Фонематическое восприятие

Аннотация: В статье предлагается новое и чёткое определение термина «задержка речевого развития», кратко описываются причины, приводящие к данному отклонению от нормы речевого онтогенеза. Впервые раскрывается взаимосвязь между развитием фонематического слуха и моторики пальцев рук у детей раннего возраста с нормальным и задержанным речевым развитием, а также отмечаются особенности развития фонематического слуха и дифференцированных движений пальцев рук у малышей с задержкой речевого развития.

Ключевые слова: задержка речевого развития, моторика пальцев рук, фонематическое восприятие, фонематический слух.

Сегодня всё чаще и чаще родители, имеющие детей раннего возраста, и педагоги, работающие в дошкольных образовательных учреждениях с данной возрастной категорией малышей, сталкиваются лицом к лицу с проблемой как задержка речевого развития, которая оказывает отрицательное влияние на процесс обучения, развития и воспитания малыша. Что же такое задержка речевого развития и почему она возникает?

В современной научной литературе термин «задержка речевого развития» трактуется неоднозначно и расплывчато. Чёткого определения данного термина нет, как и нет структуры дефекта (нарушения) при данном виде отклонения развития речи от нормального речевого онтогенеза (развития). Мы будем использовать следующее определение задержки речевого развития.

Задержка речевого развития (“ delayed speech development ) - это недоразвитие речеязыковой способности, проявляющееся в недостаточном уровне усвоения норм языка и в снижении активности речевой деятельности (речи) и приводящее к задержанному развитию коммуникативной функции речи (функции общения), а также к дефицитарному развитию игровой и познавательной деятельности.

В структуре дефекта (нарушения) задержки речевого развития ведущее место занимает недоразвитие речеязыковой способности. Почему отмечается недоразвитие именно речеязыковой способности, а не речи, хотя сам термин именуется как задержка речевого развития? Дело в том, что речь и язык тесно взаимосвязаны между собой и определяют друг друга. Язык - это система кодов, знаков, символов. На основе этой системы и реализуется речь. Ребёнок не заговорит, пока не усвоит определённую систему правил, присущую данному языку. В этом и заключается суть речеязыковой способности, которая полноценно при задержке речевого развития не развивается. Это связано ещё и с тем, что ведущим дефектом в структуре недоразвития речеязыковой способности является недоразвитие фонематического слуха, которое тесно связано с недоразвитием тонких кинестетических и кинетических ощущений от положения языка и губ, придающих слову моторный образ. Поэтому чёткие условно-рефлекторные связи между слуховым и моторным образом слова не устанавливаются, что вызывает у ребёнка трудности при усвоении новых слов. Они обусловлены как недоразвитием фонематического слуха, так и нарушением подвижности артикуляционного аппарата (языка и губ).

Фонематический слух (“ phonemic hearing ”) - это специфический слух, позволяющий различать звуки речи (Н. И. Жинкин, 1958). Но чтобы дифференцировать (различать) речевые звуки (звуки, которые мы произносим), малыш должен сначала научиться различать звуки окружающей среды (шум воды, грома, шелест бумаги, звук колокольчика, музыкального молоточка и других музыкальных инструментов). Затем звукоподражательные комплексы, которые представляют собой комплексы речевых звуков, имитирующих звуки окружающей среды (например, «мяу-мяу», «гав-гав», «кап-кап», «кря-кря», «ме-ме» и другие). Однако ребёнок с задержкой речевого развития уже испытывает трудности в дифференциации неречевых звуков (звуки окружающей среды), различие звукоподражательных комплексов является для него ещё сложнее. Так как базовые (основные) функции фонематического слуха не сформированы, то ни о какой дифференциации речевых звуков (высшей ступени фонематического слуха) не может быть и речи. Малыш воспринимает их как шум и не реагирует на них. Все проблемы, связанные с недостаточным уровнем функционирования фонематического слуха, плавно со временем перетекают в недоразвитие фонематического восприятия (“phonemic perception ), которое позволяет определять малышу количество слогов и звуков в слове, их последовательность и местоположение. Именно недоразвитие фонематического восприятия замедляет и искажает формирование элементарных навыков чтения и письма. И к этому, как ни странно, однако в дальнейшем и приводит задержка речевого развития, так как начальные этапы развития фонематических процессов уже функционируют на повреждённой основе. Невозможность установления чёткой условно-рефлекторной связи между слуховым и моторным образом слова является одним из основных предвестников возникновения трудностей в период обучения грамоте, то есть в период формирования элементарных навыков чтения и письма.

Кроме того, у детей с задержкой речевого развития отмечается также недоразвитие моторики пальцев рук. Рука, по мнению М. М. Кольцовой (1973), представляет собой ещё один орган речи. В головном мозге проекция руки тесно связана с речевыми зонами, к которым относятся фонематический слух и движения языка. Поэтому есть все основания предполагать, что развитие моторики руки тесно связано с развитием фонематического слуха у детей с нормальным и задержанным речевым развитием. Осуществляя коррекционно-развивающую работу с малышами, имеющими задержку речевого развития (22 человека) на базе детского сада №32 «Аленький цветочек» города Реж Свердловской области и сравнивая их моторное и фонематическое развитие с детьми в возрасте от двух лет трёх месяцев до трёх лет, имеющими норму по речи (22 человека), нами были выявлены следующие закономерности развития фонематического слуха и моторики пальцев рук (см. рис. 1). Данные закономерности соотнесены с развитием функциональной асимметрии головного мозга у детей с задержкой речевого развития на основе моторных показателей (выделение ведущей правой руки).

Когда малыши с задержкой речевого развития научатся различать неречевые звуки (звуки окружающей среды), то они уже умеют дифференцированно использовать второй и третий пальцы правой и левой рук (поза «Зайчик»). В этом случае обе руки находятся в одинаковом положении по отношению друг к другу в процессе выполнения данной позы, то есть являются равнозначными. Правое и левое полушария функционируют одинаково. Отмечаются только предпосылки к развитию функциональной асимметрии головного мозга.

Однако при нормальном речевом развитии дети лучше выполняют позу «Зайчик» на левой руке, чем на правой. Это свидетельствует о преобладающей роли правого полушария и развитии функциональной асимметрии головного мозга в соответствии с онтогенезом. Оно, как правило, начинается всегда с правого полушария и по мере развития ведущей руки (чаще всего правой) постепенно ведущее место отводится левому полушарию. В направлении справа - налево, то есть от правого полушария к левому полушарию, осуществляется развитие любой психической функции (памяти, внимания, фонематического слуха, восприятия, движения, эмоций, речи и т. д.). Это закон развития мозга. Он по-другому работать не умеет. В соответствии с данным законом правое и левое полушария начинают взаимодействовать друг с другом (межполушарное взаимодействие), обеспечивая нормальное протекание и развитие психических процессов. У детей с задержкой речевого развития, как показывают первые данные исследования, закон развития мозга нарушен. Его необходимо заново формировать, чтобы создать базу для развития психики ребёнка. Указанное положение является основой осуществления коррекционно-развивающего воздействия с данной категорией детей.

При сформированной способности дифференцировать звукоподражательные комплексы малыши с задержкой речевого развития осуществляют дифференциацию второго и пятого пальцев правой и левой рук (поза «Рожки»). Но при этом ведущее место начинает занимать правая рука, создание позы на левой руке происходит с помощью правой руки, что свидетельствует о начале развития функциональной асимметрии головного мозга (выделении ведущего полушария и ведущей руки) и развитии межполушарного взаимодействия.

Рис. 1. Особенности развития фонематического слуха и моторики пальцев рук у детей раннего возраста с нормальным и задержанным речевым развитием

У детей с нормальным речевым развитием поза «Рожки» выполняется правой и левой рукой без ошибок и без оказания помощи со стороны другой руки. Это свидетельствует о достаточном уровне функционирования правого и левого полушария в отдельности, и об установлении между ними чёткой функциональной асимметрии. При этом функциональная асимметрия продолжает своё развитие параллельно с развитием межполушарного взаимодействия.

Различение же речевых звуков у детей с задержкой речевого развития сопровождается дифференцированными движениями пальцев правой и левой рук (поза «Пальчики здороваются»: соединение второго, третьего, четвёртого и пятого пальцев правой и левой рук с большим пальцем одноимённой руки, а затем в обратном направлении). В этом случае выполнение данной позы правой рукой осуществляется лучше, чем левой. При осуществлении позы «Пальчики здороваются» правой рукой отмечается соблюдение последовательности и ритмичности всех движений как в прямом, так и в обратном порядке. При выполнении указанной позы на левой руке присутствуют ошибки в соблюдении последовательности движений. Точно такие же показатели отмечаются ещё и у дошкольников пяти-шести лет, у которых присутствуют речевые нарушения. Это свидетельствует о недостаточном функционировании у них на данном этапе речевого развития фонематического слуха, фонематического восприятия, о слабости межполушарного взаимодействия, что ярко отражается и в графических рисунках (Е. А. Бушинская, 2013; И. А. Филатова, 1998), а также о продолжающемся развитии функциональной асимметрии. Поэтому выделение ведущего левого полушария по речи отсрочено во времени и обусловлено в большей степени недоразвитием межполушарного взаимодействия. Однако при нормальном речевом развитии поза «Пальчики здороваются» выполняется на обеих руках без ошибок, что говорит о чётком установлении (закреплении) функциональной асимметрии головного мозга и о выделении ведущего (доминантного) левого полушария, отвечающего за речь.

Таким образом, экспериментальные данные показывают, что развитие фонематического слуха тесно связано с развитием моторики пальцев рук и становлением функциональной асимметрии головного мозга, которая осуществляется параллельно с развитием межполушарного взаимодействия. Выявленная закономерность является важным диагностическим показателем речевого и моторного развития ребёнка раннего возраста, и она не относится к детям с моторной алалией и аутизмом.

Однако недоразвитие фонематического слуха и моторики пальцев рук сопровождается и недоразвитием моторики артикуляционного аппарата: движения языка, губ неточные, тонус языка снижен или напряжён, ребёнок не может высунуть язык, поднять его вверх и осуществлять им движения вправо-влево, со стороны губ отмечаются содружественные движения (синкинезии). Недоразвитие фонематического слуха, артикуляционной моторики и моторики пальцев рук являются симптомами, свидетельствующими о наличии у ребёнка дизартрических нарушений (речедвигательных расстройств), (О. Г. Приходько, 2009; Е. Ф. Архипова, 2009) и о неблагополучном психомоторном развитии. Данные симптомы оказывают отрицательное влияние на формирование первоначальных детских слов. Поэтому активный словарь малыша не пополняется и не развивается, не формируются базовые глубинные грамматические структуры. Малыш не может составить предложение (объединить 2-3 слова и употребить их в правильной грамматической форме), так как он не осознал норм языка и поэтому не может сказать его. Хотя намерение к общению со взрослым и обращению к нему за помощью у него очень часто присутствует, но зачастую и может отсутствовать. Ребёнку трудно соотнести услышанное слово с определённым артикуляционным образом, тогда как зрительный образ предмета, действия или признака имеется в его сознании.

Всё это относится к главным причинам, которые вызывают недоразвитие речеязыковой способности, занимающей ведущее место в структуре дефекта как задержка речевого развития. А выявленные экспериментальные данные дают основания предполагать, что развитие фонематического слуха и моторики пальцев рук тесно взаимосвязаны и, кроме того, поэтапная закономерность развития фонематического слуха и дифференцированных движений пальцев рук является важным диагностическим показателем речевого и моторного развития детей раннего возраста.

  1. Архипова, Е. Ф. Инновационная модель комплексного сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и её последствиями: дис. ... на соиск. д. п. н. / Е. Ф. Архипова. - Москва:Мос-й. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова, 2009. - 452 с.
  2. Бушинская, Е. А. Гендерные различия развития пространственного гнозиса и речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии / Е. А. Бушинская // Проблемы современной науки: сборник научных трудов. - 2013. - Выпуск 8, часть 2 - С. 41-48.
  3. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва: АПН РСФСР Институт психологии, 1958. - 370 с.
  4. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка: роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребёнка / М. М. Кольцова. - Москва: Педагогика, 1973. - 144 с.
  5. Приходько, О. Г. Дизартрические нарушения у детей раннего и дошкольного возраста / О. Г. Приходько // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - №6. - С. 49-54.
  6. Филатова, И. А. Коррекция нарушений речи у дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственного гнозиса: дис. ... на соиск. к. п. н. / И. А. Филатова. - Екатеринбург: Урал. госуд. пед. ун-т., 1998. - 217 с.

Elena Bushinskaya,

Speech therapist (tutor),

Municipal autonomous pre-school educational institution

Kindergarten of a combined type №1 «Goluboy korablic»,

Sverdlovsk Region, Rezh.
Peculiarities of the development of phonemic hearing and motor activity of fingers in children of early age with the normal and the delayed speech development
Abstract: The article offers a new and a clear definition of the term “delayed speech development” briefly describes causes that lead in this deviation from speech ontogeny. For the first time it discloses the interconnection between the development of phonemic hearing and motor activity of fingers in children of early age with the normal and the delayed speech development and also notices the peculiarities of the development of phonemic hearing and the differentiated movements of fingers in children with delayed speech development.
Key words: delayed speech development, motor activity of fingers, phonemic hearing, phonemic perception.

Формирование речи у ребенка зависит от того, насколько отчетливо и правильно он ее слышит от окружающих. Развитие фонематического слуха у дошкольников — важный элемент воспитания личностных качеств человека.

Почему развивать слух нужно с раннего детства?

У маленьких детей развитие речи происходит очень стремительно: словарный запас становится больше, звуковое оформление слов значительно улучшается, а предложения звучат более грамотно. С рождения малыша окружает изобилие звуков: неречевых (звуки природы: щебетание птиц, поток воды и т.д.) и речевых (слова, с помощью которых он обменивается информацией со взрослыми, приобретает нормы поведения и др.). Слыша слова, ребенок пытается их повторять.

Хороший уровень речи, как правило, дети демонстрируют к 3 годам. Но так бывает не всегда. Часто можно заметить, что в одном и том же возрасте один ребенок четко и правильно строит предложения, а второй недостаточно грамотно произносит отдельные слова, а построение его предложений оставляет желать лучшего. С такой проблемой часто сталкиваются родители, которые не уделяют времени на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста, пуская все на самотек.

Зачастую у малышей можно заметить следующие речевые ошибки:

  1. Пропуск звуков в слове («пишел» вместо «пришел»).
  2. Перестановка слогов или отдельных звуков («корвик» вместо «коврик», или «гамазин» вместо «магазин»).
  3. Сокращение слов, выпадение слогов («гипам» вместо «гиппопотам»).
  4. Неправильное ударение в словах («ветЕр» вместо «вЕтер»).

К 3-4 годам дети уже замечают речевые ошибки своих сверстников, невзирая на то, что сами еще говорят далеко не идеально. Критичная оценка своей речи развивается к 5 годам, то есть в этом возрасте он понимает, что говорит неправильно и даже стесняется этого. Это приводит к психологическому барьеру, который препятствует нормальному формированию личности. В таком случае, малыш начинает меньше разговаривать, а предложения становятся односложными и короткими. Психологи утверждают, что резкая критика речевых ошибок может вызвать у ребенка агрессию.

С чего начать развитие фонематического слуха?

Формирование фонематического слуха у дошкольников — основа понимания смысла речи. Если речевое звукоразличение не сформировано, то ребенок будет воспринимать (повторять, запоминать, писать) не то, что произнесли, а то, что он услышал. Особенно явно слуховые дефекты видны в школе в процессе обучения чтения и письма. Без этих элементарных навыков возникнут сложности в овладении учебной программой.

Развитие фонематических процессов у дошкольников — важный и не всегда легкий процесс, но пренебрегать им опасно для здоровья ребенка.

Неречевой слух

Почему даже добросовестные родители, которые выполняют все инструкции и рекомендации логопеда, не получают желаемого результата? Одной из основных причин такой проблемы является упущение первого этапа — это формирование неречевого слуха.

Изначально слух развивается на основе неречевых звуков: шума воды, ветра, музыки. Благодаря элементарным психическим процессам формируются более сложные. Неречевые звуки — база для речевых. Чувство ритма следует развивать на фоне формирования неречевого слуха. Очень полезными считаются упражнения с закрытыми глазами, когда ребенок распознает звуки, не опираясь на зрение.

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста начинается с простого различения «быстро — медленно», «тихо — громко». Для этого следует подбирать музыкальные композиции контрастные и эмоциональные по своей структуре. Прекрасно, когда дети в процессе обучения подпевают, дирижируют и танцуют.

Игры для развития неречевого слуха

Упражнения на слуховое развитие должны протекать интересно, потому что дети эффективнее усваивают информацию в игровой форме. Развиваем малышей:

  1. «Кто там?». Для игры понадобиться колокольчик. Когда раздается звон за дверью, учитель задает вопрос детям, не слышали ли они что-то? После ответа снова звучит колокольчик. Учитель спрашивает о том, кто же это может быть. После этого педагог предлагает детям спросить, кто там. Малыши спрашивают, и за дверью раздается голос человека. Такая простейшая игра развивает у детей внимание, интерес, а задача учителя — показать, что звуки бывают очень важными, и всегда стоит к ним прислушиваться.
  2. «Ушки — слушки». Для игры потребуются металлические и деревянные ложки, а также хрустальные рюмки. Изначально детям предлагается назвать эти предметы, после чего они слушают, как звучит каждый из них. Установив ширму, педагог поочередно воспроизводит звук всех перечисленных предметов. Задача детей — дифференцировать предложенные звуки. Такая игра прекрасно влияет на развитие фонематического слуха и способствует улучшению памяти.
  3. «Кто сказал мяу?». Прослушивая аудиозаписи со звуками животных, детям нужно распознать, кому принадлежит тот или иной голос. Такая незатейливая игра совершенствует умение различать голоса животных и птиц.

Речевой слух

Как уже говорилось, неречевой слух является базой для речевого. Если этот этап не упущен, то формирование речевого слуха будет протекать гораздо быстрее и качественнее. Практика показывает, что на развитие речевого слуха влияют ощущения, которые возникают в процессе движения артикуляционного аппарата. Во время воспитания фонематического слуха ребенок воспринимает все тонкости звучания речи:

  • правильность произношения;
  • четкость;
  • повышение и понижение голоса;
  • интонацию;
  • ритмичность;
  • темп (ускорение или замедление);
  • эмоциональный окрас;
  • тембр (указ, просьба).

Если фонематическое восприятие у дошкольников не развито на должном уровне, то развитие их речи будет протекать крайне затруднительно.

Игры для развития речевого слуха

Чтобы формирование фонематического слуха протекало весело и интересно, нужно применять игры на развитие речевого слуха:

  1. » Кто внимательнее всех?». Дети садятся вокруг ведущего, который просит их выполнить какое-нибудь движение, например, поднять руку вверх, а затем едва слышным шепотом озвучивает имя или фамилию того, кто это должен сделать. Если ребенок пропустил свое имя, то называют следующего. Победителем является самый внимательный игрок.
  2. « Узнай-ка». Водящему закрывают глаза, а все вокруг, изменяя свой голос, произносят какую-нибудь фразу. Задание: отгадать человека по измененному голосу.
  3. «Холодно-горячо». Сидя в кругу, дети перекатывают друг другу мяч. Если один ребенок говорит «холодный», то второму мяч можно трогать, а если «горячий», то нельзя. Если кто-то ошибается, ему присуждают штрафное очко (наказание можно придумать по усмотрению ведущего).
  4. «Запоминай-ка». Ведущий называет около 6 слов, задание игрокам: повторить их в той же последовательности. Если ребенок пропустил слова или переставил их местами, то это считается проигрышем. С каждым туром можно усложнять слова и увеличивать их количество.

Обязательно ли развивать фонематический слух у детей?

Врачебная диагностика показывает, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников негативно сказывается на их формировании как личности. Важно относится ко всем упражнениям с полной серьезностью, ведь от этого зависит будущее вашего ребенка. При этом не стоит забывать, что все занятия должны быть для малыша привлекательными, только тогда обучение будет протекать быстрее и эффективнее, а результаты не заставят себя ждать.

Упражнения для развития фонематического слуха дошкольников помогают распознавать звуки, отличать одно слово от другого и понимать, из каких звуков состоит услышанное слово. Но самое главное: обладая хорошим фонематическим слухом, ребенок легко овладеет письменной и устной речью и будет успешным в учебе.

Наталья Бельских
Методическая разработка «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

«Развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста »

«фонематический слух »

2. Возрастные особенности развития фонематического слуха у детей в дошкольном возрасте

3. в современных условиях ДОУ

4. Список литературы

1. Сущность и содержание понятия «фонематический слух »

В данном параграфе мы ставим цель – раскрыть сущность понятия «фонематический слух » и смежных ему категорий с лингвистической и психолого-педагогической точек зрения.

Лингвистический взгляд на рассматриваемую нами проблему таков. Понятие «фонема » открыл в языке в конце 19 в. профессор И. А. Бодуэн де Куртэне. Позднее учение о фонеме развил Л . В. Щерба – основоположник ленинградской фонологической школы, идеи которого взяла на вооружение и московская фонологическая школа.

Фонема в языке выполняет две функции : различительную и отождествляющую.

Сравним слова : дам, дом, дым, дум. Эти слова сходны по звуковому строению : состоят из 3-х звуков, имеют один слог и одинаковые согласные звуки, однако воспринимаются нашим сознанием как разные, имеющие разное лексическое значение благодаря тому, что отличаются гласными звуками. Следовательно, гласные фонемы в этих словах выполняют различительную функцию.

Приведем другой пример : воды, водянка, водяной. Корни в этих словах произносятся по-разному : [вод], [вд], [въд]. Однако мы понимаем, что корень в словах один и тот же – вод-. Несмотря на разницу в звучании, в этих корнях выступает одна и та же гласная фонема < ;о>. Произносится звук [а], но в нашем языковом сознании мы переводим этот звук в «о» , на месте, ъ мы осознаем фонему < ;о>, так как понимаем, что в этих родственных словах одинаковый корень. Мы отождествляем разные звуки в одной фонеме и тем самым отождествляем произносимые по-разному корни.

Следовательно, чтобы узнать, какая фонема скрывается за произнесенными звуками, необходимо поставить ее в сильную позицию. Звук, представленный в этой позиции, и обнаруживает фонему .

Фонема реально не произносится. Это единица языка, которая хранится в нашем языковом сознании, в звучащей речи фонема реализуется (представлена, выражена) в звуках, разных в зависимости от позиции фонемы и фонетических законов языка [Щерба 1988].

В русском языке гласными фонемами являются все гласные звуки (а, у, и, э, о, главным признаком которых является ударность или неударность; длительность или высота звучания гласных звуков являются несущественными.

Для согласных звуков смыслоразличительными признаками являются звонкость-глухость, твердость-мягкость. Таким образом, смена гласных или их ударности (пить-петь, мка-мука) и смена согласных по их глухоте-звонкости (палка-балка) или твердости-мягкости (пыл-пыль) меняют смысл русского слова. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым, или фонематическим слухом .

фонем частей речи , которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного [Бардышева 2013].

Различают речевой и неречевой слух . Неречевой слух – это способность ориентироваться в неречевых звуках (например, в музыкальных тонах и шумах) . Речевой слух – это способность слышать и анализировать звуки речи родного или другого языка.

Звуки речи присущи только человеку, они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и речевой аппарат, которые управляются центральной нервной системой. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой языка обусловлен сложностью звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить [Новиковская 2010].

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний, так как фонемы в потоке речи изменчивы, редуцируются в слабых позициях. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоги, образуют слова. Ребенку нужно извлечь из них фонему , при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным различительным признакам, по которым одна фонема противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и распознать однокоренные слова [Семенович 2008].

В процессе речевого развития у ребенка в первую очередь вырабатывается фонематический слух , так как без него, по выражению лингвопсихолога Н. И. Жинкина, невозможна генерация речи. Развивается и фонетический слух , который осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов. Так как фонемы реализуются в произносительных вариантах – звуковых аллофонах, важно, чтобы эти звуки произносились нормировано, т. е. общепринято, привычно, в противном случае их трудно опознавать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное . Фонематический и фонетический слух , составляющие речевой слух , осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения [Жинкин 1958].

Представим психолого-педагогический взгляд на категорию «фонема » . Примерно до 30-х годов XX века фонетика опиралась на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие речи рассматривалось как развитие моторики , артикуляционных движений. Развитие детской речи происходило путем накопления фонем , а не путем накопления отдельных звуков.

Отечественный психолог Л. С. Выготский обратил внимание на восприятие фонем и установил , что «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем , т. е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи » [Выготский 2005]. Основной закон восприятия фонем , сформулированный Л. С. Выготским, – закон восприятия звучащей стороны речи.

Ученым был введен термин фонематический слух , который включает в себя 3 речевые операции :

способность слышать, есть данный звук в слове или нет;

способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы , расположенные в разной последовательности;

способность различать близко звучащие, но разные по значению слова [Выготский 2005].

Несколько позже педагогом Д. Б. Элькониным был введен термин фонематическое восприятие . Исследователь занимался поиском наиболее эффективной методики обучения детей чтению и письму . Он обратил внимание на то, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха , детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию . Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ и доказал , что прежде чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа [Эльконин 2006].

Таким образом, анализ лингвометодической и психолого-педагогической литературы позволил сформулировать следующие выводы. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата.

Под фонематической фонемы родного языка . Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора [Фомичёва 1989].

2. Возрастные особенности развития

в дошкольном возрасте

В своем развитии он опережает речь ребенка.

Нормальное развитие речи без нарушений может быть представлено в нескольких аспектах. Первый аспект – и формирование навыков произнесения фонем родного языка . Второй аспект – овладение словарным запасом и правилами синтаксиса, а также смысловой стороной речи. Активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями языка начинается у ребенка в 2-3 года и заканчивается к 7 годам к моменту поступления в школу. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных речевых навыков на основе письменной речи [Чиркина 2002].

Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у ребенка в начале второго месяца жизни : он начинает определять направление звучания, поворачивает голову в сторону источника звука. В 2-3 месяца у малыша возникает гуление.

На 3-4 месяце жизни ребенок начинает различать качественно разные звуки (например, звучание рояля и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты, впервые появляется лепет.

В возрасте от 3 до 6 месяцев основную семантическую нагрузку несет интонация, у малыша развивается способность выражать свои переживания с помощью оттенков голоса.

К 6 месяцам в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще недостаточно устойчивы, произносятся в коротких звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит звук [а], среди согласных [п], [б], [м], [к], [т]. С шестимесячного возраста формируется и фонематический слух , который проверяется на уровне слова. Уже к году ребенок должен понимать, где игрушка «мишка» , а где игрушка «мышка» . В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.

В течение первого года жизни малыш узнает слова по их ритму, общей звуковой оболочке. Входящие в состав слов звуки воспринимаются еще диффузно и потому могут быть заменены другими, сходными по звучанию. В этом возрасте ребенок по-прежнему откликается не на предметное значение слова, а на его интонационную сторону. Это так называемый период дофонемного развития речи .

На втором году жизни ребенок начинает более точно различать звуки речи, звуковой состав слов. Слово начинает служить орудием общения, ребенок начинает реагировать на предметное значение слова, произносить звуки [э], [ы], [и], но твердые согласные у него звучат как мягкие – [т`], [д`], , [з`]. Впервые в речи ребенка появляются простые по структуре слова [Леонтьев 2009].

На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, все более совершенствуется, но произношение еще не соответствует норме. В этом возрасте дети пытаются приблизить свое произношение к общепринятому, однако трудные по артикуляции звуки заменяют простыми. Например, [ц] = [т`] или [ц] =[с`]; [л] =[л`]; [р] = [л`]. Дети почти не смешивает слова, близкие по звучанию, пытаются сохранить слоговую структуру слов [Новотворцева 1995].

На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более скоординированными, в речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных.

На пятом году жизни большинство детей правильно произносят шипящие звуки и сонорные [л], [р], [р`], у некоторых из них по-прежнему остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются. Дети узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи, замедление или ускорение темпа.

развитый фонематический слух фонемы . Формируются навыки звукового и слогового анализа и синтеза на основе фонематического восприятия , которое в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития . Так, Р. Е. Левина выделяет следующие стадии развития фонематического восприятия .

Первая стадия – полное отсутствие дифференциации звуков речи, при этом у ребенка нет понимания речи. Эта стадия носит название «дофонематическая » .

На второй стадии становится возможным различие акустически далеких фонем , близкие по звучанию фонемы не дифференцируются , правильное и неправильное произношение не различаются.

На третьей стадии ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их постоянными фонематическими признаками , он узнает неправильно произносимые слова.

На четвертой стадии активная речь достигает почти полной правильности, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии и произнесении незнакомых слов.

На пятой стадии происходит завершение процесса фонематического развития , когда и восприятие, и экспрессивная речь ребенка правильны. Самым существенным признаком перехода на эту ступень является то, что ребенок четко различает правильное и неправильное произношение [Левина 1958].

Первые три этапа ребенок проходит в раннем детстве до 3-х лет, в дошкольном возрасте он проходит два последних этапа.

Показателем сформированности фонематического восприятия является умение ребенка осуществлять фонематический анализ , развитие которого осуществляется постепенно. Простые формы фонематического анализа (узнавание звука на фоне . Сложные формы (определение количественного и последовательного звукового состава слова) формируются лишь в процессе специального обучения, в ходе обучения детей грамоте .

Произносительная сторона речи ребенка 7 года жизни максимально приближена к речи взрослых и практически соответствует нормам литературного произношения. Фонематический слух становится контролирующим механизмом собственного произношения и способствует овладению первоначальными навыками чтения и письма [Варенцова 2012].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сенситивное (благоприятное возрасту ) развитие фонематического слуха имеет огромное значение для развития всей речевой функции ребенка.

3. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста в современных условиях ДОУ

Речевое развитие ребенка происходит в процессе активного познания им окружающего мира, за счет включения как можно большего количества анализаторов (зрительного, слухового , осязательного и т. д.) . Эффективное речевое развитие возможно только под руководством взрослых в семье или ДОУ в процессе совместной деятельности всех участников педагогического процесса.

В отечественной методике развития фонематического слуха у детей были представлены в трудах многих педагогов (Ф. А. Сохин, Г. А. Тумакова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, А. И. Максаков, Л. А. Венгер и др.). Кратко опишем сущность концепций речевого развития дошкольников перечисленных авторов.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста , Ф. А. Сохин обозначил следующие задачи в работе над звуковой стороной речи :

воспитывать речевой слух у детей преимущественно в игровой деятельности;

развивать артикуляционный аппарат дошкольников посредством артикуляционной гимнастики, позволяющей развивать подвижность языка , губ и т. д. ;

развивать речевое дыхание детей дошкольного возраста , используя специальные игровые упражнения (например, упражнения «Свечка» , «Кораблики» , «Одуванчик» и др.);

воспитывать у дошкольников умение регулировать громкость и силу голоса в соответствии с условиями общения;

воспитывать у детей интонационную выразительность речи;

формировать правильное произношение всех звуков (орфоэпическая сторона речи) [Сохин 2004].

В исследованиях Г. А. Тумаковой рассматриваются содержание, методы и приемы работы воспитателя по развитию у дошкольников 3-7 лет фонематического слуха , формированию умения ориентироваться в звуковой стороне слова.

Когда дети овладеют термином «слово» , автор предлагает переходить к игровым упражнениям на их звучание. Это задания на припоминание, воспроизведение, сопоставление слов, сходных и различных по звучанию (мак – рак – бак – лак, подбор рифмы, вслушивание в звучание слов, которым дети дают звуковые характеристики : шуршащие, звонкие, громкие, тихие и т. п. При такой организации обучения дошкольники начинают самостоятельно экспериментировать, играть со словами и звуками, развитие фонематического слуха идет продуктивнее [Тумакова 2011].

В исследованиях М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной описывается система работы по ознакомлению дошкольников со звуковым строением слов, обучению правильному звукопроизношению. Авторы методики предлагают специальные занятия по развитию моторики речедвигательного аппарата, слухового восприятия , речевого слуха и речевого дыхания , уточнению и закреплению артикуляции звуков [Алексеева 2000].

В трудах А. И. Максакова системе работы по развитию звуковой стороны речи, фонетического восприятия также уделяется большое внимание. Исследователь предлагает начинать данный вид речевой деятельности уже в младшем дошкольном возрасте .

Чтобы научить дошкольников правильно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, менять громкость, темп речи, пользоваться интонационными средствами выразительности, А. И. Максаков предлагает, во-первых, научить их слышать и слушать речь окружающих, т. е. развивать слуховое восприятие . В качестве подготовительных упражнений исследователь предлагает задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи А. И. Максаков предлагает отрабатывать при заучивании детьми потешек, пересказе сказок [Максаков 2006].

Программа по обучению грамоте Л. А. Венгера в средней группе детского сада предполагает переориентировку детей со смысловой стороны речи на звуковую, когда звуки речи становятся предметом специального изучения. Автор предлагает знакомить детей :

со звучащим словом и многообразием слов;

с тем, что слова звучат по-разному и сходно;

с протяженностью слов (длинные и короткие слова) ;

со звуком, разнообразием звуков окружающего мира;

способами интонационного выделения звука в слове;

различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

В основании программы Л. А. Венгера лежит прием моделирования, т. е. обозначения звуков фишками. Работа над звуковой стороной речи проходит в несколько этапов и начинается с момента разбора трехзвуковых слов. Детям даются фишки серого цвета без различения звуков на гласные и согласные.

Второй этап – введение гласных звуков. Звуковая модель видоизменяется : гласные звуки обозначаются красными фишками на фоне серых .

Третий этап – дальнейшее усложнение звуковой модели за счет введения согласных звуков и их дифференциации на твердые и мягкие согласные, которые в модели дети обозначают синими и зелеными фишками. В это же время вводятся слова различной звуковой конструкции (луна, паук, аист, слон, мышка, слива и т. д.) и знак ударения.

Программа Л. А. Венгера реализуется в доступной и интересной для дошкольников форме : в дидактических играх, сюжетных игровых ситуациях, в упражнениях с использованием наглядного материала и игрушек [Венгер 2004].

В методической литературе по речевому :

1) наличие высокого уровня звуковой (произносительной) культуры речи взрослых ;

2) использование дидактических игр и упражнений;

3) учет индивидуальных особенностей ребенка;

4) учет среды воспитания и др.

Высокий уровень звуковой (произносительной) культуры речи взрослых имеет большое значение в фонематической подготовке детей . Так, М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, дети перенимают «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи» [Алексеева 2007 : 17]. Именно поэтому к произносительной культуре речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования.

Важным психолого-педагогическим условием фонематического развития дошкольников является использование дидактических игр и упражнений. Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка в доступной для него игровой форме. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова [Сохина 2009].

Следующее условие, необходимое для фонематической подготовки детей , – учет индивидуальных особенностей ребенка. При работе с детьми необходимо учитывать особенности фонематического восприятия каждого ребенка. Если у ребенка возникают трудности при восприятии новой информации, то следует проводить игры и упражнения на материале, который еще только будет включен в непосредственную образовательную деятельность. Такая работа позволит подготовить ребенка к усвоению новых знаний о звуках и буквах, поможет чувствовать себя увереннее и постепенно приведет дошкольника к новым формам работы над звуковой стороной речи [Чиркина 2003].

Необходимым условием развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста является также учет среды воспитания. Одной из основных задач ДОУ принято считать обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность и речь детей . Для выполнения этой задачи в группе должен оформляться познавательно-речевой уголок, в котором накапливается и систематизируется разнообразный практический материал для организации речевых игр и непосредственной образовательной деятельности : пособия для проведения артикуляционной гимнастики, комплексы пальчиковых игр, речевых физминуток, дидактические игры, пособия, способствующие развитию речи детей , материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук и т. д. [Тихеева 2001].

На основании изложенного сделаем следующие выводы :

1. Фонематический слух – это различение , т. е. анализ и синтез звуков и фонем частей речи , которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

Другими словами, под фонематической стороной речи понимают способность различать фонемы родного языка : способность слышать, есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы , расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

2. Фонематический слух начинает развиваться у детей очень рано , в своем развитии он опережает речь ребенка.

К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет различать близкие по звучанию фонемы , формируются навыки звукового и слогового анализа и синтеза на основе фонематического восприятия , показателем сформированности которого является умение ребенка осуществлять фонематический анализ .

Простые формы фонематического анализа (узнавание звука на фоне слова и вычленение первого и последнего звука из слова) возникают спонтанно, в процессе развития речи в дошкольном возрасте . Сложные формы (определение количественного и последовательного звукового состава слова) формируются в процессе специального обучения, в ходе обучения детей грамоте .

3. В отечественной методике развития речи задачи и приемы работы по формированию фонематического слуха у детей были представлены в трудах многих педагогов : Ф. А. Сохин, Г. А. Тумакова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, А. И. Максаков, Л. А. Венгер и др.

В методической литературе по речевому развитию детей дошкольного возраста описаны следующие психолого-педагогические условия успешной фонематической подготовки дошкольников : наличие высокого уровня звуковой (произносительной) культуры речи взрослых (воспитателей, родителей и т. д.) ; использование дидактических игр и упражнений; учет индивидуальных особенностей ребенка; учет среды воспитания и др.

4. Список литературы

Выготский Л. С. Педагогическая психология.

Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей .

Максаков А. И. Звуковая культура речи

Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом : Пособие для воспитателя дет. сада

Жинкин Н. И. Механизмы речи.

Гербова В. В. Учусь говорить

Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост . М. М. Алексеева, В. И. Яшина.

Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнает что или о чем говорится. Во-вторых, кто говорит (понять это помогают характерные индивидуальные особенности голоса каждого человека). Наконец, как говорят, т.е. с каким эмоциональным отношением.

Смысл слов, фраз и целых сообщений передается в устной речи с помощью комбинаций звуков. Правильное произношение звуков речи является важным условием точного понимания высказывания окружающими. Многое способны также «рассказать» тембр голоса, манера говорить и интонации [Горбенко, 2012].

Таким образом, в процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя с речедвигательным анализатором, направляет и контролирует работу речевых органов. Это взаимодействие наблюдается с самого рождения ребенка.

Реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного. Они выражаются во вздрагивании всем телом, мигании, изменении дыхания и пульса. Несколько позднее, на второй неделе, звуковые раздражения начинают вызывать задержку общих движений ребенка, прекращение крика. Все эти реакции носят характер врожденных, т.е. безусловных, рефлексов.

Развитие функции слухового анализатора на втором и третьем году жизни ребенка, связанное с интенсивным формированием у него второй сигнальной системы, характеризуется постепенным переходом от обобщенного восприятия фонетической (звуковой) структуры речи ко все более дифференцированному. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи. По мнению известных исследователей речевого слуха детей (Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау Н.Х. Швачкин, Л.В. Нейман), именно в этом возрасте фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным [Епифанова, 2012].

Однако его развитие, совершенствование продолжается и у взрослых. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

Следует особо отметить, что формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляции; причем наряду с общеизвестной зависимостью артикуляции от слуха отмечается и обратная зависимость: умение произнести тот или иной звук значительно облегчает ребенку его различение на слух. Закрепление правильного звукопроизношения во многом зависит от слухового контроля. Слуховой контроль над произношением сохраняет существенное значение и после того, как оно прочно усвоено и автоматизировано. Об этом можно судить по фактам постепенного расстройства произношения при потере или резком снижении слуха даже у взрослого человека. Наиболее отчетливо проявляется зависимость состояния произношения от слуха при врожденной или наступившей в раннем периоде жизни ребенка глухоте, которая влечет за собой немоту.

Слуховое восприятие может быть активным и целенаправленным лишь при условии достаточной сформированности устойчивого и концентрированного внимания. Внимание, в свою очередь, только тогда развивается успешно, когда новое включается в уже сформированные связи, дополняет, развивает или изменяет их. Эти сложные системы связей, отражающие знания и опыт, основаны на памяти. Произвольная память является показателем управляемости психическими процессами и необходима в учебной деятельности. Экспериментальное изучение детей дошкольного возраста, проведенное З.М. Истоминой, показывает, что уже в возрасте 4-5 лет они способны ставить перед собой сознательную цель запомнить, припомнить, хотя для этого сама цель должна носить конкретный смысл и вытекать из самого существа задачи [Истомина, 1981]. Это обуславливает появление возможностей саморегуляции. Процесс саморегуляции, в том числе сенсомоторной, обеспечивается в основном вербальными средствами: оцениванием, планированием, формулированием критериев успешности, самоинструкцией - при достаточном созревании лобных отделов головного мозга. Это связано с тем, что главным фактором опосредования любой психической деятельности является речь. Возникновение речи существенным образом перестраивает всю психическую сферу человека. Такие процессы, как восприятие, память, мышление, произвольное внимание, формируются при участии речи и опосредованы ею. Как считал Л.С. Выготский, речь становится универсальным средством воздействия на мир [Выготский, 1991].

Итак, речевое развитие ребенка происходит в процессе познания им окружающего мира, за счет включения как можно большего количества анализаторов. Это в полной мере возможно только под руководством взрослого, а также в процессе совместной деятельности всех участников педагогического процесса.

Формирование произносительной стороны речи - сложный процесс, в ходе которого каждый ребенок учится воспринимать обращенную к нему речь и учится управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала - звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. При восприятии ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке, фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые сливаются в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно из них извлечь фонемы и опознать их по постоянным различительным признакам. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух. Фонематический слух осуществляет операции различения узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Р.Е. Левина считает, что недостатки произношения фонем могут быть связаны с недоразвитием фонематического слуха. В то же времянедостатки произношения фонем в тех случаях, кода они выражаются в замене или смешении в словах, могут сами затруднять формирование фонематического слуха [Левина, 1958].

Задачи по формированию фонематического слуха:

1. Научить узнавать звук в составе слова, определять наличие звука в слове.

2. Развивать способность различать по смыслу слова, в состав которых входят одни и те же звуки.

3. Учить различать слова-паронимы.

Через развитие фонематического слуха выводим детей к развитию фонематического восприятия, т.е. умения осознавать звуковую сторону слова.

Задачи по формированию фонематического восприятия:

1. Определение первого звука в слове.

2. Умение определить линейную последовательность фонем.

3. Умение определять позицию звука в слове по отношению к началу и концу слова.

4. Умение определять количество фонем в слове.

Этапы работы по развитию фонематического восприятия:

1 этап - узнавание неречевых звуков.

2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

3 этап - различение слов близких по своему звуковомусоставу.

4 этап - дифференциация слогов.

5 этап - дифференциация фонем.

6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение слушать речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение [Проблемы дошкольной игры, 1987].

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развиваем умение узнавать и различать неречевые звуки.

На следующих этапах, в играх и упражнениях учим различать высоту, силу, тембр голоса, вслушиваться в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже - слоги, фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование навыков элементарного звукового анализа.

На основании изложенного выше в первой главе курсовой работы сделаем следующие выводы :

1. Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.

2. Речевое развитие ребенка происходит в процессе познания им окружающего мира, засчет включения как можно большего количества анализаторов, это в полной мере возможно только под руководством взрослого, а также в процессе совместной деятельности всех участников педагогического процесса. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух. Фонематический слух осуществляет операции различения узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействия и взаимообщения детей. Как подчеркивают ученые, игры снимают психологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. Таким образом, создание оптимальных условий применения дидактических игр для формирования фонематического слуха позволяет находить новые пути и методы его развития, что, в свою очередь, создает базу для качественного обучения дошкольников грамоте.

Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.

Фонематическое восприятие - это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова.

Фонематический слух - осуществляет контроль за непрерывным потоком слогов.

Речевой слух - совместное функционирование фонематического и фонетического слуха, осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является стимулом формирования произношения.

Фонематический слух, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психологической активности ребенка: перцептивную, когнитивную, регулятивную и др. По данным многих авторов, несформированность восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к речевым нарушениям, к учебной дезадаптации детей дошкольного возраста.

Различение оппозиционных звуков детьми происходит постепенно:

# Первоначально ребенок различает наиболее грубо противопоставленные звуки - гласные и согласные, но внутри этих групп наблюдается широкая генерализация: согласные еще вовсе не различаются, а среди гласных выделяется наиболее фонетически мощный и легко артикулируемый звук [а]; ему противопоставляются все остальные гласные звуки, между собой также не дифференцируемые;

# Далее происходит дифференциация «внутри» гласных - [и-у], [э-о], [и-о], [э-у]; позже остальных он начинает различать высокочастотные гласные [и-э], низкочастотные звуки [у-о]; труднее воспринимается звук [ы];

# Затем формируются оппозиции «внутри» согласных: определение наличия или отсутствия согласного звука в слове как широко обобщенного звука, последующее различение сонорных - шумных; твердых - мягких; взрывных - фрикативных; глухих - звонких; свистящих - шипящих.

Фонематический слух формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения, считает А.Н. Гвоздев. Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни при понимании речи ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе развития импрессивной речи. Овладение фонематическим слухом предшествует другим формам речевой деятельности - устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

Н.Х. Швачкин в своих исследованиях, посвященных изучению становления фонематического слуха у детей, выявил определенные закономерности в развитии фонематического слуха у детей и определил двенадцать генетических рядов формирования фонематического развития ребенка.

Двенадцать фонематических (генетических) рядов:

1-й - различение гласных

(различение [а] и других гласных различение [и - у], [э - о], [и - о], [э - у] различение [и - э], [у - о])

2-й - различение наличия согласных

(различение наличия согласных: фонема = согласная - нуль - фонема ([бок - ок], [вэк - эк], [дик - ик])

3-й - различение сонорных и артикулируемых шумных

(различение сонорных и артикулируемых шумных: [м - б],

[р - д], [н - г], )

4-й - различение твердых и мягких согласных

(различение твердых и мягких согласных: [н - н"], [м - м"], [б - б"], [д - д], [в - в"], [з - з"], [л - л"], [р - р"])

5-й - различение сонорных согласных

(различение назальных и плавных + [j]: [м - л], [м - р], [н - л], [н - р], [н - j],

различение назальных: [м-н]

различение плавных: [л - р])

6-й - различение сонорных и неартикулируемых шумных

(различение сонорных и неартикулируемых шумных: [м - з], [л - х], [н -ж]

7-й - различение губных и язычных

(различение губных и язычных: [б - д], [б - г], [в - з], [ф - х])

8-й - различение взрывных и придувных

(различение взрывных и придувных: [б - в], [д - з], [к - х], [д - ж]

9-й - различение передне- и заднеязычных

(различение передне- и заднеязычных: [д - г], [с - х], [ш - х]

10-й - различение глухих и звонких

(различение глухих и звонких: [п - б], [т - д], [к - г], [ф - в], [с - з], [ш - ж]

11-й - различение шипящих и свистящих

(различение шипящих и свистящих: [с - з], [ш - ж])

12-й - различение плавных и среднеязычного [j]

(различение плавных и [j]: [р - j], [л - j])

Фонематический слух развивается в связи с развитием семантики речи ребенка.

В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно. В овладении речью главная роль принадлежит фонематическому слуху.

Р.Е. Левина предлагает следующую периодизацию в формировании фонематического развития:

1 этап - дофонематическая стадия развития, когда отсутствует дифференциация звуков;

2 этап - начальная стадия дифференциации фонем;

3 этап - завершающая стадия дифференциации фонем;

4 этап - появляется готовность к элементарному звуковому анализу;

5 этап - возможность осуществлять тонкую дифференциацию фонем и проводить операции звукового анализа.

Если первые три этапа у ребенка в норме реализуются в раннем возрасте, то последние два этапа ребенок проходит в старшем дошкольном возрасте, в процессе активного содействия со стороны взрослого.

Особенности формирования фонематического слуха

Для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи.

Нарушения в формировании фонематического слуха у детей со стертой дизартрией могут носить вторичный характер. Такого рода нарушения наблюдаются при патологии речевых кинестезий, имеющих место при двигательных поражениях органов речи, нарушение фонематического слуха вторичного характера проявляется у детей со стертой дизартрией, причем степень ее выраженности зависит от степени выраженности самой дизартрии. Дети плохо выполняют упражнения по различению слов, близких по своему звучанию (на материале картинок), по подбору картинок на заданный звук, по узнаванию слогов и т.д.

У детей со стертой дизартрией из-за наличия патологической симптоматики в артикуляционном аппарате (гипертонус, гипотонус, девиация, гиперкинезы, гиперсаливация и др.) нарушается моторика органов артикуляции, ухудшается качество артикуляторных движений. Эта моторная недостаточность оказывает отрицательное влияние на формирование фонематического слуха.

Нарушение четкости артикулирования во время речи, невнятная в целом речь детей со стертой дизартрией не позволяет формироваться четкому слуховому восприятию. Часто дети не контролируют свое звукопроизношение. Нарушения кинестетического контроля и слуховой дифференциации является причиной стойких нарушений фонетической и просодической стороны речи.

Исследования, посвященные изучению состояния фонематического слуха у детей со стертой дизартрией, показали, что у некоторых детей трудности начинаются уже на I ступени, т.е. при дифференциации неречевых звуков. Дифференциация неречевых звуков свидетельствует о состоянии слухового внимания и является предпосылкой формирования фонематического слуха. Интересным наблюдением являются данные анамнеза. Почти у всех детей, испытывавших проблемы с дифференциацией неречевых звуков, в заключении отоларинголога диагностируются аденоидные разрастания (II-III степени). Другим важным наблюдением можно считать то, что знакомые звуки, часто встречающиеся в быту, на занятиях, различаются детьми лучше, чем звуки, воспринимаемые впервые или малознакомые.

У большинства детей при исследовании ритмических способностей при восприятии и при воспроизведении ритмических рядов отмечаются ошибки как при определении количества ударов, так и при передаче ритмического рисунка проб. Из-за неустойчивого слухового внимания некоторые пробы выполняются со второй или даже третьей попытки. При этом ярко выступает моторная неловкость. Некоторым детям задание недоступно. Дети отказываются от задания.

При исследовании различения одинаковых звукокомплексов и слов близких по звуковому составу дети со стертой дизартрией представляют неоднородную группу. Нарушения отмечаются у всех, но проявляются в разной степени выраженности. Задания, выполненные с ошибками, многими детьми самостоятельно не исправляются. Часто ошибки детьми не замечаются. С трудом выполняются задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу. При этом задании требуется хлопнуть в ладоши, если логопед в ряду многих слов произнесет слово ошибочно (шляпа - сляпа - хляпа - шляпа и т.п.).

Все дети испытывают выраженные трудности при дифференциации слогов и фонем. Только после нескольких попыток (2-4) детям удается дифференцировать гласный из ряда других гласных звуков, При дифференциации слогов с оппозиционными согласными: звонкие - глухие, твердые - мягкие - все дети оказываются несостоятельными. При исследовании дифференциации слогов и фонем у одной трети детей выявлены нарушения слухоречевой памяти.

Трудности возникают не только при дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но и при различении более контрастных звуков.

Многие авторы рекомендуют для успешного преодоления фонетических, лексико-грамматических нарушений, для профилактики дисграфии и дислексии проводить опережающее формирование фонематического слуха. Кроме того, хороший фонематический слух поможет детям различать в речи окружающих различные просодические характеристики и позволит успешно преодолевать нарушения просодики.

Диагностика сформированности фонематического слуха
у детей со стертой дизартрией

Система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей.

Система носит тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представлять картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха. В дальнейшем система удобна для прослеживания динамики развития фонематического слуха ребенка и эффективности коррекционного воздействия.

С целью более точной квалификации нарушения фонематического слуха полезно определить, какие операции не сформированы у ребенка в большей степени.

Система адаптирована для обследования фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Она состоит из ряда проб для обследования предпосылок формирования фонематического слуха и самого фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка.

Система включает следующие пробы.

1) узнавание неречевых звуков;

3) различение слов, близких по звуковому составу;

4) дифференциация слогов;

5) дифференциация фонем;

6) навыки элементарного звукового анализа.

При исследовании фонематического слуха используются задания, исключающие проговаривание, чтобы трудности звукопроизношения не влияли на качество его выполнения.


Похожая информация.