Оформление логопедического кабинета для дошкольников. Логопедический кабинет в доу - особенности, рекомендации по оформлению и отзывы

В последние годы возросло число детей, которые очень нуждаются в услугах логопеда. Исходя из данного факта, открытие частного логопедического кабинета является довольно успешным бизнесом. И если вы разыскиваете прибыльную бизнес-идею, то вам стоит присмотреться к этому направлению. И если вы являетесь опытным логопедом, то помните о том, что у вас все обязательно получиться. При организации подобного бизнеса помните о том, что если подойти к этому вопросу очень тщательно, то вполне возможно рассчитывать на хороший доход. Ниже мы расскажем вам о том, как открыть кабинет логопеда. Специально для вас мы приведем инструкцию, которая поможет вам в этом.

Инструкция по открытию логопедического кабинета

Если вас заинтересовала бизнес-идея логопедический кабинет, то к ней вы должны обязательно присмотреться с большим вниманием. Здесь стоит выполнить несколько конкретных действий.

  1. В первую очередь следует заняться составлением бизнес-плана. В нем необходимо учесть все предстоящие расходы и добавить к ним еще дополнительные расходы, которые могут у вас возникнуть.
  2. Затем вы должны пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
  3. Когда будет подготовлен весь пакет документации, следует начать подыскивать помещение для будущего логопедического кабинета. Для этого вполне подойдут комнаты, располагающиеся в крупных офисных зданиях, школах, различных развивающих центрах и т. д.
  4. Следует также учесть, что располагаться кабинет должен в очень легкой шаговой доступности. К примеру, такой кабинет можно запросто расположить недалеко от станции метро, либо возле остановки общественного транспорта. Лучше всего, чтобы он находился на первом этаже здания.
  5. Из этой статьи вы сможете узнать также о том, как оформить кабинет логопеда. Сейчас мы продолжим рассказывать о действиях, которые вам стоит осуществить при открытии такого дела. Для того, чтобы проводить индивидуальные занятия с учениками, вам вполне хватит комнаты с площадью в 22-25 кв.м.
  6. После оформления договора аренды, нужно будет заняться обустройство комнаты. Приобретите для этой цели столы, стулья, шкафчик для учебников, зеркало, компьютер, и всевозможные пособия и игрушки.
  7. Также вам необходимо будет обустроить комнату для ожидания родителей. Можно конечно попросить их подождать в холе, либо в самом кабинете. Но для этого, вам нужно приобрести несколько кресел и стульев.
  8. Затем вам нужно будет определить часы занятий. Большинству родителей удобнее приводить своих детей к логопеду в вечерние часы. Исходя из этого, для привлечения большого количества клиентов, следует позаботиться о предложении скидок на занятия, проводимые в утренние часы. Днем, когда большинство детишек спит, можно назначать занятия для школьников, либо проводить занятия со взрослыми людьми. Также можно заниматься и в субботу, поскольку многие родители могут посещать логопеда с детьми только в выходные дни.
  9. Нужно тщательно подумать о том, где вы будете искать своих будущих клиентов. Самыми эффективными способами в рекламе является раздача информационных буклетов около школы или детских садов, расклейка объявлений на подъездах. Также можно рекламировать свои услуги на различных Интернет-форумах и сайтах. Если вы имеете возможность и желание, попробуйте создать личный сайт. Аренда помещения каждый месяц будет обходиться вам в 15-20тыс рублей. На приобретение компьютера, мебели и различных учебных пособий у вас уйдет около 40000тыс. Рублей.

Теперь стоит поговорить о стоимости на такие услуги. Средняя цена индивидуального занятия у логопеда составляет примерно 800-850 рублей. Общий срок окупаемости всех расходов на этот вид деятельности зависит от числа учеников.

Как оформить логопедический кабинет

Вы, наверное, поняли то, что кабинет логопеда как может принести хорошую прибыль. Но это произойдет в том случае, если вы грамотно подойдете к этому делу. На общее развитие ребенка довольно сильно оказывает свое влияние та обстановка, которая его окружает, а особенно в тот момент, когда он постепенно начинает познавать мир вокруг себя. А тем детям, которые имеют какие-либо нарушения речи, внешняя среда имеет очень важное значение. Именно она и обязана побуждать в таких детках желание общаться исходя из этого, нужно постараться обустроить логопедический кабинет правильно.

Имеющуюся площадь в логопедическом кабинете нужно поделить на некоторое число рабочих зон, которые будут в свою очередь отличаться друг от друга внутренним оснащением.

Зона для коррекции речи обязательна должна иметь три настенных зеркала, плакаты, на которых изображены яркие картинки, способствующие исправлению речи и рабочие планшеты.

В зоне, предназначающейся для общего недоразвития речи должны находится следующие предметы: яркие картинки для составления разных рассказов, планшеты со сказками и рассказами, всевозможные загадки, ребусы, кроссворды, словесные игры и т.д.

В каждом логопедическом кабинете должна иметься образовательная зона, необходимая для освоения и подготовки ребенка грамоте. Общее пространство в этой зоне обязательно должна быть оборудована разноцветными магнитами, магнитной доской, указкой и т. д.

Также в логопедическом кабинете должен иметься небольшой уголок для коррекции речи. В данной зоне обязательно должно располагаться зеркало, большой плакат над ним, на котором изображены главные артикуляционные упражнения, а также песочные часы, для возможности контролировать время, идиктофон в виде игрушки, при помощи которого ребенок самостоятельно научиться контролировать правильное произношение.

Зона для игрового, дидактического и методического сопровождения может быть обустроена большим шкафом, имеющим много ящиков для хранения учебных пособий, также учебным материалом по коррекции произношения, обучению грамоте, специального оборудования, необходимого для формирования речевого дыхания и различных игр (настовых, игровых карточек, игрушек и т.д.).

В зоне, предназначенной для технических средств обучения, необходимо расположить этажерку, на полках которой должны присутствовать следующие устройства6 диктофон, микрофон, всевозможные кассеты с детскими песенками и рассказами, музыкальные игрушки.

Не нужно забывать об общем интерьере логопедического кабинета. А именно, о рабочей зоне для самого учителя. Данная зона представляет собой стол для логопеда, оснащены ящиками, в которых будут храниться речевые карты, журнал посещаемости детей, их обследования, блокнот – ежедневник и различная мелочь.

Также в этом кабинете должна иметься и информационная зона для самих родителей. Ее следует располагать в зоне коридора, который ведет в сам кабинет. Данная зона должна быть обустроена планшетами с рекомендациями логопеда, и осиновыми сведениями о коррекции и развитии речи у детей.

В заключение

Эта статья помогла узнать вам о том, как логопеду заработать деньги. Действительно, с помощью этой публикации вы смогли узнать о том, как обустроить логопедический кабинет для того, чтобы принимать в нем деток. Но при организации подобного бизнеса не забывайте о том, что это дело требует юридического оформления. Поэтому уделите и этому моменту должное внимание.

Вложения: от 70 000 рублей

Окупаемость: от 2 месяцев

Реформы дошкольного образования, осуществленные в 2013 году, привели к массовому сокращению воспитателей-логопедов в детских садах. Открытие частных логопедических кабинетов стало единственной возможностью для специалистов продолжать развитие в профессии, а для родителей – обучать детей, имеющих речевые нарушения. Давайте разберем эту бизнес-идею подробнее: узнаем, что нужно для старта и сколько можно заработать.

Концепция бизнеса

Логопед – это специалист с высшим педагогическим образованием, специализирующийся на решении речевых проблем различной природы (функциональных, механических, психологических). Частные услуги, оказываемые индивидуально, попадают под понятие репетиторства и не требуют лицензирования. Однако коммерческие центры, работающие с логопедом по найму, должны иметь образовательную лицензию, разрешения СЭС и пожарной службы.

Посетители логопедического кабинета – дошкольники, младшие школьники, взрослые после инсультов и травм головы. Средняя стоимость занятия в удаленных от столицы регионах составляет 600 руб., причем для заметного окружающим результата заниматься необходимо длительное время (не менее 5 месяцев), минимум 2 раза в неделю.

Спектр нарушений, которыми занимается логопед-дефектолог, чаще всего состоит из следующих позиций:

  • неправильное произношение звуков;
  • нарушения письменной речи;
  • слишком быстрая/медленная устная речь;
  • заикание;
  • задержка речевого развития.

Занятие занимает академический час (45 минут) и проходит в оборудованном кабинете, как правило, в индивидуальном порядке. Групповые занятия обладают меньшей эффективностью, но могут быть использованы в качестве маркетинговой акции для ознакомления потенциальных клиентов с методами работы специалиста.


Как должен быть оформлен кабинет?

Для работы потребуется кабинет в коммерческом центре развития детей, в частной клинике, в торговом центре или переоборудованная квартира на первом этаже с отдельным входом. Большим плюсом станет расположение вблизи учебных заведений, остановок транспорта, в густонаселенных спальных районах.

Подойдет небольшое светлое помещение от 20 кв. м, оборудованное местом для мытья рук и комнатой ожидания для родителей. Оформление должно быть лаконичным, особенно если предполагается работа как с детьми, так и со взрослыми пациентами. Обязательно наличие следующих предметов мебели:

  • учебный стол и стулья;
  • большое зеркало;
  • книжный шкаф;
  • кулер с питьевой водой;
  • доска;
  • стеллаж для игрушек;
  • диван в зоне ожидания.

В дальнейшем свободные средства можно инвестировать в покупку интерактивного логопедического стола, кушетки для массажа, дополнительных игровых наборов.


Что потребуется для реализации?

Для реализации бизнес-идеи специалисту с дипломом логопеда потребуется оборудованное помещение, методическая литература и постоянные клиенты. Так как частная практика не идет в зачет педагогического стажа, являясь частью стажа общего трудового, многие специалисты сохраняют работу на полставки в государственных или муниципальных учреждениях.

Такое место работы заодно обеспечивает и первыми частными клиентами, потому что бесплатные логопедические услуги по направлению врача проходят в группах, по записи с большой очередью и в неудобное для родителей время. К тому же, положительные отзывы «бесплатных» пациентов становятся основанием для платного обращения к специалисту тем, кому направление не положено.

Пошаговая инструкция запуска

  1. Оформить индивидуальное предпринимательство, используя патентную систему налогообложения (около 20 тыс. руб. в год в зависимости от региона регистрации) или упрощенную систему «доходы 6%». В анкете указать код экономической деятельности 85.41.9 Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки – его использование согласно ст. 91 ФЗ «Об образовании в РФ» не предполагает получение лицензии на образовательные услуги.
  2. Начать онлайн-консультации на локальных форумах, в группах и социальных сетях с целью знакомства с потенциальными клиентами, их запросами и предпочтениями.
  3. Разместить заказы на закупку мебели. В отдельных случаях можно воспользоваться имеющимися предметами мебели, но со вкусом обставленный кабинет всегда будет придавать больший вес репутации специалиста. Предметы обстановки приобретают в мебельных магазинах или специализированных компаниях по комплектации школ, минимальная сумма закупки составит около 30 тыс. руб.
  4. Заключить договор аренды на помещение.
  5. Закупить учебные материалы: книги и методические карточки – 15 тыс. руб.; логопедические зонды – 5 тыс. руб.; речевые тренажеры и игрушки – 5 тыс. руб.
  6. Заказать вывеску, буклеты и визитки для распространения в детских садах и медицинских центрах, оформить имиджевую страницу в интернете – 15 тыс. руб.
  7. Объявить об открытии, анонсировать специальные предложения и продажу абонементов.


Финансовые расчеты

Расчеты срока окупаемости производятся исходя из количества клиентов в день, суммы вложений на старте и регулярных платежей.

Стартовый капитал

Ежемесячные расходы

Оперативные расходы при открытии логопедического кабинета минимальны и состоят из оплаты аренды и налогов. Налоговые платежи при патентной системе оплачиваются за выбранный период, для крупных городов в средней части страны составляют около 3 000 руб./мес. Пенсионные и страховые отчисления «за себя» фиксированы и составляют около 2 300 руб./мес.

Сколько можно заработать?

На рабочей неделе в среднем логопед принимает 4 человека в день (с учетом работы по совместительству) и еще 4 человека в сокращенный рабочий день в субботу. Итого 24 человека в неделю или 96 в месяц. При стоимости академического часа работы в 800 рублей заработок за месяц составит 76 800 руб.

Чистая прибыль после уплаты налогов составит более 55 000 руб. при минимальной загруженности (18 полных рабочих часов в неделю). При увеличении количества клиентов и росте профессионализма в работе со сложными дефектами эта сумма может вырасти минимум вдвое.

Сроки окупаемости

Начальные затраты в 70 тыс. руб. окупятся уже на второй месяц работы при наличии минимального количества клиентов.

Риски и минусы бизнеса

Особенности любого бизнеса, основанного на предоставлении образовательных услуг, скорее носят психологический, чем финансовый характер. Работа с детьми и взрослыми, имеющими проблемы со здоровьем (и зачастую с поведением), требует полной отдачи, предварительной подготовки к каждому занятию, терпеливому взаимодействию с родителями и постоянного дополнительного и самообразования.

Занятия частной практикой не имеют рисков, так как не требуют крупных капиталовложений или закупки сложного оборудования. В случае закрытия кабинета мебель и пособия можно продать по остаточной стоимости и продолжить карьеру в качестве наемного работника.

Итог

Открытие логопедического кабинета индивидуальным предпринимателем, получившим высшее образование на кафедре дефектологии, является малозатратным и быстроокупаемым видом бизнеса. Капиталовложения от 70 000 руб. окупятся за два месяца работы при 18-часовой рабочей неделе и совместительстве с работой в бюджетной образовательной организации для сохранения педагогического стажа.

Оформление бизнеса юридически, аренда и оборудование помещения для комфортной работы может быть более выгодной моделью даже для логопедов с уже сложившейся частной практикой на дому у клиентов. Несмотря на ежемесячные расходы, специалист получает выгоду в виде освободившегося от разъездов по домам времени и большего доверия новых клиентов.

Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только научить детей говорить красиво и правильно, но и создать условия для овладения речью. Окружающая обстановка должна быть привлекательной и загадочной для поддержания интереса к занятиям. Каждый предмет должен нести смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и тайну для того, чтобы пригласить ребёнка к диалогу.

Предлагаю свой взгляд на оснащение логопедического кабинета. Думаю, что использование простых и эффективных средств организации развивающей среды поможет начинающим логопедам проводить занятия интереснее и разнообразнее. (Представленная коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета детского сада создана руками логопеда ).

Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов. Предметная среда логопедического кабинета построена в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении.

Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в зависимости от времени года). Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия.

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда:

Речевой центр.

Зеркала , перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребёнка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация). Кассы букв, слогов, абаки, звуковые линейки, символы звуков, слоговицы для отстукивания слогов, буквенный конструктор, рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным материалом, чётки из бусинок для формирования размеренного темпа речи и развития моторной координации, дидактические игры, дыхательные тренажеры.

Сенсорный центр (стол с разноцветной столешницей, предметы по цвету, по форме, карточки, настольно-печатные дидактические игры, игрушки для развития тактильных ощущений и др.).

Центр занятий
представлен магнитной доской, партами, пособием «Жонглирующий клоун», на мячах крепится разнообразный материал для групповых и подгрупповых занятий.

Центр моторного развития. Трафареты, обводки, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки, ниткография. Пособие с откручивающимися крышками «Мухомор», «Весёлый поросёнок» и «Трудолюбивая гусеница» (связанные мною ). «Трудолюбивая гусеница» — это плетение косичек, цветы на пуговицах, кармашек на кнопках, завязывание банта и т.д ., многофункциональные крышки и многое другое.


Центр зрительного восприятия.
Глядя на звёзды, облако и солнце, дети с удовольствием выполняют гимнастику для глаз. Упражнения помогают управлять движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия. Я считаю такое пособие необходимым и очень полезным.

Центр
речевого дыхания представлен картотекой дыхательных упражнений, разнообразием вертушек, «ветродуйчиков», пособием «Прожорливые фрукты», мыльными пузырями, осенними листьями, снежинками, колокольчиками, ёлочкой и многими лёгкими предметами (по временам года).


Центр релаксации
. В нём и мягкие игрушки, пальчиковые игры, «Сухой бассейн» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей. Игрушка Нюша, которую очень любят дети. Она часто исполняет роль подушки, которую можно прижать к себе и согреться душой.





Информационный центр
находится в раздевалке логопедической группы. Оборудован папкой-раскладушкой, стендом «Советы родителям от Мудрой совы», в котором располагается сменная информация по различным видам нарушений речи, занимательными упражнениями и другими необходимыми рекомендациями логопеда, раздаточным материалом.
Центр методического сопровождения
представлен справочной и методической литературой, учебно-методическими планами по разделам коррекции и развития речи и пособиями, необходимыми для коррекционного процесса.



Для поддержания интереса у детей и чтобы не было переизбытка наглядности, пособия сменяют друг друга в определённое время года. Например, «Окно в природу»: осенью – крепим разноцветные листья, тучи, «дождь»; зимой – снежинки, снеговик, ёлка; весной – перелётные птицы, дерево с набухшими почками, солнышко «улыбается». Пособие «Волшебный зонт» для развития дыхания тоже меняется. Такой необычный календарь развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы зимой, весной, летом и осенью.


Постоянное обновление оснащения кабинета делает для детей коррекционную логопедическую деятельность интересной, комфортной, эмоционально обогащенной и, конечно, развивающей.

Детям нравится мой кабинет. В нём по-домашнему уютно, всегда царит доброжелательная атмосфера. Это успокаивает ребёнка, влияет положительно на его нервную систему.

Всё предметное содержание отображено в паспорте логопедического кабинета. Это фотоальбом с “магнитными” страницами, где классифицирована вся информация о назначении и оснащённости рабочего кабинета. Имеется путеводитель по кабинету, в котором цвет круга соответствует разным направлениям коррекционной работы. Что значительно облегчает поиск необходимого учебного или методического материалов.
Мой опыт свидетельствует, что в результате использования ресурсов описанной коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета, значительно повышается интерес детей к коррекционным занятиям. Среда помогает в преодолении общего недоразвития речи, способствует развитию пространственных представлений и зрительно-предметного гнозиса, развивает познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению детей элементам грамоты; развитию лексико-грамматического строя и связной речи, психических функций.

учитель-логопед МДОУ «Д/с комбинированного вида № 35 «Алёнушка-1»,

г. Ершова Саратовской области, Россия.

В процессе осуществления коррекционно-развивающей деятельности учитель-логопед решает типовые профессиональные задачи, предъявляемые к соответствующим видам деятельности.

Учебно-воспитательная деятельность:

— осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

— планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

— использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств, информационных и компьютерных технологий;

— применение современных средств оценивания результатов обучения;

— формирование духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

— применение современных педагогических технологий.

Диагностико-аналитическая деятельность:

— проведение дифференциальной диагностики для определения типа нарушения;

— проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам.

Коррекционно-развивающая деятельность:

— осуществление коррекционного обучения детей с нарушениями речи;

— реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушениями речи;

— осуществление профилактики речевых нарушений.

Социально-педагогическая деятельность:

— планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

— установление контакта с родителями воспитанников, оказание им помощи в семейном воспитании;

— оказание помощи в социализации детей.

Научно-методическая деятельность:

— выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

— анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Консультативная деятельность:

— консультирование родителей детей с отклонениями в речевом развитии, педагогов по проблемам обучения и развития;

— проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье.

Культурно-просветительская деятельность:

— формирование общей культуры воспитанников.

Организационно-управленческая деятельность:

— рациональная организация образовательного и коррекционного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья дошкольников;

— обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время образовательного процесса;

— ведение необходимой документации, речевых карт;

— организация контроля за результатами обучения и воспитания;

— управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;

— выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Для реализации профессиональных задач и организации более эффективной работы с детьми дошкольного возраста по преодолению речевых нарушений учителю-логопеду необходимо специально оборудованное рабочее место – логопедический кабинет.

Логопедический кабинет предназначен для:

1. Проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

Задачи коррекционной работы:

1) Развитие общих произвольных движений. Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое.

2) Развитие тонких дифференцированных движение кисти и пальцев рук.

3) Формирование психологической базы речи. Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения.

4) Развитие речевого аппарата. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы.

5) Развитие мимической мускулатуры. Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики.

6) Формирование правильного звукопроизношения. Постановка, автоматизация звуков, их дифференциация.

7) Развитие фонематических процессов. Обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

8) Формирование слоговой структуры слова. Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры.

9) Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности, уточнение, закрепление, расширение словаря по лексическим темам, активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов.

10) Подготовка к обучению грамоте. Формирование умения устанавливать связь между звуком и буквой, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного.

3. Консультативной работы учителя-логопеда с родителями (беседы, показ приемов индивидуальной коррекционной работы с ребенком).
4. Консультативной работы учителя-логопеда с педагогами.

Оборудование логопедического кабинета

1. Оснащение кабинета:

Зеркало настенное (50 100 см) с лампой дополнительного освещения;

Зеркала для индивидуальной работы (6 шт.);

Ковер напольный;

Шкафы для хранения пособий;

Столы для детей;

Стулья детские;

Стол, стулья для работы логопеда с документацией.

2. Учебно-методические пособия:

а) для коррекционной логопедической работы:

по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);

по фонематическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонематического слуха);

по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);

по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов);

методическая литература по разделам

б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления:

счетный материал;

пирамидки;

разрезные картинки разной конфигурации;

набор картинок «Четвертый лишний»;

набор карточек на обобщающие темы;

наборы картинок для игр «Чей силуэт», «Что сначала, что потом», «Путаница», «Нелепицы».

в) картотеки:

артикуляционная гимнастика в картинках;

пальчиковые игры;

дыхательные упражнения и игры;

наборы предметных картинок по лексическим темам;

загадки, чистоговорки, скороговорки;

упражнения на релаксации

г) пособия и материалы:

— на развитие дыхания:

воздушные шары

вертушки

мыльные пузыри.

— на развитие мелкой моторики:

матрешки

шнуровки

пирамидки

трафареты

— по обучению грамоте:

настенная азбука

кассы букв и слогов

предметные картинки на каждую букву

трафарет

схемы артикуляции звуков

материал для звукобуквенного анализа и синтеза

3. Педагогическая документация:

  • Логопедические карты на каждого ребенка;
  • Годовой план работы;
  • Список детей группы компенсирующей направленности;
  • Расписание занятий;
  • Циклограмма рабочего времени;
  • Календарно-тематическое планирование;
  • Конспекты фронтальных занятий;
  • Планы индивидуально-подгрупповых занятий;
  • Тетрадь взаимодействия с воспитателями;
  • Отчет о результатах работы;
  • Паспорт логопедического кабинета
Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда

Вводная часть:

1. Учитель-логопед должен знать и соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.

2. Изучать и совершенствовать безопасные приемы труда.

3. Добиваться быстрейшего устранения недостатков в работе, вызывающих несчастные случаи.

4. Строго соблюдать инструкцию по правилам безопасного пользования электрооборудованием, санитарные правила, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены.

Перед началом работы необходимо:

— тщательно вымыть руки;

— подготовить для работы все необходимое;

— произвести стерилизацию логопедических зондов кипячением в стерилизаторе, или обработкой этиловым спиртом.

Во время работы необходимо:

1. Выполнять требования врача, связанные с охраной и укреплением здоровья детей.

3. Пользоваться одноразовыми деревянными шпателями.

4. Информировать врача о своих наблюдениях за состоянием здоровья детей.

5. Вести необходимую документацию.

6. Следить за тем, чтобы во время занятий, в руках у детей не было острых металлических предметов.

7. Лекарства, дезинфицирующие средства, спички хранить в закрытом шкафу, в недоступном для детей месте.

Для логопедических занятий выделяют отдельный кабинет. Но не все знают, как нужно правильно его оформлять, какая документация является обязательной. В первую очередь помещение, предоставленное для логопедического кабинета, важно привести в соответствие всем санитарно-гигиеническим требованиям. Еще одним из обязательных атрибутов является табличка на двери, содержащая информацию об имени специалиста, часах приема. Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, но без лишних предметов интерьера, чтобы не отвлекать внимание детей на занятиях.

Структура

Зонирование учебного помещения позволит повысить эффективность коррекционных занятий. Оптимальной считается такая планировка:

  • Зона для индивидуальных занятий. Там логопед обучает каждого ребенка индивидуально. Из обязательного оборудования - это стол, стулья, настенное зеркало, используемое с целью отработки правильного звукопроизношения.
  • Зона для проведения групповых занятий. Она должна быть больше, просторнее. Важно наличие нескольких парт, стульев, классной доски и индивидуальных зеркал.
  • Зона хранения учебно-методического и учебно-дидактического материала. Угол для размещения шкафов, столов, стеллажей с различными пособиями, иллюстрациями для занятий, дидактическими игровыми схемами и др.
  • Рабочее место учителя-логопеда оно оформляется так, чтобы педагогу было комфортно работать. Поэтому необходим письменный стол, стул, компьютер (ноутбук), принтер.

Паспорт логопедического кабинета

Когда проверяют работу специалиста, обращают внимание не только на качество проведения занятий, но и на то, как оформлено рабочее место. Также одним из критериев оценивания является умение вести документацию. Одной из обязательных бумаг является паспорт логопедического кабинета по ФГОС. Что в нем должно быть отмечено?

  • Правила пользования кабинетом.
  • Оборудование.
  • Документация.
  • Учебно-методические пособия.
  • Предметно-развивающая среда.

Правила пользования

  • Влажную уборку помещения следует проводить каждый день.
  • Кабинет регулярно нужно проветривать.
  • Перед каждым использованием, а также после занятий логопедические зонды и шпатели обрабатываются медицинским спиртом.
  • В конце рабочего дня нужно проверять, закрыты ли окна, отключены ли электрические приборы.

Оборудование

Чтобы процесс обучения приносил положительный результат, у специалиста должно быть все необходимое для работы. Поэтому существует список основного оборудования логопедического кабинета:

  1. Парты и стулья - их должно хватать на всех детей, которые записаны на занятия. Мебель должна подбираться исходя из роста обучающихся.
  2. Подставки для карандашей, ручек - это поможет приучить детей поддерживать в чистоте рабочее место.
  3. Магнитная доска располагается на уровне роста учеников.
  4. Шкафы для пособий в достаточном количестве, чтобы книги и материал не лежали на видных местах.
  5. Настенное зеркало для индивидуальной работы - оптимальной шириной считается 50 см, а длиной - 100. Лучше всего разместить его возле окна. Но если такой возможности нет, следует поместить зеркало на любую другую стену, но с дополнительным освещением.
  6. Индивидуальные зеркала, размер которых составляет 9 х 12 см, в количестве, соответствующем численности детей. Используются в ходе групповых занятий.
  7. Стол возле настенного зеркала, стулья для логопеда и ребенка, чтобы проводить индивидуальные уроки. Кроме дополнительного, используется местное освещение.
  8. Набор логопедических зондов.
  9. Этиловый спирт, вата, бинт для обработки инструментов.
  10. Фланелеграф, набор фигурок и картинок.
  11. Мольберт.
  12. Разрезная азбука.
  13. Наглядный материал для обследования речевого развития детей, разложенный по конвертам и хранящийся в специальном ящике.
  14. Иллюстрации речевого развития, систематизированные по лексическим темам.
  15. Учебные пособия, состоящие из: карточек-символов, карточек с индивидуальными занятиями, альбомов по коррекции звукопроизношения.
  16. Речевые игры, различные лото.
  17. Учебно-методическая литература.
  18. Полотенце, мыло, влажные салфетки.

Задачи, решаемые в логопедическом кабинете

Все вышеперечисленное оснащение необходимо, чтобы создать оптимальные условия на занятиях и помогать реализовывать следующие задачи:

  • комплексное обследование детей на предмет психомоторного, речевого развития;
  • составление индивидуальных коррекционных программ и перспективного плана развития для каждого ученика;
  • проведение консультаций, индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий.

Стандартизация образовательного процесса в виде норм ФГОС позволяет добиться неплохих результатов. В них перечислены необходимые требования для оформления логопедического кабинета.

Документация

Администрация учебного заведения периодически осуществляет проверочный анализ работы специалиста. Особого внимания заслуживает документооборот логопеда. В документах отражены основы коррекционных программ, рабочие планы, отчеты. Это позволяет увидеть динамику в обучении, ознакомиться с составом детей, посещающих логопедические занятия. В номенклатуру обязательных документов для логопеда входят:

  1. Перспективный план работы с детьми на учебный год.
  2. Календарное планирование учебных занятий.
  3. Речевая карта на каждого ребенка с дополнительными документами: направление на ПМПК, справка от педиатра поликлиники, справки от других специалистов (ЛОР, окулист, невропатолог, психиатр), характеристика от воспитателя ясельной группы (если ребенок ее посещал).
  4. Тетрадь для индивидуальной работы с детьми.
  5. Расписание логопедических занятий.
  6. План по подготовке кабинета к новому учебному году.
  7. План по самообразованию педагога на учебный год.
  8. Инструкции по технике безопасности и охране труда.
  9. Журналы учета посещаемости, проводимых консультаций, первичной диагностики, заключений ПМПК, учета движений детей в логопедической группе.
  10. Анкеты для родителей.

Что необходимо для обследования речевого развития

Каждый логопед знает, как определить ребенка. Для этого у специалиста должно быть все необходимое оборудование. Чтобы рассмотреть все стороны развития речи, понадобится:

  • Материал для обследования интеллекта, чтобы правильно построить коррекционную работу, нужно определить интеллектуальный уровень ребенка. Это поможет правильно составить план работы на учебный год.
  • Материалы для обследования всех сторон речевого развития. К данным компонентам относятся: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.

Предметно-развивающая среда

Что же подразумевается в логопедическом кабинете в ДОУ под данным понятием? Это создание необходимых условий для речевого развития. Поэтому в кабинете логопеда имеются все необходимые дидактические игры, наглядные материалы для:

  • развития высших психических функций;
  • совершенствования моторной сферы;
  • оттачивания звукопроизношения;
  • формирования фонематического слуха и звукового анализа;
  • подготовки к школе; формирования словарного запаса (импрессивного и экспрессивного): предметные картинки на различные лексические темы, задания на словообразования, картинки на подбор антонимов и синонимов, сюжетные картинки;
  • формирование связной речи, ее грамматической стороны.

Школьный кабинет логопеда

Требования к рабочему месту специалиста такие же, как для дошкольных учреждений. Логопедический кабинет в школе обустраивается в соответствии требованиям по технике безопасности и санитарно-эпидемиологическим нормам. Также у учителя-логопеда должна быть аналогичная документация, материалы для обследования речевого развития и предметно-развивающей среды.

Оснащение

Оборудование рабочего места логопеда немного отличается от дошкольного. Это обусловлено тем, что специфика работы немного другая: ведь перед детьми школьного возраста ставятся уже другие образовательные задачи:

  1. Парты, стулья по количеству учеников.
  2. Классная доска - располагается на уровне роста учеников первого класса. Желательно, чтобы имелась разлиновка на части доски.
  3. Шкафы для учебно-методической литературы и дидактических пособий, наглядного материала.
  4. Настенное и индивидуальные зеркала. Требования к размеру и расположению такие же, как в
  5. Комплект логопедических зондов, шпателей, принадлежности для их обработки.
  6. Набор диафильмов с фильмами, мультфильмами прочими материалами для развития речи, знакомства с окружающим миром и математическими представлениями.
  7. Экран, чтобы показывать фильмы, который вне использования должен находиться в сложенном виде над классной доской.
  8. Настенные касса букв и слоговая таблица.
  9. Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика, схемы звукового анализа.
  10. Таблица с прописными и заглавными буквами, расположенная над доской.
  11. Наглядно-иллюстративный материал для обследования, проведения занятий.
  12. Наборы цветных ручек для каждого ребенка.
  13. Дидактические игры.

Как можно заметить, оформление школьного кабинета немногим отличается от дошкольного. На стены нежелательно вешать много картин или игрушек - детей ничего не должно отвлекать от учебного процесса. Можно сделать стенды, на которых будут написаны правила красивой речи, этапы речевого развития.

В выборе стилевого детского сада или школы приветствуется минимализм. Можно поставить несколько комнатных растений. Не менее важно поддерживать чистоту рабочего места, чтобы кабинет имел аккуратный вид. На всех предметах, шкафах и ящиках должны быть наклеены надписи, из которых будет понятно, какой материал там хранится. Так же в логопедическом кабинете обязательно наличие аптечки для оказания первой помощи.

Чтобы правильно оформить кабинет, учителю-логопеду стоит ознакомиться с требованиями ФГОС. Тогда будут созданы комфортные условия для проведения занятий и деятельности специалиста.