Готовимся к впр по русскому. Подготовка к ВПР. Тесты по русскому языку (4 класс)

Начальное общее образование

Русский язык

Системная подготовка к ВПР по русскому языку в 4 классе

Четвероклассник сдаст всероссийскую проверочную работу успешно и без лишних волнений, если выстроить системное изучение предмета с первого класса. Как реализовать такой подход на уроках русского языка — рассмотрим на основе курса «Планета знаний» авторства Л. Я. Желтовской и О. Б. Калининой.

Что такое ВПР

Нужно понимать, что ВПР представляет собой в целом проверку качества знаний по всей стране. Единый мониторинг позволяет определить слабые стороны современно учебного процесса и после улучшить методические пособия, повлиять на уровень образования в том или ином регионе, усовершенствовать системы тестирования.

Составители ВПР заявляют, что работа не влияет на получение аттестата и переход в следующий класс, однако рекомендуют выставить отметку по результатам проверки. Оценивание производится в баллах. Это достаточно лояльная система, которая, к тому же, мотивирует учеников, позволяет им и преподавателям отслеживать прогресс при подготовке. ВПР отражает, насколько хорошо ученик усвоил универсальные учебные действия. Проанализируем задания с этой точки зрения.

Пособие «Русский язык. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. 3-4 класса» предназначено для выработки у школьников навыка грамотной письменной речи. В помощь ученикам перед каждым разделом даны правила выбора парного звонкого или глухого согласного. Удобное расположение упражнений позволит быстро выполнить задания и легко проверить результаты. Выполнение предлагаемых тренировочных заданий гарантирует повышение эффективности обучения. Пособие может быть использовано как на уроках русского языка, так и при самостоятельной работе дома.

Часть I

Первое задание ВПР – написать текст под диктовку. Диктант является одним из видов метапредметного умения, речевой деятельности. На результат этой формы проверки влияют несколько компонентов:

  1. Содержательность. Важно, чтобы ученик понимал, о чем пишет. Нужно развить привычку уточнять непонятные слова в словарях или у старших. Этот навык пригодится не только в диктанте, но и в других заданиях ВПР. Расширять словарный запас можно в форме соревнований, например: «Кто больше вспомнит оттенков, синонимов цвета красный».
  2. Техника. Школьник, который пишет разборчиво, быстрее и эффективнее проверит свой текст. Уникальная разработка Веры Илюхиной, представленная в УМК «Планета знаний», позволяет отточить технику письма на долгие годы.
  3. Грамотность. Психологи утверждают, что грамотное письмо на 80% зависит от зрительной памяти, поэтому развиваем в учениках такой навык как орфографическая зоркость. Чем больше ученик читает, тем правильнее он пишет. Кроме чтения, помогут несколько видов работ на уроке:
  • Изучение словарных слов в словарях и учебных материалах.
  • Списывание текста с запоминанием зрительного образа слов.
  • Поиск орфограмм в тексте будущего диктанта.
  • Письмо по памяти с последующей сверкой итогового и первоначального текстов.

В учебниках представлены разные способы работы с орфограммами. Важно, чтобы ученик усвоил обобщающий прием. Во втором классе представить этот прием можно в форме образа: большая тигрица и маленький тигренок, сильный помогает слабому. На основе такой иллюстрации нужно разобрать и выучить, что собой представляют сильные и слабые позиции звуков.

4. Контроль и коррекция. Необходимо дать школьникам установку на самопроверку. Ученики, не знакомые со специальными приемами контроля, не видят ошибок в своих текстах.

После диктанта в ВПР представлены два задания на синтаксис и морфологию. Эти темы нужно изучать порционно, накладывая одно знание на другое.

Так, последовательно работаем с частями речи. Вначале ребенку нужно научиться определять общее значение слова, и понимать, как слова группируются по этому значению. Учим всматриваться в суть: указан предмет, действие или признак. Когда это усвоено, беремся за термины: существительное, прилагательное и прочие.

При синтаксическом разборе важно объяснить ребенку, что и зачем он делает. Изучая тему, задаем установить связи членов предложений (устно и письменно), а также объяснить, что затрудняет поиск подлежащих. В процессе подсказываем: начинать разбор легче со сказуемого. Используем каверзные предложения. Например, «Солнце вышло из-за тучи» может привести к настоящей дискуссии, в процессе которой ученик точно поймет, как находить главные члены предложения.

Работа с однородными членами начинается уже во втором классе, когда мы разбираем предложения с двумя подлежащими. В третьем классе ученик узнает, что при одном сказуемом может быть несколько подлежащих, и при одном подлежащем – несколько сказуемых. В четвертом классе школьник углубляется в тему однородных членов предложения, и это дается ему легко благодаря усвоенному материалу. Также очень важно научить детей строить модель предложения.

Пособие "Русский язык. Безударные глассные в окончаниях слов. 4 класс" предназначено для выработки у школьников навыка грамотной письменной речи. В помощь ученикам перед каждым разделом даны правила выбора безударного гласного. Удобное расположение упражнений позводит быстро выполнить задания и легко проверить результаты. Выполнение предлагаемых тренировочных заданий гарантирует повышение эффективности обучения. Пособие может быть использовано как на уроках русского языка, так и при самостоятельной работе дома.

Часть II

Перейдем к заданиям второй части демоверсии ВПР и навыкам, которые требуются для их выполнения.

Задание №4. У дарение. В демоверсии представлены слова из орфоэпического словаря. Это значит, что задание проверяет не просто способность правильно ставить ударения, а умение грамотно, в соответствии с орфоэпическими нормами, произносить эти слова. Начиная с первого класса, нужно разбирать с детьми слова из орфоэпического словаря, а во втором классе отдельно разобрать тему произношения и письма.

Задание №5. З вуки. Речь идет о фонетическом разборе слова. С первого класса знакомим ученика с построением схем, обозначением звуков условными знаками, затем переходим к звуковой записи слова и характеристике звуков в слове. Это, кстати, становится основой для проверки орфограмм в третьем и четвертом классах.

Задание №6. С мысл текста. По данным прошлых ВПР, задание «Что хотел сказать автор» вызывает большие трудности у школьников. Младшеклассники часто не умеют воспринимать текст как единицу языка, единицу речи – они выхватывают смысл из одного предложения теста. Дополнительные сложности создает нумерация предложений. Нужно прорабатывать с детьми на уроках такие тексты: читать их, не обращая внимания на нумерацию, определять и формулировать смысл.

Задание №7. П лан текста. Со второго класса необходимо знакомить детей с понятием плана текста, объяснять, для чего он нужен. Постепенно переходим на работу с неполными планами, учим детей давать заглавия пунктам, сопоставлять пункты плана с частями текста.

Задание №11. Ч асти слова. Ученикам младшей школы сложно разобраться с моделью, абстрактным видением слова. Чтобы облегчить это, можно представить модель слова в забавном образе мышки. Чем лучше ребенок усвоит состав слова, тем проще ему будет работать с орфограммами.

Задания 12-14. Ч асти речи. Задания на морфологию в ВПР стали проще. В демоверсии мы видим задачи на морфологический разбор только для существительного и прилагательного. Но на уроках, конечно, нужно отрабатывать алгоритмы разбора всех частей речи.

Задание 15. П ословицы. Раньше задание содержало речевую задачу на знание этикетных фраз. Теперь в демоверсии ВПР представлена пословица, смысл которой необходимо соотнести с жизненной ситуацией. Эта тема тоже затрагивает развитие речи, поскольку знание пословиц делает разговор богаче и красочнее. Подготовиться помогут такие упражнения как: собери пословицы, восстанови их смысл, запиши, примени к речевым ситуациям.

Если соотнести учебный план с темами и задачами ВПР, то на итоговой работе ученик не будет волноваться, а все полученные с первого класса знания помогут ему получить высокий балл.

Пособие "Русский язык. Безударные в корне слова. 4 класс" предназначено для выработки у школьников навыка грамотной письменной речи. В помощь ученикам перед каждым разделом даны правила выбора безударного гласного. Удобное расположение упражнений позволит быстро выполнить задания и легко проверить результаты. Выполнение предлагаемых тренировочных заданий гарантирует повышение эффективности обучения. Пособием можно пользоваться как на уроках русского языка, так и при самостоятельной работе дома.

17 апреля 2018 года был дан старт всероссийским проверочным работам ВПР по русскому языку в 4 классах. Первая часть ВПР по русскому языку — диктант.

19 апреля 4 классам предстоит выполнить вторую часть работы, которая включает 12 заданий, на выполнение которых отводится 45 минут.

Вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые выполняются в разные дни и различаются по содержанию и количеству заданий.

Часть 1 содержит 3 задания: диктант (задание 1) и 2 задания по написанному тексту.

В 2018 году участие в ВПР в 4-х классах является обязательным. Для подготовки к ВПР 2019 подойдут варианты 2018 года.

Варианты ВПР по русскому языку 4 класс 2018 год + критерии

часть 1 — диктант

Диктант часть 1
Задания Критерии
Вариант
часть 1
часть 1
Вариант
часть 1
часть 1
Вариант
часть 1
часть 1
Вариант
часть 1
часть 1
Вариант
часть 1
часть 1
Вариант
часть 1
часть 1

Часть 2

Задания ВПР проверяют знание основных языковых единиц, умение понимать письменную информацию, распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста, составлять план прочитанного текста и задавать по нему вопросы, распознавать значение слова, подбирать синонимы, правильно ставить ударение в слове. Задания также позволяют выявить уровень владения обучающимися речевыми нормами.

На выполнение заданий части 1 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются.

Методика проведения диктанта ВПР по русскому языку 4 класс

Текст диктанта читается три раза.

I. Целевая установка на аудирование

− Учитель медленно и выразительно читает весь текст диктанта в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение не должно быть орфографическим, «подсказывающим».

− Обучающиеся слушают.

− На данном этапе возможно выявление и объяснение лексического значения незнакомых обучающимся слов (целесообразно спросить у обучающихся, все ли слова им понятны).

II. Целевая установка на письмо под диктовку

− Текст диктанта читается по отдельным предложениям. Учитель читает предложение. Обучающиеся слушают. Обучающиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Учитель диктует предложение для записи, при необходимости разделяя его на небольшие смысловые отрезки.

− Обучающиеся записывают.

− Диктуя предложение, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать громко и внятно, чётко произнося слова.

− Учитель может сообщить обучающимся о постановке неизученного пунктуационного знака тире в предложении, а также при диктовке слов с не изучаемыми в начальной школе орфограммами использовать орфографическое проговаривание.

III. Целевая установка на самопроверку

− По окончании записи всего текста учитель читает его снова целиком от начала до конца, делая паузы между отдельными предложениями.

− Обучающиеся проверяют написанное.

Часть 2 содержит 12 заданий, в том числе 9 заданий к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения.

На выполнение заданий части 1 отводится 45 минут. На выполнение заданий части 2 отводится также 45 минут.

Начальное общее образование

Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)

Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)

Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)

Русский язык

Методика подготовки к ВПР в 4 классе: русский язык

Всероссийская проверочная работа по русскому языку для четвероклассников пройдет 17 и 19 апреля. Мария Кузнецова, старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», дает рекомендации: на что обратить внимание в демоверсии и как в целом укрепить знания.

Стратегии подготовки

Нельзя определить единый, подходящий для всех классов способ подготовки к ВПР, но можно выделить пару общих стратегий. Если время позволяет, педагог ведет скрупулезную деятельность с самого начала учебного года. Школьники последовательно вспоминают и прорабатывают все темы ВПР, и только потом учитель дает проверочные работы с заданиями из разных разделов русского языка.

Однако времени часто не хватает, и во многих классах подготовка непосредственно к ВПР стартует только после новогодних каникул. Тогда учитель сразу предлагает отрабатывать похожие проверочные работы. Казалось бы, очевидно использовать для этого сборник упражнений с десятками повторений демоверсии ВПР в разных вариациях и тренировать учеников на основе этих заданий. Но такой подход малоэффективен, он негативно отражается на подготовке, рутина приводит к снижению мотивации.

Нет ничего страшного в том, чтобы сразу приступить к проработке заданий ВПР – однако лучше предлагать ребятам проверочные работы с разным расположением тем, разным соотношением простых и сдложных заданий. Выполнение упражнений не должно сводиться к механическим действиям.

Разноуровневые проверочные работы по русскому языку предназначены для подготовки к итоговой проверке уровня освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Выполнение работ будет способствовать обобщению знаний ученика по ведущим темам курса, развитию умения самостоятельно справляться с заданиями базового и повышенного уровней сложности. Работы можно использовать и для проведения итогового контроля на уровне образовательной организации.

Задания демоверсии

Весь перечень заданий ВПР и их описание можно найти на сайте СтатГрад . Разберем некоторые темы, представленные в демоверсии.

Для начала рассмотрим небольшой текст во второй части образца, на нем основаны последующие задания. Каждое предложение в тексте пронумеровано, что может сбить ученика с толку. На самом деле эта нумерация полезна, она не даст ошибиться в пересчете, когда потребуется выполнить задание по конкретному предложению. Важно уделить время этим текстам, чтобы ребенок научился читать их, не обращая внимания на цифры, и улавливать смысл.

Задание №8
Постановка вопроса
Ученик придумывает вопрос по тексту для своих одноклассников. Здесь важна золотая середина. Составить простой вопрос по очевидному факту – это, конечно, показатель низкого уровня подготовки, дети должны уметь задавать каверзные вопросы. С другой стороны, кто-то из учеников может углубиться в творческий процесс и растратить на сочинение вопроса драгоценное время. Самым усидчивым ученикам нужно аккуратно объяснить, что на это задание не стоит тратить больше трех минут, даже если они в состоянии придумать очень интересный вопрос.

Задание №10
Синонимы
Школьник заменяет слово из определенного предложения на близкое по значению. Критерии оценки позволяют указать любой синоним, но правильнее будет научить ребенка подбирать слово в соответствии с контекстом.

Задания №12–14
Морфология
Учащийся выписывает слова, относящиеся к той или иной части речи. Также в заданиях №12 и 13, где говорится о прилагательных и существительных, нужно указать грамматические признаки одного из слов. В задании № 14, в котором идет речь о глаголе, ничего дополнительно указывать не требуется. Это не значит, что можно оставить без повторения грамматические признаки глагола. Если встает вопрос: повторить или нет тему, близкую к заданиям демоверсии, правильное решение – повторить.

Задание №15
Пословицы
Ученик сопоставляет частотное выражение с жизненной ситуацией. К сожалению, нет нормативного списка выражений, которые школьник должен знать к четвертому классу. Многие из тех пословиц, что были на слуху двадцать лет назад, сейчас уже неактуальны и незнакомы детям. Поэтому необходимо продумать, какие выражения могут встретиться в задании, и обсудить их с учениками.

Пособие предназначено для проведения итоговой проверки достижения планируемых результатов обучения по учебно-методической системе «Планета знаний» в 4 классе. В соответствии с требованиями нового стандарта для начальной школы (ФГОС) пособие включает не только материалы итоговых проверочных работ, но и характеристику проверяемых предметных и метапредметных умений, критерии оценивания выполнения каждого задания в баллах и процентах.

Дополнительные упражнения

Как уже было сказано, качественная подготовка подразумевает работу с разными упражнениями. Тетрадь «Русский язык: Разноуровневые проверочные работы: 4 класс» корпорации «Российский учебник» включает как работы, соответствующие модели ВПР, так и другие упражнения, направленные на развитие нужных умений. В тетради представлены задания на лексику, на синтаксис, на самостоятельное составление текста и на многие другие темы.

И не забывайте, что успех подготовки к проверочной работе во многом зависит от психологического состояния педагога и учеников. Поэтому нужно сразу настроить себя и свой класс на хороший результат.

Памятки

по русскому языку

для фотоальбомчиков

(каждый лист для 4 учеников)

В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10 , звуков – 6

Согласных букв –21 , звуков – 36

Не обозначают звуков: ь, ъ

Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: [ ж ] , [ ш ] , [ ц ]

Всегда мягкие: [ й ] , [ ч ] , [ щ ]

В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10 , звуков – 6

Согласных букв –21 , звуков – 36

Не обозначают звуков: ь, ъ

Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: [ ж ] , [ ш ] , [ ц ]

Всегда мягкие: [ й ] , [ ч ] , [ щ ]

В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10 , звуков – 6

Согласных букв –21 , звуков – 36

Не обозначают звуков: ь, ъ

Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: [ ж ] , [ ш ] , [ ц ]

Всегда мягкие: [ й ] , [ ч ] , [ щ ]

В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10 , звуков – 6

Согласных букв –21 , звуков – 36

Не обозначают звуков: ь, ъ

Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: [ ж ] , [ ш ] , [ ц ]

Всегда мягкие: [ й ] , [ ч ] , [ щ ]

Ж И Ш И - пиши с буквой И

Ч А Щ А - пиши с буквой А

Ч У Щ У – пиши с буквой У

ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся

без мягкого знака.

Ж И Ш И - пиши с буквой И

Ч А Щ А - пиши с буквой А

Ч У Щ У – пиши с буквой У

ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся

без мягкого знака.

Ж И Ш И - пиши с буквой И

Ч А Щ А - пиши с буквой А

Ч У Щ У – пиши с буквой У

ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся

без мягкого знака.

Ж И Ш И - пиши с буквой И

Ч А Щ А - пиши с буквой А

Ч У Щ У – пиши с буквой У

ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся

без мягкого знака.

Сколько в слове гласных, столько и слогов .

Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке.

Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке.

При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится .

Сколько в слове гласных, столько и слогов .

Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке.

Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке.

При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится .

Сколько в слове гласных, столько и слогов .

Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке.

Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке.

При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится .

Сколько в слове гласных, столько и слогов .

Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке.

Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке.

При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится .

Ь, обозначающий мягкость

(пен ь , пен ь ки)

Разделительный Ь перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

(плат ь е, бел ь ё, мурав ь и, в ь юга, обез ь яна)

Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

(пен ь , пен ь ки)

Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

(плат ь е, бел ь ё, мурав ь и, в ь юга, обез ь яна)

Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

(пен ь , пен ь ки)

Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

(плат ь е, бел ь ё, мурав ь и, в ь юга, обез ь яна)

Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

(пен ь , пен ь ки)

Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

(плат ь е, бел ь ё, мурав ь и, в ь юга, обез ь яна)

Д о ма – д о мик, н о сы - н о с

Чтобы проверить безударную гласную гласная была под ударением (в сильной позиции).

Д о ма – д о мик, н о сы - н о с

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции).

Д о ма – д о мик, н о сы - н о с

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции).

Д о ма – д о мик, н о сы - н о с

Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный

чтобы после этого согласного

стояла гласная или буква н .

Зу б – зу б ы – зу б н ой.

Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,

чтобы после этого согласного

стояла гласная или буква н .

Зу б – зу б ы – зу б н ой.

Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,

чтобы после этого согласного

стояла гласная или буква н .

Зу б – зу б ы – зу б н ой.

Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,

чтобы после этого согласного

стояла гласная или буква н .

Зу б – зу б ы – зу б н ой.

Предложение

Подлежащее и сказуемое

Подлежащее

Сказуемое

Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.

Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.

Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.

Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.

Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.

Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.


Разбор предложения.

1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

2. Определи, какими частями речи они являются.

3. Определи предложение по цели высказывания : повествовательное, вопросительное, побудительное .

4. Определи предложение по интонации :

восклицательное, невосклицательное.

5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое

Разбор предложения.

1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

2. Определи, какими частями речи они являются.

3. Определи предложение по цели высказывания : повествовательное, вопросительное , побудительное.

4. Определи предложение по интонации :

восклицательное, невосклицательное.

5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое

Разбор предложения.

1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

2. Определи, какими частями речи они являются.

3. Определи предложение по цели высказывания : повествовательное, вопросительное , побудительное .

4. Определи предложение по интонации :

восклицательное, невосклицательное.

5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое

Разбор предложения.

1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

2. Определи, какими частями речи они являются.

3. Определи предложение по цели высказывания : повествовательное, вопросительное, побудительное .

4. Определи предложение по интонации :

восклицательное, невосклицательное.

5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое


Имя существительное бывает:

одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)

собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)

Мужского рода (он мой)

Женского рода (она моя)

Среднего рода (оно моё)

Имя существительное

Имя существительное бывает:

одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)

собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)

Мужского рода (он мой)

Женского рода (она моя)

Среднего рода (оно моё)

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет

и отвечает на вопросы: кто?, что?

Имя существительное бывает:

одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)

собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)

Мужского рода (он мой)

Женского рода (она моя)

Среднего рода (оно моё)

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет

и отвечает на вопросы: кто?, что?

Имя существительное бывает:

одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)

собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)

Мужского рода (он мой)

Женского рода (она моя)

Среднего рода (оно моё)

Имя прилагательное

    по числам

    по родам (мужской, женский, средний)

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Имя прилагательное изменяется:

    по числам (единственное, множественное)

    по родам (мужской, женский, средний)

Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Имя прилагательное изменяется:

    по числам (единственное, множественное)

    по родам (мужской, женский, средний)

Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Имя прилагательное изменяется:

    по числам (единственное, множественное)

    по родам (мужской, женский, средний)

Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.

Глагол действие предмета и отвечает на вопросы и др.

Глагол изменяется: по числам

ед. ч. ( я рисую, ты рисуешь)

мн. ч . (мы рисуем, вы рисуете)

Частица НЕ с глаголом пишется отдельно .

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы : что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.

Глагол изменяется: по числам

ед. ч. ( я рисую, ты рисуешь)

мн. ч . (мы рисуем, вы рисуете)

Частица НЕ с глаголом пишется отдельно .

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы : что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.

Глагол изменяется: по числам

ед. ч. ( я рисую, ты рисуешь)

мн. ч . (мы рисуем, вы рисуете)

Частица НЕ с глаголом пишется отдельно .

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы : что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.

Глагол изменяется: по числам

ед. ч. ( я рисую, ты рисуешь)

мн. ч . (мы рисуем, вы рисуете)

Частица НЕ с глаголом пишется отдельно .

Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет

не называя его.

– это личные местоимения.

Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет

не называя его.

Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.

Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет

не называя его.

Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.

Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет

не называя его.

Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.

Предлоги пишут отдельно

(Я живу в доме.

Я живу в (каком?) доме?

Я живу в большом доме.)

Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

(Я живу в доме.

Я живу в (каком?) доме?

Я живу в большом доме.)

Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

(Я живу в доме.

Я живу в (каком?) доме?

Я живу в большом доме.)

Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

(Я живу в доме.

Я живу в (каком?) доме?

Я живу в большом доме.)

    Слова, которые имеют общую однокоренными , или родственными.

( зим а, зим ушка, пере зим овать, зим овка)

    Общая часть родственных слов называется корнем .

( лес , лес ок, лес ник, лес ной, пере лес ок)

    Сложные слова образуются путём сложения

(вод о провод, сам о лёт, везд е ход)

    Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными , или родственными.

( зим а, зим ушка, пере зим овать, зим овка)

    Общая часть родственных слов называется корнем .

( лес , лес ок, лес ник, лес ной, пере лес ок)

    Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей.

О, Е – соединительные гласные.

(вод о провод, сам о лёт, везд е ход)

    Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными , или родственными.

( зим а, зим ушка, пере зим овать, зим овка)

    Общая часть родственных слов называется корнем .

( лес , лес ок, лес ник, лес ной, пере лес ок)

    Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей.

О, Е – соединительные гласные.

(вод о провод, сам о лёт, везд е ход)

    Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными , или родственными.

( зим а, зим ушка, пере зим овать, зим овка)

    Общая часть родственных слов называется корнем .

( лес , лес ок, лес ник, лес ной, пере лес ок)

    Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей.

О, Е – соединительные гласные.

(вод о провод, сам о лёт, везд е ход)

Бачинская Л.И.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ № 15»
с углубленным изучением
отдельных предметов
имени Героя Советского Союза
Расковой Марии Михайловны»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Готовимся к Всероссийской проверочной работе (ВПР)
по русскому языку во 2 классе
Всероссийские проверочные работы (ВПР) ­ новая форма оценки качества начального
образования была представлена Рособнадзором в 2015­16 учебном году. Мониторинг качества
подготовки обучающихся направлен на обеспечение эффективной реализации уровня планируемых
результатов ФГОС НОО.
Для успешного выполнения Всероссийских проверочных работ необходима система работы
по освоению обучающимися предметных знаний и формированию универсальных учебных действий
с 1 по 4 класс.
Задания диагностической работы за 2 класс позволяют выявить уровень владения
обучающимися базовыми предметными умениями в области правописания, фонетики, синтаксиса и
метапредметными умениями и понятиями, в том числе оценить уровень сформированности
универсальных учебных действий. Диагностическая работа во втором классе является и
пропедевтической для подобной работы в 4 классе, что позволяет избежать психологических
срывов выпускников начальной школы.
Подготовку к ВПР следует начать с анализа формулировки и содержания заданий.
Определение пробелов в предметном материале позволит внести коррективы в содержание уроков
с выделением времени на повторение. Анализ формулировок заданий позволит выявить
метапредметные умения, на которые следует обратить внимание.
Следующим этапом в подготовке является включение подобных заданий в каждый урок
русского языка, согласовывая с темами уроков. Формулировки заданий и требования к их
выполнению обязательно разобрать с детьми, как они будут выполнять данное задание. Осознанное
выполнение заданий позволяет провести последующую рефлексию. Возможно изменение какого­
либо параметра в задании, при этом необходимо зафиксировать в беседе с детьми, что изменилось в
формулировке, и как теперьследует выполнять задание.
Проведение самостоятельной работы с последующим разбором и исправлением ошибок по
одному из пробных вариантов ВПР даёт возможность снизить уровень тревожности и повысить

уверенность в своих силах у каждого ребёнка.Следует провести несколько пробных работ по
материалам ВПР(точно по инструкции, фиксируя время), выявляя и отрабатывая индивидуальные
пробелы в знаниях и метапредметных умениях учащихся. Дети должны знать, что при выполнении
работы можно пользоваться черновиком, но нельзя дополнительной литературой, на столе не
должно быть учебников, справочников, тетрадей. Ошибки исправляются таким же образом, как и в
тетрадях. Задания выполняются в том же порядке, в котором они даны. Задания можно пропустить,
если не можешь выполнить сразу, вернись к нему, когда всё закончишь. Хорошие результаты даёт
взаимопроверка работ учащимися, как правило, в чужой работе быстрее находятся ошибки. После
взаимопроверки, пусть объяснят друг другу ошибки.
Как показывает практика, родителям тоже нужна консультация: «Как помочь ребёнку
подготовиться к ВПР». Тревожность родителей передаётся детям, лишая их возможности
сосредоточиться и показать те знания и умения, которыми они владеют. Рекомендации родителям
сводятся к следующему:
­ успокоиться самим и максимально обеспечить ребёнку нормальный режим дня;
­ позаботиться о правильном питании, не следует пренебрегать витаминными добавками. На
нашу память и возможность концентрироваться напрямую влияет достаток или дефицит в
организме витаминов, особенно группы «В»;
­ разбор заданий и тренировки по материалам ВПР будут эффективнее, если проводить их
отрезками по 30 минут в течение 4­5 дней. Увеличивая долю самостоятельности, уменьшая
контроль. Это, только в том случае, если есть желание у родителя или ребёнка;
­ можно устроить мини­экзамен дома, это добавит ребёнку уверенности в своих силах.
После работы проверить её вместе, фиксируя ошибки и недочёты;
­ ночью перед ВПР лучше хорошо выспаться, а не зубрить допоздна. Знания, как показывают
исследования психологов, хорошо усваиваются во время сна.
­ можно использовать систему поощрений, если у ребёнка проблемы с мотивацией.
Итак, ВПР позволяет выявить, на каком уровне второклассники овладели языковым
материалом и метапредметными умениями первого класса и готовы ли к дальнейшему обучению.
Наша цель провести мониторинг с максимальной эффективностью без психического давления.
Литература
1. ВПР. 2017. Русский язык. 2 класс. Описание проверочной работы. Федеральная служба по
надзору в сфере образования и науки Российской Федерации.
2. «Всероссийские проверочные работы»/научные руководители: Ященко И.В., Танченко С.В.­ М.:
«Просвещение», 2017.
3.«Готовимся к Всероссийской проверочной работе»/ научный руководитель: Ковалёва Г.С.­
М.:«Просвещение», 2017.