Как проходит урок английского языка. Развитие навыков письменной речи. Идеи для вводной части урока

Как провести урок английского языка в незнакомом классе

Конкурсы профессионального мастерства давно и прочно вошли в систему образования российских школ. Одним из популярных этапов конкурса является проведение конкурсантом урока по своему предмету в незнакомом классе другой школы. Данный этап доставляет много переживаний и волнений соревнующимся учителям.

На мой взгляд, самым важным и ответственным моментом должен стать выбор учителем темы, которая заинтересует учащихся и завладеет их вниманием с первых минут урока. По предмету «иностранный язык» такой темой может стать тема «Знакомство», обыгранная учителем с «изюминками». Ведь и учащиеся тоже волнуются при встрече с незнакомым учителем, который будет вести у них урок в течение 40-45 минут. Предлагаемые приемы - универсальные, то есть, применимы для учащихся с хорошей языковой подготовкой и посильны для детей со слабыми знаниями. Таким образом, повышается активность учащихся на уроке, что способствует также повышению рейтинга учителя. В дальнейшем, у детей закрепляется чувство успеха, способствующее мотивации в изучении иностранного языка.

Итак, первый методический прием - викторина «Ты - мне, я - тебе» (Answer my question - ask me a question), построенная на взаимных вопросах и ответах. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, например, о городе, селе, регионе, где он проживает, правильно ответивший на вопрос ученик имеет право задать учителю свой вопрос о своем городе, школе.

Teacher (T): My region is situated in the north-east of the Russian Federation. It is famous for its very cold winters. What region do I live?

Pupil (P): I guess you live in Yakutia.

(T): Good for you! You are absolutely right.

(P): What is the river called where our city is located?

(T): It is not the Volga. It is not the Thames. It is the Ob River.

(T): What city is the capital of Republic Sakha (Yakutia)?

(P): If I am not mistaken, it is Yakutsk.

(T): You are lucky. The capital of Sakha (Yakutia) is Yakutsk.

(P): What is mined in the north of our region?

(T): I think, gas and oil are mined in your region.

Второй методический прием - «Угадайте, что бы это значило?» (What does it mean?) Secrets and Mysteries. Учитель пишет на доске разные слова, цифры. Задача учащихся - задать специальный вопрос с ключевым словом или цифрой, который подразумевает в ответе учителя развернутый ответ с данным словом.

Например, на доске написано следующее: Aldan, 21, student, China, reading, Pokrovsk, 1, a dog, apples.

(P): Where do you live?

(T): I live in Pokrovsk town.

(P): What pets do you have?

(T): I have a dog.

(P): How many children do you have?

(T): I have one daughter.

(P): What is your hobby?

(T): My hobby is reading.

(P): What fruit do you like?

(T): I like apples.

(P): What is your daughter?

(T): She is a student.

(P): Where were you born?

(T): I was born in Aldan.

(P): What country did you visit?

(T): I visited China last year.

(P): How old is your daughter?

(T): My daughter is 23.

(P): How long have you been working at school?

(T): I have been working at school for 21 years.

Третий методический прием - вариация предыдущего. Для его проведения учителю необходимо заранее приготовить два-три отдельных набора различных предметов, принадлежащих лично ему, например, фотографии с изображениями членов семьи, коллег, своих учеников, отснятых на различных мероприятиях, дипломы, свидетельства, водительские права, сувениры, театральные билеты и программки, поделки, косметические средства, буклеты, открытки и т.п.

Разделите класс на 2-3 группы и дайте разные наборы предметов. Учащиеся, разглядывая ваши предметы, строят предположения об истории ваших вещей, соответственно, о вас тоже. Каждое предложение учащихся предваряется вводными словами: I think; I guess; I suppose; In my opinion; To my mind; If I am not mistaken; It seems to me; I believe.

Данное упражнение можно организовать и провести в форме предыдущего методического приема, т. е. в форме вопросов и ответов.

(P): I suppose, this girl is singing at the school-leaving party. She wears a school uniform and big white bows.

(T): Yes. You are right. This girl sings very nicely and nowadays she is a student of a conservatoire.

(P): I guess, you are an experienced driver. You have been driving since 1999. What car do you have?

(T): I must admit I am not a very skillful driver. My car is “Toyota”.

(P): In my opinion, you took part in a professional contest “The Best Teacher” last year. Did you like that contest?

(T): Thanks to the contest I am taking part in the contest now.

(P): I think, your daughter is into diving. What sea is it?

(T): Last summer my daughter traveled to the Crimea and tried diving there. Of course, it is the Black Sea.

(P): It seems to me, you prefer cosmetic production “GM”. Why?

(T): I agree with you. Really I prefer cosmetic production “GM” because it is natural and available. I like its smell very much.

(P): To my mind, your hobby is art. Who is your favourite artist?

(T): You are absolutely right, I am fond of art. I can say the whole list of my favourite artists: Isaac Levitan, Ivan Shishkin, Ilya Repin, Ivan Kramskoi, Karl Bryullov, Victor Vasnetsov and others.

Следующая игра “Правда или ложь” (Truth or Lie).

Цель игры - учитель произносит (пишет на доске) три фразы, учащиеся пытаются угадать, что соответствует действительности, а что нет, используя вводные фразы: I can (cannot) believe that… It cannot be true…I think you really… I wouldn`t say that you…

(T): I am going to say 3 statements: 2 of them are true, 1 is false. Guess what statement is false.

1. I do aerobics.

2. I swam in the Arctic Ocean.

3. I play the guitar.

В конце урока можно сыграть с учащимися в игру «Виселица» (A Hangman) и подытожить результаты знакомства. На доске рисунок виселицы, под ней клеточки по количеству букв в слове. Учащиеся называют любые буквы алфавита, угаданные буквы учитель вписывает в определенные клеточки. Если учащиеся называют отсутствующую букву в слове, учитель дорисовывает сначала веревку, затем последовательно, голову, шею, туловище, одну руку, вторую руку и ноги. Открыв несколько букв слова, учащиеся могут назвать слово полностью.

Как видно, выполняя задания такого характера, учащиеся тренируют и закрепляют умения, навыки задавать вопросы, которые, как правило, далеко не всем даются легко, выражать собственное мнение, строить предположения.

Приведенные методы основаны на игровых приемах и носят личностно-ориентированный подход. Ведь игры всегда предполагают элементы неожиданности, удивления, выступают средством побуждения, стимулирования учащихся, снижают психологическую зажатость из-за боязни ошибок, их ценность заключается в практической направленности.

Литература:

  1. Павлова Е.А. Games for getting acquainted (игры, облегчающие знакомство учителя с новым классом, группой) // Иностранные языки в школе. - 2008. - №8
  2. Поспелова М. Д. Если бы предметы умели разговаривать…// Иностранные языки в школе. - 2005. - №8
  3. Материалы мастер - класса Генконсула США в г. Владивосток г-на Т. Армбрустера и его супруги г-жи К. Армбрустер.

В зависимости от уровня учеников этот вопрос так или иначе встаёт перед каждым учителем английского языка и, несмотря на то, что необходимость минимизировать родной язык на уроке иностранного очевидна, решение этой задачи требует определенных усилий. Давайте попробуем разобраться, как на уроке английского максимально использовать именно английский и не переключаться на родной язык без необходимости.

Во-первых, учителю важно понимать, что каком бы этапе обучения ни находился школьник, проводить уроки на иностранном языке не просто возможно, но и необходимо : именно постоянное использование английского языка для решения учебных вопросов, обсуждений, выяснения целей, а также для игр, комментариев, вопросов и оценок является непременным условием развития языковых навыков у учеников. Если дети привыкнут к тому, что на уроке английского все разговоры, ответы, вопросы, а также пояснения и комментарии происходят по-английски, можно ожидать, что они постепенно включатся в этот процесс и даже на раннем этапе изучения языка будут стараться строить фразы на английском.

Важным понятием в разговоре об использовании английского языка на уроках является т. н. Teacher Talking Time (TTT) , то есть то время урока, когда разговаривает учитель. Разумеется, есть и Student Talking Time (STT) – время разговора ученика. Так как очевидно, что тренировка и развитие языковых навыков на уроке нужна именно ученику, его STT, «время разговора», должно быть максимальным за счет сокращения TTT, «времени разговора учителя». Таким образом, перед учителем стоит непростая задача: говорить поменьше и при этом на английском. И вот какими средствами можно воспользоваться для решения этой задачи.

Grade language – упрощайте язык и говорите чуть медленней

Во-первых, для того чтобы разговаривать по-английски на уроке с детьми, которые только что или недавно начали изучать язык, всё, что вы говорите, необходимо упрощать: используйте максимально ту лексику, которую дети уже знают, а также «интернациональные» слова – то, что по-английски звучит примерно так же, как и по-русски. Это отличная и невероятно полезная практика и для вас (впоследствии у вас получится переключаться на разные уровни автоматически), и для учеников: вы будете говорить с ними по-английски, задействуя уже известное им, а неизвестные слова дети привыкнут пропускать или угадывать (невероятно полезная стратегия для использования английского вне школы).

Например, вам нужно дать инструкции для выполнения задания в парах. Вероятно, обращаясь к англоязычному подростку, можно сказать: "Take your handouts and when you"ve read the task fill in the first column with information about your hobbies." Вряд ли, впрочем, такие инструкции поймет средний пятиклассник.

Упростить можно так:

Или, например, ученик спрашивает значение слова dangerous.

Вместо неадаптированного "it is something that can harm you or cause problems", можно сказать проще "it"s bad for you. Fire (рисуйте на доске огонь) is dangerous: ouch! (Можно показать, как вы отдергиваете руку). Angry dog (рисуйте на доске собачью морду с зубами побольше) is dangerous (показывайте на злую собаку и зубы). В какой-то момент ваших объяснений кто-то из группы точно догадается. Поощряйте идеи, которые будут выдвигать ученики, даже если они не совсем верны. Показывайте жестами, что ученик почти догадался и нужно постараться ещё немного. Хвалите всех участников процесса – не слишком, но обязательно покажите, что вы оценили их усилия.

Use gestures and pictures – используйте жесты и картинки

Как вы уже заметили из предыдущего совета и примеров к нему, жесты являются непременным атрибутом упрощения языка. И это абсолютно естественно, ведь в жизни мы часто используем жесты для усиления сказанного. Конечно, изобразить злую зубастую собаку под силу не каждому учителю английского, но большинство распространённых глаголов и предметов показать несложно. А то, что изобразить сложно, иногда легко зарисовать на доске: love выглядит как сердечко, angry – как смайлик со сдвинутыми бровями, а windy – как завитушки, в которых парят парочка листьев.

Некоторые жесты вы будете использовать довольно часто, и когда дети их запомнят, это станет очень удобным инструментом. Таким образом можно показывать время глагола: прошедшее – показываете большим пальцем за спину, настоящее Continuous – показывайте указательным пальцем перед собой.

Plan and break down what you are going to say - планируйте заранее то, что собираетесь говорить

Планируйте заранее то, что собираетесь говорить: самое главное, непременно планируйте инструкции к сложным или новым заданиям. Сначала сформулируйте то, что нужно объяснить. После разбейте на шаги и продумайте, в какой момент будете это озвучивать. После этого максимально упростите текст.

Например, вам нужно объяснить ученикам, как играть в игру типа Happy Families (это тип игр, где в наборе есть карточки по нескольким темам и каждый игрок, опеределив для себя тему, собирает её в течение игры, обмениваясь карточками с соседями). Если ориентироваться на стартовый уровень учеников, можно подготовить такое объяснение:

(Наверняка кто-то из детей уже понял, о какой игре вы рассказываете, и радостно дублирует вас по-русски: кивайте и показывайте, что догадка верна, но не разрешайте переводить обсуждение на русский).

2. Each student takes 5 cards (небыстро, говорите и показывайте 5 с помощью пальцев и изображайте, что вы берете карточки).

3. Hold your cards like this (поднимайте руку с карточками и показывайте, как держать).

4. Student number 1 takes one card from student number 2 (опять же не торопитесь и показывайте на конкретных детях, кто у кого достает карточки).

5. Now, student number 2 takes one card from student number 3... – и так далее. Следите за классом, разобрались ли дети в инструкциях или лучше повторить что-то еще раз.

6. If you have 4 cards from 1 topic (говорите медленно и показывая все числа на пальцах) – 4 birds or 4 animals – the game is finished, you are the champion!

Give examples and models – показывайте сами, как выполнять задания

Один из самых удобных способов избежать долгих и сложных объяснений, особенно когда речь идет об инструкции к заданию, – демонстрация его выполнения. Вы можете или сделать это самостоятельно, просто проделав первый пункт упражнения вслух, или попросить кого-то из уже догадавшихся. Например, если вы приступаете к разгадыванию кроссворда, можно сделать так:

1. Let"s look at the crossword (берите кроссворд и демонстративно его разглядывайте).

2. Read number 1 Across (развернув ваш листок или учебник к детям, показывайте пальцем, из какого раздела вы читаете) – "This is something you wear on your head" (читайте задание вслух).

4. Okay? Now you finish the rest. Уточните, что все поняли и давайте задание. Если один или двое не поняли, повторите им ещё раз, не отвлекая остальных.

Use and display classroom language – используйте «фразы для урока» и сделайте так, чтобы они всегда были на виду у детей

Classroom language, или «фразы для урока» – это наиболее частные фразы, которые вы и ученики произносите на уроке.

Обычно, список выглядит примерно так:

Sorry, I don"t understand.

I don"t remember.

What does ____ mean?

What"s ___ in English?

Can you say that again, please?

Can I have _____, please?

Help me, please!

Чтобы дети всегда использовали эти фразы, можно написать их и повесить на табличках возле доски, раздать на распечатках и попросить вклеить в тетрадки, или просто написать их на доске, разобрать и попросить детей переписать в тетрадки.

Help learners say what they want – помогайте ученикам сформулировать английские фразы

Это, вероятно, один самых несложных способов переключения класса на английский: когда ребёнок говорит что-то по-русски и не может сформулировать это по-английски, переводите и просите повторить. Это неплохая стратегия, потому что ученик получает хорошую модель и действительно произносит её сам. Так не стоит делать в случае каких-то длинных и не относящихся к ходу урока комментариев, но при необходимости стратегия абсолютно оправдывает себя.

В то же время приучайте школьников спрашивать конкретное слово, которое они не знают, и с ним формулировать фразу, ничего что это не всегда будет абсолютно правильно.

Урок английского, на котором родной язык используется минимально и только при необходимости, – не идеальная картина, а совместная работа учеников и учителя, без которой результаты в изучении иностранного языка невозможны. В то же время, пробуя различные техники и анализируя свои действия и реакцию учеников, можно установить эффективную рабочую атмосферу на уроках и создать англоязычную среду, в которой ученики постепенно развивают свои навыки.

Когда я начала серьезно преподавать в школе иностранных языков, моя первая группа была воплощением мечты любого преподавателя: 10 заинтересованных в обучении, мотивированных, внимательных и терпеливых учеников. Поэтому меня абсолютно не смущал тот факт, что каждый урок я начинала с “How are you today?”

По мере того, как их знания росли, ответы на вопросы становились более обширными, беседа затягивалась и занимала больше 5 минут. К концу семестра мои студенты получили дипломы об успешном завершении A1, а я получила свой первый feedback : Все хорошо, но вот только уже очень скучно каждый урок начинать с одного и того же.

Тогда я всерьез задумалась о том, как правильно начинать урок английского языка.

Почему так важно правильно начать урок?

Пословица гласит: “A good beginning is half done ”. Так и вводная часть урока является ключевым аспектом эффективного преподавание.

Вводная часть урока нужна для того, чтобы:

— презентовать тему урока

— заинтересовать учеников темой

— задать темп урока и нужную для обучения атмосферу

Представьте уставших студентов, которые скорее всего пришли на ваш урок после работы, учебы, возможно, у них был тяжелый день. Наша задача как преподавателей плавно переключить и сфокусировать их внимание на уроке английского языка и подготовить ко всему тому, чем они будут заниматься в течение урока.

Основные принципы вводной части

Для эффективного начала урока нужно помнить о следующих принципах:

1. Вводная часть должна быть короткой и занимать от 3 до 10 минут в зависимости от продолжительности урока.

— если урок длится 30 минут, на разминку оптимально выделить 3 минуты;

— если урок длиться полтора часа, можно провести и 10-минутную разминку.

2. . «Отличный совет, Капитан Очевидность», — скажите вы. Но следует помнить о том, что интерес побуждает мотивацию к обучению и стимулирует желание учиться.

Если ваших студентов заинтересовала тема, которую вы подняли во вводной части, они будут охотнее высказывать мнение, делиться опытом, соглашаться или опровергать информацию.

3. Релевантность . При выборе и разработке заданий для вводной части обязательно имейте в виду конечную цель урока и программу в целом. Несоответствие вводной части и основной части урока может вызвать у студентов непонимание и вопрос «Зачем мы все это делали?»

4. Аутентичность . «Being fully exposed to the authentic materials is one of key factors for language acquisition» . Аутентичные материалы могут послужить повышению интереса студентов, при условии что они выбраны в соответствии с уровнем, возрастом и интересами вашей группы.

Виды заданий для вводной части

Есть два типа вводных упражнений: warmers and lead-ins .

Warmers используются для того, чтобы повысить уровень энергии в классе, создать позитивную и расслабленную атмосферу перед тем, как начнется основная часть урока. Они не всегда могут быть связаны с темой урока. К warmers относятся игры, викторины, скороговорки, песенки и т.д.

Lead-ins являются подводкой к основной части и содержанию урока. Цель такого рода заданий мотивировать студентов и сфокусировать их внимание на теме урока, создать связь между темой урока и жизнью студентов (персонализация).

Идеи для вводной части урока

Мы не давно публиковали . Поэтому сегодня рассмотрим идеи для lead-in заданий:

Мультимедийные задания

1. Песни . Перед началом урока, поставьте песню, которая подходит под тему урока. Попробуйте включить песню до того, как придут студенты — пока они будут собираться и занимать свои места, у них уже будет возможность прослушать фрагмент и составить мнение о нем. Как только урок начнется, обсудите, какое впечатление произвела песня, понравилась ли она, о чем в ней поется и т.д.

2. Видео . Используйте музыкальный клип/фрагмент из фильма, сериала и т.д. Для этого вам понадобится проектор. Принцип обсуждения будет такой же, как и с песней.

3. Стоп-кадр . Покажите студентам кадр из видео. Обсудите, что на нем происходит, а что случится далее. После обсуждение можно посмотреть видео до конца и поговорить о том, ожидали ли они такой концовки или нет и почему.

4. Фотография . Обсуждение изображение весьма распространенное задание. Чтобы произвести большее впечатление на учеников, выведите фото на стену или доску с помощью проектора.

Фразы, предложения, цитаты

5. Закончи фразу . Заранее напишите на доске начало предложения (например, I feel the happiest when …) и попросите каждого ученика его закончить, так как он/она считает нужным. Далее может последовать краткое обсуждение.

6. Цитата . Напишите на доске заранее выбранную цитату. Спросите, как ученики ее понимают, согласны или нет, кому бы могла эта цитата принадлежать, почему они так считают и т.д.

7. Идиома/ пословица/крылатое выражение. Попросите ваших студентов объяснить, как они понимают фразу, написанную на доске. Спросите согласны они с ней или нет и почему.

Visual aids

8. Что общего? Подготовьте несколько фотографий на одну тему. Обсудите с ними, что объединяет эти фотографии. Попросите студентов по изображениям угадать тему урока.

9. Moving agree/disagree . Попросите студентов подняться со своих мест. Заранее подготовьте несколько утверждений. Установите правила — если они согласны с утверждением, то они занимают, например, левую часть классной комнаты, если нет, то правую.

10. Moving true/false . Принцип такой же, как и в предыдущем задании. Подготовьте несколько фактов. Если студенты считают что утверждение точное, они занимают одну часть аудитории, если нет, то другую.

Повторение

11. Используй слово . Заранее выпишите на доску лексику, которую вы недавно проходили. Задайте вопрос, например, «How was your weekend? ». При ответе на вопрос студент обязательно должен использовать одно или несколько слов, написанных на доске.

12. Объясни слово . Заранее подготовьте карточки с новой лексикой (одна карточка – одно слово) и разложите их рубашкой вверх. Студенты должны объяснить значение слов; если ученик не знает слово — пусть попытается угадать его значение, отталкиваясь от темы.

Лайфхаки для вводной части урока

важно заранее подготовить класс к вводной части: написать на доске фразу/выражение/цитату, которую вы будете обсуждать, включить проектор, вывести на экран видео, фото, клип и т.д.

Так еще до начала урока студенты начнут задумываться о том, а что написано на доске, понимать, нравится ли им то, что они только что прочитали/увидели. Так вы запустите процесс обучение запускается еще до начала урока.

вопрос «How are you?» имеет место быть . Но не стоит использовать его в начале каждого урока. Задавайте его до начала урока, когда ученики только заходят в класс.

Используйте этот вопрос во вводной части, если тема урока действительно с ним связана.

Не бойтесь экспериментировать и Happy Teaching!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чесменская средняя общеобразовательная школа

имени Гаврилова М.В.»

Составитель:

учитель английского языка

Печерица Наталья Николаевна

2016-2017 учебный год

«Моё оригинальное начало урока английского языка»

Данная тема семинара практически напрямую сочетается с моей темой самообразования: «Речевая зарядка на уроке английского языка, как один из способов обучения спонтанной речи учащихся» . Эту тему я выбрала в этом учебном году, так как считаю её актуальной и очень интересной для изучения и применения на практике.
В последнее десятилетие роль и значение английского языка значительно повысилось, поскольку английский язык является средством международной коммуникации. В связи с этим перед учителем возникает задача сделать его более доступным и интересным для каждого ученика.
Психологи, педагоги и медики определяют иностранный язык как один из самых трудных предметов. По 11 бальной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов, т.е. он является вторым по трудности предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к снижению активного внимания, усилению психологической напряженности у учащихся.
Исходя из этого, проблема преодоления психологической напряженности учащихся на уроках английского языка и, естественно, снижения мотивации и интереса становится актуальной.Что же делать?

Создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы энтузиазма и веры детей в свои силы, на мой взгляд, является первой ступенью к успеху в обучении английского языка.
В этом смысле немаловажное значение имеет необычное начало урока и является одним из его важнейших этапов, который длится не более 3-5 минут и во многом определяет успех всего урока. Как говорят англичане: «A good beginning makes a good ending». («Хорошее начало обеспечивает хороший конец».)

Задача учителя на этом этапе – сразу ввести учеников в атмосферу иностранного языка, заменяя формальный оргмомент речевой зарядкой. В начале урока обычно отмечается иноязычно-речевая скованность учащихся. А учителю важно постараться настроить учащихся на общение, создать рабочий контакт c как можно большим числом учащихся, то есть осуществить речевую подготовку естественным путём. Такая речевая подготовка носит традиционное название «речевая зарядка» (warming-up activity).Этот этап включает два момента:

1. мотивирующее коммуникативное задание;
2. ознакомление учащихся с тематикой и задачами урока.

Регулярное, целенаправленное проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет:
- повторить и прочно усвоить лексику, связанную с календарем, школьной жизнью, погодой и т.д.
- закрепить в памяти школьников новые грамматические структуры и речевые обороты, которые еще недостаточно прочно усвоены в процессе работы с учебником;
- лучше овладеть навыком диалога, умением задавать общие и специальные вопросы, кратко и лаконично отвечать на них.
Анализируя ответы учащихся на олимпиадах различного уровня, прихожу к выводу о том, что наши дети испытывают естественные трудности в устной речи, в спонтанной беседе друг с другом и в диалоге с учителем, словарный запас знаний не всегда могут применять на практике. Это естественно, ведь они находятся постоянно в русско-язычной среде, и вот тут большую помощь могут оказать как раз разнообразные виды речевой разминки. Нужно показывать учащимся, что язык – это не просто учебный предмет, а нечто живое, интересующее, зовущее узнать больше.

Как избежать шаблона в проведении речевой зарядки?
Конечно, изучение иностранного языка предполагает многократное повторение языкового материала. Однако, говоря о речевой зарядке, прихожу к выводу, что не следует повторять одно и то же на каждом уроке в течение всего учебного года.
Видя, что ученики твердо усвоили определенный круг вопросов и ответов, полезно, в зависимости от класса, уровня подготовки, обстановки и конкретной ситуации, подсказанной самой жизнью, внести что-то новое в диалог с учащимися на всех этапах обучения.
Приведу несколько примеров:
1. Скажем, изменилась погода. Задав традиционные вопросы, входящие в повседневный диалог, учитель может спросить:” Do you like the weather today? Why (not)?”, “What do you usually do in good (bad) weather?”
2. На первом уроке в начале месяца (времени года) можно немного поговорить и на эту тему. Возможные реплики и вопросы учителя: Spring has come to us at last. Do you like spring? Why? There are a lot of holidays in spring. Can you remember what they are?
3. На последнем уроке недели ученики с удовольствием говорят о предстоящем отдыхе. Возможные вопросы учителя: What are you going to do at the weekend? Will you stay at home or will you go to …? И т.д.
На первом уроке недели можно спросить ребят: “How did you spend last Sunday?”
В канун праздника или после него учитель организует беседу на уроке, задавая такие вопросы: Will you come to school tomorrow? Why won’t you to school? How will you spend your holiday? И т.д.
Учащиеся любят поговорить о спорте. После важного спортивного события беседу можно начать с таких вопросов: What sporting event took place yesterday (last week)? What teams competed in the game? Did your favourite athlete take part in the match? И т.д.
Время от времени речевой зарядкой может служить обсуждение различных сторон школьной жизни.
How many lessons do you have today? What lessons do you have besides English? Which lessons do you like best of all? Why? What lesson was the most difficult? Was the English homework difficult? Who couldn’t do all the exercise? Let’s check it. Who would like to begin?
4. На старшем этапе школьников интересуют события в нашей стране, новости культуры, важные международные события. Можно начать беседу с таких вопросов: What is the latest home news? What is the most important world news? (Беседа обычно происходит, если учащиеся смотрели программу «Новости» по телевизору).
5. Речевую зарядку можно начать с сообщения учителя о каком-либо событии его жизни или о какой-то проблемной ситуации. Например: I had a wonderful time on Sunday. And what about you?

Перед изучением нового параграфа или раздела активно использую в старших классах проблемные ситуации. Так, например, в 11 классе при введении темы «Город против деревни» урок начинаю с проблемы: «Вчера моя знакомая сообщила мне по телефону о том, что её дети предложили ей переехать жить в город. Всю свою сознательную жизнь она прожила в сельской местности. Она попросила у меня совет: как ей поступить. Что бы вы ей посоветовали в этой ситуации?»
Учащиеся дают советы, задают вопросы с целью получения большей информации.
Вот здесь, связав беседу, начатую в рамках речевой зарядки, с темой урока логически перехожу к теме урока и к его обучающему этапу. Это отвечает практической направленности данного этапа урока.

6. Good morning everybody! The memory of any person is unlimited. Do you know it? But we should train our brains. So, I suggest continuing statements of famous people. Condition: you don’t know these ones.

-“Success doesn’t come to you …you … … … (go to it). Marta Collins.

-“Those who cannot change their minds cannot … … (change anything) Bernard Show.

7. Now, let’s repeat what you know. I’ll begin different statements, or proverbs you should continue.

The more you know the larger the world is.

To every man there is a taste. («Каждому своё»)

Early to bed and early to rise makes a man healthy, wealthy and wise. («Кто рано ложится и рано встаёт, здоровье, богатство и ум наживёт»)

Good clothes open all doors. («По одежде встречают»)

Judge not of men and things at first sight.(«Не суди о людях и вещах с первого взгляда»)

An apple a day keeps the doctor away. («Кушай по яблоку в день и доктор не понадобится»)

Choose proverbs which are appropriate to the topic of our lesson.

8. Разнообразие английских фраз на любом этапе урока расширяет и закрепляет лексический запас ученика. Предлагаю фразы для учителя в начале урока английского языка:

1. Приветствие

Welcome, everybody!

Welcome to all of you.

I’d like to welcome you all to this course.

Good morning, everybody.

Good afternoon, everybody.

Hello, everyone!

Hello there, (Denis).

How are you getting on?

How are things with you, (Katya)?

Are you feeling better today, (Semyon)?

And what about you, Masha? How are you today?

Good morning, Andrey. How are you feeling today?

How are you getting on?

How are we all doing this morning?

How’s everyone feeling today?

How’s it going?

That’s nice to hear.

I’m glad/ pleased/ happy/ sorry to hear that.

I hope you all had a good/ enjoyable/ relaxing holiday/ break.

I hope you are all feeling well/ fit.

I hope you’ve had/ you’re having a nice/ good day so far.

2. Начало урока

Let’s begin our lesson now.

So we can begin today’s lesson.

Is everybody ready to start?

I hope you are all ready for your English lesson.

I think we can start our lesson.

А если ученик опоздал? Вся затея и линия организационного момента насмарку? В своей практике можно использовать элементы театрализации. Например, даже если опоздали сразу 3-4 человека. Главное, создать позитивный настрой. “Oh, it’s so kind of you to attend English lesson! Please…” Назначаю «штраф» - вспомнить и рассказать любую английскую пословицу, еще лучше пословицу по теме, продолжить фразу, либо сказать стандартные слова опоздавшего ученика. Главное, не то, что вы будете говорить, а как вы это сделаете и насколько быстро разрешите сложившуюся ситуацию. Обычно опаздывают не самые успешные ученики, и подобная «экзекуция» для них менее приятна, нежели стандартное негодование учителя. Ученик справляется сам или с помощью других учащихся и занимает свое рабочее место. Как результат – вы уже обратили внимание на не самого сильного ученика и поработали с ним, создали позитивный настрой на урок, и сами при этом остались спокойным и способным организовывать работу детей.

Какие ещё нетрадиционные виды речевой разминки можно использовать для развития мотивации детей в обучении английскому языку:

Сделать такое общение реальным помогают междометия:

Wow(класс), Oops(ой), Yuppie (ура), Yuk (фу), Ouch (ой, больно).

Использование цитат в начале урока, на мой взгляд, это ещё один из интересных приемов мотивации. Например, подбодрить детей и повысить их самооценку можно такой цитатой: «Один известный педагог Сьюзан Норман сказала: «Если вы когда-нибудь произнесете фразу «Я не говорю по-английски, обязательно добавьте «пока».

В старших классах это могут быть эпиграфы к уроку, высказывания выдающихся людей, относящиеся к теме урока и др.

В младших классах и с среднем звене это могут быть зарифмовки, пословицы и поговорки, а также вопросно-ответные беседы: да-нет, верно-неверно;

Вот несколько правил для определения содержания и выбора форм речевой зарядки.

Правило 1. Разработать такое начало урока, которое вызывает у учащихся желание говорить по-английски.
Правило 2. Связать речевую зарядку с задачами урока.
Правило 3. Связать речевую зарядку со всеми другими этапами урока. Помнить, что речевая зарядка, не подкреплённая последующим ходом урока, теряет смысл. Необходимо сделать так, чтобы речевая зарядка не была «инородным телом», а стала введением в урок.
Правило 4. Подготовить (желательно, но необязательно) несколько вариантов речевой зарядки. Выбрать нужный вариант в зависимости от конкретной ситуации, атмосферы, с которой вы столкнётесь, войдя в класс. Ученики могут быть усталыми, пассивными или, наоборот, излишне возбуждёнными.

Никакой учебник английского языка не может отражать актуальные события. Так что новости последних дней, местные и внутришкольные темы являются прекрасным материалом для речевой зарядки. Подобные темы мотивируют учеников к активной речевой деятельности, самостоятельным высказываниям, которые, в зависимости от этапа обучения, могут включать в себя не только мнения и суждения учащихся, но и отражать их нравственные ценностные ориентиры. Важно при этом помочь выстроить разговор с использованием уже изученных лексических единиц и грамматических структур.

Итак, чтобы урок был эффективным, важно правильно его начать. Сила мотивации или непроизвольного внимания бесценна. Именно она способствует усвоению материала урока и его активному использованию на следующих этапах изучения иностранного языка. Нужно учиться удивлять и заинтересовывать. Начало урока полезно подкреплять неожиданными или абсурдными предметами или действиями, фразами или заданиями. Пытаться раскрывать в детях новые стороны их личности, которые могут быть полезны как в работе учителя, так и для самого ребенка.

В заключении хочу добавить, что всё, о чем я рассказала – это лишь часть данной проблемы. Многое ещё необходимо изучать и применять на практике, но эта тема самообразования мне очень нравится, она позволяет мне самосовершенствоваться и помогать детям овладевать устной речью.

МБОУ Чесменская средняя общеобразовательная школа

имени М.В.Гаврилова

Методический семинар

«Моё оригинальное начало урока»

Учитель английского языка

МБОУ ЧСОШ №2

Печерица Наталья Николаевна