Первобытные собиратели, охотники и рыболовы. История. Первобытные собиратели и охотники

Предисловие

В условиях становления украинского независимого государства в исторической науке продолжается сложный поиск методологических основ изучения истории Украины.

Автор пытался подойти к освещению и характеристики исторических событий без идеологической ангажированности, присущей недавнем прошлом; в то же время показать эти события без пропагандистского пафоса, что порой является характерным уже для сегодняшнего дня.

В пособии уделено внимание и государствообразующим процессам. Ложе не секрет, что Украина и до сих пор не получила четких признаков современной цивилизованной страны. Едва ли не единственной характерной чертой национального развития стала глубокий кризис, охвативший все сферы жизни. Основные источники ее происхождения - отсутствие государственной стратегии, концептуальная беспомощность, невнятность политической тактики государства. .

Стремясь донести до студентов историю родного народа, автор пытался также привить им любовь к нашей истории.

Для закрепления учебного материала в конце каждой темы представлены тесты, которые выходят за пределы поданной в руководстве информации. Сделано это с целью более глубокой самостоятельной проработки студентами дополнительной литературы.

Первобытные собиратели, охотники и рыболовы

Начала человеческой жизни в Украине

Территория Украины была заселена с древнейших времен, однако она, как и Европа в целом, не входила в зону, где шел процесс очеловечивания высокоразвитой обезьяны. Около миллиона лет назад древние люди проникли на юг Европы, более 300 тысяч лет назад появились в Закарпатье и Приднестровье, а впоследствии и в других регионах Украины. Природные условия тогда существенно отличались от нынешних - саванны со стадами слонов и носорогов, табунами лошадей; широколиственные леса (в долинах крупных рек), где находили приют и пищу олени, косули, лоси; в водоемах жили бегемоты. Представителями хищников были саблезубые тигры и львы, пещерные медведи, волки, лисы.

Первобытные люди пользовались орудиями труда, которые изготавливали из самых доступных материалов - дерева и камня. Однако деревянные предметы (заостренные палки, бабы, плетения из лозы) долго не сохраняются в земле, тогда как камень хранится значительно лучше. Поэтому археологи выделяют первая ступень в развитии человеческого общества как каменный век.

Каменный век делится на древний каменный век (палеолит), средний каменный век (мезолит) и новый каменный век (неолит). В основу периодизации ученые положили степень развития производительных сил и общества. Палеолит датируют временем от появления человека до 11 тысяч лет назад. Мезолит продолжался примерно 10 - 8 тысяч лет назад. Неолит - 8 - 6 тысяч лет назад. Палеолит, в свою очередь, разделяют на ранний, или давний, нижний (закончился около 150 тысяч лет назад), средний, или мустье (150 - 40 - 35 тысяч лет назад), поздний, или верхний (35 - 11 тысяч лет назад). Некоторые археологи указывают другие границы периодов, а некоторые ученые включают мустье до раннего периода.

Древнейшие стоянки на территории Украины: Слои в Крыму, Рокосово, Королево в Закарпатье, Лука-Врублевецкая в Среднем Поднестровье (Хмельницкая область), Житомирская, Изюмская (Харьковщина), Амвросиевская (Донецкая область). Известно более 30 стоянок эпохи раннего палеолита.

На этих стоянках были обнаружены древнейшие для Украины орудия труда. Самые примитивные орудия изготовлялись следующим образом: человек кидала один камень на другой, что лежал на земле, а потом отбирала те обломки, что имели острые края. В то же время отдельные орудия труда изготовлены техникой двусторонней обработки. Это ручные рубила мигдалевидної формы, которые были универсальным орудием той эпохи. Они выполняли функции топора, кирки, метательного камня и т.д.

Древнейшие люди занимались сбором растительной пищи (питались корешками, молодыми побегами растений, ягодами и другими плодами), улиток, съедобных насекомых, птичьих яиц, охотились на мелких животных. В поисках пищи часто переходили с места на место. Вследствие странствующего образа жизни коллективы людей не были постоянными. Этот период в истории человечества многие из ученых характеризует как время существования первобытного человеческого стада.

Боранбаева Т. А.. Учитель истории

СОШ №9 г. Уральска ЗКО

Разработка урока по истории Казахстана в 6 классе.

Урок обобщение:

«Жизнь древнейших людей. Древнейшие собиратели и охотники»

Обучающая: проверить знания усвоенного материала по первому разделу.

Развивающая: с помощью применения различных форм и методов, способствовать формированию у учащихся логического мышления, хорошо владея учебным материалом, учащиеся демонстрируют умение анализировать текст, выбирать правильные утверждения. Выполнение заданий развивают познавательную деятельность, интеллектуальные способности учащихся. Повторяя пройденный материал, учащиеся закрепляют терминологию и значение исторических понятий.

Воспитательная: применяемые элементы методов критического мышления формируют интерес к древней истории Казахстана и к всемирной истории. Способствует воспитанию чувства казахстанского патриотизма и формирует уважительное к истории древнего Казахстана.

Тип урока: урок-обобщение, работа в группах.

Форма и методы: работа с текстом учебника, игровые элементы «мозговой штурм», работа с текстом над заданиями «исправьте ошибки», «соберите своё», «укажите правильную хронологию», «приведи в хронологическую последовательность», отгадай кроссворд», работа с интерактивной доской.

Ход урока: ребята распределены по группам. Каждая группа соответствует определённому историческому периоду: 1. Древний палеолит 2. Мустьерский период среднего палеолита 3. Поздний палеолит 4. Мезолит 5. Неолит.

Учитель: Здравствуйте! Ребята, мы с вами завершили изучение раздела: «Жизнь древнейших людей» и сегодня мы повторим и обобщим и закрепим пройденный материал. Наша работа будет состоять из нескольких этапов. Итак первый этап:

I .Разминка! Что и когда?

Синхронно на доске показывается текст вопроса

1.Как называется самый первый период в истории человечества? (Каменный век)

2.На какие периоды подразделяется каменный век? (палеолит, мезолит, неолит)

3.Назовите хронологические рамки палеолита (2,6 млн. лет до н.э. – 12 тыс. до н.э.)

4. Назовите хронологические рамки мезолита (12-5 тыс. лет до н.э.)

5. Назовите хронологические рамки неолита (5-3 тыс. лет до н.э.)

6. На какие периоды подразделяется палеолит? (ранний: 2,6 млн. – 40 тыс. лет до н.э, поздний: 40-12 тыс. лет до н.э.)

7.Что означают слова: олдовай, ашель, мустье? Это три периода, на которые делится ранний палеолит.

8.Назовите их хронологические рамки? Олдовай: 2,6 млн. – 800 тыс. лет до н.э. Ашель: 800-140 тыс. лет до н.э. Мустье: 140-40 тыс. лет до н.э.

II .Рассказать более подробно!

Каждой группе даются вопросы на листе по отдельному периоду. В течение трёх минут команды готовят ответы, после чего отвечают на вопросы. Отвечает первой та команда, которая подготовилась раньше других.

Вопросы команды «Древний палеолит»

1.Где и когда появился самый первый человек?

2.Перечислите первые орудия труда древнейшего человека?

3.Основные занятия древнейших людей (как они занимались?)

4.Опишите природу древнего Казахстана в древности.

Вопросы команды «Мустьерский период среднего палеолита»

1.Дайте научное объяснение этого периода?

2.Характеристика климата эпохи мустье.

3.Что нового появилось в жизни людей этого периода, и что явилось причиной этого периода?

4.Занятия людей мустьерского периода

Вопросы команды «Поздний палеолит»

1.Характеристика климата и животного мира этого периода.

2.Что является причиной появления большого разнообразия орудий труда?

3.Искусство и религия.

4.Внешний вид и характеристика «разумного» человека.

Вопросы команды «Мезолит»

1.Особенности мезолита (новшества), занятия.

2.Изменения в общественной жизни.

3.Перечислите стоянки эпохи мезолита.

Вопросы команды «Неолит» жизни человека

1.Выделите особенности мезолита.

2.Характеристика памятников эпохи мезолита.

3.Производящее хозяйство и его значение в жизни человека.

III . Где? Соберите своё!

На доске на листках бумаги прикреплены названия стоянок. Представитель от каждой команды должен забрать листочки с названиями стоянок периода, который представляет его команда, и дают информацию о том, где была обнаружена данная стоянка.

Правильные ответы:

1.Стоянки раннего палеолита: Шабакты, Шакпакат, Танирказган.

2.Стоянки мустьерского периода раннего палеолита: Канай, Обалысай, Музбель.

3.Стоянки позднего палеолита: Шульбинка, Семизбуга, Батпак.

4.Стоянки периода мезолита: Мичуринская, Ерейментау, Кызылсу.

5.Стоянки эпохи неолита: Сексеул, Зелёная Балка, Пеньки.

IV . Угадай: «Кто это?» и дополни…

(На интерактивной доске дан текст, который учащиеся дополняют текстом, работая в актив студии)

А.Они не были стремительными, как леопард, ловкими, как лев, сильными, как медведь. Однако они могли при помощи орудий труда «увеличить» свою ловкость и скорость действий. Первыми их орудиями были …

Правильный ответ: Древнейший человек эпохи раннего палеолита . (палка-копалка, заострённый камень, дубина).

Б.Рост его был средним, телосложение плотное, корпус чуть сутулый, лоб крутой, брови чуть выступающие. Шея была у него короткой, голова чуть наклонена вперёд, а зубы были чрезмерно …. Руки были сильными, но не обладали. К тому же у него … … … речь.

Правильный ответ: Неандерталец. Дополнение - правильный ответ: (большими, не была развита).

В.Чтобы не погибнуть от холода, люди должны были обеспечить себя надёжным жилищем и тёплой одеждой. Первыми жилищами людей были … Обычно они были заняты животными. Люди с помощью … выгоняли оттуда огромных пещерных медведей. Чтобы дикие звери не подходили близко к пещере, разжигали перед входом огонь, пещеру застилали шкурами убитых животных.

Правильный ответ: Человек мустьерского периода . Дополнение - правильный ответ: (пещеры, огня)

Г.Он отличался от своих предков. Он ходил прямо, владел … речью. Мозг «… …» был в два раза больше «человека умелого». Он постоянно увеличивали свой словарный запас, придумывая новые слова для объяснения и познания окружающего их мира. То есть «… …» уже имел развитое мышление.

Правильный ответ: Кроманьонец. Дополнение - правильный ответ: (членораздельной, «человека разумного», «человек разумный»)

Д.Жили они в одном поселении или в пещере. Каждая … … имела свою территорию. Все члены имели равные права. Общими были: земля, жилища, орудия труда. Все имели право охотиться в лесу, ловить рыбу, пасти скот на общем выгоне. Все работы внутри … делали сообща. Имуществом, принадлежавшим отдельному члену …, например, копьём, топором мог воспользоваться любой сородич. О каком коллективе идёт речь?

Правильный ответ: Родовая община. Дополнение – правильный ответ:

(родовая община, общины, общины)

V . Разгадай кроссворд:

По вертикали:

1.Примитивное орудие, обработанное с обеих сторон.

2.Метательное оружие с зубчатым наконечником.

3.Большие камни, обработанные с двух сторон.

4.Техника обработки орудий труда.

5.Мелкие каменное орудие труда, длиной 1-2 см.

По горизонтали:

6.Одно из самых первых занятий людей.

7.Умные, смелые, самые уважаемые люди, которых выбирали на общем собрании.

8.Местечко, где был найден скелет неандертальского мальчика.

Задание № 2. Впишите недостающие слова.

Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад.
Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие - лицо? нижняя челюсть? Лоб?) У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти со скошенным подбородком, уходящий назад лоб, сильно развитые надбровные дуги .
Главным отличием древнейших людей от животных было то, что они умели создавать орудия труда .
Древнейшими орудиями труда были палка-копалка, дубина, скребки, рубила, каменные топоры, позднее стали изготавливать наконечники для копий .
У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательство и охота .

Задание № 3. Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле».

1.Надпишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей.
2.Закрасьте предполагаемую область прародины человека.
3.Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков.

Задание № 4. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени.

Перед вами Африка более двух миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны - далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержится ответ на эти вопросы. Найдите этот ответ и объясните свою мысль.

Это древнейшие люди. На переднем плане древнейший человек изготавливает орудие труда, обрабатывая камень. Умение изготавливать орудия труда, умение создавать, а не только потреблять - главное отличие человека от животных.

Задание № 5. Составьте по рисунку нашего времени описание охоты на пещерного медведя.

Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Опишите действия охотников. С какими целями они стремились убить медведя?

Охотники подстерегали медведя на выходе из пещеры, где, скорее всего, находится логово зверя. Это очень крупный и сильный зверь. Забравшись на уступ скалы, охотники кидают большие камни в медведя, стараясь убить или, хотя бы, оглушить зверя, чтобы потом можно было уверенно спуститься и добить медведя копьями. Скорее всего люди охотятся на медведя, чтобы добыть мясо, а может быть хотят прогнать зверя из пещеры, ведь древние люди жили в пещерах.

Задание № 6. Составьте по рисункам нашего времени рассказ об охоте на мамонтов.

1. Вот начало рассказа (см. рисунок) .

Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов... Предположите куда и зачем.

Древние охотники загоняли крупных животных в заранее подготовленные ловушки - естественные или вырытые самими охотниками ямы.

Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты.

Чтобы напугать животных, ведь дикие звери боятся огня. Это заметно по мамонтам, которые бегут прежде всего от огня, а не от охотников.

2. Предположите, куда провалился мамонт (см. рисунок) . Можно ли понять по рисунку, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?

Мамонт провалился в яму, которая была прикрыта ветками. Выбраться из нее животное не сможет и охотники добьют мамонта камнями и пиками. На рисунке мы видим, что один из охотников ранен, и можно предположить, что охота была очень опасным занятием. Но охота на мамонтов приносила много мяса. Из костей животного люди изготовляли орудия труда, а из шкур делали одежду.

Задание № 7. Впишите недостающие слова.

Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его кроманьонцем .
Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения лука и наконечников с загнутыми зубьями .

Задание № 8. Ответьте на вопросы.

1. Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?

В общину входило несколько больших семей, которые приходились родственниками друг другу.

2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество было общим у сородичей?

Люди сообща добывали пищу, строили жилища, изготовляли орудия труда и одежду, воспитывали детей. Запасы пищи, орудия труда, жилища были общими.

3. Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?

В родовых общинах особым уважением пользовалась женщина-мать.

Задание № 9. Выполните задание и ответьте на вопросы.

Напишите названия изображенных орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете?

1. копье 2. гарпун
Копье для охоты на зверя, а гарпун для ловли рыбы. Пронзая добычу, зубья застревали в ней, не позволяя рыбе соскользнуть с гарпуна.

Задание № 10. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени «Первобытный похоронный обряд».

Опишите рисунок. О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?

Человека хоронят в яме, в его обычной одежде, положив в могилу еду. Древние люди считали, что душа умершего продолжает вести ту жизнь, которую вел живший человек. Хоронили в позе спящего, вероятно, потому, что считали возможным возвращение души в тело и «пробуждение» мертвого. Медвежье ожерелье являлось символом мужественного охотника, которому будет нужно копье для охоты в другом мире.

Задание № 11. Найдите ошибки.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды - небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник - огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

2 млн лет назад: а) люди не умели разговаривать, б) в Африке не мог пойти снег, в) не было одежды из звериных шкур, г) не знали хлеба, д)динозавры к тому времени вымерли.

Задание № 12. Решите кроссворд «Первобытные охотники и собиратели».

Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по вертикали, прочтете название пещеры, где были впервые найдены рисунки первобытных людей.

Внимание! Правильные ответы указаны в скобках.
По горизонтали: 1. Материк, где, по предположению ученых, жили древнейшие люди (Африка ). 2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии (лук ). 3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди (огонь ). 4. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу (охота ). 5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке (душа ). 6. Самое крупное из животных, на которых охотились первобытные люди (мамонт ). 7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники (бизон ). 8. Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам (гарпун ). 9. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу (собирательство ).
Ответ по вертикали : Альтамира


1. Впишите недостающие слова и внесите дополнение в рисунок.

Город № 2 находится на западе страны.
Город № 3 находится на востоке страны.
Область находится на юго-западе страны.

2. Впишите недостающие слова.

Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад. Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие - лицо? нижняя челюсть? Лоб?) У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом , выступающие вперед челюсти со скошенным подбородком, уходящий назад лоб, сильно развитые надбровные дуги .
Главным отличием древнейших людей от животных было то, что они умели создавать орудия труда .
Древнейшими орудиями труда были палка-копалка, дубина, скребки, рубила, каменные топоры, позднее стали изготавливать наконечники для копий .
У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательство и охота .

3. Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле».

1. Надпишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей.
2. Закрасьте предполагаемую область прародины человека.
3. Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков.

4. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени.

Перед вами Африка более двух миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны - далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержится ответ на эти вопросы. Найдите этот ответ и объясните свою мысль.

Это древнейшие люди. На переднем плане древнейший человек изготавливает орудие труда, обрабатывая камень. Умение изготавливать орудия труда, умение создавать, а не только потреблять - главное отличие человека от животных.

5. Составьте по рисунку нашего времени описание охоты на пещерного медведя.

Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Опишите действия охотников. С какими целями они стремились убить медведя?

Охотники подстерегли медведя на выходе из пещеры, где, скорее всего, находится логово зверя. Это очень крупный и сильный зверь. Забравшись на уступ скалы, охотники кидают большие камни в медведя, стараясь убить, или, хотя бы, оглушить зверя, чтобы потом можно было уверенно спуститься и добить зверя копьями. Скорее всего люди охотятся на медведя чтобы добыть мясо, а может быть хотят прогнать зверя из пещеры, ведь древние люди жили в пещерах.

6. Составьте по рисункам нашего времени рассказ об охоте на мамонтов.

1. Вот начало рассказа:

Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов... Предположите куда и зачем.

Древние охотники загоняли крупных животных в заранее подготовленные ловушки - естественные или вырытые самими охотниками ямы.

Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты.

Чтобы напугать животных, ведь дикие звери боятся огня. Это заметно по мамонтам, которые бегут прежде всего от огня, а не от охотников.

2. Предположите, куда провалился мамонт. Можно ли понять по рисунку, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?

Мамонт провалился в яму, которая была прикрыта ветками. Выбраться из нее животное не сможет и охотники добьют мамонта камнями и пиками. На рисунке мы видим, что один из охотников ранен, и можно предположить, что охота была очень опасным занятием. Но охота на мамонтов приносила много мяса. Из костей животного люди изготовляли орудия труда, а из шкур делали одежду.

7. Впишите недостающие слова.

Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его кроманьонцем .
Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения лука и наконечников с загнутыми зубьями.

8. Ответьте на вопросы.

1. Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?

В общину входило несколько больших семей, которые приходились родственниками друг другу.

2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество было общим у сородичей?

Люди сообща добывали пищу, строили жилища, изготовляли орудия труда и одежду, воспитывали детей. Запасы пищи, орудия труда, жилища были общими.

3. Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?

В родовых общинах особым уважением пользовалась женщина-мать.

9. Выполните задание и ответьте на вопросы.

Напишите названия изображенных орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете?

1. копье
2. гарпун

Копье для охоты на зверя, а гарпун для ловли рыбы. Пронзая добычу, зубья застревали в ней, не позволяя рыбе соскользнуть с гарпуна.

10. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени «Первобытный похоронный обряд».

Опишите рисунок. О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?

Человека хоронят в яме, в его обычной одежде, положив в могилу еду. Древние люди считали, что душа умершего продолжает вести ту жизнь, которую вел живший человек. Хоронили в позе спящего, вероятно, потому, что считали возможным возвращение души в тело и «пробуждение» мертвого. Медвежье ожерелье являлось символом мужественного охотника, которому будет нужно копье для охоты в другом мире.

11. Найдите ошибки.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды - небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник - огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

2 млн лет назад: а) люди не умели разговаривать, б) в Африке не мог пойти снег, в) не было одежды из звериных шкур, г) не знали хлеба, д)динозавры к тому времени вымерли.

12. Решите кроссворд «Первобытные охотники и собиратели».

Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по вертикали, прочтете название пещеры, где были впервые найдены рисунки первобытных людей.

По горизонтали : 1. Материк, где, по предположению ученых, жили древнейшие люди. 2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии. 3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди. 4. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу. 5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке (душа). 6. Самое крупное из животных, на которых охотились первобытные люди. 7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники. 8. Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам. 9. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу.

Ответ по вертикали: Альтамира

Проверь себя


1. Какие источники помогают ученым получать информацию о жизни древнейших людей?


Информацию о жизни древнейших людей ученые-археологи получают при раскопках, они находят орудия труда, одежду, украшения и др. Такие исследования помогают изучить способ жизни первобытных людей, их представления о мире.

2. Как вы думаете, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Свой ответ обоснуйте.

Нет, нельзя сравнивать. Первобытные люди имели отличные от наших представления о мире, цель искусства была другая, чем сегодня. Все произведения имели магическую цель.

3. Узнайте, на территориях каких современных стран жили древнейшие люди (при поиске информации используйте интернет).

Древнейшие люди возникли на территории Восточной Африки (Кения, Эфиопия, Танзания, Сомали). Затем распространились на Ближнем Востоке (Сирия, Иордания, Израиль, Ирак) и по всей Евразии (Турция, Иран, Россия и др.).

Задание №2. Впишите недостающие слова

Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад.

Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие — лицо? нижняя челюсть? Лоб?) У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти со скошенным подбородком, уходящий назад лоб, сильно развитые надбровные дуги.

Главным отличием древнейших людей от животных было то, что они умели создавать орудия труда.

Древнейшими орудиями труда были палка-копалка, дубина, скребки, рубила, каменные топоры, позднее стали изготавливать наконечники для копий.

У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательство и охота

Задание №3. Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле»

1.Надпишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей

2.Закрасьте предполагаемую область прародины человека

3.Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков

Задание №4. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени

Перед вами Африка более двух миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны — далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержится ответ на эти вопросы. Найдите этот ответ и объясните свою мысль

Это древнейшие люди. На переднем плане древнейший человек изготавливает орудие труда, обрабатывая камень. Умение изготавливать орудия труда, умение создавать, а не только потреблять — главное отличие человека от животных

Задание №5. Составьте по рисунку нашего времени описание охоты на пещерного медведя

Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Опишите действия охотников. С какими целями они стремились убить медведя?

Охотники подстерегали медведя на выходе из пещеры, где, скорее всего, находится логово зверя. Это очень крупный и сильный зверь. Забравшись на уступ скалы, охотники кидают большие камни в медведя, стараясь убить или, хотя бы, оглушить зверя, чтобы потом можно было уверенно спуститься и добить медведя копьями. Скорее всего люди охотятся на медведя, чтобы добыть мясо, а может быть хотят прогнать зверя из пещеры, ведь древние люди жили в пещерах

Задание №6. Впишите недостающие слова

Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его человеком разумным .

Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения лука и стрел с наконечниками с загнутыми зубьями

Задание №7. Составьте по рисункам нашего времени рассказ об охоте на мамонтов

1. Вот начало рассказа

"Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов..."

Предположите куда и зачем?

Древние охотники загоняли крупных животных в заранее подготовленные ловушки — естественные или вырытые самими охотниками ямы

Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты

Чтобы напугать животных, ведь дикие звери боятся огня. Это заметно по мамонтам, которые бегут прежде всего от огня, а не от охотников

2. Предположите, куда провалился мамонт. Можно ли понять по рисунку, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?

Мамонт провалился в яму, которая была прикрыта ветками. Выбраться из нее животное не сможет и охотники добьют мамонта камнями и пиками. На рисунке мы видим, что один из охотников ранен, и можно предположить, что охота была очень опасным занятием. Но охота на мамонтов приносила много мяса. Из костей животного люди изготовляли орудия труда, а из шкур делали одежду

Задание №8. Ответьте на вопросы

1. Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?

В общину входило несколько больших семей, которые приходились родственниками друг другу

2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество было общим у сородичей?

Люди сообща добывали пищу, строили жилища, изготовляли орудия труда и одежду, воспитывали детей. Запасы пищи, орудия труда, жилища были общими

3. Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?

В родовых общинах особым уважением пользовалась женщина-мать

Задание №9. Выполните задание и ответьте на вопросы

Напишите названия изображенных орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете?

1. Копье. Оно предназначено для охоты на зверя

2. Гарпун. Необходим для ловли рыбы. Пронзая добычу, зубья застревали в ней, не позволяя рыбе соскользнуть с гарпуна

Задание №10. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени «Первобытный похоронный обряд»

Опишите рисунок. О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?

Человека хоронят в яме, в его обычной одежде, положив в могилу еду. Древние люди считали, что душа умершего продолжает вести ту жизнь, которую вел живший человек. Хоронили в позе спящего, вероятно, потому, что считали возможным возвращение души в тело и «пробуждение» мертвого. Медвежье ожерелье являлось символом мужественного охотника, которому будет нужно копье для охоты в другом мире

Задание №11. Найдите ошибки.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник — огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

2 млн лет назад: а) люди не умели разговаривать, б) в Африке не мог пойти снег, в) не было одежды из звериных шкур, г) не знали хлеба, д)динозавры к тому времени вымерли

Задание №12. Решите кроссворд «Первобытные охотники и собиратели»

Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по вертикали, прочтете название пещеры, где были впервые найдены рисунки первобытных людей

По горизонтали: 1. Материк, где, по предположению ученых, жили древнейшие люди. 2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии. 3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди. 4. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу. 5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке. 6. Самое крупное из животных, на которых охотились первобытные люди. 7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники. 8. Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам. 9. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Какие источники помогают ученым получать информацию о жизни древнейших людей?

Письмена на стенах пещер, раскопки

2. Как вы думаете, можно ли сравнивать первобытное и современное искусство? Свой ответ аргументируйте

Нет, потому что с развитием цивизизации было накоплено множество знаний как нужно правильно рисовать

3*. Узнайте, на территории каких современных стран жили древнейшие люди (при поиске информации используйте интернет)

На территории Южной Африки и Южной Азии от 5 миллионов до 400 тысяч лет назад