Лучшее образование в мире рейтинг. Топ стран с лучшим образованием

Образование в странах мира отличается многими факторами: педагогической системой, формой образовательного процесса, средствами, которые люди вкладывают в обучение и т. д. зависит от общего уровня развития государства. В разных государствах функционирует собственная образовательная система.

  • Различные страны Восточной Азии отстают от других. В других странах уровень учебной успеваемости существенно выше, чем здесь. Однако среди заинтересованных лиц распространяется культура ответственности и усердия в труде. В странах Европы такая культура практически не развивается. Так что для жителя развитых государств учиться в странах Восточной Азии экономически невыгодно.
  • Скандинавские страны, которые многие годы удерживали лидирующие позиции по привлечению иностранцев, желающих учиться здесь, растеряли свои преимущества.
  • Позиции таких стран, как Россия, Израиль и , возросли в рейтинге перспективности учебной системы.
  • Учеба в европейских странах, таких как и , считается очень перспективной уже многие годы.
  • Страны, которые называют «развивающимися», в последние годы улучшили свои позиции. Речь идет о таких государствах, как Мексика, и Индонезия.

Обучение в Европе

Всегда считалось, что если человек получил диплом в европейском вузе развитого государства, то он перспективный специалист, имеющий престижную профессию.

Вузы в Европе дают студентам знания, которые являются фундаментальными. Что это значит? Студенты получают теоретическую базу, которая позволит им грамотно применять усвоенные знания на практике. Таким образом, ученик за период своего обучения формирует профессиональные навыки. Именно по этой причине выпускники известных европейских учебных заведений всегда ценились как профессионалы в любой стране мира.

Кроме фундаментальных сведений, в европейских вузах студентам дают знания, направленные на развитие личности. У студентов расширяется кругозор и мировоззрение.

Прослеживается такая тенденция: выпускники высших учебных заведений не прекращают заниматься своим обучением даже после получения диплома. Это объясняется тем, что за годы студенчества им прививают любовь к знаниям.

Как правило, лучшие вузы Европы находятся в очень красивых городах. У каждого такого города своя уникальная история и архитектура.

Обычно, когда студент выпускается из такого вуза, он знает минимум один иностранный язык. Есть ли в Европе возможность бесплатного обучения? Да, есть. Учиться на бюджете можно в таких странах:

Ехать в Европу учиться выгодно, ведь после получения диплома человек может практически сразу найти себе работу. А это позволит ему оформить вид на жительство в данной стране. К тому же у студента будет возможность подрабатывать в учебный период. А еще среди главных преимуществ обучения в Европе можно назвать путешествия. Студенческая виза позволяет человеку ездить в другие страны Европы без оформления каких-либо дополнительных документов. Время, которое студент потратит на путешествие, позволит ему приобрести бесценный культурный опыт.

Какие требования выдвигают перед абитуриентами европейские учебные заведения?

  1. Абитуриент должен быть совершеннолетним (от 18 лет).
  2. Нужно предоставить сертификат, подтверждающий факт знания человеком иностранного языка. Какой именно язык необходимо знать? Тот, на котором ведется преподавание. В большинстве случаев это английский язык.
  3. Аттестат, выданный после окончания школы, должен быть с довольно высоким средним баллом.
  4. В некоторых случаях нужно предоставить приемной комиссии эссе на заданную тему.
  5. Все документы, которые сдает абитуриент, должны быть переведены на английский язык. А также допускается перевод на государственный язык страны, в которой будет учиться человек.
  6. Есть возможность дистанционной процедуры поступления. В таком случае все документы должны быть переданы почтой.

Интересные факты про европейское образование

  • Стоимость учебы в России и других странах СНГ часто превышает стоимость учебы в других странах Европы, таких как Чехия, Германия или Франция.
  • Самым старым европейским вузом считается Болонский университет в Италии.
  • Университет Тромсе (Норвегия) считается самым северным вузом мира, а его исследовательские центры находятся за Полярным кругом.

Образование в зарубежных странах отличается от европейского.

Американская система обучения

Говорить о единой государственной учебной системе в Америке нельзя, так как ее не существует. Несмотря на то, что практически все школы и другие учебные заведения финансируются государством, в каждом штате есть свой совет по делам обучения. Именно данный совет занимается всеми вопросами, касающимися образовательного процесса, а именно разработкой учебной программы, списком обязательных предметов и т. д.

Но это не является поводом для того, чтобы его не получать. Да, обучение в высших учебных заведениях могут себе позволить не все американцы, но есть также колледжи, учеба в которых существенно дешевле.

Чтобы ребенок в американской семье поступил после школы в колледж, родители начинают копить деньги за много лет до этого. Но большинство американских студентов на период своего обучения уже имеют подработку, поэтому после поступления в образовательное учреждение они сами оплачивают свою учебу.

Для тех студентов, которые не хотят работать, но хотят иметь диплом, была разработана система студенческого займа. Когда человек закончит учиться, он получит не только свой диплом, но также и долговое бремя.

Немецкая система обучения

В Германии главный образовательный принцип заключается в предоставлении ученику полной академической свободы. Что это означает? После окончания школы, студент сам определяет, какие предметы он желает прослушать. После того как он получит диплом о высшем образовании, там будут указаны эти предметы.

На какие группы делятся высшие учебные заведения в Германии?


Студенты здесь обучаются 4 года. В некоторых вузах период учебы еще меньше, 3 года.

В Германии для специалистов с высшим образованием предусмотрена полуторагодовалая стажировка. Когда человек успешно пройдет ее, он должен будет сдать государственный экзамен и только после этого получит диплом.

Английская система обучения

Кембриджский университет - университет Великобритании, один из старейших (второй после Оксфордского) и крупнейших в стране

Чтобы учиться здесь, придется заплатить немало. Но не стоит отчаиваться, ведь многие вузы Великобритании предоставляют студентам долгосрочную кредитную систему.

Японская система обучения

В Японии больше всего ценятся специалисты, разбирающиеся в математике и технике. В техническую сферу государство вкладывает достаточные суммы для того, чтобы она развивалась.

Образование в Антигуа и Барбуда

Сегодня в Антигуа функционируют 2 школы, направленность которых - медицина. Уровень грамотности здесь - 90 %. Дети идут в школу, когда им исполняется 5 лет. Учатся они до 16 лет. Школьное образование в Антигуа и Барбуда бесплатное. Но есть здесь не только государственные, но и частные школы. Их можно разделить на такие группы: общие, технические, педагогические и специальные.

Что касается высших учебных заведений, то здесь их немного. Образование в них носит консервативный характер.

Ирина Каминкова, для "Хвилі"

В современном мире с его тесными глобальными связями не вызывает сомнений значение образования: эффективность учебных заведений вносит существенный вклад в процветание государств наряду с другими факторами социально-экономического развития.

Для оценки и сравнения качества систем образования специалистами разработан ряд метрик, среди которых наиболее известные: PISA, TIMSS и PIRLS. Группа Пирсон с 2012 года публикует свой индекс, рассчитанный по данным метрикам, а также по ряду других параметров, таких как уровень грамотности и количество выпускников по различным странам. Кроме общего индекса, рассчитываются две его составляющие: навыки мышления и успехи в обучении.

Отметим сразу, что данные по Украине в этом рейтинге отсутствуют. Основная причина в том, что за все годы независимости чиновники у власти не удосужились оформить и подать ни одной заявки на международное тестирование. Очевидно, что, несмотря на ярую патриотическую риторику, развитие национальной системы образования и её продвижение на глобальном уровне, мягко говоря, не входит в круг их интересов. Тут уж впору брать пример с России, которая, несмотря на похожие проблемы с усушкой, угаром и утечкой ресурсов, всё же вошла в двадцатку лучших и обогнала (!) США.

В целом, развитие национальных систем образования в мире демонстрирует следующие тенденции:

  • страны Восточной Азии по-прежнему опережают остальных. Южная Корея находится на вершине рейтинга, далее следуют Япония (2), Сингапур (3) и Гонконг (4). Идеологией образования в этих странах является примат усердия над врожденными способностями, четко сформулированные цели и задачи обучения, высокая культура отчетности и взаимодействия среди широкого круга заинтересованных лиц.
  • страны Скандинавии, традиционно удерживающие сильные позиции, несколько растеряли своё преимущество. Финляндия, лидер Рейтинга-2012, переместилась на 5 место; а Швеция опустилась с 21-го на 24-е.
  • заметно улучшилась позиция Израиля (с 17 на 12 место), России (вверх на 7 мест до 13-го) и Польши (вверх на четыре места до 10-го).
  • развивающиеся страны занимают нижнюю половину рейтинга, Индонезия замыкает список из 40 представленных стран, ей предшествует Мексика (39) и Бразилия (38).

Дадим краткую характеристику 20 странам-лидерам.

  1. Южная Корея.

Япония и Южная Корея жестко конкурируют за 1-е место в рейтинге. Корейцы победили Японию по 3-м позициям. Япония, несмотря на солидные инвестиции в начальное образование детей, уступила в уровне мышления и ряде других позиций рейтинга. А вы знаете, что в Южной Корее дети часто ходят в школу семь дней в неделю, без выходных? Госбюджет образования в прошлом году составил $ 11300 млн. Уровень грамотности всего населения 97,9%, в т.ч. мужчин — 99,2%, женщин — 96,6%. ВВП на душу населения в 2014 году составил $34795.

  1. Япония

Система образования базируется на высоких технологиях, что обеспечивает лидерство в уровне знаний и понимания проблем. ВВП — около 5.96 триллионов долларов США — прекрасная материальная база для дальнейшего развития.

  1. Сингапур

Лидер по уровню системы начального образования, имеет сильные позиции по другим показателям, что обеспечило 3-ю позицию в рейтинге. ВВП на душу населения — $64584, 3-е место в мире.

  1. Гонконг

В школах представлена в основном британская система образования. Госбюджет образования за последний год — $39420 на душу населения. Начальное, среднее и высшее образование имеют очень высокий уровень. Обучение ведется на английском и кантонском диалекте китайского языка. Уровень грамотности населения 94,6%, отмечается очень хорошая математическая подготовка.

  1. Финляндия

Лидер рейтинга-2012 утратил свои позиции, уступив азиатским конкурентам. Многие продолжают считать систему образования Финляндии лучшей в мире, хотя фактически она таковой уже не является. Существенным недостатком системы признано позднее начало учебы в возрасте 7 лет. Образование в стране бесплатное, годовой образовательный бюджет 11,1 млрд €. ВВП на душу населения — $36395.

  1. Великобритания

Вопросы образования в Великобритании решаются не на уровне королевства, а на уровне правительств Англии, Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса. Согласно индексу Пирсона, Британия заняла 2-е место в Европе и 6-е место в мире. При этом шотландская система образования получила относительно более высокие оценки, чем в целом по стране. ВВП на душу населения — $38711, 21-е место в мире.

  1. Канада

Английский и французский языки являются языками обучения. Уровень грамотности не менее 99% (как среди мужчин, так и среди женщин). Показатель уровня образования также высокий. Процент выпускников колледжа самый высокий в мире. Канадцы поступают в колледж в 16 (в большинстве провинций) или 18 лет. Учебный календарь варьируется от 180 до 190 дней. Результаты могут стать еще лучше, если сделать приоритетом инвестиции в начальное образование. ВВП на душу населения — $44656. Канада инвестирует 5,4% своего ВВП в сектор образования.

  1. Нидерланды

Низкий уровень инвестиций, слабое планирование и управление в среднем образовании, опустили Нидерланды на 8 место в рейтинге. ВВП на душу населения — $42586.

  1. Ирландия

Уровень грамотности составляет 99% среди мужчин и женщин. Образование в стране является бесплатным для всех уровней — от начального до колледжа /университета. Только студенты из ЕС платят за обучение и облагаются налогами. Ирландское правительство инвестирует в образование 8.759 млн евро ежегодно.

  1. Польша

Министерство образования Польши руководит системой в стране. Согласно индексу Пирсона, Польша заняла 4-е место в Европе и 10-е в мире, благодаря хорошей организации начального и среднего (базового и полного) образования. ВВП на душу населения — $21118.

  1. Дания

Система образования Дании включает дошкольное, начальное, среднее и высшее образование, а также, образование для взрослых. В среднем образовании дополнительно выделяются гимназия, программа общей подготовки, программа поступления в коммерческие и технические вузы и профессионально-техническое образование. Аналогично, высшее образование также включает в себя ряд программ. Образование является обязательным для детей до 16 лет. «Folkeskole» или высшее образование не является обязательным, однако 82% студентов проходят обучение, что положительно характеризует перспективы страны. Образовательные индексы и индекс человеческого развития ООН в Дании являются одними из самых высоких в мире. ВВП на душу населения — $57998.

  1. Германия

Германия стремится к организации одной из лучших образовательных систем в мире. Образование полностью в ведении государства и, следовательно, не имеет никакого отношения к местному управлению. Детский сад не является обязательным, но среднее образование обязательно. В системе среднего образования действует пять типов школ. Немецкие университеты признаны одними из лучших в мире и способствуют распространению образования в Европе. ВВП на душу населения — $41248.

  1. Россия

Страна имеет дальнейшие резервы для улучшения позиций, если обратит внимание на развитие дошкольного и начального образования. Уровень грамотности практически 100%. Согласно опросу Всемирного банка, 54% занятого населения в России имеют высшее образование, что, несомненно, является высшим достижением для образования на уровне колледжа в мире. Расходы на образование превысили $20 млрд. в 2011 году. ВВП на душу населения — $14645.

  1. США

Многие считают США страной с высоким рейтингом образования, однако, это далеко не так. Несмотря на хорошо развитую и одну из самых мощных экономик в мире, образовательная система США не входит даже в топ-10. Затраты национального бюджета на образование в $ 1,3 трлн обеспечивают уровень грамотности 99% (среди мужчин и женщин). Среди 81.5 млн учащихся 38% посещают начальную школу, 26% среднюю и 20,5 млн — высшую. 85% учащихся заканчивают среднюю школу, 30% получают диплом о высшем образовании. Все граждане имеют право на бесплатное начальное образование. ВВП на душу населения — $54980 (6-е место в мире).

  1. Австралия

Годовой бюджет на нужды образования составил 5,10% ВВП — более $ 490 млн — в 2009 году. Английский язык – основной язык обучения. Уровень населения с начальным образованием — почти 2 миллиона. Уровень грамотности 99%. Среднее образование имеют 75%, а высшее — 34% жителей страны. Штаты и громады практически полностью контролируют местные образовательные учреждения и систему оплаты. PISA оценила австралийскую систему образования с точки зрения чтения, науки и математики, как 6, 7 и 9 в мире. ВВП на душу населения — $44346.

  1. Новая Зеландия

Расходы Министерства образования Новой Зеландии в 2014-2015 учебном году составили $ 13183 млн. Английский и маори являются основными языками обучения. Плохие результаты тестов в начальной школе являются основным препятствием для улучшения рейтинга. PISA даёт 7-е место стране в области науки и чтения, и 13-е в математике. Индекс образования HDI самый высокий в мире, но он оценивает только количество лет, проведенных в школе, а не уровень успеваемости. ВВП на душу населения — $30493.

  1. Израиль

Бюджет системы образования составляет примерно 28 млн.шекелей. Обучение ведется на иврите и арабском языке. Уровень грамотности среди мужчин и женщин достигает 100%. Начальное, среднее и высшее образование образуют комплексную систему. В рейтинге Организации экономического сотрудничества и развития 2012 года Израиль представлен как вторая наиболее образованная нация в мире. 78% затрат берет на себя государство. 45% граждан имеют среднее или высшее образование. Низкий показатель по индексу Пирсона связан с низким уровнем инвестиций в сферу дошкольного и начального образования. ВВП на душу населения — $35658.

  1. Бельгия

Система образования в Бельгии является неоднородной и в основном финансируется и управляется на уровне земель: фламандских, немецкоязычных и французских. Федеральное правительство играет несущественную роль в финансирование местных учебных заведений. Начальное образование является обязательным. Во всех громадах следуют одинаковым этапам обучения: базовое, дошкольное, начальное, среднее, высшее, образование в университете и профессионально-техническое обучение. По индексу образования ООН страна занимает 18-е место. ВВП на душу населения — $38826.

  1. Чехия

Образование является бесплатным и обязательным до 15 лет. Обучение в основном состоит из пяти этапов, включая дошкольное, начальное, среднее образование, колледжи и университеты. ВВП на душу населения — $28086.

  1. Швейцария

Вопросы образования решаются исключительно на уровне кантонов. Начальное образование является обязательным. 10 из 12 вузов в конфедерации принадлежат и управляются кантонами, два находятся в федеральной юрисдикции: управляются и контролируются Государственным секретариатом по вопросам образования, науки и инноваций. Университет в Базеле имеет славную многовековую историю: он основан в 1460 году и прославился исследованиями в области медицины и химии. Швейцария занимает второе место после Австралии по числу иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. В стране относительно высокое число Нобелевских лауреатов. Страна занимает 25 место в мире в области науки, 8 в математике. В рейтинге глобальной конкурентоспособности Швейцария занимает 1-е место. ВВП на душу населения — $47863 (8-е место в мире).

Судя по представленной информации, деньги – важный фактор для развития системы образования, но далеко не единственный. Во всех странах-лидерах образование – это неотъемлемая часть культуры и образа жизни:

  • не только родители и преподаватели, но и сами студенты заинтересованы в получении образования, т.к. оно высоко ценится в обществе и монетизируется в процессе карьерного роста;
  • преподавание почетно в качестве карьеры и имеет высокий социальный статус, хотя оплата может быть относительно невысокой.

Если у вас подрастают дети, и по прочтении данной статьи вы вдруг задумались о переезде в Азию, приглядитесь к стране, которая намного ближе — Финляндии. Кстати, по рейтингу знания разговорного английского Финляндия заняла 4-е место в 2012 году. Хотите, чтоб детишки знали английский? Вот вам отличное место для учебы.

Что ещё может понравиться в школе у финнов:

  • обучение начинается с 7 лет;
  • домашних заданий не задают;
  • никаких экзаменов, пока ребенку не исполнится 13;
  • в классах ученики с разным уровнем способностей;
  • максимум 16 учеников в классах с изучением математики и естественных наук;
  • много времени на переменках каждый день;
  • учителя имеют степень магистров;
  • подготовка учителей оплачивается государством.

Если школа уже позади, тогда колледжи и ВУЗы Польши предлагают хороший уровень образования по ценам, сопоставимым с украинскими, — и неизмеримо лучшую материальную базу. Или Чехия. Или Германия. Или Канада…

А что же Украина с её 100% грамотностью? Успеет ли она заявить о себе в мировых рейтингах? Сможет ли?

Шансы ещё есть. Но только для этого нужно научиться превращать золотые батоны обратно в обычное оборудование физ и химкабинетов, компьютерных классов и лабораторий. И ни в коем случае не допускать обратных реакций.

По материалам MBC Times и проекта “ Pearson ”.

Считается эталоном академической подготовки. В основе системы обучения в Великобритании лежат многовековые традиции, но это не мешает ей быть современной и идти в ногу с новыми технологиями.

Дипломы английских школ и вузов ценятся во всем мире, а полученное образование служит отличным стартом для международной карьеры. Ежегодно более 50 тысяч иностранных студентов приезжают сюда учиться.

О стране

Великобритания, несмотря на свою консервативность, является одной из самых преуспевающих стран Европы. Она сыграла важную роль в создании парламентской демократии, развитии мировой науки и искусства, на протяжении нескольких веков именно эта страна была законодателем в мире искусства, литературы, музыки и моды. В Великобритании было сделано множество важных открытий: паровоз, современный велосипед, стереозвук, антибиотики, HTML и многие другие. Большую часть ВВП сегодня составляют сфера услуг, особенно банковское дело, страхование, образование и туризм, а доля производства уменьшается, занимая лишь 18% рабочей силы.

Великобритания - отличное место, чтобы попрактиковаться в английском и не только потому, что это государственный язык. Это также отличная возможность освоить «британский акцент» и познакомиться с культурой этой великой державы. Мифы о британской сдержанности несколько преувеличены - жителям будет интересно пообщаться с вами, а любой продавец в магазине с удовольствием поговорит о погоде и местных новостях перед тем, как выдать чек.

  • входит в топ-20 стран по уровню счастья по мнению аналитиков международного проекта «Сеть решений устойчивого развития» (2014-2016)
  • входит в топ-10 стран мира по уровню жизни Prosperity Index-2016 (5 место по условиям для ведения бизнеса, 6 место по уровню образования)
  • Лондон - 3 место в рейтинге лучших городов в мире для студентов (Best Student Cities-2017)

Среднее образование

Каждая британская школа имеет историю и многовековые традиции, передающиеся из поколения в поколение. Среди выпускников частных школ - члены королевской семьи и выдающиеся люди: принц Уильям и его отец принц Чарльз Уэльский, премьер-министры Великобритании Уинстон Черчилль и Невилл Чемберлен, математик и писатель Льюис Кэрролл, Индира Ганди и многие другие.

Большинство британских школ расположены в маленьких городах или вдалеке от населенных пунктов и окружены великолепной природой, что обеспечивает безопасность проживания и обучения ребят. Классы небольшие, по 10-15 человек, поэтому преподаватель хорошо знает каждого ученика и его особенности. Помимо основной программы важное место отведено творческим и спортивным занятиям - от хоккея на траве до гончарного дела.

Иностранные студенты могут поступить в частную школу-пансион в 14 лет на программу GCSE - программу средней школы, по окончании которой студент сдает 6-8 экзаменов и далее проходит на программы старшей школы A-level или International Baccalaureate (IB) . Если на A-Level школьник выбирает 3-4 предмета для изучения, то на IB – 6 из 6 тематических блоков: математика, искусство, естественные науки, человек и общество, иностранные языки, основной язык и литература. Ребята выбирают обязательные и дополнительные предметы, согласно своим планам на высшее образование. Начиная с 9 класса, со школьниками работают консультанты по поступлению в вуз, которые помогают определиться с направлением обучения, выбрать подходящие университеты и качественно подготовиться к подаче заявления.Диплом старшей школы позволяет ученикам поступать в университеты по всему миру.

Высшее образование

Великобритания - лидер в сфере высшего образования на протяжении уже нескольких веков. Высокое качество образования подтверждается независимыми рейтингами.

Конечно, самые известные вузы с безупречной репутацией, в которые стремятся попасть абитуриенты со всего мира, - это University of Oxford и University of Cambridge. Тем не менее, и другие британские вузы, например, University of Edinburgh, University of Exeter. University of Sheffield дают качественную подготовку во всех областях знания.

  • 6 британских вузов входят в топ-20 по рейтингу QS 2016/2017
  • 7 вузов - в топ-50 по рейтингу THE World University Rankings-2016
  • 8 вузов - в топ-100 Шанхайского рейтинга-2016

Foto: PantherMedia/Scanpix

Недавно британское издание The Times опубликовало рейтинг самых лучших систем обучения в мире. Этот рейтинг был основан на результатах, полученных при помощи Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) – теста, оценивающего грамотность школьников и их умение применять полученные знания.

Само тестирование происходит раз в три года, а участие в нем принимают подростки в возрасте 15 лет. Впервые тест был проведен в 2000 году, и первое место в нем заняла Финляндия. Как ни странно, через 12 лет наши скандинавские соседи показали точно такой же результат: первое место в тесте PISA. Места со второго по пятое заняли четыре азиатские страны: Южная Корея, Гонконг, Япония и Сингапур, обозначив тем самым высочайший уровень образования в целом регионе.

И лишь на шестом месте оказалась система образования Великобритании – пользующаяся неизменной популярностью на постсоветском пространстве. Седьмое место досталось Голландии, восьмое – Новой Зеландии, на девятой строчке в исследовании закрепились школьники из Швейцарии и на десятом – канадские подростки. Ни США, ни тем более Россия в первую десятку не попали.

В чем секрет успеха стран с самыми лучшими системами образования? Портал DELFI решил чуть более подробно рассмотреть системы образования первых семи стран из последнего списка PISA.

Foto: AP/Scanpix

В Финляндии дети в обязательном порядке поступают в школу в тот год, когда им исполняется семь лет. За год до этого дети получают право на предварительное начальное образование, которое может быть реализовано в детском саду или школе. Но оно не является обязательным.

Первые шесть лет своего обучения финские школьники не получают оценок и не корпят дома над тетрадями и учебниками в попытках решить домашнее задание. Тоже самое касается и экзаменов – это редкость в начальных классах финских школ.

Все дети, вне зависимости от своего уровня знаний, занимаются вместе. Отчасти это является причиной того, что разница между самым способным и самым бездарным учеником в Финляндии не является величиной катастрофической.

Максимальное количество учеников в классе – 16 человек. Это позволяет учителям уделять внимание каждому конкретному ученику, а детям больше времени проводить не в попытках расслышать, о чем говорит преподаватель, а занимаясь практическими заданиями.

Ученики основной школы в Финляндии проводят на переменах до 75 минут в день по сравнению с 29 минутами в США.

Учителя при этом проводят непосредственно перед аудиторией не больше четырех часов в день и два часа в неделю посвящают исключительно профессиональному росту.

Вообще в Финляндии к учителям относятся с большим уважением, но и требуют от них многого. Каждый учитель в стране должен иметь степень магистра. При этом для того, чтобы попасть на свою первую работу в школу, нужно быть как минимум с 10% лучших выпускников своего курса.

Популярность профессии в стране говорит сама за себя: в 2006 году на 660 мест учителей основной школы претендовали 6 600 человек. При этом средняя зарплата учителя в Финляндии составляет около 25 000 евро в год.

Foto: Reuters/Scanpix

В школу корейские дети идут с шести лет. До этого в стране есть возможность отдать ребенка в детский сад (с трех лет), в котором происходит начальное обучение, но это совершенно не обязательно.

Начальная школа длится в Южной Корее шесть лет (с 6 до 12 лет ребенка), после чего тот переходит в неполную среднюю школу, в которой учится до 15 лет. Чаще всего дети поступают в школу, которая находится рядом с их домом и не имеют возможность выбрать себе учебное заведение до тех пор, пока в 15 лет им не придется сделать выбор между дальнейшим профессиональным или академическим образованием в так называемой старшей средней школе.

Школьную программу в стране разрабатывает Министерство образования, науки и техники, каждые 10 лет она пересматривается. Каждая школа должна обучить своих учеников перечисленным в ней дисциплинам. Тем не менее, руководство учебного заведения имеет право добавить в список предметов что-то свое.

В начальной школе учениками занимается один учитель. Он преподает этику, корейский язык, математику, основы естественных и общественных наук, музыку и рисование. Кроме того в школах в обязательном порядке детям прививают навыки решения разнообразных проблем, традиции и культуру страны, а также укрепляют основные жизненные принципы, описывая реальные "случаи на производстве" .

Неполная средняя школа, в которую дети поступают в 12 лет, предъявляет к своим ученикам гораздо более серьезные требования: подростки проводят в школе по 14 часов в день по пять дней в неделю. При этом общее количество учебных часов в год достигает тысячи. Количество студентов при этом в одном отдельно взятом классе возрастает с примерно 26 до 35 человек.Никаких экзаменов для перехода в следующий класс в Южной Корее не предусмотрено. Ученики переходят дальше исключительно в силу возраста. Вступительные экзамены придется сдавать лишь перед поступлением в старшую среднюю школу в 15 лет. Вместо этого южнокорейских учеников регулярно оценивают по нескольким параметрам вроде успеваемости по предметам, внеклассной активности и посещаемости уроков, особым достижениям и нравственному развитию. Все эти данные, тем не менее, не будут использованы раньше, чем подросток примет решение, куда ему поступать.

Учитель – очень уважаемая в Южной Корее профессия, не в последнюю очередь из-за стабильности работы, отличных условий труда и достаточно высокой заплаты. В среднем учитель может рассчитывать на 41 000 евро в год, а множество предусмотренных "плюшек" могут повысить эту сумму до 62 000. Все учителя обязаны иметь степень бакалавра, а набор преподавательского состава осуществляется из 5% лучших выпускников университетов.

Foto: AP/Scanpix

Система образования в Гонконге сильно напоминает по своей структуре южнокорейский вариант. От трех до шести лет дети посещают садик, где к их услугам дошкольное образование, предоставляемое в отличие от Южной Кореи частными организациями. В шесть лет ребенок поступает в начальную школу, в 12 переходит в неполную среднюю, где учится до 15 лет. Напоследок его ждут два года в старшей средней школе.

В Гонконге ученики не привязаны так сильно к своему месту жительства и той школе, которая расположена рядом. До 50% учеников школы могут не проживать в ее ближайшем окружении. При этом, впрочем, стоит учесть, что порядка 60% от общего числе не живущих рядом со школой студентов зарезервировано под детей персонала школы и родных братьев и сестер тех детей, которые уже учатся в данном учебном заведении.

Никаких экзаменов в первые шесть лет обучения для детей не предусмотрено. До 2012 года система образования в Гонконге предусматривала два экзамена: один после окончания неполной средней школы и второй после завершения обучения в старшей средней школе. С будущего года экзамен останется только один – после окончания всего цикла обучения.

В гонконгских школах есть несколько программ обучения: утренние, после обеда или рассчитанные на весь день. Большинство учебных заведений придерживается последнего варианта.

Многие программы предусматривают не только обучение подростков в классах, но и их активное практическое применение вне пределов школы. Обучение ведется на китайском языке, английский используется в качестве второго учебного языка.

В Гонконге, как и в Корее, большое количество усилий направлено на модернизацию процесса обучения и максимальному сокращению бумажных источников информации в учебном процессе.

Не смотря на значительное количество учеников в классе – порой их число может достигать 40 человек – учитель в Гонконге проводит непосредственно перед аудиторией всего 10-12 часов в неделю.

Foto: AFP/Scanpix

Вариант японского школьного образования минимально отличается от некоего общего азиатского "стандарта": опциональные три года обучения в детском саду, затем шесть лет начальной школы, после чего три года неполной средней и еще три старшей средней школы.

Обязательными для японских школьников являются шесть лет начальной школы и три года неполной средней. После чего 15-летний подросток может хоть вообще не учиться, однако почти 95% японских школьников выбирают дальнейшее обучение в стершей средней школе.

Среди обычных для начальной школы предметов вроде родного языка и литературы, арифметики, общественных наук, музыки и физкультуры, встречаются также нравственное воспитание и самоконтроль.

В начальной и неполной средней школе японские учителя используют принцип "целостного обучения", что значит, что в каждый момент времени все ученики в классе работают над одной и той же задачей. Несмотря на это уроки редко принимают форму лекции, чаще всего это совместное обсуждение или работа над проектами и общими заданиями.

До недавнего времени японские школьники были вынуждены проводить в школе шесть дней в неделю, делать невозможное количество домашних заданий, а между этими двумя вещами еще и находить время для репетиторов (особенно в момент подготовки к экзаменам в университет). Новые реформы сократили школьное расписание в Японии до пяти дней в неделю, однако количество задаваемого на дом материала не изменилось. Прибавим сюда короткие летние каникулы и получим портрет типичного японского школьника, замученного внеклассным обучением чуть ли не больше всех остальных его ровесников из других стран мира.

Экзамены в японских школах проходят по окончании неполной средней школы и старшей средней школы и имеют большое влияние на то, куда попадет ученик на следующем этапе обучения. В течение же всего курса обучения в школе учителя оценивают студентов при помощи разнообразных тестов и домашних работ. Классные руководители при этом проводят большое количество времени со своими учениками не только в стенах школы, но и за ее пределами.

Профессии учителя в Японии является весьма уважаемой и достаточно сложной для того, чтобы ее получить. Только 14% стремящихся стать учителями, получают в итоге дипломы педагогов и лишь 30-40% получивших находят себе работу в качестве учителя.

Средняя зарплата учителя после 15 лет работы в школе составляет порядка 38 000 евро в год, а проводят они в классах почти в два раза меньше времени, нежели их коллеги в США (27% от их общего рабочего времени по сравнению с 53%).

Foto: AFP/Scanpix

В школу в Сингапуре дети идут с шести лет. Обучение в ней разделено на несколько этапов, обязательным из которых является лишь первый – шесть лет начальной школы. Дальше идет средняя школа с множеством разнообразных вариантов, финалом – предуниверситетский курс.

В основной школе (там учатся до 12 лет) детей учат родному языку, английскому языку (в обязательном порядке), математике и множеству мелких, но важных предметов вроде эстетического воспитания, физкультуры, музыке и т.д. по окончании начальной школы детей ждет экзамен, который так и называется Primary School Leaving Examination.

После этого можно больше никуда и не поступать, но подавляющее большинство детей предпочитает потратить еще как минимум четыре года на обучение. В средней школе существует разделение по курсам: специальный (4-6 лет), экспресс (4 года), нормальный академический (5 лет), нормальный технический (4 года) и предпрофессиональный (1-4 года).

В зависимости от курса ученики получают Генеральное свидетельство об образовании разных уровней (в порядке возрастания – N, O или А) и могут или остановиться на этом, либо продолжить обучение дальше и по получении свидетельства уровня "А", поступить в университет.

Учителем в Сингапуре становится далеко не каждый желающий им стать. Потенциальных преподавателей отбирают из 30% лучших выпускников университетов. Но даже и это не всегда помогает стать учителем, поскольку конкурс на место в школе очень велик.

Помимо зарплаты – средняя в районе 35 000 евро в год – учителя в Сингапуре имеют шанс получить значительное количество бонусов, порой достигающих 30% их зарплаты. Сумма бонуса вычисляется по результатам строгой ежегодной проверки деятельности учителя, его профессиональных качеств, видимого потенциала и активного в работе родного учебного заведения.

Foto: Scanpix

Британская система образования, кажется, вообще не зависит от того, какое место страна занимает в тестах PISA – туда ехали, едут и ехать будут. Не в последнюю очередь из-за некоего налета элитарности британских учебных заведений. Особенно если речь идет о школе-интернате, возраст которой вспоминают не иначе как с благоговением.

Чаще всего подобные пансионы являются, во-первых, довольно элитными как с точки зрения собранного в них общества, так и с точки зрения финансов, необходимых для обучения там ребенка. А, во-вторых, выбранный пансион скорее всего будет исключительно для мальчиков или для девочек. В пользу раздельного воспитания приводится множество аргументов, точно также как и в пользу совместных школ, при этом ни один из них определяющим не является.

В целом образование в Великобритании начинается в пять лет, когда ребенок поступает в начальную школу. Обучение в ней длится до 12 лет, причем домашних заданий в это время в английской школе может и не быть.

Эта возможность появилась у учителей начальных классов в начале 2012 года, когда министр образования страны заявил, что теперь каждый учитель будет решать сам, задавать ли ему что-то на дом или обойтись другими средствами. Проверка усвояемости материала чаще всего проводится при помощи эссе или проекта, который необходимо выполнить. Впрочем, для учеников средней школы такие послабления вводить отказались.

Обучение в начальной школе заканчивается экзаменом – Common Entrance Examination. Успех при сдаче экзамена – билет в среднюю школу. Там подросток проводит еще несколько лет и в 16 лет сдает очередной выпускной экзамен – GCSE (сертификат о получении общего среднего образования). Наличие этого сертификата является обязательным условием для всех учащихся в Великобритании.

Школы в Великобритании также стараются придерживаться тех правил, которые сформировались когда-то давно и с тех пор являются неотъемлемой частью британского образования – обязательная школьная форма, активное участие в благотворительности, регулярные социальные работы.

До 8 лет занятия чаще всего ведутся одним учителем, после этого появляются учителя-предметники и большее внимание начинает уделяться тому, что является необходимым для успешной сдачи выпускных экзаменов в школе.

В закрытых школах-пансионах обучение может происходить на индивидуальной основе или в группах, где дети собраны по способностям. Появляются также дополнительные предметы, которых может не быть в обычной школе. В этом нет ничего удивительного, поскольку частные школы в Англии имеют право не придерживаться национальной программы обучения. Чаще всего, в школах-интернатах оставляют костяк этой программы, просто добавляя к ней большое количество курсов, среди которых можно выбрать нужные.

Foto: Publicitātes foto

Дети в Голландии могут начать посещать дошкольные учебные заведения с трех лет, но чаще всего это происходит в 4 года, а с пяти лет является обязательным. С пяти до 12 лет лети в Нидерландах посещают начальную школу, после окончания которой им придется сдавать экзамен.

Результаты экзамена в значительной степени определяют, куда дальше пойдет учиться ребенок. Перед ним открывается три возможности: подготовительное среднее образование (VMBO) – 4 года, общее среднее или предуниверсистетское образование (HAVO) – 5 лет, предуниверситетское образование (VWO) – 6 лет. Впрочем, в первые два года обучения их образовательные программы практически копируют друг друга, что значительно облегчает переход между ними тех учеников, которые по каким-то причинам решили сменить программу в целом. Начиная с 2007 года, окончание одной из этих программ является для учеников обязательным.

Образовательную программу устанавливает голландское министерство образования, культуры и науки, но любая школа имеет право добавить в ее то, что посчитает необходимым для обучения. В начальной школе подростки учат сразу три языка – голландский, фризский и английский, математику, общественные науки, занимаются рисованием и физкультурой.

По окончании начальной школы проводится экзамен, который представляет собой тест с несколькими вариантами ответов на вопросы и предназначен скорее для выявления способностей подростка к тем или иным науках, недели для обычной оценки его знаний. Кроме того, учителя и директор школы составляют подробный отчет о работе того или иного ученика, который будет использован при поступление подростка в среднюю школу.

В течение процесса обучения знания учеников оцениваются привычными для нас методами: оценками за домашнюю работу, работу в классе и устными экзаменами.

Помимо прочего в работу школ обычно активно вовлечены родители учеников. Более 90% родителей выполняли для школ какую-то одноразовую случайную работу; 53% помогали в преподаванием в классах; 56% были членами родительских комитетов в разное время и 60% обеспечивали и обеспечивают помощь за пределами классной комнаты – в библиотеке, школьной газете, подготовке учебных материалов и т.д. Все это позволяет им быть в курсе всех проблем и успехов собственных детей и направлять их при необходимости в нужную сторону.

При этом Голландия сейчас испытывает недостаток в хороших, профессиональных учителях. И это не смотря на вполне приличную зарплату порядка 60 тысяч долларов в год, которую правительство страны пытается держать на уровне, одновременно с этим модернизируя способ получения соответствующего образования.

Placement code for key after_article not found.

Placement code for key m_after_article not found.

Заметили ошибку?
Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter!

Категорически запрещено использовать материалы, опубликованные на DELFI, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы DELFI иным способом без письменного разрешения. Если разрешение получено, нужно указать DELFI в качестве источника опубликованного материала.

Идеальной школы не существует ни в одной стране мира. Школьники, которые живут во Франции, Японии или США, тоже недовольны учителями, расписанием или системой оценок. «Мел» рассказывает о том, как устроено школьное обучение в разных странах и чем оно отличается от российского.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

1. Италия: 13 лет обучения и обязательная смена школ

В Италии учатся 13 лет, обязательно меняют школу два раза, не носят школьную форму и не устраивают выпускных вечеров. После пяти лет начальной школы, то есть когда итальянским детям исполняется 11 лет, они переходят в среднюю школу. Но это уже другая школа, с другими учителями и одноклассниками. И начинается она опять-таки с первого класса. Даже если это небольшой городок, шансов, что попадёшь в тот же класс, что и бывшая соседка по парте, довольно мало. По мнению итальянских учителей и родителей, такая система с раннего возраста учит детей приспосабливаться к новым обстоятельствам жизни и не бояться перемен.

Дальше - лицей. Все лицеи в Италии профильные. Поэтому школьник в 14 лет должен очень хорошо подумать, куда идти учиться дальше. И школьники, и родители заверяют, что 14 лет - это слишком рано, чтобы принимать такие важные решения. Но государство считает иначе, и система не меняется десятилетиями.

2.Франция: 20-балльная система оценок

Во Франции принята 20-балльная система оценок. Такая система призвана лучше отражать уровень знаний, она более точная, при ней «не схалявишь». А ещё, когда оценок всего пять (а на самом деле три), то учитель невольно натягивает их своим любимчикам и занижает тем, кого недолюбливает.

Каждый семестр родители по почте получают табель успеваемости своих детей. В нём перечислены все предметы и оценки по 20-балльной шкале с округлением до сотых, например, 14,72. Но на этом информация, которую может почерпнуть родитель из табеля, не заканчивается. В нём есть колонки, в которых указана оценка ученика по всем предметам в предыдущих семестрах, чтобы оценить динамику. Для каждого предмета указана средняя оценка по классу - можно быстро увидеть, каковы успехи ребёнка по сравнению с другими.

3. Япония: начало учебного года в апреле

В начальную школу японцы поступают в возрасте шести-семи лет, учебный год у них традиционно начинается в апреле. Японцы считают, что это лучшее время для начала нового этапа в жизни. Японская школа состоит из трёх ступеней: начальная (Сё: Гакко:), средняя (Тю: Гакко:) и старшая (Ко: то: Гакко:). В начальной школе учатся шесть лет, в средней и старшей - по три года. Таким образом, всего 12 классов, но обязательны из них лишь девять. При этом 94% ребят поступают в десятый класс. Японских школьников (да и студентов) называют одними из самых занятых и трудолюбивых людей в стране - у них уже в средней школе появляется огромное количество домашних и проверочных заданий.

Весь учебный год делится на три семестра: первый длится с апреля по июль, второй - с сентября по декабрь и последний, соответственно, с января и до конца марта. Но все каникулы уходят на подготовку к экзаменам и написание работ. Каникулы для японцев - это время, когда можно основательно сесть за учёбу. Так же проходят и выходные - за выполнением заданий. Экзамены начинаются с седьмого класса, проходят два или три раза в год, они одни из самых серьёзных проблем в жизни каждого японца.

4. Китай: летние каникулы длятся всего месяц

«Мы учимся, пока живы. И будем учиться, пока не умрём» - слоган китайского старшеклассника вовсе не фигура речи. В стране с почти полуторамиллиардным населением высшее образование - один из немногих, если вообще не единственный, социальных лифтов для тех, кто хочет чего-то большего, чем ежедневная миска риса.

Типичный распорядок дня китайского школьника чудовищен и с точки зрения санитарных норм, и просто по-человечески. Подъём не позже пяти утра и сразу же самостоятельные занятия. С 8.00 и до 16.00 уроки, а потом с 16.00 и до 21.00 - дополнительные занятия. Летние каникулы начинаются в августе и длятся всего один месяц, и то часть из них посвящается необходимой самоподготовке. Обычная летняя картина в торговых центрах с хорошими кондиционерами: сотни людей, совершенно не интересующихся шопингом, но корпящих над учебниками и тетрадями. Как правило, это старшеклассники, которые готовятся к главным экзаменам своей жизни - Гаокао (вступительные экзамены в вузы).

5. Великобритания: обучение хорошим манерам

Очень многие школы в Великобритании, даже государственные, - это пансионы. То есть ученики в них не только посещают занятия, но и живут. Поэтому все пансионы имеют большую огороженную территорию (по сути, маленький кампус), на которой размещаются учебное и жилое здания и обязательно спортивный центр. Если британская начальная школа уделяет большое внимание общности, то средняя делает ставку на образование и воспитание. Причём в понятие «образование» входит не только обучение, но и навыки риторики, работы с текстом и информацией, умение выступать перед аудиторией и понимание искусства - как классического, так и современного.

Воспитание английского джентльмена или юной леди - прерогатива самых элитных школ, но за умением вести себя в обществе следят и в школах попроще. Интересно, как все эти принципы коррелируют с реальностью: не секрет, что английские подростки считаются чуть ли не самыми задиристыми и хулиганистыми в Европе. В то же время все они обучены хорошим манерам и в нужный момент очень быстро «активируют» свои знания.

6. Финляндия: внимание к отстающим и расслабленная атмосфера

Ещё 30 лет назад система образования Финляндии была не просто отстающей, но и вовсе не рассматривалась как нечто достойное внимания. Сегодня это одна из самых эффективных образовательных моделей в мире. Её почти не критикуют. Даже радикально настроенные оппоненты финской образовательной системы признают, что её главное преимущество состоит в том, что она relaxed («расслабленная»). Правда, дальше они добавляют, что главный недостаток её же в том, что она too relaxed («слишком расслабленная»).

Комфортная среда, построенная на принципах гуманизма, предполагающих равенство и уважение ко всем участникам процесса, - вот отправная точка финского успеха. Однако внутри страны эйфорию разделяют не полностью. Местные считают всемирные дифирамбы, восхваляющие финскую школу, правомерными примерно на 75%. Определяющая цель финской системы - обязательно довести всех до среднего уровня. И в результате основной упор делается на то, чтобы помочь отстающим.

7. США: самостоятельный выбор дисциплин для изучения

Учебные дисциплины в американской школе делятся на несколько категорий. Гуманитарные науки, математика, точные науки, язык и литература и так далее. В каждой сфере за время старших классов (high school) надо набрать какое-то количество кредитов. «Кредиты» (ударение на первый слог) - это что-то вроде баллов. Ты должен собрать 10 баллов в точных науках; можешь взять две базовых математики по 5 баллов каждая в 9 и 10 классах, а можешь брать каждый год продвинутую математику и в итоге у тебя будет 30 баллов. Больше не запрещается, меньше 10 нельзя - диплом не дадут. Таким образом, нет привычной для нас системы: девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый классы со своими программами.

Вообще, учёба в США очень индивидуальная. Это проявляется даже в таких мелочах, как результаты контрольной. В американской школе учитель молча подзывает к себе и показывает твою отметку. И всё. Только ещё раз в полгода домой приходит табель успеваемости. Теоретически можно проучиться все 12 лет и без сверхусилий скрывать свою успеваемость.