Как выработать уверенность в себе? Самоанализ и десять практических шагов к повышению самооценки. Образовательный портал

Первый шаг:

Наблюдайте за своим поведением и ведите записи.

1. Как часто вам представляется случай действовать уверенно?

2. Как часто вы просите то, что вам нужно?

3. Как часто вы говорите то, что думаете?

4. Как часто вам приходится сожалеть о том, что вы были недостаточно уверены в себе?

Второй шаг:

Систематизируйте свое поведение.

1. В каких ситуациях вы действуете наиболее уверенно?

2. В каких ситуациях вы наиболее нерешительны?

3. С кем вы ведете себя более уверенно?

4. С какими людьми вы ведете себя пассивно?

5. Составьте список ситуаций, в которых вы хотели бы вести себя более активно. Расставьте их в порядке возрастания сложности.

Третий шаг:

Берите пример с уверенной личности.

1. Что вам нравится в уверенном в себе человеке?

2. Чем его поведение отличается от вашего?

3. Что делает его таким результативным?

4. Поинтересуйтесь, как он будет вести себя в той ситуации, которая вам кажется неудобной?

5. Если вы не хотите брать пример с реального человека, выберите для себя образец теле-, кино- или литературного героя.

Четвертый шаг:

Вспомните ситуацию, в которой вы должны были бы вести себя более уверенно.

1. Запишите, как вы реагировали в данной ситуации.

А) Как вы себя вели?

Б) Что вы чувствовали?

В) О чем вы думали?

Г) Каков был результат?

2. Как можно было выйти из положения лучшим образом?

Пятый шаг:

Представьте себе, что вы в данной ситуации действуете успешно и эффективно и чувствуете себя спокойно и уверенно.

1. Представьте себе ситуацию зрительно, в подробностях.

А) О чем вы думаете?

Б) Как вы себя чувствуете?

В) Что вы будете говорить?

2. Представьте себе результат.

3. Что вы почувствуете, когда цель будет достигнута?

4. Представьте себе иную адекватную реакцию на данную ситуацию (в каждом случае существует несколько эффективных путей решения).

А) Чем они различаются?

Б) Каковы их преимущества и недостатки?

В) Вообразите себе свое поведение при других реакциях.

Шестой шаг:

Попробуйте справиться с реальной ситуацией так же, как с воображаемой.

1. Начните с простой ситуации.

2. Создайте вокруг себя благоприятную обстановку.

Седьмой шаг:

Оценивайте результаты.

1. Если возможно, добейтесь обратной связи.

2. Если вы довольны результатом:

А) Запомните, что именно помогло получить его.

Б) Обратите внимание на то, как хорошо вы себя чувствуете.

В) Вознаградите себя.

3. Если вы не достигли желаемого результата:

А) А чего вы достигли?

Б) Как отреагировали на вашу неудачу окружающие?

В) В чем заключалась ошибка?

Г) Что привело бы к лучшему результату?

Д) Если вы зашли в тупик и не знаете, что делать, попросите помощи.

Е) Представьте себе, как вы могли бы отреагировать иначе.

Ж) ПОВТОРИТЕ ПОПЫТКУ!

Восьмой шаг:

Попробуйте применять свою новую реакцию в постепенно усложняющихся ситуациях.

Идите от простого к сложному, чтобы у вас было больше успехов, чем неудач.

Переходите к более сложной ситуации только тогда, когда вы будете уверены в том, что в простых случаях у вас все получается.

Не падайте духом, если вас постигает неудача. Время от времени провалы случаются у всех.

Иногда бывает довольно трудно. Подтолкните себя, если нужно, но не бросайте своих попыток.

Девятый шаг:

Каждый результат оценивайте по методу, предложенному в седьмом шаге.

1. Ведите дневник, описывая в нем все ваши попытки вести себя уверенно и достигнутые результаты.

2. Не жалейте времени для оценки каждой ситуации:

А) Что помогло?

Б) Что помешало?

В) Что вы думали?

Г) Что вы чувствовали?

Десятый шаг:

Продолжайте занятия.

1. Проявите терпение. Не торопитесь и не ждите слишком быстрого результата

2. ВСЕГДА награждайте себя за успех.

3. Если вы провалились, поздравьте себя с совершением попытки и попытайтесь снова.

4. Продолжайте вести дневник, подробно описывайте все попытки вести себя уверенно и наблюдайте за ростом своего мастерства.

Достижение высоких результатов в подготовке учащихся по курсу ОБЖ во многом зависит от качества планирования учебного процесса, которое должно обеспечивать логическую последовательность и обоснованную связь при изучении тем, а также наращивание знаний, навыков и умений обучаемых.

Правильное планирование обеспечивает:

− необходимое направление, структуру и качество обучения;

− рациональное распределение времени на темы учебного материала;

− логичную организацию практических навыков и умений;

− продуманное использование учебных пособий, технических средств обучения и оборудования.

Перед планирование следует провести подготовительную работу, заключающуюся в сборе и обработке различной информации, которая систематизируется и обобщается.

Прежде всего, анализируются действующие образовательные программы и учебные издания, включенные в «Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации на учебный год». Далее изучается методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике ОБЖ.

При проведении этой работы наряду с традиционными источниками информации следует активнее использовать глобальную информационную сеть Интернет. В первую очередь ее русскоязычные ресурсы:

− законы Российской Федерации и указы Президента Российской Федерации;

− сайты Министерства обороны Российской Феде рации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации;

− правила поведения в экстремальных ситуациях;

− данные о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (поиск в системах «Рамблер»);

− методические разработки учебных заведений.

Необходимо внимательно ознакомиться с учебными программами смежных дисциплин с целью наиболее эффективного использования в учебном процессе межпредметных связей.

Проделав подготовительную работу и решив вопросы содержания, объемов, сроков и обеспечения курса, следует приступить к непосредственной разработке плановых документов.

− При составлении планов следует учитывать:

− общую продолжительность курса;

− организацию подачи материала (от простого к сложному, объединение связанных между собой вопросов и т. д.);

− время, отводимое для изучения каждой темы;

− время, необходимое для повторения, закрепления и систематизации знаний, навыков и умений;

− уровень подготовки обучаемых и сложность тем при определении вида занятия;

− методы оценки.

Планирование обычно осуществляется на нескольких уровнях: комплексном, тематическом и поурочном.

12. Приемы самоанализа, самооценка.

Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм - самоконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответст­вии с правилами поведения. Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное развитие ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. Следовательно, школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека - самоконтроль. Существуют две формы самоконтроля.

1) внешняя (осознаваемая) произвольная;

2)внутренняя (автоматическая) непроизвольная.

В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно форми­рование только некоторых его элементов. Если ученик корректно осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти зна­ние, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля, однако самоконтроль меняет свою форму с непроизвольной на произвольную по, еле совершения ошибочного действия, то есть механизм самоконтроля не доведен до совершенства. Если учащийся совершает ошибочны? действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне - от учителя или учащихся. Конечно, механизм caмоконтроля до определенной степени может формироваться стихийно. Однако стихийное становление этой способности человека требует от него больших затрат и усилий. Психологически более оправдано сделать этот процесс управляемым и целенаправленным. Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

3-й этап Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем

Самоанализ и самооценка предполагают определение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою деятельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и воз­можности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности. Самокоррекция является необходимым этапом учебной деятельности ученика для успешного продолжения образования. Учащийся, осуществляя самокоррекцию, регулируя производимые им действия, создает внутренний образец, эталон знания, действия, который в случае необходимости мгновенно извлекает из памяти для сличения с внешней деятельностью.

Учителям не следует забывать, что деятельность учащихся, связанная с самоконтролем, является неотъемлемой частью обучения, совершенство­вания ученика и требует внимания со стороны учителя, как и любая другая учебная деятельность.

Опыт работы Лукьяновой ИриныБорисовны

Самоанализ и самооценка – путь к развитию личности.

Необходимость самооценки основывается на 2 факторах.

Первое – успешное позиционирование себя в социуме зависит

От оптимального использования своих внутренних ресурсов.

Второе - человек на протяжении всей жизни стоит перед

осознанным выбором: думать или не думать над принятием

решения, действовать рационально или нерационально,

согласно обстоятельствам или вопреки им. Отсюда и

проистекает необходимость в самооценке - необходимо знать

сильные и слабые стороны потенциала собственной личности

Чтобы на их основе и в соответствии с требованиями жизни

Выстраивать дальнейшую, успешную, личную карьеру.

Каждый из нас с детства учился оценивать себя и делает это, зачастую, уже не задумываясь над сущностью процесса самооценки, Однако исходя из концепции саморазвития и совершенствования важно, чтобы ставший для многих привычным делом процесс самооценки не проходил незаметно, а обретал динамику. Внимательное отношение к ресурсам своей личности, рефлексия собственного потенциала, самодиагностика и самоанализ должны стать первым шагом на пути к дальнейшему развитию и личному росту. Личная самооценка способствует формированию критичности, требовательности к себе, является залогом личностного роста, который по мнению известного психолога М. Литвака, можно считать лекарством от всех болезней, решением всех проблем и простым путем к человеческому счастью. Поэтому с целью развития у школьников потребности в самоконтроле и критической самооценки своих действий в процессе учебной деятельности я стараюсь создавать ситуации, где учащиеся активно размышляя, учатся оценивать и контролировать себя и свою деятельность. В таких ситуациях ребята организуют свою деятельность, проверяя и оценивая её на основе рефлексии, выполняют обобщения и сопоставления, осмысливают критерии анализа, ищут причины своих ошибок. Такая работа приводит к тому, что

  1. у учащихся формируется устойчивая потребность в самоконтроле и критической самооценке себя и каждого своего шага.
  2. развиваются мыслительные и творческие умения
  3. пробуждается внутренняя инициатива, появляется желание самоуправления учебным процессом

Обучение и воспитание… эти понятия еще со времен Я.А Коменского стоят в одном ряду неразлучной парой. Педагогическое взаимодействие учителя и воспитателя играет огромную роль в воспитании успешной личности. И взаимодействие это происходит каждую секунду на уроке. Считаю, что воспитывающий потенциал урока очень высок. Воспитание на уроке происходит благодаря комплексному воздействию: стиля образовательного общения, культуры управления, методам и приёмам. Благодаря демократически – требовательному и сотруднически поддерживающему стилю я формирую у учеников свою жизненную стратегию- стратегию достижения успеха и сопутствующие этой стратегии черты характера, такие как: инициатива, независимость, ответственность, смелость, стремление помочь отставшему, взять на себя часть интересной работы, уважения к себе и другим. Культура управления на уроке отвечает за формирование внутренней организации жизни ученика. На своих уроках я использую структурно – плановую и совместно проектно – рефлексивную культуру управления. Мы совместно с ребятами формируем цели урока, определяем и выделяем проблемное поле, анализируем влияние деятельности каждого на ход урока. Преимущество этой культуры управления в том, что воспитание на уроке перерастает в самовоспитание. Ученики приобретают способность проектирования собственного пути. С помощью дидактической структуры и методических приемов на каждом уроке я стараюсь формировать у учащихся креативную и проектно – продуктивную ментальность, стараюсь воспитывать взаимопонимание, стремление услышать другого, понять и принять его мотивы, разобраться в себе самом. Ведь « помочь детям быть личностями более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка». Каждый человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью. Развитие самоконтроля позволит ученику действовать логично и в соответствии с правилами поведения. На своих уроках я развиваю умения самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы её реализации. Как я формирую эти навыки? Прежде всего ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя. Чтобы достичь этого я сообщаю ребятам нормы и критерии оценивания (индивидуально и для работы в группе), объясняю цель контроля, прошу учащихся самостоятельно оценить свою деятельность, учу ребят различным видам проверки (самоконтроль, взаимоконтроль, проверка по образцу), прошу ребят оценить ответ товарища. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу, учатся анализировать и оценивать объективно. После каждого модуля ребята готовят блок вопросов, которые формулируют друг другу на уроках обобщения, выслушивают ответ и даёт оценку и комментарий. Приучаю ребят контролировать и мою деятельность, для этого использую задания с неверными ответами, использую прием «найди ошибку». Систематически провожу рефлексию среди учащихся: «Удовлетворены ли они уроком», «Что вызвало трудности», «Рекомендации учителю» Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в своей, а полученные навыки самоконтроля ученик переносит на свою деятельность. От способности самоанализа и самооценки во многом зависит успешность обучения. Требовательность к своей деятельности приводит к самокоррекции своей деятельности. Мы вместе с ребятами диагностируем результаты усвоения каждого блока модуля и составляем совместный план по ликвидации пробелов в знаниях. Часто для ликвидации пробелов используется помощь консультантов, помощь учителя, помощь группы, используются карточки – тренажеры. Таким образом учащиеся приучаются исследовать свою учебную деятельность и создавать мотивы для её перестройки.

Мои уроки дают возможность при работе с новым материалом и при закреплении и тренировке создавать множество ситуаций критической самооценки, активизирующей поиск школьников, требующей активной умственной работы, развивающей потребность в самоконтроле и критической самооценки деятельности, вместе с тем, способствует развитию мыслительных способностей учащихся

В современном обществе отмечается рост процента слабоуспевающих детей, большинство которых из социально- неблагополучных, неполных семей. В классе есть хорошисты, отличники и слабоуспевающие, поэтому на уроках математики я использую уровневую дифференциацию и технологию проблемно – модульного обучения, которые позволяют раскрывать фактические и потенциальные возможности каждого ученика. На этапе подготовки к восприятию нового материала, включаются дифференцированные задания, направленные на актуализацию имеющихся знаний, на формирование мотивации познавательного процесса. При изучении нового материала создается проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Избегается «дискомфортность» у слабых и средних учеников, связанная с ощущением своей «неполноценности». На этапе закрепления всегда знакомлю ребят с обязательными умениями и навыками по каждому модулю. Закрепление организуется на 3 уровнях в неоднородной форме, так как учитывается разный темп и качество усвоения программного материала. Домашние задания дозируются тоже по уровням. Технология проблемно – модульного и дифференцированного обучения позволяет мне работать без неуспевающих, у учащихся не падает интерес к знаниям

(задания посильны каждому), формируется положительная познавательная мотивация, в каждой индивидуальной группе достигается более высокий уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи каждого ученика.

Анализ результатов работы по использованию уровневой дифференциации и модульного обучения отражает результаты совместной деятельности учителя и учеников и дает возможность для корректировки и дальнейшего совершенствования.

При самоанализе урока преподаватель дает:

  • краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;
  • информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;
  • характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;
  • оценку активности учащихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;
  • самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с учащимися).

В заключении преподаватель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ и самооценка урока преподавателем»

Самоанализ и самооценка урока (шаблон)

Данный урок проходил в ………классе, в котором ……………….Ребята в классе имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на уроке активны. Хочется сказать слова благодарности учителю…………….

Если говорить о месте урока в курсе ……………то это (место в изучаемом разделе, теме) В рамках данной темы необходимо было………………….

Следовательно тип урока –………………..Например, комбинированный, хотя с точки зрения Юрия Анатольевича Конаржевского, урок можно считать синтетическим. (Изучение нового материала органически объединяется с его закреплением, повторение ранее пройденного опирается на известные учащимся знания и проводится не только в форме изложения и объяснения учителем, но и в форме разнообразной работы учащихся. Отличается от комбинированного размытостью этапов, более сложной структурой и более сильным развивающим влиянием на личность.

Цель урока : создание условий для систематизации и обобщения знаний обучающихся об ………………..для результативного усвоения следующего материала и применения при решении задач..

Образовательные задачи урока:

    Систематизировать и обобщить знания обучающихся об электризации тел.

    Научить основным подходам к …..

    Актуализировать значимость ……

Развивающие задачи урока:

    развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы)…………….

    развивать межпредметные умения и навыки, которые ведут к формированию………….

    развивать учебно-коммуникативные умения (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре), формируя коммуникативные компетенции.

    Развивать интерес к предмету.

Воспитательные задачи урока:

    Формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при ведении диалога, умение корректно отстаивать свою точку зрения.

    Воспитывать …………………….

В структуре урока можно выделить несколько этапов:

Например: (Организационный, вход в урок, этап повторения и систематизации ранее приобретенных знаний, этап усвоения новых знаний, закрепление знаний. (решение задачи), информирование о домашнем задании, выставление отметок и рефлексия).

На уроке использовались следующие методы обучения : проблемный (когда предлагалась учебная ситуация – иллюстрация, в которой предлагалось…………..), частично-поисковый или эвристический метод практически на всех этапах урока, объяснительно – иллюстративный, практический, метод обобщающего повторения, метод решения задач, метод стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций) и т.д.

Использовались такие приемы: неожиданное открытие, организация беседы по пройденному материала, ведение карты урока, резюме учителя.

Предлагались разные формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Использовались средства обучения : демонстрационное оборудование, учебно-наглядное пособие (карта урока), технические средства обучения.

Активность была …..%, т.е. на хорошем уровне. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг. Результаты на мой взгляд оптимальны.

Урок имел ……………направленность, решение задачи помогло сделать кольцевой композицию урока.

Особенно хорошо удалось воплотить в уроке……

Не удалось или не совсем удалось…… потому что

Спасибо, я готова ответить на ваши вопросы.

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И САМОАНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ


  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  • Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.

  • Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности. Задача школы – обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку не только в учебной деятельности, но и на протяжении всей жизни.


ПОДГОТОВКА К УРОКАМ, НА КОТОРЫХ БУДЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ УМЕНИЕ САМООЦЕНКИ

  • 1 шаг . Учитель выбирает уроки , на которых можно ограничить предметный материал до минимума (принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценивания (в дальнейшем менее подробное изучение нескольких тем компенсируется более осознанным отношением детей к учебе).
  • 2 шаг. При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма самооценивания легковыполнимое задание по изученному материалу и ученика , психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.

МАКС

МИНИ


ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМООЦЕНКИ (НАЧАЛО)

  • 1 шаг. На первых уроках учитель выбирает для оценивания результатов своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1-3 ученика)
  • 2 шаг: Первое время учитель, помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал: Задание? Выполнил? Правильно? Сам? ). Ученик дает ответы, учитель, поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки.

Примечание: Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.


Формирование умения самооценки (окончание)

  • 3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.
  • 4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим , глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Примечание: Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение .

  • 5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения.

Базовое умение самооценки сформировано.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОГО УМЕНИЯ САМООЦЕНКИ (НАЧАЛО)

  • 1 шаг. Планируя урок, учитель перестает сокращать предметный материал.
  • 2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается : после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо» и т.п.

Если мнение ученика и учителя совпадают , можно вести урок дальше .

Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции


Использование сформированного умения самооценки (окончание)

  • 3 шаг. После проверки письменных работ , ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки.

Если ученик прав , учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке.

Если ученик не прав , учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции.

Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!


  • Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы, учебную задачу - проблемную ситуацию, с разрешением которой и было связано освоение нового познавательного метода).
  • Удалось выполнить задание? Удалось получить результат, решение, ответ? (Учимся сравнивать результат с целью - это и есть качество как соответствие цели и результата).
  • Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки, признаем право ребенка «на пробу и ошибку»).
  • Задание выполнил сам или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).




ОБУЧЕНИЕ АЛГОРИТМУ САМООЦЕНКИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ВО 2-4-Х КЛАССАХ КОГДА УЖЕ УСЛОЖНЯЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

  • Какое умение развивал при выполнении задания? (Учимся определять выполнение действий, например УУД).
  • Каков был уровень задачи? ( Такие задачи мы решали много раз, понадобились «старые знания» ( необходимый уровень )В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией. Такие задачи мы никогда не учились решать, нам нужны новые знания ( повышенный уровень ) Такие задачи мы никогда не учились решать ( максимальный уровень )
  • Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу (Учим обосновывать самооценку, учим адекватно оценивать себя).
  • Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить (Учим переводить оценку в отметку и аргументировать ее).

ОЦЕНКА И ОТМЕТКА ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПО УРОВНЯМ УСПЕШНОСТИ

Необходимый уровень – решение типовой задачи , подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего соответствующие гос.стандарту, что необходимо всем по любому предмету. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень – решение нестандартной задачи , где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - « отлично».

Максимальный уровень (необязательный) - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований, «превосходно».



КАРТОЧКИ С ПОРЯДКОМ ПРОВЕДЕНИЯ САМОКОНТРОЛЯ , ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОВЕРКИ (В УКАЗАНИЯХ СОДЕРЖАТСЯ РАЗЪЯСНЕНИЯ О ТОМ, КОГДА И КАКИМИ СПОСОБАМИ УЧАЩЕМУСЯ СЛЕДУЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ И ИХ РЕЗУЛЬТАТ)

КАРТОЧКА – ВОПРОС Найди корень уравнения: Х+7=11 Х= Х= Сделай проверку:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА

Чтобы найти корень уравнения,

нужно его решить. Для этого:

- обозначь в уравнении целое и части;

- определи, что тебе неизвестно, целое или часть;

- вспомни правила нахождения целого, части:

- чтобы найти целое, нужно все части сложить;

- чтобы найти часть, нужно из целого вычесть известную часть;

- выполни соответствующее действие;

КАРТОЧКА – ОТВЕТ

Х=4

  • сделай проверку: вместо переменной х в уравнении, подставь результат действия.
  • Если равенство получилось верным, то уравнение решено правильно. Если равенство неверно, то повтори всё сначала.

  • Детям предлагается готовое решение какой-либо математической задачи, но оно является неправильным. Ошибки предлагается обнаружить ученикам.
  • Учитель предъявляет неполное решение задачи, а ученикам предлагается завершить его.
  • Для решения предлагается задача с неполными или избыточными данными, ученики должны обнаружить это.
  • Предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.

ИГРА «ЛЕСЕНКА»

  • Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:
  • Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан:
  • Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только подчеркнули, но и исправили.


  • сравнить результат своей деятельности с образцом;
  • выполнить действия по развернутой инструкции;
  • сравнить промежуточный результат с эталоном;
  • составить проверочные задания для самоконтроля;
  • сравнить конечный результат с эталоном;
  • осуществить самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;
  • реконструировать ошибочное действие
  • редактирование текста и т.д.

  • Внешние выражения уровня самоконтроля и самооценки можно вносить на каждом этапе урока в индивидуальный лист успешности, который имеет несколько видов и функций. Заполняется самим ребенком.




«МОИ УСПЕХИ В 1-М КЛАССЕ»