Французская начальная школа — чему учат детей? Система образования во франции


Оригинал взят у alanol09 в Школа во Франции. Особенности.

Образовательный процесс разделен во Франции на несколько циклов:
1. Ecole maternelle (аналог детского сада) с 3 до 5 лет;
2. Ecole primaire (начальные классы) с 6 до 10 лет;
3. College (колледж - средние классы) с 11 до 14 лет;
4. Lycée (лицей - старшие классы) с 15 до 17 лет.

Основные принципы французской системы образования были заложены еще в конце 19 века. Образование во Франции является бесплатным и обязательным для всех детей с 6 до 17 лет. Так, когда мы переезжали из России и подавали документы на визу, одним из обязательных требований было предъявить запись ребенка в школу, если он старше 6 лет. Образовательная система является централизованной, государство разрабатывает и утверждает все школьные программы, организует экзамены, утверждает план каникул и школьного расписания. Во Франции существуют три типа школ: государственные (бесплатные школы), католические (частные школы, находящиеся на частичном государственном субсидировании) и частные школы. Католические и частные школы являются платными, но первые активно поддерживаются государством, поэтому обучение в них стоит в разы дешевле, чем в обыкновенных частных школах. Так, если месяц обучения в католической школе стоит 60-80 евро, то обучение в частном заведении обойдется примерно в 10 раз дороже.

Организация учебной недели во Франции отличается от привычной для нас пятидневки. В течение многих лет среда во французских школах была выходным днем, как суббота и воскресенье, а учебный день продолжался с 8:30 до 16:30. С одной стороны, такая организация учебного процесса является очень щадящей для ребенка, но с другой - абсолютно негуманной по отношению к работающим родителям, которые вынуждены прибегать к услугам нянь или специализированных центров, чтобы пристроить ребенка в этот выходной среди рабочей недели. Но в 2014 году во Франции ввели новый режим обучения, согласно которому среда стала учебным днем. Учебная неделя длится теперь 5 дней, при этом общее количество учебных часов осталось прежним, уроки проходят с 8.30 до 15.45 по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам, а в среду - до обеда. Следует отметить, что среда стала обязательным учебным днем только в публичных (государственных школах). Католические и частные французские школы все еще имеют возможность выбора и зачастую оставляют среду выходным днем.

Для работающих семей во Франции существует система продленки. Школа открывается с 7.30, а после окончания учебного дня ребенка можно оставить в школе до 18.30 - таким образом, работающие родители успевают отвезти ребенка в школу до начала рабочего дня и забрать его после. Отпадает необходимость в нянях - удобно, правда? После окончания учебного дня, дети переходят под ответственность сотрудников отдела мэрии, которые с детьми занимаются, гуляют, рисуют или выполняют домашние задания и т.п.

Учебный день во французских школах кажется длинным. Но не стоит думать, что жизнь французского школьника так уж тяжела. Действительно, дети во Франции проводят большую часть дня в школе. Но, во-первых, стоит отметить, что большая перемена, во время которой дети обедают, во французских школах длится 2 часа! Остальные перемены - обычно по 30 минут. А, во-вторых, во Франции законодательно запрещены письменные домашние задания! Поэтому, как правило, вечерние приготовления к следующему школьному дню занимают 15-20 минут. Конечно, не все учителя согласны с проведенными во Франции исследованиями, согласно которым выполнение домашнего задания никак не влияет на усвоение учебного материала, и задают не только устно повторить изученный материал, почитать или выучить стихотворение, но и письменные упражнения. Но это скорее рекомендации, необязательные к выполнению.

Еще одной особенностью является ежегодная смена учителей и классов - параллельные классы перемешивают. Говорят, что это делается для того, чтобы не было «группировок» и любимчиков, ну и как мне ответила одна французская мама на мои слова «жаль, что учителя меняют, нам наша так нравится!» - «а представляете, если бы не нравилась - и так несколько лет?» - типично французская логика!


1. С учителем можно спорить. Конечно, переходить на личности никто ученику не позволит, но если ученик считает, что учитель не прав или же несправедлив по отношению к учащимся, то можно смело высказаться и не бояться быть впоследствии затравленным. Но у каждого правила всегда есть исключения.

2. Более того, ученики могут поменять учителя! Если весь класс недоволен методикой преподавания, то дети могут написать петицию директору с просьбой заменить учителя. И его заменят. И, что самое важное, без последствий.

3. П оведение влияет на оценки. Если при сдаче БАКа (аналога нашего ЕГЭ) выходит так, что оценка стоит на перепутье, то комиссия тщательно изучает досье и, в зависимости от его содержимого, может прибавить несколько сотых к оценке. При поступлении в университет у лицеиста также просят табель о поведении во время двух последних лет учебы.

4. Вас не могут исключить из последнего класса. Экзамены у французов растянуты на два года, поэтому учеников последнего класса лицей исключить не может даже в случае постоянных прогулов, хамства и прочих гадостей (во всяком случае, для этого нужно очень хорошо постараться). Казалось бы, жизнь - малина! Но вспоминая предыдущий пункт, мы понимаем, как хитро французы расставили силки.

5. Ученика, пойманного при попытке списать на БАКе, отстраняют от сдачи экзаменов на 5 лет. Со списыванием у французов вообще очень строго. Если учитель заметил, что учащийся пользуется телефоном во время урока, то средство связи конфискуют минимум на 24 часа (!). Забрать могут только родители.

6. Во Франции действительно запрещено задавать домашнее задание. Всё объясняется плотным школьным расписанием и толерантностью к далеко живущим ученикам. На самом деле домашнее задание есть, но редко когда оно бывает объемным, чаще всего это 1-3 упражнения, заданные на неделю вперед.

7. Ответ не всегда красивый. В математике мы привыкли получать в ответе красивое число: 1, 0 или же аккуратную дробь. В обратном случае большая часть учеников остановится и перепроверит всё еще раз, так как "быть такого не может". Французы же при составлении учебников вовсе не задумываются об ответах - выйти может что угодно. Даже 4,13679.

8. Перемен в школе нет. В день есть две большие перемены по 15 минут - в 10 и в 15 часов. А так между уроками официально прописаны лишь пять минут отдыха, которые, по сути дела, тратятся на переход от кабинета к кабинету.

9. Длинный учебный день. Как бы страшно это не звучало, но в старших классах дети нередко учатся с 8 до 18 с единственным часовым перерывом на обед да теми небольшими перерывами-пятиминутками между уроками.

10. 30 минут до школы - невыразимая даль. Нам это покажется смешным - многие возят своих детей в школу и по три, и по четыре часа кряду в один конец. Для французов это покажется нелепым и ужасным. Семьи, живущие в 30 минутах езды от школы, чаще всего записывают своих детей в интернат, так как ездить далеко и долго.

Мы по привычке ругаем нашу систему среднего образования за ее консерватизм и неповоротливость. Однако на европейском континенте есть страна с не меньшими проблемами в этой области. И эта страна - Франция. Основы современного школьного образования Четвертой республики были заложены в далеком 1963 году Кристианом Фуше, который был тогда министром образования. Именно в это время было принято решение о том, что французская молодежь должна получать обязательное общее неполное образование. Затем они были вольны выбирать между получением полного среднего образования в лицеях, чтобы затем поступать в высшие учебные заведения (напрямую в университет или после годичных подготовительных курсов в высшие школы), обучением в профессиональных училищах и работой.

Структура системы образования Франции

Дальнейшее образование

Начальная школа

Средняя школа (college)

Старшая школа (lycee)

Высшая школа

Университет

С тех пор мало что изменилось. Обучение в начальных школах Франции начинается в шестилетнем возрасте и продолжается пять лет. Первый класс начальной школы называется подготовительным, второй и третий — элементарными, четвертый и пятый — средними. Обучение в начальной школе является бесплатным для всех граждан Франции.

Обязательное образование во Франции продолжается в средней школе (college), куда выпускники начальной школы поступают в 11-летнем возрасте. Курс средней школы рассчитан на четыре года, а классы коллежа нумеруются в обратном порядке — с шестого по третий. Курс шестого класса является адаптационным (преподаются математика, французский язык, история и другие общеобразовательные дисциплины), пятого и четвертого классов — центральным (вводятся физика, химия, латынь и второй иностранный язык), а третьего класса — ориентационным (начинается преподавание специальных предметов, углубленное изучение которых будет продолжено в старшей школе).

В 15-летнем возрасте учащиеся коллежей переходят в старшую школу, или лицей (lycee). Курс лицея рассчитан на три года, а классы называются второй, первый и выпускной (terminale). Обучение в старшей школе носит специализированный характер. Лицеи во Франции делятся на профессиональные (lycee professionnel), центры подготовки подмастерий (CFA), общеобразовательные (general) и технологические (technologique). Право поступать в университеты дают два последних типа лицеев. Общеобразовательные лицеи подразделяются на социально-экономические (BAC-ES), естественнонаучные (BAC-S) и филологические (BAC-L), а технологические лицеи — на научно-промышленные (STI), сервисные (STT), лабораторно-исследовательские (STL) и медико-социальные (SMS).

По итогам обучения в старшей школе ее выпускникам присваивается степень бакалавра (baccalaureat, сокращенно BAC). Выпускникам, не сдавшим после двух попыток экзаменов на степень бакалавра выдается свидетельство об окончании средней школы, которое не дает возможности поступать в университет. Степень бакалавра воспринимается во Франции как первая ступень высшего образования и соответствует российскому понятию «неполное высшее образование». Поэтому старшая школа занимает промежуточное положение между средним и высшим образованием.

Принятой системой образования предполагалось, что французские школьники будут посещать среднее учебное заведение по месту жительства, что позволит смешивать детей из различных социальных групп и не допустить сегрегации по национальному признаку, а также занимаемой родителями должности. Однако на деле коренные французы стали покидать кварталы, активно заселяемые выходцами из освободившегося от колониальной зависимости Магриба. Поэтому школы определенных районов начали терять преподавателей, а вместе с ними и более талантливых учеников. Соответственно престиж определенных государственных школ падал, а других возрастал.

Французская общественность пытается сейчас исправить сложившуюся ситуацию, но эта комплексная проблема застарела и требует значительного времени и прежде всего средств. Дети же имеют тенденцию ежегодно расти, и родители не могут ждать разрешения вопроса. Теоретически можно возить детей на учебу из одного округа в другой, но на практике школы берут детей из близлежащих семей, а для тех, кто не входит в этот радиус, существую огромные очереди. Например, по данным газеты «Экспресс» только по Парижу с просьбой о месте в лицее, не находящемся на территории проживания, поступает до 1700 заявлений. Из них удовлетворяется лишь 250 прошений. «Нувель Обсерватер» также приводит сведения о том, что намерение сменить учебное заведение высказали почти две тысячи школьников из 14000 кандидатов на поступление во второй, называемый также подготовительный, класс лицеев департамента Буш-дю-Рон. Просьбу удовлетворили лишь у четверти желающих.

В исключительном положении находятся лишь дети лицейских преподавателей. Они могут учиться в том же самом учебном заведении, где работают их мать или отец, официально.

Что остается делать другим родителям? По мере взросления своих чад они вынуждены арендовать жилье или покупать недвижимость в районах, где расположены хорошие школы. Иначе не сдать выпускной экзамен (бак) и, следовательно, не получить высшего образования.

В качестве лазейки для поступления в выбранную школу также может быть использована конъюнктура заполнения мест по той или иной узкой специализации. Например, изучению редких языков, таких как китайский, японский или тот же русский.

Чтобы избежать такой головной боли, все большее количество состоятельных французов предпочитают отдать своего ребенка в негосударственный сектор среднего образования.

Чем же отличается хорошая школа от других средних учебных заведений. По мнению издания «Нувель Обсерватер», их отличает высокий процент выпускников, успешно сдавших бак, а также процент поступивших в подготовительный класс старшей школы и успешно доучившихся три года до сдачи выпускных экзаменов. Подобные данные для создания рейтинга лучших средних школ Франции 2006 года газета черпает из такого открытого источника, как министерство образования Франции.

При выборе средней школы во Франции стоит учитывать, что иностранцы могут поступить в госшколу только при условии того, что администрация школы возьмет на себя функцию формального опекуна. Опекуном также может выступить сторонняя организация, зарегистрированная на территории Франции и имеющая со школой официальный договор. Поэтому в сводную таблицу госшколы не включены. Для нее путем анализа данных по свыше чем 150 частным школам, были отобраны те из них, что имеют пансион, на котором смогут проживать иностранные ученики. А для более подробного описания взяты школы, представляющие различные регионы Франции.

Название школы

% сдавших бак

% успешно доучив шихся три года до сдачи бак

Специал изация по самым высоким оценкам

# канди датов, сдавав ших бак

Lycee Lacordaire

Общего образования

Естествен ные науки

Экс-ан-Прованс

Lycee De La Nativite

Общего образования

Естествен ные науки

Естествен ные науки

Компьень

Lycee Notre-Dame-De-La-Tilloye

Общего образования

Lycee De La Providence

Естествен ные науки

Lycee De La Sainte-Famille

Общего образования

Естествен ные науки

Lycee Montalembert

Общего образования

Естествен ные науки

Lycee St-Joseph-De-Tivoli

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Естествен ные науки

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Естествен ные науки

Вильнев-сюр-Лот

Lycee Ste-Catherine

Общего образования

Естествен ные науки

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Технологии

Лестель-Бетаррам

Lycee Notre-Dame-De-Betharram

Общего образования

Естествен ные науки

Лепи -ан-Велен

Lycee Notre-Dame-De-France

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Естествен ные науки

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Технологии

Общего и технологического образования с преобладание технологического

Естествен ные науки

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Естествен ные науки

Institution Des Chartreux

Общего образования

Естествен ные науки

Lycee Beausejour

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Технологии

Lycee Emmanuel-D’alzon

Общего и технологического образования с преобладание технологического

Естествен ные науки

Монпелье

Lycee Notre-Dame-De-La-Merci

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Естествен ные науки

Lycee La Perverie-Sacre-Coeur

Общего образования

Естествен ные науки

Lycee Du Sacre-Coeur

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Технологии

Общего образования

Естествен ные науки

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Естествен ные науки

Lycee Des Francs-Bourgeois

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Социаль но-экономи ческие науки

Общего образования

Естествен ные науки

Lycee Notre-Dame-De-Sion

Общего образования

Социаль но-экономи ческие науки

Общего образования

Естествен ные науки

Lycee Du Sacre-Coeur

Общего образования

Естествен ные науки

Общего и технологического образования с преобладание технологического

Естествен ные науки

Современное школьное образование Франции – вещь обязательная. Никаких «хочу», «не хочу» - все дети с шести до шестнадцати лет должны ходить в школу! Французская система школьного образования состоит из двенадцати классов и построена так, что ученики, как по пьедесталу почета, взбираются от одиннадцатого класса к первому. А после первого класса – финальный выпускной класс красиво завершает поход за знаниями. Стандарты школьного образования во Франции являются неизменными вот уже почти сто пятьдесят лет, главные их принципы:

- Образование обязательное . Данным пунктом гарантируется доступ к образованию детям из неблагополучных и проблемных семей. Независимо от взглядов родителей ребенок получит школьное образование, ибо родители обязаны ему его обеспечить.

- Образование светское . То есть религиозная составляющая полностью исключена из школьных программ. Тем самым, дети из семей различных религиозных конфессий находятся в одинаковых условиях. Если родители желают дать своему чаду религиозное образование, они могут записать его в воскресные школы при церквях или синагогах.

- Образование совместное . Дети обоих полов учатся в одних классах, по одним школьным программам. Никаких исключений для лиц, чьи религиозные или политические взгляды не совпадают с этим принципом, не предусмотрено. Школьное образование во Франции построено по принципу гендерной равности.

Эти принципы ярко выражают суть школьного образования Франции – равенство. Каждый ребенок, независимо от пола, религии, финансового состояния и различных взглядов своих родителей имеет право получить и в обязательном порядке получит базовое образование. При этом малейшая дискриминация по каким-либо признакам полностью исключена. Дети разных национальностей, вероисповеданий, рас, полов приобретают в школе одинаковые знания и имеют равные права.

Школьное образование Франции: путешествие во взрослую жизнь

В целом, французское школьное образование занимает тринадцать лет. Первые два класса относятся к необязательному дошкольному образованию, но они являются весьма важными для подготовки к «большой школе», поэтому практически никто из родителей не игнорирует данный этап.

По своей структуре заметно отличается от привычной школы в понимании жителей постсоветского пространства. Образование детей школьного возраста разделено на несколько ступеней, каждая из которых является самостоятельной единицей.

Уровни школьного образования

1. Материнская школа или дошкольное образование – до шести лет (не является обязательным)

2. Начальная школа – с шести до одиннадцати лет

3. Первый цикл средней школы – колледж

4. Второй цикл средней школы – лицей

Начальное школьное образование Франции состоит из пяти классов и имеет общую программу, без разделения по уровню знаний и уклона в ту или иную специализацию (гуманитарная, математическая). Дети изучают французский язык, математику, познают мир, художественно развиваются, учатся жить вместе – предметы именно этой направленности входят в начальное школьное образование. Поскольку отсчет классов идет в обратном направлении, программы школьного образования начальной школы поделены на следующие курсы:

1) 11-й класс – подготовительный

2) 10-й класс – начальный, первый год

3) 9-й класс – начальный, второй год

4) 8-й класс – средний, первый год

5) 7-й класс – средний, второй год

Домашние задания в начальной школе на официальном уровне под запретом, но на практике этот запрет не соблюдается. По окончанию первых пяти классов дети сдают свой первый в жизни экзамен и получают сертификат об окончании начальной школы.

Среднее школьное образование во Франции: колледж

В одиннадцать лет юные французы переходят на следующую ступень своей жизни – они поступают в колледж. Колледж относится к первой из двух частей, на которые разделено среднее школьное образование во Франции. Включает в себя четыре класса, с шестого по третий. И хотя окончание начальной школы завершается сдачей экзамена, в колледж принимают всех детей, независимо от результатов тестирования. Более того, в связи с тем, что колледж входит в систему школьного образования, он является обязательным для посещения всеми детьми соответствующего возраста.

1) 6-й класс – адаптация. Общая программа без специализации, вводится изучение иностранного языка.

2) 5-й класс – первая часть центрального цикла колледжа. Начинается подготовка к выбору специализации. В учебную программу добавляются предметы «химия» и «физика».

3) 4-й класс – вторая часть центрального цикла. Начиная с этого класса в программу входит второй иностранный язык как обязательный к изучению и латынь в качестве факультатива.

4) 3-й класс – профессиональная ориентация. В четырнадцать лет школьное образование Франции предоставляет подросткам сделать выбор, по какому из трех направлений они будут продолжать свое обучение: общее, техническое, профессиональное. Для желающих предоставляется возможность изучить древнегреческий язык или модульный пакет «Профессиональная жизнь. Введение».

Как и после первой ступени школьного образования, окончание колледжа сопровождается сдачей государственного экзамена и выдачей национального сертификата.

Но этим обязательное школьное образование не заканчивается. Окончательный вердикт о том, где ученик продолжит школьное образование, принимает совет класса, но на основании консультаций со школьником и его родителями. А если по какой-то причине принятое решение не устраивает сторону ученика, родители имеют право такое постановление оспорить.

Среднее школьное образование во Франции: лицей

Закончив колледж, по итогам его окончания подростки продолжают обучение по одному из таких направлений:

 2-й класс общего лицея

 2-й класс технологического лицея

 Профессиональный лицей, окончание которого дает молодому человеку профессию и сертификат о профпригодности.

Профессиональный лицей в половине случаев является точкой в общем образовании молодого француза, который заканчивает свое школьное образование именно этим учебным заведением. Профессиональные лицеи имеют укороченную программу из двух курсов. Молодые люди получают рабочую профессию и имеют право завершить свое обучение. Диплом профессионального лицея не дает право на поступление в университет. Чтобы получить доступ к экзамену на бакалавра, нужно пройти дополнительный подготовительный класс.

Целью же общеобразовательных и технологических лицеев является именно подготовка к экзамену на статус бакалавра. Цикл обучения в них – три года:

2-й класс – по традиции, нейтральный

1-й класс – с углубленной специализацией. Программа очень обширная, школьники выбирают те предметы, которые соответствуют их личным способностям и/или интересам. В конце первого класса сдается обязательный тест по французскому языку, результаты которого будут учтены через год, во время экзамена на степень бакалавра.

Выпускной класс – заканчивает школьное образование во Франции. Главная его цель – подготовить учащихся к сдаче экзамена бакалавра.

Во Франции нет аттестатов о среднем образовании единого образца. В зависимости от специализации, выпускники общеобразовательных лицеев получают аттестаты одного из трех видов:

 Литературной ориентации

 Ориентации на естественные науки

 Экономической ориентации

Кроме того, аттестаты со специализацией на естественных науках, разделены на специализации более узкой направленности:

Сфера услуг

Промышленные технологии

Медико-социальная

Лабораторные технологии

Лицеи технологические готовят технологических бакалавров и дают право на продолжение обучения по той специальности, к которой и готовил технологический лицей. Такое обучение подходит тем молодым людям, которые уже в четырнадцать лет четко определились насчет своей будущей профессии.

В целом же, школьное образование во Франции имеет довольно сложную структуру, но направлено на раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка.

Школьное образование во Франции: регламент

Учебный год французских школьников начинается в сентябре, но конкретную дату начала занятий каждая школа определяет самостоятельно. От этого будет зависеть, когда уходить на летние каникулы, которые во Франции длятся не три, а два месяца и начинаются в июле. Конкретной даты тоже нет, все определяется сроками начала занятий в сентябре.

Выходными днями в школах Франции являются воскресенье и среда. Почему выходной именно среда? Это связано со старой традицией французов посвящать среду религиозному воспитанию своих отпрысков. Традиция утрачена, а выходной остался.

Начальное школьное образование включает в себя 24 учебных часа в неделю и разбито на два дневных блока по три часа: с 9:00 по 12:00 и с 14:00 по 17:00. В средней школе 27 учебных часов, есть еще и субботний утренний блок, но многие школы все чаще отказываются от него, распределив субботние часы на четыре оставшихся учебных дня. Во время обеденного перерыва дети могут сходить домой или поиграть на школьной площадке и покушать в школьной столовой.

Кроме государственных, во Франции имеется большое количество частных школ. Примерно 17% от общего количества учащихся обучаются в частных учебных заведениях, программа в которых может быть сходна с муниципальными школами, но может быть и разработана собственная. Государственное школьное образование во Франции является бесплатным, учебники тоже оплачиваются из бюджета страны. Но канцелярские принадлежности родители обязаны покупать самостоятельно, также в их обязанности входит оплата школьных экскурсий.

В этом «О!» убедился благодаря рассказам родителей со всего мира. Сегодня мы отправляемся во Францию, чтобы узнать, как устроены детские садики и школы в этой стране.

Меня зовут Катя, у меня трое детей: старшей Нине 12, а близнецам Егору и Зосиме скоро 6 лет. Мы живем во Франции.

Что такое «родительские ясли»

Мои дети учатся в обычной государственной школе, которая состоит из нескольких ступеней. Государство во Франции обеспечивает детям школьное образование, начиная с 3 лет. До этого, если очень повезет, можно попасть в обычные ясли, куда берут детей с месячного возраста. Яслей много, но они все переполнены, в них надо записываться с 12 недель беременности и раз в неделю звонить директору и объяснять, почему ясли нужны именно тебе (не с кем оставить ребенка, работа далеко от дома, по обстоятельствам).

Обычные ясли хороши тем, что плата в них зависит от дохода семьи, поэтому это по карману всем. Помимо обычных яслей, есть вариант «родительских яслей», то есть заведения, созданного и управляемого кооперативом родителей. В такие ясли ходила моя старшая дочь. Конкретно это значит, что у каждой семьи есть свои обязанности. Кто-то директор, кто-то казначей, кто-то ответственный за закупки продовольствия, за персонал, за организацию праздников, за починку инвентаря. Помимо обязанностей, каждая семья раз в неделю по полдня помогает воспитательницам.

Раз в месяц родители посещают собрание, где каждый докладывает, как обстоят дела в его зоне ответственности. У нас собрания были довольно приятными посиделками с бутылкой вина, только заканчивались часто за полночь, и для меня раз в месяц это было очень тяжело. Но для коммуникативных людей со свободным графиком работы и для тех, кто хочет обжиться и познакомиться с людьми в чужой стране — это вполне хороший вариант. Начиная с 3 лет, государство обязано обеспечить место в «материнской школе» (так во Франции называют детский сад) каждому ребенку. В детский сад ходить вовсе не обязательно, но если записался — придется делать это регулярно.

Как устроена школа

Обязательная школа во Франции начинается с 6 лет — это подготовительный класс, первый и второй начальные классы, первый и второй средние классы. Затем дети получают неполное четырехлетнее среднее образование — колледж и еще три года лицея. А заканчивается все это экзаменом на степень бакалавра, с которого, кстати, скопировали ЕГЭ. Учебный год начинается в первых числах сентября и заканчивается в первых числах июля. Летние каникулы длятся два месяца, июль и август. Есть ноябрьские, рождественские, зимние (февральские) и пасхальные каникулы, каждые по две недели. В общей сложности получаются те же 4 месяца каникул, что и в России, но распределены они, по-моему, более удачно.

Как проходит день в школе

В начальной школе учебный день начинается в 8:30 или в 9:00. Если родители работают с раннего утра, детей часто можно привести с 7 утра в особую группу. Основные занятия заканчиваются в 16:30 или раньше, но дальше можно оставить ребенка на продленку до 18:30. Начиная со средней школы, первый урок начинается в 8 утра, но он бывает не каждый день. В некоторые дни ребенок может идти в школу к 9 или даже к 10 часам. Заканчиваются занятия в 16−17 часов.

В обычном классе может быть до 30 человек. Но во Франции есть такое понятие как «зона преимущественного образования», так называемый ЗЕП. В школах, относящихся к зоне, учатся в основном дети из неимущих семей, эмигрантов, которым учеба дается гораздо тяжелее. В ЗЕПах в классе не может быть больше 26 учеников.

В начальной школе дети начинают с занятий, затем у них довольно большая перемена (около часа), в которую они , если нет дождя, затем обед и после него еще час или два занятий. В первый год детского сада дети обязательно спят днем после обеда, второй год могут спать по желанию, на матрасиках или на подушке, принесенной из дома. На третий год это просто час чтения книги, тихого разговора. В начальной школе у детей один раз в неделю бассейн и еще один раз — занятия спортом на стадионе.

В средней школе, как и в России, есть школьное расписание, разные предметы и учителя. Предметов в целом меньше, так как — это один предмет, как и история-география, и так до конца школы. Нет отдельного предмета «литература», есть только «французский язык», на котором изучают и литературу, и язык, что довольно плачевно, учитывая уровень грамотности молодежи.

В расписании в средней школе могут быть «дыры», в которые дети либо идут в библиотеку, либо в специально отведенный для этого класс, где под надзором куратора можно сделать домашнее задание или задание, оставленное учителем, который по какой-либо причине пропускает занятие. В этот класс ученика могут отправить также, если он опоздал на урок или в качестве наказания за плохое поведение.

Что в школе на обед

В материнских и начальных школах предусмотрено двухразовое питание — обед и полдник, стоимость которого зависит от доходов семьи, остальное доплачивает государство. Но дети не обязаны питаться в школе: многих родители забирают на обед домой и приводят затем обратно. То же с полдником: многие уходят домой до него. На обед бывает закуска, основное блюдо и десерт, но редко где все это готовится на месте, в основном только разогревается, поэтому и качество не слишком высокое. Полдник в школе — это фрукт/сок+булочка/хлеб с вареньем+йогурт/молоко. При этом школы пытаются регулярно добавлять в меню экологически чистые продукты. Обычно на дверях школы вывешивают меню на неделю или на месяц. Мои дети питаются в школе, и я считаю, что это хороший способ приучить их есть то, что дают, а не только джентльменский набор из пюре, сосисок и шоколадной пасты. У старшей дочери, которая учится в колледже, еда готовится на месте, есть возможность выбрать из нескольких блюд. Она может также пойти пообедать в город.

Как проходит адаптация

В яслях адаптация растягивается на неделю. Первый день приходишь на час и остаешься с ребенком в группе. Второй день оставляешь ребенка в группе одного, но тоже на один час. Третий день оставляешь на полдня, но без обеда, и так далее.

В школе в первый день младшая группа приходит на час позже остальных и проводит там полтора часа, за это время им объясняют, как что работает и кто есть кто. В колледже в первый день ученикам тоже просто рассказывают, что, где и как. Как и в России, у каждого класса есть классный руководитель, он встречает детей в первый день. Для моей дочери первый день в колледже был сплошным кошмаром: классная руководительница миссис Гейнор, чистокровная ирландка, в течение 5 часов вещала им что-то по-английски, и Нина не понимала ни слова… Она вылетела из колледжа пулей и сказала, что в этот класс не вернется никогда.

Поговорили с директором, решили попробовать недельку, потом еще, потом остались. Классная оказалась просто замечательная, поддерживала каждый Нинин шаг, каждый успех. Когда Нина в первый раз выступала в классе со спичем (надо было рассказать про ), миссис Гейнор подняла весь класс, и они ей устроили овацию. Хотя это, наверное, уже не французские, а ирландские школьные традиции.

Про домашнее задание

По идее, вплоть до средней школы никаких домашних заданий у ребенка быть не должно. На практике это не так — уже с подготовительного класса ребенка могут просить написать страницу прописи, выучить стишок. Опять же, по идее, все задания дети должны делать сами. Я помню, в подготовительном классе, в котором дети учатся читать, учительница говорила на собрании: «Не волнуйтесь, все дети в этом году, и совершенно без всяких усилий с вашей стороны. Кто-то в ноябре, кто-то в марте, кто-то к лету. Но все обязательно научатся». И научились, как ни странно. Моя старшая дочь самостоятельная, и я в общем никогда ей ни в чем не помогала (кроме первого месяца в английском классе). Но я знаю, что, как и в России, есть родители, которые проводят с детьми целые вечера за уроками.

В чем главное отличие

В отличие от России, общая атмосфера гораздо более теплая, и это приятно. На входе в школу детей встречает директор и со всеми здоровается по имени. Такое впечатление, что к каждому ребенку более личностный, персональный подход. Родители тоже друг с другом здороваются, даже если не знакомы, поэтому и знакомство завязать несложно. Дети чаще и раньше начинают ходить друг к другу в гости, в том числе с ночевкой, чуть ли не с детского сада. Родители оказывают друг другу небольшие услуги — забрать ребенка из школы, если один задержался на работе, взять его домой и покормить, если в школе забастовка и нет обеда. Вообще дети здесь гораздо чаще любят школу и ходят в нее с удовольствием. Здорово, что есть занятия бассейном, есть большая перемена до обеда, когда дети могут побегать на улице.

Образование во Франции направлено не на то, чтобы наполнить ребенка теоретическими знаниями, а скорее на то, чтобы научить его ориентироваться в окружающем мире. Это особенно заметно в начальной школе, где не только счет, чтение, письмо, но и знакомство с географией, историей, социологией, биологией, физикой и химией. Причем это не абстрактные знания, а очень конкретные.

С младшей группы детского сада детей учат писать и узнавать свое имя, учат гигиене, правильному питанию, утилизации отходов, учат социальному поведению, учат говорить и рассказывать, слушать других. Даже малыши знают, что девочка от мальчика отличается не длиной волос и не платьем, что меня поразило в свое время. В самых младших классах на географии дети рисуют план своего квартала, им рассказывают о поведении на улице, как вести себя в экстренной ситуации, о том, как устроено общество и государство. На всех уроках детям постарше дают примеры из жизни — отрывки из газет, бюллетени, графики, статистические планы и так далее.

Здесь вообще в культуре нет такого зацикливания на ребенке, как в России или в США, и мне кажется, это правильно. Утром дети идут в школу, родители на работу, все заняты своими делами. Вечером все с работы переключаются на общение, на игры, совместные приятные занятия. Я вспоминаю с ужасом тот год, который мы провели в России. Нина возвращалась из школы в час дня, ей надо было приготовить обед. Таким образом, утром я могла поработать всего пару часов. Потом она ныла и слонялась по квартире, пока я пыталась срочно закончить работу, на 100% ощущая себя дурной матерью, которая даже погулять ребенка опять не вывела.

Не хватает энциклопедических знаний

Мне не хватает энциклопедичности гуманитарных знаний, которая есть в нашей школе. У нас в ребенка загружают определенный пакет знаний: «культурный багаж». Можно спорить о том, насколько он полон и насколько в него входит именно то, что необходимо знать культурному человеку, но он есть. Во Франции ребенка учат, как найти и узнать то, что ему нужно, но никакого обязательного пакета нет. Его учат анализировать историческое событие, работать с источниками и контекстом, видеть не только большую историю (короли+войны), но и малую (чем люди питались, как жили), но они не изучают историю линейно, от Адама до Потсдама, как мы, и чаще не имеют никакого представления о том, что было до Французской революции. Детей учат анализировать литературное произведение, и это страшно интересно, но нет такого набора произведений, которые они должны прочитать. И поскольку всем детям сейчас все труднее читать классику и толстые книги, во Франции дети в школе совсем не проходят многих важных для французской литературы писателей, а читают то, что полегче и покороче. Мы пытаемся заставить дочку читать сложные книги, но это очень непросто! Как бы мне хотелось бы скрестить опыт Франции и России в этой области и найти золотую середину.

Текст: Катя Пичугина

Фото: Bosnian/Photographee.eu/Pressmaster/Africa Studio/Jack Frog/PR Image Factory/Shutterstock.com