Какие-то секреты спасения "мертвой станции" остались

11 февраля 1985 года пустующая станция Салют-7 не реагировала на команды и медленно двигалась в сторону Земли. Угроза нависла не только над советской репутацией, но и человеческими жизнями.

Руководство приняло решение отправить Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, которые на тот момент считались наиболее опытными космонавтами.

Джанибеков родился в 1942 году и с 1978-1985 гг. считался наиболее опытным летчиком-космонавтом. На его счету было 4 космических полета в роли командира, а также умение выполнять стыковку вручную. На момент старта Салют-7 он дважды получил звание Героя СССР. Четвертый полет закончился в июле 1984-го, поэтому на 1985-й год у него были медицинские ограничения на новый старт.

В 1940 году родился Виктор Савиных. В 1985 году участвовал в космическом полете под руководством Джанибекова и получил звание Героя СССР.

Руководил операцией с Земли Валерий Рюмин. Космонавты должны были провести физическую состыковку с 20-тонной станцией. Ранее никто не выполнял подобные трюки. К тому же, никто толком не понимал, что случилось со станцией и можно ли вообще вернуть контроль или изменить траекторию.

О катастрофе знали лишь несколько специалистов. В мировых СМИ стали появляться статьи о том, что советская станция потеряла контроль и может рухнуть на американскую, японскую или европейскую территорию. И они основывались на собственном опыте, ведь в 1979 году подобное случилось с американской станцией Skylab.

О трудностях подготовки рассказывал Виктор Савиных. Они приступили к длительным тренировкам. Приходилось тщательно оттачивать умение пилотировать кораблем, чтобы провести идеальную состыковку. Инструкторы каждый день усложняли процесс и подкидывали новые проблемы. Раз в две недели космонавты посещали космодром «Байконур» и работали на тренажере «бивни», а потом летели в московский гидробассейн, где репетировали космическую прогулку. Сначала было много ошибок, но с каждым новым заходом их число сокращалось. Когда стало ясно, что навыки закрепились на уровне рефлексов, руководство решило начать миссию.

Особенные требования предъявили к «Союз Т». Пришлось сделать корабль легче, убрав ненужные приборы, а также добавить еды, воды и топлива, чтобы выполнить ручную состыковку. Иллюминатор приобрел прибор ночного видения и лазерный дальномер, с которым экипаж самостоятельно мог контролировать приближение к объекту.

Руководство СССР сообщило, что 6 июня 1985 года стартовал экипаж корабля «Союз Т». Они должны были провести некие работы на станции. Говорили также, что все идет по плану, а космонавты чувствуют себя замечательно. Но проблемы начались еще на Земле. Техники подключили не блок очистки атмосферы, а выработку кислорода. В итоге, уровень давления стал повышаться и появилась предпосылка к возгоранию. Повезло, что члены экипажа вовремя вычислили и устранили проблему. 8 июня в иллюминаторах показалась станция.

Все казалось намного спокойнее, чем на тренировках. Владимир управлял кораблем в соответствии с этапами в графике. Важно было придерживаться определенной скорости, чтобы не врезаться в станцию. Командир каждые полминуты вычислял удаленность, а Савиных выполнял расчеты скорости. Космонавты делились позже, что напряжение нарастало с приближением. На удаленности в 980 м Савиных не выдержал и выкрикнул: «Гаси скорость», после чего Джанибеков спокойно выполнил команду.

Но и здесь все было не так просто. Оказалось, что они подлетели к неисправному стыковочному узлу. Тогда пришлось облететь станцию вручную. За расчет маневра отвечал Савиных, а координаты поступали с земного пункта.

При дистанции в 200 м они включили двигатели на разгон, чтобы приблизиться с ускорением в 1.5 м/с. Далее они подошли и выполнили успешное касание с захватом.

8 июня 1985 года стало знаменательной датой для советской космонавтики. Но для членов экипажа все только начиналось. Сильнее всего они переживали за разгерметизацию. Тогда кислорода бы не хватило и работу пришлось остановить. К счастью, этой проблемы удалось избежать.

Оказалось, что система ориентации солнечных батарей вышла из строя и температура опустилась к -5°C. Вода замерзла и разорвала трубы, а стены покрылись ледяной корочкой.

Космонавты начали с того, что открыли иллюминаторы и повернули станцию к Солнцу, используя двигатели Салюта. Руководство приказало, чтобы длительность пребывания на станции не превышала 8 часов с перерывами и по одному. Второй должен был оставаться на корабле и следить за действиями напарника. Напитки было разогреть негде, поэтому сначала их клали под мышку, а потом использовали осветительную лампу. Пришлось сократить количество питьевой воды и забыть о душе. Было настолько холодно, что когда Джанибеков плюнул на термоплату, то жидкость сразу замерзла.

10 июня они подключились к телеэфиру. Командование заставило их дыхнуть и с радостью отметило, что пара нет. В период связи пришлось снять теплые шапки, так как советские люди все еще верили, что это стандартный полет.

После связи они включили аккумуляторы и подсоединили их к солнечным батареям. Пришлось голыми руками раскручивать провода и обматывать их изолентой. А затем повторить все действия 16 раз. На следующий день заработала часть осветительной системы и удалось разогреть хлеб и консервацию.

Лед исчез, но что делать с водой? Оказалось, что приборы и панели по локоть погрузились в растаявшую жидкость. Космонавты использовали тряпки, одежду и даже костюмы.

23 июня прибыл груз на корабле Прогресс-24. Космонавты получили топливо, продовольствие, а также несколько номеров газеты «Правда». Дальше потребовалось выполнить космические прогулки, чтобы установить дополнительные блоки солнечных батарей.

Эту задачу осуществили 2 августа. Но при развертывании возникли проблемы с тросом. Лебедка не хотели сниматься с фиксатора, а шпилька не выдергивалась. Применили даже кочергу, но ничего не помогло. Тогда космонавты решили продолжать без фиксации. Оказалось, что трос приварился к лиркам. После нескольких совместных толчков его удалось отсоединить.

Но космонавты успели не только отремонтировать станцию, но и выполнить ряд научных заданий, среди которых было выращивание перца и хлопка. Прошло 100 дней и Джанибекову больше нельзя было оставаться на станции по медицинским требованиям. 18 сентября прибыла миссия «Союз Т-14», где среди членов экипажа числились Владимир Васютин, Георгий Гречко и Александр Волков. А 26 сентября Джанибеков и Гречко вернулись на Землю.

Руководство долго думало, что сделать: наградить их или наказать. Несмотря на успешную операцию, космонавты не всегда выполняли четкие указания ЦУП. В итоге их все же поощрили: Савиных получил вторую звезду Героя, а Джанибеков стал генерал-майором авиации. Дальнейший анализ показал, что связь нарушилась из-за проблем в системе энергообеспечения.

«Салют-7»: о фильме, участниках съемки и судьбе героев

12 октября ожидается премьера российского фильма «Салют-7». В качестве сюжета использовали реальное космическое задание 1985 года, события которой долгое время оставались засекреченными.

Серьей Сельянов (продюсер) делится, что это история о мужественной и яркой операции по спасению станции. Салют-7 не отвечала на сигналы и Владимиру Джанибекову и Виктору Савиных пришлось отправиться на спасение.

В космической истории это одна из важнейших и героических операций, которая прошла успешно.

Трейлер к фильму «Салют-7»

Идею подал тележурналист Алексей Самолетов, увлекающийся космическими темами. За сценарий отвечают Алексей Чупов и Наталья Меркулова. Режиссером стал Клим Шипенко, а роли космонавтов достались Павлу Деревянко и Владимиру Вдовиченкову.

Картина базируется на достоверной ситуации, но создатели добавили множество вымышленных сцен, поэтому решили оставить имена героев, но изменили фамилии. Вдовиченков стал Владимиром Федоровым, а Деревянко – Виктором Алехиным. Сильно помогли дневники Виктора Савиных, который описал не только операцию, но и детально передал эмоции. Сценаристы постарались описать сцены проще, чтобы далеким от космической тематики людям было понятно действие.

«Салют-7»: действия за кадром

В декабре 2015 года стартовали съемки фильма о космонавтах, выполняющих операцию по спасению потерявшей контроль космической станции. До этого целых 8 месяцев шла подготовка, в период которой нужно было успеть возвести масштабные объекты и сложные конструкции.

Удалось воссоздать копию ЦУП и даже помещение Центра подготовки космонавтов. Также можно заметить макеты станции и корабля «Союз Т-13», причем были соблюдены реальные масштабы.

Главные роли исполнили Павел Деревянко и Владимир Вдовиченков. Чтобы вжиться в историю, им пришлось пройти медкомиссию, а затем выполнить всю систему подготовки. Создавалось впечатление, что их готовят к реальному космическому полету.

Вдовиченков говорит, что подготовка была необходимым этапом. Большая часть сцен имитировала состояние невесомости. Чтобы передать все достоверно, пришлось создать целую систему тросов и подвесов, а также нарастить физическую форму и научиться непринужденно выполнять полет.

Но сперва нужно было пережить это состояние. Поэтому всю съемочную группу поместили в самолет и сымитировали ситуацию. Для этого воспользовались аэродромом Жуковский, где расположены «горки». Это самолет Ил-76 с туристами. Он взлетает на высоту в 10000 м и целых 27 секунд резко падает. Во время полета создается эффект невесомости.

Актеры рассказывали, что после этого чувствовали себя ужасно и не завидуют космонавтам. Съемка заняла 5 месяцев и сцены с невесомостью оказались наиболее сложными по выполнению. В некоторых эпизодах актеры вынуждены были висеть на тросах часами.

Это удивительное зрелище, ведь впервые в фильме 20 минут отвели на открытый космос и 40 минут на невесомость в станции. Среди сложных сцен особого внимания заслуживает длинный пролет Вдовиченкова по станции. На это ушло множество дублей, где он повисал вниз головой, но не останавливался.

В съемке понадобилось выполнить огромное количество трюков, поэтому пригласили каскадеров. Все маневры придумывал Сергей Головкин, участвовавший в проектах «Антикиллер» и «Сталинград». Но в большей части сцен появлялись сами актеры.

Каждый из них провисел вниз головой по 20-25 часов. Актеры признавались, что было сложно не висеть, а притворяться, что это легко и контролировать выражение лица. Пытались исправить ситуацию гримом, но это не срабатывало.

Чтобы еще сильнее вжиться в образы, актеров угостили космической пищей на космодроме Байконур. Актеры признавались, что выглядело это ужасно, но вкус понравился. При съемке задействовали настоящие космические костюмы, в которых выходили в пространство.

«Салют-7»: прямая речь

Клим Шипенко (режиссер):

Идея создания фильма принадлежит продюсерам Бакуру Бакурадзе и Сергею Сельянову. Когда мне предложили этот проект, я сразу дал согласие.

Детали истории реальной космической операции я узнал уже в процессе съемок. В детстве я обожал все фильмы, связанные с космосом, а также перечитывал фантастическую литературу. Можно сказать, что сбылась моя детская мечта.

Признаюсь, что снимать подобные картины крайне сложно, потому что на площадке приходиться имитировать невесомость. Радует, что кинематограф дошел до того момента, когда технически мы можем добиться реальности происходящего.

Сильно помог наш оператор Сергей Астахов, а также декорации, которые создавали в натуральную величину под Санкт-Петербургом. Мы даже задействовали дома космонавтов.

Конечно, Володе Вдовиченкову и Паше Деревянко пришлось пройти тяжелую предварительную подготовку. Мы даже летали на самолете, имитирующем невесомость. Я уверен, что после всего этого, их можно отправлять в настоящий космос.

Мы старались максимально приблизиться к реальности, но чтобы зритель не начал скучать. Сценаристы додумывали сцены, поэтому есть много вымышленных ситуаций. Но важно было увлечь аудиторию и раскрыть героизм космонавтов.

Все буквально происходило впервые, поэтому каждый съемочный день приносил какие-то сюрпризы. Зато актерский состав работал максимально и превзошел все ожидания.

Владимир Вдовиченков (в роли Владимира Федорова):

Съемки были невероятно трудными, потому что большая часть сцен касалась невесомости. А как это снять? Чтобы передать все достоверно, мы придумали систему подвесов и тросов, которыми нас прикрепляли к механизму. Пришлось долго тренироваться, чтобы в кадре казаться непринужденно.

До нас все сцены репетировали каскадеры, но перед камерами уже оказывались мы. Постановщики трюков сделали процесс максимально комфортным и проверяли все до мелочей, обсуждая детали с режиссером, нами и оператором.

Космонавты мне всегда казались совершенно неземными людьми. Нас отвезли в Звездный Городок, чтобы познакомиться.

Вместе с Павлом нам пришлось висеть на тросах по 20-25 часов. Причем висеть вниз головой – дело терпимое, а вот контролировать лицо – не так уж просто. Я не играю конкретно Владимира Джанибекова. Это скорее собирательный образ советского космонавта, который летит побеждать и не собирается сдаваться.

Этот фильм рассказывает о людях, посвятивших себя любимому делу. Они решают проблемы, стараются выжить и спасти остальных. Приходиться сражаться с собственными амбициями, слабостями и недостатками.

Павел Деревянко (в роли Виктора Алехина):

В детстве мы всегда смотрели на космос, как на нечто загадочное и недоступное. Это сейчас запуски ракет уже стали чем-то обыденным, а фильмы о космических катастрофах выходят чуть ли не каждый год.

Мы же поставили задачу добиться характерного сходства с конкретными прототипами и отобразить реальную историю. К сожалению, нам не удалось познакомиться с Джанибековым и Савиных, но мы старались вжиться в образы.

Я все еще верю, что старое поколение было лучше нас. Не думайте, что я брюзга, но думают, что люди 40-70-х гг. были более сосредоточенными, открытыми и целеустремленными. Они знали, что такое любовь к Родине и верили в это чувство. Они действовали не по страху, а по совести. Да и потерять космическую станцию было непозволительно.

Для меня было главным рассказать все правдиво, чтобы зритель это прочувствовал и сопереживал. Конечно, не будем забывать о технической части и великолепных спецэффектах.

Фильм — о захватывающем эпизоде в истории отечественной космонавтики, когда в 1985 году на орбите отключилась 20-тонная советская станция "Салют-7" и любой ценой надо было спасти Землю от падения станции. Приказ сделать это получили космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. Но сначала нужно было пристыковаться к неуправляемой станции, оживить её и взять под контроль. Как проходили съёмки?

Про этот фильм можно сказать: просто фантастика! Но сюжет нового российского космического блокбастера к фантастике не имеет никакого отношения. Реальность недалекого прошлого сама написала лучший сценарий.

"Салют-7" — это история настоящего подвига, который и 30 лет спустя еще никому не удалось повторить", — уверен режиссер картины Клим Шипенко.

Они первыми в мире состыковались в космосе с неуправляемым объектом, 20-тонной станцией, которая сходила с орбиты и приближалась к Земле. Войдя внутрь этой, по сути, железной бочки, они чудом вернули ее к жизни, ежеминутно рискуя своей.

В ожидании выхода на большие экраны грандиозного космического детектива "Салют-7" герои той легендарной поисково-спасательной экспедиции вспоминают, что же случилось тогда на околоземной орбите. А исполнители главных ролей в экранизации героического подвига делятся секретами, как это снимали.

11 февраля 1985 года советская космическая станция "Салют-7", находясь в автономном полете, перестала выходить на связь. Дистанционное управление оказалось невозможным, и станция начала медленно сходить с орбиты. Катастрофа казалась неминуемой — траектория падения — от Южной Европы до Японии.

"Встал вопрос, что же делать: Или ее бросать — она потом упадет, неизвестно куда, — или принять все меры к тому, чтобы ее спасти. А как это сделать? Значит, нужен экипаж, который туда должен полететь", — вспоминает Алексей Леонов, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР.

Экипаж за спиной называли "смертниками". В Центре подготовки все понимали: это — полет в одну сторону, полет в неизвестность. Не было точных данных, где находится "Салют", какие на станции повреждения и - главное — как к станции пристыковаться. И только командир экипажа Владимир Джанибеков был уверен: все получится!

"В том, что я состыкуюсь, я не сомневался: ни с первой, так со второй попытки. Уверенность была в том, что корабль не подведет, а дальше все от нас зависело", — говорит Владимир Джанибеков, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР.

Откуда у командира такая уверенность, понял актер Владимир Вдовиченков, который сыграл самого Джанибекова в экранизации. "Тогда космонавты были избранными, как будто посланники человечества. Мысли — на другом уровне. Мне кажется, они чуть-чуть ощущали себя ангелами", — отметил Вдовиченков.

Как по небесному проведению в окошке иллюминатора корабля и появилась станция. О том, что нашли именно "Салют" космонавты поняли по яркому свечению.

"Когда после последнего маневра мы вышли из тени и увидели станцию, Володя сидел у иллюминатора справа, и мы увидели этот рукотворный кораблик, он был намного ярче, чем все звезды", — вспоминает Виктор Савиных, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР.

Бортинженер того исторического полета Виктор Савиных в своей книге "Записки с мертвой станции" стыковку с "Салютом" назвал стыковкой с громадным булыжником, летящим только по ведомой ему одному траектории. Чтобы подлететь к стыковочному модулю, "Союзу" пришлось облетать станцию, а ведь космические корабли двигаются не так, как истребители, маневрируя, а лишь корректируя свою траекторию. В случае ошибки — столкновение и неминуемая гибель.

"Володя кончиками пальцев подобрал скорости нашего корабля со скоростями станции, выровнял, и мы выдали импульс на сближение", — рассказал Виктор Савиных.

"Стыковка произошла на заходе, и солнце мне било точно в перископ. В какой-то период у меня были проблемы с определением, — отметил Джанибеков. - Но все прошло спокойно, само касание было деликатным".

Но главные и самые опасные сюрпризы ожидали космонавтов внутри заснувшей станции.

За четыре месяца неуправляемого полета, когда станцию швыряло и переворачивало во все стороны, она чудом сохранила герметичность, но на борту вышли из строя все системы жизнеобеспечения — солнечные батареи и системы регенерации воздуха не работали, трубопроводы полопались от замерзшей воды. Темнота и мертвецкий холод встретили космонавтов на "Салюте", а ведь у экипажа не было даже элементарных перчаток, и запас кислорода был всего на пять суток. Чтобы максимально точно передать атмосферу на станции, создатели фильма построили под Петербургом полноразмерный макет "Салюта", оснастили его настоящими приборами, многие из которых были в космосе, все сцены невесомости на тросах актеры проходили с каскадерами.

В это почти невозможно поверить, но они сделали невозможное — прозвонили все электрические цепи "Салюта", восстановили электропитание, а затем справились уже с потопом на станции — от растаявшего льда. Как не умерли от недостатка и переизбытка кислорода, как почти ежедневно боролись за жизнь!

"У этих космонавтов действительно были истории. Они, может быть, были не такие драматические, как в кино, но это история преодоления себя, это история любви к Родине, к работе, к своей семье, к жизни, ко всему", — считает актер Павел Деревянко.

Они стали заложниками "Салюта" почти на четыре месяца. Зритель вместе с героями за киносеанс прочувствует каждый из этих ста дней, ощутит себя на борту терпящей бедствие станции. "Салют-7" — это фильм про наш общий подвиг, когда можно не прятать слезы, сжимать кулаки и верить, что наши герои вернутся домой.

Текст: "Вести недели"

Давным-давно, в Советском Союзе, было кино про героев, после которого хотелось совершать подвиги. Посмотрев фильм «Офицеры», мальчишки шли в военные училища, «В бой идут одни «старики» и «Экипаж» пополняли ряды тех, кто мечтал о профессии летчика, а после картины «Щит и меч» молодежь рвалась в разведчики.

Потом наступило странное время, когда героев не стало, если не считать за таких воров в законе и валютных проституток.

Они добрались до космоса

А потом герои вернулись, но уже какими-то не такими. Оказалось, что подлинные победители в войне – это «штрафники», идущие в бой под дулом пистолетов вечно пьяных офицеров НКВД. Сражались, оказывается, не за Родину, а за некую девочку, которая любит мыться в ванной посреди Сталинградской битвы, а сражали врага не оружием, а черенками от лопат и чудотворными паучками.

Изменились не только герои войны. Жизнь актера и поэта Владимира Высоцкого усилиями кинотворцов превратилась в наркотический трип на фоне финансовых махинаций. Каким-то чудом уцелел герой хоккея Валерий Харламов, который в кино – невидаль – забивал канадцам клюшкой, а не силой телекинеза или молитвы.

И, наконец, добрались и до космоса. Оно и понятно: советская космическая программа легко даст пару-тройку сотен готовых сценариев для полнометражных лент на любой вкус. Драма, трагедия, лирика, борьба человека с самим собой и с техникой - ничего и придумывать не надо, только снимай.

Позор на фоне отличных спецэффектов

Картина «Салют-7» с точки зрения спецэффектов и показа космоса хороша. Так у нас космос еще не показывали. И если бы это было нечто абстрактное, вроде , то на абсурдность сюжетных поворотов можно было бы закрыть глаза.

Но фильм-то снят о конкретном подвиге советских космонавтов. Причем космонавтов вполне конкретных и узнаваемых. И, хотя авторы поменяли фамилии некоторых персонажей, любой, кто знаком с историей советской космической программы, точно знает, о ком идет речь.

Потому что женщина, которая занимается сваркой на орбите, – это Светлана Савицкая, и никого другого на это место поставить нельзя. А руководитель полетов – это Валерий Рюмин, тем более что Александр Самойленко, играющий его в кино, внешне похож на прототипа. И космонавты Федоров и Алехин в кино – это Владимир Джанибеков и Виктор Савиных в жизни, и других в эти обстоятельства поместить никак нельзя.

Подчеркиваем это особенно, потому что то, что со всеми этими людьми творится в фильме «Салют-7», - это, как говаривал председатель домкома Швондер, какой-то позор.

«Аполлон-13»: прибыльное чувство гордости

Классикой героического кино о космосе, основанного на реальных событиях, является фильм «Аполлон-13» (*). Картина режиссера Рона Ховарда, снятая в 1995 году, рассказывает об аварии американского космического корабля «Аполлон-13» на пути к Луне, происшедшей в 1970 году. Три астронавта, чья жизнь висела на волоске, героически выпутались из почти безнадежной ситуации, вернувшись на Землю живыми.

Это подвиг, которым Америка по праву гордится. В основу фильма об этом легла книга «Потерянная Луна», написанная Джеймсом Ловеллом и Джеффри Клугером. Джеймс Ловелл был командиром «Аполлона-13», то есть непосредственным участником событий. Когда зашла речь о написании сценария, Ловелл был приглашен в соавторы.

В итоге Ловелл решил, что Том Хэнкс сыграл его неправдоподобно. Был в фильме и ряд несостыковок, которые бросаются в глаза только специалистам, но в целом создатели не уклонились от реальной истории событий. При бюджете в 62 миллиона долларов картина собрала в прокате более 355 миллионов и была выдвинута на «Оскар» в девяти номинациях (правда, удостоена была лишь двух наград).

Эта со всех сторон успешная картина насквозь пропитана уважением к людям, работающим в американской космической программе, членам их семей, да и в целом к стране. И выясняется, что можно вызывать чувство гордости и при этом зарабатывать прибыль на сборах.

Операция «Кувалда»

Об операции по спасению «Салюта-7» тоже написана книга, которая называется «Записки с мертвой станции». Ее автор - Виктор Савиных, бортинженер корабля «Союз Т-13», непосредственный участник событий. Но создатели фильма «Салют-7» не взяли Савиных ни в соавторы сценария, ни даже в консультанты. Очевидно, чтобы космонавт не мешал высокому полету их фантазии.

Я ни на что не намекаю, но предыдущая работа режиссера Клима Шипенко называлась «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota». Грешен, в течение фильма это название мне постоянно лезло в голову. Авторам фильма не хватило того, что было у создателей «Аполлона-13»: уважения к героям и своей стране. Потому что с теми, кого уважаешь, так поступать нельзя.

Помните легендарного космонавта Льва Андропова из «Армагеддона»? В «Салюте-7» его дух незримо присутствует. Ну а как еще объяснить то, что ключевым моментом ремонта станции и спасения космонавтов становятся удары кувалдой?

Виктор Савиных, весьма сдержанный в интервью, говорил, что против этого эпизода возражал категорически. Но авторы ничего менять не захотели. Чудо советской конструкторской мысли, космическая станция «Салют-7», которой в середине восьмидесятых не было аналогов в мире, ремонтируется кувалдой. Гордость за страну и космонавтов? Нет? Странно.

Не хватало только медведя с балалайкой

Тогда, наверное, патриотизм укрепит космонавт, смачно закуривающий на аварийной станции при помощи открытого огня зажигалки? Ну а где курево, там и выпивка: герои космоса с удовольствием употребляют «для сугреву» припасенную водочку.

Все время ожидается медведь с балалайкой: он выглядел недостающим звеном в этой цепи. Медведь так и не появился. Зато появился таракан, с которым космонавты подружились. Разумеется, на космических станциях проводят опыты на насекомых, но этот явно не был лабораторным. Судя по всему, он просто пробрался на борт корабля перед стартом.

Герметичность, стерильность - подобных вещей в реалиях этого фильма не существует. Сигареты, выпивка, ремонтная кувалда и тараканы на космическом корабле наверняка понравятся американским зрителям.

Но даже представить себе страшно, что сделали бы с режиссером Роном Ховардом американцы, если бы в «Аполлоне-13» астронавты стреляли бы из кольта, жарили барбекю в кабине и дружили со скунсом, который случайно попал в корабль, летящий на Луну.

Космос как анархия

Вы думаете, этим все ограничивается? Если бы. Вот истеричная жена космонавта, заявляющая, что он променял семью на космос. Вообще-то люди годами готовятся к поступлению в отряд космонавтов, потом еще годы ждут полета и порой не дожидаются. Супруга вроде бы должна была знать, что для мужа это дело всей жизни. Но авторам кино о таких мелочах думать недосуг.

«Салют-7» прошелся по всем заметным персонажам. Космонавт Светлана после сварки в космосе сдуру пропарывает себе скафандр, и ее приходится срочно спасать от гибели. Сами понимаете, «женщина в космосе – к беде», как бы говорят нам сценаристы.

Космонавт Владимир Федоров спасает Светлану, но его посещают видения. На Земле он сообщает, что видел ангелов, и его логичным образом исключают из отряда космонавтов. Два героя, летящие спасать станцию «Салют-7», дружат, но ругаются. Командир, выпивая, заявляет бортинженеру: «Да ты вообще не космонавт! Инженер в скафандре!» Интересно, авторам что-то рассказывали про совместимость в экипажах?

Командир корабля в исполнении Владимира Вдовиченкова - настоящий анархист. Он игнорирует команды с Земли, действует по своему усмотрению и про дисциплину, кажется, вообще не слышал. Да и что может знать о воинской дисциплине полковник авиации?

Инженер, которого играет Павел Деревянко, кажется более адекватным, но только до поры до времени. В какой-то момент ему мерещится, что прилетели американцы, и он в истерике пытается открыть люк в открытый космос и, когда командир ему мешает, бьет товарища по голове огнетушителем. Высокие отношения!

И еще: благодаря фильму «Салют-7» мы узнали, что выход в открытый космос не является технологически сложной операцией, для которой нужно время на подготовку. Советские космонавты ходят туда, словно в туалет. Нам этого не показали, но, возможно, они там еще и перекуривают.

Почему Валерий Рюмин не станет Джином Кранцем

Вернемся к «Аполлону-13». В фильме есть персонаж по имени Джин Кранц, которого играет Эд Харрис. Джин Кранц – это реальный человек, руководитель полетов НАСА. Согласно результатам одного из опросов, американцы поставили его на второе место среди героев космоса, как вымышленных, так и настоящих. Столь высокая оценка дана была за то, что четкие, спокойные действия Кранца и его команды, которые вовремя подсказывали астронавтам необходимые операции, позволили спасти экипаж «Аполлона-13». Именно такого уверенного и знающего руководителя и сыграл Эд Харрис, номинированный на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана.

В фильме «Салют-7» тоже есть руководитель полетов, прототипом которого стал Валерий Рюмин, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза. Но нашим Джином Кранцем после фильма он не станет, и это не вина актера Александра Самойленко.

Сценаристы превратили руководителя полетов не в профессионала, а в рефлексирующего нытика, который не понимает, зачем посылает людей на орбиту, постоянно теряется, паникует, и не знает, что делать. А в ключевой момент руководитель полетов разносит стулом стекло и тоже начинает стучать кувалдой – по наземному макету станции.

Команда руководителя полетов ему под стать: люди бегают, всплескивают руками, сокрушаются, но ни одного толкового совета космонавтам на орбите дать не могут. А ведь в реальности спасение «Салюта-7», как и спасение «Аполлона-13», было бы невозможно без труда десятков и сотен специалистов на Земле, которые упорно искали способы решения нештатных ситуаций на станции. Вот их всех, рядовых героев советского космоса, авторы картины умножили на ноль.

Все это исповедь…

Про советских генералов и сотрудников КГБ, которые, очевидно, олицетворяют власть, даже говорить не хочется: всю картину они страстно выражают желание сбить станцию, чтобы она не досталась американцам. И гибель экипажа их в этом желании не останавливает.

Такой вот фильм о подвиге советских космонавтов, каким его видят современные мастера кино. Настоящий космический «Штрафбат», в котором космонавты рискуют своими жизнями «ради куска железа», как говорит об этом руководитель полетов, и только потому, что власти СССР страшно боятся попадания своих секретов в руки американцев.

Почувствуйте разницу между «Аполлоном-13» и «Салютом-7». В одном случае - кино про подвиг, а во втором - «исповедь z@drota@».

Настоящие космонавты назвали блокбастер неуёмной фантастикой с кучей технических неточностей

Прокат фильма «Салют-7. История одного подвига», трейлеры которого крутят сейчас по телевизору, стартует 12 октября. В основе сюжета - подлинная история: 8 июня 1985 года космонавты Владимир ДЖАНИБЕКОВ и Виктор САВИНЫХ совершили невероятное: состыковались в ручном режиме с вышедшей из-под управления орбитальной станцией.

Станция «Салют-7» находилась в режиме автоматического полета, то есть летала без космонавтов, с октября 1984 года. В феврале 1985-го она перестала выходить на связь. Пока в ЦУПе ломали голову, что с ней делать, американский шаттл «Челленджер», стоящий на старте на мысе Канаверал, получил задание доставить станцию на Землю. Сегодня эта идея выглядит бредом, но тогда обсуждалась на полном серьезе. «Челленджер», совершив разведывательный полет к «Салюту», вселил в американцев уверенность: взять русскую станцию на абордаж реально. В состав экипажа был включен француз Патрик Бодри . Его дублер Жан-Лу Кретьен летал на «Салют-7» в 1982-м - Бодри тогда был его дублером. Оба знали станцию досконально.

Но ни отдавать «Салют», ни бросать его на орбите не входило в планы советского руководства. Было принято решение отправить к станции пилотируемый корабль. На подготовку космонавтов отвели всего три месяца. Опытный Владимир Джанибеков был назначен командиром, в напарники себе он взял бортинженера Виктора Савиных . Оба приступили к тренировкам.

Космонавты моделировали нештатные ситуации, осваивали приборы, отрабатывали переход с корабля на станцию в бассейне и на тренажерах. Но что ждет их на орбите, было неизвестно.

То, что сделали в 1985 году ДЖАНИБЕКОВ (справа) и САВИНЫХ на борту станции «Салют-7», до сих пор называют самой сложной технической операцией, проведённой в космосе. Фото пресс-службы «Роскосмоса»

Стартовали 6 июня 1985 года на корабле «Союз Т-13». Обнаружили в безвоздушном пространстве «Салют-7», виртуозно состыковались, проникли внутрь. Наладили работу солнечных батарей, запустили все системы. Станция была спасена.

Это если в двух словах. На деле воспоминаний хватило на целую книгу - «Записки с мертвой станции» Виктора Савиных и сегодня читаются как увлекательный триллер.

Джанибеков же рассказывает о произошедшем со сдержанной невозмутимостью. Мы встретились в Музее космонавтики, когда фильм, отсылающий к событиям 1985 года, был еще в работе.

- Страшно было, Владимир Александрович?

Никто не говорил о смертельной опасности - у нас был запас возможностей вернуться на Землю. Хотя всякое могло произойти. Алексей Архипович Леонов как-то сказал: ребята сделали невозможное. Для нас это была самая высокая оценка.

Было любопытно разобраться, что же произошло на станции. Для меня тот полет был пятым. В третьем полете, на «Союзе Т-6», из-за сбоя автоматики уже приходилось переходить на ручное управление при стыковке. В этот раз тоже не хотелось осрамиться.

Конечно, объем работы на станции был большой. Там только кабелей три с половиной тонны. Все было заморожено, покрыто слоем конденсата, а когда стало оттаивать, оказалось под слоем влаги. Мы, как уборщицы, с тряпками по всей станции носились. Но их не хватало. Запасы белья, которые хранились на «Салюте», скафандры - все пустили в ход. Даже тренировочный костюм Светланы Савицкой оприходовали.

Ремонтировали, убирали, чинили - ничего сверхъестественного. Проблемы были с циркуляцией воздуха. Скопившийся углекислый газ не давал долго работать. Приходилось прерываться, делать искусственную вентиляцию - для этого просто размахивали вокруг себя чем-нибудь.


Президент России Владимир ПУТИН посмотрел картину «Салют-7. История одного подвига» вместе с дважды Героями Советского Союза Владимиром ДЖАНИБЕКОВЫМ и Виктором САВИНЫХ и исполнителями главных ролей Павлом ДЕРЕВЯНКО и Владимиром ВДОВИЧЕНКОВЫМ. Фото: © РИА «Новости» ()

- Перед вами ставили задачу: во что бы то ни стало восстановить станцию?

В ЦУПе были сомнения, что с ней делать. Думали, если не получится с ремонтом, столкнем «Салют» с орбиты. Мы своим кораблем могли бы это сделать. Через два-три дня по расчетной траектории станция ушла бы в Индийский или Тихий океан. Это был бы управляемый процесс.

- Когда стало ясно, что «Салют» можно спасти?

Когда поняли, что он герметичен и там есть воздух, а значит, можно обитать. Мы провели инвентаризацию запаса продуктов - на пару месяцев хватило бы. Хоть нам и сказали все выбросить, мы решили, что в холоде продукты не испортились, поэтому ничего, кроме туб с творогом, выбрасывать не стали.

На станции, когда мы открыли люк, было минус семь - пуховые шапки, которыми перед полетом нас снабдила жена Виктора, очень пригодились. Когда распахнули иллюминаторы, стало теплее. Помучились, налаживая работу регенератора воздуха. На станции было уже плюс десять, а нужно было 15, чтобы запустилась реакция. По очереди грели телами химические патроны, засовывали в спальный мешок, дули на них. В голове уже круги - а ты дуешь, дуешь. Вспомнилось тогда, как в 1984-м после выхода в открытый космос Светланы Савицкой отогревали ей ноги чайными пакетами.


- Были ситуации, о которых вы не докладывали в ЦУП?

Мы не говорили о причинах периодического падения напряжения батарей. Чтобы греть тубы с питанием, мы использовали фотолампу. В кофр набивали банки, пакеты с чаем или кофе, втыкали лампу - вентиляторы сразу садились, лампочки тускнели. Не надолго - на 5 минут. Земля фиксировала эти всплески, но ни разу не поинтересовалась: ребята, как вы там вопрос с подогревом питания-то решаете.

- А что вы думаете об идее американцев похитить станцию?

Меня это мало интересовало. Из этой истории сначала сделали детектив «Битва за «Салют» (телефильм 2011 года. - Н. П.). Теперь вот блокбастер сняли. Но это кино не про нас. Слишком много неуемной фантастики и куча технических ляпов.

- Ваш труд достойно был вознагражден?

По советским временам вполне. «Волгу» подарили, 10 тысяч рублей и звание генерала авиации дали.

- Пенсия у вас достойная? Примерно 60 тысяч получаете?

Гораздо больше. Но в период перестройки были моменты, когда на бензин не хватало. Космонавты-ветераны пожаловались - и в Звездный городок прислали комиссию. Пенсию откорректировали и выплатили долги за прошлые годы.

Справка

  • Владимир Александрович ДЖАНИБЕКОВ родился 13 мая 1942 г. в пос. Искандер Казахской ССР. Совершил пять космических полетов, причем все - в качестве командира корабля, поставив мировой рекорд. Профессор-консультант кафедры космической физики и экологии радиофизического факультета Томского госуниверситета. Генерал-майор авиации. Член Союза художников СССР.
  • Виктор Петрович САВИНЫХ родился 7 марта 1940 г. в дер. Березкины Кировской области. Трижды побывал в космосе. Доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Президент Московского государственного университета геодезии и картографии. Главный редактор журнала «Российский космос».

Побережнее к космонавтике

Виктор Петрович Савиных , которому я дозвонилась, чтобы поздравить с премьерой фильма «Салют-7. История одного подвига», тоже от него не в восторге:

Во время съемок мы с руководителем Центра управления полетами высказали массу замечаний. Хотели, чтобы к космонавтике побережнее относились - чтобы не было такого, что кувалдой стенку разбивают. Сценарий, как я понимаю, создан по книге «Записки с мертвой станции». Я не говорю, что надо делать так, как я написал, может быть, для фильма допустимо что-то и приукрасить. Но не так грубо и неправдоподобно.


Виктор Петрович САВИНЫХ

Жизнь после смерти

  • Спасенная станция «Салют-7» проработала на орбите еще шесть лет. К ней летали 11 пилотируемых кораблей «Союз Т», 12 грузовых кораблей «Прогресс» и три грузовых корабля серии «Космос». Из станции было осуществлено 13 выходов в открытый космос. Потом ее забросили на очень большую высоту для проверки различных систем.
  • 7 февраля 1991 г. «Салют-7» был затоплен. Планировалось вывести на орбиту станцию «Салют-8», но ее переименовали в «Мир». Виктор Савиных работал на нем в 1988 году. А Владимир Джанибеков после экспедиции на «Салют-7» в космос больше не летал.

Звездная болезнь

19 сентября 1985 г. на возрожденный «Салют-7» прибыл очередной экипаж. Но он был вынужден втрое сократить программу исследований. Причина - обострение простатита у командира Владимира Васютина . Космонавта пытались лечить на борту с помощью препаратов, а когда о проблеме доложили на Землю, на сеанс связи пригласили экстрасенса. Все оказалось бесполезно. 21 ноября 1985 г. космонавты вернулись на Землю. Из-за этого не состоялась экспедиция «Союза Т-15C» с первым в мире полностью женским экипажем, в который входили Светлана Савицкая , Екатерина Иванова и Елена Доброквашина .

Теперь в план медицинского обследования космонавтов входит обязательный анализ секрета предстательной железы - «проба Васютина».

11 февраля 1985 года в 9 часов 23 минуты по московскому времени станция «Cалют-7», на которой к тому времени уже полгода не было людей, вышла из-под контроля и стала постепенно приближаться к Земле. Под угрозой были человеческие жизни и репутация советской космонавтики…

На «Салют-7» было решено отправить экипаж в составе Владимира Джанибекова и Виктора Савиных – самых опытных на тот момент действующих космонавтов, на кандидатуре которых настоял лично Алексей Леонов.
Владимир Джанибеков родился в 1942 году в селе Искандер Казахской ССР (ныне Узбекистан). Джан, как называли его друзья, - самый опытный советский летчик-космонавт, совершивший с 1978 по 1985 год четыре полета в космос в качестве командира корабля и имевший опыт ручной стыковки. На момент полета к «Салюту-7» ему было уже дважды присвоено звание Героя СССР. Из своего четвертого полета Джанибеков вернулся в июле 1984-го, поэтому в начале 1985-го у него имелись медицинские ограничения на продолжительность нового полета.
Виктор Савиных родился в 1940 году в деревне Березкины Кировской области. К 1985 году участвовал в одном космическом полете под командованием Джанибекова в качестве бортинженера, было присвоено звание Героя СССР.


Экипаж космического корабля «Союз Т-13» Владимир Джанибеков (слева) и Виктор Савиных (справа) перед стартом.
Руководивший полетом с Земли космонавт Валерий Рюмин очень точно описал сложившуюся ситуацию: космонавтам на корабле «Союз-Т» нужно было состыковаться фактически с 20-тонным булыжником, который «Салют-7» представлял собой на тот момент.
Ничего подобного история космонавтики еще не знала. Было также неизвестно, что именно произошло на станции и в каком она состоянии - можно ли ее восстановить или хотя бы сдвинуть с орбиты, чтобы управлять падением.
В Советском Союзе о ситуации с «Салютом-7» знали только специалисты. А мировые СМИ в феврале сообщили о том, что над головой землян крутится огромная неуправляемая советская станция, которая в любой момент может упасть где угодно - в Америке, Европе или Японии. Подобный прецедент уже был: в 1979 году из-за ошибок в управлении на Землю упала американская орбитальная станция «Скайлэб». Часть обломков позже нашли в Западной Австралии.
«Мы начали усиленные тренировки. Оттачивалась техника пилотирования, чтобы достичь поистине ювелирной точности. Режим за режимом, стыковка за стыковкой. Инструкторы придумывали все новые и новые трудности, изобретали отказы различных приборов и систем, вводя различные угловые скорости вращения станции по всем осям.
Раз в две недели мы летали на космодром «Байконур» и работали на доработанном под эту программу тренажере «бивни», прилетали в Москву, выполняли тренировки в гидробассейне, отрабатывали выход в открытый космос для установки дополнительных солнечных батарей.
Поначалу были ошибки. Потом их становилось все меньше и меньше. Мы научились летать на тренажерах с новыми приборами, по новой методике, в новых условиях. Когда стало ясно, что наши навыки и знания позволят осуществить намеченное, было принято решение о старте», - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».
Особенная экспедиция требовала и специальной подготовки космического корабля «Союз-Т»: освободили вес, убрав ненужное оборудование, добавили емкости для воды и продовольствия, а также для горючего, которое позволит осуществлять маневры ручной стыковки. На иллюминатор был установлен прибор ночного видения и лазерный дальномер, чтобы космонавты могли сами отслеживать подход к станции.

Космонавты Владимир Джанибеков (справа) и Виктор Савиных (слева) тренируются на модели корабля «Союз-Т»
У советских космонавтов на подготовку было всего три месяца. 6 июня 1985 года экспедиция стартовала с космодрома Байконур на космическом корабле «Союз Т-13». На «несчастливый номер» никто старался не обращать внимания – лететь надо было без промедлений, ждать подготовки нового корабля просто не было времени.
Во-первых, законсервированная и не подающая признаков жизни станция медленно, но неуклонно меняла орбиту и в любой момент могла «спикировать» на Землю – местом такой неплановой, аварийной посадки могла стать как территория Западной Европы, так и США или даже Японии.
И если в Советском Союзе о ситуации со станцией «Салют-7» знал только узкий круг специалистов, то мировые СМИ уже в феврале того года сообщили, что огромная неуправляемая советская станция может в любой момент упасть где угодно, нагоняя ужас на обывателей стран, оказавшихся в «черном списке» аварийного «Салюта». Тем более, что прецедент уже случился в 1979 году, когда из-за ошибок в управлении на Землю упала американская орбитальная станция «Скайлэб». По счастью большая часть ее обломков рухнула в безлюдных районах Западной Австралии.
Было и «во-вторых». Американцы всерьез озадачились идеей… забрать нашу станцию.
«Катастрофическое положение советского «Салюта» американцам было очень на руку, – рассказывает журналист Алексей Самолетов. – США уже объявили на весь мир о запуске программы СОИ – стратегической оборонной инициативы, однако орбитальной платформы, на которой могли быть размещены системы, сбивающие баллистические ракеты, у них так и не появилось. Американцы, потеряв при похожих обстоятельствах свою станцию «Скайлэб» шестью годами раньше, новую сделать так и не смогли.
Зато у Америки был «Шаттл» и уже не один, который мог снять с Орбиты любой находящийся там объект. Причем ближайший полет одного из них – «Челленджера», должен состояться буквально через месяц, в конце февраля 85. К тому же, в составе и основного экипажа, и дублирующего, были люди, досконально знавшие русскую станцию.
Для американцев, в случае удачи, выигрыш оправдывал все, – о русском космосе можно было бы просто забыть, плюс технологии, которых у Америки пока так и появилось.
К тому же, космическое пиратство в данном конкретном случае, можно было оправдать высокой идеей спасения человечества от советской угрозы. Начался второй виток истерии по поводу русского монстра летящего на головы жителям Земли. Вслед за американскими газетами и телевидением о падающей русской космической станции начинают кричать европейские газеты. А потом и японские.
В Европе пишут о том, что может быть разрушен Париж, на приемах в Вашингтоне и Нью-Йорке обсуждаются последствия падения станции на статую Свободы, в Японии всерьез говорят о русском Салюте, который сотрет с лица Земли Токио и о радиоактивном заражении островов.

Ситуация была непредсказуемой и фактически выходила из-под контроля. И тогда, на очередном заседании руководителей полета, было принято решение – срочно формировать самый опытный экипаж, станцию срочно спасать. А заодно и спасать престиж страны».
Советская космическая экспедиция стартовала раньше американской – престиж страны не пострадал.

«В соответствии с программой исследования космического пространства 6 июня 1985 года в 10 часов 40 минут московского времени в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля «Союз Т-13». Программой полета корабля предусматривается проведение совместных работ с орбитальной станцией «Салют-7».
В настоящее время станция, находящаяся на околоземной орбите более трех лет, совершает полет в законсервированном состоянии. Бортовые системы корабля работают нормально, самочувствие экипажа хорошее. Космонавты В. Джанибеков и В. Савиных приступили к выполнению программы полета».
Проблемы начались практически сразу. Из-за ошибки на Земле вместо блока очистки атмосферы был подключен блок, вырабатывающий кислород. В результате давление в корабле стало расти, возникла угроза пожара. К счастью, космонавты смогли вовремя заметить ошибку и переподключить блоки. Восьмого июня в 11 часов по московскому времени Джанибеков и Савиных увидели «Салют-7» в иллюминаторе.
Запись в бортовом журнале:
В. Джанибеков:
«Станция очень яркая. Сначала ее не было видно, но потом она начала разгораться. Красная-красная, в десяток раз ярче, чем Юпитер. Она отходит в сторону, дальность 7,2 км, скорость 12,8 м/сек… Дальность 4,4 км, скорость 7,8 м/сек… Расхождение полтора километра».
В. Савиных:
«Мы идем не в графике… Станция уже в стороне, далеко… Нам надо переходить в ручной режим...».
«С виду спокойнее, чем на тренировках, Володя действовал ручками управления корабля. Наша задача - идти в графике движения, который позволит догнать станцию и не врезаться в нее. Командир каждые тридцать секунд по дальномеру должен замерять расстояние до станции, а я делал расчет скорости, сравнивая с графиком. В руке - секундомер, перед глазами - панель управления, контроль расхода топлива.
Очень хочется посмотреть на станцию, но ее заслоняет в иллюминаторе плечо Володи. Станция ориентирована на нас боком. Очень ярко высвечена, как будто она высечена из алюминия с желтой добавкой. Панели крутятся? Подойдем поближе, посмотрим.


Дальность 3,170 км, скорость 4,5 м/сек… Сближение идет устойчиво… Все время видим Солнце сбоку… Расстояние 2240 метров, скорость 6 м/сек. Идем в графике. Какая же она яркая!.. Расстояние 1865 метров, 1640 метров. Цвет станции до сих пор остается серебряным… 1280 метров.
Пока трудно сказать по панелям, вращаются они или нет, потому что Солнце все время подсвечивает с нашей стороны. Идем на сближение. 980 метров, скорость 5 м/сек. В этот момент я не выдержал: “Начинай, гаси скорость”. В. Джанибеков спокойно передает на Землю: “Гашу скорость”. Нетерпение нарастает. И я, словно не слыша его ответ, продолжаю твердить: “Гаси, гаси скорость”», - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».
В этот момент космонавты поняли, что станция развернута к кораблю нерабочим стыковочным узлом. Нужно было совершить облет станции. Вручную. Маневр просчитывал Савиных, Земля помогала с координатами.
Из бортового журнала:
В. Джанибеков:
«Расстояние 200 метров, включаем двигатели на разгон. Сближение идет с небольшой скоростью, в пределах 1,5 м/сек. Скорость вращения станции в пределах нормы, она практически застабилизировалась. Вот мы зависаем над ней, разворачиваемся… Ну вот, сейчас мы будем немножко мучиться потому, что по солнышку у нас не все хорошо… Вот изображение улучшилось. Кресты совмещены. Рассогласование корабля и станции в допуске… Нормально идет управление, гашу скорость… ждем касания...»
В. Савиных:
«Есть касание. Есть мехзахват».
«Мы могли посмотреть друг на друга. Не радовались, потому что этому чувству в наших душах уже не было места. Напряжение, усталость, боязнь сделать что-то не так, когда уже ничего нельзя исправить - все смешалось. Мы молча сидели в своих креслах, а соленый пот стекал по разгоряченным лицам», - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».


«А чего там сложного? Я умею это делать, это мое ремесло. Вот мне сложно уголь добывать: я когда в шахту спустился - однажды меня погрузили ребята в Луганской области - мне страшно там стало. Здесь герои настоящие работают, вкалывают! А я к этому всю жизнь шел, я об этом мечтал!» - Владимир Джанибеков.
Восьмое июня 1985 года вошло в историю пилотируемой космонавтики. Однако для экипажа экспедиции основная работа только начиналась. Самое страшное, что могло случиться с «Салютом» - его разгерметизация.
Кислорода, который был в распоряжении «Союза», не хватило бы на всю станцию, и работа на ней была бы невозможна. После нескольких волнительных минут открывания люков выяснилось, что станция герметична.
Из бортового журнала:
Земля: «Первое ощущение? Температура какая?»
В. Джанибеков: «Колотун, братцы!»
Система ориентации солнечных батарей на «Салюте-7» оказалась неисправна, станция была полностью обесточена. Температура воздуха была ниже минус пяти. Замерзшая вода разорвала трубы, стены были покрыты инеем.
«Подплыл к столу, там нас ждали приклеенные липкой лентой сухарики в пакете и при них - таблетки с солевыми добавками. Это хлеб-соль от предыдущих хозяев. Согреваясь резкими движениями, стал изучать обстановку», - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».
«Я представил себе глубокий погреб где-то в пустыне Каракум ночью: сухо, холодно. Я из тех краев и знаю, что такое сухой холод. И абсолютная гробовая тишина. До того тихо, что слышно, как кровь струится по жилам», - Владимир Джанибеков.
Из сообщения Телеграфного агентства Советского Союза:
«Сегодня, 8 июня 1985 года, в 12 часов 50 минут московского времени осуществлена стыковка космического корабля “Союз Т-13” с орбитальной станцией “Салют-7”. После проверки герметичности стыковочного узла космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных перешли в помещение станции. В соответствии с программой полета экипаж проводит проверку состояния бортовых систем и оборудования станции. Самочувствие Джанибекова и Савиных хорошее».
Первым делом космонавты открыли иллюминаторы на станции и развернули ее к Солнцу с помощью двигателей «Союза». Земля разрешила космонавтам работать на «Салюте» не больше восьми часов в сутки с перерывами и только по одному: другой должен был оставаться на корабле и оттуда контролировать напарника.


Владимир ДЖАНИБЕКОВ и Виктор САВИНЫХ на станции «Салют-7»
Разогреть еду на станции не представлялось возможным: чай и кофе сначала грели под мышкой, затем - под лампой освещения на корабле. Воду приходилось экономить, о душе - только мечтать.
Из бортового журнала:
Земля: «Володя, а вот если плюнуть, замерзнет или нет?»
В. Джанибеков: «Немедленно делаю. Плюнул. И замерзло. В течение трех секунд».
Земля: «Это ты прямо на иллюминатор или куда?»
В. Джанибеков: «Нет, на термоплату. Вот тут резина замерзла. Она стал как камень твердая».
Земля: «Это нас не воодушевляет».
В. Джанибеков: «А нас - тем более...»
Десятого июня космонавты вышли в телеэфир. В ЦУПе предусмотрительно попросили их «дыхнуть» и остались довольны - пара изо рта не было видно.
На время эфира Савиных и Джанибекову пришлось снять теплые полосатые шапочки, взятые из дома. На Земле по-прежнему сообщалось, что полет проходит в штатном режиме.
В этот же день космонавты смогли подключить аккумуляторы станции, соединив их напрямую с солнечными батареями: голыми руками скручивали электрические провода и обматывали их изолентой. И так 16 раз. На следующий день включили часть освещения, подключили регенераторы воздуха, разогрели консервы и хлеб. Станция начала оживать. Лед растаял, что принесло космонавтам новые проблемы: что делать с водой?
«Я как-то раз засунул руку за панель и замер: рука по локоть в воде!.. Пошли в ход тряпки. А где их взять? Начали раздирать одежду: сначала белье, потом костюмы. Достаю упаковку Светланы Евгеньевны Савицкой (Вторая женщина-космонавт работала на станции в 1982 году. – Прим. РИА).
Светочка, извини, пожалуйста! Я бы вернул тебе вот этот красивый наряд, но вынужден был использовать его не по назначению. Когда пришел «грузовик» с огромным количеством вафельных полотенец, это был большой подарок!» - Владимир Джанибеков.

«Грузовик» - корабль «Прогресс-24» - пристыковался 23 июня. Привез оборудование, запасы воды и топлива, а также несколько номеров газеты «Правда». О ресурсах можно было больше не беспокоиться.
Космонавты начали готовиться к выходу в открытый космос и установке дополнительных секций солнечных батарей: те, что были на станции, за годы нахождения на орбите потеряли свою эффективность под ударами микрометеоритов. Второго августа Владимир Джанибеков и Виктор Савиных осуществили эту операцию. При этом снова не обошлось без проблем: при развертывании батарей заел трос.
«Начал откидывать лебедку, она не снимается с фиксатора. Нужно было выдернуть шпильку, которая крепит фиксатор. Шпилька не выдергивается. Подошел Володя, тоже подергал за веревку, которая привязана к фиксатору. Затем эта веревка оборвалась.
Земля посоветовала резким откидыванием лебедки срезать шпильку. В бассейне это получалось. Здесь после двух ударов с основной солнечной батареи посыпались элементы. Не помогла и «кочерга». Решили работать без фиксации, раскрыли ручки, но лебедка не вращается. Володя занял мое место, попробовал, но безрезультатно.
В это время у нас уплыла «кочерга» и дополнительный поручень. Видимо, пока менялись местами, они расфиксировались. Ситуация сложная. Возвращаться назад нельзя-нужна наращенная батарея. Поняли, что дело не в лебедке - трос приварился к лиркам, в которых он был уложен.
Володя отошел подальше к люку с наконечником в руке, а я остался у лебедки. Он резко дергал, а я пытался сдвинуть трос с места. После нескольких рывков трос пошел. Ура!» - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».
Помимо восстановления станции, космонавты занимались на «Салюте» и научной работой: проводили эксперименты, вели наблюдения, выращивали хлопок и перец. Так прошло 100 суток, которые врачи отвели Владимиру Джанибекову на экспедицию.
18 сентября к станции «причалил» «Союз Т-14» с космонавтами Георгием Гречко, Владимиром Васютиным и Александром Волковым на борту. Джанибеков, которому врачи настоятельно рекомендовали вернуться на Землю для реабилитации, покинул станцию вместе с Гречко, а Савиных еще несколько месяцев оставался на орбите.


На Земле, уже после возвращения Савиных, месяц решали: наградить космонавтов или наказать - те не всегда действовали строго по инструкции и в соответствии с командами ЦУПа. Но в итоге Виктору Савиных вручили вторую звезду Героя, а Джанибекову присвоили звание генерал-майора авиации.
«Всё, что происходило тогда на орбите, мне лично кино особо не напоминает, – говорит Виктор Петрович Савиных. – На экране все сжато, все динамично, импульсивно, а там одна простейшая, казалось бы, операция, могла растянуться и на несколько часов, и на несколько дней. И при действительно практически полной неизвестности, мы с Джаном сантиметр за сантиметром, шажочком, бочком вживались в пространство станции. Совсем не по героически, в вязаных шапочках, с тряпками в руках. И каждый день победой не считали, а лишь очередной выполненной задачей, которая помогала справиться со следующей проблемой».
Расследование инцидента установило, что связь с «Салютом-7» была потеряна из-за несовершенства системы энергообеспечения станции.