Гамлет краткое содержание по актам и сценам. Жанр и направление. Что такое сонет

Марцелл, Бернард, Датские офицеры, ученый друг принца датского Гамлета – Горацио пришли на площадь к замку в Эльсиноре, они желали убедиться в существовании призрака датского короля, который недавно умер. И они увидели то, что хотели. Вдова, мать Гамлета, сразу после смерти мужа вышла замуж за брата покойного короля, что очень расстроило Гамлета, ведь он считал своего дядю недостойным человеком. Сам Гамлет, в связи с кончиной отца, прервал свое обучение и приехал домой.

Горацио рассказывает своему другу об увиденном призраке датского короля. Гамлет расценивает его появление, как предупреждение о какой-то беде. Принц решает встретиться с призраком отца. Наступает ночь и появляется датский король, который рассказывает тайну своей смерти своему сыну. Он говорит, что умер от руки своего брата, который влил еще тогда живому королю смертельный сок белены. Тогда-то король умер, и тем самым лишился не только жизни, но и сына, королевы и венца. Он просит Гамлета отомстить его убийце. Призрак исчез, а Гамлет твердо решил мстить, и просил своих друзей, которые все слышали забыть это, и не удивляться его поведению.

Немного позже читатель узнает, что Гамлет влюблен в Офелию, дочь близкого вельможи короля, которого звали Полоний. Ее брат Лаэрт, который отправлялся на учебу в Париж, а также отец девушки, пытались внушить ей отказ от Гамлета. Сама Офелия рассказывает, что Гамлет во время последней встречи был не в себе. Полоний это объясняет большой любовью Гамлета к Офелии, от которой принц сходит с ума. Дядя Гамлета тоже замечает смену поведения племянника и просит бывших друзей Гамлета Розенкранца и Гильдестерна выведать у принца его тайну, но эта идея не увенчалась успехом, так как Гамлет понял, что их подослал король, убийца его отца. Тогда к датскому королю приходит Полоний, который рассказывает о большой любви принца к Офелии, он показывает письмо Гамлета, и говорит, что хочет убедиться в этом, отправив Офелию в галерею, в которой бывает Гамлет. Но Гамлет и тут понял, что это все не просто так, и начал притворяться сумасшедшим перед Офелией.

У принца датского появился план, благодаря которому он сможет понять убийца ли его дядя или нет. Он решает пригласить на представление приехавших артистов короля и королеву. Гамлет договаривается с актерами о том, что они сыграют сцену отравления и вставят стих, который принц сам сочинил. Все проходит по плану принца. И когда была показана сцена отравления, король встал и ушел, началась неразбериха.

Король очень много думал о том, что сделал. Он раскаивался в этом, много молился, но было уже поздно. Гамлета позвала на разговор его мать. Их разговор решает подслушать Полоний. Принц начинает очень эмоционально говорить с королевой, и тогда в комнате появляется призрак отца, который просит принца не грубить матери. Королева не понимает, что Гамлет говорит не сам с собой, а со своим умершим отцом. Принц в свою очередь, увидев, что кто-то подслушивает разговор, решает, что это король, и с криками «Крыса!» закалывает Полоний шпагой.

После этого король решает отправить Гамлета в Англию, в сопровождении Розенкранца и Гильдестерна, которые везут письмо в Британию, в котором говорится о приказе короля казнить Гамлета. Полоний он хоронит тайно, чтоб не появились слухи. Когда Гамлет со своими бывшими друзьями отправлялись на корабль, принц увидел войско, которое отправилось из Норвегии в Польшу, чтобы воевать из-за небольшого клочка земли. В этот момент Гамлет понимает, что они воюют из-за пустяка, а он не может решиться на войну из-за более веской причины.

В город возвращается Лаэрт, который был потрясен смертью отца. Офелия на почве смерти Полония сходит с ума. Лаэрт узнает от короля, что виновником является Гамлет. Принц, в свою очередь, решается на войну и пишет письмо, что возвращается. Тогда король, подозревая о чем-то недобром, подговаривает недалекого Лаэрта на дуэль, в которой у Лаэрта будет тайное преимущество, конец его шпаги будет смазан смертельным ядом. В этот момент королева сообщает, что Офелия умерла. Во время ее похорон, Лаэрт стал неискренне показывать свое глубокое потрясение от смерти его сестры, он начал прыгать в могилу и просить его закопать вместе с Офелией. Но Гамлет стал кричать, что все сожаление Лаэрта фальшь, и что с любовью Гамлета к Офелии не сравнится даже любовь сорока братьев.

В личном разговоре Гамлета и Горацио, принц рассказывает другу, что прочитал письмо короля о казне Гамлета и пользуясь печатью короля подменил письмо, в котором было написан приказ казнить тех, кто доставит это письмо. И поэтому Розенкранц и Гильдестерн плывут на корабле, не зная, что везут свой приговор.

Немного позже Гамлету сообщают о споре короля, в котором он утверждал, что Гамлет выиграет дуэль с Лаэртом. Принц соглашается на дуэль, понимая, что против него, что-то затеяли. Перед поединком он просит прощение у Лаэрта. Король, решив перестраховаться, помимо отравленного конца шпаги ставит кубок с отравленным вином, на случай если Гамлет захочет пить. В процессе дуэли Лаэрт ранит Гамлета, затем они меняются шпагами и Гамлет ранит своего противника. Королева выпивает отравленное вино за победу сына и умирает. Лаэрт признается Гамлету в предательстве и рассказывает, что виновником всех бед является король. Гамлет ранит отравленной шпагой короля и умирает. Горацио желал тоже отравиться отравленным вином из-за смерти друга, но Гамлет сказал, чтоб он жил в суровом мире, чтобы его поведать повесть. Позже, Гамлета подняли на помост, как воина.

В 1601 году окружена ореолом необыкновенной значимости. В ней видят одно из самых глубоких воплощений жизни во всей ее сложности и вместе с тем загадочности. Скандинавская сага о датском принце Амлете, жившем в восьмом веке, впервые была записана датским летописцем Саксоном Грамматиком в 12 веке, но Шекспир вряд ли для своей пьесы избрал основой первоисточник. Скорее всего, он позаимствовал сюжет из пьесы Томаса Кида (1558-1594), славившегося как мастер трагедий мести и который является автором дошекспировского «Гамлета».

Шекспир с наибольшей глубиной отразил трагедию гуманизма в современном ему мире. Гамлет, принц Датский – замечательный образ гуманиста, столкнувшегося с миром, враждебным гуманизму.Если бы во времена Шекспира существовал детективный жанр, то, несомненно, «Гамлета» смело можно было назвать не только трагедией, но еще и детективом.

Итак, перед нами замок – Эльсинор. Гамлет, студент Виттенбергского университета, сын мудрого короля и нежной матери, влюбленный в прекрасную девушку по имени Офелия. И весь он полон любви к жизни, веры в человека и красоту вселенной. Однако, мечты Гамлета о жизни и сама жизнь – это далеко не одно и то же, и Гамлет скоро в этом убеждается. Загадочная смерть его отца-короля, поспешное, недостойное второе замужество его матери-королевы Гертруды с братом умершего мужа, ничтожным и хитрым Клавдием, заставляет Гамлета посмотреть на жизнь несколько под иным углом. Тем более, что в замке и так все только и говорят о том, что уже дважды в полночь сторожевые видели у стены призрак недавно умершего короля. Горацио, друг Гамлета по университету, не верит этим слухам, но в этот момент призрак является вновь. Горацио видит в этом знак великих потрясений и считает нужным сообщить обо всем своего другу-принцу.

Гамлет решает провести ночь у стены замка, где является призрак, чтобы убедиться в том, что это правда. Ровно в полночь призрак отца-короля является Гамлету и сообщает о том, что его смерть не была случайной. Его отравил брат Клавдий, коварно влив яд в ухо спящего короля. Призрак взывает о мести, и Гамлет клянется жестоко покарать Клавдия. Чтобы собрать нужные для обвинения в убийстве улики, Гамлет решает притвориться безумцем и просит своих друзей Марцелла и Горацио хранить об этом молчание.

Однако, Клавдий далеко не глуп. Он не верит в безумство своего племянника и инстинктивно чувствует в нем своего злейшего врага и всеми силами стремиться проникнуть в его тайный замысел. На стороне Клавдия выступает отец возлюбленной Гамлета, Полоний. Именно он рекомендует Клавдию устроить для Гамлета с Офелией тайное свидание, чтобы подслушать их беседу. Но Гамлет с легкостью разгадывает этот план и ничем себя не выдает. В это же время в Эльсинор приезжает труппа бродячих актеров, появление которых вдохновляет Гамлета на мысль использовать их в своей борьбе с Клавдием.

Принц Датский, опять-таки, выражаясь языком детектива, решается на весьма оригинальный «следственный эксперимент». Он просит актеров сыграть пьесу под названием «Смерть Гонзаго», по сюжету которой короля убивает его собственный брат, чтобы, женившись на вдове, занять престол. Гамлет решает понаблюдать за реакцией Клавдия во время спектакля. Клавдий, как и предполагал Гамлет, выдал себя целиком. Теперь у нового короля не остается сомнений в том, что Гамлет – его злейший враг, от которого необходимо избавиться как можно скорее. Он советуется с Полонием и принимает решение отправить Гамлета в Англию. Якобы, морское путешествие должно пойти на пользу его помутившемуся рассудку. Он не может решиться на убийство принца, так как тот пользуется большой популярностью у датского народа. Охваченный гневом, Гамлет решает убить Клавдия, но застает того стоящим на коленях и кающимся в своих грехах.

И Гамлет не решается на убийство, опасаясь, что если он покончит с убийцей своего отца, когда тот произносит молитву, то тем самым откроет Клавдию путь на небеса. Отравитель не заслуживает Рая. Перед отъездом Гамлет должен встретиться со своей матерью в ее спальне. На организации этой встречи также настоял Полоний. Он прячется за портьерой в спальне королевы, чтобы подслушать разговор сына с матерью и донести о результатах Клавдию. Гамлет убивает Полония. Смерть отца сводит с ума его дочь Офелию, в которую Гамлет влюблен.Тем временем в стране растет недовольство. Люди начинают подозревать, что за стенами королевского замка происходит что-то весьма нехорошее. Из Франции возвращается брат Офелии Лаэрт, убежденный в том, что именно Клавдий виновен в гибели их отца, а стало быть, и в безумии Офелии. Но Клавдию удается убедить его в своей непричастности к убийству и перенаправить праведный гнев Лаэрта на Гамлета. Между Лаэртом и Гамлетом чуть не состоялся поединок на кладбище, возле свежевырытой могилы. Безумная Офелия покончила с собой.

Это для нее гробокопатели готовят последнее пристанище. Но Клавдия не устраивает такой поединок, ибо неизвестно, кто из этих двоих победит в схватке. А Гамлета королю необходимо уничтожить наверняка. Он уговаривает Лаэрта отложить бой, а затем воспользоваться шпагой с отравленным клинком. Сам Клавдий готовит напиток с ядом, который должны преподнести принцу во время поединка. Лаэрт слегка ранил Гамлета, но в бою они меняются клинками, и Гамлет пронзает сына Полония его же отравленным клинком. Таким образом, они оба обречены на смерть. Узнав о последнем предательстве Клавдия, Гамлет из последних сил пронзает шпагой и его.

Умирает и мать Гамлета, Гертруда, по ошибке выпив яд, приготовленный для ее сына. В этот миг возле ворот замка появляется радостная толпа, норвежский принц Фортинбрас, теперь единственный наследник датского престола и английские послы. Гамлет умер, но его смерть не напрасна. Она обнажила бессовестные преступления Клавдия, гибель его отца отомщена. А Горацио расскажет всему миру печальную Гамлета, принца Датского.

Эльсинор. Площадь перед замком. Часы бьют двенадцать. На посту Франциско и Бернардо. Приходит Марцелл, а вместе с ним Горацио, которого привлекли слухи о том, что дважды подряд в полночь появлялся призрак, «осанкой — вылитый король покойный». Друзья решают «поставить принца Гамлета в известность о виденном», надеясь, что дух «прервет пред ним молчанье».

Они находят принца в приемном зале замка. Гамлет страдает от мысли, что его мать меньше чем через два месяца после смерти отца вышла замуж за его брата, человека ничтожного и тупого, «грузного куля мясного» . Узнав о призраке, он решает ночью вместе с друзьями стоять к карауле:

Двойник отца в оружье! Быть беде!
Обман какой-то. Только бы стемнело!
А там, душа, терпенье: козней след,
Зарой их в землю, выступит на свет.

В это время в доме Полония прощаются Лаэрт и Офелия. Брат, уезжая учиться во Францию, просит сестру писать ему, «не упускать оказий». Еще ему не дает покоя мысль, что Офелия принимает ухаживания принца, который «сам в плену у своего рожденья» и, выбирая супругу, поступит так, как «общий голос Дании захочет». Он считает, что сестра должна остерегаться, как огня, влеченья; «оклеветать легко и добродетель». («Пока наш нрав не искушен и юн, застенчивость наш лучший опекун».) Полоний, который пришел попрощаться с сыном, дает ему наставления: заветным мыслям не давать огласки, беречься драк, всех слушать, прятать свои суждения, одеваться так, как позволяет кошелек, не занимать денег: «давая деньги в ссуду, лишаемся мы денег и друзей...»

На площадке перед замком Гамлет, Горацио и Марцелл ждут появления призрака. Из замка доносится шум, там новый король «не спит и пляшет до упаду, и пьет и бражничает до утра...». Появляется призрак и манит за собой Гамлета, только ему одному он может рассказать тайну своей смерти, как он «был рукою брата...во сне лишен короны, жизни, королевы», как спящий был отравлен соком белены. Дух отца просит отомстить убийце, не дать «постели датских королей служить кровосмешенью и распутству. Однако, как бы ни сложилась месть», не осквернять души, не посягать на мать: «судья ей Бог и совести глубокие уколы».

Встреча с духом отца очень изменила принца датского, «так неузнаваем он внутренне и внешне»: он потерял прежнюю свою веселость и привычку к занятиям. Следы перемен в нем находят и королева, и король, и Офелия, и ее отец. Но Полоний видит «здесь явный взрыв любовного влеченья». Король же просит школьных товарищей Гамлета Розенкранца и Гильденстерна допытаться, какая тайна мучает принца и нет ли от нее лекарства. Королева Гертруда во всем винит себя, они считает, что причина странного поведения сына — смерть короля и спешность ее свадьбы.

В Эльсинор приезжают актеры. Гамлет просит одного из них прочитать монолог, в особенности то место, где говорится об убийстве Приама Принц и актеры договариваются завтра вечером играть «Убийство Гонзаго», но в пьесу будет вставлен отрывок в строк шестнадцать, написанный Гамлетом. Полоний передает августейшей паре приглашение пожаловать на спектакль.

Полоний и король просят Офелию вызвать Гамлета на откровенный разговор, чтобы выяснить: не любовь ли стала причиной душевного расстройства? Принц датский произносит свой известный монолог:

Быть или не быть — таков вопрос;

Что благородней духом — покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством? Умереть, уснуть...

И видеть сны, быть может?

Вот в чем трудность;
Какие сны приснятся в смертном сне?...

Кто снес бы плети и глумленье века,

Гнет сильного, насмешку гордеца,

Боль презренной любви, судей медливость,

Заносчивость властей и оскорбленья (...),

Когда б он сам мог дать себе расчет

Простым кинжалом? Кто бы плелся с ношей(...)

Когда бы страх чего-то после смерти (...) —

Земным скитальцам, — волю не смущал,

Внушая нам терпеть невзгоды наши

И не спешить к другим, от нас сокрытым?

Так трусами нас делает раздумье...

Король, который подслушивает разговор, приходит к выводу, что принц поглощен совсем не любовью, «к тому ж, хоть связи нет в его словах, в них нет безумья». Решено отправить Гамлета в Англию «для сбора недовыплаченной дани».

Быть может, море, новые края

И люди выбьют у него из сердца

То, что сидит там и над чем он сам

Ломает голову до отупенья.

Начинается спектакль, во время которого Горацио должен следить за королем. Но вот решающая сцена: Луциан вливает яд в ухо герцога Гонзаго, а потом «заручается любовью» его жены. Король не выдерживает и удаляется, он чувствует себя очень скверно. Вместе с ним уходит свита. Оставшись вдвоем, Гамлет и Горацио приходят к выводу, что король виновен в смерти бывшего короля.

Вернувшиеся Розенкранц и Гильденстерн рассказывают, как огорчен король и как недоумевает королева по поводу поведения Гамлета. Но принц не желает подчиняться чужой воле, берет флейту и предлагает Гильденстерну сыграть на ней. Тот отказывается: «Но я не знаю, как за это взяться». Гамлет говорит с гневом: «Смотрите же, с какою грязью вы Меня смешали! Вы собираетесь играть на мне. Вы приписываете себе знанье моих клапанов. Вы уверены, что выжмете из меня голос моей тайны».

Король Клавдий, на котором, по его словам, «печать древнейшего проклятья: убийство брата», решает молиться, но...

Слова парят, а чувства книзу гнут,

А слов без чувств вверху не признают.

В это время мимо проходит Гамлет: он идет в покои к матери. Но принц не хочет убивать короля во время молитвы. «Назад, мой меч, до боле страшной встречи».

Боль, терзающая сердце принца датского, делает дерзким его язык. Королева никогда не видела таким своего сына, ей становится страшно, она пугается и вскрикивает. Подслушивающий Полоний обнаруживает себя в покоях королевы, за ковром. Гамлет с криком «Крыса, крыса!» пронзает его шпагой, он уверен, что это король. Королева умоляет Гамлета о пощаде: «Ты повернул глаза зрачками в душу, а там повсюду черные следы, и нечем вывести...» Появляется призрак... Королева не видит и не слышит его, ей кажется, что Гамлет разговаривает с пустотой. Ее сын и впрямь похож на безумца. Призрак требует, чтобы Гамлет пощадил королеву.

Убийство Полония («его зарыли втихомолку») и страх заставляют короля принять решение «молниеносно сбыть» принца. В Англию от правлен тайный приказ умертвить его.

Тайком возвращается из Парижа Лаэрт. Он узнает о гибели отца, «держится поодаль, живет молвой и верит болтунам». Его волнуют «загадка смерти, тайна похорон, ...обход обрядов, нарушенье форм...». Но его ждет и другая беда: Офелия от горя сошла с ума. «Отцом все время бредит, обвиняет весь свет во лжи, себя колотит в грудь...» Мысль о том, что Гамлет убил ее отца, оказалась для нее роковой. Лаэрт жаждет мести. Вооруженный, с толпой бунтовщиков, он врывается в покои короля. Король называет Гамлета виновником всех несчастий молодого человека,

В замок прибывают матросы, они приносят письма. Из них Горацио, потом и король узнают, что корабль принца был атакован корсара ми, и Гамлет вернулся домой. Король дает Лаэрту слово подстроить дело так, что конец принца «не поразит молвы, и даже мать, не заподозрим козней, во всем увидит случай». Найден и предлог: Гамлет давно хочет сразиться с Лаэртом на рапирах (он слышал лестные отзывы о боевом. искусстве последнего от нормандского дворянина Ламонда). Решено, что во время поединка тупую рапиру подменят боевой, острие которой смажут ядом. Принц же датский,

Как человек беспечный и прямой

И чуждый ухищрений, он не станет

Рассматривать рапир...

Приходит королева Гертруда, она приносит печальную весть — утопилась Офелия.

Эльсинор. Кладбище. Двое могильщиков роют могилу. Сюда же приходят Гамлет и Горацио. Гамлет рассуждает о тщете всего на земле, вспоминает Александра Македонского. «Александр умер, Александра похоронили, Александр стал прахом, прах — земля; из земли добывают глину. Почему глине, в которую он обратился, не оказаться в обмазке пивной бочки?»

Появляется похоронная процессия. Хоронят Офелию. Лаэрт прыгает в могилу и просит закопать его вместе с сестрой. Между ним и Гамлетом вспыхивает ссора. Гамлет говорит о своей любви к девушке:

Я любил
Офелию, и сорок тысяч братьев

И вся любовь их — не чета моей.

Король просит Лаэрта потерпеть, напоминает об их договоре. Все уходят. Принц рассказывает другу, как выкрал королевское письмо, как узнал о «венценосной подлости» дяди, как написал другое, скрепив его отцовской печатью, что теперь уже Розенкранц и Гильденстерн плывут навстречу своей смерти. Гамлет сожалеет о том, «что так с Лаэртом на шумел», потому что в его несчастьях видит отражение своих, говорит о своем желании помириться с ним.

Приходит Озрик. Он сообщает, что король Клавдий «держит пари... На шесть арабских коней», что из двенадцати схваток перевес Лаэрта над Гамлетом «не превысит трех ударов». У принца датского «нехорошо на душе», но нужно быть выше суеверий: «без Божьей воли не пропасть и воробью». Перед поединком Гамлет просит у противника прощения:

Все, чем мог задеть

Я ваши чувства, честь и положенье,

Прошу поверить, сделала болезнь.

...
Пусть знают все: я не желал вам зла.

Ошибкой я пустил стрелу над домом

И ранил брата.

Начинается поединок, во время которого король все время предлагает Гамлету отравленное вино. Но кубок попадает не по назначению: кино пьет за победу сына королева-мать. В схватке противники меняются рапирами.

Сначала ранен Гамлет, потом — Лаэрт. Умирает королева. Зная, что скоро и его черед, Лаэрт во всем сознается:

Я гибну сам за подлость и не встану.

Нет королевы. Больше не могу...

Всему король, король всему виновник!

Умирающий Гамлет отравленным клинком поражает убийцу отца и матери. Принц, чувствующий приближение смерти, просит Горацио:

Ты жив. Расскажешь правду обо мне

Непосвященным.

Горацио хочет допить отравленное вино, чтобы последовать за другом. Гамлет протестует:

Каким
Бесславием покроюсь я в потомстве,

Пока не знает истины никто!

Слышны выстрелы, в королевство прибыли английские послы, с победой из Польши вернулся Фортинбрас, которого хотел бы видеть на престоле умерший Гамлет. Горацио всенародно рассказывает всем

О страшных,

Кровавых и безжалостных делах,

Превратностях, убийствах по ошибке,

Наказанном двуличье...

По приказу Фортинбраса Гамлета несут к помосту четыре капитана. «Будь он в живых, он стал бы королем заслуженно».

Гамлет, принц датский, образованный молодой человек с высокими нравственными представлениями, сталкивается в родном доме с коварством и предательством. Отца Гамлета, датского короля, коварно убил его брат Клавдий, который женился на вдове короля – матери принца и завладел властью в государстве.

Быстрое новое замужество матери глубоко ранит молодого человека: «Каким докучным, тусклым и ненужным / Мне кажется всё, что ни есть на свете! / О мерзость!»

Подданные готовы выполнять волю нового короля во всём — даже когда речь идёт о попрании истины. Полоний, отец Офелии, запрещает ей проводить время с любимым (ведь теперь это политически недальновидно). Полония поддерживает его сын, Лаэрт. Некоторые из друзей Гамлета также начинают играть на руку королю, предавая тем самым принца.

Но офицеры Марцелл и Бернард, а также старый друг принца Горацио остаются верными Гамлету и сообщают ему о том, что по ночам страже является безмолвный призрак его отца. Беседуя с призраком, Гамлет узнаёт о страшном обмане.

Призрак просит Гамлета отомстить злодею-убийце. Чтобы разобраться в случившемся, Гамлет притворяется безумным. Бдительный король постоянно ведёт за ним слежку. Для этого он использует услуги предателей — бывших друзей Гамлета Розенкранца и Гильденстерна. Но Гамлет осторожен и недоверчив.

Принц хочет сам убедиться в вине Клавдия и только тогда покарать его. Он договаривается с труппой бродячих актёров, что они будут играть пьесу о гибели царя древнегреческой Трои Приама, а он туда вставит два-три стиха своего сочинения. Актёры согласны.

Гамлет просит первого актёра прочесть монолог об убиении Приама: «Зрелище-петля, чтоб заарканить совесть короля». Действительно, во время этой сцены король не смог сдержаться. Он вскочил. Начался переполох. Полоний потребовал прекратить игру. Теперь Гамлет и Сорацио убеждены в преступлении короля — он выдал себя с головой.

Братоубийство — большой грех, и короля мучит страх, терзает нечистая совесть. «О, мерзок грех мой, к небу он смердит!» — восклицает он, оставшись один. Гамлет слышит эти слова (теперь нет никаких сомнений в его коварстве), но не решается покарать Клавдия, так как считает, что нельзя убить раскаявшегося человека.

Гамлет упрекает мать в предательстве отца. Их разговор, спрятавшись за ковром, подслушивает интриган Полоний, окончательно утвердившийся на пути лжи и лицемерия.

Гамлет думает, что это король, с криком «Крыса!» пронзает Полония шпагой. Спасая себя и свою власть, не думая всерьёз о раскаянии, король строит планы убийства Гамлета чужими руками. Он уже принимает решение расправиться с ним с помощью Розенкранца и Гильденстерна на чужой земле. Но обстоятельства складываются так, что вместо Гамлета гибнут эти предатели. Из Парижа возвращается Лаэрт, для того чтобы отомстить за гибель отца, — и узнаёт о новом несчастии: от горя сошла с ума Офелия.

Король убеждает, что во всём виноват Гамлет, и призывает Лаэрта к мести. Предлагает устроить поединок между молодыми людьми. А для того чтобы Гамлет обязательно погиб, он советует Лаэрту смазать клинок ядом, что тот и делает. Его решимость отомстить возрастает в связи с вестью о гибели Офелии.

Для поединка король подготовил кубок с отравленным вином, чтоб дать его Гамлету, когда тот захочет пить. Лаэрт ранит Гамлета, они меняются рапирами, Гамлет смертельно ранит Лаэрта. Королева, подняв кубок за победу Гамлета, случайно выпивает отравленное вино и умирает, но успевает сказать: «О, Гамлет мой, — питьё! Я отравилась», Лаэрт признаётся Гамлету в своём коварстве и предательстве Клавдия: «Король, король виновен … » Гамлет отравленным клинком поражает короля и умирает.

История начинается перед Эльсинорским замком, где проживает датская королевская семья. Горацио, друг наследного принца Гамлета, увлекающийся научными изысканиями, решает удостовериться в наличии или отсутствии некоего призрака, напоминающего внешне недавно ушедшего из жизни короля, отца Гамлета. Горацио полагает, что люди просто фантазируют, что никакого привидения нет, но в полночь призрак все же появляется в полном облачении, и потрясенный молодой человек решает рассказать обо всем принцу, считая, что привидение свидетельствует о предстоящих неблагоприятных событиях в государстве.

Гамлет был вынужден оставить обучение из-за трагической и внезапной кончины отца. Юноша искренне переживает смерть родителя, еще больше его огорчает и угнетает то, что мать, королева Гертруда, сразу же вышла замуж за его дядю, брата умершего короля, которого принц отнюдь не считает для нее достойной партией.

Отцовский призрак рассказывает Гамлету о том, что брат влил ему в ухо смертельный яд, в то время как король наслаждался спокойным отдыхом в саду. Привидение просит молодого человека отомстить за его гибель, и отныне единственной целью для Гамлета становится сведение счетов с дядей, убившим его отца.

В это же время Полоний, один из приближенных короля, отправляет сына Лаэрта учиться в Париж. Перед отъездом юноша запрещает сестре Офелии, в которую влюблен Гамлет, иметь какие-либо отношения с принцем, ведь на него налагаются огромные обязательства его происхождением и он не властен распоряжаться собственной жизнью и чувствами. То же самое говорит девушке и отец, требуя, чтобы она впредь не проводила время в обществе Гамлета. По словам самой Офелии, принц на днях посещал ее и вел себя чрезвычайно странно. Полоний полагает, что молодой человек обезумел от любви к его дочери и собирается сообщить обо всем королю.

Дядя Гамлета, которого тревожат угрызения совести из-за совершенного убийства, также весьма обеспокоен поведением племянника. Он обращается за помощью к двум молодым людям, Гильдестерну и Розенкранцу, которые ранее дружили с принцем, и просит их осторожно узнать, что же его гнетет, обещая за это различные милости. Полоний высказывает предположение о том, что все дело в сердечных чувствах, и обещает направить дочь к Гамлету, чтобы полностью удостовериться в своей правоте.

Товарищи пытаются побеседовать с принцем, но он догадывается о том, что их подослал к нему король, и удерживается от всякой откровенности. В этот момент ко двору прибывают актеры, и Гамлет решает воспользоваться их помощью, чтобы полностью убедиться в том, что его отца убил именно нынешний король. Принц предлагает актерам сыграть историю гибели Приама, в которую он намерен вставить несколько собственных стихов. Затем он приглашает мать и дядю на задуманное представление.

В то же время Гамлет много размышляет в одиночестве над тем, в чем смысл жизни, и почему люди так держится за свое земное существование. Офелия пытается поговорить с возлюбленным, но принц понимает, что девушку к нему подослали ее отец и его дядя, поэтому он умело притворяется потерявшим рассудок. Король понимает, что умственное расстройство Гамлета не связано с любовью.

В ходе демонстрации пьесы начинается сцена отравления и последующего объединения отравителя с супругой его жертвы, король не выдерживает этого зрелища и уходит из зала, за ним следуют все собравшиеся. Гамлет и Горацио более не сомневаются в том, что дядя принца действительно совершил чудовищное злодеяние.

Попытки Гильдестерна и Розенкранца дружески поговорить с Гамлетом снова ничем не заканчиваются, юноша с гневом произносит, что не позволит им играть с собой, как с музыкальным инструментом. Полоний просит принца прийти к матери и прячется за ковром, чтобы подслушать их беседу.

Гамлет разговаривает с королевой резко и неприязненно, Гертруда не в силах сдержать испуганного вскрика, принц обнаруживает Полония, скрытого за ковром, и закалывает его, полагая, что там находится сам король. Появляется привидение, требующее пощадить королеву и не убивать ее. Женщина не видит призрака, ей кажется, что ее сын беседует с пустотой, она уже не сомневается в том, что Гамлет полностью безумен.

Король поспешно отправляет принца в Англию в сопровождении его прежних приятелей. В это же время Лаэрт тайно возвращается из Парижа, узнав о смерти отца. Молодому человеку становится известно и о том, что его сестра Офелия утратила рассудок из-за того, что ее возлюбленный убил Полония. Лаэрт решает непременно отомстить Гамлету за все несчастья своей семьи.

Король, поговорив с юношей, решает использовать слишком вспыльчивого Лаэрта в своих интересах, он предлагает ему организовать поединок с принцем. При этом конец шпаги Лаэрта должен быть смазан ядом, и сын Полония соглашается участвовать в этой бесчестной затее.

В это время безумная Офелия, развешивая по всему лесу сделанные ею венки, случайно падает в реку. Гамлет, вернувшись на родину, встречается с процессией, собирающейся похоронить несчастную девушку. Лаэрт прыгает в могилу и умоляет, чтобы и его похоронили вместе с сестрой. Гамлет уверен в его неискренности, между юношами начинается схватка, но король быстро разнимает племянника и Лаэрта, ему необходимо, чтобы состоялся именно тот поединок, который он запланировал и в котором Гамлет наверняка расстанется с жизнью.

Принц соглашается на дуэль с Лаэртом, хотя и предчувствует явный обман и ловушку. Дядя Гамлета приготовил также кубок и наполнил его отравленным вином, чтобы дать его молодому человеку, когда того начнет мучить жажда во время поединка. Лаэрт наносит Гамлету рану, они тут же меняются рапирами, и Гамлет также ранит Лаэрта. Королева Гертруда выпивает вино, в котором содержится смертельный яд, желая победы сыну, раньше, чем супруг успевает ее остановить. Женщина умирает, но перед смертью сообщает Гамлету о том, что питье было отравлено.

Лаэрт, не в силах выдержать происходящего, признается Гамлету в том, что исход поединка был предрешен бессовестным королем заранее. Принц тут же вонзает в сердце дяди отравленный клинок, сам юноша также умирает. Его преданный товарищ Горацио желает допить остатки вина, собираясь последовать за Гамлетом, но принц просит его остаться в живых, чтобы сообщить всем о трагической судьбе его семьи. Друг выполняет последнее распоряжение уже ушедшего из жизни наследника датского престола, прибывшие ко двору английские послы узнают о том, что случилось с обитателями Эльсинора.