Основные постулаты науки. Постулаты научного познания по герхарду фоллмеру. Основные принципы развития науки

Наука и религия

Каковы основные постулаты науки?

В науке (естествознании) существуют безусловные положения, которые не доказываются, но принимаются в качестве исходных, поскольку являются необходимыми для построения всей системы знания.
Наиболее лаконично эти аксиомы выразил один из величайших ученых XX века: «Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимаемого субъекта, есть основа всего естествознания» . (Эйнштейн А. Собрание научных трудов / М. 1964. Т. 4. С. 136)

Могут ли точные науки выражать мировоззрение? Поскольку наука по своей сути является системой развивающихся знаний о мире, то есть знаний, непрерывно изменяющихся и поэтому никогда не способных дать полного и законченного представления о мире в целом. Научные знания неустойчивы, что противоречит самому понятию мировоззрения как чего-то определенного и законченного .

Научные знания против религии? Нет. Потому что наука и религия так же несопоставимы, как километр и килограмм. Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но не опровергнуть друг друга.
Кроме этого, те мизерные знания о вселенной, которыми располагает человечество, не только не опровергают бытие Бога, но и не способны достаточно серьезно дать ответы о происхождении космоса, жизни на Земле, человеческого разума.

Религия против развития науки? В религии, как и в точных науках, основным методом познания является опыт . Вера и в религии, и в науке – вещь необходимая, но не более, чем в остальных проявлениях человеческой деятельности. Очень многие великие изобретатели и ученые были верующими людьми, что подтверждает мысль о том, что научные факты являются нейтральными в мировоззренческом смысле . Кроме того, некоторые достижения науки подтверждают основные религиозные, особенно христианские, реалии.

Данные науки могут подтверждать Библейские события?

Последние 50 лет было сделано множество открытий, которые косвенно или напрямую подтверждают основные данные Библии. (Великий потоп, вавилонская башня, существование городов и стран, где происходили Библейские события, исход евреев из Египта, обстоятельства чуда прохождения через Чермное море и т. д.)

Истина

Возможно ли обрести истину в философии?

Богословие основывается на Божественном Откровении, а философия – на ряде отвлеченных идей или постулатов. Богословие исходит из факта – из Откровения, полнота которого дана во Христе, ибо Бог... в эти дни последние говорил нам в Сыне (Евр. 1:1-2). Философия же, рассуждающая о Боге, исходит не из факта явления Живого Бога, а из отвлеченной идеи Божества. Для философов Бог – удобная для построения философской системы идея. Для богослова же Бог есть Тот, Кто ему открывается и Кого невозможно познать рассудочно, вне откровения. (Догматическое Богословие. архим. Алипий (Кастальский).

Возможно обрести истину в магизме и оккультизме?

Цели магии и оккультизма посюсторонни. Магия пытается высшие силы заставить служить земным интересам, безотносительно к вечным ценностям. Колдовство, магизм и оккультизм предполагают «религиозную свободу», открытое равнодушие относительно истины и человеческой справедливости. Олигархическая власть фактически есть единственная цель подобных «духовных» практик.

К каким последствиям приводит видение сущности христианства в исполнении нравственного долга?

Мнение, что исполнение общепринятых нравственных принципов уже делает человека достойным вечных благ, ошибочно. Поскольку инструменты спасения человека от рабства греха – догматы, принадлежность к Церкви, Христос и т. п., – становятся ненужными, возникает «христианский атеизм», который перетекает обычно в отрицание Христа как Бога, «порядочный нигилизм». Кроме того, подобное мнение влечет за собой бесконечное и безумное дробление на «религиозные кружки» и «секты-однодневки».

Пример -10 заповедей коммунизма
Современные понятия нравственности почти кардинально отличаются от понимания нравственности, существовавшего, например, еще 2 столетия назад. Не имея Божественных основ, святоотеческого опыта и опыта жизни в Церкви, человек практически никогда не может стать подлинно нравственным, не говоря уже о состоянии «обожения» или святости.

Понятие науки

Объект исследования в науке под объектом исследования подразумевают главное поле приложения сил учёных. В одной науке (научном направлении) однако может быть несколько объектов исследований, которые составляют логически связанное существо и цель исследований в этой науке (научном направлении).

Таким объектом становится всякое непознанное явление, неизвестное ранее науке, или его часть, которое предполагает исследовать эта наука. Часто используется предварительное деление чего-либо неизвестного (непознанного) на логически обоснованные части явления. Это используется как вполне самостоятельный научный метод, если подобное деление возможно исходя из априори видимых признаков данного явления.

Предметом исследования является результат теоретического абстрагирования, позволяющего ученым выделить те или иные стороны, а также закономерности развития и функционирования изучаемого объекта.

Цель работы научной деятельности и науки является получение точных исчерпывающих знаний об окружающем мире и его составляющих элементов.

Методы исследования обзор литературы, сбор информации

Область применения науки, исходит из того какой темой занимается человек и в той области она находит применение.

Введение

Наука - особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, прогнозировать.

Наука является основной формой человеческого познания. Наука в наши дни становится всё более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться, и что ей недоступно. У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений и подсказок, полезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль науки.

1. Понятие науки

Под содержанием науки следует понимать ее определение, включая цели, идеологический базис (или, может быть, более узко — парадигму) науки, т.е. комплекс принятых идеи, взглядов на то, что такое наука, каковы её цели, способы построения и развития, и т. п. В этот же круг идей необходимо, по-видимому, включить и проблемы научной этики — системы принятых, но юридически не обязательных правил, регулирующих взаимоотношения людей в сфере научной деятельности. Научной этике в критических, исторических и философских трудах уделяется обычно мало внимания, хотя она, в силу важного места, занимаемого наукой в современном обществе, является существенной частью взаимоотношения людей. Мы уделим этому вопросу более глубокое внимание, поскольку в развитии современной науки наблюдаются довольно грубые нарушения этических норм, сказывающиеся на темпах её развития. Всякая идеология является, по существу, оформлением опытных данных о взаимодействии людей с природой и между собой. Мы привыкли относиться к постулированным и уже апробированным правилам или законам, как к окончательной истине, забывая о том, что установление истины сопровождается многочисленными заблуждениями. Проверка идеологических принципов опытным путём в силу ряда причин затруднена. Поэтому до сих пор не удалось прийти к однозначному решению этих вопросов, а это сказывается, в свою очередь, и на развитии самих наук.

Большинство вопросов, связанных с идеологией науки, подробно изложено в многочисленных и доступных философских трудах. Мы остановимся лишь на конкретных проблемах, важных для развития нашей темы. Отметим только, что хотя идеология науки имеет корни в античном естествознании, формулировки, принятые в настоящее время, восходят, в основном, к средневековью, к трудам Ф. Бекона, Р. Декарта и некоторых других.

Наука — сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16…17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом.

1.1 Структура и функции науки

В зависимости от сферы бытия, а следовательно, и от рода изучаемой действительности различаются три направления научного знания: естествознание — знание о природе, обществознание, знание о различных видах и формах общественной жизни, а также знание о человеке как мыслящем существе. Естественно, эти три сферы не являются и не должны рассматриваться как три части единого целого, которые лишь рядоположены, соседствуют друг с другом. Граница между этими сферами относительна. Вся совокупность научных знаний о природе формируется естествознанием. Его структура является непосредственным отражением логики природы. Общий объем и структура естественнонаучных знаний велики и разнообразны.

Сюда включается знание о веществе и его строении, о движении и взаимодействии веществ, о химических элементах и соединениях, о живой материи и жизни, о Земле и Космосе. От этих объектов естествознания берут свое начало и фундаментальные естественнонаучные направления.

Вторым фундаментальным направлением научного знания является обществознание. Предметом его являются общественные явления и системы, структуры, состояния, процессы. Общественные науки дают знания об отдельных разновидностях и всей совокупности общественных связей и отношений. По своему характеру научные знания об обществе многочисленны, но они могут быть сгруппированы по трем направлениям: социологические, предметом которых является общество как целое; экономические — отражают трудовую деятельность людей, отношения собственности, общественное производство, обмен, распределение и основанные на них отношения в обществе; государственно-правовые знания — имеют в качестве своего предмета государственно-правовые структуры и отношения в общественных системах, их рассматривают все науки о государстве и политические науки.

Третье фундаментальное направление научных знаний составляют научные знания о человеке и его мышлении. Человек является объектом изучения большого числа разнообразных наук, которые рассматривают его в различных аспектах. Наряду с указанными основными научными направлениями к отдельной группе знаний должны быть отнесены знания науки о себе самой. Появление этой отрасли знания относится к 20-м годам нашего столетия и означает, что наука в своем развитии поднялась до уровня понимания своей роли и значения в жизни людей. Науковедение сегодня считается самостоятельной, быстро развивающейся научной дисциплиной.

В тесной связи со структурой научного знания находится проблема функций науки. Их выделяется несколько:

1. описательная — выявление существенных свойств и отношений действительности;

2. систематизирующая — отнесение описанного по классам и разделам;

3. объяснительная — систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его возникновения и развития;

4. производственно-практическая — возможность применения полученных знаний в производстве, для регуляции общественной жизни, в социальном управлении;

5. прогностическая — предсказание новых открытий в рамках существующих теорий, а также рекомендации на будущее;

6. мировоззренческая — внесение полученных знаний в существующую картину мира, рационализация отношений человека к действительности.

2. Определение науки

Для многих практических и теоретических целей, связанных с управлением научной деятельностью и научно-техническим прогрессом, представляется недостаточным знание одной лишь интуитивной идеи науки. Безусловно, определение вторично по сравнению с понятием. Наука, как бы ее ни определять, включает в себя прогресс генерации понятий, а определяя ее понятие, мы становимся причастны к этому процессу.

Многое из того, что касается взаимоотношения науки и общества, связано с местом науки в ряду других видов деятельности человека. В настоящее время существует тенденция придавать науке чрезмерно большое значение в развитии общества. Для установления истины в этом вопросе необходимо, прежде всего, выяснить, какой род деятельности следует называть наукой.

В общем смысле наукой называют деятельность, связанную с накоплением знаний о природе и обществе, а также саму совокупность знаний, позволяющие предсказать поведение объектов природы путем моделирования как их самых, так и их взаимодействия друг с другом (в частности, математического). Принято считать, что наука в современном смысле этого слова появилась в Древней Греции, хотя известно, что огромные запасы знаний были накоплены задолго до этого в Древних, Египте и Китае. С точки зрения практики знание примеров вполне эквивалентно знанию теорем, записанных в отвлеченных обозначениях. Поэтому условно примем равнозначность (в практическом смысле) этих систем знаний. Другими словами, для удобства сравнения мы приравняли полезность вавилонской и греческой геометрии. По-видимому, если при этом между ними все же существует различие, то именно в нем следует искать основание для определения науки. Оказывается, что в общем случае в геометрии Евклида не обязательно помнить сами теоремы, а уж тем более решения практических задач: достаточно знать определения, аксиомы, правила построения и иметь практические навыки, чтобы в случае возникновения потребности вывести ту или иную теорему и решить нужную задачу, опираясь на эту систему знаний. Пользуясь найденной теоремой (или теоремами) нетрудно решить множество задач. В противоположность этому вавилонская «наука» предусматривает запоминание совокупности примеров, потребных на все случаи жизни. Вавилонский способ накопления знаний всегда связан с большим расходом ресурсов памяти и, тем не менее, не дает возможности быстро получать ответы на вновь возникающие вопросы. Греческий способ связан с систематизацией знаний и, благодаря этому, максимально экономен. Подобные примеры, а число их можно умножить — вспомним, например, деятельность Линнея и Дарвина по систематизации знаний в биологии и связанный с этим прогресс в этой области — дают возможность определить науку, как деятельность по систематизации, упорядочиванию знаний. Со времен Ф. Бекона осознана мысль, что науке следует не только пассивно наблюдать и собирать готовое, но и активно искать и взращивать знания. Для этого по Бекону человек должен задавать природе вопросы и посредством эксперимента выяснять ее ответы. Другой стороной деятельности ученых традиционно является передача знаний другим людям, т.е. преподавательская деятельность. Итак, наукой является кодирование знаний, построение моделей различных объектов и систем, расчет (предсказание) на этой основе поведения конкретных объектов и систем.

2.1 Подходы в определении науки

1. Терминологический подход в определении науки

Обобщающим и важным для всех возможных определений науки остается то, что мы уже каким-то образом знаем, что такое наука. Речь идет об экспликации преднаходимого нами у себя знания, притом знания достаточно объективного или по крайней мере разделяемого нами со значительной частью научного сообщества. К науке относятся не только познание в смысле действия или деятельности, но и позитивные результаты этой деятельности. Кроме того, и некоторые результаты, которые в прямом и буквальном смысле трудно назвать позитивными, например, научные ошибки, использование науки в антигуманных целях, фальсификации, подчас весьма изощренные по многим критериям все же входят в сферу науки.

Необходимо терминологически дифференцировать науку от нескольких смежных и иногда смешиваемых с нею понятий. Прежде всего, закрепим категорию инновационной деятельности, т.е. такой деятельности, целью которой служит введение тех или иных новшеств (инноваций) в сложившиеся культурные комплексы. Благодаря своему инновационному аспекту наука отлична от других видов деятельности, связанных со знанием и информацией. Вместе с тем наука не тождественна научно-исследовательской деятельности: последнюю можно определить как инновационную деятельность в области знания, а это не включает многих аспектов науки - организационных, кадровых и т.д., к тому же «деятельность» есть именно деятельность, а не тот или иной ее конкретный результат, тогда как наука включает получаемые и полученные результаты в той же, если не в большей мере, нежели деятельность по их получению.

Методы доказательства и убеждения в самых различных сферах человеческой деятельности, таких как наука, политическое устройство, ораторское искусство, философия, заменили более ранний «метод» произвольного или чисто традиционного решения соответствующих проблем на основе скрытого постулата о единообразии человеческих действий, отражающем еще большее единообразие природного и сверхприродного порядка.

С тех пор и поныне термины «систематичность» и «исследование причин» остаются ключевыми для всякого определения науки. Первый из них можно считать более универсальным, поскольку полное отсутствие систематичности снимает самый вопрос о наличии науки (и даже познаваемости, если понимать последнюю, как это часто делается сейчас, в смысле, хотя бы аналогичном науке).

2. Феноменологический аспект определения науки

Определяя науку, мы находимся внутри нее, как внутри чего-то нам известного, хотя еще и не эксплицированного. Субъект, видящий науку не как нечто внешнее, а «внутри» себя, находится в ситуации, отличной и от ситуации терминологического или умозрительного конструирования науки и от ситуации чисто эмпирического созерцания своего объекта (науки). В рамках науки как системы более высокого (по сравнению с любыми входящими в ее состав дисциплинами) ранга совокупность дисциплин, с той или другой стороны изучающих саму науку, образует определенную подсистему. Благодаря внедрению в нее принципов исследования операций, системного подхода и феноменологии удалось в основном преодолеть редукционистскую догму относительно того, что «все знание, в конечном счете, сводится к совокупности элементарных утверждений». В частности, науке отнюдь не чужда ценностная (моральная, культурно значимая) сторона. Эта тенденция к самоприращению ценности должна быть учтена в определении науки, представляющей собой, как было сказано, преимущественную область инноваций. Феноменологически наука вырастает из сравнительно элементарных ценностно-окрашенных проявлений, таких как любопытство, потребность быть осведомленным, практическая ориентация в мире.

3. Ценностные аспекты определения науки

Поскольку наука в целом и во всех своих системных состояниях представляет собой один из продуктов развития ценностного сознания человечества, определения науки не должны игнорировать, как это иногда делается, ее ценностного аспекта, или ограничивать его одной лишь ценностью знания. Вместе с тем, если для этапа древневосточной, отчасти также и средневековой науки для отражения ценностного плана необходимо и, быть может, достаточно включить в определение науки ориентацию на постижение такой космической ценности, как универсальный Закон в его иерархической интерпретации, то для этапов античной, ренессансной, а также современной (классической и постклассической) науки спектр релевантных ценностей значительно шире и включает принципы объективного и беспристрастного исследования, гуманистическую ориентацию и императив получения и обобщения нового знания о свойствах, причинно-следственных связях и закономерностях природных, социальных и логико-математических объектов.

3. Основные принципы развития науки

Первым из них является, по-видимому, принцип, определяющий отношение человека к природе, во многом диктующий способы и возможности ее изучения. К IV веку до н. э. оформились две основные формулировки первого принципа: материалистическая и идеалистическая.

Материализм постулирует независимое от человека существование природы в виде различных движущихся форм материи, а человека рассматривает как продукт закономерного развития природы. Формулируют этот принцип обычно следующим образом: природа — первична, а сознание вторично.

Идеализм считает, что природа существует в виде идей, накапливаемых мозгом, о тех формах материи, которые человек ощущает. В зависимости от того, признается ли существование идей независимым, или они считаются порождением души (ума), различают объективный и субъективный идеализм. Одной из форм объективного идеализма является религиозная идеология, в которой постулируется существование первичного носителя идей — божества.

Таким образом, первый принцип в идеалистической формулировке имеет множество вариантов, тогда как материалистическая формулировка, по существу, единственна (может быть, поэтому идеалисты считают материализм примитивной идеологией.).

С высоты накопленных человечеством знаний современные материалисты рассматривают идеализм, как заблуждение. Не отрицая этого, мы бы хотели подчеркнуть следующую важную для нашей темы мысль: выбор между материализмом и идеализмом нельзя обосновать логическим путем. Можно только многочисленными опытными проверками показать, что материализм, как основа для познания природы, дает более полноценную и полезную систему знаний, чем идеализм. Такая ситуация не является исключительной в сфере идей: все первые принципы физики не могут быть доказаны, а являются практическими заключениями.

Другой поддержкой идеализму служит форма, в которую воплощены наши знания. Последние существуют в виде идей и символов, которые совершенно ничего общего не имеют с природными объектами, и, тем не менее, позволяют нам правильно общаться с природой. Велико искушение придать этим символам некоторое самостоятельное значение, что так характерно для абстрактной математики и теоретической физики нашего времени.

Итак, выбор той или другой формулировки первого принципа не может быть предопределен; другими словами, следует признать за учеными свободу совести в этом смысле. Только опыт может убедить в правильности той или иной формулировки.

Заключение

Основой прогресса человеческого общества является разработка различных средств использования запасенной в природе энергии для удовлетворения практических нужд человека. Но как показывает история техники, появление этих средств чрезвычайно редко было связано с наукой. Чаще всего они рождались в качестве изобретений (зачастую, сделанных малообразованными людьми, никакого отношения не имеющие к предмету их изобретения; сомнительно, что можно назвать учеными тех неандертальцев и кроманьонцев, которые изобрели способы зажигания огня, обработки камня, ковки металла, плавки металла и т.п. открытий, которые сделали нас тем, чем мы есть ныне). Совершенствование изобретений также происходило методом проб и ошибок и только очень недавно стали действительно использовать для этого научные расчеты.

Говоря до сих пор о науке и научном знании, мы рассматривали их как уже реально существующий объект исследования, который мы анализировали с формальной точки зрения. Однако человечество в своей истории накопило самые различные по своему характеру знания, и научные знания являются лишь одним из видов этого знания. Поэтому встает вопрос о критериях научности знаний, что соответственно позволяет отнести их к категории научных или каких-либо других.

Список используемой литературы

1) Безуглов И.Г, Лебединский В.В, Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов – дипломников/ Безуглов И.Г, Лебединский В.В, Безуглов А.И. – М.: — Академический проект, 2008. – 194 с.

2) Герасимов И.Г. Научное исследование. – М.: Политиздат, 1972. – 279 с.

3) Крутов В.И, Грушко И.М, Попов В.В. Основы научного исследования: Учеб. для техн. вузов, под ред. Крутова, И.М, Попова В.В. – М.: Высш. шк., 1989. – 400 с.

4) Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие/ М.Ф. Шкляр. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 244 с.

В науке (естествознании), как и в религии, существуют такие безусловные положения – «догматы» – которые не доказываются (и не могут быть доказаны), но принимаются в качестве исходных, поскольку являются необходимыми для построения всей системы знания. Такие положения называются в ней постулатами или аксиомами. Естествознание базируется, по меньшей мере, на следующих двух основных положениях: признании, во-первых, реальности бытия мира и, во вторых, закономерности его устройства и познаваемости человеком.

Рассмотрим эти постулаты.

1) Как ни удивительно, но утверждение об объективном, т.е. независимом от сознания человека, существовании мира является, скорее, непосредственной очевидностью, нежели научно доказанной истиной, более предметом веры, нежели знания. Известный философ Бертран Рассел († 1970) по этому поводу остроумно замечает: «Я не думаю, что я сейчас сплю и вижу сон, но я не могу доказать этого ». Эйнштейн († 1955) в свою очередь прямо заявляет: «Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, есть основа всего естествознания ». Эти высказывания известных ученых хорошо иллюстрируют понимание наукой реальности внешнего мира: она есть предмет ее веры, догмат (выражаясь богословским языком), но не знание.

2). Второй постулат науки – убеждение в разумности, закономерности устройства мира и его познаваемости – является главной движущей силой всех научных исследований. Но и он оказывается таким же предметом веры (догматом) для науки, как и первый. Авторитетные ученые говорят об этом однозначно. Так, академик Л.С. Берг († 1950) писал: «Основной постулат, с которым естествоиспытатель подходит к пониманию природы, это тот, что в природе вообще есть смысл, что ее возможно осмыслить и понять, что между законами мышления и познания, с одной стороны, и строем природы, с другой, есть некая предопределенная гармония. Без этого молчаливого допущения невозможно никакое естествознание. Может быть, этот постулат неверен (подобно тому как, быть может, неверен постулат Евклида о параллельных линиях), но он практически необходим ». То же самое утверждал Эйнштейн: «Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества ». Отец кибернетики Н. Винер († 1964) писал: «Без веры в то, что природа подчинена законам, не может быть никакой науки. Невозможно доказательство того, что природа подчинена законам, ибо все мы знаем, что мир со следующего момента может уподобиться игре в крокет из книги “Алиса в стране чудес ”». Известный современный американский физик Ч. Таунс († 1992) пишет: «Ученый должен быть заранее проникнут убеждением, что во Вселенной существует порядок и что человеческий разум способен понять этот порядок. Мир беспорядочный или непостижимый бессмысленно было бы даже пытаться понять ».

Но даже если эти постулаты истинны (а в этом едва ли можно сомневаться), то и тогда остается важнейший вопрос, без решения которого сама постановка проблемы «наука и религия» теряет всякий смысл, – это вопрос о достоверности самого научного познания. Но сначала краткое замечание о его методах.

Квантовые постулаты Бора, объясняющие до этого не понимаемые физиками процессы, происходящие в атомах, стали фундаментом, на котором впоследствии выросла квантовая физика. В основу квантовой теории, разработанной Нильсом Бором, входят три постулата, сформулированные им в результате экспериментов либо наблюдений за поведением атомов различных веществ, правило квантования, выведенное на основе изучения атома водорода, и несколько формул, математически объясняющих постулаты Бора.

Вконтакте

Видео поможет вам лучше понять теорию, если во время чтения статьи возникнут вопросы. Посмотреть видео о правилах теории отца квантовой физики вы можете, перейдя по ссылкам:

  • https://www.youtube.com/watch?v=b0jRlO768nw;
  • https://vk.com/video290915595_171732857.

Постулаты, входящие в квантовую теорию Бора

Первое правило

Первое правило гласит , что энергия En в системах, образованных из атомов, может существовать, только если эти атомы находятся в специализированных или, иными словами, квантовых состояниях. В других случаях атом не отдаёт свою энергию в окружающую его среду.

Это правило, выведенное учёным, абсолютно противоречит знаниям, накопленным классической механикой. Согласно аксиомам классической механики, любые атомы либо электроны, которые в настоящее время движутся, обладают энергией, и эта энергия может быть любого рода.

Кроме того, основной вывод из первого постулата одного из отцов квантовой физики в корне противоречит знаниям в области электромагнетизма, полученным Максвеллом в девятнадцатом веке, поскольку допускает возможность движения молекулярных частиц без излучения в окружающее пространство электромагнитных импульсов.

Второе правило теории

Оно гласит, что свет, который излучает атом, является результатом его перехода из состояния, во время которого он обладал большей энергией Ek, в состояние, в котором он обладает уже меньшей энергией En. Формула, рассчитывающая количество энергии, которую излучает в окружающее пространство фотон, представляет собой разность Ek — En.

Второе правило теории Бора предусматривает, что возможен обратный процесс, т. е. атом может вернуться в состояние, где он хранит в себе больший запас энергии, чем был у него ранее, если перед этим он поглотит некоторое количество энергии света.

Третий постулат Бора

Суть его состоит в том, что электрон в атоме либо атом в молекуле переходят с одной орбиты на другую и во время этого либо испускают, либо поглощают энергию . Эта энергия выделяется из них так называемыми квантами или порциями, которые наука может измерить и вычислить.

Третье правило, обнаруженное Бором, было изучено другими известными физиками и подтверждено в результате эксперимента, проведённого учёными Франком и Герцем.

Третий постулат сыграл значительную роль в развитии оптики, поскольку доказал, что атомы испускают только те спектры света, которые способны также и поглотить.

Атом водорода и правило квантования

Для того чтобы разработать модель атома простейшего из известных в настоящее время элементов, водорода, Бор постулировал правило квантования или, иными словами, закономерность, согласно которой определяются уровни энергии электрона в зависимости от его стационарных значений, занимаемых им на орбите.

Отсюда следует, что в зависимости от того, на какой орбите находится электрон в атоме или атом в молекуле определяется коэффициент обладаемой ими энергии.

При помощи правила квантования , опираясь на выведенные Ньютоном законы механики, Нильс Бор смог вычислить значение минимального возможного радиуса орбиты электрона в атоме, а также значения энергии, которые имеют атомы и электроны, находясь в стационарных состояниях.

Значение постулатов и их влияние на научный мир

Несмотря на то что некоторые предположения и мнения, высказанные Бором, в дальнейшем оказались неправильными и ошибочными, за что его нещадно критиковали коллеги по научному цеху и в том числе сам Альберт Эйнштейн, тем не менее его постулаты сыграли важную роль в физике:

АКСИОМЫ И ПОСТУЛАТЫ В ТОЧНЫХ НАУКАХ
Канарёв Ф.М.

kanarevfm @ mail . ru
Анонс. Учитывая интерес наших читателей к понятию «Аксиома», на котором базируется истинность исходных научных утверждений, представим обобщённую информацию по роли этого понятия в точных науках.
1. Краткий анализ состояния проблемы
Научные понятия «Аксиома» и «Постулат» появились давно. Они были представлены ещё в III веке до нашей эры в геометрии Евлклида, но без определений сущностей, которые он заложил в эти понятия. Исаак Ньютон также базировал свои доказательства, используя эти понятия, и также не дал им определения. Впоследствии эти понятия широко использовались математиками и физиками. Они придавали этим понятиям исторически сложившийся смыл, который никем не был определён.

Евклид в своих «Началах» даёт определения тем понятиям, которые он использовал при формулировке постулатов и аксиом. Мы не будем приводить все эти определения, но перечислим ряд понятий, которые он определил .

На первом месте знаменитое определение понятия «точка». «Точка есть то, что не имеет частей». Далее приводятся определения понятий: линия, прямая линия, поверхность, угол и определения понятий о различных геометрических фигурах. После этого Евклид приводит постулаты , не определяя само понятие «постулат» .
«Постулаты

Допустим:


  1. Что от всякой точки до всякой точки можно провести прямую линию.

  2. И что ограниченную прямую можно непрерывно продолжать по прямой.

  3. И что из всякого центра и всяким раствором может быть описан круг.

  4. (Акс. 10) И что все прямые углы равны между собой.

  5. (Акс. 11) И если прямая, падающая на две прямые, образует внутренние и по одну сторону углы, меньше двух прямых, то продолженные эти две прямые неограниченно встретятся с той стороны, где углы меньше двух прямых».
Пятый постулат (Акс. 11) - главный предмет спора ученых .
«Общие понятия

(Аксиомы )


1. Равные одному и тому же, равны между собой.

2. И если к равным прибавляются равные, то и целые будут равны.

3. И если от равных отнимаются равные, то остатки будут равны.

4. И если к неравным прибавляются равные, то целые будут не равны.

5. И удвоенные одного и того же равны между собой.

6. И половины одного и того же равны между собой.

7. И совмещающиеся друг с другом равны между собой.

8. И целое больше части.

9. И две прямые не содержат пространства».

Трудно поверить, но это так. Приведенная информация является фундаментом всех точных наук. Обратим внимание на четвертый постулат. В скобках он значится, как десятая аксиома, а пятый - как одиннадцатая. Нам не известно, почему четвертое и пятое постулированные утверждения отнесены к аксиомам. Или надо полагать, что их можно считать одновременно и постулатами и аксиомами. Конечно, если бы Евклид определил понятия «Постулат» и «Аксиома», то четвертый и пятый постулаты могли бы оказаться в списке аксиом.

Известны споры ученых о корректности формулировки пятого постулата Евклида . Они явились следствием отсутствия определений понятий «постулат» и «аксиома». Последующие определения этих понятий уже не приобрели в сознании ученых ту значимость, которая была бы им придана, если бы они были в «Началах Евклида». Тем не менее, мы должны относиться к этому недостатку как естественному, не ущемляющему гениальность Евклида , , .

Спустя около двух тысяч лет после Евклида, появились гениальные «Математические начала натуральной философии» Исаака Ньютона , . Он, также как и Евклид, уделил большое внимание определению новых понятий, на которых базируются его законы. Его «Математические начала» начинаются с заголовка

«Определения

Определение 1.

Количество материи (масса) есть мера таковой, устанавливаемая пропорционально плотности и объему её» .

После этого Ньютон описывает свое понимание абсолютного пространства и абсолютного времени, не придавая свойствам сущностей, которые заключены в этих понятиях, аксиоматического смысла. Самые главные его идеи изложены под заголовком : «Аксиомы или законы движения».

«Закон 1. Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние».

Поставив закон равномерного прямолинейного движения, которое всегда является следствием ускоренного движения, на первое место, он поставил следствие впереди причины, нарушив причинно-следственные связи между разными фазами движения тел, что автоматически породило противоречия в совокупности его законов, которые оставались незамеченными более 300 лет. Исправление этих противоречий привело к рождению новой совокупности законов, описывающих ускоренное, равномерное и замедленное механические движения тел. В результате бывшая динамика Ньютона получила новое название «Механодинамика» .

«Закон 2. Изменение количества движения пропорционально приложенной силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует». Этот закон также получил уточнение, учитывающее интенсивность изменения количества движения, рождающую явление удара и формирующую ударную силу.

«Закон 3. Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе – взаимодействия двух тел друг на друга между собою равны и направлены в противоположные стороны». Этот закон остался без изменений, но получил другой порядковый номер – 4.

Далее, Исаак Ньютон формулирует следствия, вытекающие из этих законов. Перечисленные законы касаются механического движения тел. После этих законов было открыто еще много других законов, которые описывают электрические, магнитные, электромагнитные и другие свойства тел, газов, жидкостей и различных физических явлений и процессов.

Анализируя постулаты Евклида и аксиомы или законы Ньютона, замечаем, что они первыми придали большое значение необходимости определения тех понятий, которыми они пользовались. Сделано это было для того, чтобы добиться однообразия в понимании сущности этих понятий, так как без этого невозможно взаимопонимание.

Далее, следует обратить внимание на то, что основополагающие понятия, которые легли в основу всех остальных доказательств, Евклид разделил на два класса: постулаты и аксиомы. Из его «Начал» трудно заключить, какими принципами он руководствовался, относя одни утверждения к классу постулатов, а другие – к классу аксиом. Нет этого разъяснения и у Ньютона. Он сразу назвал свои законы аксиомами.

Последователи Евклида и Ньютона также не придали значимости этому моменту, поэтому процесс отнесения основополагающих научных утверждений к классу аксиом или к классу постулатов принял хаотический характер. Каждый ученый, не имея четкого критерия при оценке сущности своих основополагающих научных утверждений, относил их или к классу постулатов, или к классу аксиом. Сложившаяся ситуация использования этих понятий отразилась в Словаре русского языка и в Советском энциклопедическом словаре .

В Словаре русского языка понятия «Аксиома» и «Постулат» представлены следующим образом .

Аксиома – положение, принимаемое без доказательств в качестве исходного положения, или, как неоспоримая истина - совершенно очевидное утверждение.

Постулат – исходное положение, принимаемое без доказательств.

В Советском энциклопедическом словаре понятия «Аксиома» и «Постулат» представлены так :

Аксиома – положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности, истинное исходное положение теории.

Постулат – утверждение, принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное, хотя и недоказуемое её следствиями, и поэтому играющее в ней роль аксиомы.

Итак, главное, что следует из приведённых определений понятий «Аксиома» и «Постулат» - отсутствие однозначности этих определений и схожесть функций, реализация которых приписана этим понятиям.

Мы не будем останавливаться на использовании понятий «Аксиома» и «Постулат» другими учёными, а представим определения этих понятий, которые мы сделали впервые в своих научных трудах , , .

Аксиома – очевидное утверждение, не требующее экспериментальной проверки и не имеющее исключений.

Постулат – неочевидное утверждение, для доказательства достоверности которого требуется экспериментальная проверка.

Окончательную формулировку понятия «Аксиома» и «Постулат» приняли в последних изданиях нашей монографии .

Отметим ещё одну особенность совокупности научных утверждений, которые относятся к аксиомам и постулатам, - ранжированность (уровень значимости в научных исследованиях) их в реальной действительности, независимой от человека. Это необходимо для формирования правильных представлений о методах поиска начала любой научной проблемы при её анализе. До этого не было четкого представления о том, что для усиления значимости различных аксиом в научном поиске необходимо ранжировать их по уровню общности и важности. Создается впечатление, что мы осознали это лишь тогда, когда признаки кризиса теоретической физики предельно обнажились. Мы не сможем преодолеть его, если не наведем порядок в основополагающих научных понятиях, которыми мы пользуемся.

Задача, которую необходимо решить, не из простых. Прежде всего, надо найти её начало. Без этого мы не сможем систематизировать наши основополагающие научные утверждения и установить их полноту. Сейчас мы увидим, что начинать надо с анализа сущности главных свойств научных понятий, которыми мы пользуемся. Эта область исследований относится к теории познания. С неё и начнем .

2. Определение понятий, характеризующих

первичные элементы мироздания

Процесс познания родился, видимо, тогда, когда из отдельных человеческих звуков стали создаваться слова, которые привели к формированию в памяти образов, соответствующих смысловому содержанию этих слов. Постепенно круг предметов и явлений, заключенных в словесные оболочки, расширялся. Сейчас человек пользуется таким большим количеством слов, в которые вложено настолько разнообразное содержание, что одинаковое понимание смысла этого содержания превратилось в одну из сложнейших проблем общения между людьми, в том числе и между учеными , .

Любое знание формируется нашим мозгом, поэтому теория познания тесно связана с процессом нашего мышления. Основой мышления является процесс связи понятий в логические структуры, формирующие наши представления о познаваемом объекте. Следовательно, точность нашего знания зависит от точности используемых понятий и полноты отражения познаваемой сущности с помощью этих понятий.

Точность понятий, которыми мы пользуемся, определяется их смысловой ёмкостью. Чем меньше смысловая ёмкость понятия, тем оно точнее отражает сущность, заключенную в этом понятии, и тем однообразнее она понимается теми, кто пользуется этим понятием. Например, понятие «точка» одно из малоёмких понятий, поэтому оно вызывает примерно одинаковые представления почти у всех, кто пользуется этим понятием, и не формирует разногласий в понимании сути этого понятия.

Сравним малоёмкое понятие «точка» с безбрежно ёмким понятием «познание». Очевидно, что оно формирует у разных людей разную смысловую сущность и разную смысловую ёмкость процесса познания. Например, познание смысла жизни, познание счастья, микромира, Вселенной, познание правил арифметики, познание вкуса пищи человеком или животным и т.д.

Невозможно дать такое определение понятию «познание», которое отражало бы все возможные или мыслимые варианты этого процесса. Следовательно, это понятие формирует у того, кто им пользуется, сугубо личные представления о сути процесса познания.

Таким образом, в голове у каждого человека своя смысловая ёмкость каждого понятия. С учетом этой ёмкости он и судит о достоверности того или иного суждения.

Разная смысловая ёмкость одних и тех же понятий у разных людей и является главной преградой на пути точной передачи и точного восприятия информации. Из этого следует, что сложность познания увеличивается с увеличением смысловой ёмкости используемых понятий, потому что с увеличением смысловой емкости понятия растут трудности с его однозначным определением.

Возьмем, например, понятие «счастье» и попытаемся дать ему определение. Мы сразу видим, что сделать это невозможно, так как оно тесно связано с чувственным восприятием человеком окружающего его мира. Потерявший дорогую вещь чувствует себя несчастным. Нашедший эту вещь – счастливым. Мы не будем касаться здесь проблемы невозможности логического обоснования норм морали, но отметим, что непонимание влияния морали на поведение человека – источник всех его бед и проблем человечества в целом.

Самой точной наукой считается математика и это не удивительно, так как она пользуется самыми малоёмкими понятиями, которые поддаются более или менее точному определению. Например, понятия: единица, ноль, два, три, точка, линия, плоскость, угол, треугольник, и т.д. не только легко определить, но и легко связать их с числами, которые потом автоматически входят в математические зависимости, описывающие различные характеристики сущностей этих понятий.

Мы не будем углубляться в этот анализ, но отметим исключительную важность смысловой ёмкости понятий для их однозначного понимания, без чего вообще не мыслима наука. Теперь мы понимаем, почему гении человечества Евклид и Ньютон начинали с определения тех понятий, на базе которых они строили свои доказательства.

Вполне естественно, что не все научные понятия имеют одинаковый обобщающий смысл и в силу этого, одинаковую значимость для научного познания. Из этого следует необходимость ранжировать основополагающие научные понятия по уровню обобщающего смысла и научной значимости.

Какими понятиями мы пользуемся, прежде всего, при познании окружающего нас мира? Ответ однозначный – теми из них, которые определяют основополагающие или первичные элементы мироздания. Возможно ли существование мира вне пространства? Нет, конечно. Поэтому понятием «пространство» определен первичный элемент мироздания, без которого невозможно никакое существование. Таким образом, по уровню значимости для научного познания мира понятие «пространство» занимает первое место.

Поставив понятие «пространство» на первое место по уровню значимости для научного познания мира, мы должны дать ему определение. Но сделать это не так просто, потому, что понятие «пространство» относится к числу понятий с большой смысловой емкостью. Тем не менее, у большинства людей сформировались одинаковые или близкие представления о сути или смысловом содержании этого понятия. Этим мы и воспользуемся. Для нас важнее не определение понятия «пространство», а тот факт, что оно является вместилищем всего сущего и поэтому мы ставим его на первое место по значимости для научного познания.

Теперь надо определить основные свойства пространства, от которых зависит точность нашего знания обо всем, что расположено в этом пространстве. Первое и самое главное свойство пространства – его абсолютность . Как её понимать? Как определить абсолютность? Современный уровень знаний позволяет нам считать пространство абсолютным потому, что в Природе нет таких явлений, которые могли бы влиять на пространство: сжимать, растягивать или искривлять его .

Утверждение об относительности пространства, на котором базировалась теоретическая физика ХХ века, до сих пор не имеет однозначного экспериментального доказательства его достоверности, поэтому мы не принимаем его во внимание , .

Какое научное понятие является вторым по значимости? Материя, без неё пространство было бы пустым. Мы теперь понимаем, что невероятно большая смысловая ёмкость этого понятия исключает для нас возможность его однозначного определения. Далее, сущность, которую отражает это понятие, имеет такое большое количество разнообразных свойств, что мы не можем подобрать признака этой сущности, который давал бы нам основание считать материю абсолютной. Мы можем опираться на более или менее одинаковое понимание учеными смысловой сущности понятия «материя» и этого нам достаточно на данном этапе развития научного знания .

Следующим по важности для научного познания окружающего нас мира является понятие «время». Сущность, которая заложена в этом понятии, появилась тогда, когда появилась материя в пространстве. В пустом пространстве время отсутствовало. Опыт, накопленный человечеством при осознании сущности понятия «время», указывает на важность основного его свойства – необратимости. Оно течет только в одном направлении. Другое важное свойство времени заключается в постоянстве темпа его течения. Поэтому у нас есть все основания считать время абсолютным. Это свойство определим следующим образом. Время абсолютно , потому что в Природе нет таких явлений, которые могли бы влиять на темп его течения – ускорять или замедлять этот темп .

Утверждение об относительности времени, на котором базировалась теоретическая физика ХХ века, не имеет прямого экспериментального доказательства его достоверности. Зафиксированное изменение темпа течения времени различными приборами в различных условиях отражает свойства самих приборов, но не факт изменения темпа течения времени. Поэтому мы полагаем, что это заблуждение само собой уйдет из сферы деятельности ученых в раздел истории науки.

Итак, мы установили три первичных элемента мироздания, на которых оно базируется с момента его сотворения, если был такой. Вероятность его мы опишем позже.

Теперь мы должны обратить внимание на то, что осталось незамеченным Евклидом, Ньютоном и его последователями и что играет такую же значимость в познании нами мира, как и сами понятия «пространство», «материя» и «время». Как связаны между собой те сущности, которые отражены в этих понятиях?

Прежде всего, все три первичных элемента мироздания: пространство, материя и время существуют независимо друг от друга. Однако, их разделить невозможно. Время также течет только в пространстве, содержащем материю. То есть, все три первичных элемента мироздания неразделимы. Поскольку это важное свойство оставалось незамеченным, то появились теории, в которых пространственная координата движущегося объекта представляется независимой от времени. Оказалось, что время можно отделить от пространства, как это сделано в преобразованиях Лоренца, и анализировать закономерность его течения отдельно . Это – главное заблуждение, на котором базировалась теоретическая физика ХХ века.

Поскольку пространство невозможно отделить от времени и невозможно представить существование материи вне пространства, то неразделимость этих трех первичных элементов мироздания является аксиомой. Это третья по важности аксиома точных наук.

А теперь, обращаясь к постулатам и аксиомам Евклида, мы сразу ощущаем необходимость определить эти понятия.

Аксиома – очевидное утверждение, не требующее экспериментальной проверки и не имеющее исключений.

Постулат – неочевидное утверждение, достоверность которого доказывается только экспериментальным путем или следует из экспериментов , .

Добавим к этому определение понятия гипотеза.

Гипотеза – недоказанное утверждение. Доказательство может быть теоретическим и экспериментальным. Оба этих доказательства не должны противоречить аксиомам и общепризнанным постулатам.

Можно, конечно, оспаривать точность этих определений. Однако они достаточны, чтобы разделить все основополагающие утверждения точных наук на два класса: аксиомы и постулаты.

Сделать это надо для того, чтобы облегчить процедуру проверки связи с реальностью любой теории. Если теория противоречит хотя бы одной аксиоме Естествознания, то она должна отвергаться научным сообществом автоматически, без обсуждения. Если теория противоречит признанному постулату и не противоречит ни одной аксиоме Естествознания, то она заслуживает обсуждения, в результате которого достоверность или область действия постулата могут быть поставлены под сомнение.

С учетом приведенных определений понятий «постулат» и «аксиома» постулаты и аксиомы Евклида можно считать аксиомами с некоторой корректировкой их содержания. Аксиомы или законы Ньютона автоматически становятся постулатами, так как сущность, отраженная в его законах, далека от очевидности и достоверность утверждений, отраженных в его законах, требует экспериментальной проверки.

Поскольку мы решили систематизировать аксиомы точных наук, а точнее аксиомы Естествознания, и расположить их по уровню значимости и ёмкости обобщающего смысла, то приведем обновленный список аксиом Естествознания.

3. Аксиомы Естествознания

1 – пространство абсолютно;

2 – время абсолютно;

3 – пространство, материя и время – первичные, независимые и неотделимые друг от друга, элементы мироздания;

4 - между двумя точками можно провести только одну прямую линию;

5 – ограниченную прямую можно неограниченно продолжать в обе стороны;

6 – из всякого центра и всяким раствором циркуля можно описать круг;

7 - все прямые углы равны между собой;

8 – если прямая, падающая на две прямые, образует сумму внутренних углов, равную двум прямым углам, то продолженные эти прямые неограниченно нигде не встретятся 1 ;

9 – равные одному и тому же, равны между собой;

10 – если к равным прибавляются равные, то и целые будут равны;

11 – если от равных отнимаются равные, то и остатки будут равны;

12 – если к неравным прибавляются равные, то и целые будут не равны;

13 – удвоенные одного и того же равны между собой;

14 – половины одного и того же равны между собой;

15 – совмещающиеся друг с другом равны между собой;

Как видно, мы добавили к аксиомам Евклида три новых аксиомы, но по уровню обобщающего смысла и значимости для Естествознания они оказались на первом месте. Нам представляется, что продолжение списка аксиом – дело, прежде всего, математиков .

4. Постулаты Естествознания

На первое место постулатов мы ставим основной закон Ньютона:

Основной закон Механодинамики. Сила, действующая на материальное тело, движущееся с ускорением, всегда равна массе тела, умноженной на ускорение, и совпадает с направлением ускорения.

1 – Закон 1. Ускоренное движение тела происходит под действием ньютоновской активной силы и сил сопротивления движению в виде силы инерции, и механических сил сопротивления, сумма всех сил при ускоренном движении тела в любой момент времени равна нулю.

2 – Закон 2. Равномерное движение тела происходит под действием силы инерции, а постоянная активная сила, приложенная к телу, преодолевает силы сопротивления равномерному движению.

3 – Закон 3. Замедленное движение твёрдого тела управляется превышением сил сопротивления движению над силой инерции.

4 - Закон 4. Силы, с которыми действуют друг на друга два тела, всегда равны по модулю и направлены по прямой, соединяющей центры масс этих тел, в противоположные стороны.

5 – Закон 5. При ускоренном движении твердого тела ньютоновское ускорение, формируемое ньютоновской силой, равно сумме замедлений, формируемых всеми силами сопротивлений движению.

6 - Закон всемирного тяготения. Сила взаимодействия между телами прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между их центрами масс.

Приведем формулировку второго постулата А. Эйнштейна, на котором базировалась теоретическая физика ХХ века.

«2. Каждый луч света движется в покоящейся системе координат с определенной скоростью независимо от того, испускается ли этот луч света покоящимся или движущимся телом».

Современный уровень знаний позволяет нам дать более точную формулировку этому постулату.

6 - Скорость фотонов, излученных покоящимся или движущимся источником, постоянна относительно пространства и не зависит от направления движения источника и его скорости .

В новой теории микромира количество научных утверждений, имеющих статусы научных постулатов, достигает уже несколько сотен и это количество растёт. Большая часть новых научных постулатов выражена в форме математических моделей, описывающих структуры обитателей микромира и их взаимодействия, а также различные физические процессы и явления.

Мы предоставляем возможность другим исследователям продолжить список постулатов. Он будет многократно длиннее списка аксиом. Думается, что математики согласятся с необходимостью перевести многие их утверждения, которые они до сих пор считали аксиоматическими и которые теперь не соответствуют понятию «аксиома», в класс постулатов .

5. Обсуждение результатов

Итак, мы имеем список аксиом, необходимых нам для проверки связи с реальностью существующих физических теорий. Если окажется, что какая – то теория или новый постулат противоречат хотя бы одной из аксиом Естествознания, то они ошибочны.

Самая главная роль аксиом – быть фундаментом новых теорий. Фундамент любой будущей теории, которая будет построена на основе перечисленных аксиом, будет иметь вечную прочность.

В своих многочисленных публикациях мы уже показали, как использовать аксиомы для анализа связи с реальностью существующих теорий и для разработки новых , , , , , , .

Теперь утверждение о том, что параллельные прямые пересекаются в бесконечности, является не аксиомой, а постулатом и требуется экспериментальное доказательство достоверности этого утверждения. Сделать это, конечно, невозможно, так как пересекающиеся параллельные прямые перестают быть прямыми.

Таким образом, приведенные первые три основополагающие аксиомы Естествознания выступают в качестве независимых критериев для проверки достоверности математических моделей различных физических теорий. Для тех, кто согласен с очевидной достоверностью приведенных трех основополагающих аксиом Естествознания, сообщаю, что они реализуются только в геометрии Евклида. Из этого следует первый однозначный вывод о связи математических моделей этой геометрии с реальной действительностью.

Особо следует подчеркнуть роль аксиомы Единства пространства - материи - времени в математическом описании процесса движения любых объектов в пространстве. Эта аксиома устанавливает строгое соответствие между перемещением любого объекта в пространстве и течением времени в процессе этого перемещения. Математически это выражается зависимостью координат положения объекта в пространстве от времени.

Материю нельзя отделить от пространства. Нельзя представить себе и течение времени вне пространства. Пространство, материя и время - первичные неотделимые друг от друга элементы мироздания. Думаю, что достоверность утверждения о единстве пространства, материи и времени очевидна. Оно не имеет исключений и содержит все признаки аксиомы. Как только мы признаем этот факт, так сразу аксиома Единства пространства - материи - времени вступает в права независимого судьи достоверности математических моделей, описывающих движение материальных объектов в пространстве, и тех теорий, которым эти модели принадлежат.

Математические модели движения материальных объектов в пространстве, построенные в псевдоевклидовых геометриях, противоречат аксиоме Единства пространства - материи - времени. Поэтому первой будет отвергнута четырехмерная геометрия Минковского и его идея единства пространства и времени, так как постулированная им математическая модель четырехмерной геометрии, где реализуется эта его идея, противоречит аксиоме Единства , .

Ученые точных наук слишком увлеклись процессом отнесения своих научных утверждений к разряду аксиоматических. Больше всех этим грешат математики. Ведь аксиома - это очевидное утверждение, не требующее экспериментальной проверки и не имеющее исключений . Все остальное - постулаты. Если теория противоречит хотя бы одной аксиоме Естествознания или общепризнанному научному постулату, то она ошибочна.

Конечно, процесс реализации идеи следования приведенным аксиомам Естествознания пойдет быстрее и плодотворнее, если мировое научное сообщество созреет до осознания необходимости придать списку основополагающих аксиом статус обязательности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, по уровню обобщающего смысла и значимости для научных исследований на первом месте стоит аксиома: пространство абсолютно , на втором – время абсолютно , на третьем – пространство, материя и время неразделимы . Ценность аксиомы не зависит от её признания. Она сама защищает свою достоверность очевидной связью с реальностью.

Важную роль в научных исследованиях играют постулаты – утверждения, достоверность которых не очевидна, но доказана экспериментально или следует из экспериментов. Ценность постулата определяется уровнем признания его достоверности научным сообществом.

Литература
1. Евклид. Начала Евклида. Книги I-VI. М-Л 1948г. 446с.

2. Клайн М. Математика. Утрата определенности. М.: Мир. 1984.

3. Kanarev Ph.M. On The Way to The Physics of The XXI Century. Krasnodar. 1995. Pag. 269. (In English).

4. Канарев Ф.М. Кризис теоретической физики. Третье издание. Краснодар. 1998. 200 с.

5. Исаак Ньютон. Математические начала натуральной философии. М. «Наука» 1987. 687с.

6. КудрявцевП.С. Исаак Ньютон. М.: Учпедгиз, 1943.

7. Канарёв Ф.М. Механодинамика. 3-я часть учебного пособия «Теоретическая механика». http://www.micro-world.su/ Папка «Учебные пособия».

8. Словарь русского языка. В 4-х томах. Издательство «Русский язык». М. 1981.

9. Советский энциклопедический словарь. Издательство «Советская энциклопедия». М. 1981.

10. Канарёв Ф.М. Вода – новый источник энергии. 3-е издание. Краснодар. 2001. 200с.

11. Канарёв Ф.М. Конспект лекций по теоретической механике. Краснодар, 2001. 263с.

12. Канарёв Ф.М. Начала физхимии микромира. Краснодар, 2002. 334с.

13. Канарёв Ф.М. Начала физхимии микромира. Монография. 15-е издание. 2011г.

http://www.micro-world.su/ Папка «Монографии».

14. Хилл Т.И. Современные теории познания. М.: Прогресс. 1965. 530с.

15. Канарев Ф.М. Новый анализ фундаментальных проблем квантовой механики. Краснодар. 1990, 173c.

16. Канарев Ф.М. Анализ фундаментальных проблем современной физики. Краснодар, 1993. 255 с.

17. Канарёв Ф.М., Зеленский С.А. Курс лекций по теоретической механике. Краснодар, 2007. 360 с.

18. Ацюковский В.А. Логические и экспериментальные основы теории относительности. М.: Изд-во МПИ. 1990.

19. Денисов А. Мифы теории относительности. Вильнюс, 1989.

20. Робертсон Б. Современная физика в прикладных науках. М.: Мир, 1985.

21. Бакельман И.Я. Высшая геометрия. М. «Просвещение». 1967. 367с.

22. Канарёв Ф.М. Кризис теоретической физики. Первое издание. Краснодар 1996, 143 с.

23. Канарёв Ф.М. Кризис теоретической физики. Второе издание. Краснодар 1997, 170 с.

24. Канарёв Ф.М. Вода - новый источник энергии. Второе издание. Краснодар 2000. 153 с.

25. Сазанов А.А. Четырехмерный мир Минковского. М.: «Наука» 1988, 222с.

1 Это уточнённая формулировка аксиомы Евклида о параллельности прямых.