История россии

Обладатель фамилии Филиппов по праву может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

Фамилия Филиппов образована от имени собственного и относится к распространенному типу русских фамилий.

После 988 г. каждый славянин во время официальной церемонии крещения получал от священника крестильное имя, которое служило только одной цели - обеспечить человека личным именем. Крестильные имена соответствовали именам святых и были, следовательно, обычными христианскими именами.

Нередко древние славяне к имени новорожденного присоединяли имя его отца, обозначая тем самым принадлежность к определенному роду. Связано это с тем, что крестильных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Дополнение же к имени человека в виде отчества помогало решать проблему идентификации. В дальнейшем часто именно отчество становилось родовым именем, постепенно превращаясь в наследуемую от отца к сыну фамилию.

Фамилия Филиппов восходит к имени Филипп , что в переводе с греческого означает «любящий лошадей».

В именнике это имя появилось в честь святого Филиппа, уроженца города Вифсаиды (Галилея). Святой Филипп был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно поняв смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя он пошел за ним. После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, к примеру, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Вскоре после этого многие люди стали веровать в Бога.

Скорее всего, основатель рода Филипповых был человеком не из простого сословия. Дело в том, что фамилии, образованные от полной формы имени, имела в основном социальная верхушка, знать или семьи, пользовавшиеся в определенной местности большим авторитетом. Их представителей уважительно звали полным именем, в отличие от представителей других сословий, звавшихся, как правило, уменьшительными, производными, обиходными именами.

Известен дворянский род Филипповых, который был внесен в 14 часть Общего гербовника дворянских родов Российской империи.

Уже в XV-XVI веках на Руси, первоначально в среде богатых людей, начали закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначавшие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами -ов/-ев, -ин, изначально указывавшие на имя главы семейства. Таким образом, потомки человека, обладавшего именем Филипп, со временем получили фамилию Филипповы.

О точном месте и времени возникновения фамилии Филиппов в настоящее время говорить сложно, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Филиппов представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.


Источники:Словарь современных русских фамилий (Ганжина И.М.), Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения (Ведина Т.Ф.), Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.), Энциклопедия русских фамилий (Хигир Б.Ю.), Русские фамилии (Унбегаун Б.О.).

26 декабря "Российская газета" опубликовала приказ Министерства образования и науки от 13 декабря об утверждении перечня учебников, допущенных и рекомендованных ведомством для использования в школах. С момента публикации приказ вступил в силу. Из больше чем тысячи учебников, попавших в перечень, широкую публику интересует один – "Новейшая история России" под редакцией Александра Филиппова.

Учебник Филиппова предназначен для 11 класса. Он был отпечатан издательством "Просвещение" еще в октябре экспериментальным тиражом в 1000 экземпляров. В течение 2008/09 учебного года он будет проходить апробацию в школах Самарской области, Татарстана, Якутии и Приморского края. После этого Российская академия наук и Российская академия образования дадут свои заключения о том, как прошла апробация, и учебник Филиппова может переместиться из перечня допущенных в перечень рекомендованных учебников.

Пока Министерство образования и науки рекомендует пользоваться давно известными и проверенными учебниками, например, подготовленным Андреем Левандовским и Юрием Щетиновым или тем, ответственным редактором которого является директор Института отечественной истории Российской академии наук Андрей Сахаров. В списке допущенных учебник Филиппова соседствует с учебником под редакцией директора Института всеобщей истории Александра Чубарьяна, среди соавторов которого, например, ректор РГГУ Ефим Пивовар. В общем, хорошая компания.

Учебник основан на методическом пособии для учителей, написанной теми же авторами. Общественность бурно обсуждала эту книгу все лето 2007 года.

В июне 2007 года президент России Владимир Путин встретился в своей загородной резиденции "Ново-Огарево" с делегатами Всероссийской конференции преподавателей общественных наук. Глава государства заговорил о качестве школьных учебников, и тут же стало понятно: на рынке учебной литературы что-то будет.

"Битва за грифы" в Министерстве образования и науки разворачивается регулярно. Оно и неудивительно: рынок учебной литературы (а это около трети книгоиздательского рынка по суммарному объему тиражей) неуклонно растет (его нынешний объем, по приблизительным оценкам, около 200 миллионов долларов), книги дорожают, а количество игроков на рынке уменьшается (до половины рынка занимают два издательства – "Дрофа" и "Просвещение"). Разговоры о том, что этот рынок еще и насквозь криминализован, не прекращаются с 1996 года, когда был убит исполнительный директор "Дрофы" Владимир Вишняков. Следователи тогда сразу заподозрили, что его убили из-за конфликта вокруг заказа на учебники для московских школ, под подозрением оказались в том числе высокопоставленные чиновники столичной мэрии.

Отметим, что препятствием для роста рынка учебной литературы не является даже то, что спрос падает в силу объективных демографических причин: если в 2005 году в школьных учебниках нуждались больше 16 миллионов потребителей, то в 2006-м – примерно 14,8 миллиона, а в 2007-м – и вовсе около 14,5 миллиона.

26 декабря 2007 года на коллегии Минобрнауки замглавы ведомства Исаак Калина сообщил, что с 2009 года планируется ужесточить критерии отбора издательств, выпускающих учебную литературу. Издательства, уличенные в нарушении "научных, педагогических и филологических требований", будут лишаться права печатать учебники.

"Не все издательства ответственно подходят к содержанию учебных пособий", - посетовал Путин. Также он выразил возмущение тем, что в некоторых учебниках допускаются "искажения хода и результатов Великой Отечественной войны". "Учебники по истории и обществознанию подчас останавливаются на периоде 90-х годов прошлого века, излагают абстрактно и противоречиво события последнего времени", - добавил президент. Его неудовольствие вызвало отсутствие единых стандартов "содержания образования", в частности, несоответствие нынешнего образования в том, что касается общественных наук, "требованиям времени". Из-за этого, по мнению Путина, "в обществе каша и в голове преподавателя – каша". "Нет пособий, которые глубоко и объективно отражали бы события новейшей истории нашего общества", - с сожалением констатировал Путин.

Надо отметить, что преподаватели приехали к Путину с конференции, на которой как раз презентовали книгу Филиппова.

Первыми подняли шум по поводу методички правозащитники, в частности, общество "Мемориал" во главе с Сергеем Ковалевым. Они усмотрели в книге попытки реабилитации сталинизма. Их возмутило то, что авторы методички не выступили с обличением и осуждением сталинских репрессий, а попытались найти разумные объяснения этого явления (например, указывают они, после войны нужна была мобилизация для форсированного восстановления экономики). Не понравилось им и то, что в книге уделено, по их мнению, недостаточно внимания ужасам концлагерей.

Потом подтянулись политики. Они обратили внимание на последнюю главу книги, один заголовок которой говорит о многом – "Суверенная демократия". Написал эту главу шеф-редактор интернет-проекта Кремль.Org , один из авторов книги "Враги Путина" Павел Данилин . Описание нынешнего положения дел в России повторяет основные клише нынешней официальной пропаганды, возмущались оппозиционеры. Школьникам хотят "промыть мозги", внушив им, что "дело ЮКОСа" было необходимо для того, чтобы не допустить возвращения во власть олигархов, а отмена губернаторских выборов – чтобы обеспечить эффективность государственного управления.

Популярным стало сравнение методички Филиппова со знаменитым "Кратким курсом истории ВКП(б)" , название которого стало синонимом фальсификации истории по конъюнктурным соображениям.

В июле журнал "Коммерсант – Власть" предложил своим читателям издевательский тест "Проверьте себя на соответствие должности учителя истории" , составленный по материалам книги Филиппова. Несколько сотрудников Ленты.Ру имеют историческое образование, многие просто интересуются историей, но все оказались профнепригодными.

В августе журнал "Большой город" собрал "ученый совет", в котором приняли участие, кроме самого Александра Филиппова, директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Исаак Калина, автор одного из самых популярных школьных учебников по российской истории Андрей Левандовский, несколько школьных учителей и другие эксперты.

Левандовский так сформулировал претензии к книге Филиппова: "О политических заключенных и ГУЛАГе мы по-настоящему узнаем в главе, связанной с расследованием этих преступлений, - это уходит на задний план. А это не должно быть в одной строке. Потому что сталинизм - это прежде всего все-таки массовые репрессии". При этом Левандовский признал, что в книге "по фактуре есть все", претензии связаны исключительно с подачей материала. И далее: "В последней главе возникает такое ощущение, что в стране суверенной демократии проблем нет вообще. У нас очень хороший президент, он совершенно правильно решает поставленные перед ним задачи. Упоминается, что есть какая-то коррупция, - и все. Но даже наши очень мирные новостные телепрограммы дают совершенно другую картину".

Филиппов же, защищая свою позицию, сказал, в частности следующее: "Меня всегда раздражало такое навязчивое морализаторство в советских учебниках. Я старался этого морализаторства избежать. И вероятно, я перегнул палку, раз уж меня обвиняют в аморальности. Мне действительно хотелось избежать фраз вроде "какой урок мы должны из этого извлечь". Я хотел этого избежать и, видимо, перестарался".

По сведениям журнала "Коммерсант – Власть", книгу для учителей Филиппову (прямо скажем, не самому известному эксперту по новейшей отечественной истории) заказала администрация президента. Как надо расставлять акценты, определяло то же ведомство: те, кто строил "вертикаль власти" (Сталин, Брежнев, Путин), - хорошие, те, кто ее ослаблял (Хрущев, Горбачев, Ельцин) – плохие.

И Филиппов, и анонимные собеседники "Власти" в администрации президента заверяли и продолжают заверять общественность в том, что никто не собирается навязывать позицию, изложенную в книге, как единственно возможную. Но еще 6 июля Госдума приняла поправки в закон "Об образовании", фактически вменяющие учителям в обязанность пользоваться только теми учебными пособиями, которые рекомендованы Минобрнауки. Книга Филиппова пока не получила соответствующего грифа, как и написанный на ее основе учебник, но если заказ действительно поступил из администрации президента, то можно не сомневаться, что Академия наук и Академия образования гриф дадут.

Главный принцип новой концепции преподавания общественных наук в школах, сформулированной Министерством образования и науки и Ассоциацией гуманитарного знания президиума Российской академии наук, называют довольно неуклюжим, но точным словом "россияцентризм". Суть этого принципа довольно полно раскрыл на том же "ученом совете" "Большого города" Александр Филиппов: "Права Россия или не права, но это моя страна. […] когда говорят, что государственные интересы должны быть отведены на второе, третье, десятое место, а на первом должны стоять интересы человека, - я всегда считаю, что тогда надо говорить: на первом месте должны стоять мои интересы. И я с такими людьми не согласен".

Кн. для учителя / А. В. Филиппов. — М. : Просвещение, 2007. — 494 с.Книга знакомит с современными подходами освещения важнейших вопросов и трактовками основополагающих сюжетов новейшей истории России (1945—2006).ОглавлениеПредисловиеСССР после Второй мировой войны
Выбор курса
Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенный период
Внутренняя политика СССР в последние годы жизни И.В. Сталина
Национальная политика. Положение в республиках СССР в последние годы жизни И.В. Сталина
«Холодная война»: первые схватки
Культура и общественные процессы в первые послевоенные годы
Повседневная жизнь советских людей
Информация к размышлению: Споры о роли Сталина в историиРеформы Н.С. Хрущева (1953-1964)
Борьба за власть среди наследников Сталина
Экономическая политика и курс на «строительство коммунизма»
Провал «оттепели»
Внешняя политика: от «духа Женевы» к Карибскому кризису
«Оттепель» в духовной жизни. Творческая интеллигенция и власть
Из коммуналок в отдельные квартиры: повседневная жизнь в годы «оттепели»
Смещение Н.С. Хрущева
Информация к размышлению: Споры об «оттепели» и роли Н.С. Хрущева в историиСССР в середине 1960-х — начале 1980-х гг.
Формирование политического курса нового руководства
Экономическая политика: попытки реформ и отказ от коренных преобразований
Внутренняя политика: курс на стабильность. «Геронтократия» (власть стариков)
Республики в составе СССР. Национальная политика
Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х гг.
Культура и духовный климат во второй половине 1960-х — начале 1980-х гг.
Повседневная жизнь в эпоху развитого социализма
Информация к размышлению: Период «застоя» и роль Л.И. Брежнева в отечественной историиПерестройка (1985—1991)
Экономическая политика М.С. Горбачева
Политическая реформа М.С. Горбачева
Национальные движения и межнациональные конфликты
«Парад суверенитетов» и распад СССР
«Новое политическое мышление» в международных отношениях
Перестройка и изменения в духовной жизни общества на рубеже 1990-х гг.
Информация к размышлению: Споры о перестройке и причинах краха СССР. Историческая роль М.С. ГорбачеваРоссия после перестройки
Начало реформ. Политический курс Б.Н. Ельцина
Кризис двоевластия 1992—1993 гг.
Выборы 1993 г. и период перманентного кризиса власти
Сепаратизм и угроза распада России
Формирование олигархического капитализма в России
Кризис 1998—1999 гг.
Внешняя политика Президента Б.Н. ЕльцинаСуверенная демократия
Курс Президента В.В. Путина на консолидацию общества
Внутренняя политика в начале XXI в. — восстановление государства
Курс на суверенную демократию
Восстановление позиций России во внешней политике
Духовная жизнь российского общества в эпоху переменЗаключение

Под редакцией А. В. Филиппова

2 е издание, доработанное и дополненное

Работа выполнена при поддержке некоммерческих организаций Национальная лаборатория внешней поли тики и Государственный клуб

А.В. Филиппов, А.И. Уткин, С.В. Алексеев, Д.М. Воло дихин, О.Ю. Гаман Голутвина, П.В. Данилин, Г.А. Ели сеев, И.С. Семененко, А.Ю. Шадрин

История России, 1945-2008 гг. : кн. для учите И90 ля / [А.В. Филиппов, А.И. Уткин, С.В. Алексеев

и др.] ; под ред. А.В. Филиппова. - 2 е изд., дораб.

и доп. - М. : Просвещение, 2008. - 528 с. - ISBN 978 5 09 018222 5.

Книга знакомит учителей истории с современными подхо дами к освещению важнейших вопросов и трактовками осново полагающих сюжетов новейшей истории России (1945-2008). Книга выходит в авторской редакции. Предыдущее издание выходило под названием «Новейшая история России. 1945- 2006 гг.» (автор А.В. Филиппов).

УДК 372.8:94(470) ББК 74.266.31

ISBN 978 5 09 018222 5 © Издательство «Просвещение», 2008

© Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2008 Все права защищены

Предисловие

Уважаемые коллеги!

Уже не первый год нашим школьникам представля ются различные точки зрения, различные варианты от ветов на вопросы: что такое мир, человечество, Вселен ная? По каким законам они развиваются? Каково место человека в этом мире? Как развиваются человеческие сообщества? Каково влияние человека на социальные, политические, экономические особенности нашей плане ты, нашей страны? Какое место в мировом историчес ком процессе занимает Россия и какие перспективы ожидают нашу Родину?

Книга, которую вы держите в руках, посвящена истории России второй половины XX - начала XXI в. - с момента окончания Великой Отечественной войны до наших дней, от величайшего исторического триумфа Советского Союза до его трагического распада, от рож дения суверенной России до ее пятнадцатой годовщины. Вместе с вами мы попытаемся разобраться в событиях периода, последовавшего за майскими победными салю тами.

Почему появилась потребность в данном издании?

В течение последних 15-20 лет система историчес ких и социальных наук в России вступила в новую фазу своего развития. Это обусловлено сменой самого об щественного устройства страны, устранением монополии марксистско ленинской доктрины в формировании ми ровоззрения. Следствием этого стало активное использо вание иных социальных теорий и исторических концеп ций. В российских общественных науках произошла переоценка целого ряда ключевых событий мировой и отечественной истории. Многие проблемы до сих пор

История России 1945-2008

Предисловие

Предисловие

остаются дискуссионными как для профессионального сообщества, так и для общественности.

В связи с процессами обновления общественных наук возникла проблема содержания и методов историческо го образования в курсе общеобразовательной школы. Современное образование нуждается в существенном обновлении (приведении к современным требованиям) методологии построения предметного курса, иной кон цептуализации философских основ и принципов отбора содержания. Основами этого обновления должны стать принципы многообразия и дискуссионная рефлексия теоретических и содержательных альтернатив, что се годня практически отсутствует.

Разнообразие ответов на эти ключевые вопросы для молодого человека, начинающего самостоятельно осва ивать окружающий мир, - несомненное достижение современной российской школы. Многообразие точек зре ния, открытость новым интерпретациям вроде бы давно известных истин, дискуссионность как основной дидакти ческий принцип - все это становится основой методики преподавания гуманитарных дисциплин. Такой подход формирует умение мыслить самостоятельно, находить реальные проблемы, доказывать свою точку зрения.

Данная книга создана в рамках проекта по разработ ке второго поколения государственных стандартов обра

4 зования. В них акцент переносится на новые цели обра зования - те личные, гражданские и профессиональные компетенции, которыми должны обладать выпускники школы. Так, например, результатом изучения истории должно стать не просто знание исторических фактов, а способность продуктивно использовать полученные спо собности в решении профессиональных задач и социаль ных проблем.

На основе принципов нового поколения стандартов разрабатывается целый комплекс новых учебников, в том числе по курсу истории России. Цель нового комплекса учебников - создание условий для полу чения качественного современного социально гумани тарного образования, позволяющего реализовать свои

История России 1945-2008

Предисловие

гражданские права и личностные установки, в том числе связанные с продолжением образования и профессио нальной деятельностью.

Подготовка и издание настоящей книги, адресован ной учителям, служат одним из этапов данной работы. В ней не столько сообщаются факты, сколько раскрыва ются их логика, внутренняя связь и системные послед ствия. Ее цель - сформировать четкую гражданскую позицию у каждого выпускника. Как гражданин своей страны он должен представлять ценности и этические императивы культуры своего государства, как активный участник открытых мировых процессов он должен вла деть ценностями современного гражданского общества и достаточным набором представлений для активного межкультурного взаимодействия.

Основные задачи данной книги состоят в том, чтобы проанализировать и объяснить:

1) Как отразилась наша победа 1945 г. на других го сударствах и народах?

2) Как стоявшая на грани исчезновения страна суме ла стремительно восстановить народное хозяйство и дос тичь поразительных успехов в исследовании космоса, в мирном использовании ядерной энергии, в массовом строительстве и многом другом?

3) Почему бурно развивавшуюся на протяжении де

сятилетий страну охватил застой, отрицание новшеств, отказ от новаторства, от творческой энергии народа победителя?

4) Каковы были предпосылки крутых перемен в жиз ни CCCР, что подтолкнуло страну на новый путь?

5) Почему и как Советский Союз от ведущих пози ций в мире дошел до распада? В чем оказалась слабость государства, почему национальные проблемы не при влекли должного внимания руководства?

6) Как развивалась возникшая на развалинах СССР

новая Россия и почему это развитие было столь труд ным, исполненным множеством проблем? В силу чего президент Б.Н. Ельцин передал бремя правления

В.В. Путину?

Предисловие

История России 1945-2008

Предисловие

Предисловие

7) При каких обстоятельствах, как и почему был выбран стратегический курс развития России в новом, XXI в., а главное, каков он?

Послевоенная история СССР имела важную особен ность - Москва на протяжении 1945-1991 гг. была столицей не только одной страны, но и целой мировой системы, включавшей в себя и в орбиту своих интере сов десятки государств. Поэтому мы уделяем особое внимание внешней политике. В книге по отечественной истории мы будем рассматривать многие события, про исходившие за пределами нашей страны - в Венгрии и Чехословакии, в Корее и во Вьетнаме - по существу, на всех континентах.

Советский Союз не был демократией, но он был ори ентиром и примером лучшего, справедливого общества для многих миллионов людей во всем мире. Еще в 1918 г. британский премьер Д. Ллойд Джордж, доказы вая необходимость немедленного введения всеобщего из бирательного права в Англии, сослался на пример Рос сии. По его словам, если вернувшиеся с фронта солдаты не получат немедленного доказательства того, что обще ственная система страны изменилась к лучшему, они могут последовать русскому примеру. На протяжении 70 лет внутренняя политика западных стран корректи ровалась в пользу прав человека под немалым воздей

6 ствием СССР, гигантской сверхдержавы, осуществившей социальную революцию и победившей в самой жестокой из войн.

Книга охватывает события, свидетелями и участни ками которых были и являются ныне живущие люди, в том числе и мы с вами, уважаемые коллеги. Неизбеж ная особенность современной истории в том, что она прямо и непосредственно затрагивает интересы и чувства ныне живущих людей. У каждого из нас есть собственное видение и понимание событий, которые еще живы в памяти и являются предметом горячих споров. Споры и страсти, кипящие вокруг событий 1945- 2008 гг., во многом являются частью актуальной поли тической дискуссии. В отношении многих затрагивае

История России 1945-2008

Предисловие

мых в книге тем обсуждения в обществе и среди специ алистов еще не окончены. Учитывая неизбежную дис куссионность своих позиций, мы постарались отделить свои оценки от изложения фактов, вынеся их в рубрику «Точка зрения». Одновременно мы постарались вклю чить в книгу как можно больше свидетельств участни ков событий, внеся их в текст книги под рубрикой «Как это было». В отдельную рубрику «Документы эпохи», располагающуюся в конце соответствующих разделов, мы выделили отрывки из источников, которые нужны как иллюстрации к материалу, но слишком обширны, чтобы находиться в основном тексте.

Учитывая дискуссионность многих проблем, мы ре шили ввести в текст книги некоторые данные опросов общественного мнения. Разумеется, общественное мне ние переменчиво, но тем не менее данные социологов помогают понять, каким тот или иной деятель, то или иное событие остались в народной памяти.

Главная задача нового курса - создать условия для формирования учеником собственного мировоззрения - гражданской позиции, в основе которой лежит естест венное стремление развивать все свои способности и си лы, с тем чтобы повысить свою конкурентоспособность в социуме и нашей Родины в современном мире.

Мы надеемся, что данная книга будет полезна учи телю истории. Для того чтобы учесть ваш опыт препо давания, мы просим вас присылать свои замечания, поправки, предложения и пожелания в издательство обычной или электронной почтой.

Предисловие

История России 1945-2008

1. Выбор курса

Во Второй мировой войне была разгромлена наиболее агрессивная военная группировка, возглавлявшаяся Гер манией, провалилась ее ставка на грубую силу, расовую ненависть, презрение к демократии. Народы мира были полны надежды, что эта война окажется последней в истории человечества.

Внутренние противоречия Советского Союза не поме шали сплоченности его народов в годы войны. Решаю щую роль в победе сыграло единство советского народа, подкрепленного всей экономической и политической мощью огромного централизованного государства. СССР,

принесший максимум жертв на алтарь общей Победы антигитлеровской коалиции, внесший столь значитель ный и дорого оплаченный вклад в Победу, имел основа ния рассчитывать на помощь западных союзников в вос становлении своей разрушенной экономики.

В годы Второй мировой войны оформилось сотрудни чество СССР и демократических буржуазных государств, лидеры которых вопреки идеологическим и социальным различиям смогли договориться о совместной борьбе про тив общего врага. К антигитлеровской коалиции присое динилось более 30 государств. Если накануне войны

СССР поддерживал дипломатические отношения с 26 го сударствами, то к концу ее таких насчитывалось 52.

Из всех союзных держав менее всего в годы войны пострадали Соединенные Штаты Америки, которые вели войну почти исключительно за пределами своих границ. Территории США, за вычетом тихоокеанских колоний, не знали ни боев, ни вражеской оккупации. Не пережи вали США и бомбардировок наподобие тех, что нанесли

История России 1945-2008

СССР после Второй мировой войны

существенный урон Великобритании. Людские потери США, не говоря уже о материальных, не могли срав ниться с советскими.

Обоюдная польза союзнических отношений Советско го Союза с Соединенными Штатами проявилась во вре мя личных встреч лидеров трех держав в Тегеране (1943) и Ялте (1945). Однако сотрудничество военных лет оказалось недолговечным.

Различия между СССР и США были весьма значи тельными - в видении мирового устройства, традици ях, обычаях, контактах. Известна роль союзнической экономической помощи СССР в годы войны. Поставки продовольствия и военных ресурсов из США по закону о ленд лизе достигли суммы в 11 млрд долларов. Еще в ходе войны советские руководители зондировали пози цию американцев относительно помощи после оконча ния войны. В 1944 г. администрация президента США Ф. Рузвельта предложила СССР кредит на восстанов ление народного хозяйства в размере 6 млрд долларов. Затем американское правительство пообещало предос тавить 10 млрд долларов репараций из западных зон оккупации Германии.

Не стоит переоценивать степень дружеского располо жения Ф. Рузвельта к СССР и лично к И.В. Сталину. Президент, политик не менее искушенный, чем советс кий лидер, заботился только о национальных интересах США. Американцев устраивало ослабление Великобри тании и СССР, которое давало Америке роль арбитра. Однако расчет на ослабление СССР не оправдался: Со ветский Союз сохранился как единое и мощное госу дарство и продемонстрировал способность к высочайшей степени внутренней мобилизации и консолидации. Не считаться с СССР было невозможно.

Советский Союз, сокрушив опаснейшего врага, вышел из Второй мировой войны подлинной сверхдер жавой. СССР обладал мощной сухопутной армией - 11,4 млн человек, - уступавшей численностью только американским сухопутным силам - 12,1 млн. После окончания войны была проведена демобилизация, и

История России 1945-2008

СССР после Второй мировой войны

Советская Армия конца 1948 г. насчитывала уже около 3 млн человек. Но по боевым навыкам и по мощи бое вой техники с ней все равно не могла сравниться ни одна другая армия мира. В рядах Вооруженных сил

СССР насчитывалось более 12 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, более 107 тыс. орудий и ми нометов. По количеству танков и САУ Красная Армия более чем в 2 раза превосходила американскую, почти в 4 раза - британскую.

После войны международный авторитет СССР под нялся на уровень, не сравнимый с довоенным периодом. Послевоенное устройство мира обсуждалось державами победительницами на конференции в Сан Франциско в апреле - июне 1945 г. и на встрече в Потсдаме в июле - августе 1945 г. СССР стал одним из пяти пос тоянных членов Совета Безопасности, созданного на осно ве антигитлеровской коалиции ООН. В процессе опреде ления послевоенных границ к СССР отошли многие территории в Европе - Западная Украина, Молдавия, Западная Белоруссия, Прибалтика, Западная Карелия. В Азии в состав СССР вошли Тува, Южный Сахалин и Курильские острова. В соответствии с решением трех великих держав (США, Великобритании и СССР) Вос точная Пруссия как гнездо милитаризма была поделена между Польшей и СССР.

Мощь СССР и его потенциал становились перво степенными факторами складывающейся в результате войны международной системы. Красная Армия в ходе боевых операций освободила от гитлеровцев Польшу, Чехословакию, Болгарию, Румынию, Венгрию. Китай вернул под совместное с СССР управление Китайско Вос точную железную дорогу в Маньчжурии и военно морс кие базы в Порт Артуре и Дальнем. Восточные земли Германии и Австрии по решению Потсдамской конфе ренции отошли под временную оккупацию советских войск.

Правящие круги США стремились к мировому гос подству. Возросшая мощь Советского Союза была для них препятствием. Начиналось серьезное противостояние.

История России 1945-2008

Фамилия Филиппов образована от имени собственного и относится к распространенному типу русских фамилий.

После 988 года каждый славянин во время официальной церемонии крещения получал от священника крестильное имя, которое служило только одной цели – обеспечить человека личным именем. Крестильные имена соответствовали именам святых и были, следовательно, обычными христианскими именами.

Нередко древние славяне к имени новорожденного присоединяли имя его отца, обозначая тем самым принадлежность к определенному роду. Связано это с тем, что крестильных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Дополнение же к имени человека в виде отчества помогало решать проблему идентификации. В дальнейшем часто именно отчество становилось родовым именем, постепенно превращаясь в наследуемую от отца к сыну фамилию.

Фамилия Филиппов восходит к имени Филипп, что в переводе с греческого означает "любящий лошадей". Фил – любящий, Ипп – лошадь (ипподром).

В именнике это имя появилось в честь святого Филиппа, уроженца города Вифсаиды (Галилея). Святой Филипп был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно поняв смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя он пошел за ним. После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, к примеру, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Вскоре после этого многие люди стали веровать в Бога.

Покровителем этого имени считается святой мученик Филипп Апамейский. Он проповедовал слово Божие в Греции, Эфиопии и других странах; после мучений был распят на кресте вниз головой.

Скорее всего, основатель рода Филипповых был человеком не из простого сословия. Дело в том, что фамилии, образованные от полной формы имени, имела в основном социальная верхушка, знать или семьи, пользовавшиеся в определенной местности большим авторитетом. Их представителей уважительно звали полным именем, в отличие от представителей других сословий, звавшихся, как правило, уменьшительными, производными, обиходными именами.

Известен дворянский род Филипповых, который был внесен в 14 часть "Общего гербовника дворянских родов Российской империи".

Филипповы – московская купеческая семья, основатели знаменитого хлебопекарного производства: "Империя булочников Филипповых". Родоначальник большого хлебного дела – бывший крепостной села Кобелево Калужской губернии Тарусского уезда Максим Филиппов, в 1803 приехал в Москву. На Тверской, напротив Леонтьевского переулка в Москве, высится здание, в котором двести лет назад была булочная, основанная будущим придворным пекарем его императорского величества. В России, в XIX веке словосочетание "булочки от Филиппова" было синонимом качества.

Уже в XV–XVI веках на Руси, первоначально в среде богатых людей, начали закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначавшие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами -ов/-ев, -ин, изначально указывавшие на имя главы семейства. Таким образом, потомки человека, обладавшего именем Филипп, со временем получили фамилию Филипповы.

Значение фамилии Филиппов иногда имеет топонимические параллели – в разных уголках России существовали деревни и села с названием Филипповка и Филиппово, откуда могут быть родом первые носители этой фамилии. На географической карте России есть несколько речек Филипповок, с которыми тоже может быть связано происхождение фамилии Филиппов.

О точном месте и времени возникновения фамилии Филиппов в настоящее время говорить сложно, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Филиппов представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.