Конспект нод по закреплению и повторению пройденного материала умк по татарскому языку с детьми старшей группы. Конспект занятия по развитию речи с использованием умк по обучению детей татарскому языку в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи с использованием УМК по обучению детей

татарскому языку в старшей группе

Тема: «Моя семья»

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной

активности.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать положительные взаимоотношения в семье,

взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.

Образовательные: Ввести понятие «семья». Углубление представлений

детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории:

Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца,

бабушки, дедушки, сестры, брата;

закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.

Развивающие: Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;

развитие мелкой моторики; пополнение и активизация словаря на основе

углубления знаний детей о ближайшем окружении; введение в словарь детей

существительных, обозначающих профессии; глаголов, характеризующих

трудовые действия; развитие диалогической речи: умения участвовать в

беседе; развитие детского творчества.

Ход НОД:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Исэнмесез балалар!

Дети : Исэнмесез!

Воспитатель : Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи. Вот о

семье мы сегодня и поговорим. Послушайте стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение:

Есть в доме любом семейный альбом

Как в зеркале мы отражаемся в нем

Пускай, не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы.

Ребята, вчера мы рассматривали фотографии вашей семьи. Как вы думаете,

что такое семья?

Андрей : Семья – это мама, папа, брат и я.

Воспитатель: Скажи на татарском

Андрей : Гаилэ -эни, эти, эби, абый эм мин.

Настя : Это мама, папа, я и дедушка с бабушкой

В оспитатель : Скажи на татарском

Настя : бу эни, эти, мин, эби һэм бабай.

Воспитатель : Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка,

бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг

друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших

родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?

Андрей : Мою маму зовут Вера. Она работает в аэропорту. Папу зовут Сергей. Он работает сборщиком мебели.

Настя : Мою маму зовут Тамара. Она работает медсестрой в больнице. Папу зовут Иван он водитель.

Воспитатель : У кого есть братья и сестры?

Аня : У меня есть братик. Его зовут Андрей.

Катя : А у меня тоже есть братик. Он очень маленький.

Эмиль : У меня есть старшая сестра - Диана.

Воспитатель : Дружно ли вы живете?

Аня : Мы всегда дружим.

Воспитатель : Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?

Катя : Можно с ними поиграть, пока мама готовит ужин

Воспитатель : А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.

Бабушка родная,
Милая моя,
Больше всех на свете
Я люблю тебя.
По твоим морщинкам
Проведу рукой…
В целом свете нету
Бабушки такой.
Никогда не буду
Огорчать тебя.
Только будь здоровой,
Бабушка моя.

О ком эти строки?

Дети : Про бабушку. А бабушка и дедушка - это родители ваших мам и пап

А ваши мама и папа – это ваши родители.

Воспитатель : У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?

Воспитатель : Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас.

Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки?

Арсений : Меня бабуля приводит в садик и забирает из садика. А еще мы вместе

гуляем и ходим в цирк.

Алина : Моя бабушка печет вкусные пироги, и мы все вместе пьем чай.

Миша : А когда я болею, бабуля мне дает молоко с медом, чтобы я поскорее

выздоровел.

Диана : А моя бабушка вяжет мне теплые носки и варежки, чтобы я зимой

не замерзла и не заболела.

Воспитатель: Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает.

Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и

дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их

любите и помните.

Шамиль : Надо позвонить!

Катя : Надо приехать к ним в гости!

Воспитатель : Как можно назвать их всех: маму, папу, сестер, братьев,

бабушку и дедушку одним словом?

Дети говорят: Семья!

Воспитатель: Скажите на татарском

Дети : Гаилэ

Пальчиковая игра Гаилэ

Бу бармак- әти,

Бу бармак- әни,

Бу бармак- бабай,

Бу бармак- әби,

Бу бармак- малай,

Яшәве бергә шулай- Бик күңелле, бик кызык,

Кабатлыйк кызып-кызып:

Воспитатель: Молодцы! Семьи бывают не только у людей, но и у животных.

Вспомните сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят».

Игра «Нарисуем «семью»

Нужно в правую руку взять карандаш, а левую руку положить на середину листа, и обвести свою руку, каждый пальчик в отдельности. Затем выбрать из этих пальчиков себя, и других членов семьи. Нарисовать глазки, нос, рот и раскрасить цветными карандашами остальное. (Дети рисуют под музыку – «Улыбка»).

– Молодцы, ребята! Хорошо нарисовали у кого-то семья большая, у кого-то поменьше. У вас у всех получился семейный портрет.

Игра «Какая у вас семья? »

Дети поднимают руку и отвечают:

Дети: Большая (зур, дружная (куенлле, маленькая (кечкенэ, заботливая,

хорошая (эйбэт, крепкая, счастливая).

Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было

радостное настроение?

Миша : Не обижать младших братьев и сестер.

Диана : Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.

Алина : Дарить подарки, любить друг друга.

Луиза : Получать хорошие оценки, вместе отдыхать.

Воспитатель: Вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей

семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой.

НОД по закреплению пройденного материала УМК по татарскому языку

в старшей группе №3

Составила воспитатель по обучению детей татарскому языку Аглямова Л. А.

НОД (Конспект – занятие ) по закреплению пройденного материала УМК по татарскому языку в старшей группе №3

«Акбай и Мияу в гостях у ребят»

Ход НОД:

Вводная часть.

Дети входят в группу и встают вокруг воспитателя.

Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости пришло много гостей и все они хотят послушать, как мы с вами умеем разговаривать на татарском языке! Давайте поздороваемся с нашими гостями на татарском языке.

Воспитатель: Исәнмесез, кунаклар!

Гости: Исәнмесез, балалар!

Воспитатель: А давайте спросим у наших гостей, как у них дела?! Подойдите к кому нибудь из гостей и спросите: Хәлләр ничек?

Дети: Хәлләр ничек?

Гости: Әйбәт. Рәхмәт.

Воспитатель: Вот мы и поздоровались, а сейчас давайте познакомимся с вами . (воспитатель передает детям мяч, задает вопросы, дети отвечают.)

Син кем? - Мин малай.

Син малай? - Әйе, мин малай.

Син кем? Син кыз? - Юк, мин малай.

Сиңа ничә яшь? - Бишь яшь.

Сюрпризный момент. Стук в дверь.

Воспитатель: Давайте спросим: Кто там? - Кем анда? (хором).

Воспитатель открывает дверь. В группу заходят Акбай и Мияу.

Воспитатель: - Ребята, к нам в гости пришли Акбай и Мияу, они очень добрые и веселые помощники. Акбай и Мияу разговаривают по другому, по-татарски. Давайте поздороваемся с ними по-татарски.

Дети: Исәнме, Акбай!

Акбай: Исәнмесез, балалар!

Дети: Исәнме, Мияу!

Мияу : Исәнмесез, балалар!

Воспитатель: Ребята, скажите, Акбай – песи?

Дети: Юк, Акбай эт!

Воспитатель: Бик әйбәт! Посмотрите, Акбай и Мияу принесли нам корзину, отгадаем что там?

(Воспитатель достаёт из корзины Акбая овощи, а из корзины Мияу фрукты)

Воспитатель: Бу нәрсә?

(Ответы детей на татарском языке.)

Воспитатель: Слова помидор, виноград, груша, банан на русском и татарском языке звучат одинаково.

Воспитатель: Ребята, а давайте посчитаем, сколько овощей принес Акбай, сколько фруктов принёс Мияу.

Дети хором считают фрукты: Бер, ике, өч, дүрт, биш.

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру: «Собери урожай».

(Дети делятся на 2 команды, ставятся 2 корзинки, на пол раскладываются карточки с изображением овощей и фруктов или муляжи, одна команда собирает овощи, а другая команда собирает фрукты).

Воспитатель: Ребята, а давайте назовем, какие овощи собрала одна команда, какие фрукты собрала другая команда.

Дети: (Называют овощи и фрукты, которые они собрали).

Воспитатель: Давайте посчитаем и определим, какая команда набрала больше фруктов или овощей, кто выиграл?

Дети: (Считают на татарском языке содержимое корзин).

Дети рассаживаются за столы.

Воспитатель: Молодцы ребята. А хотите еще поиграть?

Воспитатель: У меня есть маски овощей и фруктов. Я предлагаю вам поиграть в хороводную игру, которая называется «Бар матур бакча», вы подойдите и попросите у меня ту маску, которая вам понравится.

Дети: Кишер бир...

(Дети водят хоровод под музыку, поют песенку, чей овощ или фрукт назвали, тот ребенок выходит в середину круга и танцует, игра продолжается).

Бар матур бакча,

Анда кишер үсә...

(кыяр,суган, и.т.д.)

Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас я предлагаю вам пройти за столы. У вас на столах листочки с заданиями, надо раскрасить только те овощи, названия которых вы можете назвать на татарском языке.

Творческое задание для детей.

Воспитатель: Назовите, какие овощи вы раскрасили?

(Дети называют овощи на татарском языке).

Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось как мы сегодня с вами разговаривали на татарском языке. Сегодня мы с вами справились со всеми заданиями, Акбаю с Мияу вы очень понравились и они хотели бы прийти к нам ещё раз. Давайте поблагодарим Акбая и Мияу за овощи и фрукты, которые они нам принесли и попрощаемся с ними.

Воспитатель: Сау бул Акбай. Сау бул Мияу.



Основная образовательная область: "Социализация"
Интегрированные образовательные области:«Коммуникация», «Худ. слово», «Музыка», «Художественное творчество», «Безопасность», «Труд»
Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.
Образовательные: Ввести понятие «семья». Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории:
Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата;
закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
Развивающие: Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;
развитие мелкой моторики;пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении;введение в словарь детей существительных, обозначающих профессии; глаголов, характеризующих трудовые действия;развитие диалогической речи: умения участвовать в беседе;развитие детского творчества.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Исэнмесез балалар!
Дети: Исэнмесез!
Воспитатель: Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи. Вот о семье мы сегодня и поговорим. Послушайте стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение:
Есть в доме любом семейный альбом
Как в зеркале мы отражаемся в нем
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы.
Ребята, вчера мы рассматривали фотографии вашей семьи. Как вы думаете, что такое семья?
Ребенок 1: Семья – это мама, папа, брат и я.
Воспитатель: Скажи на татарском
Ребенок: Гаилэ -эни, эти, эби, абый эм мин.
Ребенок 2: Это мама, папа, я и дедушка с бабушкой. Воспитатель: Скажи на татарском
Ребенок: бу эни, эти, мин, эби эм бабай.
Воспитатель: Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
Ребенок 1: Мою маму зовут Миляуша Расиховна. Она работает в больнице врачом. Папу зовут Рамиль Альбертович, он тоже врач.
Ребенок 2: Мою маму зовут Юлия Михайловна. Она учитель. Папа – Павел Дмитриевич. Он работает строителем.
Воспитатель: У кого есть братья и сестры?
Ребенок 1: У меня есть брат. Его зовут Рафис.
Ребенок 2: А у меня тоже есть братик. Он очень маленький.
Ребенок 3: У меня есть старшая сестра - Лиана.
Воспитатель: Дружно ли вы живете?
Ребенок 1: Мы всегда дружим.
Ребенок 2: А мой братик постоянно плачет. У него болит животик.
Воспитатель: Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?
Ребенок 1: Можно с ними поиграть, пока мама готовит ужин.
Ребенок 2: А я мою бутылочку и соску.
Воспитатель: Старших братьев и сестер надо уважать и помогать им, потому что они заботились о вас, когда вы были маленькими.
Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.

Очень бабушку свою,
Маму мамину люблю,
У нее морщинок много-
И на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
О ком эти строки?
Дети: Про бабушку. А бабушка и дедушка - это родители ваших мам и пап. А ваши мама и папа – это ваши родители.
Воспитатель: У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас. Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки?
Ребенок 1: Меня бабуля приводит в садик и забирает из садика. А еще мы вместе гуляем и ходим в цирк.
Ребенок 2: Моя бабушка печет вкусные пироги, и мы все вместе пьем чай.
Ребенок 3: А когда я болею, бабуля мне дает молоко с медом, чтобы я поскорее выздоровела.
Ребенок 4: А моя бабушка вяжет мне теплые носки и варежки, чтобы я зимой не замерз и не заболел.
Воспитатель: Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает. Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их любите и помните.
Ребенок 1: Надо позвонить!
Ребенок 2: Надо приехать к ним в гости!
Воспитатель: Как можно назвать их всех: маму, папу, сестер, братьев, бабушку и дедушку одним словом?
Дети говорят: Семья!
Воспитатель: Скажите на татарском
Дети: Гаилэ
Воспитатель: Молодцы! Семьи бывают не только у людей, но и у животных. Вспомните сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят». Все заботились друг о друге и жили дружно. Вспомните сказку про Красную Шапочку, где внучка пошла, навестить свою больную бабушку, и понесла ей гостинцы. Но по дороге встретила волка… а что было дальше?
Дети: Волк съел бабушку и внучку.
Воспитатель: Правильно! Если б девочка знала, что нельзя разговаривать на улице с незнакомыми и говорить свой домашний адрес или адрес близких людей, то все бы были живы и здоровы.
Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье? »
Воспитатель: А теперь мы немного поиграем и узнаем, кто как трудится в вашей семье. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или я.
Например, ходит на работу - … Кто?
Ребенок договаривает: Мама и папа
Воспитатель: Учит уроки – …
Ребенок: Сестра, брат.
Воспитатель: Моет посуду – … Ребенок: Мама и бабушка.
Воспитатель: Мастерит – …
Ребенок: Папа, старший брат, дедушка.
Воспитатель: Ходит в магазин за покупками - …
Ребенок: Бабушка, мама, папа.
Воспитатель: Убирает в доме – …
Ребенок: Мама, сестра, бабушка.
Воспитатель: А теперь, давайте встанем и поиграем пальчиками.
Пальчиковая игра «Гаилэ»
Бу бармак бабай
Бу бармак эби
Бу бармак эти
Бу бармак эни
Бу бармак мин
Бу безнен Гаилэ
Воспитатель: Молодцы! Детки, давайте встанем кругом. (дети встают кругом по середине группы) Ой, посмотрите какая красивая корзинка! (берет и показывает корзинку). Это не простая корзина, а волшебная. А теперь давайте распределим обязанности в семье. Кому на ладошку поставлю корзиночку, тот должен положить в нее добрые дела, которые дома делает вся семья. Договорились?
Игра «Давайте справедливо распределим обязанности»
Воспитатель: Зарина, папа что делает?
Зарина: Зарабатывает деньги, делает ремонт.
Воспитатель: Карим, мама что делает?
Карим: Зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, гладит.
Воспитатель: Юра, сын что делает?
Юра: Убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит.
Воспитатель: Даша, дочь что делает?
Даша: Моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.
Воспитатель: Алия, бабушка что делает?
Алия: Вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками.
Воспитатель: Камиль, дедушка что делает?
Камиль: Мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками.
Воспитатель: Хорошо! Ребятки, давайте присядем на коврик. (садятся на ковер). Вы очень много рассказали о своей семье. А какая она у вас: большая, веселая?
Игра «Какая у вас семья? »
Дети поднимают руку и отвечают:
Дети: Большая (зур, дружная (куелле, маленькая (кечкенэ, заботливая, хорошая (эйбэт, крепкая, счастливая.
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
Ребенок 1: Не обижать младших братьев и сестер.
Ребенок 2: Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.
Ребенок 3: Дарить подарки, любить друг друга.
Ребенок 4: Получать хорошие оценки, вместе отдыхать.
Воспитатель: Вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой. А теперь, давайте посмотрим ваши рисунки, которые вы нарисовали дома с родителями.
Звучит песня «Эни кирэк». Все дети с воспитателем идут смотреть выставку детских рисунков на тему «Моя семья».

Наталия Ворушило
Конспект непосредственной образовательной деятельности по УМК по татарскому языку «Поможем бабушке Федоре» в старшей группе

Программные задачи :

Обучающие : Расширять словарь детей, закрепить знания детей о цвете.

Развивающие :Развивать умение понимать татарскую разговорную речь , умение отвечать на вопросы по-татарски и составлять предложения из 2-3 слов.

Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к посуде.

Основная образовательная область :“Речевое развитие ”.

Интегрированные образовательные области : “Позновательное развитие”, “Художественно – эстетическое развитие”.

Методы и приемы

Методы :наглядные, словесные, игровые, сюрпризный момент.

Приемы :художественное слово, вопросы к детям, дидактические игры, поощрение.

Наглядные средства обучения : конверт, презентационный материал для интерактивной доски, раздаточные карточки с рисунками посуды,силуэты посуды.

Словарная работа

Обогащение словаря : тэлинкэ, кашык, чынаяк.

Активизация словаря : зэнгэр чынаяк, кызыл тэлинкэ, сары кашык.

Предварительная работа :Разучивание песни “Зэнгэр чынаяк. ”

Использованная литература :

1. Методика дошкольного образования : «Обучение татарскому языку русскоязычных детей » .

2. Использованная образовательная программа : «Региональная программа дошкольного образования » Р. К. Шаехова, Казань 2012

3. Г. З. Гарафиева «Детские праздники» Казань, 2003г.

4.«Говорим по-татарски . Методическое пособие по обучению детей 5-6 лет татарскому языку » Казань, 2012г.

5.«Пляшем, поем и играем» Казань, 2007г

Ход НОД

Вводная часть (дети сидят на стульчиках)

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Иснмесез балалар!

Дети : Исэнмесез.

Воспитатель :Хллрегез ничек?

Дети :йбт.

Воспитатель : Что - то вы у меня сегодня не проснулись, какие-то вялые давайте поздороваемся счастями тела.

Иснмесез кзлр, сез уяндыгызмы (поглаживая глаза)

Иснмесез битлр, сез уяндыгызмы (поглаживая щечки)

Иснмесез колаклар, сез уяндыгызмы (поглаживая ушки)

Иснмесез куллар, сез уяндыгызмы (поглаживая руки)

Иснмесез аяклар, сез уяндыгызмы (поглаживаем ноги и тихонечко топаем)

Иснмесез, без уяндык (протягивая руки вперед) .

Воспитатель : Молодцы. А сейчас, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Син кем?» , «Ты кто?» . С помощью мяча , задавая друг другу вопрос «Син кем?» будем знакомиться на татарском языке .

Передаю мяч с вопросом «Син кем?» , «Сина нич яшь?» . Дети рассказывают про себя на татарском языке .

Вбегает,плачущая Федора , с криками.

Федора : Ой, какое горе, какое горе!

Воспитатель : Что случилось? (обращаясь к Федоре ) . Почему вы кричите, мешаете проводить занятие?

Федора : Разве вы меня не узнали? Я же Федора .

Воспитатель : Ребята, вы знаете, кто такая Федора ? Из какой сказки?

Дети : Это бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе » .

Воспитатель : Почему же она плачет, может она заболела?

Дети : От нее убежала посуда, потому что она ее не мыла.

Федора : (плачет) Ой, не мыла я посуду, не любила я ее, а она взяла да убежала в лес. Убежала, и возвращаться не хочет. Бегала я по лесу, искала посуду, да видно старая стала , не могу быстро бегать - устала.

Воспитатель : Что же делать? Как же бабушке помочь ?

(В это время раздается стук в дверь, воспитатель выходит и возвращается с большим конвертом).

Воспитатель : Посмотрите, ребята, письмо пришло. Интересно, для кого оно? (разглядывает) Бабушка Федора ! (удивленно, да ведь это письмо для тебя (Отдает письмо Федоре ) .

Федора : (Открывает конверт и читает) .

Здесь какая - то загадка. (Читает) :

Ты не сядешь за обед,

Если в доме меня нет.

(делает задумчивый вид) - Ничего не понимаю! Что это?

Воспитатель : Ребята, а вы догадались? Давайте поможем бабушке загадку отгадать .

Дети : Посуда.

Воспитатель : А как вы догадались?

Дети : Если не будет посуды, то обедать будет не из чего.

Воспитатель : Федора , да ведь письмо-то от твоей сбежавшей посуды. Что она пишет? Читай.

Федора : «Вернусь я к тебе, если выполнишь мои задания, а найдешь ты их в конверте», (после этих слов Федора начинает плакать ) :

Как же я выполню задания? Я же старая , в детский сад не ходила, в школе не училась, не смогу задания выполнить, что же делать, как мне быть, как мне без посуды жить?

Воспитатель : Ребята, поможем Федоре ?

Дети : Да, поможем .

Воспитатель : Федоре ) . Постараемся мы выполнить все задания, чтобы посуда к тебе вернулась, но ты обещай, что будешь содержать ее в чистоте.

Федора : Я не умею!

Воспитатель : Ребята, давайте подскажем Федоре , как нужно заботится о посуде.

Дети : Мыть, чистить, вытирать, убирать на место, бережно и очень аккуратно обращаться , чтобы не разбилась.

Воспитатель : Ну, что, Федора даешь обещание ?

Федора : Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

Буду, буду я посуду, и любить, и уважать!

Воспитатель : Ну что ж, не будем терять времени. А ты, бабушка , (Обращается к Федоре ) посиди, отдохни.

Задание №1 «Отгадай загадку, назови по татарски »

Воспитатель : Ребята, за этими цветными фигурами спрятана разная посуда. Если вы отгадаете загадки, то сможете увидеть эти предметы. Итак, внимание.

Какого цвета фигуру мы расколдуем первой, Софья?

Дети : кызыл – красную.

Тогда слушайте первую загадку.

Если б не было ее

Было б кушать тяжело.

Некуда и суп ложить

И котлету положить.

Дети : тарелка – тлинк.

Воспитатель : Согласна. Какого цвета фигуру мы расколдуем второй, Ваня?

Дети : яшел – зеленый.

Воспитатель : Тогда слушайте вторую загадку.

Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

Дети : Ложка-кашык.

Воспитатель : Молодцы. Какого цвета фигуру мы расколдуем третьей, Камилла?

Дети : сары – желтый.

Воспитатель : Тогда слушайте третью загадку.

Я красива и тонка,

Разукрашены бока,

А гостей встречаю,

Чаем угощаю.

Дети : Чашка – чынаяк.

Воспитатель : Молодцы.

Задание № 2 “Нрс юк”.

Воспитатаель : Ребята, следующее задание. Но сначала скажите, что изображено на доске .

Дети : ложка – кашык.

Воспитатель : Какого цвета ложки, перечисли Маша . Хорошо. А сейчас закрываем глаза . Открываем глаза. Диана, нинди кашык юк? (Диана : сары) и т. п.

Скажите, что теперь изображено на доске . (Дети : тарелка -тлинк) Какого цвета тарелки, Богдан, перечисли мне (желтый -сары, зеленый -яшел, красный -кызыл, синий - знгр) . Молодцы. А сейчас закрываем глаза (воспитатель скрывает одну из фигур) . Открываем глаза. Богдан, нинди тэлинкэ юк?

Молодцы. Скажите, что теперь изображено на доске . (Дети : чашка - чынаяк) Какого цвета чашки, Азамат, перечисли мне (желтый -сары, зеленый -яшел, красный -кызыл, синий - знгр) . А сейчас закрываем глаза (воспитатель скрывает одну из фигур) . Открываем глаза. Азамат, нинди чынаяк юк?

Задание № 3 «Посчитай по татарски »

Воспитатель : Федора разбила не только чашку, но и много другой посуды. Такая она неаккуратная. Давайте посчитаем, сколько у нее осталось посуды. (Бер, ике, ч, дрт, биш, алты) .

Воспитатель : Молодцы! Все справились. Слушайте следующее задание.

Задание №4 «Скажи наоборот» (с мячом)

Воспитатель : Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите, как будет наоборот.

Ложка чистая – ложка грязная.

Тарелка глубокая – тарелка мелкая.

Чашка большая – чашка маленькая

Воспитатель : Ребята, давайте сейчас отдохнем и споем песню “Зэнгэр чынаяк” (дети встают полукругом) .

Знгр-знгр чынаяк

Знгр-знгр чынаяк. (ладошки в виде чашки, покачивания)

йе шул, йе шул (наклон вперёд)

Матур, чиста чынаяк. (потираем руки – моем их)

йе шул, йе шул, (наклон вперёд)

Знгр, знгр чынаяк. (ладошки в виде чашки, покачивания)

Задание №5 «Укрась посуду татарским орнаментом » .

Воспитатель : Проходите, садитесь. Посмотрите, когда посуда бежала по лесу от Федоры шёл сильный дождь и весь рисунок смыло. Давайте украсим посуду, чтобы она стала такой же красивой как прежде.

Дети рисуют на силуэтах посуды татарский орнамент .

Воспитатель : Все справились с заданием?

Дети : Да

Воспитатель : Молодцы!

Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у вас получилась.

Воспитатель : Федора , подойди к нам.

Ну, что, Федора ! Давай следующее задание.

Федора : (Заглядывает в конверт) .

Да тут ни одного задания не осталось! Все выполнили! (Удивлено) . Ну и молодцы! Выручили меня!

Воспитатель : Молодцы ребята! (дети садятся) .

Воспитатель : Федора , а ты разве ничего не заметила? Посуда давно вернулась! Помоги мне , пожалуйста. (Вносят стол, накрытый сверху скатертью - стол сервирован, в центре чайник).

Воспитатель : Вот посмотри, Федора , чай уже готов.

Федора : А у меня к чаю, и угощение найдется (Достает корзинку) .

Дети : Спасибо, Рхмт, Федора !

Федора :«Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!»

Ребята, спасибо вам, что помогли мне отыскать посуду .

Федора : До свидания.

Дети : До свидания. Сау булыгыз

3. Итоговая часть занятия.

Воспитатель : Ребята, наше занятие заканчивается. Ребята, кто к нам сегодня приходил?Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили (о посуде) . Какие цвета мы с вами вспомнили? Вам понравилось сегодняшнее занятие? Молодцы.

Мне очень хочется узнать, что вам сегодня понравилось и о чем вы бы хотели рассказать своим родителям. А какие татарские слова мы сегодня с вами вспомнили? А что для вас было трудным? (Ответы детей) .

Вы сегодня очень хорошо занимались, были активными.

А сейчас себя похвалим.

Мин йбт, мин яхшы, мин акыллы, мин булдырдым, мин бхетле.

До свидания - Сау булыгыз,балалар!

(Под весёлую музыку уходят) .

С детьми старшей группы

Основная предметная область: развитие речи (татарский язык).

Интеграция областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетеическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, деятельная.

Цель: закрепление пройденного лексического материала по теме «Одежда», а также ранее приобретенных детьми навыков использования грамматических конструкции в известных и новых игровых ситуациях.

1. Образовательные:

Активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак и действие;

Способствовать умение составлять мини-диалоги в речевых ситуациях, закркплять умение детей составлять небольшие рассказы-описания по картинкам или личным наблюдениям ребенка.

2. Развивающие:

Продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу;

Развивать и стимулировать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, самостоятельно выполнять задания, умения общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.

3. Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, если нужно, корректно поправлять их;

Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность;

доброжелательность и выдержку.

Воспитывать интерес к изучению татарского языка.

Дидактическое обеспечение занятия:

Для воспитателя: проектор, ноутбук, аудиозаписи, для детей 5-6 лет, демонстрационный и раздаточный материал.

Для детей: атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин одежды».

Предварительная работа: создание языковой среды, составление конспекта, подбор оборудования и демонстрационного материала, изучение детьми лексического материала и песни «Красивое платье».

Словарная работа: лексико-грамматический материал по теме «Одежда», песня «Красивое платье».

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, они узнали что вы хорошо говорите по-татарски и хотят послушать как мы с вами умеем разговаривать на татарском языке! Давайте поздороваемся с ними и спросим, как у них дела.

Дети: Исәнмесез!

Гости: Исәнмесез!

Дети: Хәлләр ничек?

Гости: Әйбәт,рәхмәт!

Воспитатель: Вот и поздоровались. А сейчас, давайте представимся. Син кем? (с мячом ).

Дети: Мин... (называет свое имя ).

ІІ.Основная часть.

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Давайте прочитаем что там написано.

«Исәнмесез, балалар! Здравствуйте ребята. Я знаю что вы владеете татарским языком, и прислаю вам задания.Если вы справитесь с заданиями, то сможете собрать из частей мое изображение.И узнаете кто я. Вы готовы?

Воспитатель: А вот и первое задание “Одень куклу”. Ребята, где мы можем взять одежду для кукол? В магазине “Одежды” .Как будет одежда по татарски, кто мне скажет?

Дети: Киемнәр.

2. Сюжетно-ролевая игра “Магазин одежды”

Воспитатель: Вот мы пришли.

1 ребенок: Исәнмесез!

2 ребенок: Исәнмесез!

1 ребенок: Хәлләр ничек?

2 ребенок: Эйбәт, рәхмәт!

1 ребенок: Хәлләр ничек?

2 ребенок: Эйбәт, рәхмәт!

1.ребенок: Нәрсә кирәк?

2 ребенок: Күлмәк.

1 ребенок: Нинди күлмәк?

2 ребенок: Кызыл күлмәк.

1 ребенок: Ничә күлмәк?

2 ребенок: Бер күлмәк.

1 ребенок: 4 сум

2 ребенок: 1,2,3,4,5

(Чалбар, күлмәк, футболка)

Воспитатель: Молодцы, ребята, я думаю что вы справились с заданием. Тогда вам первая подсказка: одна часть изображения лежит под вашими стульчиками.

Воспитатель: Теперь слушайте следующее задание “Помогите одеться”

3. Дидактик уен «Киенергә ярдәм ит»

Воспитатель: Давайте теперь кукле девочке предложим надеть платье, мальчику – брюки.

Дети: Курчак, чалбар ки

Курчак, күлмәк ки!

Воспитатель: Ребята как вы думаете вы справились с этим заданием?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот вам и вторая подсказка “Вторая часть моего изображения находится за вашими стульчиками”.

Воспитатель: А третье задание спеть песенку “Күлмәк матур”

4. Песня 39трек “Күлмәк матур”

Минем күлмәк матур, (кыз тавышы)

Синең күлмәк матур. (малай тавышы)

Әйе шул, әйе шул, (икесе бергә)

Минем күлмәк матур.

Минем чалбар матур, (малай тавышы)

Синең чалбар матур. (кыз тавышы)

Әйе шул, әйе шул, (икесе бергә)

Минем чалбар матур.

Воспитатель: Рәхмәт. Вы хорошо справились с этим заданием. Вот вам и третья подсказка: часть изображения находится у воспитателя.

Воспитатель: Следующее задание – “Найди пару”.

5. ИКТ игра “Найди пару”

Воспитатель: Давайте посмотрим следующее задание. Здесь ребята, вам нужно будет найти пару каждой вещи. Бу нәрсә?

Дети: Күлмәк

Воспитатель: Күлмәк нинди?

Дети: Сары. (Находит такое же платье. )

Воспитатель: Вы справились с заданием?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда вам четвертая подсказка – часть изображения найдете на мольберте.

Воспитатель: Осталось последнее задание- игра “Командир”

6. Подвижная игра “Командир”

(Один ребенок выбирается командиром.)

“Аша”, “утыр”, “кил”, “эч”, “ю”, “ки”, “сал”, “йокла”.

Воспитатель: Молодцы! На этом наше занятие закончилось. Сау булыгыз!

Дети: Сау булыгыз!

Воспитатель: Давайте попращаемся с гостями.

Дети: Сау булыгыз!