кадры из фильма "Звезда эпохи". Константин Симонов во время войны

Технологическая карта урока

Учебный предмет: литература

Класс: 5

Тема урока : Война и дети. К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете».

Тип урока : урок «открытия» новых знаний

Цели урока: .

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), коммуникативной.

развивающая: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Метапредметные : способность извлекать информацию из различных источников – учебника, электронных ресурсов.

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Познавательные УУД : анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию, выполнять учебно-познавательные действия, приобретать умения использовать полученные знания в практической деятельности, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника и электронных ресурсах, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Регулятивные УУД: планировать необходимые действия, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки, сопоставлять свою работу с образцами, находить информацию, представленную в неявном виде, группировать объекты по определенным признакам, осуществлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики, целеполагание, планирование, контроль и оценка деятельности на учебном занятии.

Личностные УУД: формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала, развитие адекватной самооценки, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, взаимопомощь, формировать умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, анализ и рефлексия, самооценка деятельности.

Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению, умение строить монологическое высказывание, высказывание и обоснование собственной точки зрения.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

Проверка готовности рабочих мест к началу урока.

Приветственное слово: Ребята, я рада приветствовать вас сегодня на уроке. Вы уже заметили, что у нас присутствуют гости, давайте сосредоточимся и покажем себя с наилучшей стороны.

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

2. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа : пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения.

    Стихотворение о войне (читают наизусть несколько учеников)

«Рассказ танкиста»

Был трудный бой. Всё нынче как спросонку...


Лет десяти-двенадцати. Бедовый.
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас, как дорогих гостей.

Машины обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами не труд.
Выносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперёд,
А он гвоздит, - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишком
Он примостился - столько всяких дыр!
И вдруг к машине подбежал парнишка:
«Товарищ командир! Товарищ командир!

Я знаю, где их пушка... Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду»...
«Да где же? Где?» - «А дайте, я поеду
На танке с вами, прямо приведу!»

Что ж, бой не ждёт. «Влезай сюда, дружище...»
И вот мы катим к месту вчетвером,
Стоит парнишка, мимо пули свищут, -
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. «Вот здесь!» И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём,
И эту пушку заодно с расчётом
Мы вмяли в рыхлый жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть.
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: «Спасибо, хлопец...»
И руку, как товарищу, пожал.

Был трудный бой. Всё нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, - забыл его спросить.

    Ролик «Дети войны»

    Слово учителя: Итак, ребята, мы с вами прослушали стихотворение Твардовского «Рассказ танкиста», послушали песню «Дети войны» (стихи И. Резник). Как бы вы определили тему нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить (дети и война).

Совершенно верно, именно эта тема будет определяющей на нашем уроке. Мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о детях и взрослых на этой войне. Поможет нам в этом стихотворение Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»

Эпиграфом к уроку мы возьмем следующие строки, как вы их понимаете.

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Анатолий Болутенко

Запись темы урока и эпиграфа в тетрадь .

Слушают стихотворение. Формулируют тему урока, работают в тетрадях, записывают дату и тему урока, эпиграф

личностные:

самоопределение, установление связи между целю учения и ее мотивом.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

3. Целеполагание. Постановка учебной задачи

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

Вопросы:

Какую цель мы сегодня поставим перед собой на уроке?

(рассказать о писателе, поэте советского периода, развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворения, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширять представления учащихся о Великой Отечественной войне; показать значение поэзии в годы войны)

Что мы должны для этого сделать?

Формулируют цель и задачи урока

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса

4.Актуализация знаний.

Цель этапа: вспомнить и уметь применить имеющиеся знания, необходимые для изучения нового материала

Слово учителя : Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников.

На дом вы получили задание: написать эссе на тему «Война – самое трагическое событие в жизни людей». Давайте послушаем, что у вас получилось.

Обучающиеся читаю свои эссе

Слово учителя: Действительно, война – великое горе для всех народов. Она несет боль, разрушение, жестокость, страдания многих людей и в первую очередь детей.

Война всегда приносит горе. И мы должны хранить в памяти эти страшные события нашей истории. Весь народ, на фронте или в тылу, старался внести свой вклад в освобождение родины.

В том числе огромную роль в борьбе с врагами оказали корреспонденты.

Кто такие корреспонденты?

Какой вклад они внесли в борьбе с захватчиками?

Одним из таких людей был и К.М. Симонов.

Слушают учителя

Отвечают на поставленные вопросы.

Читают подготовленные эссе

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

5. Этап изучения нового материала. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения, получить новые знания о местоимении как части речи.

Слово учителя: С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»

Выразительное чтение стихотворения «Майор привез…» (учителем или подготовленными учениками)

Анализ:

1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

2. Какова композиция стих-я, условно на сколько частей мы можем поделить его? (Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине )

3. Начнем с первой части. Прочитаем до строк «проснувшись, он махал войскам рукой»

Первая часть.

Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?

Отступление.

Откуда везли мальчика?

Из Бреста - это крепость, которая первая приняла на себе удар фашисткой армии.

На какую картину обращает внимание рассказчик особенно?

("Седой мальчишка")

Как вы понимаете выражение: "...Седой мальчишка на лафете спал"?

Выражение "...Седой мальчишка на лафете спал" обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия.)

лафет - станок артиллерийского орудия.
-Почему мальчик седой?

Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.

Как вы понимаете строки «За десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней»

за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца.

Мальчик словно побывал "на том свете", потому что уже видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг

Вторая часть (чтение)

Как вы понимаете слова: "Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой..."

Автор вспоминает, вероятно, о женщине, которая уговаривает любимого не ездить в опасные командировки, говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что есть другие корреспонденты, которые еще не ездили на фронт, и можно устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а других.

Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает о войне только со слов других людей и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Солдатам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу.

- "Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца". Что значат эти строки?

Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?

Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь .

Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой.

Но если он не вернется, о чем он просит?

Если сын вырастет и ему "наступит дата", придет срок "идти в такие дни", т. е. на фронт, - поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном.

Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?

Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну от врагов

Слово учителя : Война затронула всех. Самое страшное, что в эти годы страдали не только взрослые, но и дети. Детей лишили родителей, дома, детства. Но они стали маленькими героями большой войны. Но как вы думаете, чья заслуга была в том, что они не были оставлены в сожженных дотла городах? (В этом заслуга солдата).

И мы сегодня увидели «седого мальчишка», который призывал солдат не отступать назад, не возвращаться домой и отсиживаться, думая: «Пусть другие сталкиваются с этим горем!» А, напротив, отвоевывать каждый клочок земли, лишь бы сохранить дом ребенку.

Слушают учителя, выразительно читают стихотворения, отвечают на вопросы, анализируют

Регулятивные : понимание цели этого этапа работы.

Коммуникативные: умение сотрудничать,

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Познавательные: умение понимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, умение анализировать информацию.

Личностные: умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других, оценивать себя и своих одноклассников.

6. Физкультминутка.

Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

Минута молчания

7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель : развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Слово учителя : Стихотворений, посвященных детям на войне немало, давайте послушаем еще стихи, которые подготовили вы, также я просила вас нарисовать иллюстрацию к выученным стихам.

Дети читают стихи, демонстрируют иллюстрации

Читают стихотворения наизусть, слушают своих одноклассников

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать

в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, приобретают навыки выразительно чтения

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные : наизусть читают стихотворения

8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель : развитие умения решать учебно- познавательные задачи

Слово учителя : Мы поговорили о стихотворении К. Симонова, послушали стихотворения других авторов, теперь я предлагаю подвести итог нашему разговору написанием синквейнов. По вариантам 1 – война, 2 – дети войны.

Война

Беспощадная, опустошающая

Губит, забирает, убивает

Ах война, что ж ты сделала, подлая?

Дети войны

Одинокие, чуждые

Страдают, боятся, плачут

Страдали тяжко дети от войны…

Слово учителя : Мы говорим с вами о детях войны во множественном числе, но ведь в истории нашего государства есть конкретные имена ребят, которые, несмотря на свой юный возраст, совершили настоящие подвиги во имя своего отечества. Я просила вас найти эти имена и познакомиться с их бессмертным подвигом.

Обучающиеся рассказывают о детях, которые совершили подвиг на войне.

Составляют синквейны. Демонстрируют подготовленный материал.

Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мыс-

ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

9. Итог урока. Домашнее задание

Вопросы: Вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока, достигли ли мы ее?

Домашнее задание: выучить стихотворение Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» наизусть.

Ведут диалог, повторяют основные определения и правила, записывают домашнее задание

Регулятивные : анализ работы на уроке

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации

10. Этап рефлексии учебной деятельности.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Слово учителя : У меня есть георгиевские ленты, скажите мне, символом чего они являются? (память, дань уважения). Я предлагаю вам приколоть эту ленточку и сказать по одному предложению, в котором попытайтесь отразить то, что вы вынесете сегодня из нашего разговора.

Оценивают свою работу на уроке.

Оценивают работу класса

Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Приложение1

Русский писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист, общественный деятель. Родился Константин Симонов 28 ноября (по старому стилю - 15 ноября) 1915 в Петрограде. Детские годы прошли в Рязани и Саратове. Воспитывался отчимом - преподавателем военного училища. В 1930, после окончания семилетки в Саратове, пошел учиться на токаря. В 1931 вместе с семьей отчима переехал в Москву. Окончив фабзавуч точной механики, Константин Симонов идет работать на авиационный завод, на котором работал до 1935. Некоторое время работал техником в Межрабпомфильме. В эти же годы начинает писать стихи. В печати первые произведения появились в 1934 (в некоторых источниках указано, что первые стихи Константина Симонова были напечатаны в 1936 в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь"). Учился в Московском институте философии, литературы и истории им. Н.Г. Чернышевского (МИФЛИ), затем - в Литературном институте им. М.Горького, который окончил в 1938. В 1938 был назначен редактором "Литературной газеты". После окончания Литературного института поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 Константин Симонов был направлен в качестве военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся. В 1940 была написана первая пьеса ("История одной любви"), премьера которой прошла на сцене Театра им. Ленинского комсомола. В течение года Константин Симонов учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получив воинское звание интенданта второго ранга. Жена - актриса Валентина Серова (девичья фамилия - Половикова; первый муж - летчик, Герой Советского Союза Анатолий Серов)

С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. В 1942 снят первый кинофильм по сценарию Константина Симонова ("Парень из нашего города"). После войны в течение трех лет находился в многочисленных зарубежных командировках. В 1946-1950 - редактор журнала "Новый Мир". В 1952 был написан первый роман ("Товарищи по оружию"). C 1940 по 1961 было написано десять пьес. Умер Константин Симонов 28 августа 1979 в Москве. Прах Симонова по его желанию был развеян над местами особенно памятных ему боёв периода Великой Отечественной войны.

Приложение 2

Мальчик из села Поповки
С. Я. Маршак

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок -
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы -
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу

Ой, Мишка, как же страшно мне!
Л. Тасси

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…

… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я…»

… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»

Две строчки
Твардовский

Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал
Да лед за полу придержал…

Среди большой войны жестокой,
С чего - ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.

1 ученик: Марат Казей

Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

2 ученик: Леня Голиков

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...

3 ученик: Валя Котик

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

4 ученик: Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

5 ученик: Костя Кравчук

11 июня 1944 года на центральной площади Киева были выстроены части, уходившие на фронт. И перед этим боевым строем зачитали Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении пионера Кости Кравчука орденом красного знамени за то, что спас и сохранил два боевых знамени стрелковых полков в период оккупации города Киева...

Отступая из Киева, два раненых бойца доверили Косте знамена. И Костя обещал сохранить их.

Сначала закопал в саду под грушей: думалось, скоро вернутся наши. Но война затягивалась, и, откопав знамена, Костя хранил их в сарае, пока не вспомнил про старый, заброшенный колодец за городом, у самого Днепра. Завернув свой бесценный клад в мешковину, обваляв соломой, он на рассвете выбрался из дому и с холщовой сумкой через плечо повел к далекому лесу корову. А там, оглядевшись, спрятал сверток в колодец, засыпал ветками, сухой травой, дерном...

И всю долгую оккупацию нес пионер свой нелегкий караул у знамени, хотя и попадал в облаву, и даже бежал из эшелона, в котором угоняли киевлян в Германию.

Когда Киев освободили, Костя, в белой рубахе с красным галстуком, пришел к военному коменданту города и развернул знамена перед повидавшими виды и все же изумленными бойцами.

11 июня 1944 вновь сформированным частям, уходившим на фронт, вручили спасенные Костей знамена.

6 ученик: Вася Коробко

Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.

Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася.

Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.

Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.

Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

«Майор привез мальчишку на лафете…» Константин Симонов

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

Анализ стихотворения Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»

Симонова призвали в армию с началом Великой Отечественной войны. В качестве корреспондента он побывал на всех фронтах, дошел до Берлина через территорию Румынии, Югославии, Болгарии, Польши. Значительная часть его статей, написанных в военные годы, печаталась в газете «Красная звезда». Главное произведение Симонова, посвященное борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчиками, — роман в трех частях «Живые и мертвые». Первая книга была выпущена в 1959-ом, последняя — в 1971-ом. Во время войны невероятной популярностью пользовались стихотворения Константина Михайловича. Солдаты переписывали их от руки, знали наизусть. Одно из самых известных — «Майор привез мальчишку на лафете…».

В стихотворении раскрывается мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. Мальчика везут из Бреста — первой советской крепости, принявшей на себя удар гитлеровской армии и оказавшей героическое сопротивление. Ребенок расположился на лафете, то есть на станке артиллерийского орудия. Симонов указывает и возраст мальчишки. Ему десять лет, но он уже поседел, пережив гибель матери, с которой даже не имел возможности проститься, обстрел родного города, поспешную эвакуацию из него, ранение отца. По словам поэта, ребенок словно погостил на том свете. История мальчика — первая часть стихотворения. В середине произведения Симонов меняет тему. Лирический герой предстает перед читателями непримиримым бойцом, не желающим возвращаться домой, пока окончательно не будет повержен враг. Об этом он говорит любимой женщине, знающей о горестях войны только понаслышке. Совесть не позволит ему покинуть фронт, пока тот мальчишка снова не окажется в Бресте, не «поцелует горсть своей земли».

Стихотворение Симонова написано в 1941 году, в тяжелое время для советской армии. Толком неподготовленные к нападению Гитлера, отступали наши бойцы. Проникновенная лирика Константина Михайловича в тот период была нужна им как никогда. Поэт пытался при помощи слова поддержать солдат, продемонстрировать жизненную необходимость борьбы с фашистами, принесшими горести войны на территорию Советского Союза. Симонов призывал стоять на смерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных. На искренние стихотворения Константина Михайловича не могли не откликнуться сердца советских бойцов.

Константин Симонов "Сын Артиллериста"
Детгиз, 1958 год, тираж 100 000 экз, энц. формат
иллюстрации Александра Андреевича Васина

Стихотворение это, говорят, было написано Симоновым на полуострове Среднем, где он находился в качестве военного корреспондента. Сейчас в этих местах находится знаменитая Долина Славы или Долина Смерти - памятник защищавшим Кольский полуостров от фашистов, пытающихся прорваться к Мурманску. Вот здесь http://tbrus.ucoz.ru/publ/kolskij_poluostrov_dolina_slavy/1-1-0-174 можно почитать об этом удивительном месте и рассмотреть памятники, которые составлены из предсмертных записей сражавшихся за это место. Прообразом Леньки стал лейтенант Иван Алексеевич Лоскутов.
В октябре 1941 года Симонов отправляется из Крыма на Северный фронт. Из Мурманска он едет на полуостров Рыбачий, который в то время был самой северной точкой фронта. Там он находился до начала ноября 1941 года. В последний день его пребывания на полуострове Рыбачий майор Е. С. Рыклис, командир 104-го армейского пушечного артиллерийского полка, тяжёлые батареи 122-мм и 152-мм орудий которого были расположены на полуостровах Средний и Рыбачий, рассказал ему историю о том, как он в июле 1941 года был вынужден послать на корректировку артиллерийского огня на одну из высот на полуострове Средний сына своего старого армейского друга — лейтенанта И. А. Лоскутова. 31 июля 1941 года вместе с двумя радистами лейтенант И. А. Лоскутов взобрался на высоту и оттуда в течение 6 суток по рации корректировал огонь артиллерии. По данным, передаваемым Лоскутовым, огнём была уничтожена минометная батарея, большая группа пехоты, несколько пулеметных точек. Однако вражеские войска определили местонахождение корректировочной группы и, после не принесшего результата миномётного и артиллерийского обстрела высоты, были вынуждены перейти в атаку на высоту. Окружив высоту со всех сторон, немецкие солдаты начали подниматься наверх. Как вспоминал И. А. Лоскутов: Нам ничего не оставалось делать, как вызвать огонь непосредственно по высоте. Мы передали такую команду, но командир полка посчитал, что это ошибка, и переспросил, и только после вторичной нашей команды на высоту обрушился шквал нашего артогня. Наступавшие немцы частично были уничтожены, а остальные обратились в бегство. В период обстрела мы постарались укрыться и остались живы, правда, состояние было ужасное. Радиостанция была разбита, и дальнейшее наше пребывание на высоте без связи с полком было бессмысленно, и я принял решение возвратиться в полк.
По впечатлениям от рассказанной истории К. М. Симонов написал поэму «Сын артиллериста», прототипом лейтенанта Петрова в которой послужил И. А. Лоскутов, прототипом майора Деева — Е. С. Рыклис; более того, в поэме указано место действия, соответствующее реальным событиям.
В реальности имелись (исключая, естественно, фамилии) два отличия от поэмы. В поэме Лёнька отправился на корректировку один, в реальности с двумя радистами (рядовые Георгий Макаров и Григорий Мехоношин) и проводником, который, будучи раненым, вернулся. Также отец Лёньки, и по поэме, и в действительности воевавший на южном участке фронта, не погиб, а получил тяжёлое ранение, но остался в живых и умер только в 1965 году.
И. А. Лоскутов воевал всю войну в 104-ом артиллерийском полку, закончил войну на Тихом океане, продолжил службу на Тихоокеанском флоте, закончил карьеру в звании полковника, в должности старшего офицера по кадрам в штабе Тихоокеанского флота. За время войны награждён четырьмя орденами и
девятью медалями. Умер в 1994 году

















Немного о художнике из воспоминаний дочери:

Родился в Рязани. Сначала окончил архитектурно-строительный институт. После работал в мастерской известного архитектора А. Бурова.Во время войны обучал курсантов военно-строительному делу.Много рисовал и в основном карикатуры, которые стали печатать газеты.Наконец решил пойти в журнал «Крокодил», где ему посоветовали учиться. Поступил в Художественный институт им. В. Сурикова. Учился у П. Я. Павлинова. Большое влияние на него оказала графика Л. Г. Бродаты. Курс подобрался замечательный: Борис Маркевич, Марк Клячко, Николай Гришин. Судьба соединила их в самом начале, сделав единомышленниками и друзьями.Занимался иллюстрациями для книг различных авторов. Его книги от начала до конца сделаны очень цельно и как бы вплетаются в текст, но в то же время оформление Ф.Вийона стилистически отличается от иллюстраций к Б. Шоу. Рисунки к Ю. Олеше не похожи на иллюстрации к «Живым и мертвым» К. Симонова.Рисовать он любил страстно. Никогда не расставался с блокнотом и карандашом, позже с фломастерами, которые он «обожал» как техническую новинку.

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов. Родился 28 ноября 1915, Петроград - умер 28 августа 1979, Москва. Русский советский прозаик, поэт, киносценарист, журналист и общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской (1974) и шести Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950).

Константин Симонов родился 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде в семье генерал-майора Михаила Симонова и княжны Александры Оболенской.

Мать: княжна Оболенская Александра Леонидовна (1890, Санкт-Петербург - 1975).

Отец: Михаил Агафангелович Симонов (супруг А. Л. Оболенской с 1912 года). Согласно некоторым источникам - имеет армянское происхождение. Генерал-майор, участник Первой мировой войны, Кавалер разных орденов, образование получил в Орловском Бахтинском кадетском корпусе. В службу вступил 1 сентября 1889. Выпускник (1897) Императорской Николаевской военной академии. 1909 - полковник Отдельного Корпуса пограничной стражи. В марте 1915 - командир 12-го Великолуцкого пехотного полка. Награждён Георгиевским оружием. Начальник штаба 43-го армейского корпуса (8 июля 1915 - 19 октября 1917). Последние данные о нём датируются 1920-1922 годами и сообщают о его эмиграции в Польшу.

Отчим: Александр Григорьевич Иванишев (супруг А. Л. Оболенской с 1919 года).

Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну (так отмечал писатель в официальной биографии, по данным его сына А. К. Симонова - следы деда теряются в Польше в 1922 году).

В 1919 мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за военспеца, преподавателя военного дела, бывшего полковника Русской императорской армии А. Г. Иванишева. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром РККА.

Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. После окончания семи классов он поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ), работал токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931 году. Так он, зарабатывая стаж, продолжал работать ещё два года после того, как поступил учиться в Литературный институт имени А. М. Горького.

В 1938 году Константин Симонов окончил Литературный институт имени А. М. Горького. К этому времени он уже написал несколько произведений - в 1936 году в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.

В том же году Симонов был принят в СП СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ, опубликовал поэму «Павел Чёрный».

В 1939 году направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол, в аспирантуру не вернулся.

Незадолго до отъезда на фронт окончательно меняет имя и вместо родного Кирилл берёт псевдоним Константин Симонов. Причина - в особенностях дикции и артикуляции Симонова: не выговаривая «р» и твёрдого «л», произнести собственное имя ему было затруднительно. Псевдоним становится литературным фактом, и вскоре поэт Константин Симонов приобретает всесоюзную популярность. Мать поэта новое имя не признавала и до конца жизни называла сына Кирюшей.

В 1940 году написал свою первую пьесу «История одной любви», поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола; в 1941 году - вторую - «Парень из нашего города». В течение года учился на курсах военных корреспондентов при ВПА имени В. И. Ленина, 15 июня 1941 года получил воинское звание интенданта второго ранга.

С началом войны призван в РККА, в качестве корреспондента из Действующей армии публиковался в «Известиях», работал во фронтовой газете «Боевое знамя».

Летом 1941 года в качестве специального корреспондента «Красной звезды» находился в осаждённой Одессе.

В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году - звание подполковника, а после войны - полковника. В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».

Константин Симонов во время войны

Приказом ВС Западного фронта №: 482 от: 03.05.1942 года старший батальонный комиссар Симонов Кирилл Михайлович награждён орденом Красного Знамени.

Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде».

04.11.1944 года подполковник Симонов Кирилл Михайлович, спец. корреспондент газеты «Красная Звезда», награждён медалью «За оборону Кавказа».

Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.

Приказом ВС 4-го Украинского фронта №: 132/н от: 30.05.1945 года корреспондент газеты «Красная Звезда» подполковник Симонов награждён орденом Отечественной войны 1-й степени за написание серии очерков о бойцах частей 4-го Украинского фронта и 1-го Чехословацкого корпуса, нахождение во время боев на НП командиров 101-го и 126-го стр. корпуса и нахождение в частях 1-го Чехословацкого корпуса в период наступательных боев.

Приказом ГлавПУ РККА от: 19.07.1945 года подполковник Кирилл Михайлович Симонов награждён медалью «За оборону Москвы».

После войны появились его сборники очерков «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

В течение трёх лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай), работал главным редактором журнала «Новый мир».

В 1958-1960 годах жил и работал в Ташкенте в качестве собственного корреспондента «Правды» по республикам Средней Азии. В качестве специального корреспондента «Правды» освещал события на острове Даманский (1969 год).

кадры из фильма "Звезда эпохи"

Последняя супруга (1957) - Лариса Алексеевна Жадова (1927-1981), дочь Героя Советского Союза генерала А. С. Жадова, вдова фронтового товарища Симонова, поэта С. П. Гудзенко. Жадова окончила искусствоведческий факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, известный советский искусствовед, специалист по русскому авангарду, автор нескольких монографий и множества статей. Симонов удочерил дочь Ларисы Екатерину, потом у них родилась дочь Александра.

Стихотворения и поэмы Константина Симонова:

«Слава»;
«Победитель» (1937, поэма о Николае Островском);
«Павел Чёрный» (М., 1938, поэма, прославлявшая строителей Беломорско-Балтийского канала);
«Ледовое побоище» (поэма). М., Правда, 1938;
Настоящие люди. М., 1938;
Дорожные стихи. - М., Советский писатель, 1939;
Стихи тридцать девятого года. М., 1940;
Суворов. Поэма. М., 1940;
Победитель. М., Воениздат, 1941;
Сын артиллериста. М., 1941;
Стихи 41-го года. М., Правда, 1942;
Фронтовые стихи. М., 1942;
Война. Стихи 1937-1943. М., Советский писатель, 1944;
Друзья и враги. М., Гослитиздат, 1952;
Стихи 1954 года. М., 1955;
Иван да Марья. Поэма. М., 1958;
25 стихотворений и одна поэма. М., 1968;
Вьетнам, зима 70-го. М., 1971;
Если дорог тебе твой дом…;
«С тобой и без тебя» (сборник стихов). М., Правда, 1942;
«Дни и Ночи» (о Сталинградской битве);
Я знаю, ты бежал в бою...;
«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;
«Майор привез мальчишку на лафете...»

Романы и повести Константина Симонова:

Дни и ночи. Повесть. М., Воениздат, 1944;
Гордый человек. Повесть. 1945;
«Товарищи по оружию» (роман, 1952; новая редакция - 1971);
«Живые и мёртвые» (роман, 1959);
«Солдатами не рождаются» (1963-1964, роман; 2-я часть трилогии «Живые и мёртвые»);
«Последнее лето» (роман, 1971 3-я (заключительная) часть трилогии «Живые и мёртвые»);
«Дым отечества» (1947, повесть);
«Южные повести» (1956-1961);
«Так называемая личная жизнь (Из записок Лопатина)» (1965, цикл повестей);
Двадцать дней без войны. М., 1973;
Софья Леонидовна. М., 1985

Пьесы Константина Симонова:

«История одной любви» (1940, премьера - Театр имени Ленинского комсомола, 1940) (новая редакция - 1954);
«Парень из нашего города» (1941, пьеса; премьера спектакля - Театр имени Ленинского комсомола, 1941 (пьеса ставилась в 1955 и 1977 годах); в 1942 - одноимённый кинофильм);
«Русские люди» (1942, опубликована в газете «Правда»; в конце 1942 премьера пьесы с успехом прошла в Нью-Йорке; в 1943 - кинофильм «Во имя Родины», режиссёры - Всеволод Пудовкин, Дмитрий Васильев; в 1979 - одноимённый телеспектакль, режиссёры - Майя Маркова, Борис Равенских);
Жди меня (пьеса). 1943;
«Так и будет» (1944, премьера - Театр имени Ленинского комсомола);
«Под каштанами Праги» (1945. Премьера - Театр имени Ленинского комсомола;
«Чужая тень» (1949);
«Доброе имя» (1951) (новая редакция - 1954);
«Четвёртый» (1961, премьера - Театр «Современник», 1972 - одноимённый кинофильм);
Друзья остаются друзьями. (1965, в соавторстве с В. Дыховичным);
Из записок Лопатина. (1974)

Сценарии Константина Симонова:

«Жди меня» (совместно с Александром Столпером, 1943, режиссёр - Александр Столпер);
«Дни и ночи» (1944, режиссёр - Александр Столпер);
«Второй караван» (1950, совместно с Захаром Аграненко, режиссёры-постановщики - Амо Бек-Назаров и Рубен Симонов);
«Жизнь Андрея Швецова» (1952, совместно с Захаром Аграненко);
«Бессмертный гарнизон» (1956, режиссёр - Эдуард Тиссэ);
«Нормандия - Неман» (соавторы - Шарль Спаак, Эльза Триоле, 1960, режиссёры Жан Древиль, Дамир Вятич-Бережных);
«Левашов» (1963, телеспектакль, режиссёр - Леонид Пчёлкин);
«Живые и мёртвые» (совместно с Александром Столпером, режиссёр - Александр Столпер, 1964);
«Возмездие» 1967, (совместно с Александром Столпером, художественный фильм, снят по II части романа «Живые и мёртвые» - «Солдатами не рождаются»);
«Если дорог тебе твой дом» (1967, сценарий и текст документального фильма, режиссёр Василий Ордынский);
«Гренада, Гренада, Гренада моя» (1968, документальный фильм, режиссёр - Роман Кармен, кинопоэма; премия Всесоюзного кинофестиваля);
«Случай с Полыниным» (совместно с Алексеем Сахаровым, 1971, режиссёр - Алексей Сахаров);
«Чужого горя не бывает» (1973, документальный фильм о вьетнамской войне);
«Шел солдат» (1975, документальный фильм);
«Солдатские мемуары» (1976, телефильм);
«Обыкновенная Арктика» (1976, Ленфильм, режиссёр - Алексей Симонов, вступительное слово от автора киносценария и эпизодическая роль);
«Константин Симонов: остаюсь военным писателем» (1975, документальный фильм);
«Двадцать дней без войны» (по повести (1972), режиссёр - Алексей Герман, 1976), текст от автора;
«Мы не увидимся с тобой» (1981, телеспектакль, режиссёры - Майя Маркова, Валерий Фокин);
«Дорога на Берлин» (2015, художественный фильм, Мосфильм - режиссёр Сергей Попов. Снят по мотивам повести Эммануила Казакевича «Двое в степи» и военных дневников Константина Симонова).

Дневники, мемуары и очерки Константина Симонова:

Симонов К. М. Разные дни войны. Дневник писателя. - М.: Художественная литература, 1982;
Симонов К. М. Разные дни войны. Дневник писателя. - М.: Художественная литература, 1982;
«Глазами человека моего поколения. Размышления о И. В. Сталине» (1979, опубликовано в 1988);
Далеко на востоке. Халхингольские записки. М., 1969;
«Япония. 46» (путевой дневник);
«Письма из Чехословакии» (сборник очерков);
«Славянская дружба» (сборник очерков);
«Югославская тетрадь» (сборник очерков), М., 1945;
«От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента» (сборник очерков);
В эти годы. Публицистика 1941-1950. М., 1951;
Норвежский дневник. М., 1956;
В этом непростом мире. М., 1974

Переводы Константина Симонова:

Редьярд Киплинг в переводах Симонова;
Насими, Лирика. Перевод Наума Гребнева и Константина Симонова с азербайджанского и фарси. Художественная литература, Москва, 1973;
Каххар А., Сказки о былом. Перевод Камрона Хакимова и Константина Симонова с узбекского. Советский писатель, Москва, 1970;
Азербайджанские народные песни «Эй смотри, смотри сюда!», «Красавица», «Колодец в Ереване». Советский писатель, Ленинград, 1978 г.

Дети и война. К.М. Симонов "Майор привёз мальчишку на лафете" Урок литературы в 5 классе по УМК В.Я.Коровиной.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дети и война К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете»

Цели урока: рассказать о писателе, поэте советского периода, человеке, увлеченном темой Отечественной войны, выжившем в сложное время репрессий, сумевшем сохранить о себе мнение как о порядочном человеке; познакомить с стихотворением, посвящённым теме военного детства; развивать навыки внимательного, вдумчивого, выразительного чтения; умение слышать авторский голос в произведении; воспитывать интерес к истории родной страны, патриотизм, благодарную память к тем, кто завоевал право мирной жизни.

Константин Михайлович Симонов родился в Петрограде в 1915 году. Своего родного отца он не видел: отец погиб на фронте в первую мировую войну. Константина воспитал отчим, который очень хорошо относился к мальчику, любил его, как родного сына. Работал отчим преподавателем тактики в военных училищах, позже он стал командиром Красной Армии. Семья скиталась по военным частям, часто меняя место жительства. Семья жила небогато. Это была одна из причин, определившая обучение мальчика в ФЗУ после окончания семи классов. Затем работал токарем в Саратове, в Москве. 1915 -1979

Знаменательным событием в жизни Симонова явилось окончание Литературного института им. Горького в 1938 г. В этом же году его приняли в Союз писателей СССР. Он поступил в аспирантуру, опубликовал свою первую книгу «Павел Черный» и другие произведения. Так начался творческий путь знаменитого поэта. Во время Великой Отечественной войны он работает военным корреспондентом. С этого времени темы войны, жизни и смерти навсегда входят в его творчество. Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска (Белоруссия).

Послушайте стихотворение Какая картина встаёт перед нашим мысленным взором при чтении этого стихотворения?

Что мы узнаём из стихотворения о судьбе мальчишки и его отца? (Отец - защитник Брестской крепости, которая, будучи атакована в первые дни войны, героически защищалась в глубоком тылу врага еще долгие месяцы. Там, в крепости, погибла мать мальчишки, был уничтожен его дом.)

Брестская крепость Руины Тереспольских ворот Руины Южной казармы «Отражая вероломное и внезапное нападение гитлеровских захватчиков на Советский Союз, защитники Брестской крепости в исключительно тяжелых условиях проявили в борьбе с немецко-фашистскими агрессорами выдающуюся воинскую доблесть, массовый героизм и мужество, ставшие символом беспримерной стойкости советского народа». (Из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 08.05.1965).

Немецкое командование планировало захватить в первые часы войны г. Брест и Брестскую крепость, расположенные на направлении главного удара группы армий «Центр» Главный монумент и вечный огонь. К моменту нападения в крепости было от 7 до 8 тысяч советских воинов, здесь же жило 300 семей военнослужащих. С первых минут войны Брест и крепость подверглись массированным бомбардировкам с воздуха и артиллеристскому обстрелу, тяжелые бои развернулись на границе, в городе и крепости. Штурмовала Брестскую крепость полностью укомплектованная немецкая 45-я пехотная дивизия (около 17 тысяч солдат и офицеров), Но надежды фашистов не оправдались. С 22.06 по 20.07 1941г. советские воины героически оборонялись (не хватало боеприпасов, продовольствия, воды) против превосходящих сил немецко-фашистских войск. Рядом с бойцами были женщины и дети. Они помогали раненым, подносили патроны, участвовали в боевых действиях. Фашисты пустили в ход танки, огнеметы, газы, поджигали и скатывали с внешних валов бочки с горючей смесью..

«Жажда»- скульптура Горели и рушились казематы, нечем было дышать, но когда в атаку шла вражеская пехота, снова завязывались рукопашные схватки. В короткие промежутки относительного затишья в репродукторах раздавались призывы сдаваться в плен. Находясь в полном окружении, без воды и продовольствия, при острой нехватке боеприпасов и медикаментов гарнизон мужественно сражался с врагом. Последние дни борьбы овеяны легендами. К этим дням относятся надписи, оставленные на стенах крепости ее защитниками: "Умрем, но из крепости не уйдем", "Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.11.41 г.". Ни одно из знамен воинских частей, сражавшихся в крепости, не досталось врагу. Оборона Брестской крепости - пример мужества и стойкости советского народа в борьбе за свободу и независимость Родины, яркое проявление нерушимого единства народов СССР. Защитники крепости - воины более чем 30 национальностей СССР - до конца выполнили свой долг перед Родиной, совершили один из величайших подвигов советского народа в истории Великой Отечественной войны.

Какими мыслями и чувствами проникнуто это стихотворение? С историей мальчишки и его отца перекликается история лирического героя, рассказ в форме письма или внутреннего монолога. (У лирического героя тоже есть сын, который сейчас вместе с матерью эвакуирован на Урал. Рассказчик, глядя на мальчишку, вспомнил дом, семью. В его словах - боль разлуки, надежда на встречу и в то же время суровая решимость выполнить до конца свой воинский долг.) Как вы понимаете слова: «Кто раз увидел этого мальчишку. Домой прийти не сможет до конца»? (Такое не забывается. Сколько бы ни миновало мирных лет, этот эпизод войны будет постоянно напоминать о прошлом.) Какие слова находит рассказчик, чтобы объяснить себе и другим, за что он воюет? Почему его дом отныне на войне?

Прослушайте песню на стихи И. Шаферана «Темная ночь». Как перекликаются слова песни со строчками стихотворения К. Симонова? Кто является героями произведений К.Симонова и А.Твардовского? Что вы знаете о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны?

Валя Котик Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.

Зина Портнова Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза

Лёня Голиков Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады... 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Дома: Выучить наизусть стихотворение К.Симонова или А.Твардовского (по выбору) Устное сочинение по картине Ю.Непринцева «Отдых после боя».

Желаю успеха! Презентацию подготовила Шунина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы С. Елизаветинское, Благодарненского р-на, Ставропольского края