Илья Муромец: Богатырь силы и духа. Кем в действительности был Илья Муромец


28 мая - День пограничника, отмечаемый одновременно в России, Белоруссии и на Украине. В этот день давайте вспомним святого покровителя пограничных войск - Илью Муромца, одинаково почитаемого братскими народами, составляющими Святую Русь.

Имя Ильи Муромца не фигурирует в летописях и других документах соответствующей эпохи. Но мощи богатыря, сохраняемые в Киево-Печерской обители, свидетельствуют, что это был не мифический, а вполне реальный персонаж истории, живший в XI-XII веках.

Возглавил непобедимую дружину защитников Руси Илья Муромец - герой сказаний, созданных по следам эпохи Владимира Мономаха. Вторым по рангу стал Добрыня Никитич; его реальным прообразом был знаменитый воевода Добрыня, дядя князя Владимира Святославича Красное Солнышко. Почётное третье место занял Алёша Попович.

Слава Ильи Муромца ещё в древние времена вышла за рубежи Русской земли - он упомянут в произведениях германо-скандинавской эпики, записанных не позднее XIII века. А на Руси он был так же знаменит, как Роланд в странах Западной Европы.

Второразрядного вассала Карла Великого обессмертила «Песнь о Роланде», созданная гениальным западноевропейским поэтом, которого, возможно, звали Турольд.

Воина Илью из Мурома прославило поэтическое сказание, созданное безвестным гением Древней Руси. Это сказание, в отличие от «Песни о Роланде», не было записано в первозданном виде и сохранялось в традиции устного пересказа. Содержание шедевра древнерусской словесности, а также некоторые элементы его художественного оформления дошли до нас в цикле былин, огрублённых по стилю и языку крестьянской средой, где они бытовали до первых записей, осуществлённых лишь в XIX веке.

Рассматривая в таком свете былинные тексты, можно выделить в них исходную сюжетную линию, выстроенную по фактам подлинной биографии Ильи Муромца.

Хронологические рамки биографии Ильи Муромца

Согласно мнению, доминирующему в научной среде, Илья Муромец служил Владимиру Мономаху - одному из самых выдающихся государей киевской эпохи.

Былины повествуют о тяжком недуге, парализовавшем богатыря в юности (данный факт косвенно подтвердила экспертиза мощей, проводившаяся в 1988 году). Излечившись в тридцатилетнем возрасте, Илья решил стать профессиональным воином.

Вскоре он принял боевое крещение под Черниговом, защищая этот город. Произошло это предположительно в 1093 году. К такому утверждению подводит анализ былинных текстов в сопоставлении с летописной военно-политической хроникой (соответствующие выкладки частично представлены ниже). Следовательно, вероятный год рождения Ильи Муромца - 1063.

Экспертиза 1988 года установила, что знаменитый богатырь мог прожить от 40 до 55 лет.

В 1638 году монах Киево-Печерской лавры Афанасий Кальнофойский указал, что Илья Муромец скончался «за 450 лет до того времени», то есть в 1188 году. Эту датировку принять невозможно, так как она выводит годы жизни Ильи за пределы эпохи Мономаха, скончавшегося в 1125 году. Однако учёный монах не мог год смерти прославленного богатыря измыслить по своей прихоти. Афанасий, скорее всего, руководствовался какой-то записью, хранившейся тогда в документах монастыря, или надписью у надгробья Ильи.

Год 1188 от Р.Х. соответствует 6696 году «от сотворения мира». В древнерусской цифровой системе это последнее четырёхзначное число могло выглядеть примерно так:

S X Y S
/

Можно предположить, что увиденная Кальнофойским конфигурация цифр была слегка повреждена. Знак «червь» (Y), обозначавший число 90, мог появиться вместо знака «како» (К) - 20. Одна нижняя палочка стёрлась, и вместо К появилось некое подобие Y. На самом же деле год смерти Ильи был, вероятно, означен следующим образом:

S X К S
/

Отображая эту цифровую комбинацию в современной десятичной системе, получаем 6626 год «от сотворения мира», 1118 год от Р.Х.

Следовательно, Илья Муромец, родившийся в 1063 году, прожил 55 лет, что вполне согласуется с данными экспертизы 1988 года.

Эпизоды боевой карьеры

Как известно, Илья Муромец родился в селе Карачарове в крестьянской семье. Поэтому его желание стать профессиональным защитником отечества не могло осуществиться запросто, даже при наличии богатырской силы.

Войско той поры было ополчением, собиравшимся на период боевых действий, а затем распускавшимся по домам. Профессиональными воинами были лишь княжеские дружинники, обладавшие высоким социальным статусом. Для того чтобы «мужик-деревенщина» оказался в рядах дружинной корпорации, требовались особые обстоятельства. И такие обстоятельства возникли в 1093 году.

Тогда умер великий князь киевский Всеволод, и его сын Владимир Мономах добровольно уступил великое княжение двоюродному брату Святополку Изяславичу, а себе взял в удел Чернигов. Вскоре после этого кузены-князья выступили против половцев, но потерпели жестокое поражение на реке Стугне. Мономах вернулся в Чернигов, где стал срочно собирать новое войско.

На первую свою войну добрый молодец Илья отправился, надо полагать, не в одиночку, а в составе воинского контингента, выступившего на помощь Мономаху из Мурома, который в ту пору входил в состав Черниговского княжества.

«У того ли города Чернигова нагнано-то силушки черным-черно… Он как стал-то эту силу великую, стал конём топтать да стал копьём колоть…» Вражеской силой, с которой бился Илья, были половцы, которых привёл русский князь Олег Святославич, опаснейший враг Мономаха и Святополка (при этом - их двоюродный брат). Олег требовал себе Черниговское княжение, которое некогда принадлежало его отцу по завещанию Ярослава Мудрого.

Бои продолжались 8 дней, после чего Мономах уступил город врагу-родственнику, не желая продолжать междоусобную войну в то время, когда половцы терзали русские земли.

Новому князю присягнули черниговские бояре и воины, присягнули муромцы, но Илья не последовал общему примеру.

Владимир Мономах отправился в Переяславль с семьёй и дружиной, в которой осталось не более 100 воинов. Достойное место в этой отборной дружине занял воин Илья - простолюдин из города Мурома.

Святополк и Мономах заключили мир с половецкими ханами, но это не принесло спокойствия Русской земле. Степные орды без опасения кочевали у самых рубежей Руси, пограничный люд стонал от их насилий.

В 1094 году к стенам Переяславля заявился половецкий хан Итларь (Идолище, как его именуют былины) со своей ордой, как бы в гости к «русским друзьям». Мономаху пришлось пригласить Итларя в город. При этом безопасность хана должен был гарантировать юный сын русского князя Святослав, отданный в заложники половцам.

Хан, принятый в городе с почётом, держался надменно, как победитель среди побеждённого народа. Его поведение унижало князя на глазах сограждан. Бояре советовали разделаться с пришельцами, и после некоторых колебаний Мономах согласился. Княжеские дружинники и наёмные торки напали ночью на половецкий стан и освободили Святослава, перебив его охранников. А утром был убит и хан Итларь.

В летописном рассказе о тех событиях отсутствуют немаловажные детали, которые можно восстановить по былинным сюжетам. Замыслив план нападения на половецкий стан, Мономах должен был подумать о защите Святослава. Обязанность телохранителя, по всей видимости, принял на себя Илья Муромец. Он проник в половецкий стан в обличье «калики перехожего» - нищего богомольца, хромая и опираясь на клюку. Половцы допустили его к Святославу: пусть убогий пришелец развлекает скучающего княжича. В решающий момент ночной схватки Илья закрыл собой княжеского сына от приставленных к нему стражей. Инвалидная клюка в деснице богатыря стала грозным оружием, а на пальцы левой руки он натянул странническую шапчонку и этим подобием щита отразил нож, брошенный кем-то из половцев.

После расправы с Итларем вновь разгорелась война, в ходе которой Мономаху удалось объединить большинство русских княжеств в единый союз.

Войска русских князей отбили натиск половцев и совершили ряд глубоких рейдов по вражеской территории, смирив степных хищников, которым пришлось отказаться от набегов на Русь.

Илья Муромец участвовал во многих боях и походах, но не выслужил «хлеба мягкого» - высоких и комфортных должностей. А потому и не попал в летописи.

Но и рядовым воином богатырь не остался. Его назначили командиром станицы - небольшого отряда, дислоцированного на одной из пограничных застав. Станичники следили за степью, отражали набеги малых половецких ватаг. В больших походах станица Ильи Муромца исполняла функции разведки, добывала языков, уничтожала вражеские сторожевые посты. Это был настоящий пограничный спецназ, действия которого ощутимо способствовали триумфам русского воинства во времена Мономаха.

Бунтовщик по долгу службы и велению души

Двадцать лет Илья Муромец верой-правдой служил Владимиру Мономаху, который постепенно прибирал власть над Русью, формально оставаясь скромным удельным князем.

В 1113 году Святополк Изяславич умер и для фактического лидера страны открылась возможность стать великим князем. Но киевские вельможи во главе с тысяцким Путятой выдвинули Мономаху условия, с которыми тот не мог согласиться.

Чтобы избавиться от Путяты и его сподвижников, Мономах постарался привлечь на свою сторону горожан среднего достатка, недовольных боярским правлением, а более всего - лихоимством ростовщиков (которым покровительствовал покойный Святополк). Претендент на великое княжение негласно обещал облегчить жизнь почтенным горожанам, если они соберут вече и потребуют отставки тысяцкого. Эта акция требовала силовой поддержки, и переславский князь отрядил в Киев толковых воинов. В их числе оказался Илья Муромец. Он, как истинный выходец из народа, рад был постоять за народное дело.

А дело это обернулось немалыми неприятностями.

Когда среднезажиточные граждане вышли на улицы, к ним присоединилась городская чернь, и вместо благопристойного веча получился бунт. Толпа бесчинствовала на улицах, наводя страх на вельмож и духовенство. Илья в беспорядках активно участвовал, буянил сам и других подстрекал.

Бояре кинулись к Мономаху, умоляя его о защите. И, как только новый великий князь появился в Киеве, беспорядки сами собой прекратились.

Вступление в ангельский полк

Исполняя в Киеве специальное задание своего начальства, Илья Муромец переусердствовал и серьёзно навредил Мономаху, старавшемуся выглядеть в глазах общества строгим блюстителем законности. Князь разгневался и приговорил Илью к трём годам тюремного заключения.

Время смягчает дикие нравы, но вряд ли суть отношений между элитой и смердами слишком изменилась после того, как в 988 году Владимир крестил Русь (его языческий пантеон простоял всего восемь лет). Просто на смену богу князя и дружины Перуну пришёл Георгий Победоносец. Сын Владимира Ярослав (Мудрый) принял при крещении имя Георгий (Юрий) и начал метить этим именем пространство.

Богатырь не мог признать такой приговор справедливым. Выйдя из темницы, он решил служить не князьям, а Богу, принял иноческий сан в Киево-Печерской обители, где провёл остаток своей жизни (примерно с 1116-го по 1118 год).

Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Ильи Муромца, которым он поклонялся в 1701 году: «Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей, рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке». По свидетельству очевидцев, кроме глубокой округлой раны на левой руке имелось такое же значительное повреждение в левой области груди.

Таким образом, монастырская жизнь Ильи не завершилась мирным упокоением. Он был убит в рукопашной схватке, в которую вступил, по всей видимости, без оружия. Левая рука опытного бойца отреагировала на выпад копьём и пыталась отбить удар. Но в этой руке не было щита, и смертоносное оружие пронзило её, и незащищённое тело до самого сердца.

Последний бой Ильи Муромца происходил поблизости от монастыря или даже в его стенах. Тело, ещё не тронутое процессом разложения, сразу же после боя погребли в монастырском подземном некрополе, где оно подверглось естественному мумифицированию, и в таком виде сохранялось как минимум до начала XVIII века. Позднее мумия всё же истлела.

Киево-Печерская обитель в XII веке славилась богатствами, привлекавшими грабительские шайки разного рода. С одной из таких шаек и столкнулся, по всей видимости, прославленный богатырь.

Посмертная служба Ильи Муромца

Популярное сказание об Илье Муромце возникло примерно в тридцатых-сороковых годах XII века, по горячим следам драматической эпохи Владимира Мономаха. Но в силу причин политического характера (их анализ выходит за рамки данной статьи) автор сказания перенёс действие в отдалённое прошлое, во времена Владимира Красное Солнышко. При этом к реальным подвигам Ильи добавились переработанные сюжеты из языческой мифологии, включая красочный рассказ о победе Ильи над Соловьём-разбойником.

Непобедимый воин Илья не мог закончить жизнь столь жалким образом, как это произошло в действительности. Автор уготовил своему герою иную участь: выйдя из заключения, Илья совершил новые подвиги. Он победил несметные полчища царя Калина и стал преемником великого Святогора - древнего защитника славянских земель.

Яркое, образное повествование об Илье Муромце завоевало на Руси огромную популярность и передавалось от одного поколения сказителей к другому.

Былинные повествования об Илье оказались актуальным идеологическим материалом в XIV веке, накануне первых побед Московской Руси над ханами Золотой Орды. Сказители той поры внесли посильный вклад в общенародное дело: взяв за основу старинные шедевры поэтического творчества, они создали коллективный образ непобедимой богатырской дружины во главе с Ильёй Муромцем как пример для современников, ещё вынужденных мириться с ордынским игом.

В XVI-XVII веках повышенный интерес к преданиям об Илье Муромце проявился на Украине, где поднималось народное движение за освобождение от польского господства.

В 1643 году Илья Муромец был причислен православной церковью к лику святых в чине преподобного. Это произошло за пять лет до выступления Богдана Хмельницкого, итогом которого стало объединение Киева и Левобережной Украины с единоверной, братской Россией.

P.S.: Более полный и подробный вариант моего исследования об Илье Муромце читайте в интернет-журнале Перемены, .



С детства из сказок и былин мы слышали о русских богатырях, одним махом перерубавших мечом всадника до седла, выкорчевывающие вековые дубы с корнем и выпивающими в один присест ведрами пива или меда. Мы всегда представляли их гигантами и атлетами с телосложением никак не уступающим Джеффу Монсону, но какие же они были на самом деле, давайте узнаем.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Пожалуй самый популярный из всех богатырей Илья Муромец. Согласно легенде, крестьянский сын и оберегатель русской земли от врагов, параличный до 33 лет, получает силу от волхвов, борется с Соловьём-разбойником, идолищем, жидовином, татарами и, наконец, окаменевает. Впервые появляется в письменных источниках в XVI веке у Ф. С. Кмиты-Чернобыльского как Илья Муравленин, у Эриха Лясоты - как исполин Илья Моровлин в Софийском соборе Киеве. Некоторыми исследователями отождествляется со святым Илией Печерским Чеботком, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре.

Исследования мощей в 1988г Илии Печерского показали, что его останки имеют множественные переломы ключицы, ребер, на костях отметины от ударов мечей и копья, позвоночник деформирован от перенесенного в детстве паралича, что совпадает с былинными описаниями Ильи Муромца.
Исследуя останки Ильи Печерского установили, что его рост 177 САНТИМЕТРОВ.

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Александр Невский – новгородский князь и полководец. Князь Новгородский (1236-1240, 1241-1252 и 1257-1259), великий князь Киевский (1249-1263), великий князь Владимирский (1252-1263). Канонизирован Русской православной церковью. Традиционно считается российскими историками русским национальным героем, истинно христианским правителем, хранителем православной веры и свободы народа

Этот поистине богатырь, силой, мудростью и отвагой победивший могучих тевтонов-крестоносцев (именем Христа между прочим шедших геноцидить славян на земли русские) был....160 САНТИМЕТРОВ РОСТА.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

Самый неоднозначный персонах имеющий наибольшее количество прототипов. Наиболее вероятной считается версия, что Добрыня Никитич на самом деле был дядей Владимира по материнской линии. Согласно летописям, отчество Никитич появилось гораздо позже уже в былинах, так как отца воеводы звали Малко или Мал. Многие исследователи вообще считают, что по происхождению Добрыня был далеко не русичем, а самым настоящим евреем, что долгие годы замалчивалось, как нелицеприятный и не стоящий подробного анализа фейк. Вполне возможно, что родина родителей будущего великого богатыря находилась на Волыни, так как у Мала именно там было несколько деревень, среди которых были Низкиничи (откуда и мнимое отчество Никитич-Низкинич, уроженец Низкиничей?), Будятичи и Калусов, который ныне уже называется Гряды. Выяснить, где родился богатырь Добрыня Никитич на самом деле, сегодня не представляется возможным.
Но есть и иные теории происхождения знаменитого богатыря. В некоторых источниках его называют Добрыней Резанским или Резановичем, что многие воспринимают, как явный намек на происхождение из Рязани. Но все не так просто, ведь существовал известный род с такой фамилией, которые проживали в окрестностях Владимира-Волынского. Именно Резановичам принадлежала деревня Будятина весть в пятнадцатом веке. Вполне возможно, оттуда и «уши растут». Есть и третья версия, будто маленький Добрынюшка родился в городе Искоростене (ныне Коростень Житомирской области).
В возрасте десяти годков, его самого, а также юную его сестрицу взяли в плен, после чего они были помещены в княжеские палаты, где оба выполняли обязанности прислуги. Воспитывающийся таким образом вместе с юными княжичами Добрыня вскоре научился всем премудростям, он умело держал в руках большой меч, обладал большой ловкостью и сноровкой, метко стрелял из лука. За особое старание и прилежание подросший юноша был записан в дружинники и приставлен к Владимиру, в качестве наставника. Так Добрыня Никитич стал богатырем и отправился в свой долгий путь подвигов и побед

в п. Шилово, Рязанской обл. разрыли курган при строительстве дороги, при раскопках обнаружены останки воина в полном облачении с мечом и кольчугой. Большая часть найденного была увезена властями в неизвестном направлении, в шиловском музее остались поясная накладка и кольчуга того самого Добрыни, кольчуга соответствует примерно 56 размеру, ее обладатель был приблизительно 185см РОСТА. по тем временам настоящий гигант, выше самого Ильи Муромца. Богатырю, судя по состоянию кольчуги был нанесен мощный удар в сердце, возможно он и стал причиной гибели.

ПЕРЕСВЕТ

Дата рождения Александра (Да,да его звали Саня, а пересвет это погремуха:))доподлинно неизвестна. Ряд источников свидетельствует о боярском происхождении. То есть принадлежности к высшему сословию. Бояре занимали руководящие посты и владели землями. В 14-ом веке каждый боярин с детства обучался военному ремеслу. Место рождения - Брянск. Предположительно, Александр Пересвет участвовал в походах и войнах. В какой-то момент он постригся в монахи. Обряд был проведён в Ростове. Поскольку авторитетных источников, которые могли бы достоверно сообщить о тех или иных событиях практически нет, историки по сей день ведут дискуссии относительно биографии Пересвета. Проблема заключается ещё и в том, что древние писатели часто прибегали к аллегориям и возвышениям. То есть знаменитым личностям приписывали подвиги и качества, которыми те в действительности не обладали. И современным учёным довольно трудно отличить выдумку от реальности. Так или иначе, можно смело утверждать, что к 1380 году Александр Пересвет был монастырским схимонахом. Именно в этом чине он подошёл к Куликовский битве, которая принесла ему вечную славу.
Челубей использовал в бою необыкновенно длинное копье. Он ударял своим копьем противника, одетого в доспехи и вышибал последнего из седла, так что шансов приблизиться и попытаться сразить самого Челубея, уже не было.
Александр Пересвет знал об этом. И он намеренно и осознанно шел на смертный бой. Доспехи инок снял, его тело покрывал лишь черный плащ схимника с крестом. Зачем?
А затем, что исполинское копье Челубея, не встретив на пути доспеха, пройдет сквозь тело и позволит Пересвету приблизиться к противнику со своим копьем.

Обстоятельства гибели Александра Пересвета знает наверное каждый школьник: С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное. Все-таки, это их национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам…
Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет».
Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духовные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.
Оказывается, Челубей не просто был опытный воин и богатырь, но он был тибетский монах, прошедший воспитание по системе «маг-цзал» и достигнувший статуса «бессмертного». Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких избранных духами воинов-тибетцев (их звали «дабдоб») всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то он и был выставлен на единоборство с Пересветом - чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
Несколько лет назад китайцы приезжали в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, спрашивали, есть ли летописи о поединке Пересвета с Челубеем. На вопрос, зачем это им, ответили, что на Востоке Челубей считается великим воином, победившим в трёхстах боях. А бои в те времена победой по очкам не кончались. Если бой, значит насмерть. Поэтому китайцы поражались, как мог Пересвет сразить непобедимого великого воина.»

По преданию воин-монах Пересвет молился в келье отшельника, при часовне св. воина Дмитрия Солонского (ныне Мужской Дмитриевский Ряжский монастырь) , помолясь, Пересвет оттуда ушел, оставив там свой посох из яблоневого дерева. Ныне этот посох хранится в Музее Рязанский Кремль, высота этого дорожного посоха 142 САНТИМЕТРА и перекладиной 28см., Отмечается, что посох был урезан на 6 вершков по приказанию настоятеля из-за того, что не помещался в короткий футляр. Первоначальная длина посоха равнялась 2 аршинам и 6 вершкам (примерно 1 м 70 см). Обладатель такого посоха должен быть ростом выше 195 САНТИМЕТРОВ. И хоть сегодня ставят под сомнение подлинность и аутентичность посоха Пересвета, но мы то знаем как политической волей 7 неопознанных трупов могут стать останками императорской семьи и пока нет исторических документов доказывающих обратное, будем считать его посохом Пересвета.

Наши предки XVI – начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец – реальный человек, воин, служивший Киевскому князю.

Но если Илья Муромец — историческая личность, то почему он не упоминается ни в одной летописи? На это может быть несколько причин.

Во-первых , не так много письменных источников тех лет дошли до нас. И это не удивительно. Татары постоянно совершали набеги на землю русскую и сжигали города. Однажды во время пожара сгорели и книги из библиотеки Киево-Печерской Лавры.

Во-вторых , Илья был из простой крестьянской семьи. В то время постоянное войско князя — его дружина, набиралось из знатных людей. Возмутительный прецедент головокружительного возвышения простого мужика не мог оставить равнодушными родовитое боярство и опиравшихся на него князей золотого века Киевской Руси.

Поэтому имя народного героя было стерто со страниц истории. Но его невозможно было стереть из доброй памяти благодарного народа.

После смерти Илья был захоронен в пределе главного храма Киевской Руси — Софии Киевской . Там находилась великокняжеская усыпальница, в которой и князей-то не всех хоронили. А Илья Муромец делами своими мирскими был удостоен такой чести. Бояре о таком снисхождении и мечтать не могли.

Возможно, именно по этой причине позднее гробница Ильи Муромца при набеге была разрушена, а гробница его товарища — Добрыни Никитича , сына древлянского князя Мала, чудом уцелела.

Об этом упоминает в своих дневниках посол императора Священной Римской империи Рудольфа II Эрих Лясота , который с 7 по 9 мая 1594 года был проездом в Киеве.

В то время Киево-Печерская лавра взяла на себя заботу о мощах богатыря. Там, в Ближних пещерах, его тело и покоится поныне.

№2 Илья Муромец — герой не только русского эпоса

Хотя в русских летописях не упоминается имя самого знаменитого героя русских былин, зато он является главным действующим лицом в одной из германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях.

Там говорится о нем как о могучем витязе, и называют его Ильей Русским .

№3 Великан

№4 Потомки Гущины

Сейчас село Карачарово стало частью современного города Мурома. На месте дома Ильи Муромца стоит новый дом с табличкой, мол жил на этом месте народный любимец и герой былин Илья Муромец. Жильцы этого дома утверждают, что они являются потомками богатыря. Из поколения в поколение они собирают всю информацию о их знаменитом предке. После воссоздания портрета Ильи Муромца, они показали фотографию своего прадеда. Сходство действительно наблюдается.

Они говорят, что феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам – роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади.

№5 «Сиднем сидел на печи тридцать лет и три года…»

Из сказаний нам известно, что Илья до 33 лет не мог ходить.

В народе была распространена такая история. Будто бы дед будущего русского героя Ильи Муромца был настоящим язычником и отказывался признавать христианство. Однажды он взял топор и разрубил православную икону. С того времени проклятие легло на его род. Все мальчики должны были рождаться калеками.

И вот через 10 лет родился внук, у которого был паралич ног. Но тот не отчаивался, а развивал остальные части тела. 33 года он не мог и шагу ступить по земле. Как-то раз в дом зашли «калики перехожие » – народные целители. Они и излечили богатыря с помощью заговоренной воды. Об этом говорят сказания старины глубокой.

Но самое интересное в том, что после изучения мощей Ильи Муромца, анатомы обнаружили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это означает, что этот человек действительно долгое время не мог ходить вследствие ущемления нервов спинного мозга.

№6 Возраст

Ученые до сих пор спорят о дате рождения и дате смерти героя, но по останкам удалось определить, что прожил богатырь 45-50 лет. Для того времени он был стариком .

№7 Первое исследование тела

Впервые тело Ильи Муромца исследовали советские ученые в 1963 году. В то атеистическое время ученые в своем заключении написали, что тело принадлежит человеку монголоидной расы , а ранения имитированы монахами лавры.

Между тем, монголоидные черты лица русского витязя отмечают и современные ученые.

№8 Дорожка прямоезжая

Помните начало былинных сказаний про Илью Муромца? «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова… » Казалось бы, все понятно. Вот город Муром. Село Карачарово теперь часть этого города, хотя и сохранило свое название. Но сомнения по поводу места рождения русского витязя были и в прошлом веке, есть и сейчас.

Имя былинного героя знали и на Черниговщине . Там есть года Карачев и Моровийск, названия которых созвучны селу Карачарову и городу Мурому.

Но если взглянуть на обычную географическую карту, то Моровийск и Карачев разделяют сотни километров. И говорить о «Моровийском селе Карачеве» как-то странно. А вот если на карте отметить Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев, то можно провести одну линию. Вот и знаменитая «дорожка прямоезжая».

Именно по ней Илья едет в Киев, проезжая «через те леса, Брынские, через речку Смородинную », через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. Все населенные пункты сохранили свои прежние названия и существуют до сих пор. Даже речка Смородинная течет там по сей день.

Кроме того самый известный подвиг богатыря — бой с бандитом Соловьем-разбойником. Как известно, разбойник контролировал прямую дорогу до столицы Руси, Киева, и не давал спокойно пройти «ни конному, ни пешему ». Примерно в 1168 году Илья приехал в Киев. На тот момент на престоле восседал князь Мстислав , который приказал организовать охрану идущих в столицу торговых караванов, которые постоянно подвергались грабительству половцев. Вероятно, князь киевский поручил это своему богатырю Илье Муромцу, состоявшему в княжеской дружине.

Соловей был разбойником, промышлявшим набегами и кражами на дороге, а прозвище, как можно предположить, приклеилось к нему за его умение громко свистеть. Илья Муромец в поединке победил грабителя и освободил «дорогу прямоезжую». Это событие, без сомнения, имело не только большое экономическое значение для княжества, но и сделало жизнь простых людей спокойнее.

Освобождение прямоезжего пути от разбойников не осталось незамеченным и было приравнено народом к настоящему подвигу.

№9 Тайна смерти

Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины «Илья Муромец и Калин царь » в исполнении сказителя Щеголенкова : «от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана ». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей.

На данный момент времени официальные источники говорят, что родился богатырь Илья Муромец в период между 1150 и 1165 годами. А погиб он, как предполагают ученые, при взятии Киева ратью князя Рюрика Ростиславича в 1204 году, когда знаменитая Печерская лавра была разрушена и разграблена союзными Рюрику половцами. Смерть наступила от удара в грудь острого орудия (меча или копья).

№10 Святой

Существует легенда о том, почему Илья решил стать монахом. В очередном очень жестоком сражении богатырь был сильно ранен и чуть не был убит, но чудом выжил. В той битве он дал обет впредь никогда не поднимать меч, поселиться в монастыре и посвятить себя служению Богу. Илья Муромец подошел к стенам Лавры и скинул с себя все доспехи. Однако, бросить на землю меч не смог.

Так он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Оставшуюся часть своей жизни он провел в келье в постоянных молитвах.

Русский герой оставил после себя не только нетленную память . Тело Ильи, как и останки других монахов, которые захоронены в пещерах Печерской Лавры, нетленно. Но, в отличие от останков египетских фараонов, оно превратилось в мумию не благодаря обработке мумифицирующими составами, а по неизвестной современной науке причине.

Православные уверены, что если тело человека не разлагается, а постепенно превращается в мощи, то это дар свыше, поэтому человека можно считать святым.

Существует поверье, что мощи святорусского богатыря Ильи Муромца способны излечить тех, кто страдает страшными болезнями позвоночника и тех, у кого полностью парализованы ноги. Русский витязь и после смерти продолжает служить людям…

С глубокой древности и до наших дней историки спорят, кем был Илья Муромец, мощный былинный богатырь, сильный, справедливый и добрый. Многие долгое время не верили в его существование, считая его вымышленным персонажем. Однако наука доказала, что такой человек вполне мог родиться в деревеньке, под названием Карачаево, что теперь является одним из районов города Мурома. Кто же стал прообразом сказочного персонажа, который одержал множество побед и почил в бозе в свое время? Кому принадлежит право считаться его потомком и где искать сведения о жизни и смерти великого воина?

Илья Муромец: восхождение легенды

По одной из версий, которую трудно принимать всерьез, Илья Муромец – это старинный русский силач. На самом деле его звали Чобитько или Чоботок, что можно ассоциировать с древнерусским словом «сапог». Говорят, что в одном из сражений, крепкий молодой мужчина перебил всех врагов при помощи обычного сапога, за что и получил столь характерное прозвище. Совершив множество подвигов, в одной из битв он был сильно ранен, после чего принял постриг у монахов в Феодосиевой обители.

Интересно

Согласно легенде, сын обычного крестьянина, что до тридцати трех лет явно страдал от паралича нижней части тела, однажды вдруг выздоравливает. Вылечили загадочного Муромца, пришедшие просить помощи волхвы. В древних летописях Илья сражается с татарами, жидовином, Соловьем-разбойником, идолищем, после чего превращается в камень.

Первые сведения о том, кто такой Илья Муромец, можно отыскать в текстах знаменитого смоленского воеводы и оршанского старосты, Филона Кмита-Чернобыльского, имевшего собственное имение под Киевом, пожалованное литовским князем Сигизмундом II Августом. В летописи шестнадцатого века народного мстителя называют Ильей Муравлениными. Австрийский дипломат Эрих Лясота именует богатыря Моровлиным. В семнадцатом веке возникают такие имена, как Мурович и Муровец. Однако чаще всего былинного рыцаря связывают все же с Илией Печерским, по прозвищу Чоботок.

Откуда мы знаем о богатыре

Считается, что староста Филон Чернобыльский оказался первым человеком, который упоминает Илью Муравленина, защитника земель русских в 1574 году. Среди киевских былин и сказаний того времени тоже можно отметить, что он серьезно «засветился», причем вовсе не случайно. Множество текстов рассказывает о его героических походах и подвигах.

  • «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
  • «Бой Ильи Муромца с Жидовином».
  • «Илья Муромец и Идолище Поганое».
  • «Илья Муромец и Тугарин».
  • «Святогор и Илья Муромец».
  • «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром».
  • «Поединок Добрыни Никитича с Ильей Муромцем».
  • «Три поездки Ильи Муромца».
  • «Илья Муромец, Ермак и Калин-царь».
  • «Камское побоище».

Знаменитый советский историк и филолог Сергей Николаевич Азбелев собрал все упоминания богатыря в древних писаниях. Ему удалось насчитать ровно пятьдесят три былины, в которых имеется лишь упоминание о герое, а также пятнадцать, в которых все сказание ведется о нем, то он является ключевым персонажем. Причем на фоне основных сочинений, имеется еще и сотня или две устных пересказов героических сюжетов похождений силача и борца за справедливость для своего народа.

Слава, гремящая за рубежом

Широким распространением информация об Илье Муромце за пределами родного края не отличилась. Вне Олонецкой, а также Архангельской губернии, а вкупе с ними еще и Сибири, Илюша упоминается лишь в некоторых былинах. Но даже отыскав легенды о его похождениях, можно обнаружить, что там не имеется совершенно никакой привязки к Киеву или великому князю Владимиру. Нет также и украинских былин, где бы нечто подобное упоминалось.

Муромца во всех исторических сводках того времени постоянно ассоциируют с Ильей-пророком, при этом прямая связь с Владимиром в них совершенно не прослеживается. Скорее всего, в более поздних сказаниях и легендах слава невероятно сильного бойца наслоилась на новых персонажей, смешалась с их историей и жизнью. Зато в тринадцатом веке, среди немецких эпических поэм можно отыскать упоминание Ильи Русского (Ilias von Riuzen).

Там он представлен, как принадлежащий к княжескому высокому роду рыцарь, а встречается его имя в сагах подобного рода тех времен повсеместно. Но это еще не все. В 1250 году в Норвегии было написано сочинение «Вилькина» или же «Тидрек». Именно там упоминается, будто у русского князя Гертнита, от законной супруги имелось два сыночка Вальдемар (Владимир) и Озантрикс. Был у него и третий, незаконнорожденный мальчик Илиас, сын от половецкой девушки-наложницы. Получается, что богатырь приходился родным братом по отцу киевскому князю Мономаху? История оставляет больше вопросов, чем ответов.

Краткая былинная биография

Согласно древним летописям, крепким и ладным, способным на любой подвиг, богатырь Илюша стал только после тридцати лет. До этого у явно прослеживалась какая-то проблема с ногами, так как не было в них «хождения». В некоторых текстах говорится, будто молодец не владел ни руками, ни ногами, то есть лежал обездвиженный на печи, дожидаясь, пока ему все поднесут. Многие историки думают, что это было некое генетическое заболевание, вызванное, возможно, и нестандартными габаритами силача.

Однажды он, как обычно, сидел на своей печи, когда в ворота постучали. Только встав и отперев ворота, парень понял, что может ходить. С того самого момента жизнь молодого человека кардинально поменялась. От того места, где жил Илья Муромец, ему пришлось отправляться на поиски легендарного Святогора, а также на поиски специальной экипировки и оружия (меч-кладенец). Если опираться на немецкие саги, он побывал и в Германии, где сильно тосковал по Родине и семье.

Классические варианты былин, какими их знаем, записаны были уже спустя длительное время, после вышеозначенных событий. Только в конце девятнадцатого века на русский Север и в Сибирь были отправлены этнологические экспедиции. Именно тогда и были впервые задокументировано большинство устных сказаний.

Как и когда жил Илья Муромец: старец Печерский или Илейко Муравлев

Ни были, ни сказания или летописи, не дают четкого ответа на вопрос, когда родился Илья Муромец и каковы годы его жизни. Это и неудивительно, ведь в них можно отследить ассоциации с разными людьми. Первым и более приближенным к правде прототипом видится Илия Печерский, инок и силач, носивший в миру прозвище Чоботок. Если брать его за основу, тогда проживать в стольном граде Киеве он мог в двенадцатом веке, а умер и был похоронен в Киево-Печерской лавре в 1188 году. Имя этого лица не упоминается нигде, известно только, что постриг он принимал, как Илья.

Стоит узнать

В конце двадцатого века многие историки и исследователи желали выяснить, кто же похоронен под надгробной плитой, рядом со Столыпиным в Ближних Пещерах. Проведя тщательный анализ, ученые выяснили, что в гробнице лежит мужчина среднего возраста и достаточно крепкого телосложения. Смерть его наступила от ранения в сердце, а в раннем возрасте он вполне мог страдать от паралича нижней части тела.

Есть и более поздние привязки к историческим событиям. К примеру, упоминавшийся выше Илейко Муромец, живший уже в шестнадцатом и семнадцатом веке. Настоящее имя этого персонажа Илья Коровин. Он объявил себя царем Петром в опасные Смутные времена, за что и был казнен в 1607-ом. Ни о дате рождения, ни о месте этого доскональных сведений нет. Известно только, что в казачьем отряде Ивана Хворостинин служил некий «старыя казак» по имени Илейко Муравленин.

Более вероятно, если опираться на те же летописи и другие рукописные тексты тех времен, что жил наш персонаж при Владимире Мономахе и приехал к нему в стольный град Киев в конце одиннадцатого или начале двенадцатого века. Известно также, что некоторые историки считают, что фамилии Илюшины и Гущины, пошли с тех самых знаменательных времен.

Были-небыли или небылицы о былинном богатыре

В советские времена часть информации о многих событиях древности просто замалчивалась, ввиду антирелигиозной политики страны в целом. В двадцать шестом году двадцатого века лавра, где похоронен старец Чоботок, была закрыта, как объект культа, а не ее территории было решено организовать музей. История Ильи Муромца, а вернее, нетленных мощей инока, могла заинтересовать исследователей. Потому был приказ разобраться, отчего труп окаменел и каким образом сохранился многие сотни лет и дать реальное научное объяснение этому феномену.

Тогда так ничего и не выяснили, первый углеродный анализ стал возможен только в начале шестидесятых. Тогда он дал именно те результаты, которые и желали услышать руководители правящей партии. Нетленность мощей была объявлена великой мистификацией. Якобы тело, находящееся в склепе, принадлежит представителю монголоидной расы, тридцати-сорока лет от роду.

В то же время из самих были изъяты некоторые упоминания, указывающие нехристианское мировоззрение автора текстов. К примеру, калики и волхвы, что вылечили Илью, считались Иисусом и двумя апостолами. В советские времена этот факт был полностью устранен даже из обсуждений.

Прошло уже более двадцати лет, когда в 1988 году было решено провести дополнительные исследования, в связи с новыми научными достижениями. Комиссия Минздрава УССР выяснила, что лежит в гробнице все же европеец, умерший приблизительно в первой трети двенадцатого века. При жизни человек было высокого роста, обладающий мощным телосложением и нечеловеческой силой. Все тело от головы до пят покрыто шрамами, что свидетельствует о регулярном участии в разнообразных сражениях и битвах.

Нашли у мумии героя и намеки на искривление позвоночника с характерными отростками, из чего можно делать вывод – Илия Печерский, вероятнее всего, является тем самым богатырем, что сидел на печи больше трех десятков лет. Советская цензура, еще достаточно сильная в конце восьмидесятых, никак не могла допустить распространения подобной информации, но часть ее все же просочилась в прессу.

В памяти народа

Народ из той местности, откуда родом Илья Муромец, да и вообще русские люди не забывают своего героя, сражающегося с половцами и сумевшего прогнать их за донские степи и Азовское море. На территории Сахалинской области, а именно на острове Итуруп, имеется речка Славная. Впадая в озеро с тем же названием, она образует самый высокий водопад в стране. Он носит имя Ильи Муромца. А в одном из районов старого Киева, на Днепре имеется небольшой островок, тоже зовущийся Муромцем.

  • Именем былинного богатыря был назван фрегат русского императорского флота.
  • Бронетрактор Гуркевича, прообраз современного танка, а также самолет Сикорского тоже носили это легендарное имя.
  • Бронеавтомобили и бронепоезда зачастую называли Ильей Муромцем.
  • Круизный теплоход 58 года прошлого века, а также первый портовый ледокол в 65-ом и даже стратегический бомбардировщик времен второй мировой носил имя богатыря.

Интересно, что в 1999 году на заре нового тысячелетия, на предполагаемой родине богатыря в городе Муроме, был возведен памятник В. В. Талькова и В. М. Крюкова. В 2012 во Владивостоке тоже воздвигли памятник Илье Муромцу в Адмиральском сквере. Но это далеко не все, что оставил после себя знаменитый герой, оставшийся в памяти, несмотря на прошедшие сотни лет.

Искусство и культура

Упоминания о былинном богатыре, наделяемом нечеловеческой силой и обостренным чувством справедливости и любви к Родине, встречаются в литературе и живописи испокон веков. Первая рукописная книга, под названием «Гистория об Илье Муромце» датируется еще началом тринадцатого века. О нем писал знаменитый Карамзин и Алексей Толстой не мог не упомянуть его в своих сочинениях. Интересно, что в рассказе «До третьих петухов» Шукшина тоже фигурирует смелый русский воин.

  • Современное народное творчество тоже никак не может обойти стороной этого замечательного персонажа. К примеру, существует множество разнообразных анекдотов, где главными героями выступают былинные богатыри.
  • Самой известной картиной, на которой изображен Илья, считается холст Виктора Васнецова с названием «Богатыри».
  • В начале двадцатого века Рейнгольд Глиэр создал третью симфонию с именем знаменитого рыцаря в заголовке.
  • У Рериха и Верещагина тоже имеются картины с изображением знаменитого Муромца.
  • «Илья Муромец» — так называются две полноценные оперы, принадлежащие перу Бориса Феоктистова и Валентины Серовой.
  • Первый советский фильм о герое вышел в свет в 1956 году, с легкой руки режиссера Александра Птушко. В главной роли было решено снять красавца Бориса Андреева.
  • Начиная с 1975 года было снято несколько десятков мультипликационных фильмов про Илью Муромца. Познавательные и эпичные саги в прошлом, сегодня стали более шуточными и приключенческими.
  • В 1988 году фолк-рок группа под названием «Эпос» выпустила рок-былину «Илья», а в девяносто первом «Сектор газа» использовал образ богатыря в одноименной песне из альбома «Ночь перед Рождеством».

Замечательная история Ильи Муромца нашла свое отражение также и в компьютерных играх, которые сегодня можно считать не менее популярным видом искусства, чем кино и мультипликация. Экшен с элементами квеста и стратегии, под названием «Три богатыря. Первая серия» увидел свет в начале 2008-го. Там наш герой действует вместе со своими товарищами, Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем, но финальную битву с рейд-боссом Соловьем Разбойником должен провести сам. Вторая игра создана по одноименному мультфильму «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» 2007 года.

Спокойная старость или безвременная кончина

О жизни и подвигах русского богатыря Ильи Муромца известно немало, но достоверными сведениями все упоминания его в старинных текстах назвать нельзя. Но о смерти героя, сквозь пелену прошедших столетий, узнать удается еще меньше. Именно о гибели его идет речь в одной из былин, под названием «Три поездки Ильи Муромца». Стиль написания, сюжет, события, отраженные в нем, все это кажется нетипичным для старинных сказаний.

В этом сочинении он просто путешествует и оказывается у заветного камня с тремя дорогами. В замешательстве, как настоящий герой, Илья выбирает дорогу, на которой должен найти свою смерть, но не умирает. Его встречает не страшный монстр из кошмаров и не колдун с клюкой, а просто кучка бандитов с большой дороги, с которыми богатырь расправляется без всяческих усилий. На второй дороге его должен был бы ожидать счастливый брак, но вместо этого парень попадется на крючок старой ведьмы и ее соблазнительницы-дочери.

Третья дорога должна вести к богатствам, и в итоге Илья Муромец все-таки находит клад. Не мудрствуя лукаво, он совершает свой последний подвиг – подвиг духа и благочестия. Он не возводит чертогов и дворцов, а строит церковь, в которой его и хоронят после кончины. Если считать, что прообразом богатыря и правда был знаменитый Илия Печерский, то вырисовывается нечто, похожее на правду.

Таким образом, народ сразу решил увековечить Илью Муромца. Считается, что он спокойно умер в глубокой старости, уже давно будучи монахом и святым, в окружении соратников по служению богу. Однако экспертиза неумолима. Она показывает, что монах скончался не своей смертью, а был убит ударом копья в сердце.

Одна из версий гласит, что случилось это во времена совместных набегов половцев и Рюрика. Говорят, что последним жестом старого героя было машинальное движение, как будто он хотел закрыться щитом, творя при этом крестное знамение правой рукой. Как же было на самом деле и какова история Ильи Муромца, кем он был и как погиб, остается загадкой, которую, возможно, разгадают наши с вами потомки.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Ильи Муромца

Один из наиболее часто упоминаемых в древнерусских былинах и легендах героев Илья Муромец жил в XI веке. Именно к этому периоду относились сведения в первых письменных свидетельствах об его существовании. Современные научные исследования считали, что под этим именем скрывался Илья Чеботок, святой, мощи которого хранились в Киево-Печерской лавре.

Детские и юношеские годы

Предположительный год рождения богатыря − 1063-й. О месте рождения до недавних пор существовали лишь предположения. Наиболее популярными из них является то, что былинный герой родился в селе Карачарово неподалеку от Мурома, либо в Карачеве около Моровийска. Второй вариант многим казался более близким к истине из-за географического положения находящегося на месте этого населенного пункта села Моровск. Оно располагается рядом с дорогой из Чернигова в Киев. Кроме того, местный народный эпос содержал примерно те же сведения, что и письменные источники об Илие Печерском, мощи которого были использованы для формирования современных представлений об Илье Муромце. Также в них говорилось о родителях − отце Иване Тимофеевиче и матери Ефросинье Яковлевне.

Согласно представлениям о богатыре, былинный герой был ростом 1 метр 77 сантиметров с очень большой мышечной массой. Ее присутствие определили по характерным наростам на костях. Рентген останков выявил наличие акромегалии и спондилоартроза. Первое вызывает непропорциональный рост внутренних органов и костей, а второе − нарушает работу опорно-двигательного аппарата. Это подтвердило правдивость сведений в письменных источниках, относящихся к Средним векам. В них описывалась внешность былинного богатыря, где помимо высокого для тех времен роста отмечались большие конечности. Кроме того, спондилоартроз поддавался лечению даже в те времена точно таким же способом, как и сегодня – для этого нужен был всего лишь хороший мануальный терапевт. Представители именно этой профессии, скорей всего, поставили богатыря на ноги. В древнерусских писаниях упоминалось о посещении странниками – «каликами». Это были костоправы, которые вылечили 30-летнего Илью.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Карьера воина

В 30-летнем возрасте, излечившись от болезни, он поступил в черниговскую княжескую дружину, приняв участие в защите Чернигова. Получив боевой опыт, он отправился в Киев. Его взяли в дружину, если верить летописям, после того, как он смог сдвинуть с места «камень неподвижный». В составе дружины он совершил свой самый известный подвиг.

Речь идет о бое с Соловьем-разбойником. В середине XII века торговля Киева с другими городами была нарушена из-за постоянных нападений половцев на караваны. Это заставляло направлять их другими дорогами, которые увеличивали путь, чуть ли, не вдвое − до «цельна тысяча», если верить древнерусским письменам. Занимавший в то время престол князь Мстислав приказал организовать охрану торговых караванов, обязанности которой, скорей всего, были возложены на Илью Муромца. Его победа оказалась настолько значима, что память о ней просуществовала, вплоть до наших дней.

Монастырь

После ранения Илья больше не мог состоять на службе в дружине. В одном из боев он получил перелом двух ребер и ключицы. Все травмы были с правой стороны, а их характер свидетельствовал о том, что удары были нанесены боевой палицей. В результате богатырь бы вынужден уйти в монастырь, где он прожил вплоть до своей смерти, ориентировочно в 1118 году. Причем, она не была естественной. Об этом говорилось в летописи от 1638 года монаха Киево-Печерской лавры Афанасия Кальнофойского. Он указывал дату его кончины, как «за четыреста пятьдесят лет до того». Согласно современным исследованиям, к этому сроку следовало добавить еще полвека. Не исключена ошибка со стороны автора, работавшего с плохо сохранившимися надгробными плитами. Другие источники свидетельствовали о частых нападениях половцев на Киев в конце XI, а не в первой четверти XII века. В их отражениях принимала участие не только княжеская дружина, но и гражданское население, включая монахов. Это объяснило наличие на теле героя колотой раны в области сердца. Его смерть не была естественной. Скорей всего, он скончался от нее в течение нескольких минут в возрасте от 40 до 55 лет.