Как татьяна соломаха забирала хлеб у крестьян. Знатные люди станицы. Иващенко Павел Лукьянович

(1892 ) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Татьяна Григорьевна Соломаха ( –) - русская pеволюционерка, член партии большевиков, участница Гражданской войны в России и становления Советской власти на Кубани.

Биография

Впоследствии именем Соломахи - Таня, - назвалась на допросе Зоя Космодемьянская .

Память

Напишите отзыв о статье "Соломаха, Татьяна Григорьевна"

Литература

  • Женщина в гражданской войне. Эпизоды борьбы на Северном Кавказе., М.: ОГИЗ., 1937;

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Соломаха, Татьяна Григорьевна

– Я им дам воинскую команду… Я их попротивоборствую, – бессмысленно приговаривал Николай, задыхаясь от неразумной животной злобы и потребности излить эту злобу. Не соображая того, что будет делать, бессознательно, быстрым, решительным шагом он подвигался к толпе. И чем ближе он подвигался к ней, тем больше чувствовал Алпатыч, что неблагоразумный поступок его может произвести хорошие результаты. То же чувствовали и мужики толпы, глядя на его быструю и твердую походку и решительное, нахмуренное лицо.
После того как гусары въехали в деревню и Ростов прошел к княжне, в толпе произошло замешательство и раздор. Некоторые мужики стали говорить, что эти приехавшие были русские и как бы они не обиделись тем, что не выпускают барышню. Дрон был того же мнения; но как только он выразил его, так Карп и другие мужики напали на бывшего старосту.
– Ты мир то поедом ел сколько годов? – кричал на него Карп. – Тебе все одно! Ты кубышку выроешь, увезешь, тебе что, разори наши дома али нет?
– Сказано, порядок чтоб был, не езди никто из домов, чтобы ни синь пороха не вывозить, – вот она и вся! – кричал другой.
– Очередь на твоего сына была, а ты небось гладуха своего пожалел, – вдруг быстро заговорил маленький старичок, нападая на Дрона, – а моего Ваньку забрил. Эх, умирать будем!
– То то умирать будем!
– Я от миру не отказчик, – говорил Дрон.
– То то не отказчик, брюхо отрастил!..
Два длинные мужика говорили свое. Как только Ростов, сопутствуемый Ильиным, Лаврушкой и Алпатычем, подошел к толпе, Карп, заложив пальцы за кушак, слегка улыбаясь, вышел вперед. Дрон, напротив, зашел в задние ряды, и толпа сдвинулась плотнее.
– Эй! кто у вас староста тут? – крикнул Ростов, быстрым шагом подойдя к толпе.
– Староста то? На что вам?.. – спросил Карп. Но не успел он договорить, как шапка слетела с него и голова мотнулась набок от сильного удара.
– Шапки долой, изменники! – крикнул полнокровный голос Ростова. – Где староста? – неистовым голосом кричал он.
– Старосту, старосту кличет… Дрон Захарыч, вас, – послышались кое где торопливо покорные голоса, и шапки стали сниматься с голов.
– Нам бунтовать нельзя, мы порядки блюдем, – проговорил Карп, и несколько голосов сзади в то же мгновенье заговорили вдруг:
– Как старички пороптали, много вас начальства…
– Разговаривать?.. Бунт!.. Разбойники! Изменники! – бессмысленно, не своим голосом завопил Ростов, хватая за юрот Карпа. – Вяжи его, вяжи! – кричал он, хотя некому было вязать его, кроме Лаврушки и Алпатыча.
Лаврушка, однако, подбежал к Карпу и схватил его сзади за руки.
– Прикажете наших из под горы кликнуть? – крикнул он.

Начнём от обратного. А именно - вам приходила мысль, почему для того, чтобы дискредитировать человека или страну, событие или достижение, критики выбирают совершено противоречащие и взаимоисключающие факты. Если проследить целенаправленность критики - её, такую вроде несвязную, противоречивую, но последовательную, можно увидеть в отношении разных персон и в разных странах. Могут ругать одновременно как святых, так и тех, кто этих святых не признавал, как героев Отечественных войн и советского труда, так и тех, кто сейчас поддерживает новый капитализм и критичен в отношении сталинского режима. Они ругают как самого Сталина, так и тех, кто ругает Сталина за то, что он был тираном, революционером, уничтожившим царскую Россию, и… тут же ругают Царскую Россию и поливают грязью Романовых.

Тенденция такова, что критиков повально не устраивает, например, и царская Россия - «страна рабов», и СССР - «страна рабов», и Россия путинская - опять «страна рабов».

Конечно, можно запутаться, но не спешите. Такой аврал критики действительно направлен на эмоциональное впечатление, чтобы в вести в стопор непонимания. Но, если всё-таки идти в рассуждениях от обратного (как я и предлагаю), - вывод очевиден. Неприятие и критика совершенно разных фактов и личностей в истории отдельного государства имеет в сознании критикующих что-то настолько общее, чему они могут даже не отдавать отчёта. Так что же это за «бозон Хиггса» такой, который объединяет в коллективной травле и ненависти одних и в коллективной защите противоречивых фактов других? Разберёмся.

Иеротопия

Для примера давайте вспомним наших священников-ветеранов. Ко дню Победы многие из них с гордостью надевают на простые подрясники свои ордена и медали. В любом случае эта эклектика - священник в орденах с советской символикой - повод для нападок: мол, какие ж они священники - эти «московиты»? Если путают грешное с праведным. Ведь если они приняли Христа - как могут носить эти звёзды советской эпохи, по многим трактовкам знаменующие собой противоположность самому Кресту? Действительно, что это за люди такие? Да никакие не особо особенные. А обычные - вставшие как тогда, так и после Победы, на защиту святости.

Мы хоть сами замечали, как часто употребляем слово «святость» во всех падежах? И выражения, которые стали расхожими, - «у тебя ничего святого нет» или «святые для нас даты» - слетают с наших уст автоматически. Но даже если автоматически - и то хорошо. Отличает глубинная память это ощущение от других чувств.

В нашем сознании (как верующих, так и атеистов) святое - это что-то сверхдорогое и сверхценное. В том смысле, что святое - это не ценная бумага на банковской бирже. А вот сверхценная бумага - это письма давно умерших родственников, которые не бросишь в огонь, или Евангелие, в буквальном смысле - которое лежит на аналоях в храмах, как материализация Слова на бумаге. В разных религиях и философиях, и даже в быту, понятие святости у разных народов сводится к одному общему знаменателю - это нравственная характеристика людей и их поступков, мест и событий, которые призывают подниматься над приоритетом земных, бытовых дел ради высоких целей. Достижение этих святых целей поворачивает вспять события, внутренне меняет причастных людей и свидетелей, остаётся в памяти поколений - тем самым побеждая смерть как забытьё. А часто и буквально - побеждая смерть.

Но и тут, скажу вам по секрету, что звучит такое обобщающее понятие «святость» на разных языках по-разному, и смысл немного разнится. Да и категории святости тоже у всех религий и народов разные - как по значению, так и по количеству. А вот в русском языке слово святость происходит от слова свет - как цель, путь и необходимое условие, что бы видеть эту цель. Да, частично это языческое толкование. Потому изначально святые на Руси - это образец во всех сферах их деятельности, а не только в сугубо церковно-религиозном контексте. Это сыны света против тьмы. Не буду углубляться в историю противоборства Архангела Михаила и Денницы. Или хотя бы в истории былинных русских героев, побеждающих драконов. Достаточно того, что те самые священники с орденами и есть сыны света, победившие в период своей молодости сынов тьмы и продолжающие побеждать теперь - на другом ратном поле.

Нет, я не хочу умалить роль других ветеранов, наоборот. Множественные свидетельства этих людей (зафиксированные в воспоминаниях) говорят о том, что промысел Божий хранил Россию всегда и во всех мировых войнах. А во Второй мировой - особенно. Как берегли иконки, вшитые матерями в гимнастёрки, как являлись святые, как помогал Николай Чудотворец… Этому набору свидетельств, как и результату Небесного покровительства, даже есть название - иеротопия - священные пространства. Ими могут быть не только храмы, а целые города и страны. Так что идти супротив иеротопии России бессмысленно - это священное пространство.

Но уж, поскольку в начале мной заявлена болезненная критика ищущих повода покритиковать всё, что для нас свято, - со священников с орденами и начну.

Из рода Ааронова

Род Аарона - это потомки того самого первосвященника Аарона, кто вместе с Моисеем обличал египетского фараона и выводил евреев из плена. Звание первосвященников сохранялось за его потомками до пришествия на землю Спасителя, преемственно переходя к старшему в роде. И что для нас важно, сама Богородица непосредственно из этого самого рода по материнской линии, как и положено у евреев.

Многочисленное священство, служащее в Истине, на всех землях планеты и нашей Родины - сегодня единственное остаётся действующим и рукоположенным от Иисуса и рода Ааронова, из которого во плоти Он и происходил по той же самой материнской линии. Собственно, призвав апостолов и другие народы, Спаситель установил новую Родословную - рождённых в Истине, через Таинства и рукоположение. Потому для меня все наши священники - из рода Ааронова.

Преемственность в семейном деле развита и сейчас. Есть целые поколения фермеров, банкиров, заводчиков, ремесленников. В России таким наследственным делом очень часто было священство. В годы революционных преобразований оно тщательно уничтожалось. Иногда целыми семьями. Иногда и приходами - если священник пользовался в своём селе или общине уважением и авторитетом.

Это коснулось и семьи потомственных священников, которые были расселены по многим населённым пунктам Тамбовской губернии. Фамилии их звучат так, как называются храмы в честь святых Козьмы и Дамиана. И, вполне вероятно, от названия храма и пошли. Имена её представителей впервые встречаются в списках воспитанников Тамбовской духовной семинарии с 1838 года, затем в 1850 году в семинарию поступает Иван Козьмодамиановский из села Чамлык Усманского уезда; в 1852 году - Феодосий из села Ольхи Моршанского уезда; в 1870-м - Павел Козьмодомиановский из села Иноковки Кирсановского уезда. В документах Государственного архива Тамбовской области упоминаются вдовы священников, служивших в начале XX столетия в селах Осиновые Гаи и Рудовка, - Александра Яковлевна и Мария Николаевна Козьмодомиановские. Из рода Козьмодомиановских священствовали в храмах Моршанского и Кирсановского уездов вплоть до 1919 года, а некоторые из них - и до 30-х годов. Как и многих других тамбовских священников, Козьмодомиановских постигла жестокая участь репрессированных.

27 августа 1918 года был замучен и утоплен в местном пруду Пётр Иоаннович Козьмодомиановский. Он также родился в семье священника и один из его братьев, Василий, также стал священником. Начинал о. Петр с псаломщика. Но когда окончил Тамбовскую духовную семинарию, работал ещё и учителем в приходской школе села Крутец и священником в Казанской церкви. В 1906-м был переведён в село Осиновые Гаи в Знаменскую церковь, где сменил одного из своих дальних родственников - Василия Козьмодомиановского. В приход Знаменской церкви кроме Осиновых Гаёв входило ещё множество деревень - где иерей Пётр был учителем и благодетелем, тайно оставляя в домах бедных милостыню.

Там в 1918 году, поддерживаемый крестьянами и своим приходом, активно выступал против нововведений коллективизма. Сначала в период уборной страды у крестьян начали отбирать лошадей для Красной Армии. Потом зерно и другие запасы. На День Св. Троицы иерей Пётр недвусмысленно заявил, что так называемые комбеды не бедных и сирых представляют, а голытьбу, не желающую работать и под видом «борьбы с эксплуататорами» занимающуюся обыкновенными грабежами. Ему этого не простили.

Потом потребовали изъять церковно-приходские метрические книги, где были записаны все жители района. Зачем были нужны эти метрики - понятно. Они свидетельствуют о тех, кто регулярно посещал храм, чтобы никто (из этих метрик) не спрятался. Тогда весь Кирсановский уезд превратился в эпицентр крупномасштабной крестьянской войны. Четверо сыновей иерея Петра выступали вместе с отцом. Старшие, Анатолий и Алексей, учились в то время в Тамбовской духовной семинарии, а младший, Александр, - в Духовном училище.

Петр Иоаннович был схвачен на чердаке собственного дома, где хранил метрики, и схвачен теми, кого, возможно, в недавнем прошлом учил в сельской школе или благословлял на праведные дела. Именно в этом чудовищная суть события в тамбовском селе Осиновые Гаи в августе 1918 года... После расправы тело иерея Петра было обнаружено лишь весной 1919 года, когда полая вода выбросила его на берег незадолго до праздника Троицы. Кто-то из пастухов заметил что-то вроде света и пения у воды (в нескольких километрах от села). При проверке нашли тело иерея Петра. По свидетельству очевидцев, оно было без всяких признаков разложения и имело восковой цвет.
Его жена Лидия Фёдоровна боялась забрать без разрешения тело мужа — местные власти могли оставить её несовершеннолетних детей круглыми сиротами. Только по получении разрешения сельского совета она со старшим сыном Анатолием похоронила мужа у алтаря Знаменской церкви 31 мая 1919 года, в Духов день. Надо ли вам объяснять, что чувствовал взрослый сын, хороня замученное тело отца? Кем бы он ни был, семинаристом или красноармейцем. На могиле Петра Козьмодомиановского и ныне стоит крест, в селе Осиновые Гаи он почитается святым.

Неудивительно, что сын иерея Анатолий активно выступал против коллективизации, был признан кулаком и сослан вместе с семьёй в Иркутскую область. Об этом описывает в своей книге жена Анатолия Козьмодомиановского - учительница Любовь Тимофеевна Чурикова. Она и есть единственный достоверный источник, по которому мы можем сегодня отследить формирование людей, которых многие назовут новым поколением героев. Любовь Чурикова - мама Зои Космодемьянской, написавшая о своей жизни и детях книгу «Повесть о Зое и Шуре». Там автор мимоходом и вспоминает, что её будущий муж Анатолий Козьмодомиановский вернулся из боёв гражданской войны красноармейцем, что вызывает у меня легкое недоумение и, в то же время, понимание: надо отдавать себе отчёт, в какое время писала мама Зои Космодемьянской свои воспоминания. О многих моментах в повести не сказано - но любой родитель поймёт: несказанное звучит громче, чем опубликованное.

В повести мама Зои пишет, что они уехали в Сибирь по собственному желанию - буквально, «мир повидать». А читается это как тайнопись революционеров молоком. Конечно, это неправда. И что же это был за мир? «…город Канск, Енисейского округа. Городок был маленький, дома одноэтажные, деревянные, и тротуары тоже деревянные. Нам дали назначение в село Шиткино, и мы решили сразу, не теряя времени, двинуться туда». Семью Анатолия Козьмодомиановского в Сибирь сослали - подальше от места его родины, Осиновых Гаёв, где всё напоминало смерть отца-священника и результаты деятельности большевиков… И сослали навсегда. По причине доноса односельчанина Кузьмы Семёнова, написавшего в исполком письмо, обвиняя комбед (комитет бедноты), в котором служили Анатолий с женой, в завышении норм отбора зерна и изъятии излишков у сельчан в собственных интересах. Вполне может быть, что семья Козьмодомиановских бежала из родного села от начинавшейся широкой антирелигиозной кампании, насильственной коллективизации и целенаправленной борьбы со священниками и их потомками.

Тогда один из их многочисленных однофамильцев/родственников, священник Николай Павлович Козьмодемьянский, опекавший паству в Вятках Тамбовской губернии, был расстрелян 4 февраля 1938 года, и лишь в июле 1989-го признан невиновным и реабилитирован в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года. Волна расправ то откатывала, то накатывала на священническую династию.

В книге «Повесть о Зое и Шуре» вы можете прочитать, как восторгается красотами природы Сибири семья сосланных. Но первой не выдержала сама мама. «Морозы доходили до 57 градусов», - как бы намекает она читателю повести… И ещё один важный эпизод: в сибирской деревне, где они жили и учительствовали, кулаки убили нескольких коммунистов. В людях зрело недовольство капиталистическими «недобитками». И это были их соседи - которые не знали, что учителя Анатолия Петровича Козьмодомиановского с семьёй сослали в Сибирь по обвинению в том же кулачестве… Жить опять становилось опасно. Любовь Тимофеевна пишет сестре в Москву отчаянное письмо - выручить их хоть как-то. Сестра Ольга Чурикова работала в то время в аппарате Наркомпроса и вымолила у Надежды Крупской разрешение на возвращение родни в Москву. Условие было одно - изменение фамилии. Фамилию изменили, на несколько букв. Но не забывайте, что родители Любови Чуриковой тоже были из Осиновых Гаёв и помнили всю историю с убийством священника - отца зятя. В книге Любови Тимофеевны нет ничего о детстве и взрослении в Осиновых Гаях, когда она ходила в храм обязательно - как и все односельчане. Она только опять оговаривается, что знала своего будущего мужа - сына священника - с детства. Также опущен тот период (кроме незначительных бытовых зарисовок), когда их дети уже могли задавать вопросы о своих дедушках и бабушках. Нет - не значит, что дети этих вопросов не задавали и не получали ответы от старших. Не будем додумывать, встречались ли они с другой бабушкой - вдовой иерея Петра, своего деда? Показывала ли она им могилу священника и что говорила о причине его смерти. Любовь Тимофеевна об этом не пишет.

Более характерны эпизоды воспитания в детях любви не только к русским детским сказкам - а к греческой мифологии, мировой истории, романам иностранных авторов. Когда были опубликованы воспоминания сослуживцев Зои по диверсионной группе, они вспоминали, как у костра она наизусть цитировала длинные стихи и отрывки из поэм. Действительно, если кто умеет читать между строк, - пусть ознакомится с биографией Зои Космодемьянской и её брата Саши (тоже героя Советского Союза) в книге их матери. Результаты воспитания проскакивают в эпизодах становления таких моральных качеств Зои, которые стремятся к абсолюту. То есть именно такие качества, которые не всегда воспринимались её сверстниками и домашними, как чрезмерная принципиальность и обязательность, болезненное восприятие неправды и даже «цепляние» за слова, сказанные кем-то необдуманно. Как сказали бы на языке людей воцерковленных - сказанные всуе. Моральные компромиссы были не для неё, и это часто делало Зою невоспринимаемой большинством сверстников.

Кто записан в Книгу Жизни

Конечно, при переезде в Москву можно было изменить фамилию, но нельзя было изменить наследственность. В любом случае, условием переезда семьи в Москву было полное инкогнито своей прошлой жизни. Опять же - кто хочет, сам может ознакомиться с биографией Зои, написанной матерью, и сделать личные для себя выводы. Для меня красной линией проходит одна показательная тенденция. Я не вижу в этом тексте мечты Зои о земном будущем, о том, кем она хочет стать после школы, куда пойти учиться. Может, она и говорила об этом с родителями, с друзьями, но в тексте этого нет. Акцент ставится на другом - за что бы ни бралась Зоя, какое бы обещание ни давала - всегда выполняла и доводила дело до конца. Неоднократно звучит её фраза: «Этого мало». Болела ли она или была уставшая - всегда достигала результата.

Это же произошло и при выполнении задания уже в рядах диверсионной группы в тылу врага. Не послушавшись старшего группы Бориса Крайнова, требовавшего возвращаться в часть, она убедила оставшихся в живых вернуться и всё-таки окончательно уничтожить штаб фашистов в деревне Петрищево. Главное задание уже было выполнено, но «этого мало» - говорила Зоя…

Собственно, это упорство позже, на волне дискредитации, давало повод говорить о Зое Космодемьянской как о психически больной и выискивать не оправдавшие себя доводы. Даже указывали на то, что нормальный человек не вытерпел бы тех мук, которым подвергли её.

Для себя я прихожу к выводу, что некоторые мученики первых веков христианства были для меня одно время тоже не совсем воспринимаемы. Конечно, те из них, кого преследовали, - они прятались или хотя бы не афишировали веру, а были прихожанами катакомбных церквей или тайными христианами, случайно попавшимися на чём-то отвлечённом. Или даже если на них донесли - эти мученики, да, были мне понятны. Но категория тех, кто сам приходил в периоды активизации гонений и исповедовал веру, зная, что за это их убьют, - эти святые были для меня несколько загадочными. Если тебя заставляют отречься от веры, а ты не отрекаешься - конечно, это поступок, но зачем специально идти на осознанное уничтожение?

Этот вопрос периодически возникал в моём осознании православия, пока мне не попалась на глаза градация святых, где были не только мученики или великомученики - а и подвижники, исповедники, страстотерпцы…

Меня начала посещать одна, довольно нестандартная, мысль: что стимулирует человека стремиться к выходу за якобы разумные рамки? Согласитесь, люди, стремящиеся к невозможному, превозмогающие свои слабости, есть во многих профессиях. Чаще всего это наблюдается в спорте - чаще и нагляднее. Но там тоже всё понятно: они не суицидники и даже зарабатывают очень большие деньги, хотя жизнь их подвергается опасности. Военные - да, тоже рискуют жизнью. Но рискуют, простите за возможный цинизм, всегда оставаясь в рамках, ограниченных начальством. На этом и держится армия. Итак, мысль, которая приходила мне в голову по поводу поведения некоторых ярких личностей в истории человечества, заключалась в том, что они не только ставят новые высоты и достигают их. Они, эти люди, только тем и занимаются, что стремятся к новым и новым высотам. Они всё время двигаются всё выше. Они продвигаются. Они - подвижники. Они такими рождаются. Можно даже было бы сформулировать это качество как отдельную профессию, если бы подвижники доживали до среднего возраста и группировались в общности. Конечно, это не о монастырских подвижниках, а о мирских героях, воспетых в народных сказаниях. Безусловно, попав в экстремальные обстоятельства, каждый обычный человек ведёт себя по-разному - кто-то остаётся героем, кто-то предателем. Кто-то - раскаявшимся и восстановившимся в преданности.

Кстати, одним из любимых героев таких сказаний у Зои был Илья Муромец - она даже начала писать о нём повесть или сочинение вольного пересказа. Так, как она его видела. Быль о трёх богатырях не вычеркнули из школьных учебников, назвав героев - сказочными. И в то самое время, когда Зоя восхваляла своего героя, он уже давно был канонизирован, приняв монашество, и почивал нетленно в Киево-Печерской Лавре. Знала об этом Зоя? Нужно ли ей было это знать? Если мыслить, как уже мной сказано, от обратного - достаточно того, что Илья Муромский знал о Зое…

В начале мной уже упоминалось такое понятие, как святость. А кто такие подвижники по определению? Слов в определении много и все они в основном церковные. Выберу те, что понятны всем: корень слова «подвиг» имеет смысл целенаправленного усилия, стремления к достижению цели путём вольного самоограничения жизни, предпочтение высших ценностей ценностям низшим. Подвижник никогда не поставит интересы плоти выше запросов духа, никогда ради плоти не подавит и не ограничит свою духовную жизнь. Всё вышеперечисленное хочешь не хочешь влечёт за собой аскетизм во внешних проявлениях.
Так вот, после изучения, кто такие подвижники не только в одном абзаце, но и на примерах святых христианских и других религий, мне понятно отречение нового поколения подвижников Второй мировой. Они, в мирной жизни находившие себе применение в труде и помощи другим - теперь получили ясное ощущение своей цели. Не обязательно, что все они понимали своё предназначение - но никогда не прятались от опасности, получая вслед окрики: «Ты что? Смерти ищешь?» Нет - предназначение подвижников совсем не смерть - а бессмертие.

Вспомните, как и чем именно прославилась Зоя? Тем, что выдержала пытки и не предала товарищей? Конечно. Но через пытки прошли многие герои той войны… Зоя вошла в вечность своими последними словами, в которых заложены две важнейшие информации. Первое - пророчество: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен. Русь! Советский Союз непобедим и не будет побеждён! Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят».

И второе - и от этого уже никуда не деться - это слова, которые могут принадлежать только христианскому мученику, подвижнику: «Эта моя смерть - это мое достижение». Для тех, кто в недоумении - уточню: я не знаю судьбу Зои в посмертном мире, как и те, кто в него верит или не верит. Но вдумайтесь. Многие, умирая от рук фашистов, просили считать их коммунистами или с гордостью констатировали, что отдают жизнь за Победу. Даже попавшая на одном задании в плен к немцам и повешенная с ней в один день Вера Волошина пела «Интернационал». Но Зоя говорит совсем другие слова. Потому что в годы войны достижение - это победа, или успешная операция, или выигранный бой. Но смерть - это смерть, потеря бойца. А достижением смерть является только в христианской парадигме. Потому, только перейдя в новую категорию существования, святые периода христианских гонений могли помогать оставшимся на земле. Во многих житиях так и записано - что перед смертью обещали помогать, считая смерть достижением.

Конечно, Зоя не говорила буквально, что будет помогать. Она и славы-то не искала, и назвалась другим именем - и всё потому же, что этот подвиг был не ради славы. Откуда она знала, что смерть есть достижение - особенно мученическая? Достаточно того, что она была внучкой священника. Но, скорее всего, она и сама не знала - ни про дедушку, ни про смысл своего подвига.

Больше склоняюсь к мысли, что родители уберегли детей от «разрыва шаблона», как сказали бы сегодня. А мама в воспоминаниях даже приводит идеал Зои - Татьяну Соломаху. Что тоже спорно или написано специально, так как Соломаха действительно претерпела мученическую смерть (её четвертовали), но за то, от чего непосредственно пострадала семья Космодемьянских. Соломаха, комиссар продразвёрстки, в 1918 году отбирала продовольствие у крестьян и кулаков в счёт Красной Армии и уничтожала священство и казачество, руководя казнями. Сама она участвовала в гражданской войне, чудесно владея оружием и верховой ездой. А вы не забыли, что против отбора продовольствия как раз и выступал отец Зои, Анатолий - поповский сын? Вследствие продразвёрстки начался голод, тиф и холера, которыми заболела сама Татьяна Соломаха. Но происходило это на Кубани. Хотя география уже не имела значения - голод охватил 36 областей. А правительство в 1921 году продало за рубеж 108 млн пудов хлеба…

По большому счёту тот характер, который проступает в повести её мамы, не нуждается в идеалах. У подвижников вообще, в массе своей, собственное предназначение, которое пока не выполнят - покоя себе не находят: им всё «этого мало», как часто говорила Зоя. Могла ведь она прятаться в укрытие при бомбежках? Но она находилась на крышах, сбрасывая фугаски. Шила с матерью петлички и сумки для красноармейцев, но всё время нервничала, повторяя: «Этого мало, почему девушек не берут на фронт». Работала токарем на заводе - но, как вы уже понимаете, этого было мало. Она всё время томилась в ожидании. Вспоминается эпизод из воспоминаний по реабилитации Жанны д’Арк: «Она так сильно желала, чтобы её проводили к дофину, что время томило её, как беременную женщину» . Подвижникам всё бы скорее, всё мало, пока не достигнут цели предназначения - даже если они идут к гибели. А назвалась Зоя другим именем, чтобы держать в неведении свою мать и брата, - в надежде, что её тело не найдут. Так, собственно и было: отступая из Петрищева, фашисты наспех захоронили девочку-десятиклассницу, провисевшую на виселице два месяца.

В Великую Отечественную многие герои, павшие в бою или в фашистских застенках, были внесены навечно в списки своих боевых частей. При перекличке их называли наравне с живыми. И это не только пропаганда советской идеологии или христианской трактовки бессмертия. Видя перед собой такие образцы - другие понимают, что мечты сбываются и невозможное возможно. Такие образцы всегда остаются живыми перед глазами тех, кто за ними следует. Как только стало известно, что погибшая в Петрищеве девушка перед смертью говорила жизнеутверждающую речь, призывала к борьбе и называла смерть - достижением, её имя появилось на танках и самолетах и… в сердцах. За Зоей пошли.

Поджигатель

Многие спрашивали позже, почему именно Зоя была поднята на знамя освободительного движения? Не только она. Действительно, при освобождении не только Петрищева и других соседних деревень были найдены ещё повешенные девушки-диверсанты. И сейчас в лесах и топях находят останки неизвестных героев. Позже, в 90-е, развернулась кампания, что на известной фотографии в «Правде» вообще была не Зоя. Исследованиям доказательств и их опровержениям посвящено много дискуссионных статей. Стали известны имена тех, кто служил и погиб с Зоей в одной диверсионно-разведывательной группе штаба Западного фронта №9903 в 1941 году. Это Лиля Азолина, также повешенная фашистами. Это и Вера Волошина, не вернувшаяся с задания с Космодемьянской и тоже принявшая пытки и смерть через повешение в один день, 29 ноября - только в деревне Головково. Она считалась пропавшей без вести 16 лет.

Оставив разбираться, кто именно на фотографии, целенаправленные критики переключились на содержание подвига: «Разве ж это подвиг - поджигать дома своих же соотечественников. Да ещё, если при желании докопаться, поджигать конюшни?» Но, господа, времени прошло так много: были найдены фото Зои перед смертью - где она в ватнике и стёганых брюках (фото у взятого в плен немецкого офицера), её опознали мать и брат, были опрошены сослуживцы по диверсионной группе. Факт один - Зоя выходила на задание уже не в первый раз и успешно пересекала линию фронта, ей удалось подорвать узел связи, ходить в разведку, закладывать мины. Полковник МВД в отставке Вадим Асташев провёл своё личное расследование, после чего подтвердил: в Петрищеве был целый полк немцев и штаб немецкой дивизии, станция радиоперехвата и армейский узел связи. Это был стратегический пункт. Штаб Западного фронта поставил задачу разыскать и любыми способами вывести из строя узел связи врага. С этой целью и забрасывались диверсионно-разведывательные отряды. Многие попали в засаду, погибли. Например, из 20 человек группы Зои до заданной точки дошли всего шестеро. А к своим вообще вернулся лишь один командир - лейтенант Борис Крайнов (прождавший своих на месте встречи 10 часов).

И так же точно сослуживцы рассказывали о других своих товарищах - погибших и выживших. Есть даже воспоминания командира всей части, курирующей диверсионные группы, - майора Спрогиса. Он не хотел брать Зою якобы по причине её яркой внешности. А на самом деле он знал о её происхождении из священнического рода. Но, увидев, что девушка не отходит от его кабинета и просидела там всю ночь, после нескольких испытаний всё-таки зачислил её в диверсанты.

Диверсанты - специально подготовленные специалисты по выводу из строя наиболее важных объектов противника или их элементов путём подрыва, поджога, затопления, а также применением иных способов разрушения, не связанных с ведением боя для достижения цели.

На фотографиях Зои перед казнью мы видим её с табличкой, что она поджигатель. И это правда, если она диверсант (по-современному - спецназовец). И, кстати, до сих пор Зоя числится в части №9903, которая переформирована в подразделение особого назначения ФСБ «Вымпел». Спецназ считает Зою своей сестрой.

Так всё-таки про поджигателей. Не случайно Зоя дошла до нас именно этим фото, именно с этой табличкой. И не зря так симпатичен был ей Илья из Мурома. В этом городе стоит древняя церковь в честь святых Козьмы и Дамиана, построенная приблизительно в середине XVI века. Во время похода на Казань царь Иван Грозный устроил в Муроме свой боевой лагерь. К царю присоединилась и муромская дружина. Царь советовался, как захватить ему стан неприятеля на другом конце Оки. В шатёр к нему пришли муромские кузнецы - два брата, Козьма и Дамиан. Они пробрались ночью в ханский шатёр и подожгли его. Пока тушили пожар и искали поджигателей, Иван Грозный с дружиной переправился через реку и взял лагерь врага, а позже и Казань. Оба брата погибли в руках неприятеля, а царь поставил в честь их небесных покровителей Козьмодомиановский храм. Как памятник русским диверсантам. Он сохранился до наших дней. Как и фамилии множества ныне служащих священников с фамилией Космодомиановские.

Вот, собственно, и всё, что хотелось мне рассказать об этой мистической иеротопии русской земли, проходящей через столетия и географию - с севера на юг, с востока до самого запада, в любой одежде - ватнике или рясе, и сквозь любую власть Русской земли.

Подписывайтесь на в Яндекс.Дзен!
Нажмите " ", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

(краткая биография)

Соломаха Татьяна Григорьевна родилась в 1892 году в семье сельского учителя станицы Попутной. В 1910 году Татьяна стала учительствовать в одноклассной школе станицы Попутной, там, где размещается средняя школа №2. Хорошее влияние на неё оказал её отец, Григорий Соломаха, революционеры, гонимые царским правительством за революционную деятельность, которые часто бывали в доме Соломахи.

В 1910 году отец Тани, по доносу попа, был уволен из школы, как неблагонадёжный. Таня, как старшая в семье, осталась кормилицей семьи. Она рано познала труд и заботу о семье, рано узнала гнёт и унижения, чинимые местными властями, попами и кулаками.

Таня любила книги. Она много и вдумчиво читала. Одной из её любимых книг был роман Э. Войнич «Овод». Читала она и другие революционные произведения. Один из ночевавших в доме Тани студентов подарил ей книгу, на обложке которой было написано: «В.И. Ленин».

Во время империалистической войны Таня становится вполне оформившимся революционером и ведёт активную работу среди солдат – фронтовиков, возвращающихся в станицу.

После Великой Октябрьской социалистической революции в Попутной, под руководством Н.Т. Шпилько, создаётся партийная большевистская организация, которая развернула большую работу по установлению, укреплению советской власти в станицах и хуторах Отрадненского района. После победы революции в Центральной России контрреволюционеры (меньшевики, кадеты, офицеры) бежали на Кубань, где стали собирать силы для борьбы против Советов. В Попутную тоже вернулись офицеры, которые поднимали мятежи, обманывая казачество, натравливая его друг на друга, против Советской власти.

Попутненский совет и партийная организация вели огромную работу по борьбе с контрреволюцией, по организации красногвардейских отрядов из казачьей бедноты и солдат – фронтовиков, по сбору продовольствия для Красной Армии.

Ревком и партийная организация назначили Таню продовольственным комиссаром. В борьбе за хлеб ей часто приходилось сталкиваться с контрреволюционными бандами. Её жизнь была в постоянной опасности. Но Таня успешно выполняла задание партии. Добровольцы – красногвардейцы беспрерывно поступали в Красную Армию. Но борьба усиливалась. Осенью 1918 года красноармейцам пришлось отступить из Попутной. Ушла и Таня Соломаха. Под Ставрополем она заболела тифом. И больная, ночью, в хуторе Благодарном, около села Казьминского, была захвачена белогвардейцами и возвращена в станицу Попутную.

В Попутной Татьяну, вместе с другими больными красногвардейцами, бросили в тюрьму, которая находилась там, где сейчас эфирозавод. Палачи, из местных кулаков, истязали больных и раненых, добиваясь от них выдачи товарищей. Труднее всех приходилось Татьяне. Её, как коммуниста и комиссара, мучили больше всех. Сестра Татьяны, Раиса, часто навещавшая сестру в тюрьме, рассказывала: «На Татьяне не было живого места… Чтобы было больней, каратели постоянно отрывали от ран присохшую одежду.»

Почти три недели избивали Татьяну шомполами и нагайками, требуя, чтобы отказалась от Советской власти и партии. Татьяна не сдавалась, говорила, что скоро придут Советы, а ваши дни сочтены.

В ночь на 7 ноября 1918 года Татьяна и её товарищи были казнены. Прощаясь, она говорила: «Наша кровь не пройдёт даром… Советскую власть не убить!». К месту казни они пришли с боевой революционной песней «Марсельезой». Заключённых рубили шашками. Татьяну убили последней, сначала отрубили руки, потом ноги, голову.

Так погибла героиня Гражданской войны, патриот Татьяна Григорьевна Соломаха.

Цапуров Козьма Климович

(краткая биография)

Цапуров К.К. родился в 1891 году в станице Попутной, в семье крестьянина – казака. Детство провёл в семье, учился в станичной школе, окончил четыре класса. До первой мировой войны работал с отцом в своём хозяйстве. В начале войны был мобилизован и служил в местном пластунском казачьем батальоне. Был на турецком фронте, участвовал в боях.

В 1917 году Цапуров К.К. примыкает к большевикам, принимает активное участие в разъяснении большевистских лозунгов и политики Временного правительства. Он призывает к прекращению империалистической войны.

Весной 1917 года Цапуров К.К. вернулся в станицу Попутную и принял активное участие в борьбе за Советскую власть. В феврале 1918 года вступил в партию большевиков, а с установлением Советской власти на Кубани, был избран первым председателем Совета станицы Попутной.

Во время Троицкого восстания кулачества Цапуров Козьма Климович был на хуторе Синюшенском по делам организации отряда, а когда вернулся, станица уже была захвачена белыми. Его арестовали, избили и посадили в школу, где содержались другие арестованные. Наступление Казьминцев на Попутную было для белых неожиданностью. Они бежали, не успев рассправиться с арестованными.

После подавления Троицкого восстания, Цапуров К.К. вместе с другими бойцами, отходит к Невинномысской, а затем попадает на пополнение 154-го Дербентского полка, располагавшемся на Армавирском боевом участке. С подходом Таманской армии, Дербентский полк переходит на позицию в район Невинномысской, а затем, на боевой участок в районе Минеральных Вод.

В октябре Дербентский полк, где служил Цапуров К.К. направляется в Пятигорск, для дальнейшего наступления на Кизляр.

При занятии станицы Попутной белыми в октябре 1918 года всё имущество семьи Цапуровых было разграблено, а семья была вынуждена скрываться в других станицах.

При отступлении советских войск под Астрахань Цапуров К.К. перенёс брюшной и возвратный тиф. Всю болезнь провёл в походе.

В марте 1919 года Цапуров К.К. командует батальоном Дербентского полка 33 стрелковой дивизии. В боях с белыми он неоднократно проявлял мужество и отвагу, за что награждался именными часами ЦИК Северо – Кавказской республики и кожаным костюмом военного совета.

В боях под станицей Хреновой Воронежской губернии Цапуров К.К. был смертельно ранен осколком снаряда. Похоронен в городе Боброве Воронежской губернии 20 июля 1919 года.

Именем Цапурова Козьмы Климовича назван один из хуторов Попутненского совета, колхоз в хуторе Вольный труд и улица станицы Попутной.

Шпилько Назар Трофимович

(краткая биография)

Шпилько Н.Т. родился в станице Попутной в 1890 году в семье иногороднего крестьянина – бедняка. В Попутной он окончил церковно-приходскую школу. Затем работал пастушонком у помещика Мазаева и в Бесскорбной у кулака, а когда подрос, стал рабочим – деревообделочником.

В 1912 году Шпилько Н.Т. был призван в армию, служил в Тефлисе. Там же, в Тефлисе, в 1917 году вступил в ряды партии большевиков. После демобилизации, в конце 1917 года, он вернулся в станицу Попутную и принимал активное участие в борьбе за Советскую власть.

С установлением Советской власти Шпилько Н.Т. избирается депутатом Попутненского совета Лабинского отдела.

До августа 1918 года Н.Т. Шпилько работал председателем Реввоенсовета и военным комиссаром станицы Попутной, занимался организацией отрядов по борьбе с контрреволюцией, как в Попутной, так и по Лабинскому отделу. Был он и председателем военного трибунала по разбору дел контрреволюции.

С августа 1918 года Шпилько Н.Т. в рядах Красной Армии, работает военкомом воинской части, а затем инструктором политотдела XI армии. В боях, против махновских банд, был тяжело ранен. За боевые заслуги награждён орденом «Красного Знамени».

В апреле 1921 года Шпилько Н.Т. вернулся в станицу Попутную. С 1921 по 1927 год он работает сначала заместителем, а затем председателем Попутненского совета.

С 1927 по 1928 год он работает управляющим райпромкомбината, а с 1928 по 1930 год заместителем председателя Отрадненского исполкома. С 1930 по 1931 год учится и заканчивает Высшую Колхозную школу в Москве.

С 1931 по август 1942 года Шпилько Н.Т. директор Отрадненской МТС, а в период немецкой оккупации работал директором Поспеловской МТС, Алтайского края. Весной 1943 года вернулся в станицу Отрадную и снова приступил к обязанностей директора Отрадненской МТС.

С 1924 по 1950 год он избирался членом президиума Отрадненского райисполкома, часто избирался членом бюро райкома КПСС, а с 1938 по 1951 год избирался депутатом Верховного Совета Российской федерации.

Именем Н.Т. Шпилько назван один из хуторов Попутненского сельского совета, а так же колхоз в хуторе Весёлом.

С 1956 года Н.Т. Шпилько – персональный пенсионер.

Мащенко Пётр Харитонович

(краткая биография)

Мащенко П.Х. родился в 1913 году в станице Маруха, Карачаевской автономной области в семье крестьянина. После окончания школы работал в колхозе, а затем на конном заводе.

Во время службы в рядах Красной Армии окончил военную школу. В период Отечественной войны за боевые заслуги был награждён орденом «Александра Невского», орденом «Богдана Хмельницкого», двумя орденами «Красной Звезды», орденом «Отечественной войны» и медалями: «За взятие Берлина», «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга» и другими.

После окончания войны Мащенко П.Х. работал председателем колхоза в селе Петровском Отрадненского района.

В 1950-1953 годах учился в Краснодарской сельскохозяйственной школе, где и получил диплом агронома.

С 1953 года Мащенко П.Х. работал в станице Попутной председателем колхоза имени «Ильича» до его объединения с колхозом «Сталина», а затем стал председателем объединенного колхоза «Победа»

За работу в колхозе имени «Ильича» Мащенко П.Х. награждён орденом «Ленина» в 1958 году и за работу в колхозе «Победа» вторым орденом «Ленина»

Председатель колхоза Мащенко П.Х. и агроном бригады Стрельников А.Г.


Мащенко П.Х. принимал активное участие в общественной жизни, он был бессменным депутатом Попутненского Сельского совета, неоднократно избирался депутатом районного совета и членом Отрадненского райкома КПСС. В 1963 году Мащенко П.Х. избирался депутатом Краснодарского краевого совета.

При его непосредственном участии были построены: Дом культуры в 1959 году на 450 зрительских мест, при Доме культуры заложен парк, площадью 3,5 га, к началу 1967-1968 года - средняя школа на 560 мест, в 1966 году сдана в эксплуатацию больница, построенная совместно с колхозами «Ленина» и «им. Кирова».

Умер Пётр Харитонович Мащенко в июле 1966 года. Именем его названа улица, на которой он проживал.

Герой Социалистического Труда Герасименко Николай Фёдорович

(краткая биография)

Герасименко Николай Фёдорович родился 15 марта 1929 года в станице Попутной, в семье рабочего. С 1937 года учился в школе, окончил 6 классов. В 1944 году поступил на курсы трактористов при Попутненской МТС, работал трактористом до 1946 года, а в1946 году поступил на курсы шоферов и по окончании которых стал работать шофёром в Отрадненском автохозяйстве. За период работы в автохозяйстве (кроме с 1949 по 1952 год служил в армии) на протяжении 20 лет не имел ни одной аварии и дорожно-транспортных происшествий.

Принимал участие в освоении целинных и залежных земель, был на строительстве по перекрытию реки Кубань в станице Фёдоровской, принимал участие в оказании помощи пострадавшим в период землетрясения в Дагестанской АССР.

Работая шофёром, неоднократно награждался почётными грамотами Президиума ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР, присвоено звание «Отличник автомобильных перевозок». Неоднократно был занесён на районную Доску Почёта, а так же трижды был избран делегатом съезда – один раз на XXVII съезд КПСС и дважды на профсоюзные XV и XVII созывы.

Учитывая выполнение и перевыполнение планов, за добросовестный труд, правительство присвоило ему в 1966 году высокое звание Героя Социалистического Труда с вручением «Ордена Ленина» и Золотой Звезды «Серп и Молот». Николай Фёдорович так же награждён орденом Трудовой Славы 3 степени, орденом «Знак Почёта», медалью к 100-летию В.И. Ленина.

«Я отношу эту заслугу не как лично свою, а всех, всех, то есть коллектива Отрадненского ПАТП», - так говорил Герасименко Николай Фёдорович.

Иващенко Павел Лукьянович

(краткая биография)

Иващенко Павел Лукьянович родился в 1907 году в городе Кропоткине в семье крестьянина – середняка. До революции и после революции родители занимались крестьянством. В 1930 году семья Иващенко поступила в колхоз «12 лет Октября» Ново-Украинского сельского совета Гулькевического района Краснодарского края, где и проживали до 1934 года. В 1924 году вступил в комсомол.

В 1932 году колхоз направил Иващенко П.Л. на курсы ветфельдшеров в город Армавир. В 1933 году, после окончания учёбы, был направлен на работу по специальности в станицу Вознесенскую Лабинского района.

В 1939 году, после окончания рабфака, поступил на первый курс ветеринарного факультета Новочеркасского зооветинститута. В 1941 году был призван в Советскую Армию. За боевые заслуги в годы Отечественной войны был награждён орденом «Отечественной войны» второй степени и пятью медалями. В 1942 году, на фронте, вступил в партию.

После демобилизации, в 1946 году, продолжил учёбу в институте. В 1948 году, после окончания института, был направлен на работу по специальности ветврач в станицу Попутную Отрадненского района.

За достигнутые успехи в развитии колхозного хозяйства и выполнение государственных обязательств, в 1957 году был награждён орденом «Ленина» и медалью участника ВДНХ.

С 1959 по 1961 год работал главным ветврачом района. С 1961 по 1963 год возглавлял племзавод «Урупский» С июня 1963 по март 1965 года - главный эпизоотолог Отрадненской ветстанции. С марта 1965 года и по настоящее время - главный ветврач колхоза имени ХХ партсъезда.

Геращенко Григорий Трофимович

(краткая биография)

Геращенко Григорий Трофимович родился в 1912 году в станице Попутной Отрадненского района, здесь же и окончил начальную школу.

В 1937 году начал работать штурвальным на комбайне при Попутненской МТС, а с 1938 года, после окончания курсов комбайнёров, по настоящее время работает комбайнёром в колхозе «Победа».

За хорошую работу, высокую выработку и сохранность материальной части, в 1951 году был награждён орденом «Ленина».

За высокие показатели в работе в 1952 году был награждён орденом «Трудового Красного Знамени», а в 1966 году награждён вторым орденом «Трудового Красного Знамени».

В 1965 году Геращенко Г.Т. было присвоено звание «Ударник Коммунистического труда».

В октябре 1957 года Геращенко Григорий Трофимович был участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и награждён медалью участника ВСХВ.

Тишевский Василий Николаевич

(краткая биография)

Тишевский Василий Николаевич родился в 1927 году в станице Попутной, где и окончил 5 классов местной школы. В 1946 году он учился на курсах комбайнёров в Прочноокопе.

После окончания курсов комбайнёров работал сначала штурвальным, а затем комбайнёром при Попутненской МТС.

За хорошую работу в 1950 году был награждён орденом «Ленина», а в 1951 году – орденом «Трудового Красного Знамени».

В 1952 и в 1953 годах был участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. На выставках награждён серебряной и бронзовой медалями.

В станице Попутной работал до 1956 года. В настоящее время живёт в городе Невинномысске.

Мищенко Пантелей Митрофанович

(краткая биография)

Мищенко Пантелей Митрофанович родился в 1895 году в селе Гусаровском Отрадненского района. Родители занимались сельским хозяйством. В старой армии служил 2 года, а в 1918-1920 годах – в Красной Армии.

С 1921 по 1923 год работал секретарём Красногвардейского сельского совета, а в 1923 году поступил счетоводом в артель инвалидов села Гусаровского, где и работал до 1925 года.

В 1925 году поступил на курсы техников – животноводов, которые окончил в 1926 году.

В 1927 году поступил работать в животноводческое хозяйство товарищества в селе Гусаровском, где работал до 1929 года.

В 1929 году поступил в сельскохозяйственную академию имени Андреева в городе Новочеркасске, которую окончил в 1931 году. После окончания поступил на работу в Отрадненское Райзо, а затем был переведён в станицу Попутную.

В августе 1942 года эвакуирован со скотом в горы, где попал в плен к немцам. В период оккупации проживал в селе Гусаровском и работал зав. зооветучастком. С 1948 года был переведён в станицу Попутную в той же должности. В 1953 года работал в колхозе «Имени Сталина». За выращивание высокопродуктивных животных и правильное ведение племенной работы на протяжении всей трудовой деятельности в 1957 году был награждён орденом Ленина.

Н. Снегиревич

Среди героев, отдавших свои жизни за Советскую власть, было немало девушек и женщин. И если о тех из них, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, современной молодёжи России и других бывших советских республик, хоть и гораздо меньше, чем её советским сверстникам, но всё же известно, имена героинь Гражданской войны покрыты мраком забвения благодаря их замалчиванию буржуазными властями и их прихлебателями. Наш рассказ - об одной из этих героинь.


Татьяна Григорьевна Соломаха (1892–1918) - русская революционерка, член партии большевиков, участница Гражданской войны и становления Советской власти на Кубани.


Именно в честь отважной революционерки Соломахи много позже назвалась на немецком допросе другая героиня, Зоя Космодемьянская. Мать Зои свидетельствовала, что будущая советская партизанка именовала себя Таней ещё до войны - чтя память Татьяны Григорьевны.


Подвиг большевика Соломахи не так известен, как мученическая смерть партизанки Космодемьянской, но стальная выдержка и отвага у них с Зоей была одинаковая.


Родилась Татьяна Григорьевна в 1892 году на Кубани, в семье сельского учителя. Училась в женской гимназии в Армавире. После её окончания работала в сельской школе станицы Попутная учительницей.


Соломаха была участницей Революции 1905 года. В середине 1910-х годов она увлеклась марксистскими идеями, начала активно читать работы В. И. Ленина, а в 1916 году стала членом РСДРП(б). В дни Февральской революции 1917 года Татьяна Григорьевна выступала на митингах и собраниях, агитируя народ за власть большевиков.


С 1918 года Т. Г. Соломаха - участница Гражданской войны на стороне Красной армии. Летом 1918 года она заболевает тифом и лечится в селе Казьминское (ныне Кочубеевский район Ставропольского края). Здесь бесстрашная большевичка становится комиссаром по продразвёрстке.


Осенью 1918 Соломаха в числе других товарищей была схвачена белогвардейцами. Вот как описывали издевательства кубанских «беляков» над большевиками свидетели тех событий:


«Её пороли всегда первой, и ни одного из мужчин не били так жестоко. Ей мстили за то, что она не кричала, не просила пощады, а смело оглядывала своих палачей. Её били за то, что она - учительница, образованный человек - ушла к большевикам и до последней минуты оставалась с ними.


…Избитую, окровавленную учительницу подняли с земли и поставили у стены дома. Она еле держалась на ногах. И опять меня поразило её спокойное лицо. Я искал в нём страх, мольбу о пощаде, но видел только широко открытые глаза, пристально оглядывающие толпу. Вдруг она подняла руку и громко, отчётливо сказала:


Вы можете сколько угодно пороть меня, вы можете убить меня, но Советы не умерли. Советы живы. Они вернутся к нам.


Рябой, небольшого роста, с бельмом на правом глазу урядник Козлика со всего размаху ударил учительницу шомполом по плечу и рассёк платье. А потом… крики смешивались со свистом шомполов и глухими ударами. Пьяная орда навалилась на беззащитное тело, била ногами, руками, прикладами.


Когда учительницу подняли, всё лицо её было залито кровью. Она медленно вытирала бегущую по щекам кровь. Мы подняли руки, замахали ими в воздухе, но Татьяна Григорьевна не заметила нас.


Не больно? - задыхаясь от усталости и отходя немного в сторону, спросил Козлика. - Я тебя ещё заставлю милости просить.


Тяжело дыша, учительница двинулась к уряднику и вдруг резко бросила ему в лицо:


А ты не жди. У вас просить я ничего не буду».


Утром 7-го ноября бесстрашную большевичку зарубили вместе с остальными пленными. Зарубили последней. Сначала, глумясь над несломленным комиссаром, ей отрубили руки и ноги, а уже потом - голову.


Такое средневековое зверство возможно только от лютой, бессильной, чёрной ненависти к человеку, который оказался во всём выше и достойнее их самих - этих белых «защитников Отечества», которых нынешняя власть старательно пытается «примирить» с красноармейцами, выставляя на всеобщее обозрение мемориалы лидерам белогвардейского движения. Но пока память в людях жива, этого не случится.


Вечная память несгибаемому большевику, отважной и стойкой Татьяне Григорьевне Соломахе!

Татьяна Григорьевна Соломаха (1893-1918) была сельской учительницей из станицы Попутной. Она рано прониклась идеями партии большевиков, читала труды Ленина, в 1916 году вступила в ВКП(б) и присоединилась к подполью.

С началом гражданской войны Татьяна сражалась на стороне красных за установление Советской власти на Кубани. Осенью 1918 года ее назначили производственным комиссаром, она активно изымала излишки продовольствия.
Тогда же Татьяна Соломаха заболела тифом и попала в плен к белым вместе с другими сторонниками Советов. На протяжении нескольких недель девушку избивали, причем очевидцы отмечали, что били с большей жестокостью, чем остальных. За продразверстку, за то, что была комиссаром и членом партии большевиков.
Татьяна держалась мужественно. Не просила пощады, не выдала товарищей и говорила о возвращении власти Советов.
В ноябре 1918 года Татьяну Соломаху казнили. Сначала отрубили руки и ноги. Потом голову...
Сейчас имя Татьяны Соломахи практически не вспоминают. Информации о ней не так много.
Если честно, я даже не уверена, что фотография, которую я с большим трудом нашла в сети, действительно ее.
Наверное, наиболее подробный рассказ о жизни и смерти Татьяны Соломахи можно найти в очерке писательницы Люси Аргутинской (1897-1968). Этот очерк входил в сборник «Женщина в гражданской войне», прочитанный Зоей Космодемьянской.
Вот что писала об этом Любовь Космодемьянская в «Повести о Зое и Шуре» :

«Какое это удовольствие - прийти в книжный магазин, порыться в том, что лежит на прилавке, потом издали, привставая на цыпочки и наклоняя голову набок, чтоб было удобнее, читать названия на корешках книг, вплотную уставивших полки, потом долго листать, советоваться... и возвратиться домой с аккуратно перевязанным тяжелым пакетиком! День, когда наша этажерка (она стояла в углу, у изголовья Зоиной кровати) украшалась новой книжкой, был у нас праздничным, мы снова и снова заговаривали о своей покупке. Читали новую книгу по очереди, а иногда по воскресным вечерам и вслух.
Одной из таких сообща прочитанных книг был сборник очерков, назывался он "Женщина в гражданской войне".
Помню, я сидела и штопала чулки, Шура рисовал, а Зоя раскрыла книгу, собираясь читать. Неожиданно Шура сказал:
- Знаешь, ты не читай подряд.
- А как же? - удивилась Зоя.
- Да так: ты открой наугад; какой откроется, с того и начнем.
Право, не знаю, почему это ему пришло в голову, но так и порешили. Первым открылся очерк "Татьяна Соломаха".

В честь Зои Космодемьянской и ее подвига имя «партизанки Тани» взяла Айде Тамара Бунке (1937-1967), соратница Эрнесто Че Гевары и, по всей видимости, его возлюбленная. Команданте назвал Таню Мимолетной звездой.

С 1964 года Таня, заброшенная на территорию Боливии под фальшивыми документами, занималась подготовкой проникновения на территорию страны отряда Че Гевары. Она завела знакомства со многими важными сановниками, включая боливийского презедента Рене Баррьентоса, вела радиопередачу «Советы безответно влюбленным», благодаря которой могла передавать шифрованные донесения.
Погибла Таня 31 августа 1967 года в бою в Вадо-дель-Эсо вместе с небольшим отрядом других партизан. Боливийские власти устроили девушке похороны с почестями, оценив Таню как достойного противника.
В 1998 году останки партизанки Тани перевезли на Кубу и перезахоронили в Мавзолее Че Гевары.
См.:http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post367372088/

От Ала : чистая, искренняя девчонка.. Из таких - в свое время - получались великомученицы... Но вовсе не ей в укор, а остальным нам напомню: когда её повели на казнь, то хозяйка дома, который она подожгла (селу Петрищево повезло, их обошли немцы, и только в ту ночь там остановился взвод немецких связистов, и офицер как раз в том доме) Н.Смирнова, подбежав к виселице, поленом - перед повешением - с воплями переломала ей ногу...
За что после осовобождения села получила 8 лет строгача...