Основные структурные элементы человеческой деятельности. Основные виды деятельности. Вопросы для самопроверки

Тема Деятельность человека, ее основные формы

Деятельность - способ отношения человека к внешне­му миру, состоящий в преобразовании и подчинении его це­лям человека.

Деятельность – это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе.

Деятельность человека имеет определенное сходство с ак­тивностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Деятельность человека Активность животного
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Че­ловек сохраняет свою природ­ную организацию неизменной, поменяв в то же время свой об­раз жизни. Приспособление к условиям среды прежде всего путем пере­стройки собственного организ­ма, механизмом которой явля­ются мутационные изменения, закрепляемые средой
Целеполагание в деятельности Целесообразность в поведении
Сознательная постановка це­лей, связанных со способно­стью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следст­венные зависимости, предви­деть результаты, продумывать наиболее целесообразные спо­собы их достижения) Подчинение инстинкту, дейст­вия изначально запрограмми­рованы

Основные компоненты деятельности (структура деятельности)

Субъект деятельно­сти - это тот, кто осуществляет дея­тельность (человек, коллектив, общество)

Объект деятельности - это то, на что направлена де­ятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состоя­ние человека). Объект молния. Установка молниетвода. Молниеотвод - устройство, устанавливаемое на зданиях и сооружениях и служащее для защиты от удара молнии. Объект – атмосфера, земля.

Мотив - совокупность внешних и внутренних условий вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Это то что стимулирует нас к деятельности. Какой потребностью вызвана деятельность? В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Каков желаемый результат деятельности?

Методы, средства. Как, с помощью чего происходит деятельность?

Процесс.

Результат (продукт). Что получилось после всех действий?

Деятельность состоит из цепи действий. Действие - это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Социальное действие включает себя два момента: субъективную мотивацию индивида; ориентацию на других, которую Вебер называет «ожиданием» и без чего действие не может рассматриваться как социальное.

Его основным субъектом является индивид. Виды действий (Классификация немецкого социолога, философа, историка М. Вебера (1864-1920) в зависимости от мотивов действий ):

Вид Его сущность
Ценностно-рациональное действие Характеризуется осознанным определени­ем своей направленности и последователь­но планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д. (Спасение человека из чувства долга, понимания ценности человеческой жизни, необходимости помощи людям). Капитан, который утонул, отказавшись покинуть свое судно при крушении.
Аффективное (лат. affectus - душев­ное волнение) действие Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аф­фекта, если стремится немедленно удов­летворить свою потребность в мести, на­слаждении, преданности и т. д. (Боец вступил в бой против превосходящего по силе по противника под влиянием желания отомстить за смерть боевых товарищей на войне). Мать может ударить ребенка, потому что тот невыносимо себя ведет.
Традиционное действие Основано на длительной привычке. Действие совершается в повторяющихся условиях и по твердо установленной модели (обряды, ритуалы). Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда ус­военной установки.

Аффективное и традиционное действия не являются в строгом смысле социальными, поскольку мы не имеем здесь дела с осознанием смыслом аффективного и традиционного поведения.

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального разви­тия: игра, общение, учение (познание), труд.

Игра - это особый вид деятельности», целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситу­ации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; наце­лена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками (через игру происходит освоение социальных ролей, норм – соблюдение правил игры, формирование личностных качеств – развитие терпеливости (следовать цели в течение длительного времени) при игре в прятки, концентрация внимания, честности).

Общение - это вид деятельности, при котором проис­ходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [матери­альную или духовную (информационную)].

Линии сравнения Общение Информационная коммуникация
1. Общее Обмен информацией
2. Различия Получатель инфор­мации - человек Получатель информации - человек, животное, машина
Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта Однонаправленный поток информации при отсутст­вии или при формальном характере обратной связи
Усиление общности участников Участники остаются обо­собленными
Субъект - тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
Цель - это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
Структура общения Содержание - это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому
Средства - это способы передачи, перера­ботки и расшифровки информации, переда­ваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)
Получатель информации

Существует несколько классификаций общения.

По используемым средствам общения:

Непосредственное - с помощью естественных органов - рук, головы, голосовых связок и т. д.

Опосредованное - с по­мощью специально при­способленных или изо­бретенных средств - га­зета, компакт-диск, след на земле и т. д.

Прямое - личные кон­такты и непосредствен­ное восприятие друг друга

Косвенное - через по­средников, которыми могут выступать другие люди

По субъектам общения:

Между реальными субъек­тами

Между реальным субъектом и иллюзорным партнером, которому приписываются не­свойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.)

Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний го­лос»), в диалоге с образом другого человека

Между воображаемыми парт­нерами - художественны­ми образами произведений

Функции общения

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением.

Общение - это элемент любой деятельности, а деятельность - необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

Общение - один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

Общение и деятельность - это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение - это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

- труд - это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;

- труд - один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Труд - это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека.

Труд даёт средства к существованию, позволяет чувствовать себя нужным обществу (значимым), позволяет развивать способности, поддерживает интеллектуальное здоровье, приносит радость общения с другими людьми.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30

В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.

Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время под мотивом понимается то, почему действует человек.

У каждого человека есть на это какие-то свои собственные побудительные причины, мотивы.

Обычно деятельность человека обусловливается не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, в целом системой целей и мотивов – ближайших, более отделенных и общих. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели, это придает силы для преодоления препятствий.

Деятельность оценивается по уровню мотивации и по ее направленности (общественные или узколичные мотивы). Лучше всего, когда общественные мотивы приобретают личностный смысл.

Любой вид деятельности неразрывно связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускуль-но-мышечное движения руки при письме, труде или движение речевого аппарата при произнесении слов. Принято различать действие и движение.

Действие – элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Движение – составная часть действия.

Несмотря на внешнее многообразие, все движения человека складываются, как правило, из трех простых элементов – «взять», «переместить», «отпустить» – в сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног, головы. В разных видах движений эти элементы отличаются своей траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями тела они выполняются.

С точки зрения качества движения характеризуются точностью, меткостью, ловкостью и коорди-нированностью.

Кроме предметных движений, в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку тела и сохранение позы, перемещение и коммуникацию. К средствам коммуникации относят выразительные движения (мимика и пантомимика), смысловые жесты, наконец, речевые движения.

С точки зрения физиологии все движения человека могут быть разделены на две группы:

– врожденные (безусловно-рефлекторные) движения;

– приобретенные (условно-рефлекторные) движения.

Подавляющее количество движений человек осваивает с жизненным опытом. Лишь очень немногие движения (крик, моргание) являются врожденными. Например, новорожденный не может говорить, читать, писать – это именно те движения, которые он получает с опытом.

Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У артистов балета, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия.

Таким образом, в любой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, этапы):

– постановка цели (осознание конкретной задачи), планирование работы; выполнение, осуществление деятельности;

– проверка результатов, исправление ошибок, сопоставление полученных результатов с запланированными;

– подведение итогов деятельности и ее оценка.

Через деятельность, в процессе которой осуществляется воздействие на природу, вещи и других людей, устанавливается реальная связь между человеком и окружающим его миром. Реализуя и раскрывая в деятельности свои внутренние свойства, человек выступает по отношению к вещам как субъект, а к людям – как личность. Испытывая, в свою очередь, их ответные воздействия, он обнаруживает таким образом истинные, объективные, существенные свойства людей, вещей, природы и общества. Вещи выступают перед ним как объекты, а люди – как личности.

Каждая конкретная деятельность имеет свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой деятельности, в которую входят: общая цель, мотивы (как побуждения) и результаты деятельности. Кроме того, в общую структуру деятельности входят отдельные действия (в том числе навыки) и психические акты, в них включенные. Любая деятельность, начиная с подготовки к ней и заканчивая достижением цели, осуществляется в результате множества взаимосвязанных действий.

Действие – это относительно законченный элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель.

Действие имеет подобную деятельности психологическую структуру: цель - мотив - способ - результат. В зависимости от психических актов, доминирующих в способах действий, различают действия сенсорные, моторные, волевые, мыслительные, мнестические (т.е. действия памяти). Последние два объединены термином «умственные действия».

Сенсорные действия это действия по отражению объекта, например определение размера предмета, расположения и перемещения в пространстве, его состояния. К числу сенсорных действий относится и оценка настроения человека по его мимике.

Моторные действия это действия, направленные на изменение положения объекта в пространстве путем его перемещения (руками, ногами) или непосредственно с использованием орудий труда (переключение скорости при управлении автомобилем). Моторные и сенсорные действия чаще всего объединяются в трудовой деятельности в сенсомоторное действие, но для целей обучения (в частности, упражнения) их выделяют как отдельные виды действий. Сенсомоторное действие, направленное на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира, называют предметным . Любое предметное действие складывается из определенных движений, связанных в пространстве и времени. Важно отметить, что выполнение предметного действия заключается в осуществлении определенной системы движений, которая зависит от цели действия, свойств предмета, на который это действие направлено, и условий действия. Ходьба на лыжах, например, требует иного построения движения, чем ходьба пешком, а вбивание гвоздя в потолок иной системы движений, чем вбивание гвоздя в пол.

Цель действий, казалось бы, в этих примерах одинаковая, но объекты действий различны. Различие объектов обусловливает разную структуру мышечной деятельности. Выполнение движения непрерывно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Управление движениями осуществляется по принципу обратной связи, каналом которой служат органы чувств, а источниками информации определенные воспринимаемые признаки предметов и движений, которые играют роль ориентиров действия.

В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Внешняя сторона движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир, определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью: мотивационной, познавательной, волевой. С другой стороны, вся эта внутренняя (психическая) деятельность направляется и контролируется внешней, которая обнаруживает свойства вещей, процессов, осуществляет их целенаправленные преобразования, выявляет меру адекватности (соответствия) психических моделей, а также степень совпадения полученных результатов действий с ожидаемыми.

Важную роль при этом выполняют два вида процессов: интериоризации и экстериоризации.

Интериоризация – это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно, «в уме», перемещается в прошлое и будущее, во времени и в пространстве. Основным орудием этого перехода служит слово, а средством перехода речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Эти устойчивые свойства и закономерности, выявленные в общественном опыте и зафиксированные в общественном сознании с помощью слова в виде знаний, став достоянием человека, благодаря обучению, позволяют ему предвосхищать изменения в объекте под влиянием тех или иных воздействий на него, т.е. проектировать изменения в соответствии с конкретными воздействиями. Проектируются также и сами воздействия в соответствии с целью и материалом, на который они будут осуществляться. В общественном сознании закреплены и чувственные ориентиры для тех или иных воздействий, Это не все качества объекта, а только те, которые отражают устойчивые, закономерные отношения между объектами и между явлениями. Поэтому они и являются информативными вехами в деятельности и используются при оперировании динамической моделью будущего результата действия, деятельности, т.е. соответствующей цели.

Экстериоризация – это процесс превращения внутреннего психического действия во внешне .Процессы интериоризации и экстериоризации неразрывно связаны в деятельности, поскольку взаимосвязаны внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) ее стороны.

Основные виды деятельности

Существует много видов деятельности человека, но среди их многообразия есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К таким основным видам деятельности относятся: общение, игра, учение и труд.

Игра это вид поведения животных и деятельности человека, целью которого является сама осуществляемая «деятельность», а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью . В данное определение не случайно включено поведение животных. Игровое поведение отмечается у многих видов молодых животных. Это всевозможная возня, имитация драк, беготня и т.д. У некоторых животных наблюдаются и игры с вещами. Так, котенок подстерегает катящийся клубок и бросается на него, щенок таскает по полу и раздирает найденную тряпку.

Поведение молодых животных в процессе игры можно рассматривать, прежде всего, как реализацию потребности организма в активности, разрядке накопленной энергии. Если лишить животное на некоторое время партнеров для игры, то его возбудимость и игровая активность затем резко повышаются, т.е. происходит как бы накапливание соответствующей энергии. Это явление называют «игровым голодом».

Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. Но как и откуда появляются формы игрового поведения? Наблюдения за различными видами животных показывают, что источники действий, совершаемых детенышами, те же, что и у взрослых животных: видовые инстинкты, подражание, научение. Если у взрослых животных эти действия служат для удовлетворения определенных реальных биологических потребностей (в пище, защите от врагов, ориентировке в среде и т.д.), то у малышей те же действия совершаются ради самой «деятельности» и оторваны от их реальных биологических целей. В играх молодые животные не только получают энергетическую разрядку, но и отрабатывают формы приспособительного поведения к изменяющимся условиям среды.

Исследования показывают, что и у ребенка игра служит формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Однако игровые действия ребенка с самого начала развиваются на базе человеческих способов употребления вещей и человеческих форм практического поведения, усваиваемых в общении с взрослыми и под руководством последних. Игра вызывает у детей повышенное внимание к отдельным предметам и помогает овладеть значением слов. Когда игра становится сюжетной, ребенок овладевает с ее помощью действиями в отношении вещей, а затем и в отношении к другим ролям как носителям определенных требований (правил).

Распределяя роли в игре, обращаясь друг к другу в соответствии с принятыми ролями (врач больной, учитель ученик, начальник подчиненный и т. д.), дети осваивают социальное поведение, согласовывание действий, подчиненное требованиям коллектива. У них создаются определенные представления о социальных ролях, возникают различные чувства, связанные с переживанием ролевых действий. Благодаря этому расширяются знания о свойствах предметов и их назначении, о взаимоотношениях людей, об их достоинствах и недостатках. В игре формируются нравственные качества человека, потому что она отражает общественные отношения, а потому каждый участник игры психологически формируется как личность. Это наиболее характерно для детского и подросткового возраста. Но и игры взрослых (например спортивные) также активно влияют на развитие сознания. Кроме того, имеются учебные игры (деловые, сюжетно-ролевые), которые в последнее время получают все большее распространение в процессе обучения, поскольку позволяют отчасти сочетать в себе качества деятельности игровой и учебной.

Учение – это деятельность, непосредственной целью которой является усвоение человеком определенных знаний, навыков и умений. Знания это информация о значимых свойствах мира, необходимая для успешной организации тех или иных видов теоретической или практической деятельности. Навыки это действия, которые, будучи сформированы в результате упражнения, характеризуются высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Умения это способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков в изменяющихся условиях.

Учение это основной способ развития человека как сознательной личности на основе усвоения им теоретического и практического опыта человечества. В учении все подчинено развитию личности. Это особая деятельность, где преднамеренно устанавливаются цели, содержание, принципы, методы и организационные формы учебной работы, которые наилучшим образом должны обеспечить формирование знаний, навыков, умений и способностей учащихся. В этом ее основное отличие от игры и труда, преследующих другие цели.

Общение

Общение, или как часто определяют его в последнее время – коммуникация, чрезвычайно широкое и емкое понятие. Общение многолико: оно имеет много форм и видов. Изначально общение определяется как взаимодействие двух и более людей, заключающееся в обмене познавательной и эмоционально-оценочной информацией.

Значение общения для человечества неоценимо. Через общение происходит усвоение каждым из нас общечеловеческого опыта, исторически сложившихся социальных норм, ценностей, знаний и способов деятельности. Считается, что наряду с другими видами активности (поведением и деятельностью) общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. Общаясь, люди формируются как личности; в общении они становятся индивидуальностями. В самом общем виде общение можно еще определить как универсальную реальность, в которой существуют люди. Ее особой разновидностью в последнее время становится Internet . Субъектами общения являются люди. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором , получающий – реципиентом .

Функции общения

Как мы говорили выше, по своему значению для человека общение многофункционально, поэтому существует несколько классификаций его функций. Самая общая предполагает наличие двух видов функций общения: социальной (организация совместной деятельности, управление поведением и деятельностью, как других людей, так и своей) и психологической (удовлетворение потребности в общении, обеспечение психологического комфорта, функция самоутверждения).

Психологи чаще выделяют пять важнейших функций общения , каждая из которых несет свою психологическую нагрузку. Первой функцией является «прагматическая»: благодаря общению люди связываются друг с другом для совместной деятельности. Знаменитый библейский сюжет о строительстве Вавилонской башни считается наиболее ярким примером того, какие разрушительные последствия для деятельности людей имеет нарушение этой функции. Вторая функция общения состоит в организации и поддержании межличностных отношений. Центральное место здесь принадлежит оцениванию других людей и установлению с ними эмоциональных отношений: либо позитивных, либо негативных. Эмоциональные межличностные отношения пронизывают всю нашу жизнь, накладывают свой отпечаток на поведение и деятельность от деловой до интимно-личностной сферы. Третьей может быть названа формирующая функция. Здесь общение выступает как важнейшее условие формирования и изменения психического облика человека. Наиболее значима эта функция для развития ребенка. Именно общение со взрослым определяет поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе. В ходе общения со взрослым у ребенка внешние по отношению к нему действия трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также появляется самостоятельная произвольная внешняя деятельность (Л. Выготский, П. Гальперин). В качестве четвертой функции выступает подтверждающая . Суть ее заключается в том, что в процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и «подтвердить» себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, человек чаще всего ищет точку опоры в другом человеке, благодаря общению с другими людьми познает себя, утверждается в собственном мнении о себе и своих возможностях. Пятой функцией общения является внутриличностная . Она представляет собой универсальный способ мышления человека через внутреннюю или внешнюю речь (она построена по типу диалога) последний общается с самим собой.

Составляющие общения

В любом общении можно выделить его цель, содержание и средства.

Цели общения у человека могут быть весьма разнообразными и представлять собой средства удовлетворения потребностей человека – от социальных, культурных до познавательных и эстетических. Любая цель общения отвечает на вопрос: ради чего мы вступаем в общение.

Средства общения представляют собой способы кодирования, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. В качестве средств общения могут выступать наши органы чувств, звуковая речь, а также другие знаковые системы, такие как письменность, технические средства записи и хранения информации.

Структура общения

Вслед за отечественным психологом Галиной Михайловной Андреевой (р. 1924) можно говорить о трех взаимосвязанных сторонах общения: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между индивидами. Во время процесса общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя и более индивидами – субъектами общения. Но это не просто обмен информацией. Люди при этом не просто обмениваются значениями, но стремятся выработать общий смысл, что возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. Коммуникативное взаимодействие возможно лишь в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают сходной системой кодировки и декодировки информации, т.е. они говорят на одном «языке». При нарушении этого условия возникают коммуникативные барьеры, причины которых бывают социального или психологического характера.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами. Есть два типа взаимодействия – кооперация и конкуренция. Первая означает координацию сил участников. Она является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой природой человеческой деятельности. Конкуренция представляет собой противоположный тип взаимодействия между людьми. Одной из наиболее ярких форм ее проявления может быть конфликт.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания партнерами по общению друг друга и установление на этой основе между ними взаимопонимания.

Схематически указанную структуру общения можно представить следующим образом:

Интеракция
Процесс общения, во-первых, состоит из самого акта общения, в котором участвуют общающиеся. Во-вторых, в этом процессе коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто: говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается. В-третьих, для каждого коммуникативного акта выбирается тот или иной канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы слуха и речи; в таком случае говорят об словесно-слуховом (аудиально-вербальном) канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному каналу (визуально-вербальному). Рукопожатие как способ передачи дружеского приветствия проходит через двигательно-осязательный (кинетико-осязательный) канал. Чтобы информация не исказилась, надо знать особенности передачи информации для каждого канала соответственно.

Не менее значимым для успешного протекания процесса общения является выбор соответствующей знаковой системы для передачи информации. Обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная (словесная) коммуникация считается у людей универсальной, так как при передаче информации с помощью речи практически не теряется смысл информации. Она менее всего подвержена личностным искажениям, но и здесь есть свои особенности, которые будут рассмотрены в соответствующем разделе учебника (см. гл. «Язык и речь»). Невербальная коммуникация дает богатейшую информацию для общающихся (прежде всего в понимании личности и намерений партнеров по общению), но она подвержена множеству искажений, с трудом управляется на сознательном уровне. Кроме того, для успешного применения невербальных средств общения очень важен навык их использования в той или иной культуре. К невербальным средствам общения относят мимику, позы, движения, жесты, темп и тембр голоса, смех, покашливание и пр.

Виды общения

Ученые выделяют разные виды общения в зависимости от его содержания, целей и средств.

По целям общение может быть биологическим (необходимым для поддержания, сохранения и развития организма) и социальным. В последнем случае общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития межличностных отношений, личностного роста индивидуума.

По средствам общение делится на непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных человеку – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.) и опосредованное (связанное с использованием специальных средств). Общение может быть также прямым (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения) и косвенным (осуществляется через посредников, которыми могут выступать как другие люди, так и технические средства).

Трудности общения

Затрудненное общение – это расстроенное, неэффективное общение. Психологи Г. Гибш и М. Форверг выделили шесть типов трудностей общения:

1) ситуативные, возникающие в общении из-за различного понимания ситуации участниками общения;

2) смысловые, возникающие из-за непонимания одним человеком другого по причинам отсутствия необходимого контекста, когда какое-либо высказывание воспринимается вне смысловой связи с предыдущим сообщением;

3) мотивационные, появляющиеся либо в результате сокрытия коммуникатором истинных мотивов коммуникации, либо при неясности мотивов реципиента самому коммуникатору;

4) барьеры представлений о другом: коммуникатор не имеет точного представления о своем партнере, ошибочно оценивает его культурный уровень, потребности, интересы и т.д.;

5) возникающие при отсутствии обратной связи (т.е. коммуникатор не знает, как воспринято его сообщение, какое воздействие оно оказывает на партнера по общению);

6) прагматические, возникающие в результате различных прагматических отношений между системой знаков общения и их потребителями: а) вызываемые различием социально-культурных установок или позиций участников общения; б) вызываемые принадлежностью коммуникаторов к различным социальным и демографическим группам; в) обусловленные какими-либо понятийными барьерами.

Свою специфику имеют трудности общения у людей в юношеском и подростковом возрасте. У них присутствуют разные трудности в общении по горизонтали («ученик-ученик») и по вертикали («взрослый – подросток, юноша»). Горизонтальные трудности связаны с недостаточно развитым умением взаимодействовать, решать вместе учебные и трудовые задачи; с неумением управлять своим поведением, а также вытеснением мотивов общения другими мотивами и целями. Трудности общения по вертикали имеют в своей основе разное видение причин затруднения делового общения и разную значимость причин, вызывающих эти затруднения. Например, подростки считают, что основная трудность в общении со взрослыми вытекает из-за того, что последние не понимают их внутреннего мира и к тому же продолжают относиться к ним, как к детям. К объективным трудностям может быть отнесено недостаточное знание каждой стороной коммуникации субкультуры другого коммуниканта: от мира музыки и танца до языка и системы ценностей.

Одним из способов преодоления трудностей в общении людей любого возраста и статуса можно считать такое личностное свойство (качество), как толерантность. Толерантность понимается как терпеливость, выносливость личности к поведению партнера по общению. Она лежит в основе взаимного доверия и понимания, помогает предупреждать конфликты и преодолевать их неблагоприятные последствия, способствует проявлению доброжелательности, которая, в свою очередь, позволяет обмениваться субъектам общения духовными потенциалами и способствует становлению их как индвидуальностей.

Творчество

Вершиной человеческой активности является творчество – основной резерв совершенствования любой человеческой деятельности и развития самой личности. Термин «творчество» имеет несколько смыслов. Обычно под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Такими продуктами могут быть новая техника, орудия труда, научные идеи, новые методы работы, произведения искусства и т.п.

В отличие от обычной деятельности в творчестве человек стремится к цели, пути достижения которой ему не известны. Для этого он решает несколько последовательных задач, чаще всего используя многочисленные пробы, из которых только одна или несколько ведут к решению задачи (не зря говорят о «муках творчества»). Причем часто приходится преодолевать привычные способы решения близких или сходных задач. Пока мало известно, какие механизмы лежат в основе процессов творчества, благодаря чему человеку удается выйти за пределы привычного, успешно реализовать новую идею, замысел именно в данный момент. По-видимому, основным среди этих механизмов является вдохновение – своеобразный подъем духовных сил человека. Оно «объективно выражается в усилении… творческой продуктивности, а субъективно переживается как особая готовность, внутренняя “мобилизованность” на создание творческих продуктов» . При этом наблюдается исключительная концентрация внимания на объекте творчества, активизация наблюдательности и мышления. Характерно, что названные процессы протекают на фоне эмоционального подъема, переживания таких состояний, как увлеченность, бодрость и др. Иногда возникает даже такое состояние, как гипераксиоматизация, т.е. повышенная оценка удачной находки.

Другие, еще недостаточно известные науке механизмы творчества функционируют в сфере подсознания. Новые решения часто приходят человеку в голову неожиданно, как «озарение» (инсайт), после многих часов и даже дней, месяцев какого-то неопределенного и невыразимого словами тяжелого самочувствия. Данное обстоятельство некоторые исследователи считали показателем того, что открытие или изобретение – это счастливая случайность, что человек, сделавший открытие, просто оказался в нужном месте в нужное время. Однако многочисленные научные эксперименты и наблюдения показывают, что упомянутое озарение, как правило, появляется по истечении некоторого времени от начала поиска решения. Поэтому само решение следует рассматривать как результат деятельности подсознания, т.е. скрытой работы психики. В связи с этим исследователи установили наличие трех обязательных этапов творческого процесса.

1. Осознание проблемы . Зачастую подъем на эту ступень связан с эмоциональной реакцией (удивление, затруднение), которая выступает стимулом к внимательному рассмотрению ситуации. Данный этап завершается постановкой вопроса.

2. Выработка гипотезы . Данный этап заключает в себе собственно процесс творчества, прорыв от неизвестного к известному. Результат этого этапа – выработка рабочего понятия.

3. Проверка идеи . Суть творчества – не в приспособлении к сложившимся и ставшим привычными условиям, но в их преобразовании, новом, неожиданном взгляде на привычные обстоятельства. Как правило, истинное творчество предполагает синтез знаний из различных областей практики и науки. Поэтому наиболее важными для успешного прорыва в неизведанное являются следующие фазы работы:

· отказ от единственного пути решения;

· умение отключиться от имеющейся системы знаний, сознательное смещение известных связей бытия;

· включение интуиции в цепь логических рассуждений.

Исследованиями психологов установлено, что кроме творческих способностей существуют некоторые качества личности, вполне определенно способствующие творчеству. Это, прежде всего, восприимчивость к новым идеям, творческая смелость, любознательность, способность удивляться, преодолевать стереотипы, склонность к играм.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается специфика человеческого поведения?

2. Чем отличаются игра и учеба? Что собой представляет деловая игра?

3. Может ли человек существовать и развиваться без общения с другими людьми? Свой ответ аргументируйте.

4. Чем отличается творчество от остальных видов человеческой активности?

а) основная:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.

3. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой и Я.М. Яноушека . – М.:, 1987.

б) дополнительная:

1. Астахов А.И. Воспитание творчеством. – М., 1986

2. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. – М., 1972.

3. Левитов Н.Д. О психических состояниях. – М.: Педагогика, 1964. – 234 с.

4. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976.

2.3. Деятельность. Структура деятельности. Виды деятельности

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение , которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия.

Рис. 2. Структура деятельности

Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебной деятельности этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т. д. Наконец, ярчайшим специфическим признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат. Указанные виды деятельности сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов. Ведущая – это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития .

Столь же фундаментальным и общим является разделение индивидуальной и совместной деятельности. Совместная деятельность реализуется в отличие от индивидуальной так называемым коллективным субъектом, т. е. двумя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компонента – либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например, на непосредственно-совместную – «деятельность вместе» и опосредствованно-совместную – «деятельность рядом».

Наиболее традиционной является, видимо, классификация видов деятельности по их предметной сфере, т. е. по профессиональной принадлежности. В результате выделяются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий.

Производной от предыдущей, но значительно более обобщенной является классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым, в целях организации профориентационной работы. Согласно данной классификации, выделяется пять основных типов профессиональной деятельности: «человек – техника», «человек – человек», «человек – природа», «человек – знак», «человек – художественный образ».

Предельно общим является дихотомическое разделение видов деятельности на внешнюю и внутреннюю. При этом под внешней деятельностью понимают все виды, типы и процессы деятельности которые сопровождаются эксплицированными, т. е. объективированными, проявлениями ее исполнительских компонентов – движениями, действиями, экспрессией, коммуникациями и пр. Внутренняя деятельность развертывается в интрапсихическом плане, а в качестве ее синонима часто используется термин «психическая деятельность», что, однако, не вполне корректно. Принято считать также, что между внешней и внутренней деятельностями существует генетическая связь, поскольку вторая формируется в процессе онтогенеза на основе первой посредством механизма интериоризации.

Все большее значение придается сегодня еще одной – общей дифференциации деятельности на два типа – субъект-объектный и субъект-субъектный. Важность такого разделения обусловлена тем, что оно осуществляется по основному признаку деятельности – ее предмету. В субъект-объектном типе деятельностей предметом выступает неодушевленный объект, а в субъект-субъектном типе им является «другой человек» (социальный объект, согласно определению Дж. Брунера), т. е. личность, субъект, точнее, ряд субъектов (например, деятельность руководителя, педагога и др.).

Деятельность принято разделять также на исполнительскую и управленческую (организационную). Первая характеризуется тем, что субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обычно не предусматривает такого прямого воздействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархичность их соподчинения. Управленческая деятельность обозначается понятием «метадеятельность» – это «деятельность с деятельностями».

С практической точки зрения целесообразно дифференцировать деятельность в зависимости от условий ее выполнения. По данному основанию различают деятельность в комфортных, нормальных (допустимых), параэкстремальных и экстремальных условиях. В зависимости от изменения условий существенно меняется так называемая психофизиологическая цена деятельности, ее напряженность, а также результативные параметры.

В прикладном отношении важным является также разделение деятельности на непосредственную и опосредствованную. В первом случае субъект труда непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает информацию о его состоянии. Во втором случае нет ни того, ни другого: информация о предмете труда представляется человеку через опосредствующие звенья – чаще всего в знаковом виде на табло, пультах, индикационных устройствах. Свои воздействия на предмет труда человек также осуществляет не прямо, а путем определенных органов управления. Наиболее типичным примером опосредствованных – дистанционных деятельностей является деятельность операторского типа.

Традиционно использующимся, но достаточно устаревшим и условным является разделение деятельности на «умственную» (интеллектуальную) и «физическую». Суть этого разделения понятна без комментариев; отметим лишь, что наряду с двумя указанными существует обширный класс разновидностей деятельности, включающих и физический, и интеллектуальный компоненты одновременно, хотя и в разной пропорции.

Наряду с отмеченными существуют и многочисленные иные способы систематизации видов деятельности. Например, ее разделение на «творческие» и «репродуктивные» (рутинные) виды; дифференциация на так называемые добровольную (инициативную) и навязанную (принудительную) деятельность; разделение деятельности по характеру итогового продукта – «парциальная» (частичная) и «полная» деятельность .

Важным следствием принципа множественности описаний и классификаций видов деятельности является то, что любая отдельно взятая деятельность может и должна быть охарактеризована набором, точнее, симптомокомплексом ведущих параметров, каждый из которых конкретизирует по отношению к ней то или иное рассмотренное выше основание классификации. Например, деятельность руководителя – это одновременно и трудовая, и интеллектуальная, и «субъект-субъектная», и прежде всего индивидуальная деятельность.

Из книги Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя автора Сацков Н. Я.

Из книги Закон Кармы автора Торсунов Олег Геннадьевич

Из книги Педагогическая психология: конспект лекций автора Есина Е В

Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

1. Структура и функционирование деятельности учения Учение является деятельностью там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные умения, знания, навыки.Исходным моментом в учении является потребностно-мотивационный аспект.

Из книги Стрессоустойчивый менеджер автора Альтшуллер А А

3.1. Виды профессиональной деятельности педагога-психолога Согласно «Общей характеристике специальности 031000 Педагогика и психология» (см. Приложение 2) основными видами деятельности педагога-психолога являются коррекционно-развивающая, преподавательская,

Из книги Эффект визуализации автора Наст Джейми

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Предложенные виды деятельности Вы ознакомились со многими вариантами применения техники картирования идей с использованием ПО Mindjet Pro 6. На рис. 7.9 представлена карта идеи этой главы. Задание для вас – загрузите демоверсию ПО Mindjet (www.mindjet.com) и составьте как минимум одну

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

автора Войтина Юлия Михайловна

Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия Михайловна

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

18. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время под мотивом понимается то, почему действует человек.У каждого человека есть на это какие-то свои собственные

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

32. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ И ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выделяют три основных вида деятельности: игра, учение, труд.Специфическая особенность игры состоит в том, что ее целью является сама игра как деятельность, а не те практические результаты,

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

15. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под педагогической деятельностью по главным своим показателям понимают сознательно избираемую и осуществляемую деятельность взрослых, старших, граждан, разных должностных лиц и специалистов (это могут быть родители, учителя,

Из книги автора

Методика «Структура мотивации трудовой деятельности» Методика разработана К. Замфир. Структура мотивации трудовой деятельности включает три компонента: внутреннюю мотивацию (ВМ), внешнюю положительную мотивацию (ВПМ) и внешнюю отрицательную мотивацию (ВОМ).

Из книги автора

§ 2. Структура волевой регуляции деятельности Деятельность осуществляется системой действий. Действие - структурная единица деятельности. Различаются перцептивные, умственные, мнемические и практические действия. В каждом действии можно выделить ориентировочную,

Из книги автора

29. Виды деятельности Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям

Итак, мы выяснили, что деятельность – это та форма активного отношения к действительности, через которую устанавливается реальная связь между человеком и миром, окружающим его. Через деятельность человек воздействует на природу, вещи, других людей. Рассмотрим, из каких элементов состоит деятельность


В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность. В качестве субъекта могут выступать отдельные люди, группа людей, организация, государственный орган.

Объект это то, на что деятельность направлена . В качестве объекта могут выступать отдельные предметы, процессы, явления, внутренне состояние человека. Например, тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале (аудитория). Наконец, деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием и т. д.). Например, средневековый красильщик (субъект деятельности) воздействует на ткань; бригада строителей-отделочников может рассматриваться как субъект строящегося дома, а Министерства образования – как субъекта управленческой деятельности по отношению ко всем учебным заведениям страны

Цель это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность . Например, художник, гончар или оружейник сначала придумывают образ, каким может быть пейзаж, или горшок, или клинок. Его образ может быть показан в рисунке, объемной модели, но прежде он возникает в сознании выше перечисленных профессий. Государственный деятель, начиная реформы, должен ясно представлять себе их результат. Учитель должен осознавать, какие знания и умения получат ученики в результате его педагогической деятельности.

Итак, цель – это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности.

Может ли человек ставить любую цель, какую вздумается? Имея кремний, можно задаться целью изготовить наконечник стрелы, но нельзя сделать из него лук. Следовательно, целью деятельности может быть не любой образ желаемого, а лишь тот, который соответствует реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта деятельности. Цель определяется тем точнее, чем лучше субъект деятельности знает, каковы реальные средства и условия ее достижения. «Кого считать умным?»- спрашивал сирийский мыслитель XIII в. Абу-аль-Фарадж. И отвечал: «Того, кто стремится лишь к достижимой цели».

Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от средств . Чтобы построить дом, нужны строительные материалы, механизмы, орудия труда и другие средства производства. Чтобы вырастить урожай, нужны семена, орудия труда, система приемов агротехники и т. д. Чтобы научить учеников читать и писать, нужны учебники, тетради, эффективные приемы учебной работы и т. п. Средства должны соответствовать цели. Когда говорят: «Палить из пушки по воробьям», это значит, что средства не соответствуют цели. Вспомним и басню: медведь, чтобы избавить хозяина от досаждавшего ему комара, прихлопнул первого дубиной.



В этой связи возникает вопрос: достижима ли цель нечестными средствами? Цель оправдывает средства ? Русский писатель Н. С. Лесков писал: «Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья». Значит, для достижения благородной цели годятся не любые меры, а только благородные. Доброй цели нельзя добиться недостойными, недобрыми средствами. Недобрые средства приводят к тому, что результат существенно отличается от поставленной цели: он тоже становится недобрым. В справедливости этих выводов убеждает многовековой опыт человечества.

Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Напомним, что действие это осмысленное проявление активности человека во внешней среде . Так, учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач и т. д. Деятельность космонавтов включает в себя наблюдения за Землей, наладку приборов, проведение экспериментов, ремонтные работы, тренировки и т. д. Деятельность земледельца - вспашку, посев, прополку, уборку урожая.

Немецкий социолог М. Вебер (1864-1920), говоря о социальных действиях, разделил действия в зависимости от их мотивов на целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные.

Целерациональное действие характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и возможные побочные результаты его действий. В этом случае индивид рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, условия достижения задуманного. Внутренним стержнем целерациональной деятельности является достижение полезного, выгодного для субъекта результат.

Ценностно-рациональное действие характеризуется тем, что человек сообразует свои действия не с соображениями полезности или выгоды, а собственными представлениями о чести, долге, о том, что хорошо и что плохо. Такое действие подчинено принципам, заповедям, требованиям. Оно основано на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения.

Традиционное действие формируется на основе следования традиции, то есть подражания тем или иным образцам поведения, сложившимся в культуре и одобряемым ею, а потому практически не подлежащим рациональному осмыслению и критике. Такое действие совершается во многом чисто автоматически, по сложившимся стереотипам, оно характеризуется стремлением ориентироваться на привычные образцы поведения, сложившиеся на основе собственного опыта и опыта предшествующих поколений. Несмотря на то, что традиционные действия отнюдь не предполагают выработку ориентации на новые возможности (а может быть, как раз поэтому), пожалуй, именно оно составляет львиную долю всех поступков, совершаемых индивидами. В какой-то степени приверженность людей к совершению традиционных служит основой стабильности существования общества и предсказуемости поведения его членов.

Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоянием индивида – вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т.п.

Итак,действияэто элементарная часть деятельности, в которой достигается простейшая цель, не разлагаемая на более простые. Каждое действие имеет начало и конец, смысловое завершение и направлено на достижение относительно близких целей. Действие всегда в той или иной степени осознано. Поступками называются действия, которые подчинены нравственным принципам, морали. Социальное значение их осознается человеком. Поэтому поступки людей по своему содержанию бывают благородными и недостойными, положительными и отрицательными. Вместе с тем поступок - это еще и способ осуществления какого-либо конкретного действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных поступков.

Единство действий и поступков, совершающихся в игре, учении и труде, представляет собой деятельность человека. В ней человек формируется и проявляет себя как личность, обладающая сознанием. К этому следует добавить, что влияние деятельности на формирование сознания конкретного человека во многом зависит от его профессиональной направленности.

Психические процессы являются важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Но при этом они не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Таким образом, всякая деятельность - это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и поступков.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками .

Умения это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере, в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки – это полностью автоматизированные, инстинктивные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности – это привычка . От умений и навыков она отличается тем, что представляет собой, так называемый, непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая выполняется человеком механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка, привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной.

Наконец, важнейший структурный элемент деятельности – это результат , которые можно описать как заключительное последствие последовательности действий или деятельности в целом. Важно подчеркнуть, что результат тесно связан с целью, но не тождественен ей, поскольку цель описывает желаемый , но еще не достигнутый результат. Более того, мы часто сталкиваемся с тем, что конечный результат нашей деятельности не соответствует первоначальному замыслу.

Кто в нашей стране не знает фразу, брошенную В.Черномырдиным: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда!»

Действительно, нередко действия людей приводят к иным результатам, чем те, к которым они стремятся. Философ Г. Гегель приводил такой пример. Человек из мести поджигает дом другого человека, от него загораются стоящие рядом дома, гибнет имущество других людей, а может быть, и сами люди. Такого результата своих действий преступник не ожидал. Результат усилил его вину, и таким образом он получил ответный удар. Использованное им средство породило совсем иные обстоятельства, чем было задумано.

ПОДУМАЙТЕ: Каковы причины несовпадения цели и результата деятельности