От европейской к мировой войне. Подготовка Германии к войне. IV. Закрепление учебного материала

Вопрос 01. Назовите основные события первого этапа войны. Определите в них место и роль СССР.

Ответ. Во всех событиях I этапа II мировой войны СССР либо принимал непосредственное участие, либо имеет отношение к оным, по крайней мере подписанием Пакта Молотова-Риббентропа. Это следующие события:

1.09.1939 – вторжение гитлеровских войск в Польшу;

5-17.09.1939 – битва за Варшаву;

9-22.09.1939 – битва на Бзуре;

17.09.1939 – вступление Красной армии на территорию Польши;

22.09.1939 – совместный парад вермахта и Красной армии в Бресте;

28.09.1939 – начало размещения советских войск на территории Прибалтийских республик и процесса их включения в состав СССР;

6.10.1939 – подавлены последние очаги обороны Польши;

30.11.1939-12.03.1939 – Советско-финская война.

Вопрос 02. На основании документа и текста параграфа дайте характеристику «странной войне».

Ответ. Странная война включает практическое отсутствие боевых действий при том, что война была объявлена и войска находились на боевых позициях. Она включает попытки наступления, например, Саарское, но они не были достаточно масштабными, чтобы оказаться успешными. Французский корреспондент Ролан Доржелес, который пребывал на линии фронта, писал: «Я был удивлён спокойствием, которое там царило. Артиллеристы, которые расположились на Рейне, спокойно смотрели на немецкие поезда с боеприпасами, которые курсируют на противоположном берегу, наши лётчики пролетали над дымящимися трубами завода Саару, не сбрасывая бомб. Очевидно, главная забота высшего командования заключалась в том, чтобы не беспокоить противника».

Вопрос 03. Чем вы можете объяснить лёгкость побед гитлеровской Германии над странами Западной Европы?

Ответ. Причины:

1) недооценка противника со стороны Франции и Великобритании (например, считалось, что Гитлер будет полностью повторять немецкое наступление I мировой войны через Бельгию, удар в Арденнах оказался полной неожиданностью);

2) эффективность блицкрига (эта тактика обеспечивала не только небывалую до этого скорость продвижения войск, но и эффективность их действий);

3) превосходство немецкой бронетехники (относительно лёгкие и быстроходные танки вермахта и тактика их использования в едином кулаке оказались куда эффективнее хорошо бронированных, но не поворотливых английских и французских моделей, применявшихся для непосредственной поддержки пехоты по образцу ещё I мировой войны);

4) хорошее состояние европейских дорог и обилие бензозаправок (танки вермахта начала войны заправлялись обычным автомобильным бензином), что увеличило скорость продвижения передовых немецких частей.

Вопрос 04. В чём состояла суть Тройственного пакта?

Ответ. Формально это был договор между Германией, Италией и Японией о взаимной поддержке в случае нападения на одну из этих стран, фактически он означал взаимную поддержку в ходе дальнейших завоеваний.

Вопрос 05. Почему Германия рассчитывала на быструю победу над Советским Союзом?

Ответ. Германия планировала победить СССР быстро, так как понимала пагубность затяжной войны в такой обширной стране. Она надеялась на осуществление своих планов, так как располагала подробными разведывательными данными о приграничных частях Красной армии (разведку с воздуха советское командование запретило пресекать), а блицкриг уже показал свою эффективность.

Вопрос 06. В чём состояли просчёты советского руководства относительно расстановки военно-политических сил в Европе накануне нападения Германии на СССР?

Ответ. И.В. Сталин считал, что Гитлер не станет нападать на СССР, пока продолжает войну против Великобритании (хотя из сухопутных сил вермахта лишь небольшая часть была задействована в этой войне (в Африке)). Кроме того, в Москву приходила не только верная разведывательная информация, но и грамотно сфабрикованная дезинформация, которая оказалась более убедительной.

Информационный лист 1.

Вопросы:


«Информационный лист № 2»

Информационный лист № 2.

Просмотр содержимого документа
«Информационный лист № 3 на пути к второй мировой»

Информационный лист 3.

:

Во всяком случае оба правительства решат этот вопрос путем дружеского согласия.

Вопросы:

    На какой срок заключался?

Просмотр содержимого документа
«Основной рабочий лист группы»

Основной рабочий лист группы

Состав группы

Просмотр содержимого документа
«Урок на конкурс методических разработок ВГ АПКРО»

Урок по всеобщей истории, истории новейшего времени

11 класс

Тема урока «На пути ко второй Мировой войне»

45 минут.

Подготовила: учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 35 Краснооктябрьского района города Волгограда Джевело Т.В.

Учебник: Волобуев О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А.«Всеобщая история.

XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень». Издательство «Дрофа», 2012г.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Форма урока – групповая, общеклассная.

Цель : обобщить и систематизировать полученные учащимися знания по теме международных отношений в 30-е годы XX века с использованием технологии критического мышления.

Задачи урока:

- Обучающие:

1. Выявить причины и последствия появления политики умиротворения и коллективной безопасности и появления стран-агрессоров.

2. Установить причины второй мировой войны;

- Развивающие:

1. Содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи,

определять основные закономерности исторического процесса, обобщать и систематизировать факты.

2. Способствовать развитию умений общения в познавательном поиске – выслушивать оппонентов, правильно строить речевые фразы, вести полемику и находить в споре компромиссное решение;

- Воспитательные:

1. Способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

Оборудование урока : компьютер, презентация по теме, задания для групп, лента на партах.

Подготовка урока: класс разбивается на 3 учебные группы. Каждая из них получает задания по исследованию проблем международных отношений 30-х годов XX века.

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организацион-

ный этап. Мотивация

Вступительное слово

Тема нашего урока – На пути ко второй Мировой войне (1 слайд). В 2013 году исполнилось 74 года от момента начала самой кровопролитной и самой жестокой войны.

Давайте вместе сформулируем цели нашего урока. (2 слайд)

Фронтальная беседа.

Работа по схеме.

Что обозначают символы I, II на схеме?

Каковы их хронологические рамки?

Как называется система международных отношений, которая существовала в этот период?

Что стало водоразделом между 20-ми и 30-ми годами?

Моделирование ситуации: (на каждой парте лежит красная лента, которая делит парту на две неравные части (одна – больше, другая - меньше)

Исходя из темы урока, что на ваш взгляд символизирует лента на парте?

Как чувствуют себя те, у кого мало места?

Какие государства по условиям Версальско-Вашингтонской системы чувствовали себя униженными и обездоленными?

А что испытывают те, у кого места много?

Какие государства вышли победителями из первой мировой?

А теперь, вновь используя схему, давайте попробуем определить цель урока, проблему урока.

На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока. И в этом вам помогут различные исторические материалы, которые лежат у вас на столах. Работая с ними в ваших группах, а также слушая мой рассказ, вы сможете понять, можно ли было предотвратить вторую Мировую войну. Вся наша работа будет идти по этому плану.

Садятся по группам, заранее сформированным.

Возможные ответы:

(Первая и вторая мировые войны).

(1914-1918, 1939-1945 г.г.) Версальско-вашингтонская система

(мировой экономический кризис)

(различие в положении победителей и побежденных)

(некомфортно, как будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты)

(Германия и Италия)

(Англия, Франция, США)

Что привело ко второй мировой войне? Почему она началась?

Этап усвоения, обобщения и систематизации знаний

2. Очаги военной опасности и сближение агрессоров

И так, первый наш вопрос – Очаги военной опасности и сближение агрессоров. (5 слайд)

В начале 30-х годов происходят значительные изменения в международных отношениях. И они были связаны с нарушением условий Версальско-Вашингтонской системы.

Перед вами три государства: Япония, Германия и Италия. (5 слайд до конца), а также информация о том, какие завоевания они совершили. Посмотрите на слайд и скажите – виновны ли эти страны в нарушении условий Версальской системы?

1931 год – Япония оккупировала Маньчжурию, подбираясь всё ближе к Китаю и главное к России. Лига Наций рекомендовала вывести японские войска из Манчжурии по просьбе Китая, но Япония в ответ на это в феврале 1933 года демонстративно вышла из Лиги Наций, а санкции против нее так и не были введены.

С приходом Гитлера к власти в 1933 году в Германии был установлен тоталитарный режим с расистской идеологией. Страны Запада не скрывали, что считают фашизм меньшим злом, чем коммунизм, т.е. для них СССР был опаснее на тот момент, чем Германия. Может быть, поэтому страны Запада не отреагировали на выход Германии из Лиги наций в 1933 году. В 1934 году было принято решение о создании военной авиации, на следующий год в Германии была введена всеобщая воинская повинность; в 1936 году вооруженные силы Германии вошли на территорию Рейнской демилитаризованной зоны.

В 1935 году Италии захватила Эфиопию. Сделала она это, потому что в свое время, Японию никто не наказал за Маньчжурию. Лига наций объявила Италию агрессором.

Обнаружив общность интересов Германия, Италия, Япония начали быстрое сближение. В 1936 году Германия и Япония заключили «Антикоминтерновский пакт», в 1937 году присоединилась Италия. Это ознаменовало создание союза, стремившегося к переделу мира, но это должным образом не было оценено в странах демократии. А в секретном дополнительном соглашении они давали друг другу обязательства в случае войны одной из сторон с СССР не предпринимать ничего, что могло бы облегчить положение нашей страны.

Слушают рассказ учителя.

Смотрят слайд, отвечают на вопросы:

Да, виновны

- нарушение мира

- совершение агрессии

- милитаризм

- создание союза, цель которого передел мира

(Параграф № 6, с.56 учебника)

(Параграф № 8 учебника, с. 66-71)

3. Особенности международ-

ных отношений начала 30-х годов

В чем же были особенности международных отношений 30-х годов? Чем они отличались от тех отношений, которые были накануне первой мировой войны?

Узнаем, перейдя ко второму нашему вопросу. (6 слайд)

Прочитайте и обсудите в группе исторические данные на информационном листе № 1.

    В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?

    Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?

    Какую позицию в происходящих событиях заняли США?

    Как отнеслись к появлению Гитлера?

Посмотрите, какие были особенности МО в 30- е гг. (6 слайд до конца)

Работа в группе. Обсуждение.

Ответы на вопросы. Беседа

Работа с информационным листом № 1

4. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

Переходим к следующему вопросу.

Начиная с 1936 года, в Европе формируются два направления в международных отношениях: политика умиротворения и политика коллективной безопасности.

Активным сторонником политики умиротворения был премьер-министр Великобритании Чемберлен.

По его мнению, главная опасность состояла не в действиях Германии, а в возможности потери контроля над развитием событий. Он считал, что первая мировая война возникла именно потому, что великие державы на время утеряли контроль над развитием событий. В итоге локальный конфликт из-за Сербии перерос в мировую войну. Для того, чтобы предотвратить такую опасность, нужно не терять контактов со всеми участниками международного конфликта и пытаться решать возникшие проблемы на основе взаимных уступок. На деле это означало, что Гитлер выдвигал все новые претензии, они становились объектом обсуждения, после чего надо было идти на все большие уступки Германии, не смотря на возможные жертвы.

Политика коллективной безопасности была предложена французским министром иностранных дел Луи Барту. Эта политика была нацелена на сохранение в Европе статус-кво, неизменности сложившихся границ. Государства, заинтересованные в этом, должны были заключить между собой соглашения о взаимопомощи. Участие СССР в этой системе Барту считал жизненно важным. Проводником этой политики в нашей стране стал нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов. В ходе реализации этого курса Советскому Союзу удалось добиться упрочения своего положения:

    В 1934 году СССР был принят в Лигу наций в качестве члена ее Совета;

    В 1935 году был подписан советско-французский договор о взаимопомощи (текс договора имеется на столах и отвечающий может ссылаться на него);

    В 1936 году подписан договор с Чехословакией;

    В 1935 году VII конгресс Коминтерна взял курс на развертывание антифашистской борьбы.

Теперь давайте выясним, каков был итог осуществления этих двух политик. Прочитайте данные на информационном листе № 2 и ответьте на вопрос.

Вопрос: Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?

Вопрос: Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

Слушают учителя. Затем выполняют задание на информационном листе № 2

Ответ: Германия превратилась в сильнейшее государство Европы. Гитлер уверовал в свою безнаказанность. Это приблизило начало войны. Запад был слеп: оценка сговора – восторженная: «Мир этому поколению!»

Ответ Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

Параграф № 8, страница 73, параграф № 9, с.76-78 учебника

Работа с информационным листом № 2

5. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

И, наконец, узнаем, какова же была внешняя политика СССР в 30- е годы. Переходим к четвертому вопросу.

Для СССР большая угроза исходила от Японии. Летом 1938 года японские войска вторглись на территорию СССР в районе озера Хасан. Летом 1939 года японская армия спровоцировала конфликт в районе Халхин-Гола, в Монголии, связанной с СССР военным договором. СССР мог оказаться в состоянии войны на два фронта: с одной стороны – Германия, а с другой – Япония. Поэтому с одним из этих государств надо было заключать договор о ненападении. И этим государством стала Германия. Она тоже боялась войны на 2 фронта, так как хотела захватить Польшу, а той уже были предоставлены гарантии защиты от Англии и Франции. И тогда германии пришлось бы с ними воевать. Кроме того – Польша граничит с СССР, поэтому Германии пришлось бы воевать еще и с ним.

Так и произошло сближение Германии и СССР в 1939 году.

21 августа 1939 года Сталин получил телеграмму от Гитлера, в которой тот заявил, что стремится к заключению пакта о ненападении с СССР и готов подписать любое дополнительное соглашение, касающееся урегулирования всех спорных вопросов. Для Сталина стало ясно, что СССР может получить контроль над Восточной Европой, но не в обмен на согласие участвовать в войне, а в качестве цены за неучастие в ней. В этот же день переговоры с Англией и Францией были прерваны на неопределенный срок. 23 августа 1939 года был подписан пакт о ненападении. (8 слайд до конца)

Сейчас вы изучите в группе основные условия этого договора. А затем мы вместе с вами их обсудим.

    Соответствовал ли договор нормам международного права?

    На какой срок заключался?

    Нарушал ли интересы других государств?

    Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ? (слайд 9, 10)

Слушают учителя. Работают в группе с информационным листом № 3.

Отвечают на вопросы.

Параграф № 9, с.78

6. Заключение. Рефлексия

И так, подписанные в Москве документы завершили переориентацию внешней политики СССР. Смысл этого поворота – это попытка обеспечить безопасность страны путем договоренности с Германией. СССР превращался в невоюющего союзника Германии. Разрушался образ страны, последовательно выступавшей против фашизма и его агрессивной политики.

Непосредственным итогом подписания этих документов стало окончательное решение Гитлера начать агрессию против Польши.

Началась вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.

Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?

Слушают учителя.

Рефлексия.

Ответы на вопросы:

можно ли было предотвратить вторую Мировую войну?

В чем были причины второй Мировой войны?

(слайд 12)§ 8,9; вопросы: В чем были причины второй Мировой войны? Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?

Записывают домашнее задание

Приложение № 1

Информационный лист 1.

Особенности международных отношений начала 30-х годов

Международные отношения 30-х годов отличались от кануна первой мировой войны. В 30-е годы лишь небольшая группа стран стремилась к войне, тогда как большая часть этого не хотела. Существовала реальная возможность погасить очаги войны, все зависело от способности мирового сообщества организовать совместные действия.

Первой проверкой этой способности стал экономический кризис. Он был мировым, и бороться с его последствиями разумнее было сообща.

Однако выявилась неспособность к совместным действиям: США установили самые высокие таможенные пошлины, Великобритания установила такой обменный курс фунта, который создал условия для расширения экспорта британских товаров. Другие страны последовали их примеру. Началась настоящая таможенная и валютная война, которая дезорганизовала мировую торговлю и углубила кризис. Каждая страна пыталась переложить тяжесть кризиса на других, возросло экономическое соперничество, способность к совместным действиям была утеряна. Отсутствовало понимание целостности и неделимости мира .

Нарастание напряженности в мире породило в США стремление уединиться в своей «американской крепости». Самая богатая страна с колоссальными ресурсами и способностью влиять на мировые события как бы выпала из мировой политики. Это резко увеличивало шансы агрессоров на успех.

Приход Гитлера к власти не сразу был воспринят как коренной поворот в политике Германии. Долгое время в нем видели лишь сильного национального лидера, стремящегося восстановить для Германии справедливость. Планы нацистов по переделу мира поначалу не воспринимались всерьез. Еще не работали лагеря смерти, а народы Европы не испытали ужасов оккупации. Все это было впереди. Многим политикам Гитлер казался лидером, с которым вполне можно вести дело.

Вопросы:

    В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?

    Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?

    Какую позицию в происходящих событиях заняли США?

    Как отнеслись к появлению Гитлера?

Приложение № 2.

Информационный лист № 2.

Политика умиротворения и политика коллективной безопасности: сущность, реализация, причины неудач.

Реализация политики умиротворения.

В 1938 году Гитлер решил приступить к реализации своей внешнеполитической программы: передел границ с целью включения в состав германии всех населенных немцами регионов. Первой в списке стояла Австрия - родина Гитлера. Гитлер ультимативно потребовал передать власть в Австрии в руки местных нацистов. Те пригласили германские войска помочь им в наведении порядка. 12 марта 1938 года вермахт вторгся в Австрию. Ее независимость была ликвидирована, она стала областью Германии. Хотя большинство австрийцев с энтузиазмом восприняли присоединение, видя только в нем будущее страны. Но так или иначе в Европе перестало существовать суверенное государство. Никто не смог этому помешать.

Вслед за этим Гитлер выдвинул претензии к Чехословакии, требуя присоединения к Германии Судетской области, населенной в основном немцами. Но Чехословакия оказалась твердым орешком. Она имела одну из лучших армий в Европе и не собиралась уступать. Гитлер решил добиться отделения Судет, пугая великие державы перспективой начала новой войны. 30 сентября 1938 года в Мюнхене с участием Англии, Германии, Италии и Франции было решено удовлетворить претензии Гитлера. Чехословакия, которую даже не пригласили на конференцию, потеряла 1/5 часть территории, граница проходила в 40 км от Праги.

Вопрос: Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?

Крах политики умиротворения.

Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

Вопрос: Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

Приложение № 3.

Информационный лист 3.

« Статья 1. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.

Статья 2. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

Статья 3. Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

Статья 4. Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-либо группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны

Статья 6. Настоящий договор заключается сроком на десять лет».

Из Секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между Германией и Советским Союзом, 23 августа 1939 г. :

«По случаю подписания Пакта о ненападении между Германией и Союзом советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся представители обеих сторон обсудили в строго конфиденциальных беседах вопрос о разграничении их сфер влияния в Восточной Европе.

Эти беседы привели к соглашению в следующем:

    В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих прибалтийским государствам (Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве), северная граница Литвы будет являться чертой, разделяющей сферы влияния Германии и СССР.

    В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии Нарев, Висла и Сан

Вопрос о том, желательно ли в интересах обеих сторон сохранение независимости Польского государства и каковы будут границы этого государства, будет окончательно решен в течение дальнейшего политического развития.

Во всяком случае, оба правительства решат этот вопрос путем дружеского согласия.

    Касательно Юго-Восточной Европы советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Германская сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях.

    Данный протокол рассматривается обеими сторонами как строго секретный».

Вопросы:

    Соответствовал ли договор нормам международного права?

    На какой срок заключался?

    Нарушал ли интересы других государств?

    Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ?

Приложение № 4.

Основной рабочий лист группы

Состав группы

1____________________________________

2 ___________________________________

3 ___________________________________

4 ___________________________________

5 ___________________________________

Тема урока «На пути ко второй Мировой войне»

1. Очаги военной опасности и сближение агрессоров

2. Особенности международных отношений начала 30-х годов

3. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

    В чем были причины второй Мировой войны?

    Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?

Список использованной литературы:

    Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001.

    Гуревич А. Я. История 20 века в поисках метода. М., 1999.

    Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю. М., 1999.

    Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.

Просмотр содержимого презентации
«На пути ко второй мировой войне»


Мировой экономический кризис


Что привело ко второй мировой войне? Каковы были ее причины? Можно ли было ее предотвратить?

П О Ч Е М У?

Мировой экономический кризис


  • 1. Очаги военной опасности и сближение агрессоров
  • 2. Причины недооценки опасности миру
  • 3. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности
  • 4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

Очаги военной опасности в мире и сближение агрессоров

Япония

Германия

Италия

  • 1931 г. – оккупация Манчьжурии;
  • 1933 г. – выход из Лиги наций.
  • 1933 г. – выход из Лиги наций;
  • 1934 г. – создание военной авиации;
  • 1935 г. – введение всеобщей воинской повинности;
  • 1936 г. – ввод германских войск в Рейнскую демилитаризованную зону.
  • 1935 г. – оккупация Эфиопии.
  • 1936-1937 г.г. – « Антикоминтерновский пакт»

  • небольшая группа стран стремилась к войне;
  • приоритет внутренних проблем перед внешними;
  • отсутствие понимания целостности и неделимости мира;
  • изоляционизм США;
  • недооценка опасности нацистских планов Гитлера.

Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

Политика коллективной безопасности

Политика умиротворения

Германия

Франция + СССР

Англия

1934 г. – принятие СССР в Лигу наций 1935 г. – советско-французский договор 1936 г. – советско-чехословацкий договор

  • 30.09.1938 – Мюнхенское соглашение
  • 13.03.1938 –
  • Аншлюс Австрии

Франция


Внешняя политика СССР в 30-е гг.

Англия + Франция

СССР

Германия

  • 15.03.1939 г. – оккупация Чехии, Моравии;
  • 21.03.1939 г. – захват Данцига (Польша);
  • 22.03.1939 г. – оккупация Мемеля (Литва)

Апрель 1939 г. – предоставление гарантий военной помощи гос-вам, граничившим с Германией.

11.08.1939 г. – начало англо-франко-советских переговоров

21.08.1939 г. – телеграмма Гитлера Сталину

23.08.1939 г. – Пакт о ненападении

Выгоды,

полученные Германией

Выгоды,

полученные СССР


Выгоды, полученные Германией от заключения договора о ненападении

  • Возможность начать захват первого бастиона на востоке (Польши)
  • Ликвидация угрозы войны на нескольких фронтах –

Выгоды, полученные СССР от заключения договора о ненападении

  • Выигрыш во времени для укрепления обороны страны

1 год 10 месяцев

  • Расширение советской территории – на 460 тыс. кв. км
  • Перенос на Запад границ СССР – на 200-350 км
  • Ликвидация угрозы войны на два фронта
  • Срыв попыток Англии и Франции втянуть СССР в войну с Германией – август-сентябрь 1939 года

  • самая кровопролитная,
  • самая жестокая,
  • охватившая 61 государство мира - 80% населения Земли.
  • Число погибших составило 65-66 миллионов человек,

из них 27 миллионов советских людей

Можно ли было ее предотвратить?


  • Ответить на вопросы:
  • В чем были причины Второй Мировой войны?
  • Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?
  • Составить хронологию событий первого периода войны 1 сент.1939 - 22 июня1941
  • § 8, 9

Разработки уроков (конспекты уроков)

Среднее общее образование

История России

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Эта война - самоубийство Европы

М. Горький

Тема предложена обучающимся 11-го класса в качестве размышления над одной из трагических страниц в истории мировой цивилизации. В историко-культурном стандарте указано: «Первая мировая война не без основания считается рубежом эпох: с ее окончанием начинается отсчет новейшего периода истории». Кроме того, эта война кардинально изменила геополитическую карту Европы и ввергла европейскую цивилизацию «в состоянии небывалого прежде глобального кризиса, сопровождавшегося массовой гибелью солдат и мирных жителей, сменой типа экономического развития, миграционными процессами, безработицей и резким снижением уровня жизни населения. Голод, эпидемии, смерть и хаос становились обыденным явлением».

Успешная реализация личностно-ориентированного подхода к изучению истории предполагает активное участие самого ученика в учебном процессе и его творческий подход к изучению событий прошлого. Учащийся должен научиться добывать исторические знания разным путём: не только через целенаправленное изучение истории на уроках, но и через средства массовой информации, художественную литературу, искусство. Не менее важным является и эмоциональное переживание учениками исторического прошлого, и превращение этих переживаний в ценности индивидуального сознания, что является основой духовности сознания и основным показателем социальной зрелости, важным фактором формирования гражданской культуры.

В условиях перехода от событийно-хронологической модели школьного исторического образования к современным моделям вариативного образования, построенным на принципах многоперспективности, поликультурности, многосубъектности и диалогичности, все более возрастает значимость работы с информацией, анализа достоверности исторических источников, умения их интерпретировать. В этой связи достаточную актуальность в современной школе приобрел вопрос об умении учащихся работать с разными источниками информации, в том числе с художественной литературой, что в полной мере отвечает основной задаче школы - пробудить интерес ребенка к обучению, воспитать социально активную личность, способную к самоутверждению и самосовершенствованию.

В разделе V Историко-культурного стандарта (Россия в годы «Великих потрясений». 1914–1921 гг.) предлагается указывать место России в Первой Мировой войне, в т. ч. и смену общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Обобщающий урок по предложенной теме поможет систематизировать знания, проанализировать ключевые проблемы и подвести основные итоги. На него отводится два часа. В качестве организационной формы предлагается урок-размышление.

При постановке целей урока нужно учитывать:

  • необходимость углубления и закрепления понятий, раскрытых в ходе изучения темы;
  • сосредоточение внимания учащихся на тех вопросах истории Первой Мировой войны, которые требуют новых подходов;
  • умения учащихся анализировать исторический и литературный источник;
  • необходимость проявления школьниками патриотизма, гуманизма, уважения к подвигу простого солдата и тружеников тыла при изучении темы;
  • умение старшеклассников участвовать в дискуссии.

План урока:

  1. Война и общество. На пути к Мировой войне
  2. Человек и война

Средства обучения, использованные на уроке, могут включать в себя:

  • учебную карту (возможно на слайде),
  • выставку литературы по теме,
  • по желанию учителя - кинофрагменты из фильмов по Первой Мировой войне (в т. ч. заключительный фильм «Письма прапорщика Герасимова» из документального сериала «На разломе эпох»).

В начале изучения раздела учащимся дается опережающее задание в группах:

1. Написать исторический портрет одной из предложенных исторических личностей:

  • Николай II
  • Отто фон Бисмарк
  • Вильгельм II Гогенцолерн
  • Брусилов А.А.

2. Написать рецензию на одно из прочитанных литературных произведений:

  • Барбюс А. Огонь
  • Горький М. Несвоевременные мысли
  • Пикуль В. Честь имею
  • Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен
  • Ропшин В. (Савинков Б.) Во Франции во время войны
  • Толстой А. Хождение по мукам
  • Федин К. Города и годы
  • Шолохов М. Тихий Дон

3. Проанализировать письма солдат Первой Мировой войны (рекомендуемая статья Постникова Н.Д. «Письма с фронта забытой войны»)

Вступление учителя. «Над полями носится запах серы, черного пороха, паленых тряпок, испепеленной земли. Как будто разъярились дикие звери: странное свирепое рычание, мычание, завывание, мяуканье жестоко разрывают наши барабанные перепонки, и отдаются в животе, и порой кажется, что протяжно ревет сирена погибающего парохода. Иногда даже раздается нечто похожее на возгласы, и странные изменения тона придают им человеческий звук. Кое-где поля приподнимаются и опять опускаются: от горизонта до горизонта свирепствует небывалая буря».

Так увидел войну Анри Барбюс. Какую проблему поднял писатель в этом отрывке?

Проблема урока – В чем проявился трагизм Первой Мировой войны?

Перед учащимися ставится задача:

  • через мироощущение героев тех дней, авторов, чьи художественные произведения были прочитаны к этому уроку, увидеть трагизм этой страшной войны.

1. Война и общество. На пути к Мировой войне

Война, как ни странно, не была неожиданной ни для кого. Правительства сосредоточенно готовились, вынашивая авантюрные планы; рабочие и интеллигенция напряженно следили за нарастающим напряжением. Однако когда война началась, она разделила весь мир и всех и все, что в нем было на две части – ДО и ПОСЛЕ войны. Эта война изменила всё: взгляды, теории, души…

«Несколько десятков миллионов людей, здоровых и наиболее трудоспособных оторваны от великого дела жизни – развития производительных сил земли – посланы убивать друг друга… Разрушаются тысячи деревень, десятки городов, уничтожен вековой труд множества поколений, сожжены и вырублены леса, испорчены дороги, взорваны мосты, в прахе и пепле сокровища земли. Эта война – самоубийство Европы!» - пишет М. Горький.

Предлагается задание в группах:

1) проанализировать отношение к войне в противоборствующих блоках (Тройственный союз, Антанта), в России:

  • Германия в своем блоке проводила активную шовинистическую и националистическую пропаганду;
  • Антанта активно готовилась противостоять Тройственному союзу;
  • Российские политические партии, пытающиеся проводить активную антивоенную пропаганду, авторитета среди трудящихся не имели, в то время как правительство готово было следовать союзническим интересам.

2) Можно ли было избежать войны?

  • Субъективно можно – путем отказа ряда стран от активного наращивания военных проблем;
  • Объективно нет – с середины XIX века все империалистические страны активно готовились к войне и искали лишь повода к ее началу.

Но ведь так давно и красноречиво говорилось о братстве людей, о единстве интересов человечества. Кто же виноват в развязывании этого кровавого хаоса?

3) Какими качествами должен обладать политик, чтобы повернуть ход истории в сторону Мировой войны? Какие качества могут быть опасными для дела мира? Кому нужна война и почему?

  • Работа в группах с историческими портретами, предварительно подготовленными обучающимися к уроку (обсуждение исторических портретов, качеств политических лидеров, их роль в исторических событиях).

Информация для учителя. Во времена активной деятельности Отто фон Бисмарка русская дипломатическая миссия во главе с А.М. Горчаковым делала все, чтобы не ввязаться в войну. Вильгельм II же, сменив своего предшественника Вильгельма I, настойчиво стремился к мировому господству. Будучи в родственных отношениях с русским императором Николаем II , Вильгельм старался оторвать его от всех возможных союзников, старался доказать, что хочет иметь с ним дружеские связи. Николай II, не рассчитывая особенно на дружбу, заявлял в конце 1913 г.: «…Я вижу ясно, что мы ненадолго сохраним мир… Что же будет, если мы опять будем не готовы к войне?..» Немецкие генералы активно готовились к войне и, например, фельдмаршал Х. Мольтке заявлял: «Вечный мир – это мечта и даже далеко не прекрасная; война же составляет необходимый элемент в жизни общества. В войне проявляются высшие добродетели человека, которые иначе дремлют и гаснут». А вот русский генерал А. Брусило в выполнял приказ: «Я не о себе забочусь, ничего не ищу для себя, никогда ничего не просил и не прошу, но мне горестно, что … компрометируется выигрыш войны, что весьма чревато последствиями, и жаль воинов, которые самоотверженно дерутся; да и жаль… возможности проигрыша операции, которая была хорошо продумана и выполнена, но не докончена…ни за что, ни про что…»

Вывод. «Этому отвратительному самоистреблению нет оправдания. Сколько бы ни лгали лицемеры о «великих» целях войны, их ложь не скроет страшной и позорной правды: войну родил Барыш, единственный из богов, которому верят и молятся «реальные политики», убийцы, торгующие жизнью народа» (М. Горький)

2. Человек и война

Война вскрыла в человеке те качества, которые были скрыты до этого: в ком-то хорошие, а в ком-то - самые низменные.

Как изменился человек, его душа к концу войны?

«Это не солдаты, это люди! Не искатели приключений, не воины, созданные для резни, не мясники, не скот. Это земледельцы или рабочие, их узнаешь даже в форменной одежде. Это штатские, оторванные от своего дела. Они готовы. Они ждут сигнала действий и убийства, но, вглядываясь в их лица, между вертикальными полосами штыков, видишь, что это простые люди» (А. Барбюс)

Продолжение работы в группах с прочитанными литературными произведениями и письмами солдат Первой Мировой:

1) Как массы людей отнеслись к войне? Кто ее поддержал или нет и почему?

3) Как правило, литературные произведения предполагают вымысел автора и его субъективную оценку. Как сами участники событий своими «глазами и сердцем» увидели эту войну?

Информация для учителя.

«Дорогая мамаша, лучше бы ты меня на свет не родила, лучше бы маленьким в воде утопила, так я сейчас мучаюсь!»

В статье Постникова Н.Д. «Письма с фронта забытой войны» предложены выдержки из перлюстрированных военной цензурой писем. Эти свидетельства позволяют увидеть, «в каких тяжелых, порою невыносимых условиях, приходилось воевать русскому солдату из-за преступных действий, а точнее бездействия интендантов и командиров всех уровней». Отсутствие обмундирование, голод, холод, болезни и вражеские пули уносили огромное количество жизней, и бесконечное множество людей оказались просто никому не нужными: ни армии и командирам, ни государству… Но все-таки несмотря ни на что «именно простой русский солдат проявлял чудеса мужества и стойкости»!

4) Как изменилось сознание людей в ходе войны? Изменились ли понятия «храбрость», «героизм», «патриот»?

5) В чем проявился трагизм войны?

Подведение итогов

Страшная война нанесла огромный вред материальному достоянию человечества: на нее было истрачено 208 млрд. рублей, тогда как на европейские наполеоновские войны было затрачено 6 млрд. Первая Мировая война охватила 38 государств и погубила 10 млн. человек. Это счет в смертях… А в человеческих страданиях? Разрушенные души никто не считал…

«Бедные ближние, бедные незнакомцы! Теперь ваш черед принести себя в жертву! Потом наступит наш. Может быть, завтра и нам придется почувствовать, как над нами раскалывается небо и под ногами разверзается земля, нас сметет дыхание урагана в тысячу раз более мощного, чем обычный ураган».

Но хочется надеяться, что верующие в победу над безумием должны стремиться к единению своих сил. Ведь в конце концов побеждает разум!

Не встречая реального противодействия, в марте 1938 г. Гитлер осуществил аншлюс (присоединение к Германии) Ав-стрии . Западные державы рассматривали поглощение Австрии не как акт нацистской агрессии и ревизию Версальского договора, а как шаг на пути «умиротворения» Германии.

Следующей жертвой стала Чехословакия. Воспользовавшись не-решённостью национальных проблем в этой стране, фюрер потребо-вал передачи Германии Судетской области , в основном населённой немцами. В сентябре 1938 г. в Мюнхене состоялась международная конференция глав правительств Германии, Италии, Англии и Фран-ции, на которой западные страны фактически предали своего союз-ника — Чехословакию, согласившись на отторжение от неё промыш-ленно развитых Судетов. Потеряв пограничные укрепления и склады вооружений, чехословацкая армия лишилась возможности оказывать серьёзное сопротивление агрессору. В марте 1939 г. немецкие войска оккупировали Чехию , а в Словакии было создано марионеточное го-сударство. Аншлюс Австрии и захват Чехословакии возвестили пра-вительствам и народам Европы о приближении войны и необходи-мости действенных мер для блокирования германской агрессии.

21 марта 1939 г., спустя неделю после аннексии Чехии , Германия предъявила Польше ультимативные требования о передаче ей «воль-ного города» Данциг и предоставлении экстерриториального права на строительство автострады и железной дороги в Восточную Прус-сию через принадлежавший Польше «Данцигский коридор». В тот же день на борту крейсера «Дойчланд» А. Гитлер направился в ли-товский порт Мемель (Клайпеду) с требованием вернуть этот город Германии. Польша отвергла ультимативные требования, Литва же вынуждена была отдать Клайпеду. Германия аннулировала договор с Польшей о ненападении, заключённый в 1934 г. Англо-франко-со-ветские переговоры о взаимной помощи в случае гитлеровской аг-рессии также начались 21 марта. Эти переговоры велись вяло, без стремления к достижению скорейшего результата. Гитлер же дейст-вовал быстро и решительно, на опережение.

Насыщенными событиями оказались и два следующих месяца. 15 апреля Ф. Д. Рузвельт обратился к А. Гитлеру и Б. Муссолини с призывом в течение 10 лет воздержаться от нападения на перечис-ленные в обращении 31 государство. Кроме того, президент США выступил с инициативой созыва международной конференции по вопросам разоружения и мирного сотрудничества. Предложение поддержали Великобритания, Франция и СССР, но конференция была сорвана Германией и Италией. В свою очередь, уже через два дня СССР предложил Великобритании и Франции заключить трой-ственный союз о взаимопомощи. Но эти страны, действуя само-стоятельно, заявили о готовности помочь Польше в случае нападе-ния на неё, а также выступили гарантами независимости Румынии и Греции. Хотя реально выполнить эти обязательства двум самым сильным державам Западной Европы без союза с СССР было прак-тически невозможно.

Германия продолжала вести агрессивную политику: она денон-сировала англо-германский договор о военно-морском флоте, предъявила повторный ультиматум Польше и подготовила план во-енных действий против неё. В мае между Германией и Италией был заключён военно-политический договор. Нападению Японии в районе реки Халхин-Гол подверглась Монголия. СССР, согласно своим обязательствам, оказал ей помощь. Военный конфликт на Дальнем Востоке приобрёл масштабный характер.

В августе события стали развиваться с невероятной быстротой. В Москву была направлена англо-французская военная делегация, которая, однако, не обладала должными полномочиями для заклю-чения конкретного по взаимным обязательствам договора. Перего-воры, которые продолжались с 11 по 21 августа, зашли в тупик. Гер-манское и советское политическое руководство начали искать пути к сближению. С целью развязать себе руки для агрессии против Польши Гитлер решил нейтрализовать СССР . И. В. Сталин, разуве-рившись в возможности заключения договора с Великобританией и Францией, но убеждённый в близости империалистической войны, решился на сговор с Гитлером. Материал с сайта

В результате 23 августа 1939 г. гитлеровским министром ино-странных дел Иоахимом Риббентропом и советским наркомом ино-странных дел В. М. Молотовым был заключён договор о ненападе-нии . С формальной точки зрения в этом документе не было ничего предосудительного. Однако все понимали, что договор открывал «зелёную улицу» гитлеровской агрессии против Польши. Более того, между Германией и СССР было достигнуто соглашение о разделе сфер влияния в Европе — так называемый секретный протокол , со-гласно которому СССР претендовал на часть Польского государст-ва, включавшую Западную Украину и Западную Белоруссию, т. е. на земли, отошедшие к Польше по Рижскому договору 1921 г. Герма-ния признавала особые интересы СССР в Прибалтике, Финляндии и Бессарабии, вошедшей в состав Румынии в 1918 г.

Вводное слово учителя.
Четыре года продолжалась Первая мировая война. Вот её основные характеристики
(данные записаны на доске):





продолжительность – 1554 дня;
число стран­участниц – 38;
состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и ещё 30 стран: Германия,
Австро­Венгрия, Турция, Болгария;
число государств, на территории которого походили военные действия –14;
численность населения стран­участниц войны­ 1050 млн. человек (62% населения
планеты).
Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества и воспринималась как
проявление кризиса европейской цивилизации, как великое бедствие, впервые поставившее
вопрос о физическом уничтожении человечества. Её вели массовые армии, которые
использовали разрушительно оружие, созданное индустриальным обществом. Война стала
тяжёлой повседневной работой для миллионов. Начатая ради величия империй, она через 4
года разрушила сами эти империи. Сегодня мы узнаем, почему и как был разрушен
относительно благополучный европейский мир.
Наша цель – работая с алгоритмом характеристики войн мы должны будем дать оценку
Первой мировой войне, показать ее несправедливый характер (алгоритмы лежат на
каждой парте).

(Текст раздаточного материала)
Характеристика войн.
1. Международная обстановка в регионе накануне войны.
2. Причины войны. Повод к началу военных действий. Хронологические рамки.
3. Воюющие страны или группировки стран.
4. Цели сторон.
5. Соотношение сил воюющих сторон.
6. Ход военных действий (по этапам):



7. Характер войны.

8. Герои и полководцы.
9. 9. Условия мирного договора (капитуляции).
10. 10. Военные и политические итоги.
План объяснения нового материала.
I. Первый пункт алгоритма: "международная обстановка в регионе накануне войны"
Вопрос разбирается в форме беседы.
II. Причины войны. Повод победы к началу военных действий. Хронологические
рамки.
Через проектор смотрим схему «Причины войны ». Далее заслушивается сообщение
учащихся об убийстве в Сараево, включается СД­диск «повод к войне». (СД­диск пар. 9,
альбом, схемы).
III. Воюющие страны или группировки стран.
Вопрос разбирается по схеме, проецируемой с СД ­ диска на экран.
IV. Цели сторон.
На экран проецируем «Цели воюющих государств».
Далее учащимся даётся задание почитать текст учебника с 70–71, сравнить цели
государств с написанными на экране и определить какие ещё цели, не отмеченные на схеме,
преследовала Германия?
V. Соотношение сил воюющих сторон.
Работа с таблицей, написанной на доске.

Страны Атланты
Германия и её союзники
Население
260 млн.
120 млн.
Вооружённые силы в
начале войны
5800 тыс.
военнослужащих, 221 пехотная и 4
1 кавалерийская дивизия.
3800 тыс, военнослужащих,
1 48 пехотных и 22
кавалерийских дивизий.

Орудия
12294
Самолёты
Крейсеры
597
316
VI. Ход военных действий (по этапам):
а) планы сторон в начале каждого этапа;
б) основные сражения и события;
в) военные и политические итоги этапа.
9383
311
62
Перед учащимися лежат карты­планы Генеральных штабов России, Англии, Франции и
Германии. На основе этих карт учащиеся составляют рассказ о планах сторон, особое
внимание уделить причинам планам Германии, плана Шлиффена.
Заслушивается сообщение о плане Шлиффена.
Далее рассматриваются основные этапы войны.
1914 г, на карте показывают основные направления военных действий. Через проектор
показываю кадры кинохроники.
1915 г. по карте следим за ходом военных действий. Через проектор читаем воспоминания
Д.И. Деникина. Отвечаем на вопрос об одной из причин поражения русской армии в 1915 г.
1916 г. события 1916 г. показываются на карте, показ сопровождается кадрами
кинохроники «наступление немцев на Верден».
1917–1918 гг. События показываются на карте.
VII. Характер войны.
Вопрос рассматривается в ходе эвристической беседы. Освободительный для кого?
Захватнический для кого?
VIII. Герои и полководцы,
Заслушиваются сообщения учащихся о героях войны.
IX. Условия мирного договора (капитуляции).
Работая с учебником с 79, с 81 учащиеся выписывают основные условия Брестского мира и
Компьенского перемирия.

X. Итоги войны.
Учащиеся делают выводы об итогах войны.
По мнению современных историков, 3 фактора полностью изменили облик войны:
 Использование новых видов оружия, которое увеличивает число убитых и раненых;
 Храбрость солдат теперь ценится значительно меньше, чем огневая мощь;
 Изменения в тылу, в силу того, что победа требует использования всех людских
ресурсов не только на фронте и страдает от тягот войны все население; так война
становится тотальной;
 Пропаганда войны активно используется для укрепления воли к победе.
Первая мировая война повлияла на психологию и привычки людей, не случайно
поколение участников войны было названо «потерянным». Она сделала людей более
терпимыми к насилию. Потребности военного времени, необходимость регулирования
экономики расширили функции государства, поставили его над обществом. Война не
разрешила многие старые противоречия и посеяла зёрна будущих военных конфликтов.
«Я считаю, что 20 век начался именно в 1914 г. Эта война заложила основы современной
цивилизации» (немецкий историк В. Дайест.)
Цель: ­ определить причины войны и цели воюющих государств.
­ Объяснить, каким был повод к войне и как произошло вступление в войну крупных
государств;
­ Охарактеризовать развертывание военных действий в 1914 году; объяснить понятие и
термины: « шовинизм», « Июльский кризис», « план Шлиффена», « блицкриг», «геноцид»;
­ Развивать умение учащихся анализировать и обобщать исторический материал;
­ Воспитательный аспект урока реализуется на основе осознания учащимися трагичности
такого исторического явления, как война, для населения воюющих государств.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, настенная карта « Первая мировая война», атлас,
иллюстративный и дидактический материал.
Основные даты:
1 августа 1914­11 ноября 1914 года ­ Первая мировая война;
18 августа ­ 21 сентября 1914 г. – Галицкая битва;
5­12 сентября 1914 года ­ Битва на Марне.

Ход урока:
1. 1. Организационный момент.
2. 2. Проверка домашнего задания
3.
Актуализация опорных знаний.
4. 4. Изучение нового материала.
5.
6.
Причины Первой Мировой войны и цели воюющих сторон.
Июльский кризис 1914 года и начало войны.
7. 3. Вступление в войну крупных государств.
8. 4. План Шлиффена
9.
Что такое шовинизм
10. Какие события стали поводом Первой мировой войны?
11. когда началась Первая мировая война?
12. Что такое план Шлиффена?
1. Когда образовались Тройственный союз и Антанта. Назовите страны которые
входили в блоки.
2. Какие международные конфликты и кризисы происходили в начале XX века?
3. Приведите факты, свидетельствующие о развертывании гонки вооружений в начале
XX века.

Первая мировая война началась 1 августа 1914 года и продолжалась до 11 ноября 1918
года. По размаху боевых действий эта война стала крупнейшей из всех предыдущих.
ПМВ была вызвана обострением разногласий между крупнейшими державами мира в
начале XX века. С каждым годом увеличивались расходы на вооружение.ю
шовинистическая пропаганда раздувала национальную вражду, правящие круги все больше
склонялись к осуществлению захватнических планов силой оружия, постоянно возникали
новые международные конфликты.
Работа с терминами

Шовинизм – одна из агрессивных форм, для которой характерно провозглашение
непобедимости и исключительности одной нации, её превосходства над всеми другими.
Причины войны
­ Обострение противоречий между ведущими государствами из­за неравномерности их
экономического и социально­политического развития.
­ завоевание новых территорий, контроль над рынками сбыла и источниками сырья.
­ гонка вооружений
­ наличие двух враждующих блоков – Тройственного союза и Антанты. Желание
правительств воюющих стран отвлечь внимание народов от внутренних проблем.
Основные цели ведущих стран – участниц войны
Германия.
Завоевание новых колоний за счет Англии и Франции. Ослабление Франции и России.
Господство в Европе.
Англия.
Сохранение своих колонийи господства на море. Ослабление Германии. Завоевание Турции
Месопотамии и части Аравийского полуострова.
Франция.
Ослабление Германии. Возвращение Эльзаса и Лотарингии. Присоединение Саарского
угольного бассейна и левого берега Рейна.
Австро­Венгрия.
Расширение сферы влияния на Балканах. Покорение независимых государств Сербии,
Болгарии и Черногории. Господство на Черном, Адриатическом и Эгейском морях.
Россия.
Ослабление немецкого и австрийского влияния в Турции и на Балканах. Захват
черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. Стремление присоединить Восточную
Галицию, Северную Буковину и Закарпатье.
Поводом к началу Первой мировой войны стал австро­сербский конфликт. 28 июня 1914 г.
в боснийском городе Сараево гавриила Принцип, член тайной организации « Млада Босна»,
боровшейся за объединение всех южнославянских народов, убил приемника австро­
венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Как главнокомандующего армии
Австро­Венгрии он прибыл сюда для участия в военных маневрах, которые должны были
состояться на границе с Сербией именно 28 июня. У сербов это был день национального
траура – чествование погибших в битве с турками на Косовом Поле в 1389 г. Сербские

националистические круги расценили визит эрцгерцога как оскорбление. В Вене
результатов расследования дожидаться не стали. Германский император Вильгельм II,
лаконично высказавшись « теперь или никогда», предложил австро­венгерскому
императору Францу Иосифу « покончить с сербами», использовав сараевское убийство в
качестве повода к объявлению войны. Для того чтобы начать войну против Сербии, австро­
венгерское правительство выдвинуло требования, заранее понимая, что она их отклонит. 23
июля сербское правительство получило ультиматум Австро­Венгрии.
Для ответа на ультиматум сербскому правительству давалось 48 часов. В Случае
непринятия его условий полностью Австро­Венгрия угрожала разрывом дипломатических
отношений. Ведущие Государства заняли выжидательную позицию, чтобы не быть
обвиненными во вмешательстве в конфликт и поддержке одной из его сторон. За десять
минут до окончания срока ультиматума Сербия заявила, что принимает условия
ультиматума за исключением участия австрийской полиции в проведении следствия на
территории Сербии. Это стало для Австро­Венгрии поводом к разрыву дипломатических
отношение с Сербией и объявления ей войны. В ночь с 28­29 июля состоялась
артиллерийская бомбардировка Белграда. После этого события развивались стремительно.

Коллективная работа по учебнику + таблица.
Театры боевых действий Первой мировой войны.

Противники
Название, период
существования.
Западный фронт
(1914­1918 гг)
Антанта и её союзники
Тройственный(Четверной)
союз и его союзники
Великобритания, Франция,
Бельгия, США и др.
Германия
Восточный фронт
Россия
Германия, Австро­Венгрия
1914­1917 гг.
Итальянский фронт
(1915­1918 гг)
Италия, Великобритания,
Франция
Австро­Венгрия
Румынский фронт
Румыния, Россия
Германия, Австро­Венгрия,

(1916­1918 гг.)
Болгария, Турция
Кавказский фронт
Россия
Турция
(1914­1917 гг)
Салоникский фронт
Сербия, Черногория
Германия, Австро­Венгрия,
Болгария.
(1915 год)
Балканский фронт
(1917­1918 гг)
Франция, Греция, Сербия,
Черногория
Германия, Австро­Венгрия,
Болгария.
Месопотамский и
Палестинский фронты (1914­
1918 гг)
Великобритания и её
доминионы
Германия, Турция
Африканский фронт
Войска государств Антанты
(1914­1918 гг)
Германские колониальные
войска
Дальневосточный фронт (1914
г)
Япония, британские
доминионы
Германия
В начале войны государства Антанты имели преимущество в человеческих и материальных
ресурсах над государствами Тройственного союза. Однако Германия была подготовлена к
войне намного лучше своих противников. Её армия имела большой боевой опыт, лучшее
качество вооружений и преимущество в тяжелой артиллерии. К тому же у немцев была
возможность быстро перебрасывать войска с одного фронта на другой благодаря развитой
сети железных дорог. В государствах Тройственного союза германское верховное
командование обладало решающим голосом, а в Антанте координация действий между
государствами была слабой.

Работа с терминами и понятиями.

Блицкриг – теория ведения агрессивной войны, рассчитанная на капитуляцию противника
в кратчайшие сроки в результате внезапного нападения на него и быстрого продвижения в
глубь страны.
Почти за весь год войны начальник генерального штаба Германии Г. фон Мольтке подал
императору военно­оперативный план нападения на Францию и Россию, разработанный на
основе плана блицкрига его предшественником генералом А.фон Шлиффеном. План
предусматривал ведение войны на два фронта – против Франции и России. При этом его
главная идея заключалась в том, чтобы как можно скорее ликвидировать один из фронтов и
избежать затяжной войны. Продолжительная война грозила поражением Германии,
уступавшей противникам по человеческим и материальным ресурсам.
Согласно плану Шлиффена следовало направить 85% всех сил германской армии на
первый удар по Франции, осуществив вторжение на её территорию через слабую
нейтральную Бельгию севернее Парижа в обход основных сил французской армии.
Предпологалось, что в результате этого « непрямого удара» французская армия будет
окружена и уничтожена до того, как Россия завершит мобилизацию своей армии. Против
России до победы над Францией выставлялся лишь слабый заслон. После разгрома в
течении четырех –шести недель французской армии Германия должна была направить свои
войска на Восточный фронт и вместе с Австро­Венгрией в ходе молниеносной войны
нанести сокрушительное поражение России.
Мольтке, не меняя основы плана Шлиффена, усилил левый фланг Западного фронта и
заслон против России и Восточной Пруссии. Однако это несколько ослабило основную
германскую группировку, наносившую удар по Франции через Бельгию.
5 . Военные действия 1914 году.
Дата
Западный фронт
Восточный фронт
август
Вторжение германских войск в
Бельгию и Францию по плану
Шлиффена, который предусматривал
«молниеносную войну» ­ разгром
сначала Франции, а потом России.
Наступление русских войск на
восточную Пруссию
(командующий великий князь
Николай) и Галицию
(командующий генерал А.
Брусилов). Начало Галицкой
битвы, в результате которой
русские войска захватили Львов.
Сентябрь
Битва на Марне, в которой англо­
французские войска остановили
наступление немцев. Провал плана «
молниеносной войны»
Отступление русских войск из
восточной Пруссии.
Ожесточенные бои на
территории Польши.
Октябрь

Вступление в войну Турции на

стороне Тройственного союза.
Ноябрь­декабрь Переход к «позиционной войне»,
когда не велись масштабные боевые
действия.
Вторжение турецкой армии на
Кавказ, который принадлежал
России, и, как следствие этого,
поражение турок.