Коррекция несовершенного навыка чтения у детей. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с ов

Многолетняя практика работы на логопедическом пункте с младшими школьниками обычных классов и классов компенсирующего обучения, нарушения чтения и письма находятся в прямой зависимости от состояния интеллекта ребенка и, влияя на весь процесс обучения в целом, оказывают негативное воздействие на психическое и речевое развитие. Выявляя эти нарушения у детей с речевой патологией и, определяя их патогенез в каждом отдельном случае, можно прогнозировать систему педагогического воздействия на ребенка. Основываясь на результатах проведенного обследования детей, определив причины и механизмы нарушения чтения, мы спланировали коррекционную работу, уделяя в одних случаясь больше внимания развитию фонематического слуха и звукопроизношения, в других - коррекции зрительного восприятия, в-третьих - развитию языкового анализа и синтеза или преодолению имеющегося у детей аграмматизма.

Устранения недостатков устной речи, чтения и письма на логопедических занятиях проводили одновременно

Рассмотрим следующие периоды работы по коррекции чтения:

Работа над звуковой стороной речи.

  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие темпо-ритмической стороны речи.

Работа по восприятию буквы и умению соотносить ее с соответствующим звуком.

  • развивать звукобуквенный анализ;
  • обучать детей обозначать звук соответствующей буквой;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • работать по развитию плоскостного синтеза букв.

На начальном этапе коррекционного обучения на каждом занятии необходимо включать упражнения по развитию фонематического восприятия, артикуляторной моторики, длительного выдоха, чувства ритма. С этой целью мы применяли следующие наборы упражнений.

Артикуляционная гимнастика для губ:

  • "Маятник" - губы вытянуть вперед, затем отвести в сторону до предела, зафиксировать, затем в другую сторону (5-6 раз).
  • "Мельница" - губы вытянуть вперед и делать круговые движения губ по часовой стрелке. Сначала в одну сторону, затем в другую (3-4 раза).
  • "Птенец" - одними губами, вытянутыми вперед, произносить (просить) слово "пить" (8-10 раз) и др.

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти:

  • "Обезьянки" - выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть на место. Затем постараться наоборот "задвинуть" назад (3-4 раза).
  • "Пила" - движения очень медленные, плавные нижней челюсти вправо, влево (3-4 раза).
  • "Ам" - очень медленно на звук "А" опускаем нижнюю челюсть и быстро захлопываем на звук "М" (3-4 раза) и др.

Артикуляционная гимнастика для языка:

  • "Укол" - кончиком языка постараться уколоть то одну, то другую щеку (5-6 раз).
  • "Жало" - вытянуть заостренный язык вперед и быстро спрятать (3-4 раза).
  • "Цокот" - пощелкать языком, спрятав звук в резонатор, т.е. при закрытом рте, затем то же самое, только рот открыт (3-4 раза) и др.

Работа над развитием длительного выдоха сначала проходила без участия речи, затем с речевым материалом. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Воспитывается нижнереберное, диафрагмальное дыхание. С целью контроля рука педагога кладется на область диафрагмы ребенка, а рука ребенка ощущает дыхательные движения педагога. Приведем некоторые упражнения для развития дыхания .

1. "Погреться на морозе". Дети вдыхают через нос и дуют на "озябшие" руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

2. "Вьюга". Перед детьми сюжетная картинка. По сигналу "Вьюга началась" дети тихо гудят: "У-у-у:". По сигналу "Сильная вьюга" дети громко произносят: "У-у-у:". По сигналу "Вьюга затихает" дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу "Вьюга кончилась" замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки: горизонтальное движение руки - дети гудят тихо, движение руки вверх - усиление голоса, движение руки вниз - уменьшение силы голоса.

Аналогично проводятся упражнения "Самолет", но здесь обращается внимание детей на то, что самолет летит на одной высоте, поэтому звук тянется на одном тоне, меняется только сила звука (самолет далеко - тихо, пролетает над нами - громко, самолет улетает - голос затихает).

Также проводились упражнения: "Задуть свечу", "Эхо", "Добавление фразы" и др. Очень детям нравились упражнения соревновательного характера (например: "Кто дольше протянет?"). Однако сначала дети пытались обманывать педагога: незаметно делая дополнительный вдох. После длительных объяснений о пользе правильного выполнения дыхательных упражнений - дети перестали прибегать к этому приему и, постепенно, их выдох стал более длительным.

Одновременно необходимо вести распознание букв, пройденных в классе, с помощью лентопротяжного транспаранта, на котором напечатаны буквы в той же последовательности, в которой они изучаются в школе. Здесь же предъявляются буквы, неправильно расположенные, с недописанными элементами.

Гласные буквы на первом этапе обозначаются красным цветом. Меня в окошке букву, логопед просит школьника назвать ее. Изменение картинки - буквы сначала в медленном темпе, а затем в быстром - это зрительно-артикуляционная зарядка. Здесь же можно предъявить небольшую таблицу букв, расположенных хаотично. Работа идет в двух направлениях: педагог показывает букву, а ребенок называет ее и наоборот. Еще один вариант задания. Ребенок должен назвать: а) все буквы написанные неправильно; б) все буквы, напечатанные правильно Логопед побуждает ребят доказать, почему запись неверна, просит объяснить, как надо расположить элементы букв правильно. Здесь целесообразно применить прием "письмо в воздухе" с употреблением слов, выражающих взаимное расположение на плоскости: справа, слева, выше, ниже, посередине, наискосок. Любой правильный ответ поощряется. Только после этого исправляются ошибки, по возможности - коллективно.

Затем следует подготовить детей к работе по слоговой таблице. Учащиеся запоминают, что такое столбик, строка (демонстрация тетради в линейку), пересечение строки и столбика (две дороги пересеклись: дети ищут пересечение и штрихуют его).

Детям, путающим написание букв, было предложено конструирование букв из спичек и палочек, дорисование буквы, обводка, раскраска, лепка из пластилина, работа с шаблоном, подчеркивание конкретных букв в крупном и мелком тексте. При стойком неузнавании буквы даем ее образец из наждачной бумаги, наклеенной на картон, для подключения к зрительно - слуховому восприятию, тактильной памяти путем ощупывания до 30 раз с открытыми и закрытыми глазами. Проводится диктант печатных букв для самопроверки. Открывается доска, на которой сделана правильная запись. Для данного вида работы подбираются буквы, похожие по написанию или фонетическому признаку.

Хорошо помогает запомнить буквы "буквенное лото", когда дети фишками накрывают названные буквы в словах, или игра, когда ребенку необходимо собрать букву (слог, слово, предложение), напечатанной на карточке, разрезанной на части по прямым и косым линиям. Предлагалось и более сложное задание - собрать букву из кусочков. Так идет развитие не только графомоторных функций, но и мыслительной аналитико-кинетической деятельности ребенка. Причем, если задание вызывало затруднение давалась опора (целостное изображение буквы) или мысль ребенка направлялась в нужное русло с помощью логопеда. Любую работу по узнаванию и конструированию буквы завершали ее четким проговариванием. Затем начинается работа над выделением ударного звука силой голоса и долготой с опорой на буквы. Такие фонетические зарядки по мере обучения усложняются и присутствуют на каждом занятии сначала как организующий момент, а затем как расслабляющий. Например,

1) Подключаем с целью акцентирования громкое или тихое похлопывание.

2) Дифференцируем:

а __________ Доктор смотрит горло больному.

аа - аа - аа Убаюкивание куклы.

ааа - ааа - ааа

у __________ Игра в паровоз.

уу - уу - уу

уа - уа - уа

ау - ау - ау Дифференцируются, дети ищут аналогию.

о___ о ____ о Плач ребенка, ауканье. Зубная боль. Стон.

ооо ооо ооо

Ежедневные короткие фонетические зарядки решают многие задачи и развивают умения:

  • выделить новый звук и установить его местонахождение в различных позициях, соотносить его с соответствующей графемой;
  • вырабатывать четкую дикцию, развивать силу голоса;
  • менять темп речи;
  • работать коллективно;
  • отрабатывать технику чтения;
  • формировать орфографическую зоркость.

Есть "домашние" дети, которые, зная все буквы, читать слитно слоги и слова не умеют, а читают по буквам. В данном случае важно определить, понимают ли они при побуквенном чтении смысл прочитанного, имеют ли они целостный образ данного слова или нет. В этом случае мы решали главную задачу - обучить ребенка сливать звуки в слоги. Но сначала необходимо было научить их воспринимать сразу две буквы (СГ).

Звуковой анализ прямого слога и дальнейшую работу по фонематическому анализу слова строили с опорой на схему звукового состава слова, которую конструировали из кубиков (крышек от бутылок) красного, синего и зеленого цвета в отличие от плоскостной схемы по методике В.Г. Горецкого. Кубики (крышки) удобны тем, что могут соединяться и раздвигаться в зависимости от задания педагога.

  • раздели слово на слоги;
  • выдели слоги - слияния;
  • раздели слово для переноса и т.д.

Замечено, что объемный звук лучше ощущается объемной формой кубика.

При обучении слитному чтению брали за основу слитный слог с ориентацией на гласную букву, чтобы подготовить ребенка к произнесению предшествующего согласного звука:

На, но, ны, ну - Н; ни, не, :. - Н

Упражнение "Музыкальная лесенка". Пропевание слогов по ступеням звукоряда в нисходящем направлении:

ле-ли-ле-ли-лей; леле-лили-леле-лили-лей;

лелелеле - лилилили - лелелеле - лилилили-лей.

Варианты сочетания слогов разнообразны.

Сначала при выполнении у детей отмечалось отсутствие слитности, слоги произносились отдельно. При выполнении второго этапа отмечалось отсутствие легкости звука. При выполнении третьего этапа отмечалось нечеткое произнесение согласных, поэтому применялся прием пропевания в более медленном темпе. В процессе систематической работы качество исполнения упражнения улучшилось. Так же использовались и другие упражнения.

Развитие ритма подготавливает детей к работе над звукослоговой структурой слова, над ударением, интонационной выразительностью. Сначала тренируют детей на восприятие и правильное воспроизведение звеньев из одинакового количества ударов. Далее даются сочетания звеньев, состоящих из различного количества ударов (слабые и сильные удары с короткими и длинными промежутками, с переходным акцентом). Переходный акцент можно сопоставить с логическим ударением в речи, поэтому он приобретает важное значение в ритмических упражнениях с речью.

1. "Имена и ритмы". Педагог предлагает детям посчитать: сколько слогов в имени Клим (сколько раз открываем рот, столько и слогов). Если слоги заменить хлопками, то получится один хлопок. Затем детям предлагается посчитать: сколько слогов в имени Оля (два, поэтому и хлопков надо сделать два). Теперь педагог предлагает найти в имени Оля ударный и безударный слог и сопоставить с ними хлопки: ударный слог - сильный хлопок, безударный - тихий хлопок. По ходу упражнения дети отхлопывают имена:

Затем детям предлагается отхлопать свои имена.

С этой же целью выполнялись упражнения на карточках

Фонетическая зарядка насыщалась чтением слогов (открытых и закрытых). С этой же целью выполнялись упражнения на карточках:

  • Выделение твердых и мягких согласных; выделение ударных слогов:

на - на - на на - ан - на на - на - на;

  • чтение закрытых слогов:

нан, нон, нун, нин: а

вырабатывается внятное артикулирование, увеличивается темп. Дети читают справа налево и наоборот. Делают вывод.

нан - нан - нан

нан - нан - нан

нан - нан - нан

  • изменение третьей буквы на изученные: Н, С, К, М:

Выделяем слоги, слова. Работаем над ударением.

Число слогов и слов увеличиваем по мере изучения гласных: Е, Я, Ё, Ю.

Развиваем внимание и память:

Вспомни, какие слоги мы читали, напечатай их сам и прочитай. Например, (на доске было) са, со, ас.

Игра "День и ночь" Что изменилось? (слоги переставляются, заменяются, убираются с наборного полотна).

Игра "Полубуковки" Слоги закрыты наполовину: сначала - верхняя часть, потом - нижняя. Сравниваются, когда они легче прочитывались.

Речевые зарядки сменяли другие виды работ. Они кратковременны (2 - 5 минут), проводятся громко, тихо, вводится дирижирование. По мере обучения в фонетическую зарядку включались и отрабатывались слоги, которые употребляются в словах, предъявляемых на занятиях, и вызывают затруднения при чтении:

г) чтение слогов с подготовкой: у - ту - сту - стул.

Эти сведения можно принять за основу для построения коррекционной работы. Учащиеся нуждаются в дополнительной коррекционной помощи по коррекции звуковой стороны речи и устранении ошибок, допускаемых ими при чтении. Причем, такую работу, по нашему мнению, можно вести на уроках чтения, родного языка, развития познавательных способностей.

Сколиоз очень опасное заболевание и запускать его очень опасно. Поэтому, чтобы не прибегать к хирургическому вмешательству, стоит пытаться решить эту проблему физическими упражнениями.

Благодаря удлинению спины позвоночник и ребра выравниваются, напряжение из мышц спины уходит.

1. Поза Кошки — поза Коровы
Если вы только приступили к занятиям, необходимо освободить позвоночник. Встаньте на четвереньки, установив ладони под плечевыми, а колени — под тазобедренными суставами. На вдохе поднимите голову и копчик, прогибая поясницу. На выдохе втяните копчик, округлите спину и отпустите шею. Повторите переход из Кошки в Корову 10 раз.

2. Адхо Мукха Вирасана (поза Поклона героя)
На выдохе вытяните руки перед собой. Сделайте глубокий вдох, направляя его в спину, в область сколиоза — где ребра сжимаются. На выдохе подайте ягодицы назад к пяткам и остановитесь на полпути. На вдохе растяните руки и таз в противоположные стороны. Направьте вдохи в корпус, чувствуя, как вытягиваются межреберные мышцы, удлиняются позвоночник и мышцы спины. Чтобы вытянуть ребра с вогнутой стороны позвоночника, переместите вес рук на противоположную (выпуклую) сторону. Держите ладони на ширине плеч. Направляйте дыхание в корпус и выполняйте позу таким образом в течение 1 мин. Затем опустите таз на пятки, а руки — по обеим сторонам от тела. Полностью расслабьтесь.

3. Трехчастное вытяжение у перекладины
1. Эту позу нужно выполнять у перекладины, крюков, балконных перил или раковины. Возьмитесь за перекладину и расставьте ладони на ширину плеч.
Не отпуская опору, отходите назад. Пусть позвоночник окажется в положении, параллельном полу, а стопы — прямо под тазобедренными суставами. Теперь продвиньте пятки вперед и поставьте их там, где до этого были пальцы. Вытянитесь назад, уведите ягодицы от перекладины. Выровняйте шею на линии позвоночника, не задирайте подбородок. Ощутите, как благодаря тяге рук позвоночник вытягивается по всей длине.
2. Продвиньте стопы ближе к перекладине и согните ноги в коленях так, чтобы бедра оказались параллельны полу, а колени — прямо над пятками. Потяните ягодицы вниз. Средняя часть спины при этом вытягивается вниз и расширяется в стороны от лопаток.
3. Продвиньте стопы еще на несколько сантиметров вперед. Глубоко присядьте. Вытянитесь назад, ощущая, как вытягивается нижний отдел позвоночника.

4. Уттхита Триконасана (поза Вытянутого треугольника)
В позе Треугольника ноги расставлены широко в стороны, а корпус наклоняется вбок. Из-за сколиоза вытяжение вправо и влево неравномерно (4а — неправильная версия). Вытягиваясь в ту сторону, с которой позвоночник вогнут, следует сделать акцент на его удлинении, не позволяя ребрам выступать наружу с противоположной стороны. Для этого используйте вариацию со стулом (4б — правильный вариант). Вытягиваясь в ту сторону, где позвоночник выпуклый, сделайте акцент на скручивании, выравнивая правую и левую стороны.

Предположим, у вас правосторонний грудной сколиоз. Наклоняясь влево, вы должны удлинять позвоночник. Расставьте стопы на расстояние 120 см. Разверните левую стопу наружу под прямым углом, а правую заверните внутрь на 45°. Потянитесь корпусом влево, сгибаясь в области паха. Руки при этом вытянуты в стороны. Опустите левую ладонь на спинку стула — так вам удастся расправить область ребер с вогнутой стороны позвоночника. Втяните правые ребра внутрь к позвоночнику так, чтобы обе половины тела стали параллельны полу. Обратите внимание, как при этом ребра в сжатом участке с противоположной стороны расправляются. Чтобы обеспечить себе устойчивость, прижмите наружный край правой пятки к стене. Если вы занимаетесь в классе, в котором есть настенные веревки, можно оплести одной правое бедро — это прекрасная вариация при поясничном сколиозе, в которой устойчивость возникает без лишних усилий. Вытягиваясь в противоположную сторону, нужно уменьшить выпуклость в спине (вариант 4в). Прижмите наружный край левой пятки к стене или используйте веревку вокруг левого бедра. Удлиняйтесь от тазобедренного сустава. Опустите правую ладонь на ногу, а основание левой ладони прижмите к крестцу. На вдохе опустите основание правой лопатки вниз, уводя ее от ушей, и втяните ее внутрь, раскрывая тем самым грудную клетку. На выдохе скрутитесь от области пупка, отводя левый локоть назад, выравнивая плечи на одной линии.

5. Вирабхадрасана I (поза Героя I)
В этой позе укрепляются не только ноги, но и поясничные мышцы. При сколиозе позу удобно выполнять в дверном проеме, опираясь о косяк — так вы сможете выровнять корпус и таз. Встаньте в дверном проеме так, чтобы пах задней ноги прижался к косяку. Пятка передней ноги располагается спереди, в 60 см от проема. Прижмите внутреннее бедро к косяку. Пальцы задней ноги находятся сзади в 60 см от таза. Выровняйте тазобедренные суставы параллельно друг другу, направьте копчик к полу. На вдохе вытяните руки над головой. Тянитесь вверх от верхней части спины, удлиняя ребра и позвоночник, удаляя их от таза. На выдохе согните правую ногу в колене под прямым углом — так, чтобы бедро было параллельно полу, а голень перпендикулярна. При этом колено правой ноги должно располагаться строго над правой пяткой. Левая нога полностью разгибается, левая пятка опускается к полу. Подтягивая позвоночник вверх, одновременно вытолкните заднюю ногу к полу. Если вам не удается опустить пятку на пол, положите под нее опору — кирпич или мешок с песком. Прижимая пятку вниз и выталкивая ее назад, вы включаете в работу глубокую поясничную мышцу.

Дополнительно о позах стоя вы можете узнать из книги Б. К. С. Айенгара "Прояснение йоги". Выполняя Уттхита Паршваконасану (позу Бокового угла), Ардха Чандрасану (позу Полумесяца), Паригхасану (позу Засова), помните о принципе бокового вытяжения при сколиозе. Паривритта Триконасана (поза Скрученного треугольника) и Паривритта Паршваконасана (поза Скрученного бокового угла) — это два скручивания в положении стоя, которые мы рекомендуем ученикам со средним уровнем практики.

Перевернутые позы
Даже при здоровом позвоночнике сила тяжести сдавливает межпозвоночные диски и в некоторых случаях может привести к грыже или ущемлению нерва. При сколиозе эта проблема наиболее выражена. Человек постоянно ощущает неравномерность силы тяжести. Перевернутые позы освобождают тело, в них можно выровняться без обычных искажений, которые привносит в позу сила тяжести. Перевернутые позы также укрепляют руки и спину, улучшают кровообращение позвоночника, головного мозга и внутренних органов. Они способствуют циркуляции лимфы и венозному оттоку.

6. Ардха Адхо Мукха Врикшасана (половинная Стойка на руках)
Стойка на руках — одна из первых перевернутых поз, которую осваивают в классах йоги. Она укрепляет руки по всей длине, создавая основу для Стойки на голове. Подтягиваясь вверх в Стойке на руках, вы учитесь удлинять позвоночник вопреки силе тяжести — а это особенно важно при сколиозе. Если вы не знакомы с полной Стойкой и пока не готовы ее освоить, попробуйте Ардха Адхо Мукха Врикшасану — она укрепит тело и внушит уверенность в себе. Чтобы разогреться, выполните позу 6а — Адхо Мукха Шванасану (позу Собаки мордой вниз), прижав пятки к стене. Поднимите правую ногу и вытяните пятку от себя, прижимая подушки под пальцами к стене. Опустите правую ногу вниз и поднимите левую. Эта работа укрепляет верхнюю часть спины, которая часто ослаблена при сколиозе. Она также учит равномерно удлинять обе стороны тела. Отдохните в позе Ребенка. Вернитесь к Адхо Мукха Шванасане. Затем поднимите обе ноги на стену в половинную Стойку на руках — 6б. Расставьте их на ширину бедер параллельно друг другу. Стопы должны быть на одной линии с тазобедренными суставами, не выше, а руки и корпус — выровнены по всей длине. Энергично прижмите пятки к стене. Расправьте лопатки, уводя их в стороны друг от друга и от ушей. Оттолкнитесь ладонями от пола, втяните локти. Если вам трудно, воспользуйтесь ремнем, обвязав им участок рук прямо над локтями.

7. Саламба Сарвангасана (Стойка на плечах)
Стойка на плечах избавляет от хронического напряжения в шее и плечах, которое столь распространено при сколиозе. Если вы новичок, воспользуйтесь дополнительными материалами, чтобы раскрыть грудную клетку и не дать весу сместиться на шею и плечи. Начните с вариации со стулом, валиком и стеной — 7а. Поставьте стул спинкой к стене на расстоянии примерно 30 см. Положите на сиденье коврик и одеяло. Перекиньте другое одеяло через спинку. Положите на пол перед стулом валик. Сядьте на стул лицом к стене и медленно отклоняйтесь назад, входя в позу. Опустите плечи на валик, а голову — на пол. Возьмитесь за задние ножки стула и поднимите ноги, прижимая стопы к стене. Расслабьте глаза, направляя взгляд в сторону грудной клетки. Находитесь в позе 5-10 мин. Чтобы выйти из асаны, медленно соскользните со стула и опустите ягодицы на пол.
По мере освоения позы переходите к вариации у стены без стула — 7б. Положите четыре сложенных одеяла на пол у стены, лягте на них, приблизив ягодицы к стене. Расположите плечи на краю одеял, поднимите ноги вверх и прижмите их к стене. Согните ноги в коленях, поднимите ягодицы и переместите вес на плечи. Сцепите пальцы рук в замок, но не сгибайте руки в локтях. Разверните плечи. Опустите ладони на спину и, поддерживая себя, вытянитесь вверх. Поочередно выпрямите ноги (со временем вы сможете выпрямлять их одновременно). Балансируйте. Если вы устали, опустите ноги на стену, продолжая вытягивать их. Поначалу выполняйте позу в течение 1 мин., постепенно увеличивая время пребывания до 5-10 мин. Чтобы выйти из позы, опустите спину на одеяла и, продолжая выталкивать пятки, опускайтесь до тех пор, пока копчик не прижмется к стене.

По мере освоения этих асан можно попробовать Пинча Маюрасану (Баланс на предплечьях). Как только руки и спина укрепятся, вы сможете приступить к Саламба Ширшасане (Стойке на голове).

Прогибы назад
Лично для меня прогибы назад оказались наиболее полезным классом поз. Они не только укрепили спину, но и избавили ее от напряжения. Благодаря им тело стало более свободным и подвижным, в частности с "выпуклой" правой стороны.

8. Пассивный прогиб на валике
При сколиозе часто возникают судороги мышц. И хотя прогибы при этом оказывают существенную помощь, их следует выполнять мягко, без усилий. Чтобы раскрыться, нужно научиться расслаблять мышцы спины. Пассивные прогибы всячески этому способствуют.
Сверните плотное одеяло в рулон или воспользуйтесь валиком. Лягте на опору так, чтобы лопатки оказались на краю, а голова и плечи — на полу. Вытяните ноги, выталкивая пятки от себя — это не позволит пояснице сжаться. Поднимите грудину. Опустите подбородок к грудной клетке и удлините сзади шею. Вытяните руки за головой и по возможности опустите их на пол. Ощутите, как в процессе дыхания грудная клетка равномерно поднимается и опускается. Направляйте вдохи внутрь корпуса, расширяя сжатые участки грудной клетки, раскрывая ее. Если с выпуклой стороны спина давит в опору сильнее, поместите под этот участок небольшое сложенное вчетверо полотенце — спина должна равномерно прижиматься к опоре. Этот же пассивный прогиб можно выполнять, свешиваясь с края кровати.

9. Шалабхасана (поза Саранчи)
Шалабхасана крайне необходима при сколиозе, поскольку эта поза укрепляет мышцу, выпрямляющую позвоночник, а также заднюю поверхность бедер, что обеспечивает необходимую опору для позвоночного столба в прогибах назад.
Лягте на живот и вытяните руки в стороны на уровне плеч. На выдохе оторвите от пола голову и грудную клетку. Не расслабляйте ягодицы и плотно прижимайте бедра к полу. Удлините руки в стороны так, чтобы лопатки удалялись от позвоночника.
При этом ладони находятся ниже уровня лопаток.
На выдохе опуститесь вниз. Повторите 3-5 раз.
Вытяните руки перед собой и почувствуйте, как мышцы спины удлиняются. Поднимите руки и опустите ладони на сиденье стула, предварительно поставленного перед собой. Еще раз вытяните руки и отодвиньте стул подальше от себя, удлиняя позвоночник. Мягко поднимите живот и плавающие ребра. Плотно прижимайте ладони к сиденью стула, а бедра — к полу, поднимая позвоночник еще выше. На выдохе опуститесь вниз. Выполните позу 3-5 раз. Одновременно с руками можно поднимать вверх ноги.

По мере освоения прогибов переходите к более сложным позам — Дханурасане (позе Лука), Уштрасане (позе Верблюда) и Урдхва Дханурасане (позе Перевернутого лука).

Скручивания
Развороты корпуса вбок помогают раскрутить позвоночник, а потому обязательны, если у вас сколиоз. Перед скручиваниями необходимо удлинить позвоночник.

10. Бхарадваджасана со стулом (поза Мудреца Бхарадваджи, вариация)
Сядьте на стул правым боком и возьмитесь руками за спинку. Плотно прижмите стопы к полу, соединив колени и лодыжки. На вдохе удлините позвоночник, на выдохе мягко развернитесь от области пупка, вытягивая ребра в противоположную сторону от таза. Чтобы скрутиться глубже, отталкивайтесь правой рукой от спинки стула, а левой притягивайте себя к стулу, уводя левую лопатку в сторону от позвоночника. Направляйте вдохи в корпус во время скручивания. С каждым выдохом скручивайтесь глубже.
На выдохе медленно выйдите из позы. При правостороннем грудном сколиозе вы должны сделать акцент на скручивании вправо. Выполните скручивание дважды в обе стороны, но вправо задержитесь в нем подольше.

Со временем добавьте другие скручивания в положении сидя — Маричиасану (позу Мудреца Маричи), Ардха Матсиендрасану (половинную позу Царя рыб).

Наклоны вперед
Наклоны вперед позволяют ослабить глубокое напряжение в спине и плечах. Чем дольше вы находитесь в этих позах, тем глубже расслабление.

11. Джану Ширшасана (Наклон головы к колену)
Сядьте на самый край сложенного одеяла. Вытяните ноги перед собой. Отведите плоть ягодиц в стороны от седалищных костей. Согните правую ногу в колене и приведите пятку к правому паху. Мягко опустите колено в сторону. Наклонитесь вперед к левой ноге, совершая это движение от тазобедренных суставов. Поднимите позвоночник, опустите лопатки, уводя их от ушей, и втяните их внутрь, раскрывая грудную клетку. Такая работа помогает справиться с сутулостью, которая часто встречается у людей со сколиозом. Чтобы как следует раскрыть грудную клетку, мягко оттолкнитесь от стула. Положите мешок с песком (или пакет с гречкой) на выступающую сторону позвоночника. Если можете наклониться глубже, положите валик или одеяло поперек выпрямленной ноги и опустите лоб на эту опору. Выполните позу в другую сторону.
В том же духе можно выполнять Пашчимоттан-асану (Наклон вперед из положения сидя) и другие наклоны. Не пренебрегайте дополнительными материалами: используйте стул, мешок с песком, валик.

Завершать практику необходимо Шавасаной (позой Мертвеца) и наблюдением за дыханием.
Для страдающих от сколиоза расслабление — дело довольно сложное из-за зажатых мышц, поддерживающих неровный позвоночник. Б. К. С. Айенгар советует в Шавасане подкладывать под западающую часть спины сложенное полотенце, чтобы выровнять тело и заполнить пустоту. В позе необходимо ощущать позвоночник, равномерно расширяя обе стороны грудной клетки. Перемещать внимание по всему телу, отслеживая участки напряжения и расслабляя их. В позе желательно оставаться по меньшей мере 10 мин.
По мере расслабления в Шавасане ум становится спокойным, и именно в этот момент может начаться настоящее исцеление. Исцеление — это не физический акт, оно затрагивает глубокие слои ума и духа. В течение жизни мы сталкиваемся с трудностями, которые, как и наш искривленный позвоночник, могут стать болезненными помехами. Учась ответственности за исцеление своей спины и относясь к ней внимательно и чутко, мы также учимся правильно реагировать на полученные эмоциональные и физические травмы. Благодаря йоге мы обнаруживаем, что искривленному позвоночнику присуща мудрость. И сила в том, чтобы мы учились проживать свои жизни чутко, благородно и уравновешенно.

* Раздел написан Б. Н. Боденко.

В каждом классе есть учащиеся, которые не овладева­ют навыками чтения на уровне требований школьной про­граммы в установленные ею срок. Обучаясь во 2, 3 и бо­лее старших классах, они не умеют читать правильно, бегло, осознанно, выразительно. Очевидно, что с такими учащимися должна специально проводиться коррекционная работа. Виды ошибок чтения достаточно разнообраз­ны. А если учитывать еще и индивидуальные различия в проявлении этих ошибок, то при выборе способов кор­рекции можно оказаться в весьма затруднительном поло­жении.

Недостаточное овладение навыком чтения может на­блюдаться у детей с нормальным интеллектом, сохран­ной речью, полноценными зрением и слухом.Тем не ме­нее несформированность отдельных психологических механизмов может стать серьезным препятствием при обучении основным учебным умениям.

Нарушения навыка чтения (при отсутствии, разумеет­ся, патологии) связаны в большей степени с недостаточ­ной сформированностью у учащихся самоконтроля. О сформированности самоконтроля можно судить по тому, как учащийся соотносит результат своих учебных действий с образцом (целью) и устраняет несоответствие между образцом и реальным достижением еще в процессе деятельности. Как правило, у всех неуспевающих учащих­ся самоконтроль не сформирован.

Такой взгляд позволяет выделить следующие структур­ные компоненты коррекционной работы: образец; реаль­ное достижение ученика; рассогласование между образцом и реальным достижением ученика; рекомендации по изме­нению характера и структуры учебных действий ученика.

Коррекционную работу, как правило, приходится вес­ти с неуспевающими учениками, имеющими твердую «двойку». Оценка «2» ставится за превышение допусти­мого уровня ошибок. Величину этого превышения «двой­ка» не отражает. Ставя «2», учитель может отметить уст­но, что раньше Вова делал больше ошибок, а теперь меньше, стал читать лучше, но «тройку» ему ставить еще рано. В условиях коррекционной работы необходимо ста­вить цель – довести число ошибок ученика до уровня, ко­торый оценивается не ниже «тройки».

Результаты работы удобно фиксировать в виде графи­ка «Наши успехи», приведенного ниже. Ученик наглядно увидит, как кривая его успехов будет подниматься вверх. И хотя она еще не достигла уровня «тройки», но от пер­воначального уровня отстоит уже далеко.

Зона «пятерки» соответствует 98-100%-ному качеству чтения, зона «четверки» – 95-97%-ному, зона «тройки» -90-94%-ному. Границы зон выбраны на основании ана­лиза качества чтения учеников, имевших соответствую­щие оценки, и на основании мнения учителей. Процент качества рассчитывался обычным способом как отноше­ние числа верно прочитанных слов к их общему количе­ству, умноженное на 100.

Понятие «процент» детям младшего возраста не сооб­щают. Граница зон проводится для текста с определен­ным количеством слов относительно конечного числа ошибок.

Видя свои успехи, ученик начинает охотнее занимать­ся, он не боится прочитать плохо, появляется вера в соб­ственные силы, укрепляется доверие к учителю.

Расчет и график качества чтения ведутся как по каж­дой части читаемого текста, так и по всему тексту цели­ком. Это позволяет выделять ту часть текста, которая чи­тается хуже всего и требует к себе особого внимания.

Однако наибольшую диагностическую ценность име­ет анализ качества чтения по интервалам времени. Под­считывается количество ошибок и неоправданных пауз за каждые 30 или 60 с. Определяются слова, вызвавшие потерю темпа и качества чтения. Если удается установить какую-либо закономерность, например затруднения в чте­нии слов с сочетанием согласных, то впоследствии рабо­ту ведут над такими словами, если нет, то трудные слова подчеркивают в тексте красным карандашом, и ученик должен читать их особенно внимательно.

Для того чтобы кривая успехов шла все время вверх, важно тщательно анализировать допущенные учеником ошибки. Частичный анализ допущенных ошибок, вы­деление тех, которые встречаются чаще всего, позволя­ют четко ориентировать направление коррекционной работы.

Так, у одного из учащихся 1 класса ошибки при чте­нии слов с буквой «б» составляли 26% от общего числа ошибок на согласные. После работы над буквой и звуком «б» уменьшилось общее число ошибок. В чтении другого ученика – пятиклассника из 19 ошибок, вызванных труд­ностями в соблюдении пауз, 7 пауз (37%) пришлось на со­гласную «в» в начале слова. А всего буква «в» встрети­лась в этой позиции 11 раз, т.е. в 64% случаев ученик не справился с предъявленным требованием. Работа по уве­личению скорости распознавания и считывания одной лишь буквы «в» в начале слова (ученик смешивал русское и английское прочтение этой буквы) позволила резко по­высить качество чтения у данного учащегося.

После того как выделена буква (или тип слога, или вид слов), дающая для данного ученика самый большой про­цент ошибок, работа может строиться в двух направле­ниях: 1) увеличение нагрузки по количеству и по времени на эту букву (тип слога, вид слов); 2) исключение из чита­емых текстов слов с этой буквой, составление для чтения списка слов, не имеющих этой буквы (типа слога, вида слов). Смысл первого направления очевиден – трениров­ка. А второе направление позволяет создать атмосферу успеха, безошибочного чтения, сформировать положи­тельную установку на чтение.

Хорошим показателем устойчивости формирующего навыка чтения может служить отношение верно прочи­танных слов к числу ошибок при первичном чтении не­знакомого текста. Разделив число верно прочитанных слов на число ошибок, получим среднюю длину участка чтения без ошибок. Например, у одного из учащихся этот показатель изменялся так: 1-е измерение – 5 слов от ошиб­ки до ошибки, 2-е (после ряда коррекционных занятий) -13 слов, 3-е – 30 слов от ошибки до ошибки при первич­ном чтении незнакомого текста. Изменялись и максималь­ные значения числа правильно прочитанных слов между двумя ошибками: 15, 48, 58 слов соответственно.

Показатель «длина участка чтения без ошибок» позво­ляет учителю, психологу, родителям обоснованно выби­рать объем вводимого для первичного чтения текста, ис­кусственно поддерживать процент качества на уровне, не вызывающем отрицательных эмоций у ученика. Пусть, для примера, два ученика читали один и тот же текст. Оба, прочитали по 150 слов, сделали по 15 ошибок. Качество чтения у них одинаковое – 90%. Средняя длина участка чтения без ошибок тоже одинаковая – 9 слов. Но макси­мальное значение длины участка без ошибок первого уче­ника 20 слов, а второго – 60 (несколько ошибок у этого ученика прошло подряд). Ясно, что для первого ученика увеличивать длину читаемого текста рискованно. А вот для второго ученика можно выбрать текст и побольше: вероятность того, что он не ошибется при чтении еще 30 добавленных слов, достаточно велика. Тогда его процент качества изменится и станет равен 92%. На графике будет хорошо видно, что первый ученик близок к «двойке», а второй приблизился к «четверке».

Интересен опыт массовой коррекции навыка чтения с опорой на показатель «длина участка чтения без ошибок».

Ученикам 1 класса одной из московских школ было предложено принять участие в соревновании по чтению. Каждый участник должен был читать любой заранее под­готовленный текст, т.е. число самостоятельных трениро­вочных чтений не ограничивалось. Контрольное чтение шло без учета скорости, только на правильность. Когда ученик допускал первую ошибку, его чтение сразу преры­валось и результат – число верно прочитанных слов до пер­вой ошибки – заносился в таблицу, висевшую на стене в классе. При последующих попытках (в тот же день или в другие дни) опять записывался результат чтения в данной попытке, а рядом через дробную черту сумма слов, прочи­танных за все попытки. Условиями соревнования запреща­лось повторно читать один и тот же отрывок. Выбороч­ные результаты соревнования представлены в табл. 1.

Практические приёмы коррекции нарушения чтения у младших школьников на логопедических занятиях

Проблема выявления и коррекции нарушения чтения (дислексии) у детей тревожит и педагогов, и родителей. Но больше всего от дислексии страдает сам ребёнок. Подобные трудности являются причиной школьной дезадаптации и снижения учебной мотивации.

Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

То есть нарушения письма и чтения могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, но у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, препятствующих овладению чтением и письмом.

Следует обратить внимание, что на начальных этапах обучения грамоте ошибки чтения встречаются у многих детей. Это не показатель дислексии. На начальных этапах обучения навыки чтения только формируются. Со временем у большинства детей ошибки исчезают. У детей с дислексией ошибки остаются и носят стойкий специфический характер.

Виды дислексии.

1. Фонематическая дислексия - этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (например, твердость - мягкость; звонкость - глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы - козы; дом - том - ком) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла.
Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
Отмечается также: побуквенное чтение; звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)

2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).

3. Аграмматическая дислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи.

При этой форме дислексии наблюдается:

изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);
неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);
изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.
4. Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).

5. Мнестическая дислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок.

1. Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (Х-Ж: П-Н, 3-В и др.).

2. Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочередно, ("бухштабируются", нанизываются одна на другую (Р, А, М, А).

3. Искажения звука-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлениях звуков, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов и др.

4.Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдается расстройства технической стороны

5.Процесса чтения.

6.Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.

У детей, страдающих дислексией, наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они неправильно оформляют свою речь, ошибаются в употреблении слов, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, у них наблюдаются инверсии.

Причины дислексии.

1. Нейробиологические причины связаны с недоразвитием или поражением головного мозга в разные периоды развития ребенка (период беременности, родов и после родовой период). В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе чтения.
2. Наследственность как выяснилось, дислексия является синдромом с наследственной обусловленностью. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70%. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии.
3. Социально-психологическиепричины. К таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность.
Подобные нарушения создают трудности в усвоении ребёнком школьной программы.

Диагностика чтения у учащихся начальных классов является частью комплексного обследования состояния письменной речи. Для обследования чтения учитель-логопед подбирает текст в соответствии с возрастными особенностями. Если ребенок, читая материал, испытывает большие трудно-сти, можно предложить текст более легкий и в процессе коррекционной работы постепенно усложнять речевой материал.

При обследовании навыка чтения обращается внимание на следующие компоненты:

Способ чтения;
-правильность;
-выразительность;
-осознанность;
-темп.
Задача логопеда и родителей - организовать занятия с ребенком, насыщенные упражнениями и игровыми заданиями по коррекции дислексии.

Формирующая работа с детьми с нарушением чтения должна проводиться комплексно педагогом класса, логопедом с активным привлечением родителей в коррекционный процесс.

Основные методы логопедической работы с детьми с дислексией:

1. Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.

2. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

3. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.

4. Зеркально-симметричное рисование обеими руками.

5. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко.

6. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.

7. Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».

8. Метод «озвученного» чтения.

9. Метод словесных анаграмм.

10. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Предлагаю задания и игры, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

При фонематической дислексии:

Задания при фонематической дислексии подбираются по трем направлениям:

Развитие звукового анализа и синтеза;
-развитие слогового анализа и синтеза;
-развитие языкового анализа и синтеза на уровне определения количества, последовательности и места слов в предложении.
упражнения:

Придумать слова, начинающиеся на определенный звук, например: [Р]: радость, робот, радуга (звук в середине слова - корка, парта, пирог; звук в конце слова - комар, помидор);
-придумать слова с тремя, четырьмя или пятью звуками;
-поднять цифру с количеством звуков в слове;
-придумать цепочку слов, в котором слово начинается на тот звук, которым заканчивалось предыдущее слово (кот - тапки - ириска - ананас - сон - носок - корона…);
-распределить картинки в зависимости от количества слогов в слове;
-составить слово из первых слогов слов на предлагаемых картинках, например: из слов «дорога», «машина» — «дома»;
-придумать предложение с определенным количеством слов;
-определить, какое по счету место занимает названное слово в предложении.
При семантической дислексии:

Слитно произнести слова, представленные в виде последовательно произнесенных отдельно звуков, например: К, О, Т - кот, Р, А, М, А - рама;
-слитно произнести слова, предъявленные по слогам, например: ко-ро-ва, о-го-род-ник;
-слитно произнести предложение, которое взрослый произносит по слогам: ко-ро-ва па-сет-ся на лу-гу;
-определить, какое предложение правильное, например: кот поймал мышку» или «мышка поймала кота»;
-прочесть слово, словосочетание, предложение и выбрать подходящую картинку;
-прочесть предложение и повторить его, затем записать (начинать с коротких, 2-3 словных предложений).
При аграмматической дислексии:

Составить предложение по картинке и выложить фишками схему предложения под картинкой;
-игры на формирование функций словоизменения, например: «один-много» — стул - стулья, «назови ласково» — капля — капелька, «чья картинка» — кошка моя, солнышко мое, варежки мои, компьютер - мой; «без чего нарисовал художник картинку» — стол без ножки, чайник без ручки и т.п.;
-игры на формирование функций словообразования, например: «профессии» -воспитывает детей воспитатель; «образуй действие» - красный - краснеть.
При мнестической дислексии:

Графические и слуховые диктанты, когда по памяти ребенок должен воспроизвести ряд букв, слов, предложений либо запомнив на слух, либо предъявленных письменно;
-упражнения на звуко-буквенный анализ и синтез с упором на чтение.
При оптической дислексии:

Назвать контурные изображения предметов, узнать перечеркнутые изображения, назвать наложенные друг на друга изображения предметов;

Найти букву среди ряда других букв, найти букву среди перечеркнутых букв, выделить, наложенные друг на друга буквы, определить неправильно расположенные буквы;
-запомнить последовательно ряд из 8-10 картинок (букв, цифр);
-определить пространственное положение предмета, буквы, цифры, например: «положи книгу слева от себя, а карандаш справа от книги»;
-найти фигуру, букву в ряду сходных;
-реконструировать букву, добавляя элемент: [Л - А, К - Ж, Г - Б, Р - В].
- буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках;
-предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв;
можно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария;
-возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».

Упражнения для развития техники чтения:

1. «Догонялки» (учитель или быстро читающий ученик читает вслух, остальные шёпотом стараются его обогнать, можно ведущему замолчать и читать про себя, через некоторое время опять начать читать вслух, сверится с детьми, кто обогнал, кто отстал);

2. «Наступи на пятку» (чтение в паре либо учитель - класс через слово в быстром темпе);

3. Чтение в парах или группах по одному предложению (чья пара (группа) быстрее закончит чтение; чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся);

4. Чтение в паре с линейкой (быстро читающий ученик закрывает линейкой прочитанную строчку, его сосед старается за ним успеть прочитать);

5. Динамическое чтение (на доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах);

6. Бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно);

7. «Очередь» (сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст);

8. «Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения; ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель;

9. «Ловушка» (учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами; ученики ищут замену);

10. «Прыжки» (чтение через слово);

11. «Голова и хвост» (учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро находят его и дочитывают все вместе);

12. «Первый и последний» (чтение первой и последней буквы в слове; первого или последнего слова в предложении);

13. «Прятки» (нахождение в тексте слова с определённым признаком: начинается на букву а, состоит из двух слогов, с ударением в конце слова и др.);

14. Круговое чтение (небольшой текст читают друг за другом несколько раз);

15. «Кто быстрее?» (на доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты; по сигналу учителя ученики ищут в текстах данное предложение);

16. «Фотоглаз»:

а) на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время; слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру;

17. «Угадай»:

а) антиципация слов, предложений, пословиц;

б) чтение текста через решётку;

18. «Найди меня» (на листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их нужно найти);

19. «Счёт слов» (на максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова; перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы);

20. «Сканирование» (за 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации).

Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие.

При устранении дислексии необходимо учитывать, что дислексия не является изолированным нарушением. Механизмы, вызывающие ее, обуславливают нарушения как устной, так и письменной речи. Поэтому преодоление этого недостатка может быть успешным при комплексном воздействии на весь комплекс речевых и психических нарушений. Работу с ребенком должны вести в комплексе логопеды, психологи, учителя, медицинские работники и родители.

При подборе заданий необходимо учитывать следующие принципы: поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений, доводимые вырабатываемые временные связи у ребенка до полной автоматизации. Также учитываются обще дидактические принципы: индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.

Дислексия - в некоторой степени дар, который дается не каждому (приблизительно 5% из них Эйнштейн, Уолт Дисней, Квентин Тарантино)

Дети-дислексики обладают нестандартным мышлением, что позволяет им подойти к решению возникающих проблем креативно. У них отлично развита интуиция, они любознательны и имеют богатое воображение. Дети, сумевшие преодолеть свой недостаток, могут стать весьма преуспевающими взрослыми.

ГОУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Развитие и коррекция навыка чтения.

Выполнила: учитель начальных классов

МОУ СОШ № 7 г. Аши

Челябинской области

Петинцева Лариса Николаевна

Группа № 231

г. Челябинск – 2011 г.

Стр.

Введение ………………………………………………………………………. 3

Глава I . Теоретическая часть.

1.1. Обучение чтению в классе VII вида как проблема……………............ 7

1.2. Причины несформированного навыка чтения у учащихся……………7

1.3. Формирование у учащихся положительного отношения к уроку литературного чтения и самостоятельному чтению книг…………… 9

1.4. Коррекция несовершенного навыка чтения………………………….. .17

1.5. Оценка деятельности школьников…………………………………… 20

Глава II . Практическая часть.

2.1. Цели и постановка работы……………………………………………... 22

2.2. Формы и методы работы………………………………………………. 22

2.3. Анализ и результаты работы…………………………………………… 23

Заключение …………………………………………………………………… 26

Список литературы ……………………………………………………………28

Приложения ……………………………………………………………………29

Введение.

Чтение – это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя. Оно

открывается перед ребенком лишь тогда,

когда наряду с чтением, одновременно с

ним и даже раньше, чем впервые раскрыта

книга, начинается кропотливая работа над

В. А. Сухомлинский

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, кино, Интернета теряет интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развивать мышление и доставить наслаждение от встречи с любимыми персонажами.

В русской школе всегда, прежде всего, учили детей читать, а потом уже писать и считать. Перед учителем встаёт вопрос: кто и почему любит читать или кто и почему не любит читать?

Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучение чтению приобретает лишь в начальной школе. На этом этапе задача учителя не только научить детей воссоздавать звуковую структуру слова по его графической модели, но и сформировать у них смысловое, сознательное чтение. Поэтому в это время крайне важно обращать внимание ребёнка на значение слова, так как понимание его смысла является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля. Ребёнок, овладевший грамотой с темпом 20-30 слов в минуту, не может понять текст при самостоятельном чтении. Поэтому возникает задача – интенсивно совершенствовать технику чтения учащихся во 2-4-х классах. Учащиеся должны овладеть целостными приёмами чтения и к концу обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением с ориентированным темпом 90-100 слов в минуту.

Овладение чтением – процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия.

Несформированный навык чтения мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение – навык общеучебный.

Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественных произведений, формирования читательских интересов, развития речи, уроки, где в комплексе решаются задачи образования, воспитания и развития.

Поэтому обучение процессу чтения нельзя свести к технике чтения, это процесс двусторонний, включающий технику чтения и понимание прочитанного.

В каждом классе есть учащиеся, которые не овладевают навыком чтения на уровне требований школьной программы, в установленный ею срок. Обучаясь во 2, 3 и более старших классах, они не умеют читать правильно, бегло, осознанно, выразительно. Очевидно, что с такими учащимися должна специально проводиться коррекционная работа. Виды ошибок чтения достаточно разнообразны. А если учитывать еще и индивидуальные различия в проявлении этих ошибок, то при выборе способов коррекции можно оказаться в весьма затруднительном положении.

Недостаточное овладение навыком чтения может наблюдаться и у детей с нормальным интеллектом, сохранной речью, полноценным зрением и слухом. Тем не менее, несформированность отдельных психологических механизмов может стать серьезным препятствием при обучении основным учебным умениям.

Нарушения навыка чтения связаны в большей степени с недостаточной сформированностью у учащихся самоконтроля. О сформированности самоконтроля можно судить по тому, как учащийся соотносит результат своих учебных действий с образцом (целью) и устраняет несоответствие между образцом и реальным достижением еще в процессе деятельности. Как правило, у всех неуспевающих учащихся самоконтроль не сформирован.

Такой вывод позволяет выделить следующие структурные компоненты коррекционной работы: образец; реальное достижение ученика; рассогласование между образцом и реальным достижением ученика; рекомендации по изменению характера и структуры учебных действий ученика.

Коррекционную работу, как правило, приходится вести с неуспевающими учениками и при этом отмечать каждый их успех. Даже если учитель ставит оценку "2", он может отметить устно, что раньше ученик делал больше ошибок, а теперь меньше, стал читать лучше, но "тройку" ему ставить еще рано. В условиях коррекционной работы необходимо ставить цель - довести число ошибок ученика до уровня, который оценивается не ниже "тройки". Результат работы удобно фиксировать в виде графика "Наши успехи", приведенного ниже. Ученик наглядно увидит, как кривая его успехов будет подниматься вверх. И хотя она еще не достигла уровня "тройки", но от первоначального уровня отстоит уже далеко.

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность.

Запишем дробь. В числителе 40000, в знаменателе 80. 40000 слов – это объем газеты на шести страницах, а 80 слов в минуту – такую скорость имеют некоторые старшеклассники. Значит, школьник прочитает газету за 500 минут, или за восьмичасовой рабочий день!

Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость. И каких бы великих учителей ни приглашали бы вы к этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат элементарному – читать.

Надеяться “на авось”, на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Первоклассники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.

Как же выйти на этот уровень 120 слов в минуту, какие приемы обучения использовать?

Начальная школа является фундаментом всего дальнейшего

образования ребенка. Поэтому задача учителя начальных классов –

заложить как можно больше знаний, умений и навыков. И, конечно же, основной упор нужно делать на чтение, так как это основа всех основ. Без умения читать ребенок будет неграмотно писать, обладать слабыми знаниями по русскому языку. Ему будет тяжело пересказывать тексты по устным предметам, так как чтобы пересказать текст, его нужно неоднократно прочитать, а самое главное прочитать осознанно, чтобы запомнить. Плохо читающий ученик не сможет быстро и верно решить задачу по математике, так как ее нужно не только прочитать, но и суметь понять, выделить главное. Поэтому я считаю, что одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения. В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т. е. техники чтения. Техника чтения – это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информацию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.

Актуальность данной проблемы определила выбор мною темы аттестационной работы: «Развитие и коррекция навыка чтения». В работе будут рассмотрены причины несформированного навыка чтения у учащихся, а также формы и методы работы в классе VII вида, использование современных подходов и образовательных технологий в обучении чтению.

Цель работы: сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.