любовью».

Наибольшее впечатление на него произвела мазурка, которую грациозная Варенька танцевала со своим отцом, красивым, статным, высоким, еще свежим стариком, и хоть был полковник грузен, но «видно было, что он когда-то танцевал прекрасно».

Этот танец отца с дочерью был самым трогательным эпизодом бала, что добавило жара в огонь души героя: «...любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку... и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев... К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

После бала юноша, приехав домой в пятом часу утра, не мог спать, поэтому решил пройтись, и странные звуки флейты и барабана, диссонирующие с мелодией мазурки, все еще звучавшей в нем, привлекли его внимание.

Он увидел страшную картину: «Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались. Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли все ту же неприятную и визгливую мелодию».

Между этими рядами юноша увидел голого до пояса человека, на которого сыпались удары палок с двух сторон, и не падал он лишь потому, что его вели, привязав к ружьям. Вместо спины у бедного татарина, попытавшегося совершить побег, «было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное...».

И руководил этой экзекуцией статный полковник, который еще несколько часов тому назад так трогательно танцевал со своей дочерью мазурку, и в нем нельзя было угадать такой изощренной злобной жестокости, подогреваемой служебным рвением.

Противопоставляя две сцены, Толстой срывает маску с внешне благополучной, нарядной действительности. И герой понимает сам, «что хорошо, что дурно»; в его восприятии образ полковника слишком тесно переплетался с образом Вареньки, она стала ему также неприятна. Но не только « любовь так и сошла на нет », после этого дикого случая герой «не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил...».

Лев Николаевич Толстой

«После бала»

Среди друзей зашёл разговор о том, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди». Всеми уважаемый Иван Васильевич рассказал историю, которая в корне изменила его жизнь.

Тогда он был молод и сильно влюблён в восемнадцатилетнюю Вареньку, красивую, высокую и грациозную девушку. Это было во времена, когда рассказчик учился в провинциальном университете, и главное его удовольствие составляли балы и вечера.

В последний день масленицы бал давал губернский предводитель. Иван Васильевич «был пьян любовью» и танцевал только с Варенькой. Там же был и её отец, полковник Пётр Владиславич — «красивый, статный и свежий старик». После обеда хозяйка уговорила его пройтись один тур мазурки в паре с дочерью. Весь зал был в восторге от этой пары, а Иван Васильевич проникся к варенькиному отцу восторженно-нежным чувством.

В ту ночь Ивану Васильевичу не спалось, и он пошёл бродить по городу. Ноги сами принесли его к дому Вареньки. В конце поля, где стоял её дом, он увидел какую-то толпу, но, подойдя ближе, увидел, что это прогоняли сквозь строй татарина-дезертира. Пётр Владиславич шёл рядом и бдительно следил, чтобы солдаты как следует опускали палку на красную спину наказываемого, а увидев Ивана Васильевича, сделал вид, что они не знакомы.

Рассказчик никак не мог понять, хорошо или дурно то, что он видел: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал». Но так и не узнав этого, он не мог поступить ни на военную, ни на какую бы ни было другую службу.

С тех пор каждый раз при виде хорошенького личика Вареньки ему вспоминалось то утро, и «любовь так и сошла на нет». Пересказала Юлия Песковая

Друзья спорили о том, что необходимо изменить условия, чтобы человек смог стараться достигать личного совершенства. Иван Васильевич описал присутствующим случай, который, как он считает, изменил его жизнь.

Был он молод и влюблён в Вареньку, красивую, высокую и грациозную восемнадцатилетнюю девушку. Он учился в университете провинциального города, и главным его удовольствием были балы и вечера. На масленицу бал был у губернского предводителя. Иван Васильевич, пьяный от любви, танцевал с одной лишь Варенькой. На балу присутствовал и отец девушки, полковник Пётр Владиславич. Он был красив, статен и свеж, хотя и старик. Его уговорили пройти тур мазурки с дочерью. Все были в восторге от танца этой пары. Иван Васильевич испытывал к Варенькиному отцу восторженно-нежные чувства.

Ночью Иван Васильевич не мог уснуть и бродил по городу. Ноги принесли его к Варенькиному дому. Было раннее утро – и в конце поля герой толпу, чем-то занятую. Подойдя ближе, он увидел, что прогоняют сквозь строй дезертира- татарина. Пётр Владиславич идет вдоль строя и внимательно следит, чтобы все солдаты действовали с достаточной силой, опуская палки на окровавленную спину солдата. Он даже отхлестал перчаткой солдата, который недостаточно сильно ударил. При этом полковник говорил: "Будешь мазать!". Заметив Ивана Васильевича, полковник сделал вид, что незнаком с ним.

Рассказывающий не мог уяснить, хорошо или плохо было то, чему он стал свидетелем. Ведь это делалось с уверенностью в необходимости и правоте, всеми признавалось правильным. Он решил, что не может себе ответить, чего он лично не знает в устройстве этого общества. И поэтому не стал поступать на службу - ни на военную, ни на какую-нибудь еще. И после этого случая каждый раз, когда он видел лицо такой любимой ранее Вареньки, он вспоминал ее отца. Любовь как-то сама собой закончилась.

Сочинения

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл художественного произведения (На примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала») Изложение замысла рассказа «После бала» Толстого Проблематика рассказа Льва Толстого "После бала" Личность и общество в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»