Конспект урока «Свойства предметов. Сравнение предметов. Домашняя работа по классификации. Что такое эффективный управляющий

Изучать Признаки и Свойства Предметов , начинайте с совершенно не математических понятий. Признаки и свойства имеются совершенно у любых предметов.Что же такое признак предмета?
Признак предмета - это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина - машина - является предметом, а зеленый - это его признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).

Вы сами не замечаете как в быту и на улице, вы постоянно разговариваете и обсуждаете с ребенком свойства различных предметов. Например ваш малыш играет в конструктор и держит в руке прямоугольную деталь конструктора, желтого цвета, сделанную из пластмассы.Или он садится на табурет, квадратной формы сделанный из дерева.

Мы взрослые, помогаете ребёнку разобраться и понять все признаки и свойства окружающих нас предметов, объясняя разные категории – цвет, форму, размер, происхождение, назначение, материал изготовления и прочие признаки, по которым можно классифицировать предметы.

А как мы можем дать ребёнку возможность активно манипулировать признаками предметов?
Сегодня нам поможет для этого интересная игра, которую я нашла в компьютерной игре "Волшебные Феи. Скоро в школу".


Игра выглядит в виде деревянного шкафа, у которого три полки: верхняя,нижняя и средняя полки.

Комплект цветов в горшках. Цветы подразделяются на три категории:цвет,размер,направление.
Распечатанный готовый материал, можно приклеить на картон.

Горшочки с цветами аккуратно разрезать, можно разрезать их на квадратные карточки или аккуратно разрезать по линии цветка (см. фото).Чтобы предметы игры быстро не портились я обклеила их широким скотчем с двух сторон. Горшочки с цветами стали гладкими и краска с них не облезет.


Как играть в игру Признаки и Свойства предметов.

Игра 1: Игра на изучение размеров.Попросите ребенка положить все большие цветы на верхнюю полку, маленькие цветы на нижнюю полку и средние цветы на среднюю полку.

Игра 2: Следующее задание на изучение цвета. Попросите ребенка положить на нижнюю полку - синие цветы, на верхнюю - красные цветы и на среднюю - желтые цветы.


Игра 3: Задания на изучение Левой стороны и Правой стороны. Попросите ребенка положить на нижнюю полку - цветы которые смотрят на право, на среднюю полку - цветы которые смотрят налево, и на верхнюю полку цветы - которые смотрят прямо (вверх).

Имея в руках такие замечательные карточки можно играть до бесконечности.

Игра 4: Чем старше малыш будет становиться, можно будет усложнять задание.Можно развивать память. Вы один раз называете задание и больше не повторяете его. Ребенок должен поставить цветы в горшочках на правильную полку и указать правильный признак.

Игра 5: Можно использовать цветы в горшочках в других логических играх. Например, продолжи ряд.
К примеру первый цветок самый большой, затем стоит маленький цветок,затем опять большой. Угадай какой цветок будет следующий.

Скачайте изображение шкафчика и комплект цветов в горшочках и играйте в игры на изучение Признаков и Свойств предметов.

Узнайте, что еще должен знать и уметь ребенок в этом возрасте.

Цель: Закрепить умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов.

Формировать умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами. Развивать логическое мышление. Продолжать учить высказывать свое мнение и приводить примеры. Воспитывать мотивацию к учению

Организация занятия:

1 часть – сидя на стульчиках

2 часть – стоя в кругу (физкультминутка)

3 часть – сидя на стульчиках

4 часть – стоя полукругом

5 часть – сидя на стульчиках

Материалы к занятию:

Демонстрационный – картинки с изображением Карандаша (серия “Веселые человечки”), альбомный лист бумаги, картинки с изображением овощей.

Раздаточный – цветные карандаши (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), листочки бумаги, наборы фигур: 5 кругов – красный, желтый, зеленый, оранжевый и синий, 5 овалов, 5 квадратов, 5 треугольников и 5 прямоугольников тех же цветов.

Ход занятия:

I Свойства предметов – цвет. Цвета радуги.

Воспитатель вставляет в стакан цветные карандаши всех цветов радуги. Такие же стаканчики с цветными карандашами на столах у детей. Воспитатель показывает картинку с изображением Карандаша:

Воспитатель: - Ребята, наш Веселый Карандаш рассказал мне удивительную историю! Оказывается, карандаши умеют разговаривать и даже хвастаться. Вот этот карандаш сказал (берет в руки красный карандаш) : «Я могу быть маком, огнем, флагом!»

Воспитатель рисует красную линию на альбомном листе бумаги, прикрепленном на доске, а дети рисуют красную линию на своих листочках бумаги. Затем воспитатель просит их рассказать, чем похвастались остальные карандаши.

Воспитатель: - Угадайте, что рассказали эти карандаши?

Дети по собственному желанию выходят к доске, выбирают карандаш и оставляют им свой на листе, прикрепленном на доске. Остальные дети рисуют линии теми же цветами на своих листках. Примерные ответы детей:

Дети: - Оранжевый: «Я апельсин, морковь!»

Дети: - Желтый: «Я цыпленок, солнце, репа!»

Дети: - Зеленый: «Я трава, листва, целый лес!»

Дети: - Голубой: « Я незабудка, небо, лед!»

Дети: - Синий: «Я чернила, море, василек!»

Дети: - Фиолетовый: «Я слива, сирень, сумерки, колокольчик!»

Воспитатель благодарит детей за помощь и загадывает загадку.

Воспитатель: - Веселый Карандаш шепнул мне одно словечко. Догадайтесь какое.

Через поля, через луга

Встала нарядная дуга.

Дети: Радуга

Воспитатель: - А кто знает цвета радуги?

Дети называют: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Можно предложить им составить радугу из полосочек цветной бумаги.

II Физкультминутка «Отгадай, чей голосок?»

Дети встают в круг, в центре которого стоит водящий с завязанными глазами, берутся за руки и, шагая по кругу, дружно говорят:

Мы все встали дружно в круг,

Повернулись разом вдруг,

(все поворачиваются на 180 градуса и идут в обратном направлении )

А как скажем: «Скок, скок, скок!» -

Один из детей по указанию воспитателя повторяет последнюю строчку, а водящий отгадывает, кто это. Если он не отгадал, то продолжает оставаться водящим, а если отгадал, то водящим становится тот, кто подавал голосок. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Роль ведущего во 2-м и 3-м туре игры лучше поручить кому-нибудь из детей.

III Сравнение предметов по признакам сходства и различия (цвету, форме, размеру, материалу, назначению и т.д.).

1)Воспитатель:- Рассмотрите картинки. Что нарисовано на первый картинке?

Дети: - Кукла и мишки.

Воспитатель:- Сравните куклу и мишку: что у них общего и чем они отличаются?

Воспитатель, в случае необходимости, может начать сравнение: общее у куклы и мишки назначение – это игрушки; одинаковый размер; общее то, что и у куклы, и мишки есть ленточки, а отличаются они тем, что… И дети называют признаки различия самостоятельно.

Воспитатель: -Сравните воздушный шар, на котором летит Незнайка, и мячик: что у них общего и чем они отличаются?

Дети: -У них одинаковая форма: и мяч, и воздушный шар имеют форму шара. А отличаются они цветом: мяч – желтого и синего цвета, а воздушный шар – желтый и красный. Еще они отличаются размером: мяч – маленький, а воздушный шар – большой. Назначение у них тоже разное: мяч – игрушка, а воздушный шар – летательный аппарат.

Воспитатель: - Сравните ежа и елку.

Дети: -Ель на ежика похожа: еж – в иголках, елка – тоже, и «живут» они в лесу». Отличаются они размером: еж маленький, елка больше ежа. Еще они разного цвета: еж серый, а елка зеленая. Ежик – животное, елка – растение.

В более подготовленных группах работу можно организовать так: каждый ребенок по своему желанию выбирает одну из картинок и о ней рассказывает, а остальные дети дополняют.

2) Воспитатель: - Рассмотрите картинку. Как вы думаете, почему ниточкой соединены лиса и морковка?

Дети: - Они оба оранжевого цвета.

Воспитатель: - Молодцы! А теперь возьмите свои «волшебные» карандаши и соедините «волшебными ниточками» предметы одного цвета.

Дети в течение 1 – 2 мин проводят линии самостоятельно. Затем вслух обсуждают, кто как выполнил задание.

Воспитатель: - Расскажите, какие картинки вы соединили? Почему?

Примерные ответы детей:

Дети: - Морковка и лиса оранжевые.

Дети: - Я соединил цыпленка и луну, потому что они желтые.

Дети: - Помидор и божья коровка красные.

Дети: - Лягушка и яблоко зеленые.

Воспитатель помогает детям исправить свои ошибки. В завершение важно похвалить тех, кто старался: «Айзат молодец – все линии провел правильно! Лия тоже молодец – нашла и исправила свою ошибку!»

3) Дети выполняют задание самостоятельно.

Воспитатель: - А теперь вам предстоит найти признаки различия и исправить ошибки художника Незнайки.

Самостоятельную работу можно провести в форме игры-соревнования: кто быстрее и больше найдет отличительных особенностей. Победители получают призы.

IV . Физкультминутка «Смотри в оба!»

Дети строятся в ряд (не более 7 – 10 человек ). Водящего выбирают с помощью считалочки или назначением. Ему предлагается запомнить, в каком порядке стоят дети. После того как водящий отварачивается, дети перестраиваются. Водящий должен определить, что изменилось, и восстановить нарушенный порядок. Расположение может быть линейное, круговое, хаотичное – в зависимости от уровня сложности, который хочет предложить воспитатель.

V . Закрепление умение выделять свойства предметов.

1)Беседа овощах. Отгадывание загадок.

Воспитатель: - Какие овощи вы знаете?

Воспитатель: - Что растет у вас на огороде (например, на даче )?

Воспитатель: - Про какие овощи так говорят? Как вы догадались?

а)Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

Дети: Морковь

б) Летом в огороде –

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке –

Желтые, соленые.

Дети: Огурцы

в) Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это?

Дети: Репка

г) Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что за шар это?

Дети: Арбуз

Дети объясняют, по каким признакам они догадались, о чем идет речь: по цвету, форме, размеру, вкусу и т.д. На фланелеграфе выставляются картинки-отгадки с изображением овощей. Можно устроить «путаницу»: выставлять картинки с ошибками, а затем их разбирать.

2) Игра «На что похоже?».

На фланелеграфе – картинки с изображением овощей.

Воспитатель: - Молодцы! Вы очень хорошо отгадываете загадки. А теперь рассмотрите внимательно картинки и выберите геометрические фигуры, которые напоминают эти овощи.

Примерные ответы детей:

Дети: - Морковь оранжевого цвета, по форме напоминает треугольник, - я положу оранжевый (красный ) треугольник.

Дети: - Репа желтая и круглая. Я выбираю желтый кружок. И т.д.

Воспитатель: - Что понравилось? Что показалось трудным?

Воспитатель: - Посмотрите: на странице внизу Незнайка начал рисовать узор. Попробуйте его закончить дома.

Конспект

урока математики в 1 классе.

Учитель: Лебедева И.С.

Тема: Свойства предметов. Сравнение предметов.

Цели: познакомить с учебником, со свойствами предметов;

развивать речь, память, логическое мышление;

прививать интерес к математике.

Планируемые результаты: учащиеся научатся приводить примеры предметов определенных цвета, размера, формы;

развивать логическое мышление;

определять принадлежность предмета к какой- либо группе;

слушать учителя.

Ход урока

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Что нужно сделать, когда слышите звонок?(Встать около своего места)

Я рада встрече с вами. Спасибо за то, что вы пришли.

Кто вчера запомнил, как меня зовут?

Молодцы, у вас отлична память. А я, честно скажу, не всех вас запомнила. Думаю, что и вы всех не сразу запомнили. Давайте все вместе назовем имя того кому я брошу мяч. А кто ловит мяч, тот слушает, правильно ли назвали его имя.

(по цепочке мяч передается каждому ученику, все громко называют имя)

Кто запомнил сколько всего ребят в нашем классе?

А сколько девочек? /мальчиков?/

(следует похвалить тех, кто поднял руку)

Как можно поднимать руку? Как удобнее поднимать руку? Для чего нужно правило поднятой руки?

(учитель на доске закрепляет знак понятой руки)

2.Актуализация знаний

Ребята, сегодня у вас необычный день- вы пришли на первый в жизни урок математики. Я поздравляю вас с этим событием и хочу пожелать, чтобы изучение математики было для вас интересным. Давайте прочтем название предмета по слогам.

НА ДОСКЕ ЗАПИСЬ: МА-ТЕ-МА-ТИ-КА

Кто уже знает, чем мы будем заниматься на уроках математики?

(ответы детей)

Математика - одна их древнейших наук. Она нужна людям, чтобы преобразовать окружающий мир. На уроках математики вы научитесь считать, проводить измерения, решать примеры и задачи.

Нашими помощниками на уроках будет учебник - рабочая тетрадь, которую написала для вас Людмила Георгиевна Петерсон.

(Учащиеся рассматривают обложку учебника. Учитель просит детей обернуть учебник и подписать, показывает, как пользоваться закладкой)

Рассмотрим учебник, полистаем его. обратите внимание, какой он красочный. В каждой картинке прячется задание. Вы видите, что в учебнике можно писать, раскрашивать, поэтому он называется «Учебник –тетрадь». Но уговор: не писать и не рисовать на страницах самим, без моего разрешения. Если очень хочется заниматься, обратитесь ко мне, у меня для вас есть задания.

(Учитель показывает дополнительные задания на листочках)

К уроку математики на парту нужно положить учебник – тетрадь, ручку и цветные карандаши. В пенале иметь линейку и простой карандаш.

(Учащиеся проверяют готовность к уроку)

3.Самоопределение к деятельности.

Четыре спелых груши

На веточки качались.

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось? (2)

Сколько яблок у ребят

Солнышком в руках горят!

У Наташи и у Томы, У Сережи и у Ромы,

На столе еще одно,

Солнышком напоено.

Ну-ка сколько яблок, братцы?

Кто сумеет догадаться? (5)

НА кустике перед забором

Шесть ярко- красных помидоров.

Потом четыре оторвались,

А сколько на кустике осталось? (2)

Груша, яблоко, помидор –это предметы. Чем похожи предметы- ответы у загадок? (Ответы детей)

Вы уверены, что вы назвали все свойства предметов?

О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

4.Работа по теме урока

Работа по учебнику

Кто нас встречает на стр.3 ? (Белка)

(Учитель выставляет игрушечную белку или закрепляет на доске рисунок с ее изображением)

Что вы знаете о белке? (Ответы детей)

А знаете ли вы, что бывают не только рыжие белки, но и черные? А еще бывают белки- летяги, которые с легкостью преодолевают большие расстояния между ветками на дереве. Но все белки умеют прыгать по деревьям, грызть орешки- это их отличительные свойства. Такие отличительные свойства есть у всех предметов. Убедимся в этом. Пусть наша бедлочка познакомит вас с таблицей предметов.

1 (с.3)

Сколько всего предметов изображено на рисунке? (12)

Как расположены предметы? (В строчку, в столбик)

(показать ряд рукой, строчку, столбик)

Что объединяет предметы первой строки? (Цвет)

Что объединяет предметы в столбцах? (Первый столбец –посуда, второй- овощи, третий –одежда, четвертый- игрушки)

Вы назвали уже два свойства предметов: цвет и принадлежность к какой – либо группе.

Какой предмет находится во второй строке и в четвертом столбце? (Матрешка.)

А какой предмет спрятался в третьей строке и в третьем столбце? (Шапка)

Теперь загадайте один предмет из таблицы (только не говорите вслух) и скажите своему соседу, где он находится, на какой строке и в каком столбце. Пусть ваш сосед постарается отгадать, о каком предмете идет речь. А потом поменяетесь ролями.

(Работа в парах. Два –три предмета следует отгадать коллективно)

Рассмотрим строку под таблицей. Что общего у этих предметов? (это круги)

Еще одно свойство предметов- это форма. А чем отличаются круги? (Цветом, размером)

Какое свойство предметов вы назвали сами? (размер)

Посчитайте, сколько всего кругов? (15)

Сколько красных? Желтых? Синих?

Сколько больших? Маленьких?

Итак, какие свойства предметов вы можете назвать? (ЦВЕТ, РАЗМЕР, ФОРМА, ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ к какой –либо группе)

5.Физкультминутка

Наша белочка очень воспитанная и пользуется словами вежливости. Она поиграет с вами в игру на внимание «Пожалуйста». Если произносится слово «пожалуйста», то выполняем движение, если нет, то движение выполнять не надо.

6.Продолжение работы по теме.

1. Игра «Угадай предмет»

2 (стр3)

Что общего у предметов первой строки? (Форма)

Перечислите эти предметы.

Я задумала предмет из таблицы. Он находится в первой строке и в четвертом столбце Какой предмет я задумала? (Самовар.)

Задумайте предмет для своего соседа и объясните, как его найти.

(Работа в парах. Два- три предмета следует отгадать коллективно)

Итак все предметы имеют свойства. Назовите их. (Цвет, форма, размер, принадлежность к какой- либо группе)

7. Упражнения для развития навыков письма.

1. Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик- я.

Вот и вся моя семья!

(Поочередно сгибая пальчики)

2.Правила посадки на письме

(Работа с плакатом «Сиди правильно»)

3.Выполните задания в ученике (с 3 внизу)+ р.тет стр3 №1, 2, 3)

8. Рефлексия

Какие свойства предметов вы знаете?

Кто доволен своей работой?

Все ли понятно было?

9. Подведение итогов урока.

Что больше всего понравилось на уроке?

Что было трудно?

У вас на партах лежит лист с заданием. Положите лист перед собой. Зачеркните в каждой строке столько кругов, сколько показывает цифра в начале строки.

Индивидуальный лист с заданием.

Зачеркните столько кружков, сколько у вас показывает цифра

Дети самостоятельно работают на листах. Учитель проверяет правильность выполнения задания.

Мир многообразен. Он предстает перед человеком не скоплением одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Каждый предмет обладает не каким-то одним, а целым рядом свойств и потому имеет не одну, а множество разнообразных характеристик.

Свойства бывают существенные и несущественные. Скажем, с деловой точки зрения существенны не цвет глаз, рост человека, стиль его одежды; важно, какой он специалист, высок или низок уровень его профессионализма. Предметы, по тем или иным причинам утратившие существенные свойства, не просто переходят в новое состояние, но становятся другими предметами. Например, потерпевший аварию самолет перестает быть машиной, превращается в металлолом.

Различают также специфические и неспецифические свойства. Определенное значение атомного веса специфично для данного химического элемента, вес же вообще - общая характеристика любых материальных тел, находящихся в поле тяготения. Специфические свойства, присущие данному явлению, характерные для него, часто называют признаками или симптомами. Они позволяют обнаруживать тот или иной предмет среди многих других, не обладающих такими признаками (отпечатки пальцев в ситуации преступления, характерная для данного заболевания сыпь и др.).

Некоторые свойства предмета могут видоизменяться, их можно приобретать и утрачивать. Однако есть также неотъемлемые свойства. В философии их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы без характеристик пространства, времени, движения. Для человеческой личности атрибутивным свойством является, в частности, память. Человек, утративший память, теряет вместе с нею человеческий облик.

Различаются также актуальные и потенциальные свойства. Первые уже реализованы и наблюдаются в данное время. Вторые (их называют диспозиционными) носят как бы скрытый характер и развертываются, выявляются постепенно при различных взаимодействиях данного предмета с другими. Такие свойства, как электропроводность, растворимость, человеческая отзывчивость и др., проявляются именно таким образом.

Предметы - это не механический набор или простая сумма свойств, но их взаимосвязь, единство. Вот почему познание предметов требует усилия мысли - синтеза их многообразных проявлений. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием качество. А множественность различных предметов характеризуется как качественное многообразие. Свойства обнаруживаются как проявления тех или иных черт, сторон предметов в их отношениях с другими предметами. Каждый предмет многогранен. Он может поворачиваться к другим предметам и к людям разными сторонами, входить в различные связи с другими предметами, по-разному использоваться в человеческой практике.


Сходства и различия свойств определяют существование качественно однотипных и разнотипных групп предметов, явлений, процессов. Под качеством понимают целостную, интегральную характеристику предмета (единства его свойств) в системе его связей и отношений с другими предметами.

Люди телесно (а не только мысленно, духовно) включены в сложные взаимодействия предметов, участвуют в них. Они имеют возможность судить о свойствах, качествах вещей по тому, как они представлены в их опыте. Кант называл это "явлениями" - в отличие от характеристик "вещей самих по себе". Приходится признать, что все свойства вещей познаются нами в форме субъективных образов объективного мира". Но человеческий опыт заключает в себе реальные возможности нарастания объективных знаний о мире, о различных свойствах и качественном многообразии предметов. Такая возможность обеспечивается многократными контактами с предметами, притом каждый раз в иных условиях, на другой основе. Делу помогают также различные процедуры перекрестных практических проверок получаемых знаний, их историческое накопление, суммирование усилий множества людей.

Понятие качества выражает специфику, своеобразие больших и малых групп предметов. Оно помогает уяснению качественных границ между природой и обществом, живой и неживой природой, твердыми телами, жидкостями и газами, растительным и животным миром и т.д. Установление качественных границ лежит в основе классификаций минералов, растений, животных, технических устройств, профессий, наций и народностей. Вместе с тем качественное многообразие мира не является застывшим. Оно весьма подвижно. Чем же определяются качественные характеристики предметов, явлений, процессов? Для ответа на этот вопрос необходимо понятие качества соотнести с противоположным ему понятием количества.

Одним из важнейших условий эффективности учебно-воспитательного процесса является предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учёбе.
Среди учащихся общеобразовательной школы есть значительное число детей, имеющих недостаточную математическую подготовку. Уже к моменту поступления в школу у учеников наблюдается разный уровень школьной зрелости из-за индивидуальных особенностей психофизического развития.

Математика, как учебный предмет, требует от ребенка наличия определенных способностей: умения анализировать и обобщать материал, умения мыслить отвлеченно, абстрактными категориями.
Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у некоторых младших школьников развиты недостаточно.

Неоднородность состава учащихся начальной общеобразовательной школы, разные возможности в усвоении математических знаний требует дифференцированного, индивидуального подхода к детям при обучении их математике. Необходимы поиски эффективных дидактических приемов для коррекции трудностей, которые испытывают учащиеся, учет особенностей развития детей и усвоения ими математических знаний.
Значительные затруднения вызывает у этих детей сравнение двух групп предметов. Определить разностные отношения они могут только в тех случаях, когда предметы в группах взаимно - однозначно (наглядно) соотнесены.
Сниженная активность восприятия выражается в том, что дети не всегда узнают знакомые геометрические фигуры, если они предъявлены в непривычном ракурсе, перевернутом положении.

На трудностях в обучении математике не могут не сказываться и такие особенности этих учащихся, как сниженная познавательная активность, колебания внимания и работоспособности, недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) некоторое недоразвитие речи.
Содержание программы начальной школы предполагает сравнение предметов и групп предметов осуществлять с опорой на знания учащихся о цвете, форме и величине, которые они получают в дошкольный период. Однако учащиеся с ЗПР приходят в 1 класс либо с недостаточной сформированностью знаний о цвете, форме и величине или эти знания у них отсутствуют. Возникает противоречие между требованием к знаниям учащихся о цвете, форме и величине и недостаточной сформированностью этих знаний у учащихся с ЗПР. Проблема – как восполнить недостающие знания о цвете, форме и величине с учетом особенностей восприятия у учащихся с ЗПР на уроках и коррекционных занятиях по математике.


Общие свойства предметов и их проявления

Понятие «Общее свойство предметов»

Свойства выражает характеристику предмета, которая обуславливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживает в его отношении к ним. Каждый предмет обладает множеством свойств. К свойствам предметов относятся: масса, время, цвет, запах, форма, длина, площадь, скорость твердость, сила, температура и др.
Если рассматривать множества элементов различной природы, то можно заметить, что элементы каждого множества обладают какими-то общими свойствами хотя бы потому, что они входят в одно и то же множество: например, множество объектов, имеющих цвет, или множество объектов, имеющих длину. Общим свойством называют свойства, присущие всем предметам данного множества. Специфическое или индивидуальное проявление общего свойства в каждом элементе множества называют значение данного свойства. Ведь у каждого предмета того или иного множества, например, свой цвет или длина, т.е. значение цвета или длины.

Если значения цвета несут в себе качественную характеристику, порождая ответ на вопрос «Какой цвет?» (зеленый, красный, синий и т.д.), то значение длины кроме качественной характеристики (длинный – короткий) несут в себе количественную характеристику, порождая ответ на вопрос «Сколько?», и их можно записать определенным образом. Причем ответ на вопрос «Сколько?» наводит на размышление: «столько же», «много» или «мало», но по сравнению с чем?
Например, площадь, занимаемая посаженным картофелем на дачном участке, занимает «столько же» (относительно площади свеклы) места, что и площадь посаженной свеклы, «много» (относительно площади редиски) по сравнению с площадью посаженной редиски, но «мало» (относительно площади дачного участка) по сравнению с площадью всего дачного участка. Здесь речь идет о внешней определенности предмета, которая может выражаться количеством, если найдены критерии сравнения.
Длины предметов можно сравнивать приложением, массы – взвешиванием, емкость – вместимостью, время – продолжительностью события и т.д. Надо заметить, что сравнивают только однородные свойства предметов, т.е. такие, которые характеризуют одно реальное состояние предмета: или линейную протяженность, или инертность, или трехмерную протяженность, или продолжительность события и т.д.

Если, например, длина елочки занимает – на прямой «столько же» места, что и длина волны, «много» места по сравнению с длиной стрелы, но «мало» места по сравнению с длиной палки, то значение длины елочки может выражаться количеством волн и записывается определенным образом – (I) волн; количеством стрел и записываться – (II) стрел; количеством палок и записывается – (I) палок. При этом длину волны, длину стрелы, длину палки называют единицами длины елочки
Сравнение, которое «отвечает» на вопрос «Равны ли длины елочки и волны?», устанавливает отношение равновеликости (елочка равна волне по длине). Отношение равновеликости рефлексивно, симметрично, транзитивно, т.е. является отношением эквивалентности, а следовательно, порождает разбиение множества предметов на классы эквивалентности равных по длине предметов.

Сравнение, которое «отвечает» на вопросы: «Во сколько раз длина елочки больше длины стрелы?» и «Во сколько раз длина елочки меньше длины палки?» устанавливает отношение кратности. Отношения кратности антисимметрично и транзитивно, т.е. является отношением нестрогого порядка.
Если задать вопрос: «На сколько длина елочки больше длины стрелы и меньше длины палки?», то ответ тоже будет выражаться количеством и запишется определенным образом: на стрелы и на елочку. Сравнение, которое «отвечает» на вопрос: «На сколько длина елочки больше длины стрелы и меньше длины палки?», устанавливает разностное отношение. Разностное отношение не подчиняется свойству транзитивности, но оно порождает отношение «больше» (или «меньше»), которое является отношением строгого линейного порядка.

Таким образом, длина елочки порождает ответы на вопросы: «Какова длина елочки по сравнению с длинами волны, стрелы и палки?» (равная, длинная или короткая), «Сколько волн, стрел и палок укладывается по длине елочки?» (волна, стрелы и палки) и записывается определенным образом.
Свойства предметов: масса, время, длина, площадь, скорость, температура и др. – являются непрерывными, если любые смежные части предмета обладают той же величиной; их значения порождают ответы на вопросы «Какой?» (равный или относительно противоположный) и «сколько?» (относительно конкретно); и их можно записать определенным образом. Такие свойства принято называть величинами.
Таким образом, общие свойства предмета выражают характеристику предмета, которая обуславливает его различие или общность с другими предметами.

Характеристика свойств предметов величина, цвет, форма

Величина

Возникновение и первоначальное развитие понятий величины и ее измерения диктовались задачами естествознания. В процессе жизненной практики возникла необходимость рассматривать множества предметов, характеризующихся общим непрерывным свойством количественно (делением на составные части) так, что в своем проявлении это свойство для каждого элемента соответствующего множества различна. Такое свойство назвали величиной.

Исторически известно, что понятие величины возникло как абстракция некоторых свойств реальных объектов и явлений, измерение которых привело к понятию числа.

«Величина есть все то, что может быть больше или меньше», - говорили древнегреческие математики.
«Множество величин есть то, к чему приложены понятия больше и меньше, но точно не измеримых» - мнение академика А.Н. Крылова (1863-1945).
«Величина есть все то, что способно увеличиваться и уменьшаться», - определение члена корреспондента Петербургской академии наук Г. Дарбу (1842-1917).

Из вышесказанного можно сформулировать признаки определения величины предмета.
Величина является обобщающим понятием непрерывных особых свойств предмета, является его абстракцией. Иначе говоря, величина – абстрактное понятие, выражающее качественно и количественно непрерывное свойство предмета. Качество определяется равенством (такой же) или относительной противоположностью (большой – маленький, тяжелый – легкий, высокий – низкий, толстый – тонкий, длинный – короткий и т.д.), количество определяется относительно выбранной единицы величины. Таким образом, абстрагирование от свойств предмета порождает понятие величины, реальная сущность которой определяется реальными свойствами предмета.

Поэтому под величиной предмета с точки зрения реальности понимают свойство предмета, а с формальной точки зрения – формальную запись величины (именное число). При таком подходе к понятию величины можно найти «точки соприкосновения» между всеми существующими трактовками понятия величины.
Величина – общее непрерывное свойство совокупности предметов, значение которой порождают ответы на вопросы «Какой?» (равны или относительно противоположный и «сколько?» (относительно конкретно) и их можно записать определенным образом.
Это определение величины построено конструктивно: через род и видовое отличие. Родовым понятием величины является «общее непрерывное свойство совокупности», видовым отличием – «значения которой порождают ответы на вопросы «Какой?» (равный или относительно противоположный) и «сколько?» (относительно конкретно) и их можно записать определенным образом. Сформулированное определение можно использовать для распознавания величины предмета.

Цвет

Цвет тоже является общим непрерывным свойством совокупности предметов, но его значения порождают ответ только на вопрос: « Какой цвет каждого из совокупности предметов красный? голубой? зеленый? или другой?» (относительно не противоположный). Следовательно, Цвет - не величина;

Синий цвет (синева) – общее непрерывное свойство совокупности предметов, и его значения порождают ответ на вопрос: «Какой синий цвет каждого из совокупности предметов такой же? Темный или светлый?» (равный или относительно противоположный). Но на вопрос: «Сколько единиц содержится в синем цвете каждого из совокупности предметов?» ответа нет, так как единица синего цвета не определена (не придумана). Синий цвет - не величина. Хотя, если ввести единицу интенсивности синего цвета и построить шкалу обозначений для каждого значения синевы (шкалу измерения), то синий цвет станет величиной.
Величины предметов в виде представлений входят в жизнь младшего школьника при выполнении упражнений, измерительных работ и решении текстовых задач. Полученные представления о величинах предметов уже в основной и средней школе сменяются строгими определениями, основанными на аксиомах. При этом понятие величина и ее измерение могут остаться вне понимания школьников. Поэтому уже в начальной школе необходимо раскрыть реальную и формальную сущности понятия величины и выделить основные признаки ее проявления.

  • Величина предмета как абстрактное понятие выражает непрерывное свойство предмета, так как любые смежные части предмета обладают той же величиной.
  • Величина предмета порождает ответ на вопрос «Какой?» (равный или относительно противоположный: большой- маленький, тяжелый- легкий, высокий- низкий, толстый- тонкий, длинный- короткий, сильный- слабый и т. д.) – качественная характеристика.
  • Величина предмета определяется количеством (характеристикой деления на составные части) определенным образом.
  • Величина предмета имеет единицу величины, которую можно дробить.
  • Величина предмета порождает ответ на вопрос «Сколько?» относительно конкретно, и ее значение можно записать определенным образом (формально) – количественная характеристика.
  • Величину предмета можно сравнивать с однородной величиной (свойство сравнимости). Сравнение, определяющее равные значения величины, устанавливает отношение равновеликости на множестве предметов по данной величине. Сравнение, определяющее, во сколько раз одно значение величины больше или меньше другого, устанавливает кратное отношение. Сравнение, определяющее, на сколько одно значение величины больше или меньше другого, устанавливает разностное отношение. Сравнение, определяющее, больше или меньше одно значение величины другого, устанавливает отношение строгого линейного порядка.
  • Величина, задавая отношение равновеликости на множестве предметов, порождает разбиение этого множества на классы эквивалентности равных по равной величине предметов.

Форма

Под пространственными представлениями будем понимать чувственно- наглядные образы, связанные с формой, размером и взаимным расположением геометрических фигур в пространстве (на плоскости), которые воспроизводятся в сознании без непосредственного воздействия объектов на органы чувств.
Детям интересен не стационарный объект, а его изменение, движение, включение в новые связи и отношения, возможность «взаимодействия с ним» через разнообразные формы наглядной интерпретации и конструктивно- геометрической деятельности. Кроме того, окружающий ребенка мир полон предметов, имеющих геометрическую форму куба, параллелепипеда, конуса, цилиндра, шара, но никаких отрезков, лучей и прямых.
С философской точки зрения любой объект действительности есть единство содержания и формы: «Содержание – единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий, тенденций. Форма- способ существования и выражение содержания. Форма и содержание в каждом конкретном объекте неотделимы друг от друга. Форма – единство внешнего и внутреннего. Она составляет структуру объекта. Большая советская энциклопедия приводит несколько значений термина «форма»:

1. очертание, внешний вид, контуры предмета;
2. внешнее выражение какого – либо содержания;
3. приспособление для придания чему – либо определенных очертаний;
4. единая по цвету, покрою по другим признакам одежда.

Форму как основной компонент пространственных представлений мы будем понимать как очертание, внешний вид, контуры предмета.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что величина – общее непрерывное свойство совокупности предметов, значения которой порождают ответы на вопросы «Какой?» (равный или относительно противоположный) и «Сколько?» (относительно конкретно) и их можно записать определенным образом.
Цвет - общее непрерывное свойство совокупности предметов, его значение порождает ответ на вопрос «Какой цвет каждого из совокупности предметов красный? голубой? зеленый? Или другой?» Цвет – не величина.
Форма – свойство предметов окружающего мира, единство внешнего и внутреннего. Она составляет структуру объекта.

Нарушение в восприятии свойств предметов у младших школьников с ЗПР

Еще до школы дети накапливают большое число представлений о форме, размерах различных предметов. Эти представления являются необходимой основой для формирования в дальнейшем важных геометрических представлений, а затем и понятий. Сооружая из «кубиков» разнообразные постройки, учащиеся обращают внимание на сравнительные размеры предметов (выражая это словами «больше», «меньше», «шире», «уже», «короче», «выше», «ниже» и т.д.).

В игровой и практической деятельности происходит также ознакомление с формой предметов и их отдельных частей. Например, дети сразу замечают, что мяч (шар) обладает свойством катиться, а коробка (параллелепипед) таким свойством не обладает. Эти физические свойства учащиеся интуитивно связывают с формой тел. Но так как опыт учащихся и накопления терминологии носит случайный характер, то важной задачей обучения становится уточнение накопленных представлений и усвоение соответствующей терминологии. С этой целью необходимо систематически предлагать разнообразные примеры. Отношение между предметами, выраженные словами «одинаковые», «различные», «больший», «меньший» и другие, устанавливаются либо на реальных предметах (полоски бумаги, палочки, мячи и т.д.), либо на их изображениях (рисунках, чертежах). Каждый из приводимых с этой целью примеров должен четко выявлять основной признак, по которому выясняются эти отношения. Например, выясняя вопрос о том, какая из двух полочек «большая», важно обеспечить, чтобы обе палочки были одинаковой толщины (или одинаковой длины). Во всех случаях при сравнении необходимо подбирать такие предметы, для которых «признак сравнения» хорошо заметен, однозначен и может быть легко выделен учащийся.

Например, легко сравнивать два шара различного диаметра и цветов, но трудно (особенно на первых порах) – шары различного диаметра и одинакового цвета. Учащиеся в этом случае часто говорят: «Шары одинаковые» (имея в виду цвет).
От умения определить форму зависит результат деятельности учащихся. Поэтому первые упражнения должны быть направлены на практические действия, требующие опоры на форму предметов.
В дальнейшем учащиеся определяют форму зрительно с использованием способа примеривания.
Лишь на основе длительного использования способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах у учащихся возникает полноценное зрительное восприятие формы, умение вычленять ее из предмета и соотносить с формой других предметов.

Величину так же, как и форму учащиеся учатся различать практически. Действуя с предметами, они обращают внимание на величину, начинают понимать, что от правильного определения величины предмета во многих случаях зависит результат действий, т.е. величина становится значимым для учащихся признаком.
В процессе действия с предметами дети постепенно начинают выделять величину зрительно.
На основе длительного применения проб и примеривания у детей возникает полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине.
Таким образом, мы видим, что пути развития восприятия величины и восприятия формы одинаковы. Однако между ними есть различия. Величина – понятие относительное. Один и тот же предмет в сравнении с другими может восприниматься и большим и маленьким.

В то же время величина имеет разные параметры – высоту, длину, ширину. Поэтому помимо общего определения «большой-маленький» существуют частные: «длинный-короткий», «высокий-низкий», широкий-узкий».
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т.е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой.
Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, учащиеся видят их одинаковость или неодинаковость.
Когда учащиеся научатся определять цвета при их непосредственном контакте, т.е. путем наложения и приложения, можно переходить к выбору по образцу, к настоящему восприятию цвета.

Известно, что далеко не все учащиеся с ЗПР могут правильно собрать обычную детскую пирамиду. Если и собирают, то очень часто допускают ошибки в процессе подбора колец, снова и снова возвращаются к началу работы. Это означает, что они не замечают «на «глаз» которое кольцо по размеру ближе данному, не знают приема сравнения наложением, не умеют находить следующее кольцо, а берут в руки часто первое попавшееся. У них отсутствует этап обдумывания, им несвойственно сомнение в правильности выбора следующего кольца. Сравнение серии предметов по их размерам имеет коррекционное значение и требует специального обучения. Только в результате специально организованного уточнения, применения оценок в разнообразных ситуациях под руководством учителя учащиеся с ЗПР научатся замечать, оценивать такие признаки предметов как: объем, площадь, длина, ширина, высота.

Ребенку с ЗПР трудно переключиться с только что сделанного вывода на новый. Главную трудность составляет то, что прямо противоположные суждения высказываются в адрес одного и того же предмета. Первоклассники при сравнении еще не могут отвлекаться от размеров предметов, составляющих совокупности. Они считают большей ту совокупность, в которой предметы крупней или она занимает большую площадь. Школьники не умеют еще размещать их удобным для себя способом, устанавливать среди них определенный порядок, давать характеристику пространственным отношением данных предметов.
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины «тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. При восприятии цвета можно пользоваться зрительной перцептивной ориентировкой.
На основании данной теории можно выделить следующие нарушения в восприятии свойств предметов у учащихся с ЗПР:

  • не замечают «на глаз» который предмет по размеру ближе к данному;
  • не знают приема сравнения наложением;
  • при составлении пирамидки не умеют находить следующее кольцо, берут первое попавшееся;
  • у них отсутствует этап обдумывания;
  • им трудно переключиться с только что сделанного вывода на другой;
  • не могут отвлекаться от размеров предметов, составляющих совокупности;
  • не умеют размещать предметы удобным для себя способом;
  • не умеют устанавливать среди них определенный порядок;
  • не умеют давать характеристику пространственным отношениям данных предметов.

Данные нарушения необходимо исправлять и корректировать.

Приложение 1 «Сборник упражнений, направленных на формирование представлений об общих свойствах предметов у учащихся с ЗПР на уроках математики»