Картотека по логопедии на тему: Упражнения по дифференциации звуков: Ж\Ш, С\Ш, З\Ж. VΙ. Звуковой анализ и синтез слов. Логопедическое лото. Сообщение темы занятия

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Ж] И [Ш]

1. Прочитай слова и ответь, какой звук [Ж] или [Ш] слышно в словах:

Жар, шар, шаль, жаль, шаткий, жатка, жаба, шапка, ежата, мышата, мешать, лежать, лошадка, вожатый, ложа, лошадь, Луша, лужа, лёжа, Лёша, кожа, коша.

2. Назови последний слог в словах:

Гру ша , лу жа , Ма ша , ло жа , кры ша , ко жа , лу жа , ме жа .

Шёпот, жёлоб, жёлудь, шёл, шёлк, жёлтый, лужок, пушок, дружок, вершок, рожок, горшок, мешок, должок, пирожок, порошок, дружок, петушок, жонглёр, шофёр.

4. Добавь слоги «ЖОК» и «ШОК» и прочитай слово.

утю- дру- творо- сапо-

ро- фла- бере- сте-

лу- пиро- пры- дол-

пу- вер- арти- малы-

гор- коре- пету-

ме- реме- гребе-

5. Измени слова по образцу:

Я жую – ты жуёшь.

Я живу – ты … Я режу – ты …

Я ожидаю – ты … Я стригу – ты …

Я провожаю – ты … Я бегу – ты …

7. Послушай, как звучат слова. Если услышишь в слове звук [Ш] – хлопни тихо, если звук [Ж] – хлопни громко.

Жить, шить, ширь, жир, жила, шило, пружинка, пушинка, машина, пружина, наживка, нашивка, ужин, ужи, уши, лыжи, мыши.

8. Добавь слоги «ЖИ» или «ШИ» и прочитай слова.

У- лы- у- малы-

мор- мы- гало-

е- кры- ер-

голы- ланды- камы-

Обожжешься, поживёшь, дружишь, жалеешь, пожнёшь, ожидаешь, бежишь.

10. Составь предложения из данных слов:

Журавль, жить, болото, у.

Лягушка, жить, болото, в.

Швея, желтый, шить, жакет.

Бабушка, на, лежанке, лежать.

Книжки, положить, в, книжный, шкаф.

Бабушка, Женя, варежки, вяжет.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СА», «ША»

1. Прочитай слова и определи, какой звук слышно в словах: [С] или [Ш]?

Шапка, сайка, шалун, салют, сапёр, шахтёр, шалаш, салат, шалфей, салфетка, решать, тесать, писать, мешать, лошадка, посадка.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СО», «ШО»

1. Послушай слова, покажи нужные карточки.

Шорох, сорок, мешок, лесок, пушок, кусок, вершок, песок, носок, ремешок, мышонок, спросонок.

(язык вниз)

(язык вверх)

Зашифруй эти слова буквами «С» и «Ш»

2. Объясни значение слов:

ШОК – СОК

3. Добавь нужный слог «ШОК» или «СОК» и прочитай слово.

пу- реме- пе- ку-

гор- арти- но- коло-

ме- пету- ви- голо-

вер- гребе- вы- поя-

коре- малы- ле-

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СУ», «ШУ»

1. Зашифруй слова, используя вместо букв знаки:

(губы в улыбке)

(губы круглые)

Шутки, сутки, шумно, сумка, суметь, шуметь, пишу, несу, пасу, плясун, пашу, пляшу.

Проверь свои шифровки:

2. Добавь слоги «СУ» или «ШУ» и прочитай слоги.

Надо писать, и я ПИ-

Надо плясать, и я ПЛЯ-

Надо пахать, и я ПА-

Надо нести, и я НЕ-

Надо пасти, и я ПА-

Надо просить, и я ПРО-

Надо махать, и я МА-

УПРАЖНЕНИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СЫ», «СИ», «ШЫ»

1. Добавь нужный слог «ШИ» или «СЫ» прочитай слово.

У осла длинные У- (ши) У мамы красивые БУ- (сы)

Красивые ВОЛО- У Кати две КО-

Распустились ЛАНДЫ- В магазине ВЕ-

Малыши-ГОЛЫ- На доме КРЫ-

В детском саду МАЛЫ- Вкусные КОЛБА-

На валенках ГАЛО- У тигра ПОЛО-

В реке плавают ЕР- Жужжат О-

На берегу реки КАМЫ- На земле РЕЛЬ-

В магазине КАС- Две пушистые ЛИ-

Капельки РО- В подвале КРЫ-

В подвале МЫ-

2. Посмотри на свою ладонь, её положение напоминает положение языка.

Прочитай слова и покажи руками звуки [С] или [Ш].

Ваш, вас, нас, наш, басня, башня, красный, каска, кашка, часто, чашка, паста, пашня, рубашка, колбаска, рос, грош, камыш, кумыс, Яшка, ясно, клюшка, люстра, пошла, росла, пешки, песни, мести, мешки, мишка, миска, вишня, виснет, виски, тиски, рис, шляпа, слякоть, смел, шмель, шторы, шпалы, спали.

3. Игра «Наоборот».

Подними руку ладошкой вверх – произнеси слог со звуком [Ш]; опусти ладонь вниз – произнеси слог со звуком [С]. А теперь все наоборот:

ША – СА СА – СЫ – ШИ –

СЭ – ШЕ – ШО – СО –

ШУ – СУ – АС – АШ –

ОС – ОШ – УШ – УС –

ЭС – ЭШ – ЫШ – ЫС –

ЯС – ЯШ – ЕС – ЕШ –

ЁС – ЁШ – ЮШ – ЮС –

ИШ – ИС –

4. Игру «Наоборот» продолжи словами:

сутки – шутки крыса –

шутки – сутки крыша –

усы – каша –

уши – касса –

кашка – мишка –

каска – миска –

вас – нас –

ваш – наш –

пасу – шуметь –

пашу – суметь –

басня – шок –

башня – сок –

маска – Машка –

5. Исправь ошибки в предложении:

На лугу поспела каска,

Каску ест корова Машка.

Машке нравится обед –

Ничего вкуснее нет!

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Я пасу землю.

Я пашу корову.

Вот высокая басня.

Вот поучительная башня.

Мы сварили кассу.

Заплатили деньги в кашу.

Маленький Миска

Ест из мишки.

У кота длинные уши.

У осла длинные усы.

6. Произнести слова:

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, Сашуля, старший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, смышлёный, расшумелась, суша, пастушок, веснушки, скворушка, шустрый, машинист.

7. Произнеси все слова, не переставляя звуки [С] и [Ш].

СКОРО В ШКОЛУ!

Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть!

А если человеку шесть,

И у него тетрадки есть,

И счетных палочек не счесть,

То, значит, он (вернее я),

То, значит, он (вернее я),

Он в школу собирается!

И. Токмакова

8. Прочитай вслух текст.

У Саши машина.

У Сашеньки босоножки.

Саша шла со старушкой.

Паша-трусишка, страшно ему.

Кошки сидят на окошке и греются на солнышке.

Испугался петушок, упал с крыши на шесток.

Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко.

Шесть котят есть хотят.

Расшумелись на опушке птицы: сойки и кукушки.

По шоссе несутся машины.

Наташа ест сушку.

Мыло душистое и полотенце пушистое.

Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

9. Объясни, как ты понимаешь пословицу:

Как постелешь, так и поспишь.

Песней поле не выпашешь.

Поспешишь – людей насмешишь.

Отольются кошке мышкины слёзки.

Не спеши языком, а спеши делом.

10. Прочитай с выражением:

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный:

«Тише, тише, тише, тише.

Шаг ровней держите мыши!

Люди сыты, кошки сыты,

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Наступает час мышиный.

Ночью пусть пируют мыши.

Тише, тише, тише, тише!»

И. Токмакова

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗА», «ЖА»

1. Прочитай слова и определи, какой звук слышно в каждом слове [З] или [Ж]?

Жал, зал, пожар, базар, заря, жара, залей, жалей, база, баржа, дерзать, держать, лужайка, зайка, лизать, лежать, сажать, сказать, вязать, бежать, закат, жакет, берёза, лёжа.

2. Добавь нужный слог «ЗА» или «ЖА» и прочитай слово.

ва- берё- ко- гла-

ро- лу- гро- ко-

ме- ли- дере- ло-

блу- ло- поль- зано-

ба-

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗО», «ЖО»

1. Внимательно слушай слова. Вместо слова со звуком [З] нарисуй (губы в улыбке); вместо звука [Ж] – (губы круглые).

Зоя, Жора, узор, лужок, стожок, возок, глазок, флажок, должок, дозор, прыжок, разок.

Проверь свою запись:

2. Добавь нужный слог «ЗОК» или «ЖОК» и прочитай слово.

утю- сапо- во- ро-

сте- гла- лу- сто-

ра- дру- дол- фла-

пиро- пры- творо- бере-

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗУ», «ЖУ»

1. Зашифруй слова со звуком.

(язык вниз)

(язык вверх)

Жук, зуб, везу, вяжу, гляжу, внизу, в грозу, грожу, грызу, брожу, вижу, снизу, хожу, ползу.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗЫ», «ЗИ», «ЖИ»

Тазы, ножи, жидкий, зыбкий, жир, пузырь, ежи, возы, кожа, козы, рыжий, сизый, ёжики, языки, музыка, рыжики, похаживать, показывать, называть, наживать, снежинка, корзинка, вези, лежи.

2. Добавь слог «ЗЫ» или «ЖИ» и прочитай новое слово.

ко- гро- но- ло-

ро- берё- мор- ва-

зано- е- ли- ба-

у- блу- во- лу-

зака- нака- лы- отка-

та- ло- ме-

3. Определи, чем отличаются слова:

козы – кожи

лозы – ло́жи

узы – ужи

4. В каждом слове движениями руки повтори движения языка:

Важный, разный, гораздо, каждый, монтажник, проказник, дружный, грузный, таёжный, слёзный, грозный, тревожный, дождик, гвоздик, поздно, можно, дорожный, паровозный, пирожное, мороженое, морозное, обождать, опоздать, полезный, денежный, подожди-ка, гвоздика, книжный, капризный, нежный, резвый.

5. Прочитай слова.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заряжать, заслужить, закружить, зажигалка, завизжал, железный, возможно.

6. Добавь к каждому слову предлог «за» по образцу.

бежать – забежать

держать –

ржать –

служить –

кружить –

7. Повтори фразы:

Жеребёнок забежал во двор.

Захар заряжал ружьё.

Залежи железной руды.

Женя заслужил награду.

Он помог задержать врага.

Пёс лежал и лизал лапу.

Он кричит на весь базар, будто сделался пожар.

Мы поедем на лужок и возьмём с него стожок.

Женя резал хлеб.

Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке.


Конспект урока на тему: «Дифференциация звуков [Ж] и [З] в слогах, в словах, в предложениях» для учащихся 2 класса.

Ф.И.О. Швецова Наталья Александровна
Должность и место работы: учитель МАОУ "СОШ № 30" г. Стерлитамак Республики Башкортостан
Описание работы : Занятие предназначено для учеников вторых классов, но некоторые задания можно использовать и в 3-4 классах с нарушениями письма (дисграфией). В занятие прослеживается поэтапность закрепления звуков от простого к сложному, от слогов к предложениям. А также в занятие присутствуют логопедические моменты-артикуляционная гимнастика, задания на интонирование слогов.Данным конспектом урока могут воспользоваться учителя-логопеды, учителя начальных классов и родители.

Цель: научить различать звуки [ Ж ] и [ З ] в слогах, в словах, в предложениях.
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные:
Уточнение и сравнение артикуляции звуков 3 - Ж;
Развитие навыка словообразования;
Закрепление правописания жи -ши;
Формирование навыка чтения.
2.Коррекционно - развивающие:
Развитие внимания и памяти;
Совершенствовать фонематическое восприятие;
Совершенствование мелкой моторики рук.
Улучшать зрительное восприятие, пространственной ориентировки.
3. Коррекционно - воспитательные:
Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природе.
Создание эмоционального контакта между учениками.
Оборудование: предметные картинки, ребусы, карточки со слогами, карточки с буквами, слоговые таблицы, таблицы слов, различные таблицы. Фишки (за правильный ответ).
Ход урока.
Организационный момент.
Дети стоят возле стульев.
- Присядут на стулья те дети, которые правильно назовут первый звук в словах, которые я произнесу.Слушайте внимательно. Уточка, мороз, живот, нотки, куница, яма, доктор, калина, юбка, яблоко. Молодцы!
Разминка. Артикуляционная гимнастика.
Приоткрыл язык окно
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся
Широко нам улыбнулся.

А потом пошёл гулять
По ступенечкам шагать.

Затем увидел маляра,
Красить потолок пора.

Вот и краска с банкой рядом
Обновить заборчик надо.

Язычок наш погулял
Много нового узнал.
Он немного притомился
К себе в домик воротился.

Сообщение темы занятия.
- Чтобы определить тему занятия, вы должны отгадать загадки:
Летом серый, зимой белый,
Никого не обижает, а сам всех боится. (заяц)

Сижу - молчу,
Ползу - молчу,
А кок только я взлечу,
Тогда вдоволь пожужжу. (жук)

Сегодня мы будем учится различать [ Ж ] и [ З ] в слогах, словах, предложениях.
Сопоставление звуков по артикуляции.
Работа с индивидуальными зеркалами.
а) сходство: эти звуки звонкие;
б) различие: место образования
Язык - при звуке [ З ] кончик языка в нижнем положении (за нижними зубами). При звуке [ Ж ] кончик языка в верхнем положении "Чашечка"
Губы - при звуке з губы улыбаются.

При звуке ж губы круглые, вытянуты вперед.
Воздушная струя - при звуке з – холодная.
При звуке ж – тёплая.
Чтение слоговой таблицы.
Фишки раздаются детям – за правильный ответ.
Выделение звуков на слух.
-Ребята, когда услышите слово в котором есть звук [ З ] поднимите карточку с буквой з, звук [ Ж ] - карточку с буквой ж.
Незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи, животное, зубр, журавли, этажерка, зажатый, кожа, закат, жасмин, гвоздики, железо.
Дифференциация в слогах.
(Фишки – за правильный ответ).
Речевая зарядка.
-Повторите за мной в том же ритме, с той же интонацией и ударным слогом.
Жа – за – жа
Жа – жа – за – за
Жа –за –жа –за
Зы – жи –зу –жу
Аз – ож – аз
Здо – ждо – здо
Озда – ожда
Письменное задание.
- Ребята, на столах листы с заданием. Нужно вставить слоги, чтобы закончить слово.
Упражнение 1. Подчеркни з и ж.
ЗА или ЖА

Вспомним правило. Жи - Ши пиши с буквы и.
ЗЫ или ЖИ

Дифференциация в словах.
(Логопед напоминает учащимся, что при произнесении звука з язык находится внизу ротовой полости, за нижними зубами, а при произнесении звука ж язык поднимается вверх, за верхние зубы.
Фишки – за правильный ответ).

Игровое упражнение. «Запомни и повтори».
Фишки – за правильный ответ.
ЗАЙКА – ЖАБА – ЗАМОК – ЖУК
ЗОНТ – ПИЖАМА – ЗАНОЗА – НОЖИ
ЖУК – ГВОЗДИК – ДОЖДИК – ТАЗ
ВАЗА – ЕЖЕВИКА – МУЗЫКА – УЖИ
ЯЗЫК – ПОЖАР – ФЛАЖОК - ПРЫЖОК

Игра «Измени слово».
Фишки – за правильный ответ.
Залей – жалей
Зевать – жевать
Коза – кожа
Называть – наживать
Разок – рожок
Зал – жал

Игра «Назови ласково».
Фишки – за правильный ответ.
Друг – дружочек
Рог - ….
Берег - ….
Утюг - ….
Снег - ….
Круг - …..

ФИЗМИНУТКА.

Под листочком жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся.
Брюшко, нос, глаза, усы.
Вымыл капелькой росы
Загудел и полетел
У него немало дел.

Дифференциация в предложениях.
- Посмотрите упражнения 2.
Упражнение 2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж.

- Упражнение 3 сделаем устно. Скажем по образцу. Я не обижаю Зину.
Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они______________

Молодцы! И последнее упражнение 4 . Вставьте в стихотворение пропущенные буквы З,Ж.
Съесть е____а не мо___ет он.
Объегорил _____лого волка.

Итог урока.
- Какие два звука сегодня сравнивали? Какие это звуки? Какое правило есть с буквой Ж? Подсчитаем фишки. У кого большее количество фишек, соответственно 5 баллов.
- Домашнее задание выучить стихотворение "Про волка и ежа".

Задания для учеников. (лежат у каждого на столе заранее)
Упражнение 1. Подчеркни з и ж.
ЗА или ЖА
Бере____, ко_____, стра______, ро_______, бир______, ко______, лу_______, сле_____, гла______, стреко_______.

ЗЫ или ЖИ
Ро_____, та_____, у______, гро____, ________вот, моро______, _______раф, я______ки, пу_____рёк.

Упражнение 2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж.
1. жук, жужжать, цветок, над.
2. пиджак, висеть, вешалка, на.
3. жить, в, обезьяны, зоопарк.
4. Женя, и, Зина, вырастили, и, розы, жёлтые, розовые.

Упражнение 3. Скажите по образцу. Я не обижаю Зину.
Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они______________

Упражнение 4. Вставьте в стихотворение пропущенные буквы З,Ж.
Выучи его наизусть.
Волк у____асно ра____ъярён -
Съесть е____а не мо___ет он.
Ё ____, съё____ась, выставил иголки.
Объегорил _____лого волка.

Цель занятия: Упражнение в сравнении, различии и правильном произношении звуков (с) (ш) (з) (ж) в слогах, словах, фразах, рассказе.

Задачи :

  1. Повторение характеристик этих звуков;
  2. Совершенствование навыков согласования существительных с числительными по родам;
  3. Упражнение в звуковом анализе и синтезе слов – паронимов;
  4. Развитие связной речи;
  5. Закрепление навыков чтения;
  6. Становление логического мышления, внимания, памяти, фонематического слуха.

Оборудование:

  • Предметные картинки на изучаемые звуки, опорные картинки;
  • Магнитная доска, магнитные буквы, бумажные буквы;
  • Конверты со словами (для составления предложений);
  • Письмо с загадками;
  • Магнитофон;
  • Карточки с заданиями;
  • Тетради.

Ход занятия

Ι. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята!

А что это за шум в коридоре? Кто-то к нам идет (входит почтальон).

Ребята, сегодня для вас в школу пришло письмо от лесных жителей. Интересно, что в нем? (открываю конверт).

Здесь загадки! Попробуйте их отгадать. (Дети отгадывают загадки, отгадки-картинки помещаю на доску).

    Зверька узнаем мы с тобой
    По двум таким приметам:
    Он в шубке беленькой зимой,
    А в шкурке серой – летом. (Заяц)

    Вот иголки и булавки
    Выползают из-под лавки.
    На меня они глядят,
    Молока они хотят. (Ежик)

    Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Хвост пушистый – краса,
    А зовут ее – … (Лиса)

    Ходит летом косолапо,
    А зимой сосет он лапу.
    Любит рыбу, любит мед
    И в малинник забредет. (Медведь)

ΙΙ. Сравнение звуков.

Логопед:

– Какие пройденные звуки вы услышали в словах-отгадках?

Вывешиваются на доску звуки (с) (ш) (з) (ж)

– Правильно, чем они похожи? (все они согласные, твердые).

– Чем эти пары отличаются? Давайте проверим! Звуки (с) (ш) – глухие, поставим ладошку к горлышку, горло спокойное, значит (с) (ш) какие звуки?

Правильно, глухие. А теперь произнесем (з) (ж), есть вибрация –это звонкие звуки.

ΙΙΙ. Развитие фонематического слуха.

Дидактическая игра «Телефон».

Логопед:

– Давайте поиграем!

Дети произносят слоги и называют звуки, присутствующие в них:

са-за – ша – жа, оз – ош – ус – уш, ши – сы, зы-жи, са, шо, зо – жо, су – шу, зу-жу.

ΙV. Дифференциация звуков в слогах.

Логопед: Посмотрите на доску. На доске картинки с изображением зверят:

ЗАЯЦ, ЛИСА, ЕЖ, МЕДВЕДЬ.

– Дети, ваша задача: взять предметные картинки со своих столов и распределить по нахождению в них звуков на магнитной доске на 4 столбика.

Объяснить свой выбор и место звука в слове. Например: подарить картинки зверятам, зайцу – зонт, лисе – бусы.

СЛОВА: БУСЫ, ШУБКА, ШАР, ЗОНТ, ПИЖАМА, ЖУК.

V. Дифференциация звуков в предложениях.

Логопед:

– Ребята, на ваших столах лежат конверты, в которых находятся перепутанные слова. Вам необходимо правильно сложить их, прочитать получившиеся предложения.

Кошка напала на мышку.

Шишка упала на мишку.

– Какие звуки услышали в предложениях?

Запишите эти предложения в тетради.

VΙ. Звуковой анализ и синтез слов. Логопедическое лото.

Логопед:

– На доске картинки, ваша задача определить место звука в слове

(4 картинки: Ш-С, Ж-З). У нас есть еж, он волшебный, он встает только на правильный ответ.

Начало слова, середина, конец. Куда побежит ежик?

  • Ш – шапка, шары, груша, лошадь, мышь, камыши.
  • С – самолет, оса, автобус, синичка, гуси, карась.
  • Ж – жираф, желуди, жук, нож, ножницы, мороженое.
  • З – заяц, зонт, коза, зебра, зеркало, корзина.

VΙΙ. Физкультминутка.

Логопед:

– А теперь мы немного отдохнем!

Я читаю стихотворение, вы выполняете движения. Звучит музыка. Послушайте, какие звуки вы услышали?

«ДОЖДИК»
Дождик вылился на луг,
Стало много луж вокруг.
Засучив скорей штанишки,
В лужу прыгнули мальчишки.
Порезвиться захотели –
Закружились, загалдели…
Я смотрю: на них рубашки
Стали, словно промокашки.

(Аудиозапись музыки дождя. В каких словах вы услышали знакомые звуки С-Ш,З-Ж?)

VΙΙΙ. Дифференциация звуков в рассказе.

Логопед:

– Заканчиваю рассказ, слушайте внимательно.

(При чтении рассказа выставляются на магнитную доску картинки:

МЕДВЕДЬ, ВЕТКА (валежина), БЕЛКА С ШИШКОЙ, ЗАЯЦ, СОРОКА, ЛОСИ.

– Слушайте, в конце рассказа вас ждет кроссворд.

«Как медведь сам себя напугал»
Вошел в темный лес медведь – хрустнула под тяжелой лапой ветка. Испугалась белка на елке – выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц с лежки, помчал в чащу. Наскочил на сороку, та подняла крик на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока стрекочет, лоси кусты ломают. И позади кто-то топочет!? Не уйти ли лучше? Рявкнул медведь и дал стрекоча. Эх, знать бы ему, что позади заяц потопал и белка ему шишкой в лоб угодила! Так медведь сам себя напугал!
(по Н. Сладкову)

Разгадывание кроссворда.

  • Ключевым словом в кроссворде является фамилия автора рассказа.
  • В кроссворде написаны начальные звуки слов.

– Дети, ваша задача отгадать слова.

  • Отгадывание: о ком и о чем идет речь в этом рассказе?
  • Какое слово получилось по вертикали? (фамилия автора)
  • Прочитаем его вместе.

ΙX. Разгадывание ребусов, кроссвордов.

На карточках для вас задание. Отгадайте ребус и кроссворд. Задание читаем очень внимательно.

Ответ: ШАРФ

Кроссворд: Давайте угадаем, какие животные спрятались в этих клетках?

По горизонтали:

  • Маленькая, серенькая, живет в норке (мышка).
  • Кто ходит в иголках? (ежик)

По вертикали:

  • Название животного, который спит в берлоге (мишка)
  • Как зовут зверька, у которого белые волосы на щеках, спинке и хвосте? (барсук)

Игра «Чемоданчики».

– Какие животные спрятались в чемоданчиках?

На доске схематично изображены чемоданы, на которых буквы:

X. Подведение итогов, награждение.

Логопед: Молодцы, справились с заданиями. А белочка из сказки приготовила вам подарок! В коробочке орешки (в сахаре), раздаются всем детям. Всем спасибо!

Дифференциация звуков [з — ж] в прямых слогах

ЗА — ЖА ЖА — ЗА

ЗУ — ЖУ ЖУ — ЗУ

ЗЫ — ЖИ ЖИ — ЗЫ

ЗО — ЖО ЖО — ЗО

Дифференциация звуков [з — ж] в словах

Зыбкий — жидкий узы — ужи вязать — бежать лоза — ложа

Везу — вяжу лизать — лежать залей — жалей разок — рожок

Козы — кожи базар — пожар зовёт — живёт грозу — грожу

Розы — ножи мазут — мажут заря — жарят возы — вожжи

Лиза — лыжа дерзать — держать зал — жал

Дифференциация звуков [з — ж] в словах, звуки З — Ж в одном слове

Ж из нь, з аж игать, з аж им, з аж ать, з аж ёг, воз мож но, из неж енный, з аж ужж ать,

ж елез о, з аж игалка, з алеж и, з абеж ал, з адерж ал, з аслуж ил,з акруж ить, з аж арить, воз лож у, ж елтиз на, з аж арит, з аряж ать, з аж елтеть, з аж арил.

Дифференциация звуков [з — ж] в словосочетаниях

З абавный ёж ик, кож аная уз да, з ваный уж ин, бумаж ная коз а, ж идкий маз ут, з абытый ж акет, тяж ёлый воз .

Важ ный муз ыкант, из мятая кож а, книж ный магаз ин, Ж енин з накомый, неж ные нез абудки, неж ные мимоз ы, ж елезный з амок.

Вяз аный ж акет, важ ное з адание, вяз аные манж еты, из огнутая ж есть, юж ный, з акат, з атяж ной дож дь, з накомый худож ник.

Дифференциация звуков [з — ж] в предложениях

Зоя звонит Жанне. Бизон — дикое животное. Надежда чистит зубы. Зоя покупает книжку.

Жанна показывает Зое жука. Мама зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает загадки Жене. Коза бежит к луже. Зоя надевает кожаный пиджак. Над мимозами жужжат жуки. У Жени — забавный зайчонок. В вазе — бумажные мимозы.

Дети идут в книжный магазин. На пижаме у Жени — медузы. Звонок звенит, а жук жужжит. У магазина — Женя и Зоя. Зоя бежит за бумажным змеем. Этой осенью идут затяжные дожди. Нежные незабудки цветут у дома. У избы стоит стожок сена.

У Зои живут ежи и ужи. Зоя каждый день поит козу водой. У Жени — заводной зайка, у Жанны — заводной жук.

Дифференциация звуков [з — ж] в стихах и чистоговорках

Зелёная жаба

С забавным жуком

Забыли к зиме

Подыскать себе дом.

Зайка забавный

У Жени живёт,

Женя не знает

С зайкой забот

Зайке не нужен

Ни обед, ни ужин.

Знает загадки каждый ёжик,

Жуку и змее загадать их может.

Загадки о вазе, бизоне, уже,

О ежевике и о еже.

Дифференциация звуков [з — ж] в текстах

ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ

Животные пустыни знают, что та-кое зной и жажда. Всю жизнь живут они в песках. Эти животные иногда даже забывают, что такое дождик. Тяжко им там жить.

КТО ХОЗЯИН?

У Жоры и Захара жила собака. Звали её Жук. Жора и Захар подобрали Жука со сломанной лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел. Жора и Захар каждый день спорили: кто хозяин Жука?

Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал, он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алифанова E . A ., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. — М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.
2. Спивак Е .Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и
дифференциации звуков у детей 5 — 7 лет / Е.Н. Спивак. — М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. — 48 с.
3. Интернет ресурсы.

1. Читай целыми словами:

- ёж – уж - ужи – лужи – лужа – луза – лоза – коза – кожа – корж – морж – мороз
- жара – жаба – жбан – звал – знал – зной - злой – зола – жила – жить – жизнь – жезл
- лезу – лежу – гляжу – взгляд – лязг – визг – зигзаг – загнул – заснул –жасмин – ужасно
– грузил – кружил – дружил – Дружок – друзья – груздь – пружина – снежинка –слезинка

2. Прочитай слова, добавляя слоги:

ЗА, ЖА: сту _, гро _ , Ли _ , лу _ , ба _ , _ ба, _ бры, _ вод, _ бор, _ пах, _ рил, _ гадка;
ЗУ, ЖУ: ви _ , ве _ , бу _ , жуж _ , ска _ , _ бры, _ ки, _ равль, _ рчит, _ бной, _чка;
ЗИ, ЖИ: _ ма, _ вут, _ раф, _ лет, пока _ , приве _ , ма _, лы _ , е _ , пол _.

3. Прочитай слова, вставляя буквы З, Ж:

а) _ нать, _ дать, _алеть, _ алить, _мурки, Мур _ ик, де _ урный, кру _ ева, пи _ ама,
ре _ ина, _ ёлтый, _елёный, поле _ ный, сне _ ный, бере _ но, бере _ а;

б) _ и _ нь, _ а _ да, _ а _ им, _ еле _ о, _ ве _ да, _ а _ игать, _ ано _ а, во _ мо _ но,
_ емчу _ ина, _ акру _ ил, _ а _ евал, _ а _ венел, _ алю _ и, _ у _ _ т.

4. Вставьте пропущенные буквы Ж или З в слова.

Подчеркните на каждой строчке "лишнее" слово.

Автра, _ атва, дру _ ья, во _ ы
са _ а, пры _ ок, гво _ дика, кру _ ить
_ амер _ ать, _ ано _ а, _ авя _ ать, _ у _ елица
_ еле _ о, _ ар _ авел, ра _ дра _ ение, _ а _ ила

5. Зачеркни цифру, соответствующую месту заданного звука в слове.

6. Измени слова по образцу: дрожал – задрожал

жарил, жевал, зеленел, жёг, звонил, брезжил, журчал, звучал, жужжал, визжал.

7. Подумай, как правильно расставить слоги, чтобы получились слова:

9. Разгадай кроссворд.

По горизонтали: 1. предмет мебели. 4. Орган речи и средство общения. 5. Два берёзовых коня по снегам несут меня (загадка). 8. Детёныш лошади. 10. степная птица. 11. Кустарник с цветками в виде жёлтых шариков.

По вертикали: 2. Капустница – бабочка, а божья коровка - … 3. Садовый колючий кустарник с зелёными ягодами. 6. Неядовитая змея. 7. Африканская полосатая лошадь. 9.В нём можно увидеть своё отражение.

10. Подбери к прилагательным существительные.

Составь словосочетания.


11. Внимательно прочитай словосочетания.

Найди ошибки.


12. Закончи каждую строчку подходящим словом.


13. Составь словосочетания.

Поставь ударение в именах существительных.


14. Прочитай предложения, вставляя пропущенные буквы.

Дру _ ья поу _ инали _ асветло. Ко _ лёнок _ алобно _ аблеял. _ адро _ али _ айки, увидев волка на лу _ айке. В _ арослях е _ евики _ или е _ и. Де _ урный
_ апомнил _ рнал. Вечером на _ аводе _ а _ игают про _ екторы.

15. Закончи предложения, добавляя слова с буквами З, Ж, подходящими по смыслу.

а) Женя нашёл зелёного … Зина вырастила в саду … В зоопарке живут … и … . Зимой можно бегать на …

б) На воротах гаража висит (какой?) замок. В воздухе кружились (какие?) хлопья. Коза и корова (какие?) животные. Серёжа подарил Лизе (какие?) хризантемы.

в) Жанна (что сделала?) варежки дома. В овраге (что делает?) ручеёк. Над кустами жасмина (что делают?) шмели. На вечернем небе (что сделали?) яркие звёзды.