Функцией социологии не является. Рабочий план социологического исследования. Макро-, мезо- и микросоциология

Основные группы социологических функций

К основным группам социологических функций относятся:

  1. Теоретико-познавательная, или гносеологическая функция. Предоставляет возможность получения нового социологического знания, уточнять и создавать концепции, теории, социальные связи общества, общий взгляд на социум.
  2. Информационная функция. Позволяет получать социологические знания общественности, широкому кругу населения.
  3. Управленческая функция. Задача социологов: объяснить социальные процессы и явления, найти причины их возникновения и пути разрешения проблемных вопросов, предоставить рекомендации для социального управления.
  4. Организационная функция. Организация различных социальных групп: в политической сфере, на производстве, на отдыхе, в воинских частях и т.д.
  5. Прогностическая функция. Позволяет прогнозировать будущие события в социальной жизни.
  6. Пропагандистская функция. Позволяет формировать общественные ценности, идеалы, создавать определенные общественные отношения, формировать образы героев общества.

Специфические функции социологии

Помимо основных функций социологии некоторые ученые выделяют ряд специфических функций:

  • Э. Дюркгейм считал, что социология должна давать конкретные рекомендации по развитию и совершенствованию общества.
  • В.А. Ядов к основным функциям добавляет практически-преобразовательную, просветительскую и мировоззренческую функции. Главные прикладные функции социологии состоят в объективном анализе социальной действительности.
  • А.Г. Здравомыслов выделяет идеологическую, теоретическую, инструментальную и критическую функции.
  • Г.П. Давидюк наряду с основными функциями выделяет образовательную функцию социологии.

Теоретико-познавательная функция

Теоретико-познавательная функция заключается в изучении и анализе социальной действительности. Она ориентирована на создание новых социологических знаний, является базой для реализации остальных функций.

Познавательная функция осуществляется на всех уровнях социологического знания:

  • общетеоретический уровень – разрабатываются гипотезы, формулируются проблемы социальной действительности, определяются методики инструментария, пути социологического исследования, осуществляются прогнозы социального характера;
  • средний уровень – перевод общих понятий на эмпирический уровень, приумножение знаний о сущности, конкретных ситуациях, противоречивых явлениях человеческой деятельности;
  • эмпирический уровень – выявленные в ходе социологических исследований новые факты увеличивают объем обоснованных знаний о социальной действительности.

Прогностическая функция

Прогностическая функция дает научно обоснованные прогнозы дальнейшего развития отдельных сфер и структур общества , всего общества в целом, является теоретической основой для создания перспективных планов их развития.

Социальные прогнозы указывают на необходимые изменения, показывают возможности его осуществления, позволяют дать практические рекомендации по улучшению эффективности управления социальными процессами.

В зависимости от группы социальных факторов, к которой относятся практические рекомендации, они могут носить характер:

  • объективный (политический строй, социальная структура общества, условия труда, поведение человека и т.д.);
  • субъективный (цели, мотивы, интересы, установки, ценности, общественное мнение и т.д.).

Критическая функция

Благодаря критической функции окружающий мир оценивается с точки зрения интересов индивида. Имея объективные знания, можно выявить отклонения в развитии общества, ведущие к негативным социальным последствиям.

Наблюдается дифференцированный подход к действительности. Указывается, что в социальном устройстве можно сохранить, упрочить и развить, а что – радикально изменить.

Структура социологического знания.

Социологи исследуют общество на различных уровнях. Отечественные ученые выделяют теоретический и прикладной (эмпирический) уровни. Западные ученые на микро и макросоциологию.

Теоретическая социология – это множество школ, направлений и школ, объясняющих специфику развития общества со своих позиций. Прикладной или эмпирический уровень связан с конкретными социологическими исследованиями.

Микросоциология изучает поведение людей в повседневной жизни – их интеракцию. Она рассматривает поведение индивидов, их поступки, мотивы. То есть микросоциология ставит своей целью изучение социального поведения людей, межличностного общения, социализации и индивидуализации, мотивации их действий, а также стимулам групповых поступков.

Макросоциологию интересует общество как целостный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и развитие. Макросоциология основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого обществ, анализирует социальные структуры, общности, большие социальные группы, слои, системы и процессы, происходящие в обществе.

Социологи используют различные подходы для изучения и объяснения различных процессов и явлений в обществе:

1. Демографический, который изучает вопросы рождаемости, смертности и миграции, связанной с деятельностью людей.

2. Психологический, изучает мотивы, навыки, социальные установки, а также мысли людей. Социальные психологи, например, исследуют проблемы, связанные с взаимодействием общества и личности в процессе социализации и многие другие.

3. Коллективистический , изучает причины образования различных групп в обществе.

Данный подход помогает понять принадлежность людей к той или иной группе, пласту, классу, а также каким образом они образуют эти группы с целью защиты своих интересов.

4. Культурологический , помогает анализировать поведение и поступки людей на основе таких элементов культуры, как общественные правила и ценности.

5. Интеракционистский (взаимодействие), изучает общественную жизнь как систему человеческих взаимоотношений.

Эти подходы говорят о том, насколько широка область исследования социологии. Именно поэтому в социологи существует специализация, которая позволяет более подробно исследовать общество, в котором мы живем.

Как и все другие общественные науки, социология выполняет определенные функции. Одной из важнейших функций социологии является теоретико-познавательная или критическая. Социология, прежде всего, обеспечивает прирост и систематизацию новых знаний о различных сферах общества, раскрывает тенденции и закономерности его развития.



Познавательная функция социологии придает большое значение изучению общественных отношений складывающихся в обществе, а также функционированию социальных институтов. Задачей познавательной функции является также выработка научных прогнозов дальнейшего развития таких сфер жизнедеятельности общества, как материальная, политическая и духовная, на основе анализа социальных процессов.

Этому способствуют и фундаментальные теоретические исследования, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающих значительный фактический материал, и эмпирические исследования, которые несут конкретную информацию об объекте исследования и пополняют социологию богатым фактическим материалом.

Как уже говорилось выше, для социологии характерно единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. Прикладная функция с оциологии обеспечивает достоверную информацию о различных процессах, происходящих в различных социальных сферах общества, о изменении социальной структуры, семейных и национальных отношений и т. д.

Ни одно из современных обществ не пускает на самотек как развитие социально-классовых и национальных отношений, так и развитие экономической, политической и других сфер общества. Поэтому задачей прикладной функции является разработка практических рекомендаций, которые направлены на улучшение механизма социального управления, повышения его эффективности, начиная от управления коллективом и заканчивая управлением делами всего общества.

Действенный социальный контроль над социальными процессами невозможен без социологических исследований, дающих нужную информацию о появлении социальных кризисов и социального напряжения в обществе. Функция социального контроля дает возможность органам исполнительной власти, различным политическим партиям и движениям использовать данные социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общества.

Большое значение для дальнейшего развития общества играет применение данных социологических исследований для планирования развития различных сфер общества. Социальное планирование используется во всех странах мира и охватывает многие области, начиная от процессов жизнедеятельности мирового сообщества и просто страны, и заканчивая социальным планированием жизни города, отдельного предприятия и даже коллектива.

Планирование осуществляется на основе прогнозирования. Социология способна предсказывать возможные пути развития общества. В этом и заключается прогностическая функция социологии. Социологические прогнозы особенно важны в переходный период развития общества.

Гуманистическая функция социологии заключается в том, что социология способствует улучшению и совершенствованию общественных отношений.

Одной из важных функций является мировоззренческая функция . Изучая закономерности и перспективы развития общества, соотношение общественных групп, этносов, она тем самым формирует у людей научное представление об обществе, о своих интересах, задачах и роли, тем самым формируя социальное поведение человека адекватное интересам общества. Вместе с тем мировоззренческая функция в то же время является идеологической функцией, которая выражает интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности.

Социология осуществляет сбор, систематизацию и накопление информации. В этом состоит информационная функция социологии. Эту функцию осуществляют крупные социологические центры, которые концентрируют информацию в памяти ЭВМ. Накопленная в ЭВМ информация используется государствами и другими управленческими и хозяйственными организациями в осуществлении своей деятельности.

C информационной функцией тесно связана преобразовательная, т.к. полученная в ходе исследования информация и сделанные на ее основе выводы и рекомендации служат основанием для принятия решений и выработки социально-экономического обоснования крупнейшим инженерным и другим проектов. Социология дает лишь рекомендации, а внедрение их в практику общественной жизни дело организаций управления. Именно от организаций управления, политической власти зависит реализация ценных и полезных рекомендаций, разработанных социологами. Игнорирование этих рекомендаций может привести к тяжелым последствиям в развитии общества.

4. В чем заключаются сходства и различия социологии и других общественных наук?

Как и всякая наука, социология может успешно развиваться только в содружестве с другими общественными науками: философией, психологией, историей, экономикой, политологией, антропологией, культурологией и другими.

1. Социология зародилась в недрах философии, которая продолжает играть огромную роль в ее развитии. Она возникла гораздо позже многих других наук. Поэтому она имела возможность использовать конкретные результаты исследования общества, созданные ими понятия и теоретические категории, такие как общество, человек, ценности, индивид, прогресс, развитие и другие.

Специфика социальных процессов породила особую часть философии – социальную философию , являющуюся высшим уровнем теоретического обобщения социальных явлений и процессов через категорию социального. Социологию и социальную философию нельзя отождествлять, т.к. их объект имеет разную степень общности. Хотя обе они изучают общество в целом в его системности, однако социальная философия рассматривает общество как специфическую часть всего мироздания с помощью предельно общих понятий, категорий и законов, как специфическое проявление в обществе этих общефилософских законов по сравнению с природой. Например, специфическим проявлением общефилософских законов является закон соотношения общественного бытия и общественного сознания или закон, характеризующий источник самодвижения общества.

В отличие от социальной философии предметом социологии являются более конкретные знания об общественной жизни. Социология опирается в своих научных выводах на сборе, анализе и обобщении проверяемых эмпирических данных, добытых собственно ею, хотя такое эмпирическое исследование должно опираться на знание законно и категорий более общего порядка, т.е. на социальную философию.

Социология и социальная философия в ходе своего развития взаимно обогащаются, т.к. без знания общего не могут быть поняты частные явления, а знания частного, в свою очередь, обогащают понятийный аппарат и предметное содержание социальной философии, уточняют и конкретизируют ее положения и выводы.

2. Социология занимается изучением общества, его социальной структуры, социальных институтов, т.е. больших групп людей, а также социальных отношений. Социологические исследования, проводимые для изучения влияния общества и его изменение на поведение человека в нем, не дают точной характеристики, поскольку в результате опроса получается характеристика так называемого «усредненного», а не конкретного человека, индивида.

Для того, чтобы изучить и понять субъективные механизмы поведения отдельных людей в малых социальных группах, а также влияние отдельных социальных институтов, учреждений, организаций на их поведение, влияние ценностных ориентаций и установок, психологических особенностей позволяет раскрыть социальная психология , которая зародилась на стыке социологии и психологии. Социальная психология изучает человека и воздействует на него через малые социальные группы, т.к. именно взаимодействие людей в малых социальных группах и является предметом ее исследования.

Двумя самыми важными задачами социологии являются определение того, как влияет общество на поведение людей и как путем опроса получить характеристику типичного представителя той или иной социальной группы. Однако типичный представитель вовсе не идентичен с конкретными индивидами.

В отличие от социологии психология занимается влиянием внутреннего, субъективного мира человека (памяти, развитости мышления, эмоционального склада и т.д.) на его поведение. Общее в поведении каждого человека преломляется через индивидуальные особенности, которые и интересуют психолога.

Но поскольку общее и индивидуальное существует в диалектическом единстве, естественно, что существует тесная связь социологии с психологией.

3. Социология тесно связана и с экономической наукой , которая изучает, можно сказать, материальный фундамент всей общественной структуры, материальное производство, экономическую деятельность людей и помогает понять базовые причины таких социальных процессов, как расслоение общества, несовпадение и даже противоположности жизненных интересов различных социальных групп, необходимость проведения социально-экономических реформ в обществе и т.п.

С другой стороны, социологические исследования вооружают экономистов данными социальной статистики, категориями бедности и богатства, социального расслоения и возникновения классов, причины которых находятся в сфере экономики.

Вместе с тем, само развитие экономики также оказывается в прямой зависимости от социальных условий. Необходимость взаимодействия экономической и социальной наук определяется реальным взаимодействием экономики и социальных явлений и процессов.

4. Социология по своей сущности является наукой обобщающей социальный опыт людей. Эту свою функцию выведения общих закономерностей, тенденций развития общества социология не могла бы осуществлять, опираясь лишь на изучение непосредственно данного, современного общества.

Необходимым условием ее социальных обобщений является обращение ко всей истории человечества. Отсюда следует, что развитие социологии невозможно без опоры на историческую науку.

История, имеющая дело с конкретными, индивидуальными историческими событиями и личностями, их хронологией, обращает главное внимание на правильное отражение их своеобразия и неповторимости, хотя она, конечно, проводит необходимый анализ исторических фактов и делает некоторые научные обобщения.

Социология, в отличие от истории обобщает весь социальный опыт как прошлого, так и настоящего, классифицирует, создает типологию социальных явлений и процессов, что и позволяет ей выделить самое существенное, повторяющееся, типичное, а не уникальное в пестром мире социальных явлений, фактов, исторических личностей, т.е. открыть закономерности общественного развития.

Важным отличием этих двух наук является также то, что история изучает то, что уже свершилось, а социология, обобщая и исторический опыт, главное внимание уделяет развитию общества на современном этапе, для которого она осуществляет социальное планирование и прогнозирование.

Таким образом, взаимодействие истории и социологии состоит в том, что, с одной стороны, исторический опыт, изучаемый историей, служит конкретной фактической базой социологических обобщений, а, с другой стороны, социологические обобщения являются основой более глубокого анализа конкретных исторических фактов представителями исторической науки, позволяющего им осуществлять широкие и глубокие исторические обобщения.

5. Сфера политики – одна из наиболее важных в жизни общества. Ее институты (государство, политические партии и т.д.) во многом определяют жизнедеятельность как социальных общностей, так и отдельных индивидов, непосредственно влияют на общественные процессы.

Объектами и субъектами политики становятся все общественные институты и процессы, что находит свое отражение в таких понятиях, как экономическая политика, социальная политика, культурная политика, национальная политика, экологическая политика и т.д. и т.п.

Из такой тесной связи политики со всеми проявлениями социума вытекает взаимосвязь и взаимовлияние социологии и политологии. Связь эта настолько глубока, что определила появление специальной науки - политической социологии, имеющей относительную самостоятельность и собственный предмет изучения.

Специфика этих двух наук состоит в том, что социология изучает социальную реальность, социальные процессы, а политология – политическую реальность, ее институты, их жизнедеятельность, политические процессы.

Имея дело с одним и тем же социальным явлением, социология и политология изучают его в разных аспектах.

Рассмотрим это на примере изучения такого явления, как гражданское общество. Если социология анализирует его социальную структуру, социальный статус личности, общественных групп, наций и т.п., их взаимодействие, то политология изучает права и обязанности гражданина, структуру политической системы, место, роль и функции государства, политических партий и других политических организаций в системе гражданского общества.

Но кроме специфики предмета социологии и политологии следует отметить их единство и взаимосвязь. Как и для других общественных и гуманитарных наук, социология и для политологии является общетеоретической и методологической основой. А политологические исследования, подобно историческим и экономическим служат теоретическим и эмпирическим источником для обобщений социологии.

Из всего вышесказанного следует, что социология является интегративной междисциплинарной наукой, которая содержит в себе основы многих гуманитарных, социальных и даже естественных наук. Такая тесная связь позволяет социологии более подробно исследовать различные сферы жизнедеятельности общества, а также способствует появлению и развитию новых направлений в социологии.

Социология – наука о закономерностях становления, функционирования и развития социальных систем. Социальная система – целостное образование, основными элементами которого являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. Социальные системы складываются на основе совместной деятельности людей.

Предмет социологии – система существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

Объекты изучения социологии: общество как целостная социальная реальность, социальные организации, социальные институты, социальные взаимодействия, социальные явления, социальные процессы, социальные отношения, социальные общности, социальные субъекты.

В структуре социологии выделяют следующие элементы:
1. Микросоциология и макросоциология. Микросоциология исследует поведение, общение людей в повседневной жизни, их мотивы, поступки, нормы поведения. Макросоциология изучает взаимосвязи различных частей общества, их взаимодействие. На макросоциологическом уровне основное внимание уделяется экономической и политической системам общественного устройства, религиям, партиям, классам, типам семьи и т. п.

2. Теоретическая и прикладная социология. Теоретическая социология определяет границы, цели, методы и функции социологического познания. Прикладная социология изучает реальные процессы общественного развития и предлагает способы воздействия на социальную реальность. Прикладная социология занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой методов социального управления.

Выделяют три уровня социологических теорий: общесоциологические теории, теории среднего уровня и специальные теории. Общесоциологические теории исследуют общие закономерности социального развития. Социологические теории среднего уровня по общности охвата занимают промежуточное положение между общесоциологическими и специальными теориями; в теориях среднего уровня собственно теоретическое знание соединяется с эмпирическим. Специальные социологические теории рассматривают отдельные социальные сферы, общности или процессы как относительно самостоятельные системы с общими и специфическими связями, универсальными и частными характеристиками, общими и особенными условиями происхождения, функционирования и развития.

Функции социологической науки:
Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя разработку теории и методов социологических исследований, в частности методов сбора и обработки социологической информации.

Прогностическая функция. На основании социологических исследований могут быть построены кратко-, средне– и долгосрочные прогнозы, определяющие перспективы развития социальных структур, изменение демографической ситуации, уровня жизни, интенсивность урбанизации, исход избирательных кампаний и т. п.

Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей организации различных социальных общностей и моделей социального управления. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.

Социально-технологическая функция. Типичным примером реализации данной функции на практике является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, где работают профессиональные социологи. Такие службы занимаются определением потенциальной текучести кадров, изучением социально-психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами и т. п.

Управленческая функция. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий.

Идеологическая функция. Как и любая другая наука об обществе, социология выполняет определенную идеологическую функцию. Формируя представления людей о состоянии общества, она в конечном счете влияет на общество. От злоупотребления этим влиянием исследователя гарантируют глубина научного анализа, строго научный подход к изучаемым проблемам, терпимость к различным точкам зрения.

Существует множество отраслей социологии, и их число продолжает расти. В последнее время выделились такие отрасли, как социология гражданского общества, социология рынка и рыночных отношений, социология общественного мнения, социология международных отношений, политическая социология, экономическая социология, экологическая социология и т. п.
Социология все теснее переплетается с разными науками об обществе. Утверждается этносоциология, появляются социально-экономические, социально-политические, историко-социологические исследования и т. п. Методы, инструментарий социологии берут на вооружение другие науки об обществе: экономика, право, демография.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

по дисциплине: "Социология"

Тема: "Функции социологии"

Введение

1. Функции социологии

1.1 Теоретико-познавательная функция, критическая функция

1.2 Описательная функция

1.3 Прогностическая функция

1.4 Преобразовательная функция

1.5 Информационная функция

1.6 Мировоззренческая функция

2. Теоретико-познавательная функция

3. Управленческо-преобразовательная функция

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современная социология - одно из самых важных достижений человеческого разума, теоретическое отображение политической деятельности, без которой невозможно существование общества. Социология - научный ориентир, приобретающий особое значение в условиях демократизации общества. Именно, в современных условиях судьба каждого зависит от уровня функционирования политических, властных структур, институтов, государственных механизмов, действенности и обоснованности политических решений. Политические и социологические знания определяют возможности конструктивных сил, сосредотачиваются на преодолении острого кризиса всей социальной системы.

Социология - относительно молодая наука, но за короткий период она добилась признания на Западе и начинает пробивать дорогу на Востоке. Действительно ни одна социальная наука не может сравниться с ней по оперативности исследования, различных сфер жизни людей, развития и формирования общества, общественных отношений, требующих всестороннего и глубокого изучения. Ответы на вопросы о насущном бытии, о глобальных проблемах, об обществе и его будущем люди ищут в той сфере знаний, которая может компетентно помочь разобраться, и такой сферой знаний и есть социология.

В силу определенных обстоятельств гораздо реже говорят о функциях социолога как представителя определенной социально-профессиональной группы. Между тем, если мы ведем речь о функциях социологического знания, то должны представлять себе их не только в общем, абстрактном виде, но и в персонифицированном выражении на уровне деятельности конкретного социолога. Конечно, его функции, так или иначе, окажутся связанными с функциями социологии как науки, более того, будут вытекать из них. Однако важно иметь в виду и то, что функции социолога сопряжены с характером и содержанием его труда, той специфической деятельности, которая позволяет отличать социально-профессиональную группу социологов от любой другой.

1. Функции социологии

1.1 Теоретико-познавательная функция, критическая функция

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии - теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить - ведь не все надо менять, перестраивать и т.п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

1.2 Описательная функция

Описательная функция социологии - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества - не самоцель. И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

1.3 Прогностическая функция

Прогностическая функция социологии - это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза, изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования.

Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути её решения, естественно, движим желанием показать перспективу им конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе, прогнозируется ход развития социального процесса.

1.4 Преобразовательная функция

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, её функция - разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения, реализации - это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрыть основные направления обновления общества и дает возможность выявления отклонений от обще цивилизованного развития. Суть реформирования в Украине, а точнее, трансформация общества состоит в создании условий и возможностей для сознательной и целенаправленной деятельности личности социальных общностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении её эффективности. Задача социологии - теоретически обеспечить успешное протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни в Украине. Процесс трансформации общества в Украине идет от одного качественного состояния к другому как раз в связи с сознательным превращением людей в результат, а результатов в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества. Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место, поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько лет назад), сколько несформированной у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.

1.5 Информационная функция

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Её могу использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

1.6 Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества,

Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т.п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии. Таким образом, социологическое знание является мощным и эффективным инструментом, применяемом в социально-политической жизни общества. И находиться этот инструмент должен в умелых и чистых руках. Социологи - носители социологического знания, представители науки социологии в её практическом применении, и их функции вытекают из функций данной науки.

2. Теоретико-познавательная функция

Как и любой интеллектуальный, труд социолога "начинается" с познания. Поэтому первая функция социолога - познавательная. Она направлена на изучение, анализ социальной реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвязанных социальных фактов. Чем масштабнее по целям и проблемам исследование, тем вероятнее, что социолог будет иметь дело с большим количеством сложных социальных фактов. В ходе реализации познавательной функции его задача будет состоять в том, чтобы выявить наличие связи между ними как тенденции или закономерности. Приведем конкретный пример такого рода тенденции, выделенной авторами книги "Начало пути: поколение со средним образованием". Отдельно установленные социальные факты, касающиеся ценностных социально-профессиональных ориентаций молодежи, позволили сделать вывод о том, что общая иерархия ценностей образования в сравниваемых регионах страны одинакова: "Молодежь всех регионов самой важной считает профессиональную функцию образования, за ней следует гуманистическая функция, а социальные аспекты образования чаще всего оцениваются как менее важные, В рамках предложенной системы ценностей большая дифференциация контингента обнаруживается именно в значимости социального аспекта образованием". Именно она подвергается наибольшему влиянию непосредственной социально-культурной среды". Реализация социологом познавательной функции начинается со знакомства с литературой по интересующей его проблеме. По интересующему социолога вопросу могут быть серьезные научные исследования или публицистические статьи; их может быть много или мало; различной будет степень приближенности к проблеме. Крайне редко возникает исследовательская ситуация, когда литературы, нет вообще, например, в том случае, если проблема является действительно новой. Но и такое обстоятельство довольно относительно: так или иначе, какие-то "рядом" стоящие вопросы и понятия не могли не находить освещения в литературе. Значит, познавательная функция социолога сопряжена с целенаправленным поиском существующих исследований и публикаций.

Знакомство с ними - "стартовая площадка" для главного в познавательной деятельности. Это главное - разработка программы исследования: от формулировки целей и задач, противоречий и основных понятий, рабочих гипотез и предполагаемых результатов до определения методов и средств изучения проблемы.

В познавательном процессе социолога имеет место как теоретический, так и эмпирический анализ социальной реальности. Это важно отметить, потому что происходит иногда отождествление познавательной функции только с теоретическим поиском. Следует обратить внимание на то, что любое исследование, направленное на раскрытие существа проблемы и получение результатов, сопряжено с воплощением в деятельности социолога познавательной функции. Причем в качестве инструмента познания выступают многочисленные методы теоретического и эмпирического анализа. Поскольку социолог в своей деятельности постоянно "вторгается в сферы экономики, демографии, социальной психологии и других смежных наук, постольку и их методы ему не чужды. Все это также входит "компетенцию" познавательной функции. Она находит свое органичное продолжение в прогностической функции. Когда социолог изучает реальную проблему, "сотканную" из противоречий, и стремится выявить оптимальные пути ее решения, он, естественно, движим желанием показать эту перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе, он вынужден прогнозировать ход развития социального процесса.

Некоторые общественные проблемы могут анализироваться как бы в двух измерениях - настоящем и будущем. Именно такой является, к примеру, проблема текучести кадров. Социологи изучают как реальную, так и потенциальную текучесть кадров. В первом случае они фиксируют процесс текучести, его причины, размеры, и если последние выходят за пределы допустимых, то стремятся обосновать факторы противодействия этому процессу. Во втором случае они прогнозируют, отвечают на вопрос о том, что произойдет с текучестью кадров, если не будут соблюдены определенные условия и не осуществлены рекомендуемые ими действия. Для предприятий и служб занятости такие исследования могут оказаться очень важными, поскольку будут способствовать определению, как стратегии, так и тактики в отношении различных категорий трудящихся.

Для социолога реализация прогностической функции необычайно значима. Без этого он теряет чувство нового, видение будущих результатов изменения социального процесса. Осуществление познавательной функции - это проведение сложного вида научного исследования.

При осуществлении социологом данной функции он имеет дело с конструированием и проектированием моделей социальных объектов. Конструирование - понятие более широкое, чем проектирование, оно не носит конкретного характера, представляет собой общее, мыслительное построение нового социального объекта безотносительно к конкретно заданным параметрам, нормативам. Речь идет лишь об образе будущего объекта, его модели. Примером проектирования является создание различных математических моделей социальных объектов на базе ЭВМ (например, моделей новых хозяйственных механизмов на основе перехода к рыночной экономике). Социальное же конструирование в этом случае означает создание общей модели перехода к рынку.

Здесь нужно отметить лишь то обстоятельство, что, строго говоря, ни социальное проектирование, ни социальное конструирование не относятся к труду чисто социологическому. Это функции деятельности более широкой, тесно связанные с функциями экономистов, математиков, специалистов по системному анализу и др. Зато сугубо социологической "разновидностью" прогностической функции является социальное планирование. Конечно, и здесь много работы для экономистов, плановиков, но есть где "разгуляться" и социологам. Тем более что переход к рыночной экономике не отменяет необходимости социального планирования, интегрирующего в систему новых общественных отношений.

3. Управленческо-преобразовательная функция

Здесь идет речь о следующей группе функций связанных с участием социолога в управленческо - преобразовательных процессах.

Суть управленческой функции заключается в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценки состояния социального объекта служат основанием для выработки и принятия решений. Там, где это имеет место - в масштабах общества, государств, регионов, предприятий, организаций, решения принятые на основании социологического знания становятся более аргументированными, весомыми, их не просто оспорить.

Иногда эти решения носят весьма серьезный характер. Так, с использованием социологического знания, вырабатываются решения по преобразованию нашего общества, а также политической и экономической системы нашего государства. Например, с помощью социологического знания, в реформировании социально-экономической жизни современной Украины выработаны основные направления.

1. Создание в Украине демократического строя, ускорение экономических реформ сосредотачивает усилия на развитии материального производства, на базе социально-ориентированной рыночной экономики. Социально ориентированное государство должно заботиться о благосостоянии не только избранной части населения, а всех членов общества. теоретический политический научный социология

2. Возрождение и развитие гаранта социальной стабильности общества - среднего класса - создание условий для свободной и активной деятельности высококвалифицированных работников промышленного и аграрного секторов

3. С целью предотвращения массовой безработицы есть необходимость разработки долговременной поэтапной программы занятости населения, учитывая региональную специфику в составе трудовых ресурсов и хозяйственной структуры общества. Ошибочно мнение, что безработица на уровне развитых стран Запада будет стимулировать трудовую активность занятых, а также облегчит структурную перестройку народного хозяйства. Но в современных условиях в Украине не хватит средств, чтобы выдержать бремя содержания безработных, а сами безработные, в отличие от западных стран, не выдержат тягот безработицы. Так, исходя из особенностей изменений, происшедших к началу XXI века в общественном развитии, определение социально-экономической модели развития общества должно осуществляться с учетом движения мирового сообщества к новому типу цивилизации - формированию постиндустриальных социально - интегрирующих обществ, строящихся на основе равенства, свободы, справедливости, демократии, объективно растущей взаимозависимости стран и становления целостного мира, в котором взаимодействуют различные общества, используя достижения науки, техники и социального прогресса (Николай Горлач). Прогрессивный вектор социально-экономических преобразований складывается под влиянием магистральных направлений: усиление индивидуальных личностных начал, всемирное развитие прав и свобод личности, в основе которого лежит частная собственность. К сожалению, в свое время социологи были не готовы к "встрече" с этими и многими другими проблемами. Только сейчас начались: поисковые работы, процесс создания методологии исследования социальной напряженности в обществе, на производстве; разработки рекомендаций для структур управления обществом и производством. Таким образом, труд социолога, являясь в основе своей теоретико-познавательным, так или иначе, связан с практической, преобразовательной, управленческой деятельностью. Конечное подтверждение его значимости - практическое воплощение результатов.

Заключение

Современная социология - одно из самых важных достижений человеческого разума, теоретическое отображение политической деятельности, без которой невозможно существование общества. Социология - научный ориентир, приобретающий особое значение в условиях демократизации общества. Именно, в современных условиях судьба каждого зависит от уровня функционирования политических, властных структур, институтов, государственных механизмов, действенности и обоснованности политических решений. В настоящее время социологические знания определяют возможности конструктивных сил, сосредотачиваются на преодолении острого кризиса всей социальной системы. Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии. Социологическое знание является мощным и эффективным инструментом применяемом в социально-политической жизни общества. И находиться этот инструмент должен в умелых и чистых руках. Социологи - носители социологического знания, представители науки социологии в её практическом применении, и их функции вытекают из функций данной науки.

Список использованной литературы

1. Андри Медра "Основы социологии" (учебник для ВУЗов), изд. "NOTA BENE", г. Москва, 2000 г.;

2. Волков Ю.Г., Епифанцев С.Н., Гулиев М.А. "Социология" (учебный курс), изд. "МарТ", г. Москва - Ростов-на-Дону, 2007 г.;

3. Горелов А.А. "Социология" - 2002 г.;

4. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. "Социология" (учебник для ВУЗов), изд. "NOTA BENE", г. Москва, 2000 г.;

5. Капитонов Э.А. "Социология XX века" - 1996 г.;

6. Кравченко А.И. "Социология" (учебник для ВУЗов), изд. "Академический Проект", г. Москва, 2005 г.;

7. Кравченко А.И. "Социология" (учебное пособие), изд. "Деловая книга", г. Екатеринбург, 1998 г.;

8. Лавриненко В.Н. "Социология" (учебник) изд. "ЮНИТИ" г. Москва, 1998 г.;

9. Маршак А.Л. "Социология", изд. "Высшая школа", г. Москва, 2002 г.;

10. Радугин А.А., Радугин К.А. "Социология" - 1995 г.;

11. Томпсон Д.Л., Пристли Д. "Социология", изд. "Инициатива", г. Львов, 1998 г.;

12. Фролов С.С. "Социология" - 1998 г.;

13. Харчева В.Г. "Социология" - 2000 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Функции социологии. Теоретико-познавательная, критическая функция. Описательная функция. Прогностическая функция. Преобразовательная функция. Информационная функция. Мировоззренческая функция. Функции социолога. Современная социология.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2004

    Функции социологии. Теоретико-познавательная, критическая функция. Описательная функция. Прогностическая функция. Преобразовательная функция. Информационная функция. Мировоззренческая функция. Функции социолога.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2002

    Социология как наука. Этапы в жизни Огюста Конта. Теоретико-познавательная, практическая, идейно-воспитательная и прогностическая функции социологии. Роль социологии в современном. Специфика общественных явлений. Структура социальной деятельности.

    реферат , добавлен 03.11.2016

    Структурные элементы социологии, ее теоретико-познавательная, практическая, идейно-воспитательная и прогностическая функции. Проблема соотношения теоретического и эмпирического в научном познании. Роль социологической науки в реформировании общества.

    реферат , добавлен 17.02.2016

    Функции социологии и ее место в системе общественно-гуманитарных наук, теоретическое осмысление противоречивой современного мира. Структура социологического знания и его уровни. Методы социологии, наблюдение, изучение общества и общественного мнения.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Что такое социология. На протяжении полутора веков существовало и существует много различных определений социологии. Главное отличие социологии от предшествующих учений об обществе. Парадигма в социологии. Проблемы социологического изучения общества.

    презентация , добавлен 07.02.2011

    Понятие социологии как прикладной науки, основные проблемы современной социологии, анализ предмета. Характеристика основных задач социологии, рассмотрение методов объяснения социальной действительности. Функции и роль социологии в преобразовании общества.

    контрольная работа , добавлен 27.05.2012

    Предмет социологической науки. Структура социологии. Место социологии в системе современного научного знания. Функции социологии, её роль в преобразовании общества. Социология - относительно молодая наука. Она возникла лишь в первой половине ХIХ века.

    реферат , добавлен 24.11.2005

    Социология и другие общественные науки. Социология и антропология. Взаимосвязь социологии и политической экономией. Взаимосвязь с исторической наукой. Социология и философия. Социология и экономика. Отличие социологии от других общественных наук.

    контрольная работа , добавлен 07.01.2009

    Определение социологии как научного изучения общества. Объект и предмет социологии, ее методы, задачи и основные функции. Демографический, психологический, коллективный и культурологический подходы к анализу общества. Структура социологической теории.

Социология реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, практически-преобразовательную, идеологическую.

Теоретико-познавательная функция социологии проявляется в наиболее полном и конкретном познании социальной реальности. Выполняя эту функцию, социология накапливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества. К теоретико-познавательной функции социологии относится также раскрытие природы социального бытия людей, особенностей их поведения и сознания, духовной деятельности, образа жизни. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, групп или объединений, обеспечить эффективное социальное управление невозможно.

Критическая функция социологии заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой – то, что требует радикальных преобразований. Исследуя процессы социальной дезорганизации, социология ставит им своеобразный социальный диагноз и дает рекомендации для восстановления социального здоровья общества.

Описательная функция социологии заключается в систематизации, описании полученного исследователями материала в виде различных аналитических записок, научных отчетов, статей, книг. Они должны отражать реальные характеристики изучаемого социального объекта. Естественно, данная работа предполагает высокий уровень профессиональной этики ученого, потому что на основе полученных материалов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы послужат точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений исследователей.

Прогностическая функция социологии – составление научных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни общества. Такие прогнозы носят долговременный или текущий характер. Особенно большое значение они имеют в переходный период развития общества. И здесь социология способна:

определить, каков диапазон возможностей, открывающихся перед участниками событий;

представить альтернативные сценарии вероятных процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

Практически-преобразовательная функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирических и теоретических исследований разрабатывать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности механизмов социального управления. Эти рекомендации могут быть использованы как для социального планирования жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов, так и для совершенствования экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов. Роль этой функции социологии постоянно возрастает, ибо усложнение современного общества требует более целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Идеологическая функция социологии связана с тем, что социологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных социальных групп, политических партий и движений. Выбор темы исследования, разработка проблемы, интерпретация полученных результатов нередко определяются социально-политической позицией социолога и зависят от его ценностных ориентации и политических интересов. По мнению ряда ведущих социологов, социологическая наука должна быть идеологически нейтральна. Поэтому задача социолога – не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ общественных явлений и процессов.