Кбс михаил кутузов. «Михаил Кутузов» - корабль-музей в Новороссийске: фото, отзывы и стоимость билетов. Витрины о Великой Отечественной войне

Крейсер «Михаил Кутузов» — корабль боевой славы Черноморского флота, хранитель боевых традиций и истории многих поколений моряков военно-морского флота СССР. Огромный крейсер удостоился чести стать кораблем-музеем и войти в десятку лучших боевых кораблей всего мира — настоящим шедевром кораблестроения. Крейсер имеет впечатляющие габариты — 210 метров в длину и 22 в ширину, а обслуживает корабль экипаж численностью более чем 1100 человек. По вооружению, мореходным качествам и непотопляемости корабль до сих пор является одним из лучших в мире. Не даром силуэт «Михаила Кутузова» украшает почетную медаль военно-морского флота СССР — «За дальний поход».

Также существует круизный речной теплоход «Михаил Кутузов», но ничего общего, помимо названия, они не имеют.

Цены экскурсий на крейсере «Михаил Кутузов» в 2019 году

Тарифы на вход и экскурсионное обслуживание зависят от выбранной программы, гражданства посетителя и его возраста. Граждане иностранных государств, группа из 10 человек:

  • взрослые — 400 руб. с человека;
  • студенты и школьники — 200 руб.

Граждане РФ или стран СНГ:

  • взрослые — 200 руб. с человека;
  • студенты и школьники, пенсионеры и инвалиды — 100 руб.

Профессиональная фото- и видеосъемка оплачивается дополнительно: 1 тыс. и 2 тыс. руб. соответственно.

Специальные тематические программы и событийно-периодические оплачиваются отдельно по договоренности.

История

Артиллерийский крейсер, названный в честь генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Голенищев-Кутузова, был построен в 1954 году, в рамках проекта 68-бис. Годом позже корабль был введен в состав флота СССР, где нес службу до 1988 года, пройдя за это время почти 212 тысяч миль и «воспитав» многие поколения моряков, капитанов и адмиралов военно-морского флота.

В ходе арабо-израильской войны корабль участвовал в двух вооруженных конфликтах, где был флагманом в составе кораблей первой линии. После войны крейсер «Михаил Кутузов» стал местом для важных политических встреч очень высокого уровня. На его борту побывало много королей, президентов и других влиятельных людей.

Остальные корабли проекта 68-бис уничтожены согласно директиве Главнокомандующего ВМФ РФ, по которой и они и «Михаил Кутузов» должны были быть выведены из состава боевых кораблей и утилизированы. Но данный крейсер этого приговора избежал, благодаря совету ветеранов, который обратился к премьер-министру РФ Евгению Максимовичу Примакову. Он лично приказал Главнокомандующему оставить крейсер в качестве корабля-музея.

В 1999 году «Михаил Кутузов» официально стал частью музея Черноморского флота, а в 2002 открылся для посетителей. В 2001 году корабль отправился в свой последний путь, пунктом назначения которого стал город-герой Новороссийск Краснодарского края. В 2012 году крейсер стал филиалом Центрального военно-морского музея, коим остается и по сей день.

Экспозиция

Легендарный крейсер «Михаил Кутузов» уже почти 20 лет радует туристов своими коллекциями и выставками. Помимо них, визуальный восторг вызывает и сама машина, её боевые оружия и неповторимая техническая составляющая.

Кают-компания

В кают-компании размещена выставка моделей морских боевых единиц. На стенах перед ней можно ознакомиться и историей крейсера и фотографиями с боевых действий и дальних плаваний «Михаила Кутузова».

В салоне можно увидеть бронзовую пепельницу весом 36 килограммов. Это символ и оберег корабля. В главной каюте можно увидеть бюст М. И. Кутузова, имя которое и послужило названием крейсеру.

Витрины о Великой Отечественной войне

Несколько витрин в корабле посвящены героям ВОВ: морякам, пехотинцам и летчикам. Помимо фотографий, вырезок из газет и наград можно увидеть личные вещи этих героев. Такие как гранаты, пистолеты, бинокли, предметы одежды и другое.

Арсенал крейсера

Главное оружие «Михаила Кутузова» — четыре башни МК-5бис Б-38 калибра. Эти орудия могли с точностью поражать цели на огромном расстоянии, причем как наземные, так и воздушные, что являлось уникальным для флота в те годы. Каждая башня нуждалась в обслуживании более чем 50 человек.

На корабле расположено 2 вида зенитных установок, 36 и 30-мм. С огромной скорострельностью эти орудия могли поражать цели на расстоянии в несколько километров.

Имеются в вооружении и 6 орудийных 100-мм башен, которые бьют по любым целям.

В начале 80-х был проведен модернизационный ремонт корабля, который значительно улучшил артиллерию, а также аппаратуру обнаружения и связи. Это дало кораблю функции управления.

Палуба оснащена также минным вооружением. До 70 различных мин весом более 700 кг умещались на специальных дорожках корабля.

Расписание крейсера «Михаил Кутузов» в 2019 году

В настоящее время корабль-музей работает 5 дней в неделю, с 11:00 до 18:00 часов. Выходные дни у «Михаила Кутузова» по понедельникам и вторникам.

Панорама крейсера на Google Maps

Как добраться до крейсера «Михаил Кутузов» в Новороссийске

Ближайшая к «Михаилу Кутузову» остановка общественного транспорта — Гостиница Черноморская. Доехать можно на следующем транспорте:

  • троллейбусы: 1, 6, 7, 11, 12, 14;
  • автобусы: 1, 11, 15А, 19, 30;
  • маршрутки: 7, 8, 8А, 10, 14, 15, 17, 20, 21, 22, 24, 27.

Чтобы доехать на своей машине, можно проложить на навигаторе маршрут от вашего местоположения до Набережной Адмирала Серебрякова​, 2А либо до «Михаила Кутузова».

Маршрут до музея-крейсера «Михаил Кутузов» на машине — Яндекс.Карты

Также в Новороссийске действуют почти все популярные сервисы такси, такие как Uber, Gett, Яндекс. Такси и другие.

Видео про музей-крейсер «Михаил Кутузов» в Новороссийске

Всем привет дорогие друзья! Данный пост собирался написать две недели назад, но из-за нехватки времени он публикуется только сегодня. Пост посвящается прошедшему 23 февраля, всех защитников отечества с праздником! Лучше поздно, чем никогда не поздравить! 😀 В своём путешествии по , в ожидании поезда до Екатеринбурга мы с женой отправились гулять по славному городу Новороссийску. Перед прогулкой по городу, выполнил домашнее задание, как описывал в статье про . И уже по прибытию в город знал на что посмотреть, и вот мы отправились тихим шагом к Крейсеру «Михаил Кутузов». Обо всём подробней читайте ниже.

История и служба

Самой известной достопримечательностью города Новороссийска по праву считается крейсер-музей « Михаил Кутузов». В недалёком прошлом, был одним из самых сильных и хорошо вооружённых кораблей на Черноморском побережье. На данный момент крейсер встал на свою вечную стоянку в порту и функционирует как музей.

Крейсер построен по проекту 68-бис (классификация НАТО), одному из первых проектов, реализованных после Второй Мировой Войны. Крейсера вошли в топ 10 самых лучших боевых кораблей мира XX века и положили начало создания в СССР океанского флота. Это первые боевые корабли страны, которые вышли за пределы омываемых морями территории Советского союза.

Корабль был создан третьим по счёту кораблём в городе Николаеве на судостроительном заводе имени Н.И. Носенко следом за крейсерами «Адмирал Нахимов» и «Дзержинский». Построили его всего лишь за год, а спустя два года на нём торжественно подняли флаг, и зачислили в Краснознамённый Черноморский флот. Первым начал выполнять задания по боевой службе в Средиземном море и Атлантике, совершив в общей сложности 15 дальних походов. На крейсере подготавливались будущие командиры флотилий. С корабля выпустились примерно 70 капитанов первого ранга и около семнадцати адмиралов. А сколько с дружеским визитом заходил в иностранные порты во время дипломатических миссий, не счесть! Ладно, хватит историй, вперёд гулять по крейсеру! 🙂

Экскурсия по крейсеру «Михаил Кутузов»

Заранее хочу попросить прощения у моряков и любителей военных кораблей, я не силён во всех морских терминах. Поэтому, если вы заметили, что что-то назвал не так, обязательно поправьте меня и я всё исправлю!

Начну с того, что просто так побродить по кораблю не получится, разрешают только в составе экскурсионной группы. И то, всё бегом, бегом… Толком всего и не рассмотрели. Но мне этого времени хватило сделать несколько фотографий как на самом корабле, так и внутри него. Перед тем, чтобы вас пустили по трапу на корабль, требуют собраться группой около 10-15 человек, и только тогда всех зазывают на корабль. Нам с женой пришлось подождать немного, но как только собралось нужное количество людей мы отправились на экскурсию.

Оплатив билеты в кассе, всех сначала запускают на палубу, где дожидаемся экскурсовода и людей, которые ещё оплачивают за вход. Пока дожидались отставших, мы с женой время не теряли, сделали несколько фотографий орудий и кораблей, находящихся в порту Новороссийска. Как впервые побывавшим в порту, всё кажется необычным, и рука на затворе фотоаппарата работает почти без остановки! 😀

Отвлёкся от темы, немного поговорим об вооружении крейсера. На палубах установлены четыре башни МК-5-бис с тремя орудиями по 152 миллиметров каждое. Зарядка производилась автоматически при помощи элеваторов, по которым подавались снаряды. Всё приводилось в движение при помощи 23 электродвигателей в первых трёх башнях и 20 электродвигателей в четвёртой. Но не все операции осуществлялись автоматически. Загрузка на элеватор и транспортёр осуществлялась вручную, при помощи матросов. Каждую башню обслуживало около 68 человек, а прицельная стрельба осуществлялась на 32 километра. Это как из моего родного можно стрельнуть примерно в Билимбай или в Подволошную и снаряд гарантированно долетит!

На палубе находится ещё один интересный предмет. Долго думал, что это за устройство, которое передвигалось по небольшим рельсам. Как оказалось, это обычная морская мина. На крейсер можно было погрузить от 60 до 130 штук, в зависимости от их типа и назначения. Все они находились на палубе на миниатюрных рельсах. Если приглядеться, то на предыдущей и фотографии снизу можно разглядеть следы от демонтированных рельсов. Экскурсовод сказал, что их убрали специально для безопасности посетителей, так как из-за них был разбит ни один нос и не одна коленка. Примерный вес мины составляется более 700 килограмм, а для того, чтобы отправить её за борт, нужно было не менее 18 человек. Мина подкатывалась к краю палубы и скидывалась в воду, где после ожидала своего звёздного часа.

Каждая экскурсия начинается возле колокола, именуемого у моряков рындой. Экскурсовод рассказывает историю крейсера и затем демонстрирует удар в рынду. Экскурсовод ударил не со всей силы, но по ушам ударило прилично. Как он рассказал далее, звон корабельной рынды слышен в радиусе 14 километров в открытом море. Для справки, такой колокол отлит из сплава серебра и бронзы, а его вес составляет более 80 килограмм. Что больше веса среднестатистического человека, читающего мой блог! 😀

Одним из серьёзных вопросов на крейсере была организация противовоздушной обороны. Для этого было установлено 16 советских зенитных установок В-11. Конструкция которых состоит из двух сдвоенных автоматических пушек 70-к по 37 миллиметров каждая. Обладает скорострельностью по 180 выстрелов в минуту на ствол. Для предотвращения перегрева при интенсивной стрельбе была предусмотрена охлаждающая система. Установка могла поразить воздушную цель на дальности до трёх километров, в надводную до четырёх километров.

Помимо зенитных орудий на крейсере было установлено шесть башен СМ-5-1 с двумя 100 миллиметровыми орудиями. Предназначаются не только для поражения целей на море и берегу, но и в воздухе.

После небольшого хождения по палубам, мы наконец-то спустились внутрь корабля. Экскурсовод то и дело бегал и ругался, чтобы нигде не споткнулись, не ударились головой и вообще не отставали. К моему великому удивлению, удалось сделать несколько удачных кадров с рук в темных помещениях.




Недолгого блуждая по коридорам, попали в офицерскую кают-компанию. Тут, у меня получилось сделать только одну фотографию хорошего качества. Во времена, когда крейсер находился на военной службе, в эту кают-компанию допускались только 72 офицера и пять вестовых (обслуживающий персонал на флоте). По корабельному уставу, в данном помещении можно было курить только с шести до десяти вечера.

Далее мы пробежали быстрым ходом мимо кают капитана и двух медицинских помещений. На сколько я понял, одно из них помещение хирурга, второе терапевта. Помимо этих двух врачей был ещё стоматолог. Все несложным операции врачи могли провести прямо на корабле, а потребности в серьёзных операциях не возникало. На просторах интернета видел экскурсии, в которых были показаны ходовая рубка и каюта капитана, но мы к сожалению туда не попали.




За то увидели элитный кубрик матросов. Почему элитный спросите? А всё потому, что он рассчитан всего на 27 матросов и имеет иллюминаторы. Все остальные кубрики находятся на палубах ниже, где иллюминаторы отсутствуют. Кубрики на корабле имеют вместительность от 24 человек до 70 в каждом.

Спальные места трёхуровневые. Обычный человек увидит всего две койки, но рундук под кроватью (сундук у которого поднимается крышка) тоже застилался и являлся спальным местом. Само собой, это место являлось не престижным и там спали в основном новички.

Столовая для матросов на крейсере не предусматривалась, они питались прямо в своих кубриках. На шесть-восемь человек назначался бочковой, который шёл на камбуз и получал бочки под первое, второе, чайник и приносил в кубрик. Там матросы обедали за раскладными столами, которые устанавливались в проходах.

Обо всём остальном вооружении я подробно рассказывать не буду, долго это и муторно. Думаю, многим это будет не интересно, а тем, кому интересно почитают об этом в интернете и расскажут нам об этом в комментариях. Единственное, что могу сказать, шары на мачте, которая изображена на третьей фотографии – это антенны для космической связи. Если я не прав, то обязательно поправьте меня. Также где-то на мачтах расположена базовая станция одного из местных операторов связи.









Предлагаю к вашему просмотру несколько видеороликов о крейсере «Михаил Кутузов». Первый видеоролик от создателей компьютерной игры World of Warships, посвященной военным действиям на море.

Съёмка с корабля во время залпов. Было произведено несколько залпов, плюс произошла осечка, но её быстро устранили. Залпы на столько мощные, что где-то вдалеке на берегу срабатывает автомобильная сигнализация.

Мой рассказ прекрасно дополнят три документальных фильма, которые прикрепил снизу. Первое видео взято с канала MySTIC channel.

Второе видео взято с канала «Новороссийский Информационный», в котором не мало старинных видеофрагментов из фильма, который снимался при участии крейсера.

И третье видео с канала «Кубань 24». Этот репортаж об крейсере и о том, что Новороссийск может лишиться его, так ли это, узнаем из этого видео репортажа.

Видеоролики на момент написания статьи, ещё не посмотрел, но уверен, что они будут интересны многим, кому понравилась эта статья. После публикации обязательно вместе с вами посмотрю.

Если у вас нет возможности попасть на корабль, обязательно прогуляйтесь рядом с ним. С берега можно рассмотреть все основные элементы, а из моей статьи и видеороликов можно узнать, что внутри! Цена на посещение примерно в районе 200-500 рублей, фотосъёмка оплачивается отдельно. Цену лучше уточнять прям перед экскурсией, так как из года в год она меняется.

Где находится крейсер «Михаил Кутузов»

Крейсер находится в порту города Новороссийска, в конце улицы Новороссийской Республики, возле речного вокзала. Также рядом находится набережная возле Форумной площади. Думаю, по карте всё будет ясно! 🙂

Неужели я написал эту статью, то времени не хватало, то мысль не шла, то лень было… Но самое главное собрался мыслями и дописал. Все появившиеся мысли и пожелания обязательно оставляйте в комментариях. На этом всё, до скорых встреч! 🙂

Если Вам понравилась моя статья, или считаете её полезной и интересной, то обязательно поделитесь ей с друзьями в своих социальных сетях:


Всем привет. Давно вот мечтал побывать на военном корабле. До этого бывал я только на подлодке, а на корабле ни разу. Сколько раз к ним подходил, с крыш снимал, а вот внутри ни разу. Итак, сегодня мы побываем с вами на самом настоящем военном корабле - крейсере "Михаил Кутузов".

Когда-то это был действующий военный крейсер, на сегодняшний момент он списан, но благо его не попилили, а сделали из него самый настоящий плавучий военно-морской музей.


Фото 2.

Крейсер заложен в городе Николаеве в 1951 году. Делали судно на Николаевском судостроительном заводе имени Носенко Н. И. Спуск на воду осуществили 29 ноября 1952 года. Военно-морской флаг был поднят на «Михаиле Кутузове» 9 августа 1954 года. Однако только 31 января 1955 года крейсер зачислили в состав Краснознаменного Черноморского флота.

Водоизмещение полное, т 16300
Водоизмещение стандартное, т 13230
Длина, м 210
Ширина, м 22
Осадка, м 7,3
Мощность силовой установки, л.с. 2 х 68500
Скорость хода максимальная, узлов 33
Скорость хода экономическая, узлов 16
Дальность плавания экономическим ходом, миль 9000
Бронирование борта, мм 100
Бронирование палубы, мм 50
Бронирование башни, мм 175
Бронирование рубки, мм 130
Экипаж, чел. 1270

Вооружение:
4 х 3 – 152 мм МК-5-бис,
6 х 2 – 100-мм СМ-5-1 и 16 х 2 – 37-мм В-11 орудий,
2 х 5 – 533-мм ТА.
Сейчас торпедных аппаратов на крейсере не видно. Судя по всему они были сняты во время модернизации 1988 года.


Фото 3.

По проекту это судно серии 68-бис, модификации 68-А должно было иметь водоизмещение 18640 тонн, составлять в длину и ширину 210 и 23 метра соответственно. Начало проектирования приходилось на период с 1944 по 1945 годы, оно основывалось на базе проекта 68. Однако только в 1947 году Центральное конструкторское бюро № 17 получило полное задание (тактико-техническое) на создание этого артиллерийского корабля, а также нескольких других. Возглавлял работу специалистов над проектом Савичев А. С. (главный конструктор). Эскизная часть была пропущена из-за спешности, на которой настаивали гос. заказчики, поэтому ЦКБ сразу начало техническое проектирование, утвержденное в 1947 году.

При проектировании судна была применена технология формирования цельносварных корпусов кораблей. Такое строительство было первым в нашей стране, при этом вес отдельных секций достигал ста пятидесяти тонн. Проект 68-бис включал и другие новшества. Защитные броневые плиты использовались, в том числе, и как несущие конструкции.


Фото 4.


Фото 5.

Двенадцать пушек Б-38 (152 мм) главного калибра составляли основную артиллерию «Михаила Кутузова». Они были помещены в четыре башни МК-5бис, каждая из которых была рассчитана на три орудия. Эти артиллерийские установки были способны эффективно стрелять даже при шторме в шесть балов. Они также могли работать после ядерного взрыва мощностью в одну мегатонну, произошедшего на расстоянии от семисот до восьмисот метров от судна. Сбрасывание мин производилось по кормовым скатам при постановке минных заграждений, всего корабль мог нести до ста тридцати двух таких снарядов.


Фото 6.


Фото 7.

Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года - приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море.
Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.
На его счету 15 дальних морских походов. С 1955 по 1992 годы крейсер наносил визиты в Румынию, Югославию, Албанию, Болгарию и Алжир. В 1955 году в Севастополе во время взрыва линкора «Новороссийск» крейсер «Михаил Кутузов» оказался ближайшим к нему кораблем. Из 35 человек аварийно-спасательной команды отправленной с крейсера для оказания помощи погибло 27 матросов.
В июне 1967 года «Михаил Кутузов» находился в зоне военных действий, выполняя боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта в войне с Израилем, а с 1 августа по 31 декабря 1968 года помогал вооруженным силам Сирии также в войне с Израилем.
В период с 1.12.1986 года по 1989 год модернизирован и перестроен на " Севморзаводе " в Севастополе по проекту 68-А, после чего выведен в резерв, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой.
В 2000 году он выведен из боевого состава флота. Принимается решение о создании на нем филиала музея Черноморского флота.
В 2001 году судно прибывает в город-герой Новороссийск. В это же время его вводят в состав Новороссийской военно-морской базы (войсковая часть 99005).


Фото 8.

Зенитное орудие калибра 37 мм ближнего действия В-11.


Фото 9.


Фото 10.


Фото 11.

А вот эта штука, напоминающая робота из Fallout - стабилизированный пост наводки СПН-500.


Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.


Фото 15.


Фото 16. Трехорудийная башенная установка Мк-5бис главного калибра 152,4 мм


Фото 17.

Военно-морской флаг, утвержденный Петром I.


Фото 18.

Внутри орудия


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.

Коридоры просто шикарные


Фото 22.

Кают-кампания для старших офицеров.


Фото 23.

Ленин. Без него никуда.


Фото 24.

Небольшая выставка работ местного творчества в области судомоделизма.


Фото 25.

Там где Ленин садился самый старший офицер, по расстоянию от него садились по старшинству.


Фото 26.

А вот каюта капитана.


Фото 27.


Фото 28.


Фото 29.

Люблю гермодвери. Они прекрасны.


Фото 30.

А вот перед нами медицинская каюта.


Фото 31.


Фото 32.


Фото 33.


Фото 34.


Фото 35.


Фото 36.

А вот тут на этих кроватях спали матросы.


Фото 37.

Шкафчик для личных вещей.


Фото 38.


Фото 39.

Камбуз.


Фото 40.


Фото 41.

Ну а дальше... дальше начинается самое интересное - проникновение на нижние этажи корабля. Прошу прощение за качество фото, уж извините время на то, чтобы сделать нормальные кадры не было.


Фото 42.


Фото 43.


Фото 44.


Фото 45.


Фото 46.


Фото 47.


Фото 48.


Фото 49.

Кают-кампания для матросов.


Фото 50.


Фото 51.


Фото 52.


Фото 53.


Фото 54.


Фото 55.


Фото 56.


Фото 57.


Фото 58.


Фото 59.


Фото 60.

В общем, не нашел я ход на мостик (или плохо искал) да и времени уже не было, надо было двигаться дальше. Огромное всё-таки спасибо создателям этого замечательного музея, будем надеяться, что эти заброшенные части корабля тоже музефицируют. Надеюсь вам понравилась прогулка по кораблю. До новых встреч.


Фото 61.

Оформлено с помощью «

Есть мнение, что Россия - морская держава. Морской державе пристало хранить традиции, иметь памятные места и хранить корабли с историческим прошлым, и, как пример и как это практикуется, в качестве музеев или учебных судов.


С кораблями-музеями у нас, честно говоря, слабовато. Их всего 11, считая макеты-копии. Плюс еще 7 подводных лодок. Слабовато, если честно, для такой огромной страны. Надо бы побольше, ибо где еще, как не на таком корабле-музее, поднимать интерес пацанов к флоту?

Речь пойдет о событиях, которые разворачиваются в последнее время вокруг корабля боевой славы крейсера «Михаил Кутузов». Крейсер, если кто не в курсе, стоит в Новороссийске, в морском порту. И представляет собой корабль-музей и имущество флота одновременно.

Крейсер «Михаил Кутузов» стал двенадцатым кораблём проекта 68-бис. Заложен он был в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду 9 августа 1954 года. После прохождения ряда испытаний корабль был введён в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности стали Средиземное и Чёрное море, а также центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нёс службу вплоть до вывода из боевого состава в 1998 году. К этому моменту корабль прошёл 211 900 миль.

«Михаил Кутузов», будучи весьма красивым и представительным кораблем, сделал себе, помимо военной, еще и политическую карьеру и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.

Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооружённых конфликтах в ходе Арабо-израильской войны, в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его нахождения в Александрии был гарантом мира.

Нападение на «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налёта на александрийский порт удалось избежать.

Сегодня «Михаил Кутузов» - корабль-музей. По крейсеру проводят экскурсии, но вот именно над кораблем-музеем что-то сгущается. То ли тучи, то ли свет в конце тоннеля.

Идея заключается в том, что крейсер обязан вернуться в Севастополь, откуда его увели в 2001 году, когда истекал срок аренды нашей базы. Были серьезные опасения, что корабль пойдет под разделку на металл. Так, собственно, «Кутузов» и оказался в Новороссийске. И уже там стал музеем.

Сегодня довольно большая инициативная группа, в которую входят такие известные люди, как адмиралы В.Н. Чернавин, И.В. Касатонов, контр-адмирал Е.А. Кобцев, контр-адмирал А.И. Аладкин, адмирал В.А.Кравченко, вице-адмирал В.Д. Рязанцев, контр-адмирал А.П. Гринкевич, контр-адмирал В. Урывский, вице-адмирал Р.А. Голосов, ратует за возвращение крейсера обратно в Севастополь.

Мотивация проста: крейсер обязан вернуться обратно в город-герой Севастополь, чтобы стать там частью исторического наследия. Мнения и доводы высказываются разные, некоторые в исполнении севастопольцев читать даже неприятно, как, например, Стефановского.

Замечу в пику Стефановскому, что Новороссийск - такой же город-герой, как и Севастополь. И такой же город воинской славы. Вот только его не сдали в Великую Отечественную войну. И кровь тех, кто защищал Новороссийск, ничем не отличалась от крови защитников и освободителей Севастополя. И этот город не менее достоин, чтобы в нем был свой корабль-музей.

Но вернемся к «Михаилу Кутузову», тем более, что всего неделю назад я посетил его в качестве экскурсанта.

Конечно, хотелось сделать более подробный обзор корабля, со всеми подробностями, но дирекция музея совершенно не захотела пойти нам навстречу. И предложила пробивать разрешение через руководство ВМФ в Санкт-Петербурге. Так что мы попросту не успели, что, может быть, и к лучшему. Посетивши корабль на общих основаниях, проще сделать некоторые выводы.

Какие выводы мы сделали? А не очень хорошие.

Крейсер находится далеко не в прекрасном состоянии. Да, экскурсоводы говорят о недостатках финансов, но кто об этом не говорит сегодня? Но кораблю однозначно требуется хороший ремонт. Вызывает удивление и ржавчина на палубах, и откровенно пришедшее в негодность деревянное покрытие.

Сама экскурсия по кораблю в стиле «галопом по европам». Без претензий к экскурсоводам, все они люди, однозначно влюбленные в корабль и знающие его и морскую тематику. Но неужели нельзя сделать более масштабную экскурсию, пусть и за большие деньги?

Верхняя палуба с обзором артиллерии, корабельный колокол, минное вооружение. Далее лекция в кают-компании корабля (весьма интересная, кстати) и пробежка (других слов нет) по некоторым внутренним помещениям. Камбуз, кубрик, медпункт, один из боевых постов и кубрик для бытовых нужд. Все. Честно - меньше чем мало. Такой огромный корабль, по нему можно было бы водить часа два, и было бы интересно. А так - получасовая пробежка.

АК-230. Результат модернизации


Кают-компания крейсера


Каюта офицерского состава


Один из постов управления


Корабельный медпункт


Матросский кубрик. Крутой, с иллюминаторами.


Камбуз и один из корабельных котов на вахте


КБУ. Каюта бытовых услуг.

Мне ситуация с «Кутузовым» напомнила многие музеи в нашей стране. Где стоят макеты танков с заваренными люками, а экскурсоводы водят народ вокруг и что-то там вещают. Прошлый век, короче. Слияния с кораблем не вышло, к сожалению.

Для пацанов, которым дали повертеть штурвальчики управления 37-мм установкой ПВО, радости было много. Для людей более искушенных - только удивление.

Какое может быть будущее у крейсера?

Можно продолжать играть роль одной из немногих достопримечательностей Новороссийска. До полного обветшания и окончательного списания. На сколько лет хватит «Михаила Кутузова», сказать не берусь, но рано или поздно конец все равно придет. Море - это не бетонный постамент все-таки.

Можно сделать капитальный ремонт корабля. Но это однозначно не в Новороссийске. Местные судоремонтные заводы не в состоянии обслужить этот корабль. Значит, Морской завод или что-то подобное. В Крыму. А там и до Севастополя несколько ближе, чем обратно в Новороссийск…

Кроме того, в Севастополе есть и Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова, и филиал Нахимовского военно-морского училища. Вряд ли курсантам и нахимовцам помешал бы учебный корабль, подобный «Михаилу Кутузову». В том случае, если он пройдет капитальный ремонт и снова будет в состоянии совершать походы пусть не в Атлантику и Средиземноморье, а хотя бы по Черному морю.

И, кстати, с уходом для корабля проблем не будет.

А по выходным корабль вполне может стоять где-то на рейде и работать музеем. Как действительный корабль, а не макет с доступом в единичные помещения.

В любом случае, это хорошее продолжение жизни крейсера.

Кроме того, имя фельдмаршала Кутузова для Крыма не чужое. Михаил Илларионович воевал в тех местах вместе с Суворовым, и воевал хорошо.

А что с Новороссийском?

А Новороссийску обязательно нужно выделить что-то взамен. Город не богат на столь значительные памятники, поэтому просто взять и увести оттуда «Михаила Кутузова» мягко говоря, некрасиво.

Возможно, «Керчь» вполне подойдет.

4 ноября 2014 года, на БПК «Керчь» произошёл пожар, повредивший ряд кормовых отсеков. По результатам работы комиссии, расследовавшей происшествие, принято решение о списании и утилизации корабля в 2015 году. Позднее утилизация БПК «Керчь» была временно отложена с его переводом в резерв в качестве корабля подготовки плавсостава и плавучего штаба ЧФ. В июле 2015 года появилась официальная информация о повторной ревизии корабля с целью решения вопроса о его восстановлении.

Над кораблём шефствуют: Юго-Восточный административный округ Москвы, администрация Белгорода и администрация Красноармейского района Волгограда. Решением начальника Генерального штаба 18 августа 2015 года БПК «Керчь» выведен из боевого состава Черноморского флота и помещен в разряд военного имущества, с последующим расположением в нем военного музея Черноморского флота.

Почему музей ЧФ не может стоять в Новороссийске? Кроме того, «Керчь» изрядно моложе «Кутузова», и при такой поддержке корабль явно еще долго сможет радовать посетителей из числа жителей Новороссийска и гостей города, если организовать процесс должным образом, а не как сейчас на "Кутузове".

Вопрос в том, что у проекта перевода «Кутузова» есть и противники. Весь вопрос в том, кто одержит верх в битве за крейсер.

В любом случае, надо что-то менять. Конечно, хотелось бы, чтобы крейсер был отремонтирован и еще послужил. Что музеем, что учебным кораблем. Но в любом случае не так, как сегодня поставлено дело в Новороссийске.

Михаил Кутузов

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

"Свердлов", "Дзержинский", "Орджоникидзе", "Жданов", "Александр Невский", "Адмирал Нахимов", "Адмирал Ушаков", "Адмирал Лазарев", "Александр Суворов", "Адмирал Сенявин", "Молотовск", "Дмитрий Пожарский", "Мурманск".

Михаил Кутузов - легкий крейсер СССР проекта 68-бис , назван в честь выдающегося русского полководца фельдмаршала М.И. Кутузова. Входил в состав Черноморского флота СССР, выходил на боевые службы в Атлантику и Средиземное море в период «холодной войны». Принимал участие в проведении учений, спасательных операций, парадов, праздников. За время службы совершил 15 дальних походов. Нанес визиты в Югославию, Албанию, Болгарию. В 1967-1970 годах находился в зоне военных действий, выполняя боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. В 1986 году крейсер модернизирован по проекту 68А. В 1998 году выведен из боевого состава ВМФ СССР. В настоящее время находится на стоянке в городе Новороссийск и является филиалом музея Черноморского флота.

История создания

В середине 1930-х годов, по мере разработки планов создания в СССР мощного океанского флота, все более актуальным становился вопрос разработки новых легких крейсеров, предназначенных для действий в составе будущих эскадр. Строившиеся на тот момент крейсера проектов 26 и 26-бис не удовлетворяли военных как своей стоимостью, так и несбалансированностью основных характеристик.

Для стрельбы из автомата используются боеприпасы с электрокапсюльной втулкой, которая срабатывает при прохождении в цепи стрельбы тока 0,24 - 0,65 А. Питание автомата ленточное.

Режимы работы автомата: стрельба ведется очередями до 100 выстрелов непрерывного огня на ствол, после чего ствол охлаждается в течение 15-20 минут с включенной системой наружного охлаждения. В исключительных случаях допускается стрельба до израсходования всего боекомплекта (500 патронов) с перерывами между каждыми 100 выстрелами 15-20 сек. В таком случае обеспечивается безостановочность стрельбы, но происходит полный износ канала ствола.

Боекомплект АК-230 входит: осколочно-фугасно-зажигательный снаряд ОФ-83; фугасный снаряд Ф-83; бронебойно-трассирующий снаряд Бр-83.

Минно-торпедное вооружение

Торпедное вооружение крейсера состояло из двух пятитрубных 533-мм аппаратов ПТА-53-68-бис с системой ПУТС «Сталинград-2Т-68-бис».

Обеспечивались три режима наведения ТА на цель: автоматическая, полуавтоматическая (центральная наводка) и аппаратная. Данные о надводных целях поступали от специальной торпедной РЛС «Заря». Дальность обнаружения надводной цели - 320 кбт (линкор) или 110 кбт (тральщик), дальность наблюдения всплесков от артиллерийских снарядов - 25-110 кбт.

Боевые расчеты ТА могли выпустить по противнику, находящемуся с любого борта, от 1 до 5 торпед последовательно или залпом. Применяемые торпеды СЭТ-53, СЭТ-65, 53-65К. Первоначально выталкивание торпеды осуществлялось пороховым зарядом, впоследствии появились пневматические модификации.

Крейсер имел оборудование для постановки мин заграждения.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Для управления огнем ГК служила система ПУС «Молния АЦ-68-бис». Система ПУС «Молния АЦ-68-бис» была разработана в 1949 г.

В штатном режиме данные о цели и падении своих залпов поступали на счетные приборы от РЛС «Залп», а о параметрах движения своего корабля от датчиков лага «Гаусс-50», носового, кормового и центрального гиропостов, носового и кормового постов «Компонент».

РЛС «Залп» обеспечивала обнаружение надводных целей на больших дальностях и высокую точность определения их координат. Станция предназначалась для обеспечения стрельбы главным и универсальным калибром, выдавая данные по дальности цели, курсовому углу и отклонению точек падения снарядов от цели по всплескам. Антенна станции была стабилизирована в трех плоскостях и позволяла удерживать радиолокационный контакт с целью на волнении моря до 6 баллов. РЛС имела систему автоматического сопровождения целей по двум координатам и обеспечивала корректировку стрельбы по всплескам.

Торпедным вооружением корабля управляла система ПУТС "Сталинград-2Т-68-бис", сопряженная со специальной торпедной радиотехнической станцией "Заря" и универсальным торпедным прицелом.

Модернизации и переоборудования

Посадка вертолета К-15

В мае 1955 г. в районе Севастополя на крейсере «Михаил Кутузов» проводились испытания вертолетов Ка-15 и Ми-1, для приема которых на юте была оборудована специальная площадка.

В 1956 г. установили новую РЛС дальнего обнаружения воздушных целей П-8, антенна которой размещалась на площадке грот-мачты.

С 16 октября 1966 г. по 11 сентября 1967 г. крейсер прошел текущий ремонт на ССЗ № 497 в Севастополе. Была выполнена также частичная модернизация радиоэлектронного вооружения, демонтирована РЛС П-8 (заменена на РЛС «Киль-У») и установлена на кормовой площадке РЛС П-10. Одновременно были демонтированы батареи 37-мм автоматов В-11М в носовой части и за первой дымовой трубой, а на их местах оборудовали соответственно носовой и кормовой штурманские классы для обучения курсантов.

В период с 30 марта 1979 г. по 30 апреля 1986 г. крейсер прошел на Севастопольском Морском заводе им. С. Орджоникидзе капитальный ремонт и модернизацию по проекту 68А (одновременно на прежних местах взамен упраздненных штурманских классов были восстановлены 37-мм автоматы В-11М).

Проект 68А предусматривал увеличение эффективности ПВО корабля, а также средств связи и управления соединением для возможного использования крейсеров в качестве флагманских кораблей и кораблей огневой поддержки.

Усиливались зенитные огневые средства самообороны корабля - за счет установки на площадках вокруг носовой надстройки восьми спаренных 30-мм автоматов АК-230 с дистанционным управлением и 4-я СУ МР-104 «Рысь», размещались они двумя группами, носовой и кормовой, по 4 установки в каждой.

Надстройка за счет расширения оперативной рубки и мостиков становилась массивнее.

Корабль получал так же автономную доплеровскую аппаратуру «Штырь-М», аппаратуру «Звездочка-68А», «Цунами-БМ», дозиметрические приборы КДУ-4А, АГФ-1М, ЗУК-2, КИД-6Д, а также приемо-передающие устройства передачи грузов на ходу системы «Струна 2П-400».

Полностью заменялась аппаратура радиосвязи и радиоэлектронного противодействия, а также холодильные машины. На борту оборудовался флагманский командный пункт (ФКП) с необходимыми средствами связи и управления, увеличивались углы обзора РЛС.

Остальное вооружение и средства связи в целом сохранялось по исходному проекту.

Наименование элементов По пр.68-бис(на 1967 г.) По пр.68А(на 1985 г.) Примечание
Длина наибольшая 209,9 209,9 -
Длина по КВЛ 204,96 204,96 -
Ширина наибольшая (с броней) 21,97 21,97 -
Ширина по КВЛ 21,37 21,37 -
Осадка носом 7,27 7,88 для полн. водоизмещения
Осадка кормой 7,27 7,96 для полн. водоизмещения
Осадка средняя 7,27 7,92 для полн. водоизмещения
Высота борта в носу 14,79 14,79 для станд. водоизмещения
Высота борта на миделе 13,49 13,49 для станд. водоизмещения
Высота борта в корме 11,39 11.39 для станд. водоизмещения
Водоизмещение (т.), стандартное 13285 14860 -
Водоизмещение (т.), нормальное 14833 16810 -
Водоизмещение (т.), полное 16362 18360 -
Мощность ГЭУ, л.с. 125000 л.с. 125000 л.с. полная
Скорость хода (уз.) оперативно-экономическая - 18,2 -
Скорость хода (уз.) крейсерская - 23,2 -
Скорость хода (уз.) полная - 32,0 -
Дальность плавания, мили - 5220(18,2); 4100(23,2); 2080(32,0) -
Главный калибр 4x3-152 мм АУ; MK-5-бис 4x3-152 мм АУ; MK-5-бис -
Универсальный калибр 6x2-100 мм АУ СМ-5-lc 6x2-100 мм АУ СМ-5-lc -
МЗА 16x2-37 мм АУ В-11 16x2-37 мм АУ В-11; 8x2-30 мм АУ АК-230 -
Комплектация, чел. 1200 1057 -

История службы

С декабря 1955 г. в связи с реорганизацией эскадры ЧФ корабль был включен в нее в составе 50-й ДИКР.

В мае 1955 года на борту крейсера проводились испытания первого корабельного вертолета Ка-15 и Ми-1

Крейсер М. Кутузов на Неве в 1957 году.

В период с 19 мая по 6 сентября 1957 г. крейсер «Михаил Кутузов» совершил переход по маршруту Севастополь - Ленинград.

15 октября 1957 г. во время отработки управления артиллерией, из-за нарушения личным составом соответствующей инструкции, произошло столкновение среднего ствола 2-й башни главного калибра со стволом левого орудия 1 -й (носовой) башни. В результате этого оказался погнут сектор среднего орудия 2-й башни, что потребовало ремонта с заменой поврежденных деталей.

27 июля 1958 г. во время производства вечернего салюта по случаю празднования Дня военно-морского флота в Севастополе в 22.04, после 13-го залпа, из-за ошибки заряжающего правого орудия 3-й 100-мм артустановки СМ-5 матроса Ларина, не заметившего, что выстрела не произошло, и открывшего замок, произошел взрыв выпавшего на палубу снаряда. В результате матрос Семко, стоявший в оцеплении между 3-й и 5-й артустановками СМ-5, получил смертельное ранение.

Крейсер М. Кутузов в 1961 г.

В период «Карибского кризиса» в июле - декабре 1962 г. крейсер «Михаил Кутузов» в рамках стратегической операции «Анадырь» готовился к походу на Кубу в качестве флагманского корабля ОБК ЧФ (БРК «Гневный» и «Бойкий»). В этой связи корабли отряда усиленно отрабатывали задачи всех видов обороны на переходе морем, совместное плавание и плавание на пределе автономности. После мирного разрешения кризиса поход на Кубу отменили.

С 10 марта по 27 июня 1966 г. крейсер «Михаил Кутузов» находился на боевой службе в Средиземном море.

В период с 1 по 31 июня 1967 г. «Михаил Кутузов», находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам ОАР.

В период с 1 августа по 31 декабря 1968 г. крейсер вновь выходил на БС в Средиземное море, где опять оказывал помощь вооруженным силам ОАР. За это время крейсер пять раз заходил в Александрию и один раз - в Алжир. На обратном пути легкий крейсер «Михаил Кутузов» (бортовой № 108) провел из Александрии в Севастополь два египетских ЭМ Damietta и Аl Naser (бывшие «Солидный» и «Беспощадный», которые возвращались советской стороне в обмен на получение двух одноименных модернизированных кораблей этого же проекта), осуществляя снабжение их в море котельной водой и частичную буксировку до проливной зоны. Оба эсминца при этом имели советские экипажи, бортовые номера и следовали под советскими флагами.

В период с 25 марта по 29 сентября 1969 г. крейсер находился на очередной БС в Средиземном море.

В период с 1 марта по 31 июля 1970 г. «Михаил Кутузов» выходил на БС в Средиземное море, в ходе которой, находясь в зоне военных действий, решал задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии.

Крейсер М. Кутузов в 1970-е годы.

30 июня 1970 г. на ЧФ была сформирована 11-я БПЛК, в состав которой вошел также крейсер «Михаил Кутузов».

29 ноября 1970 г. крейсер встал к стенке Севморзавода для прохождения очередного ремонта и с 25 декабря был перечислен в состав 63-й БСРК.

С 1974 по 1979 г. «Михаил Кутузов» находился на консервации в Севастополе.

Крейсер М. Кутузов в 1980-е годы

В общей сложности крейсер «Михаил Кутузов» за период своей активной службы совершил 15 дальних походов и боевых служб. Шефство над кораблем осуществляла Курская область.

10 апреля 1986 г. «Михаил Кутузов» начал сдаточные испытания, включающие проверку всех физических полей корабля, и 30 апреля по их завершении был подписан приемный акт. После отработки курсовых задач корабль до 1988 г. входил в состав сил постоянной готовности, но на БС корабль больше не выходил. 1 декабря 1986 года корабль поставлен в консервацию, исключен из состава ВМФ 3 июля 1992 года.

В 1994 году ветераны крейсера выступили с инициативой сохранить единственный и последний в ВМФ России артиллерийский крейсер как исторический центр широкого профиля - военно-исторической, патриотической, ветеранской и зкскурсионно-туристической работы.

С 1 января 1996 года – корабль в составе ВМФ как военное имущество МО РФ. Директивой ГШ ВМФ от 26 декабря 1996 года № 730/1/2273 предусмотрено использовать крейсер как корабельный центр военно-патриотического воспитания и истории Отечественного флота. В связи с отсутствием средств оставить на ответственном хранении в составе ЧФ в главной базе флота в городе Севастополе.

Для этого «Михаил Кутузов» прошел в Севастополе помимо переоборудования необходимый ремонт с докованием и окраской, во время которого с него сняли многое избыточное оборудование и даже гребные винты. Уникальность «Михаила Кутузова» признана ЮНЕСКО, взявшей его на учет в качестве корабля-музея и корабля-памятника.

Директивой ГК ВМФ РФ от 3 августа 2001 года № 35 крейсер определен филиалом военно-морского музея КЧФ. Торжественная церемония проводов крейсера-музея в Новороссийск, куда он был уведен буксирами и поставлен на вечную стоянку, состоялась в Севастополе 23 августа 2001 года. 23-25 августа 2001 года корабль передислоцирован в г. Новороссийск и вошёл в состав Новороссийской военно-морской базы, войсковая часть 99005.

С начала плавания прошел - 211900 миль.

Командиры

  • C 12 декабря 1954 г. - капитан 2 ранга М. З. Любичев.
  • C 8 октября 1955 г. - капитан 2 ранга Г. Е. Голота.
  • С 27 сентября 1958 г. - капитан 2 ранга С. М. Федоров.
  • C 4 сентября 1961 г. - капитан 2 ранга В. М. Леоненков.
  • C 12 августа 1966 г. - капитан 2 ранга Н. К. Федоров.
  • C 24 октября 1969 г. - капитан 2 ранга К. И. Жилин.
  • С 19 февраля 1971 г. - капитан 2 ранга А. А. Гусев.
  • C 28 сентября 1973 г. - капитан 2 ранга В. В. Распутин.
  • С 18 декабря 1976 г. - капитан 2 ранга А. А. Гармашов.
  • C 15 октября 1979 г. - капитан 2 ранга Н. И. Малинка.
  • C 22 июня 1985 г. - капитан 2 ранга Ю. Н. Рябенький.

Награды

26 декабря 1956 г. «Михаил Кутузов» завоевал приз ГК ВМФ по итогам артиллерийской стрельбы по морской цели.