О полоролевом воспитании мальчиков и девочек. Технологии полоролевого воспитания

Система, представляющая людей и технологические компоненты. Все формальные организации


В данном исследовании принято пять групп организационно-технологических компонент, влияющих на совершенствование технического уровня предприятия. Пример набора значимых факторов приведен в табл. 4.30.  

сбыта продукции . Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка , что может привести к крайне негативным последствиям для них.  

Социотехническая система - система, представляющая людей и технологические компоненты. Все формальные организации представляют собой социотехнические системы.  

Автоматизированные технологические компоненты. Автоматизированные технологические компоненты должны соответствовать таким основным требованиям  

Ключом к овладению сущности компетенции становится понимание не только технологического компонента, но и процесса управления на высшем, уровне в масштабе всей организации (характера отношений между функциями в бизнес-единице) или между бизнес-единицами внутри компании, занимающейся несколькими видами бизнеса, а также характера взаимного обучения уровней, функций и бизнес-единиц . В концептуальном виде ключевую компетенцию можно приравнять объединению указанных трех составляющих. Если исходить из такого определения, то формула для выражения компетенции примет следующий вид  

Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает  

Анализ технологического компонента позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.  

Применение новых видов энергии в технике в качестве движущей силы и в качестве технологического компонента при обработке предметов труда  

Опытный менеджер по продаже компьютерной техники сможет решить такую задачу и без всякого компьютера - на листе бумаги (и даже быстрее, чем это можно сделать на компьютере). С другой стороны, компьютерный рынок является очень динамичным новые технологические компоненты и периферия появляются каждую неделю, стандарты рождаются и устаревают в считанные месяцы -удержать в голове все многообразие предлагаемых конфигураций и возможные конфликты совместимости не под силу даже опытному менеджеру. А что делать молодому специалисту , который только приступает к работе И как обеспечить сохранение качества предлагаемых конфигураций в процессе роста и развития компании В подобной ситуации функции выбора конфигурации приобретают ключевое значение.  

Под сырьем и основными материалами принято понимать такие виды материалов, которые полностью входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу или выступая в качестве необходимого компонента при ее изготовлении. Вспомогательные же материалы участвуют в технологическом процессе , влияют на скорость реакции, вид и качество продукции , но не составляют ее основы (например, компоненты промывочной жидкости, ПАВ).  

На большинстве нефтеперерабатывающих установок вырабатывают, как правило, не готовую продукцию , а полуфабрикаты, из которых затем получают готовую продукцию . На нефтеперерабатывающих предприятиях во многих случаях товарную продукцию получают смешением компонентов имеется множество вариантов как смешения компонентов, так и работы технологических установок для получения заданной товарной продукции технологические схемы переработки отличаются большой гибкостью. Этими особенностями обусловлена необходимость разработки экономико-математических методов решения ряда производственно-хозяйственных задач, обоснования оптимальной производственной программы нефтеперерабатывающего предприятия. В настоящее время эти методы широко внедряются в практику плановой работы нефтеперерабатывающих предприятий.  

Последовательность определения себестоимости компонентов по технологическим установкам и себестоимости отдельных видов товарной продукции.  

СотхНаге, предлагающая целый набор систем, в которых в качестве клиентского интерфейса используются стандартные офисные приложения или браузеры, оказывает содействие клиентам в анализе и формировании оптимального подхода к решению проблем, а также - при необходимости - предоставляет консультантов, помогающих в реинжиниринге бизнес-процессов . Только после того, как анализ и, возможно, реинжиниринг процессов будут проведены, СотвНаге поставляет собственно технологические компоненты.  

Выполненный Mowery and Rosenberg (1979 г.) обширный анализ литературы о происхождении инноваций позволил сделать следующий вывод "Первичность рыночного спроса как движущей силы инновационного процесса не доказана с какой-либо долей очевидности". Авторами были исследованы значительные инновации более чем за 25 лет, которые свидетельствуют в целом о балансе научной и технологической компонент и фактора спроса . В то же время "толчок" научных и технологических открытий" представляется определяющим в начале развития конкретного нового промышленного сектора, а "тяга рынка и потребительского спроса " более важна при последующем развитии нового направления.  

Система обмена данными предполагается как система с высокой степенью автоматизации функций, практически незаметная для конечных пользователей программно-технологических компонентов КАИС.  

Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции . Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации яе состоя-нии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущест-  

К вспомогательному производству относится товарный цех, который принимает от технологических цехов готовые продукты и компоненты на компаундирование, хранит их и отпускает потребителям. Для приготовления товарной продукции товарные цехи располагают резервуарным парком, насосными станциями для смешения компонентов. В последние годы получили широкое распространение системы автоматизированного смешения топлив и масел. Такие системы внедрены на Рязанском МПЗ, в ПО Горькнефтеоргсинтез н ПО Новополоцкиефтеор-гсинтез. Эти системы высокоэффективны, так как сокращаются затраты времени на смешение, уменьшается потребность в резервуарах, повышается качество нефтепродуктов.  

> Обязательный минимум...

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ТЕХНОЛОГИЯ

Обязательный минимум содержания в средней (полной) общеобразовательной школе состоит из общего и специального технологических компонентов.

Общий технологический компонент является обязательным и включает в себя: основные технологические понятия и виды деятельности; основы преобразовательной и проектной деятельности, технологической и потребительской культуры, профессиональной ориентации.

Его содержание интегрируется с одним из двух вариантов специального технологического компонента: направлениями или областями трудовой деятельности человека. Выбор направления или области трудовой деятельности осуществляется общеобразовательным учреждением с учетом учебно-материальной базы, наличия педагогических кадров, интересов и образовательных потребностей обучающихся.

Такой подход позволяет изучать основы технологической культуры как элемент общей культуры в классах социально-гуманитарной, гуманитарно-филологической, естественно-научной, физико-математической и другой ориентациеи, обеспечивая политехнический характер профильной подготовки и прикладную направленность обучения.

Общий технологический компонент

Техника и технологии в современном обществе, тенденции их развития. Преобразовательная деятельность человека.

Технологическая культура, ее компоненты. Культура труда: организация трудового процесса, подготовка и оснащение рабочего места, обеспечение безопасности труда, работа с информацией и технологической документацией, использование компьютерных программ общего назначения, средства и способы поиска новых технических и технологических решений; технологическая и трудовая дисциплина, этика и психология общения.

Современные энерго- и материалосберегающие, безотходные и другие перспективные технологии. Основы графического моделирования изделий, моделей и объектов проектной деятельности.

Народные ремесла и промыслы в России.

Социальные и экологические последствия применения технологий. Защита человека от негативных последствий хозяйственной деятельности.

Потребности общества в товарах и услугах. Дизайн и его роль в создании товаров и услуг. Маркировка и сертификация изделий, товаров и услуг. Защита прав потребителей.

Предпринимательская деятельность. Себестоимость и цена изделий. Реклама и реализация товаров и услуг.

Выбор профессии. Формирование профессиональных планов. Пути получения профессионального образования. Профессиональная карьера. Трудоустройство.

Специальный технологический компонент (направления технологической подготовки):

Технологии ручной и машинной обработки конструкционных материалов. Художественная обработка материалов (по выбору)

Рациональные приемы ручной и машинной обработки конструкционных материалов. Критерии выбора заготовок, инструментов, приспособлений, режимов обработки материалов и средств контроля качества их обработки, выполнения различных технологических операций. Принципы устройства и технические основы различных конструкций, технологических систем, машин, средств механизации и автоматизации. Художественное конструирование и дизайн.

Технологии обработки ткани и пищевых продуктов. Культура дома

Способы изготовления одежды и организация массового производства. Составление технологических схем и технологических карт изготовления швейных изделий. Виды лекал, их применение. Технологическая оценка качества изделия.

Способы кулинарной обработки сырья и полуфабрикатов. Правила и приемы пользования стандартами по определению качества продовольственных товаров.

Основы ведения домашнего хозяйства. Семейная экономика. Этикет.

Технологии сельскохозяйственного производства (для сельских школ)

Технологии сельскохозяйственного производства. Охрана почв, атмосферы, водоемов от загрязнения. Механизация сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственные машины, орудия и техника.

Специальный технологический компонент (области трудовой деятельности):

Промышленность (металлообработка, деревообработка, электротехника, радиоэлектроника и др.).

Общая технология производства. Специальная технология. Перспективные технологии. Технологическое оборудование, инструмент. Материаловедение. Основы компьютерной графики. Промышленный дизайн.

Экономика
Макро- и микроэкономика. Предпринимательство. Бизнес-план. Маркетинг. Менеджмент. Право. Делопроизводство с применением компьютера. Психология и этика делового общения. Семейная экономика. Налоги.

Образование
Педагогика. Методика преподавания учебных занятий и организации внеурочной деятельности. Этика и эстетика. Возрастная физиология и гигиена. Экономика образования.

Медицина
Человек и среда его обитания. Элементы фармакологии. Возрастная физиология и гигиена. Доврачебная помощь. Психология общения. Красота и здоровье. Народная медицина.

Строительство
Общестроительные работы. Санитарно-технические работы. Строительный дизайн и архитектура. Маркетинг и менеджмент в строительстве.

Транспорт
Транспортные машины. Развитие общественного транспорта. Общее устройство автомобиля. Управление автомобилем. Ремонт и техническое обслуживание автомобиля. Правила дорожного движения. Культура поведения на дороге.

Делопроизводство
Основы компьютерного делопроизводства. Обработка текстовой и графической информации. Оргтехника. Психология и этика деловых отношений.

Вычислительная техника и информационные технологии
Компьютерные программы, их назначение и типы. Использование информационных технологий в промышленности, науке, медицине, образовании, сельском хозяйстве и других сферах деятельности человека. Развитие информационных технологий. Новые информационные технологии.

Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы. История народных промыслов. Природа и искусство. Основы рисунка, живописи и композиции. Цветоведение и орнамент. Дизайн. Материалы. Инструменты и приспособления. Технологии изготовления художественных изделий (по выбору).

Растениеводство
Технологии обработки почвы и посева. Удобрения. Севооборот. Защита сельскохозяйственных культур. Опытническая работа. Сбор и хранение выращенной растениеводческой продукции. Лекарственные травы. Растения и грибы. Бизнес-план крестьянского (фермерского) хозяйства.

Животноводство
Технология получения животноводческой продукции. Корма: заготовка, хранение, составление рациона, кормление животных и птицы. Ветеринарно-профилактические мероприятия. Бизнес-план крестьянского (фермерского) хозяйства.

Сфера обслуживания
(торговля и общественное питание, технический, технологический и информационный сервис и др.).

Основные направления развития сферы быта и услуг. Технология обслуживания. Информационные технологии в сфере сервиса. Маркетинг и менеджмент в сервисе. Социальное и культурное обслуживание.

Результаты поиска

Нашлось результатов: 341 (1,84 сек )

Свободный доступ

Ограниченный доступ

Уточняется продление лицензии

1

В данной работе на основе метода DEA исследуется динамика совокупной факторной производительности (СФП) и ее компонентов на примере отрасли по производству пластмассовых изделий в России за период 2006–2012 гг. Выделяются технологический компонент, техническая эффективность, эффективность от масштаба и эффективность от распределения факторов. Динамика СФП и ее компонентов несколько различается для разных квантильных групп фирм. Тем не менее, почти во всех индексах наблюдается значительное падение в 2009 г. Также в работе для проверки робастности результатов сравниваются оценки технической эффективности по двум методам - DEA и SFA.

Фирма, лежащая в точке E, имеет максимальную СФП, все компоненты эффективности равны единице, поэтому технологический компонент равен СФП, т. е. тангенсу угла наклона OE.

2

Педагогика как контекст конструирования учебных...

М.: ФЛИНТА

Монография посвящена выявлению теоретико-методологических основ конструирования и применения эффективных технологий обучения педагогике. Рассмотрено влияние на учебную дисциплину «педагогика» (в частности, на технологический компонент) порядка и логики развития науки, а также подхода, с позиций которого представлено научно-педагогическое знание (наукоориентированный и социоориентированный; антропологический и культурологический; феноменологический и деонтологический).

Рассмотрено влияние на учебную дисциплину «педагогика» (в частности, на технологический компонент ) порядка и логики развития науки, а также подхода, с позиций которого представлено научно-педагогическое знание (наукоориентированный и...

Предпросмотр: Педагогика как контекст конструирования учебных педагогических дисциплин (1).pdf (0,1 Мб)

3

М.: ПРОМЕДИА

Проведено исследование процесса подготовки бакалавров профессионального обучения на основе производственно-технологического компонента профессионально-педагогической деятельности.

Автор 71 публикации НИКОЛАЙ ИГОРЕВИЧ ГОЛЫШЕВ преподаватель кафедры сварочного производства Екатеринбургского машиностроительного колледжа им. С. Орджоникидзе. Сфера научных интересов: производственно-технологический компонент деятельности.

4

М.: ПРОМЕДИА

Информационная основа деятельности специалиста строительного профиля. Информационно-коммуникационная компетентность преподавателя вуза.

Технологический компонент определяет специфику деятельности и включает владение комплексом профессионально значимых средств. Структурный компонент отражает специфику реализации организационных функций специалиста.

5

Среда – это многоаспектное понятие и является предметом изучения философов, психологов, экологов, педагогов и других специалистов. В рамках дошкольного образования чаще употребляется термин «развивающая среда»

для театрализованной деятельности (пластика, жесты, мимика, реплики, репризы, декорации и т.п.). Технологический компонент представлен разнообразными формами организации видов театрализованной деятельности (специально организованной, совместной...

6

М.: ПРОМЕДИА

Аксиологический компонент психолого-педагогической культуры курсанта высшего военного учебного заведения......убеждения, интеллигентность, эрудицию, оптимизм, культуру мышления, гармонию чувств, волевую готовность и др. – технологический компонент .

7

М.: ПРОМЕДИА

Технологический компонент характеризует технологию осуществления практической деятельности, а также способы решения актуальных профессиональных задач, соответствующих специфике военного вуза.

8

Технологический компонент состоит из информационных умений, связанных с освоением рациональных приемов самостоятельного поиска и обработки информации с применением как традиционных, так и новых информационно-коммуникативных технологий.

9

Технологический компонент раскрывает методы обучения (анализ конкретных ситуаций и кейс-стади), а также формы обучения (аудиторная и внеаудиторная работа).

10

В статье рассматриваются вопросы реализации прогностической функции правового мониторинга, определяются методологические подходы к формированию механизма ее осуществления, раскрывается его специфика, предлагается структура данного механизма, показано его место в системе теоретического знания о правовом мониторинге, обосновывается идея о недопустимости отождествления механизма реализации прогностической функции правового мониторинга и технологии юридического прогнозирования

Данный механизм должен складываться не только из институциональной составляющей, но и содержать «технологический » компонент , охватывающий определенные действия и операции, совершаемые в определенной последовательности, со своими циклами и этапами...

11

М.: ПРОМЕДИА

Рассмотрена технология формирования компетентностей, включающих компоненты деятельностной и личностной составляющих, посредством которой формируются функциональные знания, осознанные умения и навыки творческой деятельности обучающихся (школьников и студентов). Представлены модели полного учебного занятия в учреждении высшего образования и в общеобразовательном учреждении.

Технологический

12

М.: ПРОМЕДИА

технологический


13

Подготовка студентов университета к воспитательной работе в...

М.: ПРОМЕДИА

13 вательным стандартом; процесс по достижению цели, то есть собственно технологический компонент , который отражает технологию «погружения в предмет» как способа изучения инвариантной части образовательного стандарта и технологию проведения серии...

Предпросмотр: Подготовка студентов университета к воспитательной работе в современных условиях.pdf (0,0 Мб)

14

Технологический

15

Данный тренинг выступает составной частью учебного курса «Современные средства и системы оценивания» и реализуется на семинарских занятиях. Технологический компонент также охватывает доработанную программу педагогических практик, в которую...

16

М.: ПРОМЕДИА

Традиционные и альтернативные системы оценивания учебных достижений в общеобразовательной школе: достоинства и недостатки. Система подготовки будущего учителя к использованию в общеобразовательной школе современных систем и методов мониторинга качества образования.

Данный тренинг выступает составной частью учебного курса «Современные средства и системы оценивания» и реализуется на семинарских занятиях. Технологический компонент также охватывает доработанную программу педагогических практик, в которую...

17

М.: ПРОМЕДИА

Проблемы подготовки учителей физики в педагогических вузах. Кадровая проблема высшей школы как основная причина низкого качества подготовки учителей физики. Профессиональная, психологическая и специальная готовность будущего учителя. Уровни готовности будущих учителей физики к использованию во внеклассной деятельности путей и приемов осуществления межпредметных связей в процессе экологического воспитания школьников.

Данный тренинг выступает составной частью учебного курса «Современные средства и системы оценивания» и реализуется на семинарских занятиях. Технологический компонент также охватывает доработанную программу педагогических практик, в которую...

18

В статье рассмотрено формирование мотивационно ориентированной образовательной среды на основе построения и исследования ее модели. Модель включает в себя несколько блоков: целевой, программно-содержательный, организационно-технологический и рефлексивно-оценочный. Каждый из перечисленных компонентов раскрывается в контексте формирования мотивационно ориентированной среды

Организационно-технологический компонент модели связан с непосредственным формированием всех составляющих образовательной среды, а именно: пространственнопредметного, социального и технологического блоков . Проектирование...

19

Изложен курс теории и практики управления системой образования на разных уровнях. Раскрыты предмет, задачи, функции и принципы менеджмента общего и профессионального образования, сущность и структура управленческой деятельности, методы и стиль руководства. Дан анализ государственной системы образования и образовательного учреждения как объектов управления. Рассмотрены основные функции мотивации педагогической деятельности, структура профессиональной компетентности преподавателя, социально-психологическая характеристика педагогического коллектива. Особое внимание уделено лидерству, учебно-педагогическому сотрудничеству и общению, разрешению конфликтов в коллективе. Освещены проблемы планирования и организации образовательного процесса, управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, качеством образования и персоналом образовательного учреждения. Для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях по направлению подготовки «Менеджмент». Может использоваться в учебном процессе по педагогическим направлениям и специальностям, а также при повышении квалификации и переподготовке педагогических кадров. Представляет интерес для исследователей проблем менеджмента в социальной сфере.

Технологический

Предпросмотр: Менеджмент общего и профессионального образования.pdf (0,3 Мб)

20

Педагогический менеджмент учеб. пособие

М.: Университетская книга

Изложен курс теории и практики управления системой образования на разных уровнях. Раскрыты предмет, задачи, функции и принципы педагогического менеджмента, сущность и структура управленческой деятельности, методы и стиль руководства. Дан анализ государственной системы образования и образовательной организации как объектов управления. Рассмотрены основные функции мотивации педагогической деятельности, структура профессиональной компетентности преподавателя, социально-психологические характеристики педагогического коллектива. Особое внимание уделено лидерству, учебно-педагогическому сотрудничеству и общению, разрешению конфликтов в коллективе. Освещены проблемы планирования и организации образовательного процесса, управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, качеством образования и персоналом образовательной организации. Для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях по направлению подготовки «Менеджмент». Может использоваться в учебном процессе по педагогическим направлениям и специальностям, а также при повышении квалификации и переподготовке педагогических кадров. Представляет интерес для исследователей проблем менеджмента в социальной сфере.

Определение целей образования.171 7.3. Планирование содержания образования.180 7.4. Технологический компонент образовательного процесса...

Предпросмотр: Педагогический менеджмент.pdf (0,2 Мб)

21

Менеджмент общего и профессионального образования учеб. ...

Изложен курс теории и практики управления системой образования на разных уровнях. Раскрыты предмет, задачи, функции и принципы менеджмента общего и профессионального образования, сущность и структура управленческой деятельности, методы и стиль руководства. Дан анализ государственной системы образования и образовательного учреждения как объектов управления. Рассмотрены основные функции мотивации педагогической деятельности, структура профессиональной компетентности преподавателя, социально-психологическая характеристика педагогического коллектива. Особое внимание уделено лидерству, учебно-педагогическому сотрудничеству и общению, разрешению конфликтов в коллективе. Освещены проблемы планирования и организации образовательного процесса, управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, качеством образования и персоналом образовательного учреждения.

Определение целей образования.171 7.3. Планирование содержания образования.180 7.4. Технологический компонент образовательного процесса...

Предпросмотр: Менеджмент общего и профессионального образования.pdf (0,2 Мб)

22

Рассматриваются теоретические аспекты личностного становления студентов в процессе обучения в вузе. Представлена ценностно-смысловая модель профессиональной культуры. Уделено внимание структурным компонентам модели

Технологический компонент отражает этапы образовательного процесса, творческой самореализации. Коммуникативный компонент включает способы общения, стили взаимодействия.

23

Каждый человек выстраивает свою траекторию жизни в социальном пространстве, общается с разнообразными людьми в быту и на работе. Для этого надо обладать социальной компетентностью. О сущности этого понятия, о способах формирования социальной компетентности у молодых рабочих - предлагаемая статья

Технологический компонент модели формирования социальной компе тентности будущих рабочих преду сматривает взаимодействие субъектов образовательного процесса, формы и методы активной деятельности.

24

Корпоративная культура – это «система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды» (с. 5)

«Технологический компонент представлен совокупностью определенных профессиональных умений и навыков, демонстрируемых менеджером в процессе его практической управленческой деятельности» (с. 151).

25

Государственный вектор в развитии системы дополнительного образования детей и взрослых обозначил одно из ведущих направлений в реализации Концепции развития дополнительного образования детей: «Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей». В рамках данного направления предполагается апробация и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования; модернизация требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта, аттестации педагогических кадров с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста; разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования; внедрение системы оценки достижений педагогов дополнительного образования как инструмента оценки качества профессиональной деятельности и средства самооценки личности педагога .

Трудовые действия» - операционально-технологический компонент модели - 5 критериев; «необходимые умения» - рефлексивно-личностный - 9 критериев и «необходимые знания» - когнитивный компонент - 15 критериев. Оценка профессиональной деятельности...

26

В статье раскрывается сущность готовности обучающихся к дальнейшей профессиональной деятельности в условиях информатизации общества и производства.

И средствами решения учебных задач (операционально-технологический компонент ) . Е.В. Данильчук относит «информационную культуру» к необходимому условию существования и развития личности. в информационном обществе, и считает, что ее надо...

27

В статье обосновывается компетентность инженеров по организации перевозок и управлению на водном транспорте в экологическом менеджменте как важная составная часть профессиональной способности будущего инженера. Раскрывается сущность аналитического, проектного, организационно-управленческого и производственно-технологического компонентов экологического менеджмента. Предлагаются дальнейшие пути учебно – профессиональной деятельности курсантов

Производственно-технологический компонент экологического менеджмента - поддержание состояния транспортных средств и объектов инфраструктуры на уровне заданных экологических нормативов; внедрение современных инженерных, санитарно-технических и...

28

Рассматривается моделирование методической компетенции преподавателя инженерного вуза

Технологический компонент предполагает использование проектных методов обучения, активных методов, решение методических задач, а также использование методик мониторинга результатов обучения.

29

Гуманистическая парадигма высшего педагогического образования представлена как ядро структурно-функциональной модели формирования профессионального интереса студентов педагогического вуза. Статья основана на теоретико-экспериментальных исследованиях автором процесса формирования профессионального интереса будущих педагогов средствами феномена художественной литературы. Впервые обозначены функции художественной литературы в процессе формирования профессионального интереса

Педагогических вузов мы представляем в виде соотношения двух составляющих: социальной и культурологической и определяем его как социокультурный феномен, содержащий социокультурный, лингвистический и содержательно-технологический компонент .

30

В статье представлен анализ технологии методического сопровождения дистанционного обучения математике старшеклассников на уровне технологической и методической подсистем.

Технологический компонент представлен в виде конкретного ресурса, созданного на платформе дистанционного 100 Современные гуманитарные исследования, № 4, 2013 образования Moodle, выступающего пространством, информационной средой дистанционного...

31

В статье раскрывается потенциал профессионального стандарта педагога для непрерывного развития педагогической компетентности учителя. Основаниями для убежденности автора статьи в продуктивном потенциале этого нормативного документа является понятие «педагогическая компетентность» и результаты научных исследований, посвященных ее развитию, а также опыт взаимодействия с учителями в ходе научно-методического сопровождения инновационной педагогической деятельности

Особую тревогу вызывает технологический компонент , поскольку технологии продуктивного, дифференцированного, проблемного, исследовательского, проектного обучения и воспитания, целесообразного использования информационно-коммуникационных технологий...

32

М.: ПРОМЕДИА

Рассмотрен вопрос подготовки будущего учителя к принятию грамотных, обоснованных, эффективных решений в педагогической деятельности. Обоснована необходимость использования в подготовке учителя к принятию профессиональных решений когнитивного, междисциплинарного, деятельностного, личностного, системного, ситуационного, технологического и эвристического подходов и осуществления их системной интеграции.

Технологический компонент второй стадии подобной модели учебного занятия включает деятельность по формированию осознанных умений, опыт формирования творческих операций, действий, целостной деятельности на инструментальной, целевой и мотивационной...

33

М.: ПРОМЕДИА

Выбор данных средств обучения обоснован одним из педагогических условий целереализации модели – использованием современных информационных технологий. Педагогические условия, методы и средства обучения составляют технологический компонент модели.

34

М.: ПРОМЕДИА

Рассмотрены проблемы математической подготовки школьников и студентов педагогических вузов естественнонаучного направления, а также способы их решения. Представлена структурно-логическая модель непрерывной математической подготовки школьников и студентов. Спроектирована информационно-образовательная предметная среда математической подготовки в системе "школа - вуз". Описаны субъективный, ресурсный и технологический компоненты информационно-образовательной предметной среды.

Технологический компонент в соответствии со структурой методической системы объединяет методы, средства и формы обучения.

35

На основе всестороннего анализа понятий: грамотность, функциональная грамотность, компетенция, техническая компетенция, позиция определено содержание правовой грамотности специалиста

Ряд российских ученых развили представление о двукомпонентной структуре функциональной грамотности, где еѐ технологический компонент определяется базисными квалификациями, а личностный компонент - качествами личности, необходимыми для успешного...

36

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ КРЕАТИВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ [Электронный ресурс] / Айбатыров // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования.- 2014 .- №4 .- С. 27-31 .- Режим доступа: https://сайт/efd/511483

теоретически обосновывается авторская система научно-методического обеспечения процесса формирования профессионально ориентированной креативности будущих специалистов технического профиля; приводятся результаты внедрения названного вида обеспечения в практику работы аграрного вуза

Синергетический подход позволил разработать технологический компонент , раскрывающий средства, способы, виды проектно-творческих работ студентов и определяющий результаты совместной проектно-творческой деятельности преподавателей и студентов.

37

статья посвящена характеристике «дорожной карты» как метода стратегического планирования педагогического процесса, видам дорожных карт, а также выявлению основного предназначения и особенностей использования данного метода в процессе формирования конкурентоспособности выпускника вуза. В статье раскрываются прогностические возможности, функции дорожных карт, их достоинства и преимущества в сравнении с традиционными методами педагогического планирования. Автор дает обобщенную характеристику подходов к составлению дорожной карты

из основных целей формирования конкурентоспособности выпускника вуза; ВЕСТНИК ВГУ 2) технологический компонент – эффективное использование инновационных педагогических технологий в процессе формирования конкурентоспособности выпускника вуза и...

38

В исследовании по выявлению основных требований к профессии учителя предлагалось 129 параметров оценивающих качества, умения и навыки необходимые в профессиональной деятельности учителя. Было выявлено 193 сильных нелинейных зависимостей. Сильных линейных зависимостей выявлено всего 30 и связывают они родственные оценки. Полученные результаты позволяют говорить о системе требований к профессии учителя как объекте синергетического изучения.

технологический

39

В исследовании по выявлению основных требований к профессии учителя предлагалось 129 параметров оценивающих качества, умения и навыки необходимые в профессиональной деятельности учителя. Было выявлено 30 сильных линейных зависимостей и связывают они родственные оценки. Показана ограниченность линейных представлений в исследовании профессиональных компетенций.

Ядром компетенции являются деятельностные способности – совокупность способов действий. Операционально-технологический компонент определяет сущность компетенций.

40

Эта статья - общий взгляд на аспекты актуальной проблемы. Сейчас, когда в регионах и школах уже разработаны системы оценки качества образования, полезно сравнить свои представления о факторах, влияющих на качество, с тем, как их определяет автор статьи

3. Технологический компонент состо ит из инвариантных (региональных, муниципальных) и вариативных (школьных) технологий оценивания и может содержать следующие техно логии: - Технологии по учёту, обработке и передаче специальной управленчес кой...

41

Рассматриваются научные работы, отражающие содержание понятия «информационная компетентность» менеджеров. Показаны составляющие информационной компетентности менеджера государственного и муниципального управления, включая функции, компоненты, критерии и уровни ее сформированности. Раскрыты педагогические условия развития информационной компетентности

Выделяются четыре доминирующих разновидности побуждений: побуждения к достижениям, обладанию властью, принадлежности группе, к компетентности; – технико-технологический компонент , включающий процесс понимания принципов функционирования, потенциала...

42

Идея разработки системы формирования проектно-конструкторской компетенции курсантов военно-инженерных вузов обусловлена современной стратегией развития российского военного образования, где определяются новые требования к подготовке курсантов военных вузов. В процессе подготовки материала был проведён анализ уже накопленного опыта в этом направлении вообще, а также в деятельности военно-инженерных вузов в частности. При разработке системы в области профессионального образования изначально были выбраны методологические основы, с учётом которых эта система создаётся. Цель как ориентир, предполагаемый результат, задаваемый требованиями социального заказа и ФГОС ВО, определила содержание и функции компонентов системы. В качестве желаемого результата была определена цель – сформировать проектно-конструкторскую компетенцию курсантов военно-инженерных вузов. На основании обозначенных требований была разработана авторская система. В заключительной части сделаны выводы о месте каждого компонента разработанной системы в единстве и взаимосвязи, наличии своих целевых и задачных установок, функций, содержательного наполнения, выражающегося в деятельности преподавателя и курсантов, а также подчинении единым принципам.

43

Мы давно говорим об эффективности использования информационных технологий (ИКТ) в обучении, но пока эта цель так и остается недостижимой. Мы наблюдаем определенный прогресс в этой области, но чаще это лишь отдельные впечатляющие успехи педагогов-новаторов, которые усиливают свои действенные и продуктивные способы обучения с помощью ИКТ Тем не менее, во многих школах и классах ИКТ воспринимают как роскошь, а иногда как опасность. Почему это происходит?

Включает используемые техноло ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 1’2017 63 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА гии, методы, методики, системы обучения и воспитания. 4. Диагностический компонент , раскрывает систему диагностичес кого...

45

В статье определяется значимость совершенствования профессиональной языковой подго-товки иностранных студентов в системе вузовского образования. Описывается лингводидак-тическая модель формирования профессионально-коммуникативной компетенции студентов-экономистов, характеризуются структурно-содержательные особенности данной модели. Подчеркивается инновационная роль аутентичных аудиовизуальных средств как мотивацион-ного фактора в процессе обучения будущих специалистов экономического профиля.

Организационно-технологический компонент лингводидактической модели проецирует ее охарактеризованные выше научно-методологические и теоретические основания на область практического применения.

46

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА [Электронный ресурс] / Галустян // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования.- 2016 .- №2 .- С. 30-34 .- Режим доступа: https://сайт/efd/511560

в статье рассматриваются деятельностный и контекстный подходы к системе полифункционального контроля профессиональной подготовки компетентного специалиста. Основные положения деятельностного подхода, такие как: выбор активных форм контроля, наделение личностным смыслом видов и форм контроля, активная позиция студента в выборе форм и методов контроля – будут способствовать эффективной организации контроля уровня сформированности компетенций будущего специалиста. Контекстный подход позволяет реализовать систему полифункционального контроля профессиональной подготовки компетентного специалиста в высшей школе при условии установки на предстоящую профессиональную деятельность, при этом целью деятельности студента становится не овладение системой информации и знаний, а формирование способностей к выполнению профессиональной деятельности

2016. № 2 ционно-ценностный компонент , согласно А. Г. Асмолову, входит сам мотив и результат [там же]. В операционально-технологический компонент входят технологии достижения цели.

47

Предлагается рецензия на коллективную монографию «Модернизация технологий юридической деятельности в правовых системах современности» (под ред. М.А. Дамирли, М.Л. Давыдовой. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. 313 с.). Анализируются компоненты сравнительно-правового исследования, сформулированы возможные методологические проблемы сравнительного правоведения, характеризуются особенности методики проведения сравнительно-правовых исследований модернизации технологий юридической деятельности.

В части 3 в рамках темы «Модернизация технологий реализации права» представлены исследования, посвященные вопросам формирования и доступности электронного правительства - «Юридико-технологический компонент концепций электронного правительства в...

48

Изменения в социально-экономической ситуации внешней среды школы обуславливают необходимость инновационных процессов и в самой системе муниципального образования. Одно из таких значительных изменений - переход на новый образовательный стандарт; другое (не менее важное) - профильное обучение.

Технологический компонент Применение технологий развивающего обучения. Вовлечение в активную исследовательскую и творческую деятельность. Определение проблемных ситуаций.

49

Рассмотрены теоретические основы управления профессорскопреподавательским составом военного вуза, предложены рекомендации по управлению коллективом, способствующие более эффективной подготовке военных специалистов

За такую модель принята система управления в военном вузе, рассчитанная поэтапно на достаточно прогнозируемый период. Ключевым звеном данной модели является неотъемлемый технологический компонент .

50

В статье приведён анализ состояния проблем процесса профессиональной подготовки на сегодняшний день, определяемой обстоятельствами учёбы в военном вузе и сознательно управляемой будущим офицером. Рассматриваются условия, способствующие реализации структурнофункциональной модели формирования профессионально-личностного саморазвития курсантов в образовательном процессе военно-профессиональной ориентации. Обоснованы педагогические подходы, принципы, условия, применяемые в исследуемом процессе. Профессиональноличностное саморазвитие курсанта является важнейшей составляющей становления военного специалиста. По сути, это беспрерывный, сознательно-целенаправленный процесс профессионального и личностного совершенствования. Авторами статьи предпринята попытка научного поиска целесообразного сочетания личностно-деятельностного с системным подходом в русле высшего военно-профессионального образования. В качестве предметно-определяющего методологического инструментария авторы предлагают структурно-функциональное моделирование. Моделирование данного процесса для курсанта военного вуза включает: целевой компонент, отражающий мониторинг внешней и внутренней среды вуза; содержательно-действенный, отражающий формы, методы, технологии и средства профессионально-личностного саморазвития; результативный, определяющий мониторинг показателей и уровней саморазвития и решения задач подготовки специалиста высокого класса военного профиля.

и являющихся средством самоорганизации и самосовершенствования); – содержательный компонент (анализ формирования самодиагностики профессиональноличностных качеств, практических умений у курсантов, необходимых для его осуществления в настоящей и...

Деятельностный (технологический) компонент раскрывает её технологический аспект, способы и приёмы взаимодействия участников образовательного процесса в культуре общения, в том числе и речевого, активное использование педагогической техники, информационных и образовательных технологий и т.д. Этот компонент культуры учителя характеризуется степенью осознанности им необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей, как залог успешности его профессиональной деятельности, предупреждения вероятных педагогических ошибок, а также осмысленностью наиболее рациональных способов развития педагогических способностей. Культура педагогической деятельности формируется в процессе практической работы путём более детального освоения и творческого применения достижений специальных, психолого-педагогических, социально-гуманитарных наук и передового опыта. К элементам деятельностной культуры педагога обычно относят:

Знания и умения по содержанию, методике и организации учебно-

воспитательной работы;

Педагогическое мышление;

Педагогические умения (гностические, перцептивные, конструктивные,

проективные, коммуникативные, экспрессивные, организаторские);

Педагогическую технику;

Педагогическую саморегуляцию.

Наличие у педагога деятельностной культуры предполагает его знание физиологических и гигиенических основ трудовой деятельности, в том числе: влияния разных режимов нагрузки на организм человека и отдельные его органы, современных теорий утомления и факторов, приводящих к утомлению и переутомлению, с простейшими приёмами предупреждения утомления и восстановления работоспособности (использование массажа, сауны, приёмов релаксации, эмоциональной разгрузки, физических упражнений). Педагог создаёт безопасные и гигиенически целесообразные условия для обучения и воспитания детей с учетом допустимых корм освещения, температуры, шума и т.д.

Немаловажно для учителя владение культурой демонстрирования наглядных пособий, приборов и установок: знание, как нужно стоять у доски, демонстрируя приборы и пособия; как удобнее их располагать в плоскости обозрения; как использовать различные подставки, приборы для увеличения изображения объектов, замедленную и ускоренную съёмку процессов, оформлять записи на доске, использовать цветные мелки, фланелеграф, магнитную доску, раскрывающиеся и передвигающиеся доски.

Культура труда проявляется в стремлении и умении личности вносить в свой труд красоту, изящество, в овладении безопасными приёмами труда, в способности воплощать в своей деятельности опыт методистов и вносить элементы творчества, фантазии, в аккуратности выполненного изделия; в художественной грамотности исполнения; в стремлении к экономии; в соблюдении правил техники безопасности и производственной санитарии.


Учителю необходимо иметь такой менталитет, при котором считалось бы неприличным ходить без сменной обуви, выставлять на всеобщее обозрение некрасивую вещь: вся образовательная среда (окраска стен, оформление рекреаций, кабинетов) должна быть направлена на воспитание у них художественного вкуса. В этом плане при оценке творческих работ студентов (рефератов, докладов, наглядных пособий, аксессуаров к спектаклях, учебно-исследовательских работ) необходимо обращать внимание не только на содержание, но и на их эстетический вид, аккуратность, оригинальность оформления.

Как справедливо отмечал А. К. Гастев, культура труда - «это не «начитанность», а сноровка, и воспитывается она не агитацией, тренажем» (Гастев А, К. Как надо работать. - М., 1972. - С. 10). Поэтому большое значение в обучении и воспитании будущих учителей имеет формирование у них умений и навыков самоорганизации, которое может осуществляться по нескольким направлениям.

Во-первых, постоянное организационное совершенствование; творческий поиск путей более эффективной учебной работы. «Количество пота, выделенного при работе, часто говорит не о том, что работа трудна, а о том, что именно нет культуры труда» (Там же. С. 45). Необходимо, чтобы учитель знал, как с наименьшими затратами можно добиваться выполнения большого объема работы, повышая качество труда. Культура труда - это и целесообразно оформленные учебные кабинеты, в которых накапливается, хранится и многократно используется все необходимое для работы: диапозитивы, таблицы, карточки с заданиями для учащихся, технические средства обучения, учебники для детей, что позволяет обеспечить быстрый поиск необходимых обучающих средств. Учитель должен знать, как изготовить карточки для контроля и тесты для учащихся, чтобы они красиво выглядели, не портились при использовании; как наиболее рационально организовать выдачу и прием дидактических материалов; как удобнее хранить чертежные инструменты для доски и индивидуального пользования; как удобнее использовать технические средства обучения и классные доски, магнитную доску и фланелеграф; как правильно организовать рабочее место и т.д.

Во-вторых, умение тщательно продумывать каждое дело, за которое берёшься, выполнять его на уровне максимально возможного совершенства, качества. Культура труда наиболее ярко как раз и проявляется в отношении работника к труду, к тому, что он делает. Если человек относится к делу с душой, стремится выполнять его как можно лучше, это является показателем его высокой трудовой культуры, мастерства.

В-третьих, стремление к экономии во всем: в усилиях, в пространстве, в материале, во времени, в финансах. Культура самоорганизации немыслима без практического овладения умениями и навыками управления своим интеллектуальным и физическим потенциалом, своей волей. Необходимо, чтобы учитель владел такими приемами самоорганизации, как самоанализ, самооценка, самоприказ, самовнушение, самоободрение, ориентация на идеал, самоотчет, дробление на микроцепи сложных задач, эмоциональная подпитка, а также приемами релаксации и аутотренинга.

А. С. Макаренко подчёркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства и общения. Важнейшим умением учителя великий педагог считал умение «читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Мастерство воспитателя заключается в постановке голоса, в управлении своим лицом. Педагог должен быть в известной степени артистом, он не может не играть, соединяя с этой игрой любовь к детям, свою «прекрасную личность».

Культура общения педагога проявляется в умении слушать и слышать собеседника, умении задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать другого, ориентироваться в сложившейся ситуации общения, умении видеть и правильно интерпретировать реакцию людей, умение проявлять и передавать своё отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться. Педагогическое общение - крайне сложная функция деятельности учителя, т.к. представляет собой целенаправленное общение взрослого с ребёнком. «А детство, - как пишет В.А. Сухомлинский, - детский мир - это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год - вечностью» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974).

Большое внимание проблемам педагогического общения уделяют современные американские педагоги. В вышедшей недавно книге Дж. Брофи и Т. Гудда «Отношения учителя и ученика» анализируются особенности «субъективного» общения учителя, проявляющиеся в избирательном отношении к ученикам. Например, установлено, что педагоги чаще обращаются к школьникам, вызывающим у них симпатии. Безразличные им ученики оказываются обойдёнными учительским вниманием. Учителя лучше относятся к «интеллектуалам», более дисциплинированным, исполнительным ученикам. Пассивно-зависимые и «растяпы» идут на втором месте. А независимые, активные и самоуверенные школьники совсем не пользуются учительским расположением. В зависимости от стиля педагогического общения выделены три типа учителей: «проактивный», «реактивный» и «сверхактивный».

Первый (проактивный) тип инициативен в организации общения (и группового, и парного) в классе. Он чётко выстраивает индивидуальные контакты с учениками, его установки меняются в соответствии с опытом, т.е. гибок в своих установках, такой учитель не ищет обязательного подтверждения однажды сложившейся ситуации. Он прекрасно знает, чего хочет, и понимает, что в его поведении или в поведении учеников способствует достижению цели.

Второй тип учителя («реактивный») тоже гибок в своих установках, но внутренне слаб, подчинён «стихии общения». Различие в его установках на отдельных учеников определяются не различием в его стратегии, а различием в поведении самих школьников. Другими словами, не он сам, а школьники определяют характер его общения с классом. Для него характерна неконкретная постановка цели и откровенно приспособленческое поведение.

«Сверхактивный» учитель склонен к преувеличениям в оценках своих учеников и выстраиванию, мягко говоря, не всегда осуществимых моделей общения. Если ученик чуть активнее других, то в глазах такого учителя он - бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее - лодырь и кретин. Зашоренность своими же установками заставляет такого учителя действовать соответствующим образом: он то и дело впадает в крайности, подгоняя под свои стереотипы реальных учеников. Ученики при этом часто превращаются в его личных врагов, и поэтому его поведение приобретает характер защитного психологического механизма. Такому педагогу пора уходить из школы!

В общих чертах стиль общения педагога с детьми должен характеризоваться доброжелательностью, уважительными отношениями друг к другу, взаимной требовательностью, доверием, естественностью, искренностью, правдивостью. В теоретической литературе, посвященной проблемам общения, можно найти разные классификации стилей общения. Так, В.А. Кан-Калик выделяет конкретные стили общения педагога с детьми (см. схему 14).

СХЕМА 14 СТИЛИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ*

Стиль общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью характеризуется устойчивым положительным отношением студента к детям, к педагогической деятельности в целом; стремлением разрешать возникающие в учебной и воспитательной деятельности проблемы совместно с детьми. Отношения с учащимися строятся не в плоскости управления ими, воспитания, а в плоскости организации совместной интересной деятельности, совместной заботы о делах класса, школы.

Стиль общения на основе дружеского расположения тесно связан с первым. Его основу составляют духовное родство, уважение человеческого достоинства, реальное признание права ребёнка и студента на уникальность, любовь к человеку. Сущность этого стиля общения хорошо отразил И.Е. Синица: «...к ученикам нужно относиться, как к своим ближайшим друзьям. А друзьям мы говорим правду, не замалчиваем их недостатков, но стараемся не обижать их, не унижать их достоинства, не отталкивать от себя, подбираем слова искренние, но не режущие, слова, которые, може т быть, и приносят временную боль, но ведут к быстрому и надежному выздоровлению» (Синица И.Е. О такте и мастерстве. - Киев, 1976. - С. 20).

Стиль общения-дистанции характеризуется установкой педагога на сохранение определённой дистанции между ним и учениками, а также наличием различного рода психологических барьеров в общении, препятствующих налаживанию духовных контактов между партнерами по общению (смысловых, пространственных, ролевых, ценностных и др.). Психологической основой такого стиля общения является ориентация на ложное понимание учителем того, что ему можно позволить с детьми, а что нельзя, а также ориентация на использование ложных путей поддержания авторитета учителя, престижа педагогической профессии. Часто в основе такого стиля общения лежит эффект сдвига мотивов, когда основную ценность педагогической деятельности учитель видит не в духовном общении с

________________

* Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987. - С. 97.

учениками, в возможности повторения самого себя в личности ученика, а в возможности властвовать над детьми, повелевать ими, чувствовать себя интеллектуально и морально (по собственным меркам) выше других.

Общение-устрашение соединяет в себе отрицательное отношение к детям и авторитарность в способах воздействия на них. Основные характерные черты этого стиля - ориентация педагога на различные ограничения, запреты, выискивание худших качеств личности и управление детьми на основе манипулирования данной информацией, запугивание, борьба с любыми оплошностями в поведении и деятельности детей. Такой стиль создаёт атмосферу нервозности, эмоционального дискомфорта, блокирует возможность создания нормальных отношений между учителем и детьми. А скованный, угнетенный страхом ребенок, по мнению В.А.Сухомлинского, не может нормально мыслить.

Стиль общения-заигрывания характеризуется стремлением завоевать любовь и уважение детей, авторитет сомнительными средствами - проявлением нетребовательности, укрывательством их неблаговидных поступков, лестью и др. Такой стиль общения наносит большой вред воспитанию детей и, в конечном счете, отталкивает от них педагога. Кроме того, можно выделить еще две разновидности стиля общения учителя с учащимися: монологический и диалогический.

В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон - учащихся. Инициатива в общении принадлежит педагогу. В таком общении до минимума сведена активность ученика, он выступает чаще в роли слушателя.

В диалогическом общении инициатива в равной степени принадлежит педагогу и ученику. В ходе такого общения происходит обмен собственным видением проблем, взглядами, идеями, переживаниями, осуществляется совместный поиск решения задач. Как правило, в диалогическом общении педагог говорит мало (чаще дети).

При проведении занятий с учащимися учитель в процессе общения не удовлетворяется верными ответами кого-то из учащихся на поставленный вопрос, а стимулирует размышление, стараясь выявить разные мнения, решения, проявляет терпение, выдержку в общении и организовывает размышление детей. Часто на поставленный перед учащимися вопрос учителя отвечают сами, не дождавшись от ученика ответа. В таких случаях надо не спешить переходить к новым вопросам и не отвечать за учеников, а обратиться за помощью к другим ученикам; поставить вопрос в иной речевой формулировке; дать время на размышление; использовать наводящие вопросы.

Необходимо формировать у педагогов установку - меньше говорить на уроке самим и больше активизировать учащихся. Важное значение в профессиональном общении имеет умение педагога эмоционально поддерживать ученика в учебной деятельности, вселять уверенность в своих силах, снимать эмоционально-психическое напряжение во время ответов. Поэтому особое внимание следует уделять реакциям учителя на действия учащихся: обращать внимание на состояние ученика при ответах; проявлять различными способами активность при ответах: восхищаться идеями, мыслями; удивляться; подбадривать ученика; показывать ученику, что он правильно, хорошо отвечает, выражением глаз, утвердительным покачиванием головой, жестами.

Для овладения диалогическим общением с детьми необходимо научить педагога разговаривать вопросами; умению поддерживать порядок при коллективном обсуждении проблем с детьми, акцентировать внимание учащихся на наиболее интересных мыслях, предложениях; создавать возможность, высказаться каждому ученику; включать в разговор наиболее стеснительных, менее развитых учащихся; видеть в коллективном разговоре каждого ученика, его реакции, угадывать его желание высказаться, согласие или несогласие с выступающими, общающимися. Необходимо, чтобы в общении учителей с детьми присутствовала шутка, но она не превращала бы всего дела в шутку, проявлялась ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма (См.: Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В И т. - М., 1953. - Т. 1. - С. 610).

Кроме того, необычайно важно для учителя умение чувствовать ученика, осуществлять ориентировку в условиях общения, ибо он иногда не понимает, не чувствует, что можно сказать ученику в той или иной ситуации, а чего нельзя говорить; где удобнее поговорить с учеником по тому или иному вопросу; как убедить ребенка, успокоить его, как выразить ему свое сочувствие. Важнейшее значение для техники педагогического общения имеют овладение учителем культурой речи (в том числе дикцией, интонацией, орфоэпией), выработка правильного дыхания, постановка голоса. Совершенствовать мастерство устной речи необходимо не только потому, что по самой специфике работы учителю приходится много говорить и объяснять, но и потому, что выразительное слово помогает лучше применять методы педагогического воздействия (Азаров Ю.П. Мастерство воспитателя // Нар. образование. - 1974, № 1.С. 41.).

Педагогу нужно научиться управлять своим голосом, своим лицом, уметь держать паузу, позу, мимику, жест. Д.С. Макаренко искренне считал, что он «...сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса». Выдающийся поэт советской эпохи Эдуард Асадов очень хорошо высказался об общении:

«Не кричите, говорите шепотом,

Может быть, поменьше будет лжи,

Собственным готов поклясться опытом:

Шепот - самый громкий крик души».

Невербальное педагогическое общение. Кроме главного оружия педагога - слова - в его арсенале целый набор невербальных (неречевых) средств общения:

Экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт);

Просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, пауза, вздох, смех, кашель);

Такесика (рукопожатие, похлопывание, поглаживание, прикосновение);

Проксемика (ориентация, дистанция).

Экспрессивно-выразительные движения - зрительно воспринимаемое поведение учителя, где особую роль в передаче информации играют поза, мимика, жест, взгляд. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице учителя теряется до 10-15% информации. Дети очень чувствительны к взгляду учителя. С помощью глаз передаются самые точные сведения о состоянии, поскольку сужение и расширение зрачков не поддаются сознательному контролю. Сердитое, мрачное состояние учителя заставляет зрачки сужаться. Лицо его становится неприветливым, учащиеся чувствуют дискомфорт, эффективность работы снижается.

Установлено, что «закрытые» позы учителя (когда он как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещённые на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Всё это учащимися воспринимается бессознательно.

Характеристики голоса относятся к просодическим к экстралингвистическим явлениям. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом; гнев, страх - довольно высоким; горе, печаль, усталость; обычно передаются мягким и приглушенным голосом. Вспомните, как раздражали вас в школе визгливые или скрипучие голоса некоторых наставников, и вы поймете, что и голос может стать препятствием для занятия педагогическим делом, Кое-чего можно достичь самовоспитанием, но радикально помочь нельзя. Скорость речи также отражает учительские чувства: быстрая речь - взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.

К такесическим средствам общения относятся поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания. Доказано, что они являются биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог замещает недостающего родителя. Погладив по голове шалуна или обиженного, вы иногда достигаете большего, чем всеми выбранными средствами, вместе взятыми. Право на это имеет только тот педагог, кто пользуется доверием воспитанников. Использование динамических прикосновений определяется рядом таких факторов, как статус, возраст, пол учащихся и учителей.

К проксемическим средствам общения относится ориентация учителя и учащихся в момент обучения и дистанция между ними. Норма педагогической дистанции определена следующими расстояниями:

Персональное общение учителя с учащимся - от 45 до 120 см;

Официальное общение в классе - 120 - 400 см;

Публичное общение при выступлении перед аудиторией - 400- 750 см.

Одной из особенностей педагогического труда является постоянное изменение дистанции общения, что требует от педагога многократного учёта изменяющихся условий и большого напряжения. Будущему учителю весьма полезно знать и учитывать в работе с детьми Принципы диалогового взаимодействия учителя с детьми (Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. М.: Соборь, 1997. С. 249-250):

Ненасилие (право ребенка быть тем, кто он есть);

Паритетность взаимоотношений;

Уважение познавательного труда ребенка;

Уважение неудач и слез ребенка;

Уважение тяжелой работы роста;

Уважение самобытности ребенка;

Уважение ребенка как объекта-субъекта педагогического процесса;

Безусловная любовь воспитателя к воспитаннику;

Оптимальная требовательность и уважение;

Опора на положительное в ребёнке;

Компромиссность спорных решений.

Каждая новая ситуация общения должна отличаться от предыдущей, нести новую информацию, выводить на новый уровень познания: «Продуктивным для психолого-педагогических исследований, для понимания педагогической деятельности и овладения ею представляется узкое определение общения как процесса контактирования, которое имеет своей целью намеренное влияние или воздействие на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности непосредственного партнера.» (Левитан К. Основы педагогической деонтологии. - М., 1994. - С. 71).

Педагогическое общение должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы условия оптимального педагогического общения? Во-первых, это высокий авторитет педагога. Проявление и критерий авторитетности педагога у школьников - их любовь к нему. Есть немало педагогов, рассуждающих примерно так: любят меня - хорошо, не любят - тоже не беда, позже поймут, что я делаю для них. Это в корне неправильная точка зрения. Любовь воспитанников к своему воспитателю - не одно из благих пожеланий, а могучий позитивный фактор педагогического процесса. Если проанализировать творческую мастерскую известных педагогов, то объединяет этих очень разных людей и специалистов то обстоятельство, что все они очень любимы своими учениками, которые, как правило, проносят эту любовь через всю свою жизнь. Часто говорят и пишут о такой любви как о награде мастеру, но это еще и могучее средство, и важнейшее условие успеха педагогического общения, всего педагогического дела.

Второе условие успешности педагогического общения - владение психикой и приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог. К сожалению, эта подготовка оставляет желать много лучшего. Когда студентов-педагогов после первой практики спросили, что им было труднее всего, 80% из них ответили: найти общий язык с детьми (Соловейчик С. Педагогика для всех. - М., 1989, С. 306).

И, наконец, третье составляющее успеха - это накопленный опыт, это то, что в обыденной практике и называется «сначала умение, а потом мастерство». Нужно анализировать чужой опыт, а главное, накапливать свой.

Профессионально-педагогическая культура состоит из трех основных компонентов:
аксиологического, технологического и личностно-творческого.
1.Аксиологический компонент включает в себя совокупность педагогических ценностей, принятых учителем и воспринятым из разных источников на всем протяжении жизни и профессиональной деятельности. Культура педагога с этой точки зрения определяется набором этих ценностей, распределением приоритетов среди них, умением выявлять новые ценности в окружающем мире, процессах жизнедеятельности и педагогической сфере.

2.Технологический компонент представляет педагогическую деятельность, как процесс решения педагогических задач. . В связи с отмеченной особенностью профессионального мышления педагога выделяют следующие группы педагогических задач:
› аналитико-рефлексивные – задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса и его элементов;
› конструктивно-прогностические – задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработки и принятия педагогического решения, прогнозирования результатов и последствий принимаемых педагогических решений;
› организационно-деятельностные – задачи реализации оптимальных вариантов педагогического процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности;
› оценочно-информационные – задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективная оценка;
› коррекционно-регулирующие – задачи коррекции хода, содержания и методов педагогического процесса, установление необходимых коммуникационных связей, их регуляция и поддержка и др.
3.Личностно-творческий компонент педагогической культуры проявляется в умении учителя творчески реализовывать технологию педагогического процесса, опираясь на теорию, осуществлять практическую деятельность, внося личный вклад, обогащая ее новыми приемами и способами, находиться в постоянном поиске оптимальных решений. Культура профессионального педагога отличается его способностью к нахождению эвристических решений, выработке на основе собственного опыта и опыта коллег новых, максимально эффективных выходов из сложившейся ситуации. Творческая мыслительная деятельность педагога вызывает сложный синтез всех психических сфер личности учителя: познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной.

28 .Функции профессионально-педагогической культуры учителя/воспитателя
профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;
профессионально-педагогическая культура – это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;
единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;
особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.

Культура педагога (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих:

Передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;

Развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер его психики;

Обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе;

Формирование эстетического отношения к действительности;

Укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.

29.Профессиональное развитие и саморазвитие педагога
Профессиональное самосовершенствование педагога - это осознанный, целенаправленный процесс повышения своей профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями педагогической деятельности и личной программой развития.
В предметную область педагогической акмеологии входят: закономерности и механизмы достижения вершин не только индивидуальной, но и коллективной педагогической деятельности; исследование процессов поэтапного становления педагога-акмеолога; мотивы профессиональных достижений в педагогической деятельности; траектории достижения профессионализма в сфере педагогики.
Самосовершенствование личности педагога включает в себя: изучение уровня сформированности своей профессиональной компетентности; проектирование системы целей; определение содержания и адекватных методов достижения поставленных целей; выявление полученных за тот или иной период времени результатов и соотнесение их с постановленными целями; постановку на этой основе новых целей. Самосовершенствование выступает основой прогрессивного профессионального развития личности педагога.
Профессиональное развитие личности педагога представляет собой процесс формирования ансамбля профессионально значимых качеств, необходимых компетенций, выражающих целостную структуру и особенности педагогической деятельности на основе индивидуально-психологических свойств конкретного субъекта этой деятельности. Этот процесс самоформирования происходит путем преломления влияния социальной среды через внутренние условия развития личности педагога. Профессионально значимые качества и компетенции формируются, изменяются, ослабляются или усиливаются в ходе профессиональной социализации личности педагога, т. е. усвоения профессионального опыта и культуры, а также индивидуализации, представляющей собой неповторимо индивидуальный способ и форму присвоения профессиональных отношений. В этом процессе педагог участвует одновременно как носитель и как проводник усвоенных им профессионально значимых качеств, как объект воздействия на него социальных условий и как субъект, активно преобразующий педагогическую деятельность и себя. Процесс прогрессивного профессионального развития личности педагога может быть активизирован на любом этапе при условии создания образовательных ситуаций исполнения профессиональной роли по-новому, в частности с помощью тренинга профессионально-личностного роста, который, преодолевая деперсонификацию существующей системы повышения квалификации, усиливает мотивацию самосовершенствования, способствует саморазвитию личности педагога, находящегося в рефлексивной позиции, через овладение эффективными способами свободного, демократического, социально ответственного поведения.

30.Иерархические ступени развития педагогического профессионализма и мастерства
Этапы развития педагогического профессионализма
1. Владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов деятельности (учитель-профессионал).
2. Использование в учительской практике наряду с апробированными средствами оригинальных новых подходов к решению задач, их успешная реализация в собственной деятельности (учитель-новатор).
3. Умение учителя научно обоснованно оценивать эффективность возникающих у него новых идей и возможность передачи их другим учителям (учитель-исследователь) (Ю. К. Бабанский).
По результативности своей деятельности педагог может быть отнесен к одному из следующих уровней деятельности:
репродуктивному, состоящему в том, что педагог умеет рассказать другим то, что знает сам;
адаптивному, состоящему в том, что педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
локально-моделирующему, состоящему в том, что педагог умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему включения учащегося в учебно-познавательную деятельность;
системно-моделирующему, состоящему в том, что педагог владеет стратегией формирования искомой системы знаний, навыков и умений учащихся не по отдельным разделам курса, как на предыдущем уровне, а по предмету в целом;
системно-моделирующему (включая и поведение): педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии (Н. В. Кузьмина).
Вершин профессиональной деятельности достигают люди, способные к самообразованию, самоорганизации и самоконтролю.

31. Уровни сформированности профессионально-педагогической культуры учителя, воспитателя
В содержание общей культуры педагога входят его жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей - Истины, Добра, Свободы и т.д. Культурным называется человек с широким спектром потребностей, как в духовной, так и физической сфере; обладающий достаточным кругозором в различных областях жизнедеятельности; общепринятые нормы поведения в обществе, производственной, бытовой обстановке.
Как видим, ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их единстве. Если основу образованности составляет накопленный человеком фонд теоретических и конкретных знаний, то сущность воспитанности заключается в гуманном отношении к окружающим, в культуре труда, поведения и быта.
Показателем общего развития педагога является также уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения.
Профессионально-педагогическая культура является частью общей культуры, она на ней базируется. Профессиональная культура – это системное образование в сфере профессиональной деятельности.
Системные компоненты и показатели уровня сформированности профессиональной культуры являются:
1) уровень интеллектуального развития (развитие педагогического мышления: способность к педагогическому анализу и синтезу, развитие таких качеств как: критичность, самостоятельность, гибкость, активность мышления, наблюдательность, память, творческое воображение);
2) уровень организации деятельности педагога (развитие педагогических способностей);
3) уровень овладения основами профессионально-педагогической этики, уровень и характер нравственной и мировоззренческой культуры:
4) культура общения (умение слушать и слышать, задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать другого, готовность и желание общаться и др.);
5) культура речи;
6) культура внешнего вида.
Результативность профессиональной педагогической деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и "дисциплиной" чувств, т. е. умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Человеку, обладающему эмоциональной культурой, присущи душевная чуткость, эмпатия, что часто бывает необходимо в различных учебно-воспитательных ситуациях. Специальные исследования и практика свидетельствуют о важном значении особенностей характера педагога. Такие качества, как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успешному решению дидактических и воспитательных задач. Напротив, апатия, замкнутость, склонность к негативному восприятию жизни - предпосылки профнепригодности педагогического работника.