Понятие осложненного предложения. Понятие об осложненном предложении. Спорные вопросы теории. Виды осложнения. Обособленные члены предложения

Понятие об осложнённом простом предложении.

1-ый урок по теме.

Тип урока: комбинированный .

Цель урока: формирование представлений об осложненных предложениях, обобщение сведений об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу 5-7 классов; формирование умений: 1) опознавать однородные члены предложения; 2) различать сложные и простые осложненные предложения; 3) соблюдать правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения; формирование относительной грамотности учащихся.

Технологии урока: создание проблемной ситуации, соревнование (фрагменты), межпредметные связи, групповая, парная и индивидуальная работа; проектирование схемы.

Оборудование урока: раздаточный материал; орфографические карточки; оформленная доска.

1. Организационный момент

Вступительное слово .

Ребята! Тема сегодняшнего урока не будет для нас совершенно новой. С простым предложением предложения мы знакомыдавно.. Но сегодня нам предстоит углубить и систематизировать наши знания по заявленной теме. Мы продолжим формировать свою практическую грамотность.

2.Орфографическая работа.

    Орфографическая разминка.

Прежде чем приступить к основной части урока, проведем небольшую орфографическую разминку.

Перед вами слова. Наша задача - выбрать правильное написание слова, объяснить написание слов. 1 человек составляет три словосочетания с этими словами (примыкание, управление, согласование), 2 человек – 3 предложения(1- простое, 2 – простое,но либо с обращением, либо с однородными членами предложения,3 - сложное)

Т..ЛАНТЛИВЫЙ

ПР..БРЕЖНЫЕ

ПР..ХОДИТЬ

ЗАР..СЛИ

НОЧ...

(ИЗ,С)ДАЛЕКА

РА..КРЫТЬ

НАСТЕЖ…

Д…ПЛОМАТ

ПР..К..САТЬСЯ

АК..УРАТНО

ПР..ОДОЛЕТЬ

(НЕ)ВЗГОДЫ

РА(С,СС)КАЗАТЬ

3. Синтаксическая работа

Выполним ещё одно упражнение на повторение. На примере простого предложения выполним синтаксический анализ. Вспомним его алгоритм.

    Доказать, что перед нами предложение.

    Определить цель высказывания.

    Указать интонацию.

    Определить, простое или сложное предложение перед нами.

    По составу грамматической основы определить, двусоставное или односоставное предложение перед нами.

    По наличию второстепенных членов указать, распространенное предложение или нет.

    Установить, полное предложение или неполное.

    Понаблюдать, осложнено или не осложнено предложение.

(Данное упражнение помогает актуализировать знания о синтаксических функциях и способах их определениях)

4. Понятие об осложнённом предложении

Итак, обратимся к главной теме нашего сегодняшнего урока. Среди характеристик предложения есть два похожих термина, которые необходимо четко различать: сложное и осложненное предложение. Где в обыденной жизни мы встречали эти понятия?

Чем отличаются сложные и осложненные предложения? Как определить, сложное или осложненное предложение перед нами.

(предложения на карточках)

1.Прочитайте выразительно текст

2. Определите:

-1 ряд - тема

-2вариант – название

-3 вариант стиль текста

Выписать предложения:

-простые

- простые, осложнённые

- сложные

Солнце высоко, и под зелёной развесистой берёзой лежит седая роса. В тени по-утреннему прохладно, свежо. Широкая, искусно наведённая за ночь паутина отчётливо выделяется на фоне густой листвы.

Через час я уже стою на берегу реки. На том берегу, где светло-зелёным морем колышется рожь. Солнце стоит высоко, печёт. Звон кузнечиков удивительно сливается с глубокой синевой и неподвижностью сухого июльского дня.

Я ступаю в прозрачную воду. Речка заросла кустами, зелёной лозою. Над лозою, над высокими цветами береговой медуницы в воздухе тёмно-синие, прозрачные стрекозы. Осторожно ступая по скользким подводным голышам, я бреду по речному, с перебегающими солнечными зайчиками дну, любуюсь на золотое, усыпанное разноцветными ракушками дно, на прозрачно-жёлтых, переливающихся пескарей, слушаю шум воды, дальние голоса на деревне.

5.Проектирование схемы

Чем может быть осложнено предложение

Обращениями

Вводными и вставными конструкциями

Обособленными членами предложения

Однородными членами

А теперь самостоятельно придумываем по одному предложению на каждый вид осложнённого предложения (кроме вставных и вводных конструкций).

6. Рефлексия

Я узнал на уроке…

Было интересно…

Мне понравилось…

Я хочу предложить…

8 . Подведение итогов. Домашнее задание.

Слайд 1

Понятие об осложнённом предложении
Двадцатое января Классная работа

Слайд 2

Цели урока:
Понять, что такое осложнённое предложение; Узнать, какие синтаксические конструкции могут осложнять предложение; Отработать умение различать простые осложнённые и сложные предложения; Повторить изученный материал по темам «Неполные предложения», «Типы односоставных предложений».

Слайд 3

Орфоэпическая разминка.
Оптовый, общо, торты, каталог, свекла, договор, водопровод, цепочка, хаос, щавель, цемент, танцовщица, феномен, форзац, фарфор, приданое, ломоть, баловать, бармен, дремота, жалюзи, кедровый, квартал, закупорить, звонить, красивее, крапива, коклюш.

Слайд 4

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
НАЗЫВНЫЕ
ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ
НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ
БЕЗЛИЧНЫЕ
Зима!
Приходи ко мне в гости!
К вам пришли.
За окном холодно. Мне не спится. На улице темнело.

Слайд 5

ПРЕДЛОЖЕНИЕ –
основная синтаксическая единица, которая содержит в себе законченное высказывание.
ПРОСТОЕ
СЛОЖНОЕ
Содержит одну грамматическую основу
Содержит две и более грамматических основы
ПРИМЕР:
ПРИМЕР:
Зал украшали красные шары.
Зал украшали красные шары, а зелёные и оранжевые шары свисали с потолка вестибюля.
НИЧЕМ НЕ ОСЛОЖНЁННОЕ
ОСЛОЖНЁННОЕ
ПРИМЕР:
Здание украшали красные, зелёные и оранжевые шары.

Слайд 6

Предложение считается осложнённым, если в его составе есть выделенные знаками препинания (а в устной речи интонацией) слова, обороты, конструкции. Предложение может быть осложнено:
ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
ОБОСОБЛЕННЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТ- ВАМИ
ПОВТОРЯЮ- ЩИМИСЯ СЛОВАМИ
ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ, СЛОВОСОЧЕТА- НИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ
ОБОСОБЛЕН- НЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ
ОБРАЩЕНИЯМИ
ОБОСОБЛЕННЫМИ ДОПОЛЕНИЯМИ
ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
ОБОСОБЛЕННОЙ ЧАСТИЦЕЙ
МЕЖДОМЕТИЕМ

Слайд 7

Слайд 8

В далёком детстве с особой радостью встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину. (Повеств., невоскл., прост., двусост., полн., распростр., осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом) Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и, подняв головы, глядели в голубую небесную высь. (Проанализируйте предложение самостоятельно)

Слайд 9

Задание: объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения.
Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо. Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени еще не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.

Слайд 10

Домашнее задание:
Составить устное монологическое высказывание на тему «Осложнённое предложение», пользуясь составленным на уроке опорным конспектом и материалом §39. Упражнение №222

Осложнено Определение Обособление Пример
1. Однородные члены предложения члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом обычно обособляются друг от друга запятыми. Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишиневе, и в Псковской губернии.
2. Определения второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков? и под.

Прилагательные или местоимение с зависимым словом и без;

Причастие или причастный оборот;

Редко числительное

обособляются определения, стоящие после определяемого слова или относящиеся к личному местоимению. 1) Дорога, мощенная булыжником , поднималась на вал (обособленное определение)

2) По природе стыдливая и робкая , она досадовала на свою застенчивость (обособленное определение, относящееся к местоимению)

3) На серебряном от инея окне за ночь хризантемы отцвели (необособленное определение)

3. Приложения определение, выраженное сущ-ным, которое дает другое название, которое характеризует предмет (Мороз-воевода дозором обходит владенья свои). обособляются:

Любые при личных местоимениях,

Распростра-ненные приложения после определяемого слова;

С союзом как

Вместо запятой ставится тире, если приложение стоит в конце предложения

1) Вот оно, объяснение .

2) Могучий Лев , гроза лесов, лишился силы.

3) Вы, как инициатор , должны играть главную роль.

4) Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов.

4. Дополнения второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей как обособленные дополнения условно рассматриваются обороты со словами кроме, помимо, включая, за исключением, сверх, исключая, наряду с, вместо и др. 1) Я ничего не слышал, кроме шума листьев .

2) Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей.

5.

Обстоятельства

второстепенный член предложения, который место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? обособляются всегда:

Деепричастия и деепричастные обороты;

Несмотря на + сущ.

1) Улыбаясь , он заснул.

2) Проводив товарищей , Тоня долго стояла молча.

3) Несмотря на морковный румянец , она была миловидна.

6. Обращения и вводные конструкции Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью.

Вводные конструкции – слова, СЧ и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания (не/уверенность, чувства, источник высказывания, порядок мыслей, способы выражения мысли)

Выделяются запятыми.

Вводные конструкции могут обособляться с помощью скобок или тире.

1) Зима, кажется (конечно, по сообщению синоптиков, во-первых), будет снежная.

2) Однажды – не помню почему - спектакля не было.

3) Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна.

4) О первый ландыш , из-под снега ты просишь солнечных лучей.

7. Уточняющие члены предложения Уточняющие члены предложения - те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые, члены предложения.

Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени.

В роли уточняющих членов часто выступают и определения.

Выделяются запятыми. Могут вводиться словами то есть, или (= то есть), иначе, именно и т.д. Впереди, у самой дороги, горел костер.

Гроза началась вечером, часу в десятом .

Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста, в длинной, до пят , шинели.

Алгоритм действий.

Иногда бывает очень трудно найти то, что требуется в задании. Возможно, поможет следующий алгоритм, который ориентируется на знаки препинания (в задании В5 необходимо найти обособленные, то есть выделенные запятыми, члены предложения).

1. Исключи те предложения, где нет знаков препинания.

2. Выдели основы и исключи те предложения, где все знаки препинания отделяют основы друга от друга.

3. В остальных предложениях попытайся порассуждать, почему проставлены те или иные знаки препинания: однородные члены, причастные или деепричастные обороты, вводные слова и т. д.

Разбор задания.

Среди предложений найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

Выделяем основы:

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно , зачем он , обычный слесарь , ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал , и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка . Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно , показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения .

Итак, исключаем предложения № 6 и 8, где отделяются запятыми однородные члены предложения.

В предложении 10 запятые выделяют деепричастный оборот и грамматические основы. Исключаем и его.

В предложении № 9 выделяются запятыми деепричастный оборот и уточняющее обстоятельство (тоненько (как именно?) по-женски).

Остается предложение № 7. В круглых скобках представлена вставная конструкция, две запятые обозначают границы грамматических основ. Остается обособленное обычный слесарь , которое и является обособленным распространенным приложением (является существительные, указывает на признак, имеет зависимое слово обычный).

Таким образом, выписываем номер предложения 7 .

Потренируйся.

1. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Сегодня то и дело звучат голоса новых пророков о том, что пора остановить опыты, научные эксперименты, что не в меру дерзкая любознательность привела человечество к пропасти: стоит сделать всего лишь один неверный шаг – и вся цивилизация рухнет в бездну.

(2) Давайте вспомним античные мифы, в которых аккумулируется древняя мудрость землян. (3) Несмотря на пестроту мифологических сюжетов, красной нитью в них проходит мысль о пределе человеческих возможностей. (4) Да, человек может многое, но далеко не все.

2. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным (-и) согласованным (-и) приложением (-ями). Напишите номер (-а) этого предложения.

(1) В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2) Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на тощей, но рыбной речушке Сисявы. (3) В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына – Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок. (4) Два дня пролетели в один миг; мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения.

3. Среди предложений 1 –9 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.

(1) Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (2) Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (3) Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (4) Но она не учитывает одного: люди – это не бездушные фигурки, подчиненные фатальной воле гроссмейстера. (5) Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (6) Кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику. (7) Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: «Все, мужики, прекращаем бойню! (8) Мы проиграли!» (9) На поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство.

Понятие об осложненном предложении

Вспомним, что предложение - это основная единица языка.

Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов. Кроме того, в предложении могут быть и второстепенные члены. Предложение, имеющее только одну грамматическую основу, является простым.

Простые предложения очень многообразны.

Они могут быть осложнены различными способами:

1. Чаще всего осложняют предложения однородные члены.

Например:

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

В данном случае, предложение осложнено однородными сказуемыми «вскочила» и «стала», которые выражены глаголами.

2. Простое предложение также осложняют обращения или вводные слова.

Приведем пример:

Друзья! Прекрасен наш союз.

В этом предложении обособляется обращение.

А в следующем примере:

В этой четверти, судя по всему, особенно придется потрудиться.

Обособляется вводное слово.

3.Третий способу осложнения простого предложения - осложнение уточняющими членами предложения. Уточняющие члены чаще всего уточняют место и время. Например:

Вдали, у самой кромки неба, уже зажигалась заря.

Кроме того, простые предложения очень часто осложняются обособлениями.

Принято выделять четыре основных группы обособлений:

Обособленные определения;

Обособленные дополнения;

Обособленные приложения;

Обособленные обстоятельства.

Рассмотрим примеры:

Трава, умытая утренней росой, светилась изумрудным блеском.

В этом предложении обособляется определение «умытая утренней росой».

В предложении:

Весь класс, исключая вечных прогульщиков, был в сборе.

Обособлением является дополнение «исключая вечных прогульщиков».

Рассмотрим предложение:

Нам, летчикам, особенно любимо небо родины.

Где в качестве обособляющегося приложение выступает слово «летчикам».

Отец, вопреки всем нашим уговорам, устроил все по своему усмотрению.

Здесь обособленное обстоятельство выражено оборотом «вопреки всем нашим уговорам».

Усложняющие элементы в простом осложненном предложении на письме выделяются запятыми.

Особенно велика порою бывает роль порядка слов в предложении и интонации.

Русский ученый Александр Попов сконструировал первый радиоприемник.

Первый радиоприемник сконструировал Александр Попов, русский ученый.

Первое предложение не является осложненным, второе - осложненное. Средствами осложнения в данном случае являются порядок слов и интонация.

А если мы построим предложение таким образом:

Александр Попов, который был русским ученым, сконструировал первый радиоприемник. - то получим уже не простое, а сложное предложение.

Следует учитывать, что простое предложение может быть достаточно распространенным, т.е. содержащим второстепенные члены, но при этом не иметь признаков осложнения.

Например:

Днем мы лежали на опушке соснового леса.

Иногда обилие осложняющих элементов может заставить нас сомневаться: сложное предложение перед нами или простое осложненное. Для того чтобы это выяснить, необходимо определить грамматическую основу этого предложения.

Например:

Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробирается в свое логово еж.

Это предложение имеет только одну грамматическую основу «еж пробирается», а в качестве осложняющих элементов выступают однородные обстоятельства «через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны».

Необходимо помнить, что при синтаксическом разборе в характеристике предложения после сведений о его распространенности или нераспространенности, надо обязательно указывать, осложненное перед нами предложение или неосложненное.

А теперь давайте обобщим полученные сведения об осложненном предложении.

1. Для того чтобы не путать простое осложненное предложение со сложным, необходимо правильно определить количество грамматических основ и убедиться, что перед нами простое предложение, т.к. осложненным может быть только простое предложение.

2. Чаще всего осложняют предложения однородные члены, но в качестве осложняющих членов могут выступать и вводные слова, обращения, обособления, уточняющие члены.

3. Среди обособленных членов принято выделять обособленные определения, обособленные дополнения, обособленные приложения и обособленные обстоятельства. Иногда средствами осложнения могут являться порядок слов и интонация.

Список использованной литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений; Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.
  2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык:Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.
  5. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.
  6. В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман–Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл.общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Никитина Е.И.
  7. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.
  8. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык:Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.
  9. Богданова Г.А.Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М.:Просвещение, 2012
  10. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.:Дрофа, 2000
  11. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Правила и упражнения по русскому языку.5-8 класс. - «Аквариум» ГИППВ, 1997
  12. Симакова Е. С. Практические задания по русскому языку для подготовки к урокам и ГИА. 8 класс. Астрель, ВКТ,2012
  13. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.:ИД «Литература», 2012
  14. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Тесты. Русский язык. 8-9 классы. М. «Дрофа», 2000
  15. Тростенцова Г.А., ЗапорожецА.И.: Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2012

Однородные члены предложения.

Понятие об осложненном предложении. Основные разновидности осложнения предложений

Однородные члены предложения

ОСЛОЖНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Лекции 18

В синтаксисе сложилась традиция выделять предложения неосложненные и осложненные. Осложненные предложения имеют более сложную семантику (смысловое содержание) и структурную организацию, чем неосложненные, и это сближает их со сложными предложениями. Они являются как бы переходным этапом между простым и сложным предложениями. Например, предложение Близко прогремел гром, заставив всех вздрогнуть по смыслу близко к сложносочиненному предложению Близко прогремел гром, и все от него вздрогнули или сложноподчиненному Близко прогремел гром, так что все вздрогнули . Ном предложении речь идет не ободном событии, а о двух. Это становится возможным из-за того, что в предложении есть осложняющий компонент – обособленный второстепенный член предложения, привносящий в значение предложения добавочное сообщение, добавочную полупредикативность. Или в предложении К счастью, погода была хорошая сообщение о событии осложняется субъективной эмоционально-модальной оценкой говорящего, что достигается введением вводного компонента. Заметим, однако, что семантически осложненными могут быть и неосложненные конструкции. Например, Все вздрогнули от близкого удара грома.

Осложняющие предложение элементы отличаются от второстепенных членов предложения рядом структурно-семантических признаков. ВЧП вводятся в предложение на базе подчинительной связи. Они выделяют предмет или признак, конкретизируют его, не внося в предложение существенной добавочной информации. Даже очень распространенные конструкции не обладают такой новой и существенной информацией, которая меняла бы исходное значение предложения, делало его несколько иным. Например, За поворотом открылся пейзаж – второстепенный член конкретизирует, характеризует предикативный признак по месту. За поворотом внезапно открылся нашему взору красивый горный пейзаж – более точное описание + эмоционально-оценочный признак.

Компонент, осложняющий предложение, вносит в его содержание существенную добавочную информацию. За поворотом внезапно открылся нашему взору таинственный и сказочный пейзаж. У предмета речи две харатеристики. Они не только выделяют предмет речи, но и находятся в определенных отношениях между собой. В данном случае перед нами сочинительные соединительные отношения, т.е. признаки находятся между собой в гармоничном единстве. Таинственный, хотя и красочный – признаки стоят в ряду, однако признаки не гармоничны. Это примет уступительно-противительных отношений.


Таким образом, в осложненном предложении мы получаем существенную добавочную инфоримацию, которую устанавливаем на основе логических умозаключений. Расширяются наши представления о предмете или признаке не только с позиции точности, но с позиции отношения к выделенным предметам или признакам. Осложненные предложение всегда будет обладать добавочной, существенной, по мнению автора, информацией.

В осложненном предложении появляется синтаксическая связь особого рода. Это не подчинительная связь, а более сложная, имеющая двойственную природу. Смысловые отношения устанавливаются здесь не только с тем компонентом, который относится к осложняемому, но и между собой (однородные ЧП). Кроме того, эта связь всегда относится и к предикативному центру. Осложняющий компонент и его синтаксическая связь устанавливаются на уровне предложения и действуют только в нем.

По характеру выражаемых отношений различают несколько типов осложнений предложения:

1) осложненные предложения с однородынми членами;

2) осложненные предложения с обособленными членами;

3) предложения, осложненные вводными и вставными конструкциями;

4) предложения, осложненные обращениями.

Осложняющие элементы первого и второго типов являются членами предложения, а третьего и четвертого – нет.

Несмотря на общность, между осложняющими элементами существуют значительные структурно-семантические различия. Рассмотрим предложение, осложненное членами предложения.