Какие земли объединил олег. Великий Князь Киевский Олег (Вещий). Появление на Руси

Точная дата рождения князя Олега не известна. В Новгороде Олег начал княжить с 879 года . После этого он смог убить правителей Киева Дира и Аскольда. И с 892 года уже полноправно управлял Киевом. Так как княжил он в Киеве, то соответственно и столицу он перенес туда же. Некоторые летописцы считают, что именно с того времени начинается образование Древнерусского государства.

Русский Князь Вещий Олег был постоянным предводителем походов. Одним из самых судьбоносных был его поход на Византию. С тех самых пор он и получил свое прозвище «Вещий», что означало «видящей будущее».

Смерть князя Олега от коня (змеи).

Погиб князь в 912 году. Легенда гласит, что волхвы предсказали князю Олегу смерть от собственного коня. Коня увели по приказу князя. Через четыре года Олег вспомнил о предсказании, посмеялся над ним и захотел проверить останки коня. Олег встал ногой на череп коня и произнёс фразу «Его ли мне бояться?». Однако в черепе коня была ядовитая змея, которая и нанесла смертельный укус князю.

Правление князя Олега.

Внешняя политика князя Олега. Поход на Византию.

Благодаря своей силе князь Олег смог присоединить к своим землям (к Киевской руси) такие племена, как северяне, древляне, кривичи, поляне, радимичи. Все эти народы, до вхождения в состав Киевской Руси платили дань хазарам.

В 907 году состоялся легендарный поход на Византию, который приобрел новый поворот во внешней политике князя Олега. Оснащенный, по тем временам приличным вооружением, Олег направился на захват Византии. Император Византии не смог противостоять армии вещего Олега и позволил ему разграбить Константинополь.

В поход Олег направлялся на кораблях, но будучи провидцем, он велел прикрутить к кораблям колеса. Благодаря этому он смог беспрепятственно проникнуть в столицу Византии по земле и с развивающимися парусами. После захвата Византии Олег велел выплатить дань на каждого своего воина и на все русские города. Грекам пришлось согласиться. Так же он потребовал для русских купцов свободной торговли, то есть без пошлинных обязательств.

Внутренняя политика князя Олега.

Так как князь Олег отличался своей захватнической деятельностью и за времена его правления многие города были покорены, то его целью было укрепление этих новых границ. Строились оборонительные крепости.

Внутренняя политика князя в основном была направлена на сбор постоянной подати с захваченных им племен. Он регулярно объезжал свою вотчину и собирал дань.

В 879 г., оставив малолетнего сына Игоря, умер новгородский князь Рюрик . Правление взял в свои руки Олег Вещий, князь новгородский с 879 г. и великий князь киевский с 882 г. Стремясь расширить свои владения, князь собрал достаточно сильное войско. В него вошли кривичи, ильменские славяне и представители финских племен. Двинувшись на юг, Олег присоединил к своим владениям города Смоленск и Любеч. Однако планы молодого правителя были более грандиозны. Отдав власть в завоеванных городах верным ему людям, воинственный князь двинулся к Киеву. Поход Олега на Киев увенчался успехом. В 882 г. город был захвачен, а его правители Аскольд и Дир - убиты. Олег взошел на киевский престол. Этот же год считается датой .

Правление князя Олега в Киеве началось с укрепления городских стен и защитных сооружений. Границы Киевской Руси также укреплялись небольшими крепостями («заставами»), где несли постоянную службу дружинники. В 883-885 гг. князь предпринял несколько успешных походов. Были подчинены славянские племена, селившиеся по берегам Днепра, радимичи, жившие на берегах Днестра, Буга, Сожа, древляне и северяне. По приказу Олега в захваченных землях строились города. Покоренные племена были обязаны платить подати. Собственно, вся внутренняя политика Олега, как и других князей того времени, сводилась к сбору податей.

Внешняя политика Олега была успешной. Важнейшим событием стал поход на Византию в 907 г. Князь собрал для этого похода огромное по тем временам войско (по некоторым сведениям, до 80 тыс. человек). Византия, несмотря на оборонительные хитрости греков, была захвачена, пригороды - разграблены. Результатом похода стала богатая дань, а также торговые льготы для русских купцов. Через пять лет мир с Византией был подтвержден заключением письменного договора. Именно после этого похода великий киевский князь Олег, основатель государства Киевская Русь, стал называться Вещим (т.е. чародеем).

Князь Олег, один из величайших правителей Руси, умер в 912 г. Его смерть окутана легендами. По одной из них, наиболее известной, Олег спросил о своей смерти встреченного на дороге волхва. Тот предсказал князю гибель от любимого боевого коня. На этого коня князь никогда больше не садился, но приказал приближенным заботиться о нем. Через много лет Олег пожелал увидеть кости коня, решив, что волхв ошибся. Он наступил на череп, а из него выползла ядовитая змея и ужалила князя. После смерти Олег был похоронен в Киеве. Существует и другая версия гибели князя, согласно которой воинственный Олег погиб в бою.

Биография Олега, ставшего первым князем, жизнь и деяния которого подтверждены летописями, стала источником множества легенд и литературных произведений. Одно из них - «Песнь о Вещем Олеге» - принадлежит перу А.С. Пушкина.

Строкой энциклопедии…

Князь Олег, прозванный также Олегом Вещим, – это легендарный правитель Руси конца IX – начала X вв. Безусловно, что прототипом летописного Олега являлась историческая личность, о которой, к сожалению, мало что достоверно известно. Поэтому историки обычно в научных, научно-популярных и учебных текстах используют летописную легенду об Олеге и его времени, взятую из «Повести временных лет» (ПВЛ). Это сочинение конца XI – начала XII вв. признается всеми главным историческим источником для реконструкции прошлого Древнерусского государства. Автором ПВЛ большинство исследователей склонны считать киево-печерского монаха Нестора.

Сражения и победы

  Князь новгородский (с 879 г.) и киевский (с 882 г.), объединитель Древней Руси. Расширил ее границы, нанес первый удар по Хазарскому каганату, заключил выгодные для Руси договоры с греками. Легендарный полководец, о котором Пушкин писал: «Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда».

По версии ПВЛ, Олег представляется умелым полководцем и предусмотрительным политиком (не случайно он был прозван «Вещим», т. е. предугадывающим будущее). В 879–882 гг. после смерти Рюрика Олег правил на восточнославянском Севере у кривичей, ильменских словен и окрестных финно-угров (племена мери, веси, чуди). Совершив поход на юг вдоль торгового пути «Из варяг в греки», Олег в 882 г. овладел Киевом. Так два главных центра складывания государственности у восточнославянских племен «Новгород» («Славия» – в зарубежных источниках) и Киевщина («Куяба») были объединены под властью одного правителя. Многие современные историки принимают дату 882 г. за условную дату рождения Древнерусского государства. Олег княжил в нем с 882 г. по 912 г. По Нестору, после смерти Олега от укуса змеи князем Киевским становится сын Рюрика Игорь (912–945).

С княжением Олега в Киеве ученые связывают значительные события древнерусской истории. Прежде всего было заложено территориальное ядро Древнерусской державы. Олега верховным правителем признали племена полян, северян, древлян, ильменских словен, кривичей, вятичей, радимичей, уличей и тиверцев. Через наместников князя Олега и местных князей его вассалов стало строиться государственное управление молодой державой. Ежегодные объезды населения (Полюдье) заложили основу налоговой и судебной систем.

Вел Олег и активную внешнюю политику. Князь воевал с хазарами и заставил их окончательно забыть о том, что в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с ряда восточнославянских земель. В 898 г. у границ державы Олега появились венгры, переселяющиеся из Азии в Европу. С этим воинственным народом Олег сумел наладить мирные отношения. Поход Олега в 907 г. на столицу Византийской империи – Константинополь (он же Царьград) – принес Руси в 911 г. исключительно удачный торговый договор: русские купцы получали право беспошлинной торговли в Константинополе, могли жить полгода в столичном предместье в монастыре Св. Мамонта, получать продовольствие и производить ремонт своих ладей за счет византийской стороны. Еще ранее, в 909 г., Русь и Византийская империя заключили военный договор о союзе.

Несколько комментариев к традиционной трактовке образа Вещего Олега

К приведенной выше краткой справке об Олеге, которая стала общепринятой традицией – особенно в популярной и учебной литературе, надо добавить несколько научных комментариев.

Во-первых, по археологическим данным, в IX в. Новгорода как такового еще не существовало. На месте Новгорода располагалось три обособленных поселка. Их в единый город связал Детинец, крепость, построенная в конце X в. Именно крепость в те времена именовали «городом». Так что и Рюрик, и Олег сидели не в Новгороде, а в неком «Старгороде». Им могли быть либо Ладога, либо Рюриково городище под Новгородом. Ладога, укрепленный город на Волхове, расположенный недалеко от впадения Волхова в Ладожское озеро, был в VII – первой половине IX вв. самым крупным торговым центром северо-восточной Балтики. По археологическим данным, город основали выходцы из Скандинавии, однако в дальнейшем здесь было смешанное население – норманны соседствовали со славянами и финно-уграми. К середине IX в. относится страшный погром и пожар, уничтоживший Ладогу. Это вполне может согласовываться с летописным известием о большой войне 862 г., когда ильменские словене, кривичи, весь меря и чудь «прогнали за море варягов», собиравших с них дань в 859–862 гг., а потом принялись воевать между собой («и встал род на род…»). После разрушения середины IX в. Ладога отстроилась, но никогда уже не обретала прежнего значения.

При Несторе памяти о былом величии Ладоги или значимости Рюрикова городища уже не было, он писал два столетия спустя после времени призвания варягов. А вот слава Новгорода, как крупного политического центра, достигла пика, что и заставило летописца верить в его древность и именно в Новгороде разместить первых правителей Руси.

   Князь Олег и Игорь. Художник И. Глазунов

Вторая наша оговорка будет касаться хронологии. Дело в том, что хронология в ПВЛ, как и в другой древнерусской летописи – Новгородской, до княжения Владимира (980–1015) условна. У Нестора под рукой были отдельные записи фактов X–XI вв., даже, возможно, целый начальный летописный свод, который выделяют в ПВЛ историки, но точных дат ранних событий там не было. О них говорили лишь устные легенды, передававшиеся у жителей Руси из поколения в поколение. Отсутствие дат являлось большой проблемой для Нестора, но он, будучи талантливым летописцем, совершил первую в отечественной исторической науке реконструкцию хронологии. Легенды и отрывочные записи называли имена византийских царей (цезарей), современников первых русских князей. Отталкиваясь от годов правлений, указанных в переведенных на славянский язык в Киеве византийских хрониках, автор ПВЛ составил свою условную систему временных координат начального периода древнерусской истории. А. А. Шахматов заметил, что дата смерти Олега в ПВЛ 912 г. совпадает с датой кончины его визави императора Льва VI, а Игорь умирает, как и его современник император Роман I, в 945 г. И Игорь, и Олег правят по 33 года, такое совпадение подозрительно и веет эпическим сакрально-легендарным подходом к хронологии. Последнее замечание уместно и в отношении рассказа о смерти Олега. И ПВЛ, и Новгородская летопись утверждают, что Олег умер, будучи укушенным змеею, которая выползла из черепа коня. Это был конь самого Олега, но князь отставил его, т. к. волхв однажды предрек ему смерть именно от собственного коня. По версии ПВЛ, эта роковая встреча Олега с его умершим конем произошла под Киевом в 912 г.

Третье наше замечание касается того, что версия ПВЛ о происхождении, деятельности и гибели Вещего Олега не является единственной среди летописных русских источников. Первая Новгородская летопись, которая, по мнению ряда исследователей, даже старше ПВЛ, называет Олега не князем, а воеводой при Игоре сыне Рюрика. Олег сопровождает Игоря в его походах. Именно князь Игорь расправляется с Аскольдом, а потом идет в поход на Ромейскую (Византийскую) империю и осаждает Царьград. Олег, по версии Первой Новгородской летописи, находит свой конец, когда уходит из Киева на север в Ладогу, где его поджидает легендарная змея. Укушенный ею, он умирает, но не в 912 г., а в 922 г. Сообщает Новгородская летопись и еще одну версию гибели Олега: некоторые говорят, что Олег ушел «за море» и там умер.

Четвертый комментарий будет связан с возможным участием Олега в восточных походах русов. Русские летописи говорят, что он удачно воевал с хазарами, а восточные источники рассказывают еще и о Каспийских, направленных против Персии, походах русов, которые приходятся на время Олега. Некоторые историки считают, что смутные и отрывочные сообщения восточных документов на данный счет можно гипотетически связать не только со временем, но и с именем Олега.

По сообщению историка XIII в. Ибн Исфандийара, где-то между 864 и 884 годом состоялся первый набег русов на персидский город Абаскун, однако эмир Табаристана сумел разгромить и перебить всех русов. Другой поход или даже два похода русов пришлось на 909–910 гг. 16 кораблей русов захватили и разграбили город Абаскун, но эмир области Сари в 909 г. догнал отряд русов в районе Муганской степи и разбил. В 910 г. корабли русов появились под городом Сари, взяли его, а потом одни русы пошли вглубь страны, а другие остались на своих судах. Ширваншах сумел в ночном бою одолеть корабли русов, а сами они все погибли.

И, наконец, еще один поход, который историк может соотносить с одной из русских летописных версий о гибели Олега, состоялся в 913 г. Известный арабский историк и географ Аль-Масуди свидетельствовал, что где-то в 913–914 гг. («…это было после 300 хиджры», – писал Аль-Масуди) русы во главе со своим вождем, имя которого не названо, на 500 ладьях из Черного моря через Керченский пролив вошли в Азовское море. Стоит сказать, что тот же Аль-Масуди в другом своем сочинении упоминал двух великих правителей русов – Ал-Дира, в котором видят летописного правителя Киева, и Олванга, которого обычно ассоциируют с летописным Аскольдом, но можно с равным успехом найти в этой транскрипции имени сходство с именем Олега, победителя Дира и Аскольда.


Заморские гости. Художник Н. Рерих

Но вернемся к сообщению Аль-Масуди о Каспийском походе русов. Правитель Хазарского каганата, желая отвести от себя опасность, позволил русам пройти к устью Дона, а потом по этой реке добраться до места, где Дон ближе всего подходит к Волге. Здесь русы перетащили свои суда в Волгу. Целью русского вторжения являлась Персия. Хазарскому царю властитель русов обещал за лояльность половину будущей персидской добычи. Русы, спустившись по Волге до Каспийского моря, принялись успешно воевать за персидский Азербайджан. Половину добычи они, согласно договору, оставили в Хазарии. Однако спокойно вернуться домой им не довелось. Гвардия хазарского царя состояла из наемников-мусульман, и те решили мстить русам за погибших и ограбленных в Азербайджане единоверцев. Правитель хазар не перечил гвардейцам, но предупредил русов об опасности. Битва между мусульманами и русами длилась три дня. Погибли 30 тысяч русов, остальные отступили вверх по Волге, но были окончательно разгромлены тюрками, булгарами и буртасами. В этом походе погиб и их предводитель. Отдельные историки считают, что можно предположить, что высказанная в Новгородской летописи «боковая версия» о гибели Олега «за морем» – это смутное воспоминание о гибели Олега именно в Каспийском походе, и неверно трактовать «пошел за море», как однозначно вернулся в Скандинавию через Балтийское море, как пытаются обычно расшифровать «глухое» сообщение Новгородской летописи.

Хазарский источник, известный как «Кембриджский документ», повествует о войне русов с хазарами, которая происходила в X в. Историки считают, что, скорее всего, в 940-е гг., т. к. описанные в «Кембриджском документе» события имеют аналогии с рассказами русских летописей о походе князя Игоря на греков в 941 г. и о набеге русов на хазарский город Самкерц на Тамани в 944 г. Однако в хазарском источнике предводитель русов назван H-l-g-w, что можно прочесть как Хлгу или Хелго, а последнее явно напоминает скандинавское «Хельги» и русское Олег. Может быть, этот Хелго «Кембриджского документа» наш Вещий Олег. Если так, то его регентство над Игорем или соправительство с ним, а может, служба ему, длились в реальности дольше, чем принято считать в устоявшейся исторической традиции.

По названному хазарскому сообщению, Хелго заключил договор с Царьградом и в силу его отправился воевать с хазарами. На Таманском полуострове он взял город Самкерц и с добычей стал уходить. Тогда хазарский наместник Самкерца Песах собрал силы, догнал и разбил русов. Хелго был принужден по договору с Песахом идти войной на Византию. Однако греки спалили почти весь русский флот знаменитым греческим огнем. Чувство чести не позволяло Хелго и его воинам возвращаться домой дважды разбитыми, и они двинулись в поход на персидские владения на Каспии. Здесь дружина Хелго и сам он нашли в бою свой конец.


Князь Олег и волхв. Пророчество о смерти Олега.

От приведенных выше комментариев перейдем теперь к более важному, на наш взгляд, обстоятельству. Дело в том, что всемирная история знает немало примеров, когда исторический персонаж в течение времени, наступившего после его смерти, словно раздваивался. В памяти потомков появлялся его двойник, который выкристаллизовывался из устных преданий, воспоминаний современников, трактовок потомков, размышлений хронистов, записывавших информацию о нем. Легенда часто «исправляла» все промахи и мелкие черты реального прототипа, и в памяти народа (историческом мифе или, другими словами, исторической традиции) этот легендарный двойник вытеснял реальное историческое лицо и начинал действовать как серьезный идеологический фактор в текущей истории народа, которая отстояла уже от времени прототипа на многие столетия. В Западной Европе такая метаморфоза приключилась с Ричардом Львиное Сердце, в русской – во многом с Александром Невским, у кочевых народов Азии – с образами Искандера (Александра Македонского) и Чингисхана. Волей летописца, создавшего «Повесть временных лет», его преемников XIII–XVII вв., первых русских историков и, конечно, А. С. Пушкина, который поэтически пересказал предание ПВЛ о Вещем Олеге, легендарный Олег стал частью всей последующей русской истории. Его образ князя-воителя, защитника русской земли и создателя Русского государства стал частью самоидентификации российского народа в течение всей его последующей за IX столетием истории.

Дела давно минувших лет, преданья старины глубокой…

Величайшим из полководческих подвигов князя Олега русская историческая традиция признает поход на Царьград в 907 г. Вот как об этом событии рассказывает «Повесть временных лет».

  «В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.

Легенда о Вещем Олеге в иллюстрациях В. М. Васнецова

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.

И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу. «Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню – сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно». И обязались греки, и сказали цари и все бояре: «Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви Святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, – сперва те, кто пришел из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов».


Призвание варягов. Худ. В. М. Васнецов

Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные», – и было так. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок». И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».

Историки полагают, что число кораблей (2000) явно завышено летописцем. Ладья русов, названная в греческих хрониках также «моноксилом» (однодеревкой) из-за того, что ее киль вытесывался из одного ствола, была кораблем, который брал на борт до 40 воинов. Следовательно, войско Олега составляло около 80 000 человек. Вряд ли князь мог собрать такую рать. Если взять сведения Первой Новгородской летописи о походе на Царьград, то она относит это событие к 6430 г. от сотворения мира (т. е. к 922-му от рождества Христова), говорит максимум о 200 кораблях, т. е. о 8 тысячах воинов, а описание самого похода напоминает рассказ ПВЛ о походе Игоря на греков в 941 г. Как мы видим, интерпретация историком сообщений источников в данном случае может колебаться в вопросе о численности русского войска от 8 до 80 тыс. участников похода.

Позиция историка здесь зависит от того, с каким реальным, а не условным летописным временем (по Новгородской или ПВЛ – не важно) он будет связывать поход Олега. Подавляющее большинство историков – и русистов, и византологов – не сомневаются, что сам поход Олега действительно был. Вопрос – когда?

Миниатюра Радзивилловской летописи

Византийские исторические хроники такого грандиозного похода в 907 г. не знают. Зато византийская историческая наука описала грандиозное вторжение русов в 860 г. (Сочинения патриарха Фотия, современника похода; «Житие патриарха Игнатия» Никиты Пафлогонянина, написанное в начале X века; «Хроника продолжателя Георгия Амартола»; византийская хроника, известная под названием «Брюссельская хроника» (названа так, потому что была обнаружена бельгийским историком Францем Кюмоном и издана в Брюсселе в 1894 г.) и др.). Знают этот поход и западноевропейские источники, в частности «Венецианская хроника», которую написал посол Венеции в Византию Иоанн Диакон. Все названные зарубежные источники характеризуют поход, как исключительно разрушительный и неожиданный для Константинополя. Русы подгадали время для своего похода исключительно грамотно с точки зрения военной стратегии. Император Михаил III с войском, включавшим даже часть гарнизона Царьграда, ушел воевать с арабами. Он находился в момент русского набега в 500 км к востоку от Константинополя, у некой Черной реки. По «Венецианской хронике», набег русов кончился для них исключительно удачно: «В это время народ норманнов (Иоанн Диякон считает русов выходцами из Скандинавии, подобно тому, как Нестор называет их варягами, ставя в ряд других северогерманских племен) на 360 кораблях осмелился приблизиться к Константинополю. Но так как они никоим образом не могли нанести ущерб неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились восвояси ».


Византийский патриарх Фотий описал первоначальный успех русов и огромную добычу, ими захваченную, однако констатировал, что в конце концов от «северных скифов» византийцы сумели отбиться. «Михаил, сын Феофила [правил] со своею матерью Феодорой четыре года и один – десять лет, и с Василием – один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-м году его правления пришли росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены». Однако тот же Фотий был вынужден признать: «О, как же все тогда расстроилось, и город едва, так сказать, не был поднят на копье! Когда легко было взять его, а жителям невозможно защищаться, то, очевидно, от воли неприятеля зависело – пострадать ему или не пострадать… Спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия… город не взят по их милости, и присоединенное к страданию бесславие от этого великодушия усиливает болезненное чувство пленения».

Интересно, что Фотий, отражающий знания тогдашних византийцев о нападающих, точно не знал их происхождения. Он называл их «скифами» (т. е. варварами) и «россами», народом северного происхождения, которые пришли со стороны Черного моря. С походом 860 г. Фотий связывал рост силы, могущества и славы россов. В 867 г. в послании Фотия восточным патриархам сообщалось, что после набега русов на Константинополь от них приезжали послы и был заключен договор. Его содержания Фотий не передавал, но отметил, что послов по их просьбе крестили.

Известный отечественный историк Б. А. Рыбаков в свое время выдвинул версию, что описанные в ПВЛ события похода князя Олега на Константинополь на самом деле относятся к войне 860 г. Это мнение склонны разделять и некоторые другие исследователи, к примеру, Л. Н. Гумилев.

из книги серии «Великие полководцы России» (2014)

Князь Олег (879-912 гг.), по преданию, был правитель очень предприимчивый и воинственный. Лишь только власть попала в его руки, как он задумал большое дело – овладеть всем течением Днепра, забрать в свои руки весь водный путь в богатую Грецию, а для этого приходилось покорить всех славян , живших по Днепру. Тут одной княжеской дружины было мало. Князь Олег набрал из ильменских славян, из кривичей, подчиненных ему, финских племен большое войско и двинулся с ними и дружиной на юг.

Овладел князь Олег прежде всего Смоленском, городом тех кривичей , которые не были еще подвластны никому, затем взял Любеч, город северян , оставил в этих городах отряды своей дружины под начальством надежных, опытных воевод, а сам пошел дальше. Наконец показался и Киев. Знал Олег, что силою нелегко будет взять этот город: княжили там Аскольд и Дир , опытные вожди, да и дружина у них храбрая, бывалая. Пришлось пуститься на хитрость: войско было оставлено позади, а Олег с несколькими лодками подплыл к Киеву, остановился неподалеку от города и послал сказать Аскольду и Диру, что их земляки, купцы варяжские, едут в Грецию, хотят повидаться с ними и просят их прийти к лодкам.

Флот князя Олега идёт к Царьграду по реке Днепру. Гравюра Ф. А. Бруни. До 1839

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
А. С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге».

Вещий Олег, пожалуй, является одним из наиболее таинственных правителей Руси. Мудрец на троне, князь-волхв, жрец Перуна. Он с успехом продолжил Дело, начатое Рюриком-Соколом. Олег объединял славянские земли перед лицом внешней угрозы – Хазарского каганата, растущей мощи Запада и происков Византийской империи.

Согласно рассказу «Повести временных лет», после смерти князя Рюрика в 879 году трон занял Олег, так как сын Рюрика – Игорь был ещё мал. Перед смертью великий князь избрал преемником Олега (по одной версии шурина, по другой родича) и наказал ему править Русскими землями до тех пор, пока не подрастет законный правитель. Возглавив Северную Русь, князь Олег не стал сидеть сложа руки и сразу же продолжил дело своего предшественника – объединение славянорусских земель в единую державу. Не прошло и трех лет со дня смерти Рюрика, как он собрал мощное войско – согласно летописному рассказу, в него вошли воины от варягов, словен, кривичей, чуди, мери, веси и, взяв с собой маленького Игоря, двинулся на юг. Он подчинил своей власти Смоленск и Любеч (Северный ключ к Киеву), посадив там своих наместников. Города были взяты без боя.

После этого его армия на ладьях двинулась вниз по Днепру к Киеву. В Киеве в это время правили Аскольд и Дир. Точных данных об их происхождении нет. «Повесть Временных лет» сообщает, что это были два боярина-варяга, но не племени Рюрика и не княжеского рода. В свое время они отпросились у Рюрика в поход на Царьград (Константинополь), по пути захватили Киев и стали править там. Некоторые исследователи выдвинули гипотезу, что это были представители местной княжеской династии, потомки основателя Киева – легендарного князя Кия.

Олега не зря называли Вещим. Он решил не прибегать к лишнему кровопролитию, т. к. просто так Аскольд и Дир власть в Киеве отдавать не собирались. Олег пошёл на военную хитрость. Оставив позади большую часть своих сил, князь на нескольких ладьях подошел к граду и отправил к киевским правителям гонца – сообщить, что прибыли гости-купцы, идущие к грекам из Новогорода: «Придите к нам, к родичам своим». Аскольд и Дир, не подозревая о ловушке, явились на берег Днепра. Но вместо купцов навстречу им вышел князь Олег с маленьким княжичем Игорем на руках: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода, – сказал он и указал на Игоря. – А это сын Рюрика!» Аскольда и Дира не пощадили. Но похоронили почётно на горе.

Таким образом, 1130 лет тому назад, в 882 году север и юг Руси, два главных центра Русской земли – Киев и Новгород были объединены в единое государство. Это резко усилило мощь Русского государства. Олег решил, что Киев для управления Русской землёй будет более удобен и объявил его столицей. «Да будет это мать городам русским!» – передают летописцы слова великого князя. Так было образовано государство, которое вошло в учебники , как Древнерусское государство, или Киевская Русь. Названия условные, т. к. сами жители державы называли её Русской землёй, Русью.

Олег практически сразу стал готовиться к дальнейшим походам. Войско было подготовлено к новому походу. Уже в следующем 883 году Олег начал вооружённый конфликт с древлянами (союзом племён, жившем в украинском Полесье). Древляне были покорены и обложены данью – с дома брали по чёрной кунице. В 884 году Олег начал войну с северянами и подчинил их Киеву. Северяне заселяли территории современных Черниговской, Сумской, Брянской, Курской, Белгородской областей и платили дань Хазарии. В 885 году Олег направил к радимичам послов, говоря: «Кому дань даеть?» Они же ръша: «Козаромъ». И рече имъ Олегъ: «Не дайте козаромъ, но мнъ давайте». И даша Олгови по щълоягу, якоже и козаром даяху». Союз радимичей проживал в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению реки Сож и её притоков. Таким образом, два союза племён – северян и радимичей, были освобождены от власти хазар. Союзы уличей и тиверцев, которые проживали от нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря, в междуречье Днестра и Прута, а также у Дуная, оказали более упорное сопротивление Олегу и были включены в состав единой державы позднее.

Есть данные, об этом сообщает венгерская хроника, что Олег был вынужден воевать с венграми в ходе их переселения в Европу. Согласно венгерской хронике, венгры разбили половцев и осадили Киев. Был ли там в это время Олег - неизвестно. Горожане были должны дать откуп в 10 тыс. марок серебром и 1 тыс. лошадей. Кроме того, часть русов приняла участие в походе на запад. В русских источникам упоминается о том, что венгры в 898 году просто прошли мимо. Надо отметить, что в дальнейшем венгры были союзниками великих киевских князей, участвуя вместе в войнах с Византией.

25 лет прожил в стольном граде Киеве великий князь Олег, расширяя границы Русской державы, покоряя и присоединяя к своему государству соседние племена и народности. За это время возмужал княжич Игорь и стал соправителем великого князя, изучая науку управления, как сообщается в летописи, «сопровождал Олега и слушал его». Олег лично подобрал для племянника и невесту – Ольгу, родом из Пскова. К 907 году Олег задумал грандиозный поход с целью атаковать Византийскую империю. Был собран большой флот – в 2 тыс. ладей, каждая могла перевозить 40-50 воинов. Примерно 80-100 тыс. войско, которое включало в себя дружины варягов, новгородских словен, кривичей, древлян, радимичей, полян, северян, вятичей, хорватов, дулёбов, чуди, мери, вышло в поход. Византийские ромеи называли русов – «Великая Скифия». Войско шло в поход морем и сушей, на конях. Киев был оставлен на Игоря.

Византийский император Лев VI Мудрый (или Философ), завидев мощную рать русов, не решился дать бой и заперся в городе, отдав окрестности Царьграда на разграбление. Чтобы русский флот не вошёл в гавань, её закрыли цепями. Войско Олега погромило окрестности, но на этом не остановилось. Олег хотел покорить Царьград. Великий князь отлично владел наукой – «удивил – победил». Он поразил горожан тем, что приказал поставить ладьи на колёса, и, поймав ветер, корабли двинулись на Царьград. Натиск русов вызвал ужас у ромеев. Византийский император-басилевс прислал парламентёров к Олегу. Они сказали ему: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». Русским воинам вынесли многочисленные кушанья и вино. Но Вещий Олег, почуяв неладное, запретил притрагиваться к еде и питью. И не зря. Пища и напитки были отравлены. Враг, не имея возможности победить честно, задумал подлость. Испугались ромеи, говоря: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И предложили мир на русских условиях.

Олег, как настоящий вождь, в первую очередь заботился о воинах и велел ромеям дать каждому воину по 12 гривен серебра. Гривна – это денежная и весовая единица древней Руси, равная примерно 200 гр. Сумма была огромная, если учесть численность войска Олега. Византийская империя обязалась платить дань Руси. Русские гости-купцы получили право беспошлинной торговли, византийцы были обязаны снабжать их продовольствием и бесплатно пускать в бани. Кроме того, возвращающихся домой русских византийцы были должны снабдить продовольствием, морским снаряжением. В знак своего покровительства над Царьградом князь-волхв прибил к воротам города свой щит.

В 911 году великий князь Олег отправил в византийскую столицу посольство, которое подтвердило условия мира и заключило новый договор. По сравнению с соглашением 907 года из него исчезает пункт о беспошлинной торговле.

Точных данных о смерти Олега нет. Согласно сообщению летописи, в 912 году Олег принял смерть «от коня своего» - его ужалила змея, он разболелся и умер. Похоронили его на горе Щековице. Новгородская летопись также рассказывает о змеином укусе, но помещает его могилу в Старой Ладоге (курган Вещего Олега), к тому же сообщает, что Олег ушёл «за море». Ещё одно отличие новгородских источников в том, что они сообщают о смерти Олега в 922 году. Олег ушёл на север Руси, отдав бразды правления в Киеве Игорю.

Поэтому ряд исследователей считает, что Олег мог погибнуть в схватке с хазарами. Где-то после 912 года, согласно информации арабского автора Аль-Масуди, русский флот из 500 ладей вошёл в Керченский пролив. Хазарский каган дал разрешение русской флотилии пройти через Дон на Волгу, где они собирались нанести удар по землям, подвластным Персии. Хазарский владыка потребовал себе половину добычи. Поход русов был очень успешен, они возвращались с богатой добычей. Хазарский каган получил свою долю, но хазары нарушили договор. Пока русы опустошали побережье Каспийского моря, было собрано большое войско, а путь по Волге перекрыт. Кровавая битва шла три дня, большая часть 20-30 тыс. войска русов полегла в неравном сражении. Небольшая часть смогла прорваться выше по реке, но была уничтожена союзниками хазар – буртасами и волжскими булгарами. Змея летописных сообщений символизирует предательство, и Олег вполне мог пасть в этой битве.