Формы социальной стратификации по сорокину. Теории социальной стратификации. Признаки класса, выделяемые в марксизме

Тема:Суть теории стратификации Питерима Сорокина

Введение

П.А.Сорокин – крупный социолог ХХ века, внесший огромный вклад в развитие, как русской, так и американской социологии. Его работы содержат ценный материал, лежащий в основе современной науки об обществе.

Предметом моего внимания стали взгляды П.А.Сорокина о структуре общества.

Элементы общества

Первым необходимым элементом социальной деятель­ности явля­ются живые человеческие индивиды–субъекты дея­тельности, с ко­торыми связаны её пусковые и регуляторные ме­ханизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный “микрокосмос”, он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием.

Вторым элементом является объект социальной дея­тельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

Вещи, “орудия” с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С по­мощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её веще­ственно–энергетической переделки, целенаправлен­ного преобразования.

Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению ре­альности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность.

Теория социальной стратификации

“Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге”, выражается в существовании высших и низших слоев, неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, Власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Так или примерно так мыслил социальную стра­тификацию П. Сорокин - человек, первым в мире давший полное теоретиче­ское объяснение данного явле­ния, причем подтвердивший свою теорию с помощью ог­ромно­го, простирающегося на всю человеческую историю, эмпири­ческого ма­териала.

Существует многочисленные формы стратификации, но стоит выделить 3 основные:

- Экономическая

- Политическая

- Профессиональная

Разумеется, все они тесно переплетены и взаимосвязаны.

Экономическая стратификация

Говоря об экономическом статусе группы, следует выделить 2 основных типа изменений. Первый относится к экономическому падению или подъему группы; второй – к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы. Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом; второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении – уменьшении высоты экономической пирамиды.

Политическая стратификация

Политическая стратификация отличается универсальностью и постоянством, но это не означает, что она всегда и везде была идентичной.

Высота пирамиды политической стратификации изменяется о страны к стране, от одного периода к другому.

Профессиональная стратификация

Ее существование вытекает из двух основных групп фактов. Необходимо отметить, что определенные классы профессий всегда составляли верхушку социального слоя, в то время как другие профессиональные группы всегда находились в низах стратификации. Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, как бы накладываются друг на друга. Кроме этого феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы.

Теория социальной мобильности

Нетрудно найти несколько индивидов, принадлежащих к одним и тем же социальным группам (например, все они могут быть православными, демократами, занятыми в торговле и т.д.), и, тем не менее, по «вертикали» их социальное положение может быть совершенно различным.

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск.

С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается социальная дистанция, количество слоев, проходимых индивидом в его восходящем или нисходящим периоде за определенный промежуток времени.

Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили, свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.

Поскольку вертикальная мобильность присутствует в любом обществе и между слоями должны существовать некие лифты и лестницы, то я считаю важным показать эти каналы социальной циркуляции.

Функции социальной циркуляции выполняют различные институты, каналы социальной мобильности. Их много, но я бы хотела рассмотреть важнейшие из них: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Питирим Александрович Сорокин (1889- 1968) - русско-американский ученый, родившийся в Вологод­ской губернии и умерший в Винчестере (США), счита­ется крупнейшим социологом нашего столетия. Его книга «Социальная и культурная динамика» - беспре­цедентный по объему научный труд, превзошедший «Капитал» К. Маркса. Другая его книга «Социальная мобильность» признана мировой классикой.

П.Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т. е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отно­шениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положе­ние любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главные оси координат - ось X (для измерения горизонтальной мобильности) и ось Y (для измерения вертикальной мобильности). Иначе говоря, получилось некое подобие классического эвклидова пространства.

Кроме них П.Сорокин выделяет три разновиднос­ти социальной стратификации: экономическую, поли­тическую и профессиональную. Социальная стратифи­кация в целом описывает расслоение людей на классы и иерархические ранги. Ее основа - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Ее подвид- эконо­мическое расслоение - означает неодинаковость эко­номических статусов, иначе говоря, наличие экономи­ческого неравенства, которое выражается в различии доходов, уровней жизни, в существовании бедных и богатых. Политическая дифференциация описывает систему иерархических рангов, которая опутала, подоб­но гигантской паутине, все общество. Она включает авторитеты, власть, престиж, звания, почести. Профес­сиональная дифференциация - разделение населения по родам деятельности, занятиям и профессиям, одни из которых считаются более престижными, другие менее, а их организация обязательно включает руко­водителей различного ранга и подчиненных.

Для экономической стратификации показательны два явления, которые Сорокин называет флуктуациями:

1) обогащение и обеднение группы либо общества;

2) уменьшение и увеличение высоты экономической пи­рамиды. Оперируя огромным статистическим материа­лом, он доказывает, что нет семьи, деревни, города, области или страны, которые бы год от года становились богаче или беднее. В истории не существует никакой устойчивой тенденции. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обеднения. Так было в Древнем Египте и так есть в современной Америке. Бесцельные колебания (флуктуации) совершаются циклически (за обогащением следует обнищание): мелкие циклы - 3 - 5; 7 - 8; 10-12лет; крупные - 40 - 60 лет. Сорокин считает, что его теория флуктуации опровергает идею прогресса человечества - постоянного улучшения экономического положения.



Сравнив различные классы, эпохи и страны, Со­рокин неожиданно обнаружил, что в колебаниях высоты экономической пирамиды нет никакой устойчивой тенденции. Если высоту измерять разницей между доходами высших, средних и низших слоев общества, то окажется, что в течение последних 500 лет она то увеличивалась, то сокращалась. Это значит, что бога­тые не богатеют, а бедные не беднеют постоянно. Вме­сто прямолинейного процесса существуют периодичес­кие флуктуации. Они равны 50, 100 и 150 годам. Точно так же колеблются и мировые цены в истории - то падая, то возрастая. Неудивительна связь двух явле­ний - бедности и мировых цен, ведь изменение цен способствует перераспределению национального до­хода в пользу того или другого класса.

В обществе, основанном на частной собственнос­ти, нет социальных потрясений. Его пирамида не слиш­ком высока, но и не слишком низка. Как только част­ную собственность уничтожают, общество входит в полосу социальных потрясений. В 1917 г. большевики национализировали банки, ликвидировали богатых, сократили разницу между самой высокой и самой низкой зарплатой и довели ее до соотношения 175:100.

Экономическая пирамида стала почти плоской. Хотя подобные случаи в истории единичны, они слу­жат предвестием грядущей катастрофы, после которой общество стремится восстановить нормальную форму распределения доходов. И в коммунистической России вскоре появились богатые, средние и нищие. Челове­чество должно усвоить простую истину, считает П.Со­рокин: либо плоская пирамида всеобщего равенства и умеренной нищеты, либо преуспевающее общество с неизбежным неравенством. Третьего не дано.

Когда профиль пирамиды чрезмерно вытягивает­ся, это означает, что появляется чрезмерное социаль­ное расслоение. Когда расслоение достигает пика, следует социальная катастрофа - революционно-урав­нительная лихорадка. Возможны два исхода: либо об­щество сразу возвращается к нормальной форме стра­тификации, либо идет к ней через «большую катастро­фу». Первый путь ближе к реформам, второй- к революции.

Задание 3

Сословный строй - прекрасное поле для социо­логических размышлений. Найдите необходимую ис­торическую литературу и ответьте на вопросы:

1.Какие обязанности закреплялись за каждым сосло­вием в феодальной Европе? Сможете ли вы обна­ружить межстрановые различия?

2.Какие повинности возлагались на крестьян?

3.Почему феодал не только эксплуатировал, но и за­ботился о подданных?

4.Почему сословия существовали на Западе, но их не было на Востоке?

В числе первых теоретиков социологии Сорокин ввел понятие социального пространства, кот.представил научному миру как «вселенную неопределенного вида, состоящую из народов населяющих землю». Согласно его теории в пространстве индивидуум занимает определенное место, как в горизонтальном, так и вертикальном измерении. При этом позиция любого члена социума определяется Сорокиным как «социальное положение», кот.в свою очередь представляет собой совокупность связей как внутри групп, так и внешних связей с группами, отличными от группы индивидуума. Ввиду этого вводятся такие понятия, как социальное восхождение и социальный спуск. Среди этих двух понятий образовалась группа горизонтальной мобильности, характеризующаяся движением индивидуума не влекущим за собой изменений в его социальном статусе. Причем горизонтальной мобильностью можно считать любые изменения такие как: изменение места жительства, веры исповедания и тому подобное. Только на основе этих понятий стало возможным выведение Сорокиным определения социальной стратификации.

Проще говоря, согласно теории Сорокина, социальная стратификация – это пространство в социуме с неравными расстояниями по вертикали и горизонтали, где точками отсчета в пространстве являются статусы различных индивидуумов. Исходя из этого, становится очевидным, что нет ни одного общества, и вероятно не будет никогда без влияния стратификации из-за непрекращающегося социального неравенства, характеризующего каждый индивидуум. Обобщенно рассуждая о теории социальной стратификации Сорокина, можно уяснить, что этот теоретик социологии использует многомерную модель стратификации, разделенную тремя основными направлениями: экономикой, политикой и профессиональной деятельностью, которые можно назвать базисными, однако кроме этих существуют такие характеристики, не являющиеся основными и создающими расслоение в обществе как возраст, культура, речь и тому подобные, которые разделяются на простые и из них слагающиеся сложные. В свою очередь сложные группы согласно теории Сорокина бывают типичными и нетипичными, внутренне солидарные и не солидарные. При этом трактовка социальной стратификации этого социолога совпадает с теорией Вебера в следующем: индивидуум, занимающий определенную позицию в экономическом плане общества высшего слоя, одновременно относится к высшим политическим и профессиональным слоям, а низшие слои в иерархии, как правило, лишены гражданских прав. Однако при такой классификации существует и исключение, например, совершенно не обязательно человек, занимающий высокие позиции в финансовых сферах, одновременно относится и к политической и к профессиональной вершинам. Также не всегда индивидуумы, занимающие низкое положение в финансовом плане одновременно занимают такой же уровень в политике и профессиональной иерархии. Политическая стратификация по теории Сорокина имеет следующий вид: в пределах любой группы существуют различные ранги и независимо от терминов их определяющих это означает, что группа имеет политическую дифференциацию, на которую имеет непосредственное воздействие размер политического организма и разнородность населения. Профессиональная стратификация определяется как группы общества, разделенные между собой по роду их деятельности и занятиям притом, что некоторые профессии имеют более престижную окраску по сравнению с другими. Основной мыслью Сорокина следует считать утверждение, что в обществе в целом устойчива тенденция социальной пирамиды с верхушкой из привилегированных слоев и соответственно основанием из имеющих меньшее количество привилегий. Только при условии вытягивания пирамиды вверх в социуме происходят катаклизмы социального плана, перевороты, революции, превращая пирамиду в трапецию. Вслед за этим возникает вновь рост пирамиды благодаря вхождению в нее новых сил и это чередование циклично, то есть общественное развитие соответствует синусоиде.

Для лучшего понимания по Победе:

Стратификация- деление общества на социальные слои(страты) , путем объединения различных соц.позиций с примерно одинаковым соц.статусом, отражающее слождившееся в нем представление о соц неравенстве,выстроенное по вертикали (соц иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям(показателям соц.статуса)

Самая распространенная стратификационная модель-дихотомическая- деление на элиты и массы.

Социальная структуравозникает по поводу общественного разделения труда, а соцстратифик.- общественного распределения результатов труда, т.е.социальных благ.

Социальная мобильность- совокупность соц.перемещений(изменение соц статуса,места,занимающее в стратификац.структуре общества. Вввел Сорокин. Она бывает-вертикальная(в свою очередь делится на восходящую и нисходящую), горизонтальная(переход индивида из одного соц.слоя в другой,расположенном на том же уровне-место проживания,религия).Также мобильность бывает групповой(коллективное перемещение-изменяется статус страты-революция,война,реформа) и индивидуальной(перемещение конкретного человека-уровень образования,карьерная лестница), межпоколенной(дети достигают более высокой соц позиции или опускаются на более низкую,чем родители) и внутрипоколенной(изменение соц позиции одним и тем же индивидом вне сравнения с родителями).

С точки зрения Питирима Сорокина , социальная стратификация – это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Конкретные формы социальной стратификации весьма разнообразны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратифика­ция.

Экономическая стратификация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения.

Политическая стратификация предполагает существование в пределах какой-то группы иерархически различных рангов, управляющих и управляемых. На политическую стратификацию влияют два основных фактора: размер политической организации; биологическая, психологическая и социальная однородность или разнородность ее членов. Закономерности: когда увеличиваются размеры политической организации, т. е. увеличивается количество се членов, политическая стратификация также усиливается, и наоборот; когда увеличивается разнородность членов организации, стратификация также усиливается, и наоборот.

К профессиональной стратификации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими. Профессиональная стратификация может быть межпрофессиональная и внутрипрофессиональная.

Как правило, все 3 формы стратификации тесно переплетены. Например, представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, также и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархии.

В связи с этим, Сорокин отмечает, что многие исследователи ошибаются, выделяя, например, два социальных класса: "бедные" и "богатые". Это значит, что они принимают во внимание только экономическую стратификацию, считая ее единственной формой социальной стратификации.

Важно и то, что любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, в которой все ее члены были бы равными. Даже в примитивных социальных группах зарождаются черты расслоения.

Под социальной мобильностью понимается любой переход индиви­да или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Среди видов социальной мобильности можно выделить: индивидуальную и групповую, вертикальную и горизонтальную, межпоколенную и внутрипоколенную.

Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Например, перемещение индивида из одного граждан­ства в другое, из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую при сохранении своего профессионального статуса.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумевается движение, связанное с изменением места в социальной иерархии или перемещение индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобиль­ности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социальный спуск.

Восходящие течения существуют в двух формах: проникнове­ние индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; или проникновение всей группы в более высокий пласт. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства.

Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий привычны и понятны.Они не нуждаются в объяснении. Что касается групповой восходящей и нисходящей мобильности, то можно привести такие примеры, как каста брахманов в Индии, которая не всегда занимала высокие позиции и является высшей кастой последние два тысячелетия; ранг высшего духовенства христианской церкви в Риме, который несомненно был высоким в средние века, но гораздо ниже в современное время; большевики в России, не имевшие высокого положения до революции, но занявшие высокие позиции в русском обществе после.

Важно также разграничить внутрипоколенную мобильность , которая предполагает изменение статуса индивида в рамках одного поколения и межпоколенную мобильность , которая имеет место быть при смене поколений и может выражаться либо в межпоколенной преемственности социальных статусов либо в приобретении иного опыта, уровня образования, освоении новых профессий.

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности . Функции социальной циркуляции выполняют различные институты. Важнейшими из ряда этих социальных институтов являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Армия. Данный институт играет особенно важную роль в военное время, то есть в периоды межгосударственных и гражданских войн. В ходе войны эти люди продвигаются в звании прежде всего при наличии таланта. Полученная таким образом власть используется для дальнейшего продвижения по службе. Возможность грабить, мародерствовать, всячески унижать свою жертву, мстить врагам, окружать себя титулами и т. п. предоставляет таким людям новую возможность купаться в роскоши, передавать свою власть по наследству потомкам. В мирное время армия продолжает играть роль канала для вертикальной циркуляции, но в эти периоды роль его значительно меньше, чем в военное время.

Церковь. Вторым каналом вертикальной социальной циркуляции была и есть церковь. Но церковь выполняет эту функцию только тогда, когда возрастает ее социальная значимость. В качестве примера можно привести христианскую церковь, благодаря которой рабы и зависимое крестьянство, люди простого происхождения, став служителями культа, получали свободу и достигали высоких позиций в обществе. Сюда же можно отнести и другие религиозные организации: буддизм, мусульманство, даосизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм, несмотря на замкнуто-кастовый характер, играли роль каналов вертикальной циркуляции в соответствующих обществах.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни обретали, во все века были средствами вертикальной социальной циркуляции. В современном западном обществе школы представляют один из наиболее важных каналов вертикальной циркуляции, причем это проявляется в самых разнообразных формах. Не окончив университета или колледжа, фактически нельзя (а в некоторых европейских странах запрещено даже юридически) достичь какого-либо заметного положения среди высоких правительственных рангов и во многих других областях, и наоборот, выпускник с отличным университетским дипломом легко продвигается и занимает ответственные правительственные посты вне зависимости от его происхождения и его семьи.

Правительственные группы, политические организации и политические партии.. Как канал социальной циркуляции, политические организации сейчас очень важны. В демократических странах, где институт выборов играет решающую роль в утверждении правителей, чтобы быть избранным, человек должен каким-либо образом проявить свою личность, устремления и способности, успешно выполнить функции лидера, будь то сенатора, мэра, министра или президента. Самый легкий способ - это политическая деятельность или участие в какой-либо политической организации. Без этого крайне мало шансов привлечь внимание избирателей и быть избранным.

Профессиональная организация . Некоторые из этих организаций также играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные, творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице. Многие ученые, юристы, литераторы, художники, музыканты, архитекторы, скульпторы, врачи, актеры, певцы и прочие творцы простого происхождения социально поднялись именно благодаря этому каналу.

Организации по созданию материальных ценностей . Речь идет о накоплении богатств как одном из самых простых и действенных способов социального продвижения. Если человек богат, то перед ним открыты все двери, вне зависимости от происхождения и источника доходов.

Семья и брак. Брак обычно приводит одного из партнеров или к социальному продвижению, или к социальной деградации. В прошлом брак со слугой или с членом низшей касты приводил к "социальному падению" одного из партнеров, ранее занимавшего более высокое положение, и, соответственно, к понижению социального ранга его детей.

Следует также обратить внимание на понятия интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности.

Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев - экономических, профессиональных или политических, - проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени.

Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.

Соединив интенсивность и овсеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества.

В зависимости от показателей интенсивности и всеобщности различают 2 типа общества - закрытое и открытое, которые представляют собой идеальные типы с минимальными показателями интенсивности и всеобщности мобильности в первом случае и максимальными во втором.

Закрытое общество - такое общество, в котором возможности для вертикального перемещения затруднены, ограничены или вообще отсутствуют для некоторых социальных групп. К ним относятся рабовладельческие, кастовые и сословные государства.

Открытое общество - общество, в котором возможности для вертикального перемещения равны и доступны для всех. К открытым обществам относятся современные демократические государства.

Общие принципы вертикальной мобильности:

Первое утверждение . Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность.

Второе утверждение. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления.

Третье утверждение . Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, то есть в пространстве.

Четвертое утверждение . Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности – экономической, политической и профессиональной – колеблются в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории.

Пятое утверждение . В вертикальной мобильности в ее трех основных формах нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления ее интенсивности и всеобщности. Это предположение действительно для истории любой страны, для истории больших социальных организмов и, наконец, для всей истории человечества.

Питирим Александрович Сорокин (1889- 1968) - русско-американский ученый, родившийся в Вологод­ской губернии и умерший в Винчестере (США), счита­ется крупнейшим социологом нашего столетия. Его книга «Социальная и культурная динамика» - беспре­цедентный по объему научный труд, превзошедший «Капитал» К. Маркса. Другая его книга «Социальная мобильность» признана мировой классикой.

П.Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т. е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отно­шениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положе­ние любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главные оси координат - ось X (для измерения горизонтальной мобильности) и ось Y (для измерения вертикальной мобильности). Иначе говоря, получилось некое подобие классического эвклидова пространства.

Кроме них П.Сорокин выделяет три разновиднос­ти социальной стратификации: экономическую, поли­тическую и профессиональную. Социальная стратифи­кация в целом описывает расслоение людей на классы и иерархические ранги. Ее основа - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Ее подвид- эконо­мическое расслоение - означает неодинаковость эко­номических статусов, иначе говоря, наличие экономи­ческого неравенства, которое выражается в различии доходов, уровней жизни, в существовании бедных и богатых. Политическая дифференциация описывает систему иерархических рангов, которая опутала, подоб­но гигантской паутине, все общество. Она включает авторитеты, власть, престиж, звания, почести. Профес­сиональная дифференциация - разделение населения по родам деятельности, занятиям и профессиям, одни из которых считаются более престижными, другие менее, а их организация обязательно включает руко­водителей различного ранга и подчиненных.

Для экономической стратификации показательны два явления, которые Сорокин называет флуктуациями:

1) обогащение и обеднение группы либо общества;

2) уменьшение и увеличение высоты экономической пи­рамиды. Оперируя огромным статистическим материа­лом, он доказывает, что нет семьи, деревни, города, области или страны, которые бы год от года становились богаче или беднее. В истории не существует никакой устойчивой тенденции. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обеднения. Так было в Древнем Египте и так есть в современной Америке. Бесцельные колебания (флуктуации) совершаются циклически (за обогащением следует обнищание): мелкие циклы - 3 - 5; 7 - 8; 10-12лет; крупные - 40 - 60 лет. Сорокин считает, что его теория флуктуации опровергает идею прогресса человечества - постоянного улучшения экономического положения.

Сравнив различные классы, эпохи и страны, Со­рокин неожиданно обнаружил, что в колебаниях высоты экономической пирамиды нет никакой устойчивой тенденции. Если высоту измерять разницей между доходами высших, средних и низших слоев общества, то окажется, что в течение последних 500 лет она то увеличивалась, то сокращалась. Это значит, что бога­тые не богатеют, а бедные не беднеют постоянно. Вме­сто прямолинейного процесса существуют периодичес­кие флуктуации. Они равны 50, 100 и 150 годам. Точно так же колеблются и мировые цены в истории - то падая, то возрастая. Неудивительна связь двух явле­ний - бедности и мировых цен, ведь изменение цен способствует перераспределению национального до­хода в пользу того или другого класса.

В обществе, основанном на частной собственнос­ти, нет социальных потрясений. Его пирамида не слиш­ком высока, но и не слишком низка. Как только част­ную собственность уничтожают, общество входит в полосу социальных потрясений. В 1917 г. большевики национализировали банки, ликвидировали богатых, сократили разницу между самой высокой и самой низкой зарплатой и довели ее до соотношения 175:100.

Экономическая пирамида стала почти плоской. Хотя подобные случаи в истории единичны, они слу­жат предвестием грядущей катастрофы, после которой общество стремится восстановить нормальную форму распределения доходов. И в коммунистической России вскоре появились богатые, средние и нищие. Челове­чество должно усвоить простую истину, считает П.Со­рокин: либо плоская пирамида всеобщего равенства и умеренной нищеты, либо преуспевающее общество с неизбежным неравенством. Третьего не дано.

Когда профиль пирамиды чрезмерно вытягивает­ся, это означает, что появляется чрезмерное социаль­ное расслоение. Когда расслоение достигает пика, следует социальная катастрофа - революционно-урав­нительная лихорадка. Возможны два исхода: либо об­щество сразу возвращается к нормальной форме стра­тификации, либо идет к ней через «большую катастро­фу». Первый путь ближе к реформам, второй- к революции.

Задание 3

Сословный строй - прекрасное поле для социо­логических размышлений. Найдите необходимую ис­торическую литературу и ответьте на вопросы:

1.Какие обязанности закреплялись за каждым сосло­вием в феодальной Европе? Сможете ли вы обна­ружить межстрановые различия?

2.Какие повинности возлагались на крестьян?

3.Почему феодал не только эксплуатировал, но и за­ботился о подданных?

4.Почему сословия существовали на Западе, но их не было на Востоке?

Н. Смелзер

Неравенство, стратификация, класс

Различие между имущими и неимущими - одна из самых важных проблем, которые волнуют социологов. Они исследуют ее на основе анализа трех перемен­ных: неравенства, стратификации и класса. Приведем несколько примеров.

Неравенство: фермерша собрала богатый урожай и имеет возможность расширить свое хозяйство. В это же время пастух терпит большие убытки, так как поло­вина его скота погибает от болезни. В результате их материальное положение различно.

Стратификация: фермерша расширяет свой учас­ток земли, и после ее смерти каждый из детей получа­ет ферму значительных размеров. Но когда умирает пастух, его дети практически ничего не наследуют. Эта тенденция воспроизводится среди других фермеров и пастухов.

Класс: с годами фермеры объединяются в группу на основе общих интересов и чувства превосходства над пастухами; у последних также возникает чувство своей принадлежности к группе: их сплачивает общее недовольство, например, по поводу того, что фермеры лишают их водоснабжения.

В более общем виде это выглядит так.

Неравенство - условия, при которых люди име­ют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж.

Стратификация связана со способами, на основе которых неравенство очевидно передается от одного поколения к другому, при этом формируются различ­ные слои общества.

Класс обусловлен существованием социальных групп, имеющих неравный доступ к богатству, власти и неодинаковый престиж. На основе занимаемого в обществе положения они иногда становятся влиятель­ными политическими группами.

Адаптировано по источнику: Смелзер Н. Социология // Социологические исследования. 1992. №4. С.79 -80.

Вопросы к тексту

1. Не кажется ли для вас странным понимание классов Н.Смелзера? Ведь в качестве таковых у него рассматрива­ются не пролетариат и буржуазия или помещики и кресть­яне, а две родственные группы - фермеры и пастухи?

2. Что сплачивает пастухов и фермеров в социальные классы?

3. У. Н. Смелзера сравниваются удачливая фермерша и не­удачливый пастух, у которого погибает половина скота. Ну а если бы они были одинаково удачливыми и оба раз­богатели, объединились бы фермер и пастух в один класс или составили бы два противоположных?

4. Почему неравенство измеряется через доступ людей к трем социальным благам - деньгам, власти и престижу? А можно ли измерить неравенство еще как-то?

Охота на рабов

Рабский труд в бывшем СССР уже не сенсация. О рабстве писали газеты и даже снят фильм «Камы­шовый рай». Наш корреспондент побеседовал с реаль­ным рабом...

Г.Максимову всего 40 лет, а на вид все 70. За 5 лет рабства в Чечено-Ингушетии он ссохся и сгорбился. Шея навек искривлена ошейником, на котором его держали в сарае. На руках не хватает пальцев: за каж­дую потерянную овцу - отрубали. Туберкулез, от ко­торого он умирает в больнице под Санкт-Петербургом, он получил во время второго побега. А когда его пой­мали в первый раз, то сначала намертво отбили почки, а потом несколько недель топили в навозной яме. Его и других рабов в семье Юсупа кормили тухлой похлеб­кой, сваренной из внутренностей дохлых животных. Тех, кто умирал, не выдержав непосильный труд, сбра­сывали в ущелье или оставляли шакалам. В них вбили: рабство пожизненно. А чтобы не сомневались - выжи­гали клеймо. Одному приложили к щеке раскаленную подкову, у другого клеймо выжгли на голове:..

Рабство появилось в конце 50-х гг. Первыми на охоту за рабами отправились дети сосланных в Казах­стан чеченов. На сибирских вокзалах обещаниями слад­кой жизни они заманивали бичей в Казахстан. Бичи попадали в настоящий концлагерь в тростниковых пампасах, удаленных на тысячи километров от жилья. Они изготовляли из тростника строительные блоки. Затем появились рабы на чабанских стоянках Север­ного Кавказа, на хлопковых плантациях Узбекистана и Туркмении. Конец 80-х гг.- рабский труд применяет­ся на выращивании наркотиков. Сегодня использова­ние рабского труда становится массовым. По данным красноярских социологов, ежегодно только из Восточ­ной Сибири похищается несколько тысяч человек. Появляются новые отрасли: рабыни-проститутки, рабы-доноры для трансплантации органов. Невольни­чьи поселения сегодня называют семейными ферма­ми. Постороннему вход туда заказан. А коррумпирован­ные местные власти определяют их как возврат к ис­конным национальным традициям.

Источник: Московские новости. 1991. №42. С.15.

Вопросы к тексту:

1. Почему газетный материал назван «охотой на рабов», а, скажем, не «рабство в СССР» ?

2. Где еще применялся труд рабов, которые официально не являлись рабами? Речь идет об истории СССР.

3. Сравните статус раба в античной Греции и статус холопа на Руси. В чем сходство и различие? Сравните их с совре­менными рабами.

П. Сорокин

Пики групповой мобильности

Изучение вертикальной мобильности внутри поли­тической стратификации разных стран обнаруживает периоды особенно ярко выраженных перемещений. В истории России такими периодами были: вторая по­ловина XVI - начало XVII в. (правление Ивана Гроз­ного и последующее междуцарствие), царствование Петра Великого и, наконец, последняя русская рево­люция.

В эти периоды почти по всей стране старая поли­тическая и правительственная знать была уничтожена или низложена, а «выскочки» заполнили высшие ран­ги политической аристократии. Хорошо известно, что и в истории Италии таковыми были XV - XVI вв. XV в. с полным правом называют веком авантюристов и проходимцев. В это время историческими протагонис­тами часто были люди из низших сословий.

В истории Англии такими периодами были следу­ющие эпохи: завоевание Англии Вильгельмом, граж­данская война середины XVII века. В истории США - середина XVIII в и период гражданской войны В боль­шинстве европейских стран Ренессанс и Реформация представляли периоды чрезвычайно интенсивной со­циальной мобильности

Сокращено по источнику Сорокин П Человек Циви­лизация Общество М 1992 С. 386-387

Вопросы к тексту:

1 Относятся ли пики вертикальной мобильности только к групповой мобильности

2 При помощи каких средств Иван Грозный добивался пе­ремещения целых социальных групп, замены одних бояр­ских родов другими 2

3 А к каким средствам для достижения тех же целей прибе­гал Петр I? Сравните его действия с действиями Ивана Грозного

4 Можете ли вы привести примеры пиков групповой мо­бильности из советской истории (1917- 1991 гг) ?

Вопросы для семинара.

1. Измерение неравенства.

2. Измерение бедности.

3. Уровень жизни.

4. Абсолютная и относительная бедность.

5. Нищета.

6. Девиация.

7. Субкультура бедности.

8. Группы бедных.

ЗАДАНИЯ:

“3” Тест

1 Подберите определение к понятию «социальная стратификация».

а) теория о перемещении индивидуумов из одного социального слоя в другой

б) система признаков социального расслоения, неравенства;

в) концепция о всеобщем стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям.

2. Изобразите графически вертикальную или горизонтальную мобильность по следующим позициям:

а) изменение профессии: рабочий стал инженером;

б) переезд из одного города в другой без изменения профессии;

в) повышение квалификации в рамках одной профессии (инженер- ведущий инженер)

г) повышение уровня образования (техник, получившее образование, стал начальником цеха)

д) понижение в должности

“4” Поинтересуйтесь трудовыми книжками своих родителей. В них поэтапно описано трудовая карьера. Записи об увольнении и приеме на работу послужат вам надежными показателями. Постарайтесь в каждом конкретном случае проследить карьеру и ответить на вопросы: к какому типу мобильности она относится, как долго она длилась, когда она начиналась, была ли она скачкообразной или непрерывной?

“5” - Подберите конкретные примеры (из отечественной истории) под каждую причину групповой мобильности.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите, являлись ли причинами групповой мобильности следующие события:

ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Социальные нормы - правила поведения человека 11 обществе. Различают религиоз­ные, моральные, правовые нормы.

Отклоняющееся поведение - девиантное поведение, отклоняющееся от нормы, сово­купность тех действий индивидов, которые не соответствуют социальным нормам. В разряд девиантного поведения относят преступление, алкоголизм, наркоманию, а также сюда попа­дают гении, выдающиеся полководцы, учёные, новаторы и т.д.

Подходы к решению причин девиации:

·теория «физических типов»;

·психоаналитическая теория (3. Фрейд);

культурные теории, которые связывают отклоняющееся поведение с социальной средой существования индивида.Объяснение девиации

Тип объяснения Теория девиации Автор Основная идея
Биологическое Физические черты связанные с преступными наклонностями. Определенное строение тела, наиболее часто встречающиеся среди девиантов. Ч. Ломброзо У.Г. Шелдон Физические особенности являются причиной девиации.
Психологическое Психоаналитическая теория З. Фрейд Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию.
Социологическое Аномия Э. Дюркгейм Девиация, в частности самоубийство, происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм.
Социологическое Социальная дезорганизация К. Шоу Г. Маккэй Девиация многих видов возникает в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми.
Аномия Р. Мертон Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения.
Культурологические теории Т. Семин Н. Миллер Е. Сутерленд Клауорд и Оулин Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культурой.
Теория стигматизации (клеймения) Г. Беккер Девиация - своего рода клеймо, которое группы обладающие властью ставят на поведение менее защищенных групп
Радикальная криминология Турк Квинни Ф.У. Тейлор Уойн и Янг Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества.

Социальный контроль

Каждое общество стремиться создавать и сохранять социальный порядок. Каждый член об­щества обязан подчиняться не только законам, но и институциональным и групповым нормам. для этого существует социальный контроль. Это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов, соответствующие ролевым требованиям и социальным нормам. Степень социального контроля зависит от культуры данного общества. его социальных институтов (государства, семьи, религии, образования и производства).

Основные способы реализации социального контроля в обществе:

·через социализацию (воспитание, обучение);

·через групповое давление;

·через принуждение и осуществляется через социальные институты.

Самоконтроль - самостоятельный контроль индивида за своим поведением.