Николаевская эпоха - уставы

Так принято называть царствование Николая 1. Началась она 14 декабря 1825 года. Первый день своего царствования он запомнил на всю жизнь, это как вызов. Всю свою жизнь он отвечал на этот вызов. Характер и убеждения Николая 1 оставили свой отпечаток на эпохе. Николай был прирождённым военным. Обострённое чувство долга. Убеждения были противоположны Александру 1. Николай признавал только абсолютную монархию. Такой человек отреагировал на вызов, брошенный ему декабристами, жёстким отпором. Абсолютная монархия останется в России, «установленный порядок, освящённый веками славы». Гимн был – «Боже царя храни». Это именно гимн стабильности. Автором текста был Жуковский. Россия существует только благодаря православию, самодержавию, единству русского народа. Это стало государственной идеологией. Но не только порядок заботил Николая. Государственный строй он менять не собирался. Хотел исправить недостатки управления страной. Порядка добиваются при помощи двух вещей: дисциплина, единоначалие. Особенности Николаевской эпохи: Централизация власти у монарха. Монарх отвечает за всё в стране. Поэтому в системе высших государственных аппаратов выдвинулась собственная николаевская канцелярия. Главной её задачей был сбор для царя информации о реальном состоянии в стране. Другим инструментом личного контроля стала свита его величества. Члены свиты выполняли ответственейшие поручения царя. Всевластие бюрократии царствовало в стране. Наличие профессиональных управленцев, но никаких выбранных. У управленцев появился точный указатель – 15-ти томный законник. Мелочная регламентация. На практике закон существовал только на бумаге. Понятие о праве оставалось там же. Не исчезло и взяточничество. При таких порядках в людях вытравливалась инициатива. Россия могла говорить только слушаюсь, так точно. Кроме забот о порядке Николай явно видел необходимость отмены крепостного права. Крепостные крестьяне составляли половину населения страны. Принудительный труд стал явно вредить экономике страны. Вольнонаёмный труд был более выгоден. Но крепостное право осталось по тем же причинам, что и при Екатерине. Недостаток технического прогресса. Проложено много дорог. Впервые появились промышленные выставки. Появились спички. В николаевскую эпоху была кавказская война, за присоединение земель. Началась она ещё до Николая. Закончилась после его смерти. В состав России вошёл Казахстан и восточная Армения. Внешнеполитическими успехами николаевская эпоха была богата. Разбита Польша, Турция. Войны эти встревожили англичан и французов(две сильнейшие державы мира на то время). Крымская война. Вступая в эту войну Россия была твёрдо уверенна в своей непобедимости. При тогдашней тактике без строевой подготовке просто нельзя было воевать. Такой дисциплинированной армии, как была николаевская армия, никогда не было. Николаевских солдат можно было узнать по выправке. В марте 1854 года в войну на стороне турок ступили Англия и Франция. В сентябре 1854 года коалиция высадилась в Крыму. Осада Севастополя стала центральным событием этой войны(349 дней обороны Севастополя). Как и в 1812 году Россия противостояла чуть ли не всей Европе. Сказалась слабость русской промышленности. Не было железных дорог, не было парового флота. Русский черноморский флот состоял из парусных кораблей. Сказалась и Николаевская сверхцентрализация. Армия разучилась думать сама, а привыкла ждать указов сверху. В армии нужна была инициатива. Заставить врага снять осаду Севастополя не удалось. Летом 1855 года Севастополь «трепетал в предсмертных муках, как подстреленный орёл». 27 августа 1855 года французы сумели захватить Малахов курган. Отбить его не удалось. Поступил приказ оставить укрепления Севастополем. Но других у англичан и французов достижений не было, поэтому они согласились на мир.

Во взгляде Александра не было Николаевской грозности. Александр был мягок. Был достаточно не решителен. Началась эпоха реформ. 1855 – 1881 - годы правления Александра. Первый шаг был – ослабили цензуру, упростили выезд за границу. Порядки в стране стали менее строгими по отношению к либеральным. Александр заявил, что в ближайшее время необходимо отменить крепостное право. Александр вынудил помещиков самим разработать проект отмены крепостного права. Всевластие бюрократии ушло в прошлое, теперь чиновники были выборные. Милютин Николай Александрович многое сделал для проекта отмены. Вопреки мнению государственного совета Александр освободил крестьян с землёй. Проводя крестьянскую реформу освободили не только крестьян, но и сущность и общественную инициативу. Расширение прав личности. Либерализация русской жизни. Местное управление обслуживало не государство, а местных жителей. Главной задачей стало – окультуривание своих земель. Стали строить школы, другие образовательные учреждения. Проводили водопроводы, канализации. Судебная реформа Александра 2 дала нам суд присяжных – 12 присяжных заседателей, выборных из простых жителей специальной комиссии. Эта реформа стала наиболее популярной среди реформ Александра. Дореформенный суд был зависимым от местной администрации. Появились адвокаты. Все великие реформы были основаны на принципе всесословности. Суд стал один для всех сословий. Крестьянству стало хуже жить. Дело тут в отмене крепостного права 1861 год. Крестьяне обязаны были выкупать наделы земли, которой они пользовались при крепостном праве. У крестьян стало меньше земли. Годы великих реформ стали самыми тяжёлыми в жизни крестьян. Срок службы в армии был уменьшен с 15 до 6 обязательных лет. На практике служили не все. Льготы на образование. Служило меньшинство лиц призывного возраста. Прогрессировало строительство судов. Матросов готовили в специальных учреждений. 60-е, 70-е годы стали временем железнодорожного бунта. Эпоха великих реформ – это время присоединения к России средней Азии. Справедливость, солидарность и равенство –основные понятия эпохи Александра 2.

До самой революции 1917 года многие губернии России находились на полождении усиленной охраны. Любой в этих губернияъх к ого сочтут политически неблагодянадежным, может быть осужден без суда и следствия и выслан в места не столь отдаленные. Затем Александр 3 повел наступление на великие реформы. Он противопоставил им так называемые контрреформы. Царствование Александра 3 называют иногда эпохой контрреформ.Суть их можно выразить так: уменьшение той степени демократизации русского общества,которая была достигнута благодаря великим реформам. Александр 3 снова расширил права одной части населения в ушерб прав другой. Лучше всего это видно на примере знаменитого указа Александра 3 о земских начальниках принятого летом 1889 года. По этому указу крестьянство великое России было снова как при крепостном праве отдано под опеку местных помещиков. Теперь в каждом уезде появился новый правительственный чиновник – земский начальник, который назначался только из местных дворян помещиков. Этот земский начальник контролировал всю жизнь крестьян своего уезда. Он надзирал за крестьянским самоуправлением, мог отменить любое решение сельского схода и мог судить и наказывать крестьян за мелкие проступки. Это прямо отход от великих реформ, которые выравнивали права различных сословий а во творых сделали судебную власть независимой от амдинистративной. Были проведены земская и городская контрреформа. Земская в 1890, а городская в 1892 годах. Совсем отменить местное самоуправдение всеже не решились, но изменили правила выбора в органы местного самоуправления. В результате в земских и городских думах стало больше дворян. Политику Александра 3 вообще можно назвать продворянской. Он почекмуто был убежден что именно дворяне являются главной опорой монархии. После отмены крепостного права многие дворяне помещики не умея приспособиться к новым условиям хозяйствования, Разорялись, оскудевали. При Александре 3 этих разорявшихся помещиков подкармивали засчет государства. Не успев зайти на престол Александр 3 примерно вдвое понизил бывшим крестьянам размеры их выкупных платежей. Во вторых даже после этого понижения деревня все равно выбиралась из сил чтобы наскрести денег на покупные. В 1886 году Александр 3 заставил платить выкупные платежи и бывших гос крестьян. При Александре 3 в русской деревне еще существовали самые настоящие остатки крепостного права. После отмены крепостного права их бывшие помещики не разрешили выкупать землю и котоые поэтому должны были временно до получения разрешения выкупа надело нести для своих господ прежние повинности. По закону с 1883 года оставлять крестьян временно обязанными было нельзя. Крестьян власть держала в черном теле. Внешне Александр 3 напоминал русского крестьянина из центральных губерний. Этот облик он придал себе сознательно. Характерная черта великих реформ это интерес образованных людей к истории и культуре древней Руси и допетровской России. В 1874 году солдатам русской армии разрешили носить бороды. В 1881 году для большей части армии ввели новую форму, покроем своим напоминавшую русский крестьянский костюм. Существовавшая форма никому не нравилась. В 1885 росия завершила присоединение среней Азии. В 1885 году русские войска дошли до селения Кушка, а в 1892-94 русские войска без боя заняли область помир и оказались в 30 верстах от английской колонии индии. Именно при Александре 3 в России окончательно сформировался такой феномен как интеллигенция. В то время в России никак не могли договориться кого считтаь интеллигенцией. Согласно пернвой интеллигенция это люди которые занимаются интеллектуальным трудом или хотябы имеют интелленктуальные запросы. Так полагал П.Н Милюков. Так считали и многие те кто попадал под такое опредлеение. Согласно другой точки зрения интеллигенция это только та часть которая враждебна существующем государству. Так думали известные философы и многие из тех кто попадал под такое определение. В любом случае интеллигенция это чисто русский феномен. Русская интеллишгенция укак говорил лодин из ее настоящих представителей, академик Александров, состояла из людей привыкших думать широко и о многом. Именно интеллигенция создала партию радикализма. Александр 3 умер в 1894 году. И на престол зашел Николай 2. От Николая первого было много от Александра 3, такойже вежливый молодой человек, не любящий спорить. Волевыми качествами в отличие от отца он тоже не обладал. Сказалась отмена крепостного права. В России появилась свободная рабочая сила и свободные предприниматели. Именно из крестьян сформировался российский рабочий класс и класс капиталистов. Сказался железнодорожный бум 60х и 70х годов. Помогло и очень сильно вмешательство государства в экономику. Хотябы знаменитые покровительственные таможенные тарифы Александра 3, а точнее его министра финансов Ивана Александровича вышнеграцкого. Русскую промышленность иностранные конкуренты душили на корню раньше, а теперь она была защищена. Далее относительная политическая стабильность, обеспеченная Александром 3 способствовала притоку иностранных инвестиций. А с другой стороны эта самодержавная власть мешала экономическому развитию России потому что держала в руках все крестьянство. Проблему тяжелого положения крестьян власть так и не решила и другую вторую главную проблему – проблему конфликта между властью и значительной части инлетллигенции тоже не решили, а загнали в глубь. И более того ее даже не пытались решать. Вот это благодушие отнюдь не случайно. Это обратная сторона политической стабильности. Относительная политическая стабильность достигнутая при Александре 3 расслабила власть. А между тем приближались большие потрясения – японская война и ускоренная ей русская революю

«Чугунный» устав 1826 г. переизбыток руководящих правил и структурирование цензурного аппарата. Третий цензурный устав 1828 г. и его дополнения: «обязанность давать направление словесности», ограничение субъективизма цензоров, цензурный аппарат и субординация его составляющих.

С именем императора Николая I связано 30 лет истории России (1825–1855), при его правлении происходит укрепление государства и его бюрократии, стремившейся сохранить привилегии дворянства, интересы которого она представляла и защищала. Сам государь обзаводится Собственной Его Императорского Величества Канцелярией. Одним из важных направлений ее деятельности было укрепление государственности через активное законотворчество. В 1826 г. граф М.М. Сперанский начал работу по подготовке к изданию Полного собрания законов Российской империи. Оно вышло в 1830 г. в виде 45 громадных томов. На их основе был подготовлен и издан в 1833 г. 15-томный Свод законов Российской империи, вобравший в себя те документы, которые были годны к действию в то время.

Другое направление деятельности С. Е. Императорского Величества Канцелярии осуществлялось созданным при ней, по предложению графа А.X. Бенкендорфа, III отделением как органом высшего государственного надзора, политической полицией страны. Граф Бенкендорф еще в 1825 г. подавал Александру I записки о тайных обществах и об организации тайной полиции. Николай I, начав царствование с подавления выступления декабристов, 26 июля 1826 г. назначил Бенкендорфа главным начальником III отделения, а затем и шефом корпуса жандармов, одной из основных задач которого было политическое наблюдение и сыск на местах.

В ходе следствия по делу декабристов Николай I тщательно изучал документы, те мотивы, которые подвигнули блестящих гвардейских офицеров к мятежу. Как свидетельствуют историки, всю свою жизнь он возвращался к документам следствия. Это способствовало осознанию Николаем I всей остроты крестьянского вопроса в стране. Уже в 1826 г. он создает секретный комитет для выработки нового положения «об устройстве всех состояний людей», позднее – особое управление для государственных крестьян – Министерство государственных имуществ (1833). Возглавивший его в 1837–1856 гг. граф П.Д. Киселев, практик и организатор, разработал проект закона о постепенном освобождении крестьян. Закон был принят в 1842 г., но суть его была выхолощена поправками. Однако графу П.Д. Киселеву все-таки удалось провести в жизнь ряд узаконений, которые подготовили почву к освобождению крестьян от крепостной зависимости позднее. Важно то, что уже в этих документах крепостной крестьянин рассматривался как человек. В 1841 г. было запрещено продавать крестьян в розницу. В 1843 г. безземельным дворянам было запрещено покупать крестьян. С 1847 г. министр государственных имуществ получил право приобретать за счет казны население дворянских имений. В.О. Ключевский считает, что «в царствование Николая I законодательство о крепостном праве стало на новую почву и достигло важного результата – общего молчаливого признания, что крепостной крестьянин не есть частная собственность землевладельца; закон 1842 г. достиг перемещения в праве, но не в положении крестьян». Конечно, надо иметь в виду то обстоятельство, что мощная бюрократическая машина, созданная в то время, умело обходила, когда это было выгодно, любой закон.

В борьбе с крамолой, с чего и началось правление Николая I, естественно император опирался на полицию и цензуру. В отношении последней ему не пришлось изобретать что-то новое: на первых порах его вполне устроила та политика, которую проводил министр духовных дел и народного просвещения в 1824–1828 гг. А.С. Шишков в конце жизни Александра I. Именно при Николае I этот государственный деятель смог реализовать свои идеи о цензуре, не имевшие поддержки Александра I. А.С. Шишков сразу же был принят новым императором, выслушавшим его и давшим ему указание разработать новый цензурный устав. А.С. Шишков задолго до назначения министром занимался проблемой реформирования цензуры. Еще в 1815 г. он выступил на заседании Государственного совета со своим мнением при обсуждении вопроса о разграничении цензурных полномочий между министерствами народного просвещения и полиции. Он утверждал, что главные пороки цензурного устава 1804 г. – «недостаточность руководящих правил», «отсутствие у цензуры довольного доступа и голоса к защите или одобрению хорошей и к остановке или обличению худой книги». Кроме того, он отмечал, что в стране вообще слишком мало цензоров. Шишков предлагал свой проект цензурного аппарата. По нему цензурное управление должно состоять из двух комитетов: верхнего (министры народного просвещения, полиции, обер-прокурор Синода и президент Академии наук) и нижнего («избранные, возмужалые, добронравные люди», ученые, знающие языки и словесность), включающего отделы по родам подлежащих цензуре книг.

Многие из идей А.С. Шишкова получат поддержку в ходе цензурной реформы 1826 г. Следует отметить, что в Министерстве духовных дел и народного просвещения еще до назначения Шишкова министром создавался проект цензурного устава. Но новый министр нашел его «далеко недостаточным до желательного в сем случае совершенства» и внес замечания, с учетом которых составлялся цензурный устав 1826 г. В «Записках А.С. Шишкова» говорится: «Я, не могший по слабости моего зрения и здоровья заняться великим сим трудом, употребил на то директора канцелярии моей князя Шихматова, человека благоразумного и усердного, к пользам престола и отечества». Таким образом, у нового цензурного устава было два творца – А.С. Шишков и князь П.А. Ширинский-Шихматов, один из крупных государственных деятелей николаевского периода.

Новый цензурный устав был принят 10 июня 1826 г. и лег в основу осуществляемой цензурной реформы. В противоположность цензурному уставу 1804 г. он был крайне подробен (его объем был в пять раз больше) и состоял из 19 глав и 230 параграфов. Новый устав был пронизан стремлением регламентировать все возможные задачи цензуры и действия ее аппарата. В 11 главах определялись цели и задачи цензуры, излагались ее организационные основы, фактически предлагалась первая в истории России структура цензурного аппарата. В остальных 8 главах подробнейшим образом раскрывался характер, способы и методы цензуры разных типов произведений печати.

Основные положения цензурного устава 1826 г. сводились к следующему:

Цель учреждения цензуры состоит в том, чтобы произведениям словесности, наук и искусства при издании их в свет посредством книгопечатания, гравирования и литографии дать полезное или, по крайней мере, безвредное для блага отечества направление;

Цензура должна контролировать три сферы общественно-политической и культурной жизни общества: 1) права и внутреннюю безопасность, 2) направление общественного мнения согласно с настоящими обстоятельствами и видами правительства, 3) науку и воспитание юношества;

Традиционно цензура вверялась Министерству народного просвещения, а руководило всею ее деятельностью Главное управление цензуры. «В помощь ему и для высшего руководства цензоров» утверждался Верховный цензурный комитет, состоявший в соответствии с тремя направлениями цензуры из министров народного просвещения, внутренних и иностранных дел;

Правителем дел Верховного цензурного комитета состоит директор Канцелярии министра народного просвещения. Ежегодно он составляет наставления цензорам, «долженствующие содержать в себе особые указания и руководства для точнейшего исполнения некоторых статей устава, смотря по обстоятельствам времени»;

В стране создавались Главный цензурный комитет в Петербурге, местные цензурные комитеты – в Москве, Дерпте и Вильно. Главный цензурный комитет подчинялся непосредственно министру, остальные – попечителям учебных округов;

Право на цензуру, кроме того, оставалось за духовным ведомством, академией и университетами, некоторыми административными, центральными и местными учреждениями, что закладывало простор для субъективизма цензуры.

Устав 1826 г. определял должность цензора как самостоятельную профессию, «требующую постоянного внимания», «многотрудную и важную, поэтому она не могла быть соединена с другой должностью». Это был, без сомнения, шаг вперед в осознании роли Цензора, так как профессионала можно спросить за предпринятые действия сполна, лишить его работы и т.д. Кроме того, штат цензоров был увеличен, повышены их оклады. Так, Главный цензурный комитет в Петербурге имел ранее 3-х цензоров, в новом качестве – 6. Их оклады выросли с 1200 руб. в год до 4000, цензоров местных комитетов – до 3 тыс.

Деятельность цензуры регламентировалась в 8 главах устава. В них строгость ее доводилась до крайних пределов: запрещались

Места в сочинениях и переводах, «имеющие двоякий смысл, ежели один из них противен цензурным правилам», т.е. цензор получил право по-своему улавливать заднюю мысль автора, видеть то, чего нет в произведении, которое он рассматривает;

«всякое историческое сочинение, в котором посягатели на законную власть, приявшие справедливое по делам наказание, представляются как жертвы общественного блага, заслужившие лучшую участь»;

Рассуждения, обнаруживающие неприятное расположение к монархическому правлению;

Медицинские сочинения, ведущие «к ослаблению в умах людей неопытных достоверности священнейших для человека истин, таковых, как духовность души, внутреннюю его свободу и высшее определение в будущей жизни. Цензоры должны были отсекать в рассматриваемых ими сочинениях и переводах всякое к тому покушение».

Новый цензурный устав был перегружен такими подробностями, которые не имели прямого отношения к цензуре, загромождали и без того громоздкий его текст, а потому вносили путаницу в действия цензоров. Так, в уставе отмечалось:

«сочинения и рукописи на языке отечественном, в коих явно нарушаются правила и чистота русского языка или которые исполнены грамматических погрешностей, не пропускаются к напечатанию без надлежащего со стороны сочинителей или переводчиков исправления»;

В документе давались подробные правила для руководства не только цензоров, но и изложение прав и обязанностей книгопродавцев, содержателей библиотек для чтения, типографий и литографий, а также рекомендации по ведомостям и повременным изданиям, особо о еврейских книгах, правила об ответственности цензоров, книгопродавцев, работников типографий, распространителей печати и т.д.

По мнению графа С.С. Уварова, второй устав содержал в себе «множество дробных правил и был очень неудобен для практики». В целом, характер этого документа получил устами современников точное определение: его назвали чугунным. Действовал он чуть более года. Когда в 1827 г. министр внутренних дел В.С. Ланской приступил к разработке особого цензурного устава, регламентирующего деятельность иностранной цензуры, он столкнулся с необходимостью отступить от сути параграфов «чугунного» устава. В связи с этим он обратился к Николаю I, и тот сразу же увидел в этом предлог отказаться от недавно утвержденного им цензурного устава. Император повелел не только не придерживаться его отдельных правил, но и пересмотреть его в целом.

По Высочайшему повелению для этого была организована авторитетная комиссия, состоявшая из В.С. Ланского, А.X. Бенкендорфа, князя И.В. Васильчикова, тайного советника графа С.С. Уварова, действительного статского советника Д.В. Дашкова. Комиссия выработала проект нового цензурного устава, который был вынесен на Государственный совет. Мнение последнего, представленное Николаю I, довольно основательно и вполне объективно показывало преимущества этого нового цензурного документа. В мнении Государственного совета подчеркивалось существенное различие в определении действия цензуры, которое «заключено в пределах более соответствующих истинному ее назначению. Ей не поставляется уже в обязанность давать какое-либо направление словесности и общему мнению; она долженствует только запрещать издания или продажу тех произведений словесности, наук и искусства кои, в целом составе или в частях своих, вредны в отношении к вере, престолу, добрым нравам и личной чести граждан».

Для наглядности в этом документе цензура сравнивалась с таможнею, которая «не производит сама добротных товаров и не мешается в предприятия фабрикантов, но строго наблюдает, чтобы не были ввозимы товары запрещенные, но лишь те, коих провоз и употребление дозволено тарифом».

При сравнении нового устава со старым очевидным было существенное различие задач цензурного ведомства, что вело и к более четкому и точному определению обязанностей возлагаемых на цензоров. В Мнении отмечалось, что по проекту нового устава цензоры «не поставлены судьями достоинства или пользы рассматриваемой книги. Они только ответствуют на вопрос: не вредна ли та книга и все их действия ограничиваются простым решительным на сей вопрос ответом». Таким образом, Государственный совет констатировал, что «проект нового устава дает менее свободы собственному произволу цензоров и тем способствует успехам истинного просвещения, но в то же время дает им возможность запрещать всякую вредную книгу на основании положительного закона и не входя в предосудительные прения с писателем».

Мнение Государственного совета по проекту нового цензурного устава было принято во внимание Николаем I. 22 апреля 1828 г. третий цензурный устав был им утвержден. Долгие годы, фактически до 60-х годов, он служил законным руководством для цензурного аппарата страны. Новый документ не имел крайностей «чугунного» устава. Во-первых, он был компактнее, меньшего размера: в нем было 117 параграфов, причем 40 из них – об иностранной Цензуре, о чем вообще не было сказано в уставе 1826 г.

В противоположность старому уставу устав 1828 г. предписывал цензорам:

«принимать всегда за основание явный смысл речи, не дозволяя себе произвольное толкование оной в дурную сторону», не придираясь к словам и отдельным выражениям;

Не «входить в разбор справедливости или неосновательности частных мнений или суждений писателя», а также и в «суждение о том, полезно или бесполезно рассматриваемое сочинение»;

Таким образом, целый ряд положений третьего цензурного устава был направлен на ограничение субъективизма в действиях цензора, введение цензуры в законные рамки. Как это положение устава реализовалось на практике, будет показано ниже.

Существенно отличалась по новому цензурному уставу в сравнении с прежним организационная структура цензурных учреждений: она упрощалась, а число цензоров увеличивалось, и их труд облегчался. Впервые создавался столь представительный и авторитетный орган, объединявший разные заинтересованные в цензурной политике стороны:

Высшей инстанцией стало Главное управление цензуры при Министерстве народного просвещения. Оно состояло из товарища министра народного просвещения, министров внутренних и иностранных дел, управляющего III отделением С. Е. Императорского Величества Канцелярии, президентов Академий наук и художеств, представителей духовного ведомства, попечителя Петербургского учебного округа;

Местные цензурные комитеты под председательством попечителей учебных округов организовывались в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Риге, Вильно и Тифлисе. Отдельные цензоры назначались в Казани, Дерпте, Ревеле;

Для рассмотрения привозимой из-за границы печатной продукции учреждалось новое организационное звено в аппарате цензуры Комитет цензуры иностранной (КЦИ).

Созданная по уставу 1828 г. структура цензурного аппарата стала основой на последующие годы.

В этом же году была регламентирована деятельность духовной цензуры: 22 апреля, после многих лет волокиты со стороны церковных иерархов, был утвержден императором устав духовной цензуры, действовавший впоследствии много лет. Основные функции цензуры выполнял сам Святейший Синод. При всей централизации церковной жизни и издательского дела церкви, сосредоточенного еще по указу Петра III в Московской синодальной типографии, Святейший Синод при всем желании не мог собственной цензурою охватить всю духовную печатную продукцию. В те годы сложившаяся практика тормозила печатное дело православия, не давала возможность контролировать проповеди, да и выпускаемые на местах издания, поэтому еще в 1808 г. митрополит Платон выдвинул право духовных академий на самостоятельную цензуру. Оно было занесено в проект устава духовно-учебных заведений, и затем выработано положение о цензурных комитетах при духовных академиях. Были организованы цензурные комитеты в 1809 г. при Петербургской Духовной академии, в 1814 г. – при Московской.

Высочайший указ Александра I 1814 г., обращенный к комиссии духовных училищ, развивал целую программу духовного просвещения. В ней определенное место отводилось и духовной цензуре, в частности, правилам деятельности духовных цензурных комитетов. Одновременно началась работа над уставом духовной цензуры. В 1817 г. преосвященным Амвросием (Протасовым) при правлении Казанской Духовной академии был создан комитет, занимавшийся цензурой проповедей священников города Казани и его уезда. Наконец, в 1819 г. при Киевской Духовной академии тоже возник цензурный комитет. В 1824 г. в период борьбы православной церкви с мистицизмом был создан особый комитет для изучения мистической литературы и периодики и вынесения решения в каждом конкретном случае по изданию. Цензурный комитет при Казанской Духовной академии появился лишь в 1845 г. Комитеты цензуры активно очищали поток религиозной литературы от еретических, сомнительных сочинений, о чем свидетельствуют цифры, приведенные в 1909 г. историком Ал. Котовичем, сведенные в таблицу (см. таблицу № 1).

В 1844–1855 гг. в духовную цензуру было представлено 6904 произведения, ею допущено к печати 4380, т.е. чуть меньше одной трети всех рассмотренных цензурой сочинений не получили ее одобрения.

Не меньшей «эффективностью» работы отличалась и светская цензура в николаевскую эпоху. Казалось бы, Россия в 1828 г. получила вполне прогрессивный по тем временам цензурный устав. Но, как это обычно бывает в законодательной практике, он быстро с помощью самого императора Николая I стал обрастать дополнениями, поправками, новыми узаконениями, соответствующими требованию определенного момента времени, правителя или его бюрократии. Устав 1828 г. стали приспосабливать к текущим потребностям власти и власть имущих. Уже в 1830 г. профессор Петербургского университета и цензор А.В. Никитенко записал в своем дневнике: «Цензурный устав совсем ниспровержен». И он был недалек от истины.

Итоги деятельности комитетов духовной цензуры за 15 лет (1828–1843 гг.)

Во-первых, постепенно расширялся круг ведомств и учреждений, имевших право на цензуру, а этим расширялась возможность цензурного произвола. Рядом повелений императора Николая I 30–40-х годов разным ведомствам и учреждениям: Министерствам Двора, Финансов, Военному, Внутренних дел, II и III отделениям С. Е. Императорского Величества Канцелярии, Военно-топографическому депо, шефу жандармов, Почтовому департаменту, Вольно-Экономическому обществу, Комиссии построения Исаакиевского собора, Кавказскому комитету, Главному попечительству детских приютов, Управлению государственного Коннозаводства и т д. – было предоставлено право просматривать и одобрять к печати книги, журнальные и газетные статьи, которые касались их интересов. Как замечает историк С.В. Рождественский, «одна только чистая поэзия и беллетристика подлежали ведению цензурных комитетов, все же прочее сверх их отдавалось на просмотр того или другого ведомства».

А.В. Никитенко несколько позже в своем дневнике производил такие подсчеты: «Итак, вот сколько у нас ныне цензур: общая при Министерстве народного просвещения, Главное управление цензуры, верховный негласный комитет, духовная цензура, военная, цензура при Министерстве иностранных дел, театральная при Министерстве императорского двора, газетная при почтовом департаменте, цензура при III отделении Собст. Е. В. Канцелярии и новая педагогическая (в 1850 г. был учрежден цензурный комитет для рассмотрения учебных книг и пособий. – Г.Ж.). Итого, десять цензурных ведомств. Если сосчитать всех лиц, занимающихся цензурою, их окажется больше, чем книг, печатаемых в течение года. Я ошибся: больше. Еще цензура по части сочинений юридических при II отделении Собственной канцелярии и цензура иностранных книг – всего 12».


1825-1855 гг. назвают "николаевской эпохой" или "эпоха николаевской реакции". Данный период пришелся на правление Николая первого, вся политика которого была следствием восстания, произошедшего в день восшествия на престол императора.

Политика брата Николая первого - Александра, проводившаяся после Отечественной войны 1812 года, не удовлетворяла требованиям дворян. Прошлые офицеры организовали восстание 14 декабря 1825 года. Следствием этого событя было создание в 1826 третьего отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии корпус жандармов. Вся страна была поделена на жандармские округа, в котором следили за настроениями в стране. В том же году был выпущен "чугунный устав" - было запрещено выпускать книги имеющие философские мысли, слова "свобода" и "право".

Для внушения народу веры в хорошего царя и созданию антиреволюционной идеологии граф Уваров создал теорию "официальной народности" . Данная теория состояла из трех компонентов "самодержавие - православие - народность". Она стала официальной идеологией страны и основой преподавания.

Но народный характер идеологии не решал проблему крепостного права. Зато был решен вопрос с государственными крестьянами. В 1837-1841 годах реформу государственной деревни провел Киселев. Крестьяне имели собственное управление, а также получали свои наделы, которые могли передаваться по наследству. В крестьянских деревнях строились школы и больницы.

Даже так помещечьи деревни еще оставались.

Большая часть общества была зависима от хозяина, что сдерживало промышленность. Кроме того не было возможности проводить научные исследования и искать новые пути решения проблем. Процент образованных людей был очень мал. Все это привел к краху в Крымской войне 1853-1856 годах. Все поражения были из-за плохого вооружения, плохой системы сообщения.

Правление Николая Первого сдержало революцию в России, но не решило ни одну важную проблему. Не смотря на это были построены первые железные дороги, произошло начало промышленного переворота, наконец выпущен систематизированный свод законов империи, появились теории утопического социализма.

Данный период относится к периоду правления Николая I. Значимыми событиями этого периода являются, финансовая реформа Канкрина, издание нового университетского устава, принятие «теории официальной народности», создание первой железной дороги в России.

В процессе кодификации законов ключевую роль сыграл М.Сперанский, который руководил кодификацией законов, подготовил 47 томов Полного собрания законов Российской Империи, упорядочил деятельность государственного аппарата. Были изданы 15 томов Свода законов Российской Империи.

В процессе укрепления самодержавия важную роль сыграл Николай I, который создал 6 отделений собственного Его Императорского Величества Канцелярии, утвердил «теорию официальной народности», расширил бюрократическую систему.

Ключевым процессом, ознаменовавшим эпоху правления Николая I, станет усиление цензуры и политический сыск. Был принят новый «чугунный» устав, также было создано III Отделение Его Императорского Величества канцелярии во главе с Бенкендорфом. Все это сделано по причине восстания декабристов с целью предотвратить дальнейшие подобные восстания.

Важным событием во внешней политике явилось восстания в Польше. Причинами данного восстания послужило нарушение Конституции, которая была дарована Александром I, а следствием – отмена этой Конституции Николаем I, который боялся подобных восстаний.

Следующим важным процессом является финансовая реформа Канкрина. Причинами проведения данной реформы была необходимость финансирования войн и поддержки дворянского землевладения, а следствием стало введение в денежное обращение серебряного рубля и укрепление на некоторое время финансовой системы.

Данный период оценивается неоднозначно. С одной стороны, развивалась экономика, в России начался промышленный переворот, стали строиться железные дороги, была проведена денежная реформа, которая на некоторое время стабилизировала финансовую систему, но с другой стороны, Россия по-прежнему отставала от европейских стран, крестьянский вопрос оставался нерешенным, была введена жесткая цензура, что привело к поражению в Крымской войне. Влияние на дальнейшую историю России заключается в том, что промышленный переворот, который начался в эпоху правления Николая I, завершится лишь в правление Александра II с отменой крепостного права в 1861 году.

Период 1825-1855 гг. вошел в историю под названием Николаевская эпоха. Наиболее важными событиями этого периода являются решение крестьянского вопроса, восстание декабристов, а так же внешняя политика, направленная на расширение территорий страны.

Отказ Александра I от политики реформ и смещение его взглядов в сторону реакционной политики привели к формированию тайных офицерских организаций – декабристов, которые вылились в Восстание декабристов.

14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь вышли члены Северного общества, руководителем которого был избран Трубецкой, однако он так и не явился на площадь. Николай I предпринял попытки мирной ликвидации восстания, при помощи знаменитого генерал-губернатора Милорадовича, который впоследствии был застрелен одним из декабристов - Каховским. Итогом стал приказ Николая - расстрелять восставших из пушек. Восстание было подавлено. Южное общество тоже не добилось успехов. В итоге пять декабристов были приговорены к смертной казни, более 100 человек были отправлены в бессрочную ссылку в Сибирь.

Восстание декабристов определило дальнейшую направленность внутренней политики Николая I. После восстания произошло ужесточение идеологического контроля, подавлялись любые революционные настроения. Возросла роль Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, было создано III отделение, во главе которого стоял Бенкендорф. Он же возглавлял особый корпус жандармов, который осуществлял политический сыск. Был принят цензурный устав, который впоследствии получил прозвище «чугунный».

Николай I видел необходимость в кодификации российских законов. Работа по составлению свода законов был привлечен Сперанский, одаренный государственный деятель, работавший еще при Александре I и предлагавший проект государственных реформ. Под его руководством были собраны и расположены в хронологическом порядке все изданные законы с 1649 года. В 1830 г. было издано Полное собрание законов Российской империи в 47 томах, а в 1832 г. – 15 томный Свод законов Российской империи.

Эпоха правления Николая I наполнена противоречиями. С одной стороны, в этот период произошел расцвет русской культуры, науки, росло число учебных заведений, начался промышленный переворот, приводились попытки по улучшению положения крепостных крестьян. Однако, с другой стороны, произошло ужесточение идеологического контроля, проводилась цензурная политика. Так же из-за проигрыша в Крымской войне Россия потеря территории, а Черное море объявлялось нейтральным, русский флот сократился до минимума.

Период с 1825 по 1855 годов богат на события и является важным периодом в истории Росиийской империи. В эти года во главе Российской державы стоял император Николай 1 Павлович. В этот период произошли такие события как проведение реформ Киселевым, с целью улучшения положения крестьян, а также финансовая реформа Канкрина.

Ярким деятелем данного периода был император Николай I. Он вел активную внешнюю политику. Николай смог одержать победу в русско-иранской (1826-1828) и русско турецкой войне(1828-1829). Внешняя политика Николая 1 было направлено на подчинение территории христианских народов, которые были в подчинении Османской империи. Также Николай 1 вел активную борьбу с горцами на территории Закавказья. Кроме того, политика Николая 1 была направлена на подавление восстаний в Европе(подавил Польское восстание и Венгерское восстание). В результате, Россия стала Жандармом Европы.

Данный период сложно охарактеризовать без упоминания Бенкендофа. Бенкендорф возглавлял специальным 3 Отделением собственной Его Императорского Величества канцелярии. Вместе с отделением Бенкендорф занимался сбором информации о насторениях в обществе, следил за подозрительными людьми, занимался перлюстрацией писем, руководил цензурой.

В данный период было значительно улучшено состояние крестьян. Причиной проведения реформ Киселевым стало то, что из-за существования в России крепостного права, промышленный переворот в Российской империи и модернизации промышленности в России отставала от других Европейских держав.Киселев пытался приблизить положение государственных крестьян к положению "свободных сельских обывателей". Следствием, стало то, что из-за сопротивления помещиков, властям пришлось ограничить лишь принятием указа об " обязанных крестьянах". Этот указ позволял помещикам освобождать крестьян, не спрашивая разрешения у властей, за это крестьянин обязывался нести повинность в пользу помещика, таких крестьян называли обязанными крестьянами.

Вторым ярким событием стало проведение финансовых реформ Канкриным. Причиной проведения этих реформ стало то, что финансовая система Российской империи терпела крах, в стране существовала большая инфляция. Канкрин в основу денежного обращения предложил взять серебряный рубль и постепенно изъять у населения ассигнаций путём обмена их на серебро. Следствием стало то, что реформа на некоторое время укрепила финансовую систему России.

Данный период историки оценивают неоднозначно, некоторые считают, что этот период был разрушительной эпохой, так как был ужесточен ценз("чугунный"), появились органы, которые следили за каждым шагом подданных, была упразднена Польская Конституция, дарованная Александром Первым, а другие историки считают, наоборот, политику 1825-1855 гг. положительной, так как улучшилось состояние крестьян, произошли улучшения финансовой системы государства, также были созданы немалое количество Секретных комитетов, которые работали над отменой крепостного права. Благодаря их деятельности было отменено крепостное право в 1861 году. А также стоит отметить, что в этот период, после поражений в сражениях на Крымской войне Российское командование поняло, что необходимо реорганизация армии и 1860-1870-х были проведены реформы, которые значительно улучшили состояние русской армии.
1855-1881 «Эпоха великих реформ»

Лекция №2

Время правления Николая 1 – 1825-1855 гг. Начало правления – 14 декабря 1825 года – восстание декабристов: часть русского образованного и политически активного общества стало врагом традиционного строя страны. Все свое царствование Николай 1 на этот вызов. Характер и убеждения Николая 1 наложили отпечаток на всю эпоху. Николай – это антипод Александра 1, прирожденный военный, у него обострено чувство долга, он честен, тверд, решителен, смел. По убеждениям Николай 1 был ярым монархистом. Он даже внешне олицетворял могучую нерушимую власть. Николай не испугался вызова и в первом же документе (манифест 13 июля 1826 года) говорил, что абсолютная монархия останется. В 1833 году был официально утвержден гимн “Боже, царя храни!” (первый гимн в России: стихи – В.А.Жуковский, музыка – А.Ф.Львов). На гербе двуглавый орел держал лавровый венок и пучок стрел, а сам орел был с распростертыми крыльями.

В 1832 году заместитель министра народного просвещения Уваров заявил, что важнейшим залогом силы для России и величия Отечества являются понятия: православие, народность, самодержавие. Это положение стало официальной государственной идеологией, критика которой пресекалась III отделением канцелярии (жандармы, политическая полиция). Именно в Николаевскую эпоху сформировался классический русский либерализм, западничество . Идеалом были конституция, парламент. Значительного влияния эти аппозиции не имели в обществе. Большая часть людей относилась лояльно к государственному режиму.

Николай I не только заботился о государственном строе, но и стремился искоренить многие недостатки. Николай хотел навести порядок в стране по методу Павла I – дисциплинировать государственный аппарат, искоренить взяточничество. Метод, который о избрал для этого, был схож с армейскими методами: единоначалие и дисциплина. Отсюда характерная черта эпохи – сверхцентрализация государственного аппарата . Согласно этому, монарх должен был отвечать за все, именно поэтому Николай стремился контролировать все аспекты жизни страны. Он вникал во все мелочи и проверял исполнение своих приказов. Монарх лично колесил по всей России, лично утверждал все проекты, кроме того, интересовался архитектурой. Без Николая не решалось ничего. В системе высших государственных учреждений выдвинулась его собственная канцелярия, III из шести. Это был не только орган сыска, III отделение занималось сбором информации для царя об истинном положении дел в стране. В том числе свита самого царя, входившая в состав III отделения, выполняла ответственные поручения Николая I. Эти несколько сот военнослужащих носили светские звания, на эполетах носили императорские вензеля, а на правой груди – золотой аксельбант.


Другой характерной чертой эпохи стала бюрократизация управления (бюрократ – профессиональный управленец, который назначается сверху, то есть подотчетен вышестоящему бюрократу). Николай I считал, что страной должны управлять только бюрократы (чиновники). Никаких выборов, общественности и самоуправления он не признавал. Все должно было находиться под полным контролем бюрократии. Под суд в то время могли отдать кого угодно. Николай I стремился регламентировать все, до каждой мелочи. Регламентировались даже прически чиновников и то, мог ли служащий или военный носить усы. По мнению Николая, все должно было быть по форме. В 1830-х гг. под руководством М.М.Сперанского осуществили, наконец, кодификацию законов, издали в виде 15-томного свода законов.

Но добились ли того, чего хотели и к чему стремились, пытаясь все поставить в рамки, регламентировать, - порядка? На практике закон существовал лишь настолько, насколько его можно было обойти. Законы существовали только на бумаге. На жаловании экономили, поэтому начальство сквозь пальцы смотрело на взяточничество. Но парадокс был в том, что даже хорошо оплачиваемые чиновники, генеральского ранга тоже брали взятки. И ничего с этим сделать не могли. Толку от сверхцентрализации и бюрократии не было, а вот вред был огромный. В людях вытравливалась ответственность, инициатива, культивировалась пассивность, безынициативность. Символом эпохи стал мундир. Он был скроен так, чтобы сидеть точно по фигуре, без единой складки. В нем было совершенно невозможно двигаться, мундир стискивал все органы, воротник давил шею. Так и инициатива в те годы была зажата, стиснута, сложно в мундире.

Николай I ясно видел необходимость отмены крепостного права. Помещичьи крестьяне составляли более 50% населения всей страны. В Николаевскую эпоху стала очевидна неэффективность труда крепостных. С 1830-х гг. крестьяне стали просто отлынивать от работы, стали разоряться и предприятия. Процветали только те предприятия, на которых использовался вольнонаемный труд. Приходилось платить повышенную зарплату, получалось, что предприятие все свою прибыль должно было отдавать постороннему человеку – помещику. И сам предприниматель часто был помещичьим крестьянином, которого отпустил барин, и должен был отдавать прибыль барину. Получался замкнутый круг.

Николай I создал секретный комитет для решения вопросов о крепостном праве. Граф П.Д.Киселев в 1842 году подготовил проект отмены крепостного права, который Николай I так и не подписал. 20 марта 1842 года Николай I заявил, что крепостное право есть зло очевидное, но прикасаться к нему было бы злом еще большим! Против отмены было еще и большинство дворянства и бюрократии (2 самые влиятельные силы). Но положение помещичьего крестьянства было все-таки немного улучшено, расширили его права. Благодаря реформе П.Д.Киселева было улучшено положение государственных крестьян, они получили школы и больницы.

Николая I принято ругать за торможение технического прогресса. После строительства ж/д Москва – Санкт-Петербург, он запретил строительство ж/д. Но с другой стороны больше половины всех шоссейных дорог до 1917 года были проложены при Николае. В это время открывались новые экономические и технические ВУЗы, проходили промышленные выставки. Кроме того, в России появились привычные теперь вещи: картофель и спички. Правда, в 1848 году производство спичек запретили из-за возросшего числа поджогов.

В Николаевскую эпоху шла Кавказская война , ставшая неотъемлемой чертой эпохи. Россия воевала с народами Северного Кавказа: чеченцами, дагестанцами, адыгейцами и т.д. В 1864 году война закончилась, но к ней успели привыкнуть как к чему-то обычному. Причины войны были просты: необходимо было покончить с набегами народ Кавказа на русскую землю. Метод был также прост: подчинить и включить в состав государства. В эпоху Николая I к России были присоединены Казахстан, в результате очередной войны с Ираном в 1828 году - Восточная Армия. Эпоха богата внешнеполитическими успехами. Разбиты Иран, Польша, Турция. Николай I стал решать судьбы других империй: не дал распасться Австрии, не дает образоваться Германии, Турции вообще решает разделить, чтобы получить проливы Босфор и Дарданеллы. Рост и могущество России встревожили Англию и Францию и в 1853 году они спровоцировали очередную Русско-Турецкую войну (1853 – 1856 гг.), которая получила название Крымской, и стала одним из поворотных моментов в Истории России.

В эту войну Россия вступала с сознанием непобедимости своей армии. Николаевская армия была настоящим феноменом, солдаты которой стали символом эпохи. Принято насмехаться над строевой подготовкой, ее сравнивают даже с балетом. Но забывают, что при тактике боевого сражения умение маршировать в ногу, соблюдать равнение и т.д. являются важными вещами. Это приучало к дисциплине и к подчинению приказам. Понятия долга и дисциплины вошли в плоть и кровь солдат, их узнавали даже по выправке. Солдат Николаевской армии не унывал и твердо знал, что Россия победит. Начало Крымской войны только укрепило эту веру. А на помощь туркам пришли англичане и французы. Англо-французская армии (в которой большинство составляли французы) высадилась в Крыму и осадила Севастополь. Оборона стала центральным событием (длилась с 13 сентября 1854 года по 28 августа 1855, почти год - 349 дней). Все это время держались земляные укрепления. Бастионы представляли собой наскоро насыпанные и утрамбованные площадки, окруженные по периметру стеной из бруса и рвом. Эти укрепления долбила тяжелая артиллерия, но оборону держала Николаевская армия! Ночами они насыпали разрушенные днем стены, днем отбивали штурм.

Россия все-таки проиграла войну и сдала Севастополь. Стране пришлось противостоять Англии, Франции, Сардинии, Турции. России угрожали Пруссия, Австрия и Швеция. Огромную русскую армию пришлось рассредоточить вдоль всей западной границы. Поэтому в Крыму мы были в меньшинстве, сказался также упадок промышленности. Не было железных дорог – подкрепления подходили пешком, в то время как враг перевозил войска морем и по железным дорогам. Боеприпасы русские всегда везли на волах, все время не успевали. Сказалась и Николаевская сверхцентрализация: армия отвыкла проявлять в бою разумную инициативу, дожидались приказов. Именно поэтому был упущен шанс снять блокаду в 1864 году. В самом начале русская армия атаковала врага, сражение началось удачно, оставалось только грамотно его завершить. Но русская армия ждала приказа от генерала, которого к тому времени уже убили во время сражения, и не проявляла инициативу. Французы же действовали по обстоятельствам и победили.

Летом 1855 года после смерти Николая I в Севастополе уже не успевали отстраивать укрепления, разрушенные за ночь. Французы в ходе последнего наступления захватили аллахов Курган. Был дан приказ оставить все укрепления. Овладев ими, французы и англичане выдохлись и согласились на мир. Так что о разгроме русской армии в Крыму говорить нельзя. Это было поражение, но не разгром. По Парижскому миру в 1856 году Россия потеряла право иметь на Черном море флот и укреплять берега (ограничение суверенитета). Русское образованное общество за много лет отвыкло от поражений и было в шоке. Теперь стала ясна необходимость в России новых реформ.

Царствование императора Николая I (1825-1855 гг.) действительно представляет собой целую эпоху - мрачную, грозную для старообрядчества и несчастную для всей России. Николай был "миссионером на царском троне", как Нерон - артистом. Он занимался больше совращением старообрядцев в единоверие, чем государственными делами, совращением принудительным, насильственным, разорительным и гибельным для всей страны. С этой целью он даже лично разъезжал по старообрядческим посадам и слободам, как заправский миссионер, который с большим успехом мог вести это дело, получая за это каких-нибудь сто рублей в месяц. Миссионерство Николая обходилось стране в миллион раз дороже. Этот царь вошел в историю старообрядчества как жестокий и безудержный гонитель древлеправославных христиан.

Старообрядцы в своей родной стране, их же жертвами и кровью созданной, никогда ни при каком царе или царице (после никоновского периода) не пользовались полной религиозной свободой, они здесь иногда были лишь терпимы - более или менее. Даже в царствование гуманной и мудрой императрицы Екатерины Великой они не были уравнены в правах и свободах с иностранцами, населявшими тогда Россию. "Благословенный" Александр I утвердил в 1817 г. права и привилегии аугсбургского исповедания (лютеран). Но когда старообрядцы осмелились себе попросить подобных же прав, им в этом было отказано. В марте 1822 г. последовал декретный указ о непреследовании старообрядческих "беглых" священников. Но в том же указе относительно старообрядческих молитвенных домов сказано: "Вновь строить не дозволять ни по какому случаю". Это, конечно, узаконение стеснительных и даже гонительных мер против старообрядчества. Однако Александр I не считается гонителем его. Николай же преследовал старообрядцев систематически, неуклонно и коварно. Он поставил себе цель: уничтожить "раскол" во что бы то ни стало. Прежде всего он напал на старообрядческих священников. В начале его царствования их было весьма изобильно. На одном Рогожском Кладбище в Москве их служило 12 человек. Не к Богу, однако, обращается в Божьем деле преосвященный Аркадий, к губернатору: Бог может и не помочь в деле насилия, а губернатор, несомненно, поможет. На него-то, главным образом, и надеялся Аркадий.

Одновременно с повсеместной войной, ведомой правительством, светским и духовным, при помощи полицейских и военных команд против старообрядческого священства, велись атаки и против всего старообрядчества. Были учреждены по всем губерниям особые секретные комитеты во главе с губернаторами и архиереями, с центральным комитетом в Петербурге, в котором сам царь председательствовал и принимал самое живое участие. Комитеты эти занимались исключительно "делами раскола": узнавали о его состоянии, количестве, всех его проявлениях, вырабатывали и применяли меры к уничтожению раскола. Все старообрядческие монастыри и скиты были закрыты и разграблены. Знаменитые центры старообрядчества: Керженец, Иргиз, Ветка, Стародубье, Выг - все это было разгромлено, и величайшие ценности их были отчасти разворованы, уничтожены правительственными чиновниками, в большинстве же переданы единоверцам.

Какие потрясающие трагедии переживали старообрядцы в каждом случае отобрания у них их святынь, можно судить отчасти по официальным описаниям разгрома Иргизских монастырей. Высочайшее повеление о сем последовало в январе 1837 г.: оно было получено саратовским губернатором Степановым и саратовским же архиепископом Иаковом. Степанов не совсем сочувственно относился к этому делу, медлил с исполнением Высочайшего повеления. Иаков же торопил его и не раз присылал к нему по этому случаю своего архимандрита Зосиму. Только 8 февраля прибыло в монастырь духовное и гражданское начальство, сопровождаемое небольшой военной командой. Настоятелю Корнилию и монашествующей братии предъявлено было Высочайшее повеление - превратить "раскольничий монастырь в единоверческий". Пока шли переговоры, в монастырь собралось из окрестных поселений до 300 человек старообрядцев. Народ заявил, что он не допустит архимандрита с товарищами его в церковь. Никакие увещания, угрозы не могли подействовать на него. При попытке архимандрита приблизиться к церкви, раздался на колокольне набат и крики, точно от воров: "Караул!" К вечеру начальство возвратилось в город Николаевск. Здесь состоялось совещание, на котором было решено увеличить команду и набрать до двухсот человек понятых из православных. На другой день вся эта команда с начальством подошла к монастырю. Но в нем уже собралось до 500 человек старообрядцев. При первой же попытке войти в церковь "весь этот народ, как один человек, пал на колени, слезно прося оставить им монастырь на прежнем основании." Стоявшему на коленях народу было прочитано Высочайшее повеление, но оно не возымело никакого действия, народ по-прежнему умолял не трогать их церковь, в которой они молятся за Государя Богу и во всем ему повинуются. Тогда старообрядцам были вычитаны статьи уголовного закона, строго карающие за непослушание царской воле и за бунтовщичество. Народ единогласно заявлял: "Перетерпим всякую казнь, нежели отдадим церковь нашу". Уездный стряпчий живо, с азартом заявил, что в случае упорства будут привезены пушки и начнут стрелять по толпе: "Государю-императору ничего не стоит, если и сто человек убьют одним выстрелом". И эти угрозы не помогли. "Две недели десятки чиновников и сотни понятых (их добавлено до 400 человек) безуспешно старались привести в исполнение Высочайшее повеление: Преосвященный Иаков потерял уже надежду съездить в монастырь и сказать свое [...] и доложил: "Церковь окружена народом толпа раскольников падает на колени и просит ходатайствовать [...] об оставлении им оной, говоря: в храме сем молились предки [...] и они желают молиться до конца жизни своей". Быков сообщил об этом и губернатору Степанову. Губернатор сам прибыл в монастырь ночью 21 февраля, проехав "мимо табора понятых, освещенного огнями, как большой бивуак". Монастырский двор был наполнен старообрядцами. Губернатор ввел сюда понятых и жандармов и приказал им вытаскивать старообрядцев за ворота монастыря. Началось "мамаево побоище": понятые жестоко избивали старообрядцев, жестокостью особенно отличались жандармы. По словам самого Степанова, едва начали приводить в исполнение его приказание, как "поднялся величайший шум, вопль, раздался звон колоколов", на зов которых бежало население из ближайших поселений. Храбрый губернатор испугался последствий своего ночного побоища и приказал всей своей армии отступить от монастыря на версту, к Николаевску, а сам со всем своим штабом уехал в город. На другой день он снова прибыл в монастырь и, не вылезая из саней, кричал старообрядцам: "Вы не повинуетесь государю-императору!" Толпа в один голос отвечала: "Мы воле государя императора ни в чем не противимся, только просим ваше превосходительство оставить монастырь сей на прежнем положении". Степанов пригрозил привести пушки и сбить колокола и уехал в Саратов. Здесь он обратился к губернскому правлению за разрешением непонятного ему юридического казуса: "Мрачное упорство без всяких признаков буйства - что это: ослушание Высочайшей воли или только предварительный приступ к возмущению?" Правление нашло в действиях бунт, подлежащий военному воздействию. Губернатор после сего потребовал от начальника местного артиллерийского резерва командировать в Николаевск одну батарею; от начальника саратовского гарнизона - отправить туда же роту с офицером. Одновременно он послал в Петербург министру Блудову рапорт о происшедшем с просьбой указаний, что делать дальше. В ожидании ответа он стянул свои войска к монастырю. Министру он писал, что старообрядцы в количестве 500 человек расположились во дворе монастыря и "через таинство исповеди" поклялись на смерть не отдавать своего храма. "Толпа эта не имеет ничего наступательного, кроме частной и общей силы тела и духа. В то время как таскали их из монастыря, ни один не тронул понятого: все они стали на колени в несколько колец кругом храма, сцепились руками и ногами и таким образом с трудом поддавались посторонней силе". Толпа эта решилась умереть на месте без всякой обороны, заслоняя телами своими вход в церковь.

Петербургские распоряжения пришли в Саратов лишь 3 марта: приказано монастырь взять, во что бы то ни стало. Губернатор сделал последние распоряжения на месте: он приказал отправить в монастырь еще 30 казаков, снабдив их "двойным количеством нагаек", затем командировал туда [...] четыре пожарных трубы с брандмейстером и соответствующим числом прислуги, так как получил сообщение, что старообрядцы будто бы хотят сжечь Николаевск и монастырь. Сам губернатор явился в Николаевск 12 марта, все военные силы с их начальниками были уже на месте, а также и все командированные чиновники. Стянули к монастырю огромное количество понятых православного исповедания. Сначала было предложено старообрядцам сдать монастырь добровольно, потом пошли угрозы. Но эти попытки не имели успеха: 482 человека мужчин и 617 женщин решили защищать свою святыню до смерти. Тогда губернатор созвал "военный совет", на котором решено было действовать нагайками казаков, прикладами солдат и пожарными трубами. 13 марта "полчище" подступило к монастырю. "Вокруг храма в несколько рядов лежал народ, крепко сцепляясь друг с другом. Растащить их не было возможности. Гарцевавший впереди военного отряда губернатор скомандовал: "Пли!" - и началась стрельба холостыми снарядами. В то же время начали качать из труб воду на лежавших старообрядцев. Казаки ударили в нагайки, пехота начала действовать прикладами по неподвижно лежавшим защитникам монастыря. Гул выстрелов, вопли и стоны избиваемых смешались в одном хаосе, который способен был нагнать панический страх на самого храброго человека. Понятые и солдаты бросились на смутившихся и растерявшихся старообрядцев и начали их вязать и вытаскивать из монастыря. В течение целых двух часов безостановочно шла работа, пока все 1099 человек не были удалены за ограду. Губернатор тотчас же послал экипаж в Николаевск за духовенством". Прибыл вышеупомянутый архимандрит Зосима и николаевский благочинный протоиерей Олпидимский [?]. Последний предоставил следующий рапорт преосвященному Иакову: "Подъезжая к воротам монастыря, мы увидели множество народа обоего пола, лежащего связанными. Въехав внутрь оного, увидели по всему двору текущую воду и множество крови, ибо насосами разливали народ, а на лошадях разбивали оный в кровь; оттого вода и кровь омыли монастырскую площадь. У церкви губернатор встретил нас таким приветствием: "Ну, господа отцы, извольте подбирать, что видите". Затем в церкви, по сбитии замков, освящена вода и все оное окроплено. Между тем, пока служен был молебен, воинство и понятые разбойнически в присутствии губернатора грабили имущество монастырское.

Окна, двери, полы, погреба, подвалы, кладовые, сундуки, шкафы - словом, все как бы от ужасного землетрясения разрушилось. Хлеб, кроме трех амбаров, которые остались неразломанными, рыба, масло, овощи, одежда, плуги, сани, колеса, телеги и всякая домашняя рухлядь - все как бы огнем пожжено. Словом, монастырь сей оставлен в самом жалком положении". Далее о. благочинный сообщает своему архипастырю некоторые подробности об избиении беззащитных старообрядцев: конные войска "мяли лошадьми лежавших, а пехота так усердно действовала ружейными прикладами, что изломано было ружейных лож несколько десятков". "Церковная паперть и около оной место, где лежали избитые старообрядцы, обагрены были оных кровью. Чтобы увеличить их мучения, их при сильном морозе обливали из пожарных труб водою. Николаевский протоиерей восклицает в ужасе: "Какое произошло смятение, вопль, убийственные кровавые раны между безоружными старообрядцами, в особенности между женским полом и малолетними детьми, - того описать невозможно!"

Но этим еще николаевское торжество православия не закончилось. Был еще суд над "бунтовщиками". Военносудная комиссия приговорила: 11 человек наказать кнутом и сослать в каторжные работы; 326 человек и настоятеля Корнилия наказать плетьми и сослать на поселение; 16 человек по старости лет без телесного наказания сослать в Сибирь.

Так бессердечно и таким варварским способом был уничтожен самый знаменитый в истории старообрядчества духовный его центр - славный Иргиз. Таким же бесчеловечным образом были разорены и совершенно уничтожены и многие другие старообрядческие монастыри и скиты. Все церкви старообрядческие по всей России, а также часовни и все другие молитвенные помещения были отобраны у старообрядцев и отданы в пользование единоверцам. Многие церкви были совершенно закрыты, так как на местах не оказалось единоверцев и ими некому было пользоваться. Закрыты были старообрядческие церкви даже в Курляндской и Лифляндской губерниях, где, казалось бы, нужно было всячески поддерживать русское население в интересах русской государственной национальности. Напротив, при Николае было воспрещено старообрядцам приобретать населенные имения и земли в Остзейском крае и даже просто селиться в пограничных губерниях западного края. Иностранцы же пользовались в России повсеместно всеми гражданскими и религиозными правами и свободами. Старообрядцам было воспрещено занимать должность даже сельского писаря, а иностранцы могли быть и были даже министрами.

До указа императрицы Екатерины II 1764 г. старообрядцам не разрешалось приписываться в городское сословие и быть купцами. Но с этого времени они поселились в городах, преимущественно в больших, и в обеих столицах. "Быстро развились в их руках капиталы, - говорит о них П.И. Мельников-Печерский, - что следует отнести к отличающей их домовитости и бережливости, а в особенности к внутренней связи, скрепляющей их общества, в которых взаимное вспомоществование составляет едва ли не важнейшую основу. Достоверно известно, что к концу XVIII и в начале XIX столетия значительная часть русских капиталов оказалась у старообрядцев, принадлежавших к городским сословиям". Благодаря промышленно-торговой деятельности именно старообрядцев, Россия стала богатеть. Фабрики, заводы, рыбные промыслы, хлебные операции и всякие другие промышленные и торговые предприятия находились преимущественно в руках старообрядческих купцов. Особенно богат ими был Московский фабрично-заводской район, а также Иваново-Вознесенский. "В руки богатевших с каждым днем старообрядцев стали переходить и недвижимые имения боярских внуков и правнуков. Боярские палаты обращались в жилища купцов-старообрядцев или превращались в их промышленные и торговые заведения. Самые подмосковные села старорусских бояр и вельмож XVIII столетия стали переходить в руки старообрядцев." По этим-то старообрядцам и решил ударить император Николай, чтобы принудить их принять единоверие, отрекшись от своей, древнеотцовской, старообрядческой веры. От всех купцов и фабрикантов потребовалось представить удостоверение, что они принадлежат к православной церкви. В противном случае у них отбирались гильдейские права, с которыми связаны и права по воинской повинности: сыновья их немедленно должны быть взяты в солдаты (тогда служба была в 25 лет - почти до смерти). Старообрядцам-гильдейцам предстояло выбирать: или отречься от своей веры, стать ренегатами, или пойти на большие жертвы государственные, семейные, личные, то есть прекратить свои предприятия, разориться, семью отдать на произвол властей, самому быть подвергнутым разным притеснениям. Многие купцы пошли в единоверие, увеличив и без того огромное число его лицемерных членов и терзаясь в своей совести. Многие из них при новом царствовании вернулись в старообрядчество. Но немало оказалось столь твердых купцов, которые прекратили свои заведения и промыслы, но не изменили своей вере - остались старообрядцами. Николай был беспощаден к таковым. Многих сослал он: одних в Закавказье, других в Сибирь, третьих "в не столь отдаленные места."

Всеми этими мерами насилия и коварства император Николай, несомненно, нанес сильные удары старообрядчеству. Но еще сильнее он ударил по самой России, ибо с того именно времени пошло в ней, именно в капиталистическом мире, засилье иностранцев и главным образом евреев. Внутренне же старообрядчество стало еще крепче, даже и количественно увеличилось. "Нельзя пройти молчанием того, что с 1827 г. раскол не только не ослабел, но значительно усилился, и число раскольников чрезвычайно умножилось", - замечает Мельников-Печерский. Он дает такую общую картину положения старообрядцев в николаевское время: "Многие сотни молитвенных зданий были уничтожены; десятки тысяч икон, сего древнего достояния прадедов, были отобраны; огромную библиотеку можно было составить из богослужебных и других книг, взятых в часовнях и домах старообрядцев...".

В последующие годы стеснительные меры против старообрядцев еще более увеличились: часовни старообрядцев, построенные и снабженные драгоценными иконами за их счет и, следовательно, составляющие их частную собственность, правительство стало собирать и отдавать единоверцам; не только попов, но и важных по своему влиянию мирян без суда и следствия отправлять в ссылку; старообрядцам воспрещено было записываться в купцы, чем сравняли их с мещанами; подвергли их рекрутской очереди и возможности телесного наказания. Такому ограничению прав подверглись значительные капиталисты, лица торговых домов, начавших свои обороты с самого издания городового положения, люди, фабричная и торговая деятельность которых кормила и кормит сотни тысяч подданных империи. Наконец, стали смотреть на старообрядцев, как на заговорщиков, нарушителей, спокойствия государственного; целые селения в полном их составе подчинили невыполнимому надзору полиции; систематическое соглядатайство за их поступками повергло в уныние огромное число русских людей, виновных только в том, что они признают противу совести подчиниться главенству епархиальных архиереев, ибо все обряды, соблюдаемые ими, дозволены в церквах единоверческих. Таким образом, ради внешней формы жертвуют спокойствием огромного числа подданных империи. Кроме лишения их прав гражданских, за неимением священников (которых они просят, но которых им не дают), они лишены всякого духовного утешения и находятся под денноночным страхом обысков, суда и ссылки. После сего, восклицает Мельников, можно ли не признать истинного достоинства в многострадальном терпении русских людей, которое видно в наших старообрядцах. Будь то на Западе, давно бы лились потоки крови, как лились они во время Реформации, Тридцатилетней войны, религиозных войн в Англии и пр. Сравнивая положение протестантов перед началом религиозных войн с современным положением старообрядцев, нельзя не согласиться, что последние стеснены несравненно более, чем первые. Стеснения старообрядцев следует по справедливости отнести главнейше к невеликодушному взгляду и даже не совсем бескорыстным видам нашего духовенства.

Главным и весьма настойчивым вдохновителем гонений на старообрядцев как николаевского времени, так и последующего царствования, был знаменитый митрополит Московский Филарет. Все те меры, которые он проектировал вместе с императорами Николаем I и Александром II против старообрядчества и которые были применены к нему во всей их полноте и с беспощадной жестокостью, впоследствии, именно в наше уже время, применили безбожники-большевики ко всем религиям и исповеданиям в России, в том числе и к самой бывшей господствующей церкви, так нетерпимо относившейся к старообрядцам. Умный и проницательный Филарет не предусмотрел, что его проектами и мерами в будущем воспользуются самые коварные и самые злостные враги Христа и Бога.

Самым тягостным и самым страшным бедствием для старообрядцев было в николаевское гонение "оскудение священства": священников с каждым годом становилось все меньше и меньше. Это главным образом и повергало старообрядцев в тяжкое раздумье. Единоверие - фальшь и ложь: в нем лишь гибель души. Но и без священства нет спасения, ибо без него некому совершать таинства церковные, некому освящать, крестить, причащать, венчать, погребать. В старообрядчестве же нет епископов, которые имеют право и власть рукополагать священников. Все попытки приобрести их не имели успеха. Что же делать? Где взять священников? Как приобрести епископа? Эти вопросы в николаевское время встали с большой силой, с роковой настойчивостью. И пошли по ним совещания и обсуждения по многим старообрядческим общинам, Главным образом, по монастырям и скитам и на самом Рогожском Кладбище в Москве.