Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буквы Е,е Звуки. ". Тексты для диктантов и списывания на сложные буквы й, э, я

    Поисковый.

    Загадка:Что же это за девица?

    Ни швея,ни мастерица….

    Стихотворение про букву Е

    На дворе- такая жалость!-

    Наша лесенка сломалась,

    наша лесенка сломалась,

    На доске вывешивается буквы

    Физминутка:

    Буратино потянулся,

    Раз — нагнулся,

    два — нагнулся,

    Руки в стороны развел,

    Ключик, видно, не нашел.

    Чтобы ключик нам достать,

    Нужно на носочки встать.

    Слов:ел, ем, ели

    Игра «Весёлые буквы»

    Гимнастика для пальцев:

    Наши пальчики сожмем

    И конечно разожмем

    Снова пальчики сожмем

    И конечно разожмем

    А теперь потрем ладошки

    И подуем в них немножко

    Каждый пальчик друг и брат

    И писать он будет рад.

    Рассмотрение карточки

    Слушают стихотворение

    Ель, ежи, ежевика, енот,

    единорог

    енота, ежевику.

    Енот собирает ежевику.

    Дети выполняют физминутку.

    Выполняют задание.

Итог занятия :

Сколько звуков имеет буква Е

Как прошел урок?

Понравился ли вам урок?

Все ли вам было понятно?

С буквой Е

Два звука.

Ожидаемый результат:

Знать:

Иметь:

Уметь:

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буквы Е,е Звуки [й"э]. "»

Технологическая карта организации учебной деятельности на _ 20.11.2015 г

0 «Б» класса Говорухина Е. П

Образовательная область: Коммуникация.

Раздел: Обучение грамоте и письму.

Тема: Буквы Ее, звуки [й"э].

Цели:

Познакомить с буквой Е, ее составляющими элементами и их расположением; Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков[й"э]. в слогах, словах, фразах;

Развивать фонематический слух, память, внимание; навык чтения слогов, слов, предложений.-

Воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке. - воспитание умения слушать педагога;

Воспитание умения действовать по инструкции педагога.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Материалы и оборудование: ,дидактический материал, тетрадь, карандаши, картонные солнышко и тучка для рефлексии.

Билингвальный компонент: ель- шырша,буква- әріп.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

Побудительный.

Приветствие:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!

Речёвка. : «Мы весёлые ребята».

Мы весёлые ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Всем пусть будет хорошо,
Будет радостно, светло!!!

Организационный момент:

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Проговаривают слова.

Говорят речевку.

Слушают воспитателя.

Организационно-

Поисковый.

Повторение пройденного: показ карточки с буквами. их характеристика.

Знакомство с буквами Ее и звуками [й"э].

Загадка:Что же это за девица?

Ни швея,ни мастерица….

Ничего сама не шьёт,а в иголках круглый год.

Посмотрите ребята какая красивая ель пришла к нам в гости.

Показ карточки с елью и буквами Ее.

Послушайте стихотворение про букву Е

Стихотворение про букву Е

На дворе- такая жалость!-

Наша лесенка сломалась,

наша лесенка сломалась,

буква Е зато осталась./Е.Тарлапан/

Знакомство с артикуляцией звуков [й"э]. (При произнесении звуков[й"э]. подбородок опускается).

Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков[й"э]. Характеристика звука [й"э]. (буква Е имеет 2 звука йэ- гласный, его можно петь и тянуть, обозначается красным цветом).

На доске вывешивается буквы


Назовите слова которые начинаются на букву Е.

Ребята посмотрите на картину что мы видим?

Придумайте одно предложение по этой картине.

Физминутка:

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Работа в азбуке тетради стр.49

Найдите и наклейте наклейку с буквой Ее.

Чтение слогов: Ое,ые, ее,ею, ей, ен, ем, ел

Слов:ел, ем, ели

Предложения:Я ем, Мы ели, Он ел, Она ела, Они ели.

Игра «Весёлые буквы»

Ребята посмотрите к нам в класс пришли веселые буквы, они так веселились, что у них смешались краски.Давайте мы с вами поможем буквам.

Гимнастика для пальцев:

Наши пальчики сожмем

И конечно разожмем

Снова пальчики сожмем

И конечно разожмем

А теперь потрем ладошки

И подуем в них немножко

Каждый пальчик друг и брат

И писать он будет рад.

Вот размяли наши пальчики, давайте откроем тетради и напечатаем букву Ее.

Молодцы, ребята, вы сегодня позанимались на славу.

Дети называют буквы, говорят какие они гласные, согласные.

Дети отгадывают загадку,говорят:ель

Рассмотрение карточки

Слушают стихотворение

Проговаривание стихотворения вместе.

Слушают проговаривают вместе с воспитателем

Рассмотрение буквы Ее и звуков [й"э].

Ель, ежи, ежевика, енот,

единорог

енота, ежевику.

Енот собирает ежевику.

Дети выполняют физминутку.

Выполняют задание.

Читают слоги,слова, предложения.

Дети называют букву и говорят какого она цвета, если не правильного исправляют.

Выполняют гимнастику для пальцев.

Открывают тетради и печатают буквы Ее

Рефлексивно-

Коррегирующий.

Итог занятия :

С какой буквой мы с вами познакомились?

Сколько звуков имеет буква Е

А сейчас возьмите солнышко или тучки и покажите мне:

Как прошел урок?

Понравился ли вам урок?

Все ли вам было понятно?

С буквой Е

Два звука.

Дети показывают солнышко если все понравилось, и все было понятно. Облако если что то было не понятно, не понравилось.

Ожидаемый результат:

Знать: Ранее изученные буквы, буквы Ее.

Иметь: навыки чтения слогов, слов, представление о двойном звуке.

Уметь: составлять предложение по картинке, писать букву Ее, внимательно слушать воспитателя.

Бурлинская общеобразовательная школа

Конспект занятия

По предмету

Обучение грамоте и письму

Буквы Ее, звуки [й"э].

0 «Б»класса

Подготовила:Говорухина Е.П.

Гласные звуки [Й`Э], [Э]. Буквы Е, е.

1. Включение в уч. деятельность.

Посмотрите на ленту букв. Сколько согласных букв вы уже знаете? (7)

Согласных звуков вы знаете больше или меньше, чем гласных букв? (Больше)

- Почему? (Согласные буквы обозначают по 2 звука)

Сколько гласных букв вы уже знаете? (5)

Назовите буквы, обозначающие твёрдость впередистоящего согласного звука. (А,О,У,Ы)

Назовите буквы, обозначающие мягкость впередистоящего согласного звука. (И)

Какой гласный звук никогда не стоит вначале слова? (Ы)

Молодцы, ребята!

2. Постановка целей и определение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и узнаем, какой буквой они обозначаются.

3. Работа по теме урока.

Послушайте и отгадайте загадку.

Их всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоят колючки как ежи,

Зимою в платье летнем. (Ели)

Произнесите это слово по слогам. (Е – ли)

Произнесите первый слог. Сколько звуков слышите в первом слоге? (2,1)

ПРОБЛЕМА:

У кого-то 2 звука, у кого-то 1 звук. Почему задание одно, а ответы разные?

Давайте разберемся, сколько в этом слоге звуков и сколько букв.

Произнесем первый слог протяжно. (Й - Э)

Какие звуки слышим? ([Й`Э])

Произнесём их по отдельности, чтобы понять к какой группе звуков они относятся.

[Й`] – согласный, мягкий

[Э] - гласный

Итак, в первом слоге мы слышим 2 звука. Какую схему возьмём для их обозначения? (Слияние с зелёным цветом)

Составляем схему на доске.

Как вы думаете, какой буквой будут обозначаться новые звуки [Й`Э] ? (…)

Звуки [Й`Э] на письме обозначаются буквой Е е.

Физминутка.

4. Продолжение работы по теме урока.

Посмотрите внимательно на букву Е. Скажите, на что она похожа? (…)

Е на грядке пригодилась –

Вместо грабель потрудилась.

В. Степанов

Сломанная лесенка, расчёска, …

Давайте потренируемся печатать букву Е. Для этого, возьмите листочки и по клеточкам напечатайте заглавную букву Е.

Карандаш какого цвета вы возьмете? (Красного)

Почему? (Буква обозначает гласный звук)

Учащиеся оценивают выполнение задания.

Мы научились печатать букву, а теперь научимся её читать.

ЕЛ

ЕЛА

ЕЛИ

Где находится буква Е в словах? (В начале)

Сколько звуков она обозначает? (Два звука)

Буква Е очень хитрая. Давайте прочитаем следующий столбик слов и поймём почему.

ЕЛ СЕЛ

ЕЛА СЕЛА

ЕЛИ СЕЛИ

Проведём звуко-буквенный анализ слова СЕЛ.

Сколько слогов в слове СЕЛ? (1 слог)

Сколько букв? (3)

Сколько звуков мы слышим? Попробуем определить.

Назовите звуки в слиянии. Произносим, растягивая звуки. ([ C `Э])

- Какие звуки слышите? ([ C `][Э])

Где находится буква “Е” во втором столбике? После каких букв она написана? (После согласных)

Как звучат согласные звуки перед буквой Е? (Мягко)

Какой звук она дает? (Смягчает предшествующий согласный и дает звук [э]).

Итак, подведём небольшой итог:

Сколько звуков обозначает буква Е в начале слова? (2 звука [Й`Э] )

А после мягкого согласного? (1 звук [Э])

А теперь прочитайте буквосочетания в третьем столбике.

ЕЛ СЕЛ ИЕ

ЕЛА СЕЛА АЕ

ЕЛИ СЕЛИ ОЕ

ЫЕ

Где находится буква “Е” в третьем столбике? (После гласной)

Какие звуки она обозначает? (2 звука [Й`Э])

Сделаем вывод:

Какие звуки дает буква “Е” если она стоит вначале слова или после гласной -……

Какой звук дает буква “Е”, если она стоит после согласного – ……

Физминутка.

Откройте «Азбуку» на странице 72. К какой сказке нарисована иллюстрация? («По щучьему велению»)

Кто изображён в центре? Как зовут главного героя сказки? (Емеля)

- Чему удивляются люди? (…)

Какое время года изображено?

По каким признакам вы это определили?

Какая птица нарисована?

Какой зверь изображен?

Как вы думаете, о чём мечтали люди, когда придумывали сказку о Емеле, который ездил на санях без лошади? (О транспорте на колёсах, чтобы машины ездили сами и перевозили людей)

Люди свои мечты воплощали в сказках. О чём они ещё мечтали? (О телевизоре, когда придумали сказку, где встречается серебряное блюдечко и наливное яблочко. О самолётах, когда придумывали сказку о ковре-самолёте. И т.д.)

Вспомните сказку. Какие чудеса происходили с Емелей? (Поймал говорящую щуку; сани ехали без лошади; дрова топор сам рубил; дрова сами вязались, да в сани складывались; на печи к царю и царевне приехал; Царевна влюбилась в Емелю; построил замок…)

Подумайте, попросил ли Емеля сделать что-то великое, полезное людям? (Нет)

Можно ли его назвать трудолюбивым, ил он лентяй, которому хочется лежать на печи и жевать калачи? (…)

Правильно ли на Ваш взгляд поступает Емеля? (…)

А что на этот счёт говорит народная мудрость? Прочитаем пословицы под иллюстрацией.

Хорошо читающие дети.

Подчеркните все буквы Е в пословицах. Сколько букв Е вы нашли? (9)

Вывод: Человек должен трудиться. Народная мудрость восхваляет тех, кто трудится, порицает тех, кто бездельничает и получает блага не своим трудом.

Прочитайте слова и предложения на с. 73

Повторите, когда буква Е обозначает 2 звука, а когда один.

Читаем правило внизу страницы.

5. Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке?

Какую роль выполняет буква “Е” в слове после согласного?

Когда буква “Е” обозначает два звука?

Какие задания были самыми интересными на ваш взгляд?

Какие задания вызвали у вас затруднения?

Молодцы ребята. Спасибо за урок.

Урок окончен.

Если ребенок затрудняется в написании сложных букв, коими, как правило, являются Э и Й, нужно отработать эти буковки. Тексты для диктантов и контрольного списывания вам в этом помогут. А затруднения вызываются тем, что буквы неоднозначны в произношении. В частности, когда говоришь Е, бывает, слышится Э. В Й дети часто забывают написать "хвостик". Я и вовсе ребенок воспринимает как две буквы - Й и А.

Тексты на дифференциацию букв Э и Е

Это Ева. Это Эля. Дети сели под ели. (8)

Эля кричит. Эй! Эля слышит ответ. Это эхо. (8)

Это сосна. Это ель. Под этим деревом сидит заяц. (9)

Эх, весело! Это Эля едет с горки. Эй, Егор, берегись! (10)

Эдик играет этюд. Этот этюд сложен. Эдик любит петь дуэтом. (10)

Это сад Эдика. Эти розы красны. Этот мак высок. Эта клумба хороша! (12)

У Эли экзамен. Где экватор? Вот эта линия на глобусе. Эй, Эмма, не подсказывай! (14)

Мы зашли в пустой дом. Здесь есть эхо. Мы на втором этаже. Кто жил в этом доме? Эй, Эдик, будь осторожен! (21)

Эдик и Эмма пришли в магазин. На втором этаже есть торты. Вот на этой этажерке эклеры. Но дети больше любят эскимо. (21)

Эдик нарисовал эскиз. Это экскаватор роет канаву. Этот эскиз Эдика стоит на этажерке. Пришла Эля. Эх, Эдик, рисуй лучше! (19)

Тексты на отработку написания слов с буквой Й

При переносе букву Й не отрывают от слога. Например: май-ка.

Сам алый и сахарный. Кафтан зелёный и бархатный. Что это? (10)

Юля и Яна на лужайке. Юля, собирай шавель! Яна, помогай Юле! (11)

Скорее подрастай. Делай хорошо работу. Прославляй свой родной край. (9)

Это моя мама. Это мой папа. Сейчас хозяин и хозяйка угощают гостей. (12)

Это мой ластик. А это твои краски. Это мои ручки. Дай мне твой карандаш. (14)

Сходи в сарай. Возьми лейку. Полей огород. Стой! Вот муравей. Пожалей его. (12)

Лиса бежит за зайцем. Она хочет его поймать. Эй, косой! Убегай на лужайку. (13)

Это мой огород. Это моя кукла Яна. Яна, копай лопатой! Яна, поливай водой! (13)

За избой стоит новый сарай. Там зайчиха с зайчатами. Зайка грыз капусту. Собака Знайка рычит на зайку. (17)

Хозяйка встречает гостей. Вот тапочки из войлока. Вот чайник. Вот кофейник. Как вам мой дом? Да у вас рай! (19)

Вставай рано. Делай зарядку. Умывайся холодной водой. Не опаздывай в школу. Слушай учителя. Отвечай хорошо. (15)

Андрей и Николай гуляют. Они перешли ручей. Вот стоит сарай. А там стройка. Стой, Николай, давай не пойдём на стройку! (20)

Пойдём скорей в лес! С нами собака Лайка. Вот на дереве сойка. Она вертит шейкой. Внизу муравейник. А вон бежит зайка. (21)

Вот улей. В нём пчелиный рой. А вот муравей ползёт к муравейнику. Перейдём через ручей. Он узкий и мелкий. Прыгай смело. (21)

У нас есть большой воздушный змей. Скорей пойдём на поле! Поймай воздушный поток и запускай змея. Летай, змей, не падай! (20)

Как красиво поёт весной маленький соловей! О чём он поёт? Это тайна. Решай её. Подумай об этом. Пой, лесной певец, не улетай! (22)

Пей чай и ешь йогурт. Чайник на плите. Бери свой стакан. Мешай сахар, пока чай тёплый. Потом поставь посуду в мойку и помой её. (24)

Скорей бери лейку и поливай огород. Стой! Не топчи урожай! Пожалей куст душистой мяты. Теперь отнеси лейку в сарай и иди отдыхай. (22)

Во дворе слышен собачий лай. Пойди, поиграй с собакой! Бросай мяч! Прыгай, Жучка! Жучка не поймала мяч. Он улетел в высокий репейник. (22)

Тексты с буквой Я

Перед Яной дивная картина. Эта цветочная поляна такая красивая! (9)

Яблоко упало с яблони. Семья рада. Сварим из яблок варенье. (10)

Ясное небо закрыли тучи. Молния пронзила темноту. Грянул гром. (9)

Гадюка - ядовитая змея. Её яд очень опасен для человека. (9)

Под яблоней прошмыгнула зеленая ящерица. Она спешит в ямку среди травы. (11)

ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ М.ВАХИТОВА

Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ]

урок №45 по программе «Начальная школа XXI века», Грамота, 1 класс)

Мударисова Д.М.

МОУ «Гимназия имени

М.М.Вахитова города Буинска РТ»

Урок №45

Тема. Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ]).

Цели: познакомить учащихся с буквой е в начале слова (обозначение звуков [ й’] и [э ]; составление и решение задач по рисункам; ознакомление с понятием «дециметр»; разгадывание кроссворда; воспитание культуры умственного труда.
Оборудование: предметные картинки; кроссворд, передвижной абак, звуковые карточки- фишки (гласные, твердые и мягкие согласные); касса букв; линейка, длиной в 1 дм у каждого ученика; магнитофон, физкультминутка на слова песни “Маленький ёжик”, учебник Грамота”, автор проекта Н.Ф.Виноградова, Издательский центр “Вентана-Граф”, 2002, Москва, с.71-73; рабочая тетрадь “Грамота” №2, с.27-29.

Ход урока:


  1. Повторение и придумывание слогов по слоговой таблице.
Учитель. Ребята, придумайте и назовите слоги по слоговой таблице, которая вывешена на доске.

а

я

о

ё

у

ю

э

Ученики (читают слоги по слоговой таблице): на, па, ла, ня, пя, ля, но, мо, и т.д.

Учитель. Молодцы. На прошлом уроке мы с вами познакомились с буквой е , которая стояла после согласной буквы. Назовите такие слова.

Ученики . Лев, пенал, тарелка, зебра, белка.

Учитель. Что делает буква е ?

Учитель. Сегодня мы познакомимся с новыми словами.

а) звуковой анализ слов «ели»


Буква е- хитрая. Она обозначает два звука [й’] и [э], потому что стоит в начале слова.

Звук [э] – гласный, ударный.

Звук [л’] - согласный, звонкий, мягкий.

Звук [и] - гласный, безударный.

В слове ели 4 звука, 3 буквы.
(Выкладывание слов из фишек и букв учащимися на партах - ели .)

б ) Догадайтесь, какое это слово, если первая буква в нем не ё, а е.

Ученики. Ежата.

Учитель. Проведем звуковой и буквенный анализ слова ежата.


е

Буква е обозначает два звука [й’] и [э].

Звук [й’] - согласный, всегда звонкий и мягкий.

Звук [э] – гласный, ударный.

Буква ж, звук [ж] – согласный, звонкий, всегда твердый.

Буква а, звук [а] – гласный, ударный.

Буква т, звук [т] – согласный, глухой, твердый.

Буква а, звук [а] – гласный, безударный.

В слове ежата 5 букв, 6 звуков. Печатаем слово ежета .

Вывод: буква е обозначает в начале слова 2 звука.

в) Сравнение:

Учитель. Чем похожи ели и ежата ?

Ученики. Оба слова начсинаются на букву е

Учитель. Сколько звуков обозначает буква е в начале слова?

Ученики. Буква е в начале слова обозначает два звука.

Учитель. Подберите слова, начинающиеся на букву е.

Ученики. Едем, ели, еловые ветки, Енисей- река, Елена, Еремей, Емеля и т.д.

3.Разгадывание кроссворда.

Учитель. Сейчас, ребята, мы с вами постараемся разгадать кроссворд. (Задание дано для сильных учеников, но привлекается к разгадыванию кроссворда весь класс).

4.Физкультминутка.

Физкультминутка проводится под музыку на слова песни «Маленький ёжик»

Он бежит, домой спешит, на спине грибок несет.

Он бежит, бежит, фу-фу!

Все равно я донесу!

Самый сильный я в лесу,

Но боюсь одну лису!

Маленький ежик, четверо ножек.

Он бежит, домой спешит, на спине листок несет.

Он бежит, бежит, фу-фу!

Все равно я донесу!

Самый сильный я в лесу,

Но боюсь одну лису!

Маленький ежик, четверо ножек.

Он бежит, домой спешит, на спине лису несет.

Он бежит, бежит, фу-фу!

Все равно я донесу!

Самый сильный я в лесу,

Победил саму лису!

5. Решение и составление задач.

Учитель. На спине у нашего ежика иголки. А для чего они ему нужны?

Ученики. Чтобы оберегать себя от злых зверей.

Учитель. А еще какие бывают иголки?

Ученики. Есть иголки медицинские, ими делают уколы. Есть иголки для шитья.

Учитель. Правильно, ребята. Портные с помощью иголок шьют для нас красивую одежду. А что еще нужно чтобы пришить детали одежды?

Ученики. Нитки.

Учитель. Да. Нитки тоже отличаются друг от друга по цвету.

Давайте рассмотрим, какие нитки изображены на рисунке. (Дети называют цвет, размеры катушек).

Сейчас мы составим задачу о катушках.

Ученики. Было 7 катушек с нитками. 2 катушки закончились. Сколько катушек с нитками осталось?

Учитель. Повторите условие задачи.

Ученики. Было 7 катушек. 2 катушки закончились.

Учитель. Повторите вопрос задачи.

Ученики. Сколько катушек с нитками осталось?

Учитель. Можем ли мы ответить на вопрос задачи?

Ученики. Да, можем.

Учитель. Что означает: сколько катушек с нитками осталось?

Ученики. Это столько, сколько было - 7, но без двух.

Учитель. Правильно. Запишите решение задачи.

Ученики . Записывают решение (7-2==5 Ответ: 5 катушек.)

Учитель. А теперь ребята посмотрите на этих милых волчат и составьте задачи к этому рисунку.



?

Дети сами составляют задачи про волчат. Каждый записывает решение своей задачи.

Ученики. (-У одного волчонка было 5 ягод. Второй волчонок нашел еще 4 ягоды. Сколько ягод стало?

У первого волчонка было 5 ягод. Он отдал другу 4 ягоды. Сколько ягод останется у волчонка?

У одного волчонка было 5 ягод. У другого 4 ягоды. У кого ягод больше? Меньше? На Сколько?

6.Ознакомление с понятием «дециметр».

Учитель. Ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной мерой длины – это дециметр.

Посмотрите на линеечки, которые лежат у вас на партах. Сколько маленьких отрезков –сантиметров поместилось в этой линейке?

Ученики. (10 см).

Учитель. Значит, в 1дециметре 10 сантиметров. Коротко это записывается так: 10 см = 1 дм.

Сейчас измерим длину ложки и ручки, которые нарисованы на рисунке, с. 72 нашего учебника. Какое правило нам нужно вспомнить для измерения?

Ученики. Для правильного измерения отрезков, предметов начало отрезка, предмета должно совпасть с нулем на нашей линейке, тогда конец линейки покажет его длину.

(Дети измеряют и называют длины предметов.)

7. Физкультминутка. Дети открывают рабочие тетради “Грамота” №2, с.27-29 и готовятся к другому виду деятельности)

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь

и за дело я возьмусь.

8. Работа в рабочих тетрадях «Грамота» №2, с.27-29, письмо элемента буквы Э и узора еее.

Учитель. Дети, сели правильно. Проверим, правильно ли лежат наши тетради (проверяем). Выполним упражнение «Покрасим заборы»- ручка в руке, рука на локоточке, движения кистью руки вверх-вниз, вправо-влево под счет 1-2, 3-4 и т.д.

Письмо узора еее в воздухе, а затем в рабочих тетрадях.

(Ученики под руководством учителя выполняют задания в рабочих тетрадях.)

Учитель. Сейчас мы с вами будем учиться писать элемент буквы Э. Упражнение в письме элемента буквы Э в воздухе и в тетрадях.
9. Повторение написания ранее изученных гласных букв – письмо в тетрадях по образцу.

10. Упражнение в письме цифр.

11. Итог урока.

Учитель. Что нового вы узнали на уроке?

Ученики. Буква е в начале слова обозначает два звука [й’] и [э]. Познакомились с мерой длины – дециметром. Узнали об иголках. Они есть не только у ежика, но и у медсестры, у портного.)

Учитель. Молодцы ребята. Спасибо за урок.

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы .

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с"им"й"а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с"им"й"а ́];
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с - [с], и - [и], м - [м"] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь - [-];
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м - [м"];
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т"эн":ис], грузчик → [грущ’:ик];
    вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице .

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
    Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл"] .
  4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
    Мяч → [м"ач"], мел → [м"эл] .
  5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
    Рябина → [р"эб"ина], пятно → [п"итно], весело → [в"эс"ила], корова → [карова] .
  6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й"а], ю → [й"у], е → [й"э], ё → [й"о] (под ударением) и я → [й"и], е → [й"и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
  7. Буква и после ь обозначает звук [й"и].
    Ручьи → [руч"й"и] .
  8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

а о и е у ю ё я э ы
под ударением а о и э у у о а э ы
без ударения а а и и у у о э, и э, и ы
в начале слова а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после гласных а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ь, ъ а о й"и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ж, ш, ц ы о ы ы у у о а э ы

Фонетика согласных

  1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ": [л"], [с"], [ч"] и т.д.
  2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж ], [ц ].
  3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й"], [ч"], [щ"]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
  4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
  5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й"].
  6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
  8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
    столб → [столп], поезд → [пой"эст] .
  9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
    чувство → [ч"уства], солнце → [сонц"э] .
  10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
    группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] .
  11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
    миллион → [м"ил"ион], аллея → [ал"эй"а] .

В некоторых случаях:

  1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
    сделал → [з"д"элал] .
  2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
    когти → [кокт"и], мягкий → [м"ах"к"ий"]
  3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
    зонтик → [зон"т"ик] .
  4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
    стаканчик → [стакан"ч"ик], сменщик → [см"эн"щ"ик] .
  5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
    конечно → [кан"эшна], скучно → [скушна], что → [што] .

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
    изжить → [иж:ыт"], уезжать → [уиж:ат"] .
  2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
    купаться → [купац:а] .
  3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
    звёздный → [зв"озный"], лестница → [л"эс"н"ица] .
  4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
    золотого → [залатова], синего → [син"эва] .
  5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ"]:
    счастливый → [щ"асливый"], извозчик → [извощ"ик], перебежчик → [п"ир"иб"эщ"ик] .

Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.