Письмо добролюбову. Ей покорял. Взывая к жизни новой. Учил ты жить для славы, для свободы

Николай Алексеевич Некрасов

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Николай Добролюбов

С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов.

По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с удовольствием читал статьи Добролюбова, восхищаясь его смелостью, безапелляционностью и резкостью, с которыми автор нередко обрушивался на нерадивых литераторов. Вместе с тем, у Николая Добролюбова был несомненный дар на по-настоящему талантливых поэтов и писателей. Их произведения он анализировал с особой тщательностью, а в своих рецензиях старался объяснить читателям, почему, к примеру, пьесу Островского «Гроза» следует рассматривать, как образец революционной драматургии, а роман Гончарова «Обломов» является символом эпохи ленивых, безграмотных и ни к чему не стремящихся людей.

Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет. Однако после его смерти Николай Некрасов в полной мере осознал, какую потерю понесла русская литература, лишившись человека, который умел простым и доступным языком объяснить читателям, какие произведения действительно заслуживают их внимания, а какие - нет.

В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение «Памяти Добролюбова», в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества. «Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», — именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека . Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, что Добролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать». В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.

Обращаясь к Добролюбову, Некрасов отмечает, что «как женщину, ты родину любил», отдав ей свои лучшие годы жизни, покоряя ее своими произведениями и «взывая к жизни новой». Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист . Возможно, если бы не смертельная болезнь, Добролюбову удалось бы изменить своими произведениями общественное мнение и заложить мощный фундамент для нового социального строя. Однако этого не произошло, хотя сам Некрасов не отрицает, что во многом именно творчеству Добролюбова Россия обязана отменой крепостного права.

«Года минули, страсти улеглись, и высоко вознесся ты над нами…», отмечает поэт, подчеркивая, что со времен своего существования русская земля «такого сына не рождала». При этом Некрасов убежден, что «сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно», акцентируя внимание читателей на том, что Добролюбов жил и творил не ради славы и денег, а во имя России, которую хотел изменить. И если бы на русской земле хоть изредка не рождались такие самоотверженные и патриотичные люди, то, по мнению автора, «заглохла б нива жизни».

Некрасов познакомился с Николаем Александровичем Добролюбовым в стенах журнала «Современник» в 1858 году. Некрасов тогда был совладельцем этой газеты, а Добролюбов пришел работать туда публицистом. Молодой, прямолинейный, с литературными способностями, всему имеющий свое мнение, он сразу приглянулся ему. Они жили по соседству, и даже в не рабочее время встречались очень часто.

Из-за сильной разницы в возрасте, тесной дружбы между ними не возникло. Но Некрасова восхищал его талант, резкость и смелость, умение объективно оценивать любое литературное произведение. Он хорошо умел отличить настоящих, талантливых писателей и поэтов.

Добролюбов писал критические статьи, сатирические стихи и пародии. Он мог в паре простых слов доходчиво раскрыть и объяснить суть литературных произведений. Зрелый и мудрый не по годам. Это был борец за счастье и свободу человечества.

В произведении «Памяти Добролюбова» Некрасов хорошо передает свое уважение и восхищение творчеством этого талантливейшего человека. Для поэта он был своего рода идеалом русской культуры. Добролюбов ушел из жизни очень молодым, ему было всего 25 лет, общество потеряло талантливого публициста и литератора.

Добролюбов призывал людей любить жизнь, чтобы жизнь не прошла мимо. Он говорит, что лучше уйти из жизни молодым, и что то, при этом, знача для общества, чем умереть от старости и при этом, не предприняв никаких усилий для улучшения свой жизни. Не нужно жить для собственной славы, а нужно жить ради общества говорит он. Николай Александрович любил Родину, как женщину, для которой он посвятил самые лучшие годы, призывал ее к новой жизни, а Россия в данном произведении, это суровая любовница, которая не сумела оценить этот подарок.

Добролюбов, хоть и прожил не долгую жизнь, но прожил он ее не ради денег, а ради своей Родины. Ему хотелось, что бы, когда - ни будь, жизнь простого народа изменилась в лучшую сторону. Хотел изменить саму жизнь. И кто знает, если бы он не ушел так рано может он смог бы заложить фундамент для нового социального строя. По мнению Некрасова, крепостное право было отменено благодаря творчеству Добролюбова. Россия еще не рождала такого сына, уверен поэт, и если бы не рождались такие самоотверженные и патриотические сыновья, как Добролюбов, то заглохла бы нива жизни в России.

10 класс, кратко по плану

Картинка к стихотворению Памяти Добролюбова

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Цветаевой Куст

    Несложно заметить, что в творчестве Марины Цветаевой очень часто встречаются образы куста или дерева. Они символизируют бегущей от будничной маеты героине отдушину, райское пристанище, волшебство. Стихотворение «Куст» Марина

  • Анализ стихотворения Ахматовой Победа

    Всем давно известно, что с революцией 1917-ого года власть страны сменилась. Много политических сил претендовало на власть, но большевики, благодаря их влиянию и выгодному положению, стали править страной. Но Ахматова не разделяла

  • Анализ стихотворения Фета Уж верба вся пушистая раскинулась кругом

    Одной из самых популярных тем в поэзии А.Фета всегда являлась тема «Природы». Произведение «Уж верба вся пушистая раскинулась кругом» также относится к этой лирике. Оно передаёт чувства природы и людей с приходом Весны.

  • Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе

    Стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» относится к любовной лирике. Оно пронизано душевными переживаниями по поводу разлуки с любимой женщиной.

  • Анализ стихотворения Блока Родина

    Тема России – Родины для Блока была идеей жизни. Он не раз признавался, что это вершина его поэтического пути, в этом он видел своё предназначение. В тяжёлое для страны время, после первой Русской революции и русско-японской войны,

«Памяти Добролюбова» Николай Некрасов

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова»

С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов.

По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с удовольствием читал статьи Добролюбова, восхищаясь его смелостью, безапелляционностью и резкостью, с которыми автор нередко обрушивался на нерадивых литераторов. Вместе с тем, у Николая Добролюбова был несомненный дар на по-настоящему талантливых поэтов и писателей. Их произведения он анализировал с особой тщательностью, а в своих рецензиях старался объяснить читателям, почему, к примеру, пьесу Островского «Гроза» следует рассматривать, как образец революционной драматургии, а роман Гончарова «Обломов» является символом эпохи ленивых, безграмотных и ни к чему не стремящихся людей.

Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет. Однако после его смерти Николай Некрасов в полной мере осознал, какую потерю понесла русская литература, лишившись человека, который умел простым и доступным языком объяснить читателям, какие произведения действительно заслуживают их внимания, а какие – нет.

В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение «Памяти Добролюбова», в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества. «Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», — именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека . Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, что Добролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать». В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.

Обращаясь к Добролюбову, Некрасов отмечает, что «как женщину, ты родину любил», отдав ей свои лучшие годы жизни, покоряя ее своими произведениями и «взывая к жизни новой». Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист . Возможно, если бы не смертельная болезнь, Добролюбову удалось бы изменить своими произведениями общественное мнение и заложить мощный фундамент для нового социального строя. Однако этого не произошло, хотя сам Некрасов не отрицает, что во многом именно творчеству Добролюбова Россия обязана отменой крепостного права.

«Года минули, страсти улеглись, и высоко вознесся ты над нами…», отмечает поэт, подчеркивая, что со времен своего существования русская земля «такого сына не рождала». При этом Некрасов убежден, что «сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно», акцентируя внимание читателей на том, что Добролюбов жил и творил не ради славы и денег, а во имя России, которую хотел изменить. И если бы на русской земле хоть изредка не рождались такие самоотверженные и патриотичные люди, то, по мнению автора, «заглохла б нива жизни».

Умел рассудку страсти подчинять,

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья

Ты отвергал, ты чистоту хранил,

Ты жажде сердца не дал утоленья,

Как женщину ты родину любил,

Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца

Ей покорял. Взывая к жизни новой,

И светлый рай, и перлы для венца

Готовил ты любовнице суровой…

Некрасов находит просты, но сильные, острые слова, сжатые, но точные выражения для характеристики своего умершего друга. С горечью и с чувством глубокого восхищения, преклонения перед его памятью он восклицает:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Последняя строфа оборвана на середине строки:

Природа мать! Когда б таких людей

Ты иногда не присылала миру,

Заглохла б нива жизни…

Однако эта незаконченность только усиливает впечатление, как пауза в горячей речи оратора, оборвавшего её под напором нахлынувших чувств.

Стихотворение не столько дает конкретный образ умершего критика, сколько рисует те его черты, которые характерны для всех выдающихся русских патриотов-борцов, для самого Некрасова в том числе.

Итак, что же несет поэзия Некрасова современному читателю? Каково её содержание? Попробуйте сейчас уточнить ту схему, которую вы составили в начале нашего разговора о мотивах лирики Некрасова?

Содержание некрасовской поэзии весьма многообразно: судьба народа и судьбы людей из народа, долг гражданина, любовь, поэт и поэзия, женщина-мать, петербургские углы, народные заступники и народные враги, душевные драмы. И это содержание воплотилось и в уже известных, но переосмысленных Некрасовым жанрах, и в жанрах, которых ещё не знала до сих пор русская поэзия. В поэзии Некрасова удивительным образом соединяются казавшиеся не соединимыми традиции, стили, жанры. В ней звучат и интонации обличительной оды с её пафосом, ораторскими приемами, оборотами высокого стиля, и интонации живой народной речи, с её стилистическими и лексическими особенностями, напевность русской песни и поучительность сказки, мудрость пословиц и поговорок, и «тоска бесконечных равнин».

Он не гнушается ни поэтическими, ни газетными штампами, ни просторечиями, ни высокой гражданской лексикой. И в то же время каждое его стихотворение – единое поэтическое целое. Эмоциональные опоры его поэзии – «воля», «злоба» и любовь. Этими чувствами проникнуты все его стихи. Он убежден в том, что

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

О чем бы не писал Некрасов, он клеймит, умиляется, страдает или жалуется.

В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение «Памяти Добролюбова», в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества. «Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», - именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека. Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, что Добролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать». В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.

«Памяти Добролюбова» Николай Некрасов

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись -
С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Яков Смоленский
Дата рождения: 28 февраля 1920 - 09 марта 1995
Народный артист РСФСР (1988).
Актёр, чтец, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук. Его именем назван межвузовский конкурс чтецов при Щукинском театральном училище, участие в котором открыло дорогу в театральный мир многим начинающим талантливым артистам. После окончания школы он поступил на филологический факультет ЛГУ, окончить который ему не довелось - началась Великая Отечественная война. С третьего курса Смоленский ушёл добровольцем на фронт, был тяжело ранен, потом - госпиталь, блокада, эвакуация в Омске, где размещался в то время Вахтанговский театр. Там он поступил в Щукинское училище, по окончании которого стал актёром театра имени Евгения Вахтангова, где проработал более 10 лет. Именно тогда Яков Михайлович начал выступать на литературной эстраде. 50 лет работы в Московской государственной филармонии подарили любителям чтецкого искусства великое множество программ Якова Смоленского.