Какие существуют слова, не имеющие окончания? Нулевое окончание и слова, не имеющие окончания

    В простом слове может быть либо одно окончание, либо вообще никакого окончания, как у неизменяемых слов. Исключений тут нет. Но вот в сложных словах существует возможность наличия в слове двух окончаний. Прежде всего это существительные которые пишутся через дефис. Многие такие слова обладают одним окончанием, потому что у них бывает несклоняемой чаще первая, а реже вторая часть, но некоторые существительные, которые означают предметы обихода, изобретений, других явлений и предметов, а также многие названия профессий склоняются в обоих частях, а это значит, что у таких слов можно выделить два окончания.

    Вот примеры таких слов: Счет-Фактура, Изба-Читальня, Бал-Маскарад, Инженер-Металлург.

    Склоняются в двух частях и некоторые сложные числительные: Семьдесят, Семьсот.

    Да, в слове может быть два окончания. Это утверждение касается сложных числительных, состоящих из двух корней. В них склоняются обе части слова и, соответственно, будет два окончания. Убедимся в этом, просклоняв, например, сложные числительные шестьдесят и восемьсот :

    и.п. шесть_десят_ , восемь_сот_ (нулевые окончания);

    р.п., д.п., п.п. шест-и - десят-и , восьм-и -десят-и ;

    т.п. шесть-ю -десять-ю , восьмь-ю -десять-ю .

    **Да, два окончания могут быть в слове! Если бы мне об этом сказали, когда я была ещ первоклашкой, то я бы и не поверила даже!

    ** Это касается прежде всего сложных слов .

    Когда я приехала, бабушка сидела на кресле-качалке , и вдыхала аромат весенних цветов.

    кресл(о )-качалк(а ) - слово, у которого есть 2 окончания: первое --о --, второе --а --.

  • Флексия (окончание) в изменяемых лексемах нашего языка, как правило, одна-единственная, и является она морфемой завершающей, последней в ряду других морфем. За флексией может следовать постфикс, но не во всех словах, а только в небольшой их части:

    • в глаголах и причастиях -СЯ (-СЬ): откажет ся, признали сь, обороняющий ся, вернувшая ся;
    • в неопределнных местоимениях это называемые в школе суффиксами постфиксы -ЛИБО, -НИБУДЬ, -ТО: чего -то, каким -нибудь, кому -то.

    Но есть в языке нашем и слова с двумя окончаниями . Когда о таких вспоминаешь, то в первую очередь приходят на ум количественные числительные сложные, то есть имеющие в свом составе два корня . Их немного: всего 12 слов, обозначающих

    Они могут употребляться сами по себе, а могут входить в состав более объмных образований, называемых составными числительными.

    Склоняя данные лексемы, в нужный падеж мы ставим обе их части, поэтому изменяемые морфемы, то есть флексии, находятся не только на конце таких слов, но и в их серединах: от шести десяти , тремя стами , к четырм стам , с семью десятью , о пяти стах .

    Есть в языке нашем и образованные сложением целых слов сложные существительные , у которых при формоизменении склоняется каждая часть , то есть опять-таки в наличии имеются по два окончания , располагающиеся после каждой из частей такой сложной лексемы. Подобными сложными лексемами являются слова вагон-ресторан, диван-кровать, кресло-качалка, кресло-кровать, ракета-носитель, счт-фактура, школа-интернат, ясли-сад и др. Не буду полностью склонять какие-либо из них, а только покажу прерывистые их основы (прерываются они окончанием после первой части) на примере нескольких словоформ:

    • кресло -качалка , к креслу -качалке , креслом -качалкой , о кресле -качалке ;
    • ракеты -носителя , ракете -носителю , ракетой -носителем , о ракете -носителе ;
    • школы -интерната , школе -интернату , школ-интернатов , о школах -интернатах ;
    • нет яслей -сада , к яслям -саду , с яслями -садом , о яслях -саде .

Морфемика, словообразование, орфография

1. Выберите из данных утверждений верные.

1)Морфемы-это корень, приставка, суффикс и окончание.
2)Любое слово содержит корень, но не любое – окончание.
3)В слове может быть только один корень.
4)В слове может быть только одно окончание.
5)Если два слова имеют одинаковые корни, но разные окончания, они родственные.
6)Суффикс стоит после корня, а приставка-перед корнем.
7)Предлог не морфема, а самостоятельная часть речи.
8)В словах испугать и искать одинаковые приставки –ис-.
9)В словах ромбик и квадратик одинаковые суффиксы –ик-.
10)Выражение "У слова нулевые окончание" и "У слова нет окончание" значат одно и тоже.

11) Этимология изучает произношение слова

12) Морфемика изучает части речи

2. Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов:

подосиновик, водный, объездной, синь, паровоз

3. Выборочная работа по 1 примеру

1. Приставочный способ: сберечь, выгодный, объездной, запасной, подпрыгнуть, прибавка.

2. Суффиксальный способ : подосиновик, лесок, мамочка, подушка, набор, водный.

3. Приставочно-суффиксальный способ: подоконник, подводный, прилететь, выход, выполненный, заводной.

4. Работа с текстом.

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл..жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл..гал песню или р..стил ребенка, – ко всему нужно прил..жить усилия, всему отдать свою душу и то добро, которое нельзя зап..рать в своем сердце! Да и не зап..реть его вовсе!

5. Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово от какого образовано.

Задание на 1 балл

ГРУСТНОВАТЫЙ ГРУСТЬ ГРУСТНЫЙ

Задание на 2 балла

Запишите, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки

ГИТАРА - ______________ , ГИТАРИСТКА

ШЁЛК - _______________ , ________________ , ШЕЛКОВИСТОСТЬ

Задание на 3 балла

Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово, от какого образовано. Определите способ образования.

СДЕЛАННЫЙ ДЕЛАТЬ ДЕЛО СДЕЛАТЬ

6.Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.

    Расположенный у берега.

    Задуматься на некоторое время.

    Участок около школы.

    Гнаться за кем-нибудь.

    Слегка задеть что-либо.

    Вызывающий восхищение, красивый.

    Немного открыть окно.

    Расположенный у дороги

    Спуститься с неба на землю.

    Очень длинный.

7. Тест Взаимопроверка

1. Что составляет основу слова?

а) приставка, корень, окончание б) корень, суффикс в) приставка, корень, суффикс, окончание г) приставка, корень, суффикс

2. Какая часть слова служит для образования форм слова?

а) окончание б) приставка в) корень г) суффикс

3. Какой частью слова не похожи существительные: дубок, лесок, медок, теремок ?

а) приставкой б) корнем в) суффиксом г) окончанием

4. В какой части слова есть орфограмма: лаг - лож; рос - раст - ращ ?

а) в окончании б) в приставке в) в корне г) в суффиксе

5.В каком слове пропущена буква А?

а)ог…рок б) выг…реть в) подг…реть г) сг…рать

6.Буква А пропущена в слове

а)з…ревать б) з…ря в) з…рянка г) з…рюшка

7.Буква Е пишется в приставке, если она обозначает

а) присоединение б) приближение в) неполное действие г) близость по значению к слову очень

8.Буква И пропущена в слове

а) пр…кратить б) пр…града в) пр…школьный г) пр…старелый

Мини-анкета.

Оцени себя и подчеркни нужное.

1. Я усвоил тему- …

а) хорошо б) не совсем хорошо в) плохо

2. Допускаю ошибки в а) разборе по составу, б) словообразовательном разборе в) в корнях с чередованием г) в приставках при-/пре-

2. Допускаю ошибки, потому что … а) не записал таблицу в справочник; б) не выучил правило; в) небрежно делал домашнее задание; г) не понял объяснение учителя; д) бываю невнимательным, отвлекаюсь; е) мне требуется дополнительное время.

Начну со второй части вопроса. Первого, второго и третьего окончаний не бывает.
Запомните: первым, вторым и третьим могут быть только склонение у существительных и лицо у глаголов.

Нулевое окончание - это окончание, которое встречается у ряда изменяемых слов. Его отличие от других окончаний в том, что оно не выражено никакими звуками или буквами. Рассмотрим слова: стол , лошадь . Нулевые окончания в этих словах обозначены пустыми прямоугольниками.
Нулевые окончания в этих словах являются таким же показателем грамматической формы, как и «обычные» окончания у тех же слов в других формах, например: стола , лошади .
Сравним:

  • Стол : нулевое окончание у существительных мужского рода 2 скл. - это показатель И.п.
  • Стола : окончание а у неодушевлённых существительных мужского рода 2 скл. - это показатель Р.п.
  • Лошадь : нулевое окончание у существительных женского рода 3 скл. - это показатель И.п. или В.п.
  • Лошади :окончание и у существительных женского рода 3 скл. - это показатель Р.п., Д.п. или П.п.

Внимание:

В разных формах одного слова основа будет одной и той же. В наших примерах это основы: стол и лошадь .

Грубой ошибкой является мнение, что у слов стол , лошадь окончаний нет. Окончаний не бывает только у неизменяемых слов, например, у наречий.
Последние гласные буквы в наречиях - суффиксы, к примеру: завтра , сверху , слева .

У школьников очень часто возникают вопросы о том, как отличить слова без окончания от слов с нулевым окончанием. Путаница с этим происходит от непонимания того, что такое окончание, какую роль оно играет. И этот вопрос одновременно и прост, и сложен. Прост потому, что понимание этого лингвистического термина абсолютно доступно школьнику. А сложен потому, что его изучение требует знания того, что такое изменение слова, чем отличается слово от словоформы, а значит, в конечном счете, знания того, что такое грамматическое значение слова.

Что такое окончание

Итак, начнем с того, что существуют слова с окончанием и слова без окончания. Примеры слов с окончанием: дом-а, кошк-а, пап-а, колодц-а, окн-у, красот-ы, земл-е, ям-ах. Примеры слов без окончаний: вкусно, весело, не, за, надеясь, работая.

Первая группа слов оканчивается на звуки или сочетания звуков, которые меняются, если изменить форму слова: домов (дом-ов), кошк-у, пап-ой, окн-а, красот-ой, земл-ях, ям-е. Точнее, именно из-за того, что меняется окончание, меняется форма слова. Если у слова «кошка» на конце будет -а, то мы поймем, что речь идет об одной кошке: «На заборе сидит толстая кошка». Если же на конце слова -и, то, в зависимости от контекста, речь может идти, например, об отсутствии кошки: «На заборе больше нет толстой кошки», либо о нескольких кошках: «Все кошки любят посидеть на заборах». В приведенных предложениях мы использовали три формы одного и того же слова «кошка»: в именительном падеже единственного числа (кошка сидит), в родительном падеже единственного числа (нет кошки) и в именительном падеже множественного числа (кошки любят).

Так же мы можем, например, изменить слово «мир»: мир-а, мир-е, мир-ом, мир-ы.

Грамматическое и лексическое значение слова

Обратим внимание, что это именно одно и то же слово, так как речь идет об одном и том же явлении действительности, которое одинаково характеризуется. Если бы мы захотели иначе охарактеризовать это явление, мы бы использовали возможности многочисленных аффиксов русского языка: кошечка, кошуня, кошуля, кошуся, кошандра… Добавив в слово эмоцию, оценку, мы образовали новое слово: кошка и кошуся - это разные слова, а не формы одного и того же слова. У этих слов разное лексическое, но одно и то же грамматическое значение: именительный падеж, единственное число. Мы можем образовать и другие формы этих слов: кошек, кошусей. Это разные слова в одной и той же форме, то есть их лексические значения разные (словом «кошка» мы нейтрально указываем на животное, а словом «кошуся» ласково его называем), а грамматические - одинаковые (родительный падеж, множественное число).

Аналогично мы можем поступить со словом «мир». Формы того же самого слова: дом-а, дом-у, дом-ом, дом-ами, дом-ах. Образованные от него слова с другим значением (то же значение плюс выражение нашего отношения или уточнение размера): дом-ик, дом-ин-а, дом-ищ-е.

Словообразующие и формообразующие морфемы

Как можно увидеть, лексическое значение здесь изменяется с помощью суффикса, а грамматическое - с помощью окончания. Но это не значит, что суффикс может менять только лексическое значение. Например, в слове «ходи-л-а» суффикс -л- - это суффикс прошедшего времени глагола «ходить», то есть с его помощью не образуется новое слово, а образуется его форма.

Таким образом, есть такие части слова, с помощью которых образуются новые слова - это словообразующие морфемы, и такие, при помощи которых меняются, образуются формы слова - это формообразующие морфемы. Окончание (флексия) - это формообразующая морфема.

В каких словах может быть окончание

Отсюда мы можем сделать следующий логический вывод. Если окончание - это формообразующая морфема, то есть часть слова, меняющая его формы, значит, оно может быть только в тех словах, которые изменяются. Перебирать случайный ряд слов в поисках слов с окончаниями нерационально. Их нужно искать среди слов определенных категорий, а именно - среди определенных частей речи. Скажем, имена существительные в большинстве своем изменяемые, а значит, у них есть окончания.

Слова без окончания. Примеры

Однако существуют такие слова, которые не меняют своей формы. А значит, это слова без окончания. Примеры нужно искать среди слов определенных грамматических групп. Например, это наречия. Как известно, это неизменяемая часть речи, значит, у наречий нет окончаний: весело, терпеливо, находчиво (собака весело бежала за нами; мама терпеливо слушала дочку; в спорах этот человек всегда находчиво изворачивался).

Наречия следует отличать от кратких форм прилагательных среднего рода: "Это предложение было находчиво и остроумно". Здесь конечное -о является окончанием, указывающим на средний род и единственное число.

Проверка наличия окончания

Доказать, что в кратких прилагательных -о - это окончание, легко. Нужно изменить слово: "Эта реплика была находчива и остроумна". Конечное -о заменилось на конечное -а, которое указывает на женский род. Прилагательное изменило свою форму, чтобы согласоваться в форме рода с существительным.

Соответственно, есть только один способ того, как определить слова без окончания. Если невозможно образовать формы слова, значит, у слова нет окончания.

Нулевое окончание

Так же легко «вычисляются» и слова с нулевым окончанием. Правило здесь простое: если слово имеет формы (изменяется), и на месте «немого» окончания появляется окончание, выраженное звуками, значит, видимое отсутствие флексии - это нулевое окончание.

Допустим, слово "мир" заканчивается согласной корня Р, после нее в слове ничего не звучит. Однако стоит изменить это слово: мира, миры, миром, мирами, как мы видим, что после корня появляется звучащее окончание. Значит, его отсутствие в именительном падеже единственного числа мнимое, на самом деле вместо произносимых звуков там есть пустое окно, пустая клетка, которая в любой момент может заполниться. Более того, именно по тому, что она не заполнена, мы и определяем падеж и число. Это пример «минус-знака». Немота окончания в данном случае значима не меньше, чем его определенное звучание.

Примеров таких значимых отсутствий много и в жизни. Скажем, над входом кафе в рабочие часы может зажигаться вывеска с его названием. Тогда, если лампочки не горят (молчат), для потенциальных посетителей это означает, что кафе закрыто. Если не горит зеленый свет светофора, это не значит, что его вообще нет, его "молчание" - значимое.

Прочерк или пропуск на месте указания цены в ресторане может означать, что указанное блюдо отсутствует в ассортименте.

Если вы входите домой и кричите: «Кто дома?», то молчание будет для вас знаком того, что домашние еще отсутствуют. Об этом же может говорить темное окно.

Нулевое окончание и отсутствие окончания

Таким образом, нулевое окончание - это своего рода «выключенная» морфема. Ее выключили, чтобы выразить ее «молчанием» определенное значение. В словах «рук-(-)», «ног-(-)», «голов-(-)», «туч-(-)» это пустое, «негорящее» окно означает родительный падеж множественного числа. В глаголах «ходил-(-)», «говорил-(-)», «пел-(-)» - мужской род единственного числа. Во всех этих словоформах есть окончание, но оно выражено нулем звука.

Поэтому неправильно будет сказать, например, что «рук» - это слово без суффикса и окончания. Суффикса здесь действительно нет, а вот окончание есть. Звучание слова заканчивается звуком «к», а его состав, фактические границы - морфемой, выраженной нулевым звуком.

Отсутствие окончания, в отличие от присутствия нулевого, - это место за границами слова. Оно не противопоставлено «включенному» окончанию, так как грамматическая природа этого слова вообще не предполагает окончания. Хорошо, боязливо, под, с, углубляясь - все это примеры слов без окончания.

Таким образом, при морфемном анализе слова нужно отличать слова без окончания от слов с нулевым окончанием. Изменяемые лексические единицы будут иметь окончание, пусть и выраженное нулем звука, а состав неизменяемых слов не предполагает окончания, в том числе нулевого.

В русском языке существует особый раздел, называемый словообразованием, в котором рассматривается вопрос о том, как создаются новые слова. На сегодняшний день он является наиболее сложным и непостоянным, поскольку ежегодно ученые-филологи делают новые открытия в этой области. Всего в русском языке 87% слов появились благодаря словообразованию, и только 13% корней из них являются уникальными. Новые части речи можно образовывать при помощи аффиксов (приставок и суффиксов), а изменять их форму - при помощи флексий (окончаний).

Коротко о словообразовании

Эта наука стала существовать как самостоятельная только во второй половине двадцатого века. Первые попытки к этому предпринял Григорий Осипович Винокур, который впервые выделил синхроническое и диахроническое словообразование. Современным ученым интересен второй аспект, в котором рассматривается создание новых слов при помощи значимый частей - приставки, суффиксов. Флексия является менее значимой морфемой, поэтому в русском языке есть слова, не имеющие окончания.

Что такое морфема?

В словообразовании имеются определенные единицы изменения. В этой науке морфема является минимальной значимой частью любого члена предложения. В русском языке есть слова, не имеющие окончания, приставки или суффикса, но они не могут существовать без корня, который является их главной частью. Новые члены предложения образуются за счет добавления аффиксов. К их числу относят приставки, суффиксы, интерфиксы и постфиксы.

Окончание служит для образования новой формы слова, поэтому является наименее значимой морфемой. Неудивительно, что во многих членах предложения оно может отсутствовать совсем. Вам несложно будет самому узнать, в каких словах нет окончаний, поскольку их нельзя изменять по числам, временам и падежам.

К словообразовательным морфемам принято относить приставки и суффиксы. Они свидетельствуют о некоторых специфических особенностях, которые не наблюдаются в начальной форме слова.

Что может выражать окончание?

Эта морфема не участвует в словообразовании, а лишь помогает при создании новых форм слов. Лексическое значение при изменении окончания не меняется. В русском языке флексия выражает следующие грамматические значения:

Род, число, падеж - у существительных, прилагательных, причастий, местоимений, числительных. Например: музыка, яркому, светящиеся, вас, пятьюдесятью семью.

Лицо, число - у глаголов в настоящем времени и будущем. Например: думаем, услышу.

Род, число - у глаголов в прошедшем времени. Например: прилетел, переделал.

Падеж - у местоимений и числительных. Например: вами, сорока двум.

Задаваясь вопросом о том, в каких словах нет окончаний, вам следует обращать внимание на неизменяемые части речи, такие как наречия, междометия, а также союзы, частицы, предлоги.

Морфемы. Часть 1: Корень

За каждым словом в любом языке мира закреплен определенный смысл. Корень является ядром или другой части речи и несет понятийное значение. Исключение представляют союзы, предлоги и некоторые междометия, которые служат для связи членов предложения. В основном все слова, имеющие корень и окончание, составляют основу предложения. Это существительные, прилагательные и глаголы. Однако в любом правиле можно найти исключение - так поступили и языковеды, составители словообразовательного словаря.

До недавних пор бытовало мнение, что в русском языке имеется уникальный глагол, в котором отсутствует корень. "Вынуть" употребляется только с приставками, имеет совершенный вид и первое спряжение. Выполнив морфемный анализ, можно выявить, что "вы" - приставка, а "ну" и "ть" - суффиксы. Таким образом, глагол утратил свой исторический корень - филолог и лингвист Борис Унбегаун в своих трудах писал, что это слово "замечательное полным исчезновением корня". Тем не менее слова "вынуть" и "вынимать", как ни странно, при этом являются однокоренными. В русском языке есть слова, не имеющие окончания, но имеющие главные морфемы.

Наглядные примеры основы и корня

Эта морфема является самой главной в любом слове. Известны случаи, когда члены предложения состоят из двух и более корней, которые соединяются при помощи интерфиксов (пятигранный, одноэтажный). Слова, близкие по значению, называют однокоренными.

Как правильно делать морфемный разбор

Большое количество словообразовательных словарей значительно упрощают определение частей слова. Однако учитывая стремительное развитие областей русского языка, все виды разбора необходимо выполнять самостоятельно, поскольку в пособиях вы рискуете наткнуться на устаревшие данные. При помощи морфемного анализа можно имеющие приставку, корень, окончание и суффикс. Соблюдение последовательности действий обеспечит вам качественный анализ.

Для начала следует определить часть речи, чтобы выявить возможность ее изменения по лицам, числам, родам и другим критериям. Найдите окончание (если оно имеется), следом - основу, корень, а затем все аффиксы.

Как правильно делать словообразовательный анализ

Цель этого вида разбора - узнать способ, которым образована часть речи. Первым делом необходимо найти исходную основу и проверить ее на производность. Далее подберите начальное слово. После этого вы сможете выделить основу разбираемого слова, а затем - аффиксы. Так вы сможете выявить слово, являющееся первоисточником и узнать, какие слова не имеют окончания из тех, которые вам необходимо разобрать по морфемам. Зная этот несложный алгоритм, школьник, студент или начинающий филолог сможет без труда освоить сложнейшую гуманитарную науку.